В Томск прибывает великая святыня: честная и многоцелебная Риза Пресвятой Богородицы. Положение ризы пресвятой богородицы Что такое риза богородицы

Праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы основан на событиях V века. В 458 году Византию была принесена риза Самой Пресвятой Богородицы. Согласно преданию произошло это следующим образом.

Двое братьев византийцев Галвин и Кандид совершали паломничество на Святую Землю. В Назарете, остановившись на ночлег в доме одной еврейки, они с удивлением узнали, что здесь пребывает риза Пресвятой Богородицы. Она лежала в специальном ковчеге в отдельной комнате, окруженная свечами. Чтобы поклониться святыне и получить от не исцеления сюда стекалось множество народа из окрестностей. По словам хозяйки, риза хранилась ее родом в течении несколько веков. Сама Пречистая Дева передала ее одной вдовице из их рода перед Своим преставлением. Желая завладеть святыней, братья пошли на хитрость. Ночью они измерили ковчег с ризой, в Иерусалиме заказали точно такой же и на обратном пути подменили его, забрав с собой святыню. Привезя реликвию в Константинополь, братья хранили ее в своем доме, но от нее стало совершаться множесво чудес, так что уже невозможно было хранить этой в тайне. Тогда братья поведали все византийскому императору и патриарху Генадию I, после чего риза Пресвятой Богородицы была торжественно перенесена в храм Богородицы во Влахерне, а в честь этого события было установлено ежегодное празднование.

Позже к честной ризе Богородицы были добавлены и другие реликвии: омофор и часть пояса Пречистой Владычицы, которые были обнаружены в Ее гробнице. Это событие отразилось и в иконографии праздника. На русских иконах эти два события положение Ризы и положение пояса Богоматери объединены в одно.

Праздник обрел свое особое внимание на Руси всвязи с событиями IX века, вошедшими в истрию как Аскольдово крещение.По легенде в 866 году Аскольд и Дир отправились с военным походом на юг. Будучи опытными мореплавателями и имея в распоряжении около 200 ладей, они успешно спустились по Днепру, пересекли Черное море, и, опустошив берега Босфора, благополучно достигли Константинополя. Столица Византии впервые столкнулась с руссами, чье появление здесь застало всех врасплох. Император Михаил III был тогда в отсутствии, но узнав об осаде вернулся в город. Все ожидали лишь чуда, так как неприятель был силен. Патрирах Фотий, импертаор и весь народ непрестанно молились об избавлении города. Взяв честную ризу Пресвятой Богородицы, святитель Фотий вынес ее на берег и погрузил ее край в воды залива, после чего поднялась сильнейшая буря, раскидавшая флот Аскольда, так что после заключения мирного договора, лишь остатки его смогли вернуться в Киев.

Это событие произвело на русских большое впечатление. Пример веры, молитвы и совершившегося по нему чуда, побудили князя просить Константинополь о крещении. Вскоре князь Аскольд принял святое крещение с частью своей дружины. Таким образом риза Пресвятой Богородицы сыграла важную роль в русской истории. Праздник Ризоположения издревле почитался в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.

В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву.

Богородице Приснодево, человеков покрове, / ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, / державное граду Твоему обложение даровала еси, / безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, / о Тебе бо и естество обновляется и время. / Темже молим Тя мир граду Твоему даровати / и душам нашим велию милость.

Пояс Пресвятой Богородицы - 28 ноября святыня покинула российскую столицу. Пояс Богородицы был впервые привезен в Россию и за месяц побывал в 15 городах. Провожая святыню, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что «за время пребывания Пояса Богородицы в России по самым скромным подсчетам ему поклонились почти 3 млн. человек». А сколькие верующие не успели, не смогли поклониться этой великой православной святыне? Но не стоит огорчаться, ведь в Москве есть много святынь, не менее значимых, но не столь часто упоминаемых в средствах массовой информации. Сегодня мы о них расскажем.

23 ноября. Телефон горячей линии выучила наизусть: в течение часа набирала его раз сто. И вот мне ответили.

Усталой скороговоркой женский голос сказал, что очередь к святыне оканчивается на Фрунзенской набережной, ориентироваться можно на дом 34. Сейчас в храм Христа Спасителя заходят люди, которые заняли очередь вчера в восемь часов вечера.

Нужны ли волонтеры? Я могла бы чай разносить людям, стоящим в очереди.

Нет, у них достаточно волонтеров.

Что ж, еду на Фрунзенскую. Нет еще и шести вечера, а на улице уже темнеет. Вот и моя цель - в полутьме светится названия улицы и нужные мне цифры - 34. Через дорогу, вдоль Москвы-реки вижу: народ стоит, много автобусов, кабинки биотуалетов. Осталось только дождаться зеленого цвета светофора и я - там. Там, где тысячи верующих несут подвиг, стоя на улице с раннего утра, а может быть, кто-то даже и с ночи стоит и молит Царицу Небесную о милости к себе, своим детям, родным...

Куда вы идете? - прервал мои мысли полицейский.

В очередь!

Здесь не получится, - виновато улыбается паренек в форме, - конец очереди через полтора-два километра отсюда, ближе к Воробьевым горам.

А мне сказали, что...

По отрицательным кивкам полицейского понимаю, что бесполезно передавать усталые ответы женщины с горячей линии.

Как быстро движется очередь?

Четыре часа - один километр.

А до Храма Христа Спасителя сколько?

Отсюда примерно километров пять-шесть.

Математика нехитрая: столько времени простоять на морозце я сил в себе не найду. Похоже, сил не хватает не только мне одной: с набережной идут женщины, они вышли из очереди. Паломницы из Волгограда - группа 100 человек, приехали сюда в пять утра. Говорят, что до Крымского моста шли хорошо, потом с места не двигались три часа. Уже и домой надо возвращаться, и стоять стало тяжело.

Огорчились, что не удалось приложиться к святыне?

Нет, люди впереди нас гораздо дольше стояли, и то не горюют. А у нас пояски будут, освященные на поясе Матери Божией!

Так ведь их дают только тем, кто приложился к поясу...

А мы сами купили пояски с молитвой «Живый в помощи...» и наш батюшка пошел в храм, он их все и освятит. Так что мы приехали не зря.

На первый взгляд, кажется - бодрятся женщины, сдерживаются от ропота. Но нет - улыбаются, рассказывают, что пока стояли в очереди молились, было время подумать о себе, жизни своей суетной.

К метро пошли вместе: паломницы к своему автобусу, а я поехала домой, и тоже без огорчения, потому что слышала, что в некоторых московских храмах есть святыни: и Риза Пресвятой Богородицы, и частица пояса.

Вот и читатели интернет-портала «Православие и мир» подготовили текст для тех, кто не смог приложиться к поясу Пресвятой Богородицы. Мы его публикуем с небольшими сокращениями. Дорогие верующие! Если Вы хотели поклониться поясу Пресвятой Богородицы в храме Христа Спасителя, но у вас не получилось, не отчаивайтесь! В Москве есть много святынь, не менее значимых, но не столь часто упоминаемых в средствах массовой информации. Сегодня мы о них расскажем.

Храм Христа Спасителя

В храме Христа Спасителя всегда пребывают частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа и частица Ризы Богородицы. Это не менее значимые святыни, чем пояс Пречистой Девы. Можно в любое время, когда открыт храм прийти и помолиться перед ними. По преданию Риза Христова попала сначала в Грузию и долго хранилась там, в Патриаршем соборе древней столицы - Мцхеты. После захвата Грузии в 1617 году персидским шахом Аббасом II святыня оказалась в его распоряжении.

В 1625 году шах прислал частицу Ризы Христовой в дар русскому царю Михаилу Федоровичу Романову . Патриарх Филарет тщательно изучил исторические сведения, связанные с Ризой, и после такого своеобразного научного изыскания частица Ризы была торжественно положена в Успенском соборе Кремля . От частицы Ризы отделялись фрагменты для отправки в крупные города страны: Киев, Ярославль , Кострому , Санкт-Петербург .

После печальных событий октября 1917 года храмы Кремля были закрыты, все представлявшие материальную ценность предметы конфискованы, и ковчег с частицей Ризы оказался в Музеях Московского Кремля, где долго сохранялся сотрудниками в отделе драгоценных металлов. В 2007 году государство вернуло святыню Русской Православной Церкви.

В том же храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Богородицы, переданная туда из тех же Музеев Кремля в 2008 году. Эта святыня такой же значимости, как и пояс Пречистой. На Русь частица Ризы Богоматери попала в XIV веке. Ее привез из Константинополя Дионисий Суздальский в числе других реликвий. Известно множество связанных с Ризой Богородицы чудес, произошедших как в Византии, так и в России. В советское время эта святыня, как и Риза Спасителя, попала в Музеи Кремля, откуда и была возвращена Церкви в целости и сохранности.

Храм пророка Илии в Обыденном переулке

Есть в Москве и храм, где хранится частица пояса Богородицы. Это церковь пророка Илии в Обыденном переулке , которая расположена рядом с метро «Кропоткинская», по адресу 2-й Обыденский переулок, дом 6. Можно прийти помолиться в любое время с 8 часов утра до позднего вечера.

Частица пояса положена в мощевик, находящийся в приделе апостолов Петра и Павла . Кроме этого, в храме есть чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость », частица Древа Животворящего Креста, часть Гроба Господня, мощи многих святых.

Если Вам очень необходим некий предмет «на молитвенную память», наподобие пояска, то возьмите небольшую икону Богородицы и, помолившись, приложите к частице пояса. Если сомневаетесь в законности этого поступка - спросите разрешения у священника. Обычно в храмах Русской Православной Церкви такое допускается.

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове

Есть и еще один храм в Москве, где можно помолиться перед частицей Ризы Божией Матери. Это церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове , она расположена в 10 минутах ходьбы от метро «Автозаводская» (выход из последнего вагона из центра).

Адрес: улица Восточная, дом 6.

Храм открыт с 7.30 до 17.00 или до окончания вечернего богослужения, если оно есть в этот день. В иконе «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне», внутри ковчежца, находится частица Ризы Богоматери. Если Вы не сможете самостоятельно найти эту икону - спросите дежурного или продавца из лавки. В храме есть еще несколько чтимых икон Пречистой Девы.

Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры

Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры хранит частицы мощей многих святых. Есть там и часть ризы Богородицы. Палата примыкает к Троицкому собору. Вход в нее из Троицкого собора, дверь рядом с гробницей Преподобного Сергия. Дверь заметная - большая черная, в ней дыра от ядра, она всегда, если не закрыта, то прикрыта.

Надо подойти к дежурному монаху или мужчине в черном халате. Можно просто спросить в притворе храма у монаха за ящиком: «Кто здесь дежурный, можно нам как-то пройти в Серапионову палату? Мы издалека (из Москвы), хотели приложиться». Если нет на тот момент особых запретов, пускают всех просящих. Запреты бывают обусловлены визитами важных гостей.

В бесплодии молятся…

Например, в храме Живоначальной Троицы на Грязех (улица Покровка, дом 13) есть чтимая икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей. Многие москвички (и не только москвички) по молитве к этому святому исцелились от бесплодия, гинекологических болезней, смогли выносить и родить детей. Много лет в этом храме по понедельникам в 17 часов служится молебен с водосвятием. Есть свидетельства множества случаев чудесной помощи святого.

Предлагаем такой вариант: приложитесь к святыням, имеющимся в других храмах, и в качестве физического подвига походите туда на воскресную Литургию, или по будням на акафист или молебен. Наши храмы пустуют по будням, это ни для кого не секрет. Это тоже будет подвиг, и еще какой.


Подготовила Яна Беседина

Пояс и Риза Божией Матери очень редкие христианские святыни, которые с особенным благоговением почитаются верующими.

Пояс Пресвятой Богородицы, как и Ее Риза, были одними из главных святынь Константинополя. Согласно преданию, записанному в X веке (в Менологии Василия II), Пресвятая Богородица перед блаженным успением подарила одну из своих одежд (ризу) благочестивой девице, завещав передавать ее перед смертью также девице. В этой семье и сохранялась святыня из поколения в поколение. В годы правления византийского имп. Льва Великого (457-474) приближенные царя братья Галвин и Кандид отправились в Палестину на поклонение св. местам. В селении близ Назарета они остановились на ночлегу одной иудеянки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи, курящийся фимиам и множество больных, ожидающих исцеления. После неотступных просьб хозяйка дома рассказала о том, как ей досталась дорогая святыня - риза Богоматери, сокрушаясь, что в роде ее уже нет девицы, которой она могла бы доверить это служение. Благочестивые братья возгорелись одним пламенным желанием - дабы бесценное сокровище досталось христианам царствующего града - и в горячей молитве просили Пречистую Деву не возбранять им взять ризу в Константинополь. Заказав копию ковчега, в котором хранились одежды Пречистой, они тайно подменили его и благоговейно, с несказанной радостью отправились со святыней в Царьград. От поставленного в их домовой церкви ковчега тут же начали проистекать чудотворения, и святыня торжественно была положена в храме Пресвятой Богородицы, построенном на берегу Влахернского залива (458 г.).

Не раз при нашествии врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. В 626 году чудотворную силу ризы Богоматери испытали персы и авары, в 673 и 716 годах сарацины, а в 866 году русские князья Аскольд и Дир. Во время осады Царьграда чудотворную ризу Богородицы при молитвах многочисленного народа погружали в тихие воды Босфора, и буря, в этом случае всякий раз поднимавшаяся, сокрушала флот осаждавших неприятелей. Аскольд и Дир, стремившиеся покорить Византию, приняли христианскую веру. В1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места; частицы ризы хранились в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля), Святейший Патриарх Алексий II совершает Божественную литургию и молебен перед частицей Ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля.

Кроме ризы сохранился между христианами и честный пояс Богоматери. Греческий император Аркадий (395-408) принес его из Иерусалима в Константинополь, с 408 г. пояс хранился в построенном для него храме в драгоценном ковчеге, запечатанном царской печатью. Празднество Положения честного пояса установлено было в воспоминание чуда, бывшего от пояса над больною греческой царицей Зоей, супругой имп. Льва Мудрого (886-911). Царица Зоя получила однажды во сне откровение, что она немедленно исцелится от продолжительной болезни, если на нее будет возложен пояс Пресвятой Богородицы. Тогда пояс, ничуть не поврежденный временем, был вынут из ковчега, возложен на больную, и она выздоровела. После этого пояс с торжеством опять положили в ковчег. В конце X века он был разделен на три части, хранившиеся в Болгарии и в Грузии. В начале XIX столетия эта святыня была преподнесена дочерью последнего грузинского царя Георгия XII Ниной в дар русскому императору Александру I при вхождении Мингрельского царства, которым она управляла, в состав Российской империи. Александр I повелел украсить дар драгоценными камнями и с признательностью возвратить в Грузию. Ковчег, в котором находился пояс, был положен в специально сооруженном для этого каменном храме в Зугдиди. На верхней части пояса был виден лик Божией Матери. Другая часть пояса Пресвятой Богородицы была пожертвована в 1151 году князем Сербским Лазарем на Афон Ватопедскому монастырю. Пояс состоит из трех частей, которые для большей безопасности хранятся в трех ящичках, сделанных из золота и серебра.

Часть пояса Богородицы хранится в древнем, основанном еще в XI в. кипрском монастыре Троодитисса, расположенном на западном склоне горы Олимпус. Частица пояса, сплетенного руками Богородицы, находится в сирийском городе Хомс, в православной церкви «Умм Зуннар» (храм Пояса Богородицы). По преданию, ап. Фома, опоздавший на погребение Пречистой, нашел этот пояс среди погребальных пелен Пресвятой Девы. Святой апостол взял святыню в Индию, где проповедовал Евангелие. Дальнейшая судьба Хомской святыни была неизвестна до 1953 г., когда весной в монастыре Мардина, в древнейшем центре восточного монашества, был найден старинный манускрипт на арамейском языке. Переплетом этой находки служили еще более древние листы с записями, в которых сообщалось, что под алтарем хомской церкви хранится пояс Богородицы. Тотчас начали раскопки, и в алтаре обнаружили каменную плиту с надписью, что храм основан в 58 году, а под ней - мраморный куб с круглой выемкой внутри, в которой покоился серебряный ковчежец с поясом из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 см. Ученые, исследовавшие находку, выяснили, что ковчег пролежал в земле около 1000 лет. Предполагают, что он был закопан в алтаре храма во время нападения арабов на Хомс в 636 г. или же во время нашествия крестоносцев. После того как святыня была выставлена для поклонения в храме, к ней потянулись паломники. Возле ниши, где в особом звездообразном сосуде из серебра, богато украшенном драгоценностями, хранится пояс Богородицы, находится кувшин, в который верующие опускают записки, адресованные Пресвятой Деве. Кувшин всегда полон.

Термин риза имеет 2 определения. В первом случае она обозначает фелонь, специальную одежду для священнослужителей, надеваемую во время церковной службы. Также риза – это оклад для иконы, изготовленный из золота или вышитый жемчугом. Еще этим словом называют одежды Пресвятой Богородицы, которые были найдены константинопольскими аристократами после Ее успения.

Священная тайна — риза Богородицы С данной реликвией связана целая цепь событий. Два византийских брата, отправившись в Галилею, решили посетить г. Назарет и дом, в котором жили Пресвятая Дева со Своим сыном Иисусом. От нынешней хозяйки юноши смогли узнать, что в одной из комнат хранится священная реликвия, исцеляющая от всех болезней — слепые прозревают, а хромые начинают ходить. Они увидели святыню под названием риза — это одежда Пресвятой Богородицы, которая передавалась из поколение в поколение после Ее земной смерти. Хозяйка дома взяла с братьев обещание, что те не расскажут никому о великой тайне, пока эта женщина не умрет. Юноши дали обет, но, увидев ризу Богородицы, помещенную в ковчег, задумались о том, что же станет с реликвией после смерти хозяйки дома.

Обретение ризы

Тогда братья решили пойти на хитрость: они отправились поклониться Кресту Господню и пообещали на обратном пути зайти еще раз, чтобы попрощаться. Находясь в пути, братья смогли заказать ковчег, точь-в-точь походивший на тот, что хранил в себе ризу Богородицы. Также юноши купили покрывало из золота, которым они накрыли святыню, прося у хозяйки дома в Назарете позволить им всю ночь молиться перед реликвией. Когда все в доме легли спать, братья упали на колени перед святыней, прося Пресвятую Богородицу простить им тот грех, который они собираются совершить. Подменив купленный ковчег на истинную реликвию и покрыв его золотым покрывалом, юноши отправились отдыхать.

На утро братья простились с хозяйкой, взяв с собой ризу Пресвятой Богородицы. В Византии они основали малый храм, в который поместили священные одежды Божьей Матери, никому об этом не сказав. Но реликвия была настолько благодатна, что братья не смогли больше молчать и рассказали о великой находке императору. Тот с благоговением принял святыню и поместил ее во Влахернский храм. В честь данного события было установлено празднование Ризоположения Богородицы, которое отмечается и по сей день 15 июля. В настоящее время нахождение реликвии неизвестно. Она пропала после страшного пожара, в результате которого сгорела Влахернская церковь.


Положение ризы Пресвятой Богородицы, когда празднуется

Православная церковь ежегодно отмечает праздник Положение ризы Пресвятой Богородицы. Приходится он на 15 июля по новому стилю или Григорианскому календарю, что соответствует 2-му июля Юлианского или старого летоисчисления. Из Богородичных праздников это событие не столь известно, как Благовещение или Успение Пресвятой Богородицы. Тем не менее, для духовной жизни Москвы этот праздник имеет особое значение. Ведь одна из многочисленных кремлёвских церквей, Ризоположенская, освящена именно в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы.


Чудо ризы Девы Марии

Самое известное чудо, совершённое Ризой Пресвятой Богородицы датируется 866-м годом. Тогда войска славянских язычников под предводительством киевских князей Аскольда и Дира пошли войной на Византию и встали под стенами Царьграда.

Во время осады города ризу Богоматери под слезные молитвы народа и пение священных песен принесли на берег моря. Едва коснулась она воды, как дотоле тихое море взволновалось, поднялась буря и разметала корабли неприятеля. Аскольд и Дир, поражённые чудом, приняли христианскую веру.

После чудесного избавления города от врагов в память об этом событии был написан первый Акафист Пресвятой Богородице. Впервые его прочли во Влахернском храме в ночь после свершения чуда.

Акафистом Пресвятой Богородице называется хвалебный гимн в её честь. Замечу, что слово «акафист» происходит от греческого «акафистос», что буквально означает «неседален». То есть акафист исполняют стоя.

Напомню, что в московской церкви Ризоположения часть сюжетов стенописи иллюстрирует Акафист Пресвятой Богородице.

Текущая страница: 8 (всего у книги 10 страниц)

Шрифт:

100% +

Риза Богородицы – еще одна великая святыня

Пречистые одежды Приснодевы

Много святынь привозили к нам с Афона – но ведь и в самой России пребывают постоянно не менее великие святыни! У нас, православных людей, всегда есть возможность поклониться им.

Одна из таких великих святынь – Риза Богородицы, частиц которой не так мало сохранилось в российских храмах.

Ризами в древние времена называли любую одежду, платье, и даже военные доспехи. Это слово пришло к нам с Востока, и в настоящее время считается устаревшим. Но богослужебные одеяния священников до сих пор называют ризами, а помещение, где они хранятся – ризницей.

По преданию, Богоматерь вместе с Поясом завещала Свои Ризы двум иерусалимским вдовам. Ризы представляли собой хитон (платье из бязи или миткали, золотисто-желтого цвета) и омофор (больше известный у нас как покров – головной убор, представляющий собой широкий платок-покрывало).

После Успения Божией Матери Ее Ризы передавались наследницам иерусалимских вдов на протяжении многих поколений. Так продолжалось до 458 года, когда приближенные византийского императора Льва Великого, братья Гальбий и Кандид отправились в паломническую поездку в Иерусалим. В небольшом селении недалеко от Назарета они остановились в доме у престарелой одинокой женщины, и обнаружили там комнату, где стоял ковчег, окруженный зажженными свечами и кадильницами. Хозяйка рассказала, что она – наследница одной из тех вдов, которым после Успения Богородицы достались Ее Ризы, и что в ковчеге находится именно эта великая святыня. Поведала она гостям и то, что силой святыни творятся чудеса: слепые прозревают, глухие вновь обретают слух, хромые начинают ходить, а немые – говорить. Да вот беда: хозяйка осталась последней в роду, и больше некому передать по наследству чудесную святыню…

Икона «Положение ризы Пресвятой Богородицы»


И тогда, испросив благословения Богородицы, братья перевезли ковчег со святыней в Константинополь. Там 2 июля 458 года она была торжественно перенесена во Влахернскую церковь, где помещена в ковчег, украшенный золотом и серебром. С тех пор 2 июля (15 июля по новому стилю) торжественно отмечается праздник Ризоположения.

Риза Богородицы способствовала крещению Руси

Дальнейшая история Ризы Богородицы отмечена многими чудотворениями. Так, в 860 году киевские князья варяжского происхождения Аскольд и Дир решили пойти войной на Константинополь. Когда многочисленные ладьи киевлян показались на море, Константинопольский патриарх с молебнами вынес святыню из Влахернского храма и погрузил в море. Мгновенно поднялась сильная буря, которая разметала вражескую флотилию. Князья Аскольд и Дир, потрясенные случившимся чудом, отказались от своих агрессивных замыслов и приняли христианство.

Именно с этого события и начался долгий и трудный путь крещения Руси. В Киев была направлена православная миссия. Святым равноапостольным Кириллом Философом была изобретена славянская азбука (кириллица) и переведено Евангелие. Русь стала одной из епархий Константинопольского Патриархата.

Но до утверждения христианства на Руси было еще далеко. И все же именно тогда, в 860 году, был сделан исторический выбор, в итоге обративший Россию в христианское, православное государство.

Видение Андрея Юродивого. Праздник Покрова

Знаменательное событие связано и с покровом (омофором) Пресвятой Богородицы, наряду с хитоном хранившемся во Влахернской церкви. Однажды святой Андрей Юродивый, живший в конце IX – начале X века, скитался по улицам Константинополя и зашел во Влахернский храм.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»


В храме шло богослужение. И вдруг святой Андрей увидел, как в храм заходит сама Богородица в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Помолившись вместе со всеми, Она сняла с головы Свой Покров и распростерла его над всеми собравшимися в храме в знак покровительства, помощи и защиты. Увидели это чудо и другие люди в храме, а не только Андрей Юродивый. Сохранилась дата, когда это произошло: 1 октября, под вечер, в субботу (по новому стилю – 14 октября). Именно в этот день отмечаем мы теперь праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Трудная судьба святыни

Риза Богородицы хранилась во Влахернском храме Константинополя до 1434 года, когда там случился страшный пожар, в результате которого храм полностью сгорел. Риза Богородицы сохранилась, но после этого события она была разделена на части и перенесена в разные места. Часть Ризы оказалась и в Москве, куда ее привез святитель Дионисий, архиепископ Суздальский.

И здесь, в Москве, тоже свершались чудеса, связанные со Святой Ризой. Так, в 1451 году к стенам Москвы подступали татарские полчища, и святитель Иона, митрополит Московский, непрестанно служил молебны о спасении Москвы и укреплении сил ее защитников. И вот в ночь на 2 июля – праздник Ризоположения – враги без видимых причин пришли в великое смятение, бросили все награбленное добро и в спешке отступили. В память об этом в тот же год в Москве была возведена церковь Ризоположения (которая, правда, вскоре сгорела, но на ее месте в 1484–86 годах была возведена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери, и сохранившаяся до наших дней).

Дальнейшая история Ризы Богоматери не совсем ясна. Увезенная из Константинополя, большая ее часть, видимо, была утеряна – во всяком случае, на протяжении двух веков проследить местонахождение святыни не удается. А в XVII веке Риза была чудесным образом обретена в Хобском Успенском монастыре в Грузии. Как именно святыня оказалась там – сказать трудно, но ее подлинность засвидетельствована специалистами из разных стран. И по сей день она хранится в грузинском городе Зугдиди – там же, где есть и частица Пояса Богородицы.

В советские времена святыня, конечно, была забыта, и хранилась в запасниках Зугдидского музея. В наши дни Пречистая риза Богоматери вновь открыта для поклонения, и множество паломников едут в Грузию, чтобы приложиться к этой величайшей святыне.

Где в России поклониться Ризе Богородицы

Есть и в России места, где можно поклониться Пречистой Ризе Богоматери.

Вот главные из них:

♦ Храм Христа Спасителя в Москве. Здесь наряду с Ризой Богородицы есть и частицы Ризы Христа.

♦ Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. Адрес: Москва, ул. Восточная, дом 6 (в десяти минутах ходьбы от метро «Автозаводская»).

♦ Троице-Сергиева лавра, Серапионова палата (вход из Троицкого собора, дверь рядом с гробницей Преподобного Сергия).

Какими молитвами почтить Ризу Богородицы

Ризу, как и Пояс, можно почтить любыми молитвами, посвященными Богоматери. Кроме того, Ризе посвящены следующие молитвы:


Тропарь Ризоположения, глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя мир граду Твоему даровати и душам нашим велию милость.


Кондак, глас 4

Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая, даровала еси священную ризу Твою, еюже священное тело Твое покрывала еси, Покрове всех человеков, еяже положение празднуем любовию, и вопием со страхом Ти, Чистая: радуйся, Дево, христиан Похвало.


Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя ризы Твоея честное положение.

Какими молитвами почтить Покров Пресвятой Богородицы

Тропарь праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.


Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.


Молитва первая

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.


Просите защиты и помощи у Царицы нашей Небесной, Пресвятой Богородицы, славьте ее и величайте! И помните: Покров ее – над всеми нами, всегда и везде, где бы мы ни были и что бы ни делали. Верьте, молитесь, просите! И чудо свершится. И пребудет с вами Бог…

Приложение. Праздники церковного календаря, посвященные Богородице

С древнейших времен люди начали почитать различные события из жизни Богородицы. Дни, когда совершались эти события, превратились в праздники церковного календаря, называемые Богородичными праздниками. Это дни особенного прославления Божией Матери. В современном православном богослужении главными Богородичными праздниками являются Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение Пресвятой Богородицы, а также праздники в честь наиболее чтимых чудотворных икон Божией Матери.

Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября (8 сентября по старому стилю)

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – праздник, отмеченный в Церкви особой радостью. Рождение Пречистой Девы знаменует окончание Ветхого завета, мерилом которого был Закон; и начало завета Нового, единственным законом которого стали милосердие и любовь.

Из века в век, из рода в род мудрецы, богословы, пророки и праведники с нетерпением ожидали пришествия Бога в мир. Причиной этого нетерпеливого ожидания были не только пророчества и откровения о Том, Кто сумеет победить самый беспощадный и неотвратимый закон – смерть, о Том, Кто сумеет вернуть человечество к его изначальной бессмертной, безгрешной и богоподобной сущности. Пришествия Мессии ждали потому, что к тому времени, когда родилась Пресвятая Дева, мир находился в катастрофической степени падшести. Между человеком и Богом зияла непреодолимая бездна. Вот почему лучшие умы той эпохи сознавали: человеку самому уже никогда не возвыситься до состояния божества. Нужно, чтобы сам Бог сошел к человеку. Но каким образом это свершится, не представлял себе никто.

И вот Бог послал праведным Иоакиму и Анне чудесное дитя – Пречистую Деву Марию, которой и суждено было осуществить давние пророчества и надежды человечества: дать жизнь Спасителю.


Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.


Величание Празднику

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.


Молитва Рождеству Пресвятой Богородицы

О Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря (21 ноября по старому стилю)

Иерусалимский храм был главной святыней Израиля. И этой святыне предстояло быть разрушенной. Но в то время, когда Дева Мария впервые вошла в храм, никто еще не знал об этом. Разрушение храма стало для иудеев величайшей трагедией, катастрофой национального масштаба. В Иерусалиме существует Стена Плача, куда приезжают иудеи всего мира, для того чтобы выразить свою скорбь об утрате того, ветхозаветного Храма.

Но разрушить можно лишь стены – Благодать же Господня нерушима. Благодать Божья вошла в Деву Марию, соделав Ее живым Храмом Господним, а через Господа Иисуса Христа сам Бог – непостижимый, невидимый – явился миру, освятив Своим воплощением все творение, весь материальный мир. Со дня Боговоплощения Господь являет Свое Присутствие не только в храме, а в любом месте, где человек призывает Его.


Молитва Введению во храм Пресвятой Богородицы

О Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Тропарь празднику Введения

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.


Величание праздника

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля (25 марта по старому стилю)

Праздник Благовещения совпадает с днями весеннего равноденствия. Издревле многие народы отмечали в это время начало весны. Для христиан же Благовещение – Праздник праздников, без которого невозможно представить себе не только историю Церкви, но и саму Церковь, и все христианство. Он знаменует собой начало новой Весны всего рода человеческого, с которой началось искупление падшего Адама и возвращение его из смертного состояния к жизни вечной.

Пророки разных народов предрекали пришествие некого Человека без греха, который освободит человечество из плена смерти. Но пророчества эти были неясными, потому что ум человеческий не мог понять, откуда на земле возьмется такой Человек. И вот настал день, когда получила Пречистая Дева Мария от архангела Гавриила весть, что именно ей предстоит стать Матерью Божией…

Благовещение, за редким исключением, приходится на дни Великого поста, когда литургия служится только в субботу и воскресенье – но в этот праздник, независимо от того, на какой день недели он приходится, литургия совершается по полному чину. Ослабляется строгий пост: в этот день разрешено есть рыбу.

В старину Благовещение считалось праздником птиц, потому что Дух Святой всегда изображался в виде голубя. В этот день люди покупали птиц в клетках и выпускали их на волю, символизируя освобождение человека из плена смерти. Сегодня эта благочестивая традиция стала возрождаться вновь.


Тропарь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы, бывает и Гавриил благодать благовествует, Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.


Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.


Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.


Молитва Благовещению Пресвятой Богородицы

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния: и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.