Отмечается, что духовные ценности составляют фундамент культуры. Существование культурных ценностей характеризирует именно человеческий способ бытия и уровень выделения человека из природы. Ценность можно определить как общественную значимость идей и их обусловленность потребностями и интересами человека. Для зрелой личности ценности функционируют как жизненные цели и мотивы ее деятельности. Реализуя их, человек делает свой вклад в общечеловеческую культуру.
Ценности как часть мировосприятия обусловлены существованием общественных требований. Благодаря этим требованиям человек мог руководствоваться в своей жизни образом должного, необходимого соотношения вещей. Благодаря этому ценности формировали особенный мир духовного бытия, который поднимал человека над реальностью.
Ценность - явление общественное, поэтому к ней не может быть однозначно применен критерий истинности или ложности. Системы ценностей формируются и изменяются в процессе развития истории человеческого общества. Поэтому критерии ценностного выбора всегда относительны, они обусловлены текущим моментом, историческими обстоятельствами, они переводят проблемы истины в моральную плоскость.
Ценности имеют много классификаций. Согласно традиционно сложившимся представлениям о сферах общественной жизни ценности делятся на “материальные и духовные ценности, ценности производственно-потребительские (утилитарные), социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные”.1 Нас интересуют духовные ценности, которые являются центром духовной жизни человека и общества.
Существуют духовные ценности, которые мы находим на разных этапах развития человечества, в разных общественных формациях. К таким базовым, общечеловеческим ценностям относятся ценности добра (блага), свободы, истины, творчества, красоты, веры.
Что касается буддизма, то проблема духовных ценностей занимает в его философии главное место, поскольку сущностью и целью бытия, согласно буддизму, является процесс духовного поиска, совершенствования личности и общества в целом.
Духовные ценности с точки зрения философии включают в себя мудрость, понятия истинной жизни, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. На современном этапе развития буддийской философии ее школы расставляют новые акценты в понятиях о духовных ценностях. Важнейшими духовными ценностями становятся взаимопонимание между нациями, готовность к компромиссу ради достижения общечеловеческих целей, то есть главной духовной ценностью является любовь в самом широком смысле этого слова, любовь ко всему миру, ко всему человечеству без разделения его на нации и народности. Эти ценности органически вытекают из базовых ценностей буддийской философии. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей. В буддизме духовные ценности непосредственно управляют всей жизнью человека, подчиняют себе всю его деятельность. Духовные ценности в философии буддизма условно разделены на две группы: ценности, имеющие отношение к внешнему миру, и ценности, относящиеся к внутреннему миру. Ценности внешнего мира тесно связаны с социальным сознанием, понятиями этики, морали, творчества, искусства, с пониманием целей развития науки и техники. К ценностям внутреннего мира относят развитие самосознания, совершенствование личности, духовное воспитание и т. п.
Буддийские духовные ценности служат решению проблем реальной, материальной жизни посредством воздействия на внутренний мир человека.
Мир ценностей - это мир практической деятельности. Отношение человека к явлениям жизни и их оценка осуществляются в практической деятельности, когда индивид определяет, какое значение предмет имеет для него, в чем его ценность. Поэтому, естественно, духовные ценности буддийской философии имели практическое значение в формировании традиционной культуры Китая: они внесли свой вклад в развитие эстетических основ китайской литературы, искусства, в частности пейзажной живописи и поэзии. Китайские художники обращают главное внимание на внутреннее содержание, духовный настроение того, что они изображают, в отличие от европейских, которые в первую очередь стремятся к внешней схожести. В процессе творчества художник ощущает внутреннюю свободу и отражает свои эмоции в картине, таким образом, духовные ценности буддизма имеют большое влияние и на развитие искусства китайской каллиграфии и Цвигун, ушу, медицины и т. д.
Хотя практически все философские системы, так или иначе, затрагивают вопрос о духовных ценностях в жизни человека, именно буддизм занимается ими непосредственно, так как основные проблемы, которые призвано решать буддийское учение - это проблемы духовного, внутреннего совершенствования человека.
Духовные ценности. Понятие охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т. п.
Понятия «духовные ценности» и «духовный мир личности» неразрывно связаны. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к ценностям, связанным со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, смысла своей деятельности, ее целей и средств их достижения.
К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.
Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек -- необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию -- принципиальное отличие человека от всех других живых существ.
Духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции -- субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя и радости, любви и ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, способная не только обладать «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти -- чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. Для управления как этими сторонами духовной жизни, так и всей деятельностью человека в ходе его развития вырабатывается воля. Воля -- это сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения поставленной цели.
Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как вместилище общечеловеческих ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые, но вполне ощутимые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.
Культура - совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности, воплотившиеся в материальных и духов-
ных ценностях. Под ценностями понимаются материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей многообразен - это природные, этические, эстетические и другие системы. Системы ценностей историчны и, как правило, иерархичны. Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности. Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру.
Под материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и форм их производства, способов овладения ими.
Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т.д.) и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Социальный характер культуры обусловлен тем, что культура - неотъемлемая сторона жизни общества и неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. Поэтому с философской точки зрения неверно то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся: «Это некультурный человек, ему неведомо, что такое культура». Говоря так, обычно имеют в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако с точки зрения философии человек всегда культурен, ибо он есть социальное существо, а общество без культуры не существует. Любое общество всегда создает соответствующую культуру, т.е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. При этом степень развитости культуры зависит от конкретного исторического этапа развития общества, условий, в которых развивается человечество, возможностей, которыми оно располагает.
Культура - цемент здания общественной жизни, потому что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. Члены одной культурной группы в большей степени испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем
«посторонним». Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Но культура не только укрепляет солидарность между людьми. Она может стать причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка - главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы, а с другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит несколько иначе.
Высокая культура - изящное искусство, классическая му-зыка и литература-создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и т.п., принадлежала преимущественно бедным. Продукты каждой из этих культур предназначались для определенных социальных групп, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, телевидения, массовых печатных изданий, интернета) произошло стирание различий между высокой и народной культурой, возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Культура становится «массовой», когда ее продукт стандартизируется и распространяется среди широких слоев населения.
Во всех обществах существуют подгруппы, имеющие различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой; она формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, возраст, религия, место жительства и т.п. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов подгруппы.
Культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм, которым необходимо следовать, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые определяют статус человека в обществе. Ценности помогают обществу и человеку разделить хорошее и плохое, идеальное, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.
7.6. Духовные ценности человека
Объем таких понятий, как интерес, потребность, стремление, долг, идеал, ориентация и мотивация, уже, чем понятие «ценность». Под интересом или потребностью обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные с социально-экономическим положением различных социальных слоев, групп или отдельных индивидов; в этом случае остальные ценности (идеалы) - лишь отвлеченное отражение интересов.
Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв - расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признаваемым состоянием и реальными жизненными условиями. Расхождение между признанием высокой значимости какой-либо ценности и ее недостижимостью человек может осваивать по-разному. Он может увидеть причину во внешних обстоятельствах, действиях соперников или врагов или в своей недостаточной активности и эффективности деятельности. Классический пример драматического расхождения между ценностью и действием, ориентированным на ее достижение, дает трагедия У. Шекспира «Гамлет». Почти до самого конца пьесы датский принц оттягивает действие (а если и действует, то ситуативно, по настроению) - и не только для того, чтобы еще и еще раз удостовериться в преступлении, совершенном королем, но и потому, что глубоко сомневается в необходимости действовать. В отличие от него герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников не только убедил себя в том, что жизнь «вредной старушонки» не имеет ценности, но и в самом деле убивает ее, и это влечет за собой глубокое раскаяние.
Важным средством снятия разрыва между ценностью и поведением является воля, снимающая колебания и неуверенность и заставляющая человека действовать. Воля может проявляться и как внутреннее побуждение, и как внешняя сильная мотивация в форме приказа.
Классификация ценностей. Любая классификация ценностей по типу и уровню условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно отнести ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (напри-
Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
мер, семья), к определенному классу. Тем не менее можно дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей:
О витальные - жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.;
о социальные - социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, социальное равенство, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация;
о политические - свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, порядок, конституция, гражданский мир;
о моральные - добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;
о религиозные - Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь;
О эстетические - красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде.
ПЛАН :
- Душа, дух, духовность.
- Мировоззренческие духовные ценности.
- Нравственные ценности.
- Эстетические ценности.
- Душа, дух, духовность
Душа и дух – религиозно-философские понятия, означающие невещественные начала, в отличие от вещественного или материального. Согласно религиозным представлениям, человек представляет собой некое триединство телесного начала, души и духа. Тело или плоть – это материальная оболочка. Душа – внутренний чувственно-эмоциональный мир человека. Дух – это высшие качества и чувства (любовь, сострадание, доброта и т.д.), совесть, интуиция. Все эти начала теснейшим образом связаны между собой. Так, говорится, что тело – это дом и зеркало души, а душа – это дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, к угрызениям совести, к настоящей любви и состраданию. Телесная смерть наступает от разрыва связи души и плоти, «духовная смерть» - от разрыва связи души и духа. Человек может быть живым (иметь душу с разнообразными чувствами и переживаниями), но мертвым духовно.
«Дух – это Огонь, Свет души»,- гласит народная мудрость. Если этот свет себя проявляет, горит и светит, можно говорить о явлении духовности. Таким образом, духовность – это целостное единство ума, воли и чувств, направленных на благо и лучшее будущее, это проявление высших человеческих чувств: любви, сострадания, доброты, чести, достоинства, стремления к возвышенному, прекрасному и совершенному.
Представление о «духе» как о мире сверхчувственного, мистического, бестелесного было уже у первобытного человека. Это проявлялось в вере первобытного человека в наличие духа, души у человека, животных, растений и предметов.
Развитие представление о духовности связано в первую очередь с возникновением христианства. Оно утвердило преимущество духовной жизни, греховность плоти и культ мученической аскезы во имя духовного спасения. Источником духовности считался Бог.
Эпоха Возрождения и Новое время утвердили принцип гуманизма, где представление о духовности было связано с утверждением величия воли и разума самого человека. Человек-деятель, человек-творец способен к величайшим свершениям – к научным открытиям, шедеврам искусства, изобретениям, к неукротимому стремлению к свободе. Человек разумный – это познающий, проникающий пытливым умом в тайны мироздания, открывающий новую грань духовности.
Современное представление о духовности соединяет разум , веру и волю . Разум , направленный на постижение существенного и общечеловеческого, предстает как мудрость, как обогащение разума жизненным опытом, напряженными исканиями смысла. Вера наполняет позитивным смыслом существование личности в мире хаоса и безрассудства. Воля человека поднимает его над мелочной суетой, наполняет жизнь сосредоточенностью духовных исканий. Горизонт духовности можно представить, опираясь на две давно известные триады: истина – добро – красота и вера – надежда – любовь .
Теоретический анализ проблемы духовности начинается с противопоставления духовности материальному, утилитарному началу. Соотношение материальных и духовных потребностей сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто проигнорировать, пренебречь благами обустроенности и комфорта во имя самоценной духовности. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, решая житейские проблемы, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но ориентация на материальные блага, на обладание, на потребление может в свою очередь поглотить все силы, вытеснить духовность, задать те ценностные ориентиры, которые полностью замкнут круг человеческой жизни на стремлении к роскоши и богатству.
Итак, духовность – сложное образование, феномен культурной жизни человека и общества. Теоретический анализ феномена духовности связан с выделением основных типов духовных ценностей.
- Мировоззренческие духовные ценности
Можно условно выделить три основных типа духовных ценностей – это ценности философско-мировоззренческие , нравственные и эстетические .
Мировоззренческие ценности – это ценности, выражающие принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, соотносящие человека с миром.
Ключевые мировоззренческие понятия – Жизнь , Смерть , Бессмертие . Жизнь человека как ценность, стремление к бессмертию, готовность принять смерть как избавление от мучительных и бесцельных скитаний – в произведениях философии, литературы и искусства мы найдем множество оттенков и поворотов это проблематики. Мировоззренческое противостояние жизни и смерти раскрывается как противостояние войны (разрушения, агрессии) и мира (покоя, радости и счастья). Жизнь и смерть связаны с соотнесением человека и времени. Вечность и Время , прошлое , настоящее , будущее , история и судьба , память – это тоже своеобразные мировоззренческие ценности.
Мировоззренческие ценности – это Космос , Вселенная , Земля , Природа , представления о которых менялись от эпохи к эпохи. Земля , Вода , Воздух , Огонь , Небо , Звезды , Ветер , Гроза – эти ценности также переживались человеком, интерпретировались и отражались в мифологии, философии, искусстве.
Пространство , Время , Движение – характеристики материального мира и одновременно значимые для человеческого сознания категории. Пространство человек заполняет созданными им предметами, структурирует, оформляет, окультуривает и украшает. В то же время его восхищает пейзаж за окном, он любуется бескрайним простором океана – это тоже пространство его жизни. Время - не просто отчет секунд, минут и часов. Это возраст человека, целые ценностные миры Детства , Юности , Зрелости , Старости . Время – это наполненный воспоминаниями и эмоциями поток жизни, калейдоскоп впечатлений. Движение – мировоззренческая универсалия, характеризующая постоянную изменчивость мира, энергетические возможности, созидательную активность человека.
И, наконец, мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят Гуманизм , Индивидуальность , Творчество , Свобода . Эти ценности лежат на границе со следующим типом – нравственными ценностями .
- Нравственные ценности
регулируют отношения между людьми с позиции противостояния сущего и должного. Эти ценности являются предметом изучения специальной философской дисциплины – этики (науки о соотношении морали и нравственности).
Основные категории морали – Добро и Зло . Как свет и тьма, они постоянно борются в мире людей и в человеческой душе. Представления о добре и зле определяют трактовку таких нравственных ценностей, как человечность , милосердие , справедливость , достоинство , честность , порядочность , доброжелательность . Это – как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. «Золотое правило нравственности» , имеющее ряд формулировок сводится к следующему: «Поступай (не поступай) по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали (не поступали) по отношению к тебе» .
Мораль регулирует также отношения между группами людей, такими как социальные слои, сословия, нации, классы, организации, коллективы. Здесь речь идет о таких нравственных ценностях, как верность , честь , ответственность , долг , патриотизм , коллективизм , трудолюбие , добросовестность .
Отношения между родными, близкими людьми связаны с такими ценностями, как Дружба , Любовь , Материнство , Вежливость , Такт .
Мораль как явление духовности не представляет собой застывший монолит. Реальная нравственная жизнь человека и общества изобилует зигзагами и парадоксами. Готовность к нравственному выбору и выработка ценностных ориентиров как путь становления духовности, совесть как своеобразный нравственный индикатор духовности обретаются человеком в нелегкой борьбе. Путь к высокой нравственности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда.
- Эстетические ценности
Эстетические ценности – это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Эстетические ценности связаны со способностью человека к глубоким, сильным, ярким эмоциональным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Сам термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис», означающего чувственное восприятие. Эстетика – как особая философская наука – подробно рассматривает сущность и специфику эстетических ценностей.
Красота и Гармония – основные эстетические ценности. Они выражены в потребности человека выявить, сохранить гармонию, достичь универсальной гармонизации отношений человека с миром, с другими людьми и с самим собой. Подобная гармонизация отношений вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается трепетно и вдохновенно, рождая красоту.
К основным эстетическим ценностям относятся также прекрасное , возвышенное , трагическое и комическое . Прекрасное отличается особой выразительностью, гармония наиболее полно выявлена в прекрасном. Прекрасное по своей сути человечно, т.е. тесно связано с гуманистическими ценностями, такими как жизнь, свобода, добро, любовь. Не случайно в античной мифологии Красота и Любовь соединились в образе одной и той же богини – Афродиты (Венеры). Красота притягательна и самоценна, в прекрасном человек открыт миру, он готов принять красоту и довериться ей.
Возвышенное выводит человека за границы существующего, за пределы освоенного и досягаемого, манит в бесконечность, устремляет к высшему, таинственному, вечному. Оно приподнимает человека над миром повседневности, быта, суетных мелочей, серости и скуки. Бездна океана и бездонное небо, величавые горные вершины и звездные просторы, героические деяния и проявления человеческого гения – все это лики возвышенного.
Трагическое – категория, которая фиксирует нарушение гармонии, кризисность, гибель, вражду, конфликт. Трагическими событиями полна человеческая история – это войны и революции, невосполнимые потери и рухнувшие надежды. Трагическое возникает при столкновении человека с неуправляемыми силами и стихиями природы такими как буря, пожар, наводнение и многое другое. Трагически разворачивается в душе и сознании человека борьба между знанием и верой, чувством и долгом, добром и злом. Трагический разлад может проявиться как антагонизм прекрасного и безобразного в культуре, жизни, искусстве. Жизнь человека трагична по существу, поскольку она неизбежно заканчивается смертью. Восприятие трагического связано с эффектом катарсиса . Катарсис – очищение страданием, сильное эмоциональное потрясение, которое закаляет человека, вселяет в него мужество и стойкость. Это – как бы переплавка отрицательных эмоций в положительные. При восприятии трагического мы испытываем боль, скорбь, муку. Но происходит чудо очищения души. Сострадание, сопереживание, преодоление собственного эгоизма ведет к прозрению, просветлению. Без этого эффекта оказывается ущербным эмоциональный мир личности. Суровая школа трагического – это школа переоценки ценностей, измерения отношений и поступков человека.
Однако переоценка ценностей может осуществляться и в форме комического . Природа комического состоит в выявлении подлинной сути ничтожного, жалкого, пустого, скрывающегося за маской важности и величия. Частый спутник комического – смех. Человек устает от излишней серьезности и покоя. Варианты комического разнообразны: ирония, юмор, сарказм; сатира, пародия, анекдот и т.д. Осмеивание, высмеивание, комическое переосмысление помогает освободиться от косного, отжившего, мешающего движению вперед. Умение отнестись с юмором к себе самому – первый шаг в преодолении недостатков.
Необходимо упомянуть о существовании еще двух типов духовных ценностей. Именно они осуществляют синтез, соединение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. Это ценности религиозные и ценности художественные , лежащие в основе искусства. Изучением религиозных ценностей занимается философия религии. Теоретический анализ искусства и художественных ценностей осуществляется такой дисциплиной, как культурология.
Таким образом, содержание понятия «духовность» раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей. Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Духовность – это целостное единство ума, воли и чувств, направленных на благо и лучшее будущее, это проявление высших человеческих чувств: любви, сострадания, доброты, чести, достоинства, стремления к возвышенному, прекрасному и совершенному. Содержание понятия «духовность» раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей.
Мировоззренческие ценности – это ценности, выражающие принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, соотносящие человека с миром (Жизнь, Смерть, Бессмертие, Вселенная, Земля, Пространство, Время, Движение, Гуманность, Творчество, Индивидуальность, Творчество и другие).
Нравственные (моральные) ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния сущего и должного (Любовь, Добро и Зло, Долг, Верность, Дружба, Человечность, Сострадание, Ответственность, Честь, Достоинство и другие).
Эстетические ценности – это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии (Гармония, Красота, Прекрасное, Возвышенное, Трагическое, Комическое).
Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.
Вопросы и задания для самоконтроля по теме 4
Классный час: «Духовные ценности»
Цели:
Образовательные: познакомить детей с понятием «ценности», раскрыть основные виды ценностей с жизненной позиции и с научной точки зрения, сформировать представление о списке ценностей, сравнить значение материальных и духовных ценностей;
Воспитательные: помочь детям осознать, что является истинным богатством человеческого сердца, показать индивидуальность каждого ребенка;
Развивающие: развивать мышление, память, внимание, речь.
Оборудование: проектор, презентация, конверты с карточками, две шкатулки, жемчужины, карточки со словарем, драгоценности, ваза.
Словарь: счастье, ценности, материальные, эмоциональные, интеллектуальные, духовные, физические.
План проведения занятия:
1. Организационный момент
2. Интерактивная беседа
3. Основная часть
4. Подведение итога
5. Рефлексия
Ход занятия:
I.Орг.момент:
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!
Учащиеся: Здравствуйте!
II. Интерактивная беседа:
Учитель: Вот и начинается для нас еще один учебный год. Вы стали взрослее на целый год! Сегодня, на первом нашем классном часу, я хотела бы поговорить о человеческих ценностях!
Учитель: Во все времена и во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть счастливыми. А как вы думаете, что такое счастье?
Учащееся: Счастье – это когда исполняются мечты. Счастье – это когда рядом есть близкие люди. и т.д.
Учитель: Каждый человек на Земле мечтает о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, которую человек старается исполнить, чтобы чувствовать себя счастливым.
Учащиеся: Надо ставить себе цели и достигать их.
Учитель: А как стать счастливым?
Учащиеся: Стараться делать все правильно и честно.
Просто любить и быть любимыми.
III. Основная часть:
Учитель: Вы все сказали правильно. Все о чем вы говорили, называются жизненными ценностями. Жизненные ценности помогают человеку стать счастливым.
Как вы думаете, что такое ценности?
Учащиеся: Что-то ценное для человека.
Учитель: Ценности – это что-то важное, нужное для человека. Ценностью может быть все что хочется.
Учитель: У меня есть два сундучка. Что кладут в сундуки.
Учащиеся: В сундук кладут украшения, деньги.
Учитель: Посмотрите, в одном из сундуков тоже лежат драгоценности.
А что можно положить в другой сундучок? Какое богатство находится в сердце человека?
Учащиеся: Доброта. Любовь. Уважение. Честность. Радость. Скромность.
Учитель: Можем ли мы положить все эти ценности в наш сундучок.
Учащиеся: Нет
Учитель: Как вы думаете, почему мы положим их в другой сундучок?
Учащиеся: Потому что мы не можем их потрогать.
Потому что это чувства, а не предметы.
Учитель: Тогда сделаем так. В первом сундучке есть жемчужные бусы. Пусть каждая жемчужина будет одной из ценностей, которая живет в сердце. Я беру одну жемчужину и кладу ее в пустой сундучок. Пусть это будет любовь. Кто из вас хочет положить жемчужину.
Учащиеся: (Дети берут жемчужины, называя жизненную ценность, кладут ее в сундучок)
Учитель: Как вы думаете, все богатства человеческого сердца мы положили в сундучок?
Попросим наших родителей помочь нам наполнить сундучок теми качествами, которые мы забыли.
Учитель: Итак, у нас два сундучка. В одном богатство, которое мы можем потрогать, а другие мы можем только почувствовать.
Так человек разделяет ценности на материальные и духовные.
Но ученные выделяют 4 группы.
Интеллектуальные ценности – это ценности, которые помогают человеку находить новые знания.
Физические ценности – все, что надо для тела человека.
Эмоциональные – все, что связано с чувствами человека.
Духовные ценности – все, что связано с представлениями человека, с его верой.
Учитель: У каждого на столе лежат листы, на которых перечислены все ценности. Что можно отнести к физическим ценностям.
Все это надо нашему телу, поэтому эти ценности называются физическими. Запишите их напротив «физических ценностей».
Учащиеся: Деньги, здоровье, еда, развлечения, красивая внешность, путешествия, каникулы.
Учитель: Следующая группа – это эмоциональные ценности.
Эти ценности связаны с эмоциями и чувствами и поэтому называются – эмоциональными. Также, перечислите их.
Учащиеся: Уважение, ответственность, помощь, спор, любовь, дружба, интерес.
Учитель: Выберите три самых главных для вас ценностей
Следующая группа ценностей – интеллектуальные.
Все, что связано с получением новых знаний и новой информации.
Учащиеся: сложность, чтение, общение, ум, плановость, обучение
Учитель: Выберите 3 самых главных для вас ценности.
Учитель: И последняя группа – духовные ценности.
Все, что связано с красотой, душой и верой человека.
Выберите 3 самых главных для вас ценности.
Учащиеся: творчество, свобода, вера, правда, гармония.
Учитель: Сколько ценностей вы выбрали?
Учащиеся: Мы выбрали 12 ценностей
Учитель: Но список ценностей человека может включать в себя от 3 до 7 ценностей.
Оставьте только нужные, самые важные и главные ценности.
Посмотрите внимательно на списки ценностей каждого из вас. Одинаковые списки у вас получились?
Учащиеся: Нет, разные.
Учитель: А как вы думаете, почему они разные?
Учащиеся: Потому что все мы разные.
IV. Итог:
Учитель: Так что же такое ценности?
Учащиеся: Это что-то важное, нужное для человека.
Учитель: Как называются ценности, которые можно потрогать?
Учащиеся: Их можно назвать материальными ценностями.
Учитель: А ценности, которые живут в нашем сердце?
Учащиеся: Это духовные ценности.
Учитель: На какие 4 группы можно разделить все ценности?
Учащиеся: Все ценности можно разделить на физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные ценности.
Учитель: Сколько может включать в себя ценностей «список ценностей»?
Учащиеся: Список ценностей включает в себя от 3 до 7 ценностей.
V.Рефлексия:
Учитель: Как вы сегодня работали на уроке.
Учащиеся: Мы работали хорошо.
Учитель: А сейчас скажите мне, как вы себя чувствуете, когда вы отлично работаете на уроке.
Учащиеся: Весёлые, радостные, очень приятно, тепло на душе.
Учитель: На что вы похожи в этот момент?
Учащиеся: На солнышко!
Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были похожи на солнышко, которое дарит свет и тепло, как делает это большое солнышко. Его тепла и света хватит каждому из нас.
До свидания, всем солнечного дня и хорошего настроения!
Учащиеся: До свидания!
Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Выступая в качестве критериев духовного развития человека, духовные ценности выражают смысл его существования и жизнедеятельности.
Понятие «духовные ценности» охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека. Как видно, они неоднородны по содержанию, а также по функциям и характеру требований к их реализации. Стандарты, правила, каноны, эталоны входят в класс предписаний, жёстко программирующих цели и способы деятельности. Нормы, вкусы и идеалы, служащие алгоритмом культуры - более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценностей. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе.
Классификация духовных ценностей
1. Ценности здоровья - показывают, какое место в ценностной иерархии занимает здоровье и все связанное с ним, какие запреты являются более или менее сильными в отношении здоровья.
2. Личная жизнь - описывают совокупность ценностей, отвечающих за сексуальность, любовь и другие проявления межполового взаимодействия.
3. Семья - показывают отношение к семье, родителям и детям.
4. Профессиональная деятельность - описывают отношения и требования к работе и финансам для данного конкретного индивидуума.
5. Интеллектуальная сфера - показывают, какое место занимает в жизни человека мышление и интеллектуальное развитие.
6. Смерть и духовное развитие - ценности, отвечающие за отношение к смерти, духовному развитию, религии и церкви.
7. Социум - ценности, отвечающие за отношение человека к государству, обществу, политической системе и т.п.
8. Увлечения - ценности, описывающие, какими должны быть увлечения, хобби и проведение свободного времени индивидуумом.
Макс Шелер Главные области его исследования - описательная психология, в частности психология чувства, и социология знания, в которой он различал ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению и Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными. В этом смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католической религии откровения и развивал пантеистически-персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все науки, в том числе антропологию. Все же от своей феноменологически-онтологической точки зрения он полностью так и не отошел, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии, основателем которой он явился, и проблема теогонии.
Теория ценности Шелера
В центре мысли Шелера находится его теория ценности. Согласно Шелеру, ценность бытия объекта предшествовала восприятию. Аксиологическая действительность ценностей предшествовала знанию. Ценности и соответствующие им неценности (disvalues) существуют в объективно упорядоченных рангах:
ценности святого против неценностей порочного;
ценности разума (истина, красота, правосудие) против неценностей лжи, безобразия, неправосудия;
ценности жизни и чести против неценностей бесчестия;
ценности удовольствия против неценностей неудовольствия;
ценности полезности против неценностей бесполезного.