Как высчитывается троица у православных. Троица - традиции, обряды, приметы

День Святой Троицы в 2019 году отмечается 16 июня. «Комсомолка» решила рассказать все самое интересное о празднике, символизирующем триединство Бога

Дарья Ивашкина Троица — один из двенадцати главных православных праздников. Иногда его еще называют днем сошествия Святого Духа. Из этого названия сразу понятно, с каким событием связано это торжество. Собственно, с описанным в Библии сошествием на землю Святого Духа, которое предвещал Иисус Христос и которое показало, а заодно и доказало триединство Бога, то есть существование трех Лиц единого по существу Бога — Отца, Сына и Святого Духа.

Есть у Троицы и третье название — Пятидесятница. Это название указывает на дату празднования — на пятидесятый день после Пасхи, к которой, как известно, привязаны многие христианские торжества.
Точной даты у Светлого Воскресения нет, поэтому и Троица отмечается каждый год в разное время. Например, в 2019 году православные отмечали Пасху 28 апреля, если отсчитать от этой даты 50 дней, то получится 16 июня — это и будет День Святой Троицы.

Что касается католиков, то у них Троица не совпадает с Пятидесятницей (днем сошествия на апостолов Святого Духа) и празднуется на неделю позже. Однако в 2019 году католическая Троица будет отмечаться 23 июня.

История Считается, что праздник в честь Святой Троицы решили установить апостолы, которых еще называют учениками Иисуса Христа. Таким образом они хотели закрепить в памяти людей событие, произошедшее на пятидесятый день после Вознесения Господня. Согласно библейским сказаниям, в тот день Святой Дух спустился на этих самых апостолов, которые к тому моменту уже пятьдесят дней подряд молились в Сионской горнице, впоследствии ставшей первым христианским храмом.

Стоит отметить, что после сошествия Святого Духа апостолы заметили некоторые перемены: они внезапно научились исцелять и пророчествовать. При этом они еще и заговорили на разных языках: знание языков им было дано, чтобы нести Слово Божие по миру. После этого ученики Христа и отправились в разные части света, чтобы поведать всем обитателям планеты о жизни Господней и его мучительной смерти за грехи всего человечества.

А официальное установление такого праздника, как Троица, произошло в 381 году, когда в Константинополе был созван II Вселенский собор, на котором было сформулировано учение о Троице. Именно тогда утвердили догмат о равенстве и единосущии всех Божеских лиц.

А вот наши предки славяне стали отмечать Троицу намного позже — только спустя 300 лет после крещения Руси, то есть в конце XIII — начале XIV веков.
Традиции Так как Троица — религиозный праздник, то естественно, в этот день никогда не обходится без службы в храме, которая по традиции включает в себя Божественную литургию и Великую вечерню.

Причем храмы на Троицу принято украшать зеленью: на пол обычно кладут свежескошенную траву, иконы украшают весенними цветами и молодыми ветвями деревьев. Многие верующие в этот день приносят с собой в церковь несколько веток березы, чтобы освятить их, а затем поставить у себя дома (обычно освященные ветви ставили около икон). Считается, что таким образом можно защитить свой дом и себя заодно от всего зла. Вообще, береза является главный атрибут праздника, ее ветви символизируют силу Святого Духа.

Еще одна традиция Троицына дня — устраивать застолье и приглашать на торжество всех родственников, друзей и близких. Кстати, так как Пятидесятница — это не постный день, то у хозяек есть возможность продемонстрировать все свое кулинарное мастерство и порадовать своих гостей самыми разнообразными угощениями. Однако традиционным блюдом на Троицу был и остается каравай.

Раньше в День Святой Троицы устраивались настоящие народные гуляния — ближе к вечеру во всех деревнях начинали водить хороводы, петь песни и танцевать. Стоит отметить, что подробные забавы на Троицу не теряют своей популярности до сих пор.

Кроме того, в Троицын день всегда было принято свататься. Так, считалось, если посвататься на Пятидесятницу, а свадьбу сыграть на Покров — день, когда, по мнению наших предков, осень встречается с зимой, то счастливая совместная жизнь обеспечена.

Также существует еще ряд традиций, связанных с подготовкой к Троице. К примеру, за пару дней до праздника верующие обычно устраивают генеральную уборку в доме. Дело в том, что в сам День Святой Троицы нельзя убираться, а также шить и стирать, другими словами, выполнять какую-то работу по дому. А в родительскую субботу — день, предшествующий Троице, — принято посещать кладбища и поминать усопших.

Для православных людей праздник Троицы несет в себе особенный смысл. Это одно из двенадцати главных православных торжеств, которое отмечается с большим размахом и помогает понять тайны Божественного умысла.

Празднество Троицы напрямую зависит от дня празднования другого светлого праздника — Воскресения Христова . Пасха — фундаментальный праздник христиан, который является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения. Дата Пасхи ежегодно меняется. Это переходящий праздник, за счет чего многие другие православные торжества имеют плавающую дату, и Троица — не исключение.

Троица в 2018 году

Как уже было сказано, праздник Троицы — это переходящий праздник. В народе это торжество еще называют Пятидесятницей, потому что наступает оно на 50 день после Пасхи . В 2018 году православные верующие будут отмечать Троицу 27 мая. С момента празднования Пятидесятницы заканчивается пост, после которого люди готовятся к циклу летних христианских праздников.

Святая Троица была установлена апостолами. Ее празднуют с древних времен. Это торжество вобрало в себя множество традиций, поскольку зародилось еще на рассвете христианства. Многие обычаи остались неизменными и перекачивали в наши дни.

Как правило, празднество начинается с торжественной службы, которая включает в себя всенощное бдение. Всенощное бдение, или, иначе, всенощная, служится накануне всех великих праздников. Празднуемый день начинается с вечера, и эта божественная служба имеет непосредственное отношение к православному торжеству. Всенощное бдение — древнее богослужение, которое начали свершать еще на заре появления религии. Сам Иисус Христос чаще всего молился именно ночью вместе с апостолами. В древние времена вечерние службы были довольно продолжительными: они проходили всю ночь. На этой службе должны присутствовать все верующие, чтобы вместе с церковнослужителями вознести молитвы Господу и всем святым .

Согласно библейским сказаниям, в день, который ныне мы называем Троицей, Святой Дух спустился на землю, тем самым показав Триединство Бога. Вначале небесный огонь посетил Деву Марию, а затем наделил Божественной силой апостолов, подарив им очищение от греховности, освятив их помыслы и раскрыв тайны предназначения.

Традиции Святой Троицы

Главным атрибутом праздника Троицы принято считать березу . Ее ветвями и молодыми листочками украшали избы и храмы, их относили в церковь, чтобы освятить, а после хранили как мощный оберег от всего зла . Полы обычно устилались свежескошенной травой. Каждый прихожанин, отправляясь на службу, имел при себе несколько веток березы. Дома освященные ветви располагали подле икон. Согласно народным поверьям, такой оберег помогал защитить дом от негатива.

Как только утренняя служба заканчивалась, люди стремились быстрее попасть домой, чтобы успеть приготовить праздничные блюда и накрыть стол. Неотъемлемой частью праздничного стола считался каравай. Меню в этот день было особенным. Это не постный день, поэтому позволить себе можно все, что душа пожелает, как и делали наши прародители. Многие семьи могли позволить себе запечь поросенка, подать к столу мясные угощения и прочие изысканные блюда. Считалось, что год будет удачным, если к столу подать угощения со своего огорода. Главным напитком считался квас, также подавался компот, который обладал целебными свойствами.

После торжественного обеда наши предки выходили на улицу, чтобы поздравить соседей, друзей и незнакомых людей с праздником Светлой Троицы. Это был очень важный обряд, в процессе которого все люди обменивались радостью и счастьем, желая друг другу успехов и процветания . Остатки с праздничного стола отдавали нищим, которые в этот день ждали подаяния.

В этот день люди уделяли особое значение духовной жизни. Было принято молиться и прославлять Господа. Это очень важно и сейчас. Священнослужители призывают молиться каждого, дабы умолить Всевышнего о спасении и прощении, о наставлении на путь истинный, о счастье земном и небесном. Молиться нужно не только за себя, но и за близких, родных, детей и за каждую заблудшую душу. В этот день Господь терпелив и милостив к любой просьбе и к любым словам.

Одинокие люди присматривали себе идеального спутника именно в день Троицы, так как считалось, что знакомство в этот праздник будет благословенно Свыше. Многие мужчины решались на ответственный шаг и звали замуж девушек, задабривая родителей будущей невесты.

Конечно, некоторые традиции потеряли актуальность, но большинство из них сохранили свою ценность и значимость. По большей части речь идет о нравственном очищении. К нему стремились издревле, поскольку лишь следуя по духовному пути можно найти смысл и место в этой жизни. Мы желаем вам светлого праздника. Берегите себя и своих близких. Пусть вам улыбнется удача, и не забывайте нажимать на кнопки и

26.01.2018 01:26

Образ Святой Троицы почитается православными христианами всего мира. Молитвы перед этой иконой способны оградить вашу...

Троица - двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи , на десятый день Вознесения. Другие названия Троицы - день Святой Троицы, Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице – одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца – безначального первоначала, Сына – логоса и Духа Святого – животворящего начала.

Из Ветхого Завета человечество впервые узнало о первом Лике Единого, Триединого Бога – об Отце‑Вседержителе, Отце всего сущего. В образе Иисуса Христа людям явился Сын Божий. В день Пятидесятницы – второго великого праздника еврейского народа, посвященного дарованию Моисею Закона Божьего в виде 10 заповедей на горе Синай, и на 50‑й день после воскресения Христова человечество в лице группы апостолов, собравшихся в иерусалимской горнице вокруг Девы Марии, впервые восприняло откровение Третьей Ипостаси Единого Бога – откровение Духа Святого (см. Духов день).

«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого…» Этот момент осмысляется верующими как проявление божественной сущности Святой Троицы. В память о нем был установлен праздник, сохранивший название «Пятидесятница» и получивший новое – «Сошествие Святого Духа».

В церковном календаре праздник Троицы считается великим, он неразрывно связан с Вселенской субботой (Троицкая суббота), отмечаемой накануне, и с последующим понедельником – днем Святого Духа. О Троицкой родительской субботе известно многим, так как она подобна другим вселенским родительским субботам, празднуемым православной церковью.

По значимости и торжественности празднование Троицы уступало только Пасхе. От Пятидесятницы принято отсчитывать все последующие недели церковного года (первое воскресенье по Пятидесятнице) вплоть до недели мытаря и фарисея (Великого поста); помимо этого изменяется недельный отсчет дней: воскресенье считается завершающим днем семидневного цикла.

На Троицу православные храмы украшаются свежей зеленью; молящиеся во время службы держат в руках березовые ветки и цветы; повсеместно распространен обычай освящения принесенной верующими зелени. Церковь считает, что зеленая ветка – это символ возобновленной весны и вместе с тем символ обновления людей силой нисходящего Духа Святого . В честь этого праздника священники нередко облачаются в фелони зеленого цвета, а церковная утварь украшается светло‑зелеными тканями и лентами. На Троицу, также как на Рождество, Сретенье, Пасху, в церкви изготавливают и освящают свечи.

В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Кроме того, в эти дни проводились языческие обряды , органично вошедшиие во все славянские христианские празднования.

Праздник Троицы необычен тем, что на Руси он установлен не во времена ее крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского православия – при преподобном Сергии Радонежском . Возможно, празднование Троицы введено специально, чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали жить в народе.

В народной традиции Троица начинается с Семика и заканчивается Духовым днем. Троица праздновалась широко и весело. Народ связывал праздник Троицы, прежде всего, с почитанием зелени березы , расцвет которой приходился как раз на это время. Хозяйки тщательно готовились к этому празднику: приводили в порядок дома и подворья, готовили ритуальные блюда и угощения для гостей, заготавливали зеленые ветки для обрядов.

Испокон веков Троица считалась женским праздником . Женский облик имели, в большинстве случаев, центральные персонажи троицких обрядов и игр – кукушка («Крещение и похороны кукушки»), березка («Троицкая береза»). В Троицу совершали поминовение исключительно душ умерших младенцев, девушек и молодых женщин. Специально для троицких гуляний девушки готовили яркие наряды, а на голову надевали венки из свежей зелени. В таких ярких нарядах девушки шли вдоль своей или центральной деревни, а также собирались около приходского храма. А парни и будущие свекрови приходили на них посмотреть.

Во всех обрядах Троицы главным символом была береза. На Семик девушки «завивали» ветви березы, переплетали их с травой, цветами и лентами. А на Троицу их обязательно «развивали» , считая, что в противном случае дерево может «обидеться». Среди троицких обрядов с березкой был широко распространен обряд «кумления» с деревом. Девушки «кумились» с березой и называли ее в течение праздника «кумой». Кроме этого, свежей зеленью березы украшали церкви, дома, хозяйственные постройки и даже домашний скот.

По народному поверью, растения на Троицу обладают особой магической силой. Поэтому в ночь на Троицу знахари собирали лекарственные травы.

Троицкий каравай

Троицкие обряды с березкой сопровождала ритуальная трапеза, которая предполагала коллективный сбор продуктов: в складчину или по домам односельчан. Главными блюдами были яйца и яичница, а также «троицкий каравай», который пекли старшие женщины в доме . Они относили каравай в рощу и, украсив венками, клали на скатерть, вокруг которой водили хороводы. Затем делили каравай на части и раздавали их по семьям, где были девушки на выданье. Эти кусочки засушивали и использовали при изготовлении свадебного каравая, считая, что это принесет новой семье счастье и любовь. Было распространено поверье, по которому скатерть из‑под «троицкого каравая» способна привязать крепче парня к девушке . Для этого на смотринах – одном из важных этапов свадебного обряда – скатерть тайно клали на стол под верхнюю скатерть. Поэтому девушки хранили эту скатерть как залог своего счастья.

Троицкие гадания

Так как Троица была женским праздником, то девушки обязательно гадали в этот день на свое замужество. Они плели венки и пускали их на воду: чей венок первым приплывет к берегу, та девушка первой выйдет замуж. По другому гаданию, девушки бросали в березу ложки : чья ложка упадет на землю, а не застрянет в ветвях, та девушка раньше других выйдет замуж. Во многих местах был распространен обычай спрашивать у кукушки, долго ли еще девушке оставаться в доме отца: сколько раз прокукует кукушка, столько лет ждать ей замужества.

Для того чтобы узнать направление, откуда может появиться жених, девушки кружились вокруг своей оси и падали: в каком направлении девушка упадет, оттуда и придет ее счастье. По другому гаданию, девушки разламывали старый плуг и делили его на части между собой. Затем бросали обломки не глядя: в какую сторону часть плуга упадет, из той стороны и будет жених. В ночь на Троицу девушки обязательно сжигали старые мужские штаны для того, чтобы невест в поселении было больше.

Так как Троица изначально считается женским праздником, то во время гулянья в девушки старались уединиться от парней . Более того, в народных троицких песнях, которые девушки пели в хороводе возле березки, часто звучали угрозы в сторону парней и мужчин вообще. Эти песни назывались «пустить стрелу»:

«Ой, пущу стрелу вдоль по улице,
Ты лети, стрела, вдоль по широкой,
Ты убей, стрела, добра молодца».

Постепенно, однако, традиция исключительно девичьих гуляний на Троицу вытеснилась. Этот праздник превратился в молодежный. Из многих деревень сходились и девушки, и парни и гуляли всю ночь, при этом обычно жгли костры.

Троица являлась также своеобразным разделом весны и лета , пограничьем, в которое обычно «гуляет» нечистая сила. Поэтому, чтобы защитить свои дома от влияний нечистой силы, крестьяне в Троицу мелом ставили над окнами и дверьми кресты.

В конце празднования Троицы совершались проводные обряды: отпевание, потопление, сжигание троицкой березки, проводы Костромы.

Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

Троица – один из величайших празднований в православии, который отмечают в народе и признают в церкви. Это второй по важности после Пасхи праздник, он и назначен на пятидесятый день после Светлого Воскресенья. В Библии сказано, что в этот день Святой Дух спустился с небес так же одновременно и Отцом и Сыном к двенадцати апостолам и доказал о единстве Бога. Именно тогда Бог дал благословение апостолам построить церковь. Этот день считается днём основания церкви.

Также существует легенда, что на пятидесятый день после выхода из Египта (ветхозаветная Пасха), Моисей на горе Синай поведал Израилю Божий закон, который должен каждый исполнять. Именно это стало отправной точкой в развитии ветхозаветной церкви. С тех пор каждый год евреи праздную так называемый Шавуот, то есть пятидесятницу. Также в этот день в Израиле отмечают праздник первого урожая и плодов. Однако Шавуот считается более важным и значимым, и входит в тройку святейших еврейских праздников.

Пятидесятница постоянно выпадает на то время, когда цветут деревья и цветы. Поэтому на праздник храмы и дома наряжают ветками с листьями, которые пахнут и напоминают о празднике. Перед Троицей проходит в церквях суббота когда поминают людей, ушедших из жизни по своей воле и тех кто утонул и пропал. На праздник священнослужители облачаются в праздничный наряд. Из храма берут траву, сушат, а после используют в течение года в качестве талисмана от сглаза и недоброжелателей.

Троица у славян

Как известно, славянский народ не всегда исповедовал христианство, а на протяжении многих веков официальной религией у них было язычество. Именно поэтому даже сегодня сохранились обычаи и традиции, которые относятся скорее к славянской культуре.

Ещё до того, как церковь начала отмечать Троицу этот день считали границей меж весной и летом. В этот день было принято петь песни, танцевать, веселиться, водить хороводы. Дома наряжали зеленью, которую после применяли в качестве лечебных трав и настоек. Считалось, что именно в этот праздник на землю выходит нечистая сила в виде русалок и мавок.

До крещения Руси существовал праздник Семик или Триглав, то есть славянская Троица. Согласно языческому учению, существует три Божества, которые и управляют человечеством - Сварог, Перун, Святовит или Святожич. Первый, по их мнению, создал Вселенную, второй является защитником правды, более того именно Перуна все воины почитали особенным образом и считали его своим покровителем. Третий же, Святожич - хранитель света и неба, именно он наполняет человечество энергией жизни.

Как мы уже упоминали, другое название славянской Троицы - Семик, что в переводе означает Зеленая неделя. Это, можно сказать, начало летних святок, которые, как и всегда на Руси, сопровождались громкими гуляниями, своеобразными обрядами, и, безусловно, девичьими гаданиями.

Традиции и обычаи Троицы на Руси

Как и многие праздники, так и этот начинался с уборки. Хозяйки за день или два до Троицы начинали генеральную уборку в доме и во дворе. После этого женщины украшали хату и двор всем, чем наградило землю лето, а именно зелеными растениями. По мнению наших предков молодые растения символизируют процветание, богатство и продолжение жизни.

А в день Троицы, с самого утра вся семья торопилась в храм. Ведь в церквях в этот день проводили праздничную службу. После храма, все расходились по домам и устраивали праздничный обед. Как обычно, наши предки ходили друг к другу, чтобы поздравить, подарить подарки и пообщаться вместе.

Всю неделю под запретом было купание в реках и озерах. Ведь наши предки верили, что в этот период можно встретить русалку, которая зазывает к себе, и не вернуться, ведь русалки могут защекотать до смерти.

Ближе к вечеру в деревнях весь народ собирался на гулянии. Устраивали хороводы, пели песни, танцевали, проводили ритуалы. Также нередко на всю неделю устраивали ярмарки, где также можно было встретить много развлечений. Безусловно, в это время молодые присматривались друг к другу и знакомились.

Обряды и ритуалы на Троицу

Празднование Троицы длится три дня. В первый день Троицы , который именуется еще Зеленым воскресением, люди должны быть очень внимательны и осторожны. Считается, что гуляют мифические существа, такие как русалки, мавки и другая нечистая сила. Поэтому принято украшать свои жилища ароматным разнотравьем, а иконы – березовыми ветвями. Молодая березка – это символ расцветающей природы во всей своей красе. А зеленый цвет ассоциируется с очищением, обновлением и животворящей силой. Не зря природа к этому дню «надевает» прекрасное зеленое платье.

Отмечали Троицу в лесах, полях, садах. Пели песни, играли в веселые игры. Незамужние девицы гадали в этот день на собственноручно плетеных венках, в которые вплетали благоухающие нежным ароматом и, поражающие своей красотой, цветы. Венки бросали в воду и пели потрясающе проникновенные песни, если веночки сходились, то быть в этом году молодой сосватанной. Старожилы говорят, что в праздничную ночь сняться вещие сны, которым принято придавать особенное значение. Также посещали кладбища и поминали умерших, оставив угощения. Ближе к вечеру начиналось настоящее гулянье, где людей развлекали скоморохи.

На второй день Троицы , который называется Клечальным понедельником, люди посещали церковь. После службы священнослужители ходили по полям и молились, прося Господа защитить урожай.

Третий день Троицы именуется – Богодуховым днем . Выбирали самую прекрасную девушку, наряжали до неузнаваемости - разноцветными ленточками и бесподобными венками, облачали в праздничную одежду. После этого водили ее по дворам, а хозяева щедро одаривали ее угощениями. Также освящали воду в колодцах, дабы очистить ее от духа нечистого.

Каждый славянский праздник буквально пропитан разными обрядами и ритуалами. Что ж, давайте подробнее остановимся на нескольких из них:

Как мы уже упоминали, в этот день существовало поверье, что на Троицу просыпаются русалки. Поэтому, чтобы уберечься от неё, в селах проводили несколько ритуалов. В одних деревнях женщины с наступлением ночи пробегали по всему селу с помелом. А в других селениях переодевали девушку в русалку, а затем выгоняли её в поле и бросали в жито, после чего убегали домой. Еще один ритуал, связанный с изгнанием русалки, осуществлялся следующим образом. Заранее всей деревней создавали чучело русалки, а вечером во время гуляний вокруг него водили хороводы. Затем все разделялись на две команда, одна из которых пытается забрать у противника русалку. После этого чучело относили в поле разрывали его на мелкие кусочки и развеивали по полю.

Кроме русалок, по мнению славян, в этот день пробуждался и водяной, которого также нужно было отпугивать. Для этого всей деревней вдоль берега разжигали костры, водили хороводы и громко пели песни. Наутро же считалось, что все нечистые силы прогнаны, поэтому народ с чистой совестью с самого утра бежал на реку, чтобы искупаться.

Женщины, у которых были молодые дети, сохраняли кусочек Троицкого пирога для свадьбы. Когда же кто-то вступал в брак, то мать вручала молодоженам этот сухарь, в надежде, что он будет их оберегом и принесет мир, счастье, богатство и радость в дом, а также убережет от болезней и невзгод.

Особенное внимание стоит уделить украшению дома, так как обычные ветви и букеты не подходили. Считается, что в этот день в доме обязательно должны быть ветки клена, березы, дуба и рябины - ведь именно они способны защитить от злых людей, а также даруют силу, здоровье и энергию для преодоления препятствий. Спустя неделю все растения сжигали на костре.

Также на Троицу было принято собирать различные травы, ведь по мнению наших предков, они обладали особой силой. Все это засушивали и оставляли на случай, если кто-то в доме заболеет. Обязательным ритуалом на Троицу было пускание венков по реке. Это было своего рода гаданием на Троицу - таким образом девушки пытались узнать свою судьбу на дальнейший год.

Чтобы спастись от засухи и неурожая, в этот день принято было орошать цветы и ветви, с которыми стояли в храме своими слезами. Девушки специально пытались расплакаться, чтобы капли попали на цветы, после чего их хранили целый год.

Приметы на Троицу

На этот день пытались не назначать свадьбу, считалось, что ничего хорошего такую семью не ждет. Но вот сватанье и знакомство в этот день является хорошим знаком. Такой брак будет крепким и счастливым.

Также старались в праздник Троицы не думать о плохом, завидовать и злиться на кого-то - это плохой знак и ни к чему хорошему это не приведет.

Многие из нас слышали, что если в этот день будет дождь, то это значат слезы по умершим. Однако помимо этой приметы существовала еще одна, которая говорила о том, что если в этот день польет дождь, то весь год будет много грибов, хороший урожай и замечательная погода.

Также женщины старались переделать все дела до дня Троицы, так как считалось, что в этот день нельзя шить, прясть, белить, печь пироги и работать в огороде.

Если же спустя три дня ветви березы, которыми был украшен дом свежие и не завяли, то все ждали мокрого сенокоса.

Многие верили, чтобы отпугнуть злых духов и привлечь в деревню богатство и процветание, необходимо ходить на кладбище и обметать могилы.

Очень плохим знаком было, если в Троицу было жарко. Это значит все лето будет засушливым и, соответственно плохой урожай.

А собранная роса на Троицу, по мнению славянских женщин, обладает особенной силой, которая способна исцелить и придать сил.

Как празднуют Троицу сегодня

Несмотря на важность праздника, многие традиции были забыты. Мало, кто придает какого-то значения Троице, особенно в больших городах. И если провести опрос «Почему отмечают Троицу и каково ее значение?», большинство людей ничего конкретного ответить не смогут. Очень жаль, ведь это наша история и ее следует помнить и почитать, придерживаясь традиций.

А вот в деревнях к празднику готовятся заранее. Тщательно убирают и украшают свои жилища, собранными на рассвете, прекрасными цветами и разнотравьем, которые опьяняют своим нежным ароматом, веря в то, что нечисть не сможет проникнуть в дом. Хозяйки готовят кулинарные изыски для домочадцев и гостей. А после приготовлений посещают церковь. Затем, садятся за праздничные столы, которые выносят на улицу или же отправляются на природу. А вечером посещают народные гулянья, принимая активное участие в разнообразных конкурсах.