Как познакомить малыша с православным праздником сретение. Сретение Господне: что рассказать детям об истории и традициях этого праздника

Актуальность темы исследования. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.

Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компа ниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменением в его рамках места и роли молодежи. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

Степень разработанности проблемы. Тема курсового исследования представляет собой широкую и многоаспектную проблему. В зарубежной и отечественной социологической науке исследование досуга и свободного времени представлено именами таких ученых, как Б.Л. Грушин, Ж. Дюмазедье, М. Каплан, Т. Кэндо, С.Г. Струмилин. Они заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга.

Исследованию бюджетов времени, выяснению роли и места досуга в структуре свободного времени посвятили свои работы В.А. Артемов, В.И. Болгов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.Д. Патрушев, Э.В. Соколов.

Различные аспекты молодежной проблематики находят довольно обстоятельное освещение в научной литературе. В своих монографиях и научных статьях И.В. Бестужев-Лада, В.Ю. Вишневский, Л.В. Генин В.А. рассматривают молодежь как особую социально-демографическую группу, анализируют ее проблемы в условиях трансформирующегося социума.

Исследование молодежного досуга весьма многоаспектно и подразумевает под собой изучение разнообразных процессов и явлений в жизни молодежи, а именно - социализации, воспитания молодежи, профессионального становления, образа жизни, ценностных ориентации и т.д.

Вследствие того, что сфера досуговой жизнедеятельности молодежи чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, возникает необходимость изучения данного социального феномена, а это требует, прежде всего, социологического осмысления процессов происходящих в сфере досуга молодежи с опорой на достоверную эмпирическую базу.

Объект исследования - молодежь современной России как особая социокультурная группа.

Предметом исследования выступают основные признаки и особенности современных форм досуга как специфической сферы жизнедеятельности современной российской молодежи.

Цель курсовой работы . Определение роли молодежного досуга в формировании социально-активной личности, а так же выявление интересов современной молодежи.

Задачи курсовой работы:

Определить, как проводит досуг молодежь;

Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности;

Необходимо ли государству влиять на досуг;

Обозначить формы досуга молодежи;

Обогатить специалистов информацией, необходимой для профессиональной деятельности; провести социологическое исследование на данную тему, чтобы ответить на поставленные вопросы.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования представляют интерес для органов местного самоуправления, для служб органов социальной защиты населения, они могут быть учтены при разработке целевых молодежных программ, а также при планировании и организации социальной работы с молодежью.

Структура курсовой работы. Работа состоит из двух частей.
Основная часть, где я рассматриваю вопрос – играет ли роль досуг молодежи в формировании социально-активной личности. Практическая часть, в которой мы проведем исследование по этим вопросам. Основными методами исследования стали анкетирование и интервьюирование. Объектом исследования была выбрана молодежь г. Самары.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа молодежного досуга

1.1. Досуг как форма реализации свободы выбора для молодёжи

Юность – период проб и ошибок, период выбора. Каждый из нас вправе выбирать из всего многообразия моральных, политических, эстетических и других ценностей. Это многообразие огромно: множество духовных культур « от Маркса до Будды», накопленных человечеством, даёт каждому практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, соответствующих вкусам, способностям, условиям жизни. Однако объективными условиями существования мы уже поставлены определённым образом в ограниченный круг возможностей, обусловленный и генетическими, и социально-политическими, и национальными, и экономическими, и тому подобными факторами. Сегодняшнее время в России делает такой выбор довольно сложным. С одной стороны несколько поколений россиян в силу понятных исторических причин оторваны от истоков своей культуры. С другой стороны молодёжи активно навязываются красиво упакованный суррогат иных культур, продукты массовой культуры, разнообразные и часто противоречащие, противостоящие друг другу политические, идеологические и религиозные идеи и мифы.
Свобода выбора жизненного пути относительна. Она ограничивается достигнутым уровнем общественного развития.

Проблема состоит в том, готов ли молодой человек иметь дело с неизмеримо возросшим многообразием выбора продуктов материального и духовного производства. Ему приходится выбирать среди движущихся ценностей и целей, число которых неуклонно возрастает. Таким образом, поиски себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием и сложностью выбора.

Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить, повергнуть в ужас. На это и рассчитаны одежда, манеры, жаргон, специфические увлечения молодых.

В индивидуально-психологическом плане для молодёжи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных явлений общества.
Однако, сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в самых сложных условиях человек может только сохраняя свою личность.
Чем богаче мир и сложнее жизненные варианты, тем актуальнее проблема выбора собственной жизненной позиции.

Период ученичества, студенчества, в котором и находится большая часть молодёжи, – это та пора, когда с одной стороны, ослабевает контролирующая и регламентирующая функция семьи, а - с другой – нет ещё профессиональных обязанностей и обременённости заботами о своей семье. Таким образом, молодёжный досуг – это своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для самореализации.

Досуг – самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность, - умение принимать решение и руководить, организовывать.

Досуг – это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха в свободное от учебы время не имеет четкого определения. Известный французский социолог Ж. Дюмазедье, определяя «досуг», говорит о нем как «об определенном занятии, который индивид осуществляет по собственной воле, - отдых, развлечение, самосовершенствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общественной жизни - после того как он выполнит свои профессиональные и общественные обязанности». Часто молодежь не знает, чем это время занять. В чем причина? Их несколько, а главное - неумение и нежелание самостоятельно организовать свою жизнь так, чтобы досуг, как и учебное время, был в дальнейшем для нее источником жизненного опыта. Неумение его организовать приводит к тому, что «это время» организует среда, и тогда молодой человек подвержен ее влиянию, в том числе и негативному.

дипломная работа

1.2 Принципы и методы социальной работы с молодежью

социальный досуг молодежь

Сегодня социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 30 направлениям. Только психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи осуществляют 206 центров; 10% служб оказывают экстренную психологическую помощь по телефону; около 6% центров занимаются социальной реабилитацией; 19,5% предоставляют социокультурные услуги; 13,5% занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей; около 1% оказывают правовую и почти 5% - информационную помощь молодежи.

Основными направлениями работы органов социального обслуживания молодежи стали:

Воспитательно-профилактическое;

Реабилитационное;

Оздоровительное;

Досуговое:

Информационно-консультативное;

Содействие занятости;

Социальная поддержка молодого поколения.

В воспитательно-профилактическом направлении содержание строится в логике содействия самореализации детей и молодежи, что означает помощь им в осознанном целесообразном раскрытии и использовании своих позитивных возможностей, направленном на свободный выбор возможностей нового роста.

Для реализации этого направления должны решаться следующие задачи:

1. Получение и актуализация подростками важных социально-психологических знаний.

2. Раскрытие и воплощение подростками субъективных качеств в различных видах деятельности.

3. Развитие у подростков рефлексивной позиции и навыков обратной связи.

Реабилитационное направление включает вопросы наркопрофилактики, последствий бродяжничества, самовольных уходов воспитанников учреждений интернатного типа (УИТ), прошедших лечение от наркомании и алкоголизма и находящихся в ремиссии и т.д.

В работе используют следующие методы: беседа, наблюдение, интервьюирование, индивидуальное консультирование, индивидуальная психокоррекция, групповая психокоррекция, тренинг навыков.

Цель направления - активизация неспецифических адаптационных реакций организма и достижение эмоционального равновесия и глубокой душевной релаксации.

Оздоровительное направление включает оздоровление нации, формирование здорового, физически крепкого поколения, четко выделенную в Концепции развития физической культуры и спорта Российской Федерации, задача сохранения и укрепления здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы является первостепенной в образовательном процессе. Эта задача многогранна. Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в учебном заведении, малая физическая активность во вне учебное время.

Основной принцип работы с молодежью - рациональная организация их досуга во внеурочное время. Здесь реализуется:

1.Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) - занятия в кружках, факультативах, курсах предпрофильного обучения.

2. Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расширение кругозора молодежи и организацию свободного времени) - конкурсы, викторины, игровые программы, утренники, коллективно-творческие дела, дискотеки. Сюда же можно отнести многие формы, которые активно реализуются в культурно-досуговых учреждениях.

Это - массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты), вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры), встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами), праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей).

3.Рекреативный досуг (направлен на переключение внимания молодежи от занятий в школе (институте), общение, ознакомление с природой и культурными ценностями) - походы, экскурсии, выезды за город, посещение музеев, концертов, клубы общения по интересам.

Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

По времени (кратковременные, периодические, систематические);

По характеру (пассивные, активные);

По направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Выделяют две основные формы досуга молодежи: организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга относятся подростковые и молодежные организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д. Формально образованные организации, занимающиеся досугом молодежи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, их самореализации, социализации личности, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.

Неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, например, это могут быть сходные интересы. Принадлежность к неформальной группе обеспечивает молодому человеку определенный социальный статус и удовлетворяет потребности в социальной защите благодаря высокой степени внутригрупповой солидарности. Часто это приводит к самоотождествлению с компанией сверстников, отказу от индивидуальности, полному подчинению нормам, ценностям и интересам группы. В таких неформальных группах объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, атрибутика, слэнг, то есть своеобразная субкультура, отличная от общепринятой культуры взрослых, которая распространяется только на членов группы безотносительно к остальным окружающим. Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить. Это воплощается в одежде, манерах, жаргоне, специфических увлечениях. Довольно часто всё ограничивается лишь эксцентричностью поведения, нарушением норм морали, интересами вокруг музыки, тусовок, деструктивных проявлений. Отличие спонтанной группы как агента социализации заключается в том, что она не регламентируется никаким законодательством, непредсказуема и нередко представляет опасность как для юношей и девушек, так и для окружающих.

Неорганизованная форма досуга, общение в компании сверстников, быть членом которой молодой человек нуждается органически - процесс закономерный. Действительно, по данным многих опросов юношей и девушек предпочтения по проведению досуга отдаются именно неформальному общению с друзьями, сверстниками.

В современных российских условиях организация досуга молодежи со стороны государства развита на недостаточном уровне. Бесплатные кружковые объединения, секции, студии, обычно существующие при учреждениях общего и профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, Дворцах культуры, или распались, или не в состоянии заинтересовать молодёжь. Учреждения, осуществляющие организацию свободного времени на коммерческой основе, многие молодые люди не могут оплатить. Кроме того, особое внимание следует обратить на молодежные неформальные объединения, формирующиеся по «дворовой», микрорайонной принадлежности, как на субъекте социализации, но в таких компаниях возможно негативное влияние - употребление спиртных напитков, приобщение к табаку и наркотикам, участие в асоциальных проявлениях.

В связи с чем, одним из направлений профилактики девиантного поведения молодых людей становится, во-первых, создание более широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, «легализация» увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий; во-вторых, расширение сети досуговых учреждений для молодежи, и усиление контроля за теми учреждениями, деятельность которых связана с наличием таких форм социальной девиации, как алкоголизация, наркомания, проституция (дискотеки, ночные клубы и др.); в-третьих, выявление подростково-молодёжных компаний и групп с тем, чтобы, используя стремление молодого человека к принадлежности к неформальной группе, направить их деятельность в социально-значимое русло.

Деятельность социально-досугового учреждения и ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированных условий, где развитие и обогащение личности носят на столь добровольный характер .

Информационно-консультативное направление деятельности включает:

Просвещение молодежи в форме «круглых столов», диспутов, бесед;

Пропаганда здорового образа жизни;

Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде;

Повышение правовой культуры и грамотности молодежи;

Подготовка молодежи к семейной жизни;

Консультативная деятельность специалистов: психолог, нарколог, врач акушер-гинеколог, юрист;

Проведение социологических опросов среди молодежи;

Организация временной летней занятости подростков и молодежи.

Органы социального обслуживания оказывают содействие в трудоустройстве молодежи. Трудоустройство осуществляется по следующим направлениям:

1. Организация общественных работ.

2. Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

3. Организация временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в возрасте до 25 лет.

4. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:

1. Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения.

2. Арттерапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений.

3. Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий.

4. Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы.

5. Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций.

6. Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества.

7. Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах -ключевой элемент при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефонов доверия», в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. Одной из главных проблем молодежи является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Рыночные отношения предполагают коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что в ее сознании произошла коренная переориентация от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Решению многих социально-экономических проблем молодежи способствует молодежное предпринимательство, развитию которого помогает целая комплексная система организаций, включающая региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и др.

Общество и государство рассматривает молодежь как базовый стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической политики. Это означает повышение внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы.

Основные принципы, направления и стандарты социальной работы с молодежью, политики государства в отношении молодежи должны быть сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти.

Социальная работа с молодежью должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Социальная работа с молодежью не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это - адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах инвестирования, через создание эффективных механизмов, обеспечивающих результативность этой работы.

Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим - социально-психологические особенности клиентов социальной работы - молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим - характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции).

Так, в это понятие входят и социальные службы, роль которых в обществе во многом отличается от деятельности обычных государственных учреждений. Социальные службы выступают в виде институциональной основы социальной работы, именно через них реализуются механизмы внедрения социальных проектов в практику с целью защиты и поддержки различных групп населения.

Важным в этой связи является расширение содержания старых и развитие новых методик, организационных форм социально-молодежной работы и работы по социальной поддержке молодежи, привлечение специалистов, вооруженных новыми знаниями, ведущих поиск и апробацию инновационных технологий социальной работы с семьей, уличной социальной работы с подростками, разработка социально-психологических консультационных методик и программ с учетом типа поселения.

Таким образом, использование различных принципов и методик социальной работы с молодежью позволяет решить обширный спектр проблем, охватывающих молодое поколение в трудный для них период времени.

Методика социальной работы с молодежью

Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. 1.1 Консультирование как метод социальной работы Общая характеристика...

Молодежь как объект социальной работы

Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика - это «деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых...

Молодежь как фактор социально-экономического риска

молодежь социальный риск потенциал В действительности проблемы молодежи не являются исключительно «молодежными», а касаются всего общества в целом и неразрывно связаны и отражают трудности, так или иначе, всех граждан государства...

Основные направления социальной работы с молодежью

При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения...

Современная семья как объект социальной работы

Материализация концептуальных подходов к организации надежной системы социальной защиты населения в обществе во многом зависит от научной обоснованности, а следовательно, и эффективности социальной работы...

До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам...

Технологии социальной работы с молодежью

Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных оринетаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи)...

Технологии социальной работы с молодежью

Технологии социальной работы с молодежью

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью - интегративной и дефицитной. Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи...

Экономические функции и методы социальной работы

В состав социальной системы входят люди и отношения между ними. Система социальной защиты является самым развитым видом социальной работы. Для нее характерны такие качества как цель, управление, иерархия, синергия...

Идеологическая работа нуждается в адекватных разработках и внедрении
в существующую воспитательную систему учебного заведения, каждый компонент которой требует идеологической, мировоззренческой актуализации и содержа­тель­ного наполнения.

Немаловажное значение для организации эффективной пропаганды госу­дарственной идеологии в учреждениях образования имеют совершенствование
и обновление форм и методов идеологической работы. Разработка и применение новых форм и методов должны вестись с учетом особенностей и проблем учебного заведения, региона. Это непрерывный процесс, состоящий из этапов, соот­ветству­ющих возрастным особенностям.

Изучение практики идеологической работы в учреждениях образования показы­вает, что наиболее эффективными являются следующие формы идеологической
и воспитательной работы.

Гражданский форум. Это форма обсуждения вопросов, которая способна продвинуть учащуюся молодежь на новую ступень гражданского участия в решении важных проблем района, страны, приобщить ее к политическому процессу. Во многих политических вопросах, как современных, так и имеющих исторический характер, более глубоко и основательно помогают разобраться молодому человеку беседы на политические темы. Политические беседы касаются широких общеполитических проблем, что находит отражение в теме беседы, освещают некоторые политические события, связанные со знаменательными датами, ориентируют молодых людей на более углубленное изучение каких-либо событий современности.

Одним из доступных способов приобщения учащихся и студентов к истории своей страны, ее культуре является организация деятельности патриотического клуба.

Агитбригада – форма политического и нравственного воспитания. Главное
в выступлениях – это современность, меткость, острота исполняемых скетчей, куплетов, сценок, которые призывают молодежь не оставаться безразличной,
а активно включаться в жизнь общества.

Исторический экскурс – это ролевое игровое воспроизведение эпизода
из прошлого, главная цель которого – извлечь урок на будущее для собственной жизни.

Активной формой идеологической работы с учащейся и студенческой молодежью по развитию их социальной и гражданской позиции является открытая кафедра. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра,
с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных социальных, политических, экономических событий. При этом молодой человек может выбрать для себя любую роль: политика, депутата, руководителя учебного заведения, предприятия, так же как и выступать от своего имени.

Вахта Памяти – серия мероприятий, направленных на воспитание патри­отизма и уважительного отношения к героическим поступкам своих соте­чествен­ников: ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов.

Акция «Общественное мнение» проводится с целью формирования у учащихся и студентов представления о разнообразии точек зрения граждан на общественные проблемы и ситуации, развитие осознанности в собственном анализе проблем
и развитие способности соотносить свою точ­ку зрения с мнением окружающих.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности белорусского государства.

Особое внимание в реализации данного направления уделяется работе
по воспитанию у обучающихся уважения к государственным символам Республики Беларусь (гербу, флагу, гимну). Решению этой задачи способствует проведение конкурсов на лучший уголок государственной символики; мероприятий, посвященных государственным, общереспубликанским, профессиональным и другим праздникам, памятным датам; развитие традиций учреждения образования (сим­волика, летописи, музей истории учреждения образования, информационные стенды о лучших и известных выпускниках и др.), организация встреч, круглых столов, конференций, интернет-форумов с участием государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, ветеранов войны
и труда и т. п. (см. прил. 8, 9).

В образовательном процессе учреждений общего среднего образования активно используются электронные средства обучения:

· электронное учебное издание «Беларусь в Великой Отечественной войне»;

· электронный образовательный ресурс «Награды времен Второй мировой войны»;

· электронные учебные пособия «Минское гетто», «Брестская крепость – страницы истории»;

· электронный каталог «Герои Советского Союза: партизаны и подпольщики Беларуси».

В гражданско-патриотическом воспитании обучающихся также используются фонды и экспозиции музеев учреждений образования, обобщается и пропаганди­руется опыт лучших музеев, на их базе проводятся открытые мероприятия воспитательного характера.

Оптимальными формами идеологической и воспитательной работы в данном направлении являются следующие мероприятия:

· акции «Растим патриотов Беларуси», «Мы победили!», посвященные празднованию годовщин освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне;

· акции «Квітней, Беларусь!», «Я люблю тебя, Беларусь!», посвященные празднованию Дня Независимости Республики Беларусь;

· конкурсы «Мы – граждане Беларуси», «Моя малая Родина», посвященные Дню Конституции Республики Беларусь;

· «Звездный поход по местам боевой и трудовой славы белорусского народа»;

· декады гражданско-патриотических дел «Мы в памяти храним простые имена»;

· конкурс проектов «100 идей для Беларуси» и др.;

· мероприятия, посвященные Дню призывника, Дню памяти воинов-интер­националистов, Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Бела­русь, Дню Победы, Дню Независимости Республики Беларусь;

· акции «Маленькие герои большой войны», «Письмо с фронта»;

· флеш-моб «Праздник в городе» и т. п.

В целях формирования у детей и учащейся молодежи здорового образа жизни
и в соответствии с Государственной программой развития физической культуры
и спорта в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 372)
во всех учреждениях образования вошло в практику проведение мероприятий, направленных на популяризацию массовой физкультуры и спорта, укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения: акции «Здоровый я – здоровая страна!», «Беларусь против табака», «Нет курению!», молодежный марафон «Формула Будущего: Молодежь + Здоровье», зимняя и летняя универсиады, круглогодичная спартакиада, единые дни здоровья и др.

Особое внимание в идеологической работе с учащейся и студенческой молодежью уделяется использованию информационных ресурсов. Наличие в учреждениях образо­ва­ния развитой системы средств массовой коммуникации (собственных газет, телевидения, радио, интернет-сайта и т. д.) предоставляет обучающимся гораздо более широкие возможности по освоению современных информационных технологий, позволяет получить навыки создания, обработки и распространения информации, ее ценностного отбора и анализа, создает предпосылки для эффектив­ного формирования информационной культуры молодежи.

В целях совершенствования деятельности учреждений образования по фор­мированию у учащейся и студенческой молодежи информационной культуры, развитию у обучающихся самостоятельного критического мышления по отношению
к средствам массовой информации, выработке стойкого иммунитета против манипулятивного влияния СМИ, приобретению позитивного опыта работы с печат­ной и электронной прессой в учреждениях образования активизирована деятельность по подготовке учащейся и студенческой молодежи к жизни в информационном обществе, их обучению основам психологической защиты от деструктивного влияния масс-медиа .

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко от 13 октября 2009 г. № 10/189 в учреждениях высшего образования, в первую очередь г. Минска, осуществляется реализация проекта по созданию сети межвузовского студенческого видеоканала «Университет-ТВ». Основными задачами видеоканала являются освещение событий, происходящих в сообществе учреждений высшего образования, содействие проведению идеологической и воспитательной работы в рамках государственной молодежной политики. Вещание видеоканала состоит из следующих рубрик: «Анонсы событий в УВО»; «События учреждений высшего образования»; «Студенческие новости»; «Рубрика о творчестве молодежи» (выставки, молодежные субкультуры); «Работа, образование»; «Спорт»; «Социальная реклама, благотворительность».

Одной из эффективных форм идеологической работы в учреждениях образования является работа информационно-пропагандистских групп , которые активно привлекают представителей государственной власти, профессорско-преподавательский состав, других педагогических работников для проведения единых дней информирования (каждый третий четверг месяца), воспитательных (кураторских) и еженедельных информационных часов.

В настоящее время все учреждения образования страны имеют достаточно высокоскоростные каналы связи с Интернетом, собственные официальные сайты. Активной формой является работа специалистов управлений (отделов) воспитательной работы с молодежью по созданию своих страниц на сайтах учреждений образования, где широко размещаются разнообразные информационные и методические материалы.

Для реализации молодежной политики в сфере образования, науки и предпринимательства в учреждениях высшего образования создаются студенческие бизнес-инкубаторы, фонды студенческих инициатив , организуются и проводятся мероприятия по популяризации предпринимательства в молодежной среде как поведенческой модели и жизненной стратегии (фестивали-конкурсы: «Лидер года», «Студент года», направленные на выявление молодежных лидеров; турниры, акции, конкурс проектов по развитию позитивных общественно значимых молодежных инициатив, которые соответствуют направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь).

Одним из направлений идеологической работы в учреждениях образования является нравственное воспитание учащихся и студентов. Его цель – сформировать
у учащейся и студенческой молодежи моральные качества: нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям и общественным нормам. Оно направлено на освоение личностью базовых компонентов культуры, творческого
и инициативного отношения к труду и общественной жизни, на развитие навыков межличностного общения и приоритет общечеловеческих ценностей.

Одним из примеров активной формы воспитательной работы является волонтерская деятельность. Это один из наиболее молодых и современных видов общественно полезной деятельности, основанный на инициативе самих обучающихся, направленный на развитие связей с организациями, нуждающимися
в помощи. Существование международных волонтерских программ, лагерей, фестивалей, возможность участия в них является одним из стимулов для активной
и продуктивной волонтерской деятельности. Волонтерство – не просто общественно полезная, но и социально значимая деятельность, которая позволяет учащимся
и студенческой молодежи накопить опыт взаимодействия с государственными органами управления, общественными и религиозными организациями, совер­шенство­вать профессиональные навыки, преобразовать среду проживания, реализовать субъективные духовные потребности.

В целях развития творческого потенциала учащейся и студенческой молодежи, проявления вокальных, художественных, танцевальных способностей проводятся республиканские фестивали творчества.

Традиционным стало проведение республиканского конкурса «АРТ-вакацыі» художественного творчества учащихся учреждений пофессионально-технического
и среднего специального образования. Этот конкурс проводится в три этапа и вклю­чает в себя: республиканский смотр-конкурс художественных коллективов и индиви­ду­альных исполнителей; республиканский конкурс современного цифрового твор­чества «Арт-портал»; республиканский конкурс сценариев культурно-досуговых мероприятий для учащейся молодежи «КРЕОН».

Интересной формой идеологической работы является Республиканская вы­ставка современного визуального творчества студентов учреждений высшего образо­вания «АРТ_АКАДЭМІЯ». В выставке принимают участие творческие студенческие коллективы: любительские объединения, студии дизайна, фотографии, декоративно-прикладного и художественного творчества.

Для формирования у современной молодежи семейно-нравственных ценностей и традиций, культуры взаимоотношений в семье проводятся мероприятия по созда­нию и развитию деятельности школ молодой семьи, клубов «Здоровая семья», направ­ленных на формирование у учащейся и студенческой молодежи позитивного образа молодой семьи, семейно-нравственных ценностей и этики семейных отношений.

Инновационные формы воспитания молодежи в данном направлении имеют особую значимость, так как укрепляют личностную мотивацию к сохранению и укреп­лению здоровья. Примером подобной формы является студенческий проект «Фестиваль новых возможностей ”POSITIVE VISION“», который стал победителем Программы малых грантов Международного банка реконструкции и развития. Его девиз – «Здоровая семья – будущее страны». Этот фестиваль предлагает альтернатив­ный взгляд на формирование основных принципов здорового образа жизни в студен­ческой среде.

В целях совершенствования качества работы органов студенческого (учении­ческого) самоуправления в практику вошло изучение интересов учащихся с целью поиска путей индивидуальной поддержки каждого, оказания помощи в преодолении проблем, возникающих в коллективе; организуется постоянно действующая учеба актива, педагогов по организации работы с активом; проводится работа по форми­рованию позитивного общественного мнения о деятельности самоуправления с привле­чением к этому заинтересованной родительской и педагогической общественности.

Система обучения лидеров студенческого (ученического) самоуправления охва­ты­вает различные методы и формы, позволяющие повысить эффективность воспита­ния гражданских компетенций личности, и включает: мастер-классы по генерирова­нию креативных идей и созданию проектов; обучающие семинары; творческие PR-ла­боратории; участие в международных, республиканских, областных, городских студен­ческих программах, форумах, проектах. Для вовлечения студенческой молодежи
в систему общественных отношений, обеспечения активного участия молодых людей в развитии социального, общественного и экономического потенциалов Республики Беларусь, поиска и реализации эффективных решений социально-экономического развития города учреждения высшего образования г. Минска принимают активное участие в проекте «Минская смена: Лидер года» , реализуемом Академией управления при Президенте Республики Беларусь совместно с отделом по делам молодежи Минского городского исполнительного комитета.

Следует подчеркнуть, что для повышения эффективности идеологического
и воспитательного процесса в учреждениях образования необходима творческая разра­ботка новых форм и методов работы, соответствующих времени и новым потреб­ностям детей и молодежи; нужен психолого-педагогический инновационный поиск. Он должен осуществляться на основе изучения интересов, мотивов, творческих спо­собностей учащейся и студенческой молодежи, характеристик личности и учебной деятельности обучающегося, выявления уровня развития личностной и социальной идентичности, сформированности ценностных ориентиров, активности жизненной позиции молодого человека. При организации идеологической работы с учащейся
и студенческой молодежью также необходимо проявлять инициативу и творческий подход.


Похожая информация.


Конспект занятия для малышей, 11.02.2018 г.

- Встреча с добрыми и хорошими людьми - это целое событие, которое может запомниться на всю жизнь. Знаете, как бывает, ждешь встречи очень долго, ждешь и не можешь дождаться.

А вам, дети приходилось кого-то долго ждать?

В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча». А событие, которому посвящён этот христианский праздник, согласно Библии, произошло на сороковой день после рождения Христа.

По закону, принятому в церкви, первый сын в израильской семье посвящался Богу. Для этого маленьких мальчиков на сороковой день после рождения приносили в Иерусалимский храм, где над ними совершался обряд посвящения. Родители мальчиков должны были приносить жертву Богу: богатые - овец или быков, а бедные - голубей. Так поступили и Иосиф с Марией, родители Иисуса Христа.

Как Пресвятая Богородица и праведный Иосиф узнали день, когда нужно было принести первенца в храм?

(ПОСЧИТАЕМ ПО КАЛЕНДАРЮ)

При входе в храм их встретил старец Симеон. Бог сказал ему когда-то, что он не умрёт до тех пор, пока на землю не придёт Спаситель, а он уже был очень старый и устал жить.

СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ

Увидев Марию с младенцем, Симеон подошёл к ней, взял на руки Иисуса и обратился к Богу с благодарственными словами:

Теперь ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твоё, которое ты приготовил для всех людей...

ДЕВА МАРИЯ

Мария с изумлением слушала старца и хорошо запомнила его слова, которые потом, после распятия Христа, передала его ученикам, и они были записаны евангелистом Лукой. Затем Симеон, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут...»

ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА

Лука рассказывает и ещё об одном эпизоде, который произошёл во время этой встречи. В это время при храме жила бедная вдова по имени Анна, ей было 84 года. Она тоже подошла к маленькому Христу и благодарила Бога за то, что и ей довелось увидеть Спасителя.

Вот этому событию - встрече старца Симеона с младенцем Иисусом - и посвящается праздник - Сретение Господне. Он впервые был установлен Иерусалимской церковью в IV веке и отмечается 15 февраля, на сороковой день после Рождества Христова

Может быть, кто-то из вас видел и икону, посвящённую Сретению. На ней изображён старец Симеон, благоговейно держащий на руках младенца. Перед ним стоят Пресвятая Дева Мария, позади - пророчица Анна, а чуть поодаль - Иосиф с двумя голубями в руках, которых он должен принести в жертву.

РАССМАТРИВАНИЕ ИКОНЫ СРЕТЕНЬЯ ГОСПОДНЯ

Вместе с детьми вглядимся в изображение, будем разглядывать и задавать вопросы, и искать на них ответы. - Что за ступени? … Это здание большого храма в городе Иерусалиме.

Зачем Иосиф и Пресвятая Богородица несли туда в этот день Младенца Христа?.. Так делали все родители: благодарили Бога за дарование сына-первенца на сороковой день после его рождения…

Вот и Иосиф идет не с пустыми руками, что несёт он в благодарность Богу?... Двух голубков.

Кто же принимает Младенца из рук Марии?.. Старец. Он и прозван – Богоприимец. А его имя – Симеон. Симеон Богоприимец - праведный человек, он до глубочайшей старости ждал встречи с Тем, Кто станет Спасителем для людей. Он сразу узнал Христа и сказал о Младенце слова, приоткрывающие для нас духовный смысл праздника Сретения:

«Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих…»

Кто пришёл в храм?

Кто этот младенец?

Что держит в руках Иосиф?

Кто держит на руках маленького?

Кого мы называем старцем? Он очень старенький, седовласый. Как вы думаете, сколько ему лет? (З60 лет) Живут люди столько лет?

* * *

Сорок дней малютке-Богу. В храм младенца принесли, Соблюдая очень строго Ритуал родной земли.

Трёхсотлетний Симеон Очень долго ожидал, Что Христа увидит он. Наконец-то миг настал.

Старец взял младенца в руки И пророчество изрёк: Прекратить людские муки Сына направляет Бог.

Старца праведного речи Поразили будто гром. Сретенье и значит «встреча»: Старец встретился с Христом.

В этих пророческих словах открывается два пути жизни каждого: принять Христа, или Его отвергнуть. И нет третьего пути. Каждый человек сам выбирает, идти навстречу Богу, или топтаться на месте, или вовсе повернуться к Нему спиной. Так относятся ко Христу вплоть до наших дней: одни - с верой и любовью, а другие - с неверием и ненавистью.

ПРОСМОТР ВИДЕО с 1.19

Я принёсла с собой «Копилку добрых знаний» (красивая коробочка, шкатулка). Давайте соберём наши знания в одну копилку. Я буду вам задавать вопрос, и если вы отвечаете правильно, то положим в эту Копилку красивый камешек. И так, слушайте первый вопрос:

С каким православным праздником вы познакомились? (Сретение Господне)

Что он обозначает? (встреча человека с Богом)

Как звали маму Иисуса Христа? (Мария)

Как звали старца, который очень долго ждал рождения Спасителя? (Симеон)

Что было в руках у Иосифа, когда они принесли Младенца в храм? (Два белых голубя)

В храме какого города произошла встреча младенца Христа со старцем Симеоном? (В городе Иерусалиме)

А как звали пророчицу в Храме Иерусалима, которая вместе с Симеоном прославляла Бога?

В каком месте встречаются все православные люди? (В храме)

Мы все, подобно Пресвятой Богородице и Иосифу Обручнику, приходя в храм, тоже приносим свой дар Богу: это и наша молитва, и наша благодарность Ему. А еще мы покупаем свечи. Сегодня я расскажу вам и покажу, как красиво раскрасить свечу.

Раскрашивание свечи

Преподаватель приходской Воскресной школы для малышей,
матушка Екатерина Кулькова