Помоги себе сам евгений шибалов. Беседы с батюшкой

» Документы о репрессированных

Написать данный раздел я попросила своего хорошего знакомого Виталия Сосницкого, который занимался розыском сведений по своим репрессированных родственникам, а сейчас много помогает другим людям в поисках информации на форумах ВГД и СВРТ.

Тридцать седьмой год навсегда остался в памяти людей, особенно старшего поколения. Кому-то он принес горе утраты родных и близких, для кого-то запомнился атмосферой страха и гнетущего предчувствия беды. Конечно, репрессии возникли не при Сталине - начало им было положено сразу после октябрьского переворота, но именно 1937-й стал годом массового террора. В течение 1937-1938 по политическим обвинениям было арестовано более 1,7 млн. человек. А вместе с жертвами депортаций и осужденными «социально вредными элементами» число репрессированных переваливает за два миллиона.

Репрессией считается любая утрата прав и преимуществ, правоограничения, связанные с незаконным привлечением к уголовной ответственности, лишением свободы, неоправданным осуждением, направление детей в детские дома после ареста родителей, незаконным применением принудительных мер медицинского характера.

I. Первая массовая категория - люди, арестованные органами государственной безопасности (ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ) по политическим обвинениям и приговоренные судебными или квазисудебными (ОСО, «тройки», «двойки» и т.п.) инстанциями к смертной казни или к разным срокам заключения в лагерях и тюрьмах или к ссылке. По предварительным оценкам, за период с 1921 по 1985 г. в эту категорию попадает от 5 до 5,5 миллионов человек. Чаще всего в книги памяти включались сведения о людях, пострадавших в период 1930-1953 гг. Это объясняется не только тем, что в данный период осуществлялись наиболее массовые репрессивные операции, но и тем, что процесс реабилитации, начатый в хрущевскую эпоху и возобновившийся во время перестройки, прежде всего коснулся жертв именно сталинского террора. Реже в базах данных встречаются жертвы репрессий более раннего (до 1929) и более позднего (после 1954) периодов: дела их пересмотрены в гораздо меньшей степени.

Самые ранние репрессии советской власти (1917-1920), относящиеся к эпохе революции и Гражданской войны, документированы настолько фрагментарно и разноречиво, что даже их масштабы пока не установлены (да и вряд ли могут быть установлены корректно, так как в этот период нередко имели место массовые бессудные расправы с «классовыми врагами», что, естественно, никак не фиксировалось в документах). Имеющиеся оценки жертв «красного террора» колеблются от нескольких десятков тысяч (50-70) до более миллиона человек.

II. Другая массовая категория репрессированных по политическим мотивам - крес-тьяне, административно высланные с места жительства в ходе кампании «уничтожения кулачества как класса». Всего за 1930-1933 гг., по разным оценкам, вынужденно покинули родные деревни от 3 до 4,5 миллиона человек. Меньшая часть из них была арестована и приговорена к расстрелу или к заключению в лагерь. 1,8 миллиона стали «спецпоселенцами» в необжитых районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Казахстана. Остальных лишили имущества и расселили в пределах своих же областей, кроме того, значительная часть «кулаков» бежала от репрессий в большие города и на индустриальные стройки. Последствием сталинской аграрной политики стал массовый голод на Украине и в Казахстане, унесший жизни 6 или 7 миллионов человек (средняя оценка), однако ни бежавшие от коллективизации, ни умершие от голода формально не считаются жертвами репрессий и в книги памяти не включаются. Число же раскулаченных «спецпереселенцев» в книгах памяти становится больше, хотя при этом их иногда регистрируют как в тех регионах, откуда они были высланы, так и в тех, куда их высылали.

III. Третья массовая категория жертв политических репрессий - народы, целиком депортированные с мест традиционного расселения в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. Наиболее масштабными эти административные депортации были во время войны, в 1941-1945 гг. Одних выселяли превентивно, как потенциальных пособников врага (корейцы, немцы, греки, венгры, итальянцы, румыны), других обвиняли в сотрудничестве с немцами во время оккупации (крымские татары, калмыки, народы Кавказа). Общее число высланных и мобилизованных в «трудовую армию» простиралось до 2,5 миллионов человек. На сегодняшний день почти нет книг памяти, посвященных депортированным национальным группам (в качестве редкого исключения можно назвать калмыцкую книгу памяти, которая составлена не только по документам, но и по устным опросам).

Все эти репрессии находили отражение в тех или иных документах, архивно-следственных делах, которые и сейчас хранятся в ведомственных архивах правоохранительных органов и спецслужб. Только небольшая их часть была передана на хранение в государственные архивы.

Для того чтобы сохранить память о жертвах репрессий и помочь людям восстановить историю их семей, Общество «Мемориал» в 1998 г. начало работу по созданию единой базы данных, сводя вместе информацию из Книг памяти, уже напечатанных или только подготовленных к изданию в разных регионах бывшего СССР.

Результатом этой работы стал выпущенный в начале 2004 года 1 альбом «Жертвы политического террора в СССР », где были представлены более 1 300 000 имен жертв репрессий из 62 регионов России, из всех областей Казахстана и Узбекистана, двух областей Украины - Одесской и Харьковской.

Несмотря на огромные перемены, происшедшие за последние годы во всех странах на территории бывшего СССР, проблема увековечения памяти жертв государственного террора остается нерешенной.

Это касается всех аспектов проблемы - будь то реабилитация незаконно осужденных, или публикация документов, связанных с репрессиями, их масштабами и причинами, или выявление мест захоронений казненных, или создание музеев и установка памятников. Не решен до сих пор и вопрос о публикации списков жертв террора. Сотни тысяч людей в разных регионах бывшего СССР (да и во многих странах мира, где живут наши соотечественники) хотят выяснить судьбы родственников. Но даже если биография человека включена в какую-то из книг памяти жертв политических репрессий, об этом очень трудно узнать: такие книги издаются, как правило, маленьким тиражом и в продажу поч-ти не поступают - даже в главных библиотеках России нет полного комплекта изданных мартирологов.

В сети существует несколько on-line баз данных. Как показывает практика, в этих базах есть сведения, отсутствующие в издании «Мемориала» «Жертвы политического террора в СССР».

Вот некоторые из них:

1) Проект «Возвращенные имена» http://visz.nlr.ru:8101

2) Список граждан, репрессированных в 1920-х годах на территории Рязанской губернии, реабилитированных прокуратурой Рязанской области http://www.hro.org/ngo/memorial/1920/book.htm . Присутствуют сведения по осужденным условно или освобожденным.

3) Cайт Краснодарского «Мемориала» http://www.kubanmemo.ru

5) Фамилии расстрелянных на Стеле Центрального кладбища г. Хабаровска http://vsosnickij.narod.ru/news.html , http://vsosnickij.narod.ru/DSC01230.JPG .

6) Сайт Львовского Мемориала - http://www.poshuk-lviv.org.ua

7) Книги памяти жертв политических репрессий Красноярского края, том 1 (А-Б), том 2 (В-Г) http://www.memorial.krsk.ru

8) Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века, http://193.233.223.18/bin/code....html?/ans

9) Санкт-Петербургский Мартиролог Духовенства и Мирян, http://petergen.com/bovkalo/mart.html

10) Проект «Открытый архив», который газета «Московская правда» осуществляет с Управлением ФСБ РФ по Москве и Московской области, девять лет

11) Проект «Репрессированная Россия» - 1422570 персоналий, http://rosagr.natm.ru

12) Тематическая база данных на репрессированных поляков, проживавших в Алтайском крае и осужденных в 1919-1945 гг. по статье 58 УК РСФСР, http://www.archiv.ab.ru/r-pol/repr.htm

О чем говорит такое разнообразие источников? Прежде всего о том, что многие тысячи фамилий репрессированных до сих пор, несмотря ни на что, остаются неизвестными. Вы, и только вы можете выяснить неизвестные страницы жизни ваших родных и восстановить из небытия их честное имя.

Процедура поисков (общий случай, из собственного опыта и с использованием рекомендаций сайта www.memo.ru):

1) Если вам неизвестно , где проживал родственник на момент ареста. В этом случае необходимо послать запрос в Главный Информационный Центр (ГИЦ) МВД РФ (117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, 67).

В запросе нужно указать: фамилию, имя, отчество репрессированного, год и место его рождения, дату ареста, место проживания на момент ареста. В запросе должна содержаться просьба сообщить место, где хранится следственное дело.

После получения ответа следует писать в то учреждение, где хранится это самое следственное дело. В этом запросе уже надо будет указать, что вы хотите - получить какую-то конкретную справку, выписку или возможность ознакомиться со следственным делом.

2) Если вам известно , где родился (и/или проживал) родственник на момент ареста.

В этом случае нужно послать запрос в Управление ФСБ той области, где родился и/или проживал ваш родственник на момент ареста.

В запросе указываются те же данные репрессированного, что и в предыдущем случае.

При этом неважно, входит ли эта область сейчас в состав России или нет - на всей территории бывшего СССР механизм один и тот же. Разница только в том, что если дело хранится на территории России, то его могут переслать в УФСБ той области, где вы живете, с тем, чтобы вы могли на месте с ним ознакомиться.

Из-за границы дела не пересылают (хотя и бывают исключения), но справку или выписку делают. Как вариант, можно попросить держателей дела выслать его для ознакомления в ближайший к месту вашего проживания областной город.

Если же ответ из УФСБ отрицательный (то есть такой человек у них не значится), то следует писать в Информационный Центр (ИЦ) МВД той же области. Если же и там ответ отрицательный, пишите в ГИЦ МВД РФ.

Помните, что согласно законодательству вы имеете право «на получение сохранившихся в делах рукописей, фотографий и других личных документов» своих репрессированных родственников.

Если же ваша ситуация особая и выходит за рамки этого общего случая - пожалуйста, задавайте вопросы, постараемся вам помочь. Запросы можно оставлять на форуме www.vgd.ru (раздел «Репрессированные») или на сайте http://www.vsosnickij.narod.ru .

Вот примеры того, что можно узнать из архивно-следственных дел репрессированных:

- Дата и место рождение (анкета арестованного, протоколы допросов);

- Отчество (был случай, когда даже дочь репрессированного считала, что отчество отца было Андреевич, а из его анкеты оказалось - Андронович);

- Состав семьи, место жительства и состав имущества до 1917 г. (анкета арестованного, протоколы допросов, справки, метрики и другие документы личного характера, подшитые к делу);

- Состав семьи, место жительства и состав имущества вплоть до репрессии;

- Сведения про арестованного (рост, цвет глаз, волос), сведения о семье, месте работы, составе имущества и месте жительства на спецпоселении и/или аресте (анкета арестованного);

- Сведения о месте (местах) и характере работ в заключении, отпечатки пальцев, дата и причина смерти (личное дело заключенного);

- Фотографии, письма родственников, метрики, справки о рождении (смерти), автобиографии, сведения об обучении, направлении в действующую армию, снятии со спецпоселения и другие документы.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

История старообрядчества неразрывно связана с историей России. Во время массовых политических репрессий 1930-х гг. в первую очередь пострадали «контрреволюционные классы»: духовенство, крестьянство, казачество. Почти все старообрядческие архиереи были репрессированы, в 1938 году на свободе остался только один епископ. Казалось, что еще немного, и старообрядческая иерархия в России исчезнет.

Несмотря на гонения и репрессии, старообрядцы всегда оставались патриотами своей Родины. Уже в первые дни войны старообрядческая Архиепископия обращается к своим чадам с призывом стать на защиту Отечества. Старообрядцы с оружием в руках защищали Родину, трудились в тылу и собирали пожертвования на оборону страны.

В 2015 году исполняется 70 лет со дня окончания самого кровопролитного военного конфликта всех времен и народов — Второй Мировой Войны . В ней участвовало 72 государства, а боевые действия велись на территории 40 стран. В ходе боев от бомбежек, обстрелов, от голода и в лагерях погибли около 70 миллионов человек. Потери Советского Союза по официальным данным составили 26,6 миллионов человек, причем значительная часть погибших, более половины, относится к мирному населению страны .

Для сравнения, убыль населения России в Первую мировую войну (потери военнослужащих и гражданского населения) составила 4,5 млн человек, а аналогичная убыль в Гражданской войне — 8 млн. человек.

Столь великие потери страны, особенно в первые годы войны, были обусловлены не только предельной жестокостью боевых действий, но и, как выяснилось, отсутствием готовности Советского Союза к военному конфликту такого масштаба. В предвоенные годы в стране шли массовые политические репрессии. Они ударили не только по так называемым «контрреволюционным классам»: крестьянству, духовенству, казачеству, но и по самим советским административным, партийным и военным учреждения. Так, например, с 1937 года до начала Великой Отечественной войны было репрессировано 40 тыс. командиров всех степеней. Массовые аресты, расстрелы порождали неуверенность командного состава, боязнь самостоятельно принимать ответственные решения. Не случайно поэтому в первые часы и даже дни войны командиры частей не могли принять адекватных военной ситуации решений, ожидая приказаний от вышестоящих органов. Маршал Василевский впоследствии писал:

Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошёл.

Конечно, репрессии коснулись не только военных и партработников, но и представителей всех остальных слоев населения. Во второй половине 30-х годов было репрессировано большинство старообрядческих священнослужителей, а в 1937-1938 годах по стране прокатилась компания закрытия и уничтожения храмов. Чтобы сделать этот процесс необратимым, здания церквей, как правило, взрывались. В 1938 году единственным старообрядческим архиереем, оставшимся на свободе, был престарелый епископ Калужско-Смоленский Сава (Симеон Ананьев), хиротонисанный в 1922 году. Древлеправославная иерархия на территории СССР оказалась под угрозой полного исчезновения. Стараясь избежать этого, каждый день ожидая ареста и казни, владыка Сава единолично рукополагает в 1939 году епископа Паисия (Петрова) своим преемником на Калужско-Смоленскую епархию. Однако ареста не последовало, а в 1941 году, в период между Пасхой и Троицей, вернувшийся из заключения епископ Самарский (Парфенов) был возведен владыкой Савой по ходатайству рогожских старообрядцев в достоинство архиепископа, приняв управление Церковью.

Я занял осиротевший первосвятительский престол не по своему желанию, — говорил впоследствии архиепископ Иринарх. — Меня этот пост очень смущал, я трепетал душой принять такую великую ответственность. Я не искал его, но был найден, потому что в то время я был только один единственный епископ. Второй епископ, Сава Калужский, был болен. Так волею Божиею я пришел к вам на московский престол. Пришел не для того, чтобы мне служили, но чтобы вам послужить, согласно слову Господню: «Хотяи быть в вас первый, да будет всем слуга» (Мф. XX, 26).

В следующем 1942 году вернулся из заключения епископ (Лакомкин), ставший помощником архиепископа.

В 1940 году СССР присоединяет к себе оккупированную Румынией территорию Молдавии, где проживало большое количество старообрядцев. Старообрядческий епископ Кишиневский (Усов), бежавший в свое время из советской России, перебирается в Румынию. Белая Криница после присоединения Бессарабии и Буковины перестала быть резиденцией Белокриницких митрополитов. Кафедра была перенесена в Браилу. Для того чтобы наладить епархиальное управление в Молдавии, московская Архиепископия не имела ни времени, ни возможности: вскоре началась Великая Отечественная война. 8 мая 1941 года на Освященном соборе в Браиле Владыка Иннокентий (Усов) избирается архиепископом Белокриницким и всех древлеправославных христиан митрополитом (скончался в 1942 году).

После нападения Германии на СССР и начала Великой Отечественной Войны старообрядцы, как и в 1812 и 1914 годах, встали на защиту Отечества. Уже в первые дни войны старообрядческая Архиепископия обращается к своим чадам с призывом стать на защиту Отечества:

В тиши ночной, когда мирный русский люд спал, напала на него саранча. Свободные и миролюбивые малые народы европейских стран утонули в крови, превращены в рабов, отданы на поругание нечисти. Великая скорбь, плач стариков, детей и матерей содрогают весь мир…

Пришло время, пришел час для каждого верующего старообрядца направить все свои силы и помыслы на борьбу с насевшим врагом и не щадя живота постоять за други искренне своя, отстоять грудью великую, мирную и прекрасную Родину!

Сотворим же крестное знамение во имя честнаго и животворящего креста, святой и нераздельной Троицы, и по примерам прошлых лет, по примерам наших святых воителей, с благословения и молитв всех святых и аз благословляю вас на подвиги ратные.

Меч победы да пребудет в руках ваших, разящих иноземного врага!

Осенью 1941 года, когда немцы подошли к Москве, государственные власти принимают решение об эвакуации руководства религиозных конфессий. Архиепископ Иринарх, Московский и всея Руси, эвакуируется в Ульяновск.

Однако старообрядческие архипастыри не остались в стороне от трагических событий войны. В 1942 году, в один из самых тяжелых периодов войны, предстоятель Церкви архиепископ Иринарх обратился к жителям оккупированных территорий с посланием. В нем он говорил:

Возлюбленные чада старообрядческой Христовой церкви, находящиеся в немецком пленении и оккупации… Из центра старообрядчества — из достославной Москвы, с Рогожской заставы — я, ваш архипастырь и богомолец, обращаюсь к вам со словами утешения и надежды и призывом оказывать всяческое противодействие врагу.

Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь. Вспомните, как наши достославные предки, движимые любовию к родине, все, как один, вилами и рогатинами истребляли и гнали с своей земли двунадесять языков гордого завоевателя. И сколько же их ушло из России? Жалкая кучка! Освобождение нашей матери-родины от исконного врага и губителя русского народа — немца — всенародное святое дело.

Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага со священной земли нашей и тем самым приблизитъ радостный час соединения с вами. Мы же здесь возносим Господу Богу непрестанные молитвы, чтобы он сохранил вас от зла и губительства и дал вам силы предков наших в борьбе за освобождение нашей отчизны от захватчиков.

В июле 1942 года возвращается из заключения епископ Геронтий (Лакомкин), Петроградский и Тверской. Осенью он приезжает в Костромскую область (живет в Стрельникове и Дурасове) и приступает к управлению Ярославско-Костромской епархией.

Один миллион двести тысяч рублей собрала архиепископия Московская и всея Руси на оборону страны; сумма, быть может, небольшая, но мы помним, как высоко оценил Христос лепту вдовицы. «Трогательно до слез было смотреть, с какой готовностью, с каким горячим порывом протягивались руки к тарелке “На оборону Родины”, чтобы положить на нее свою посильную трудовую лепту », — вспоминает секретарь архиепископии Галина Мариничева о службах в в военные годы.

За годы войны многие тысячи старообрядцев пали на поле брани, защищая Отечество, умерли от голода и болезней. Зимой 1942/43 гг. скончался от тифа епископ Паисий (Петров), а протоиерей Андрей Попов был расстрелян в оккупированном Ржеве немецкими захватчиками. Старообрядческий епископ Киево-Винницкий (Вологжанин), протоиереи Маркел Кузнецов (Калуга), Лазарь Турченков (Иваново, Ржев) и другие были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне », епископ Александр (Чунин) Волжско-Донской и Кавказский — медалями «За оборону Сталинграда » и «За победу над Германией ». Легендарный разведчик Николай Кузнецов был выходцем из старообрядческой семьи…

Едва закончив школу, по 16 часов в сутки работал сварщиком на Ярославском паровозоремонтном заводе, где выпускали и ремонтировали бронепоезда, будущий архиепископ (Витушкин). Непрестанная работа со сваркой лишила будущего архиепископа зрения. В 24 года он стал инвалидом второй группы, и только по молитвам ко Господу юноша был исцелен.

Многие, очень многие не вернулись с фронтов. Все четыре года архиепископ Иринарх (Парфенов) и епископ Геронтий (Лакомкин) обращались к пастве с патриотической проповедью. Она была устной, с амвона храма, и в виде листовок летела в общины, освобожденные и захваченные врагом. Святые Александр Невский, Сергий Радонежский, патриарх Гермоген, Димитрий Донской, Минин, Пожарский — эти имена, с которыми старообрядчество кровно связано, вдохновляли на ратный труд и на боевой подвиг.

В 1943 году начались перемены в отношении советской власти к религиозным объединениям. Не в последнюю очередь в этом сыграл патриотизм, проявленный верующими во время тяжелейшего периода войны. 14 сентября Совнарком СССР принял постановление об образовании Совета по делам Русской Православной Церкви. Несколько позже, 7 октября, было утверждено Положение «О Совете по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР ». Эти организации ведали делами новообрядчества. По указанию генерального секретаря ВКП(б) И.Сталина был созван архиерейский собор и избран патриарх. Обновленческая и сергианская церковные организации, а также ряд более мелких религиозных групп были объединены под эгидой новообразованной Московской Патриархии .

В 1944 году советские войска освобождают Украину, Бессарабию, Буковину и переходят довоенную границу СССР. Белая Криница оказалась на территории Советского Союза. К сожалению, это привело к разгрому этого старинного монастыря и разорению окрестных старообрядческих сел. Митрополит Белокриницкий был вынужден оставить первосвятительскую кафедру и отбыть во внутренние области Румынии.

В мае 1944 г. Совнарком СССР принял решение о создании еще одного государственного органа — Совета по делам религиозных культов при СНК СССР , на который возлагалась задача осуществлять связи «между Правительством СССР и руководителями религиозных объединений: мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, греко-католической, католической и лютеранской церквей и сектантских организаций по вопросам этих культов, требующих разрешения Правительства СССР ». Таким образом, древлеправославная Церковь оказалось под контролем Совета по делам религиозных культов.

Однако были и небольшие послабления в отношении старообрядческой Церкви. К концу войны из заключения были отпущены некоторые священники. В 1945 возобновилось издание церковного календаря РПСЦ. Предполагалось начать выпуск и журнала «Вестник Московской Архиепископии », однако этот замысел не удалось осуществить. 9 сентября 1945 года, фактически через неделю после окончания Второй мировой войны, в Покровском кафедральном соборе г. Москвы состоялась первая послевоенная епископская хиротония: инок (Иван Михайлович Моржаков) рукоположен во епископа на Кишиневско-Одесскую епархию.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, г. Полевской. Передача из Екатеринбурга.

Сегодня мы бы хотели поговорить о том, нужны ли спорт и физическая культура православному человеку и насколько применима к христианину поговорка «В здоровом теле- здоровый дух». Понятное, что физическая культура и поддержание себя в здоровом состоянии необходимы любому человеку.

Наш зритель пишет: «Спорт, безусловно, нужен каждому, он отрезвляет тело, закаляя его, как чтение делает это с мозгом». Но есть другая крайность: люди могут сказать, что подвижники, святые не были спортсменами, они за своим бренным телом не следили и зачастую могли целый день провести в посте и молитве, употребив один сухарик и запив его святой водой, а то и вообще не вкушая никакой пищи. Они спасались постом и молитвой, поэтому следить за своим телом (для чего,собственно, и существует физическая культура) не нужно. Хотелось бы разобраться в двух этих крайностях. Один вариант, когда все очень гипертрофированно и телу уделяется слишком много внимания, а другой, когда ему не придается никакого значения.

На самом деле очень интересный и, наверное, самый актуальный на сегодняшний день вопрос, особенно для жителей мегаполисов, городов, в том числе и для молодых людей. Дело в том, что когда речь идет о подвижниках, мы должны помнить, как они трудились, что делали и в каких условиях жили. Например, еще 50-60 лет тому назад в жизни человека было очень много физического труда, он в редких случаях пользовался услугами автотранспорта, а многие вообще передвигались пешком. Поэтому физический труд и пешая прогулка с работы и на работу, 5-10 километров в день, по-моему мнению, вполне заменяли ту физическую подготовку, которой сегодня нет не только у многих молодых людей, но у современного человека в принципе. Наша жизнь очень сильно изменилась из-за комфорта, прогресса, давших возможность и передвигаться тоже сидя. Поэтому данная проблема и стала очень актуальной, требующей решения. И надо сказать, что Церковь, безусловно, поддерживает занятия физической культурой и правильное отношение к развитию своего тела. Более того, согласно учению Церкви, человек - это существо, состоящее из духа, души и тела, и тело как храм души должно поддерживаться в соответствующем виде.В этом плане для нас нет особых запретов для занятий спортом, физической культурой. Другое дело, что можно разграничить занятия профессиональным спортом и массовым, для поддержания своих физических сил и состояния. Здесь уже другой разговор.

Да, нужно разграничить вопросы нашей беседы: спорт как профессиональное занятие человека и физическая культура, когда человек просто поддерживает себя в здоровом тонусе. Если говорить о спорте как профессиональном труде человека, а не просто как о некоем увлечении, когда может возникнуть ощущение, что это проявление некой самости: «Я могу лучше, я могу быстрее, я могу сильнее, я могу больше». К сожалению,мы очень редко встречаем, чтобы известные спортсмены говорили о своих достижениях не как о результате многодневных, многочасовых тренировок, а как о некоем синтезе - и о даровании Божьем, и о том стремлении, в котором, конечно, есть и заслуга самого человека. Как Вы считаете, не влечет ли это к проявлению тщеславия, самолюбия? И как их побороть?

Надо сказать, что, к сожалению, каждый человек, живущий в этом мире, уже рождается с испорченной природой. А она как раз и проявляется такими нашими страстями, как: гордость, тщеславие и многие другие. Поэтому, чем бы ни занимался человек, все, даже добрые его занятия потихоньку будут отравляться тщеславием. Тем более не могу представить, чтобы человек занимался профессионально, у него это получалось, и он бы не тщеславился. Безусловно,будет тщеславиться. Другое дело, какие цели он перед собой ставит. Одно, когда человек зарабатывает этим себе на хлеб. Я знаю профессиональных спортсменов и поддерживаю с ними хорошие и добрые отношения, они иногда советуются, берут благословение на какие-то очень важные и ответственные соревнования, даже участвуя в олимпийских играх. Безусловно, очень многие спортсмены (те, кого я знаю, по крайней мере) прилагают колоссальный труд для достижения определенных результатов. Но вместе с тем они все-таки стараются уповать и на помощь Божию. И когда вдруг действительно получается что-то выдающееся или значимое для них, они однозначно расценивают это как помощь Божию. Но сказать так обо всех спортсменах, наверное, было бы преувеличением. В этом плане в профессиональном спорте надо смотреть на таланты и достижения. К сожалению, я видел примеры, когда человек, считавший, что у него выдающийся талант в каком-то виде спорта, тем не менее не достигал целей, которые перед собой ставил: стать знаменитым, занимать первые места. Получил травму и уже не смог восстановиться. А так как ничем другим в своей жизни не занимался, то не выходил из депрессии много лети в конце концов человек спивался или,хотя и находил какие-то развлечения, чтобы себя немножко развеять,но по сути дела умирал. Когда человек ставит перед собой ложные цели, ему бывает очень тяжело потом как-то перенастроиться на другую жизнь. Когда же человек понимает, что для него это средство заработать на жизнь, тогда это, хотя и с сожалением, но можно принять.

Вы говорили об участии в соревнованиях. В любом случае это нечто азартное, то есть то место и то время, когда человек старается победить, надеется на это и находится в очень тревожном состоянии. Азарт не самое лучшее и вообще пагубное состояние. Не вредно ли человеку участвовать в соревнованиях? Или же, наоборот, в соревнованиях человек видит, что не он один хорошо плавает, бегает, прыгает, видит десятки и сотни таких же сильных людей, которые тоже могут победить. Может быть, это помогает задуматься над тем, что есть нечто высшее, что ему помогает в таком поприще?

На самом деле занятие любым видом спорта без соревнований становится неинтересным. Даже у человека, который идет в фитнес-зал есть какой-то собственный интерес -привести себя в порядок, талию сделать более осиной либо что-то еще. И в этом тоже есть свой определенный азарт. И, конечно же, никакие соревнования, любого уровня не могут быть без азарта. Если мы будем судить этих людей за то, что они проявляют азарт, тогда никакого спорта в принципе не будет, и занятий никаких не будет, и самой физической культуры, наверное, не будет тоже. Потому что когда человек начинает заниматься физической культурой, он ставит перед собой какую-то цель и возникает желание,сильное или слабое.Когда желание сильное, тогда он достигает цели. Занятия спортом, физкультурой (знаю это из моего общения со спортсменами) на самом деле очень хорошо тренируют волю и терпение. Мы знаем, что и в духовной жизни без терпения и воли тоже мало что достигается. Преподобный Серафим Саровский, как-то отвечая на вопрос, почему в мире столько христиан, но мало кто спасается, ответил очень просто: «Потому что им не хватает мужества». А мужество воспитывается, когда человек действительно тренирует свою волю в достижении цели и умение терпеть. И хорошие воины именно этим отличаются - умением терпеть и хорошей волей. Например, очень интересно наблюдать человека, который имеет опыт военной службы или опыт бывшего спортсмена, он умеет достаточно быстро понять и настроиться на духовную жизнь(конечно, когда у него есть вера). С такими людьми гораздо легче работать: им гораздо легче объяснять какие-то нюансы духовной жизни, особенно там, где необходимо употребить терпение и волю. В этом плане в занятиях спортом тоже есть положительные стороны, помимо поддержания физического состояния, тонуса. Главное же, наверное, тренировка воли и терпения. И я за это.

Есть еще экстремальные виды спорта, то есть те виды, где человек,тренируясь или участвуя в соревнованиях, имеет риск для здоровья. Хотя, наверное, спорт - это всегда риск для здоровья, причем повышенный. Допустимо ли подвергать себя риску в занятиях спортом?

Это уже другой вопрос. Экстремальные виды спорта, особенно связанные с тем, что человек может покалечиться сам или покалечить другого человека, а то и вообще могут угрожать жизни, мы, конечно, приветствовать не можем. Потому что если человек искушает Бога тем, что рискует таким образом, это, конечно, уже на грани богоборчества, на грани того, что человек действительно ставит свое «я», свое тщеславие и славолюбие гораздо выше всего другого. К этому относится и такая страшная вещь, когда люди ради своего тщеславия(особенно это молодежь) пытаются сделать экстремальные селфи и это заканчивается трагически для них. И ведь это, действительно, мода и повальное увлечение. И в спорте, особенно в экстремальных видах, точно так же. При этом существуют виды спорта, которые тренируют мужество, мужество, которое необходимо. Например,мы знаем определенные виды войск, которым нужны хорошие спортсмены, боксеры, бойцы и т.д. Поэтому надо спрашивать: каковы цели, которые заставляют человека рисковать своей жизнью, своим здоровьем.

Поговорка «В здоровом теле - здоровый дух» сочтут правильной, наверное, в том числе и многие церковные люди. Если мы посмотрим на ее происхождение, то увидим, что она перефразирована, хотя смысл и сохранился, но стал отдаленным.Изначально в ней говорится, что надо молить Бога о том, чтобы в здоровом теле был и здоровый дух. То есть это не означает, что без одного другого не будет. Как Вы считаете, насколько применим вариант, который у нас всех на слуху, для православного человека?По-моему, нам ближе изначальный вариант.

Во-первых, изначальный вариант более точно отражает истинный смысл физических занятий. Как говорил один из святых, тело - это хороший слуга, но очень плохой господин. И действительно, в духовной практике, особенно в аскетике, тело имеет огромное значение, но оно должно стоять на своем месте: быть слугой, быть храмом для души, но главное - это развитие самой души. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге - о целостном составе личности». Думаю, что в этих словах позицию нашей Церкви выражена исчерпывающе. И если мы не будем учитывать эту иерархию, то в здоровом теле не будет никакого здорового духа. Когда тело превратится в господина, то боюсь, в нем будет дух уныния, депрессии, гордыни, тщеславия, похоти и т.д.

- Дух постоянного недовольства собой.

Безусловно.

Телезритель из Новосибирска, тренер с тридцатилетним стажем,говорит, что современная молодежь, посещая секцию, не занимается спортом и вообще не стремится к каким-то результатам, а приходит в спортзал только для того, чтобы провести время. При этом они считают, что занимаются спортом. Инфантильность современной молодежи огорчает.

Я абсолютно согласен с этим мнением, и меня это тоже огорчает.Действительно, современная молодежь больше предпочитает сидеть за гаджетами, в соцсетях,нежели уделять внимание гармоничному развитию своей личности, и в том числе воспитанию тела. Поэтому организовывать в учебных заведениях разного уровня, в воскресных школах, массовые спортивные игры, для многих является сегодня, наверное,очень важной задачей, которая как раз и поможет преодолевать инфантилизм молодых людей. Хотя это касается людей и среднего, и старшего возраста, которые сейчас зажаты в каменных коробках и не знают, что им делать, кроме как сидеть в социальных сетях и смотреть телевизор.

- Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Совместимы ли занятия спортом с постом?»

Пост в первую очередь дает человеку возможность тренироваться в свободе от своих зависимостей. Наверное, пост может ясно показать, являются ли занятия спортом зависимостью или действительно идут на пользу человеку. Например, в нашем реабилитационном центре «Подвижник» я не советую нашим реабилитантам заниматься во время постов фитнесом и тому подобным, чтобы они могли больше внимания уделять своей душе. А кто все-таки жаждет этого, то возможны прогулки, пробежки, а поклоны заменяют множество физических упражнений, если это делается искренне, с молитвой и верой. Человеку достаточно сделать 20 земных поклонов с молитвой «Боже, милостив буди мне, грешному», и он сразу почувствует и прилив сил и тот физический тонус, который необходим.

Вопрос из группы «ВКонтакте»: «Можно ли одновременно выполнять физические упражнения и про себя молиться?»

Человек может молиться и во время работы, может идти по улице и молиться, ведь Господь сказал нам:«Бодрствуйте и непрестанно молитесь, чтобы не впасть в искушение». Наверное, чтобы не впадать в искушение тщеславием и гордостью, было бы неплохо молиться даже и на тренировках. Я в этом не вижу ничего плохого.

Вопрос телезрительницы из группы «ВКонтакте»: «Мне 59 лет, не работаю, живу в городской квартире, имею серьезное заболевание позвоночника. Занятия спортом у меня во все дни недели: то фитнес, то бассейн. Молитвы дома стараюсь не пропускать, в храм хожу во все праздники и воскресные дни, также посещаю воскресную школу. Не слишком ли много я уделяю внимания своему телу, может быть, лучше помолиться о своем здравии ко Господу?»

На самом деле это очень полезные занятия, тем более при заболевании позвоночника. Поэтому лучше всего заниматься. Это помогает продлить не только активную физическую деятельность и жизнь, но и в то же время укрепляет волю. Это очень полезно. Поэтому я бы посоветовал не бросать занятия. А поскольку телезрительница каждую неделю бывает в храме и молится дома, то думаю, что она правильно распределила свои силы, возможности и свое время. Пусть и дальше продолжает именно в таком духе.

Если исходить из этого вопроса, нужны ли ограничения в ситуации, когда телу уделяется уже слишком много внимания?

Мы опять должны говорить о том, какую цель ставит человек. В примере телезрительницы мы видим, что есть проблемы с позвоночником и соответствующие физические занятия помогают снять боли, обеспечивают нормальную жизнедеятельность.Может быть,у человека цели другие: заработать денег на этом или кому-то что-то продемонстрировать, доказать и так далее? Пусть он сам честно ответит на вопрос, каковы его цели. Если они расходятся с главными целями христианина, тогда, наверное, действительно стоит подумать о сокращении времени на такого рода занятия.

- Все нам дозволено, но не все полезно.

Безусловно.

Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Моя внучка занимается танцами, у нее хорошо получается. И поневоле, бывает, гордишься ее успехами.Это грех гордыни?»

Когда один человек радуется успеху другого - это на самом деле очень хорошо. Когда человек начинает унижать другого, например достоинствами своей внучки, своих детей - вот это недостойно, вот это и есть проявление гордыни. Если телезрительница искренне радуется успехам своей внучки без унижения других - это замечательно, пусть радуется. Но если она будет на каждом углу говорить, что «мой ребенок гораздо талантливее ваших детей» и смеяться над другими, приводя ее в пример, то это уже действительно серьезная проблема.

- Юная телезрительница задает вопрос, можно ли ей в 10 лет заниматься танцами?

Не можно, а нужно, если есть такая возможность.

Немного уточню вопрос: есть танцы классические, которые красивы с эстетической точки зрения, есть танцы спортивные, а есть танцы, сообщения о которых которые потом попадают во все средства массовой информации: «там-то поставили такой танец» (не будем сейчас говорить где это и что это).

Этот важный момент касается родителей и воспитания, есть ли у них эстетический вкус, вера, понимание христианской этики. Ведь ребенок не сам по себе живет, не в джунглях, ас папой, мамой, пусть она посоветуется с ними и они подскажут ей, достойно ли то, чем она занимается или нет. Я имею в виду те танцы, которые действительно развивают. Девочке нужно развиваться, танцы будут давать ей возможность укрепляться и физически, и эстетически. Но это определяют родители.

Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «В фитнес клубах в крупных городах чаще всего играет американская «кислотная» музыка. Насколько она губительна для христианина? Где грань между спортом и фанатизмом? Есть ли примеры подвижничества у святых в молитве и физической культуре? Ведь Илья Муромский упражнялся в физических упражнениях, то есть сначала развивался физически, затем стал воином, но достиг и духовного совершенства. Как расти физически и духовно одновременно?»

В пример я могу привести святителя Николая Японского, который благословил создание того боевого вида спорта, который мы сегодня называем самбо. Это действительно благословение святителя Николая, ныне канонизированного святого, который и сам интересовался восточными единоборствами. Опять же, польза всего этого зависит от того, где находится грань. А определяется так: если это делает тебя добрее, милостивее, делает тебя более жертвенным в отношениях с ближними твоими, как говорит апостол Иоанн: «Если ты говоришь, что Бога любишь, а людей ненавидишь, значит, ты лжец». Мне кажется, самое главное определение в том, как ты начинаешь относиться к людям. Если спорт в тебе возбуждает гордыню, тщеславие и так далее, то, безусловно,это будет отторгать всех тех,кто тебе мешает или недооценивает твои достижения, на которые ты тратишь столько силы и средств. Поэтому пусть каждый честно себя спросит: «Как я отношусь к ближним своим?» Бывает, люди из-за увлечения спортом (у меня есть такие примеры) забывают о родителях, забывают о своих близких: на первом месте у них спорт, а родители и все остальные - на втором. Вот это как раз показатель, и касается не только спортсменов, но любого человека, который занимается бизнесом или искусством, чем угодно. Меряйте себя по своему отношению к тем, за кого вы несете ответственность, кто находится рядом с вами, потому что по любви можно понять все: какой ты человек и к чему ты стремишься.

Относительно музыки могу сказать, что человек - существо уникальное, и музыка на нас влияет самым что ни на есть уникальным образом. Знаю, что есть музыка, вдохновляющая человека на прекрасное, есть музыка, которая зовет человека к борьбе, вызывает различные страсти. Я не знаю, о чем именно идет речь: что такое «кислотная» музыка, но тем не менее нужно всегда помнить, что человек - существо, реагирующее и на прекрасное, и на плохое. А так как наша испорченная природа быстрее реагирует все-таки на худшее, то нужно очень и очень опасаться музыки, которая действует на мое сознание и подсознание. Безусловно, у человека должна быть музыкальная культура, также как культура принятия пищи, одежды и т.д. Поэтому я могу посоветовать только одно: если есть возможность регулировать прослушивание этой музыки, то необходимо это сделать. Например, своим прихожанам и ребятам из реабилитационного центра я всегда советую в пост стараться не слушать никакой музыки, тем более развлекательной. В крайнем случае можно послушать хорошие духовные, церковные песнопения, которые настраивают человека и на молитвенный лад, и на самоанализ своих поступков,желаний, мыслей. И когда кому-то удается избежать прослушивания музыки во время поста, они потом неизменно признают, что это было полезно. А уж от «кислотной»музыки воздерживаться в любом случае нужно.

Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Я тренер по борьбе самбо, призерка по самбо, тренирую детей. Можно ли в пост возить детей на соревнования? Как их настроить на победу, потому что, как правило, перед выходом на схватку они сильно трусят, хотя физически намного сильнее противника? Как развить дух и научить детей не бояться?»

Это очень важный вопрос. Дело в том, что устроители соревнований не согласуются с церковным календарем и устраивают соревнования исходя из собственных возможностей и удобства, и это может попадать на пост. Если дети действительно занимаются этим видом спорта, наверное, не стоит избегать соревнований, потому что как раз соревнования помогают ребенку утвердиться в тех достижениях, которые он имеет. И настраивать их нужно именно так: «Иди и побеждай». Как говорит Святейший Патриарх, если православный христианин чем-то занимается, то он должен быть в этом деле асом, должен профессионально владеть им. Поэтому «иди и побеждай».

Вопрос телезрителя из г. Набережные Челны: «Я занимаюсь бодибилдингом. Многие из моих коллег употребляют различные виды допинга. Допустимо ли это?»

Если человек занимается таким видом спорта для себя и своего здоровья, думаю, никакие допинги не нужны. Когда же люди профессионально зарабатывают на этом деньги, там им приходится кушать допинги. И здесь вопрос, насколько вредит это твоему личному здоровью. Слышал,что недавно был опрос спортсменов и им предлагали очень интересный вопрос: «Если вы будете знать, что этот допинг поможет вам выиграть соревнование, но очень сильно повредит вашему здоровью, будете вы его употреблять или нет?» И очень многие спортсмены говорили: «Да, мы будем его употреблять, потому что главная цель - выиграть, заработать». Вот это уже грех. Поэтому,профессионально занимаясь бодибилдингом, употреблять допинги, чтобы достичь цели и заработать денег, и вредя при этом своему здоровью, - это грех. Это также, как курение, алкоголь и наркотики: мы же знаем, что они только вредят здоровью и нисколько не помогают в духовной жизни. Точно также и здесь.

- Телезрительница из Волгограда спрашивает, не грешно ли заниматься вокалом?

А что же тут грешного? Ради Бога занимаетесь. В церковных хорах нужны профессиональные вокалисты, которые могут красиво петь, помогая на богослужении. Что тут плохого? Вообще, если у человека есть определенный талант, который явно заметен, его надо развивать. Господь ведь сказал: «Если ты зароешь свой талант, то потом отберется и то, что ты имел». Таланты нужно развивать. Если ты получил талант, то нужно приносить проценты, согласно евангельской притче, рассказанной Господом.

Опять же важно намерение человека, который этим занимается. Одно дело, когда это только для себя (на самом деле непонятно, что именно означает это «для себя»), и другое- когда человек, к примеру, с помощью своего пения может привести людей к Богу.

Если бы не было профессиональных вокалистов, не было бы хороших церковных хоров. А если бы не было хороших церковных хоров, тогда богослужение состояло бы из бесчинных воплей. И это было бы не богослужение. В то же время, когда человек приходит в храм и слышит стройное, правильное пение на клиросе, оно действительно вдохновляет его на молитву, вдохновляет на духовную жизнь. И в этом плане профессионализм очень нужен.

Вопрос телезрителя из г. Стародуб: «Почему для монахов нельзя ввести зарядку для поддержания физического здоровья? Или она есть, но о ней никто не знает?»

Во-первых, монахи очень много трудятся, возможно, именно об этом не знает наш телезритель. У любого монаха есть свое послушание, это достаточно серьезный и продолжительный труд. И поэтому монаху не всегда нужны какие-то физические упражнения. На самом деле очень многие монахи имеют достаточно хорошую физическую форму. Кстати, в прошлом году я был на Афоне и меня удивил один очень интересный факт: перед самым входом в Андреевский скит, справа я увидел небольшую баскетбольную площадку. Я этим очень сильно заинтересовался, попытался спрашивать, кто играет. Явно, это сделано не для паломников. Мне никто так и не ответил, и я уехал с недоумением, но сфотографировал эту площадку. Мне думается, что послушники или молодые монахи иногда позволяют себе поиграть в баскетбол, даже на Афоне. Так я думаю. Вот такой небольшой ответ.

Отец Сергий, знакомы ли Вы с дыхательной гимнастикой Стрельниковой? Одна из телезрительниц спрашивает про нее.

Нет, я не знаком, к сожалению.

Но если из вопроса убрать фамилию Стрельниковой и поговорить вообще о дыхательной гимнастике:не противоречит ли она духовной жизни?

Если такая гимнастика необходима в целях поддержания здоровья, например, люди с заболеваниями легких и еще некоторыми, как раз вынуждены проводить такую гимнастику, для того чтобы все время тренировать легкие. У меня был прихожанин с очень серьезным заболеванием легких, и врачи заставляли его постоянно надувать воздушные шарики, чтобы он постоянно тренировал легкие, чтобы они находились в рабочем состоянии. У него это была целая практика. Вполне возможно, что если это необходимо для здоровья, в этом нет ничего плохого.

Уточню, что мы говорим не о какой-то конкретной гимнастике, чтобы потом не говорили, что на «Союзе» сказали, что такая-то конкретная гимнастика… Наверное, главное, понять, что в этой гимнастике нет каких-то духовных подтекстов.

Да, я говорю не о конкретной гимнастике, а о том, что я в своей практике видел.Еще раз повторю: важно, какая ставится цель и какая от этого польза. Если это необходимо для здоровья, для профилактики каких-то заболеваний, то в этом нет ничего плохого.

Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «При занятиях борьбой необходимо снимать нательный крестик. Как быть?»

Если не снимать, то можно порвать и потерять этот крестик. Как быть? А как первые христиане?Они вообще без крестиков ходили. Бывает даже, что некоторые люди, когда в бане идут в парилку, тоже снимают металлические крестики, чтобы они не обжигали. Поэтому, здесь нужно подходить разумно.

Вопрос телезрительницы из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Являются ли грехом занятия спортом не только для здоровья, но и для поддержания хорошей фигуры?»

Я думаю, что здесь греха нет, потому что все девушки мечтают хорошо выйти замуж, и если молодой человек смотрит только на фигуру, но не смотрит ни на разум, ни на душу, ни на сердце, тогда это хорошая ловушка для молодого человека. Девушке всегда хочется выглядеть лучше- это понятное чувство. Что ж, иногда и для поддержания своей формы неплохо позаниматься.

Вопрос телезрительницы из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «В спортивных клубах есть занятия, где делают упражнения из йоги, но без какой-либо теории и учения. Как воцерковленный человек, могу ли я ходить на такие занятия в целях поддержания здоровья, потому что это помогает после трудового дня, полностью проведенного сидя на стуле?»

Вообще вопрос о йоге очень актуальный, потому что иногда в Интернете можно встретить такую приманку, как «православная йога». Люди думают, что такая действительно существует, а на самом деле это целая духовная практика.

Это действительно духовная практика. У меня был очень серьезный пример: очень близкий мне человек серьезно увлекался йогой, даже без всякой философии, без всякого рода медитаций, но все упражнения, асаны исполнял как положено. Проблема была в том, что, несмотря на то, что это, казалось бы, дает ему равновесие, человек не мог справляться со своей психикой. Он был настолько раздражительным и вспыльчивым, что это просто удивляло. И когда я посоветовал ему прекратить занятия йогой и заняться любым другим видом спорта для поддержания своей физической формы, ему пришлось почти полгода отвыкать, чтобы прийти в более-менее нормальное состояние, в том числе психическое.Не знаю, как происходит в данном случае с подобными упражнениями. Например, есть упражнения на растяжку, есть упражнения на определенные движения и так далее, на сегодняшний день существует очень много предложений по разным потребностям. Все-таки в восточных практиках и в первую очередь о йоге не миновать определенного психического и духовного настроя, которые, к сожалению, не всегда совместимы с нашим христианским духом.

Чем йога может быть опасна для человека? Еще одна телезрительница спрашивает, можно ли православному христианину вообще заниматься йогой?

Еще раз говорю: пожалуйста, занимайтесь любыми физическими упражнениями - на растяжку и так далее, всем, что необходимо. Но дело в том, что занятия йогой и вообще восточными практиками приводят к такому самосознанию, что я есть центр всего мира, всё притягивается ко мне, в том числе я есть и бог, согласно восточной философии. Поэтому как бы человек ни говорил, что не занимается духовной практикой, тем не менее я видел, как у такого человека гордыня развивается семимильными шагами. Хотя я не могу сказать, что у православных не развивается гордыня - у нас тоже этого хватает, но мы с ней боремся, а там она культивируется и считается высочайшим достижением своего личностного роста. Вот это и есть самое главное противоречие в этих практиках.

Вопрос телезрительницы из Рязани: «Я спортивный тренер. Можно ли применять синтетическое белковое питание? Как к нему относиться?»

На сегодняшний день существует множество специализированных магазинов, в которых продают различные смеси, типа детского питания, только для взрослых, которые позволяют людям лучше себя чувствовать, восстанавливаться после тренировок. Как относиться к таким продуктам?

Такое помогает человеку восстановиться, нарастить мышечную массу быстрее, чем это идет естественным порядком. А что будет, когда человек отменит это питание? Задайтесь этим вопросом. Или Выбудете питаться им вечно? Я думаю, что если человек готов ответить на вопрос, что будет дальше, сколько он собирается этим питаться, он разберется. Поэтому мы снова возвращаемся к вопросу о том, какие ставятся цели. Если человек хочет очень быстро нарастить мышечную массу, тогда встанет вопрос: а что будет потом, когда ты отменишь это питание? Куда эта мышечная масса будет уходить?

- Вопрос телезрительницы: «Можно ли практиковать лечебное голодание?»

Лечебное голодание можно применять только по совету лечащего врача. Если человек занимается самоврачеванием, пользы это никакой не принесет. Лечебным голоданием мы признаем только воздержание по уставу во время поста. Скоро наступит Рождественский пост,это замечательная возможность воздерживаться от скоромной пищи и побольше уделять внимание своей душе и молитве.

Вопрос телезрителя: «Какие стоит знать и читать молитвы, чтобы на соревнованиях ничего не случилось и хорошо выступить?»

Вопрос не в том, какие Вы будете знать молитвы, и не в том, какие молитвы Вы прочитаете.

В любом случае, что бы ты ни прочитал, это не означает, что ничего не случится или человек выступит хорошо. То есть чего-то магического ожидать не стоит.

В том-то все и дело. В этом вопросе заключается языческий магизм: какую формулу мне произнести, чтобы со мной ничего не произошло. Человек приходит к вере и в Церковь не для неких магических упражнений, которые заставят Бога или ангелов служить ему, но приходит затем, чтобы иметь возможность строить взаимоотношения с Богом и ближними своими на условиях любви. А любовь жертвенна. Поэтому, если человек искренне молится Богу, готов принять волю Божию и со смирением согласиться с ней, тогда все будет на пользу.У меня были примеры, когда человек говорил: «Я молился перед экзаменом, пошел на экзамен, а мне поставили пару, значит, Бога нет, я обиделся и вообще не буду ходить в церковь». Бог не компьютер, на котором можно набрать алгоритм и заставить появиться какую-то программу. В первую очередь мы должны искать как раз исполнения воли Божией. Искренний, настоящий христианин и человек скажет: «Господи, да будет воля Твоя, а не так, как я хочу». Воля, которую он принимает от Бога, действительно идет ему на пользу. Мы видели очень много примеров спортсменов, которые не выигрывали соревнований, проигрывали, но это давало им возможность собраться, правильно оценить свои поступки, оценить свои ошибки и достичь потом соответствующего успеха. Так же и мы в своей жизни: мы можем постоянно делать ошибки, но если мы их анализируем, то потом мы выигрываем, достигаем определенных благих целей.

А есть ли вообще какие-то специальные молитвы для таких дел? Когда человек полагается на Господа, когда просит у Бога благословения на участие в соревнованиях.

Есть замечательная молитва на начало доброго дела, в том числе молитва Святому Духу «Царю Небесный» Даже просто: «Господи, благослови на доброе дело, и да будет святая воля Твоя». Если человек согласится с волей Божией в своей молитве, это уже будет великим достижением, которое он получит.

Отец Сергий, сердечно благодарю Вас за то, что пришли к нам в студию и за такую интересную, живую беседу. Ждем Вас в гостях еще, наши двери открыты. Может быть, скажете еще одно короткое наставление для наших зрителей?

Дорогие братья и сестры! Самое главное в нашей жизни - ставить правильные цели и избирать правильные средства для их достижения. Если средства будут правильные, то мы будем делать добро и для своей души, и для ближних своих. Помоги вам Господь в этом направлении.

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Нина Кирсанова

На вопросы читателей отвечает иерей Валерий Бахтин.

Как Православная Церковь относится к методике Бутейко? Можно ли Православному человеку лечиться с помощью этой дыхательной гимнастики? Некоторое время назад я пробовала заниматься дыхательной гимнастикой по Стрельниковой, но у меня возникли серьезные сомнения в приемлемости этой гимнастики с точки зрения Православия. Гимнастика по Бутейко, как мне кажется, не несет никакой философской нагрузки, но, может быть, я заблуждаюсь?
Татьяна.

Спаси Господи, Татьяна за вопрос.
Много лет врач-физиолог Бутейко работал над поиском закономерностей в развитии заболеваний. И, наконец, в 1985 году приказом Минздрава СССР дыхательная гимнастика по Бутейко была официально внедрена в медицинскую практику.
В основе его гимнастики лежит волевая ликвидация глубокого дыхания (ВЛГД). При ее выполнении усилием воли поддерживается чувство нехватки воздуха, реже становится частота и уменьшается глубина дыхательных движений, в результате чего в крови увеличивается содержание углекислого газа.
Итак, доктор Бутейко считает, что именно избыточная вентиляция легких ("глубокое дыхание") по отношению к потребностям метаболизма приводит к нарушению обмена веществ, снижению иммунитета, появлению аллергии. Развиваются заболевания не только дыхательной системы, но и сердца, желудочно-кишечного тракта, заболевания, которые официальная медицина рассматривает как отдельные и не связанные между собой.
Один из продолжателей дела Бутейко, доктор Искумов, говорит уже о дыхательной гимнастике как о восстановлении естественного дыхания и стимуляции организма углекислым газом. Он признает недостатки в методике Бутейко, говоря, что повышение концентрации углекислого газа при ВЛГД достигается дорогой ценой - ценой кислородного голодания и стрессовой реакции. Именно этим объясняется большое число обострений. Но у Искумова можно найти и теоретическое обоснование дыхательной гимнастики. И опять - корни на востоке.
Дыхательные гимнасты вспоминают, что Будда говорил: "Осознавайте ваше дыхание, когда оно идет внутрь и когда оно идет наружу, ...когда вы ежесекундно отслеживаете свое дыхание, ...вы вдруг внезапно осознаете, что дыхания нет, и придет момент, когда вы почувствуете, что дыхание не выходит и не входит. Дыхание прекратилось полностью. В этой остановке - благотворность". Имеющий уши да слышит.
Но наиболее важным для понимания сути дыхательной гимнастики является вопрос о чистках организма.
Снова обратимся к авторам: "Углекислый газ способствует восстановлению нормальной вязкости коллоидных растворов организма и разжижению слизи. Такая разжиженная слизь с растворенными в ней шлаками легче выходит из клеток в кровь и лимфу, а оттуда удаляется через слизистые поверхности. Поэтому при повышении содержания углекислого газа в организме могут происходить так называемые чистки - массивные выделения слизи через слизистые поверхности. Занятия дыхательной гимнастикой могут сопровождаться и так называемыми "психическими чистками". Во это время, очевидно, происходит стирание "застойных очагов" - уничтожается эмоциональная память о неприятностях. После них пациент отмечает положительные сдвиги в эмоциональном фоне - появляется жизнерадостность, уверенность в себе. Смягчению психических чисток хорошо помогают релаксация и лечебная хатха-йога."
Видишь, главная цель дыхательной гимнастики - чистка организма. Опять жесткий материализм, прикрытый дымовой завесой буддизма. Болезнь, оказывается, результат засорения организма шлаками. Выведи их и будешь здоров. А посмотри как растет младенец во утробе матери. Кислород поступает с материнской кровью, углекислота выводится ею же. Анемии беременных - наиболее частое заболевание, и первое лечение его - восстановление гемоглобина для лучшего снабжения кислородом растущего организма и выведения углекислого газа. Дивны дела Твоя, Господи! Бутейко же предлагает огонь жизни не поддерживать кислородом, а тушить углекислым газом.
Стоит ли мудрствовать лукаво? Дыши глубоко, очищая не плоть только, но и душу слезами покаяния, и Господь даст здравие, если это полезно для спасения твоего в вечности.

Иерей Валерий Бахтин.

Вопрос: Что вы можете посоветовать людям, которые хотят похудеть?

Ответ: Здравствуйте, Ксения Сергеевна! Мы постоянно говорим об умеренности. Я не думаю, что люди знают, что такое умеренность. Вы можете кушать продукты питания, которые вам очень нравятся, но кушать их немного меньше. Вовсе необязательно от них отказываться совсем. Даже не думайте от них отказываться! Лучше постарайтесь разнообразить свои любимые блюда другими не менее вкусными и полезными.

Вопрос: Доктор, Вы когда-нибудь нарушали свой рацион питания?

Ответ: Здравствуйте, Александра! Я стала диетологом не потому, что я обожаю изучать питательные вещества, а потому, что я люблю кушать. По иронии судьбы, когда я писала статью об уменьшении желудка, мой собственный желудок увеличивался. Я набрала 9 килограммов! Мой уровень холестерина составлял 238! Я поняла, что не следую своим собственным рекомендациям. Я получила тревожный сигнал после проверки уровня холестерина. За месяц я потеряла 5 килограммов, и уровень моего холестерина снизился до 168. Ключевую роль играла тарелка полезной для здоровья овсянки, которую я употребляла каждое утро. Я добавляла в овсянку горсть миндаля, фисташек, грецких орехов, пекана, а также немного вишен, малины, граната. Каждый день я кушала эту целебную пищу. Кроме того, я кушала по три куска жирной рыбы в неделю. Я также занималась физической активностью по полчаса каждый день. Что очень важно - я не отказывалась ни от одного из своих любимых блюд. На самом деле, в день, когда я собиралась еще раз проверить свой уровень холестерина, заехала к своему другу, который приготовил обед из свиной отбивной и разных соусов. Я скушала одну отбивную и поняла, что, возможно, это не самая хорошая идея в день, когда я собираюсь проверить свой уровень холестерина. Но самое интересное заключалось в том, что мой уровень холестерина снизился на 70 пунктов. Представьте, каким бы был мой уровень холестерина, если бы я не съела перед этим свиную отбивную!

Вопрос: Каково ваше мнение по поводу гормонов и менопаузы? Они замедляют старение?

Ответ: Доброго времени суток! Концепция заместительной терапии эстрогенами базируется на этом. Единственная трудность заключается в побочных эффектах этой концепции, которые потенциально увеличивают риск женщин заболеть сердечными заболеваниями. Существуют продукты, богатые эстрогенами, которые могут помочь сохранить кожу приятной и мягкой. Соя является хорошим источником этих веществ. Бобы и бобовые культуры, в основном, содержат большие количества фито-эстрогенов. Лен тоже является источником этих веществ. Главное, что эти продукты нужно употреблять на протяжении всей жизни, а не ждать, пока вам исполнится 50 лет. Начинайте кушать эти продукты с самого детства, но в умеренных количествах. Многие люди считают, что чем больше сои или других продуктов питания они будут кушать, тем здоровее будут. В японской культуре, например, соя не является основным продуктом питания. Горстки зеленых соевых бобов и небольшого количества тофу будет вполне достаточно. Вам не обязательно кушать целый килограмм тофу. Много - это еще не значит, полезно.

Вопрос: Как сильно влияют генетические данные на процесс старения? Можно ли сделать что-то, чтобы контролировать свои гены?

Ответ: Здравствуйте, Юлия! Я не эксперт в генетике, но что мне кажется на самом деле удивительным, так это то, когда тяжело отличить, кто дочь, а кто мать. Так что, конечно, гены играют важную роль. Но я также считаю, что вместе со своими генами матери передают детям свои привычки вести здоровый образ жизни.