Трудности от Аллаха: наказание или испытание? Почему Бог допускает людские страдания? Почему аллах посылает испытания хорошим людям.

قال تعالى:(أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ (2) وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ (3)) العنكبوت: ٢ – ٣

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Неужели люди думают, что их оставят и не подвергнут их веру разным испытаниям, довольствуясь тем, что они скажут: «Мы уверовали »? Поистине, Я испытал такими бедами и веру прежних общин. Одних истязали железной расчёской, других распиливали пилой, и даже после этого они не отвернулись от своей веры. Так Аллах выявляет правдивых людей с правильной верой и лжецов».

Всевышний Аллах ещё в предвечности, до сотворения людей, уже знал, кто чем будет заниматься. Поэтому нельзя думать, что Аллах узнает их лишь после таких испытаний.

Упомянутый аят был ниспослан об уверовавших в Пророка (мир ему и благословение) и принявших Ислам, которым было тяжело переносить гонения курайшитов, чтобы поддержать их и придать им терпения. Хотя аят был ниспослан по этому поводу, он адресован всей умме на все времена.

По поводу ниспослания упомянутого аята говорится и следующим образом. Во время битвы при Бадре первым шахидом стал сподвижник по имени Махджа‘ (да будет доволен им Аллах). Его родители и семья громко причитали, оплакивая его. И для того, чтобы они опомнились и набрались терпения, был ниспослан этот аят. Говорят также, что ниспослан он о Йасире и Аммаре (да будет доволен ими Аллах).

О причине ниспослания этого аята говорится также, что сподвижники из Медины послали письмо тем, кто принял Ислам, уверовав в Пророка (мир ему и благословение), но остался жить в Мекке. В нём говорилось: «Ваш Ислам не принимается, если вы признаете его только на словах и если не переселитесь в Медину». Но когда те вышли из Мекки, чтобы перебраться в Медину, неверные курайшиты отправились за ними и, настигнув, учинили расправу. Одних убили, другим удалось бежать. И тогда был ниспослан этот аят.

Как бы там ни было, Всевышний Аллах призывает последователей Мухаммада (мир ему и благословение) терпеливо переносить беды и предупреждает, что их вера будет подвергаться испытаниям посредством каких-либо трудностей, лишений и разных бед.

Большие ‘алимы, у которых грудь переполнили знания, а сердца озарила вера, опираясь на Коран и хадисы, дают советы и, приводя примеры, наставляют нас. Те, кто принимает их советы и извлекает уроки из приводимых ими примеров, никогда не окажутся в заблуждении. Их побуждения и назидания, приводимые ими примеры оказывают большое влияние на сердца уверовавших, служат поводом для понимания того, что требуют от них Коран и хадисы, и порождают большую любовь к Исламу и его последователям. Например, великий ‘Ариф Ибну ‘Атаиллах говорит:

قال ابن عطاء الله : يتبين صدق العبد من كذبه في أوقات الرخاء والبلاء . فمن شكر في أيام الرخاء وصبر في أيام البلاء فهو من الصادقين . ومن بطر في أيام الرخاء وجزع في أيام البلاء فهو من الكاذبين . ((روح البيان)) جـ 6 ، صـ 446

«Искренность или лживость веры раба Божьего познаётся в двух случаях: в благополучии и в беде. Кто бы ни благодарил Всевышнего Аллаха в благополучии и проявлял терпение в горе и беде – тот обладатель искренней веры, то есть настоящий уверовавший. Кто не вспоминает о Всевышнем Аллахе в благополучии и не благодарит Его за блага, ведёт себя горделиво, будто нет на свете никого, кроме него, кто не выносит бед, кто нетерпелив и несдержан, любит ныть и сетовать на жизнь – такой человек неискренен в своей вере, то есть вера у такого человека несовершенна ».

واعلم أن البلاء كالملح يصلح وجود الإنسان بإذن الله تعالى كما أن الملح يصلح الطعام . وإذا أحب الله عبدا جعله للبلاء عرضا أي هدفا وكل محنة مقدمة لرحمة ، ولكل شدة نتيجة شريفة . ((روح البيان)) جـ 6 ، صـ 446

«Знай, о разумный! Беда подобна соли: как соль улучшает вкус еды, так и беда по воле Всевышнего Аллаха улучшает жизнь, бытие человека. (Ничто так не улучшает еду, как соль, подобно этому и человек не станет лучше, кроме как испытав беду.) Когда Всевышний Аллах полюбит Своего раба, он делает его мишенью для различных бед, то есть насылает на него беды. Любая беда является предвестником милостей [Всевышнего]. То есть за бедой всегда следует благополучие. Всякая беда содержит хороший конец, то есть за горем следует облегчение, и не бывает благополучия без трудностей. Ведь не зря говорят: “Не стерпишь укусов пчёл – не получишь мёда”».

وفي الحديث : ((أشد الناس بلاء الأنبياء ثم الأولياء ثم الأمثل فالأمثل)) . ((البلاء موكل بالأنبياء ثم الأولياء ثم الأمثل فالأمثل))

В хадисе говорится: «Беды в первую очередь приходят к пророкам, потом к святым людям, затем к тем, кто к ним ближе всех, а после и к следующим [по уровню] ».

)) في الحديث : ((إذا أحب الله عبدا ابتلاه فإن صبر اجتباه وإن رضي اصطفاه

В другом хадисе говорится: «Когда Всевышний Аллах полюбит одного из Своих рабов, он подвергает его испытаниям, то есть насылает беду на него, и если он проявит терпение, то Аллах выбирает его, то есть бывает доволен им. А если раб проявит довольство в этой беде, то Аллах выбирает его для особого возвеличения». Поэтому попавшему в беду подобает быть довольным этой бедой. Это не под силу таким, как мы. Но если не проявить хотя бы терпение при этом, то вдобавок к бедам, горестям и мучениям на этом свете можно остаться ещё и без вознаграждения на том.

Не зря Абдурахман-хаджи из Асаба сказал: «Попал в беду не тот, кого она настигла, а тот, кто не смог перенести её с терпением». Настоящей бедой считается, когда человек остаётся без вознаграждения на том свете из-за того, что не проявил терпение.

Также говорится, что в испытаниях человек либо возвышается, либо падает. Да наделит Аллах терпением всех мусульман!

قال تعالى:(وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنْفُسِ وَالثَّمَرَاتِ ۗ وَبَشِّرِ الصَّابِرِي) البقرة: ١٥٥ - ١٥٦

Смысл: «Я буду испытывать вашу веру, о община Мухаммада, небольшой опасностью со стороны врагов, чтобы увидеть, проявляете ли вы терпение в бедах, следуете ли вы Моим установлениям и предначертаниям».

Не потому Всевышний Аллах нас испытывает, что Он не знает нас, а для того, чтобы показать нам, кто из нас покорный Аллаху, а кто ослушник, то есть для различения. Аллах говорит о небольшой опасности, потому что защита уммы от врагов со стороны Всевышнего Аллаха в тысячу раз крепче.

«Также буду испытывать вашу веру небольшим голодом, прекращением дождей и засухой (из-за засухи погибает урожай и начинается голод). Буду испытывать вашу веру и уменьшением вашего имущества – оно будет разворовано, отнято насильно, испорчено или просто пропадёт. Буду испытывать вашу веру, наслав на плоть вашу болезни, или смерть, или старость. Буду испытывать вашу веру уничтожением плодов ветром, морозом, градом, саранчой, то есть разными стихийными бедствиями».

Далее Всевышний Аллах говорит Пророку (мир ему и благословение) (смысл): «Возвести, о Пророк, радость от Меня тем, кто проявит терпение, когда его настигнут упомянутые беды, горести и тяготы. Это те люди, о Пророк, которые, встретившись с бедами и горестями, говорят: “Мы рабы Аллаха. Раб и всё, что у него есть, принадлежат господину. Аллах по Своей воле может оставить нам это, а может и отобрать, это не наше дело, мы же обязаны проявлять терпение. Он взялся обеспечивать нас пропитанием, пока мы живы. А после смерти мы возвращаемся к Нему, и нам будет вознаграждение, если мы будем довольны всем этим”».

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана ».

Вопрос:

Мне давно не дает покоя вопрос: почему на Земле столько зла и горя, как Аллах допускает все это, особенно страдания невинных людей?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Благодарим вас за интересный вопрос. В качестве ответа на ваш вопрос мы процитируем статью доктора Мухаммада Х. Сиддика, президента Исламского общества Северной Америки:

«Поистине, Аллах Всемогущий, и Он над всякой вещью мощен (‘аля кулли ша’ин кадир) . Коран повторяет эти слова множество раз. Также сказано, что Аллах является Творцом и наилучшим Создателем: «Благословен Аллах, лучший из творцов» (23, 14).

Но тогда возникает вопрос – почему в мире существуют боль и страдания? Мы видим, что в этом мире есть болезни, старость и смерть. Мы видим уродливые и некрасивые вещи, глупых и сумасшедших людей. Видим бури, наводнения, землетрясения и голод. Людей, которые совершают преступления, жадных, злых, лживых и неверных. В мире совершаются убийства, изнасилования и бесконечные войны. Существует зло, вызванное людьми и стихийными бедствиями. От некоторых проявлений зла страдают отдельные люди, а иногда и целые народы.

Но это также неполная картина мира. Кроме этих негативных вещей, мы также видим красоту, здоровье, процветание, рождение новых людей, мудрость, интеллект и прогресс. Мы видим людей, проявляющих лучшие качества веры, искренности, милосердия, любви и жертвенности. Мы видим множество примеров добродетели и благочестия. Так что неправильно говорить лишь об одной – плохой – стороне медали.

Также является фактом, что блага в мире больше, чем зла. Здоровых людей больше, чем больных. Живущих благополучной жизнью больше, чем страдающих и несчастных. Честных и порядочных больше, чем преступников. Добро – это правило, а зло является исключением. Добродетель – это норма, а грех – отклонение от нормы.

Но тогда возникает вопрос: почему Аллах допускает это исключение из правил?

Коран говорит нам о том, что добро и зло, все, что совершается, происходит по воле Аллаха. Только Всевышний знает в совершенстве все, что происходит в мире. Мы конечные существа и не можем полностью понять Его бесконечную волю и мудрость. Он устраивает дела во вселенной таким образом, каким считает нужным. Коран говорит нам о том, что Аллах Мудрый и все, что Он делает, правильно, хорошо и справедливо. Мы должны полагаться на Его Волю. Нам не сообщаются все подробности о Его решениях, но Всевышний дал нам руководство к жизни, которого для нас достаточно. Есть несколько моментов, которые мы должны иметь в виду, чтобы понять этот вопрос:

1. Прежде всего, мы должны иметь в виду, что Аллах не сделал этот мир вечным. Этот мир временный, все, что здесь находится, имеет ограничения во времени и когда-то придет к концу. Ни хорошие, ни плохие вещи этого мира не вечны. Мы живем здесь в течение короткого времени, и мы проходим здесь испытания. Те, кто выдержит это испытание, обретет счастливую жизнь в будущем мире, который будет вечным. Кто не пройдет испытания, увидит последствия своих злых дел и грехов.

2. Аллах поместил в этот мир определенные физические и моральные законы. Страдания и зло случаются тогда, когда один или несколько из этих законов нарушаются. Физические законы основаны на причинах и следствиях. Болезни случаются чаще всего, если не следить за своим здоровьем или находиться в обществе больных людей. Дорожные аварии случаются, если не соблюдать правила дорожного движения, не ремонтировать и не проверять транспортные средства, не следить за состоянием дорог. Изучение причин и следствий очень важно, чтобы жить в безопасности. Даже здесь мы должны иметь в виду, что Аллах часто спасает нас, даже если мы проявляем халатность и небрежность. Сколько раз бывало так, что мы не бываем достаточно осторожны при езде на автомобиле, однако благополучно достигаем места назначения. Если посмотреть, как люди передвигаются по дорогам в наших городах, приходится удивляться, что происходит довольно мало несчастных случаев.

Аллах сказал:

«Милостивый (к Своим рабам) (Аллах) научил (человека) Корану (облегчив его чтение, понимание и запоминание), (и Он) ­­­­сотворил человека, (и) научил его изъясняться [выражать свои мысли] (отличив его тем самым от других).
Солнце и луна (двигаются) по (точному) расчёту, и звёзды (на небе) и деревья (на земле) преклоняются ниц (своему Господу). И небо Он [Аллах] воздвиг (над землёй) и установил весы [справедливость] (и повелел Своим творениям быть справедливыми), чтобы вы не преступали (границ) в весах (когда взвешиваете другим).
И устанавливайте вес беспристрастно [справедливо] и не уменьшайте вес (когда взвешиваете людям)! И землю Он положил [распростёр] для творений» (Ар-Рахман, 1-10).

Если мы нарушаем границы, установленные Аллахом, то нечего удивляться неприятным последствиям. Лишь по милости Аллаха мы в большинстве случаев избегаем неприятностей. Строго говоря, приходится удивляться не тому, что Аллах допускает страдания в нашей жизни, а тому, сколько раз Он защищает и спасает нас, когда мы грешим.

В Коране сказано:

«И если бы Аллах стал наказывать людей за то, что они приобрели [за те грехи, которые они совершают] (только в этом мире), то Он не оставил бы на поверхности её [земли] ни одного живого существа. Но Он даёт им отсрочку до определённого предела (как в этом мире, так и до Дня Суда). А когда наступит их срок, то поистине Аллах видит Своих рабов, (и воздаст им за то, что они совершали)!» (35, 45)

Но иногда Аллах все-таки наказывает людей за нарушение Его законов, физических или моральных. В Коране рассказано, что многие общины и целые народы были уничтожены за греховный образ жизни:

«А если они [твой народ] отвергнут (о, Мухаммад), то уже отвергли (своих пророков) (ещё) до них народ (пророка) Нуха, и адиты [народ пророка Худа], и самудяне [народ пророка Салиха], и народ (пророка) Ибрахима, и народ (пророка) Лута, и жители Мадьяна [народ пророка Шуайба]; отвергнут был и (пророк) Муса. И Я давал неверным отсрочку (наказания) [не наказывал сразу], потом схватил Я их (всех) (наказанием). И каково же было Моё негодование! И сколько селений [их жителей] Мы погубили (ниспослав на них наказание), когда они [их жители] были злочинщиками [неверующими]! И вот они [те города и селения] (теперь) разрушены до оснований (и в них никто не живёт)! И сколько колодцев заброшенных (по причине смерти жителей селений) и дворцов воздвигнутых!» (22, 42-45)

3. Также страдания могут быть проверкой и испытанием для некоторых людей. Аллах допускает страдания в жизни людей, чтобы проверить их терпение и преданность Ему. Даже пророки и посланники испытывали страдания в своей жизни. Айюбу, который упоминается в Коране как пророк, пришлось перенести много несчастий, однако он был терпелив. Хорошие люди иногда страдают, но их страдания приносят пользу другим и служат полезным уроком другим людям. Мученики умирают за веру, солдаты отдают жизнь за свою родину и свой народ, и люди учатся на этих прекрасных примерах.

4. Иногда Аллах допускает страдания в жизни некоторых людей, чтобы проверить окружающих их людей – как они среагируют на чужое несчастье. Когда вы видите больного или бедного и нуждающегося человека, вы проходите испытание от Аллаха. Всевышний посылает вам встречу с этим человеком, чтобы проверить вашу веру и сострадание. В очень трогательном хадисе-кудси рассказано:

«В Судный день Аллах скажет некоторым людям: «О, сын Адама, Я был болен, а ты не посетил Меня». Человек удивится: «О, мой Господь, как я мог посетить Тебя, когда Ты Господь миров?» Аллах ответит ему: «Разве ты не знаешь, что когда раб Мой такой-то болел, и ты не посетил его? Если бы ты посетил его, то ты сделал бы это для Меня».

Другому человеку Аллах скажет: «О, сын Адама, Я был голоден, а ты не накормил Меня». Он ответит: «О, мой Господь, как я мог тебя накормить, ведь Ты Господь миров?» Аллах скажет: «Разве ты не знаешь, что раб Мой такой-то был голоден, а ты не накормил его? Разве ты не знаешь, что если бы ты помог ему, ты сделал бы это для Меня».

Еще одному будет сказано: «О, сын Адама, Я просил пить, а ты не напоил Меня». Он ответит: «О, мой Господь, как я мог тебя напоить Тебя, ведь Ты Господь миров?» Аллах скажет: «Разве ты не знаешь, что раб Мой такой-то просил у тебя воды, а ты не напоил его? Если бы ты помог ему, ты сделал бы это для Меня» (Муслим, хадис 4661).

Известно, что пророк Иса (Иисус), мир ему, также сообщил людям подобные вещи (См. Евангелие от Матфея, 25: 35-45).

Итак, в итоге можно сказать, что страдания происходят в нашей жизни, чтобы научить нас, что мы должны придерживаться физических и нравственных законов Аллаха. Страдания и несчастья – это испытание нашей веры и нравственности. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с несчастьем, мы должны спросить себя: «Не нарушили ли мы какой-то закон Аллаха?» Нам следует изучить проблему и исправить свою жизнь: Если это наказание, то нужно просить прощения и исправить свою жизнь. Если это испытание, то нужно приложить усилия, чтобы пройти его.

Верующие люди встречают страдания молитвами, покаянием и добрыми делами. Неверующие же впадают в сомнения и недоумение. Они обвиняют Всевышнего и недовольны Его решением.

Пусть Аллах удержит нас на правильном пути, амин!»

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед

Уверовавший человек всегда своим разумом понимает от кого исходят все трудности и проблемы, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Мы всегда должны помнить следующий аят Священного Корана:

مَا أَصَابَ مِن مُّصِيبَةٍ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ - «Любое несчастье постигает только по воле Аллаха» .

Хадисы Посланника Аллаха (мир ему) дают нам благую весть о том, что тот, кто с терпением преодолеет выпавшие на его долю испытания, будет удостоен награды и его грехи будут прощены Всевышним. Пророк (мир ему) в одном из хадисов говорит о том, что даже колючка, впившаяся в ногу уверовавшего, станет поводом для прощения его грехов.

Пророк (мир ему) сказал:

ما يصيب المؤمن من هم ولا غم ولا نصب ولا وصب ولا حزن ولا أذى حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه

«Не настигнут уверовавшего беспокойство, забота, печаль, проблема, вред, и даже колючка не вонзится ему в тело, кроме как для того, чтобы это стало причиной прощения Аллахом его грехов» [имам Бухари].

Напротив, если человек перед возникшими проблемами и трудностями не будет проявлять свое терпение, а подвергать критике свою судьбу и всячески демонстрировать свое несогласие - это не только лишит его награды, но и может привести к греху.

Поэтому каждую проблему мы должны рассматривать как наше испытание и понимать, что за ней скрывается милость Всевышнего. Таким образом, некоторые вещи, которые снаружи кажутся, что нам во вред, можно обратить во благо для нас. Лучше всего нам этот вопрос раскроют хадисы Посланника Аллаха (мир ему):

ما من عبد تصيبه مصيبة فيقول : إنا لله وإنا إليه راجعون . اللهم أجرني في مصيبتي واخلف لي خيراً منها إلا أجره الله في مصيبته وأخلف له خيراً منها

«Если настигнет беда раба, а он проявит стойкость и скажет: "Все мы от Аллаха, и к Нему возвратимся. О, Аллах, даруй в этой беде благое для меня", Аллах вознаградит этого раба» [Муслим, Джанаиз, 3].

Поэтому пусть тот, кого настигли горе и печаль, обратится ко Всевышнему со словами, приведёнными в этом хадисе, и Он воздаст ему сполна.

Во всём, что ниспосылается Всевышним Его рабу, есть польза, ибо Он справедлив и не притесняет Своих рабов. Аллах ниспосылает испытания для прощения грехов своих рабов, а если же рабы чисты, то беды ниспосылаются для возвышения степеней. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

إن الرجل لتكون له المنزلة عند الله فما يبلغها بعمل ، فما يزال يبتليه بما يكره حتى يبلغه ذلك

«Воистину, человек, на которого обрушились беды, и он проявил терпение, возвысится степенями, которых он не достигнет просто благими делами» [Ибн Хаббан, Сахих, № 2896].

Человек не должен беспокоиться, если беды часто ниспосылаются на него, наоборот беспокойство должно вызывать отсутствие таковых, так как Посланник Аллаха (мир ему) сказал следующее:

«Нет блага рабу в том, что не умаляется его имущество и не испытывал он телесных болезней, поистине, Аллах любит раба, которого испытывает, если при испытании тот проявляет терпение» [Ибн Аби Дунья].

Также Пророк (мир ему) сказал:

من يرد الله به خيراً يصب منه

«Кому Аллах желает добра, тому ниспосылает бедствия».

Поэтому чтобы получить саваб [награду] за взвалившиеся на ваши плечи трудности и проблемы, необходимо соблюдать следующие условия:

1) Понимать, что всё исходит от Всевышнего, и только Он избавит от бед.

2) Не жаловаться, кроме как только Всевышнему.

3) Переносить трудности, лишь уповая на Всевышнего и ради Него.

4) Понимать, что во всём есть мудрость Всевышнего.

Вот это главные условия, которые уверовавший, обязан соблюдать, ибо он не получит ничего, кроме напрасных страданий – в лучшем случае, а возможно, и тяжкий грех, если будет жаловаться на судьбу и не благодарить Всевышнего за Его решение.

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

В прошлых статьях мы уже касались вопроса о том, что Аллах в этой жизни испытывает верующих рабов разными неприятностями. Он и Сам прямо говорит об этом:

«…Мы подвергаем вас умеренным испытаниям страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов (т.е. урожая). Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает несчастье, говорят: "Поистине, все мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся!" Они – те, на которых нисходят благословения их Господа и милость, и они ведомы верным путём» (Коран, 2:155-157).

Из этих благородных аятов мы понимаем, для чего Аллаху нужны такие испытания. С их помощью Он приучает мусульман к терпению, которое является одним из характерных признаков богобоязненного человека:

«Поистине, каждый человек понесёт убыток (в будущей жизни), кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу Истину и заповедали друг другу терпение» (Коран, 103:2-3).

Наполняя сердца мусульман терпением, Аллах готовит их к великому «испытанию могилы», т.е. к суровому экзамену сразу после смерти, когда люди будут вкратце спрошены о том, кому и как они поклонялись. Успешно сдать его смогут только те, о ком Аллах сказал выше, – обладатели веры, знаний, праведных дел и терпения. Так же и школа 11 лет готовит человека к выпускным экзаменам, от результатов которых зависит многое в его дальнейшей жизни.

Поняв это, мы поймём и смысл пророческого хадиса: «Того, кому Аллах желает добра, Он подвергает испытанию» (аль-Бухари). Аллах любит верующих и послушных Ему рабов, желая им вечных удовольствий в Раю, а потому превращает их земной путь в многолетнюю подготовку к испытанию могилы. Это похоже на то, как родители отдают ребёнка в школу, не позволяя ему весь день развлекаться на улице в компании друзей, – именно потому, что они его любят и желают для него успехов во взрослой жизни.

Испытаниями Аллаха являются не только беды, переживаемые мусульманином, но и те обязанности, которые Он на него возложил (например, ежедневная пятикратная молитва). При этом Аллах проявляет наивысшую мудрость – Он прекрасно знает возможности Своих рабов, а потому не сталкивает их с невыносимыми проблемами:

«Аллах не возлагает на душу сверх её возможностей» (Коран, 2:286);

«…не отчаивайтесь в милости Аллаха! Воистину, в милости Аллаха отчаиваются только неверующие люди» (Коран, 12:87);

«Воистину, за каждой трудностью наступает облегчение. Истинно, за каждой трудностью – облегчение» (Коран, 94:5-6).

Таким образом, Всевышний не обременяет людей невыполнимыми приказами и запретами и не посылает праведным рабам такие несчастья, которые они не смогут вытерпеть без того, чтобы разочароваться в Нём и Его религии. Аллах напрочь оставляет без помощи и поддержки только тех, кто отрицает Его откровения и законы или грубо искажает их:

«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними (врата) благодати с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили (т.е. покарали) их за те (грехи), которые они накопили. Неужели жители селений не опасались того, что Наше наказание настигнет их ночью, когда они спят? Неужели жители селений не опасались того, что Наше наказание настигнет их утром, когда они забавляются?» (Коран, 7:96-98);

«Сколько поколений до них Мы подвергли гибели! Разве ты ощущаешь присутствие кого-нибудь из них или слышишь их шёпот?» (Коран, 19:98).

Однако Аллах может наказать неверных не только пагубными катастрофами, но и крайне беспечной и беспроблемной жизнью в этом мире:

«Оставь же Меня наедине с теми, кто считает ложью это повествование. Мы завлечём их так, что они даже не осознают этого» (Коран, 68:44);

«Никогда не совершай (погребальный) намаз по кому-либо из них (лицемеров, притворявшихся мусульманами) и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами. Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллах хочет только наказать их таким образом в этом мире, чтобы они расстались со своими душами, будучи неверующими» (Коран, 9:84-85);

«Ни богатство, ни дети ничем не помогут перед Аллахом тем, которые не уверовали. Они станут обитателями Огня и пребудут там вечно» (Коран, 3:116).

И Господь миров предупредил мусульман, чтобы они не увлекались чрезмерно благами и красотами этого мира, забывая о вечной жизни:

«О те, которые уверовали! Пусть ваши богатства и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» (Коран, 63:9);

«Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением. У Аллаха же (для вас уготована) великая награда. Посему бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте (имущество) во благо самим себе (т.е. на праведные цели). А те, кто уберёгся от собственной скупости, являются преуспевшими» (Коран, 64:15-16);

«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая красот этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему Напоминанию, кто потакает своим страстям и чьи дела (в День Суда) окажутся тщетными» (Коран, 18:28);

«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения наполняются ей, а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всё. Богатство и сыновья - украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Коран, 18:45-46).

Итак, мы приходим к выводу, что Аллах испытывает Его рабов как горем, так и радостью. И подлинно верующим может называться только тот, кто терпит ради Аллаха трудные минуты своей жизни, не отчаиваясь в Его милости, а в минуты счастья благодарит Его и сохраняет внутреннюю готовность к новым проблемам:

«Поистине, человек создан нетерпеливым – беспокойным, когда его касается беда, и скупым (на благодарность), когда его касается добро. Исключение – молящиеся (мусульмане), которые регулярно совершают свой намаз» (Коран, 70:19-23).

И поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал великие слова:

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим). (Замечу, что аяты Корана он сообщал людям дословно, тогда как пророческие хадисы – это его пересказ откровений Аллаха в произвольной форме)

И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и сподвижников.

Всевышний Аллах, Знание и Могущество которого объемлет все сущее, в Священном Коране говорит:
«Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе [безо всяких обязанностей]?» (Аль-Кыямат, 75/36).Ислам,Вера,Поклонение
«Воистину, Господь твой – [поистине] в засаде» (Аль-Фаджр, 89/14).
«Где бы вы ни были, Он всюду с вами, и видит Аллах все, что вы вершите» (Аль-Хадид, 57/4).
«Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его душа, и Мы более близки к нему, чем яремная вена. [Помни], что два ангела сидят [у человека] справа и слева и записывают [его деяния]. [Человек] не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж» (Каф, 50/16-18).
Уважаемые братья мусульмане,как мы видим, Всевышний Аллах наблюдает за рабами Своими постоянно и внимательно. Это должны понимать те, кто понял, что сутью их прихода на этот свет является испытание, и что каждый понесет за него либо соответствующее наказание, либо соответствующую награду.
Это должны понять те, кто, купаясь в нескончаемых благах Аллаха, забывают поклоняться Ему, те, кто отступил от благословенного пути Господина посланников (саллаллаху алейхи ва саллям), те, кто повернулся спиной к указанным в Священном Коране истинам.
Это должны понять те, с чьих лбов стерся след от земных поклонов, те, чьих душ и сердец не коснулась печать Ислама, те, кто, сами спеша в мечети, пребывают в беспечности о том, что их дети встали на путь потребления спиртного, разврата и азартных игр.
Это должны помнить те, кто не соблюдает и не уважает прав других, те, кто не отличает дозволенного от запретного, те, кто не видит ничего зазорного в том, что растит своих детей на нечистые и запретные деньги.
Это должны понимать те, кто вместо братских чувств стараются распространить среди мусульман ложь, разногласие, сплетни, вражду и ненависть.
Это должны понять те, кто, принимая Великий Ислам как веру, поклонение и нравственный закон, не довольны теми законами, которые он устанавливает в обществе.
Да, каждый здравомыслящий и совестливый человек должен признаться себе в том, что Аллах, Который ближе к нам, чем наша шейная артерия, Который посылал к нам пророков и разъясняющие, – где ложь и где истина, писания, Который знает все, что мы совершаем и что замышляем, непременно призовет нас к ответу. Разве возможно избежать встречи с Ним и Его расчетом? Разве спасут нас от расчета наши друзья и родные, наши деньги и положение? Или мы думаем, что наши прегрешения и зло обернуться для нас благом? Разве не наступит день правосудия?
«Разве Аллах – не наисправедливейший из всех Судий?» (Ат-Тин, 95/8).
Таким образом, братья мусульмане,если мы держим путь к вечности, то должны отыскать ответы на все эти вопросы заблаговременно. Пусть каждый еще раз уверует в то, что является рабом Аллаха, и что каждому предстоит предстать перед Ним и держать ответ. Украсьте жизнь свою благими деяниями. Наилучшим образом соблюдайте права Аллаха и права Его рабов, подобных вам. Оберегайте руки и души свои от злого и запретного. Обучайте детей своих исламскому благонравию и старайтесь быть для них в этом живым примером. Не ищите чести и достоинства выше, чем быть мусульманином. Не будьте игрушками нафса и шайтана. Знайте и помните, что Аллах видит каждого из нас, и, что Он спросит всех нас о том, что мы делали, ведь к Нему Одному – Господу миров все мы будем возвращены.
Свою хутбу я хочу закончить хадисом Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Наилучшим образом соблюдай и чти то, что установлено Аллахом, тогда и Он окажет почет тебе. Помни об Аллахе, и ты найдешь Его рядом с собой. Если хочешь чего-то, проси это у Аллаха. Если ищешь помощи, проси ее лишь у Него Одного» (Тирмизи Рияд ас-Салихин пер. том 1: 95).