42 го правила святых апостолов. Правила святых Апостолов

Большую часть жизни я прожил рядом с улицей Солженицына, ходил по ней едва ли не ежедневно, идя по ней десять лет назад в августе 2008 года, я и узнал, что писателя больше с нами нет.

Тогда она носила мрачноватое название Большая Коммунистическая, и, по иронии истории, была одной из наиболее сохранившихся улиц старой Москвы с шикарными купеческими усадьбами, соперничавшими в роскоши с дворцами аристократов, античными барельефами на особняках, доходными домами в стиле «модерн со львами» и парящей над всем этим церковью Мартина Исповедника. На этой же улице и величественный классицистический храм Матвея Казакова , посвященный некогда в книгохранилище. Сегодня это снова церковь, куда мы ходим на службы и где крестили мою дочь.

А пройдя по улице до конца можно выйти к Спасо-Андроникову монастырю, посреди которого стоит древнейший в Москве храм, в котором похоронен святой иконописец Андрей Рублев .

Теперь среди этой роскоши неизгаженной былой России может появиться памятник её защитнику и певцу - Александру Солженицыну , аккурат на пустыре, оставшемся от сноса палаткообразного кафе между домами 11 - усадьбой купчихи Пелагеи Кононовой, и 13 усадьбой городского головы Москвы мануфактур-советника И. А. Колесова.

Солженицын очень любил эту Таганскую часть Москвы - небедную, мастеровитую, купеческую, богомольную. Описание им храма Никиты Мученика на Швивой горке, над Яузой способно растрогать до слез. Думаю, самому Александру Исаевичу было бы приятно находиться в окружении этих работящих людей, добившихся богатства своим трудом и смекалкой. Семейство его матери, Щербаки, за одно поколение, усилиями деда, полуграмотного и смекалистого малоросса Захара Федоровича Щербака, поднялось из поденных рабочих до первостатейных предпринимателей-аграриев Юга России.

С идиллической картины дома Щербаков («Томчаков») начинается первый акт созданного писателем исторического эпоса - «Август четырнадцатого». Красное колесо раздавило Щербаков, как и сотни тысяч других людей, вся вина которых была в том, что они умели создавать, а не только разрушать до основанья, а затем.

Захара Фёдоровича, презрев «классовый подход, долго скрывали и кормили его бывшие рабочие, но в 1930 году ГПУ всё-таки нашло его и увело, рассчитывая заставить классового врага сдать мифические „спрятанные миллионы“. С того ареста дед Солженицына уже не вернулся, упокоившись где-то в безымянной могиле.

Без этих корней невозможно понять Солженицына. Ни его личной боевитой предпринимательской жилки, феноменального трудолюбия и усидчивости, умения устраивать жизнь и защищать свои права, так контрастирующих со стилем окружавшей его литературной богемы. Ни его рациональной влюбленности в старую Россию, как в общество, где можно было трудиться, создавая свою собственность и богатство своими руками, где человеку дела не нужно было гоняться за миражами демократии и социализма, прогресса и прав человека, когда можно было конкретными действиями и по уму устраивать свою и общую жизнь.

Без этих корней невозможно понять, конечно, и того неприятия Солженицыным коммунистической системы, которая убила эту жизнь, а его самого и таких как он ограбила и лишила „и чаши на пире отцов, и веселья, и чести своей“.

Советчина была для Солженицына убийственной антижизнью, раковой опухолью, уничтожающей жизненные силы русского народа. А с онкологической антижизнью церемониться нельзя. Как она не станет церемониться с собой - её нужно вырезать скальпелем, облучать рентгеном, травить химией, изводить и засушивать „народными средствами“, которые самому писателю в борьбе с собственным раком помогли, кажется, более всего.

Этот процесс излечения исключительно мучителен, как показано в „Раковом корпусе“, порой практически сводит с ума, слишком часто не оканчивается победой. Однако альтернатива ему одна - торжество антижизни над жизнью в момент смерти, даже если смерть спокойная и перед нею тебя отпустили „на побывку“, чтобы не портить статистику медучреждения.

Не лечить, а значит - не мучить, Солженицын не мог. Именно этих мучений и не могут ему простить фанатичные сторонники метастаз.

В ненависти к Солженицыну, которая грозит и предполагаемому рядом со мною памятнику, есть нечто иррациональное, необъяснимое политической логикой.

Разве это Солженицын первым начал „клеветать на товарища Сталина“? Нет. Сотни и сотни авторов до Солженицына, от бежавшего из лагерей Ивана Солоневича до советского вождя Хрущева с разных позиций разоблачали сталинские преступления.

Несомненно, большая заслуга Солженицына в том, что он показал - никакого „сталинизма“ не было, был ленинизм, была коммунистическая ненависть к исторической России, устремленная к её разрушению и уничтожению всех сопротивлявшихся слоев русского народа. Но и тут Александр Исаевич не был первым - об этом писали и тот же Солоневич, и историк красного террора Мельгунов, и многие другие.

Но, может быть, Солженицын „клеветал“ на советский строй талантливей прочих и именно поэтому заслуживает особой ненависти? Однако его враги и это отрицают. Среди них распространена точка зрения, что Варлаам Шаламов писал о сталинских лагерях талантливей Солженицына, коего они стремятся выставить бездарностью. Казалось бы, тогда логичней ненавидеть именно его, но нет… особой ненависти к троцкисту Шаламову у них не обнаруживается.

Но может дело не в лагерях, а в антисоветизме, диссидентстве, атаке на социалистический строй, при котором сотни миллионов человек жили счастливо, ели пюре в детсадике и стояли в очереди за кефиром, а их выбросили в ужасы капиталистической системы, где детсадики стали платными, а очередей не стало вообще? Однако нет.

Солженицын не был главным диссидентом Советского Союза. Скорее он был диссидентом среди диссидентов - отвергал демократию, западничество, еще в брежневские времена предостерегал против поспешных „рыночных реформ“ и угрозы со стороны международных финансовых организаций типа МВФ .

Однако вся ненависть достается именно Солженицыну, а не, к примеру, академику Сахарову, чьи прямые идеологические последователи устроили нам ад 1990-х.

Не так давно скончавшийся писатель Владимир Войнович , прославился на ниве самых грязных антисоветских памфлетов с отчетливым русофобским душком. Разве провожала его в могилу свистом вся та клака, что борется с Солженицыным? Даже не заметили, а кто-то еще и похвалил. За что? Правильно, за клевету Войновича на Солженицына. Нет, и не в антисоветизме дело.

Может быть дело в мифическом „переходе на сторону внешнего противника“? На эту тему напридумано действительно много, от „литературного власовца“, до „призыва разбомбить СССР атомными бомбами“.

С власовцами, в отличие от своих оппонентов, фронтовик и дважды орденоносец (орден Отечественной войны - 1943, орден Красной Звезды - 1944) капитан артиллерии Солженицын лично воевал на фронте, о чем и рассказал в „Архипелаге“, а потому имел и полное право сказать, что это были несчастные люди загнанные в капкан между двумя ненавидевшими русский народ и желавшими ему смерти силами.

Еще смешнее, когда с „солженицынскими фальсификациями истории войны“ полемизируют при помощи… топорной фальшивки - поддельного „открытого письма маршала Чуйкова“, состряпанного лет двадцать назад в неокоммунистической прессе.

Про „бомбу“ речь идет о чистой выдумке. Когда просишь подтвердить её конкретной цитатой, то собеседник начинает юлить и приводить ссылки на разные солженицынские тексты, в расчете на то, что ты их не читал - одна беда, я всех их читал и отлично знаю, что подобный „призыв“ нигде не содержится. Он бы попросту противоречил убеждениям Солженицына, призывавшего Америку не пытаться „помочь“ освобождению России от коммунизма, отказавшемуся встречаться с президентом Рейганом (из-за русофобии его советников и призывов американских генералов прицельно разбомбить русские области СССР), отказавшемуся от американского гражданства. Писатель осознавал, что клятва предполагала обязанность воевать против всех противников США , а значит, возможно, и против России.

Сотни действительных перебежчиков и изменников - все эти Резуны, Калугины и прочие не удостаиваются и сотой доли адресованной Солженицыну ненависти. Нападчики не идут громить книжные магазины, заваленные бреднями Резуна и ему подобных (Да и за что громить-то? Товарища Сталина восхваляет, 37-й год оправдывает, - да тут хоть в мавзолей неси), вся их ненависть снова сосредоточена на Солженицыне.

Ну и венец глупости - „Солженицын развалил СССР“. Это об идее Солженицына в работе „Как нам обустроить Россию“ создать союз России, Украины , Белоруссии и Казахстана , то есть единое русское государство. И вновь предельный цинизм. Этот текст был обнародован 18 сентября 1990 года, когда СССР трещал по швам, когда во многих республиках Союза уже пришли к власти сепаратистские правительства, когда Горбачев начал экономическую блокаду Литвы , когда уже три месяца прошло с принятия печально знаменитой „Декларации о государственном суверенитете РСФСР“.

Предстоящий распад СССР был очевиден к этому моменту всем, а имена его организаторов - от Горбачева, Шеварднадзе, Ельцина, до Гамсахурдии, Прунскене, Чорновола были у всех на слуху. Работа Солженицына среди этой общей атмосферы распада ставила один вопрос: как бы самим русским не распасться.

Писатель предлагал единственно представлявшееся ему логичным решением: не дать мертвому утащить с собой в могилу живого, не дать советской системе расчленить и убить русский народ, а для этого создать общее государство всех трех ветвей русского народа. В 1990 году еще было не поздно начать к этому подготовку, а разбегание окраин сделать цивилизованным - без геноцида русского населения, потоков беженцев и введения расистской сегрегации на граждан и „неграждан“.

Призыв Солженицына не был услышан. Как не был услышан и его призыв к Ельцину в августе 1991 не признавать административные границы республик государственными, добиваться возвращения Крыма , Южной Сибири, Нарвы . Добиваться, чтобы референдум о независимости Украины проходил не всей республикой, а по областям, чтобы дать возможность Донбассу не ехать на Запад в одной упряжке со Львовом . Как не был услышан его призыв устранить нелепое, дискриминационное для русских административное устройство внутри самой РФ, обрекающее нас на разгул сепаратизма и вечный страх повторения Россией судьбы СССР.

Подлинных организаторов той катастрофы (и живых и мертвых) те же самые деятели, что борются с Солженицыным, не травят даже с сотой долей энергии. Потому приходится делать вывод, что подлинные причины ненависти к писателю со стороны организаторов антисолженицынской компании бесконечно далеки от декларируемых.

Солженицына ненавидят не за то, что у него было общего с антисоветчиками, диссидентами, антисталинистами, антикоммунистами, критиками советской имперской модели, а за то, чем он от них отличался.

А чем он от них отличался?

В отличие от большинства диссидентов (убежденных западников, веривших в „демократию, рыночную экономику и права человека“, а еще больше в „право на эмиграцию“), Солженицын имел положительный русский идеал. Этот идеал - не Запад, но дореволюционная царская Россия, органичное продолжение истории которой было бы, конечно, для нас куда лучшим будущим, нежели революция.

Высшей ценностью для Солженицына был русский народ, сохранение его идентичности, выживание и развитие. Он был категорическим противником принесения исторической жизни народа в жертву абстракциям - коммунистическим или либеральным.

Именно Солженицын обратил внимание на такое явление, как русофобия нашей образованщины, ставшей из советской неприкрыто западнической, и вступил с ним в полемику, позднее развитую его ближайшим другом и соратником академиком Игорем Шафаревичем . Продолжил полемику с русофобами Александр Исаевич и в годы изгнания, разоблачая бредни американских профессоров типа Ричарда Пайпса , натравливавших президента Рейгана и американский истеблишмент не на коммунистическую систему, а на русский народ.

Получив возможность вернуться к участию в общественной жизни России, Солженицын выступил самым непримиримым оппонентом ельцинского курса разрушения страны. Он первый заговорил не только о несправедливости границ, о дискриминации русских в ходе парада суверенитетов, но и о геноциде на Кавказе, о ненужных чиновникам потоках беженцев из Средней Азии, о нашествии нелегальных и полулегальных мигрантов, о разграбе приватизации и авантюризме „рыночных реформ“.

Его выступление в Госдуме в 1994 году и памфлет „Россия в обвале“ были тем более убедительной квинтэссенцией неприятия духа 90-х, что сформулированы были не с позиций советской ностальгии, а из жизненных интересов русского народа.

Не менее определенно Солженицын обозначил и наши внешние интересы.

Еще в 1978 году, в перевернувшей мировую политическую мысль Гарвардской речи, он сформулировал принцип: мир это сообщество самобытных исторических миров, цивилизаций, среди которых есть место и России. Запад - только один из этих миров. И часть не может подменить собой целое, не может диктовать законы всему миру, тем более, что сам Запад далеко отступил от тех христианских принципов, которые когда-то его создали.

Солженицын призвал и Россию и Запад отказаться от безумного бунта против Бога - у одних выражающегося в воинствующем коммунистическом атеизме, у других в либеральном потребительском обществе, отойти от идей французских просветителей, и вернуться на путь Традиции.

Нельзя не заметить, что эта политическая философия, вкупе с солженицынской критикой расширения НАТО , легла в основу современной политики путинской России, геополитики „мюнхенской речи“ - установка на цивилизационный суверенитет, неприятие натовского наступления, готовность России стать центром здоровых традиционных сил всего мира, неприятие капитуляции перед русофобским либеральным миропорядком.

Возвращение Крыма - это прямое исполнение солженицынского завета, задания, которое он ставил в письмах, статьях, интервью, начиная с 1991 года.

Мы наблюдаем, как на наших глазах сбывается и еще одно солженицынское пророчество. Уже на рубеже 1970-80-х писатель начал предсказывать, что Западу предстоит пройти через свою коммуно-тоталитарную диктатуру, не менее поработительную для человека, нежели советская. Главное нам, русским, получив в ХХ веке прививку, не соблазниться на второе издание той же болезни.

Наблюдая за сегодняшней тоталитарной толерантностью, превращающей Европу в Гейропу, а Америку в болото, невозможно не признать, что Солженицын и тут оказался прав. И этого вновь не могут ему простить.

Для самой России солженицынское наследие - это противоядие против революций. Его „Красное колесо“, особенно „Март семнадцатого“ - мощнейший манифест против революционного зуда и „феврализма“. Это анатомия политического безумия, когда общество ради нелепых фантазий, поддаваясь на клевету и провокации иностранных агентов, уничтожает своё органическое развитие и устраивает себе такие „перемены“, которые убивают большинство их участников и инициаторов.

Почему любители революций всех мастей так боятся включения солженицынских произведений в школьную программу? Тогда наш школьник поймет (из „Архипелага ГУЛАГ“), чем заканчивается желание устроить встряску „до основанья, а затем“. Из „Марта семнадцатого“ - кто и как такие встряски готовит и производит. А кто предупрежден, тот вооружен.

И вот, пожалуй, главное в наследии Солженицына: выраженное и в его прозе, и в его публицистике, страстное желание нормальности: русский народ имеет право на спокойное органическое развитие, на то, чтобы им правили цари, а не диктаторы, чтобы его реформаторами были Столыпины, а не Гайдары. Чтобы наш народ мог оставаться собой, богатеть из поколения в поколение трудом своих рук, верить в своего Бога, завещанного святыми и преподобными. Не лезть в чужое, но не отдавать ни крохи своего, ни у кого ничего не просить, ни перед кем не унижаться - ни перед вертухаем, ни перед начальником, ни перед чужеземцем.

Солженицын нам указал на то, что историческая традиция народа - это не косность, а вечная самообновляющаяся преемственная жизнь. И предупреждение о том, как дорого может обойтись желание оборвать и растоптать эту жизнь во имя головных заграничных утопий и своеволий.

Для России нет лучшего будущего, чем её прошлое. И пусть памятник Солженицыну на улице, почти не изуродованной рубцами ХХ столетия, служит об этом напоминанием.

Зачем Путин открывал памятник Солженицыну.

Президент – это фигура, впутанная в целый узел взаимосвязей, где каждый его жест и шаг – послание определённой аудитории. В данном случае Путин посылал сигнал не народу, и даже не Западу, а внутренним элитам. Давайте рассмотрим, что это за сигнал и о чём он говорит.

Прежде всего надо сказать, что год столетия Солженицына планировалось отметить в России давно. Ещё в 2014 году Путин подписал Указ по этому поводу. В плане не только открытие памятника, но и 80 мероприятий по стране. Надо ли напоминать, что ситуация в России и в мире в момент подписания Указа выглядела значительно иначе, чем сейчас?

Но и само подписание Указа планировалось ещё раньше – как минимум в 2012 – 2013 году. Это годы сладких мечтаний о вливании в Запад , хотя некоторые споры уже начались. Ведь сама Сочинская Олимпиада была знаком всему миру о том, что "Мы с тобой одной крови – ты и я!". Закрепить эффект планировалось на ЧМ по футболу в 2018-м. Именно ради входа в Запад планировался такой дорогой пиар. Сам по себе он не имел ценности, если не преследовал цели интеграции нашей элиты в глобальный западный проект.

А теперь давайте представим, что было бы, если бы Путин с учётом контекста момента отменил запланированные торжества, просто не пришёл бы на них. Весь мир и вся наша элита получила бы чёткий сигнал: высшая власть сменила точку зрения на эпоху репрессий. Путин готов перейти к антиперестройке, где всё начнётся в обратную сторону: сначала пойдёт историческая правда о Солженицыне как об агенте ЦРУ и разрушителе СССР , потом пойдёт реабилитация ГУЛАГа, а потом вернётся и практика ГУЛАГа. Элита поймёт отказ Путина от выступления на годовщине Солженицына именно так. Поймёт – и объявит Путину войну на упреждение. Со всеми майданными последствиями.

Репрессии – эта та тема, на которой проверяются вожди на верность элитам. Хрущёв первым высказался на эту тему, подав знак элите, что с репрессиями покончено навсегда. Брежнев просто изъял Сталина из исторического упоминания. Андропов уверял диссидентов, что возвращение репрессий невозможно, потому что "сначала ставим к стенке мы, а потом нас". Коммунистические или антикоммунистические элиты – все они неровно дышат в сторону возможных силовых расправ за свои действия. Ни одна элита не потерпит дамоклова меча карательных органов над своей головой.

Солженицын сказал вслух то, что у элиты было на уме, и потому он оказался элите вполне нужен. Вспомните – Твардовский публиковал в Новом Мире Солженицына, и это было санкционировано сверху. Не публиковал "Архипелаг ГУЛАГ", так публиковал "Один день Ивана Денисовича". Солженицына отвергли не за тему репрессий, а за публикацию "Архипелага" на Западе без согласования с властями. Как и Пастернака за "Доктора Живаго", где вообще не было ничего ни о репрессиях, ни об антисоветчине. Так что Путин в общем ни за какие рамки мнения советской элиты о Солженицыне не выходит.

Из Солженицына сейчас лепят такого белого имперца, озабоченного темой обустройства России, такого патриота, покинувшего США и вернувшегося в Россию. То, что в США Солженицын был раскручен исключительно ЦРУ , вспоминать сейчас не корректно – приватизационная элита ищет своих классиков и находит их в Солженицыне так же, как националистическая элита Украины находит своего классика в Тарасе Шевченко. И не важно, кем на самом деле были Солженицын и Шевченко, важно, как они будут трактованы официальной правящей группой. В какое знамя их превратили. Собственно, нет ничего удивительного, у СССР такими были Горький и Маяковский , да и вообще весь Союз советских писателей занимался производством таких "знамён". Солженицын – знамя антисоветской эпохи. Закончится она – и снесут памятник Солженицыну, если народ не сделает этого раньше. Я почему-то уверен – этот памятник ждёт несчастливая судьба. В христианской стране памятник Иуде не имеет перспективы, а его писания – священного статуса.

Сам по себе Солженицын как писатель не то, чтобы исключительно бездарный – он кричаще бездарный. Агрессивно бездарный. Антиэстетичный и просто неинтересный – самое большое зло для писателя. Читать его книги американские дети отказывались напрочь даже за деньги – проводился такой эксперимент. Издатели его тиражей разорялись – без субсидий ЦРУ ни одна его книжка не имела бы шансов дойти до читателя. В России будет точно так же. Нет лучшего способа воспитать ненависть к Солженицыну, чем ввести его писанину в обязательную школьную программу для детей по литературе. Я не знаю ни одного взрослого человека в СССР, кто смог бы заставить себя дочитать до конца хоть одно произведение Солженицына.

Для Путина отменить выступление на открытии памятника Солженицыну было равносильно выходу в центр Красной площади и провозглашению на Лобном месте клятвы "Мы вас похороним!" , обращённой в адрес нынешней правящей элиты от Москвы до самых до окраин. Началась бы паника, после чего управлять элитой стало бы невозможным. Можно посадить Улюкаева и Ходорковского , можно, пожать плечами по поводу почему-то повесившегося Березовского , можно сажать губернаторов и снимать с работы глупых глав департаментов, можно даже выдавить за границу целые группы невписавшихся в "политику партии" – никого это не взволнует, так как все понимают – идёт удаление беспредельщиков. Всё это частные случаи. Но те, кто лоялен – тот безопасен. Система координат задана.

Отказ Путина от выступления на открытии памятнику Солженицына – это отказ от системы и возврат к старой системе. Той, где никакая лояльность не гарантирует от репрессий. Так зачем тогда такая лояльность? Вся элита немедленно кинется в раскрытые объятия Госдепа и найдёт там своё пристанище. В России случится дворцовый переворот в духе Горбачёва-2, после чего её как страны не станет.

Так что имея такую альтернативу, Путин решил в принципе верно – из двух зол надо выбирать меньшее. Он пойдёт и скажет пару общих слов в адрес этого Иуды и графомана Солженицына на открытии ему памятника, потому что отказ от этого вызовет эффект разорвавшейся бомбы. Ни один Песков потом не объяснит элитам, что это было. Из страны утроенным темпом рванут олигархи и капиталы, рубль обвалится, фондовый рынок рухнет, панику найдут чем подогреть из-за рубежа. Эффект домино, начавшись, закончится всеобщим разрушением.

Это будет, если он не пойдёт и не выступит. А что будет, если пойдёт и выступит? Несколько патриотов в интернете три дня будут ворчать. Опять скажут, что Путин – либерал и что-то там слил. Через три дня страна это забудет, через две недели всё успокоится, как ничего и не было, а очередной подводный камень, способный разнести вдребезги российскую государственность, будет обойдён.

В жизни политиков бывают безвыходные ситуации, когда приходится делать вещи заведомо непопулярные. Ленин давил Кронштадтский мятеж, поднятый классово близкими моряками, вчерашними крестьянами и рабочими, потом заключал Брестский мир, после чего половина коммунистов даже вышли из партии, правда, потом вернулись назад. Сталин заключал Договор о ненападении с Гитлером, запрещал реагировать на начало войны, издавал 227-й приказ "Ни шагу назад!", сажал и отчасти выпускал невиновных, коллективизировал село, давил оппозицию. Хрущёв убил авторитет Сталина, заложил основания краха СССР, хотя в его время это выглядело как оттепель. Брежнев всем надоел своим застоем, который оказался райским временем покоя и стабильности, Андропов начал борьбу за дисциплину, чем народ был очень недоволен. Выступление на открытии памятника Солженицыну – это ничтожно малая плата за возможность сохранения покоя элит в процессе, когда их собираются переформатировать. Если держать в уме этот момент, станет понятным, зачем Путин пришёл на открытие памятника Солженицыну и что-то там сказал про его писательское значение. Мы ведь все прекрасно понимаем настоящее значение Солженицына и его перспективу в будущей России. Перед нами игра, игра президента, зарубившегося с Западом насмерть, и элиты, в Запад страстно влюблённой и панически боящейся расправы за воровство и измену.

В данном случае Путин действует как разведчик из засады – усыпляет бдительность, чтобы продолжать своё дело. Ибо если бы Путин реально любил Солженицына и считал его путеводной звездой России, Крым оставался бы на Украине, Южная Осетия и Абхазия в Грузии, Сирии уже не существовало бы, Англия, Польша и Прибалтика были бы нашими лучшими друзьями, Ходорковский – Главой Думы, а главой правительства был бы Чубайс, получающий указания из посольства США, а не из Кремля.

Реальная политика Кремля – лучшее доказательство его реальных намерений и его настоящего отношения к Солженицыну. И ради возможности всё это продолжать стоит, если нужно, сходить на открытие памятника где-то в тупичке одного из глуховатых районов Москвы. Хотя, действительно, сама по себе процедура крайне неприятная. И от Путина мы отличаемся тем, что можем себе позволить туда не ходить. Он пока, увы, такого себе позволить не может. Война ещё не окончена и победа ещё не достигнута.

Можно сказать – автор опять защищает либерала Путина от критики. Это не так. Путин – прагматик и вовсе не рад делать непопулярные вещи. Если он их делает – на то есть причина. Автор видит скрытые причины публичного поступка. И каждый может их увидеть. Если не хотеть этого видеть, то можно кричать "Путин опять слил нас в унитаз!" С таким же успехом можно требовать от Штирлица пения Интернационала на факельном шествии СА. Только вот умным такое требование назвать никак нельзя. Даже если один человек из ста это поймёт, это уже будет немалым достижением.

А Солженицын – он уже нашёл в России свою позорную могилу. Иуду не спасли тридцать нобелевских серебренников. Народ ещё покажет своё отношение к этому памятнику. Уверен – мы увидим множество попыток облить памятник помоями и отломать Исаевичу что-нибудь на постаменте. Открытие памятника было большой политической ошибкой – теперь народу есть где доказать власти своё несогласие. Появилась вторая доска с Маннергеймом, борьбу за которую власть проиграла. Проиграет и тут. Это станет национальным спортом до тех пор, пока памятник не уберут с глаз долой от греха подальше. Рано или поздно это непременно случится.

Исаич мертвой хваткой вцепился в корабль современности. Пора его сбросить!

Пятая колонна – почему она сегодня так сильна в России?

Нужно ли нам бороться с «пятой колонной» или это дело власти?

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Подпишитесь на нас

Ничего не предвещало осеннему Владивостоку яростных идеологических баталий. Поводом для споров, переходящих в откровенную ругань, недостойные оскорбления и вандализм, послужила установка на Корабельной набережной бронзового монумента российскому лауреату Нобелевской премии по литературе.

Дикость

Конец 80-х - начало 90-х не только лихое, но и невероятно романтическое время. Тогда советский народ, ещё вчера тайком читающий запрещённую в стране литературу, вдруг увидел любимые произведения в открытом доступе. Не верили, что роман о страшной правде сталинской эпохи - «Архипелаг ГУЛАГ» - хоть выборочно, но можно прочитать в журнале «Новый мир». Александр Солженицын стал настоящим героем, преодолевшим страдания, личностью, достойной огромного уважения. Но он же невольно стал символом развала тоталитарной системы.

И вот через 20 лет после возвращения Нобелевского лауреата на Родину, после его смерти мы наблюдаем несколько шокирующую картину. На авансцену выходит комсомолец, будто приземлившийся на машине времени из 1937 года. «За родину», «за Сталина» Максим Шинкаренко вешает на памятник табличку с надписью «Иуда», снимая происходящее на видео. Поднимает шумиху в соцсетях, где его сторонники пытаются расправиться с Солженицыным - унижениями и оскорблениями. Они уверены, что памятник «врагу России» нужно уничтожить, а Иосифу Виссарионовичу наконец-то поставить. Человек, совершивший акт вандализма, остаётся не наказанным. И это, что удивительно, находит поддержку у представителей старшего поколения.

Кому помешал памятник? Фото: кадр из youtube

«Максим поступил по зову сердца», - считает депутат краевого Законодательного Собрания от КПРФ Владимир Беспалов . Он же призвал власти и правоохранительные органы не наказывать «мужественного» парня. И в интервью одному из местных изданий сентиментально припомнил, какую тревогу и надрыв вызвало у него прочтение «Одного дня Ивана Денисовича».

«Поразила злость к существующей власти, - пожурил Солженицына депутат. - И за это ему дали, как и Михаилу Горбачёву , Нобелевскую премию. Надо бы разобраться в его военном прошлом. Но и сейчас кому-то эта фигура нужна, её пытаются раскручивать. Такие акции по установке скульптур я считаю незаконными».

Марина Баринова, член Общества изучения Амурского края: «Нет ни одной исторической фигуры, с увековечиванием памяти которой общественность пришла бы к однозначному мнению. Думаю, что в части установки городских скульптур важна опора на культуроведческеое сообщество. Людей, профессионально и качественно работающих в этой сфере, не так много. Они готовы отстаивать не свою точку зрения, а разумную. Они готовы сомневаться, обсуждать, соглашаться с противоположной точкой зрения. Убеждена, что в ситуации с установлением памятника мало кто подумал о Солженицыне. Монумент установили тихо, незаметно. Возможно, поэтому пошла такая негативная реакция. За вандализм стыдно. Я воздержалась бы от эстетической оценки памятника - вопрос не частного выбора. Но считаю, что в отсутствие культурной политики в городе и дальше будут происходить подобные вещи. Чем меньше власть думает о популярности, тем больше к ней приятия. И наоборот. А у нас популизм переходит все допустимые пределы».

Нуждается ли Солженицын в «раскрутке» - большой вопрос. Тем временем многие аналитики приходят к выводу, что в XXI веке в России у старшего поколения появилась амнезия на некоторые не очень светлые моменты истории, а молодёжь не очень-то хочет об этом знать.

«То, что происходит вокруг памятника, - дикость и мракобесие, - говорит политолог Пётр Ханас . - Солженицын - часть истории России. Он вернулся на родину, отправившись по гулаговскому пути через Владивосток. Корабельная набережная - место, откуда начинался город. На мой взгляд, есть хорошие предпосылки, чтобы скульптура стояла именно там. Солженицын безумно любил Россию, полжизни страдал. Да, он был причастен к формированию демократического мышления, к разрушению тоталитарного режима. И многим это не нравится, вокруг этого выстраивают новые исторические мифы, которые к Солженицыну как к мыслителю не имеют никакого отношения. Все, кто сегодня защищает вандалов, - недалёкие, невежественные люди, они пытаются получить политические дивиденды. За порчу государственного имущества, за вандализм по отношению к истории нужно наказывать и сажать».

А вот памятник Катюше споров не вызвал. Фото: АиФ/ Юлия Петлица

А давайте не только вандалов прощать, но и всех, кто будет устанавливать или сбрасывать памятники по принципу личностных пристрастий? Люблю - ненавижу. Неугодные кому-то и почему-то монументы будут слетать с пьедесталов всё чаще и решительнее.

Почему он там стоит?

Комсомолец Шинкаренко апеллировал к мнению крае ведов, которые якобы «тоже не согласны». Неужели уважаемые в регионе специалисты одобряют поступок молодого человека?

Памятник моряку загранплавания. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

«Я глубоко уважаю Солженицына , - успокоила краевед Нелли Мизь . - Но считаю, что место, где установили скульптуру, совсем для этого не подходит. Непонятно, почему он вдруг выходит из моря. Известно, что писатель прилетел самолётом, его встречали в аэропорту, на центральной площади, но никак не у набережной. Была отличная идея - на проспекте Столетия, где сохранилась часть сталинского лагеря, установить аллею, там же поставить памятники Солженицыну , Мандельштаму , Жжёнову . Это было бы более логично».

Нелли Мизь убеждена: отдельные скульптурные композиции вносят в архитектурное пространство хаос, перегружают городскую среду. В итоге памятники наступают друг другу на пятки. Город «скукоживается».

«Солженицына вклинили между двумя большими памятниками, - продолжает краевед. - Но у каждого монумента должна быть своя зона. Большое удивление вызывает установка скульптуры моряка на Лазо, возле 33-й аптеки. Что он там делает? Ловит такси? Но если он сошёл с парохода, то должен стоять в порту. Раньше, для того чтобы установить памятник, необходимо было постановление городского комитета, согласование с управлением культуры. Вопрос рассматривали со всех точек зрения - исторической значимости, необходимости, в соответствии с архитектурной обстановкой. Сегодня мы имеем отсутствие образования, культуры, уважения к тому, чью память собираемся увековечить».

К слову, не все городские жанровые скульптуры нового времени подвергаются критике маститых краеведов. К примеру, Нелли Мизь похвалила тех, кто кулуарно поставил памятник голливудской звезде Юлу Бриннеру . Главное, чтобы мнение уважаемых и образованных людей не использовали как инструмент идеологической борьбы и личного пиара.

Кстати

В 2007 году ВЦИОМ провёл опрос граждан России на тему событий 1937 года - прошло 70 лет с начала Большого террора. Выяснилось, что менее половины опрошенных помнят, что это был год массовых репрессий, а 3/4 россиян не смогли назвать ни одного имени человека, от этих репрессий пострадавшего.

Максим Бурдело, заместитель директора краевого департамента культуры: «Любые памятники по закону относятся к архитектуре малых форм. И для того чтобы принять решение об установке памятника на территории муниципального образования, решение принимает его глава, департамент культуры никакого участия в этом не принимает. Перед тем как установить памятник, всё-таки нужно учитывать мнение населения, пройти процедуру общественного опроса. Ведь это делается для людей, а не для чиновников, чтобы их похвалили. Из последних проектов лично мне приходится по душе памятник Высоцкому. К нему я привожу пятилетнего сына, знакомлю с творчеством легендарной личности. Думаю, что городу нужно больше подобных проектов».

(Ап. 42, 54; Трул. 9, 50; VII Всел. 22; Лаод. 24, 55; Карф. 40, 60).

Оба эти правила (42 и 43) говорят об одном и том же предмете, а именно - воспрещают игру и пьянство, и буде лица, предающиеся этому, останутся упорными и после надлежащего увещания со стороны старших, правила предписывают извергнуть их из священного сана, если то будут священнослужители, а если только церковнослужители или миряне, - отлучить от св. причащения. Что касается церковнослужителей, то таковые предварительно лишались занимаемой ими в церкви службы и отлучались (от св. причащения) после того, как перестали быть иподиаконами, чтецами или певцами.
Под игрой, упомянутой в этих правилах и обозначенной в оригинале словом χύβοις (alea) , нужно разуметь всякого рода азартную игру (в наше время преимущественно игра в карты), при которой вообще человек стремится отнять от другого как можно больше денег, или же сам обрекает на гибель как свое имущество, так и имущество своей семьи. Это своего рода кража, и как за кражу 25-е Ап. правило предписывает извержение духовного лица, уличенного в ней, так точно и 42-е Ап. правило предписывает извержение всякого наклонного к азартной игре.
Такому же наказанию подвергает правило и за пьянсτво. Еще в Ветхом Завете Бог заповедал Аарону, чтобы он и сыновья его остерегались вина и крепких напитков, и чтобы это постановление было вечным из рода в род (Лев. 10:9). В Новом Завете неоднократно заповедуется духовному лицу не быть пьяницей (1Тим. 3:3, 8; Тит. 1:7). Умеренное употребление вина не возбраняется духовному лицу (Ап. 51 пр.), но, объясняяпредписания Св. Писания, правило строго воспрещает употреблять вино и крепкие напитки свыше меры, до опьянения. Если предписание церкви повелевает наблюдать прежде всего за тем, чтобы вступающий в клир не имел пристрастия к вину (1Тим. 3:8) и не был расположен к дрязгам и ссорам, проистекающим от пьянства , то естественно, что человек, склонный к пьянству, не должен быть никоим образом терпим в клире. Относительно мирян - пьяниц ап. Павел говорит, что таковые царства Божьего не наследуют (1Кор. 6:10; Гал. 5:21); у духовных же лиц пьянство является не только пороком, но преступлением святыни , оскорбляющим Божие величие, оскорбляющим и унижающим самую священническую службу, которая у пьяного священника, или же склонного к пьянству перестает быть разумной службой, как называет ее ап. Павел в своем послании к Римлянам (12:1). Даже и умеренное употребление вина и крепких напитков без особой к тому нужды осуждается церковью как порок, показывающий, что священник не следит за собой, сколько того требует высота его служения , и возбуждает у других сомнение относительно своего образа жизни . Правила своими предписаниями настолько стремятся охранить духовных лиц от этого страшного и отвратительного порока (пьянства), что воспрещают даже им, как преступление, посещение без особой нужды корчмы, о чем, между прочим, говорит и 54-е Ап. правило. Этим объясняется строгость этих (42 и 43) правил относительно священнослужителей и церковнослужителей, склонных к пьянству. Для того чтобы верные миряне, являющиеся живыми членами тела церкви, царственным священством, святым народом (1Пет. 2:9), сохранили себя в чистоте от этого отвратительного порока, правило упоминает и о них.

В сербском монастыре Хиландар, расположенном на Святой Горе Афон, введены меры по предотвращению проникновения в обитель раскольников из СЦУ-ПУПЕЦа и иных организаций. На входе в монастырь тщательно проверяют всех паломников, прибывших с Украины, - исключение не делается ни духовенству, ни монашествующим, ни мирянам.

О том, что в афонской обители Хиландар категорически отказывают в приеме представителей украинских раскольнических структур, сообщил на своей странице в соцсети Фейсбук наместник киевского Троицкого Ионинского монастыря - архиепископ Обуховский Иона (Черепанов), который сейчас пребывает на Святой Горе Афон. «Только что покинули прекрасный Хиландар. Игумен монастыря, о. Мефодий, просил кланяться Митрополиту Оуфрию и всем верным чадам нашей Церкви. Раскольников, как «духовенство», так и мирян...

«Путём подкупа, всяких неблаговидных действий, пользуясь либеральностью, а может и никчемностью нашего законодательства в области иммунобиологии, ряд транснациональных компаний занимались вопросами, связанными, по существу, с испытаниями вакцин на наших детях...

Мы превращаемся в страну третьего мира, на людях которой проводятся испытания... Против нас готовят целенаправленные биологические атаки... Тогда не нужно делать атомные бомбы, тогда не нужно делать ядерные подводные лодки, нужно просто спокойно, целенаправленно проводить вот ту работу, которую мы сейчас наблюдаем...», - заявил в эфире канала ТВЦ в январе 2014 года помощник председателя Правительства РФ, академик РАН Геннадий Григорьевич Онищенко, который ранее был в течение 12 лет главным...

Учителям разрешили не иметь педагогического образования. Минпросвещения разъяснило требования профстандарта к профильному образованию педагогов и направило в регионы разъяснения о применении требований профстандарта к образованию учителей.

При наличии среднего профессионального или высшего образования в своей предметной области учителю не обязательно иметь диплом педагога. Официальный документ также опубликован на сайте Общероссийского народного фронта. «Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность», - говорится в нем.

Несмотря на заверения властей Карелии, что Киселевым вернут родительские права через суд, Анатолий обнаружил своих детей в базе на усыновление. Адвокат Надежда Гольцова составила иск в суд о снятии ограничения в родительских правах Киселевых, предварительное заседание назначено на 24 апреля. Член комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ Элина Жгутова получила ответ от Уполномоченного по правам ребенка в Карелии Геннадия Сараева.

Ваше мнение

Необходимо ли переводить богослужение на русский язык?

Нет, это невозможно

Не вижу смысла

Абсолютно глупо

Все новшества - ересь

Верные! Празднуя ныне Царское пришествие, боголепно встретим Царя. Время уже перестать спать. Возвысим ум к Богу, не угасим духа, светло возжем светильники наши, переменим одеяние души, будем держать вайи, как победители; с народом воскликнем, как народ; с детьми восхвалим, как дети: Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне (Мф. 21: 9)! Вот пришел, вот явился, вот предстал Царь! Снова Он входит в Иерусалим, снова приготовляется Крест, снова раздирается Адамово рукописание, снова отверзается рай, снова разбойник водворяется, снова Церковь ликует, снова злобная синагога вдовеет, снова демоны посрамляются, снова иудеи неистовствуют, снова верные спасаются. Все участвует в празднике, все прославляет Владыку. Небеса радуются, горы играют. Реки, восплещите (ср. Пс. 97: 8), притеките, возопийте, видя, как слова пророческие становятся делами. Холмы, отзовитесь! Младенцы, воспойте! Ученики, провозвестите! Священники, возглагольте! Богословы, прославьте! Живущие в Сионе, изыдите навстречу! Народы, соберитесь! Небесное, земное, преисподнее, всякий чин и возраст да стечется. Ибо грядет Тот, Кто хочет облагодетельствовать всех. Явился Тот, Кто хочет помиловать всех. Дарующий радость всем, будучи Богом, соделался человеком, и явился на земле, и жил с людьми (Варух. 3: 38 по LXX). С рабами – Владыка, с должниками – Удовлетворитель долгов, с погибшими – Спаситель, с осужденными – Освободитель, с отчаянными – Надежда, с лежащими долу – Восстание, с жестокими – Милосердный, с беглецами – Праведный, с виновными – Невинный, с грешниками – Безгрешный, с неблагодарными – обильно Дарующий всем!

Видишь ли, возлюбленный, тайну настоящего торжества? Видишь ли чудеса нынешнего дня? Вчера праздновала Вифания: ныне вся Церковь наслаждалась Божественным пришествием. Вчера Господь даровал другому – [Лазарю] жизнь: ныне Он Сам грядет на смерть. Вчера восстал четверодневный: ныне предстает трехдневный – [Сам Христос]. Он воскресил Лазаря четверодневным для того, чтобы предуверить в общем воскресении естества нашего, состоящего из четырех стихий.

Вновь возвещу евангелиста Иоанна, потому что удобно [у него] рассмотреть начаток воскресения. Ведь ты только что слышал, что он сказал: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых» (Ин 12:1). Видишь, как начаток воскресения стал прообразом в Лазаре, и как это признал верующий народ? Народ признал, а архиереи вознегодовали, превратив сотворенное чудо в повод для ненависти. Они действительно возненавидели воскресение Лазаря, потому что после воскресения, о котором ты слышал, они решили убить его. Видишь избыток ненависти? Они замышляли убить того, кого воскресил Господь, потому что не поняли, что если даже они убьют его, то Господу не трудно будет вновь воскресить друга. Они совещались убить Лазаря, потому что ничто так не уязвляло иудеев, как воскресение Лазаря. Только это чудо они не могли оклеветать. Они оклеветали исцеление слепорожденного, говоря: "Это он. Это не он. Похож на него» (Ин 9:9)4.

Они оклеветали воскрешение дочери Иаира, говоря, что она находилась в глубоком сне и не была предана совершенной смерти. Они оклеветали воскрешение единородного сына вдовы, говоря, что он только принял на себя вид смерти и не был поглощен властью смерти. Они оклеветали чудо с засохшей смоковницей, говоря, что она засохла от скудости почвы, а не по слову Господа. Они оклеветали превращение воды в вино, говоря, что это была шутка над теми, кто уже опьянел на пиру и ничего не чувствовал.

Только воскресение Лазаря они не могли оклеветать. Они знали Лазаря. Он был известный муж. Они пришли на погребение, они видели запечатанный гроб, они, согласно обычаю, на поминальном обеде утешали Марфу и Марию, сестер Лазаря. Они знали, что уже ровно как четыре дня он положен в гроб, и что четверодневный мертвец весь подвергся разложению: тело истлело, составы с костьми окоченели, жилы ослабли, внутренности распались, чрево истекло.

Авторизация

Календарь

Архив новостей

При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших. Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи

Блаж. Феофилакт Болгарский

Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, вышедши, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский