Как называется храм василия блаженного по другому. Храм Василия Блаженного на Красной площади: краткая история

…в воспоминанье

о победе над Казанью

двум умелым мастерам

Царь велел построить храм.

И воздвигли люди эти

Небывалый в целом свете, пестрый, сказочный собор,

Что стоит до этих пор…

Н. Кончаловская

Каждый, кто приехал в Москву впервые, обязательно идет на Красную площадь.

Красная площадь, Кремль, Собор Василия Блаженного — это основные достопримечательности Москвы, которые нужно увидеть в первую очередь.

Покровский собор (Собор Василия Блаженного) — православный храм. Официальное его название Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Разговорное его название — Собор Василия Блаженного. Знаменитый собор Василия Блаженного воздвигнут при Иване Грозном в 1555-1561 годах.

Покровский собор — великолепный ансамбль удивительной гармонии и большой силы. Собор Василия Блаженного — символ Москвы и русского искусства.

Храм считается одним из лучших произведений древнерусского зодчества. Необычен он и как произведение инженерно-строительного искусства. Он является памятником мирового значения и входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. В настоящее время Покровский собор является филиалом

Постройкой храмов в России всегда отмечались значимые события.

По какому же случаю построен Покровский собор?

1 сентября 1552 года русские войска штурмом взяли Казань и присоединили ее к территории России. По приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством был возведен храм. Первоначально строение было деревянным. Простоял храм не более полугода. В 1555 году было начато строительство каменного собора, которое сохранилось до наших дней. Архитекторами столь великого сооружения были Постник и Барма.

Первоначально храм назывался собор Покрова на Рву. Почему Покрова?

Храм был построен в честь казанской победы. Решающий приступ к Казанскому Кремлю пришелся на день церковного православного праздника Покрова Богородицы, символизирующего защиту. По преданию, Богородица когда-то спасла Константинополь, укрыв его своим покрывалом.

Почему на Рву?

Собор был воздвигнут у Кремлевского рва.

Почему Собор Покрова на Рву имеет другое название — Храм Василия Блаженного?

По народным преданиям, жил в Москве нищий скиталец Василий. На улицах и площадях юродивый просил подаяния. Острый на язык он всем, даже царю, говорил правду в глаза. В народе Василий почитался Блаженным, то есть святым, Божьим угодником, предсказателем. Он умер в 1588 году и был погребен в северо-восточной части Покровского собора. Через шесть лет после смерти старец был причислен к лику святых. Его могила была очень почитаема москвичами. Позже над ней был сооружен придел — небольшой храм Святого Василия. С тех пор и по сей день все это великолепное сооружение стало называться Храмом Василия Блаженного. В народных преданиях хранились истории о чудесных исцелениях, происходивших с помощью его мощей, хранившихся в Васильевском приделе.

Собор предназначен для созерцания снаружи, внутри он суров и лаконичен.

Яркие, разноцветные купола радуют глаз. Всего их девять и все они разные.

Средневековое искусство всегда было символично. Храмовый ансамбль составляют восемь церквей, которые сгруппированы вокруг девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери. Каждая из церквей посвящена святому, день празднования которого совпадало с самыми упорными восемью сутками штурма Казани.

В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России - Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм-памятник

Покровский собор - это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы . И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, - Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы - они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем - это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет - с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора - собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда - круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание - перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия - продухи. Изначально помещение использовали как склад - там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили - его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них - собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили - по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом - он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы - Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями - они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d"Ar

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»

Это собор Василия Блаженного? Неправда. Это был главный храм Москвы? Неправда. Иван Грозный ослепил создателей храма? Неправда. Здесь в советское время был только музей? Неправда. Эта статья о мифах и вымыслах вокруг строительства Покровского собора на Красной площади Москвы, более известного как храм Василия Блаженного.

12 июля, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, исполнится 455 лет знаменитому Покровскому собору на Красной площади. Больше известный под именем храма Василия Блаженного, со своими многокрасочными куполами и шатрами, он давно стал одним из национальных символов России. Религия, культура и история нашей страны сплелись в этом соборе в единое целое. Неслучайно о нем ходит много рассказов и легенд. Нередко «традиционные» мнения о знаменитом храме оказываются выдумкой. Ведь для многих собор -праздничная картинка, визитная карточка Москвы или туристическая этикетка для иностранцев. Между тем подлинная история этого храма богаче и интереснее любых распространенных о нем заблуждений.

Как называется собор?

Взять название собора. В народе его называют храмом или собором Василия Блаженного. Ошибки в этом нет. Но мало кто знает, что его первое и основное название - собор Покрова Пресвятой Богородицы «что на Рву». Храм Василия Блаженного - это закрепившееся за ним «народное» название.

Покровский собор был возведен по обету Ивана Грозного, который он дал перед походом на Казань в 1552 году, по благословению митрополита Макария. Завоевание Казанского ханства было важнейшим событием в истории России, и это его значение и было подчеркнуто возведением грандиозного собора.

Еще одно ошибочное представление состоит в том, что собор - только один храм. Называют его храмом Василия Блаженного, и точка. На самом деле в 1555–1561 годах на едином основании (подклете) были возведены девять церквей, пять из которых были затем освящены в память о Казанском походе. Как гласят исторические документы, основная часть собора была возведена к осени 1559 года. Тогда же прошло освящение всех его церквей, кроме центральной. И лишь полтора года спустя, 29 июня по старому календарю, был освящен весь собор. Этот день и считается датой завершения строительства храма.

В центре собора находится главный храм - собственно церковь Покрова Пресвятой Богородицы, увенчанная маленькой луковичной главкой. Первого октября 1552 года начался штурм Казани - тогда же по церковному календарю отмечался праздник Покрова Богородицы. Поэтому центральный храм и назвали в честь этого праздника, а затем по нему - и весь собор. Покровский собор был в то время самым высоким сооружением в Москве. До перестройки колокольни Ивана Великого в Кремле в конце XVI - начале XVII века он был высотной доминантой тогдашней Москвы. Его высота 65 метров.

Всего собор насчитывает одиннадцать куполов. Десять - это купола церквей по числу престолов, и еще один купол над колокольней. Сложная архитектурная композиция и программа строительства собора, скорее всего, принадлежали митрополиту Макарию, который хотел в многопридельном храме воплотить образ Небесного Града Иерусалима на земле, а также возвеличить роль Москвы и Ивана Грозного.

Восемь церквей, расположены симметрично вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды. Четыре больших церкви смотрят строго по сторонам света.

1. Церковь Киприана и Иустины -- Память святых приходится на второе октября (15 октября н. ст.), и именно в этот день была взята Казань.
2. Церковь Григория Армянского -- Григорий Армянский - просветитель Великой Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н. ст.). В 1552 году в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного - взрыв Арской башни Казани.
3. Церковь Входа Господня в Иерусалим -- Церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. В Вербное воскресенье именно к этому приделу совершался крестный ход из Успенского собора Кремля с «шествием на осляти» Патриарха. Поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны.
4. Церковь Варлаама Хутынского -- Освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского, новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря.
5. Церковь Николы Великорецкого -- Эта церковь была освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой, почему и получила потом название «Никола Великорецкий». В 1555 году эту икону по приказу Ивана Грозного принесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву.
6. Церковь Александра Свирского -- Освящена во имя этого святого, потому что его память отмечается в тот же день, в который произошел разгром конницы Епанчи на Арском поле.
7. Колокольня
8. Церковь Трех Патриархов (Иоанна, Александра и Павла нового) -- Названа она так потому, что в 1552 году, в день памяти патриархов, 30 августа (12 сентября н. ст.), была одержана победа над князем Епанчей, который из Крыма шел на помощь казанским татарам.
9. Церковь Святой Троицы -- Принято считать, что Покровский собор был построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой до XVII века часто именовали и весь храм.
10. Церковь Василия Блаженного -- Единственный храм, где сегодня проходят регулярные богослужения.
11. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы -- Именно первого октября 1552 года, в праздник Покрова Богородицы, начался штурм Казани.

Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?

Почему Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного и связывать его не с Иваном Грозным и Казанским походом, а с именем юродивого? Дело в том, что в 1588 году к собору с северо-восточной стороны был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного. Построен он был по повелению сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича над захоронением Василия Блаженного, который умер в 1557 году и был захоронен у стен строящегося собора. Сам знаменитый юродивый стал известен в Москве в конце XV века. Вся его одежда зимой и летом состояла лишь из железных вериг. Москвичи очень любили Василия за незлобивый нрав, в том числе и молодой царь, хотя юродивый не боялся перечить ему и укорять его. При Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного в 1586 году.

С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Ранее службы в нем шли только в теплое время года. Собор не отапливался, а вот храм Василия Блаженного был теплым. Кроме того, поскольку собор сооружался как мемориальный, в его церквях из-за их небольших размеров очень трудно было проводить богослужения. Поместиться могла разве что царская семья. Вскоре и возникает народное название собора - храм Василия Блаженного.

Ослепили ли Барму и Постника?

Самый распространенный миф о соборе - это леденящая история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только возведенный архитектурный шедевр. Между тем история об ослеплении строителей собора по приказу Грозного не подтверждается реальными историческими свидетельствами. Строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова.

Раньше считалось, что собор Василия Блаженного строил иностранный мастер из Италии, если судить по «итальянизированным» элементам в его архитектуре. А поскольку в Западной Европе были распространенными легенды об ослеплении талантливых архитекторов, чтобы они не могли творить дальше, то иностранные путешественники, попадавшие в Москву, «механически» перенесли их на мастера, возведшего Покровский собор. То же самое стали говорить и про Постника и Барму. Особенно широкое распространение история об ослеплении получила благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие» (1938), она вошла даже в школьные учебники по истории:
И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова…
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли…
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.

Всегда ли собор был таким пестрым?

Может создаться впечатление, что собор всегда был таким пестрым. И это будет ошибочное мнение. Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. Тогда бы мы увидели не сегодняшнюю пеструю раскраску, а строгие кирпичные стены. При строительстве собора использовали два материала - белый камень и кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца - с северной и южной стороны. Была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII-XIX веков, редкие памятники русской иконописи. Начиная с 20-х годов XX века в соборе с некоторыми перерывами идут реставрационные работы.

Церковь Киприана и Иустины. Депозитарий для царя?

Раньше храм использовался в качестве хранилища для ценностей, или депозитария. В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения, церкви с галереями стоят на едином основании - подклете. У подклета очень прочные кирпичные стены (до 3 м в толщину). Высота некоторых помещений - около 6,5 м. Они были недоступны для обычных прихожан. Глубокие ниши-тайники в подклете использовались как хранилища для имущества зажиточных горожан. Существует предание, что до 1595 года здесь прятали царскую казну. В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по тайной внутристенной лестнице, о которой знали только посвященные.

Кто хотел снести собор?

Собор в своей истории пережил немало трагических моментов. Он претерпевал частые для деревянной Москвы пожары. В Смутное время его разграбили поляки, разорив раку Василия Блаженного. Наполеон разместил в Покровском соборе конюшни. Он отдал приказ взорвать собор, который, к счастью, не был исполнен.

Снести храм собирались и в годы Советской власти - собор мешал проводить парады на Красной площади, но не решились. Известна легенда о том, как на заседании Политбюро, посвященном перестройке Москвы, Каганович демонстративно снял с карты-макета Красной площади храм Василия Блаженного, а Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место»! Было ли это в действительности, неизвестно. Cуществуют генеральные планы реконструкции Москвы 30-х годов, на которых собора на Красной площади нет.

Только музей?
Еще одной ошибкой будет считать, что сегодняшний собор - только музей. Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда богослужения в соборе продолжались. Шли они до 1929 года, и возобновились в 1991 году.

17
Покровский собор (Храм..

И россиянам, и гостям нашей страны известна одна из главных достопримечательностей Москвы — храм Василия Блаженного с простым адресом: Красная площадь. Этот храм встречает всех гостей столицы многоцветном своих куполов и удивительным убранством. Однако с этой церковь, построенной в 16 веке по приказу царя Ивана Грозного, связано множество легенд, преданий и загадок. История его необычна, как и его архитектура. Например, многие интересуются, как правильно называть самый известный храм страны: собор Покрова Божьей Матери или собор Василия Блаженного? Кто такой святой Василий Блаженный? Правда ли, что он жил на паперти этого храма или в честь него был назван какой-то придел?

В нашей статье мы ответим на эти вопросы, а также расскажем об особенностях интерьера храма и о подвиге юродства в Древней Руси.

Архитектор храма Василия Блаженного — версии

Собор Василия Блаженного строился с 1555 по 1561 год как храм-памятник взятию города-крепости Казани царем Иоанна Грозным. Доподлинно неизвестен автор его проекта — ведь в те времена большинство храмов на Руси строили артели. Сохранились имена строителей, но они могут быть трактованы по-разному.

    Храмоздатель Постник Яковлев по прозвищу Барма («барма» — древнерусское слово, означающее ожерелье, драгоценный воротник на парадной одежде).

    Другим вариантом является то, что у храма два автора — Иван Барма и Постник Яковлев.

    Третьей версией является возведение храма неизвестным мастером из Западной Европы, возможно, итальянцем.

Отметим, что все версии имеют право на существование. В документах того времени сохранились имена псковича или псковичей Бармы и (или) Постника. А версия о строителе-итальянце подтверждается тем, что Кремль строился Аристотелем Фиоравенти (Фиораванти) и мастерами, приехавшими вместе с ним из Италии. Удивительный стиль, который можно оценить по многочисленным фото храма Василия Блаженного, имеет параллели в красочных европейских зданиях, например, в Венеции стены и лепные украшения многих палаццо раскрашены в яркие цвета.

Есть предание, что храмоздатели были ослеплены по указанию Грозного царя: храм показался государю настолько прекрасным, что он не просто запретил зодчим строить что-то еще, а просто лишил их такой возможности.

Конечно, это предание выглядит неправдоподобным. Мало того, что царь имел все средства к тому, чтобы пользоваться трудом и талантом строителей, так зодчий по имени Постник Яковлев уже через несколько лет строил Кремль в Казани.


Фасад и описание храма Василия Блаженного

На крыше храма десять куполов. Девять главок расположены по объему храма, одна над шатровой колокольней, построенной над храмом.

Символика девяти куполов — девять чинов Небесных Сил. Существует девять видов Небесных существ, светлых духов. Они имеют три лика (ступени иерархии). Наиболее известна и принята Церковью следующая классификация, разработанная на основе книг Ветхого и Нового Завета святыми Дионисием Ареопагитом и Григорием Богословом:

  • Серафимы, Херувимы и Престолы — они совсем рядом с Богом, являются Его сопровождающими, как бы охраной (хотя Ему охрана не нужна), придворными, славящими Его.
  • Господства, Силы, Власти (передающие Богу сведения, помогающие в управлении Вселенной).
  • Начала, Архангелы и Ангелы.

За внешним единым фасадом скрывается целых восемь храмов, точнее, приделов собора. Придел — маленький алтарь (с престолом, на котором может совершаться Литургия) внутри большого храма. Престолы храмов, по задумке, видимо царя Ивана Грозного, освящены в честь праздников, на дни которых приходились главные сражения за Казань.

Восемь приделов обозначены луковичными главками-куполами с крестами, не симметрично, но очень живописно окружающими шатер с девятой главкой. Шатер стоит на «столпе» — круговой конструкции, уходящей в небо.

Купола имеют луковичную форму и разнятся оформлением. На луковках — поливные изразцы, поэтому купола такие яркие. Девять приделов имеют общее основание, стоят на подклете (наземном подвале) и объединены в интересную конструкцию сводчатыми переходами и кружной галереей, в древнерусском зодчестве носившей название гульбище. В оригинальном, не перестроенном проекте, который возвели при Иоанне Грозном, гульбище было открытым.


Другое название храма Василия Блаженного

Главный придел храма, обозначенный шатром с главкой и расположенный по центру собора, назван в честь праздника Покрова Божией Матери. Поэтому настоящим названием храма является Покровский или собор Покрова.

В 1558 году к собору Покрова Божией Матери пристроили придел, который был освящен в честь Василия Блаженного. Его возвели на том месте, где покоились мощи святого. Его имя и дало собору второе название.

А примерно через два десятка лет храм обзавелся и своей шатровой колокольней.


Подклет, подвал храма

Собор Василия Блаженного не имеет подвала, приделы стоят на подвале наземном, подклете.
Стены храма довольно объемны и имеют сходство с крепостными — толщиной до трех метров. Высота приделов (кроме главное) — около 6 метров. Северный подклет имеет особую конструкцию. В 16 веке подобных ей не было. Свод подклета «коробовый», то есть не имеет поддерживающих столбов, невзирая на большую площадь (можно сравнить в с Оружейной или Грановитой палатами — там всегда пространство разделено колоннами, на которые опираются своды).

В стенах подклета собора Василия Блаженного устроены узкие отверстия. Некоторые исследователи называют их «продухами», другие — «голосниками» (то есть они впускают воздух, но дают и хорошую акустику). Благодаря этим отверстиям микроклимат подклета не меняется на протяжении всех времен года. По преданию, за толстыми стенами подклета были тайники — их ниши и сейчас можно увидеть на экскурсии в храме. Раньше они были закрыты коваными дверями (их петли видны и сегодня). Под большими замками в них хранилась до 1595 года царская казна Руси и сданное на хранение в нестабильную эпоху опасностей имущество богатых москвичей. В подклет можно было попасть по внутристенному ходу — лестнице из белого камня. О ней знали лишь немногие люди, а со временем ход заложили камнем. Обнаружен он был лишь в 1930-е годы.


Придел Василия Блаженного в Покровском соборе Москвы

Придел имеет кубическую форму. Он перекрыт сводом с перекрестьем потолка. Свод венчает небольшой световой барабан с луковичной главкой. Придел подстроен к храму через некоторое время, но его покрытие сделано в таком же стиле, что и оригинальные приделы собора.

На стене придела сделана надпись по-церковнославянски. Ее можно увидеть и сегодня: написано, что церковь Василия Блаженного выстроена в 1588 году над могилой святого после канонизации блаженного в царствование царя Федора Ивановича (сына Ивана Грозного) и по его указу.

Память святого Василия Блаженного празднуется ежегодно 15 августа, и этот день является престольным праздником собора.

В 1929 году храм закрыли для церковных богослужений, его даже хотели взорвать, но, по преданию, этому помешало начало Великой Отечественной войны. Интерьер храма был разрушен.

Лишь в конце 20 века убранство, наконец, восстановили. Возобновили в 1997 году и богослужения — ровно в праздник святого Василия Блаженного.

Сегодня над могилой святого Василия стоит рака с его мощами и возобновленная резная сень. Мощи — почитаемая всеми москвичами и верующими гостями города святыня, доступ к которой открыт во все время работы храма.


Интерьер и храмовое убранство собора святого Василия Блаженного

Не только фасад храма Василия Блаженного славится красотой. Отчасти сохранился, отчасти возобновлен и интерьер храма. Наиболее интересны туристам и паломникам детали убранства придела в честь самого Василия Блаженного.

Придел был украшен росписью масляными красками к 350-летию начала возведения собора. На двух противоположных стенах изображены сюжеты из жития святого Василия Блаженный: известное чудо с шубой и спасение на море. Нижний ярус, традиционно для храмов допетровской эпохи, украшен древнерусским орнаментом из полотенец.

На южной стороне храма расположена большая икона по металлу. Это прекрасный образец академической иконописи, созданный в 1904 году. На западной стене висит образ Покрова Пресвятой Богородицы, в честь этого праздника освящен главный придел храма.

Самый верхний ярус расписан фресками святых-покровителей Царского Дома Романовых. Это мученица Ирина, святой Пророк и Предтеча Иоанн, святая Анастасия Узорешительница и Федор Стратилат. Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами Евангелистов, а перекрестия – образами по подобию деисуса, иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи и Божией Матери. В барабане — фрески праотцов, подкупольный образ – Спаса Вседержителя.

Иконостас перед революцией обновили. Он выполнен по проекту А. М. Павлинова в 1895 году, написанием икон руководил знаменитый московский иконописец Осип Чириков, реставратор и общественный деятель. Автограф Чирикова есть на одной из икон. В иконостасе есть и старинные образа: икона «Богоматерь Смоленская» (16 век), икона святого Василия на фоне Красной площади и московского Кремля (18 век).


Колокольня храма святого Василия

Звонница храма перестраивалась в 1680-х годах и с тех пор не видоизменялась.
Основание для колокольни — высокий столпообразный четверик, на котором стоит изящный восьмерик в виде площадки со столбами, соединенными арками. Он увенчан знаменитым восьмигранным высоким шатром с гранями из поливных изразцов синего, белого, коричневого, желтого цветов с зеленой фигурной черепицей. Также в шатре устроены маленькие окошки, которых также можно назвать голосниками: при колокольном звоне они усиливают звук звона. На верхушке шатра — золоченая луковичная главка с крестом. Колокола собора расположены внутри площадки и в арочных проемах колокольни. Они отлиты в 17-19 веках рядом известных российских мастеров-литейщиков.


Музей в соборе Василия Блаженного

Собор имеет сложную послереволюционную судьбу. В 1918 году уже советской властью он бы признан памятником истории и архитектуры международного значения. Собор был под государственной охраной и со временем получил статус музея. Его первым смотрителем был протоиерей Иоанн Кузнецов, очевидно, бывший настоятелем или штатным клириком храма. Вскоре начались гонения на духовенство и, вероятно, отец Иоанн был репрессирован. На базе собора решено было создать историко-архитектурный комплекс, заведующим которого стал Е. И. Силин – ученый и научный сотрудник Московского исторического музея.

21 мая в храме появились первые экскурсии. Музей «Покровский собор» начал комплектовать фонды и в 1928 году превратился в филиал Исторического музея. Но гонения на Православие были столь велики, что в 1929 году храм официально закрыли для богослужений и сняли все колокола. В 1930-х годах много москвичи знали, что его собираются взорвать. Известный архитектор Василий Барановский даже пытался сделать замеры и описание храма для истории.

Через некоторое время после Великой Отечественной в храме начались реставрационные работы, но храм всегда был открыт для москвичей и всех гостей. Были приняты все меры по восстановлению собора, и ко Дню города Москвы — к 800-летию столицы музей активно работал. Собор Василия Блаженного был широко известен благодаря тиражам открыток и книг. С 1991 года храм находится в совместном ведении Русской Православной церкви и Государственного исторического музея. После долгого перерыва, когда храм видел только экскурсии, здесь возобновили богослужения.


Кто такой блаженный

Слово блаженный — принятое в Русской Православной Церкви название святых христианской Церкви до Великой Схизмы, разделения на Католическую и Православную (например, блаженный Августин)
В древней христианской Церкви блаженными называли святых, «угодивших Богу в тайне» и тех, чья святость подтверждена свидетельством ограниченного круга людей.

Лишь в Древней Руси «блаженными» стали именовать юродивых святых людей. Юродство – это духовный подвиг добровольного, с целью спасения и угождения Христу, отречения от мира, наслаждений и удовольствий, но не в монашестве, а нахождения «в миру», но без придерживая общепринятых социальных норм. Юродивый принимает на себя вид безумного или неразумного, наивного человека. Многие люди ругаются, насмехаются над такими юродивыми — но блаженные всегда терпят лишения и издевательства смиренно.
Цель юродства — достижение внутреннего смирения, побеждение главного из грехов, гордости.

Однако юродивые со временем, достигнув определенной духовной меры, в иносказательной форме обличали грехи в мире (словесно или действием). Это служило средством смирения себя и смирения мира, улучшения других людей.

Интересно, что подвиг юродства ради Христа был несколько распространен в Византии, но расцвет подвига блаженных произошел на Русской земле, причем не только в древние времена, но и позже. Известны и современные юродивые — Матронушка, Матрена Босоножка Минская, Саратовские блаженные; очень известна святая блаженная Ксения Петербургская, жившая в 18 веке.


Житие святого Василия Блаженного

Будущий блаженный Василий появился на свет в 1468 году, по легенде его мать разрешилась от бремени на паперти Елоховского храма в честь Владимирской иконы Божией Матери под Москвой. Родители святого были простыми горожанами-ремесленниками, и в ранней юности его отдали на обучение сапожному ремеслу. Со временем мастер заметил, что Василий отличается от остальных подмастерьев. Житие рассказывает, что один заказчик-купец просил, чтобы обувь была добротной, носилась не один год. Маленький святой при этих словах заплакал, а затем сказал, что Заказчик не успеет сапоги стоптать. Мастеру он пояснил, что купец вскоре умрет — и действительно, обувь не успели сделать, заказчик через несколько дней умер.


Московский юродивый Василий Блаженный

В 16 лет святой Василий перебрался из Елохово в Москву, начав юродствовать в столице. По словам свидетелей, святой ходил по улицам в любую погоду босым и почти обнаженным, терпя стужу и зной. Странным была не только его внешность и поведение, но и поступки. Известно, что он часто проливал продаваемый квас или опрокидывал лотки с товарами купцов в торговых рядах — словно нарочно, желая быть избитым. После побоев же он благодарил Бога и радовался. Лишь позже оказывалось, что именно эти товары или напитки были испорчены, возможно, специально торговцами.

С годами москвичи узнали и полюбили Василия блаженного, при жизни считая его святым.

Еще одним известным житийным эпизодом стало участие святого в строительстве каменного храма на Покровке. Своды созидаемого на средства купца храма трижды рушились, и храмоздатель пришел к Василию Блаженному с вопросом — почему же так происходит? Однако святой направил его в Киев, на богомолье, посетить святую Киево-Печерскую лавру и блаженного киевского Иоанна. В Киеве купец застал этого человека качавшим пустую люльку. На недоумение купца, Иоанн ответил, что качает свою матушку, благодарит за рождение и воспитание.

Лишь тогда купец-храмоздатель вспомнил, что изгнал из дома в ссоре родную мать, совершив тяжкий грех. Покаявшись и вернув ее в родной дом, купец спокойно достроил храм.


Чудеса Василия Блаженного

Святой Василий призывал людей к милосердию, помогал нуждающимся и стыдящимся просить о помощи.

    Так, святой отдал подаренные ему самим государем вещи приезжему заморскому гостю, купцу-иностранцу, который, казалось, был богат, но по трагическим обстоятельствам потерял все свое имущество. Он был голоден, однако не мог даже попросить подаяния — на нем была дорогая одежда. Василий же Блаженный провидел, что ему нужна помощь.

    Также Василий Блаженный осуждал людей, подававших милостыню ради вида и славы, а не из милосердия.

    Интересно, что святой посещал корчмы — кабаки, притоны. Сюда не мог прийти священник или монах, его бы обвинили в грехе, а вот юродивый утешал многих опустившихся грешников, видя, словно Сам Господь, в их душах добро.

    Святой Василий имел дар прозорливости. В 1547 году он предсказал великий московский пожар, а молитвой на расстоянии потушил пламя пожара в Новгороде.

    Житие святого свидетельствуют, что он бесстрашно обличал самого царя Ивана Грозного, например, сказал ему, что вместо молитвы за богослужением царь думал о строительстве царского дома на Воробьевых горах.

Святой Василий умер 2 августа (по старому стилю) 1557 года. Его погребение совершил Московский митрополит Макарий в сонме духовенства — столь широко был известен блаженный. Святого похоронили у Троицкой церкви — на ее месте и был возведен Покровский (Василия Блаженного) собор.

Спустя 31 год, 2 (15) августа, святой Василий был канонизирован Архиерейским Собором во главе с Патриархом Московским Иовом.


Внешность святого Василия

Святой изображается на иконах так, как его описывали современники и житие.

  • Он был очень худым,
  • Носил совсем мало одежды — поэтому изображается только в набедренной повязке,
  • Ходил с посохом,
  • Носил вериги — они по сей день пребывают в музее Московской Духовной академии

Да хранит вас Господь молитвами святого Василия!

У храма очень много разных названий. Из них самые известные:

Храм Василия Блаженного, Покровский собор, храм Покрова Божией Матери, собор Покрова Божией Матери на Рву, Покровский храм, Троицкий храм.

Вплоть до 17 века, Покровский храм чаще всего называли Троицким, потому как первоначально на этом месте стоял Троицкий деревянный храм на рву — датированный серединой 16 века. На самом деле стоял он на возвышенности — рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке.

Построен был по приказу Ивана Грозного, в честь победы русского войска над Казанским ханством. (тогда ханство входило в состав Золотой Орды)

Кстати, многие историки утверждают, что Иван Грозный был беспощадным и злым тираном. Может ли тиран отдать приказ построить собор, выражая свою благодарность небесным покровителям? Рассуждать и заострять внимание не хочется… Правды мы все равно не узнаем. Но верится больше, что Иван был адекватным дядькой, и созидал он больше.

Почему храм Покрова Божьей матери

Все очень логично. Все исторические справки ссылаются на день, когда русская армия успешно штурмовала стены Казани. Всюду фигурирует точная дата 1 октября 1552года, в этот день на Руси отмечался праздник Покрова Божьей Матери. Над названием не пришлось долго думать.

Почему храм Василия Блаженного

И здесь все очень логично и просто — в честь Василия Блаженного. А вот с личностью последнего мало кто «знаком». И вообще почему Блаженный, почему Юродивый (не путать с уродливым).

Так вот: в старину юродивыми считали чудаков, отвергающих мирские ценности. Аскетический образ жизни, и немного безумия — основные черты во всех юродивых. А одним из синонимов «юродивый» и было слово — «блаженный». На старославянском блаженными считали тех, кто делал благие, хорошие дела, и в широком смысле блаженный - всякий, кто лицезреет Бога на небесах. По мне — блаженный тот, кто счастлив. А в христианстве, блаженный — особый лик святых.

О Василии Блаженном — интересная история.

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его — не такой как все.

Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Купец не придал значения слезам чудака, заплатил и вышел. Мастер тот час спросил ученика, отчего тот плакал. Тогда ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, а квас был и вовсе негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.


Графов Виталий Юрьевич Московский чудотворец Блаженный Василий

Вот еще один случай.

Однажды, один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела.

Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал:

«Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.

мощи Василия Блаженного

Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года (иногда упоминается и 1551 год). Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.

В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

Основные даты

В 1552 году на Красной площади возле защитного рва, на том месте, где ранее стояла деревянная Троицкая церковь, и был похоронен самый почитаемый русский юродивый – Василий Блаженный, началось строительство нового каменного храма.

В 1588 году по велению царя Федора Иоанновича (великий князь Московский, третий сын Ивана Грозного) в Покровском храме был устроен придел Василия Блаженного, куда в серебряной раке поместили его мощи, и собор часто стали называть храмом Василия Блаженного.


Карл Иванович Рабус.

Еще одна версия — легенда

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер — Иван Яковлевич Барма).

Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» — и разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным.

Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Уникальность архитектурной композиции собора и его символика.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.


Фото: Слава Степанов

Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.

Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова.

Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень (навес), которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости.

Самое высокое здание в Москве

Покровский собор на Красной площади стал самым высоким строением Москвы (его высота равняется 60 метров) и являлся таковым до конца 16 века, когда при Борисе Годунове была построена колокольня церкви Иоанна Лествинчика высотой 81 метр.

При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади.

В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал и его пришлось реставрировать. Когда для предотвращения пожаров с Красной площади убрали деревянные церкви, то под его своды перенесли пятнадцать престолов снесенных деревянных церквей, а престол во имя трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого. Также был переименован престол Киприана и Устинии, он стал носить имя святых Адриана и Наталии. Всего на то время у собора было 11 приделов.

Во второй половине 18 века, в годы правления Екатерины II Покровский собор еще раз реконструировали. Были снесены 16 маленьких глав вокруг главных башен, а шатровую колокольню соединили со зданием самого собора. Именно тогда собор стал таким разноцветным, каким мы знаем его и сейчас.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что Наполеон в дни оккупации Москвы его войсками, пожелал перевезти здание храма в Париж, а когда выяснилось, что технически это осуществить невозможно, то приказал взорвать собор вместе с Кремлем. И тогда, когда уже были зажжены фитили у взрывчатки, будто бы пошел дождь и погасил их.

Годы Великой Октябрьской революции принесли храму немало испытаний.

В сентябре 1918 года был расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов. А имущество храма было конфисковано. Колокола сняли и отправили на переплавку, сам храм закрыли, но не уничтожили.

В тридцатые годы 20 века Кагановичем, занимавшимся составлением плана генеральной реконструкции Москвы в духе «пролетарской столицы» было вынесено предложение снести Покровский собор. Чтобы освободить место для проведения парадов и демонстраций, которые проводились на достаточно компактной Красной площади. И здесь стоит рассказать об ещё одной легенде.

Говорят, когда Каганович изготовил макет Красной площади со съемной Моделью Покровского собора и принес показать Сталину, то он начал показывать, как по Красной площади двигаются колонны и как им мешает собор. «А если бы его — р-раз!..» – говоря это он одним движением убрал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и неторопливо произнес знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Так или иначе, а храм выстоял. Большую роль в этом сыграл и архитектор П.Д. Барановский – настоящий подвижник и энтузиаст сохранения русской культуры. Ему приказали готовить храм к сносу, а он категорически отказался это делать, после чего направил наверх довольно резкую телеграмму. Что происходило после этого на самом деле – неизвестно, однако Снос храма Сталин отменил, а Барановский получил несколько лет заключения.


Фото: Слава Степанов

Ещё в 1929 году Покровский собор стали использовать в качестве филиала Государственного исторического музея, посетить его можно и сейчас. В экспозиции находятся образцы холодного и огнестрельного оружия, доспехи 16-17 веков, в башнях-церквях можно увидеть собрание древнерусских икон 15-17 веков, художественное шитье, образцы тканей, поделки из металла. В 70-е годы проводилась очередная реконструкция храма, во время которой в одной из стен была обнаружена винтовая лестница, по которой нынешние посетители музея попадают в центральный храм.

От себя добавлю еще, что быть в Москве и не прийти к стенам Храма, это невежество в самом чистом виде. Несмотря на обилие вездесущих туристов, дорогого стоит немного постоять у величавых стен, задуматься о смысле жизни, насладиться потрясающей архитектурой, аналогов которой нет в мире (вспоминаем вышеупомянутую легенду).