Где вий. Смотреть что такое "Вий" в других словарях

Есть анекдот о том, как встречаются на кладбище два мужика. Один бежит сломя голову, волосы дыбом, поджилки трясутся, а другой его спрашивает: «Ты чего бежишь?» Тот отвечает, что боится покойников. «Я, когда живой был, тоже боялся», - признается незнакомец. Анекдот анекдотом, но на тему появления на кладбищах привидений ходит масса увлекательных и пугающих историй...

Призрачные зеки

Например, в шотландской столице Эдинбург есть старинная церковь Грейфраерс, а рядом не менее старинное кладбище, где снималось немало исторических фильмов, место довольно популярное у туристов. Именно они и рассказывают о том, что во время экскурсий по кладбищу им порой слышатся чьи-то недовольные голоса и видятся призрачные фигуры. А некоторые даже утверждают, что какая-то неведомая сила толкает их и наносит удары...

Дело в том, что в XVII веке на территории кладбища располагалась тюрьма. В 1679 году при короле Карле II сюда поместили политических преступников, многих из которых приговорили к смертной казни и затем похоронили на том же кладбище. Здесь же был погребен и лорд Маккензи, выносивший заключенным смертные приговоры.

На Весерфилдском кладбище в американском штате Коннектикут по ночам не раз видели призраки похороненных там людей, бродящие среди могил. Иногда их наблюдали и днем. Один фотограф специально охотился на кладбище за привидениями, и в конце концов ему удалось сфотографировать фантом возле могилы, где был похоронен человек, умерший от укуса змеи. Правда, впоследствии в снимках заподозрили подделку...

Сухая Река

Призраки водятся и вблизи старого кладбища в поселке Сухая Река под Казанью. Вот история Нины Савельевой: «Вторая смена на заводе заканчивается поздно. Упросила одного сослуживца довез до Сухой Реки, так как на даче ждали муж и дочь. Вышла из машины на автобусной остановке и вдруг вижу: впереди метрах в пяти стоит женщина в длинном белом одеянии. Подумала, что пройду быстро мимо, и ускорила шаг, но расстояние между мной и женщиной не сокращалось. Все было как-то нереально. Привидение преследовало меня до поворота, а за ним я буквально столкнулась с мужем, вышедшим меня встречать. Я долго не могла вымолвить ни слова, только рукой показывала в сторону "белой женщины", но видение уже исчезло».

«Белую женщину» видели и другие дачники, живущие недалеко от кладбища. Они рассказывали, что обычно привидение сначала стучит в окно, затем медленно проплывает мимо дома к калитке и постепенно исчезает. А одну из дачниц как-то ударил клюкой незнакомый старик в лохмотьях, который потом будто растворился в воздухе.

Еще одно старое казанское кладбище находится в городской черте в районе улицы Сабан. Жители близлежащих домов часто видят там каких-то необычных животных и светящиеся шары, не говоря уж о привидениях...

Рядом с деревней Неялово, что расположена в Пестречинском районе Татарстана, есть заброшенное кладбище. Один из местных жителей, Алексей, шофер по профессии, утверждает, что как-то встретил там свою покойную сестру. В другой раз, когда Алексей перевозил мешки с пшеницей, его машина вдруг забуксовала возле кладбища, и пришлось там заночевать. Внезапно, то ли во сне, то ли наяву, мужчина услышал голос сестры: «Леш, дай пшеницы!» — «Бери!» — ответил шофер. И надо же — наутро и впрямь недосчитался одного мешка. И зачем призраку пшеница?

Облака над могилами

В Тюмени целых три погоста, где наблюдаются привидения. На фотографиях, сделанных на Текутьевском кладбище возле могил, иногда проявляются какие-то странные белые овалы. Однажды на снимке девушки-готессы оказалось черное полупрозрачное облако, висящее у нее над головой. Местные ребята-готы убеждены, что это души умерших.

Те же готы рассказывают, что на Червишевском кладбище в сумерках можно наблюдать белую полупрозрачную дымку, по форме напоминающую человеческие фигуры. Стоит приблизиться к призракам, как они исчезают. Некоторых, впрочем, удалось сфотографировать.

На улице Республики, 4, располагается академия культуры и искусств. По ночам здесь слышатся чьи-то шаги и даже звуки музыки. Рядом расположены так называемый мост Влюбленных и старинное кладбище XVII-XVIII веков. Студенты академии утверждают, что несколько раз видели возле моста призраков. Скорее всего, все дело в кладбище. Во время дорожных работ не раз раскапывали захоронения, а часть погоста и вовсе уничтожили, когда строили жилой квартал. Вот усопшие и недовольны, маются теперь...

Загадочные шары

9 мая 1978 года экстрасенс Вячеслав П., находясь в командировке в Волгограде, посетил Мамаев курган, где находятся братские могилы солдат, погибших в Сталинградской битве. На кургане в тот день собралось множество людей. Звучала траурная музыка, возлагались венки... Неожиданно Вячеслав увидел, как из одной могилы вылетают оранжевые шары. Поднявшись вверх, они зависли над толпой, выстроившись в гирлянду. Оглядевшись, П. обнаружил, что точно такие же шары парят и над другими могилами. Кроме экстрасенса, их, по-видимому, никто не замечал.

А вот какая история приключилась с фотографом из Нижнего Новгорода Константином Покровским. Началось все много лет назад. Как-то раз Константина пригласили вести съемку на чьей-то свадьбе. Цифровых камер тогда еще не было, снимали обычными пленочными фотоаппаратами. Когда Костя стал проявлять пленки, то обнаружил, что они испорчены — по всему пространству кадров плыли какие-то круглые белые пятна.

На всякий случай он все же отпечатал фотографии и принялся рассматривать «брак» в лупу. Оказалось, что загадочные пятна при увеличении выглядят как витающие в воздухе шары.

Пришлось разыскивать заказчиков, чтобы извиниться перед ними за испорченные снимки и вернуть деньги. Костя узнал, что молодожены проводят медовый месяц в глухой деревушке на севере области. Туда и направился он на своей «Ниве». У калитки его встретила молодая женщина в черном траурном платье с заплаканными глазами. Фотограф с трудом узнал в ней бывшую невесту.

Женщина узнала Константина.

Не надо нам теперь никаких фотографий! — сказала она.

Выяснилось, что ее молодого мужа убили какие-то неизвестные.

Костя вспомнил, что отец жениха был криминальным авторитетом. Возможно, сын стал жертвой какой-то мафиозной разборки. Скорее всего, и в глушь молодые укатили не случайно — прятались от кого-то.

В следующий раз шар посетил Костю в июле 2007 года на даче. Фотограф с женой пили чай на веранде. Шар появился сначала на крыше, потом опустился на стол и стал плавно вращаться, при этом издавая тихий шелест. Костя внезапно потерял ощущение времени. Он не знал, сколько прошло: час или всего несколько минут. Спросил супругу, видит ли она что-нибудь на столе. Женщина ответила, что там нет ничего, кроме чашек. Для нее «визитер» оставался невидимым.

Наконец шар взлетел вверх. Он совершал такие движения, будто звал за собой. Костя, как под гипнозом, вышел из дома, завел машину и поехал вслед за «пришельцем».

Ехать за шаром пришлось часа три. Наконец показалось кладбище близ села Починки. Константин вылез из машины и пошел за шаром. Тот остановился возле одной из могил. Выглядела она заброшенной, деревянный крест покосился. С трудом Костя сумел прочитать на нем полустертую надпись: «Покровский Г.Я. 1874-1918». Когда он очнулся, шар куда-то исчез.

Несколько месяцев фотограф рылся в архивах и докопался до истины: в могиле был похоронен его прапрадед! Григория Яковлевича Покровского, сельского священника, во время революции расстреляли чекисты. Оставшиеся в живых члены семьи уехали в город, попытались замести следы, боясь обвинений в связях с «контрреволюционным элементом».

Константин подправил могилу, установил хороший памятник, сделал надпись о том, что прапрадед был замучен в застенках ЧК. Выходит, это шар привел его на могилу предка!

Почему все-таки призраки появляются вблизи могил? Парапсихологи считают, что душа — энергоинформационная сущность человека — вследствие каких-то обстоятельств, например насильственной смерти или ненадлежащих условий захоронения, может быть привязана к тому месту, где он похоронен. И она может обитать там очень долго...

Сообщения очевидцев

К сообщениям о проявлениях потусторонних сил можно относиться по-разному. Но практически все, кому довелось столкнуться с подобным феноменом, воспринимали его не иначе как доказательство существования жизни после смерти...

Ребенка похищает... покойник

Как-то летом от инфаркта скоропостижно умер наш сосед по дачному поселку Анатолий Иванович, — рассказывает Тамара К., домохозяйка из Белгорода.

— Жил он один, родственники к нему приезжали редко. Наши участки были рядом, поэтому, наверное, он общался с нами чаще, чем с другими соседями.

Любил посидеть у нас на веранде, дочку нашу, Леночку, конфетами и орехами угощал. Ей в ту пору одиннадцать лет только исполнилось, и, конечно, о смерти соседа мы ей говорить не стали. Сказали, что он уехал.

И вот — дня три или четыре прошло, Леночка нам заявляет: «А дядя Толя-то, оказывается, не уехал. Вчера вечером он приходил ко мне, конфетами угощал».

Мы с мужем решили, что у дочки температура. Измерили — нет, все нормально. А ночью я шаги и шорох какой-то в Лениной комнате услышала. Пошла туда и вижу: дочка в одних трусиках выходит на веранду, оттуда — во двор. Вся бледная, уперлась взглядом перед собой и все быстрее и быстрее идет, почти бежит. Я кинулась мужа звать.

Знаете, где мы нашу девочку догнали? На кладбище! Она уже подходила к свежей могиле соседа нашего, хотя и дороги к ней не знала. Мы закричали, и тут Леночка упала без сознания прямо на могилу. Пока принесли ее в поселок, пока скорая приехала, она уже и дышать перестала. Врачи ее еле откачали. Она потом месяц в больнице лежала. Доктор говорит, что это был лунатизм, но мы с мужем не верим. С Леной такого никогда не было — ни до этого случая, ни после.

События той ночи Лена помнила смутно. Рассказала, что перед тем к ней две ночи подряд приходил дядя Толя, разговаривал ласково, звал к себе, угощал конфетами. Только конфеты его были какими-то безвкусными. А в ту ночь, о которой идет речь, он был особенно настойчив: улыбался, обнимал, уговаривал пойти с ним, обещал, что у него Леночке понравится. Дальше девочка ничего не помнит - словно бы заснула и проснулась уже в больнице.

Мы поговорили об этом в деревне со старушками. Те, когда узнали, что соседа похоронили, не отпевая, посоветовали заказать поминальную службу. Так мы и сделали. С тех пор сосед Лене чудиться перестал. Но только на дачу мы больше не ездили, а потом и продали ее.

Тесть отомстил

Лет тридцать назад я работал в спортивной секции, и был там такой Алеша, молодой парень, боксер, — рассказывает москвич Геннадий О. — Он целыми днями тренировался, по «груше» лупил, Парень он, видно, был с причудами, потому что на «груше» приклеивал фотографию своего тестя, которого люто ненавидел. Вот по этой фотографий и бил. Снимок рвался в клочки, а он новый приклеивал. У него их много было. Тренер смеялся: «Ничего, пускай! Злее будет!»

А потом вдруг Леша эти фото приклеивать перестал. Мы стороной узнали, что тесть умер. Было у него воспаление надкостницы, из-за этого ему все зубы вырвали, а затем наступил паралич лицевого нерва. Словно и в самом деле достал его Алеша через фотографию своими ударами.

Алексей стал настоящим спортсменом, в соревнованиях участвовал, брал призы. И вдруг на самом взлете своей карьеры погиб. Причем странно как-то, нехорошо.

Жена уговорила его съездить с ней на могилу к тестю, на которой он ни разу после похорон не был. Там это и случилось. Споткнулся парень и упал лицом прямо на могильную плиту. Лицо всмятку. Пролежал в коме три дня и умер.

«Гробовые» деньги

А вот рассказ Евгения П. из Омска.

Мой дед, Виктор Николаевич, долго болел. Перед смертью уже не вставал и говорить не мог. В больницу его такого не брали. За ним ухаживали мама, отец и тетка. А я, в ту пору двенадцатилетний пацан, только в комнату к нему заглядывал, и то редко. Однажды под утро, когда все спали, я вышел в туалет. Иду по коридору и смотрю—дверь в дедову комнату приоткрыта, и из-за нее полоска света пробивается. Мне стало любопытно: остановился, тихонько заглядываю в комнату. Там горит неяркий свет, какой-то голубоватый, какого я там никогда не видел, тетка спит в кресле, а дед сидит за столом.

Я удивился. Значит, деду полегчало, коли с постели встал. Я заметил, что он возится со своими шахматными часами. Часы эти были старые, в деревянном корпусе. Дед отверткой отвинчивал винты на задней крышке. Смотрю, снимает он эту крышку и достает из часов доллары, в трубочку свернутые. Разворачивает их, считает, слюнявя пальцы, и вдруг медленно так оборачивается на дверь. Я весь обмер от страха, сразу удрал к себе и забился под одеяло.

А наутро я узнал, что дед ночью умер во сне. Тетка места себе не находила — ведь она всю ночь проспала.

Деда забрали в морг. Потом мне сказали что его смерть наступила от полуночи до двух ночи. Но я ведь в пятом часу утра выходил и ясно видел деда за столом! И я сказал матери, что врачи ошиблись — дед умер рано утром, он еще шахматные часы открывал и доставал из них доллары.

И тут обнаружилась еще одна поразительная вещь: часов-то этих в квартире уже не было! За пару дней до смерти деда отец отдал их соседу, дяде Пете, тоже любителю шахмат. Они с дедом часто играли. Часы были сломанные, не ходили, но сосед сказал, что их можно попробовать починить, и отец подарил их ему. Если починит — хорошо, не починит — пусть выкинет.

Отец идти за часами не хотел. Не верил он в мистику, да и неловко ему было отбирать свой подарок назад. Пошли мать с теткой. И я за ними увязался. Сосед, как услышал про часы, сразу побледнел, руки задрожали, по комнате начал ходить. Жена его не выдержала и призналась: да, были в часах доллары. Муж стал часы ремонтировать и нашел их. Немного они уже истратили, но основная часть осталась. Вернула она их матери.

Визит утопленницы

— В позапрошлом году наведался я на неделю в родную деревню, в которой давно не был, — вспоминает автомеханик из Смоленска Алексей Б. — Попутно посетил там одно «нехорошее» место на берегу озера. Во времена моего детства у нас, тамошних ребят, считалось, что в Иванову ночь здесь купаться нельзя, а то утопленник может утянуть.

Берег там хороший, с мягким песочком. И главное, народ там сейчас купается вовсю! Мне почему-то подумалось, что это враки — про злого утопленника. И я нарочно пришел на это место поздно вечером 22 июня, решил проверить старую легенду.

Было еще светло. Кругом ни души. Я зашел в воду, отплыл от берега и вдруг почувствовал, словно какое-то глубинное течение ударило по ногам. Мышцы сразу свело, я начал захлебываться. Вспомнился совет, который давала мне бабушка моя, ныне уже покойница: как начнет тебя утопленник в воду утягивать, прочти «Отче наш». Хотя бы первую строчку. Я так и сделал. Не знаю, благодаря молитве или еще чему, но выбрался я на берег.

Я уже оделся, когда к пляжу подкатил большой черный джип. Оттуда вышло семейство, среди них — девочка лет четырнадцати. У меня появилось нехорошее предчувствие. Захотелось предупредить этих людей приезжих, что сегодня тут лучше не купаться. Но что я им скажу? Что здесь утопленник под воду утягивает? Промолчал и ушел.

В ту ночь мне приснилась девочка из джипа. Я говорю, что приснилась, а на самом деле поклясться готов, что не во сне, а наяву она приходила. Проснулся ночью и вижу: рядом с кроватью она стоит. Я ее сразу узнал. Смотрит на меня так грустно и вдруг спрашивает: «Почему ты меня не предупредил?»

Я после этого места себе не находил. Через пару дней снова пошел туда. Солнце, жара, народ купается вовсю. И у воды, на кустах, веночек висит. Тут же крестик вкопан, на нем надпись: такая-то здесь утонула. С фотографии глядит эта девочка. Вот и не верь после этого рассказам об оживших покойниках.

Подобных сообщений слишком много, чтобы можно было от них так просто отмахнуться. Покойники, или те тонкие сущности, которыми они становятся после смерти физического тела, явно продолжают влиять на жизнь живых. Влияние это чаще всего невидимо, не осознаваемо нами. Только в очень редких случаях оно проявляется явно, в виде снов, привидений или встреч с внешне «живыми», а на самом деле уже умершими людьми. Видимо, для такого явного вмешательства нужен очень серьезный повод или умершие должны испытывать в нем сильнейшую потребность.

ВИЙ ВИЙ

в восточнославянской мифологии персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами, одно из восточнославянских названий которых связывается с тем же корнем: ср. укр. вiя, вiйка, белорус. вейка - «ресница». По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови В. поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживавший взгляда В., умирал. Сохранившаяся до 19 в. украинская легенда о В. известна по повести Н. В. Гоголя. Возможные соответствия имени В. и некоторых его атрибутов в осетинских представлениях о великанах-ваюгах (см. Уаиг ) заставляют признать древние истоки сказания о В. Об этом свидетельствуют также и параллели образу В. в кельтском эпосе, и обилие типологических параллелей в мифологических функциях глаза.
Лит.: Абаев В. И., Образ Вия в повести Гоголя, в кн.: Русский фольклор, в. 3, М.-Л., 1958; Иванов В. В., Об одной параллели к гоголевскоиу Вию, в кн.: Труды по знаковым сис-темам, в. 5, Тарту, 1971; его же. Категория «видимого» и «невидимого» в тексте. Ещё раз о восточнославянских фольклорных параллелях к гоголевскому Вию, в сб.: Structure of texts and semiotics of culture, The Hague-P., 1973.
В. И., В. Т.


(Источник: «Мифы народов мира».)

ВИЙ

(Ний, Ниам) - мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, то уже ничто не утаится от его взоров; слово «вии» означает ресницы. Вий - одним взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни; к счастью, убийственный взгляд его закрывают густые брови и близко прильнувшие к глазам веки, и только в том случае, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город, поднимают ему веки вилами. Вий считался одним из главных служителей Чернобога. Его полагали судьей над мертвыми. Славяне никогда не могли примириться с тем, что те, кто жили беззаконно, не по совести - не наказаны. Славяне полагали, что место казни беззаконников внутри земли. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы. Его почитали насылателем ночных кошмаров, видений и привидений, особенно для тех, у кого не чиста совесть. «...Увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное» (Н.В. Гоголь. «Вий»). «... Нынче Вий на покое, - зевнул одной головой конь двуголовый, а другой головой облизнулся, - Вий отдыхает: он немало народу-людей погубил своим глазом, а от стран-городов только пепел лежит. Накопит Вий силы, примется снова за дело» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).

(Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник.»)


Синонимы :

Смотреть что такое "ВИЙ" в других словарях:

    Я; м. В славянской мифологии: сверхъестественное существо, обладающее смертоносным взглядом, скрытым под огромными веками или ресницами. ● По народным представлениям, Вий грозный старик с бровями и веками до самой земли. Сам по себе он видеть не… … Энциклопедический словарь

    В восточнославянской мифологии дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом … Большой Энциклопедический словарь

    Лицо из малороссийской демонологии; старик с бровями и веками до самой земли; но если поднять его веки и брови, то взор его убивает и разрушает все, что он видит. Предание это обработано Гоголем в «Вие». Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 4 вымышленное существо (334) герой (80) ний (2) … Словарь синонимов

    Вий - Вий, В ия, предл. п. о В ие (мифол.) … Русский орфографический словарь

    Запрос «Ви» перенаправляется сюда; об американской гольфистке см. Ви, Мишель. У этого термина существуют и другие значения, см. Вий (значения). Вий персонаж украинской демонологии в виде грозного старика с бровями и веками до самой… … Википедия

    вий - я; м. В славянской мифологии: сверхъестественное существо, обладающее смертоносным взглядом, скрытым под огромными веками или ресницами. По народным представлениям, Вий грозный старик с бровями и веками до самой земли. Сам по себе он видеть не… … Словарь многих выражений

    ВИЙ - (персонаж одноим. повести Н. В. Гоголя; см. тж ВИЕВ) Ревность, / жены, / слезы... / ну их! – / вспухнут веки / впору Вию. / Я не сам, / а я / ревную / за Советскую Россию. М928 (355); Наследье страшное мещан, Их посещает по ночам Несуществующий,… …

    -ВИЙ - см. КИЕВ ВИЙ … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    В малорусской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли; В. не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Неумолимый и безжалостный Вий считался судией мертвых, адским огненным судией, престол которого находится внутри земли. В руках его - пламенный бич, его глаза закрыты веками, опущенными до земли, но он все равно и видит, и знает. Если же ему поднимают веки, а поднимают их его прислужники вилами, то он видит и все то, что от других полностью сокрыто. Человек от взгляда Вия умирает.

«- Приведите Вия! Ступайте за Вием! - раздались слова мертвеца. И вдруг наступила тишина в церкви: послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

- Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий - и все сонмище кинулось подымать ему веки. «Не гляди!» - шепг нул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

- Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел из него дух от страха».

Н. В. Гоголь

В образе Вия выражается надежда на то, что в потустороннем мире неотвратимо воздастся, отомстится всем тем, кто жил на земле нечестно, несправедливо, не по совести и безнаказанно попирал других. От Вия ничто нельзя скрыть, нельзя также и вымолить у него прощение. Кроме того, считалось, что сей судия мертвых насылает на людей, особенно в качестве предупреждения, ужасные ночные привидения и кошмары.

Вий - воевода над нечистью, сотворенной Чернобогом . Вся она находится в его распоряжении. Сам он всегда находится под землей, т. к. боится солнечного света.


Вий - персонаж украинской демонологии, грозный старик с бровями и веками до самой земли. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом.

Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.

В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кащею Бессмертному поднимают веки семью вилами.

«И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное».

(Н. В. Гоголь «Вий»)

Вий (Вый, Ний, Ния, Ниян) — сын Чернобога и козы Седуни. Владыка пекельного царства, царь подземного мира (Нави , Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави (в христианстве «грешников»). Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.


В восточнославянской мифологии Вий — дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжёлыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии — грозный старик с бровями и веками до самой земли.

Вий не может ничего видеть сам по себе, выступает также в роли провидца нечисти (что прослеживается в произведении Н.В. Гоголя); но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, то ничего не сможет утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, насылает мор на вражеские войска, разрушает и обращает в пепел горда и деревни. Вий также считался насылателем ночным кошмаров, видений и привидений.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе и порче — о том, что от плохого взгляда всё гибнет и портится. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы.

Существуют два предположения о происхождении имени Вия: первое — украинское слово «вії» (произносится — «вийи»), что в переводе с современного украинского языка означает «веки»; и второе — со словом «виться», так как образ Вия напоминает какое-то растение: ноги его овиты корнями и весь он покрыт засохшими кусками земли.


Согласно «Книге Коляды»: «Воеводою в войске Чернобога служит Вий, брат бога неба Дыя. В мирное время Вий — тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, коим потчует грешников. У него тяжкие веки, их держат вилами приспешники Вия. Если Вий откроет очи и взглянёт на человека — тот умирает. Вий не выносит солнечного света, потому всегда предпочитает пребывать под землёй».

По славянским поверьям Навь (ее также иногда называют Темной Навью в противовес Светлой Нави - Слави) разделена на три царства. Владыкой Верхнего до поры до времени был Горын . После гибели Горына этот слой Нави долго пустовал, пока не был занят Велесом . Нижним Царством испокон веков владел Кощей . А вот среднее Царство Чернобог отдал Вию. Хотя, на самом деле, существуют и другие версии административно-территориального деления Нави. В соответствии с одними Вий владел как раз Верхним Царством, по другим - Нижним Царством. Однако к сущности трактовки образа Вия эта информация не имеет никакого отношения.

Вий представлялся нашим предкам как могучее практически непобедимое чудовище (реже - страшный сутулый старик). Он был силен и неповоротлив, управлял темными воплощениями всех стихий. При этом Вию служила всевозможная нечисть, без которой этот страшный бог, как минимум, не мог бы смотреть на мир. Дело в том, что у Вия имелся некоторый врожденный дефект - его веки были слишком тяжелы для того, чтобы он мог держать их открытыми без посторонней помощи. Очевидно, всему виной проклятье Сварога, посланное на голову побежденного Чернобога во время Изначальной Битвы. Так или иначе, но Вий не мог самостоятельно держать свои веки, поэтому его слуги постоянно поддерживали их черными калеными вилами (этот эпизод хорошо известен всем нам благодаря бессмертному произведению Николая Гоголя).

Любой, на кого взглянет Вий, тут же умирал (если был смертным) или обращался в камень (если являлся существом более высокого порядка). Не многие боги имели мужество сойтись с Вием в честном поединке. Тем не менее, это чудовище не одержало над Ирийскими богами ни одной победы, не смотря на всю свою ужасающую мощь. Зато людскому роду Вий попортил немало крови. Будучи сильным магом, он постоянно насылал на людей эпидемии и стихийные бедствия.

Вместе с тем, стоит отметить, что в облике Вия угадываются и положительные черты. Например, Вий с особым энтузиазмом изводит людей злобных или духовно слабых. А вот человека крепкого как телом, так и волей Вий вполне может отпустить. Таким образом, этому богу присуща некоторая доля справедливости, хоть и весьма своеобразной.

Сложно сказать, что именно наши предки скрыли в облике Вия. Очевидно - это одно из воплощений темной составляющей природы человека, глубинного животного зла, которое стремится разрушать все на своем пути и движется вперед, не разбирая дороги. Однако если воля человека сильна, а дух его крепок, то он вполне способен изменить вектор направления этой губительной энергии, возможно даже использовать ее во благо себе и другим.

На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе «страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови». «Длинные брови до носа» в Сербии,
Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы. это существо считалось воплощением ночного кошмара.
Приехавший к слепому(темному) отцу Святогора погостить Илья Муромец на предложение «пожать руку» подает слепому великану кусок раскаленного докрасна железа, за что получает похвалу:" Крепка твоя рука, хороший ты богатырек" .
Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза.
В сказке о Василисе Прекрасной , которая жила в услужении у Бабы-яги , говорится о том, что она получила в подарок за труды — в одних случаях — горшок (печь-горшок), в других случаях — череп. Когда она вернулась домой, череп-горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и дочерей мачехи.



Таковы, далеко не все источники о древнейшем навьем божестве Вий, который имеет аналоги у древних ирландцев — Ыссбаддадена и Балора.
Он же в дальнейшем, вероятно, сливается с образом Кощея (сын Матери Земли, изначально земледельческий бог, затем — царь мертвых, бог смерти). Близок по функциям и мифологеме к греческому Триптолему. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась его птицей. В православии заменен злым святым Касьяном, чей день отмечался 29 февраля.

Касьян на что ни взглянет — все вянет. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево — дерево сохнет.

Касьян на народ — народу тяжело; Касьян на траву — трава сохнет; Касьян на скот — скот дохнет.

Касьян все косой косит…

Любопытно, что Касьяну подчинены ветра, которые он держит за всевозможными запорами.
Обращает на себя внимание родство слов КОЧерга, КОШевой, КОЩей и КОШ-МАР. Кощ — «случай, жребий» (ср. Макошь). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь. Есть православный святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как, например, на барельефе церки Вознесения на Б.Никитской улице в Москве 16 века. Этот Святой введенный в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несет концами вниз — урожая нет, вверх — будет урожай. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность.
Кощей в более позднюю эпоху выделился в самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее, связан с хтоническими персонажами типа зайца, утки и рыбы. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши-Яги, которая проводит героя в его мир — кощное царство. Интересно и имя героини, похищаемой Кощеем — Марья Моревна (смерть смертная), т.е. Кощей — еще большая смерть — стагнация, смерть без возрождения.
Почитание ежегодное Вия-Касьяна приходилось на 14-15 января, а также 29 февраля -Касьян День.

В восточнославянской мифологии персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами, одно из восточнославянских названий которых связывается с тем же корнем: ср. укр. вiя, вiйка, белорус. вейка «ресница». По русским и… … Энциклопедия мифологии

Я; м. В славянской мифологии: сверхъестественное существо, обладающее смертоносным взглядом, скрытым под огромными веками или ресницами. ● По народным представлениям, Вий грозный старик с бровями и веками до самой земли. Сам по себе он видеть не… … Энциклопедический словарь

В восточнославянской мифологии дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом … Большой Энциклопедический словарь

Лицо из малороссийской демонологии; старик с бровями и веками до самой земли; но если поднять его веки и брови, то взор его убивает и разрушает все, что он видит. Предание это обработано Гоголем в «Вие». Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 4 вымышленное существо (334) герой (80) ний (2) … Словарь синонимов

Вий - Вий, В ия, предл. п. о В ие (мифол.) … Русский орфографический словарь

вий - я; м. В славянской мифологии: сверхъестественное существо, обладающее смертоносным взглядом, скрытым под огромными веками или ресницами. По народным представлениям, Вий грозный старик с бровями и веками до самой земли. Сам по себе он видеть не… … Словарь многих выражений

ВИЙ - (персонаж одноим. повести Н. В. Гоголя; см. тж ВИЕВ) Ревность, / жены, / слезы... / ну их! – / вспухнут веки / впору Вию. / Я не сам, / а я / ревную / за Советскую Россию. М928 (355); Наследье страшное мещан, Их посещает по ночам Несуществующий,… …

-ВИЙ - см. КИЕВ ВИЙ … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

В малорусской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли; В. не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Вий , Гоголь Николай Васильевич. Подарочное издание повести "Вий", приуроченное к 200-летнему юбилею Н. В. Гоголя позволит читателю погрузиться в мистический мир одного из самых неординарных произведений мировой классики.…
  • Вий , Гоголь Николай Васильевич. Особенности религиозного мировоззрения великого русского писателя Н. В. Гоголя и его "мистически одаренный дух" нашли свое отражение в повести" Вий", которая в свое время была неоднозначно…

В 2017 году к героям гоголевских произведений обратился Егор Баранов. В 2018 году режиссер предложит вниманию публики ленту под названием «Гоголь. Вий». Роль писателя в фильме сыграет .

Цитаты

Фразы из гоголевского «Вия» стали афоризмами.

«Подымите мне веки: не вижу!»

Эта знаменитая реплика Вия часто употребляется в анекдотах и в саркастических высказываниях. Любопытно, что Хома Брут представляется автором философом, а значит, человеком, для которого религия занимает не первостепенное место. При этом Брут знает молитвы и приглашен для отправления усопшей в последний путь. Мировоззрение философа сочетает в себе скептицизм и богобоязненность:

«Человек прийти сюда не может, а от мертвецов и выходцев из того света есть у меня молитвы такие, что как прочитаю, то они меня и пальцем не тронут. Ничего!».

Парень не на шутку боится происходящего, понимая, что остается один на один со страшной силой, против которой не может противостоять. Приятели Хомы уверены, что в смерти товарища виноваты не нечистые силы, а его собственный страх:

«А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет».