Храм артемиды в эфесе сейчас. Храм Артемиды в Эфесе — мраморный «лебедь», сгинувший в трясине

Третее классическое чудо света древнего мира. Древнегреческий город Эфис располагался в Карии, на Западном побережье Малой Азии. Согласно легенде, он был основан Амазонками – бесстрашными воительницами – в конце 12 века до н. э. Покровительницей своего города они избрали богиню Артемиду. В древнегреческой мифологии – это богиня плодородия, покровительница лесов, животных и охоты.

Дочь верховного Бога Зевса и Богини Лето (дочери титана Кея). Согласно одному предположению, она родилась на острове Гелос, другому – в Ортигии, в роще, расположенной вблизи города Эяиса. Одновременно с ней на свет появился и ее брат – златокудрый Аполлон – самый красивый из всех богов – Бог света и солнца, прекрасный стрелок, покровитель муз.

К 6 в. д. н. э. Эфес стал одним из самых богатых городов Малой Азии. Эфесцы вели крупные финансовые операции, давали взаймы под большие проценты деньги другим городам, что значительно обогащало город. И они решили построить храм покровительнице своего города – Артемиде, считая, что подобное сооружение увеличит их прибыль.

Проектирование и строительство храма было поручено выполнить известному архитектору их Кносса – Харсифрону. Он предложил возвести ионийский диптер-храм из мрамора, вокруг которого располагался бы двойной ряд мраморных колонн. Эфесцы были озадачены (писал Витрувий) – откуда привозить мрамор: с Пароса или Приконнеса, из Гераклеи или с Фасоса?

А тем временем пастух Пиксадор пас стада овец в 12 км от Эфеса. два барана подрались, один из них рогами ударился о скалу, от которой откололся кусок белого красивого камня. Пксадор бросил свое стадо и побежал в Эфес показать свою находку.

Так, случайно было найдено месторождение мрамора вблизи Эфеса. Благодарные Эфесцы щедро вознаградили пастуха. Они подарили ему дорогие одежды и изменили его имя. Теперь его стали называть Евангелом, что означало «добрый вестник».

Расположение и общий вид храма

Известно, что в Эфесе, как и по всему побережью Малой Азии, часто случались землетрясения. Поэтому, Харсифрон решил построить храм Артемиды в 7 км восточнее Эфеса, вблизи устья реки Каистры, на болотистой почве. Именно болотистая почва способна пружинить и смягчать колебания земли во время землетрясений. И они менее разрушительны. По предложению Харсифрона, котлован под фундаментом храма был заполнен толстым слоем хорошо утрамбованной смеси древесного угля с шерстью.

Храм располагался на ступенчатом возвышении и представлял собой прямоугольник длиной 110 м, шириной в 55 м. Со всех сторон он был окружен двойным рядом стройных мраморных колонн. Они были украшены волютами и каменными цветами. Высота их достигала 18 м, а диаметр – от 1 до 1,6 м. Причем диаметр колонн внутреннего ряда был приблизительно в 1,2 раза меньше диаметра колонн наружного ряда.

Фасады храма украшали два ряда по 8 колонн в каждом. Боковую коллонаду образовывали два ряда по 20 колонн в каждом. Храм был построен из кирпича и облицован полированными мраморными плитами. Он состоял из трех частей:

  • переднюю часть – пронаос – поддерживали 8 колонн;
  • главный зал – наос или целлу – 16 колонн;
  • заднее помещение – опистодом – 4 колонны.

В главном зале, за статуей Богини, богато украшенной драгоценностями, стояла еще одна колонна. Как утверждал Плиний Старший, всего было 127 колонн. Базы 26 колонн (из 127) украшали двухметровые барельефы, созданные известными скульпторами. Фронтон же храма украшала скульптурная композиция.

А над его вершиной, которая находилась на высоте 25 м от земли, возвышалась выполненная из мрамора, скульптурная группа. В ней Артемида была изображена с луком и ланью в окружении нимф (кстати, голова Артемиды из этой скульптурной группы сейчас храниться в Стамбульском музее).

Храм заканчивался двускатной крышей, покрытой мраморными плитами. По ее углам стояли четыре огромных, мраморных быка.

Доставка и установка колонн

Мраморные колонны, весом около 20 т, нужно было привозить к месту возведения храма из каменоломни, расположенной в 12 км от Эфеса, по топкой, болотистой земле. Тогда Харсифрон (как отмечал Витрувий), гениально решил эту задачу. По его предложению, сколотили четыре балки, причем, длина двух была равна длине колонны.

В конце колонны вделывали железные сердечники и залили их свинцом. В балки же вставили железные втулки, которые надели на сердечники. Таким образом, получилась конструкция, которая представляла собой каток, подобный тому, которым выравнивают беговые дорожки на стадионах.

В прикрепленные длинные жерди впрягли быков. Они тащили брусья по выравниваемой топкой земле и колонны легко котились к месту строительства храма. Затем появились новые трудности, ведь колонны были очень высоки. Тогда применили лебедки, запрягли на них быков. Лебедки подняли и поставили колонны в необходимом месте.

Существовала и легенда, о которой писали античные авторы. Якобы, сама Богиня Артемида ночью появилась на месте строительства храма и установила колонны. Точно так же (далее говорит легенда) ее брат Аполлон помогал возводить свой храм в Дельфах.

Завершение строительства храма

Храм Артемиды строили в течении 120 лет. При жизни Харсифрона были выполнены работы по возведению храма и установке колоннады. Далее, строительство продолжил архитектор Метаген (сын Харсифрона). Ему предстояло закончить именно верхнюю часть храма. На высоту храма нужно было поднять балки (архитрав). Для этого, по наклонной плоскости насыпи (описание приведено в статье « »), канатами тащили эти балки.

Далее, самым трудным оказалась установка балок на высоту колонны. Ведь их нужно было установить так, чтобы не повредить капитель колонны. И Метаген (как и в прошлом его отец Харсифрон) решил гениально и просто эту задачу. На вершину колонны укладывали мешки с песком. На них осторожно опускали балки. Песок под их тяжестью медленно высыпался, и балки плавно опускались на место.

Но и Метаген не успел закончить строительство этого храма. Отделку храма закончили архитекторы Деметрий и Пеоний Эфесский. И в 550 г д. н. э., перед изумленными современниками, предстал беломраморный, изящный храм Артемиды.

Архитектурные особенности храма Артемиды в Эфесе

Форма колонн и оформление капителей этого храма имели свои особенности. При его возведении архитектор Харсифрон отошел от строгого по формам и порой даже сурового, Дорического ордера в архитектуре, и перешел к Ионическому ордеру. В нем были наиболее выразительные и изящество форм и пропорции, и гармоничность и легкость архитектурных элементов.

Поэтому, античный мир считал, что именно храм Артемиды в Эфесе является родоначальником нового в архитектуре, ионического ордера. Не смотря на то, что некоторые элементы его уже были известны в Эолии. Краткое различие ионического и дорического ордера, приведено в статье « ».

Архитектурные элементы Дорический ордер Ионический ордер
Колонна массивнее стройнее
имеет неглубокие каннелюры, которые соединены острыми гранями имеет более глубокие каннелюры, которые отделяются тонкими полосками друг от друга, сохраняется первоначальная поверхность колонны
в ней отсутствует пьедестал и она заканчивается круглой подушкой и плитой (эхином и абакой) есть база; колонна заканчивается капителью с двумя завитками (волютами)
Архитрав – поперечная балка над капителями колонн гладкий; над ним расположен фриз с метопами – квадратными плитами, которые украшены рельефами и триглифами разделен на три части; фриз украшен барельефом

Различие в архитектурных элементах дорического и ионического ордеров, приведено в таблице выше. Кратко говоря, ионический ордер более стройный и декоративнее, имеет лучшее лепное/скульптурное оформление.

Возрождение храма

Храм простоял почти два столетия. Но житель Эфеса – безумный честолюбец, который во что бы то ни стало, хотел прославиться, сжег Храм Артемиды. Это случилось ночью, 21 июля, 356 г д. н. э., когда родился великий полководец Александр Македонский. Согласно легенде, Богиня Артемида единственный раз в жизни покинула свое святилище, чтобы пойти поклониться великому полководцу. Ее отсутствием и воспользовался Герострат.

Храм был уничтожен пожаром почти дотла. Рухнула его крыша, обгорели стены храма, треснули и обгорели колонны и балки перекрытий. Желание Герострата исполнилось, нарицательные выражения «Геростратова слава», сохранилось в веках. Так говорят о людях, совершивших тяжкое преступление.

С такой потерей в своем городе жители Эфеса не могли смириться. Они решили восстановить святилище Артемиды. Все свои сбережения и драгоценности, как и жители других городов Малой Азии, они пожертвовали на восстановление храма. Восстановить Храм было поручено известному градостроителю и архитектору того времени Хирократу.

Он решил поднять ступенчатое основание храма так, чтобы он возвышался над теми постройками, которые были возведены вокруг за прошедшее время. Кроме того, архитектор увеличил число ступеней, ведущих к храму.

Внутренние стены храма были облицованы отшлифованными мраморными плитами. Потолочные перекрытия храма и двери были выполнены из кедра (дерево привезли из острова Крит). В центре главного зала (целле) возвышалась 15-и метровая статуя Богини Артемиды. Основа статуи была выполнена из дерева. Лицо, кисти рук, ступени ног Богини покрывали тончайшие пластинки из золота. Одежда ее была украшена драгоценностями.

Особый интерес и удивление у посетителей храма вызывала стрела, висящая в воздухе без каких-либо нитей. Это объясняется тем, что в потолке храма был встроен магнит – камень, привезенный из малоазиатского древнего города Магнессии. Кстати, о применении магнита в различных сооружениях сообщалось еще в найденных китайских летописях.

К концу строительства храма (приблизительно спустя 25 лет) в Эфес приехал Александр Македонский. Он предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по возведению храма. Но, при условии, чтобы в храме хранилась надпись о его заслугах. Однако, жители Эфеса тактично ему ответили: «не приличествует, чтобы один из Богов делал дар другому Богу».

После завершения строительства храма, его художественное оформление выполнили известные Эллинские скульпторы Пракситель и Скопос. Рельефы для алтаря, который находился в крытой каменной ограде храма, выполнил Прокситель. На одной из колонн храма рельефные украшения вырезал Скопос. Кстати, фрагмент этой колонны с рельефом сейчас хранится в Британском музее в Лондоне.

Следует отметить, что в оформлении восстановленного храма в Эфесе архитектор Хейрократ сохранил основные черты ионийского диптера. Однако, как считали его современники, в оформлении колонн храма он уже использовал и элементы более нарядного и изящного, роскошного коринфского ордера в архитектуре.

Богатства, хранящиеся в храме

В святилище Артемиды были собраны огромные богатства. Прежде всего, это были сбережения и драгоценности как граждан Эфеса, так и граждан других малоазиатских городов. Богатые дары преподносили богине посетители храма. Это были картины известных мастеров античного мира.

Они хранились в специальном здании, которое располагалось вблизи храма. Надо отметить, что эта картинная галерея славилась в античные времена не меньше чем известное собрание картин, находящееся в Афинских Пропилеях.

Известно, что во втором веке нашей эры, римский всадник Вибий Салютарий преподнес храму щедрый подарок – большую сумму денег. А также золотое изображение Артемиды с серебряными оленями. И еще две серебряные статуи Артемиды с факелами. Эфесцы очень дорожили этими подарками.

В те дни, когда проходили заседания народного собрания и гимнастические состязания, эти статуи под усиленной охраной привозили в театр. Там устанавливали их на высоком постаменте, чтобы все присутствующие могли видеть, восхищаться и гордиться богатствами своего знаменитого святилища. Таким образом, «Храм Артемиды в Эфесе» представлял собой и знаменитый музей Древнего Мира.

Заключение

«Храм Артемиды в Эфесе» простоял в своем величии и красоте более пяти веков. В нем проводили Богослужения жрецы. Паломники со всех греческих городов приносили дорогие подарки Богиням. Римские наместники, начиная свое правление, приходили поклониться Артемиде и преподнести ей дорогие подарки. В 263 г д. н. э. готы, узнавшиеся о хранившихся в храме богатствах, захватили Эфес и разграбили святилище Артемиды.

В Византийское время мраморная облицовка храма и колонны, были вывезены в Византию. И как строительный материал, их использовали для различных строений. Но это необыкновенное создание древнего миро полностью уничтожила и поглотила болотистая почва, ил и песок реки Каистры.

И в середине 19-го века, археологи решили отыскать храм, но на том месте, где он когда-то стоял, простиралось болото. В 1863-1871 г, английский археолог Дж. Вуд, начал проводить здесь раскопки. В результате он обнаружил мраморные ступени храма. А на 6 м глубине болота – фрагмент храма, обломки мраморных колонн и статуй.

Но еще несколько десятилетий потребовалось археологам и архитекторам, чтобы восстановить план и общий вид этого знаменитого святилища. Святилища, красоту которого древние поэты воспевали в стихах. Во 2-1 в д. н. э. поэт Антипатр Сидонский, который считал «Храм Артемиды Эфесской» самым прекрасным из семи чудес древнего мира, писал:

«Кто перенес Парфенон твой, Богиня, с

Олимпа, где прежде

Он находился в ряду прочих

небесных жилищ.

В город Андрокла, столицу ртивых

в бою ионийцев,

Музами, как и копьем, славный

повсюду Эфес.

Видно сама ты, сразившая Тития

больше олимпа

Город родной возлюбя в нем свой

воздвигла чертог.»

Одно из семи чудес света, храм богини Артемиды , первоначально был возведён в далёкой древности на территории Греции.

Эта грандиозная постройка «пережила немало на своём веку», а её руины в настоящее время находятся в турецком городе Сельчуке - это совсем недалеко от древнего античного города Эфеса .

Древние греки очень почитали Артемиду - богиню охоты и плодородия . По мифам она являлась сестрой прекрасного Аполлона и дочерью Зевса, верховного бога.

Богиню изображали в виде статуй , фигур из бронзы и мрамора, рисовали на фресках. Артемида считалась также идеалом красоты, и по замыслу храм в её честь не должен был уступать по внешнему виду ей самой.

Первым архитектором храма Артемиды был Херсифрон. По его задумке, постройка должна быть основана на болоте возле реки - это послужит хорошим амортизатором при землетрясениях.

Но для того, чтобы храм не провалился под собственной тяжестью, было решено выкопать гигантский котлован, который впоследствии заполнили древесным углём и шерстью животных.

Осуществление идей оказалось непростым: многотонные колоны постоянно увязали в топи на различных повозках. И тогда Херсифрон хитроумно превратил колонны в колёса, и они послушно покатились, закреплённые за десятками быков.

При строительстве никак не удавалось обустроить порог , проложив к нему каменную балку.

Это настолько сокрушало Херсифрона, что он даже подумывал о самоубийстве, рассуждая, что дело всей его жизни рушится.

Тогда, как заверяет предание, Артемида сама помогла балке занять нужное место.

К сожалению, архитектор не дожил до завершения строительства храма, и дело продолжил его сын Матаген, а затем Деметрий и Пионит. Строительство продолжалось целых 120 лет и было завершено в 550 году до н.э.

Постройка была поистине величественной , а по меркам тех времён - просто фантастической! Храм имел длину в 110 метров и ширину в 55 метров.

Колонны высотой 18 метров окружали постройку в два ряда. Крыша была сделана из мраморных плит, а не из черепиц, как это делалось прежде.

Храм простоял менее 200 лет, и мы уже никогда не узнаем, как он выглядел в точности.

Некий человек по имени Герострат, решив увековечить своё имя, совершил огромное преступление - сжёг храм Артемиды.

От величественной постройки практически ничего не осталось .

По идее, Герострата должны были казнить, но решили «наказать» его забвением.

Городской совет постановил, что для человека, страстно жаждущего славы, это будет самым худшим.

Однако, это дало обратный результат: его имя переходило из уст в уста, из поколения в поколение, и таким образом дошло до наших дней.

Видео-обзор знаменитых сооружений

Куда же можно отправиться в первую очередь туристам в древнем городе Эфесе? Самые живописные храмы которые ожидают вас по приезду. Так же в видео можно узнать какие существуют полуразрушенные постройки, которые питают туристов духом старины.

Местные жители не готовы были мириться с такой несправедливостью, как потеря храма имени любимой богини. Поэтому решено было построить новый храм на общественные деньги.

Эфесцы отдавали свои ювелирные изделия и денежные сбережения ради этой благой цели. Архитектором нового проекта стал Хейрократ, оперативно руководивший процессом строительства.

Новый храм был воздвигнут за несколько лет, и он стал ещё больше и красивей прежнего. Внутри храма расположилась огромная 15-метровая статую богини-покровительницы.

Стены храма были расписаны картинами, изображавшими различные эпизоды греческой истории и сцены из мифов.

Известно, что великий Александр Македонский был настолько поражён строительством храма, что предложил все затраты списать на свой счёт.

Но он поставил условие, чтобы в посвятительной надписи значилось его имя. Было велико искушение получить всем обратно свои деньги и украшения и сам город избавить от долгов, но жители эфеса были слишком честолюбивы, и поэтому Александру было отказано .

Чтобы не обидеть полководца, было принято решение заказать художнику Апеллесу его портрет. Произведение получилось таким красочным и живым, что горожане испытали возвышенный трепет и заплатили художнику невиданный по размерам гонорар.

Украшали вторую постройку храма Артемиды самые талантливые скульпторы, художники и архитекторы тех времён. Само величественное здание выполнено из мрамора и известняка, а огромные колонны сделаны из блоков, скреплённых друг с другом.

Храм в древнем Эфесе был не только местом культа великой богини, но и культурно-деловым и финансовым центром, независимым от городских властей.

Рядом работала сувенирная лавка , где продавали игрушки-копии великой постройки и различные статуэтки.

Второй храм Артемиды простоял на болоте около 500 лет. Во времена Римской империи он был переименован в храм Дианы. Императоры не скупились и дарили этому чуду света шикарные серебряные и золотые статуи.

Храм прославился , молва о нём распространилась по всему свету, и каждый, кто видел и бывал в нём, был в неописуемом восхищении.

Закат храма Артемиды и останки настоящего времени

В 263 году н.э. великая постройка была разграблена и разрушена племенами готов, однако окончательное разрушен был храм в 400 году н.э., когда культ Артемиды сошёл на нет.

Стало активно распространяться христианство , и все языческие храмы стали подвергаться варварским нападкам.

Практически все жители Эфеса в эту эпоху стали христианами, а храм разгромила группа религиозных людей во главе с Иоанном Златоустом. На руинах была воздвигнута церковь, но она простояла недолго.

Останки храма Артемиды были заново открыты в 1869 году английским археологом Вудом после нескольких месяцев поисков и раскопок.

А вот фундамент постройки был откопан только в 20 веке . Причём под основой второго храма был обнаружен фундамент первоначального храма, сожжённым Геростратом, что заставило вновь вспомнить о прославившемся преступнике.

Годом позднее были найдены обломки фриза и мелкие детали.

Всё это теперь храниться в музеях Стамбула и Лондона.

В наше время от великого чуда света осталась одна-единственная колонная 14-ти метров в высоту - это меньше оригинала на 4 метра.

Посмотреть на руины грандиозной постройки прошлого можно, посетив Эфес.

Храм Артемиды - это великое творение , и важно знать, что он действительно существовал, ведь это свидетельствует о несгибаемом стремлении человеку к созиданию, прекрасному и возвышенному.

Древнегреческий Эфес знавал период небывалого расцвета. Основанный в XII веке до н.э., город являлся крупнейшим центром торговли и излучал богатство и достаток. Покровительствовала ему Артемида. Она, как известно, была богиней плодородия и покровительницей животных, охранительницей рожениц и охотников. Свято почитая ее, горожане решили построить в честь Артемиды величественный храм, который, к тому же, должен был значительно приумножить доход города.

Строительство святыни

В VI веке до н.э. в Эфес прибыл Харсифрон, известнейший архитектор. Именно ему принадлежит идея постройки здания из мрамора. Согласно его замыслу, храм должны были опоясывать два ряда внушительных колонн. При этом мастер, судя по всему, обладал незаурядным инженерным умом, поскольку проект является самым сложным и в то же время оригинальным из всех, что разрабатывались в то время. Так как город был богатым и мог себе позволить постройку такого большого и дорого здания.

Но было одно препятствие - не было еще найдено месторождение, способное удовлетворить аппетиты проекта. Но вскоре, благодаря случаю, достаточное количество камня было найдено, и храм успешно построили. Отдельное место в конструкции здания заслуживают как раз монолитные мраморные колонны. Их перевозили сюда прямиком из каменоломен, расположенных в десятке километров от строительной площадки. Фундамент храма представляет собой высший пилотаж инженерной мысли.

Здание строили на болотистой местности, поскольку еще жива была печальная память об обрушившихся на Элладу землетрясениях. На месте будущего строения был вырыт огромный котлован, который строители заполнили древесным углем и шерстью. Это и плюс весьма неортодоксальный фундамент Храма должны были стать гарантией того, что здание выстоит при подземных толчках любой мощности.

В главном зале Храма была установлена удивительной красоты статуя богини Артемиды, высота которой составляла около 15 метров. Она была очень дорогой, поскольку сплошь и рядом ее инкрустировали драгоценными камнями и золотом. В художественном оформлении здания принимали участие выдающиеся греческие художники и скульпторы. Слухи о прекрасной святыне быстро распространились по всему античному миру, и впоследствии Храм Артемиды стал одним из Семи чудес света.

Судьба Храма

Следует отметить, что Харсифрон не успел довести строительство до конца. Но дело продолжил его сын, а после - архитекторы Пеонит и Деметрий. И вот примерно в 450 году до н.э. мир увидел непревзойденный Храм Артемиды. Говорят, что если бы он сохранился по нынешний день, то мог бы затмить любой из ныне существующих шедевров архитектурного искусства. Но, к сожалению, в 356 году до н.э. Герострат, одержимый идеей прославиться любой ценой, устроил в здании пожар.

Здание было практически полностью уничтожено, естественно, за исключением тех элементов конструкции, которые были изготовлены из мрамора. После этого Храм Артемиды несколько раз возрождался и вновь прекращал свое существование. Но в 263 году до н.э. он был в последний раз разграблен готами. Окончательно «мраморное» здоровье постройки было надломлено болотистой почвой, а также протекавшей неподалеку рекой Каистрой. И чтобы восстановить первоначальный облик здания, ученым со всего мира понадобилось несколько десятилетий.

Территория Древней Греции почти совпадает с границами современного государства, но некоторые части теперь отошли другим странам. Так произошло с Эфесом, теперь он принадлежит Турции. Древний город был заложен на берегу Эгейского моря, постепенно оно мелело, унося с собой былую славу и процветание. Но на пике расцвета в городе возвели храм, равного которому по величине и красоте еще никто не видел. Позже всемирную известность принесли археологические раскопки, при которых обнаружились многочисленные руины древних построек. Храм Артемиды в Эфесе ученые опознали по единственной уцелевшей колонне.

История храма полна величественных и трагичных событий. Об облике сооружения можно судить только по реконструкции на основе найденного фундамента и нескольким мелким фрагментам. Но и этого оказалось достаточно, чтобы обнаружить много интересных фактов об одном из 7 чудес света.

Великий храм Античного мира

Артемида почиталась как покровительница охоты, животных, семейных отношений, плодородия. К ней обращались с мольбами о помощи беременным и роженицам. Символично, что место для строительства храма выбрали неподалеку от древнего святилища, посвященного карийской богине плодородия.

Первые постройки были из дерева. Они постоянно разрушались от землетрясений, сгорали при пожарах, приходили в негодность от влажного климата и древесных вредителей. После многочисленных попыток сохранить здание, было принято решение возвести для почитаемой богини большой светлый храм.

Краткое описание, история

Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.

Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.

Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.

Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.

Следует знать! Статуя удивительной красоты стала еще одной причиной того, что храм Артемиды в Эфесе причислен к семи чудесам света.

Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:

  • рельеф колонн — Скопас;
  • украшение алтарной части — Пракситель;
  • росписи и фрески — Апеллес.

Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.

Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.

Интересные факты о храме Артемиды в Эфесе

В постройке участвовали многие, одни помогали финансами, другие вкладывали умение, третьи предлагали новые технические решения. Совместными усилиями было возведено уникальное по тем временам здание, постепенно ставшее центром политической и культурной жизни города.

Важно! Жрецы давали на территории храма неприкосновенность при условии, что человек пришел без оружия.

Вокруг возведения здания возникло несколько легенд. Учитывая пристрастие греков к всевозможным мистическим событиям, это не удивительно.

  1. Считается, что мрамор в окрестностях нашли с помощью баранов. Два самца затеяли драку и один стукнул рогами по скале, открыв мраморный скол. Проблема материала для постройки и облицовки была решена.
  2. Долго не могли решить задачу транспортировки колонн. Их размер и вес глубоко вдавливал повозки в песчаную поверхность. Их стали обшивать деревом, вбивая при этом в торцы прутья. Затем волы волоком тащили колонны к подножию здания.
  3. Иначе как вмешательством Артемиды трудно объяснить феномен установки колонн в идеально вертикальное положение, а также укладку каменной балки порога.
  4. Горизонтальные перекрытия, архитравы, нужно было уложить так, чтобы не повредить капители колонн. Снова применили нестандартный подход, предварительно уложив несколько пешком. Архитравы весом выдавливали песок, он постепенно высыпался, а перекрытия плавно становились на место.
  5. Кроме статуи богини, во внутренних помещениях хранилась уникальная картина, на которой изображен Александр Македонский в образе Зевса с мечом — молнией в руке. Причем мастерство художника было таково, что создавалось впечатление, будто острие выходило за рамки картины, а глаза героя следили за перемещением посетителей.
  6. В исторических летописях зафиксировано, что значительную сумму на строительство пожертвовал Крез.

Интересный факт — на территории современной находятся остатки сразу двух из семи чудес света античного мира. Мы, конечно же, не упустили возможности и посмотрели оба (первое чудо — ). Сегодня я хочу рассказать про Храм Артемиды Эфесской , который был построен недалеко от древнего Эфеса.

Храм Артемиды был построен в 6 в. до н.э. в честь покровительницы города (Эфеса) богини Артемиды. Причем культ богини уходит корнями в глубокую древность — еще до появления в этих местах греков в городе поклонялись богине, которую называли «Великая мать». Греки назвали ее Артемидой и возвели огромный и невероятный по тем меркам храм в ее честь.

Артемида — одна из самых значимых богинь в древнегреческой мифологии, покровительница всего живого на земле, богиня охоты, целомудрия и плодородия, прекрасная, но жестокая.

Для постройки храма было выбрано очень необычное место — на болоте. В те времена многие постройки разрушались частыми землетрясениями, поэтому архитектор решил возводить храм на болотистой местности в надежде, что при землетрясении почва самортизирует и храм останется целым. В последствии это решение оказалось ошибочным — в настоящее время практически все остатки храма ушли на дно болота.

Когда храм был достроен (а на строительство ушло почти 120 лет!), окончательные размеры составляли 110 м в длину и 55 м в ширину, в храме было установлено 127 колонн высотой 18 м . Так что зрелище действительно впечатляющее.

5. Видео

И, конечно, небольшое видео, которое мы сняли на болоте с храмом Артемиды:

А Вы видели когда-нибудь чудеса света или, может, были в тех местах, где они когда-то были построены? Какие ощущения возникают, когда находитесь в таком значимом месте с богатой историей? Где стоит побывать? Поделитесь в комментариях!