Храм гарни и монастырь гегард. Скальный монастырь гегард и языческий храм гарни

Пещерный монастырь Гегард является одной из самых посещаемых достопримечательностей Армении. Он, как и скальные утесы вокруг святыни, внесен в Список мирового наследия ЮНЕСКО.

Армянские турфирмы активно возят сюда туристов. Но намного дешевле приехать в Гегард самостоятельно. Так вы сможете провести в монастыре столько времени, сколько захотите.

И потом, у вас есть возможность задержаться здесь и осмотреть прекрасное ущелье реки Гохт, притока Азат. Рядом находится ресторан с отменной кухней и демократическими ценами. А чуть ниже по течению реки Азат разместилось уникальное плато Гарни.

Но как добраться до дикого ущелья Гегард и его монастыря? На этот вопрос мы ответим в данной статье. Мы также расскажем, как с пользой провести день, выбравшись на самостоятельную однодневную экскурсию к одной из самых знаменитых святынь Армении.

Почему монастырь так называется

Полное имя обители - Гегардаванк. С армянского языка это переводится как «монастырь копья». Но не стоит думать, что обитель была населена воинственными иноками-рыцарями наподобие тамплиеров. Название свое монастырь Гегард получил из-за копья римского легионера Лонгина, которым тот проткнул тело распятого Иисуса Христа на Голгофе.

Орудие Страстей Господних почитается в как реликвия. Копье Лонгина (по преданию) привез из Иерусалима сам Долгое время реликвия хранилась вдали от мирской суеты.

Но если вы - ревностный верующий и выбираетесь в Гегардаванк только для того, чтобы поклониться копью Лонгина, мы вынуждены вас разочаровать. Данный предмет (был ли он орудием Страстей или нет - не доказано) сейчас хранится в музее где находится также престол Верховного Католикоса армян. Расположена эта обитель в городе Вагаршалате.

История монастыря Гегард

Как гласит легенда, это место было освоено отшельниками еще на заре христианства в Армении по инициативе Святого Григория Просветителя. Но историки датируют основание обители четвертым веком.

В одной из пещер берет начало источник. Труднодоступные скалы и наличие пресной воды под рукой привлекало в ущелье монахов, спасавшихся от суеты мирской в скитах.

Первые отшельники вырыли кельи прямо в мягкой горной породе. Поэтому и скит сначала назывался Айриванк, то есть «пещерный монастырь». Позже появились и наземные строения. Это были храмы и хозяйственные сооружения.

Но в IX и Х веках монастырь серьезно пострадал от арабских набегов. Особенно разрушительным был захват обители вице-регентом арабского халифа Насром в 923 году. Также монастырь страдал от частых землетрясений.

Огромный вклад в возрождение этой обители внесли военачальники царицы Грузии Тамары, Иване и Закаре Закоряны, которые в начале XIII столетия освободили край от сельджуков. Их потомки (Хахбакяны и Прошяны) продолжали покровительствовать скальной святыне. Поэтому она и стала их родовой усыпальницей.

Где расположен монастырь Гегард. Как добраться из Еревана до этой достопримечательности

Обитель находится всего в 40 километрах к востоку от столицы Армении. Если вы планируете однодневную самостоятельную экскурсию, то Гегард можно посмотреть в комплексе с не менее знаменитым храмом Гарни. Тем более, что маршрутки из Еревана едут только до этого городка.

Но сначала нужно добраться до автостанции. От центрального проспекта Маштоца туда идет городская маршрутка № 51. Проезд до городка Гарни стоит 250 драм. Маршрутки отправляются каждый час.

Через 30 минут вы уже на месте. Из Гарни до монастыря Гегард идти около восьми километров. Половину пути можно проделать на автобусе № 284, следующем до деревни Гохт.

Дорога очень красивая, пологая, проложенная по ущелью серпантином. Для тех пешеходов, которые хотят сократить себе путь, есть тропки.

Сбиться с дороги трудно. Ориентироваться следует на большую скульптуру львицы, виднеющуюся издалека. А сразу же за ней открывается чудесная панорама Гегардаванка.

Что посмотреть в Гарни. Храм Митры

Прибыв в горный городок, не стоит сразу же спешить в монастырь Гегард. В Армении сохранился один-единственный языческий храм, и находится он в Гарни. Это - как кусочек античной Греции посреди Кавказских гор: колонны, портик, высокие ступени…

Храм, посвященный Митре, был построен в первом веке нашей эры. Его удаленность послужила ему хорошей защитой, ведь с евангелизацией Армении все языческие постройки были разрушены.

Храм - единственное, что осталось от некогда грозной твердыни, которую на неприступном плато Гарни возвел царь Урарту Трдат Первый - тот самый, который основал город Эребуни, современный Ереван. Рядом с капищем Митры можно увидеть руины античных крепостных стен, терм, дворца.

Храм очень искусно украшен резьбой. Стоит также спуститься вниз по ущелью к реке Азат, чтобы увидеть «музыкальный орган», образованный природой из лавовых стоков. Поэтому плато Гарни еще называют «симфонией камней».

Церковь Маштоц Айрапет

Храм Митры не единственная достопримечательность городка. Почтите посещением и христианскую святыню Гарни. Церковь была возведена на месте языческого хачкара - испещренного петроглифами камня.

В IX веке здесь был похоронен христианский подвижник патриарх Маштоц, а тремя столетиями спустя над его могилой построили храм. Его купол и фасад, так же, как и интерьер усыпальницы, украшает искусная резьба, подобная той, которую можно увидеть в скальном монастыре Гегард.

Посещение музея Гарни платное - 1200 драм с человека. Но если вы прибудете туда в последнюю субботу месяца, вход будет свободный. Но за экскурсию на иностранном языке все равно придется заплатить две с половиной тысячи драм.

Что посмотреть в Гегардаванке. Часовня Григория Просветителя

Если вы стеснены во времени, можно не останавливаться в Гарни, а сразу же взять такси. Поездка на машине по маршруту Ереван - монастырь Гегард - Ереван обойдется вам в десять тысяч драм (1270 рублей по курсу), что совсем недорого, если вы загрузитесь туда вчетвером. Первым делом нужно остановиться у скульптуры львицы на крутом повороте дороги, чтобы сделать панорамный снимок всей обители.

Самое древнее сооружение монастыря стоит отдельно от него и довольно высоко над дорогой. Это - часовня Григория Просветителя. Она была построена около 1175 года. Вокруг нее высятся могильные хачкары, украшенные резьбой.

В самой часовне сохранились фрагменты средневековых фресок. Осмотрев их, спускаемся к воротам монастыря. Обратите внимание на крепостные валы. Несмотря на труднодоступность обители, монахи в помощь обрывистому рельефу, возвели еще стрех сторон высокую стену.

Катогике

Гегардаванк состоит как из пещерных сооружений, прорубленных в скале, так и из наземных построек. К последним относится Катогике. Это - главная церковь монастыря Гегард.

Несмотря на то что копье Лонгина уже там не хранится, храм все равно очень почитаем. В основе планировки постройки лежит равноплечий крест. По углам церкви примостились двухэтажные часовенки. Некоторые из них соединены с пещерами крытыми переходами, что делает храм как бы сердцем всего монастырского комплекса.

Следует обратить внимание на ворота, расположенные на южном фасаде. Тимпан украшают каменные гроздья винограда, плоды граната, человеческие лица, голуби. Над воротами виднеется барельеф, изображающий льва, нападающего на быка. Эта высеченная в камне сцена символизирует мощь князя.

Внутри церковь украшена аскетично, но впечатляюще. Везде виднеются хачкары - дарственные или погребальные камни, испещренные искусной резьбой. В Катогике проводятся богослужения, горят свечи и лампады.

Гавит

Долгое время монастырь Гегард был центром просвещения в Армении. Сюда направлялись люди, желающие не только удалиться от суеты мира, но и познать Бога. Для их обучения с западной стороны церкви Катогике в начале XIII века была построена примыкающая к скале ризница.

Там послушники проходили религиозное образование. Интересно естественное освещение этого помещения. Окон в этой ризнице нет, только посредине в потолке имеется круглое отверстие. Каменный свод поддерживают четыре колонны, разделяющие помещение на приделы.

Центр ризницы венчает купол со «сталактитами» - это лучший в Армении пример подобной архитектурной техники. Интерьер гавита впечатляет не меньше, чем церковь. Там также все испещрено резьбой, горят свечи. Суровая, аскетичная, но возвышенная красота этого места настраивает душу на особый лад.

Церковь Авазан

Не забываем, что Гегард - монастырь в скале, а потому не обойдем вниманием и пещерные постройки. Ведь первые кельи отшельники прорывали в горной породе. Считается, что монастырь на этом месте возник не случайно.

Еще в языческие времена люди приходили сюда, чтобы поклониться нимфе чудодейственного источника.Вода не иссякла и по сей день. Теперь она провозглашена чудодейственной христианской Церковью. И если вы верите в это, запаситесь какой-то емкостью и отправляйтесь в пещерную церковь Авазан.

Ее название переводится как «водоем». Это первый храм обители, который был полностью высечен в скале в 1240 годах прямо над источником. Чтобы набрать воды, нужно отстоять длинную очередь.

Из Авазана можно попасть в усыпальницу (Жаматун) рода Прошьянов, а также вторую пещерную церковь, посвященную Богоматери - Аствацацин. Эти постройки были высечены во второй половине XIII столетия. В последнем храме сохранились фрески, изображающие ангелов.

На территории монастырского комплекса имеются отдельно вырытые жаматуны, в которых покоятся представители княжеских родов (Григора и Мерика, Рузакана и Папака). Также интересно будет пройтись по анфиладе пещерных келий, которые спускаются к церкви высокими, высеченными прямо в скале лестницами.

Посетить храм Гарни и монастырь Гегард — это первое, что приходит в голову, когда интересные места в Ереване уже осмотрены. Они находятся к востоку от столицы, и путешествие сюда как раз займет полдня-день.

Храм Гарни

Этот храм — единственный в Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. То есть, он был построен еще до того как страна приняла христианство (первая в мире). Именно поэтому Гарни кардинально отличается от всех остальных религиозных сооружений, больше походя на кусочек древней Греции прямо посреди армянских холмов.

Храм посвящен языческому богу солнца Митре и построен в 1 веке н.э. Вот такая древность! Еще более удивительно, как именно он смог уцелеть, ведь после принятия христианства все языческие храмы были уничтожены.

Крепость Гарни начали строить еще до н.э. в неприступном месте на скальном уступе на берегу реки Азат. Именно отсюда урартский царь выдвинулся в сторону Еревана, где и основал еще одну крепость — Эребуни, впоследствии ставшей столицей.

Ущелье реки Азат

Основание храма — это высокий базальтовый подиум, на который можно попасть только по крутой лестнице. Внешне Гарни очень напоминает храм в Афинах: треугольная крыша и 24 гигантских колонны.

Гарни Армения

Примечательно, что стены и потолки очень искусно украшены — уже тогда армянские мастера скульптуры были на высоте.

В 17 веке здесь произошло сильное землетрясение и языческий храм Гарни был сильно разрушен, его куски разбросало по ущелью реки. Но благодаря кропотливой работе ученый и местных жителей сооружение удалось восстановить.

Рядом со святилищем можно увидеть остатки бани, царского дворца и крепости, а если спуститься вниз к реке — необычные шестиугольные призмы правильной формы в скалах.

Стоимость входа в Гарни:

1200 драм с человека (1500 вечернее посещение). Экскурсия на иностранном языке 2500 драм. В каждую последнюю субботу месяца — вход для всех бесплатный.

Для граждан Армении: 250 драм со взрослого/100 драм с ребенка до 18 лет.

Время работы музея Гарни:

Воскресенье: с 09:00 до 15:00

После Гарни мы поймали местный автобус до ближайшей деревни, откуда до монастыря Гегард оставалось пройти 4 км. На такси ехать не хотелось — места-то красивые! Зато пока шли по дороге вдоль деревень наелись ягод тутовника, яблок, алычи. Жалко виноград еще не поспел, так бы и его умяли;-) Места действительно классные.

Гегард — одна из самых популярных достопримечательностей Армении, и внесен в список наследия Юнеско. Название переводится как «копье», ведь, как гласит легенда, здесь хранилось копье, которым пронзили Иисуса Христа во время распятия.

Первый монастырь на этом месте был основан в 4 веке, но позже он был разрушен арабами. Сейчас в монастырском комплексе несколько церквей, в том числе и пещерная с родником. Армянские церкви все отличаются аскетичным убранством, в отличие от русских православных церквей. Но в Гегарде вот прямо по мужицки сурово, особенно в скале с родником: приглушенный свет и полумрак, где-то в темноте журчит родник с холодной водичкой….

Люди выстаивают очередь, чтобы набрать воды, приходиться подсвечивать телефоном — ничего не видно.

Главная церковь называется Катогике

Монастырь Гегард Армения

А пристройка с запада, прикрепленная к скале — Гавит. Ее использовали для собрания, обучения и принятия паломников.

Нас очень впечатлила резьба по камню внутри — очень искусно и красиво вырезано.

Гарни нас как-то не особо впечатлил, а вот Гегард суров, но красив. Очень атмосферное место, обязательно съездите в эти места.

Как добраться в Гарни и Гегард?

До Храма Гарни из Еревана ходят маршрутки (№266) и автобусы (№284). Они отправляются с небольшой автостанции, что позади автосалона «Mersedes». От проспекта Маштоца в центре туда можно доехать на 51 городской маршрутке. Стоимость автобусов в Гарни 250 драм, в пути полчаса, а отходят они каждый час.

В самом поселке вас высадят на главной дороге, откуда надо будет пройти направо около 500 метров до входа в комплекс.

До монастыря Гегард общественный транспорт не ходит, а от Гарни до Гегарда около 10 км. У главной дороге вас будут ловить таксисты, предлагая уехать в монастырь и обратно за 2000 драм — хорошая цена. Либо можно там же поймать автобус №284 до селения Гохт, откуда еще 4 км пройти пешком или доехать автостопом.

Самый комфортный вариант — договориться с такси еще в Ереване. Туда и обратно они возьмут около 10 тыс. драм за машину (всего 80 км пути).

Уехать на общественном транспорте можно только до храма Гарни. Сделать это можно со станции, что напротив автоцентра «Mersedes» (еще один ориентир — памятник со всадником). Вам нужна либо маршрутка №266, либо автобус №284. Чтобы попасть вк храму Гарни, можете сообщить об этом водителю, он остановится у поворота, далее до храма метров 500 пешком.

  • Расстояние: 30 км до Гарни
  • Время в пути: около 40 минут
  • Стоимость проезда: 250 драм
  • Интервал: каждый час

До монастыря Гегард, как вы уже поняли общественный транспорт не ходит, потому что это отдельная тупиковая ветка, уходящая к скалам. От Гарни до Гегарда около 10 км. Прямо на дороге от Гарни ездят таксисты, которые будут останавливаться и предлагать отвезти до Гегарда примерно за 1000 драм в одну сторону (можно договориться за 2000 драм в обе стороны с ожиданием в 1 час). Или же проехать 10 км на попутках.

Такси из Еревана

Опять же в столице можно найти машину на 3-4 человек примерно за 15 000 драм, в эту стоимость входит поездка до обоих храмов Гарни и Гегард и обратно, включая ожидание.

Экскурсии

Индивидуальные экскурсии:

Личный опыт

Мы добрались до вышеуказанной автостанции, где ждал автобус ПАЗ. До его отъезда мы тщетно пытались найти хоть какую-нибудь «харчевню», где бы было что-либо кроме хачапури, фруктов или мяса (на тот момент я еще была вегетарианцем). Зато наткнулись на армянский сыр. Нам отрезали кусочек с зеленью тархуна. Оказался довольно соленым, но вкусным. Взяли полкило, а ели его с лавашом уже на заднем сидении автобуса.

По пути познакомились с водителем автобуса, который пропитался к русским туристам дружелюбием, пригласив к себе на угощение, а если понадобиться, то и предоставить крышу над головой на ночь. Снова можно было только пожалеть о краткосрочности пребывания в этой стране.

После выхода на нужном повороте мы решили сначала доехать до дальней точки (храма Гегард), а уж на обратном пути заскочить в Гарни, ибо не известно сколько времени нам потребуется на два храма.

После Гарни была территория таксистов, буквально за 1000 драм они могли доставить нас до места. Мы же как «зажравшиеся коты» только носы воротили. Показалось странным, что на шоссе почти не было «гражданских», в основном только такси. Раз «колеса» нам не светят, пошли пешком, зато пополнили запасы воды, в одном из дворов, и даже удалось попробовать ежевику с куста и алычу. Для эксперимента решили таки остановить таксиста, узнать расценки. Оказалось, что 1000 драм — это только доехать до места, а если мы хотим вернуться обратно, то надо заплатить 2000 драм. Мы отказались, так как все еще надеялись на попутку. Встретившиеся китайцы, которым, судя по всему, тоже не везло с попутками, пояснили на английском, что нужно повернуть налево, а то утопали бы не туда.

Неожиданно рядом остановилась нива. Двум армянам хоть и нужно было в другую сторону, но они согласились подбросить нас до Гегарда. Только когда мы уже стояли перед монастырем, мы поняли, почему никто не останавливался. Дорога, ведущая сюда, была тупиковой. То есть сюда либо ехали конкретно в крепость, либо не ехали вообще.

Монастырь Гегард (Гехард)

Уже издалека монастырь впечатляюще красовался перед посетителями, будучи окруженный со всех сторон живописными горами, и возвышаясь над дорогой, действительно, как скала.

Где находится

Монастырь расположен в 40 км от Еревана в скалах, что выше по ущелью реки Азат. Этот архитектурный памятник притягивает своей исключительностью. Гегард в переводе означает «копьё». Название происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте. Сейчас копьё находится в сокровищнице Эчмиадзина . Здесь же и кроме копья было на что посмотреть.

Что посмотреть

1. Не доходя до главного входа, можно подняться по сыпучей тропинке к остаткам части монастыря, которые выглядывают прямо из скалы.

Отсюда открывается великолепный вид как на сам Гегард, так и на потрясающие зеленые горы в противоположной стороне.

Армяне, которые нас сюда привезли, рассказывали, что всю эту зеленую красоту (деревья, кусты) от основания до пика, собственноручно посадил один из великих правителей Армении (к сожалению, сейчас не вспомню его имени). Нам же скорее хотелось попасть в сам монастырь.

2. Территория монастыря и стены Гегарда поражают своим размахом. Да, часть его все же была сделана из каменных блоков, но очень искусно и ровно подогнанных друг к другу.

3. Отсутствие электрического освещения внутри. Все, что было в распоряжении наших глаз – это свечи, зажженные верующими, которые придавали монастырю мистический вид. Единственный, кто «страдал» в таких условиях — фотоаппарат. Многие фотографии получались не очень удачными.

Просторные залы, высокие потолки, колонны, резной церковный и не очень орнамент. Некоторые рисунки были качественно сделаны, чем заставили меня сомневаться в их ручном изготовлении.

Особенно впечатлили куполообразные своды залов. «Готичного» вида орнамент как бы нависал над головой, при этом не вызывая никакого чувства угнетения, скорее восхищение.

4. В одном из залов находится источник. Мы решили поменять наш запас воды на ту, которая бежала прямо из скалы. Здесь постоянно толпится много людей, в результате приходится выстоять очередь. Один рассеянный армянин оставил на камне свои темные очки, которые я не заметила и безжалостно наступила, когда выходила от источника. Было очень неловко, но, слава богу, дело закончилось миром, армянин понял, что он сам виноват, положив очки в неподходящее для этого место.

5. За стенами монастыря бежит небольшая горная речка Гохт, вдоль которой можно прогуляться, или по мосту через нее перебраться на противоположный берег, заглянуть в нишу одной из скал.

Сколько стоит

Как всегда вход в армянский монастырь бесплатный.

Время работы

Гегард монастырь действующий, поэтому попасть туда можно в течение светового дня. Оно и логично, ибо если будет темно на улице, то в монастыре вообще хоть глаз выколи. Естественно в разное время года — световое время дня разное.

Что купить

У основания скалы храма стоят несколько лавочек с местными «вкусностями». Наше внимание, конечно же, не могло пройти мимо. Особенно заинтересовал медовый пирог, картинками которого мы налюбовались в интернете. Странное дело, но больше нигде мы его не встречали в Армении. Мой друг был большим любителем выпечки, поэтому поинтересовался о стоимости пирога: 3000 драм за пирог с размером со среднюю пиццу (возможно, для России это и не так дорого). Одна бабуля, увидев расстроенное лицо русского туриста, сначала долго препиралась на армянском со своей «конкуренткой» по торговле, а потом протянула оставшийся у нее отломанный кусок пирога (где то четверть от целого) ему со словами, что это подарок. Вот это да!

На обратном пути, жуя вкусный пирог, мы долго гадали, почему она так поступила. Возможно, потому что был конец дня, и кусок этот некуда было бы деть, все равно зачерствеет, а может, потому что выглядели мы как бедные студенты (нас часто спрашивали, не учимся ли мы), да еще и худые, как велосипеды. Все-таки армяне – щедрый народ. Я с каждой новой встречей убеждаюсь в этом все больше и больше.

Форельный бизнес Армении

Из «тупика» Гегарда нам все равно пришлось топать пешком до шоссе. Однако, пирог, который достался в подарок от местных торговок, еще не успел закончиться, как возле нас остановилась иномарка. Из окна второго сидения нас с любопытством рассматривала девочка лет 10. Долго уговаривать мы себя не заставили. За рулем сидел бизнесмен, а девочка была его дочкой. Удивительно, но нам, оказалось, по пути.

По дороге Армянин рассказал нам, что у него ресторанный бизнес рядом с Гарни, местом, которое было следующим в списке нашего маршрута. Он неплохо говорил по-русски, и даже использовал сленговые слова. А по манерам полностью соответствовал своему «блатному» статусу. Ему необходимо было заехать купить рыбы (форель – царская рыба, армяне вообще гордятся тем, что она тут в изобилии водится) до того, как мы доберемся до места. Мы были только «за». За рыбой заехали в частный дом, где на территории было несколько бассейнов для ее разведения. Нас даже пригласили пройти туда.

У самого входа был небольшой дворик с «виноградным потолком» над головой, а чуть левее сидел мужчина с кучей банок на столе. Судя по уже заполненным банкам, здесь варили варенье. Мне в глаза бросился фаллообразный камень темного цвета, который выполнял роль фонтанчика с питьевой водой. Хм, вполне логично его здесь увидеть, так как подобная вещь несет в себе смысл плодородия, что для бизнеса только в плюс.

Мы спустились ниже, и увидели несколько небольших водохранилищ, в которых выращивали форель. Для нашего «друга» выловили парочку взрослых рыбешек, и прямо при нас оглушили палками по голове. Не очень приятное зрелище, но любопытное. Оказывается до таких размеров, форель вырастает за два года.

Пока армянин расплачивался, наметанный глаз моего друга заметил сад справа, где росли сливы. Плоды деревьев были настолько крупными, что он просто не мог их не заметить, о чем заявил восхищенно вслух. Наш попутчик радушно предложил нам угоститься, собрав специально для нас большую горсть. Здесь же в фонтанчике мы помыли фрукты и счастливые поехали дальше.

Языческий храм Гарни

Ресторан и, правда, находился почти у самых ворот Гарни. Армянин пожелал нам удачи, сказав, что если мы тут пробудем до 23:00, то он и до Еревана нас подвезет. Я уже устал удивляться широте души армян. Мы поблагодарили, но, естественно, при всем раскладе, так долго здесь совершенно нечего было делать.

Сколько стоит

На входе в храм есть кассы, стоимость билета в Гарни — 1200 драм. В последнюю субботу месяца вход бесплатный для всех.

Время работы

  • ВТ-СБ: с 09:00 до 22:00 (в не сезон меньше)
  • ВС: с 09:00 до 15:00
  • ПН: выходной

Что посмотреть

1. Храм Гарни как современная пародия на древне-греческие постройки, но в лучах закатного солнца на фоне гор он выглядит довольно приятно.

Про Гарни нам еще рассказывал. Это единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. Как полагают, он был посвящён языческому богу Солнца Митре. В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1970-е годы, именно тогда он и утратил свою «историческую изюминку».

2. Остатки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооружённое в III веке рабами-греками, оставившими на мозаичном полу надпись - жалобу на то, что им не заплатили за работу.

3. Отсюда очень хороший вид на холмы, расщелину снизу и на дачи «буржуев». Если бы не вечер, то спустились бы вниз, там говорят очень красиво, можно прогуляться по ущелью.

Смеркалось.., а нам пора в возвращаться. На шоссе повезло «поймать» еще одну «крутую машину». Водитель попался с болью на душе, которую поспешил вылить на усталых и без того путников. Больше не повезло моему другу, так как он сел на переднее сидение, а я расслаблялась сзади после долгого дня. Только день на этом не закончился, впереди нас ждали очередные приключения в Ереване, но о них вы узнаете в следующий раз.

К северо-востоку от Гарни (Армения), выше по ущелью реки Азат, находится монастырь Гегард. В его своеобразии, без сомнения, отразился характер, окружающей монастырь, суровой и величественной природы: живописное ущелье, с отвесно громоздящимися друг на друга высокими скалами, очень извилисто, и, за поворотом круто спускающейся дороги, неожиданно открывается монастырь. В 1950-х годах у этого поворота поставлен указатель - львица на высоком пьедестале, поворотом головы, указывающая путь. Ее фигура стилистически связана с декоративным убранством монастыря, в частности, с изображениями фигур зверей на родовом гербе князей Прошянов.

Монастырь относится к типу крестово-купольных церквей с легкими и пропорциональными архитектурными формами. Внешний облик храма согласуется с его интерьером, особенно выразителен переход от сумрака низа до насыщенного светом высокого подкупольного пространства.

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.



Клкиабельно 2000 рх

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.


Время основания Гегарда точно не установлено. В одной из пещер Гегарда-дзора с древнейших времен функционирует источник ключевой воды, который считался, во времена язычества, священным. По традиции он продолжал почитаться, и после распространения в Армении христианства. В связи с этим, здесь в начале IV века, была основана обитель, получившая название Айриванк, то есть «пещерный монастырь». Современное название относится к XIII веку, когда сюда, было перенесено легендарное копье - гегард, которым был убит распятый Христос (ныне хранится в Эчмиадзинском музее).


От сооружений Айриванка почти ничего не сохранилось. По сведениям армянских историков IV, VIII и X веков, в монастыре, кроме культовых зданий, имелись благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили землетрясения.

Позднейшее название монастыря - Гегард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине.

Хроники армянских историков IV, VIII и X веков сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка-Гегарда. Монахи здесь давали пристанище и пищу запоздалым путникам, нерешавшимся после наступления темноты проходить через ущелье Гарни.

В IX и X веках монастырь неоднократно опустошался захватчиками-арабами и в 923 году был разграблен и сожжен. Погибло множество ценных рукописей и прекрасных строений, до нашего времени не дошло ни одного первоначального сооружения древнего монастыря.

Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня св. Григория Просветителя. Расположена она высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой, существовавшей здесь, пещеры. Часовня, в плане прямоугольная, с подковообразной апсидой, обложена с востока и северо-востока проходами и приделами, высеченными на разных уровнях и, даже, друг над другом. Сохранившиеся на сводах, следы штукатурки с остатками фресок темной тональности свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные, на прилегающих к ней поверхностях скал, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

В 1215 году был возведен главный храм - Катогике, четырехколонный притвор к нему был пристроен десятью годами позднее. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря - Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником.

Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов, усыпальница Папака из рода Прошянов и его супруги Рузукан. Эти шедевры подземной архитектуры принесли Гегарду заслуженную славу. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии: в одной из них обитал известный армянский историк XIII века Мхитар Айриванеци.

Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. Нижний помещен в рамке, а верхний, с лежащими на дверных обрамлениях горизонтальными ветвями, окружен розетками геометрического узора, такими же, какие высечены и на гранях сомкнутого сводчатого завершения интерьера. На порталах молельни вырезаны, очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века, изображения сирина - фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви - человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключена возможность, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанными со строительством данных помещений.

Основные, предназначенные к осмотру памятники Гегарда занимают середину монастырского двора. Расположенные по его периметру жилые и хозяйственные постройки неоднократно обновлялись, а иногда и перестраивались от фундамента в XVII веке, некоторые реконструированы в XX веке.

В немногих храмах Армении можно встретить такое богатое скульптурное убранство; растительная и геометрическая орнаментика здесь щедро комбинируется с объемными изображениями животных. Не менее привлекательны высеченные под барабаном купола рельефы с изображениями голов животных, птиц, человеческих масок, различных розеток, образующих своеобразный скульптурный фриз.

В западные приделы второго этажа ведут изящные лесенки. Такое количество самостоятельных молелен в одном храме, где богослужения могли бы совершаться одновременно, едва ли вызвано только архитектурными соображениями.

Жаматун Папака и Рузукан высечен в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы Прошянов. Попасть в него можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скальном массиве, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений, из которых, находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд, остальные представляют собой маленькие прямоугольные часовни.

Имеются основания полагать, что это было вызвано желанием состоятельных прихожан обладать в храме постоянным собственным местом. Конечно, это место покупалось, что было выгодно и церкви.

К западу от главного храма находится притвор, одну из стен которого заменяет утес. Почти одновременно с сооружением притвора строители углубились в толщу туфобрекчии (мелкозернистой горной породы, легко поддающейся обработке), изваяв в ней в два яруса несколько помещений, которые и по сей день вызывают неподдельное изумление у многочисленных посетителей своими архитектурными формами и богатой скульптурной отделкой, характерными для армянского искусства XIII века.

Две северные двери по сторонам ниши ведут из притвора в иссеченные в скале помещения первого яруса. Через левую посетитель проходит в небольшую церковь Авазан с планом в виде неполного креста без южного крыла, которое нельзя было поместить из-за недостаточной толщины оставшейся скалы, выходящей в притвор.


Восточное крыло церкви занято алтарной апсидой, убранной полуколонками и арочками. В северном - устроены два бассейна для воды, которая струится из подземного родничка, пользующегося суеверным уважением у женщин, лишенных радостей материнства.

На месте южного крыла в стене высечены три небольшие ниши, они разделены полуколонками и охвачены общим обрамлением, украшенным тонкой резьбой.

Скала внизу имеет светло-серый оттенок, переходящий к куполу в теплые тона, что в сочетании с более ярким освещением верха особенно рельефно выделяет дуги арок и веера сталактитов. Через правую дверь входим в сумрачную усыпальницу, слабо освещенную из отверстия в вершине восьмигранного шатра, венчающего своды.

Прямо перед входом - лоджия с массивным столбом, от которого перекинуты арки к стенам. Здесь похоронены князь Прош и члены его семьи. Это следует из восьмистрочной надписи, помещенной на южной стене церкви Аствацацин. Над арками всю стену занимает барельеф, изваянный очень строго, без излишних подробностей.

В тени под сводом - голова быка, держащего цепь, которой охвачены шеи двух львов. Между львами, ниже цепи - орел, когтящий ягненка. Полагают, что здесь изображен герб княжеского рода Прошянов.

Западная стена украшена полуколонками с арочками, восточная - большим орнаментированным крестом между дверью и маленькой часовенкой. Светлое пятно двери прорезает синеватый сумрак усыпальницы. Можно подумать, что за нею зажжена большая люстра, освещающая богато убранную резьбой церковь Аствацацин. На самом деле свет спокойно льется из проема в вершине купола, озаряя сиянием свод и стройный барабан.

Барабан свода разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки, покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты. Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная апсида на возвышении украшена орнаментом из ромбов, полуколонками с арочками и превосходным карнизом. По сторонам ее в стенах вмонтированы две панели, имитирующие большие хачкары.

Церковь Аствацацин имеет три придела, два - подле алтаря и третий в северном крыле. Южное крыло помещено столь близко к поверхности, что строитель смог открыть в нем окно, через которое видна стена стоящей рядом Катогике. Поднявшись по наружной лестнице к западу от притвора и пройдя через узкий коридор в скале, попадаем во второй ярус подземных сооружений.

Это усыпальница сына Проша, князя Папака и его супруги Рузукан. Просторное помещение с четырьмя колоннами посредине, соединенными арками между собой и со стенами, освещается через отверстие в сферическом куполе. Света в нем достаточно лишь в летнее время, когда солнце стоит лишь высоко над головой.

Над головой - сталактитовый купол с окном в вершине, одинаковый по рисунку с куполом притвора и не уступающий ему по изумительной тонкости резьбы. Его несут две пары перекрещивающихся арок, которые опираются на полуколонны, выступающие из стен центральной части церкви. Три крыла, открывающиеся в подкупольную часть между колоннами, имеют вид глубоких сводчатых ниш, окаймленных арками несколько вычурной формы, исполнимой лишь в монолите скалы.

Сейчас трудно сказать, как был технически осуществлен весь этот сложный замысел подземной архитектуры. Откуда начинали и как вели в скале работы; как производили в скале подземную разбивку, которая должна была в строгой последовательности направлять инструмент мастера. Здесь нужно было работать наверняка, без брака, ибо стоило только сделать лишнее или неосторожное движение рукой, как на тщательно обработанной поверхности архитектурной детали или в узоре убранства появился бы непоправимый изъян, который в обычной наземной постройке можно устранить заменой испорченного камня.

И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. Все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие. Можно предположить, что именно с него начинались работы по иссечению в скалах этих уникальных произведений.



Кликабельно 3000 рх


Кликабельно 4000 рх




Кликабельно 1600 рх



Кликабельно 2000 рх


Гегард (Гехард), он же Айриванк (пещерный монастырь) - монастырь, вырубленный в скале. И, в отличие от Петры, вырубленный не в мягком иорданском песчанике, а в весьма конкретных кавказских скалах. Именно Гегард произвел на меня самое сильное впечатление среди всех осмотренных достопримечательностей.

Расположен примерно в 40 км к востоку от Еревана и в 7 км от села Гарни, на высоте около 1700 м над уровнем моря в ущелье, где протекает речка Гохт. Считается, что монастырь Айриванк был основан на этом месте в начале IV века - естественные пещеры позволяли очень удобно обустроить быт монастыря. Однако в 923 году монастырь был полностью разорен и сожжен арабами. Нынешние строения были построены в XII-XIII веках на их месте. Но возраст тоже заслуживает уважения. Монастырь и ущелье включены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Поддерживаю обоими руками.

Название Гегард означает "копье". Монастырь копья. По преданию именно здесь было спрятано от арабов и прочих турков копье Лонгина , принесенное в Армению апостолом Фаддеем (одно из четырех - то, которое сейчас хранится в Эчмиадзине).

К сожалению, не было возможности забраться высоко, чтоб снять общую картину, поэтому помещу одну чужую фотографию с видом сверху. Заметьте две башенки, торчащие из скал - на следующих снимках можно будет посмотреть на них снизу.

При подъезде к монастырю на отвесном утесе напротив бросается в глаза белый крест. Маленький, думаете?

На самом деле до него добрый километр и пара сотен метров вверх.

На северной стороне ущелья - огромная естественная арка в скалах.

А это вид на главную церковь монастыря от автостоянки.По-моему, не менее эффектно, чем Петра.

Уже забравшись на уровень монастыря можно оглянуться на запад - это единственная дорога сюда. Не очень-то широкая и не очень прямая.

Входим во двор монастыря. Монастырь своего рода комбинированный - в нем три основные церкви, две из которых выдолблены в скалах, а одна - пристроена к ним. Вот это - вид на пристроенную церковь Катогике (построена в 1215 году) и притвор к ней. С нее обычно начинается экскурсия.

Тяжелые резные двери церкви - характерная черта армянских храмов.

Классический для армянской церкви зал в форме креста из естественного камня - никаких фресок или штукатурки. Часть снимков специально снимал без вспышки, чтобы передать атмосферу.

В полутьме икона выглядит особенно величественно.

Через проход в стене переходим сначала в небольшой и полностью темный зал, освещаемый только свечами - в этом зале размещалась усыпальница рода Прошьян (нынешним языком говоря, они спонсировали создание монастыря).

Вот такие артефакты уложены там вдоль стен.

Входим в первую скальную церковь Авазан (водная церковь) - прямо в зале этой церкви бьет родник. Собственно и построили ее в 1240 году на месте старой пещеры с родником. Купол тоже вырезан в скале. А наверху этого круглого окна - помните башенки на втором снимке? - одна из этих башенок.

К несчастью, свечек здесь было очень мало, поэтому пришлось включать вспышку, а угол с родником и вовсе в полной темноте - снять не удалось.

В зале есть окна на "второй этаж" - это другой уровень монастыря. Там расположена третья скальная церковь монастыря - Аствацацин (Богоматери).

Вход на второй уровень монастыря.

Взгляд назад.

А это типичная келья в скале с окном-душником над дверью.

С противоположной стороны церкви Катогике в скале вырублена часовенка и еще кельи.

Церковь Катогике со стороны реки.

По дну ущелья протекает речка Гохт. Русло усыпано упавшими принесенными весенними потоками и подмытыми с краев ущелья камнями. Местами под камнями просто не видно воды.

А местами камни образуют небольшой водопад. Хотя здесь явно поработали местные коммерсанты - запруда явно сделана руками (рядом находятся палатки местного кафе и вид от столиков на водопад, думаю, способствует приятному времяпрепровождению).

На противоположном берегу речки - еще не освоенная пещера.

Ну и хачкары. Часть из них вырезана прямо в скалах.

Вот такой монастырь Гегард. Боюсь, правда, что фото не передают ощущений в полной мере, это все же надо видеть глазами.