Хронология явлений христа после его воскресения. Воскресение Иисуса Христа — история праздника

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №1487

Какова хронологическая последовательность евангельских событий от распятия до воскресения Господа?

Кирилл , Иерусалим, Израиль
09/06/2004

Здравствуйте, уважаемый отец Олег!
Еще несколько вопросов по возникшим на первый взгляд противоречиям:
1.Какие последние слова произнес Иисус Христос на кресте?
А. “Боже мой, Боже мой! Зачем ты меня оставил?” (Матфей,27:46; Марк, 15:34).
Б. “Отче, в руки твои предаю дух мой”, - и сие сказав, испустил дух. (Лука, 23:46)
В. “Сказал: “Свершилось!”. И преклонив голову, предал дух” (Иоанн, 19:30).

2.Кто в день воскресный первым пришел ко гробу Иисуса Христа?
А. Одна Мария Магдалина (Иоанна, 20:1).
Б. Две Марии (Матфея, 28:11).
В. Две Марии и Соломия (Марк, 16:1).
Г. Четыре женщины, а сними еще (Лука, 24:10).

3.Что увидели пришедшие женщины?
А.Землетрясение. Ангел отваливает камень (Матфея, 28:2-4).
Б.Камень уже отвален. На камне сидит один юноша-ангел (Марк, 16:4).
В. Камень отвален. Сидит два юноши-ангелы (Луки, 24:4).
Г. Камень отвален. Никого нет. Ничего не видели (Иоанна, 20:1-2).

4.Какие первые слова и от кого услышали женщины?
А.Ангел, отваливший камень: “Христос воскрес. Пусть апостолы идут в Галилею, там их ожидает Иисус Христос” (Матфея, 28:5-7; Марка, 16:6-7).
Б. Два мужа сказали о воскресении Иисуса Христа (Лука, 24:6-7).
В. Христос Марии: “Чего плачешь?” (Иоанна, 20:13)

5.Что после этого сделали женщины?
А. Побежали и встретили Иисуса Христа (Матфея, 28:8).
Б. Мария поговорила с Иисусом Христом (Иоанна, 20:14).
В. Мария сказала апостолам о воскресении Иисуса Христа (Лука, 24:9).
Г. Иисуса не видели, апостолам не говорили (Марка, 16:8).

Ответ отца Олега Моленко:

Никакого противоречия у Евангелистов нет. Есть разное изложение одного и того же события разными очевидцами.
1. Известно, что Господь Иисус Христос произнес будучи рапятым на кресте семь изречений. Из этих семи изречений разные Евангелисты приводят разные. Последнее изречение перед самой смертью (исхода души от тела) приводит Лука: "Отче, в руки твои предаю дух мой". То, что оно последнее указывает сам смысл его и дальнейшие слова Евангелиста: "и сие сказав, испустил дух", которые ясно указывают, что именно после этих слов Господь испустил дух, т.е. умер.
Евангелист Иоанн привел слово Господа "Свершилось!", которое указывает не на смерть, а на свершение великого дела искупления людей. Слова "Отче, в руки твои предаю дух мой", Иоанн опускает, так как они уже есть в Евангелии от Луки, и сразу повествует о кончине Господа, добавляя деталь о преклонении Его головы. Важно отметить, что Евангелие от Луки было написано раньше чем от Иоанна. Также раньше были написаны Евангелия от Матфея и Марка. Слова "Боже мой, Боже мой! Зачем ты Меня оставил?" были произнесены Иисусом раньше указанных выше слов. Эти слова были восприняты некоторыми из предстоящих как призыв Илии. После этих слов один из воинов намочил губу уксусом и приложил ее с помощью трости к устам Иисуса. После упоминания о напоения уксусом и Матфей и Марк говорят, что Господь громко воскликнул и испустил дух, но что именно Он воскликнул не приводят. Это восполнил Лука. Таким образом ясна очередность приведенных тобой изречений: 1 - "Боже мой...", 2 - "Свершилось", 3 - "Отче, в руки...".

2. Очередность посещения гроба Господнего женщинами у четырех Евангелистов хорошо объяснил святитель Иоанн Златоуст. Он отметил, что каждый Евангелист указал на разное время одного периода: от темноты до возсияния солнца, что проименованные и прочие женщины приходили на гроб не вместе, а кто когда смогла дойти, и что некоторые из них были у гроба несколько раз. Эти обстоятельства объясняют всю картину событий утра воскресения, устраняя кажущиеся в повествованиях Евангелистов противоречия. Противоречий нет, но лишь разные фрагменты единого события, которое носило характер процесса. О путешествии жен митроносиц к гробу и о случившемся там с ними Евангелист Марк рассказывает в общих чертах, согласно с Матфеем, но с некоторыми весьма значительными, при краткости, особенностями, восполняющими сказание Матфея. По времени, последовательность посещения такова: Первой посетила гроб Мария Магдалина вместе с Пресвятой Богородицей Марией: Ин.20, 1-2: "В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит, и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус...". Иоанн Богослов опускает упоминание о Матери Иисуса, ибо свидетельство Матери, потерявшей Сына о Его воскресении не имеет достоверности. Его явление легко можно было приписать расстроенному лютой скорбью воображению Матери. Вот почему основной фигурой у Иоанна является Мария Магдалина. Но мы должны понимать, что Мать Иисуса не могла оставаться в стороне от похода жен мироносиц ко гробу и устремилась туда первой, взяв в спутницы Марию Магдалину. Это подтверждает и Матфей, говоря, что на гроб пришли Мария Магдалина и другая Мария с целью лишь посмотреть гроб, а не помазать тело Иисуса миром. Пресвятая Богородица, в отличие от других женщин была уверена, что Ее Сын воскреснет согласно обетованию пророков и Его самого. Она пошла на гроб убедиться в этом факте, а вовсе не для помазания мертвеца миром. Мария Магдалина в первый свой приход с Богородицей не увидела ничего, кроме отваленного камня и пустого гроба. С этим известием она побежала к Петру и Иоанну и сказала им: "унесли Господа из гроба, и не знаем, где его положили". Мы видим, что она не говорит от своего лица "не знаю", но от множественного лица "не знаем". Это подтверждает, что на гробе в первый раз она была не одна. Затем она пошла опять на гроб вслед за Петром и Иоанном. Это прямо не сказано, но видно, что по возвращению учеников к себе, она продолжала одна стоять у гроба и плакать об отсутствии тела Иисуса: Ин.20, 11. Поскольку решение сходить на гроб и помазать тело Иисуса ароматами было принято совместно всеми женщинами еще с вечера (Лк.23, 56), Мария Магдалина знала об этом и присоединилась к группе идущих на гроб женщин, имея уже извещение о воскресении от двух Ангелов и от общения с воскресшим Иисусом, которого она сперва приняла за садовника. Она скрыла от остальных женщин это, в надежде, что они сами увидят Ангелов или подтверждение о воскресении Господа, что и случилось. Она уже имела горький опыт недоверия к ее словам, когда побежала к ученикам по слову Господа и возвестила, что видела Его.

3, 4, 5. Первым, что увидела Мария Магдалина и другая Мария (Богородица) это уже отваленный камень и пустой гроб. Ангелы являлись или становились видимыми в разное время приходившим на гроб женщинам по разному и в разном количестве. Так Марк упоминает об одном Ангеле, а Лука о двух. В объяснение этого замечу, что Ангелов тут было несколько, и одни из жен видели одного вне, другие двух внутри, иные одного внутри; потому и речи Ангелов, в сущности сходные, передаются несколько различно: одни Ангелы говорили так, другие иначе, но говорили об одном и том же и согласно, различаясь лишь в частных чертах, или точнее - указывая на те или другие частные черты события. Весь гроб и вся окружность гроба исполнена была ликов Ангельских невидимо. Там было не только два-три Ангела, но тысячи, и являлись они женам не постоянно один и тот же или теже два. То являлся один, то другой, то два вместе; то в этом месте, то в другом; то с такой речью, то с другой.
В самом деле, надо понимать, что Евангелисты в этом случае, как и во многих других, не описывают события вполне, а излагают те или другие стороны события, те или другие подробности, и очень может быть, что остались еще подробности, не упомянутые имим, так что и из совокупности их сказаний не выходит еще подробная история события. Излагая один такую преимущественную частность, другой другую, третий иную, и т.д., они, без сомнения, не разногласят между собой, а только восполняют один другого. Например, указывая о локальном у гроба землетресении, Евагелист Матфей объясняет этим причину отвалившую камень от гроба и вырубившую стражу. Женщины, подошедшие группой не видели землетрясения и отваливания Ангелом дверного камня, но лишь увидели Ангела седящего на камне и говорящего им.
Вышесказанное и подобное разумение объясняет твои пункты 4 и 5.



Над останками великих людей народы издревле сооружали надгробья и памятники, лишь об одном гробе сказано: «Его здесь нет, Он восстал, Христос воскрес?»

Это великое и радостное событие произошло ранним утром в первый день после субботы. Оставив у гроба стражу и приложив к камню печать, иудейские вожди торжествовали победу. Но эта победа была призрачной: ни печать Синедриона, ни его стража не могли удержать в гробе Победителя смерти. И печать Синедриона оставалась на камне, и бдительная стража стояла у гроба, но Тела Христова уже не было в могильной пещере. Разумеется, воины этого не, могли знать. Они усердно продолжали охранять пустую пещеру. Глубокая ночная тишина царила в саду. Приближался рассвет... Вдруг сильное землетрясение поколебало сад, и в это время испуганные солдаты увидели у входа в гробницу Небесного Посланника.

Вид Ангела был как молния, а одежды на нем были белы, как снег. Он отвалил огромный камень от двери гроба и сел на него, сияя неземным светом. Воины пришли в трепет и от страха лишились чувств. Придя в себя, они убежали из сада и поспешили в Иерусалим к тем, кто их поставил охранять гроб Иисуса.

А в это время из Вифании, в предрассветном сумраке, спешили ученицы Христовы к одинокой гробнице у Голгофы. Проведя всю ночь в слезах, они шли теперь с ароматными веществами, чтобы отдать последний долг своему любимому Учителю. Их тревожила мысль о тяжелом камне – кто отвалит его от гроба? Но они шли, повинуясь велению сердца. О том, что у гроба была поставлена стража, мироносицы ничего не знали.

Когда ученицы Христовы вошли в сад Иосифа, они остановились в недоумении – огромный камень уже был отвален, и вход в гробницу был открыт. Мария Магдалина первая увидела пустой гроб и сразу же побежала к апостолам Петру и Иоанну с печальной вестью. Тем временем остальные женщины робко вошли в гробовую пещеру. В ужасе вдруг они увидели сидящего у гроба юношу в белой одежде. «Не ужасайтесь, – сказал им Ангел. – Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен... Идите, скажите ученикам Его и Петру...».

С трепетом женщины выбежали из пещеры и поспешили в Иерусалим.

Явление Марии Магдалине и другим мироносицам. ; ;

С того момента, как Христа арестовали в Гефсиманском саду, Его ученики разбежались в разные стороны и скрывались», страха ради иудейского » в безопасных местах города Иерусалима. Мария Магдалина знала, где находятся апостолы Петр и Иоанн, и, рыдая, поспешила к ним за помощью. «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» , – сообщила плачущая Мария удивленным апостолам.

Петр и Иоанн тотчас побежали к гробу, чтобы посмотреть, что произошло с Телом их Учителя. Иоанн бежал быстрее Петра и первым оказался у гробницы, но не решился один войти в нее. Затем прибежал Петр, и они вместе вошли в пещеру. Мария Магдалина была права. Тела Господа Иисуса не было в гробе. Лежали только одни погребальные пелены, сложенные на каменной плите. Полные недоумения и печали, апостолы вышли из гробницы и направились обратно в город.

У гроба Спасителя осталась одна плачущая Мария. Внезапно она увидела в гробе двух светлых ангелов и тут же почувствовала, что сзади кто-то стоит. Она обернулась и увидела Спасителя, но не узнала Его. Мария подумала, что это садовник, и спросила Его: «Господин, если ты вынес тело моего Учителя, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». «Мария?» – услышала она знакомый голос Иисуса и в одно мгновение поняла все.

«Раввуни?» – воскликнула она и бросилась к ногам Спасителя. Но Христос сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему... и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Вскоре явления стали повторяться. Пришли остальные женщины и рассказали апостолам, что им тоже явился воскресший Господь, когда они возвращались от гробницы в Иерусалим. Но и это свидетельство было принято апостолами с недоверием.

Реакция Синедриона.

Тем временем, когда Сионская горница наполнялась радостью и недоумением, дворец Каиафы был глубоко встревожен страшной для первосвященников вестью, которую ранним утром принесла стража от гроба Иисуса.

Опять заволновались первосвященники. Галилейский Учитель и сейчас не давал им покоя. Они срочно собрались на совещание, на котором оценили все ужасающие для них последствия события, совершившегося у гроба Иисуса Назорея.

После совещания первосвященники призвали стражу, дали каждому воину большую сумму денег и сказали им: «Говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. А если слух об этом дойдет до правителя (Пилата), то мы похлопочем за вас перед ним и избавим вас от неприятности» [].

Воины взяли деньги и поступили так, как научили их первосвященники. Этот ложный слух так укоренился в еврейском народе, что многие из них до настоящего времени этому верят.

Так враги Христовы старались затмить дело Божие грубым сплетением лжи и обмана, но оказались бессильными против истины.

Явление двум ученикам на пути в Эммаус.

Хотя ученики Христовы были взволнованы рассказами мироносиц о явлении им воскресшего Господа, но все же они не верили их свидетельству. Скорбь и сомнение охватили их печальные души.

Заканчивался первый воскресный день. Наступал вечер. В это время два ученика Христовых Клеопа и (вероятно) Лука спешили из Иерусалима в селение Эммаус. Дорогой они с печалью вспоминали о своем любимом Учителе и о тех скорбных событиях, которые произошли в Иерусалиме в последние дни. Все кончено, их вера в Иисуса как Мессию рушилась, надежда исчезла. В этот момент к ним подошел какой-то путник и стал идти вместе с ними. Это был Христос, но ученики не узнали Его. Незнакомец спросил их: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою и отчего вы печальны?» Ученики удивились такому вопросу. Весь Иерусалим сейчас говорит о крестной казни Галилейского Пророка, а этот Незнакомец об этом, вероятно, даже не слышал. Тогда они начали рассказывать своему Спутнику о том, что произошло в эти последние дни в Иерусалиме с Иисусом Назарянином, Которого весь народ признавал за Великого Пророка. Три дня назад первосвященники и старейшины осудили Его на и казнили. «А мы (Его ученики) надеялись было, – добавили они печально и безнадежно, – что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, сегодня уже третий день, как умер Он. Правда, некоторые женщины смутили нас: они рано утром были у гроба и не нашли Тела Учителя; они видели и Ангелов, которые сказали им, что Христос жив. Некоторые из наших также были сегодня в саду Иосифа Аримафейского и не нашли Тела в гробнице, но живым Самого Христа не видели» [].

Тогда таинственный Путник сказал им: «О несмышленые и медлительные сердцем, почему бы вам не веровать всему, что предсказывали пророки? Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» Затем воскресший Господь начал толковать ученикам пророчества о Мессии. Беседуя, они приблизились к Эммаусу. Таинственный Путник сделал вид, что хочет идти далее, но Клеопа и Лука упрашивали Его переночевать в их доме: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру».

Христос согласился. Когда же они возлегли за стол, чтобы подкрепиться пищей, Христос взял хлеб, благословил его, преломил и подал ученикам, как это Он делал всегда перед трапезой. В этот момент открылись духовные очи апостолов, и они поняли и узнали, что их таинственный Спутник – это Сам воскресший Господь .

Но Господь стал невидим для них. Пораженные явлением, апостолы с радостью сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание» . После этого оставаться в Эммаусе и спокойно спать они не могли.

Надо сейчас же возвращаться в Иерусалим, чтобы сообщить друзьям-апостолам великую радость о том, что их Учитель воскрес.

Ликующие, они поспешили обратно в Иерусалим. Клеопа и Лука нашли десять апостолов, собравшихся вместе в Сионской горнице. Они с радостью рассказали ученикам о случае на дороге и о том, как они узнали воскресшего Господа в преломлении хлеба. В свою очередь апостолы рассказали эммаусским путникам не менее радостную весть о том, что воскресший Христос явился Петру.

Явление всем апостолам, кроме Фомы. ;

Сионская горница была переполнена радостью. Сомнение покидало апостолов, в их сердца возвращалась вера и надежда. И вот среди радостных восклицаний, благодарственных молитв и братских объятий раздался тихий и такой знакомый голос: «Мир вам!» И все присутствующие увидели посреди горницы воскресшего Господа. Ученики смутились и испугались, думая, что им явился дух, ибо двери в горницу они тщательно закрыли на запор.

Видя недоумение Своих учеников, Христос сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Господь разрешил ученикам подойти к Нему и осязать Его Тело, но и осязанию своему апостолы не сразу поверили, а только обрадовались и удивлялись. Чтобы окончательно убедить Своих учеников, что Он не дух, а истинный Человек с Душой и Телом, Христос попросил у них какой-нибудь пищи. Ему подали кусок печеной рыбы и сотового меда. Он взял пищу и стал есть перед Своими учениками.

Удивительно, как глубоко было неверие апостолов в возможность воскресения своего Учителя! И после этого скептики еще решаются утверждать, что апостолы так слепо верили, что их Учитель воскреснет, так страстно хотели увидеть Его воскресшим, что довели свое воображение до болезненного состояния и потому видели не воскресшего Иисуса, а лишь призрак, созданный их мечтами. Возможно ли приписывать апостолам болезненное воображение, когда они не верили ни свидетельству мироносиц, ни даже своим собственным глазам.

Доказав апостолам, что перед ними стоит не дух, а их воскресший Учитель с Душой и Телом, Христос сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами... Так написано (в законе Моисеевом), и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день».

Но это радостное событие не должно оставаться только в Сионской горнице. О нем должен услышать весь мир. Апостолам необходимо нести свет Христова Воскресения всем народам.

«Как послал Меня Отец, – сказал Христос апостолам, – так и Я посылаю вас». Но, посылая апостолов на проповедь , Господь дает им силу Духа Святого и власть над душами человеческими. Он дунул и сказал апостолам: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».

Этим рассказом евангелистов закончилось пятое явление Христа в первый день Его славного воскресения. Во время пятого явления среди апостолов не было Фомы. Когда же он пришел в Сионскую горницу, апостолы с радостью рассказали ему о явление всем им воскресшего Учителя. Но апостол Фома им не поверил. На их горячие уверения он ответил:

«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю?»

Явление одиннадцати апостолам

Это произошло на восьмой день после воскресения Спасителя, В этот день все апостолы собрались в Сионскую горницу на молитву. Среди них был и апостол Фома, который так и не поверил свидетельству уже всех учеников о воскресении Христовом. И вот опять внезапно явился среди Своих учеников со словами: «Мир вам?» Затем, обратившись к Фоме с ласковым упреком, Господь сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» . Внезапное явление Христа и слова, сказанные Им Фоме, до глубины души потрясли сомневающегося ученика, и он воскликнул: «Господь мой и мой?»

Тогда Христос, устремляя мысль Свою к будущему и имея в виду всех тех, кто, по примеру Фомы, будет сомневаться и отвергать подлинные свидетельства апостолов, сказал Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие».

Христос никого насильно не заставляет веровать в Него, Он желает свободного изволения человеческого сердца. Господь не явился ни Пилату, ни Анне, ни Каиафе, ни кому другому из Своих мучителей, ибо их злая воля сопротивлялась бы очевидности явления, доколе это было бы возможно («и мертвые воскреснут–не поверят»), а когда это стало бы уже немыслимо, они покорились бы в страхе, без любви и примирения.

Фома же, когда говорил «не увижу – не поверю», – уже почти уверовал, уже почти проникся верой в воскресение. Его слова были продиктованы желанием, скорее увидеть Учителя. Поэтому-то говорит о «добром Фомином неверии».

Явление на Тивериадском озере.

Исполняя повеление Учителя, апостолы после праздника Пасхи возвратились в свою родную Галилею и стали заниматься обычным для них рыбным промыслом. Однажды Петр пригласил на ночную рыбную ловлю своих друзей: Иоанна, Иакова, Фому и Нафанаила. Когда стемнело, все они вошли в лодку Петра и поплыли на хорошее рыбное место. Но как ни трудились ученики, как ни употребляли они все свое профессиональное умение, в эту ночь они ничего не поймали. Уже рассветало, когда апостолы, вымокшие и уставшие, собирались плыть к берегу. Вдруг они услышали голос Человека, стоящего на берегу озера. Это был Христос, но ученики Его не узнали. Незнакомец попросил у них несколько рыбок: «Дети, – сказал Он, – есть ли у вас какая пища?» Они ответили Вопрошающему, что у них ничего нет. Тогда Незнакомец посоветовал им закинуть сети по правую сторону лодки. Ученики это сделали и к их изумлению, сети наполнились крупной рыбой.

Все были заняты уловом, а Иоанн, вглядываясь в Незнакомца, стоящего на берегу, сказал Петру: «Это Господь» . Услышав эти слова, порывистый Петр, не долго думая, прыгнул в воду и поплыл к берегу. За ним потянулась лодка, таща полные сети. Когда ученики вышли на берег, они увидели разложенный костер и на нем лежащую рыбу и хлеб.

«Принесите рыбы, которую вы теперь поймали», – сказал Господь ученикам. Когда сети были вытащены, Христос предложил апостолам пообедать. Все ели в молчании. Никто не смел спросить Его, кто Он. Но все знали, что это Господь.

Через некоторое время Христос нарушил молчание и, обращаясь к Петру, спросил его: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?»

«Так, Господи , – отвечал Петр. – Ты знаешь, что я люблю Тебя». «Паси агнцев Моих» – сказал ему Христос. Но Господь не оставил Петра в покое. Он второй и третий раз спросил его: «Любишь ли Меня?» И тогда апостол понял, о чем идет речь. Он вспомнил свое троекратное отречение от Господа и воскликнул в покаянии: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Тогда Господь восстанавливает Петра в его апостольское достоинство и предсказывает ему его дальнейший, жизненный путь и мученическую кончину: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься... другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь».

И действительно, апостол Петр впоследствии много пострадал за Христа и был распят на кресте вниз головой.

Явление Христа на горе в Галилее.

Когда все апостолы собрались вместе, Господь повелел им идти на одну из гор Галилейских и там ожидать Его. По преданию, апостолы собрались на горе Блаженств, куда вместе с ними пришло много последователей Христовых. Народа собралось более пятисот человек (). Все, вероятно, с глубоким вниманием слушали апостолов – очевидцев, которые подробно рассказывали народу о явлениях им воскресшего Господа. Вдруг все увидели идущего к ним воскресшего Учителя. Апостолы до земли поклонились Господу, а некоторые из присутствующих стали сомневаться, думая, что видят призрак. Подойдя к ученикам, Спаситель повелел им идти на всемирную проповедь . Он сказал Своим последователям: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Это уже было восьмое явление Господа Своим последователям. Девятое явление воскресшего Христа было апостолу Иакову. О нем нам сообщает апостол Павел ().

Вознесение Господне. ;

В течение сорока дней Воскресший Господь много раз являлся Своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием. В эти светлые дни, полные необычных явлений, радостных слов и трепетного ожидания, Спаситель стремился показать ученикам, что Он не дух, что воскресло Его Тело, взойдя, однако, на высшую ступень духовной телесности. Это было не возвращение к прежней жизни, а полное преображение тела, которое не знало уже препятствий и ограничений, свойственных грубой материи.

В течение всех этих дней Господь открывал Своим последователям тайны Царства Божия, напоминал им Свое учение и готовил их к всемирной проповеди .

И вот настал день разлуки – сороковой день после воскресения Христова. В то время все апостолы находились в Иерусалиме, куда собрались они на праздник Пятидесятницы. Когда они находились в Сионской горнице в молитве и единодушии, им внезапно явился Христос. Беседуя с апостолами, Господь вывел их из Иерусалима, и они все вместе пошли на Елеонскую гору. Достигнув вершины горы, Господь стал прощаться с апостолами, заповедуя им не расходиться из Иерусалима до тех пор, пока на них не сойдет Дух Святой. «Иоанн крестил водою, а вы, – сказал им Спаситель, – через несколько дней будете крещены Духом Святым». На мгновение к некоторым ученикам вернулись старые надежды: «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» Он же сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда на вас сойдет Дух Святой; и будете Мне свидетели в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до конца земли».

Затем Христос поднял руки и начал благословлять Своих любимых учеников, и «когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» . Долго еще стояли ученики Христовы на вершине горы и смотрели на небо, куда ушел от них любимый Учитель.

Внезапно им явились два ангела. Обращаясь к апостолам, они сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

С радостью ученики возвратились в Сионскую горницу, где пребывали всегда в единодушии, прославляя и благословляя Бога. Это была первая христианская община, ядро будущей славной Христовой Церкви.

Однажды, когда собрание было большим, около ста двадцати человек, по предложению апостола Петра, все единодушно избрали, вместо отпавшего Иуды-предателя, Матфия и причислили его к одиннадцати апостолам.

Сошествие Святого Духа на апостолов.

Наступил день Пятидесятницы. Этот великий ветхозаветный праздник был установлен в память Синайского законодательства. Апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, единодушно находились в Сионской горнице. Был третий час дня (девять часов утра). Внезапно все присутствующие услышали шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Шум все усиливался, пока не наполнил весь дом, где они находились. И вот над каждым из апостолов они увидели как бы огненные языки, и все исполнились Духа Святого и начали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.

В это время в Иерусалиме было множество паломников, среди которых немало было евреев-иностранцев, приехавших на родину отцов к празднику Пасхи и проводивших время в Иерусалиме до праздника Пятидесятницы. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Народ дивился этим непонятным для них звукам, исходящим с высоты небесной и наполняющим дом. Но еще больше они удивились, когда апостолы, выйдя из горницы, стали говорить с каждым из них на их родном языке.

Люди изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык?» Нашлись, впрочем, и такие, которые говорили: «Это они напились вина и опьянели».

Тогда апостол Петр обратился ко всем собравшимся с пламенной речью: «Мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме! Эти люди не пьяны, как вы думаете, но в том, что вы видите и слышите, сбывается предсказание пророка Иоиля о сошествии Духа Божия на всякую плоть. Этого Духа Истины ниспослал на Своих последователей Иисус Назарянин – Сын Божий, Которого вы осудили и распяли. Но не могла удержать в гробе Источника жизни.

Христос воскрес, вознесся на небо и сел одесную Бога Отца» []. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».

Благодатная проповедь Петра так подействовала на сердца слушателей, что многие уверовали в Иисуса Христа и приняли крещение. Это был «первый улов рыбака» Петра и его друзей-апостолов.

Помимо упомянутых в «официальном» списке апостола Павла, в Новом Завете существует множество других ссылок на явления Христа. Собранные вместе, различные явления Воскресшего Христа долгое время представляли сложности для ученых, пытавшихся согласовать сообщения и установить для них определенный хронологический порядок, как и точное их расположение.

Где явился Христос? В Галилее, в Иерусалиме или в обоих местах? На этот вопрос предлагались различные ответы. Евангелисты действительно не единодушны в своих записях. Согласно сообщениям трех Евангелий, Воскресший Христос явился женщинам в первый день недели в Иерусалиме (Мф. 28, 9-10; Мк. 16, 9; Ин. 20, 11-18), а потом одиннадцати (Мк. 16, 14 и слл.; Лк. 24, 33 и слл.; Ин. 20, 19 и слл.). Однако в Евангелии от Матфея говорится лишь о явлении одиннадцати в Галилее. В Евангелии от Луки говорится лишь о явлениях в Иерусалиме, а Иоанн упоминает о явлении одиннадцати в Иерусалиме наряду с явлением семи ученикам в Галилее (Мф. 28, 16 и слл.; Лк. 2, 33 и слл.; Ин. 20, 19 и слл. и 21, 1 и слл). Где в действительности Христос впервые явился одиннадцати?

Даже наиболее убежденные в неопровержимости Евангелий как записей событий, предшествовавших смерти Христа и следовавших после нее, представляют различные степени неопределенности относительно времени и места явлений. Они стремятся последовательно расположить эти явления после Воскресения, но могут лишь догадываться о их месторасположении. Это происходит из-за различий в записях Евангелий и понятно, что среди толкователей не может не быть неопределенности. Количество, порядок и обстоятельства явлений остаются открытым вопросом. Однако мы всегда должны помнить, что эти расхождения «происходят от разнообразия свидетельств, которые евангелисты включают в свои Евангелия, не пытаясь согласовать различия», – как замечает Жорж Барруа .

Некоторые толкователи склонны принимать историческую предпочтительность Галилеи. Когда гробница была обнаружена пустой, ученики, хотя и тайно, все еще оставались в Иерусалиме. Они были испуганы и смущены, и решили двигаться в Галилею в надежде, что воскресший Христос встретит их там (Мк. 16, 7; Мф. 28, 10). Один из приверженцев этой линии толкования доказывает, что именно в Галилее Иисус призвал первых учеников, научил их и включил в мессианскую общину. Оттуда ученики были посланы возвещать пришествие Царствия Божьего. Они следовали за Иисусом в Иерусалим, но после Его смерти, уже зная о пустой гробнице, они покинули Иерусалим, уйдя в Галилею. И там, в галилейской атмосфере, Воскресший Христос «пожелал обновить в них решение первой встречи» и «завершить Свое откровение» . Когда они достигли Галилеи, своего дома, им была дана возможность видеть Господа, а с явлением своего Учителя они окончательно удостоверились, почему гробница была найдена пустой.

Это достаточно правдоподобная реконструкция перемещения учеников. Однако Евангелия также говорят, что Иисус явился в Иерусалиме. Для учеников, которые были галилеянами, было бы неестественно возвращаться к себе домой из Иерусалима после празднования ветхозаветной Пасхи. Будучи благочестивыми иудеями, они должны были бы, как утверждает Ч. Моул, позже вернуться в Иерусалим, на праздник Пятидесятницы. В течение Пасхи они видели Христа в Иерусалиме, и Он снова явился им после их возвращения в Галилею. Предсказания Христа, данные после Тайной Вечери, – «Я предварю (προάξω) вас в Галилее» (Мк. 14, 28) – также, как и слова «юноши» у гробницы, который повелел женам рассказать апостолам, что Воскресший Иисус «предваряет вас (προάγει ὑμᾶς) в Галилее» (Мк. 16, 7), по мнению Моула, означает лишь, что «когда вы возвратитесь в Галилею (а вы естественно возвратитесь), вы обнаружите, что Он опередил вас» .

Обе линии толкования, изложенные нами относительно передвижения учеников после Воскресения, согласны в том, что ученики знали о пустой гробнице еще до того, как пошли из Иерусалима в Галилею, но расходятся в вопросе о том, «где» и «когда» Христос явился Своим ученикам. Третья попытка реконструировать события после Распятия предполагает, что одиннадцать узнали о пустой гробнице позже. Сторонники этой гипотезы полагают, что ученики услышали рассказ женщин о пустой гробнице лишь после того, как они вернулись в Иерусалим из Галилеи, чтобы отпраздновать Пятидесятницу, заключительный праздник пасхального периода. В Галилее они испытали своего рода «неожиданную встречу откровения» с Иисусом, которая привела их к убежденности в Его Воскресении. Позже, после возвращения в Иерусалим, они услышали сообщение о пустой гробнице и решили, что оно хорошо согласуется с их новой верой в Воскресение . Эта точка зрения, действительно, лишь в некотором смысле основывается на свидетельствах Евангелий. Из рассмотренных нами точек зрения первые две проявляют в данных Евангелий большую заинтересованность и относятся к этим данным более ответственно. Главный пункт Евангельского свидетельства опровергает гипотезу о том, что ученики верили в Воскресение Иисуса до того, как они узнали об обнаружении пустой гробницы. Явление Христа одиннадцати развеивает их недоумение относительно того, почему же она была пустой.

Также мы должны здесь упомянуть другую линию толкования, которая основывается на «символической географии». Некоторые толкователи усматривают «богословский символ» или «символическую Галилею» в возвещении ученикам того, что Христос предварит их в Галилее (Мк. 14, 28 и 16, 7). В целом в Евангелии от Марка географические указания представляются символически насыщенными. В Галилее видится символ языческого мира, в который Христос поведет Своих учеников. Миссия Церкви находится в языческом мире, и там ученики увидят Христа . Эта «символическая география» явила крайний скептицизм по отношению к историческим ссылкам Евангелий и не нашла значительной поддержки .

Чем-то схожие, но лучше обоснованные экзегетические подходы усматривают определенные богословские перспективы в свидетельствах, которыми каждый евангелист подтверждает очередность и место явлений. Так, ев. Лука, который записывает явления лишь в Иерусалиме и его округе, отражает свой интерес в святом граде. Его Евангелие начинается с событий в Иерусалиме (1, 5 и слл.) и находит свое завершение в том же городе (глава 24). Галилейские явления не вписывались бы в «богословскую географию» его Евангелия, и поэтому, по скорее богословским, чем историческим причинам, Лука просто опускает явления в Галилее и сосредотачивается на происшедших в Палестине. С другой стороны, для Матфея Иерусалим не имел такого же первостепенного значения, потому что его руководители принимали участие в распятии Иисуса. Соответственно, св. Матфей записывает лишь то, что Он явился одиннадцати в Галилее, а из Галилеи благая весть распространится по всему миру (28, 16-20). Согласно этой теории, Матфей также следовал скорее богословской, чем исторической логике .

Во всех этих теориях есть свои интересные моменты, хотя ни одна из них не может вполне решить проблему, если принимать во внимание все Евангельские свидетельства. Самое большее, что мы можем сказать, это то, что основная масса данных приводит нас к заключению о том, что ученики все же знали о пустой гробнице до своего возвращения в Галилею, что, вероятнее всего, они все еще были в Иерусалиме в первый день Пасхи, и как явления в Иерусалиме, так и явления в Галилее могут восприниматься как исторические . Еще раз цитируя Моула, можно сказать: «Явления в Иерусалиме и Галилее представляют не различные концепции христианской миссии, но всего лишь концепцию Иисуса, Который является там, где случилось быть Его друзьям» .

Поскольку из расхождений в представленных нам данных можно вывести различные умозаключения, прежде всего мы должны избегать попыток согласовать наши источники. Евангелисты не пытались согласовать все свои сообщения, не делала так и ранняя Церковь, даже несмотря на то, что для этого были апологетические основания. Церковь предпочитала сохранять и передавать различающиеся свидетельства. Любое согласование, для того чтобы быть последовательным, неизбежно исключит некоторые важные элементы и лишит такое свидетельство божественно-человеческой наполненности так, что мы будем иметь человеческий документ, основанный лишь на человеческой логике. Сложность опыта Воскресения, лишь частично понятого его участниками, была бы урезана до четко определенной последовательности событий в период после Воскресения, что помешало бы нам испытать все случившееся и в полноте участвовать в радости Воскресения. Те сообщения, которые мы имеем относительно явлений после Воскресения, указывают на неуверенность и страх его участников – аргумент, безусловно опровергающий теорию о том, что они были созданы позднее. Эти повествования включают наиболее ранние предания, которые, несмотря на их различия сходятся между собой и подтверждают истину сообщаемого ими. А ранняя христианская проповедь была бы непостижима без различных свидетельств, которые апостолы несли многим людям, как и без различных встреч с Воскресшим Христом .

Расхождения в Евангельских сообщениях относительно явлений Христа после Его Воскресения особенно интересны в свете самого факта, что они являются именно расхождениями. Однако больше всего поражают именно общие характеристики этих различных явлений, и эти общие моменты в сообщениях также привлекли значительное внимание ученых и толкователей. Первый общий аспект, который мы замечаем, это инициатива и свобода Христа. Он приходит неожиданно, Он присутствует, и Его можно видеть, но при этом больше Он не является жителем земли. Во всех этих явлениях мы видим Воскресшего Иисуса, превосходящего ограничения времени и пространства – для Его передвижений естественных барьеров не существует.

Второй общий аспект этих явлений заключается в том, что Иисус узнаваем, но лишь после некоторого момента сомнения. Явно сомнение упоминается в Мф. 28, 17: «И, увидев Его, поклонились; другие же усомнились (ἐδίστασαν)». Подразумевается ли этим, что некоторые из одиннадцати не могли поверить в увиденное ими? Мы должны заметить, что евангелист использует не выражение «не поверили» или «отказались верить», а слово, имеющее оттенок колебания, сомнения, шатания (διστάζω). Ев. Матфей также использует этот термин в своем повествовании о хождении Иисуса по водам (14, 22-33). Когда Петр, также шедший по воде, стал бояться по причине сильного ветра и стал тонуть, Иисус подал ему руку и поддержал его, говоря: «Маловерный, почему ты усомнился (ἐδίστασας) (14, 31) Из контекста этого рассказа понятно, что сомнение Петра нельзя толковать как отрицание веры в формальном смысле, но скорее как веру, соединенную с сомнением. Петр шел по водам к Иисусу, но заколебался, пошатнулся, встретившись с опасностью .

Любой ученик Иисуса мог испытывать это сомнение. Во время явления некоторые из одиннадцати были смущены, и в этот момент кризиса в их жизни они испытывали колебание или шатание. Действительно, в Иерусалимской Библии фраза Мф. 28, 17 «но некоторые усомнились» переводится как «хотя некоторые колебались». Один исследователь в этом стихе, после анализа значения слова, обозначающего сомнение, предположил, что у Матфея явление Христа представлено как «церковное» событие, указывающее на сложности и вызовы ученичества. Это не подразумевает, что сомнение исторически не принадлежит явлениям после Воскресения, а скорее подчеркивает суть всего абзаца – что заповедь Господня о научении всех народов (Мф. 28, 19) «не может быть исполнена лишь человеческими силами. Это возможно единственно потому, что Христос всегда пребывает со своей Церковью» .

В двух других отрывках, говорящих о приходе Христа к ученикам после Воскресения, подразумевается это же сомнение. Женщинам, которые ухватились за Его ноги и поклонились Ему, Иисус сказал: «Не бойтесь» (Мф. 28, 10). Сомнение также подразумевается в Ин. 20, 19-21. Здесь Иисус показывает ученикам Свои руки и бок, предположительно, по двум причинам: во-первых, чтобы убедить их в Воскресении, а во-вторых, чтобы развеять их сомнение, высказанное апостолом Фомой .

Этот опыт сомнения принадлежит самому раннему преданию Евангельских сообщений. Сомнение учеников могло также подчеркнуть, что они не были жертвами иллюзии и что в явлениях вера не навязывалась свидетельствовавшим о них. Как и пустая гробница, явления не привели учеников автоматически к полному убеждению в том, что умерший восстал, и все же они пробуждали веру. Каждый, кому явился Христос, уверовал и стал свидетелем. Сомнение препятствовало признанию, но, когда оно было преодолено, ученики испытывали радость и утешение, осознавая, что среди них был Иисус. Лишь после этого признания им сообщается о их миссии. Это третья общая характеристика явлений. Ученики не были бы посланы на служение, если бы не были в полноте убеждены, что Иисус из Назарета и Воскресший Христос – это одна и та же личность. Их миссия состояла в возвещении того, что они видели и слышали.

Последняя общая характеристика явлений заключается в том, что Христос всегда являлся именно друзьям. Где бы ни случалось быть Его друзьям, в Иерусалиме или в Галилее, Иисус являлся им, а не первосвященнику или Пилату. Единственным исключением было Его явление Павлу, когда последний активно гнал Церковь. Апостол Петр вспоминает эту характеристику явлений Христа в своей проповеди домашним Корнилия в Кесарии: «И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме. Его они и убили, повесив на древе. Его Бог воздвиг в третий день и дал Ему являться – не всему народу, но свидетелям, предызбранным Богом, нам, которые с Ним ели и пили по Воскресении Его из мертвых» (Деян. 10, 39-41).

Прославленный александрийский богослов и ученый, Ориген однажды поставил вопрос: «Почему Он являлся только друзьям?» и предположил в ответе, что не каждый смог бы вынести такие встречи с прославленным Христом . Но, возможно, в последнем рассуждении Христа, как оно представлено в Ин. 14, 18-21, имеется более полный ответ: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам. Еще недолго, и уже мир Меня не видит; но видите Меня, потому что Я живу и вы жить будете... Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот и есть любящий Меня. А любящий Меня возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлю ему Себя».

Иисус говорит о любви и о соблюдении Его слова как условиях для тех, кому Он явится. Восточные отцы толковали этот отрывок как относящийся к явлениям после Воскресения. В этом значение слов «еще недолго» и «потому что Я живу, и вы жить будете».

Явления Христа после Его Воскресения не являются ни апокалиптическими видениями, ни откровениями сверхъестественного мира. Нельзя к ним относиться и как к снам, ибо они случались не во время сна и даже не ночью. Когда Христос является, Он один, Он объединяет с Собой бывших с Ним и говорит к ним каждый раз Своим собственным голосом – голосом Воскресшего Господа, который нельзя спутать ни с каким другим. Когда ученики говорят с Ним, их сердца горят (Лк. 24, 32). Произносимое Им ясно, пропитано духом Того, Кто стал «духом животворящим» (1 Кор. 15, 45). Эти слова Церковь хранит и оберегает, размышляет над ними и передает их. Они принадлежат к самому Ее основанию, ибо с этими словами ученики призываются и посылаются на миссию созидать Церковь (Мф. 28, 16-20; Ин. 20, 19-23). Ученики были призваны, чтобы свидетельствовать о Воскресении всем народам, крестить, прощать грехи и приводить их в общение с Воскресшим Христом.

В таком случае эти явления являются кульминацией чудес, совершенных Иисусом в Его общественном служении, ибо чудеса также совершались не для того, чтобы принудить людей принять Иисуса как Мессию, но чтобы явить силу Царства Божьего. Явления после Воскресения представляют собой откровение и присутствие Воскресшего Христа, обнаруживающего Себя в Своем приходе и отшествии.

Все знают историю, связанную с Воскресением Иисуса, но единицы знают подробности этого события, хотя праздник Воскресение Иисуса Христа является главным для христиан.

Именно в честь Воскресения Христова все христиане на протяжении целых сорока дней празднуют Пасху.

В каких источниках описаны события связанные с Воскресением Иисуса Христа?

Главные источники, в которых описаны события, связанные с Воскресением Иисуса:

— Евангелие от Матфея. Главы 27, 28

— Евангелие от Марка. Главы 15, 16

— Евангелие от Луки. Глава 24

Слово Ева́нгелие переводится с греческого, как «благая весть» о наступлении Царства Божия.

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку

История воскресения Иисуса началось с суда над ним и его распятием на кресте в пятницу накануне еврейской Пасхи.

Распятие Иисуса Христа

Распятый на кресте Иисус умер около трех часов после обеда.

Во время казни присутствовали Мария Магдалина, Мария, мать Христа и Саломия и другие ученики Христа.

Чтобы не омрачать еврейский праздник Песах (Пасха) иудейские первосвященники и Понтий Пилат поручили одному из своих первосвященников, богачу из города Аримафеи, по имени Иосиф забрать тело Иисуса, и похоронить его. Согласно Библии Иосиф с помощником сняли тело Иисуса с креста и похоронили его в принадлежащем Иосифу склепе.

Но скорее всего учитывая ранг Иосифа, а ведь он был одним из руководителей Синидриона, всеми этими действиями занимался не он лично, а похоронная команда из местной стражи, но под его руководством.

Интересно, что кто из учеников Ииисуса, ни Мария Магдалина, ни мать Иисуса не принимали участия в похоронах Господа.

В подобной могиле был похоронен Иисус Христос

Сняв тело Иисуса с креста, Иосиф обвил Христа плащаницею и тем же вечером похоронил Иисуса в пещере, затем привал камень ко входу в пещеру и вернулся в Иерусалим.

Мария Магдалина и его мать Мария наблюдали из далека, где похоронили Иисуса.

Пещера где похоронили Иисуса находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где был распят Христос.

На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса.

Для охраны пещеры Понтий Пилат выделил стражу и приказал ее (пещеру) опечатать.

Жены-мироносицы

На третий день после похорон Иисуса, ранним воскресным утром Мария Магдалина и мать Христа Мария Иаковлева, купив ароматические масла, отправились к пещере, чтобы намастить тело покойного.

Подходя к пещере, женщины переживали по поводу того, кто же им отодвинет тяжелый камень, которым привален вход в пещеру.

Но подойдя к пещере они с удивлением обнаружили, что стражников которые должны охранять пещеру нет, а камень закрывающий вход отвален.

Воскресение Иисуса Христа. Ангел Господен

Когда женщины вошли в пещеру, то они увидели, что тела Христа нет, а на правой стороне ложа сидит облеченный в белую одежду юноша.

Женщины испугались и замерли, но юноша тот час обратился к ним:

«Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам»

Напуганные женщины выбежали из пещеры и вернулись в Иерусалим, но объятые ужасом никому ничего не рассказали, ни о пропаже тела, ни о юноше в белых одеждах.

Тем не менее, как и Иисус и предсказывал, он воскрес рано утром в воскресенье.

Первым человеком к кому он явился, была Мария Магдалина.

Представ перед Марией Магдалиной, он изгнал из нее семь бесов.

После чего Мария Магдалина отправилась к ученикам Иисуса и рассказала им, что Иисус воскрес и, что она видела Его живым, но ученики не поверили рассказу Марии.

Затем Иисус в ином образе явился двум из учеников на дороге.

Те рассказали о встрече с Учителем, но остальные ученики снова не поверили и им.

Тогда вечером Иисус явился остальным одиннадцати своим ученикам и высказал им свои упреки за то, что они не поверили в его воскресение и сказал им:

«идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы»

После беседы с учениками Иисус на небо и воссел одесную Бога, а ученики пошли проповедовать.

На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Марка заканчивается.

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие От Матфея

Евангелие от Матфея раасказывает о событиях связанных с Воскресением Иисуса Христовым с несколько иными подробностями, нежели Евангелие по Марку.

В Евангелии от Матфея есть и землетрясения, и солнечное затмение, и воскрешение покойников:

«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим»

Но вот у пещеры события уже происходят несколько по-другому.

Когда Мария, мать Иакова и Иосии (мать Христа), и мать сыновей Зеведеевых подошли к пещере, то случилось великое землетрясение, связанное с тем, что сошедший с небес Ангел Господень, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем:

«вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег»

Ужас объял всех: и стражников, охранявших пещеру и женщин.

Ангел обратился к женщинам и сказал:

«не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите»

Женщины, убедившись, что смертное ложе Иисуса пусто отправились назад в Иерусалим, чтобы рассказать апостолам о воскресении Учителя.

Одиннадцать учеников оправились в Галилею, чтобы там, на горе, встретиться Учителем.

Не все ученики поверили, что пред ними их учитель Иисус.

Приблизившись Иисус обратился к ученикам:

«Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века»

На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Матфея заканчивается.

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие от Луки

В Евангелие от Луки в 24-й главе женщины также поутру в воскресенье пришли в пещеру к гробу Христа с приготовленными ароматами и также нашли камень отваленным от входа в пещеру.

Но когда они зашли в пещеру пред ними предстал не юноша, а два мужа в блистающих одеждах.

Они так же, как и Евангелиях от Матфея и Марка сообщили им, что Иисус воскрес и ждет их в Галилее,

Но и здесь женщины не поверили вестникам.

Однако в Евангелии от Луки в пещере присутствует апостол Петр, который подходит к гробу Господнему и видит там только пелены лежащие.

Далее описываются события, когда два ученика встречают на дороге Иисуса и долгое время не узнают его и только после того как он возлежал с ними и преломил с ними хлеб к ним пришло прозрение, что целый день они провели в обществе Иисуса:

«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них»

Далее по возвращению в Иерусалим и они нашли вместе одиннадцать Апостолов которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

И в этот момент сам Иисус стал посреди них и сказал им:

«Мир вам»

Апостолы смутились и испугались, подумав, что видят духа.

Но Иисус убедил их, что он их плоти крови, а после отведал вместе с ними печеную рыбу и сотовый мед.

Ученики поклонились Иисусу и вернулись в Иерусалим в праздничном настроении.

На этом рассказ о Воскресении Иисуса в Евангелии от Луки заканчивается.

Существуют ли записи упоминаний о вознесении Господнем в творениях очевидцев Христа?

Нет, в творениях очевидцев Христа не существует ни единой записи, где бы были бы упоминания о вознесении Господнем. Все упоминания о вознесении Господнем были написаны не очевидцами и в более поздний период.

Элизабет Митчелл

Введение

Некоторые люди заявляют, что евангельские повествования о местах, очевидцах и времени явлений Христа весьма противоречивы. Писание призывает нас всегда быть готовыми дать ответ в своем уповании (1 Петра 3:15 ). Поскольку эти ответы, а также наша вечная надежда основываются на достоверности воскресения Христа (1 Коринфянам 15:17 ), нам нужно прояснить для себя «многие верные доказательства » (Деяния 1:3), описанные в Писании. Мы предлагаем изучить временную шкалу и доказательства в защиту важнейших событий в истории.

Противоречивые или дополняющие друг друга повествования?

«На гору»

Итак, где и кому именно явился Иисус? Кое-кто ставит под сомнение последовательность изложения событий в Библии, ссылаясь на фразу «на гору»:

«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились». (Матфея 28:16–17, курсив добавлен)

Так где же явился Иисус одиннадцати – на горе в Галилее или в Иерусалиме, за закрытыми дверями? Разве это повествование не противоречит истории, изложенной в Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна?

«Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Марка 16:14).

«И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Луки 24:33–37).

«В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Иоанна 20:19–20).

После Своего воскресения из мертвых Иисус несколько раз являлся Своим последователям и об этом не менее десяти раз упоминается в Писании. Начиная со дня своего Воскресения, Он «явил Себя живым… со многими верными доказательствами» (Деяния 1:3) и научал Своих апостолов и многих других последователей на протяжении сорока дней. Затем Он вознесся с горы Елеон, и апостолы были тому свидетелями (Деяния 1:9–12 ). Для того чтобы прояснить для себя эти спорные стихи, нам следует исследовать явления Христа с точки зрения того, когда и где они произошли, и кто был их свидетелями.

В 1 Коринфянам 15 Павел подводит итог и это дает нам информацию об этих и других явлениях, о которых не сказано в Евангелиях и в книге Деяний.

«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1 Коринфянам 15:3–7).

Мы знаем, что среди этих явлений было также явление Кифе (Петру), затем «двенадцати», и более нежели пятистам братьям одновременно, большинство из которых на время написания Павлом его послания были живыми свидетелями этого события.

Одиннадцать или двенадцать?

Кое-кто может отметить, что после смерти Иуды слова Павла о явлении «двенадцати» были ошибочны. Однако ко времени написания Павлом послания, предателя заменил Матфий (Деяния 1:20–26 ).

Примечательно, что все апостолы согласились с тем, что заменить Иуду должен был человек, который был с ними со времени крещения Господня и до дня его вознесения. Фактически, одна из ключевых задач этого замещения была в том, чтобы новый апостол был свидетелем Воскресения. А значит, к тому времени, как Павел начал писать свои послания, Матфий уже присоединился к «одиннадцати», и был непосредственным очевидцем воскресшего Христа, поэтому то, что Павел назвал эту группу людей «двенадцатью» - совершенно точное описание. И этот факт призван напомнить нам о том, что у Иисуса, кроме избранных Им апостолов, было очень много других последователей.

Женщины

Для того, чтобы согласовать между собой все четыре Евангелия, рассказывающие о действиях женщин, нам нужно, прежде всего, сфокусироваться на первых явлениях в день Воскресения. 28 глава Евангелия от Матфея, 16 глава Евангелия от Марка, 24 глава Евангелия от Луки и 20 глава Евангелия от Иоанна начинаются с прихода женщин (среди которых была и Мария Магдалина) к гробнице. Они обнаруживают, что она пуста, а камень отвален от гроба.

Мы считаем, что Мария Магдалина отделилась от остальных женщин после первого посещения гробницы . Вероятно, она поспешила найти Петра и «другого ученика» (Иоанна). Очевидно, остальные девять учеников не были с Петром и Иоанном в то утро, и о пустой гробнице им рассказали другие женщины. В Евангелии от Иоанна 20:1–2 говорится, что Мария Магдалина рассказала им о том, что тело Господа пропало. Когда Петр и Иоанн осмотрели пустую гробницу и ушли, Мария Магдалина осталась там в слезах, увидела ангелов в гробнице, спросила у них о теле Господа, а затем лично беседовала с Иисусом. В Иоанна 20:17 говорится, что Иисус послал ее сказать братьям, что Он жив, а в 18 стихе сказано, что она послушалась Его. В Евангелии от Марка 16:9–11 сказано, что Мария Магдалина была первой, кому явился Господь, и что ученики не поверили ее рассказу.

Тем временем другие женщины, обнаружившие, что камень отвален от гроба, зашли в гробницу и увидели ангела, сидящего справа. Вдруг они поняли, что там было два ангела, как отмечает Лука. Матфей и Марк упоминают только одного из них, возможно фокусируясь на ангеле, который непосредственно обращался к женщинам (Матфея 28:5–7; Марка 16:5–7; Луки 24:4–8 ). Ангел говорит женщинам идти и рассказать учениками и Петру (предполагая, таким образом, отделение Петра после его отречения и тот факт, что он не был с остальными ученикам), что Иисус воскрес и что Он встретит их в Галилее.

В Евангелии от Матфея 28:8–10 говорится, что женщины побежали сообщить об этом ученикам. Возможно, они разминулись с Петром и Иоанном, которые как раз направлялись к гробнице. Очевидно, пока женщины искали учеников в городе, Петр с Иоанном осматривали пустую гробницу, а Мария Магдалина пережила свою встречу с Иисусом. Явившись Марии Магдалине, Иисус посетил женщин, направлявшихся в город , и еще раз сказал им о том, что им следует идти и сказать братьям, что они увидят Его в Галилее. Возможно, Иисус лично явился им, потому что они были ужасно напуганы и боялись говорить с кем-либо (Марка 16:8 ). После встречи с Иисусом, они с радостью доставили апостолам Его послание. В Евангелии от Луки 24:9–11 подводится итог: «одиннадцать и все прочие» наконец-то услышали от женщин (в том числе и от Марии Магдалины) весть о воскресении Христа. Однако никто им не поверил.

Пустая гробница и другое

В Евангелии от Матфея 28:11–15 рассказывается об еще одном важном событии, происшедшем в то воскресное утро. Стражи рассказали первосвященникам обо всем, что произошло. С помощью взяток первосвященники распространили слухи о том, что ученики украли тело Христа, пока стражники спали. Поступив так, они подтвердили для истории тот факт, что гробница на самом деле была пуста.

События, описанные в оставшихся стихах 28 главы Евангелия от Матфея, произошли уже не в то воскресенье. В Матфея 28:16 рассказывается, что ученики пошли в Галилею (это путешествие заняло у них больше одного дня), и это произошло до явления, описанного в 17 стихе. Поэтому данное событие следовало после событий, описанных в других Евангелиях.

Иисус дважды явился отдельным людям лично, прежде чем явиться всем одиннадцати вместе. Первое из этих двух явлений описано в Евангелии от Луки 24:13–35 , а также вкратце в Евангелии от Марка 16:12–13. Услышав рассказ женщин, а также свидетельство Петра и Иоанна о пустой гробнице, некто по имени Клеопа со своим товарищем отправился в Эммаус. В пути они встретились с Иисусом, и получили от Него библейский урок, объяснивший им места ветхозаветных Писаний, которые были исполнены благодаря Его страданиям, смерти и воскресению. Когда эти двое поняли, что им довелось преломить хлеб с Иисусом, они поспешили обратно в город, чтобы сообщить об этом ученикам. Прибыв туда, они узнали, что Господь также лично явился Симону Петру. Об этой встрече с Петром упоминается в Евангелии от Луки 24:34, однако других подробностей о ней мы не имеем.

И, наконец, мы подошли к стихам, вызывающим сомнения. К этому времени уже наступил вечер воскресенья. В Евангелии от Луки 24:33 говорится о том, что двое, шедшие в Эммаус, «нашли вместе одиннадцать и бывших с ними» . Однако мы знаем, что когда Иисус явился ученикам, Фомы с ними не было. Возможно, Фома по какой-то причине вышел, или его не было с ними на тот момент, а термин «одиннадцать» использовался для общего обозначения группы апостолов после смерти Иуды. В Иоанна 20:26 говорится, что Фоме пришлось прождать еще восемь дней, прежде чем Иисус снова явился ученикам.

Матфей не упоминает о явлениях Христа «одиннадцати» в тот день, когда они еще находились в комнате, однако мы находим эту информацию в Евангелиях от Марка и Луки. Мы знаем из рассказа Луки, что с учениками присутствовали и другие люди, и Иисус вкушал с ними пищу, доказывая, таким образом, что Его тело снова живо (Луки 24:42 ). Во время этих двух явлений в Иерусалиме, Он убеждал Своих последователей в том, что Он на самом деле жив.

Галилея

Явления в Галилее не описаны в Евангелиях от Марка и Луки, однако о них говорится в Матфея 28:16–17 и 21 главе Евангелия от Иоанна. В Матфея 28:16 отмечается, что одиннадцать пошли в Галилею, очевидно, ожидая явления Иисуса, поскольку Он обещал им это, передав послание через женщин. Согласно 21 главе Евангелия от Иоанна, Петр и шестеро других учеников решили пойти ловить рыбу. Иисус дал им совет забросить невод с другой стороны лодки. Вернувшись на берег, они увидели Иисуса, Который готовил для них завтрак. Иисус провел Свою знаменитую беседу с Петром «паси овец моих», и рассказал ему о предстоящей мученической смерти. Иоанн отмечает, что «это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении из мертвых» , и это означает, что Он в третий раз явился к ним, как к группе (Иоанна 21:14 ). В первый раз это была встреча с одиннадцатью, кроме Фомы, а во второй раз Фома присутствовал там.

Явление на горе в Галилее, куда повелел им прийти Иисус (Матфея 28:16–17 ), произошло через какое-то время после Его явления на берегу. В этих стихах логично продолжено повествование, поскольку всего за несколько стихов до этого Иисус повелел женщинам сказать братьям, что они увидят Его в Галилее. После небольшой вставки о том, как иудейские лидеры вступили в сговор, чтобы объяснить, что тело исчезло, повествование ведет нас в Галилею, к обещанному явлению Христа.

Многие считают, что именно это явление на горе в Галилее было тем самым случаем, когда Иисус явился более пятистам человек одновременно (1 Коринфянам 15:6 ). К этому времени информация об обещанном явлении Христа должна была распространиться среди многих Его последователей, и им должно было хватить времени, чтобы собраться. В Евангелии от Матфея 28:16–17 конкретно не говорится, что с учениками были и другие люди, однако в этом стихе нет ничего, что могло бы исключить возможность того, что там собрались и другие Его последователи. Увидев Иисуса, ученики поклонились Ему, а иные все еще пребывали в сомнениях. Одиннадцать к этому времени уже видели Иисуса более одного раза, а некоторые даже ели с Ним, а значит слова «иные усомнились», скорее всего, относятся к тем, кто Его раньше не видел.

Последние явления

Из 1 Коринфянам 15:7 мы узнаем, что после явления на горе Иисус также являлся Своему сводному брату Иакову. Хотя нам не известно точное место, где состоялась эта встреча, логично предположить, что она произошла в Галилее, ведь, как следует из Евангелий, именно там выросли Иисус и Иаков (Матфея 12:46–50; cм. Матфея 13:55 ). Где бы ни произошла эта встреча, она должна была стать некоторым катализатором для Иакова, который был настроен скептически (Иоанна 7:5 ), и она должна была заставить его поверить, что его сводный брат – действительно Сын Божий.

В 1 Послании Коринфянам 15:7 также объясняется, что все апостолы видели Христа еще раз после Его встречи с Иаковом. Об этом событии упоминается в 1 главе книги Деяний (также см. Матфея 28:18–20; Марка 16:14–19; Луки 24:44–53 ). Иисус провел апостолов до самой Вифании в восточной части горы Элеон неподалеку от Иерусалима. Там Он дал им последние указания перед вознесением на небо.

Апостол Павел пишет: «а после всех явился и мне, как некоему извергу» . Это явление произошло, когда Павел (в то время называемый Савлом) шел в Дамаск, чтобы подвергать преследованиям христиан (Деяния 9:1–9; 1 Коринфянам 15:7).

Заключение

Веря в достоверность Писания, а, значит, и в правдивость рассказов очевидцев, можно предложить такую возможную хронологию после воскресения и до вознесения Христа на основании событий, изложенных в Святом Слове Божьем.

Как продемонстрировано на схеме, в рассказах о явлениях Христа после Его воскресения нет совершенно никаких противоречий. Мы, как хорошие репортеры, слагающие историю из показаний надежных свидетелей, должны исследовать все рассказы очевидцев, изложенные в Божьем Слове, принять по вере, что Писание есть истинным, и затем увидеть, как оно сливается воедино безо всяких уловок. Сложенные воедино, эти повествования рассказывают нам о самой важной истине в мире: Иисус Христос, Сын Божий, умер за наши грехи и воскрес , победив грех и смерть ради нашего спасения и во славу Божию. И те, кто, не видел Его– как мы с вами – призваны уверовать в Него и благодаря своей вере обрести невероятные благословения вечной жизни (1 Петра 1:8–9 ).

Ссылки и примечания