Зайд ибн Сабит: биография. Саид был в числе тех, кто получил радостную весть о рае

Имя Зайда ибн Хариса в источниках фигурирует как вольноотпущенник пророка Мухаммада ﷺ . Необходимо отметить, что Зайд не был с рождения рабом, а стал им вследствие на­па­де­ния племени аль-Кайн на племя бану Ма‘ан, где в это время он со своей матерью Су‘адой на­хо­дил­ся у . По сведениям других источников, нападение на них произошло по пути к родственникам . Похитители выставили мальчика на продажу на ярмарке ‘Указ, где его за 400 дирхемов купил один из богатых курайшитских вождей Хаким ибн Хизам ибн Хувайлид. Кроме Зайда он приобрёл ещё группу мальчиков и вернулся с ними в Мекку. Хаким ибн Хизам ибн Хувайлид предложил своей тёте Хадидже бинт Хувайлид выбрать себе одного из мальчиков в качестве подарка от него . Её выбор пал на Зайда ибн Хариса .

После того как Хадиджа вышла замуж за пророка Мухаммада ﷺ , она подарила ему Зайда в качестве подарка. Об этом узнали отец и дядя Зайда, которые явились к Пророку ﷺ с про­сь­бой выкупить его. Тогда пророк Мухаммад ﷺ предоставил Зайду право выбора - уйти со своими родственниками или остаться с ним. Зайд предпочёл остаться с Пророком . После этого Божий посланник встретился со знатными курайшитами и сказал: «Засвидетельствуйте, что это - мой сын и законный наследник ». Все это происходило ещё до начала исполнения им его пророческой миссии, и после этого Зайда стали называть Зайдом ибн Мухаммадом. С воз­ник­но­ве­ни­ем ислама и отмены усыновления его снова стали называть Зайдом ибн Харисой . Таким образом, происхождение Зайда ﷺ и его родословная не имела отношение к рабскому сословию. Он стал рабом в результате определённых обстоятельств.

Женитьба на Зайнаб и развод с ней как причина новых установлений ислама

Однако среди арабов такой подход к пониманию происхождения человека не учитывался в общественных взаимоотношениях. Это мо­ж­но проследить на примере сватовства вольноотпущенника Зайда к дочери тети пророка Мухаммада ﷺ Зайнаб бинт Джахш . Несмотря на то, что сам Пророк ﷺ выступал в качестве свата в заключении этого брачного союза, родственники Зайнаб были про­тив этого брака, апеллируя к тому, что Зайд был рабом. Своими действиями Пророк ﷺ хотел упразднить обычаи , согласно которым свободные женщины не могли выходить замуж за бывших рабов . Несмотря на это препятствие Зайнаб вы­шла замуж за Зайда , что по сути, искореняло обычай невежества и социальное неравенство.

Спустя короткий период, ввиду определённых семейных разногласий, Зайд попросил разрешения Пророка ﷺ с Зайнаб . Пророк Мухаммад ﷺ настоятельно советовал Зайду проявить терпение и богобоязненность и не разводиться с женой: Уде­р­жи свою жену при себе и побойся Аллаха. . В результате постоянных разногласий брачный союз между Зайнаб и Зайдом вскоре распался. После того как они расстались пророк Мухаммад ﷺ женился на Зайнаб . Женитьба на ней была повелением Господа. По утверждению мусульманских богословов, заключить этот брак Пророка ﷺ обязал Сам Аллах, не оставивший ему никакого выбора: Мы женили тебя на ней после того, как Зайд оставил её. . После женитьбы Пророка ﷺ на Зайнаб окончательно прекратилась практика усыновления, хотя по этому поводу было ниспослано другое кораническое откровение: Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими и вашими близкими. . В приёмные дети пользовались среди арабов такими же правами, как родные, и по своему положению ничем от них не отличались .

Брак между Пророком ﷺ и Зайнаб положил также начало возможности жениться на бывших женах приёмных сыновей: Мы же­ни­ли тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жён своих приёмных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. . Таким образом, история с Зайдом стала прецедентом запрета практики усы­нов­ле­ния в исламе и возможности жениться на бывших жёнах приёмных детей.

Любимец и спутник Пророка

По сведениям некоторых источников, Зайд был любимцем Пророка ﷺ . Когда Зайд долгое время отсутствовал, Пророк ﷺ очень скучал по нему и радовался, когда он появлялся вновь, встречая его, как никого другого .

Зайд сопровождал пророка Мухаммада ﷺ в тяжелейшие периоды в его проповеднической деятельности. Одним из самых тяжелых среди них был призыв к исламу жителей г. Таифа. Когда, однажды жена Пророка ‘Аиша спросила его был ли какой-нибудь для него более тяжким, чем день битвы при Ухуде он ответил: «Мне пришлось претерпеть от твоих соплеменников многое, но самым тяжким из всех был день ‘Акабы … » (название места близ Таифа) . Здесь имеется ввиду случай, когда жители Таифа забрасывали Пророка ﷺ камнями. В это время Зайд своим телом заслонял его и, истекая кровью, принимал удары на себя .

Участие в сражениях

Зайд ибн Хариса участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, и других сражениях . Когда Пророк ﷺ отправился в поход на Му­рай­си‘, то оставил Зайда в Медине вместо себя. Наряду с этим Зайд принимал участие в качестве командира в таких битвах, как Карада, Джамум, Ийс, Тарафа, Хисма и Умму Кирфа.

زيد بن حارثة الكلبي‎; 588, Саудовская Аравия - 629, Мута) - сподвижник пророка Мухаммеда , его приёмный сын и вольноотпущенник . В Коране упоминается как Зайд .

Биография

Его полное имя: Зайд ибн Хариса ибн Шурахиль ибн Абд аль-Узза. Попав в раннем детстве в плен Зайд ибн Хариса был выкуплен Хакимом ибн Хазамом и подарен Хадидже бинт Хувайлид , а выйдя замуж за пророка Мухаммеда, Хадиджа отдала Зайда своему мужу. Зайд был вторым человеком принявших ислам , а после него это сделала его жена Умм Аймун . Зайд ибн Хариса был одним из самых любимых сподвижников пророка Мухаммада .

Усыновление

До начала пророческой миссии, пророк Мухаммад объявил Зайда своим сыном и наследником. После усыновления его звали Зайд ибн Мухаммад, пока не был ниспослан аят Корана запрещающий давать приёмным детям имена их опекунов .

Переселение в Таиф

Зайд ибн Хариса был хорошим стрелком и участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке, Худайбияте, Хайбаре, Муте и других битвах. Он также был предводителем мусульманских войск в походах «Фардат», «Джамум», «Аийс», «Тараф», «Хашими», «Фазафиз» и других.

В 629 году (8 г. хиджры) пророк Мухаммед назначил Зайд ибн Хариса предводителем трёхтысячного войска которому предстояло встретиться с византийцами в битве при Муте . Зайд погиб во время этой битвы, неся знамя мусульман. Смерть Зайда ибн Хариса стала тяжёлой утратой для пророка Мухаммеда, который очень любил его.

На просторах равнины возле поселения, известной как Му’та, произошло первое столкновение между византийцами и мусульманами. Византийский император Ираклий собрал около ста тысяч воинов из византийцев и арабов, населявших те области, для решительного сражения и уничтожения крепнущего и расширяющегося исламского призыва.

Армия мусульман в то время насчитывала примерно 3 тысячи воинов, которых вел приближенный сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение) – Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах).

В районе Мазари Джануби, расположенного вблизи от места сражения Му’та, к югу от Керка, похоронены великие сподвижники, полководцы этой битвы: Зайд ибн Харис, Джафар ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах).

Пророк (мир ему и благословение), провожая их, наставлял, чтобы в случае гибели Зайда командование принял Джафар ибн Абу Талиб, а если и его убьют, то – Абдула ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах).

На этой широко раскинувшейся равнине в 8 году Хиджры произошла известная битва Му’та. В ее ходе погибли трое сподвижников, на которых указал Пророк мир ему и благословение): Джафар ибн Абу Талиб, Зайд ибн Харис и Абдула ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах). После их гибели стяг поднял один из мечей Аллаха, Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах). Он сменил тактику боя, приказав небольшой группе мусульман отойти ночью к югу, а утром прискакать обратно с громким кличем, поднимая клубы пыли, чтобы византийцы подумали, будто к мусульманам пришла подмога. Кроме того, он поменял местами отряды правого и левого флангов, арьергарда и авангарда, чтобы римляне увидели перед собой новые лица и тоже решили, что против них выставили свежие силы. В сердца римлян прокрался страх, и сражающиеся отошли друг от друга, а Халид (да будет доволен им Аллах) смог без ощутимых потерь совершить тактический обход и вернуться в Медину.

Несмотря на разницу в численности и снаряжении между мусульманами и врагами в сражении Му’та, все трое военачальников до своей гибели демонстрировали чудеса храбрости и героизма и умение командовать армией.

Рассказывает доктор истории Мухаммад Гимара

«Сражение при Му’те явилось символическим жестом Пророка (мир ему и благословение), который будто говорил: «Византии нет места в странах арабов, на Востоке». Своим походом в Му’ту сподвижники подтвердили, что Восток должен быть очищен от византийцев, представлявших собой огромную силу, в течение 10 веков унижавшую всех жителей подвластных стран. Мусульман было всего три тысячи, а вражеская армия достигала 100 тысяч. Конечно, мусульмане не добились однозначной военной победы, но это сражение явилось неким индикатором, показавшим Пророку (мир ему и благословение), что пришло время очистить Восток от этих захватчиков.

Избрание Пророком (мир ему и благословение) Зайда ибн Хариса для командования армией мусульман в битве Му’та имело важное значение».

Рассказывает Али Факир

«Эта битва имела большие последствия, став отправной точкой для дальнейшего завоевания Шама и других стран, в том числе Северной Африки, Испании и т.д.

Это сражение стало началом целой серии сражений, походов и войн. В числе тех, кто стоял у истоков этих завоеваний, был и Зайд. Он не просто командовал исламской армией, но впервые повел ее в те земли, куда до этого не ступала нога мусульманских воинов».

Шейх Махмуд Далалани : «Командующий был назначен Пророком (мир ему и благословение), сказавшим: «Амир – Заид ибн Харис, если он погибнет, то – Джафар ибн Абу Талиб, если и он погибнет, то – Абдула ибн Раваха, а если и он погибнет, то пусть мусульмане выберут себе командира». И в самом деле, он командовал с невиданной храбростью и стойкостью, пока не погиб и стяг не поднял Джафар ибн АбуТалиб (да будет доволен им Аллах).

Зайд ибн Харис вырос в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в Мекке еще за много лет до получения пророчества и был одним из первых, вступивших в религию Аллаха. По происхождению он не был мекканцем».

Доктор Абдула Бадр : «Зайд ибн Харис ибн Шарахиль ибн Кааб ибн Абд аль-Узза ибн Имрауль Кайс – это его родословная. Его мать звали Саада, она была из племени Тай, не имеющего отношения к Мекке. Случилось так, что он с матерью отправился посетить родных; в это время на них напало другое племя – они взяли его в плен и продали на ярмарке Укказ в Мекке.

Он переходил из рук в руки, пока не попал в Мекку и не оказался у Хадиджи (да будет доволен ею Аллах). Она подарила его своему мужу Пророку (мир ему и благословение) и с тех пор всегда он был рядом с ним».

Шейх Абдельазиз Увейд : «Это было еще до Ислама. К нему явились отец и дядя и Пророк (мир ему и благословение) предложил ему: «Выбирай». Родные звали его: «Идем с нами», но он ответил: «Нет, я не вернусь, увидев от Мухаммада (мир ему и благословение) то, что увидел». Они спросили: «Ты предпочитаешь рабство свободе?» Услышав это, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О курайшиты! Я беру Зайда в сыновья», т.е. усыновил его.

Пророк (мир ему и благословение) любил его, объявил своим сыном, т.е. усыновил и обозначил наследником: они оба наследовали друг другу. Зайда знали как Зайда ибн Мухаммада до тех пор, пока не пришло откровение с запретом на усыновление. Тогда Пророк (мир ему и благословение) отменил усыновление».

Доктор Гаиз Карни : «Пророк (мир ему и благословение) любил его и его сына Усаму, которого называли «любимцем любимца Пророка (мир ему и благословение)».

Зайд ибн Харис был одним из самых приближенных к Пророку (мир ему и благословение) людей, он не расставался с ним и следовал его нраву.

Зайд ибн Харис- обычный раб Аллаха, но которого развивал и воспитал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

В детстве он был взят в плен и попал к Хадидже бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах), которая подарила его Пророку (мир ему и благословение). Через некоторое время его нашёл родной отец и когда Пророк (мир ему и благословение) предложил ему выбрать между ним и отцом, Зайд предпочёл остаться с Пророком (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) очень обрадовался этому и сказал перед всеми: «Воистину, Зайд – мой сын, и мы наследуем друг другу». Это было до получения откровения о запрете усыновления.

Пророк (мир ему и благословение) женил его на Зайнаб бинт Джахш, а затем, когда Зайд развёлся с ней, женился на ней сам, чтобы это явилось практическим подтверждением отмены усыновления. Затем он женил Зайда на своей кормилице Умму Айман (да будет доволен ею Аллах). После гибели Хариса ибн Умайра Аздий Пророк (мир ему и благословение) послал его во главе войска в Му‘ту, где он геройски сражался, пока не погиб. Его могила находится в районе Мазар Джануби, в провинции Керк.

В какой-то степени суть личности Зайда ибн Хариса помогают понять его же слова, сказанные о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), смысл которых может постигнуть лишь тот, кто безмерно любит Пророка (мир ему и благословение) и которые мы все, в том числе и я, часто повторяем. Он сказал: «Я нашел в этом человеке нечто, и я никогда не оставлю его».

Гаиз Карни : «Зайд ибн Харис был любимцем Пророка (мир ему и благословение), его называли Зайд ибн Мухаммад. Он всегда находился при Пророке (мир ему и благословение), даже сопровождал его в торговых поездках в Сирию.

Пророк (мир ему и благословение) женил его на своей воспитательнице Умму Айман, и та родила ему Усаму. Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился в Таиф, его сопровождал Зайд ибн Харис, и они оба подверглись там нападению и оскорблению.

Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился в Таиф, чтобы призвать к Исламу его жителей, его попутчиком и спутником был Зайд ибн Харис. Он защищал Посланника Аллаха (мир ему и благословение), когда в него бросали камни и палки, кружил вокруг, прикрывая своим телом – всё это делал он, великий сподвижник Зайд ибн Харис, который занимает столь важное место в Исламе.

Достаточным поводом для гордости служит и то, что его сын Усама ибн Зайд также занимает в Исламе большое место».

Али Факир : «Достоверно известно, что Зайд был полководцем, избранным Пророком (мир ему и благословение). Благодаря этому он обрел величие и получил большую степень в Раю.

Печаль Пророка (мир ему и благословение) по поводу потери Зайда и его товарищей была велика. Он начал готовить его сына Усаму для командования другой армией, для войны с Византией. Это подготовка продолжалась до 11-го года Хиджры, когда Усама достиг возраста 18 лет.

В последние дни своей жизни Пророк (мир ему и благословение) велел Усаме идти с войском в Шам.

Пророк (мир ему и благословение), когда уже близилась его кончина, вручил знамя войску, отправлявшемуся в Шам под командованием юного сподвижника, любимца и сына любимца Пророка (мир ему и благословение) Усамы ибн Зайда ибн Хариса. Войско стояло в Медине наготове, и Пророк (мир ему и благословение) сам, своей рукой, повязал знамя Усаме ибн Зайду. И после этого они выступили отсюда в сторону Шама. Вот направление на Шам, на север, туда.

Войско отправилось из Лучезарной Медины, от дома Пророка (мир ему и благословение), вот с этого места. Таким образом, это место, где происходили события, связанные с жизнью сподвижников (мир ему и благословение).

Но Всевышним было суждено другое. Когда до Усамы дошла весть, что Пророк (мир ему и благословение) покинул этот мир, он вместе с войском вернулся в Медину, чтобы вместе с другими попрощаться с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Затем войско заново снарядилось для отправки в Шам, но уже под руководством Абу Бакра Сиддыка. Это было его первым делом на посту халифа».

Первое, что сделал Абу Бакр Сиддык – отправил войско Усамы, но попросил его оставить с ним Умара (да будет доволен им Аллах) для помощи в делах государства».

Клянусь Аллахом, Зайд Ибн Хариса был достоин порученного ему дела и был моим любимцем среди людей”. (Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)
Суада, дочь Саалаба, собралась навестить своё племя бану Маан. В дороге её сопровождал её сын Зайд Ибн Хариса аль-Кааби, которому было восемь лет. Едва она расположилась у своих родственников, как на их племя совершила набег конница племени бану аль-Кайн. Они разграбили всё имущество, захватили верблюдов и взяли пленных. В числе пленных, уведённых налётчиками, был и сын Суады Зайд Ибн Хариса. Похитители выставили мальчика на продажу на ярмарке Указ, где его за четыреста дирхемов купил один из богатых курайшитских вождей Хаким Ибн Хазам Ибн Хувайлид. Кроме Зайда он приобрёл ещё группу мальчиков и вернулся с ними в Мекку.

Когда его тётка Хадиджа Бинт Хувайлида узнала о прибытии племянника, то зашла к нему поздороваться и поговорить. Хаким сказал ей:
— Послушай, тётушка, на ярмарке Указ я купил группу мальчиков. Выбирай себе любого, который приглянется тебе. Это будет мой подарок тебе. Госпожа Хадиджа внимательно всмотрелась в лица мальчиков и выбрала Зайда Ибн Хариса, отметив про себя его умный взгляд. Затем, забрав с собой мальчика, она удалилась. В скором времени Хадиджа вышла замуж за Мухаммада Ибн Абдуллу. Захотев одарить мужа хорошим подарком, Хадиджа выбрала Зайда Ибн Хариса и подарила его мужу.

Счастливый мальчик попал под попечение Мухаммада Ибн Абдуллы, постоянно находясь в его благородном обществе и приобщаясь к его возвышенной морали. А в это время его безутешная мать, опечаленная потерей сына, непрерывно плакала, не находя себе места и будучи не в состоянии успокоиться. Её огромное горе усугублялось ещё и тем, что она не знала, жив ли её мальчик, если жив, то сохранялась надежда вернуть его, либо он ужё мёртв и все усилия бесполезны. Отец Зайда — Хариса — тем временем непрерывно разыскивал его в разных местах, расспрашивал всех путников и, будучи в большом горе, складывал душераздирающие печальные стихи:
“Я оплакивал своего Зайда, не зная, что с ним. Жив ли он, и жива ли надежда, а быть может мне уже суждено закончить свой жизненный путь, не увидев его? Клянусь Аллахом, ничто мне не известно, и я горестно вопрошаю: Похитили тебя равнины или горы? На восходе солнце напоминает мне о нём, и на закате я помню о нём. Неустанно я буду погонять своего верблюда, проведя в поисках всю жизнь, Пока не постигнет меня кончина. Любой человек смертен, даже если надежда и вводит его в заблуждение” .

В один из сезонов паломничества группа людей из племени Зайда прибыла на священную Землю. Обходя старое святилище, они лицом к лицу столкнулись с Зайдом. Люди узнали Зайда, а он узнал их. Между ними завязалась оживлённая беседа, и с обеих сторон посыпались вопросы. Закончив обряды паломничества, люди вернулись домой и рассказали Харисе о том, что видели, и о том, что слышали.
Хариса немедленно собрался в дорогу, захватив с собой достаточно средств, чтобы выкупить своего любимого сына. В поездке Харису решил сопровождать его брат Кааб. Оба всадника во весь опор помчались в сторону Мекки. Прибыв туда, они пришли к Мухаммаду Ибн Абдулле и сказали ему:
— О сын Абдель Мутталиба, вы — соседи Аллаха. Вы помогаете каждому, кто просит помощи, кормите голодных и спасаете попавших в беду. Мы пришли к тебе за нашим сыном, который находится у тебя. Мы привезли тебе достаточно средств, чтобы заплатить тебе выкуп. Снизойди же к нашей просьбе и проси взамен, чего тебе хочется.
Мухаммад спросил:
— А кто этот ваш сын, о котором вы говорите?
Братья ответили:
— Это мальчик, который находится у тебя. Его зовут Зайд Ибн Хариса.
— А есть ли у вас то, что лучше выкупа? — спросил их Мухаммад.
— А что именно?! — воскликнули братья.
Мухаммад сказал:
— Позовите его к себе. Пусть он сам выберет между мной и вами. Если он выберет вас, то он ваш без всяких денег. Если же он выберет меня, то, клянусь Аллахом, я соглашусь с этим.
Братья сказали:
— Ты поступаешь более чем справедливо.
Мухаммад вызвал Зайда и спросил его:
— Кто эти люди?
Зайд ответил:
— Это мой отец Хариса Ибн Шурахил, а это мой дядя Кааб.
Мухаммад сказал:
— Я даю тебе право выбора: если желаешь, то можешь отправляться с ними, или же оставайся у меня.
Зайд сразу же без малейшего колебания сказал:
— Конечно же, я остаюсь с тобой.
Отец Зайда воскликнул:
— Горе тебе, о Зайд! Ты предпочёл рабство своему отцу и своей матери?!
Зайд ответил:
— Этот человек дал мне нечто, и я никогда не расстанусь с ним.
Увидев такое поведение Зайда, Мухаммад взял его за руку и привёл на священную территорию. Встав рядом с ним у Камня на глазах у курайшитов, Мухаммад обратился к ним:
— О племя курайшитов! Свидетельствую, что это мой сын и мой наследник.
Услышав эту торжественную клятву, успокоились души отца Зайда и его дяди. Оставив ребёнка у Мухаммада Ибн Абдуллы они, успокоенные и удовлетворённые, вернулись к своему племени. С этого дня Зайд Ибн Хариса получил имя Зайд Ибн Мухаммад. Это имя он носил до тех пор, пока не появился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Ислам отменил усыновление. Всевышний Аллах ниспослал по этому поводу следующее высказывание: “Называйте их по отцам их”. После этого Зайда стали называть по-старому: Зайд Ибн Хариса.

Когда Зайд предпочёл Мухаммада своим матери и отцу, то даже не догадывался о том, какое огромное приобретение он сделал. Он не знал, что его господин, которого он предпочёл своим родным и близким, является властителем всех людей и посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ко всем Его творениям. Ему и в голову не приходило, что на просторах Земли от Востока и до Запада возникнет Небесное государство, которое станет источником праведности и справедливости, а сам Зайд заложит первый камень в фундамент этого великого государства. Ни о чём подобном Зайд даже и не думал. Аллах ниспосылает Свою милость тому, кому угодно Ему. И огромна милость Его.
Прошло всего лишь несколько лет с того дня, когда Зайд сделал свой выбор, как Аллах послал Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с религией истинного пути. Зайд Ибн Хариса был первым из людей, кто уверовал в неё. Разве может кто-нибудь соперничать с ним в этом первенстве? Зайд Ибн Хариса стал секретарём посланника Аллаха, его доверенным лицом, командиром частей в военных походах, а также одним из наместников Медины во время отсутствия Пророка.
Точно так же, как Зайд возлюбил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отдав ему предпочтение перед своими родителями, точно так же благородный посланник Аллаха возлюбил его, считая Зайда родным человеком. Когда Зайда долго не было, Пророк очень скучал по нему и очень радовался, когда он появлялся вновь, встречая его, как никого другого. Вот как Аиша описывает радость посланника Аллаха при одной из встреч с Зайдом:
— Когда Зайд Ибн Хариса прибыл в Медину, посланник Аллаха находился в моём доме. Когда Зайд постучался в дверь, посланник Аллаха, едва прикрыв наготу, бросился к входу, обнял и расцеловал Зайда. Клянусь Аллахом, ни до этого, ни после этого я больше не видела посланника Аллаха в полуобнажённом виде.
Об этой большой любви Пророка к Зайду стало известно мусульманам, которые прозвали его “любимым Зайдом” и дали прозвище “любимчик посланника Аллаха”. Впоследствии сына Зайда Усаму также прозвали “любимцем посланника Аллаха” и “сыном любимчика”.

В восьмом году по Хиджре Аллаху, да будет благословенна Его мудрость, стало угодным проверить крепость чувств любимого при разлуке со своим любимым. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил аль-Хариса Ибн Умайра аль-Азди со своим посланием к правителю Бусры, в котором призывал его принять исламскую веру. Когда аль-Харис достиг Муаты на востоке Иордании, на него напал один из гассанидских эмиров Шурахбил Ибн Амру. На аль-Хариса надели кандалы, а затем казнили.
Этот инцидент очень разгневал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как его посланцев никогда не убивали. Собрав армию из трёх тысяч бойцов для похода против Муаты, посланник Аллаха назначил командующим своего любимца Зайда Ибн Харису, сказав при этом: “Если Зайд падёт на поле боя, то командование переходит к Джаафару Ибн Талибу. Если Джаафар будет убит, то командование перейдёт к Абдулле Ибн Равахе. Если же и Абдулла будет сражён, то пусть тогда сами мусульмане выберут своего командующего”.
Армия двигалась вперёд, пока не достигла Маана на востоке Иордании. Византийский император Ираклий во главе стотысячной армии выступил на защиту гассанидов. К его армии присоединилось ещё сто тысяч язычников из арабов. Это огромное войско расположилось недалеко от позиций мусульман.
Две ночи мусульмане провели в Маане, совещаясь по поводу своих дальнейших действий. Кто-то предложил:
— Давайте напишем посланнику Аллаха и сообщим ему о численности противника, а затем будем ждать его указаний.
Другой человек сказал:
— Клянусь Аллахом, о люди, мы сражаемся вовсе не числом и не силой, а мы сражаемся нашей верой. Идите же вперёд к тому, ради чего вы выступили в поход. Аллах обеспечил вам успех в любом из двух возможных исходов: либо победа, либо смерть на поле боя за веру.

Две армии сошлись на земле Муаты. Мусульмане сражались с такой отвагой, которая поразила византийцев, а их сердца преисполнились уважением к этим трём тысячам бойцов, выступивших против двухсоттысячной армии. С невиданным в истории войн героизмом, Зайд Ибн Хариса сражался под стягом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока сотни копий не пронзили его тело, и он, обливаясь кровью, бездыханным рухнул на поле боя. После него к мусульманскому знамени встал Джаафар Ибн Абу Талиб и блестяще отстаивал его, пока не был сражён насмерть. К знамени встал Абдулла Ибн Раваха и геройски разил неприятеля, пока не был убит, как и его предшественники. После геройской гибели Равахи мусульмане выбрали командующим Халида Ибн аль-Валида, который незадолго перешёл в исламскую веру. Встав в ряды воинов, он спас армию от казавшегося неизбежным поражения.

До посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дошли вести о сражении при Муате и гибели троих назначенных им командующих. Эти трагические известия повергли Пророка в небывалую печаль и сильнейшие переживания. Он лично выразил соболезнования семьям павших героев. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл в дом Зайда Ибн Харисы, его маленькая дочь с рыданиями бросилась к нему. Посланник Аллаха разрыдался. Саад Ибн Убада спросил его:
— Что такое, о посланник Аллаха?!
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
— Это любящий оплакивает любимого.

Поистине, отец Усамы был более любим Посланником Аллаха, чем твой отец. А он, был более любим Посланником Аллаха, чем ты.

Из беседы аль-Фарука со своим сыном.

Итак, сейчас мы перенеслись в седьмой год до Хиджры в Мекку, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подвергался преследованиям курайшитов, как и его сподвижники.

Заботы и тяготы, связанные с осуществлением призыва,превратили его жизнь в сплошную цепь горестей и бед.

И вот, когда он был в таком тяжёлом положении, его жизнь была озарена радостью. К нему прибыл гонец с радостной вестью о том, что Умм Аймана родила мальчика.

Лицо Пророка осветилось радостью, и счастье разгладило скорбные морщины.

Кто же был этот счастливый младенец, который принёс Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) такую радость? Этого мальчика звали Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллаh).

Никто из соратников Посланника Аллаха не был удивлён его восторгом по поводу новорождённого, так как все они знали, насколько высоко Пророк ценил его родителей.

Мать мальчика звали Барака аль-Хабашийа, а в народе её прозвали Умм Айман.

В своё время она принадлежала Амине, дочери Вахба - матери Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Она воспитывала Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и стала его кормилицей после смерти матери. Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, открыл глаза в этом мире, то не знал другой матери, кроме своей кормилицы. Он возлюбил её самой глубокой и искренней любовью. Очень часто он приговаривал:

Это моя вторая мать и полноправный член моей семьи.

Итак, это была мать счастливого ребёнка, а его отцом был любимец Посланника Аллаха Зайд ибн Хариса и его приёмный сын до прихода Ислама.Зайд ибн Хариса был неотлучным спутником Пророка, хранителем его секретов,членом его семьи и самым любимым человеком в эпоху Ислама.

Все мусульмане обрадовались рождению Усамы ибн Зайда так,как не радовались ни одному другому новорождённому. Они всегда были счастливы тому, что радовало Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Мусульмане искренне радовались тому, что вселяло счастье в сердце Посланника Аллаха.

Люди прозвали счастливого младенца “любимцем, сыном любимца”.

Мусульмане нисколько не преувеличивали, когда прозвали так маленького мальчика Усаму. Посланник Аллаха так сильно возлюбил его, что этой любви завидовал весь мир. Усама был примерно одного возраста с внуком Пророка аль-Хасаном ибн Фатима аз-Захра.

Аль-Хасан был белокожим, цветущим и красивым мальчиком, очень похожим на своего деда - Посланника Аллаха (саллялаху аляйхи ва саллям).

Усама же был темнокожим мальчиком с приплюснутым носом,очень похожим на свою мать-эфиопку.

Однако Посланник Аллаха одинаково горячо любил обоих детей.На одно колено он сажал Усаму, а на другое – аль-Хасана. Затем он их обоих прижимал к груди, приговаривая: “О Аллах! Истинно, я возлюбил их, возлюби же и Ты их”.

Об огромной любви Посланника Аллаха к Усаме свидетельствует следующий случай. Как-то раз, споткнувшись о порог, Усама упал и до крови разбил себе лоб. Из раны сочилась кровь, и Пророк сказал Аише, чтобы она остановила кровотечение, но она побоялась вида крови. Тогда к Усаме подошёл сам Посланник Аллаха и начал отсасывать кровь из раны, сплёвывая её. При этом он очень ласковыми и добрыми словами успокаивал Усаму.

* * *

Так же, как и в младенчестве, Посланник Аллаха продолжал горячо любить Усаму и тогда, когда он стал юношей.

Один из знатных курайшитов Хаким ибн Хазам подарил Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) богатую одежду, которую он купил в Йемене за пятьдесят динаров золотом у одного из йеменских царей по имени Йазан.

Отказавшись принять такой подарок от курайшита, поскольку тот в то время был всё ещё язычником, Пророк купил у него эту одежду.

Всего лишь один раз благородный Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) надел эту одежду на себя в одну из пятниц, а затем, сняв её, подарил Усаме ибн Зайду. Он гордо носил её среди своих сверстников из молодых мухаджиров и ансаров.

Когда Усама ибн Зайд возмужал, в нём сполна проявились высокие и благородные морально-нравственные качества, что делало его достойным любимцем Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).

Он отличался острым умом, беспримерным мужеством и отвагой,мудро и своевременно решал все вопросы, правильно определяя степень их важности. Усама был целомудренным человеком, которому претило всё низменное. Онбыл очень общительным, любимым людьми, праведным и набожным, что было угодно Аллаху.

В день битвы при Ухуде Усама ибн Зайд с группой молодёжи из семей сподвижников Пророка прибыл на поле боя, желая принять участие в Священной войне на пути Аллаха. Посланник Аллаха принял некоторых из них, а остальных отослал обратно по причине малолетства. Среди отосланных находился и Усама ибн Зайд. Он возвращался домой с глазами, полными слёз, опечаленный тем,что он не участвует в Джихаде под знаменем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

* * *

В дни битвы у Рва Усама ибн Зайд опять прибыл на поле боя с группой своих сверстников из семей сподвижников Посланника Аллаха. Он усиленно тянулся вверх, чтобы казаться выше ростом, надеясь, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) разрешит ему принять участие в бою. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сжалился над ним и позволил остаться. С мечом в руках Усама принял участие в Священной войне на пути Аллаха в возрасте пятнадцати лет.

* * *

В битве при Хунайне, когда мусульмане терпели поражение, Усама ибн Зайд с дядей Пророка аль-Аббасом, его двоюродным братом Абу Суфьяном ибн аль-Харисом и шестью другими лучшими сподвижниками Пророка выстояли на поле боя. Благодаря этой маленькой группе героев-правоверных, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, смог превратить поражение в победу, защитив отступающих мусульман от язычников.

В битве при Муате Усама сражался под знаменем своего отца Зайда ибн Харисы в возрасте неполных восемнадцати лет. Своими собственными глазами он видел гибель отца, однако это не ослабило и не сломило его. Он продолжал яростно сражаться под знаменем Джаафара ибн Абу Талиба, пока и он небыл сражён врагами на глазах Усамы. Он продолжал сражение под командованием Абдуллы ибн Равахи, пока и он не последовал за своими предшественниками. После гибели Равахи Усама продолжал бой под знаменем Халида ибн аль-Валида, пока маленькая армия не вырвалась из когтей византийцев.

* * *

Стойко переживая утрату отца, Усама вернулся в Медину,оставив безгрешное тело Зайда ибн Хариса на просторах аш-Шама. Он был верхом на коне, на котором погиб его отец.

* * *

В одиннадцатом году по Хиджре благородный Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) повелел собирать армию, чтобы выступить в поход против византийцев. В войсках находились Абу Бакр, Умар, Саад ибн Абу Ваккас, Абу Убайда ибн аль-Джаррах и другие выдающиеся соратники Пророка. Командующим этой армией Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) назначил Усаму ибн Зайда, которому было в то время неполных двадцать лет. Он приказал Усаме пройти конницей в районе аль-Балка и крепости ад-Дарум вблизи Газы в стране византийцев.

Когда армия собиралась выступить в поход, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) заболел, а когда его болезнь усилилась, военные приготовления были приостановлены в ожидании исхода болезни Пророка.

Сам Усама рассказывал:

“Когда болезнь Пророка Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) обострилась, я с другими людьми навестил его. Когда я вошёл к нему, он так ослабел от болезни, что лежал молча, будучи не в силах разговаривать. Он поднял к небу руку, а затем положил её на меня. Я понял, что он благословляет меня”.

* * *

Вскоре Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расстался с этой жизнью, и мусульмане присягнули Абу Бакру. Он приказал Усаме выступить в поход.

Однако группа ансаров сочла необходимым отложить поход. Они попросили Умара ибн аль-Хаттаба поговорить по этому поводу с Абу Бакром. Они сказали Умару:

Если он будет настаивать на выступлении в поход, то передай ему от нас, чтобы он назначил нашим командующим человека старше Усамы по возрасту.

Когда правдивейший Абу Бакр услышал от Умара то, что просили передать ансары, то от возмущения вскочил с места, схватил аль-Фарука за бороду и гневно воскликнул:

Чтоб твоя мать осиротела и потеряла своего сына, ибн аль-Хаттаб! Его назначил командующим Посланник Аллаха, а ты мне приказываешь снять его?! Клянусь Аллахом, этого не будет!

Когда Умар вернулся к людям, они спросили его о результатах.Умар сказал:

Идите прочь, вы, матери, которых потеряли своих сыновей!Из-за вас я получил, то, что причитается от халифа Посланника Аллаха!

* * *

Когда армия под руководством своего молодого командующего выступила в поход, халиф Посланника Аллаха Абу Бакр пешком провожал Усаму, который сидел на коне. Усама обратился к нему:

О халиф Посланника Аллаха! Клянусь Аллахом, или ты сядешь на коня или же я спешу

Абу Бакр ответил:

Нет, клянусь Аллахом, ты не спешишься, а я не сяду на коня! Неужели я не могу один час пройти пешком по пути Аллаха?!

Затем он продолжал:

Да сохранит Аллах твою религию, безопасность и ниспошлёт тебе успех в твоих делах! Я прошу тебя выполнить то, что приказал тебе Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).

Наклонившись у Усаме, Абу Бакр сказал:

Если ты считаешь возможным, чтобы Умар помог мне здесь, то разреши ему остаться со мной.

Усама разрешил Умару остаться.

* * *

Вместе со своей армией Усама ибн Зайд продолжил поход и выполнил всё то, что повелел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Конница мусульман захватила район аль-Балка и крепость ад-Дарум в Палестине,искоренив из сердец мусульман легенду о могуществе византийцев. Этим походом был открыт путь для дальнейших завоеваний в аш-Шаме, Египте и во всей Северной Африке вплоть до Атлантического океана…

Из похода Усама вернулся в седле того самого коня, на котором принял мученическую смерть его отец. С собой он вёз неисчислимые трофеи и огромную добычу. Было сказано даже: “Никто не видел другой такой армии,которая бы понесла такие небольшие потери и захватила такие богатые трофеи, как армия Усамы ибн Зайда”.

На протяжении всей своей жизни Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллаh) продолжал оставаться предметом почитания и возвеличивания всех мусульман, которые тем самым демонстрировали свою преданность Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Аль-Фарук назначил Усаме жалованье больше чем собственному сыну Абдулле ибн Умару. Абдулла сказал отцу:

Послушай, отец, ты назначил жалованье Усаме в четыре тысячи, а мне в три тысячи. У его отца было не больше заслуг, чем у тебя, а у самого Усамы заслуг не больше, чем у меня.

Аль-Фарук ответил ему:

Ты сильно ошибаешься… Его отца Посланник Аллаха любил больше, чем твоего. А самого Усаму Посланник Аллаха любил больше, чем тебя…

После этого Абдулла ибн Умар удовлетворился установленным ему жалованьем.

Всякий раз, встречая Усаму ибн Зайда, Умар ибн аль-Хаттаб говорил ему:

Приветствую моего эмира…

Увидев человека, удивлённого таким приветствием, Умар пояснял:

Моим эмиром его назначил Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).

* * *

Да будет милостив Аллах к таким великодушным людям. История не знала более великих, совершенных и благородных личностей, чем сподвижники Посланника Аллаха, да благословит Аллах нашего Пророка и да будет доволен его сподвижниками.