Церковные Проблемы Западной Руси

Отныне московские митрополиты назывались —  Митрополит Московский и Всея Руси, а руководители церкви Западной Руси носили имя — Митрополит Киевский и Всея Руси, хотя и имели резиденцию под Гродно, в Новогрудке. С момента введения в 1589 году в Москве Патриаршего престола эти наименования окончательно закрепились за патриархами. Также сохранились различия и в положении церквей Западных и Восточных областей Руси.

В те времена власть в Московском государстве была полностью подконтрольна руководителям церкви, простые жители вообще не имели возможность влиять на дела государства. А возникавшие время от времени разногласия между руководством церкви и правителями Московского государства, обычно имели непродолжительный характер и решались быстро и мирно.

В Западных областях положения христианской церкви было более плачевным. Во-первых: в Великом княжестве Литовском решающую роль играла католическая церковь, влияние которой еще более усилилось после принятия Люблинской унии. Местным крестьянам-католикам начали выделять земельные наделы, знать получила возможность участвовать в ведении дел в государстве и избираться в сейм. Во-вторых: в западно-русских землях огромное влияние имели монахи-иезуиты.

К сожалению на этом влияние на православную церковь не ограничивалось. Делами церкви активно интересовалась королевская и местная власть. Если церковь была возведена на землях какого-нибудь вельможи или городских властей, то она автоматически переходила под их патронат. От сюда и название — Патрон. Существуют несколько исторических записей об отношении настоятеля православного храма и его Патрона. Так в Вильно в 1509 году поместный собор строго требовал назначать на должность священников только «греческого закона». А Патрону предписывалось согласовывать с архиереем все возможные действия, связанные с церковью на его территории, например не назначать нового настоятеля пока вина старого не будет полностью доказана.

На этом мытарства церкви в Западной Руси не заканчивались. Нередко церковная власть переходила в руки простых прихожан, а бывали случаи, когда православным храмом управлял священник-католик. В нарушении всех церковных законов священники, ставшие вдовцами женились вторично, а иногда и в третий раз. Ярким примером может служить Митрополит Киевский Онисифор Петрович, которого народ метко прозвал «Девочка». Митрополит после смерти своей супруги женился вторично. На западных землях православные священники жили, как шляхтичи — в роскошных поместьях, с женами и штатом прислуги. А свою епархию считали своей собственностью.

Но не все православные деятели Западной Руси вели вольную жизнь. Например в Галицкой земле, по приказу польского короля должность епископа была практически упразднена. Управление делами православной церкви в этих землях осуществляла католическая епархия, она же и вела надзор за православным епископом, должность которого по сути была номинальной. На этой почве возникали конфликты. В 1509 году местная православная община не приняла польского наместника (справцу) и выбрала своего православного архиепископа.

Противостояние между православными и католиками на Западной Руси продолжалось в течении 30 лет и к 1539 году завершилось победой православного Макария Тучапского, который был рукоположен в Киеве и получил должность митрополита Галицкого, Львовского и Каменец-Подольского. И хотя Тучапский в своей епархии сразу восстановил православный совещательный орган — клирос, в состав которого входили львовские священники, это не избавило его вотчину от злоупотреблений и посягательств польских шляхтичей и католической церкви.

Время шло, а положение вещей православной церкви в Западной Руси существенно не менялось. Даже спустя 50 лет после введения в должность Макария Тучапского православная знать западных русских земель жаловалась Киевскому митрополиту Онисифору на «великую несправедливость - насильственное «выволакивание» попов, закрытие храмов и на запрет мирянам посещать церкви и молиться». Особенно знать возмутилась после посещения польского сейма, где всплыли факты «захвата церквей под замки и уничтожения святых православных крестов».

20.09.2018