Похоронные обряды на руси. Древние обычаи и обряды: Марийские похоронные обряды и традиции

Почувствовав приближение смерти, старик просил сыновей вывести его в поле. Там он кланялся на все четыре стороны: "Мать сырая Земля, прости и прими! И ты, вольный свет-батюшка, прости, коли обидел..."

Человек, готовящийся принять смерть, составлял завещание, приводил в порядок свои дела, отдавал долги, распределял состояние. Перед смертью делал какие-нибудь добрые дела: раздавал милостыню, выделял деньги на строительство храмов или дарил какие-то суммы богоугодным заведениям - больницам, приютам и пр.
Потом ложился на лавку в святом углу, и сыновья разбирали над ним земляную крышу избы, чтобы легче вылетела душа, чтобы не мучила тело, а также - чтобы не вздумала остаться в доме, беспокоить живых.

Издавна принято было считать, что умереть среди своего семейства ("в своей постели"), прожив долгую, достойную жизнь, - это небесная благодать для человека. И наши предки верили, что если человек умирал быстро, легко, то душа его непременно попадала в рай. Если же тяжело мучился перед смертью, значит грехи его велики и не миновать ему ада. Считалось также, что тяжело умирают колдуны и ведьмы, если не имеют возможности передать кому-то свои знания. (и это вроде как правда, моя прабабушка была свидетельницей таких мучений деревенской колдуньи которая всеми правдами и не правдами призывала на смертном одре свою ближайшую живую родственницу и когда та все же пришла они остались вдвоем, только после чего первая испустила дух,)

Чувствуя приближение смерти, люди призывали к себе священника для исповеди. После исповеди прощались с родными, давали наказы, благословляли, "приказывали долго жить".

Среди приверженцев старой веры, напротив, считалось тяжким грехом исповедоваться у православного священника. Покаяние возможно было приносить только перед своим наставником. Случалось, что наиболее убежденные староверы уходили перед смертью из деревни и умирали где-нибудь в полном одиночестве, зачастую уморив себя голодом.

В старину в деревнях считалось, что умирать легче всего на полу, куда стелили солому, а позже - полотно. Собравшиеся вокруг родственники молча соболезновали умирающему. Громко разговаривать возле него было нельзя. Если человек мучился, старались помочь душе отлететь, открывали дверь, окно, печную трубу, ломали конек на крыше или просто поднимали верхнюю слегу на крыше дома.

Когда наступала смерть, родственники начинали громко причитать и плакать. Считалось, только что отлетевшая от тела душа находится еще в доме, рядом. Если покойный будет оплакан ("обвыт") надлежащим образом, то и душе его будет покойнее и он не станет позже беспокоить живых в видениях, думах и наяву. (в наше время священник наоборот увещевает не рыдать, не плакать, не убиваться, а иначе покойному будет тяжело уйти и не спокойно - его как бы держат на земле близкие)

Формы погребения.

Ранняя форма погребений древних славян - погребение трупа в скрюченном виде, то есть в положении зародыша, - связана с идеей реинкарнации, перевоплощения умершего, его второго рождения на земле, перехода его жизненной силы (души) в одно из живых существ.

На рубеже бронзового и железного веков возникает способ погребения умерших уже в распрямленном виде.

Затем появилась кремация - сожжение трупа на погребальном костре. Этот ритуал также был связан с представлением о неистребимости жизненной силы. Новым было представление о местожительстве невидимых душ - небе, куда души попадали с дымом погребального костра. Прах сожженного покойника хоронили в земле, помещая его в урны-горшки или просто в ямы. Первоначально над каждой могилой строилось надмогильное сооружение в форме жилого дома, домовина. Именно отсюда берет начало обычай (в частности, у старообрядцев) делать над могильным крестом навершие, похожее на двускатную крышу. (а никак не защита креста от дождя или снега)

В середине первого тысячелетия обряд захоронения погребальных урн сменился захоронением в курганах - "могылах".

После крещения Руси в X веке русские переходят к захоронению умерших в земле в гробах из досок или выдолбленных колодах, которые также получили название домовин или домин.

Языческие обычаи изживались медленно. Только с XII века в славянских деревенских могилах появляются христианские символы (крестики, иконки). Разведение ритуальных костров на кладбищах, символизирующих сожжение трупа, сохранялось кое-где вплоть до XIX века, а вложение в гроб предметов, которые якобы пригодятся покойному на том свете, случается и до сих пор.

Представления о смерти.

Православные похороны не несут отпечатка трагедии случившегося. Наоборот, это в большой степени радость от надежды на то, что душа умершего благочестивого человека попадет в рай, предстанет перед Богом и будет молиться там за оставшихся на земле.

В житейском же представлении смерть, безвозвратная потеря близкого и любимого человека, всегда и вполне естественно является горем, требующим своего выражения в плаче и причитаниях. В старину для придания похоронам торжественно-печальною характера существовала даже профессия плакальщиц.

Как долг первой необходимости рассматривалось присутствие в момент смерти у постели больного близких родственников. По народным поверьям, при последнем вздохе человека - испускании духа - душа расстается с телом и происходит борьба за душу между нечистой силой и ангелом, посланным Богом за душой умирающего. Предсмертные страдания объяснялись не тяжестью болезни, а тем, что умирающего в последние минуты мучает нечистая сила (черт, дьявол), она будто бы не отдает душу ангелу.

Стараясь облегчить путь души к Богу, вкладывали в руку умирающему свечу, кадили вокруг него ладаном.

Хорошей считалась смерть на Пасху, в день Христова воскресения, когда, по поверьям, открыты райские двери по аналогии с царскими вратами в храме. Легкая смерть расценивалась в народе как награда за благочестивую жизнь, трудная - как удел грешников.

Подготовка к похоронам.

В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа.

Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тела умершего к похоронам, омовение, одевание, положение в гроб, ночные бдения у гроба покойного.

Погребальные обряды: вынос тела, отпевание в церкви, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.

Поминки: после похорон в доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, с трапезами и домашними молениями по умершим.

Многие предпогребальные действия имеют древнее ритуальное происхождение. Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам - сборами в дальнюю дорогу.

Омовение.

Омовение имело не только гигиеническую цель, но рассматривалось и как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен уйти к Господу с чистой душой и чистым телом. Омовение совершала особая профессиональная категория людей - смывальщики.

Смывальщики.

Обмывальщицы, мытницы, умывальники - везде их называют по-разному.

Обмывальщиками чаще становились старые девы и старые вдовцы, уже не "имеющие греха", то есть интимных отношений с людьми противоположного пола. Пожилой возраст обмывальщиков как бы подчеркивал, что умерший в глазах живых становится не только представителем "того света", но теперь уже и предком, принадлежностью прошлого. Мужчину обмывали мужчины, женщину - женщины. Обмыть мертвого всегда считалось богоугодным делом, способствующим прощению грехов.

Девицы, занимавшиеся "собиранием" умерших и чтением над ними Псалтири, носили темную одежду. За труд они получали белье и носильные вещи умершего.

Если не было профессиональных смывальщиков, омовение умерших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим. Правда, в некоторых деревнях было принято обмывать тело родственникам того же пола, что и умерший.

Согласно церковному поучению, матери не полагалось обмывать своего умершего ребенка, так как она обязательно будет его оплакивать, а это осуждалось как отступление от веры в бессмертие души. По христианскому вероучению, ребёнка ожидает райская жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. В народе считали, что материнская слеза "жжет ребенка".

В некоторых селах умершего раздевали перед обмыванием, раздирая на нем одежду вдоль тела, а не снимая через голову. При обмывании читали молитву.

Процедура омовения носила ритуальный характер, магическую направленность. Она совершалась на полу у порога избы. Покойника клали на солому ногами к печи.

Обмыть старались очень быстро. Обмывали обычно три человека: "один обмывает, другой посудку держит, третий поддерживает тело". Обмывание, собственно, было похоже на обтирание покойника: тряпочкой, куделькой, ватой или просто тыльной стороной руки водили по умершему сверху вниз. Смазывали глаза, нос, уши, рот, грудь, а также "во всех местах, где суставчики". Обмывали два-три раза теплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка.

На атрибуты омовения - горшок, воду, мыло, гребень - переносились свойства мертвеца, его мертвящая сила. От них старались скорее избавиться. Вода, которой мыли покойника, называлась мертвой, ее выливали в угол двора, туда, где нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на нее наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Глиняные горшки, использующиеся для омовения, выносили в овраг, на край поля, на перекресток дорог, где, как правило, стоял крест, столб, часовня (там их разбивали или просто оставляли). Солому, на которой обмывали, сжигали или бросали в лесу под елочкой, когда везли хоронить. Все это делалось с целью предотвратить возвращение покойника. Эти места считались в народе страшными.

Обмывальщикам после совершения ритуала обязательно нужно было вымыться в бане и переодеться.

Предметами омовения колдуны умело пользовались: "мертвую" воду они использовали для порчи молодоженов. Плотники заколачивали в дверной косяк при постройке дома кусок савана, когда желали беды неугодному им хозяину. Мыло, употреблявшееся для омовения покойника, в домашней медицине применяли с иной целью - подавить, умерить нежелательные явления. Жены подавали его, например, для умывания злым мужьям, чтобы их "злоба замирала", а девушки мыли им руки, чтоб кожа на них не дрябла.

Существовало поверье, что если нечистая сила сумеет подобраться к покойному, то она выкручивает ему руки и ноги. Поэтому староверы, например, перевязывали суставы умершим суровыми нитками, получался крест, и нечистая сила отступала.
Волосы покойному расчесывали гребнем, а иногда щепочкой от гроба. Затем клали их в гроб.

Одевание.

В средневековой России хоронили, как правило, в белом. Это объяснялось не только влиянием христианства, которое связывало этот цвет с духовной, младенческой чистотой христианской души, - душа уходит к Богу такой, какой пришла на землю при рождении. Белый цвет одежды умершего - это натуральный цвет домотканого холста.

В начале XVII века мертвых хоронили в одежде, в которой они ходили: в кафтане, штанах, сапогах, шляпе и другом платье. Если умирал больной, его брали с постели, клали на лавку, омывали тщательно и надевали на него чистую сорочку, полотняные штаны, новые красные сапоги. Обвивали его тело в белое полотно, сделанное в виде рубашки с рукавами, складывали ему крестообразно руки на груди, сшивали полотно у изголовья, также на руках и ногах. И клали его в гроб на носилки. Если это был богатый человек или дворянин, носилки покрывали бархатом или дорогим сукном. Если же это человек не зажиточный или бедняк, носилки покрывали его собственным кафтаном из холста или другой дешевой материи. Так и несли его на кладбище.

Женщин было принято хоронить в платочках: молодых - в светлых, пожилых - в темных. Был обычай одевать девушку, умершую в расцвете молодости, в подвенечный наряд, На похоронах умершей девушки даже имитировали свадебный обряд, пели свадебные и подвенечные песни. Как девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали обручальное кольцо, между тем как женатому человеку и замужней женщине кольца не надевали.

Способ изготовления погребальной одежды подчеркивал ее предназначенность преисподнему миру. Одежда была как бы не настоящей, а лишь ее заменой, не сшитой, а лишь наметанной. Ее шили обязательно на руках, а не на машинке, нитку закрепляли, держали иголку от себя вперед; иначе покойник опять придет за кем-нибудь в свою семью. Имитированной была и обувь покойника: в кожаной обуви, как правило, не хоронили, а заменяли ее матерчатой. Когда надевали сапоги, железные гвозди из них выдергивали. Онучи, надевавшиеся с лаптями, на ногах обвязывали так, чтобы крест, образуемый шнурками, приходился спереди, а не сзади, как у живых. Таким образом придавалось как бы обратное направление движению умершего, чтобы он не мог вернуться назад в дом.

Когда-то постель умершего и одежду, в которой он умер, клали под куриный насест и держали их там в течение шести недель (пока душа умершего, по поверью, находится дома и нуждается в одежде).

Сейчас обычно вещи, принадлежащие покойному, сжигают или закапывают. А хоронить стараются в новой, еще не носившейся одежде, чтобы душа явилась на тот свет чистой. Многие пожилые люди заранее готовят себе "смертный наряд". Хотя, бывает, что хоронят и в старом - мужчин обычно в темном костюме, рубашке с галстуком, женщин - в платье или юбке с кофтой, как правило, светлых тонов. В качестве обуви обычно используют специальные тапочки (они, как и покрывало, имитирующее саван, входят в комплект похоронных принадлежностей ритуальных бюро).

Положение в гроб.

В старину обмытый и обряженный покойник один или два дня лежал на лавке под образами. Тело клали в гроб только перед выносом из дома. В это время приходили прощаться с ним дальние родственники, знакомые, соседи. Для чтения псалтыря приглашались старушки-читалки, которые, помимо псалмов, исполняли духовные стихи.

Покойного, как и умирающего, ни в коем случае нельзя было оставлять одного. Считалось, что нужно стеречь его от нечистой силы, "от бесов".

Гроб. При изготовлении гроба полагалось класть в него образовавшиеся стружки. Щепу потом вывозили подальше за село и выбрасывали, а не сжигали, чтобы покойнику не было жарко на том свете. Предпочитали делать гроб из кедра, сосны, только не из осины. В местностях, богатых лесом, старались делать гробы, выдолбленные из ствола дерева.

Гроб соответственно рассматривался как последний дом умершего. Иногда даже делали в гробу застекленные оконца.
Перед тем как положить покойника, гроб обязательно окуривали дымом ладана из кадила. Гробы устилались изнутри чем-нибудь мягким: мягкая обивка, покрытая белым материалом, подушка, покрывало. Дно гроба устилали также листьями березового веника, причем "чистого", т.е. сделанного не в воскресенье. Такими же листьями набивали подушечку под голову. Некоторые пожилые женщины собирают при жизни собственные волосы, чтобы набить ими подушку.

Положение. Прежде при положении умершего в гроб принимали меры магической предосторожности. Тело брали не голыми руками, а надевали рукавицы. Избу постоянно окуривали ладаном, сор из избы не выносили, а подметали под гроб, направляя в сторону умершего. Пока готовили гроб, омытого покойника клали на лавку, застеленную соломой, в переднем углу избы так, чтобы его лицо было обращено к иконам. В избе соблюдали тишину и сдержанность.

Согласно правилам православного захоронения, положено класть в гроб мирянину, помимо нательного крестика, образок, венчик на лоб и "рукописание" - написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника. Затем покойника покрывают белым покрывалом. Гроб разворачивают по солнышку и снова ставят так, чтобы умерший был обращен к иконам ногами. На гроб ставят свечи.

Существует обычай класть в гроб вещи, которые могут якобы пригодиться умершему на том свете. В древности иногда в рот мертвецу клали несколько мелких монет, как будто для издержек в дальней дороге на тот свет, а к гробу привешивали кафтан покойника.

В знак траура в доме занавешивают зеркала, останавливают часы; из помещения, где стоит гроб с телом умершего, выносят телевизор.

За 15-20 минут до выноса гроба в помещении остаются для прощания с умершим только родные и близкие.

Проводы усопшего.

Домашние проводы. Хотя теперь в городе чаще всего стараются в день смерти перевезти усопшего в морг, в православных семьях в небольших городах и деревнях, где нет моргов, сохраняется традиция ночного бдения около покойника.

Если не приглашается священник, псалтырь или другие священные книги читают верующие миряне. Но часто посиделки старушек у гроба проходят в самых обычных воспоминаниях или беседах.

Сразу после смерти стараются поставить на полочку к иконам или на окно стакан воды, накрытый куском хлеба. На поминальном обеде подобным образом оставляют рюмку водки, накрытую куском хлеба, и иногда этот символический прибор ставится у символического места покойного за столом. Наиболее типичное объяснение этому - "душа находится до шести недель дома".

В изголовье покойного зажигают свечи, их прикрепляют к углам гроба, ставят в стакан на столе, а перед иконами - лампады.
Раньше в зимнее время не спешили хоронить и ставили покойников в церковь, где духовенство служило каждодневную литургию и панихиды, и только на восьмой день предавали тело земле.

Вынос тела. Бытует мнение" что раньше 12 часов и позже захода солнца выносить покойного из дому нельзя. Существует обычай выносить тело из дому ногами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратить возвращение покойника по своему следу.

Старались сразу же после покойника занять место - на стол или стулья, на которых в доме стоял гроб, после выноса покойного сесть, а потом эту мебель на некоторое время перевернуть кверху ножками.

Существовал и такой обычай: один из родственников три раза обходил вокруг гроба стопором в руках, держа его лезвием вперед, при последнем обходе ударял обухом по гробу. Иногда при выносе покойника клали топор на порог.

Топор.

Топору - оружию Громовержца - с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет "подсечена" и изгнана смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным солнечный крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения солнца и грома. Подобный топор, всаженный в двойной косяк, был неодолимым препятствием для нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жилье.

Многие народы, в том числе и славяне, старались выносить умершего не через входную дверь, служащую живым, а через окно или специально проделанное отверстие, чтобы обмануть покойника, чтобы "запутать его след".

В старину, как только покойника выносили из дома, старались вымыть одной водой всю избу: стены, лавки, даже всю посуду. Теперь моют только пол.

При выносе тела умершего из дома было принято громко плакать. Над гробом причитали не только близкие родственники покойного, но и соседи. Если родственницы не плакали, соседи брали под сомнение чувство привязанности родных к умершему.
Еще древнерусская церковь наложила запрет на народные вопли и плачи. Надгробные плачи расценивались как проявление языческих представлений об участи души за гробом, отсутствие у народа христианской веры в бессмертие души. Матери не должны были плакать по умершим детям. Однако церковный запрет в повседневной жизни не соблюдался. Петр I издал даже специальный указ о воспрещении плача на похоронах, который также не возымел действия.

Траурная процессия. Похоронное шествие возглавлял человек, несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Если умирал мужчина, впереди похоронной процессии шел с иконой мужчина, если женщина, то икону несла женщина. Перед процессией разбрасывали еловые или пихтовые ветки, а летом и цветы.

Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними - духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкие родственники. Траурную процессию замыкали соседи, знакомые, любопытные.

В русских деревнях еще в прошлом веке из суеверных соображений старались переносить гроб в рукавицах, на полотенцах, жердях, носилках.

В некоторых местах старались доставить мертвеца к месту захоронения на санях, причем даже летом.

Сидя на санях.

Отсюда пошло выражение "сидя на санях", что означает "в конце жизни". Владимир Мономах так начинал свое знаменитое "Поучение": "Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться..." Перевернутые сани часто служили намогильным памятником. Но иногда сани сжигали либо оставляли до сорокового дня лежащими вверх полозьями.

При выносе покойника из дома производился обряд "первой встречи" - человеку, который первый встретил на пути похоронную процессию, вручали краюху хлеба, завернутую в полотенце. Подарок служил напоминанием, чтобы первый встречный помолился за умершего, а умерший, в свою очередь, первым встретил на том свете принявшего хлеб.

По дороге до храма и от храма до кладбища разбрасывали зерно для кормления птиц.

Похоронной процессии, по церковному уставу, полагалось останавливаться только в церкви и возле кладбища. Но, как правило, она останавливалась в наиболее памятных для покойного местах села, около дома умершего соседа, на перекрестках дорог, у крестов, которые в некоторых местностях так и назывались - покойничьими. Здесь часть провожающих покидала процессию, далее следовали преимущественно родственники.

На современных похоронах обычно не разрешают детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и закапывать могилу.
Состав современного траурного шествия обычно таков: вначале несут венки, потом крышку гроба узкой частью вперед, гроб с покойником. За гробом первыми идут родные, близкие, затем все провожающие.

Публикации раздела Традиции

Похоронные обряды на Руси

П роводы человека в мир иной чтились на Руси не меньше, чем его появление на свет. Мы расскажем вам о самых необычных похоронных обрядах, о которых ученые узнали из этнографических экспедиций. Некоторые из этих ритуалов соблюдаются и по сей день.

Марганцовка, яйца и «магическое» мыло

Леонид Соломаткин. После похорон. 1869

В селе Средней Сухоны Вологодской области был популярен обычай приготовления к смерти. Старики заранее готовили себе смертную одежду, высказывали пожелания, где и как их похоронить, каким образом поминать.

Для лучшей сохранности тела умершего под стол или лавку ставили таз с холодной водой, в которой растворяли марганец. Около ушей покойного клали сырые яйца, которые во время захоронения бросали в могильную яму.

Здесь существовало поверье, что мыло после обмывания покойного приобретает магические свойства. Его хранили и использовали в дальнейшем болезней у людей и животных. При заболевании рук - мыли им руки и приговаривали: «Человек ушёл, у него ничего не болит, и у меня ничего не заболит» .

Ночевка над покойником, «откупливание» нового места жительства

Василий Перов. Проводы покойника. 1865

В деревне Черёмуха Брянской области было принято ночью сидеть/ночевать над покойником - ходить на хавтуры. В сидениях обычно участвовали пожилые женщины, многие из которых знали церковные молитвы. Сюда приходили без приглашения. В шесть утра усопшему открывали лицо и умывали святой водой, женщины выходили на улицу и голосили.

На кладбище в могилу, которую обязательно выкапывали чужие люди, перед опусканием гроба бросали монетки - «откупливали» место. Здесь же устраивали поминальную трапезу, постелив на могилу небольшое полотенце - постельку - и скатерть, которые затем уносили домой. До наступления 40-го дня после смерти скатерть нельзя было стирать, а постельку после 40 дней отдавали в церковь.

«Плохая» вода, крапива и металлические предметы

Марк Шагал. Покойник. 1908

В села Новосолдатка Воронежской области обмывали и обряжали покойника по истечении двух часов после смерти. Мыть умершего могли как родственники, так и чужие люди, существовал запрет только на обмывание детьми своей матери. Считалось, что эта вода приобретала особые свойства, прикосновение к ней могло негативно сказаться на человеке, поэтому ее выливали в такие места, где люди не могли бы на нее наступить, например под забор.

Умершего человек клали на лавку и связывали руки и ноги. Развязывали их только на кладбище, перед тем как опускать гроб в могилу. Над покойником совершали магические действия, чтобы дольше сохранить тело. Например, под лавку, на которой лежал покойник, обязательно клали какой-нибудь металлический предмет (чаще всего - топор или замок), обкладывали умершего крапивой.

Ночью, пока покойник находился в доме, не разрешалось спать. В полночь устраивали поминальную трапезу, по окончании которой лицо покойника закрывали. По традиционным представлениям это связано с тем, «что если его не накрыть, то он не будет спать, а будет беспокоить живых».

Длина ног, сожженная солома и причитания

Василий Перов. Возвращение крестьян с похорон зимою. 1880-е

В Осиновице, что в Смоленской области, сравнивали длину ног покойника: если у него длиннее левая нога - следующей в деревне умрет женщина, а если правая - мужчина.

Под голову умершему подкладывали подушечку, которую набивали сухой листвой из березовых веников. Клали покойника на лавку на солому, застеленную белым льняным полотном. После похорон эту солому уносили в поле и сжигали, наблюдая, куда пойдет дым: «Если на дом, то хорошо, а если в поля, то, говорят, что всё потянет за собой, в доме будет плохо, пустота».

После того как умершего обмоют и положат на лавку, начинали причитать - голосить. Но на исполнение причитаний налагались определенные запреты. Нельзя было голосить в темное время суток и особенно ночью. Не должны были голосить беременные женщины, «а то ребёнок будет беспокойный».

«Приказывания» и белые платки

Алексей Корзухин. Поминки на кладбище. 1865

Одна из локальных этнографических групп русского населения, которая привлекала внимание исследователей еще в ХIХ веке, - горюны. Они проживали в западной части Курского Посемья, в Путивльском (а ранее и в Белопольском) районах Сумской области Украины. Эта территория до 1925 года входила в состав Курской губернии.

К наиболее специфическим особенностям погребальной традиции горюнов относятся обычай захоронения умерших в садах, в пределах места проживания.

Кроме того, в оплакивании покойника участвуют всех женщины села. Громкие похоронные причитания оповещали всех жителей о смерти односельчанина. Обмытого и одетого покойника клали на лавку, мужчин - к передней стене дома, а женщин - к правой боковой, выходящей на двор. Причитать - или, как здесь говорили, приказывать - начинали с порога, когда приходили в дом, чтобы попрощаться с покойником. В теплое время года жительницы по старинному обычаю приходили на похороны в белых платках.

«Чтеи» и духовные стихи

Карл Фридман. Похороны. 1966

Основным музыкально-фольклорным жанром современных похоронно-поминальных обрядов в деревне Епихино Шатурского района являются духовные стихи. Они поются поочередно с чтением Псалтири до похорон («пакойника аднаво не аставляли, всё эта вот и читали» ), на «девятинки» (девятый день), «сороковой день», «полгода» и на «годину» (год) со дня кончины.

Хранители духовных стихов - женщины старшего возраста (от 60 лет). В быту их называют «чтеями», «читалками» или «духовными» («когда соберутся духовные, они не обсуждают, что там в мире творится, а всё про Бога поют» , а сами стихи - «божественными песнями», иногда - «стишками».

Важное значение в жизни и быту марийцев имели похоронно-поминальные обряды, в которых находил проявление древний культ предков. В них выражалось почтительное и уважительное отношение к умершему и ранее погребенным предкам. Эти обряды, состоявшие из различных ритуальных действий, были направлены на то, чтобы облегчить умершему переход в потусторонний мир, обеспечить там его благополучное существование. По поверьям, соблюдение обрядов по проводам умершего в иной мир успокаивало его душу, и она могла помочь живым членам семьи в их хозяйственных и семейных делах и заботах. В случае же непочтительного отношения к умершему, несоблюдения положенных обрядовых действий, его душа могла обидеться и навредить оставшимся родственникам.

Смерть, по представлениям народа, ассоциировалась с приходом духа смерти {азырен). Взрослым людям он “перерезал горло ножом”, а маленьких детей лишал жизни при помощи “придавливания половой доской”. После смерти человека в доме вешали чистое полотенце и ставили чашу с водой, чтобы дух смерти “ополоснул в воде нож и вытер его”. По другим представлениям, после физической смерти человека душа (чон, орт, йанг), покидая тело, должна была искупаться в чистой воде, находящейся в чаше. Все наказы по поводу погребения усопший делал еще при жизни; если же человек умирал внезапно, то родственники и близкие старались сделать все так, чтобы душа покойного не была в обиде. Тело умершего обмывали близкие ему люди или те, кому он заранее об этом завещал. Женщину обмывали женщины, мужчину - мужчины.

Смертную одежду пожилые люди готовили заранее. Раньше в качестве погребальной одежды использовали свадебный костюм. Обязательными принадлежностями похоронного костюма были головной убор, рубаха, кафтан, пояс, штаны, обувь. Умершей девушке в гроб клали женский головной убор, типичный для той или иной этнической группы. Это делали для того, чтобы она на том свете “вышла замуж”. Существуют сведения о захоронении в прошлом умерших в меховой одежде. Отголоском этого древнего обычая было надевание меховых или шерстяных рукавиц или варежек на руки усопшего. В настоящее время в погребальный костюмный комплекс включают как народную, так и фабричную одежду и обувь, в зависимости от вкусов и представлений.

Тело умершего помещали в сколоченный из досок гроб (колотка), дно которого устилалось березовыми ветками или войлоком и покрывалось холстом, в изголовье подкладывалась маленькая подушечка из пуха или пера. Дополнительно в гроб помещали смену белья, кошелек с монетами, чтобы на том свете всегда у покойного были деньги, мешочек с гостинцами (блины, конфеты, орехи и др.) для умерших родственников. По народным представлениям считалось, что в загробном мире нужно все то же, что и при жизни, поэтому в старину в гроб умершим клали нож, топор или кочедык для плетения лаптей, женщинам - холст, нитки, иголку, детям - игрушки. Тело покойного накрывали холстом. Поверх холста, по обычаю, протягивали шерстяные или шелковые нитки красного, черного и зеленого цветов вдоль тела покойного. Считалось, что при помощи этих нитей умерший, как на качелях, должен спуститься в загробный мир (вес тÿня). С целью защиты от злых духов и собак того света в гроб помещали веточки рябины и шиповника.

Захоронение в гробах распространилось среди марийцев со времени массовой их христианизации. В древнемарийских могильниках, по археологическим данным, гробов не обнаружено. Согласно языческой традиции, умерших хоронили в неглубоких могилах (шÿгар), дно которых устилали войлоком, древесной корой или ветками. Вначале вместо гробов использовали поставленные ребром вдоль тела умершего две доски, накрытые корой или досками. В XVII веке марийцы стали хоронить покойников в долбленых колодах (отчего утвердился термин “колотка” - гроб). В XIX веке долбленые гробы постепенно сменились дощатыми. Гроб, по народным представлениям, являлся домом для умершего, поэтому в одной из его стенок язычники прорубали окошечко. Гроб с покойным в доме у некрещеных марийцев ставился ближе к двери, дальше от матицы, у крещеных - ближе к красному углу, под матицей. Характерной чертой погребального обряда была коллективность - в нем участвовали практически все родственники и многие односельчане усопшего. Дом умершего навещали соседи, близкие, друзья, родственники. Они приносили куски холста для покрытия лица покойного (шÿргö леведыш), угощение, свечи, деньги. Все стремились оказать посильную помощь: копать могилу, делать гроб, одевать покойника и т.п.

Крещеные марийцы при похоронах придерживались православных обрядов, проводя отпевание в церкви или приглашая священника на дом. При этом произносились соответствующие молитвы, выполнялись ритуалы, покойника снабжали нательным крестом.

Перед выносом тела при прощальной трапезе зажигали свечи, в выделенную для покойного посуду складывали кусочки от всех приготовленных семьей и принесенных родственниками и соседями угощений и напитков, сопровождая это наказом, чтобы пища и питье дошли до покойного, чтобы он на том свете не испытывал голода и жажды. Присутствующие при похоронах угощались, понемногу отведывая всю установленную на столе еду, поминали умершего, желали ему благополучия в ином мире.

После выноса тела во дворе резали курицу или петуха в соответствии с полом покойника, для умерших детей разбивали яйцо. Капелькой куриной крови мазали лоб покойного, якобы для выкупа своей крови у духа смерти. Прощаясь с покойным, близкие дотрагивались до его одежды и говорили, чтобы счастье свое он не увозил с собой, а оставил им. Куриную тушку использовали для приготовления поминального супа. В современный период этот обряд с закалыванием птицы встречается редко.

Гроб с покойным помещали на телегу или сани, запряженные лошадью, и отвозили на кладбище (шÿгарла). В настоящее время гроб обычно несут до конца деревни, а далее отвозят на кладбище автотранспортом.

По языческому обряду умершего хоронили на следующий день после смерти. Могилу обычно копали друзья и соседи, но отнюдь не близкие родственники умершего. Перед захоронением тела в могилу бросали монеты, чтобы “откупить землю” для покойного. Гроб опускали на веревках, которые оставлялись на дне могилы. Вначале участники похорон бросали в могилу по 3 горсти земли, затем закапывали лопатами. На могиле зажигали свечи владыкам загробного мира (кияматтбра и др.) и покойнику, прося обеспечения света и всех благ в ином мире. Язычники на могиле устанавливали столб или шест с полотенцем, летом сажали березку. В прошлом над могилой ставили легкий сруб из суживающихся кверху трех венцов, символизирующий крышу над “домом” умершего. Крещеные марийцы ставили на могилах кресты, иногда добавляли каменные плиты. После поминок на могиле оставляли остатки пищи и посуду. В прошлом на кладбище оставляли вещи, используемые при подготовке гроба и копки могилы, а восточные марийцы - даже сани, транспортировавшие покойника (они использовались прежде и летом). Обычно же сани и телеги по возвращении с похорон на 3 дня оставлялись на улице возле ворот. Щепки, стружки от гроба, подстилку, на которой скончался усопший, веник, солому или луб, которыми пользовались при обмывании, выбрасывали по пути на кладбище в определенный овраг (колышо шÿк корем). Оставшиеся дома на время похорон мыли полы, лавки, стены, топили баню и готовили поминальный стол. После бани устраивалась поминальная трапеза, при которой обязательными считались рыбный и куриный супы, яйца, мед и пиво. В специальной посуде угощение ставилось и умершему. С принятием христианства на поминальном столе добавились водка и пиво, а у крещеных - кутья. Постепенно стала обычной поминальная трапеза и на могиле покойного сразу после похорон.

Со дня смерти в доме умершего ежедневно зажигались свечи, вплоть до сорокового дня; ставилась посуда для покойного, которого три раза в день “приглашали” к трапезе. В банные дни его приглашали мыться. Считалось, что душа умершего в этот период находится в доме или где-то поблизости.

Таким образом, в похоронном обряде сочетались ритуалы как почитания умершего, так и очистительные, направленные на предупреждение возможных нежелательных последствий от соприкосновения с ним (болезнь, инфекция, “вредоносные намерения” усопшего).

С похоронным ритуалом были связаны представления марийцев о загробном мире. В народе полагали, что душа умершего подвергается суровым испытаниям: ходит по горам, кишащим змеями и злыми собаками, перебирается на тонкой жердочке над кипящим котлом со смолой, знакомится с новыми местами и т.п. Только через 40 дней происходит определение местопребывания души. В этих воззрениях прослеживаются представления марийцев о потустороннем мире - смешение христианских и языческих традиций.

Специальные поминки по умершему проводились на третий, седьмой и сороковой дни после смерти. Поминки на третий и седьмой дни были скромными, в них участвовали близкие родственники, каждый из которых приходил со своим угощением. В первом случае зажигали три свечи, во втором - семь, свечи закреплялись на краю блюда с блинами. Как обычно, перед поминками топили баню, приглашая помыться и душу усопшего.

Самые важные и многолюдные поминки проводились на 40-й день, считавшийся “праздником” покойного и прежде умершей родни. По древнему обряду, на время поминок назначалось специальное замещающее покойного лицо, одевающее его одежду (вургем чийыше). Доживающие свой век старые люди еще при жизни называли своего заместителя на будущих сороковинах. Это мог быть друг, сосед, хороший знакомый. Для умерших детей такое лицо не назначалось.

Поминки-сороковины проводились в ночь с 39-го на 40-й день, то есть пока душа покойного не покинула прежнее местожительство. Считалось, что утром сорокового дня душа окончательно уходит из этого мира на суд загробных владык. На поминки приглашались, помимо близких и дальних родственников, и жители деревни. В этот день с утра топили баню, мылись сами и “приглашали” покойного и прежде умерших родственников. Покойному вешали в бане одежду и выделяли веник. На поминальную трапезу кололи домашнюю птицу, а восточные марийцы - барана или овцу, готовили разнообразные кушанья, в том числе блины, рыбные, мясные и молочные блюда, яйца, мед, брагу, пиво, покупали водку. Заготавливалась масса восковых свеч (шыште сорта), в том числе одна длинная и толстая, составленная из трех; она посвящалась покойному и другим умершим.

Угощения расставлялись на главном столе в красном углу. В углу у входа ставился особый столик для угощения умерших. Здесь располагалась посуда для складывания блинов и кусочков пищи, бутылка или бурак для отливания напитков, полено или доска для прикрепления большой и малых свечей. Крещеные марийцы обходились одним столом в красном углу. Для свечей прибивалась доска перед иконами, а посуда ставилась в углу на лавках под образами. После полудня, запрягши лошадь, несколько пожилых людей из семьи и родни покойного отправлялись на кладбище. Посетив могилы покойного и других родных, а у восточных марийцев еще трижды объехав кладбище, они приглашали покойного и прежде похороненных родственников на “праздник умерших” (колышо пайрем).

Тем временем в дом прибывали родственники и соседи с угощениями, вином или медовщиной. Гости откладывали кусочки пищи, отливали напитки в соответствующую посуду на поминальном столике у входа, выкупали у хозяина за монеты свечи. Принесенное ими угощение ставилось на другой стол или на лавки. Хозяева угощали гостей по мере их прихода пивом и брагой.

Вечером, когда все приглашенные были в сборе, начинались поминки. Хозяин или назначенный им пожилой мужчина зажигал главную большую свечу (которая должна была гореть во все время поминок) и малые (которые периодически заменялись), называя по именам умерших. Кроме того, одна свеча посвящалась забытым предкам (утым), другая - загробным владыкам, отпустившим умерших на их “праздник”. После молитвы, обращенной к богам и умершим с просьбой обеспечить благополучие в хозяйственных и семейных делах, начиналась поминальная трапеза. Первым хозяева приглашали на почетное место за главным столом заместителя покойного, одетого в его одежду (вургем чийыше). Его потчевали всеми блюдами и напитками. От имени покойного и предков он “передавал” наказы и пожелания членам семьи, обещал оказывать содействие в их нуждах и заботах в ответ на уважение и почтение. Поочередно хозяевами приглашались за стол и угощались родственники и соседи, которые рассаживались по обе стороны от замещающего покойника человека, который сидел на месте все время поминок. К нему также обращались за советами и с просьбами усаживаемые за стол гости, поминали они и своих умерших родственников.

Поминки продолжались за полночь, а перед рассветом приступали к проводам покойного и других умерших. С малого стола забирали собранную для умерших еду и напитки, сложив в отдельную сумку, корзину или мешочек. Заместитель, выходя из дома задом, выносил во двор доску с огарками свечей. Он и близкие родственники покойного, забрав сумку с продуктами, садились в повозку. Желающие проводить умерших сопровождали их пешком, по дороге пели поминальные песни. Достигнув определенного места за околицей деревни, процессия останавливалась, едущие в повозке сходили с нее. Из сосуда с напитками первую чарку наливали заместителю покойника, давали закуску. Затем пили и закусывали сопровождающие, поминая умерших и прощаясь с ними. Доску от свечей и остатки пищи оставляли на земле. Замещающее покойника лицо отходило от того места на 41 шаг, снимало верхнюю одежду покойника, отряхивало ее и после пожелания счастливого пути покойнику и умершим возвращалось к провожающим. Заместитель передавал наказ покойного жить в достатке, дружно, добрососедски. Вся процессия возвращалась обратно уже с другими, не поминальными песнями, как бы отвлекаясь от печальных забот. В прошлом заместитель покойника возвращался отдельно, окольным путем, огородами, отряхиваясь от своей роли. Впрочем, одежда покойного передавалась ему. У восточных марийцев покойный задерживался дольше. Ему стелили на ночь постель, а утром после угощения водили в гости к близким и соседям-однодеревенцам, в домах которых по этому случаю вывешивалось полотенце.

По народным представлениям, после поминок 40-го дня душа усопшего навсегда уходит в загробный мир и может быть отпущена его владыками лишь на время специальных поминальных дней. По истечении года проводились годовые поминки, иногда поминали через два и три года. Специальные поминальные дни (сорта кече) существовали в праздники Кугече (Пасха), Семык (семик) и Угинде пайрем (праздник нового хлеба). Умерших поминали и в субботние дни. Крещеные марийцы проводили поминки в родительские дни - на Радуницу (Радинча), Ильин день (Илян кече) и другие.

В похоронно-поминальной обрядности марийцев в наибольшей степени сохранились ритуальные действия языческого культа предков. Но под влиянием христианства, а в советское время - культурно-бытовых преобразований и антирелигиозной пропаганды, многие древние элементы исчезли из быта, подвергались трансформации и модернизации.

"Смерти не следует бояться, ибо она есть бессмертие."
Преподобный Антоний Великий

Русский погребальный обряд (или похороны) основан на языческих славянских представлениях и, конечно же, на православных традициях. У православных христиан существуют определенные правила проведения похорон и последующих поминок.

Порядок проведения похорон у православных христиан.

1
Гроб с телом усопшего должен стоять на столе (или табуретках), покрытом какой-либо тканью. Узкая часть гроба (там, где находятся ноги покойного) обязательно должна быть обращена в сторону выхода из комнаты (или дома). Крышка гроба обязательно должна стоять вертикально узкой частью на полу. Не рекомендуется ставить ее в лестничном пролете. Для этого существует прихожая или коридор.
2
В доме с усопшим обязательно должен стоять его портрет в траурной рамке, венки, а также какие-либо его награды (если они есть). Зеркала и картины должны быть занавешены тканями. Этого требует православный обычай погребения. Всем присутствующим на выносе (и, конечно же, непосредственно на похоронах), по возможности, необходимо одеть на себя только темные и черные цвета.
3
Из дома гроб с телом выносят узким концом вперед. Родственникам строго запрещено нести гроб и крышку. Это делают или организаторы похорон, или просто друзья и знакомые. Гроб несут или на отпевание в церковь, или сразу на погребение на кладбище. Все зависит от последней воли усопшего и желания его родственников.
4
На кладбище родные, близкие и друзья покойного прощаются с ним. Кто-то произносит траурную речь, кто-то молча стоит и слушает. После прощания закрывается лицо покойного. Делается это при помощи савана. Затем гроб закрывается крышкой. Кстати, если усопшего отпевали в церкви, то на саван крестообразно посыпается земля, освященная в храме. Работники кладбища переносят гроб к вырытой могиле, а затем опускают его в нее.
5
После этого на гроб, опущенный в могилу, кидают горсть земли. Первыми это делают родные и близкие усопшего, затем все остальные люди, пришедшие проводить покойного в последний путь. Затем могилу засыпают землей, устанавливается первоначальный деревянный православный крест с регистрационными данными человека, погребенного под ним. Участники траурной церемонии возлагают цветы и венки. Все. Обряд похорон на этом окончен.
6
Порядок проведения поминок у православных христиан. Поминки – это ритуал, который совершается в память о недавно усопшем человеке. Суть поминок – коллективная трапеза (или поминальный обед), которую устраивают его родственники. Поминки могут проходить как в доме, где еще недавно жил покойный, так и на кладбище в специально отведенном для этого месте. Православные поминки проводятся в день погребения и в последующие определенные сроки поминовения.
7
Православные христиане проводят поминальные обеды три раза. Первые поминки происходят непосредственно после погребения, вторые – на девятый день после смерти, а третьи – на сороковины (то есть на 40-й день). Иногда поминки устраиваются и через полгода. Дальнейший срок проведения этого обряда – один раз в год (в день смерти). Нередко поминают умершего человека и в день его рождения.
8
В процессе поедания поминальной трапезы православные христиане молятся об упокоении души усопшего. Любое действие, совершаемое во время поминок, имеет под собой сакральные основания. Именно поэтому меню поминальной трапезы определено заранее. Пища на столе – простая. Никаких изысканных блюд. Скатерть на столе должна быть однотонной, а не цветной. На поминальные обеды могут приглашать специально, а могут ждать любого, кто желает помянуть усопшего. В любом случае долго засиживаться там не следует.

Прежде смерти и во время её пришествия...

Если человек, знает что скоро "уйдет" или человек при смерти от тяжкой болезни, ему необходимо исповедаться и причаститься.

Если человек сам этого сделать не может и возлежит на предсмертном одре, необходимо пригласить священника, который может провести исповедание и соборование, остатки масла от соборования заливаю на тело во гроб перед забиванием крышки (дома это не храниться как и не выкидывается).

Когда душа человека исходит в этот момент близкие должны читать в отсутствии священника Канон на исход души (или по иному "Отходная молитва", она должна быть написана от руки усопшего)

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то родственники могут прочесть другой канон - «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». (по благословению священника).

В момент разлучения души с телом полагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную свечу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, приими дух мой».

Можно окропить умирающего святой водой со словами:

«Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».

По церковному обычаю умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает.

Как только человек умер, родные и близкие должны заказать сорокоуст в церкви, то есть ежедневное поминовение во время Божественной литургии.

Молитва по смерти прощальная

"Господь Иисус Христос Бог наш, иже божественныя заповеди святым своим учеником и апостолом давый, во еже вязати и решити падших грехи, и от оных паки мы приемше вины тожде творити: да простит тебе, чадо духовное, аще что соделал еси в нынешнем веце, вольное или невольное, ныне и присно, во веки веков. Аминь."

Омовение покойного.

Перед смертью должно быть приготовлено "смертное".

Для женщин: по общегражданским обычаям похорон:

Нижнее белье;
чулки (или колготки);
платье с длинным рукавом (или халат);
платок на голову (не черный);
туфли (или тапочки);

Для мужчин:

Нижнее белье;
носки;
бритва;
майка, сорочка белая;
брючный костюм черного/серого цвета
туфли/тапочки
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце.

Нельзя обряжать покойного в одежду другого, живого человека. Таким образом владелец одежды получит серьезную порчу. Не слушайте тех, кто будет уверять, что в этом нет, мол, ничего страшного. Люди, чей костюм или платье одели на покойного, потом будут болеть, чахнуть и ходить по целителям. Если нет подходящей одежды, надо купить новую или, в крайнем случае, взять одежду тоже умершего человека.

Если человек умер в городе, его (после засвидетельствования смерти врачом) забирают в морг, где выполняются все необходимые приготовления к погребению.

В деревнях и поселках (особенно в случае смерти пожилых людей) приготовления к погребению, а именно – омовение и обряжение – до сих пор делают на дому. Для этого приглашать принято 3 пожилых женщин/или старых дев (смысл в том, чтобы омывающие не имели отношений с мужчинами) - или одного обмывальщика.

В прошлом обряд омовения носил магический, обрядовый характер – подготовить умершего к переходу в мир иной - Навь. Для совершения омовения обычно приглашали сведущих в этом старушек-обмывальщиц. Если в наше время возникнет такая необходимость, лучше позвать для этого человека по рекомендации кого-то из знакомых и заплатить ему за эту работу. Дело в том, что вода и мыло, оставшиеся после омовения тела, должны быть правильно уничтожены.

Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела.

Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют клеенку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой – с мыльной, теплой (не горячей!). Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вытирают полотенцем. Крестообразными движениями омываются все части тела покойного при это читается "Трисвятое".

При этом нельзя проливать такую воду на пол. Обычно воду и мыло выливают в специально приготовленную ямку и закапывают далеко от дома. Одежда и простынь (при омовении), постельное на котором умер человек, а также полотенце, которым утерли покойного - сжигается - не попадать под дым, далеко от дома и прикапывается землей!

Гребень, которым причесывали ложиться в гроб под подушку.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

До тех пор, пока покойника не вынесут, домочадцам нельзя видеть свое отражение.

В течение некоторого времени после смерти близкого человека следует избегать произносить вслух его имя.

Родным не следует нести покойника. На похоронах близких нужно быть особенно осторожным и внимательным, так как в это время стараются напустить порчу. Нередко при этом бросают землю за шиворот, а могут и попросить ребенка перепрыгнуть через вырытую могилу. После этого у человека начинаются судороги, резко повышается давление и он может погибнуть. Особенно следует опасаться посторонних лиц, одетых в одежду наизнанку.

Перед опусканием гроба в могилу нужно бросить туда монетку (откуп от гроба) - это первое что делают близкие кровные родственники, а потом бросается земля.

Если в квартире находится покойник, до похорон нельзя пользоваться острыми металлическими предметами (ножи, иглы, гвозди, лезвия, топор и т.д.) и держать их на открытом месте.

Пока покойник в доме, на подоконник следует ставить чашечку (белое блюдце новое) воды (на "обмывку души"). После выноса тела плошку (стакан) надо вынести из дома, воду следует вылить, стакан бросить в реку.

Если покойник в доме, нельзя убрать и выносить мусор, иначе могут умереть остальные.

Когда забивают крышку гроба, нужно следить за тем, чтобы тень живого человека не "попала в гроб". Аналогично нужно следить, чтобы тени присутствующих не попали в могилу перед опусканием гроба.

При похоронах нужно следить, чтобы на покойнике не было никаких узлов и колец; пуговицы должны быть расстегнуты.

Не забудьте развязать усопшего, иначе вскоре умрет еще кто-то! Если, по случайности, покойника не развязали, его родственникам нужно как можно быстрее положить в чей-нибудь гроб ножницы.

До 9 дня необходимо перестирать и перегладить все его вещи, аккуратно сложить их - как бы все приготовить. Ничего из вещей покойника не отдают до 40 дня, в доме не делают перестановок и пр.

Необходимо, чтобы 9 дней родные в доме не оставались ночевать одни. Нужно, чтобы друзья, родственники пожили это время. таким образом, душа, пребывающая 9 дней дома, успокойлась, что близкие не брошены и ему есть, на кого их оставить.

Вещи, в которых хоронят покойника, должны быть новые, если нет возможности, тогда чистые, свежевыстиранные, без следов крови и грязи, тщательно отглаженные. Хоронят в одежде по сезону. То есть зимой к одной рубашке - не хоронят! Обувь - очень важный момент. необходимо купить мякгкие, удобные и по возможности красивые тапочки. обязательно с задником (не шлепанцы).

Если умер совсем молодой, модный человек, хоронят в удобной мягкой обуви, женщин - обязательно в мягких туфлях без каблуков, но тгда - все равно эти тапки вкладывают в гроб! Гроб должен быть тесным по всем меркам.

Кстати, многие, откупая место на кладбище, стараются хапнуть участочек побольше - этого делать нельзя. Учасок должен быть маленький, тесный - только самое необходимое.

Если усопший крещеный, необходимо отпеть его в церкви. Иконки лучше купить новые, помещаемые на груди при отпевании.

До 40 дней из дома умершего ничего не отдают - ни стульев, ни посуды ни прочего. Не дают и денег в долг.

Даже если умерший находился в морге, его привозят перед отпеванием к дому и там какое-то время останавливаются.

Как только машина с гробом отъезжает, в доме нужно вымыть тщательно пол. Делать этого кровным родным нельзя!

Если Вы идете на похороны, все, что купили для этого случая, из дому уносите. Скажем, купили цветов - все нужно унести (если часть сломалась, повредилась и т.п., оставлять нельзя - все вынести.

Так же, по пути ни к кому нельзя в дом заходить и тем более из этого дома что-то просить (воду для цветов и пр.) Если и к Вам заходят с такой просьбой - всегда отказывайте.

Про то, что вперед гроба не выходят и даже похоронные машины обгонять нельзя, все наверное знают...

Цветы, разбросанные на дороге покойника - не подбирают и не хранят.

На кладбище ВСЕГДА входят только через калитку, а тело завозят через ворота. Обратно - можно и через ворота. Вперед покойника тоже не идут.

А при отпевании родным нужно внимательно следить рядом с гробом. Но похоронах делается очень много всего. Следить, чтобы в гроб ничего не подложили и из гроба ничего не забрали. Выходя с отпевания, нужно обязательно попрощаться с покойным.
Потрогать его за ноги и за руки. Если Вас что-то отталкивает, не целуйте его в венчик. Лицемерие тут недопустимо. Попрощавшись, отходят от гроба и выходят из церкви не оборачиваясь. Если есть подозрения или страхи, подойдя на прощании, нужно подержаться за обувь и про себя сказать - прощай! мы к тебе придем, а ты к нам не ходи!

Кстати, если покойник в жизни плохо видел, с собой ему кладут очки, если хромал - тросточку и т.д.

Если умерший/ая были в браке, в обручальном кольце не хоронят. И лучше хоронить без драгоценностей.

Ведьмы всегда сохраняют мыло, которым обмывали покойника и огарок свечи с отпевания.

Гроб заколачивать лучше в храме, посыпав освященной землей.

Родственникам перед опусканием гроба, лучше про себя попросить прощения у "соседей", что потревожили землю, их покой!.

НЕ носите на похороны неудобную обувь. Если споткнетесь и упадете на похоронах - и за ВАми не заржавеет...

Цветы живые из гроба перед заколачиванием убирают.

Иконки не хоронят, из гроба их надо вынуть перед забиванием крышки, их уносят в храм и там оставляют

Нельзя на кладбище веселиться, смеяться - это очень плохая примета. Это одна из причин не брать с собой детей!

Беременным тоже нельзя посещать кладбище - только до отпевания.

Хороня покойника, на кладбище не выпивают.

После самих похорон нужно обязательно зайти и помянуть покойника.

На поминках должны присутствовать: кутья (рис с изюмом) - ее едят обязательно. Класть нужно немножко, потому что нельзя оставлять недоеденное.
Компот или кисель (лучше), хлеб, что-нибудь рыбное, горячее - суп. Хорошо, когда пекутся блины.

Помины не устраивают в ресторанах и напыщенно (какой бы не был статус у покойника). Традиционно сейчас напиваются. Делать этого нельзя! Это оскорбление покойника. Более того, существует примета - кто напьется допьяна на поминках - в роду будут неизлечимые алкоголики! Так же, плохая примета, если поминки превращаются в веселье и балаган. Родные должны следить за всем.

Раздаются платки всем присутствующим, лишние можно раздать во дворе всем желающим.

На поминках обязательно ставят стакан с водой и хлеб. Сейчас часто водку наливают, но это неправильно. После помин дома так же наливают стакан воды (новый купить), накрывают хлебом и в маленькую посуду насыпают немного соли. Все это стоит 40 дней. Нужно убрать это все так, чтобы никто не разлил и не просыпал, иначе - беда. Так что с детьми - внимательней. Ведьмы потом хранят и соль и хлеб для многих дел. Если у Вас будут просить - не отдавайте, это мощное средство, упечь этим хлебом на тот свет - очень легко.

Поминают так же на 9 и 40 день.

После похорон, на следующий день пораньше собираются на свежей могиле Считается, что покойник очень ждет всех.

Пить на кладбище вообще (спиртные напитки) - очень плохо, старайтесь убедить всех на употребление киселя, компота. Хорошо жечь свечи на могиле и оставить еды для людей, зверей.

Каждый раз, уходя с кладбища, не оглядываются. Про себя можно сказать - Мы к тебе придем, а ты к нам не ходи!

Учитывайте пожелания - многие пожилые готовят смертное заранее - лучше исполнить их волю.

О памятниках. Сейчас модно большие, тяжелые памятники устанавливать - это тоже нежелательно. Многие умершие потом могут во сне жаловаться, что очень тяжело лежать - памятник давит, душит. То есть лучше не перебарщивать.

После 40 дня хотябы часть вещей умершего отдают друзьям, знакомым - на память. Нежелательно продавать эти вещи.

Хорошо заказать поминовение сразу на несколько лет в разных храмах.

Еще - нельзя посещать молодую могилу очень часто.

Очень хорошо поминать милостыней - мелочью и едой. Если покойник не отпет, то это единственный способ помянуть его.

Вдова должна сжечь свой траурный платок на 40 день, если не рассчитывает остаться одна в дальнейшем. Часто этот платок выпрашивают - он имеет силу.

Мыло, которым обмывают покойника необходимо любой ведьме. Иногда его используют в самых простых делах.

Обряжение покойного и возложение во гробе.

Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды/или на 3 суток выставить на улицу под открытое небо.

Сразу после смерти принято в доме занавешивать все зеркала на 40 дней. А лучше завесить также все хорошо отражающие поверхности – такие как дверцы сервантов. Занавешивание зеркал объясняют необходимостью освободить душу, или, если угодно, энергосущность человека от его физического тела с минимальными потерями и психотравмами, чтобы в зазеркалье не заблудился. Ни в коем случае нельзя выносить зеркала из помещения. Если кто-то предложит временно подержать у себя зеркало из дома, где умер человек, не надо соглашаться. Такое зеркало используется для наведения порчи.

Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

Родным и близким нельзя делать гроб. Стружку от гробов принято закопать, но НЕ СЖИГАТЬ.

Не часто, но все таки бывает, что человек заранее готовит себе гроб. Его, как правило, хранят на чердаке. В этом случае обратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть

Перед тем как положить тело в гроб - гроб сбрызгивают святой водой СНАРУЖИ и ВНУТРИ, и окуривают ладаном - читая "Трисвятое"

Сразу после омовения и облачения покойного священник (или кто-либо из родственников) читает канон, называемый «Последование по исходе души от тела» из молитвослова. Если человек умер не дома, то канон все равно надо прочесть в день смерти. «Последование» читается от лица усопшего с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило его душе горечь разлуки от расставания с телом. Оно завершается молитвой «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставившегося...», которую можно читать отдельно от канона.

Гроб не должен быть больше мертвеца-иначе будет еще один покойник в семье/меньше тоже не должен быть (будет "жать").Если в гробу оказывается слишком много свободного места, его необходимо заполнить, чтобы не спровоцировать в семье новую смерть. Для этого в гроб кладут личные вещи (одежду) покойного, его подушку, одеяло, простыни и т.п.

Когда покойный одет; мертвецу подвязывают челюсть, женщинам покрывают главу платком, так чтобы он закрывал волосы, платок не завязывают узлом, а складывают концы крест на крест.

Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты.

Руки и ноги связывают, завязки эти при прощании снимают и кладут в гроб с усопшим (или дают ведьме хорошей... по ее просьбе)

Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели – отгоняет нечистую силу. Или кладут - освященную в вербное-вербные ветви или березу, освященную на Троицу.

Если умерший - христианин, надевают алюминиевый крестик на веревочке, /или крест приставившагося - которым его крестили во время крещения, но на веревочке - цепочку использовать нельзя.
Я прочла что серебра на покойном не должно быть, но я думаю-что хоронить надо в нательном кресте, который человек носил при жизни.Прошу меня поправить-если я ошибаюсь.

Бывает так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешительную молитву и землю с панихидного стола.

Дома родственники в правую руку умершему кладут разрешительную молитву, на лоб – бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое – чтобы получился правильной формы крест).
Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин – образ спасителя, для женщин – образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку – крест, а на грудь усопшего – Святой образ.

Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и Ангелов.

С ЧАСАМИ НА РУКАХ НЕ ХОРОНЯТ!!! (ну только если покойный умер в часах, через эти часы можно сделать скоротечную смерть живому...)

Обручальное кольцо тоже следует снять, если супруг (супруга) умершего - живы. Оставление обручального кольца на покойном при живом супруге приведет к порче у последнего. Не слушайте советов, что якобы оставленное на пальце покойного кольцо - сделает утрату для оставшихся в живых не такой горькой. Это неправда.

В гроб можно положить только личные вещи покойного – очки, например, или курительную трубку, мундштук. Никаких предметов, имеющих отношение к живым родственникам, класть в гроб нельзя категорически. Попадались дикие случаи, когда дедушке в гроб клали фотографии внуков, детские рисунки и игрушки. А один случай вообще из ряда вон – бабушке в гроб положили детскую соску-пустышку внука. Ребенок в результате так и не заговорил толком, а до пяти лет вообще только мычал. И врачи годами не могли понять, в чем дело.

По четырем сторонам гроба ставят по свече - в голове, ногах, и по бокам-так, чтобы они образовали КРЕСТ. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам. Ногами на выход.

Увидев во сне горящую свечу, вы вскоре встретитесь со старыми друзьями. Этот сон также может предвещать новые возможности и новые встречи.

Несколько свечей, горящих ярким чистым пламенем, предвещают счастье и взаимопонимание.

Свеча, задуваемая порывом ветра, снится к появлению нелепых слухов вокруг вашего имени.

Если во сне вы задули свечу, приготовьтесь к неприятным событиям.

Зажигали свечу во сне – получите то удовольствие, о котором так давно мечтали. Правда, для этого вам придется приложить некоторые усилия.

Ужин при свечах – намек на то, что вам нужно быть чуть более раскрепощенной в сексуальном плане. Хорошо, если ваш партнер достаточно внимателен и понимает вас.

Дрожащее пламя свечи означает, что чрезмерная раздражительность и нетерпимость могут погубить ваши отношения.

Если во сне вы ставили в церкви свечку за чье-то здоровье, то вы зря рассчитываете на поддержку друзей. И дело тут вовсе не в том, что все ваши близкие – предатели и эгоисты: просто у каждого из них есть свои заботы.

По Нострадамусу, свеча – символ веры, уюта, романтики, чувств, аскетизма. Он истолковывал сны о свече следующим образом.

Свет свечи в ночном окне – на склоне лет вы будете не менее любимы и долгожданны, чем в молодости.

Подбирали восковые свечи, разбросанные по дороге, – может случиться беда.

Увидев свечение, напоминающее свет свечи, – будьте готовы принять как должное любую неожиданность.

Получив новые знания, помогайте с их помощью тем, кто в них нуждается.

Процессия, идущая со свечами, – предвестие того, что весной случится несчастье.

Шли по улице, освещенной свечами, – ваша любовь еще впереди.

Получили в подарок подсвечник, на котором горит бесчисленное количество свечей, – в трудный момент вас не оставит духовный учитель и поможет сконцентрировать энергию не только свою, но и небесную.

Приснилось, как порывом ветра задувает все свечи, – какое-то зло будет мешать осуществлению ваших планов.

Неудачные попытки зажечь свечу – знак опасности, которая будет преследовать на каждом шагу и в неудачный момент захватит врасплох.

А болгарская прорицательница Ванга истолковывала сны о свече следующим образом.

Видеть во сне горящую свечу – хороший знак. Такой сон предвещает долгожданные покой и мир в семье.

Увидели во сне свет свечи в ночном окне – вы находитесь под покровительством высших сил, которые помогут вам справиться с любыми, самыми сложными, задачами. В реальной жизни это покровительство выражается в лице очень влиятельного человека, который неустанно следит за всеми вашими действиями и поступками, хотя вполне возможно, что вы даже не подозреваете о его существовании.

Если во сне вы, несмотря на все свои попытки, не можете зажечь свечу, то, к сожалению, в реальной жизни вам предначертано стать причиной смерти человека. Иногда такой сон говорит о том, что вы никак не помешаете совершению страшного преступления, в котором погибнет человек.

Тушить во сне свечу – пророчество дурной вести. Вы получите известие о смерти близкого вам человека и будете очень жалеть о том, что не провели вместе с ним последние часы жизни.

Если вам приснилось, что свеча на ваших глазах погасла, то вас ожидает скорая болезнь. Возможно, это будет серьезное заболевание, которое сейчас вы еще можете предотвратить.

Увидеть во сне много разбросанных свечей – страшное пророчество.

Если во сне вы увидели множество людей, идущих со свечами, то в скором времени вас одолеют старые проблемы, которые вы отложили, думая, что они уже никогда не напомнят о себе. Такой сон говорит о том, что начатое дело нужно всегда доводить до конца.

Толкование снов из Психологического сонника

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!