Из чего храм артемиды. Храм Артемиды в Эфесе – история величия и красоты, дошедшая до наших дней

Храм Артемиды в Эфесе - третье из всемирно признанных семи чудес света.

В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии еще в XII веке до н.э. Покровительницей города была Артемида — дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона.

Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом — покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц.

Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Жители Эфеса вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги в займы. Старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот «банка» Артемиды.

Строительство храма

Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы, тем более что удалось заручиться обещанием соседних городов и государств участвовать в столь солидном предприятии.

Плиний в своем описании храма, говорит: «...его окружают сто двадцать семь колонн, подаренных таким же количеством царей». Вряд ли нашлось столько благожелательно настроенных к Эфесу царей в округе, но очевидно, что строительство стало до какой-то степени общим делом соседей Эфеса. По крайней мере богатейший из деспотов - Крез, царь Лидии, внёс щедрую лепту.

В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Строить храм было поручено знаменитому архитектору античности Херсифрону, который предложил строить храм из мрамора и окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Учитывая сейсмическую активность региона, Херсифон решил строить храм на заболоченном участке, предполагая, что мягкие почвы будут работать на смягчение колебаний почвы. (Такой принцип работает до сих пор, только дома сейчас строят на пружинах)

А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму.

Для доставки по вязким болотистым почвам тяжёлых блоков и колонн Херсифрон применил гениальное и простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков.

Когда же сам великий Херсифрон оказывался бессильным, на помощь ему приходила Артемида: она была заинтересованным лицом. Несмотря на все усилия, Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Артемиде пришлось вмешаться и за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.

Херсифрон не дожил до завершения храма. После его преждевременной смерти функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену, а когда и тот скончался, храм достраивали Пеонит и Деметрий. Храм был закончен примерно в 450 году до нашей эры.

Строительство первого храма Артемиды в Эфесе продолжалось около 150 лет.


Саша Митрахович 31.10.2015 00:41


Каким был первый Храм Артемиды

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина - 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.

В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и золотом. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

Фронтоны храма украшали грандиозные скульптурные композиции из мрамора.

Легенда Храма Артемиды

Жители Эфеса, решив строить храм из мрамора, столкнулись с непредвиденной проблемой, отсутствие самого мрамора в достаточной близости от стройки.

Как всегда, в таких случаях помог случай или сама богиня Артемида: пастух Пиксодор пас своё стадо недалеко от города. Бараны, решив пободаться, наклонив головы помчались навстречу друг другу но промахнулись. Один баран ударил рогом в скалу неподалёку и отколол кусочек скалы ослепительной белизны. Удачливый пастух указал на это место строителям и стал знаменит и богат.


Саша Митрахович 31.10.2015 10:46


Герострат, человек ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто.

Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший около 200 лет. Это случилось в 356 году до нашей эры, в день, когда родился Александр Македонский.

Рождение столь великой исторической личности было настолько важным для Артемиды, что она пожертвовала своим великолепным храмом, присутствуя при рождении будущего завоевателя мира, в то время, когда её святилище пожирал огонь. Но богиня потому и богиня, она предвидела что Александр Македонский восстановит храм и сделает его ещё величественнее и краше.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов - всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны - храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: «Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм... только как его звали, дай бог памяти...» И мы бы забыли Герострата.

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда - наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии - всюду люди рассказывали историю Герострата и вместо забвения это имя наоборот стало известно всему миру и стало нарицательным.


Саша Митрахович 31.10.2015 10:49


А храм эфесцы решили построить вновь. Второй храм строил архитектор Хейрократ, знаменитый выдумщик, которому приписывают планировку Александрии, образцового города эллинского мира, и идею превратить гору Афон в статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого изливается река.

Правда, на этот раз строительство заняло считанные годы. И заслуга в том давно уже умершего Херсифрона. Теперь не было загадок и технических изобретений. Путь был проторен. Следовало только повторить сделанное ранее. Так и поступили. Правда, в ещё больших масштабах, чем прежде. Новый храм достигал 109 метров в длину, 50 - в ширину. 127 двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда, причём часть колонн были резными и барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас.

Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном.

Восстановление такого грандиозного сооружения было очень дорогостоящее предприятие, горожане собирали средства на строительство всеми возможными способами.

В это время к Эфесу подошёл Александр Македонский со своей армией. Желая засвидетельствовать своё уважение святилищу, Александр тут же предложил покрыть все прошлые и будущие издержки по строительству при одном условии: чтобы в посвятительной надписи значилось его имя. Как откажешься от благодеяния, за которым стоят закалённые фаланги македонцев?

Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов, в килограммах это более 600 кг, мир до сих пор не знает художника, чья картина стоит так дорого.

Убранство храма

Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство - это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, - одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству.

Там же в храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погружённых в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна...


Саша Митрахович 31.10.2015 10:52


Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Закат культа Артемиды и гибель храма

В 263 н.э. ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище. Следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж.Т.Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон).

Храм Артемиды Эфесской — одно из древних чудес света, располагавшееся в Малой Азии. Судьба сооружения печальна — его сжег Герострат, чтобы вписать свое имя в историю. Это ему удалось и теперь в ходу фраза «слава Герострата».

Храм Артемиды Эфесской: интересные факты

Говорят, Герострат сжег храм Артемиды в ночь, когда родился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу судилось полностью подчинить её – не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой дом.

Храм Артемиды в Эфесе находится в Турции, недалеко от города Сельчук на юге провинции Измир. Города Эфес, в котором он был построен сейчас не существует. Но несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек. Эфес тогда считался самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1500 лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.

Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».

Храм Артемиды Эфесской: кто архитектор, история строительства

Святилище строили два раза – на постройку первого храма ушло около ста двадцати лет (сооружён он был в середине VI в. до н.э), а сожжён – три столетия спустя, в 356 г. до н.э. На восстановительные работы времени понадобилось меньше, но, как и предыдущее здание, он также простоял недолго, в III в. его разграбили готы, а в IV ст. христиане его сначала закрыли, а затем – разобрали, и на сегодняшний день от него осталась лишь одна колонна высотой в четырнадцать метров.

Строительство первого святилища богини, учитывая, что им занимались три поколения архитекторов, можно поделить на три этапа.

Деньги на возведение одного из самых великолепных святилищ древнего мира дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал архитектор Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных, нетипичных и оригинальных решений.

Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов «промазал», по сопернику не попал, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора, и проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались.

Разрабатывая проект, Херсифрон пришёл к выводу, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. Чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись при постройке храма, оказалась доставка огромных и тяжёлых колонн: загруженные телеги попросту вязли в болотистой почве. Поэтому Херсифрон принял решение применить нетрадиционный способ: в верхнюю и нижнюю часть колонны строители забивали металлические штыри, после чего обшивали её деревом и запрягали волов, которые тащили её к месту строительства. Поскольку колонна была достаточно большой, она без проблем катилась по вязкому грунту и не проваливалась при этом.

Установить вертикально массивные и тяжёлые колонны долго не получалось. Как Херсифрон решил эту проблему, неизвестно, но до наших дней дошла легенда о том, что когда архитектор в отчаянии захотел покончить с собой, на помощь пришла сама Артемида и помогла строителям установить конструкцию.

Увы, архитектору не удалось увидеть целиком — он умер задолго до окончания строительных работ Всего на сооружение грандиозной постройки было потрачено более 120 лет. Достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.


Архитектор Метаген

Следующий нестандартный ход пришлось применять уже Метагену: на колонны нужно было осторожно положить балку (архитрав), не повредив капители. Для этого строители положили на них сверху наполненные песком несвязанные мешки. При установке архитрава, он начинал давить на мешки, песок высыпался, и перекладина аккуратно занимала предназначенное для неё место.

Как выглядел храм богини Артемиды

Строительные работы приблизительно в 550 г. до н.э. закончили архитекторы Пеонит и Деметрий. В итоге шикарное сооружение из белого мрамора, украшенное скульптурами лучших мастеров древней Эллады, не могло не вызвать восхищение горожан. Несмотря на то что детальное описание здания до нас не дошло, некоторые данные все же имеются.

Храм богини Артемиды в Эфесе считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.

В середине храма находилась пятнадцати метровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов. Поэтому археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).

Храм, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром. Здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Храм Артемиды в Эфесе: поджог Герострата

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.

Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.

Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

Также были давно разрушены и — другие чудеса древнего мира.

Храм был довольно быстро восстановлен – уже к началу III ст. до н.э. – при этом возведение нового святилища профинансировал уже упоминавшийся Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, фамилия его звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание.

Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов (интересно, что в последующие несколько столетий ни одному художнику не удалось столько выручить за одну картину).

Отреставрированный храм Артемиды Эфесской простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.

Александр - Почему поляки не любят русских или 7 польских обид

Как относились к России во времена Ивана Грозного мы знаем со слов европейских шелкоперов для которых ЛЮБОЙ народ вне Европы (и китайцы в том числе) варвары и дикари! А вот тот факт, что итальянские зодчие к нам шли потоком говорит о том, что Россия была динамично развивающимся государством и умные люди к ней тянулись! А злопыхатели воняли...как и Вы сейчас!

Игорь - Где жили евреи до Израиля?

ты почитай тору,другие произведения иудаизма. может будешь ближе к этому богатому талантами народу!

Валерий Пивоваров - Кто такие молдаване?

Герб Даков «Атакующий сокол» ныне является Гербом Украины Даки Великий римлянин Траян Слывёт, как покоритель гордых Даков Но летопись Траяна лишь обман Ему достался раб*, а славный Дак Ушёл на северо-восток к варягам А за Прутом** то римляне, то турки За чернью чернота волной вздымалась От Даков в том краю (добились «чурки»***) Ни облика, ни духа не осталось А славный Дак, кочевников сметая Осваивался в новых диких землях Возделывая их и защищая Выстраивая крепости на реках Молдове положил начало славный Дак А на востоке был заложен Киев – град За Волгу, за Урал затем ушёл мессия И веру дал всем кочевым варягам Молдова, Украина, вся Россия Великие потомки славных Даков *раб – человек, мечтающий не о свободе, а о собственных рабах. **Прут – река, до которой смог дойти Траян и практически вдоль которой обозначен «траянский вал». ***«чурки» – люди, издающие непонятные звуки, которых славяне (особенно юго-западные), обычно, чурались (на Руси таких ещё называли «немцами»). Для справки: ДАКИ (лат. Daci) - группа фракийских племен, потомков ариев, занимавших территорию к Северу от Дуная до отрогов Карпатских гор и к Востоку до Днепра (по некоторым данным – до Крыма). Известны грекам уже в 5 в. до н. э., а с 1 в. до н. э. в непосредственное соприкосновение с Даками пришли римляне. Общество Даков было высокоразвитым, хотя, по-видимому, не все племена отличал одинаковый уровень развития. Даки занимались земледелием и скотоводством; у них было развито горнорудное дело и обработка металлов, керамическое производство с использованием гончарного круга. Уже в 5 и 4 вв. до н. э. Даки вели торговлю с греческими городами, а c 1 в. до н. э. - с римскими купцами; чеканили серебряную монету. Еще в середине 1 в. до н. э. Даки под руководством своего царя и вождя Буребисты распространили свою власть на племена дунайского правобережья и некоторые из греческих западно-понтийских городов. Наибольшего расцвета Дакия достигла при Децебале, объединившем под своей властью и часть сарматских племён. Даков (греки называли их Гетами) безуспешно пытались завоевать Дарий (Персидский царь), Филипп (отец Александра Македонского) и сам Македонский. Даки били врага на своей территории. Подобные методы борьбы с захватчиками использовали затем Штефан чел Маре (Великий), Иван Грозный, Пётр Первый, Кутузов. В течение 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. римляне тоже предприняли ряд походов против Даков (при Августе, Нероне). При Домициане война с Даками окончилась для римлян неудачно. По условиям мира (в 89) римляне были обязаны выплачивать Дакам ежегодные субсидии и предоставлять им римских ремесленников и мастеров "мирных и военных специальностей". Следующий и последний этап борьбы римлян с Даками приходится на время Траяна, когда в результате войн в 101-102 и в 105-106 часть Дакии (западнее реки Прут), отделённая траянским валом, потеряла независимость и была превращена в римскую провинцию. И случилось это лишь потому, что тогда Даки впервые сами развязали захватническую войну и моральное преимущество оказалось на стороне римлян. Тех Даков, которые остались на захваченной территории западнее Прута (траянского вала), римляне превратили в рабов. А свободные или, как они сами себя называли, славные Даки укрепили свои позиции восточнее Прута и назвали этот укрепрайон Молт-дава (Молдова, ибо molta – много и dava – крепость). Территория славных Даков тогда простиралась от Прута до Днепра и даже до Крыма. Современники Траяна так описывали Даков: "...люди роста выше среднего, светлые волосы, голубые глаза, широкий нос. Занимаются скотоводством, земледелием и ремеслом. Живут в рубленных избах...". И этот народ никуда не исчез. Наоборот, двигаясь на Восток, славные Даки (впоследствии - славяне) основали на правом берегу Днепра крепость Киев для защиты от набегов варваров с Востока. И затем территория славных Даков или славян была названа Киевской Русью, а Герб Даков (атакующий сокол) до сих пор является государственным Гербом Украины (переименован в трезубец). В 5 в. Восточная часть Римской империи распалась и свободные Даки вновь сместились на правобережье Прута, потеснив римских рабов вместе с их (тогда уже немногочисленными) хозяевами на Запад. На этих территориях впоследствии были образованы Молдавское княжество (потомки славных Даков) и Валахия (потомки бывших рабов). В середине второго тысячелетия на Молдову постоянно накатывались орды османов, но Штефан чел Маре умело их сдерживал, уничтожая турок на своей территории. Как правило, вместе с турками на Молдову за добычей шли и Валахи. За это предательство Штефан дважды сжигал Бухарест. Завоёвывая Валахию, Штефан не присоединял её к Молдове, а назначал управлять Валахами своего кузена Влада Цепеша (Дракулу), затем Влада Монаха (сын Цепеша). Дальнейшие события описаны довольно подробно в официальной хронике.

Греческое поселение Эфес было основано в XI веке на побережье Эгейского моря, как колония, и названо по преданию в честь амазонки Эфесии, в которую влюбился сын афинского правителя Андрокл. Артемида, дочь Зевса и сестра Аполлона, считалась покровительницей амазонок, поэтому она являлась для поселенцев главным почитаемым божеством, для которого был возведен первый небольшой храм.

В греческой мифологии она была защитницей всего живого на земле, олицетворением плодородия, охраняла брак и жен во время родов — не удивительно, что ее культ был очень популярен в античности.

Чаще всего ее изображали юной красавицей в короткой тунике с луком и колчаном, в окружении нимф и ланей. Как и амазонки, богиня была девственницей, с обетом безбрачия и жестоко наказывала представительниц из своей свиты за его нарушение.

В V в. до н.э. Эфес был завоеван лидийским царем Крезом. Вера эфесян в свою патронессу была так велика, что они не возвели оборонительные укрепления. Умиленный такой наивностью завоеватель не решился разрушать город, наоборот, при нем он достиг наивысшего расцвета.

Горожане были убеждены, что своим благоденствием они обязаны дочери Громовержца, и решили построить в ее честь храм.

В скором времени произошло событие, которое было признано знамением. Стадо овец паслось на холмах недалеко от поселка. Один из баранов, не желая уступить тропу другому такому же строптивцу, нацелился в противника, но промахнулся и ударился о скалу. Кусок камня, отлетевший от удара рогов, оказался белейшим мрамором.

Трудный вопрос о доставке мрамора для строительства решился сам собой. В 12 километрах были разбиты каменоломни.

Начался сбор средств. Львиную долю от необходимого пожертвовал Крез, в благодарность за что, его имя было увековечено в основании комплекса.

Возведение грандиозного сооружения продолжалось более ста лет. Три поколения строителей трудились над его созданием.

Такая трудоемкость была определена поставленной сверхзадачей: сотворить храм Артемиды в Эфесе сейсмоустойчивым. Это решение было принято первым зодчим Херисфроном, потому что на побережье Эгейского моря часто случались землетрясения.

Для достижения этой цели было выбрано ближайшее болото.

По мнению конструктора, рыхлая заболоченная почва должна уменьшить воздействие землетрясений и сохранить его творение. Во избежание его провала в топь, под фундамент храма Артемиды в Эфесе был выкопан глубокий котлован и заполнен специальной забутовкой из дерева и шерсти.

Следующая проблема, возникшая перед создателями, — как по бездорожью доставить тяжелые каменные столбы? Херисфрон превратил колонны в гигантские оси, на которые были насажены колеса и благополучно доставлены упряжками быков к месту стройки.

Святилище было построено в 450 году до нашей эры.

Недолго услаждал взоры обывателей и гостей полиса красавец-дворец. В 356 году до н.э. один человек возмечтал прославиться на все времена, совершив поджог, уничтоживший этот шедевр зодчества. Под пыткой он сознался в содеянном. Имя казненного было проклято и предано забвению, но осталось в истории. С тех пор «слава Герострата» имеет значение «позорная слава».



Возрождение храма Артемиды в Эфесе

Пепелище храма Артемиды было как нож в сердце почитателям, очень его любившим. Они задумали реконструировать его и начали собирать пожертвования.

Щедрейшим дарителем захотел быть Александр Македонский, под чьей властью теперь находился Эфес.

По преданию дочь Громовержца не смогла защитить свое капище, потому что в эту ночь была в Македонии, присутствуя при рождении будущего величайшего полководца.

Памятуя об этой легенде, Александр Великий сделал крупный взнос на новый дворец бессмертной воительницы.

Архитектор А. Дейнократ за несколько лет отстроил здание заново по прежнему плану и на старом фундаменте, подняв еще выше ступенчатую основу. Возродившийся как птица Феникс из пепла, мемориал был великолепнее прежнего и был отнесен к Чудесам света.

Огромный белоснежный комплекс, казалось, парил в воздухе. Такое впечатление создавалось из-за высокого основания и колонн, восемью рядами опоясывавших его. 127 восемнадцатиметровых мраморных столбов покоились на прямоугольном возвышении со сторонами 52 на 105 метров.

В центре находилась15-метровая статуя божественной девы из слоновой кости, золота и драгоценных камней, изображенная в необычном виде: женщины со множеством грудей.
Скульптуры, полотна лучших мастеров Греции украшали помещения изнутри.

Одна из картин, изображавшая Александра Македонского с молнией в руке, подобно Зевсу, была настолько реалистичной, что пораженные мастерством художника Аппелеса эфесцы заплатили ему неслыханную по тем временам сумму: 25 талантов (более 400 кг) золота.

Слава о красоте храма Артемиды в Эфесе распространилась далеко за его пределами. Сотни, тысячи людей приезжали туда, чтобы полюбоваться архитектурным шедевром и статуей «многогрудой» богини.

Жрецы не подчинялись никому. Там было не только место поклонения, но и центр деловых встреч. На его территории обвиняемый в преступлении мог укрыться от наказания.

Упадок храма Артемиды и Эфеса

Находясь под протекторатом Рима, поселение подверглось нападению племен готов в 263 году нашей эры. Готы (германцы) разграбили и частично разрушили дома, в том числе и святилище Артемиды.

Обожавшие свое чудо света эфесяне, снова восстановили его. Из-за любви к своей защитнице они долго сопротивлялись принятию христианства и даже прогнали апостола Павла, пришедшего к ним проповедовать.

Но идеи христианства распространялись все шире, и в III веке Римская империя приняла христианство как основную религию.

Императоры Феодосий I и Феодосий II в IV веке объявили языческие обряды и алтари под запретом.

Храм Артемиды в Эфесе пришел в упадок.

Иоанн Златоуст со своими сторонниками в 401 году «отомстил» прекрасному строению за святого Павла, подвергнув разгрому его внутреннее убранство.

Местные жители, принявшие христианство, растащили ценную обшивку и черепицу с крыши для своих нужд. Часть плит вывезли в Стамбул для строительства Святой Софии.

Одинокая колонна – вот пока и все, что сохранилось от знаменитого памятника древности, почитавшегося греками как одно из семи Чудес света, затерявшаяся в археологическом парке древнего Эфеса.

В парке «Миниатюрк» в Стамбуле среди прочих исторических экспонатов, находившихся на территории Турции в древности, можно полюбоваться уменьшенной в 600 раз копией храма Артемиды в Эфесе, воссозданной по описаниям античных авторов.

Говорят, Герострат сжег храм Артемиды именно в ту ночь, когда на свет появился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу судилось полностью подчинить её – не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой дом.

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города, в котором был установлен храм, Эфеса, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более двухсот тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1,5 тыс. лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.

Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».

Как строили храм

Святилище строили два раза – на постройку первого храма ушло около ста двадцати лет (сооружён он был в середине VI в. до н.э), а сожжён – три столетия спустя, в 356 г. до н.э. На восстановительные работы времени понадобилось меньше, но, как и предыдущее здание, он также простоял недолго, в III в. его разграбили готы, а в IV ст. христиане его сначала закрыли, а затем – разобрали, и на сегодняшний день от него осталась лишь одна колонна высотой в четырнадцать метров.



Строительство первого святилища богини, учитывая, что им занимались три поколения архитекторов, можно поделить на три этапа.

Архитектор Херсифрон

Деньги на возведение одного из самых великолепных святилищ древнего мира дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных, нетипичных и оригинальных решений.

Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве.

Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов «промазал», по сопернику не попал, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора, и проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались.



Разрабатывая проект, Херсифрон пришёл к выводу, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись при постройке храма, оказалась доставка огромных и тяжёлых колонн: загруженные телеги попросту вязли в болотистой почве. Поэтому Херсифрон принял решение применить нетрадиционный способ: в верхнюю и нижнюю часть колонны строители забивали металлические штыри, после чего обшивали её деревом и запрягали волов, которые тащили её к месту строительства.

Поскольку колонна была достаточно большой, она без проблем катилась по вязкому грунту и не проваливалась при этом.

Ещё одна неожиданная проблема, с которой столкнулись строители, была связана с тем, что установить вертикально массивные и тяжёлые колонны долго не получалось. Как именно Херсифрон решил эту проблему, неизвестно, но до наших дней дошла легенда о том, что когда архитектор в отчаянии захотел покончить с собой, на помощь пришла сама Артемида и помогла строителям установить конструкцию.

Увы, Херсифрону не удалось увидеть своё детище: он умер задолго до окончания строительных работ – на сооружение грандиозной постройки было потрачено более ста двадцати лет. Поэтому достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.

Архитектор Метаген

Следующий нестандартный ход пришлось применять уже Метагену: на колонны нужно было осторожно положить балку (архитрав), не повредив капители. Для этого строители положили на них сверху наполненные песком несвязанные мешки. При установке архитрава, он начинал давить на мешки, песок высыпался, и перекладина аккуратно занимала предназначенное для неё место.

Пеонит и Деметрий

Строительные работы приблизительно в 550 г. до н.э. закончили архитекторы Пеонит и Деметрий. В итоге шикарное сооружение из белого мрамора, украшенное скульптурами лучших мастеров древней Эллады, не могло не вызвать восхищение горожан. Несмотря на то что детальное описание здания до нас не дошло, некоторые данные все же имеются.

Как выглядело святилище

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.



В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Но поскольку во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов, археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).

Роль храма в жизни города

храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Гибель первого храма

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.



Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.

Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

Восстановление

Храм Артемиды в Эфесе восстановлен был довольно быстро – уже к началу III ст. до н.э. – при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, фамилия его звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание.



Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов (интересно, что в последующие несколько столетий ни одному художнику не удалось столько выручить за одну картину).

Гибель святилища

Отреставрированный храм Артемиды в Эфесе простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.