Как совершается праздничный намаз курбан. Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – главный праздник мусульман

Аудио версия настоящей статьи:

Богословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничная молитва, проводимая дважды в год , по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным. А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна-муаккяда» . В практическом плане это, в общем-то, одно и то же.

По мнению ученых ханафитского мазхаба, данная молитва совершается только коллективно . В одиночку, считала данная группа ученых, праздничная молитва не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам . Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше - в этот же день . Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная молитва может быть выполнена и одним человеком.

Порядок выполнения

Время ее совершения наступает через 20–40 минут после восхода солнца и завершается с приближением солнца к зениту (за 20–40 минут до наступления времени дневной молитвы Зухр).

Азан и икамат в праздничной молитве не читаются. Для призыва верующих на молитву могут быть произнесены слова «ас-саляту джами‘а»:

الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ

Два ракяата праздничной молитвы

Кратко

Первый ракяат

1) намерение;

2) ду‘а «ас-Сана»;

3) три такбира с поднятием рук и свободным их опусканием вдоль туловища;

4) чтение сур «аль-Фатиха» и «аль-А‘ля»;

Второй ракяат

1) чтение суры «аль-Фатиха» и любой короткой суры;

2) три такбира с поднятием рук, а с четвертым такбиром молящиеся опускаются на поясной поклон . Последующие действия такие же, как в обычной двухракяатной молитве.

Затем имам проводит праздничную проповедь (хутбу), состоящую из двух частей. Вслед за проповедью возможно традиционное завершающее чтение Священного Корана, после чего прихожане могут поздравить друг друга с отмечаемым праздником.

Подробно

Первый ракяат

1) Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины - на уровень плеч, вслед за имамом произносят такбир : «Аллаху акбар» («Господь превыше всего») . Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам - сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой . Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.

Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).

2) Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):

Транслитерация:

«Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь».

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تـَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ

Приведенное ду‘а чаще употребляется представителями ханафитского мазхаба. Шафииты же используют следующую мольбу:

Транслитерация:

«Вадджяхту ваджхия лил-лязии фаторас-самааваати валь-ард, ханиифам-муслима, ва маа ана миналь-мушрикиин, инна саляятии ва нусукии ва махъяйя ва мамаатии лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин, ляя шариикя ляхь, ва би зааликя умирту ва ана миналь-муслимиин».

وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَ الأَرْضَ حَنِيفًا مُسْلِمًا وَ مَا أَنَا مِنَ الْـمُشْرِكِينَ .

إِنَّ صَلاَتِي وَ نُسُكِي وَ مَحْيَاىَ وَ مَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ لاَ شَرِيكَ لَهُ .

وَ بِذَلِكَ أُمِرْتُ وَ أَنَا مِنْ الْمُسْلِمِينَ .

3) Три такбира с поднятием рук.

После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза.

После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища . Между такбирами имам делает незначительные паузы .

По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.

Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя) .

أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

Перевод:

«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

4) Чтение сур Корана.

Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:

Транслитерация:

«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.

Ар-рахмаани ррахиим.

Мяялики яумид-диин.

Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.

Ихдина ссыраатоль-мустакыым.

Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин .

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ العَالَمِينَ .

اَلرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ .

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ .

إِيَّاكَ نَعْـبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ .

اِهْدِناَ الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ .

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيـْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَ لاَ الضَّآلِّينَ . آمِين .

После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) в первом ракяате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).

Транслитерация:

«Саббихисма раббикяль-а‘ля. Аллязии халяка фасавва. Вал-лязии каддара фа хэдэ. Вал-лязии ахраджаль-мар‘а. Фаджа‘аляху гусааэн ахва. Санукриукя фа ляя тансэ. Илляя маа шээаллаах. Иннаху я‘лямуль-джахра ва маа яхфа. Ва нуяссирукя лиль-юсра. Фазаккир ин-нафа‘атиз-зикра. Саяззаккяру майяхша. Ваятаджаннабухаль-ашка. Аллязии ясля ннаараль-кубра. Сумма ляя ямууту фиихяя ва ляя яхья. Кад афляха мэн тазаккя. Ва закярасмя раббихи фасолля. Бяль ту’сирууналь-хаяятэд-дунья. Валь-аахырату хайрув-ваэбка. Инна хаазаа ляфис-сухуфиль-ууля. Сухуфи ибраахиимэ ва мууса» ().

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى

الَّذِي خَلَقَ فَسَوَّى

وَالَّذِي قَدَّرَ فَهَدَى

وَالَّذِي أَخْرَجَ الْمَرْعَى

فَجَعَلَهُ غُثَاءً أَحْوَى

سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَى

إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَى

وَنُيَسِّرُكَ لِلْيُسْرَى

فَذَكِّرْ إِن نَّفَعَتِ الذِّكْرَى

سَيَذَّكَّرُ مَن يَخْشَى

وَيَتَجَنَّبُهَا الْأَشْقَى

الَّذِي يَصْلَى النَّارَ الْكُبْرَى

ثُمَّ لَا يَمُوتُ فِيهَا وَلَا يَحْيَى

قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى

وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى

بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا

وَالْآخِرَةُ خَيْرٌ وَأَبْقَى

إِنَّ هَذَا لَفِي الصُّحُفِ الْأُولَى

صُحُفِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى

Затем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» в обычном порядке делает поясной и земной поклоны.

Второй ракяат

1) Чтение сур.

Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим» .

Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» , читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:

Транслитерация:

«Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад».

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ . اَللَّهُ الصَّمَدُ . لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يوُلَدْ . وَ لَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ .

2) Три такбира с поднятием рук.

После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом ракяате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища . Между такбирами имам делает незначительные паузы.

По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон . Затем все делается так же, как при совершении первого ракяата.

Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго ракяата, они садятся на левую ступню и читают ташаххуд.

Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):

Транслитерация:

«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-солаваату ват-тойибаату,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».

اَلتَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَ الصَّلَوَاتُ وَ الطَّيِّباَتُ

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتُهُ

اَلسَّلاَمُ عَلَيْناَ وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ

Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» - опустить.

Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы, при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти) говорят:

Транслитерация:

«Ат-тахияятуль-мубааракяятус-солаваату ттойибаату лил-ляях,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятух,

Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан расуулюл-лаах».

اَلتَّحِيَّاتُ الْمُبَارَكَاتُ الصَّلَوَاتُ الطَّـيِّـبَاتُ لِلَّهِ ،

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتـُهُ ،

اَلسَّلاَمُ عَلَيْـنَا وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ ،

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ .

Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им (при этом взор молящегося обращается на этот палец) и опускают.

Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салават:

Транслитерация:

«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,

Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ صَلَّيْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ

وَ باَرِكْ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ باَرَكْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعاَلَمِينَ

إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

По прочтении салавата желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.

После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, - в левую . На этом два ракяата праздничной молитвы завершаются.

أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّه أَسْتَغْفِرُ اللَّه أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّهَ

2. Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя): «Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь».

اَللَّهُمَّ أَنـْتَ السَّلاَمُ وَ مِنْكَ السَّلاَمُ

تَـبَارَكْتَ ياَ ذَا الْجَـلاَلِ وَ الإِكْرَامِ

اللَّهُمَّ أَعِنيِّ عَلىَ ذِكْرِكَ وَ شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِباَدَتـِكَ

Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу .

Необходимо заметить, что во время совершения двух ракяатов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом.

3) Праздничные проповеди.

Первая проповедь

Наиболее распространенной является следующая форма праздничного такбира: «Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ

Перевод:

«Аллах превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление».

Начинается проповедь словами восхваления Всевышнего и просьбой о благословении для пророка Мухаммада. В проповеди праздника Ураза-байрам имам акцентирует внимание верующих на важности обязательной милостыни окончания поста - закятуль-фитр, а также кратко на том, что актуально для верующих, цитируя аяты Священного Корана и хадисы.

Во время проповеди в праздник Курбан-байрам проповеднику желательно говорить о том, что важно при совершении жертвоприношения, а также о дополнительных такбирах, которые будут проговариваться верующими в последующие несколько дней.

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на минбар (если пожелает), и молящиеся могут обратиться с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Имам проговаривает семь такбиров один за другим. Вторая проповедь короче, чем первая, и носит назидательный характер.

На этом праздничная церемония завершается. Обычно читается Священный Коран, затем имам проговаривает общую мольбу-ду‘а, по завершении которой все встают, приветствуя и поздравляя друг друга.

Праздничная молитва совершается в мечетях дважды в год (по лунному календарю) - в праздник Ураза-байрам и в праздник Курбан-байрам.

См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 1. С. 408; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 563.

Ханафиты говорят о необходимости для данной молитвы кворума подобно тому, как это требуется при пятничной молитве - трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мусульман-мужчин. Подробнее см.: Мусульманское право 1–2. М.: 2011. С. 280, 281.

См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 414.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1391, 1392.

Праздничная молитва состоит лишь из двух ракяатов, совершаемых вместе с имамом.

Некоторые подробности, касающиеся требований шафиитского мазхаба, см. ниже.

Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми. А прихожане должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

Данная последовательность движений принята в ханафитском мазхабе. Согласно ритуалу шафиитского мазхаба, такбир произносится одновременно с поднятием рук (причем мужчины, так же как и женщины, поднимают руки на уровень плеч). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 186, 187. Оба варианта возможны. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 300.

Согласно шафиитскому мазхабу, желательно опускать руки на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца так, чтобы ладонь правой руки лежала на локте или между локтем и запястьем левой руки. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873.

Если имам следует в религиозной практике Сунне Пророка с пояснениями ученых шафиитского мазхаба, то в первом ракяате он проговаривает семь такбиров перед чтением суры «аль-Фатиха», а во втором - пять, также перед сурой «аль-Фатиха». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.

Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца. Также паузы между такбирами заполняются чтением про себя различных форм восхваления Всевышнего, однако наилучшей является следующая формула: «субхаанал-ла, валь-хамду лил-ля, ва ляя иляяхэ иллял-лаху вал-лаху акбар».

См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.

Данные дополнительные такбиры, по мнению всех ученых, не относятся к основной части праздничной молитвы. Если они вдруг будут забыты имамом, то дополнительного земного поклона (садждатус-сахв) делать не нужно. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400.

Относительно количества такбиров у исламских богословов было несколько мнений, каждое из которых в определенной степени правильно и верно с точки зрения Сунны. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1395.

Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, произносит слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» в обоих ракяатах вслух.

По мнению мусульманских комментаторов, слово «амин» означает «Боже, ответь на мою молитву» или «Да будет так».

При совершении праздничной молитвы (как и в трех из пяти обязательных, а также в пятничной), согласно ханафитскому мазхабу, когда имам завершает чтение суры «аль-Фатиха», «амин» произносится всеми про себя, а по шафиитскому мазхабу - вслух.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1396, 1401.

Перевод суры см..

Все такбиры имам проговаривает вслух.

По шафиитскому мазхабу молящийся, говоря «Аллаху акбар», поднимает кисти рук на уровень плеч, а затем делает поясной поклон. Возвращаясь в прежнее положение, он также поднимает кисти рук на уровень плеч, проговаривая «сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь».

У шафиитов желательно в начале каждого ракяата читать про себя «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».

Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» произносит в обоих ракяатах вслух.

Если имам следует шафиитскому мазхабу, то в первом ракяате он проговаривает семь такбиров перед чтением суры «аль-Фатиха», как было оговорено ранее, а во втором - пять, также перед сурой «аль-Фатиха». Именно перед сурой «аль-Фатиха» и перед «бисмил-ляхи ррахмани ррахим». См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.

Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца.

Прихожане во всех движениях молитвы-намаза не опережают имама, а строго повторяют вслед за ним.

Шафииты перед заключительным приветствием обычно садятся, подбирая ступню левой ноги под правую. Оба положения являются правильными с точки зрения Сунны, и оба - лишь желательны.

Совершение ритмичных движений (дерганье) указательным пальцем при чтении ташаххуда или по завершении его не является правильным. По Сунне, с учетом комментариев ученых, более верно не делать лишних движений указательным пальцем. Подавляющее большинство исламских богословов придерживалось именно этого мнения. К тому же некоторые правоведы считали, что излишнее движение указательным пальцем может нарушить молитву, сделать ее недействительной. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Т. 1. С. 334. Подробный богословский материал по данному вопросу см..

Этим действием мусульманин приветствует двух ангелов, находящихся на его плечах и фиксирующих все благие деяния и прегрешения.

Предположительный смысл данного действия, оговариваемый мусульманскими учеными, состоит в следующем: видение доброго предзнаменования (тафауль) в том, что кисти, вознесенные к небу с мольбою, переполняются Божественной благодатью, благом. По завершении молитвы-ду‘а верующий протирает этой благодатью свое лицо. В мусульманских богословских трудах присутствует множество доводов в пользу того, что данное действие имеет основание в достоверной Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Подробнее об этом читайте в материале «Протирание лица после мольбы-ду‘а» в моей книге «Все увидят Ад».

В отличие от пятничной проповеди, во время праздничной проповеди имам-проповедник, поднявшись на минбар, не садится, а всегда стоит. Это подчеркивали богословы-ханафиты. Остальные исламские ученые допускали, что имам может присесть, дабы отдохнуть. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1406.

Проговаривание имамом данных такбиров является сунной. Слушающим его прихожанам желательно говорить их про себя. Так утверждают богословы-ханафиты. Ученые шафиитского мазхаба считают, что присутствующие на праздничной проповеди не повторяют такбиры за имамом, а только слушают его.

См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 410; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1419.

Дата начала Курбан-байрама в 2018 году выпадает на 22 августа, однако празднование начинается еще накануне вечером. Этот праздник один из основных для мусульман во всем мире. Они соблюдают свои традиции, где бы ни находились на данный момент.

Второе название праздника — Ид аль-Ахда. Он не имеет фиксированной даты, отмечается в зависимости от даты другого важного мусульманского праздника Ураза-байрама.

Начало мусульманского праздника Курбан-байрам выпадает на 22 августа, но празднование начнется намного раньше — вечером 21 числа. Этот важный праздник не имеет фиксированной даты и длится несколько дней. Его окончание в 2018 году выпадает на 25 августа.

В Москве важным местом сбора верующих является главная мечеть столицы, которая находится на Проспекте мира. Возле нее мусульмане начнут собираться, когда на улице будет еще темно.

Праздник начинается ранним утром еще до первой молитвы. Кульминацией Курбан-байрама является намаз. Традиционно к верующим обращается глава Совета муфтиев России.

Традиции праздника Курбан-байрам в 2018 году

Курбан-байрам – праздник жертвоприношения во имя Аллаха. Этим верующий подтверждает свою преданность Всевышнему и получает возможность стать к нему ближе.

Перед праздником принято соблюдать 10-дневный пост, не предаваться плотским утехам, быть чистым и безгрешным. В помещениях следует поддерживать чистоту и порядок.

Перед тем, как отправиться в мечеть, мужчина-мусульманин обязательно совершает обряд омовения с использованием ароматических средств. Обязательно нужно надеть чистую (а в идеале новую) одежду. После молитвы человек отправляется в мечеть на праздничный намаз.

Женщины к празднику готовятся дома. На столе обязательно должны быть блюда из мяса животного, принесенного в жертву. Его готовят по определенному рецепту. Окончанием трапезы являются сладости. Самым важным условием должен быть праздничный вид всех яств.

На праздник мусульмане приглашают в дом гостей. Это могут быть друзья, родные и даже совершенно незнакомые люди. Своим чувством радости следует делиться с любым, кто встретится на пути.

Праздничные мероприятия на Курбан-байрам в Москве в 2018 году

В 2018 году в Московской области на Курбан-байрам готовят 40 площадок, где все верующие смогут совершить праздничный намаз. Сделать это можно в мечетях или молельных домах. Специально для ритуальных жертвоприношений власти региона готовят отдельные места.

В парках Москвы на Курбан-байрам пройдут различные мероприятия, посвященные истории праздника и мусульманским традициям. В прошлом году все проводилось на территории парка «Сокольники».

Всем жителям столицы на время празднования следует запастись терпением, поскольку работа общественного транспорта немного изменится.

Станция метро «Проспект мира» в первый день праздника будет работать исключительно на выход с 5:30 утра и до 11:00. Нельзя будет воспользоваться станцией «Минская». Она будет полностью закрыта для входа с 7:00 до 8:30 утра.

Автомобилисты тоже должны ожидать перекрытия движения возле всех мечетей города.

Курбан-Байрам – главный праздник в исламе и один из самых известных в мире. Дата праздника высчитывается по лунному календарю. Курбан-байрам отмечается в 10-й день месяца Зуль-хиджа и через 70 дней после другого праздника – Ураза-Байрам. В 2018 году празднование Курбан-байрама приходится на 21 августа.

Начало мусульманского праздника Курбан-Байрам выпадает на 22 августа, но празднование начнется намного раньше, вечером 21 числа. Этот важный праздник не имеет фиксированной даты и длится несколько дней. Его окончание в 2018 году выпадает на 25 августа.

В Москве важным местом сбора верующих является главная мечеть столицы, которая находится на Проспекте мира. Возле нее мусульмане начнут собираться, когда на улице будет еще темно.

Праздник начинается ранним утром еще до первой молитвы. Кульминацией Курбан-Байрама является намаз. Традиционно к верующим обращается глава Совета муфтиев России.

Курбан-Байрам является праздником жертвоприношения

Курбан-Байрам – праздник жертвоприношения во имя Аллаха. Этим верующий подтверждает свою преданность Всевышнему и получает возможность стать к нему ближе.

Перед праздником принято соблюдать 10-дневный пост, не предаваться плотским утехам, быть чистым и безгрешным. В помещениях следует поддерживать чистоту и порядок.

Перед тем, как отправиться в мечеть, мужчина-мусульманин обязательно совершает обряд омовения с использованием ароматических средств. Обязательно нужно надеть чистую (а в идеале новую) одежду. После молитвы человек отправляется в мечеть на праздничный намаз.

Женщины к празднику готовятся дома. На столе обязательно должны быть блюда из мяса животного, принесенного в жертву. Его готовят по определенному рецепту. Окончанием трапезы являются сладости. Самым важным условием должен быть праздничный вид всех яств.

На праздник мусульмане приглашает в дом гостей. Это могут быть друзья, родные и даже совершенно незнакомые люди. Своим чувством радости следует делиться с любым, кто встретится на пути.

В Москве проведут несколько десятков мероприятий в честь Курбан-Байрама

В 2018 году в Московской области на Курбан-Байрам готовят 40 площадок, где все верующие смогут совершить праздничный намаз. Сделать это можно в мечетях или молельных домах. Специально для ритуальных жертвоприношений власти региона готовят отдельные места.

В парках Москвы на праздник Курбан-Байрам пройдут различные мероприятия, посвященные истории праздника и мусульманским традициям. В прошлом году все проводилось на территории парка «Сокольники».

Всем жителям столицы на время празднования следует запастись терпением, поскольку работа общественного транспорта немного изменится. Станция метро «Проспект мира» в первый день праздника будет работать исключительно на выход с 5:30 утра и до 11:00. Нельзя будет воспользоваться станцией «Минская». Она будет полностью закрыта для входа с 7:00 до 8:30 утра.

Автомобилисты тоже должны ожидать перекрытия движения возле всех мечетей города.

Курбан-Байрам в 2018 году для всех верующих наступит 22 августа: мусульманский праздник, который начали отмечать еще при пророке Мухаммеде, является вторым по величине после Рамадан Байрама.

Его также называют "праздником жертвоприношения" (Ид аль-Адха). Праздник символизирует абсолютную, чистую и искреннюю веру Всевышнему, единение с ним.

История праздника

История у Курбан-Байрама очень интересная, связана она с пророком Ибрахимом, который был испытан Аллахом и всегда отличался непомерным повиновением.

Пророк до 86 лет не имел детей, пока у него не родился первый сын, Исмаил. Но однажды во сне Ибрахим увидел, что Всевышний просит его принести в жертву единственного сына. Не посмев противиться воле Аллаха, мужчина пришел в долину Мина, где позже был построен город Мекка. Здесь он сделал все необходимые приготовления для жертвоприношения. Сын Ибрахима Исмаил не сопротивлялся отцу, также будучи послушным воле Всевышнего, смиренно принял уготовленную для него участь и готов был отдать жизнь во имя Аллаха.

В последний момент, когда пророк уже был готов принести жертву, Аллах снизошел к нему, сказав, что он прошел испытание, доказав покорность и преданность. Человеческая жертва была заменена на барана. Так в исламе и зародилась традиция принесения жертвы.

С тех времен поступок пророка считают символом искренней любви ко Всевышнему. В знак праведной веры все мусульмане приносят в жертву барана или другое животное. Эта история служит для мусульман примером послушания Богу. А праздник Курбан-Байрам символизирует милосердие и величие Бога и то, что лучшей жертвой человека была и будет вера.

© photo: Sputnik / Vladimir Pesnya

Мальчик читает Коран

Подготовка к празднику

Готовиться к празднику начинают за десять дней до него. Соблюдается пост, в домах верующие делают генеральную уборку. Сам праздник длится три дня, во время которых мусульмане придерживаются определенных традиций.

Перед праздником Курбан-Байрам у мусульман действует пост. С рассвета и до окончания прочтения утреннего праздничного намаза — молитвы, есть ничего нельзя. После намаза разрешено есть сладости.

Начинают праздник еще ночью, до рассвета. По традиции, нужно омыть полностью тело и надеть самый лучший наряд. С рассветом верующие идут в мечеть на праздничную службу - намаз. Детей на молитвы брать необязательно. Прием пищи до службы запрещен.

После намаза люди возвращаются домой, где начинают праздничное застолье. После этого мусульмане возвращаются в мечеть, где слушают проповедь и разные истории, связанные с праздником. Также в этот день мусульмане ходят в гости к близким и родственникам, посещают кладбища, где молятся об усопших. Еще в этот день принято дарить подарки друг другу.

© photo: Sputnik / Сергей Мальгавко

Жертвоприошение

Совершение жертвоприношения является ваджибом для каждого совершеннолетнего верующего. Важнейшим условием для совершения жертвоприношения является искренность намерения - закалывание животного ради довольства Всевышнего. В Коране сказано: "Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!" (22:37).

Также стоит соблюсти определенные правила касательно самого животного: оно должно быть взрослым и здоровым. По сложившейся традиции, мясо жертвенного животного делится на три части: одна остается семье, вторая - раздается родственникам и друзьям, а третья - отдается бедным и нуждающимся. Жертвенными животными могут быть овцы, козы, коровы, быки, буйвол и верблюды. Время жертвоприношения наступает по наступлении времени праздничного намаза Курбан-Байрам и длится три дня.

Совершать жертвоприношение не обязательно должен тот, кто совершает этот акт поклонения. Человек может выбрать доверенное лицо, которое сделает это по всем нормам ислама, халяльным образом.

© photo: Sputnik / Саид Царнаев

Праздничное застолье

Ни один стол в эти дни не обходится без привычных сладостей, домашнего хлеба, пирогов, лепешек и бисквитов. В качестве излюбленного десерта мусульмане отдают предпочтение блюдам из миндаля и изюма.

В первый день готовят блюда из печени и сердца, второй день необходимо начинать с супов, сваренных на бараньих головах и ножках. Также готовят жаркое или тушат мясо, а в качестве гарнира используют бобы, овощи или рис. В третий и четвертый день на столах у мусульман стоят супы из костей барашка, жареные бараньи ребрышки и, конечно же, традиционные манты, лагман, шашлык, плов, бешбармак, чучвара.

Для истинно верующих мусульман важно, чтобы в дни праздника ни один человек не остался голодным, именно поэтому двери домов последователей ислама открыты для всех гостей.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Курбан-байрам (Ид аль-Адха) является главным праздником мусульман. Он приходится на 10-е число месяца Зуль-хиджа, то есть на следующий день после священного дня – Дня Арафа. Последующие за Ид аль-Адха три дня (то есть 11, 12 и 13 числа) называют днями Ташрика.

Начиная с захода солнца накануне дня Ид аль-Адха и до праздничного намаза, мусульмане громко читают такбир. Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях – везде.

Такое повсеместное громкое чтение такбира в оба дня ида (Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр) является признаком того, что данный населённый пункт (село, город) является мусульманским.

اَلله اَكْبَرْ اَلله اَكْبَرْ اَلله اَكْبَرْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَالله اَكْبَرْ الله اَكْبَرْ وَللهِ الْحَمْدُ

الله اكبر الله اكبر الله اكبر ألله اَكْبَرْ كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وُسُبْحَانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً

«Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Лаилаха илляллаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лиллахиль хамд (три раза).

Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар кабиран вальхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила».

Кроме того, такбир читается и после каждого намаза – сразу по его завершении, до начала азкаров(молитв, читаемых после намаза), начиная после вечернего намаза дня Арафа и заканчивая предзакатным намазом последнего дня Ташрика, то есть 13-го числа.

Ночь с 9-го на 10-е Зуль-хиджа желательно оживить служением Аллаху, то есть провести в бдении и во всенощном ибадате. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто бы ни был бодрствовавший в ночь разговения и ночь Курбана в служении Всевышнему – не постигнет сердце его печаль, когда печаль постигнет других». Если нет возможности сделать это, то постарайтесь оживить последнюю треть ночи или хоть малую её часть; если и это затруднительно, то постарайтесь хотя бы ночной и утренний намазы совершить коллективно (с джамаатом) в мечети.

Утром встаньте пораньше, совершите полное омовение, намерение произносят так: «Я намереваюсь совершить полное суннат-омовение по случаю праздника Курбан-байрам во имя Аллаха»; постригите волосы и ногти, наденьте чистую одежду (лучше новую, если есть), надушитесь благовониями и, не принимая пищу, отправляйтесь в мечеть для совершения праздничного намаза.

В день Курбан-байрама режут жертвенных животных – курбан, раздают садака нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга, выражают радость и веселье по случаю праздника. Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе, переданном от Али-асхаба (да будет доволен им Аллах), говорится: « Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих (поминание Аллаха), за каждый дирхам, отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов ».

В хадисе сказано: «Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут» . Имам аш-Шафии сказал: «Я не одобряю (разрешение) не резать курбан тому, у кого есть возможность резать его ». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рекомендует зарезать хотя бы петуха, если нет иной возможности, хотя это и не будет считаться полноценным курбаном. Смысл сказанного в том, что в этот день желательно хотя бы что-то принести в жертву, проявляя уважение к этому празднику. В жертвоприношении главное – проявление покорности Всевышнему.

Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением. Для жертвоприношения можно использовать верблюдов, коров (быков), баранов или коз (другие животные не годятся). Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. При этом верблюда и корову можно резать и за семерых, а барана и козу – только за одного мусульманина. Но лучше за каждого принести в жертву барана или козу, чем за семерых резать одну корову. Если в семье режут одного барана или козу, то тем самым вознаграждение получает вся семья.

Салят уль-ид – праздничный намаз

Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-байрам. Кто не знает, как совершается праздничный намаз, пусть совершит хотя-бы обычный намаз-сунна в два рака‘ата, с намерением совершить праздничный намаз. Но так, как такая возможность появляется в год один раз, нужно постараться не пропустить ее, а если пропустил, то даже возместить, как пропущенную. Не составляет исключение и для того, кто в пути.

В начале ид-намаза, произносят «Аллаху акбар» одновременно мысленно проговаривая намерение (нийят): «Я намереваюсь совершить двухракаатный намаз-сунна по случаю праздника Курбан-байрам, во имя Аллаха».

Затем, кто знает, пусть прочтет «Ваджахту». После этого в первом рака‘ате 7 раз произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки на уровень ушей. После каждого «Аллаху акбар», за исключением последнего, произносят:

سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ للهِ وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُوَالله ُاَكْبَرْ

После последнего «Аллаху акбар» читают суру «аль-Фатиха». Во втором рака‘ате «Аллаху акбар» читают 5 раз. После праздничного намаза имам произносит праздничную проповедь.

В день Курбан-байрам режут жертвенное животное – курбан, и его мясо раздают нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга, выражают радость и веселье по случаю праздника.

Употребление алкоголя и совершение других порицаемых шариатом действий в этот день является кощунством, глумлением над принципами Ислама.

Время жертвоприношения

Самое лучшее время для жертвоприношения наступает десятого числа месяца Зуль-хиджа, по прохождении времени совершения двух ракаатов намаза и хутбы, когда солнце поднимется на размер копья, приблизительно на размер семи локтей. Это время сохраняется до захода солнца последнего дня Ташрика, т. е. 13 числа Зуль-хиджа.

Как резать

Перерезать необходимо всё горло и пищевод. Желательно тому, кто режет жертвенное животное, проявлять к нему жалость, не тащить грубо на место забоя. На землю его нужно класть осторожно, не туго затянув ноги, правую оставив несвязанной. Нож следует точить так, чтобы животное не видело. Не режьте его в присутствии других животных, особенно его детёнышей. Нож должен быть наточен так, чтобы хватило одного раза провести по горлу. Во время принесения жертвы необходимо воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что Он покорил нам животных, и за Его великие блага («Шархуль Мафруз», стр. 577).

Также желательно мужчине самому зарезать жертвенное животное или присутствовать, когда его уполномоченный приносит жертву. Желательно также до принесения жертвы произнести три раза такбир словами: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд» . Затем желательно произнести «бисмилля». Не произнести «бисмилля» в шафиитском мазхабе является нежелательным, а в трёх других мазхабах даже запретным (харам) («Аль Инсаф», № 10/400; «Захират», № 4 /134; «Люббаб фи шархиль китаб», № 2/ 306). Поэтому к произнесению «бисмилля» нельзя относиться халатно, ссылаясь на то, что его произнесение является желательным. Затем желательно прочесть: «Инна саляти ива нусуки ва махьяя ва мамати Лиллягьи раббиль аламина ля шарикалягьу ва бизалика умирту ва анна миналь муслимин» («Поистине, мой намаз, мой хадж, моя жизнь и моя смерть принадлежат Господу миров. Этим мне велено, и я – из числа мусульман»).

Также желательно прочесть салават на Пророка (мир ему и благословение), затем ещё три раза прочесть такбир, который упоминался выше. После желательно повернуть животное в сторону Киблы, прочитать дуа: «Аллагьумма гьаза минка, ва иляйка, фатакьаббаль минни» («Сунануль Кубра лиль Байхаки», № 9/286).

Что делать с мясом?

Самым ценным является, оставив немного для себя и своей семьи, отдать всё мясо бедным. Себе лучше оставить печень, следуя за Пророком (мир ему и благословение), который ел её из мяса жертвенного животного, как об этом передаётся в «Сунануль Кубра Лиль Байхакий» (3/283). Если не получается полностью раздать, то сунной является не оставлять себе больше 1/3 части туши. Также сунной является не меньше 1/3 от жертвоприношения раздать как милостыню. Мясо необходимо раздать в сыром виде. Недостаточно отдавать в милостыню жареное, варёное мясо, жир или курдюк, печень, селезёнку. Шкуру жертвы нельзя (харам) продавать. Курбан не режут за кого-то без его разрешения, даже если этот человек умер. Но такие учёные, как Каффал и Убади бин Абул Хасан, говорят, что за умершего родственника можно резать, но всё мясо нужно раздать («Нихаятуль Мухтадж», № 8/144).

Когда жертвоприношение становится обязательным?

Обязательным жертвоприношение становится, если кто-либо сделал назру, т. е. обязался резать или назвал какое-то животное своим курбаном. Например, если сказал, что этого барана будет резать в Курбан-байрам, то это становится обязательным курбаном («Хаваши Ширвани», № 9/356). В таком случае мясо обязательно нужно раздать полностью. Для того чтобы жертвоприношение не стало обязательным, необходимо использовать слово «желательное» , то есть сказать, указывая на животное: «Это мой желательный курбан».

Канонический отдел islam.ru