Как совершать правильно намаз? Намаз, как совершал его Пророк да благословит его Аллах и приветствует. Что такое намаз? Что говорить когда делаешь намаз

НАМАЗ

Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (аль-Беййина, 98:5).

Малик ибн аль-Хувейрис, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте намаз так, как это делаю я».

Откуда взят порядок совершения намаза?

Какие доказательства на то или иное действие или чтение в намазе?

Книга, основанная на хороших (хасан) и достоверных (сахих) хадисах шейха аль-Альбани Описание молитвы Пророка», (да благословит его Аллах и приветствует), от начала до конца, как если бы это вы видели своими глазами .

Для пользы: |

БисмиЛлахир Рахманир Рахим!

Условия, необходимые для совершения намаза

Намаз обязан совершать каждый совершеннолетний и находящийся в здравом уме мусульманин. Для совершения намаза необходимо наличие следующих условий:

  1. очищение, т.е. нужно совершить малое (или если необходимо, большое) омовение или заменяющее его омовение песком, если потребуется;
  2. совершать намаз в строго определенное для него время;
  3. тело и одежда молящегося, а также место совершения намаза должны быть очищены от скверны;
  4. покрытие частей тела, которые шариат повелевает покрывать во время совершения намаза;
  5. обращение лица в сторону священной Каабы.
  6. намерение (в душе) совершить тот или иной намаз.

Действия, делающие намаз недействительным

  1. Вероотступничество (да убережет нас Всевышний Аллах от этого!);
  2. преднамеренное невыполнение какого-либо столпа, обязательного действия или условия намаза;
  3. преднамеренно произносить слова и совершать действия, не относящие к намазу;
  4. преднамеренно добавлять лишние поясные или земные поклоны, стояние или сидение;
  5. преднамеренное искажение звуков или слов, или изменение порядка аятов при чтении коранических сур, так как это противоречит порядку, в котором Аллах послал данные суры;
  6. преднамеренная еда или питье;
  7. смех или хохот (исключение составляет улыбка);
  8. преднамеренное произнесение столпов и обязательных зикров, произносимых во время намаза в душе, не двигая при этом языком;
  9. нахождение воды, после совершения омовения песком.

Действия, совершение которых нежелательно во время намаза

  1. смотреть вверх;
  2. без причины поворачивать голову в сторону;
  3. смотреть на вещи, которые отвлекают от намаза;
  4. класть руки на пояс;
  5. класть локти на землю во время совершения земного поклона;
  6. закрывать глаза;
  7. без причины делать лишние движения, не делающие намаз недействительным (чесаться, шататься и т.д.);
  8. делать намаз, если есть уже подано;
  9. повторно читать суру «аль-Фатиха» в одном и том же рак’ате;
  10. вставать на намаз, сдерживая мочу, кал или газы;
  11. совершать намаз, засучив рукава пиджака или рубашки;
  12. совершать намаз с открытыми плечами;
  13. совершать намаз в одежде с изображениями живых существ (животных, людей и т.д.), а также совершать намаз на подобных изображениях или обратившись к ним лицом;
  14. не ставить перед собой преграду;
  15. произносить намерение совершить намаз языком;
  16. не выравнивать спину и руки при совершении поясных поклонов;
  17. не выравнивание рядов молящихся и наличие в рядах незаполненных мест при совершении группового намаза;
  18. сильно приближать голову к коленям и прижимать локти к туловищу во время совершения земного поклона;
  19. опережать имама при совершении группового намаза;
  20. чтение Корана во время совершения поясных или земных поклонов;
  21. всегда преднамеренно совершать намаз в мечети на одном и том же месте.

Места, в которых запрещается совершать намаз

  1. оскверненные места;
  2. на кладбище, а также на могиле или обратившись лицом к ней (исключение составляет погребальный намаз);
  3. в бане и туалете;
  4. в месте остановки верблюдов или в верблюжьем загоне.

АЗАН
«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») – 4 раза;
(«Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!») – 2 раза;
(«Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха!») – 2 раза;
«Хаййа Аля-с-салях!» («Спешите на намаз!») – 2 раза;
«Хаййа аля-ль-фалях!» («Спешите к преуспеянию!») – 2 раза;
«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») – 2 раза;
«Ля иляха илля-л-лах»

ИКАМА
«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») – 2 раза;
«Ашхаду алля иляха илля-л-лах!» («Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!») – 1 раз;
«Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю-л-лах» («Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха!») – 1 раз;
«Хаййа Аля-с-салях!» («Спешите на намаз!») – 1 раз;
«Хаййа аля-ль-фалях!» («Спешите к преуспеянию!») – 1 раз;
«Кад камати-с-салях!» («Намаз уже начался!») – 2 раза;
«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») – 2 раза;
«Ля иляха илля-л-лах» («Нет божества, кроме Аллаха!») – 1 раз.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА
Человек, совершающий намаз, должен всем телом обратиться к находящейся в Мекке священной Каабе. Затем он должен вознамериться в душе совершить тот или иной намаз. Затем он должен, подняв руки на уровне плеч или ушей (рис. 9), произнести: «Аллаху акбар!» («Аллах велик!»). Этот начальный такбир называется по-арабски «такбират аль-ихрам» (букв. «запрещающий такбир»), так как после его произнесения человеку, начавшему совершать намаз, запрещаются некоторые действия, которые разрешены вне намаза (разговаривать, есть и т.д.). Затем он должен положить ладонь правой руки на кисть левой и установить обе руки на груди (рис. 10). Затем он должен произнести вступительную молитву: «Субханака-ллахумма ва би-хамдика ва табарака-смука ва та’аля джаддука ва ля иляха гайрук!» («Пречист Ты, о Аллах! Хвала Тебе! Благословенно имя Твое! Высоко величие Твое! Нет божества, кроме Тебя!»)

Затем молящийся должен произнести: «А’узу би-л-ляхи мина-ш-шейтани-р-раджим!» («Прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны!»)
Затем он должен прочесть суру «аль-Фатиха» («Открывающая Коран»):
«Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим!»
1. «Аль-хамду ли-лляхи рабби-ль-алямин!»
2. «Ар-рахмани-р-рахим!»
3. «Маалики йауми-д-дин!»
4. «Иййака на’буду ва иййака наста’ин!»
5. «Ихдина-с-сираата-ль-мустагиим!»
6. «Сираата-л-лязиина ан’амта алейхим!»
7. «Гайри-ль-магдуби алейхим ва ля-д-дааааллиин!»

(«Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего!
1. Хвала Аллаху, Господу миров,
2. Милостивому, Милующему,
3. Властелину Дня воздаяния!
4. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
5. Веди нас прямым путем,
6. путем тех, кого Ты облагодетельствовал,
7. не тех, на кого пал гнев, и не заблудших»).

Видео обучение чтению суры аль-Фатиха

Обучение чтению аль-Фатихи (т.к. транскрипция не может являться передачей слов Аллаха и следует заучить/проверить своё знание аятов с учителем или, хотя бы, слушанием и повторением услышанного, как это делали сподвижники и сподвижницы, да будет доволен ими всеми Аллах)

Затем он должен сказать: «Амин!» («Господи! Вними нашей молитве!»). Затем он должен прочесть любую суру (аят, аяты или суры) Корана, которую он знает наизусть.

Видео обучения 112-й суре Корана (аль-Ихлас)

Затем он должен поднять руки на уровне плеч и, произнося слова: «Аллаху акбар!» , совершить поясной поклон, возвеличивая Всевышнего Аллаха (рис. 11). Желательно, чтобы он выпрямил спину и голову параллельно полу и положил ладони на коленные чашечки, растопырив пальцы рук. Находясь в поясном поклоне он трижды должен произнести: «Субхана раббийа-ль-азим!» («Пречист мой великий Господь!») Желательно добавить к этому слова: «Субханака-л-лахумма раббана ва би-хамдик! Аллахумма-гфирли!» («Пречист Ты, о Аллах, Господь наш! Хвала Тебе! О Аллах! Прости меня!»).

Затем он должен подняться из поясного поклона. Поднимаясь, он должен произнести: «Сами’а-л-лаху лиман хамидах!» («Да услышит Аллах того, кто Его восхвалил!») и поднять руки на уровне плеч. Полностью выпрямившись, он должен сказать: «Раббана ва-лака-ль-хамд!» («Господь наш! Тебе хвала!») или: «Раббана ва лака-ль-хамду хамдан касиран таййибан мубаракан фих, мил’а-с-самавати ва-мил’а-ль-арди ва-мил’а ма ши’та мин шей’ин ба’д!» .

Затем он должен со смирением перед Аллахом и почтением к Нему совершить земной поклон. Опускаясь, он должен произнести: «Аллаху акбар!» . Совершая земной поклон, он должен положить на землю лоб и нос, обе ладони, оба колена и кончики пальцев обеих ног, отдалить локти от туловища и не класть их на землю, кончики пальцев рук направить в сторону Мекки, отдалить колени друг от друга и соединить стопы ног (рис. 12). В этом положении он должен трижды произнести: «Субхана раббийа-ль-а’ля!» («Пречист мой Всевышний Господь!») Желательно добавить к этому слова: «Субханака-л-лахумма раббана ва би-хамдик! Аллахумма-гфир ли!»

Затем он должен поднять голову с земного поклона, говоря при этом «Аллаху акбар!» После этого он должен сесть на левую ногу, положить правую ступню вертикально, направив пальцы правой ноги в сторону Каабы, положить правую ладонь на правое бедро, раскрыв при этом пальцы рук, а левую ладонь положить таким же образом на левое бедро (рис. 13). Находясь в этом положении, он должен произнести: «Рабби-гфир ли, ва-рхамни, ва-хдини, ва-рзукни, ва-джбурни, ва-афини!» («Господи! Прости меня! Помилуй меня! Наставь меня на прямой путь! Даруй мне удел! Исправь меня! Сделай меня здоровым!») Или он должен сказать: «Рабби-гфир ли! Рабби-гфир ли!» («Господи, прости меня! Господи, прости меня!»)

Затем он должен со смирением перед Аллахом и почтением к Нему и со словами «Аллаху акбар!» совершить второй земной поклон так же, как он совершил первый, произнося при этом те же самые слова. На этом завершается первый рак’ат намаза. Затем он должен встать на ноги, произнося при этом «Аллаху акбар!» Встав, он должен совершить во втором рак’ате все, что он совершил в первом, за исключением вступительной молитвы. Завершив второй рак’ат, он должен со словами «Аллаху акбар!» поднять голову с земного поклона и сесть так же, как он садился между двумя земными поклонами (рис. 13), но должен при этом прижать к ладони безымянный палец и мизинец правой руки, соединить средний и большой пальцы, а указательный направить в сторону Каабы. Двигая указательным пальцем вверх-вниз, он должен прочитать молитвы «Ташаххуд» , «Саляват» и «Исти’аза» .

«Ташаххуд»: «Ат-тахиййату ли-лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат! Ас-саляму алейка эййуха-н-набиййу ва-рахмату-ллахи ва-баракатух! Ас-саляму алейна ва аля ибади-лляхи-с-салихин! Ашхаду алля иляха иля-ллах, ва-ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулух!» («Все приветствия – Аллаху, все молитвы и праведные деяния! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник!»)

«Саляват»: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама саллейта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид! Ва барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид!» («О Аллах! Восхвали Мухаммада и его род так же, как ты восхвалил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный! И благослови Мухаммада и его род так же, как ты благословил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный!»)

«Истиа’за»: «Аллахумма инни а’узу бика мин азаби-ль-кабр, ва мин азаби джаханнам, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат, ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжаль!» («О Аллах! Воистину, я прибегаю к Тебе от мучений в могиле, и от мучений в аду, и от искушений при жизни и после смерти, и от искушения антихриста!»)

После этого он может попросить у Аллаха любое благо как в мирской, так и в загробной жизни. Затем он должен повернуть голову направо (рис. 14) и сказать: («Мир вам и милость Аллаха!») Затем он должен точно так же повернуть голову налево и сказать: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-лах!»

Если намаз состоит из трех или четырех рак’атов, то он должен прочитать «Ташаххуд» до слов: «Ашхаду алля иляха иля-ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва-расулух!» , а затем со словами «Аллаху акбар!» встать на ноги и поднять кисти рук до уровня плеч. Затем он должен совершить оставшиеся рак’аты намаза так же, как он совершил второй рак’ат, с той лишь разницей, что в последующих рак’атах не нужно читать суру после суры «аль-Фатиха». Завершив последний рак’ат, молящийся должен сесть подобно тому, как он садился прежде, с той лишь разницей, что он должен положить стопу левой ноги под голень правой и сесть на седалище. Затем он должен прочитать весь «Ташаххуд» до конца и, повернув голову направо и налево, сказать в обе стороны: «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-ллах!» .

ЗИКРЫ, ПРОИЗНОСИМЫЕ ПОСЛЕ НАМАЗА

  • 3 раза: «Астагфиру-ллах!» («Прошу прощения у Аллаха!»)
  • «Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам!» («О Аллах! Ты – мир, и от Тебя – мир! Благословен Ты, о Обладающий величием и великодушием!»)
  • «Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду ва хува аля кули шей’ин кадир! Аллахумма ля мани’а лима а’тайт, ва ля му’тийа лима мана’т, ва ля йанфа’у за-ль-джадди минка-ль-джадд!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь! О Аллах! Никто не сможет помешать Тебе дать то, что Ты пожелаешь! Никто не может дать того, что Ты не желаешь! О Обладатель величия! Никого не спасет его величие от Тебя!»)
  • «Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду ва хува аля кулли шей’ин кадир! Ля хауля ва ля куввата илля би-ллях! Ля иляха илля-ллаху ва ля на’буду илля иййах! Ляху-н-ни’мату ва-ляху-ль-фадлу ва-ляху-с-сана’у-ль-хасан! Ля иляха илля-ллаху мухлисина ляху-д-дина ва лау кариха-ль-кафирун!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь! Нет силы и могущества, кроме как с Аллахом! Нет божества, кроме Аллаха, и мы не поклоняемся никому, кроме Него! Ему принадлежат блага, превосходство и прекрасная хвала! Нет божества, кроме Аллаха! Ему одному мы поклоняемся, даже если это не нравится неверующим! »)
  • 33 раза: «Субхана-ллах!» («Пречист Аллах!»)
  • 33 раза: «Аль-хамду ли-ллях!» («Хвала Аллаху!»)
  • 33 раза: «Аллаху акбар!» («Аллах велик!»)
  • И в конце 1 раз: «Ля иляха илля-л-лаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду ва-хува аля кулли шей’ин кадир!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь!»)
  • Желательно читать после каждого намаза «Айат аль-Курси» («Аят о Престоле»): «Аллаху ля иляха илля хува-ль-хаййу-ль-каййум, ля та’хузуху синатун ва ля наум, ляху ма фи-с-самавати ва ма фи-ль-ард, ман за-л-лязи йашфа’у индаху илля би-изних, йа’ляму ма бейна эйдихим ва ма халфахум, ва ля йухитуна би шей’ин мин ильмихи илля би-ма ша, васи’а курсиййуху-с-самавати ва-ль-арда ва-ля йа’удуху хифзухума, ва-хува-ль-алиййу-ль-азим!» («Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое, тогда как они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий») (аль-Бакара, 2:255). Между тем, кто прочтет после намаза этот аят, и раем будет стоять всего лишь смерть.
  • Желательно также читать после намаза суру «аль-Ихлас» (Искренность): «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим! Куль хува-ллаху ахад! Аллаху-с-самад! Лям йалид ва лям йуляд! Ва лям йаку-ль-ляху куфуван ахад!» («Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего! Скажи: “Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему”»).
  • Суру «аль-Фаляк» («Рассвет»): «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим! Куль а’узу би-рабби-ль-фаляк! Мин шарри ма халяк! Ва мин шарри гасикин иза вакаб! Ва мин шарри-н-наффасати фи-ль-укад! Ва мин шарри хасидин иза хасад!» («Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего! Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил, от зла мрака, когда он наступает, от зла колдуний, поплевывающих на узлы, от зла завистника, когда он завидует”»).
  • Суру «ан-Нас» («Люди»): «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим! Куль а’узу би-рабби-н-нас! Малики-н-нас! Иляхи-н-нас! Мин шарри-ль-васваси-ль-ханнас! Ал-лязи йувасвиу фи судури-н-нас! Мина-ль-джиннати ва-н-нас!» («Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего! Скажи: “Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя отступающего (или сжимающегося) при поминании Аллаха, который наущает в груди людей и бывает из джиннов и людей”»).
  • 10 раз произносить после рассветного и закатного намазов: «Ля иляха илля-л-лаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду йухйи ва-йумит, ва-хува аля кулли шей’ин кадир!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он оживляет и умертвляет! Он способен на всякую вещь!»)
  • Желательно также произносить после рассветного намаза: «Аллахумма инни ас’алука ильман нафи’а, ва ризкан таййиба, ва амалян мутакаббаля!» («О Аллах! Я прошу у Тебя полезное знание, прекрасный удел и деяния, которые Ты примешь!»)

Алихан Мусаев
Из книги «Обучение намазу»

К статье добавлены некоторые материалы и рекомендации, которые посчитали необходимыми для лучшего усвоения вопроса.

Намаз (Солят) - самое любимое поклонение для Аллаха. Намаз предписан человеку в определенное время. Всевышний Аллах Субхана ва Тааля в Коране говорит: "Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время" (Сура 4 Ан-Ниса, 103 аят).

В хадисе от ‘Абдуллаха ибн Мас"уда (радиаллаху ‘анху) говорится: "Однажды я спросил у Пророка ﷺ: «Какой поступок (человека) наиболее дорог Аллаху Та"аля». Расулюллах ﷺ ответил: «Намаз». Затем, я спросил, какой следующий поступок, и Расулюллах ﷺ ответил: «Доброта к родителям». И я снова спросил, что затем, и ответ был: «Джихад»" . Али Мулла ‘Кари (рахматуллахи алейхи‘) говорит, что данный хадис является подтверждением слов учѐных о том, что самое первое после имана(веры) - это намаз. Так же передают со слов Ибн Мас‘уда, что Посланник ﷺ сказал: «Самое лучшее деяние - это намаз, совершенный в начале отведенного для него времени» . Эти слова пророка Мухаммада ﷺ четко устанавливают приоритет чтения намаза над другими делами. По этому очень важно, что бы намаз совершался во время.

Время пяти обязательных намазов

1. Время утреннего намаза (солятуль-фаджр - صلاة الفجر)

Время утреннего намаза начинается от момента появления рассвета и длится до начала восхода солнца. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: "Время утреннего намаза начинается с рассвета и продолжается, пока не взойдет солнце" (Муслим) В другом хадисе говорится: "Пусть предрассветный свет не обманет вас, рассвет бывает на горизонте" (Тирмизи). Из этого хадиса мы понимаем, что время утреннего намаза начинается с рассвета, а не с предрассветного света. Предрассветный луч света поднимается вертикально, после него становится темно, а после появляется истинный рассвет, его белизна распространяется на горизонте. И как сказана в хадисе "продолжается пока не взойдет солнце" т.е как только начинается восход солнца время утреннего намаза прекращается и тот кто не успел выполнить намаз должен восполнить как пропущенный.

Мустахаб (лучшее) время утреннего намаза

Самое лучшее время для утреннего намаза – это когда становится светло, и чтобы оставалось столько времени до восхода солнца после совершения намаза, чтобы можно было повторить намаз, соответственно сунне, в случае ошибки. Рафи‘ ибн Хадидж (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Читайте фаджр намаз, когда хорошо рассветёт, потому что это имеет большие награды» а так же Ибн Маджа и Абу Дауде передали хадис: «Читайте утренний намаз, когда наступает утро, как следует, потому что из-за этого вы получаете большие награды»

2. Время полуденного намаза (солятуль-зухр - صلاة الظهر)

Время зухр намаза начинается после отклонения солнца от зенита и длится до начала времени `аср намаза. Время `аср намаза наступает, когда тень предмета становится два раза больше чем сам предмет, кроме основной тени предмета (так как тень начинает расти после зенита солнца, а тень во время зенита назвается основной тенью).

‘Абдуллах ибн ‘Амр (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Время зухр намаза – это после зенита солнца, когда тень человека по длине равняется его росту, до наступления времени ‘аср намаза» . Из этого хадиса следует, что время зухр намаза наступает после зенита, но читать его сразу после зенита не надо, а надо подождать. В другом хадисе передается: ‘Абдуллах ибн Рафи‘, раб жены Посланника Аллаха ﷺ Умми Салямы, спросил у Абу Хурайры (радиаллаху ‘анху) о времени намаза. Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) ответил: «Слушай! Читай зухр намаз, когда твоя тень равняется твоему росту, и читай ‘аср намаз, когда твоя тень в два раза больше твоего роста» .

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Если это жаркие дни, то откладывайте намаз, пока не будет прохладнее, ибо, поистине, сильная жара происходит от распространения дыхания ада» и в другом хадие говорится: Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Расулюллах ﷺ сказал: «Пламя ада пожаловалось Господу своему, сказав: «О Господь, одна часть меня поглотила другую», и Он позволил пламени делать два вздоха зимой и летом, поэтому именно в это время вы ощущаете самую сильную жару и самый сильный холод» из этих хадисов становится ясно что в жаркие дни лучше подождать пока не станет прохладнее, но намаз зухр нужно совершить до наступления времени `аср.

Мустахаб (лучшее) время полуденного намаза

Зухр намаз летом лучше оттягивать, а зимой читать раньше. Как уже был приведён хадис про зухр намаз: «Если сильная жара, то читайте намаз в прохладное время" следующий хадис является подтверждением того, что зимой надо читать зухр намаз раньше. Анас (радиаллаху ‘анху) передаёт, что "Расулюллах ﷺ летом читал зухр намаз в прохладное время, а зимой раньше"

3. Время послеполуденного намаза (солятуль-`аср - صلاة العصر)

Время `аср намаза начинается после истечения времени зухр и продолжается до начала захода солнца. Во время захода солнца нельзя совершать намаз но однако если успел совершить хоть один ракаат намаза `аср то нужно завершить намаз до конца. В хадисе передается от Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху): что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Кто успел совершить хоть один рака‘ат ‘аср намаза до захода солнца, тот успел на ‘аср намаз"

Мустахаб (лучшее) время послеполуденного намаза

Откладывать ‘аср намаз является мустахабом но нельзя откладывать настолько, чтобы солнце стало близко к заходу. Анас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Это намаз мунафика (лицемера), если человек сидит и ждёт, когда солнце становится жёлтым и близко к заходу, тогда он встаёт и быстро четыре раза клюёт. И он не вспоминает Аллаха в своём намазе, или вспоминает очень мало" .

4. Время вечернего намаза (солятуль-магриб - صلاة المغرب)

Магриб намаз начинается сразу после захода солнца и длится до захода шафака абъяд. Шафака абъяд - это исчезновения красноты и остается белизна на небе (белый шафак). В хадисе от ибн Умара говорится: "Время магриб намаза длится, пока не исчезнет шафак" и в другом хадисе ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает что: "Расулюллах ﷺ читал магриб намаз, когда солнце садилось, а ‘иша (ночной) он читал, когда на горизонте распространялась темнота, а иногда откладывал, пока не соберутся люди" .

Мустахаб (лучшее) время вернего намаза

Магриб намаз надо читать сразу после захода солнца, не откладывая. Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Моя община всегда будет во благах, (или сказал: «будет в присущем им от рождения состоянии то (есть в исламе)») до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз до появления звёзд»

5. Время ночного намаза (солятуль-`иша - صلاة العشاء)

Время ‘иша намаза начинается после окончания времени магриба. И нет сомнения в том, что темнота на горизонте появляется только после того, как исчезает белизна. Так как после красной зари появляется шафак абъяд, т.е. белизна на горизонте, и после этого уже наступает темнота и длится до начала рассвета.

В хадисе про “имамат Джибраиля (‘алейхис салям)” сказано: «Я прочитал ‘иша с Джибраилем (‘алейхис салям), когда шафак исчез» .

Нафи‘ ибн Джубейр (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что ‘Умар (радиаллаху ‘анху) написал письмо Абу Мусе Аш‘ари (радиаллаху ‘анху): "Читай ‘иша в любой части ночи, в какой пожелаешь, и не пренебрегай им" .

‘Убейд ибн Джарих (радиаллаху ‘анху) спросил у Абу Хурейры (радиаллаху ‘анху): "Какое последнее время ‘иша намаза?. Он ответил: "Наступление рассвета" .

Мустахаб (лучшее) время ночного намаза

Откладывать ‘иша намаз до полночи или до первой трети ночи лучше. Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Если бы это не было тягостным для моей общины, я бы обязательно приказал им откладывать ‘иша намаз до половины или до первой трети ночи» .

Но если из-за откладывания намаза существует опасность, что много людей не будет участвовать в джама‘ате, из-за чего джама‘ат станет маленьким, тогда не надо оттягивать до этого времени. Как наступит время ‘иша намаза, надо читать его тогда, когда в нём сможет участвовать больше людей.
Джабир (радиаллаху ‘анху) рассказывает о привычке Посланника Аллаха ﷺ относительно ‘иша намаза: "А ‘иша намаз он начинал в разное время, ибо когда он видел, что люди уже собрались, то начинал его пораньше, а когда видел, что люди медлят, то задерживал его, (чтобы в намазе участвовало больше людей)" . Из этого следует, что надо учитывать количество людей. Намаз джама‘атом надо читать в такое время, в которое есть вероятность участия большего количества людей. И не надо назначать такое время для намаза, в котором есть опасение, что многие люди не будут в нём участвовать, потому что из-за количества людей в джама‘ате зависит награда за намаз.

Время витр ваджиб намаза (солятуль-уитр -صلاة الوتر)

Витр намаз читается сразу после ‘иша намаза. О витр намазе Хариджа ибн Хузайфа рассказывает: "Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) пришёл к нам и сказал: «Аллах Та‘аля приказал вам читать намаз, который лучше, чем красные верблюды, – это намаз витр, и сделал его для вас между ‘иша и рассветом"

Мустахаб (лучшее) время витр намаза

Человеку, который уверен, что проснётся раньше рассвета, то тогда лучше всего не читать витр намаз сразу после ‘иша, а ему следует проснуться перед рассветом и читать витр. В хадисе от Джабира (радиаллаху ‘анху) говорится, что Расулюллах ﷺ сказал: "Кто боится, что не проснётся в последней части ночи, тому надо читать витр намаз в начале ночи, а кто надеется, что в конце ночи встанет, тому надо читать витр в конце ночи, потому что в намазе, который читается в конце ночи, участвуют ангелы. И это лучше" .

Однако человеку, который боится, что не проснется раньше рассвета, необходимо читать витр намаз вместе с намазом ‘иша, как это становится известно из самого хадиса. И “начало ночи” не означает раньше намаза ‘иша. Это значит после ‘иша, так как время витр намаза начинается после ‘иша, как было приведено в хадисе о времени витр намаза.

Время пятничного намаза (солятуль-джума - صلاة الجمعة)

Пятничный намаз (джума намаз) совершается каждую пятницу во время полуденного намаза в мечетях (джума-намаз заменяет полуденный намаз "зухр" ). Пятничная молитва входит в число обязательных намазов (фард) наряду с пятикратной ежедневной и погребальной молитвами. Но в отличие от 5 фард-намазов, пятничная молитва является обязанностью не для всех мусульман.

Пятничный намаз или пятничная молитва – обязательное к выполнению действие для каждого совершеннолетнего мусульманина (мужчины). Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что коллективное совершение пятничной молитвы в мечети обязательно для тех, кто уверовал в Аллаха и Судный день. Исключение составляют женщины, рабы, дети и больные. Не посещать мечеть в пятницу дозволено во время стихийных бедствий и непогоды: сильные морозы, ливень, град.

Порядок выполнение полуденного намаза

Полуденный намаз состоит из четырех ракаатов (циклов). Он совершается следующим образом:

1. Предварительно выполнив все условия, необходимые для начала совершения намаза, становитесь лицом к почитаемой Каабе , отбросив все посторонние мысли. Обратите свое сердце и внимание к Аллаху, думая о Его Величии, милосердии и любви к Его созданиям, с осознанием того, что Он наблюдает за вами. При этом ноги должны быть на ширине плеч, стопы на одной линии, руки опущены, взгляд направлен на место касания лба при земном поклоне.

Женщинам в течение всего намаза необходимо проявлять собранность тела: ноги у них должны быть вместе, руки прижаты к телу;

2. Намерение.

Начиная намаз, обязательно сделать намерение сердцем о выполнении соответствующего намаза. Сделайте это одновременно с произнесением такбира , то есть слов «Аллаhу акбар» для вступления в намаз. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный (фарз) полуденный намаз ради Аллаха» . То есть, вы обязательно мысленно выражаете намерение совершить намаз, указываете в нем, что совершаете обязательный (фарз) намаз, и какой именно намаз (утренний, полуденный или послеполуденный и т.п.). Желательно указать в намерении, своевременный намаз это или возмещаемый, а также количество ракаатов. Следует помнить, что намаз совершается только ради Аллаха.

Однако перед такбиром произнести сначала намерение вслух является сунной, и это делается для того, чтобы легче было сосредоточиться на нем мысленно.

3. Произнесение такбира.

Обязательно стоя произнести вступительный такбир:

اَللهُ اَكْبَرُ

«Аллаhу акбар» (Аллах велик) . После его произнесения вы уже в намазе. Такбир и последующие словесные арканы и молитвы следует произносить так, чтобы вы сами могли слышать чтение, соблюдая, как положено, все правила чтения и произнося буквы без искажений, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Все молитвы необходимо читать только на выдохе.

При произнесении такбира рекомендуется поднять руки так, чтобы большие пальцы были на уровне мочек ушей, ладони направлены вперед, остальные пальцы чуть согнуты и тоже направлены вперед.
Женщины тоже поднимают руки подобным же образом.

4. Стояние.

Обязательно стоять при выполнении ритуального намаза, если человек может. При этом рекомендуется складывать руки ниже груди и выше пупка так, чтобы правая ладонь находилась на запястье левой руки и держала ее.

5. Чтение суры «Аль-Фатиха» (первой суры Корана).

Обязательно чтение суры «Аль-Фатиха» так, чтобы сами могли слышать чтение, соблюдая все правила чтения (таджвид) и последовательность аятов и произнося буквы без искажений. Правильному чтению суры «Аль-Фатиха» необходимо научиться непосредственно из уст компетентного учителя и, сделать это следует не откладывая.

Если кто-либо не может правильно читать суру «Аль-Фатиха», то он должен читать любые аяты Священного Корана, количество букв в которых в сумме эквивалентно количеству букв в суре «Аль-Фатиха» (156 букв). Если человек знает один или несколько аятов из суры «Аль-Фатиха» («Басмала» также является аятом суры «Аль-Фатиха»), он может повторять их столько раз, чтобы получилось такое же количество букв, как в суре «Аль-Фатиха». Если же человек не может читать ничего из Корана, он должен читать слова поминания Аллаха (зикр) :

سُبْحانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ واَللهُ اَكْبَرُ

«Субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар»
(Аллах пречист от всех недостатков, хвала и слава Аллаху, нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Аллах Велик) .

Молящийся произносит эти слова столько раз, чтобы по меньшей мере было столько же букв, как в суре «Аль-Фатиха». К примеру, достаточно произнести слова «Аллаhу акбар» двадцать раз. Если же человек не может читать ни суру «Аль-Фатиха», ни что-либо другое из Корана, не может читать зикр (к примеру, человек только что принявший веру), то он стоит молча столько времени, сколько занимает умеренное чтение суры «Аль-Фатиха».

آمينَ يا رَبَّ الْعالَمينَ

«Амин, я Раббаль-‘алямин»

(О Аллах – Господь миров, исполни мою просьбу!) .

Также желательно прочитать после суры «Аль-Фатиха» хотя бы один или три аята из Корана в первом и во втором ракаатах. До начала чтения суры «Аль-Фатиха» в первом ракаате рекомендуется прочесть молитву «Ифтитах» (см. Приложение 5) и затем «Исти‘азу».

6. Поясной поклон (руку‘) .

После чтения суры «Аль-Фатиха» обязательно сделать поясной поклон так, чтобы ладони обеих рук упирались в чашки колен. При этом локти бывают немного отведены в стороны, спина, шея и голова на одной прямой. В таком положении необходимо задержаться в состоянии покоя на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh»). Такая задержка называется «тумаънина» . Следует отметить, что поклон, как и все другие последующие действия намаза, не должен быть совершен с другой целью, кроме как для исполнения элемента намаза. Рекомендуется при выполнении поясного поклона поднять руки до уровня ушей точно так же, как и при вступлении в намаз, и сказать: «Аллаhу акбар». Также во время поясного поклона желательно произнести три раза:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْعَظيمِ وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-‘азыми ва бихамдиhи»

(Мой Великий Господь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

7. Выпрямление (и‘тидаль) .

Обязательно возвратиться после поясного поклона в исходное положение «стоя» и задержаться в этой позе на некоторое время (тумаънина) . Рекомендуется во время выпрямления поднять руки до уровня ушей, как и ранее, и сказать:

سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

«Сами‘аллаhу лиман хамидаh»

(Аллах принимает восхваления того, кто славословит Его) , растягивая произнесение на весь период выпрямления. После того, как окончательно выпрямились, желательно сказать:

رَبَّنا لَكَ الْحَمْدُ

«Раббана лякаль-хамд»

(О наш Господь! Хвала Тебе!) .

8. Земной поклон (суджуд) .

Затем обязательно совершить земной поклон, прижавшись лбом к полу (коврику). Для этого сначала опускаетесь на колени, далее наклоняетесь вперед, упираетесь обеими руками в пол и касаетесь пола лбом. Пола должны касаться часть обеих колен, часть ладоней обеих рук, нижняя часть пальцев ног (при этом пальцы направлены в сторону Киблы) и часть лба (нос также касается пола). При этом, вес головы давит на лоб. Находитесь в этом положении некоторое время, в течение которого рекомендуется три раза произнести:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْأَعْلى وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-а‘ля ва бихамдиhи»

(Мой Великий Гос-подь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

Также рекомендуется перед выполнением земного поклона произнести «Аллаhу акбар». При земном поклоне желательно, чтобы руки были на уровне плеч, пальцы слегка прижаты друг к другу и направлены в сторону Каабы. Для мужчин рекомендуется, чтобы локти при земном поклоне были отведены в стороны и приподняты от пола, живот не касается бедер. Женщины же при земном и поясном поклонах держат локти прижатыми к телу, а при земном поклоне локти также приподняты от пола, но живот касается бедер.

Между лбом и местом, в которое он упирается, не должно быть преград, например, волос, шапки или платка, хотя бы часть лба должна касаться непосредственно пола.

9. Сидение между двумя земными поклонами.

Обязательно после земного поклона сесть, выпрямив при этом туловище, и находиться в этом положении некоторое время. Поднимаясь с земного поклона, желательно произнести «Аллаhу акбар». Находясь в положении «сидя», рекомендуется сказать:

رَبِّ اغْفِرْ لي وَارْحَمْني وَاجْبُرْني وَارْفَعْني وَارْزُقْني وَاهْدِني وَعافِني

«Раббигфир ли, вархамни, ваджбурни, варфа‘ни, варзукни, ваhдини, ва ‘афини».

(О мой Господь! Дай мне прощение, смилуйся надо мной, помоги мне, возвысь мою степень, даруй мне пропитание, веди далее по истинному пути и защити меня от болезней) .

При сидении рекомендуется поджать под себя левую ногу, чтобы стопа находилась под ягодицами, в то время как правая стопа расположена вертикально на полу и опирается на направленные вперед, в сторону Киблы, пальцы, как при земном поклоне. Этот способ сидения называется «ифтираш» . Руки во время сидения рекомендуется положить на колени, пальцы направлены в сторону Каабы.

10. Обязательно выполнить второй земной поклон . Он выполняется так же, как и первый. При этом, наклоняясь и поднимаясь, произносите такбир. С выполнением второго земного поклона завершается первый ракаат (цикл) намаза .

11. После этого обязательно нужно встать в полный рост для выполнения второго ракаата . Для этого сначала принимаете положение «сидя на коленях», затем, опираясь руками о пол, ладонями вниз, встаете в полный рост и принимаете положение «стоя», как в начале предыдущего ракаата. Во время подъема рекомендуется произнести «Аллаhу акбар». Повторите после этого все пункты от 5 до 10. Этим заканчивается второй ракаат .

12. После второго земного поклона второго ракаата (в намазах, состоящих из 3-х или 4-х ракаатов) рекомендуется сесть и прочитать «Ташаhhуд» (другое его название «Ат-Тахийят», и после него «Салават» Пророку (мир ему и благословение). Желательно сидеть в позе «ифтираш» (см. пункт 9) . При необходимости можно сидеть и на обеих скрещенных ступнях.

Рекомендуется держать обе руки на коленях. Пальцы левой руки лежат на левом колене и направлены в сторону Каабы, пальцы правой руки лежат на правом колене, кроме указательного, который слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» (в «Ташаhhуде») и остается в таком положении до конца сидения. При этом взгляд с места касания лба отводится на поднимающийся указательный палец, даже если вы из-за темноты или по другой причине не видите его. Приподнятый палец слегка согнут, средний и безымянный пальцы и мизинец правой руки слегка сжаты в кулак, а большой палец слегка прижат к указательному пальцу.

13. Затем обязательно надо встать и выполнить два следующих ракаата таким же образом, как описано в пунктах 5 - 11. Вставая на третий ракаат, рекомендуется поднять руки на уровень ушей, одновременно произнеся «Аллаhу акбар». Однако перед четвертым ракаатом поднимать руки не следует.

14. После выполнения второго суджуда в последнем ракаате обязательно сесть, прочесть «Ташаhhуд» и «Салават» . Руки рекомендуется держать так, как указано в пункте 12 . Указательный палец слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» и остается в таком положении до окончания намаза. Сидеть рекомендуется на полу, подогнув левую ногу и просунув ее под правую ногу, которая остается в таком же положении, как и при земном поклоне (рис.9) . Этот способ сидения называется «таваррук» .
Однако после «Ташаhhуда» рекомендуется прочитать полностью «ас-Салят аль-Ибраhимийя», затем желательно произнести дуа. Можно прочитать и это известное дуа:

اَللّهُمَّ إِنّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذابِ جَهَنَّمَ وَمِنْ عَذابِ الْقَبْرِ وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيا وَالْمَماتِ وَمِنْ شَرِّ فِتْنَةِ الْمَسيحِ الدَّجّالِ

«Аллаhумма инни а‘уз у бика мин ‘аз аби джаhаннама ва мин ‘аз абиль-кабри ва мин фитнатиль-махья валь-мамати ва мин шарри фитнатиль-масихи-ддаджжали».

(О Аллах! Я ищу помощи и спасения у Тебя от мучений Ада, и от могильных мук, от заблуждений жизни и смерти и от зла смуты ложной мессии даджала).

15. Заключительный «Салям» .

Завершая намаз, обязательно произнести «Ас-Саляму ‘аляйкум» , но рекомендуется сказать:

اَلسَّلامُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ

«Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаh» , повернув голову сначала направо, затем налево. Произнесением этих слов заканчивается полуденный намаз .

Порядок выполнения послеполуденного и ночного намазов

Послеполуденный и ночной намазы выполняются так же, как и полуденный. В намерении следует указать, что выполняется обязательный послеполуденный (или ночной) намаз. В первых двух ракаатах ночного намаза мужчинам рекомендуется после суры «Аль-Фатиха» короткую суру читать вслух. Это разрешено и женщинам, если рядом нет посторонних мужчин.

Порядок выполнения вечернего намза

Три ракаата вечернего намаза выполняются так же, как и первые три ракаата ночного намаза, но с намерением выполнить обязательный вечерний намаз. После второго суджуда третьего ракаата выполняются пункты 14 и 15 .

Порядок выполнения утреннего намаза

Два ракаата утреннего намаза выполняются так же, как и первые два ракаата ночного намаза, но с намерением выполнить обязательный утренний намаз.

После второго суджуда второго ракаата выполните пункты 14 и 15 . Также после произнесения «Раббана лякаль-хамд» , выпрямившись после поясного поклона (в и‘тидале) второго ракаата, рекомендуется прочитать дуа «Кунут».

"Передано имамами ан-Навави и Ибн Хиббаном, что однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришел некий человек и попросил: «О, Посланник Аллаха! Воистину, я не могу обучиться чтению Корана. Научи меня тому, что заменит чтение Корана». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Скажи: субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар, валя хавля валя куввата илля билляhиль-‘алиййиль-‘азым»."
"В другом изречении Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если можешь читать Коран, то читай его. Если же нет, то читай: аль-хамду лилляh, ля иляhа илляллаh, Аллаhу акбар»".

"При чтении «Салавата» в «Ташаhhуде» обязательных намазов слово «саллим» не произносится. «Ташаhhуд» читается без этого слова."

"Произнеся «Салям» и поворачивая голову вправо, желательно мысленно приветствовать всех верующих (людей, ангелов и джиннов), находящихся по правую сторону от вас. Затем точно так же поворачиваете голову влево и произносите «Салям», при этом мысленно делаете намерение приветствовать всех верующих, находящихся по левую сторону от вас."

(перс. نماز‎) или салят (араб. صلاة‎) - каноническая молитва, один из пяти столпов ислама. Молитвы первых мусульман состояли в совместном громком произнесении формул единобожия и возвеличения Аллаха. В Коране нет ясных предписаний совершения молитв, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв, молитвенные формулы, некоторые движения и др. Весь порядок совершения молитвы сложился как подражание молитвенным позам и движениям пророка Мухаммеда и закреплён памятью первых мусульман. Единообразие молитвы отрабатывалось практически в течение более чем полутора веков и было письменно зафиксировано ханафитским правоведом Мухаммадом аш-Шайбани (ум. в 805 г.).


Слова Икамата в мазхабе имама Абу Ханифы:

Аллаху акбар, Аллаху акбар
Аллаху акбар, Аллаху акбар

Ашхаду алля иляха илля Ллах
Ашхаду алля иляха илля Ллах


Ашхаду анна Мухаммадар расулю Ллах

Хаййа аля ссалях
Хаййа аля ссалях

Хаййа аляль фалях
Хаййа аляль фалях

Кад камати ссалях
Кад камати ссалях

Аллаху акбар
Аллаху акбар

Ля иляха илля Ллах

I рака‘ат


1. Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз :

"Намереваюсь ради Аллаха совершить фард* сегодняшнего утреннего намаз а".

Важные примечания:
* Фард - обязательное к исполнению в Исламе. Невыполнение фарда считается грехом.

В данном случае, мы приводим упрощенный пример совершения утреннего намаз а, в котором 2 рака´ата (цикла телодвижений).

Помните, что каждый намаз включает в себя определенное кол-во рака´атов сунны (желательного) и фарда (обязательного).

Утренний - 2 сунны, 2 фарда
Дневной - 4 сунны, 4 фарда, 2 сунны
Послеполуденный - 4 фарда
Вечерний - 3 фарда, 2 сунны
Ночной - 4 фарда, 2 сунны


2. Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек и произнесите такбир ифтитах (начальный такбир) "Аллаху акбар".

Такбир. Взгляд обращен на место сажда (место, которого касаются головой при земном поклоне). Ладони повернуты в сторону Киблы, большие пальцы касаются мочек ушей. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.

3. Затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка и прочтите:

"Суру Фатиха"


"Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим
Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим
Альхамдy лилляхи раббиль ´алямин
Аррахмаани р-рахим
Маалики яумиддин
Иййякя на´бyдy ва ийякя наста´ийн
Ихдина с-сырааталь мyстакыйм
Сырааталлязина ан´амта алейхим
Гайриль магдуби алейхим валяд-дооллиин…"
Аамин!.. (Произносится про себя)

Но Вам, как новичку, совершающему свои первые в жизни намазы, можно ограничиться лишь чтением суры "Фатиха".

Кыйям. Взгляд обращен на место сажда. Руки сложены на животе, чуть ниже пупка. Большой палец и мизинец правой руки обхватывают запястья левой руки. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.



4. Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон).

Руку". Взгляд обращен на кончики пальцев ног.Голова и спина - на одном уровне, параллельно поверхности места молитвы. Ноги выпрямлены. Пальцы рук раздвинуты и обхватывают колени.


5. После руку" выпрямите тело до вертикального положения.

6. После выпрямления, со словами "Аллаху акбар", исполните сажда. При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и, только после этого, лбом и носом коснуться места сажда.

Сажда.Голова - между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.



7. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение.


8. Выдержав в этом положении паузу, достаточную для произнесения "Субханаллах", со словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда.

Сажда. Голова - между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.


9. Затем, со словами "Аллаху акбар", встаньте для исполнения второго рака"ата. Руки смыкаются на прежнем месте.


II рака‘ат

Сначала, как и в первом рака´ате, прочитайте суру "Фатиха", дополнительную суру, например «Ихлас» (хотя для начинающих можно ограничиться только чтением суры "Фатиха" - см.выше) выполните руку´ (верхний поклон) и сажда.

10. После второго сажда второго рака´ата сядьте на ноги и прочитайте молитву (ду´а) "Аттахийят":

"Аттахиятy лилляахи вассалаватy ватайибяту
Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа барака´атyх
Ассалямy алейна ва ´аля ´ибядилляхи с-салихийн
Ашхадy алля илляха илляллах
Ва ашхадy анна Мухаммадан ´абдyху уа расyлюх"

Внимание! Во время произнесения слов "ля илляха" указательный палец правой руки поднимается, а на "илля ллаху" - опускается.

Ка´да (сидение). Взгляд обращен на колени. Руки лежат на коленях, пальцы - в свободном положении. Обе ноги чуть сдвинуты вправо. Садиться следует не на левую ногу, а на пол.


11. Произнесите приветствие: "Ассаляму "алейкум уа рахматуллах" с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого

Салям (приветствие) в правую сторону. Руки на коленях, пальцы - в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают вправо, взгляд - на плечо.

Со времени, когда я впервые совершил намаз, меня стали интересовать вопросы его происхождения и предназначения. По прошествии с того момента трех десятков лет и накопив за это время разнородной информации, так или иначе касающиеся этих вопросов, попробуем скомпоновать ее в общую панораму истории о намазе. Прежде чем начать говорить о намазе и его предназначении, стоит начать с самого слова "намаз".

История его происхождения уходит вглубь человеческой истории на десятки и сотни тысяч лет. Да именно с той далекой эпохи и начались формироваться вопросы, на которые мы пытаемся ответить из поколения в поколение. Сам намаз и его толкование с точки зрения исламской теологии не вызывают много вопросов и на них есть ответы как в Коране так и многочисленных комментариях к нему. Но вот ответы на вопросы касающиеся происхождения слова "намаз", позволяют видеть нечто больше, подобно тому, как мы видим объект, сквозь увеличительное стекло.

В языкознании, есть такой раздел, называемый этимологией, который подобно тому же увеличительному стеклу, позволяет видеть пути происхождения слов с многочисленными "остановками" и "развилками". Эти пути формировались, как мы уже говорили, сотни тысяч лет и если сегодня любого современного человека переместить на любой отрезок этого времени, то он несомненно скажет: - "Я здесь уже был". Если же мы пройдем тем же путем до времени самого появления намаза как одного из столпов Ислама, то тогда скажем: - "так вот к чему вела эта дорога".

Но прежде чем как мы это скажем, отправимся туда, куда отправлялись все пророки человечества за откровениями от Всевышнего. Этим местом являются вершины гор, которые и по сей день влекут человека. Тот, кто хоть раз в своей жизни восходил на гору и смог наблюдать панораму горизонтального круга, никогда в своей жизни не забудет те чувства, которые низошли на него после трудного, опасного и изнурительного подъема. И как же тут не упасть на колени и не восхвалить Творца за то, что Он наградил его великолепием взгляда на окружающий мир и чувствами, которые заставляют радоваться сердцу и трепетать.

С тех пор когда человек впервые поднялся на вершину горы, туда где обитают чудесные чувства, где сердце наполняется жизненной силой, где душа обретает удовлетворение, где сознание расширяет свои горизонты, он решил увековечить это святое место, место встречи с Богом. И воздвиг на вершине той горы храм, каждый раз когда посещая его, приносил Господу дары в благодарность за чудесные чувства.

Наступил ледниковый период и испытание для человека. Путь к храму души стал затруднен, но человек все же обращал свой взгляд к вершине горы и просил Творца дать ему огонь и тепло. И Творец дал человеку огонь и тепло, прямо с вершины горы. И потекло тепло по склонам священной горы, прогоняя напрочь холод, сковавший сердца людей.

Теперь, как мы и говорили, посмотрим на эту картину с точки зрения этимологии слова "намаз". Обычно это слово толкуют с персидского, как "молитвенное место". В таком варианте оно распространено и в тюркоязычной среде. В нахском языке это слово произносится как "ламаз", которое мы этимологизируем как "лам" (гора) и "зе" (смотреть, наблюдать). Выражение "ламзе ваг1ан", сегодня можно интерпретировать как "пошел на молитву", но в дословном переводе будет "на гору смотреть, наблюдать пошел".

От сюда мы можем сделать предварительный вывод, что слово "намаз" имеет корни в нахском языке. Это подтверждает и слово из грузинского языка "ламази" (красиво), которое как мы видим тоже вошло в грузинский язык из нахского языка. В русском языке мы обнаруживаем устаревшее слово "лямзить" (красть), которое подтверждается греческой легендой о краже Прометеем огня с горы Олимп и передаче его людям. Более детальный подход к этимологии слова из нахского языка "лам", показывает, что оно состоит из слова "ла" (земля) и "ма" (божество, величие).

Слово "лам" (гора) имеет и производное "лами" (лестница). Если мы обратим внимание на конструкцию согласных в слове "земля", то видим тоже прочтение что и в слове "ламаз", только в обратном порядке.

Слово "лам", мы видим в слове "Иерусалим" (ивр. Ерушалим).
Здесь стоит акцентировать наше внимание и на ивритское слово "шалом" (мир, приветствие). Оказывается, у этого слова есть "родственники", один из которых русское "шлем". Какое же родство между ними? Это родство покажут слова из нахского языка "ша" (лед) и "лам" (гора). И вот, глядя на вершину умиротворившегося, успокоившегося вулкана, мы видим развитие семантики слов "ша" и "лом". В арабском языке развилась семантика от нахского "са" (свет, дух, мое) и "лам", от которого идет всем известное приветствие "салам", и от которого, и образовалось слово Ислам.

Историко-сравнительное языкознание и этимология нахского языка позволяет видеть историю человечества, несколько с иной точки зрения. Так выясняется, что фоносемантика слов "пирамида" и "Прометей" имеют общие корни и ведут нас именно к вулкану. Это становиться ясно этимологизируя слово из нахского языка "пхьармат" (Прометей), которое состоит из слов "пхьар" (мастер) и "мат" (место). Дело в том, что слово "пхьар" (мастер), восходит к слову "пхьуьра" (вечер, время разжигания огня), а оно в свою очередь, имеет звукоподражательную основу от звуков раздувания огня. Эта же звукоподражательная основа и в слове fier (огонь) из романо-германских языков. От сюда и слово ferum (железо), и не исключено, что и слово "фараон" имеет ту же основу. Слово "пхьуьра", стало основой для ивритского слова "пурим", тюркского "байрам", и русского (славянского) "пир".

Если арабское слово "салат" (ритуал Богослужения), которое является эквивалентом слова "намаз", сопоставим со словом "салют", то это нам даст образ извергающегося вулкана. Этот же образ мы видим и в турецком слове, титуле "султан". ("султаном" называют перо украшающий тюрбан)

Культ вулкана прослеживается и в азиатской культуре, где образ огненного дракона взят от образа стекающей с вулкана лавы. Этот культ лег в основу этнонима "сармат", в нахской редакции "ц1армат" ("ц1ар" -огня, "мат"-место). Об этом свидетельствует и штандарт Сарматов с изображением дракона.

В русском языке слово "церковь" , в нахской этимологии мы интерпретируем как "ц1ер" (огня) и "ков" (врата). В общем смысле эта конструкция указывает на огороженное место для огня, то есть вулкан.

И так, что же дают нам эти этимологии?
Эти этимологии дают нам понять, что Египетские, Мексиканские, Боснийские, Китайские пирамиды, на самом деле есть ни что иное как памятники вулкану. Эти этимологии дают нам понять, что все рукотворные холмы и башни со святилищами и жертвенниками на их вершинах, возведенные человеком в разное время и разных уголках света, есть памятники вулкану. Эти этимологии нам дают возможность понять, что горы и вулканы, стали предтечей формирования социальной лестницы и религиозного сознания.

Краткий экскурс в историю нахского языка позволил нам ответить на вопрос о происхождении слова "намаз" и теперь нам предстоит понять саму суть, одного из пяти столпов религии Ислам. История появления этого столпа известна и нет смысла повторять ее. Но стоит заметить, что храмовая гора в Иерусалиме стала той "базой", с которой последний пророк вознесся на небеса и получил откровения об этом ритуале богослужения.

Сегодня, по прошествии четырнадцати веков существования религии под названием Ислам, мы пытаемся ответить на вопрос о предназначении этого ритуала. Вероятно кто-то из образованных мусульман, хорошо знакомых и историей Ислама и быть может, наизусть знающих Коран скажут: - "что он может сказать нового, чего не знаем мы?
Нет, я не собираюсь принести новшество в Ислам и да оградит меня от этого Создатель.
Я лишь предлагаю посмотреть взглянуть на этот столп с точки зрения.., "слесаря по ремонту и обслуживанию автомобиля"

Для начала сравним наше тело с автомашиной. Завод-изготовитель автомашины, разработав и сконструировав его узлы и агрегаты, выпустив авто с конвейера, приложил к ней для водителя, инструкцию по профилактике и тех.обслуживанию. Согласно этой инструкции водитель обязан соблюдать все нормы эксплуатирования, тестирования, профилактики и обслуживания автомобиля. В случае если владелец машины придерживается всех норм прописанных в инструкции, завод-изготовитель гарантирует ему определенный срок эксплуатации. Производитель в этой инструкции предлагает:

Использовать горюче-смазочные материалы предусмотренные заводом- изготовителем автомобиля.
-- Соблюдать температурный режим работы двигателя и нагрузку.
-- Соблюдать общую нагрузку на автомобиль
-- Соблюдать скоростной режим как по гладкой дороге так и бездорожью.
-- Следить за соответствующим давлением в шинах
-- Следить за датчиками контролирующие норму работы всех систем.
-- Своевременно проводить ТО.
-- Содержать автомобиль в целом в чистоте
-- Предохранять автомобиль от ударов, столкновений и т.д

Как мы и говорили, если владелец машины будет придерживаться этих основных норм, то и производитель гарантирует обещеный срок эксплуатации машины.

Теперь, представим что наша душа это водитель нашего тела, а инструкцией к тестированию, профилактике и "тех. обслуживанию", является ежедневный пятикратный "намаз", ниспосланный нам Создателем.

В частности в этой "инструкция" предписывается:

1. Содержать в чистоте намерение и помыслы
2. Содержать тело и одеяние в чистоте.
3. Следить за нормой объема грудной клетки
4. Следить за нормой объема брюшной полости
5. Следить за концентрацией взгляда
6. Следить за тоном речи.
7. Совершать 17 поясных поклона
8. Совершать 34 земных поклона.
9. Своевременно выполнять ежедневные инструкции (намазы)

Что мы имеем в результате сравнения машины с телом человека? Это сравнение показывает нам, что если мы будем придерживаться всех норм "инструкций", наша душа будет иметь надежное транспортное средство, как залог для последующей жизни.

Рассмотрев данную точку зрения мы перейдем к следующей, которая позволит увидеть предписание с практической стороны. Для этого нам понадобятся знания о строении нашего тела.

Конечно, мы должны понимать, что тело человека в тысячи раз сложнее, чем любая машина сделанная руками человека. Но в базовых, общих принципах они и имеют схожесть. Если, к примеру, человек употребляет в пищу некачественный продукт, то это как минимум ведет к расстройству желудка и здесь срабатывает защитная функция организма (рвота, диарея). В машине, функция очистки ГСМ (горюче - смазочных материалов) снабжена фильтрами очистки. Защитная функция приема пищи в теле человека снабжена вкусовыми рецепторами, которые тестируют пищу на пригодность.

Если человек вкусил горький продукт, то вкусовые рецепторы дают сигнал к мозгу, а он команду к мышцам гортани и она перекрывается, не давая недозволенному продукту проникнуть в организм. Человеческое тело снабжено пятью анализирующими устройствами (чувствами), позволяющее анализировать контакты с внешней средой.
Все эти врожденные контролирующие системы человеческого тела имеют одно единственное предназначение, защиту.

Представьте человека, не имеющего никаких чувств. Если он слеп, то провалится в пропасть, Если глух, то не услышит приближение зверя. Если не имеет вкуса, очень быстро отравится. Если нет обоняния, задохнется в дыму. Если нет осязания, сгорит заживо или замерзнет. Как видим, Творец предусмотрел для человека все, но помимо этого Он дал ему еще интеллект, чтобы он различал добро и зло. Ну а чувства сострадания и милосердия, нельзя ни с чем сравнить. По видимому, эти чувства являются функциональными особенностями души, и присущи только ей. Для распознания дозволенного и не дозволенного и записи всех деяний человека,

Творец наделил человеческое тело свидетелями, прикрепленные к развилке сонной артерии. Это так называемые каротидные клубочки известные сегодня анатомической науке. В самолетах, это так называемые бортовые самописцы. В религиозных источниках, это ангелы сидящие на плечах у человека. Читаем о Них в Коране: "И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее и выведем для него книгу в день воскресения, которую он встретит разверстой: "Прочти твою книгу! Довольно для тебя в самом себе счётчика!" (сура 17, аяты 13, 14).
"Мы сотворили уже человека и знаем, что нашёптывает ему душа; и Мы ближе к нему, чем шейная артерия. Вот принимают два приёмщика, справа и слева сидя. Не произнесёт он и единого слова, иначе как у него готовый надсмотрщик" (сура 50, аяты 16-18).
Из общих характеристик человеческого тела и рукотворной машины, пожалуй следует выделить их общую черту. Как и машина, человеческое тело подвержено старению и выходу из строя, к концу определенного срока и задача "тех. документации", максимально продлить срок службы.

Как и для машины, для человека прописано время для тестирования тела и профилактики, В Коране об этом говориться следующее: "Воистину, намаз предписан верующим в определенное время". (4:103)
Полевые наблюдения позволяет констатировать факт, что время совершения намаза, при нормальном количестве жидкости в организме, совпадает со временем позывов мочевыводящего пути.

Системы тестирования и профилактики тела, четко прослеживаются при чтении суры "фатихьа" (открывающая). В частности, время позволяет читать эту суру на одном выдохе, хоть это и не обязательное условие. Сделав полный вдох, перед ее чтением, позволяет тестировать и контролировать, как и объем легких, так и объем брюшной полости. Если, к примеру, Вы переели, то Вам трудно будет сделать полный вдох и тем более с легкостью прочитать эту суру. Тем более трудно будет ее закончить по правилам чтения, когда последние слова произносятся протяжно, как бы на самом конце выдоха. Обычно, при правильном чтении суры "фатихьа", в части ее завершения, подтягиваются и напрягаются брюшные мышцы живота. Эти тесты и профилактика мышц грудной клетки и полости живота, при чтении молитвы, дают человеку возможность содержать пропорции грудной клетки талии в эстетических нормах.

Очень часто среди практикующих намаз, возникает вопрос о поднятии рук перед чтением суры "фатихьа" и касанием фаланги большого пальца, мочек ушей. По этому поводу существуют комментарии авторитетных, мусульманских ученных, но интуиция подсказывает, что у этого действия должна быть и польза для тела. Так оно и выходит. Перед чтением суры Вы поднимаете руки на уровне головы и фалангами пальцев касаетесь мочек ушей. Сделанный Вами глубокий вдох заставляет ваше тело выпрямиться в осанке, а касание мочек ушей, дополнительно выпрямляет шейный отдел позвоночника, как бы подтягивая его вверх. Таким образом, Вы стоите перед Творцом как солдат перед командиром, но скромно опушенной головой, устремив свой взор в точку челобитья.

В итоге, за день мы получаем 17 таких упражнений. И вот мы задаем вопрос: Если человек, ежедневно по 17 раз, на протяжении всей жизни, будет выпрямлять и растягивать свой позвоночник, расширять свою грудную клетку, стягивать и напрягать мышцы живота, будет ли его тело в неформенном состоянии? Физиологи утверждают, что если придерживаться этих простых норм тестирования и профилактики, тело человека на протяжении всей его жизни, будет в нормальном физиологическом и эстетическом состоянии.

После чтения сура "фатихьа", молящийся, идет в так называемый поясной наклон и фиксирует свое тело в этом положении на 5-7 секунд, после чего вновь выпрямляется.
В итоге это действие он повторяет 17 раз в день. Что же происходит с телом в результате этих телодвижений? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо ответить на вопрос, который задает Создатель в Коране. "А кому Мы даем долголетие, то искривляем его в сложении. Разве ж они не уразумеют"? (36-68)

Так что же они или мы должны уразуметь? Мусульманские комментаторы по поводу этого аята дают некое философское объяснение, связанное с неизбежностью старения и искривления. Но если мы зададим этот вопрос из Корана физиологам, то они ответят:
"человеческое тело принимает искривленную форму к старости из-за ослабления и отрафирования мышечной системы тела (скелета) и чтобы предотвратить искривление необходимо ежедневно проводить растяжку и зарядку мышц.

Что происходит с определенными мышцами тела при поясном поклоне? Если тело наклонить вперед на 90 градусов, так чтобы спина была ровной и, не опираясь на колени, а, только приложив ладони рук к чашкам колен, то все мышцы, начиная от макушки головы до пяток, будут растянуты. Особенно мышцы задней части ног.
В христианской молитвенной практике тоже существуют поясные поклоны, в которых молящийся, обязан в поклоне, рукой коснуться пола

Проведенные наблюдения показываю, что из десяти мусульман совершающих поясной поклон, девять делают его без пользы. Среди христиан же практически не встречаем тех, кто в поклоне рукой дотягивается и касается пола. Кто-то скажет: "не важно, телодвижение, важно намерение и искренность". Тогда зададим встречный вопрос: нуждается ли Создатель в наших молитвах? Нет, не нуждается. Не нуждается и наш конструктор автомобиля ни в действиях владельца автомобиля ни в его намерениях. Сам владелец является нуждающимся и в своих намерениях и в своих действиях, ведь автомобиль должен обслуживать не конструктора, а владельца автомобиля.

Другое дело если владелец автомобиля будет выполнять все предписания конструктора, и через сто лет владелец представит конструктору автомобиль в целости и сохранности, то конструктор будет доволен, что владелец-водитель так бережно относился к его созданию.
Возможно, он подарит ему новый автомобиль.

Немного отступив от обсуждения темы, вновь рассмотрим поклон, но на сей раз земной.
Это действие челобитья имеет немаловажное профилактическое действие для всего тела в целом. Во-первых, молящийся ежедневно идя в земной поклон, максимально сгибает и разгибает ступни, от которых зависит его походка и стойкость. Во-вторых, тренирует и усиливает мышцы пальцев ног, от которых зависит равновесие в положении сидя на корточках. Усиливает мышцы сгибания разгибания ног.

Что это дает человеку? Для примера представим себе, что молящийся выбрал для себя условие, при котором он без усилия на руки идет на земной поклон (не опираясь на руки, а лишь слегка поддерживая тело) и также без усилий на руки, из положения сидя, встает и выпрямляется в осанке. В этом случае вся нагрузка ложится на мышцы ног, которые приобретают дополнительную силу. И так каждый день, и так на протяжении всей жизни. Вы встречали пожилого человека, который смог бы без помощи рук совершить земной поклон и встать как пятнадцатилетний юноша?

При соблюдении этого правила или нормы, как утверждают физиологи, человек способен с легкость управлять своим телом на протяжении всей жизни. Земной поклон дает еще одно очень важное профилактическое действие. Дело в том, что когда человек находится положении челобитья, усиливается давление на капилляры и сосуды головного мозга. При этом, сосуды и капилляры расширяются и более интенсивно питают мозг кровью, одновременно смывая с них (со стенок капилляров и протоков) холестериновые бляшки.

Стоит ли комментировать и перечислять все положительные моменты от телесной чистоты головного мозга? Думаю, не стоит. Скажем лишь, что закупорка капилляра или протока головного мозга, является причиной инсульта и как следствие этого, паралича.
Так же не стоит комментировать о роли головного мозга для тела в целом, от которого зависят все органы и системы.

В мозге человека есть некая система, которая требует определенных усилий для очищения. Это мысленная система, работающая даже во время сна. Любая мысль человека, обязательно сопровождается картинкой. О чем бы или о ком бы ни подумал человек, какое бы он слово ни сказал, в его памяти всплывают образы его мысли. Только мысль о Боге не может сопровождаться картинками и видениями, так как человек ни когда Его не видел и память человека о Нем, следовательно, пуста.

Теперь проведем эксперимент.
Сделав ритуальное омовение перед намазом и намерение совершить молитву ради Творца, приступим к совершению намаза с чтением определенных молитв. Практически до окончания намаза мы должны быть сосредоточены только на мысли о Боге. Но в нашей молитве мы почему-то моментами думаем не о Том, о Ком намеревались думать. В наше сознание то и дело лезут посторонние мысли. Перед нашим взором появляются картинки того, о чем мы думаем в этот момент. Как только, мы приходим в себя и вспоминаем, что стоим перед Всевышним и дали слово думать только о Нем, картинки наших посторонних мыслей исчезают.. Тут начинает мучить угрызение совести за нарушенное слово данное Творцу.

Вот что мы встречаем в Коране по этому случаю: "Те, которые богобоязненны, когда к ним приходит наваждение от сатаны, вспоминают, и вот - они видят" (7-200)
Проведя эксперимент, с практической стороны рассмотрим и метод профилактики органов зрения и приведения в порядок мысленной системы мозга. Начав с намерения и встав на намаз, мы направляем наш взор в точку челобитья. Совершая поклон и выпрямляясь, за тем идя в земной поклон, затем приседая и вновь совершив челобитье и за тем вставая на повторное действие, мы не ослабляем свое внимание на точке устремления взора.

Устремленный взор и концентрация внимания на точке челобитья, во время совершения намаза, проводит в действие работу окулярного механизма глаз. Происходит полная работа и зарядка микро-мышц хрусталика глаза, от которого зависит качество зрения, как в дальнозоркости, так и близозоркости. Если мы, в какой - то момент, ослабим концентрацию внимания с точкой устремления взора, то тут же потеряем контакт с ней. Потеря зрительного контакта с точкой опоры зрения и ведет к проникновению в сознание постороннего видения. В этом случае мы наблюдаем не точку опоры взора, а зрительное восприятие вкравшейся в сознание мысли, названном в вышеприведенном аяте "наваждением от сатаны".

И так каждый раз, намаз за намазом, на протяжении всей жизни. Это борьба с самим собой, борьба с собственной гордыней, лицемерием и невежеством. Это путь к милости Всевышнего, через осознание своей слабости и беспомощности. Это путь к очищению совести и укреплению чувства искренности. Если человек хоть раз в своей жизни совершит намаз без изъяна, то ему обещана великая награда от Творца. Как здесь не вспомнить и этимологию слова "намаз" и путь восхождения на вершину горы.

В этой работе мы не ставили задачу говорить о духовно- нравственной стороне намаза. Теологи об этом написали много книг, ссылаясь на Коран и хадисы пророка. Наша задача состояла в том, чтобы осветить этимологическую и физиологическую точки зрений. На мой взгляд, эти точки зрения дают больше возможности понять и духовно - нравственную сторону намаза. Ведь, как говорится: "Знание лучше, чем незнание".