Как выглядел Христос? Вот как, оказывается, иисус христос выглядел на самом деле Как на самом деле мог выглядеть иисус.

Для людей неверующих желание поточнее передать лик Иисуса — это наилучший способ понять Христа. За последние десятилетия неоднократно поднимался вопрос о том, как выглядел исторический Иисус.


Тайна веков: исследователи вскрыли гробницу Христа

Очень многое было сделано в 2001 году для цифровой реконструкции облика Спасителя во время съемок документального фильма BBC "Сын Божий" (Son of God). Благодаря новейшим технологиям из древнего черепа извлекли изображение коренастого малого со слегка обеспокоенным выражением лица. См. Оригинал BBC .

Если с оливковым цветом кожи, коротко стриженной черной шевелюрой и бородой еще можно согласиться, то нос, губы, шея, глаза, веки, брови, толщина жирового слоя и выражение лица — это такие детали, которые полностью лежат на совести антропологов-реконструкторов. Восстановление мягких и хрящевых тканей на черепах до сих пор еще не является точной научной дисциплиной.

"Изображение Иисуса, унаследованное от векового христианского искусства, не является точным, но это мощный бренд, — рассказывает на страницах веб-издания The Conversation Джоан Тейлор (Joan Taylor), автор книги "Как выглядел Иисус?" (What Did Jesus Look Like?). — Человек, с расчесанными посредине лба светло-каштановыми волосами и длинной бородой, часто светлокожий и голубоглазый, стал широко распространенным портретом. Мы представляем Иисуса в длинных одеждах с мешковатыми рукавами, поскольку так его чаще всего изображают в произведениях искусства на протяжении веков. В современных фильмах, начиная с "Иисуса из Назарета" (Jesus of Nazareth, 1977 год) Франко Дзеффирелли и в дальнейшем, преобладает такой стиль, даже когда одежда Иисуса считается неудачно сработанной".

Джоан Тейлор полагает, что было довольно много причин, по которым Иисус изображался в таком виде, который сделался всемирным стандартом, и ни один из образов не связан с сохранением исторической достоверности. В своей новой книге исследовательница старается опираться на подсказки, разбросанные в древних текстах, а также на археологические находки.

Для историка внешность Иисуса имеет много общего с тем, какую одежду и обувь носил мессия. Ключевой вопрос: как его воспринимали современники?

Ни в евангелиях, ни в древнехристианских апокрифах — нигде нам не найти словесного портрета Иисуса. Однако встречаются тут и там разбросанные подробности. В Евангелии, например, Марка (6:56) можно прочитать, что он носил большой прямоугольный шерстяной платок (по-гречески, гиматий) с кисточками по краям. Речь, скорее всего, идет о еврейском талите, или талесе.

В Евангелии от Марка (12:16) читаем: "Иисус учил народ и говорил: "Остерегайтесь учителей Закона, им нравится расхаживать в длинных одеждах, они любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях, любят сидеть в синагогах в первом ряду". Под "длинными одеждами" современные комментаторы подразумевают именно талес. Такую накидку делали обычно из шерсти или льна. Она могла быть толстой или тонкой, цветной или неокрашенной, именно ей отдавали предпочтение мужчины-иудеи.

Иисус Христос предстал перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном не в обычной земной одежде, а во всей славе своей: "И преобразился пред ними; и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег".

К слову сказать, средневековые красильщики поспешили увидеть в этом изменении цветов обоснование их профессиональной деятельности, а потому часто называли своим покровителем и защитником Христа. В своей книге "Чёрный. История цвета" (Noir. Histoire d"une couleur) современный французский медиевист Мишель Пастуро (Michel Pastoureau) сообщает: "Не дожидаясь, когда Церковь официально объявит Преображение общим праздником (это случится только в 1457 году), они уже с середины XIII века заказывают художникам алтарные картины, на которых изображается преображенный Христос, в белых одеждах и с лицом, написанным желтой краской".

В записанных на заре Средневековья апокрифах маленький Иисус окрашивает ткани, погружая их в чан с синей краской. В тогдашней Европе, как и в Древнем Риме, синий был нелюбимым цветом, который редко использовали для окрашивания тканей и одежды. Только в феодальную эпоху он стал модным и даже любимым цветом королей.

Юный ученик красильщика Иисус красил ткани в черный цвет — цвет Дьявола. Далее предоставим слово Мишелю Пастуро: "Однако начиная с XIV века это станет невозможным: в свою очередь, черный цвет входит в моду и не может вызвать негативных ассоциаций. Теперь уже проступок, связанный с черным цветом, будет выглядеть неубедительно, по крайней мере в том, что касается одежды или тканей. Стало быть, маленький Иисус должен выбрать для своих проделок иную цветовую гамму. В версиях, относящихся к позднему Средневековью, на смену черному приходит желтый, цвет лжи и предательства, цвет Иуды и Синагоги. Отныне мальчик погружает ткани в чан с желтой краской перед тем, как совершить чудо и наделить каждую ткань положенным ей цветом. С этих пор чан с желтой краской в символическом плане становится более неприятным или зловещим, чем чан с черной. Это нечто новое".

Иисус ходил в сандалиях, неоднократно упоминаемых в евангелиях (от Матфея 3:11, от Марка 1:7, 6:9, от Иоанна 1:27) и сохранившихся до наших дней в сухом климате многочисленных пещер Мертвого моря.

Туника, или хитон, Иисуса была сшита из одного куска ткани. "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон. Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху" (Евангелие от Иоанна 19:23-24). Историка это удивляет, поскольку в основном туники делали из двух частей, сшитых на плечах и по бокам.

"Иисус, — утверждал римский философ-платоник, один из самых известных античных критиков христианства Цельс, — воспитывался тайно, потом пришел в Египет и здесь, занимаясь подённой работой, постиг некоторые искусства творить чудеса, отсюда снова возвратился (в свое отечество) и при помощи тех искусств объявил себя богом".

Христианский теолог, философ и ученый Ориген, написавший в 249 году в опровержение сочинения Цельса "Истинное слово", отбросил многие из его утверждений, однако не посмел оспаривать, по всей видимости, очевидный факт, что Иисус вел образ жизни, некоторым образом свойственный античным киникам или средневековым юродивым.

"Каким же образом (Иисус), который вырос среди простой и бедной обстановки, не пользовался никакими удобствами воспитания, не получил никакого образования ни в ораторском искусстве, ни в науках, могущих даровать ему способность убедительно беседовать с народом, быть его руководителем и привлекать к себе большие толпы слушателей, мог выступить в качестве провозвестника новых учений, как он мог возвестить человеческому роду веру, которая ниспровергла обряды иудеев (хотя и относится с почтением к пророкам иудейским), которая осудила законы греческие, в особенности же те, которые касаются богопочитания?" — задавался вопросом Ориген.

По мнению историка, Иисус носил рубище и вообще имел неухоженный вид. Она сомневается, что у него были длинные волосы, как об этом принято думать, или он не ухаживал за ними так, как это было принято среди состоятельных мужчин его эпохи.

В то время как остальные носили тунику в качестве поддевки, Иисус вовсе не заботился о сохранении материальных вещей:

"И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них" (Евангелие от Матфея 6:28-29).

"И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры" (Евангелие от Луки 12:22-28).

Сюда следует прибавить знаменитый пассаж о "нищих духом" из Евангелия от Луки (6:20-23).

Учитывая громадную пропасть между богатыми и бедными, существовавшую в Римской империи, Иисуса скорее можно отнести к беднейшим слоям населения. К такому выводу пришла исследовательница на основании проанализированных фактов.

С точки зрения историка, учение Христа следует рассматривать как учение всех "униженных и оскорбленных". В этом нет абсолютно ничего нового. Достаточно пролистать трактат Фридриха Ницше "Антихрист", который можно было бы перевести как "Антихристианин".

Археологи обнаружили один из древнейших портретов Иисуса Христа, который расходится с наиболее известными его изображениями. На самом деле то, как он выглядел, - большая загадка для ученых и верующих. Что об этом говорит наука и как менялись представления о внешности Спасителя:

Необычный портрет

«Найденное изображение - очень важное открытие. Оно относится к типу иконографической модели Христа с короткими волосами, которая была особенно распространена в Египте и Сиро-Палестине, но исчезла из византийского искусства более позднего периода», - заявляют археологи в своей научной статье.

Обнаруженный израильскими археологами «портрет» VI века - очень нетипичный. Христос на нем изображен без бороды.


«Волосы короткие и вьющиеся, лицо продолговатое, большие глаза и удлиненный нос», - так, по словам ученых, представляли Христа ранние христиане.

Но почему никто не знал наверняка, каким он был? Библия оставила ученым большую загадку.

«В канонических Евангелиях нет описания внешности Иисуса Христа… Просто сложилась определенная традиция его изображения на иконах, а письменных свидетельств того, как он выглядел, нет», - рассказал РИА Новости библеист Андрей Десницкий.

Отсюда парадокс: в разных регионах Иисуса Христа изображали по-разному. Например, в Эфиопии, где христианская община одна из самых древних в мире, он на иконах - темнокожий. А на древнейших изображениях в римских катакомбах или византийских базиликах Иисус Христос предстает юношей - как на знаменитой мозаике VII века в Равенне.


«Это эллинистическое влияние -в Древней Греции и Риме богов изображали юными и прекрасными. Но так продолжалось лишь до VII века, когда Вселенский собор постановил изображать Христа в его историческом воплощении, а не в аллегорическом образе юноши или агнца», - объясняет корреспонденту РИА Новости искусствовед Ирина Языкова.

«Кудряв и коренаст»

Канонический образ Христа, который можно сегодня увидеть на иконах, сложился только к VI веку. Одним из образцов, как утверждает Языкова, стала икона из Синайского монастыря.


«Такое изображение Христа еще называют иудео-эллинистическим, потому что оно опиралось на античный канон гармоничного, красивого лица и в то же время пыталось передать ближневосточные черты. Но специально его еврейское происхождение никто не подчеркивал. Наоборот, иконописцы показывали, что это - универсальный человек», - говорит искусствовед.

А вот в XXI веке этническая принадлежность Иисуса стала очень важна, правда, только для ученых. Судебный антрополог из Манчестерского университета Ричард Нив попытался восстановить облик жителя Палестины I века нашей эры, чтобы хоть как-то приблизиться к разгадке тайны внешности Спасителя. Эксперт провел рентгеновский анализ трех черепов той эпохи, найденных при раскопках в окрестностях Иерусалима. Кроме того, он обратился к рисункам того времени. Результат получился, мягко говоря, неожиданным.

Скорее всего, у Христа, как предполагает Нив, были короткие черные кудрявые волосы. С большой долей вероятности глаза у него были темными. По иудейской традиции, Иисус носил бороду. Возможно, он был невысок, - рост среднего семитского мужчины I века нашей эры, судя по найденным скелетам, не превышал 165 сантиметров. А так как Христос, по Евангелию, был сыном плотника и, скорее всего, сам плотничал, то он был широкоплечим и мускулистым, предполагает Ричард Нив.

Споры о лице

Судя по сделанному Нивом описанию, внешне Иисус Христос ничем не выделялся. Любопытно, что церковные авторитеты говорили об этом еще во II веке нашей эры.

Именно с этого времени в христианской среде начался спор о том, как выглядел Спаситель.

Одни богословы утверждали, что внешне он был невзрачным, ссылаясь на фразу из ветхозаветной книги пророка Исайи: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое». Другие же отстаивали гипотезу о его красоте. «Если бы Он не имел в лице и во взоре чего-то небесного, апостолы никогда не последовали бы за Ним тотчас», - писал в IV веке блаженный Иероним.


Однако никто из них не знал точного ответа. Дело в том, что все описания основывались исключительно на устном предании, замечает доцент кафедры Библеистики Богословского факультета ПСТГУ священник Константин Польсков.

«Мы не можем утверждать, что даже встречающиеся в катакомбах изображения Христа первых веков нашей эры являются фотографическими. Это все же некое предание, осмысленное христианской общиной», - поясняет он в беседе с РИА Новости.

Единственный вариант

Впрочем, у ученых есть ключ к разгадке этой тайны. В 1976 году профессор Лос-Аламосской национальной лаборатории (США) Джон Джексон реконструировал облик Христа на основе Туринской плащаницы.


А в 2018 году специалисты Университета Падуи при помощи новейших технологий создали трехмерное изображение Христа на основе оставшегося на ткани плащаницы отпечатка тела.

«Согласно нашим исследованиям, Иисус был человеком необычайной красоты: высокий, но очень сильный. Ростом был почти 180 сантиметров, на 15 сантиметров выше среднего. У его лица было царственное, величественное выражение», - заявил в интервью La Stampa профессор Джулио Фанти, возглавивший исследование плащаницы.

Однако наука до сих не подтвердила, является ли Туринская плащаница тем самым куском ткани, в который было обернуто тело Спасителя после его смерти. На данный момент в ее подлинность можно только верить, отмечает отец Константин Польсков.

«В этом смысле ответ на вопрос, можно ли точно восстановить исторический портрет Христа, скорее отрицательный», - заключает богослов.


3D «копия» Иисуса Христа

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Все имеют представление, как выглядел Иисус Христос. В изобразительном искусстве Запада его образ использовался чаще всех других. По традиции, это мужчина с длинными волосами и бородой, длинной туникой с длинными рукавами (как правило белой) и накидкой (чаще синей).

Образ Христа стал настолько привычным, что даже его силуэт легко узнаваем.

Но так ли он выглядел на самом деле?

Скорее всего, нет.

На самом деле ставший знакомым образ берет начало в византийскую эпоху, начиная с IV века. В Византии главный упор делался на символизме образа Христа, а не на исторической точности.

Прообразом стало изображение императора на троне, пример которого можно увидеть на мозаике алтаря в церкви Санта-Пуденциана в Риме.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Изначально нимб был отличительной чертой бога света Аполлона, но затем начал появляться на изображениях Христа для подчеркивания его божественной натуры

Христос одет в золотую тунику. Это образ небесного правителя мира, напоминающий известную статую сидящего на троне длинноволосого бородатого Зевса. Памятник был настолько известен в античном мире, что римский император Август приказал сделать создать памятник себе, выполненный в таком же стиле (только без длинных волос и бороды).

Правообладатель иллюстрации Alamy

Византийские художники, перед которыми стояла задача показать Христа царем всего сущего, придумали новый образ, по сути являвшийся отражением помолодевшего Зевса. Со временем такое изображение богочеловека стало нормой. В наши дни к этому образу также добавилось что-то от хиппи.

Правообладатель иллюстрации Alamy

Так как же на самом деле выглядел Христос?

Рассмотрим от головы до пят.

1. Волосы и голова

Если первые христиане не пытались изобразить Христа небесным правителем, то он представал обычным человеком: без бороды и с короткими волосами.

Правообладатель иллюстрации Yale Collections Image caption Отражение примерной внешности Христа можно найти на стенах синагоги III века в городе Дура-Европос

Возможно, у Иисуса была борода, как это бывает свойственно странствующим мудрецам, но только лишь по той причине, что он не посещал цирюльника.

В целом небритость и борода были присущи философам и отличали их от всех остальных. Древнегреческий философ Эпиктет называл это "обоснованным, исходящим от природы".

В целом же в греко-римском мире I века считалось обязательным, чтобы мужчина был гладко выбрит и коротко стрижен. Длинные роскошные волосы и борода были уделом богов. Стриглись даже некоторые философы.

В древние времена борода не считалась отличительной чертой евреев. Мало того, когда евреев преследовали, гонителям было сложно отличить их от всех остальных (это описывается в Маккавейской книге). При этом на монетах, выпущенных Римом после взятия Иерусалима в 70 году, можно увидеть плененных евреев с бородами.

Правообладатель иллюстрации CNG Coins

Поэтому возможно у Иисуса в соответствии с традицией философов была короткая борода, как у мужчин с римских монет, но, скорее всего, у него были короткие волосы.

Будь у него волосы чуть длиннее, чем было общепринято, можно было бы ожидать какую-то реакцию. Считалось, что евреи с неостриженными бородами и длинными волосами были назареями, то есть теми, кто принял обет. То есть на какое-то время они посвящали себя Богу, обязуясь не пить вино и стричь волосы. В конце своего обета на специальной церемонии они брили голову в иерусалимском храме (об этом можно прочитать в новозаветной книге Деяний глава 21, стих 24).

Но Христос не принимал обет назарея, потому что в Библии говорится, что он пил вино. Его даже обвиняли, что он пьет его чересчур много. Будь у него длинные волосы и отличительные черты назарея, без комментариев о несоответствии его вида и стиля поведения точно бы не обошлось. Вино назарею не полагалось вообще.

2. Одежда

Во времена Христа богатые люди надевали длинные одежды по особым случаям, чтобы показать людям свой высокий статус. В одной из своих речей Христос сказал: "И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях" (Евангелие от Марка глава 12, стих 38).

Считается, что слова Христа являются наиболее исторически точными частями Евангелия, поэтому мы можем предположить, что сам он длинные одежды не носил.

В те времена средний мужчина носил тунику до колен - хитон, а туника женщины была длиной до щиколоток. Если что-то в этом распорядке менялось, возникал скандал. В апокрифических Деяниях Павла и Феклы, относящихся ко II веку, рассказывается, какой шок вызвала ситуация, когда женщина надела мужскую тунику. Чаще всего туники были сшиты из одного куска ткани.

Также мы знаем, что поверх туники также носили накидку, и известно также, что именно к этой части одежды прикоснулась женщина, желавшая получить исцеление (Евангелие от Марка глава 5, стих 27).

Накидку носили по-разному. Иногда она полностью закрывала тунику. (Некоторые философы предпочитали носить лишь накидку без туники, оставляя открытой правую верхнюю часть туловища).

Правообладатель иллюстрации Wiki commons

Определить положение и богатство человека можно было по размеру, качеству и цвету накидки. Фиолетовый и некоторые оттенки синего говорили о роскоши и почете владельца. Это были королевские цвета, потому что использовавшаяся краска была невероятно дорога.

Но цвета могли свидетельствовать и об ином. Историк Иосиф Флавий описал течение зелотов, желавшее освободить Иудею от римлян, - группу убийц-трансвеститов, носивших окрашенные накидки, намекая тем самым, что это предмет женской одежды. Из этого можно сделать вывод, что мужчины, не наделенные высоким статусом, должны были носить одежду из неокрашенной ткани.

Но Христос не носил белую одежду, для создания которой требовалось отбеливание или добавление мела. В Иудее такую одежду ассоциировали с ессеями, которые строго следовали еврейским законам. Разница между одеждой Христа и яркими белыми одеяниями описывается в девятой главе Евангелия от Марка, когда три апостола поднялись на гору с Иисусом, одежда которого начала излучать яркий свет. Перед преображением одежда Христа предстает самой обычной, сделанной из некрашеной шерсти.

Об одежде Христа также можно узнать во время описания его казни, когда римские солдаты начали делить его одежды, разорвав их на четыре части. Одним из элементов его одеяния, скорее всего, был талит - прямоугольное покрывало для молитвы.

3. Ступни

Христос несомненно носил сандалии. Их носили все. В пещерах, находящихся неподалеку от Мертвого моря и Масады, были обнаружены сандалии периода жизни Христа, поэтому мы можем составить о них представление. Они были простыми, подошвы которых были сделаны из толстых кусков кожи. Верх сандалий делали из кожаных полос.

Правообладатель иллюстрации Gabi Laron

4. Черты лица

Какими были черты лица Христа? Они были еврейскими. Совершенно очевидно, что Христос был евреем (или иудеем). Об этом можно прочитать в частности в посланиях апостола Павла. Как же выглядел еврей того времени?

В Евангелии от Луки говорится, что во время начала своего служения ему было 30 лет.

В 2001 году судебный антрополог Ричард Нив воссоздал модель жителя Галилеи для документального фильма Би-би-си "Сын Божий", взяв за основу череп неизвестного человека, найденный в том регионе. Он не утверждал, что это лицо настоящего мессии. Это был лишь способ увидеть Христа обычным человеком своего времени, потому что в его описании не говорится ничего о его исключительной внешности.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Многие христиане убеждены, что погребальная плащаница, хранящаяся в итальянском Турине, запечатлела подлинный лик Иисуса

Это можно сделать, взяв за основу найденные скелеты людей той эпохи.

На мой взгляд, лучше всего отражение примерной внешности Христа можно найти в образе Моисея, нанесенном на стены синагоги III века в городе Дура-Европос, из которого можно понять, как выглядел иудейский философ в греко-римском мире.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Вряд ли у Христа были голубые глаза, как то изображали некоторые художники

Там говорится, что Моисей носил некрашеную одежду, а его накидкой был талит. Это изображение очевидно дает более точное представление о историческом Христе, чем то, что придумали византийцы, воплотившееся затем в общепринятый стандарт.

Для наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна (4,3 х 1,1 метра) с довольно смутно проступающим на нем изображением обнаженного тела в двух проекциях - спереди со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами и со спины, - расположенного таким образом, как если бы человека положили на нижнюю часть полотна головой к центру, затем перегнули ткань пополам и накрыли ею тело.

Образ на Туринской Плащанице не яркий, но достаточно детальный; он дан одним цветом - желтовато-коричневым, разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На Туринской Плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле. По лбу и по длинным прядям волос сбегают как бы струйки крови. Кровоподтеки от ударов бичей покрывают всю грудь, спину и даже ноги. На запястьях и на ступнях видны следы, похожие на пятна застывшей крови, вытекшей из гвоздевых ран. В боку - большое пятно, возникшее, видимо, из-за глубокой раны, достигшей сердца.

Фотография плащаницы в ультрафиолетовых лучах

Считается, что образ на Туринской Плащанице возник тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную пещеру. При этом тело Его лежало на одной половине Туринской Плащаницы, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала Его сверху.

Кусок льняной ткани христиане называют «Пятым Евангелием» – ведь на нем, словно на фотографии, удивительным образом отпечатались лик и тело Христа. Запечатлелась каждая из многих ран Иисуса, каждая капелька пролитой во спасение человечества крови!

– Это послание, которому уже почти две тысячи лет, зримо свидетельствует – все, что написано в Евангелии, правда! – говорит директор Российского центра Туринской плащаницы физик Александр Беляков. – Оно несет людям благую весть о Спасителе, о победе над смертью…

…Что только не делали воинствующие атеисты, пытаясь объявить уникальную реликвию подделкой! Тупо твердили, мол, это всего лишь рисунок художника. Экспертиза эту версию опровергла: на ткани действительно зеркальный отпечаток тела. С треском лопнул и другой аргумент скептиков – будто бы в ткань заворачивали измазанного краской человека. На полотне не охра, а кровь. Удалось обнаружить ее компоненты: гемоглобин, билирубин и альбумин. Кстати, повышенное содержание билирубина свидетельствует о том, что человек умер в состоянии стресса, под пытками. Установили группу крови – IV (АВ). По набору хромосом в лейкоцитах определили пол – мужской.

Цифровые технологии позволили воссоздать лик Христа

Но самый сильный аргумент доказательства подлинности плащаницы нашли эксперты Института криминалистики ФСБ Российской Федерации – они установили, что радиоуглеродный анализ возраста ткани, который сделали двадцать лет назад лаборатории в Великобритании, США и Швейцарии, мягко говоря, был неточным. По мнению доктора технических наук Анатолия Фесенко, возглавлявшего исследования, иностранные специалисты «омолодили» реликвию более чем на тысячу лет, потому что не учли важнейшего обстоятельства. В Средневековье в соборе, где хранилась плащаница, случился страшный пожар, и на ткани осели частицы сажи. Поэтому приборы зафиксировали не возраст самой ткани, а налипших на нее фрагментов соединений углерода…

Новейшие исследования в Оксфорде подтвердили, что эксперты ФСБ были правы – плащаница действительно была соткана во времена жизни Христа.

По заказу Ватикана с нее впервые сделан точнейший снимок разрешением в 12,8 миллиарда пикселей. На нем до мельчайших деталей запечатлен силуэт тела Спасителя и его облик. Самые современные технологии позволили детально изучить величайшую святыню.

Ученые сфотографировали тысячи фрагментов ткани, а затем из них, словно из частей пазла, на компьютере выкладывали снимок плащаницы.

Под сильным увеличением видны пятна священной крови Иисуса

– Мы соединили вместе 1600 кадров, каждый размером с кредитную карту, и создали огромный снимок. Он в 1300 раз больше, чем фотография, сделанная при помощи цифровой камеры с разрешением в 10 миллионов пикселей, – объясняет Мауро Гавинелли. – Благодаря новым технологиям можно рассмотреть каждую ниточку, все детали…

Погребальное облачение Христа крайне редко разворачивают перед верующими. Плащаница хранится в серебряном ларце в свернутом виде. За весь минувший век ее доставали всего пять раз! В последний раз она выставлялась перед паломниками в Турине в 2000 году. А в следующий – через 25 лет.

Здесь хранится Туринская плащаница

Теперь на многократно увеличенный облик Спасителя, отразившийся чудесным образом на льняном полотнище, смогут посмотреть все - цифровое фото ученые планируют выложить в Интернет. И каждый человек сможет присоединиться к ее изучению – для человечества это будет потрясающий день! Люди своими глазами увидят отпечаток тела Иисуса Христа.

Туринскую плащаницу начали изучать ровно 120 лет назад – и именно благодаря фотографии. Льняное полотно тогда снял на фотопластинку итальянский адвокат Секондо Пиа. Проявив ее, взглянул на негатив. И мгновенно понял, что объектив запечатлел то, что не видел глаз – отпечаток тела бородатого человека, у которого пронзены запястья и ступни. И его лик – как на иконах Христа!

Полотно «в елочку», сотканное из средиземноморского льна с примесью египетского хлопка, сохранило на себе изображение обернутого им Иисуса – в полный рост, спереди и сзади. Вот описание, сделанное по снимку судмедэкспертами:

«Волосы, беспорядочно распластавшиеся на сукне, небольшая борода и усы. Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. С левой стороны лицо над скулой разбито, есть следы отека. Справа от рта пятно от крови».

Люблю спорить с атеистами: в таких спорах нет-нет да проскакивают тезисы, о которых мы, верующие, не задумываемся, однако именно на этих тезисах основывается часть атеистического мировоззрения.

Так, в споре с одним атеистом прозвучала мысль о том, что Евангелия не могли быть написаны людьми, видевшими Христа и общавшимися с Ним, потому что в них нет описания Его внешности, тогда как, например, о внешности Сократа мы знаем достаточно много из творчества его учеников и современников. Действительно, ни в одном из четырёх канонических (да и в многочисленных апокрифических) Евангелий не найти словесного портрета Спасителя, если не считать описания Преображения: «вид лица Его изменился » (Лк.9:29).

Но давайте вспомним, много ли мы знаем о внешности персонажей Библии вообще? Кроме оценочных, обтекаемых слов: «прекрасна», «прекрасен», «красива», «красив», – мы о внешности действующих лиц Библии не знаем ничего конкретного. Лишь о Давиде сказано, что он был белокур (1Цар.16:12; 17:42), – вероятно, потому, что блондины у семитов – экстраординарное явление. Нам, воспитанным на европейской литературе, где принято описывать облик героев, такая невнимательность Библии к наружности действующих лиц может показаться странной и даже подозрительной. Может возникнуть ощущение, что авторы библейских книг сознательно не описывали ничьей внешности просто потому, что не видели никого из тех, о ком писали.

Именно на этих ощущениях строят свои концепции атеисты, часто пользуясь только ощущениями, которые, накладываясь на убеждённость, что Бога нет, а Библия – это только «еврейские сказки», становятся в их сознании доказательствами. На деле же ощущения остаются ощущениями, избавиться от которых можно, взглянув на вопрос под другим углом.

Итак, как я уже говорил, мы все привыкли к европейской и порождённой ею американской литературе. Вся эта литература – от Гоголя до Фолкнера, от Гёте до Прилепина – имеет своим корнем греко-римскую письменную традицию, где принято описывать внешность того, о ком идёт повествование, или хотя бы акцентировать внимания на каких-либо её особенностях. Причём это относится не только к художественной, но и к биографической и исторической литературе. Так, Платон описывает в «Диалогах» внешность Сократа, будучи его современником, а Светоний в своей «Жизни двенадцати цезарей» достаточно подробно описывает внешность правителей Римской Империи от Гая Юлия Цезаря до Домициана, хотя был современником только трёх из них. Плутарх в своём «Сравнительном жизнеописании» также отмечал некоторые черты облика персонажей, живших задолго до него.

Библия же (Ветхий и Новый Заветы) относится к иной, обособленной еврейской письменной традиции, которая в эпоху эллинизма (после 323 г. до Р.Х.) впитала какую-то часть греческой культуры, но не растворилась в ней. Это влияние видно в Ветхом Завете. Как известно, так называемые неканонические книги Ветхого Завета и некоторые фрагменты канонических сохранились только на греческом языке. Если мы внимательно их прочтём, то заметим некоторые особенности, характерные для греко-римской письменной традиции. Так, например, в неканоническом фрагменте Книги Есфири – в указе Мардохея от имени Артаксеркса (Есф.8:12) – и в первой Макковейской книге – в письме к царю Спарты (1Макк.12:6) – используется характерное для греко-римской традиции надписание, оканчивающееся словом «радоваться». Такие надписания встречаются и в Новом Завете (см.: Деян.15:23; 23:26; Иак.1:1).

“В еврейской письменной традиции не было принято описывать внешность людей”

Итак, в еврейской письменной традиции не было принято описывать внешность людей. Причина этому не отдалённость и не мифологичность событий и персонажей Библии: эти факторы, как мы выяснили ранее, не мешали греческим и римским историкам и поэтам писать о внешности людей и богов. Об истинных причинах такого различия можно рассуждать и спорить, но факт этого различия на лицо. Еврейская письменная традиция более сдержанная, аскетичная, направленная на внутреннюю жизнь человека, на его поступки, а не на внешность. И именно поэтому ни в одном из Евангелий нет описаний ни Христа, ни Богородицы. Их нет даже у святого евангелиста Луки, грека по национальности, очевидно потому, что он довольно долго прожил в Иудее и перенял тамошнюю письменную традицию.

По-моему, такая невнимательность к облику евангелистов Христа даёт каждому читателю, из какого бы народа он ни был, возможность видеть в Спасителе что-то своё, поэтому в разных странах на православных иконах Христа и всех библейских персонажей изображают по-разному. На японских иконах Христос предстаёт перед нами с узкими глазами и безбородым, на эфиопских – чернокожим, у индейцев в Мексике – в головном уборе из перьев и с характерными чертами коренных жителей Америки и так далее. Эти иконы каноничны и по-своему красивы, а главное – позволяют японцам, африканцам и индейцам восходить от образа к Первообразу.

Вконтакте