Кто такой адвокат дьявола. Значение «адвокат дьявола

Адвокат дьявола - человек, злословящий на ближнего, умеющий и желающий видеть в человеке лишь недостатки. Иногда так говорят о человеке, спорящем ради спора, а не для того, чтобы выявить недочеты в позиции оппонента.

Происхождением обязан католической церкви. Её законами установлено, что прежде, чем канонизировать святого, необходимо точно знать, достоин ли он того. Для определения возможности объявить мученика святым в средние века устраивался в том числе и диспут между священником, указывающим на его благие дела, и другим служителем церкви, перечисляющим грехи. Второй священник и назывался «адвокатом или защитником дьявола» (advocatus diaboli)

История канонизации

Канонизация - причисление к лику святых с последующим поклонением.
Существует с раннего средневековья. Установлению культа святых предшествовала работа церковных властей по недопущению и устранению сомнительных культов. Уже в V веке римские епископы для предотвращения появления подозрительных святых, среди которых могли оказаться даже еретики, и возникновения в связи с этим непонимания между церковью и народом, взяли на себя труд самим давать разрешение на канонизацию. Аналогичные действия предпринимала церковь Франкского королевства.

С X века отдельные епископы в целях придать культу святых больший авторитет и способствовать его распространению за пределами своих епархий стали обращаться за одобрением к римскому престолу. С этого времени и возникла канонизация в том смысле, какой ей придается в настоящее время. Папа в большинстве случаев не мог располагать сведениями, относящимися к лицу, о культе которого шла речь; потому появилась потребность в том, чтобы были представлены необходимые сведения и чтобы они были подвергнуты обсуждению с точки зрения возможности установления культа данного лица в качестве святого. Так развилась подготовительная часть акта канонизации, в том числе диспуты, в которых участвовал так называемый «адвокат дьявола»

Первая канонизация, совершенная папой - Иоанном XV, произошла в 993 году. К лику святых был причислен Ульрих, епископ Аугсбургский

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Адвокат дьявола

такой участник спора, обсуждения, дискуссии, который высказывает аргументы, характеризующие только отрицательные стороны обсуждаемой проблемы, подыскивает факты, отвергающие позитивное решение проблемы, не останавливаясь перед тем, что аргументы выглядят явно нелепыми; в судебной практике – злонамеренный, дотошный обвинитель, излагающий исключительно отрицательные стороны и черты подсудимого. Также этим выражением обозначается придирчивый критик. Не следует полностью выступать в таком духе (нужно упомянуть и о чем-то положительном), иначе это внушит мысль о предвзятости.

Католическая Энциклопедия

Адвокат дьявола

(лат. advocatus diaboli) - это неофициальное название должности института канонизации католической церкви. Официально эта должность называлась укрепитель веры (лат. promotor fidei). Она была введена в 1587 году папой Сикстом V и официально отменена в 1983 Иоанном Павлом II.

Функция адвоката дьявола заключалась в том, чтобы собрать все возможные аргументы, которые могли бы помешать канонизации потенциального святого. Канонизация могла состояться только в том случае, если укрепитель веры не находил аргументов достаточной важности для того, чтобы отменить процедуру. До 1983 года ни один акт канонизации не мог быть признан законным, если при этом акте не присутствовал адвокат дьявола.

В современном языке этот термин часто употребляется для обозначения людей, которые защищают позицию, которой сами не придерживаются. Иногда они делают это просто для того, чтобы поспорить, иногда для того, чтобы выявить возможные логические недочёты собственной позиции или попытаться доказать свою позицию «от противного».

В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Кого называют адвокатом дьяволом?»

Могли бы вы при определенных обстоятельствах занять в жизни позицию адвоката дьявола?

Первоначально адвокатом дьявола назывался участник процедуры канонизации святого у католиков. Это строилось как судебный процесс, на котором выступали две стороны — адвокат бога, который превозносил кандидата в святые и адвокат дьявола, который пытался опровергнуть аргументы противной стороны и привести доводы за то, что кандидат совсем не годен в святые.

Позднее адвокатом дьявола стали называть человека, который пытается все очернить, увидеть плохое в хорошем, черное в белом и т. д. Про таких еще говорят, что он в отличии от курицы, которая копается в земле, в пыли, чтобы найти зернышко, роется в зерне, чтобы найти пыль и грязь

У католиков на протяжении почти четырёхсот лет была такая должность, неофициально называвшаяся адвокат дьявола. Официально называлась по — другому — «укрепитель веры».

Появилась с 1587 г. (ввёл Сикст V), ликвидировал её в 1987 г. Иоанн Павел II.

При канонизации человека в святые кто — то из католических священников искал доводы, препятствующие его канонизации, другой, адвокат Бога, представлял аргументы в его пользу.

Если «advocatus diaboli» не находил серьёзных причин, то канонизация считалась утверждённой. Но без присутствия «укрепителя веры» она вообще не проводилась.

Так что первоначальный смысл этого выражения состоял в том, чтобы недостойные люди не оказывались причислены к святым.

Термин католической церкви Advocatus diaboli, так он звучит на латинском языке относится к неофициальному названию должности в институте беатификации и канонизации. Официальное название неофициальное название promotor fidei (укрепитель веры). Более точный перевод на русский «защитник дьявола».

Читайте также: Какие дни выходные у адвокатов

Функции священника этой должности в том, чтобы отыскать препятствия для канонизации претендента в святые.

Адвокат дьявола приводил свои аргументы, споря с Адвокатом Бога, advocatus Dei, который выполнял функцию защитника претендента.

Без присутствия на процессе Адвоката дьявола никто не мог считаться святым.

Насчёт «когда» сразу не отвечу — нужно смотреть в Сети.

Кого так называют? Адвокатов, которые за деньги готовы защищать кого угодно (убийц, насильников, гангстеров и т.п.) несмотря на полную доказанность их вины и осуждение обществом. Как синоним можно использовать словосочетание «продажный адвокат».

Ни при каких обстоятельствах я бы не хотел таким «адвокатом» стать. И, надеюсь, не буду.

Происхождение:

Адвокат дьявола — это фразеологизм. Он пришёл к нам из тёмного и загадочного Средневековья. В католической римской церкви, когда канонизировали очередного святого, то устраивали над ним процедуру, очень похожую на некий суд. Представитель одной из сторон (называемый «адвокатом Бога») — «защищал» будущего святого. Вторая сторона («прокурорская») — наоборот, искала в нём недостатки и именовалась, как «адвокат Дьявола». Человек мог стать святым, а мог и не стать. Это уж смотря кто выигрывал эту дискуссию.

Значение:

«Адвокатом дьявола» сейчас можно называть тех, кто ищет пятна на солнце (условно говоря) и признаёт в итоге Солнце тёмным.

Лично мне что-то не хочется искать пороки. Особенно в том, что непорочно.

- Престол Тени, а кто такие адвокаты?

Специалисты, которые извращают законы ради выгоды. Когда я был императором, я решил всех их казнить.

Адвокат дьявола - в настоящее время часто употребляется в том же значении, что и Голливудский адвокат (отчасти вследствие буквального понимания, отчасти, возможно, связано с известностью одноимённого фильма с Киану Ривзом и Аль Пачино в главных ролях), то есть тот, кто ради денег или иных благ с помощью софизмов, различных уловок, ссылок на несоблюдение формальных процедур защищает от заслуженного наказания заведомого злодея или оправдывает безусловное зло. В этом смысле о тропе смотрите соответствующую статью.

Однако ранее значение данного выражения было совсем другим:

Устойчивое сочетание (термин). Используется в качестве именной группы.

  • МФА: [ ɐdvɐˈkad ˈdʲjavəɫə ]
  • Албанский sq: Avokati i Djallit, Advocatus Diaboli
  • Английский en: devil’s advocate
  • Арабский ar: محامي الشيطان
  • Астурийский ast: abogáu del diañu
  • Болгарский bg: адвокат на дявола
  • Греческий el: συνήγορος του διαβόλου (synígoros tou diavólou)
  • Датский da: djævelens advokat
  • Иврит he: פרקליט השטן
  • Исландский is: málsvari andskotans
  • Испанский es: abogado del diablo
  • Итальянский it: advocatus diaboli
  • Каталанский ca: advocat del diable
  • Китайский (упрощ.): 恶魔的代言人
  • Корейский ko: 악마의 대변자
  • Латинский la: lt: velnio advokatas
  • Македонский mk: адвокат на ѓаволот
  • Немецкий de: Anwalt des Teufels, Advocatus Diaboli
  • Нидерландский nl: advocaat van de duivel
  • Норвежский no: djevelens advokat
  • Польский pl: adwokat diabła, Promotor Wiary
  • Португальский pt: Advogado do Diabo
  • Сербский sr (лат.): Đavolji advokat
  • Словацкий sk: diablov advokát, advocatus diaboli
  • Турецкий tr: şeytanın avukatı
  • Украинский uk: адвокат диявола
  • Финский fi: paholaisen asianajaja
  • Французский fr: avocat du diable
  • Хорватский hr: vražji odvjetnik
  • Чешский cs: ďáblův advokát, advocatus diaboli
  • Шведский sv: Djävulens advokat
  • Эсперанто и eo: advokato de la diablo
  • Эстонский et: kuradi advokaat
  • Японский ja: 悪魔の代弁者 (あくまのだいべんしゃ, akuma no daibensha), 列聖調査審問検事 (ressei chōsa shinmon kenji), あまのじゃく (amanojaku)

Значение фразеологизма «адвокат дьявола»

«Адвокатом дьявола» называют человека, который, во-первых, видящего в человеке и говорящем о нем лишь плохое, рассматривая лишь его недостатки, напрочь забывая о его положительных качествах, и беря во внимание только отрицательные качества человека.

Во-вторых, такой человек даже в положительных качествах человека ищет что-то плохое и отрицательное, стремясь тем самым очернить человека в глазах окружающих, этакая «ложка дегтя в бочке меда». Про такого говорят, что курица копается в грязи, чтобы найти зернышко, а он копается в зерне, чтобы найти грязь.

В-третьих, так называют заядлого и дотошного спорщика, который спорит ради спора, конечный результат которого его мало волнует, а отстаивающую позицию сам может вовсе и не поддерживать. Также таким способом он может пытаться выявить слабые места в своей позиции или пытается что-то доказать «от противного».

Происхождение фразеологизма «адвокат дьявола»

Фразеологизм «адвокат дьявола» или как более точно в переводе с латинского языка «advocatus diaboli» «защитник дьявола» впервые появился как термин в католической церкви. Так неофициально называлась должность, ставшей неотъемлемой частью в процессе канонизации, а в дальнейшем и беатификации — составляющей частью на начальном этапе канонизации католической церковью.

Канонизация - это причисление умершего человека к лику святых с последующим ему поклонением. Делалось это в целях пропаганды для укрепления и популяризации веры в народе, что привлекало все новых и новых последователей. К тому же это заметно упрощало борьбу с нежелательными сектами и неугодными культами, подрывающие авторитет христианства в целом и католичества в частности.

Практика первых причислений к лику святых была начата еще в раннем средневековье, а решение о святости того или иного человека принимали лично епископы. Но со временем стали проявляться случаи, когда святость и добродетель новоиспеченного святого у многих начинала вызывать большие вопросы и возникать сомнения в его безгрешной жизни, поэтому был придумал процесс канонизации, который и дошел до наших дней. К тому же это могло еще больше повысить авторитет церкви в глазах простого люда.

Отныне епископам полагалось предоставить кандидатуру для канонизации, к выбору которой стали подходить с больной осторожностью, и всю информацию о его делах при жизни на рассмотрение лично Римскому Папе для его одобрения. Но в большинстве случаев Папа лично не был знаком с тем или иным кандидатом и не мог знать достоверно всю историю его жизни. Поэтому и была нужна процедура канонизации, которая выявляла бы, действительно ли достоин кандидат столь высокой чести или нет.

Заключалась она в следующем. Предлагаемая кандидатура скрупулёзно рассматривалась с двух сторон, одну из которых представлял адвокат или защитник Бога (advocatus Dei). В его задачу входило представить предлагаемую кандидатуру усопшего человека с максимально наилучшей стороны как великого мученика и святого праведника с перечислением всех церковных регалий и благих дел за всю его жизнь.

После этого приходил черед так называемого «адвоката дьявола», который наоборот выявлял деяния, очерняющие кандидата, и всячески пытался найти аргументы, не позволяющие тому пройти канонизацию, доказать его греховность и выставить как недостойного к причислению к лику святых.

Официально должность «адвоката дьявола» называлась укрепитель веры (promotor fidei) и была введена в 1587 году папой Сикстом V, просуществовала почти 400 лет и была отменена в 1983 Иоанном Павлом II.

«Адвокатом дьявола» эту должность прозвали из-за того, что докладчик выступал как враг человечества и Бога, то есть от имени дьявола. Как правило, на эту должность назначали из числа очень опытных служителей церкви, обладающих острым умом и прекрасным ораторским искусством. Это делалось, чтобы не было ни малейшего сомнения в правильности сделанного выбора.

С тех пор ни одна канонизация не проходила без «адвоката дьявола». А выражение «адвокат дьявола» стало употребляться и в более широком смысле, а не только как церковная католическая должность.

Адвокат дьявола - это тот кто видит в человеке лишь его недостатки, злословящий на своего ближнего.Порой так говорят о гражданине, который затевает спор ради спора, чтобы вывести из себя оппонента, а не вместе прийти с ним к обоюдному консенсусу.

Канонизацией принято называть возведение в лик святых с последующим поклонением. Эта практика широко распространилась ещё с раннего средневековья. Перед тем, как возвеличить культ христианских святых была проделана огромная работа по устранению и запрещению неугодных сект и культов. Ещё в пятом веке нашей эры римские епископы возложили на свои хрупкие плечи труд, решать, кто будет святым, а то нет. Это произошло по причине стремительного "размножения" всевозможных подозрительных святых. Похожие действия были предприняты церковниками из Франкского королевства.

Уже с десятого века некоторые епископы, чтобы в народе больше почитали культ святых и поспособствовать его популяризации в обществе обращались к римскому престолу за высочайшим одобрением. Именно с этого периода и появилась канонизация, такая, как мы её знаем сейчас. Поскольку в те времена получить информацию о кандидате в святые не представлялось возможным, поэтому настала насущная необходимость, чтобы вместе с именем будущего святого предоставлялась также информация о его поступках и благих деяниях, и чтобы затем эти сведения подверглись скрупулёзной проверке с точки зрения причисления данного человека к лику святых. Так постепенно создавалась подготовка к канонизации, в которых огромное значение играли диспуты в которых непременным участником был так называемый "адвокат дьявола ".