Кто такой али ибн абу талиб. История рождения имама али ибн абу талиба

(59 лет) Отождествляется Шиитский взгляд на Али [d] , Суннитский взгляд на Али [d] и Али в Коране [d]

Абу́-ль-Ха́сан ‘Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Кураши́ , более известный как ‘Али ибн Абу Талиб (араб. علي بن أبي طالب ‎, [ʕaliː ibn ʔæbiː t̪ˤɑːlib] ; 17 марта 599 - 24 января 661 ) - политический и общественный деятель ; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда , четвёртый праведный халиф ( -661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов .

Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе ; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам ; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных).

Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв , которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана . Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией , а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита .

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах)

    ✪ Али ибн Абу Талиб

    ✪ Отец сирот - Али ибн Абу Талиб (мир ему!)

    ✪ Имам Али Ибн Абу Талиб (а) Рождение и Родословная (Часть 1/1-5)

    ✪ Али ибн Абу Таллиб - четвертый праведный халиф

    Субтитры

История жизни

Ранние годы

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Его также называли Абу Турабом и Хайдаром . Пророк Мухаммед назвал его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый»)Шаблон:ИЭС+2007.

Пророк Мухаммед скончался в 632 году в своём доме в Медине. Тотчас после его смерти в квартале бану са’ида собралась группа ансаров , чтоб решить вопрос о преемнике. К ним вскоре присоединились Умар , Абу Бакр , Абу Убайда и ещё несколько мухаджиров . Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой похорон Пророка . Большинство присутствующих склонялись к избранию вождя мединского племени хазраджитов Сада ибн Убаду , но ауситы колебались в таком выборе, да и часть хазраджитов полагала, что родственники Мухаммеда обладают бо́льшими правами на наследование его власти . При избрании нового главы общины только три сподвижника (Абу Зарр аль-Гифари , аль-Микдад ибн аль-Асвад и перс Сальман аль-Фариси) выступили сторонниками прав Али на власть, но их не стали слушать . Появление Абу Бакра и его спутников сразу изменило обстановку. Собрание в итоге присягнуло Абу Бакру и тот, приняв звание «заместителя посланника Аллаха» - халифа расули-л-лахи , или просто халифа , стал во главе мусульманской общины. Али не протестовал, но отошёл от общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана .

По кончине Абу Бакр назвал своим преемником Умара, а тот, умирая, назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама (Али, Усман , Саад ибн Абу Ваккас , аз-Зубайр , Тальха и Абдуррахман ибн Ауф) и велел им выбрать из своей среды нового халифа. Талха в это время отсутствовал в Медине, а Абдуррахман ибн Ауф отказался от претензий на власть и взял на себя инициативу организации переговоров. Таким образом претендентов осталось всего четверо: Али, Усман, Саад и аз-Зубайр. Участники совета «шести» собрались в одном из домов около мечети, после чего начались трёхдневные переговоры .

Несмотря на всё вышеперечисленное, новым халифом в итоге стал Усман ибн Аффан, принадлежащий к влиятельному роду Омейядов , который после его убийства начнёт войну против Али.

Халиф

Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги он выступил с речью в мечети, сказав:

Когда был взят посланник Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует, - то люди сделали его заместителем (халифом) Абу Бакра, потом Абу Бакр сделал своим заместителем Умара, который шёл по его пути. Потом он назначил совет из шестерых, и они решили это дело в пользу Усмана, который делал то, что было вам ненавистно, а что - вы знаете [сами]. Затем его осаждали и убили. А затем вы по своей воле пришли ко мне и просили меня. А я - такой же, как вы: мне полагается то же, что вам, и на мне лежат те же [обязанности], что на вас. Аллах открыл врата между вами и убийством, и наступили смуты, как наступает ночная тьма. И не справиться с этими делами никому, кроме терпеливых и прозорливых и понимающих ход дел. Я поставлю вас на путь Пророка вашего и исполнения того, что он повелел, если вы будете повиноваться мне и Аллаху… Воистину, Аллах с высоты своих небес и Трона видит, что мне не хотелось власти над общиной Мухаммада, пока ваше мнение не было единым, но когда ваше мнение стало единым, то я не мог оставить вас…

Однако много противников Али было также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша , недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.

Верблюжья битва

В августе 656 года, когда разрыв с Муавией сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Тальхой, двоюродным братом аз-Зубайром и женой пророка Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али.

Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. На его стороне сражались многие известные ансары, среди которых Абу Айюб аль-Ансари , Аммар ибн Ясир , Кайс ибн Са"д (англ.) русск. . Тальха был ранен стрелой в ногу и вскоре скончался от потери крови. Вероятно, после гибели Тальхи басрийцы дрогнули и начали отступать. Не сумевший их остановить, аз-Зубайр в одиночку бежал с поле боя, направившись к Вади ас-Сиба, где был убит одним бедуином. Решающая схватка завязалась вокруг верблюда, на котором восседала Аиша, отчего это сражение получило название «битва верблюда ». В конце концов воинам Али удалось прорваться к верблюду и перерезать ему поджилки, после чего животное вместе с Аишей рухнуло на землю . Басрийцы потерпели полное поражение. Таким образом власть Али упрочилась.

Сиффинская битва. Хариджиты

В январе 657 года Али перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата , его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракки переправился через Евфрат и встретился с Муавией близ селения Сиффин. При описании сиффинского сражения Ибн Джарир ат-Табари сообщает, что большую часть сторонников Али составляли мединцы и ансары. Согласно аль-Масуди на стороне Али в битве участвовали 87 человек, сражавшихся в прошлом при Бадре, среди которых было 17 мухаджиров и 70 ансаров .

Решающее сражение началось утром 19 июля 657 года и продолжалось девять дней с перерывами на ночь и для молитвы. Али вызвал Муавию на поединок, но тот вместо себя отправил мавлу, переодев его в свои одежды. Ничего не подозревавший Али вышел на поединок и убил мавлу. Своим поступком Муавия продемонстрировал трусость. На второй день сражения правое крыло войска халифа под командованием Малика аль-Аштара и центр под командованием самого Али разбили и потеснили войско Муавии . Ожесточённость сражения нарастала с каждым днём. В боях вместе с рядовыми с обеих сторон гибли также знатные люди. Сирийцы потеряли Убайдуллаха ибн Умара (сына халифа Умара), павшего в поединке с аль-Аштаром, и главу сирийских йеменитов Зуль-Кала; иракцы потеряли Аммара ибн Ясира, а в один из последних дней при попытке прорваться к шатру Муавии погиб Абдуллах ибн Будайл . Исход сражения складывался неудачно для мятежников, победа склонялась к Али. Положение спас Амр ибн аль-Ас , предложивший приколоть на копья свитки Корана. Бой сразу прекратился, Али обратился за советом к предводителям войска, но одни выступали за перемирие, другие - за продолжение сражения. После короткого раздумья Али произнёс: «Был я вчера повелевающим, а сегодня стал повелеваемым, был распоряжающимся, а стал распоряжаемым. Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам претит» . В Сиффинской битве Али потерял 25 тыс., а Муавия 45 тыс. человек .

Муавия сохранил свою армию, а в стане Али начался раскол: часть солдат (12 тысяч) возмутились его нерешительностью и покинули лагерь - их стали называть хариджитами .

Гибель

Согласно шиитской историографии, задолго до смерти Али знал о том, что будет убит, поскольку Пророк сказал ему об этом, и он сам предчувствовал это. Ряд авторов (Ибн Сад аль-Багдади ; аль-Балазури ; аль-Мубаррад ; аль-Масуди ; аль-Исфахани; Ибн Шахрашуб), исходя из многочисленных преданий, утверждают, что Мухаммад (или Али) полагали, что борода последнего будет окрашена кровью, текущей из его головы . Хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, приняли решение убить в одно назначенное время «виновников» раскола мусульманской общины - Али, Муавию и Амра ибн аль-Аса. Один из заговорщиков Абдуррахман ибн Мулджам ко всему прочему повстречал членов племени Тайм ар-Рибаб, в том числе женщину Катами бинт аш-Шиджну, потерявшую при Нахраване сразу отца и брата. Ибн Мулджам попросил её руки и сердца, и она согласилась при условии получения свадебного подарка, состоящего из 3 тыс. дирхамов, раба и убийства Али (девушка желала мести за гибель родных) .

Али похоронили близ Куфы. Место его захоронения держалось в секрете, но в правлении аббасидского халифа Харуна ар-Рашида его могила была выявлена в нескольких милях от Куфы и вскоре было построено святилище, вокруг которого вырос город Эн-Наджаф .

После смерти

Али как личность

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Кроме пророка Мухаммеда, нет никого в истории ислама, о котором столько написано на исламских языках, как об Али . Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и сунной. Они изобилуют сообщениями о его аскетизме , неукоснительном соблюдении религиозных догм и отрыве от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости .

Свою дочь Зейнаб Али выдал замуж за своего племянника Абдуллаха ибн Джафара .

Хасан и Хусейн почитаются в шиитском исламе как второй и третий имамы соответственно. Хусейн погиб в бою против армии халифа Йазида I . Остальные девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна.

Утвердившаяся в XVI веке в Иране династия Сефевидов стала приписывать себе сеидское происхождение. Согласно передаваемой генеалогии, основатель династии Сефи ад-Дин происходил в 21 поколении от седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима , приходившимся потомком Али и Фатимы в пятом колене. В октябре 1979 года во время визита президента Ирака Саддама Хусейна в Эн-Наджаф было объявлено, что он приходится прямым потомком Али, являясь дальним родственником имама Хусейна .

Память

  • Город Хайдарабад - административный центр 29-го штата Индии Телангана - носит имя халифа Али, известного под прозвищем Хайдар (лев).
  • В Иране именем Али назван Армейский офицерский университет , одноимённая станция метро (англ.) русск. и шоссе (перс.) русск.
  • В Тегеране существует Музей имама Али (перс.) русск. .
  • В Иране была издана 12-томная энциклопедия имама Али (англ.) русск. .
  • В бакинском посёлке Бузовна (Азербайджан) и городе Захедан (Иран) есть Мечеть Али ибн Абу Талиба.
  • В Гамбурге (Германия) расположена иранская Мечеть имама Али .
  • В Иране об Али были сняты телесериал «Имам Али» (перс.) русск. . Также об Али снят художественный фильм «Лев Аллаха» (Al-Nebras).

Примечания

  1. Find a Grave - 1995. - ed. size: 165000000
  2. ʿAlī (Muslim caliph) (англ.) , Encyclopædia Britannica .
  3. С. А. Токарев Мифы народов мира: энциклопедия, Том 2. Сов. энциклопедия, 1987
  4. , с. 100.
  5. , с. 79.
  6. , с. 114.
  7. , с. 40.
  8. , с. 190.
  9. , с. 39.
  10. , с. 157.
  11. , с. 248-249.
  12. , с. 18-19.
  13. ,

    Оригинальный текст (англ.)

    Only one provincial governor denied the new caliph the usual oath of fealty. That was Muawiyah. The governor of Syria and kinsman of Uthman now came out as the avenger of the martyred caliph. Dramatically he exhibited in the Damascus mosque the blood-stained shirt of "Uthman and the fingers chopped from the hands of his wife Na’ilah, originally like Mu’awiyah’s wife a Syro-Arab of the Kalb tribe, as she tried to defend her husband.

    .
  14. , с. 43.
  15. , с. 39.
  16. , с. 57.
  17. , с. 58-59.
  18. Сиффин (неопр.) . Энциклопедия битв мировой истории. Томас Харболт. 1904.
  19. The Encyclopaedia of Islam . - Brill , 1986. - Т. 3. - С. 887-890. - ISBN 90-04-08118-6 .
  20. , с. 88.
  21. , с. 91.
  22. ALĪ B. ABĪ ṬĀLEB (неопр.) . Encyclopædia Iranica . Архивировано 31 мая 2012 года.
  23. Бартольд В. В. Сочинения. - Наука, 1966. - Т. 6. - С. 20-21.
  24. Гафуров А. Г. Лев и Кипарис (о восточных именах). - Наука , 1971. - С. 33-34 .

— Суннит: в наших книгах написано, что Абу Талиб умер неверующим.

— Шиит: По нашему убеждению, Абу Талиб был мусульманином, верующим, и предок Али ибн Аби Талиба и всех Имамов мусульман (мир им) не мог быть кафиром.

— Суннит: если так, то почему существует много риваятов, в которых он назван неверным?

— Шиит: «Вина» Абу Талиба состояла только в том, что он был отцом Имама Али (А), а враги Имама Али (А), и особенно Муавия, давали тысячи тысяч динаров из казны мусульман людям без совести и веры, чтобы они выдумывали и распространяли клевету про него. Среди таких людей был лжец Абу Хурейра, который выдумал такой хадис: «Пророк (С), умирая, отдал приказ отрубить руку Али» (Шарх нахдж уль-балага, Ибн Аби Хадид, том 1, С. 358). Таким образом, «ширк Абу Талиба» был выдуман лжецами по политическим причинам.

— Суннит: в Коране, суре «Скот», аят 26, говорится: «Они удерживают других от него, и сами сторонятся его». По мнению некоторых наших ученых, в этом аяте имеется в виду Абу Талиб, который поддерживал Посланника Аллаха (С), но при этом сторонился его пути.

— Шиит: во-первых, смысл этого аята другой, во-вторых, даже если бы он имел такой смысл, где далиль, что он относится именно к Абу Талибу?

— Суннит: Далиль в том, что Суфьян Сури передал от Хабиба ибн Аби Сабита от Ибн Аббаса: «В этом аяте сказано об Абу Талибе, потому что он защищал Посланника Аллаха (С) от людей, но сам не принял Ислам» (тафсир Ибн Касира, том 2, С. 128).

— Шиит: в ответ хочу привести несколько аргументов. Во-первых, смысл приведенного аята совсем в другом. Этот аят надо брать вместе с теми, которые идут до и после него:

«Среди них есть такие, которые слушают тебя, но Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не могли понять его, и поразили их уши глухотой. Какое бы знамение они ни увидели, они все равно не уверуют в него, и поэтому, когда они приходят к тебе, чтобы препираться с тобой, неверующие говорят: “Это – всего лишь сказки древних народов”» (6: 25).
И:
«Если бы ты только увидел их, когда их остановят перед Огнем. Они скажут: “О, если бы нас вернули обратно! Мы не считали бы ложью знамения нашего Господа и стали бы верующими!”
О нет! Им открылось то, что они скрывали прежде. Если бы их вернули обратно, то они непременно вернулись бы к тому, что им было запрещено. Воистину, они – лжецы.
Они говорят: “Есть только наша мирская жизнь, и мы не будем воскрешены”» (6: 27-29).

Отсюда ясно, что в приведенном аяте говорится о неверующих вообще, и значение его такое: «они удерживают других от Посланника Аллаха, и сами не следуют за ним».

Во-вторых, в аяте сказано: يَنْأَوْنَ(«сторонятся»), что имеет значение отдаления, тогда как Абу Талиб всегда был рядом с Посланником (С).

В-третьих, по поводу риваята от Ибн Аббаса: он приведен от Суфьяна Сури, который, даже по мнению суннитских ученых, является лжецом и недостоверным передатчиком (Мизан уль-иатидаль, с. 398). От Ибн Мубарака передано, что Суфьян выдвал истину за ложь, а ложь за истину (Тахзиб ут-тахзиб, том 4, С. 115).

Далее, этот хадис – «мурсаль» (не имеет полной цепи передатчиков), потому что от Хабиба до Ибн Аббаса должно быть еще несколько человек в цепочке, а их нет.
Известно, что Ибн Аббас был уверен в имане Абу Талиба – тогда как он мог передать, что Абу Талиб остался неверующим?

Хадис выше говорит, что этот аят был ниспослан только по отношению к Абу Талибу, тогда как в самом аяте используется множественное число: يَنْهَوْنَ, وَيَنْأَوْنَ– «удерживают», «сторонятся».

Согласно мнению некоторых ученых, этот аят относится к дядям Пророка (С). У Пророка (С) было десять дядь, из которых трое – Хамза, Аббас и Абу Талиб – приняли Ислам и стали верующими, а потому этот аят не касается их.

Еще один аргумент состоит в том, что Пророк (С) всегда держался в стороне от своих неверующих дядь, таких как Абу Лахаб, но с Абу Талибом он поддерживал особые тесные отношения вплоть до его смерти, и даже назвал год его смерти «амуль хузн» — «год печали». На его похоронах он произнес:

«و ابتاه! و احزناه علیك كنت عندك بمنزله العین من الحدقه و الرّوح من الجسد
«О, отец! Как печалит меня твоя утрата! Возле тебя я был как глаз в зрачке, как дух в теле!» («Гадир», том 7, «Абу Талиб мумину курайш», С. 303-311).

Разве мог Пророк (С) так говорить о мушрике, сравнивая себя с духом в его теле и с глазом в его зрачке и печалиться по нему при его смерти, тогда как огромное количество аятов Корана призывает отдаляться от неверующих?! Мы говорим, что это невозможно.

Абу Та́либ ибн Абд аль-Мутта́либ (араб. أبو طالب بن عبد المطلب‎‎; 549-619) - дядя пророкаМухаммеда и отец имама Али. Глава племени курайшитов.

После смерти родителей Мухаммеда Абу Талиб взял к себе на воспитание племянника. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада, вследствие удачной женитьбы, напротив, пошли на лад, он взял к себе на воспитание двоюродного брата Али. Известно, что Абу Талиб постоянно выступал на защиту пророка Мухаммеда перед знатью курайшитов.

История смерти Абу Талиба

Болезнь Абу Талиба всё усиливалась, и наконец смертный час его настал. Незадолго до этого к нему зашел посланник Аллаха, заставший у постели умиравшего Абу Джахла и Абдуллу ибн Абу Умаййу. Пророк сказал Абу Талибу: «О дядя! Скажи „Нет божества, кроме Аллаха“, и благодаря этому я смогу заступиться за тебя пред Аллахом!» Однако к умиравшему обратились и курайшиты, которые сказали: «О Абу Талиб, неужели отречешься ты от религииАбд аль-Мутталиба?!» - и продолжали повторять эти слова до тех пор, пока он не сказал: «Не отрекусь я от религии Абд аль-Мутталиба!»

Услышав это, Пророк сказал: «Поистине, я буду просить прощения для тебя!», и тогда был ниспослан аят, в котором говорилось: «Ни Пророку, ни верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если это их родственники, после того, как убедились они, что те попадут в Ад» , а также и другой аят, где было сказано: «Поистине, не сможешь ты вывести на прямой путь тех, кого любишь!» .

Абу Талиб скончался в месяце Раджаб или Рамадан десятого года с начала пророчества, через шесть месяцев после прекращения бойкота и осады мусульман. Он всегда помогал посланнику Аллаха и защищал его, и во многом благодаря ему удалось оградить дело Исламского призыва от нападок противников, однако сам он так и не отрёкся от религии предков и не смог в полной мере добиться успеха.

Абу Убайда ибн аль-Джаррах

Абу Убайда ибн аль-Джарра́х (араб. أبو عبيدة عامر بن عبدالله بن الجراح‎‎) (583, Мекка - 638, Иордания) - известный исламский полководец и политический деятель, один из ближайших сподвижников пророкаМухаммеда .

Биография

Его полное имя: Абу Убайда Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джаррах ибн Хиляль ибн Ухайб ибн Дабба ибн аль-Харис ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр аль-Кураший аль-Фихрий. Он принял Ислам во время мекканского периода жизни пророка Мухаммеда. Вместе с другими сподвижниками он сначала эмигрировал в Эфиопию, а затем в Медину. В Медине он способствовал созданию и укреплению молодого мусульманского государства. Абу Убайда принял участие во всех битвах между мусульманами и язычниками Мекки. В битве при Бадре он сразился со своим отцом, который воевал против мусульман на стороне язычников и убил его. Согласно преданию 22 аят суры Аль-Муджадила ниспослан в связи со случаем Абу Убайды ибн аль-Джарраха и других сподвижников пророка Мухаммеда .



После смерти пророка Мухаммеда Абу Убайда наряду с Абу Бакром и Умаром участвовал в качестве представителя мухаджиров в собрании под шатромБану Сакифа. На этом собрании первым Праведным халифом был избран Абу Бакр. Абу Убайда ибн аль-Джаррах умер в 638 году во время эпидемии чумы, охватившей в то время Сирию .

Военная деятельность

С самого начала войн Халифата с Персией и Византией, Абу Убайда отправился на фронт. В битве при Ярмуке он был назначен командующим войсками. После этой победы были захвачены Фахль, Басан и Дамаск. Под командованием Абу Убайды также были завоеваны Иерусалим, Хомс и другие города Сирии .

Абу Хурайра

Абдуррахман ибн Сахр ад-Давси аль-Ямани , известный как Абу Хурайра (араб. أبو هريرة‎‎; 599, Йемен -676, Медина) - один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммада. При рождении ему дали языческое имя Абд аш-Шамс («Раб Солнца»).



Биография

Абу Хурайра родился в 599 году в Йемене. Он принял ислам в период битвы при Хайбаре под влиянием Туфайла Ибн Амра, вождя своего племени. Приехав в Медину он неразлучно находился с пророком Мухаммадом, посвящая себя изучению его наследия. Долгое время Абу Хурайра был бедным и одиноким, часто не имея пищи и жилья. Он относился к категории людей, которых называли «людьми Суффы» .

Абу Хурайра обладал хорошей памятью и стал одним из самых известных передатчиков хадисов (рави). В его передаче известно более 5000 хадисов . Рассказывают, что однажды Марван Ибн Аль Хакам решил проверить его память, для чего посадил в комнате, где за занавесью находился писарь, о чём Абу Хурайра не знал. Писарю было приказано записать все, что бы ни сказал Абу Хурайра. Через год Марван снова позвал его и попросил его вспомнить тот хадис, который был записан. Оказалось, что Абу Хурайра не забыл ни единого слова из всего, что было сказано им год назад.

Умер в Медине в возрасте 78 лет .

Аз-Зубайр ибн аль-Аввам

Абу́ Абдулла́х аз-Зуба́йр ибн аль-Авва́м (араб. الزبير بن العوام‎‎; 594, Мекка, совр. Саудовская Аравия - 656,Басра, совр. Ирак) - двоюродный брат пророка Мухаммада (сын тети пророка Сафии) и халифа, имамаАли, а также племянник Хадиджы. Аз-Зубайр ибн аль-Аввам был одним из ближайших сподвижников и одним из шести советников пророка Мухаммада. Он так же был одним из тех десяти, которым было обещано при жизни, что они будут в Раю.

Его полное имя Абу Абдуллах аз-Зубайр ибн аль-Аввам ибн Хувайлид ибн Асад. Он родился в 594 году в Мекке. Аз-Зубайр в возрасте 16

Лет принял ислам, совершил хиджру сначала в Эфиопию, а затем в Медину.

Абу-ль-Хасан ‘Али ибн Абу Талиб аль-Кураши , более известный как ‘Али ибн Абу Талиб (араб. , ; 17 марта 599 - 24 января 661) - политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656-661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов.

Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных).

Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Ранние годы

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Его также называли Абу Турабом и Хайдаром . Пророк Мухаммед назвал его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый»).

Родился в 13-й день месяца раджаб за 22 года до хиджры (599-600 годы) в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе. Отец Али - Абу Талиб приходился родным братом Абдуллаху, отцу пророка Мухаммеда. После смерти родителей, Мухаммед несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на Хадидже, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али.

Когда Али исполнилось девять или десять лет, он принял ислам и стал первым ребёнком, принявшим ислам. На протяжении всего мекканского периода его жизни Али не отлучался от пророка Мухаммеда. Перед переселением Мухаммеда в Медину, мекканцы попытались убить его. Когда заговорщики вошли в его дом, то обнаружили там Али, который, рискуя своей жизнью, занял место Мухаммеда и отвлёк их внимание. Сам же Пророк в это время уже направлялся в Медину. Через некоторое время Али также отправился в Медину.

Сражения

Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр; Али был в нём знаменосцем. Бой начался с поединка между Утбой ибн Рабиа, его братом Шайбой и сыном Валидом ибн Мугирой от мекканской стороны и Али, дядей пророка Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом от мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его. После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поля боя. Битва при Бадре стала первой победой мусульман. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха ». При разделе трофеев, захваченных в ходе сражения, Мухаммед взял себе меч Зульфикар, принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После смерти Пророка меч перешёл к Али.

В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. Битва началась с поединка между Али и Талхой ибн Абу Талхой. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман. В этом сражении Али получил 16 ран. Битва при Ухуде обернулась первым и единственным поражением мусульман.

Али и первые халифы

Пророк Мухаммед, возвращаясь из своего последнего паломничества, остановился в местечке Гадир Хум, находящемся между Меккой и Мединой. Здесь он сделал заявление в адрес Али, которое было по-разному интерпретировано. Мухаммед заявил, что Али - его наследник и брат и те, кто приняли Пророка как мавла, должны принять Али как его мавла. Шииты убеждены, что таким образом Мухаммед объявил Али своим преемником. Сунниты, наоборот, рассматривают это как выражение близости Пророка к своему двоюродному брату, зятю и как пожелание, чтоб Али унаследовал его семейные обязанности после смерти.

Он родился 13-го числа месяца Раджаб за 10 лет до начала пророческой миссии Печати Пророков Мухаммада, да благословит Аллах его и его род. Из этих переведённых нами преданий вы узнаете детали появления на свет Повелителя верующих (Ами́ р аль-му’мини́ н) , «Врат в Город знаний» («Ба́ бу мади́ нат аль-и́ льм») , «Льва Аллаха» («Асадулла́ х») , «Неустрашимого льва» («Хайда́ р карра́ р») , «Опоры религии» («Ясу́ б ад-ди́ н») и первого Имама Ахль аль-Бейт - Али ибн Абу Талиба, да будет с ним мир и благословение Аллаха!

В пятницу ночью тринадцатого числа месяца Раджаб Фатима бинт Асад переносила предродовые схватки. Когда Абу Талиб хотел призвать женщин племени Курайш к помощи, ему было ниспослано откровение:

«О Абу Талиб, не торопись, ибо нечистые (наджис) руки не должны прикасаться к вали Аллаха!».

Фатима бинт Асад рассказывала: «Утром я услышала глас: „О Фатима, приди в наш Дом (Каабу) !“». И тогда Абу Талиб и Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, отвели её к Запретной мечети. Аббас ибн Абд аль-Мутталиб с группой людей сидели возле Каабы и увидели как Фатима бинт Асад встала перед ней и, подняв голову к небесам, воскликнула: «О Аллах! Я верую в Твоих пророков и в ниспосланные Тобой Писания! Я подтверждаю слова моего деда Ибрахима, да будет мир с ним; он построил этот Дом ради одного человека! Прошу тебя, ради ребёнка, находящегося в моей утробе, и разговаривающим со мной, облегчи для меня роды!» («Бихар аль-анвар», т. 35, с. 8-36).

И вдруг раскололась стена Каабы и Фатима бинт Асад вошла в неё. Как бы не пытались язычники открыть двери Каабы - все их усилия были тщетны («Аль-Иршад», т. 1, с. 5).

Фатима бинт Асад также рассказывала: «Войдя в Каабу, я увидела там Еву, Сару, Асию, мать Мусы ибн Имрана, и Марьям, мать Исы. Они сказали, посмотрев на меня: „Мир тебе, о наместник Аллаха!“ („Ас-саля́ му але́ йкум йа валийалла́ х“) - и сели передо мной». Тогда они совершили с Повелителем верующих Али всё, что совершили с Посланником Аллаха, да будет мир над ними обоими, при его рождении. Фатима присутствовала во время рождения Посланника Аллаха и поведала о всех чудесах, которые там увидела. Тогда Абу Талиб сказал: «Потерпи тридцать лет - и Аллах дарует тебя сына, как последнего Пророка, но он не будет пророком, а будет его преемником» («Бихар аль-анвар», т. 36, с. 6).

В пятницу Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, родившись, упал в земной поклон и, подняв руки к небу, сказал: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - Посланник Аллаха, и Али преемник Мухаммада - Посланника Аллаха! С Мухаммадом - пророчество, а со мной - преемничество, становящееся совершенным, и я - Повелитель верующих» («Аль-Манакиб», т. 2, с. 198).

После Повелитель верующих, да будет мир с ним, сказал:

«Пришла истина и сгинула ложь!».

Как только Имам поставил свои ноги на Каабу, все идолы находящиеся там, упали, небеса озарились и шайтан закричал:

«Горе идолам, горе язычникам!».

Великий и Всемогущий Аллах сказал Фатиме бинт Асад, когда она находилась с ребёнком в Каабе: «О Фатима, назови этого ребёнка Али! Я - Тот Аллах, который является Высоким (Али) . Я назвал его Своим именем, и обучил его [Своему] нраву, и заверил ему Свой приказ. Я обучил его Своим знаниям, и он родился в Моём Доме. Он будет первым, кто произнесёт азан на Моём Доме. Он уничтожит идолы и скинет их с Каабы. Счастлив тот, кто возлюбит его, подчинится ему и поможет ему, и горе тому, кто будет враждовать с ним, и горе тому, кто отвергнет его право!» («Бихар аль-анвар», т. 35, с. 9-37).