Али ибн абу талиб четвертый праведный халиф. История рождения имама али ибн абу талиба

Исследование, перевод и издание преданий, касающихся жизни и деятельности знаменитых личностей исламской цивилизации, является одной из областей, требующих пристального внимания, как отдельных мусульманских учёных, так и современного российского исламоведения в целом. Плохое знакомство с тем огромным духовным и научным наследием, которое оставили после себя выдающиеся мусульманские ученые, имамы и сподвижники Пророка ислама (с), зачастую является причиной неправильного понимания этого культурно-исторического феномена.

С целью более полного, всестороннего освещения жизни великих представителей ислама издается первая книга, посвящённая жизни и деятельности одного из самых великих имамов, ближайшего сподвижника пророка Мухаммада (с), мужа его дочери

Фатимы и отца его наследников – ‘Али ибн Абу Талиба (а).

Согласно общепринятому преданию от пророка Мухаммада, ‘Али ибн Абу Талиб является «вратами города знаний Пророка», что подчеркивает величие знаний этого бесспорно выдающегося и во многом загадочного человека. Предание гласит, что всякий, кто желает войти в «город знаний Пророка», должен пройти через данные «врата», то есть изучение научного и духовного наследия ислама невозможно без изучения жизни ‘Али.

Исследование трудов различных учёных, посвященных жизни ‘Али ибн Абу Талиба, показывает, что одним из наиболее достоверных, доступных пониманию и полных произведений об имаме является объёмный труд мусульманского учёного Фазл Аллаха Компани.

Текст приводится в некотором сокращении, не затрагивающем исторических данных, приведенных автором книги – такое решение было принято с учетом интересов современного читателя.

Надеемся, что эта книга будет интересна ему и поможет осмыслить величие этой исторической личности.

Часть первая. ‘Али при жизни Пророка

Дай силы мне и твёрдость духа, о, Единый!

Ведь путь далёк, а я вступаю на него впервые.

1 – Рождение и родословная

К Ка‘абе прикованы взоры сегодня:

Она озарилась светом господним.

Сегодня взоры верующих обращены на Ка‘абу,

Которая озарена Божьим светом.

Явился из киблы путеводитель, в котором

Воплощены душевные стремления монотеистов.

Разве ветер принёс с поля запах цветов?

Откуда же в воздухе утренний аромат?

Разве антилопа открыла мешочек с мускусом?

Откуда же в воздухе мускусный аромат?

От радости влюблённые не чуют под собою ног.

Мистики испытывают неведомое блаженство.

Наполнилось небо блестящими звёздами, и будто

Фатима, дочь Асада, родила сына-льва.

О, как боятся этого льва лисицы!

Пришёл тот светоч, озаривший людские души.

Пламя любви от его лица горит повсюду.

Дошла до угнетённых мира радостная весть,

Что видно приближение кортежа Справедливости.

Его прекрасное лица сравнимо с ярким солнцем.

Его прекрасное чело сравнимо с лунным светом.

Величием и знанием он превосходит мир.

И нет границ его щедрости и доброты.

Склоняет голову пред указанием судьбы

Тот, чьим преданным рабом судьба является.

Лишь он достоин управлять людьми,

Ведь он превыше, и умнее, и достойнее.

С опорой на Али могущественней стал ислам.

С его мечом и ветвь монотеизма обогатилась.

Склонит покорно голову перед престолом Божьим

Тот, кто всегда готов скрестить свой меч с врагом.

Из уважения свой взор на киблу обрати ты.

Как считают историки, ‘Али родился в пятницу, 13 раджаба тридцатого года ‘ам ал-фил (21 октября 598 г.) в Ка‘абе, т. е. в Божьем храме. Рождение это было удивительным. Один учёный – исследователь, худжжат ал-ислам вал-муслимин , сказал:

О, тот, чьё рожденье озарено Ка‘абы светом!

О, единственная жемчужина раковины этой!

Что ж удивительного, что в Ка‘абе ты родился?

Господний дом и в твой дом превратился.

Отцом его светлости был Абу Талиб, сын ‘Абд ал-Муталлиба ибн Хашима ибн ‘Абд Манафа, а матерью – Фатима, дочь Асада ибн Хашима. Таким образом, родословная ‘Али со стороны обоих родителей восходит к Хашимидам .

Однако рождение этого младенца не было обычным, подобным рождению других детей, а сопровождалось удивительными духовными переменами, происходившими в его матери. Мать этого младенца была верующей и исповедовала ортодоксальную религию Ибрахима. Она постоянно молилась Богу и просила Его облегчить её роды, так как, будучи беременной этим ребёнком, чувствовала, что озарена Божьим светом. Как будто ей было сказано, что этот ребёнок резко отличается от других детей.

Шейх Садук, а также Фаттал Нишабури передают, что Йазид ибн Ка‘наб рассказывал: «Я вместе с ‘Аббасом ибн ‘Абд ал-Муталлибом и несколькими людьми из рода ‘Абд ал-‘Узза сидел рядом с Божьим храмом, когда к нему подошла Фатима, дочь Асада, мать повелителя правоверных имама ‘Али. Она была на девятом месяце беременности и испытывала родовые схватки. Подойдя к храму, она воскликнула: «Господи! Я верую в тебя и в то, что сказано ниспосланными тобой пророками в их книгах. Я подтверждаю слова своего великого предка Ибрахима. Он построил этот священный храм. Ради того, кто построил этот храм, и ради ребёнка, который находится в моём чреве, облегчи мои роды!» Йазид ибн Ка‘наб говорил: «Мы своими глазами увидели, как раздвинулась задняя стена Божьего храма. Фатима вошла в храм и скрылась из наших глаз. Затем стена вновь сдвину лась. Мы тщетно старались открыть замок на двери Божьего храма. Тогда мы поняли, что всё случившееся произошло по воле Господней. Через четыре дня Фатима вышла из Божьего храма и, держа в объятиях новорожденного ‘Али, сказала: «Я обладаю превосходством над всеми предыдущими женщинами, ибо Асийе тайно верила в Бога тогда, когда верить в Бога запрещалось. Марйам, дочь ‘Имрана, своими руками трясла сухую пальму, чтобы отведать свежих фиников (а когда в Бейт ал-мукаддасе у неё начались родовые схватки, Господь приказал ей покинуть это место, ибо оно было местом богопоклонения, а не родильным домом). А я вошла в Божий храм и отведала райских плодов, а когда хотела выйти из храма, услышала послание господнее, гласившее: «О, Фатима, дай младенцу имя ‘Али, ибо он воистину ‘Али (великий. – Пер. )». Великий Господь сказал: «Я выбрал ему имя, подобное Своему. Я дал ему Своё воспитание и обогатил его разум Своей наукой. Он уничтожит всех идолов в Моём храме и на верху Моего храма прочтёт азан (призыв к молитве. – Пер.) и будет восхвалять Меня. Счастлив тот, что будет любить его и подчиняться его приказам, и несчастен тот, кто будет враждовать с ним и не выполнит его приказаний» .

Али ибн Абу Талиб (р.а.) - один из самых уважаемых мусульман, который внёс в историю развития ислама большую лепту. Многие судьбоносные моменты первых лет распространения религии Аллаха связаны с его личностью.

Полное имя Али (р.а.) звучит как Али ибн Абд Манаф ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши . Ввиду того, что его отец носил прозвище «Абу Талиб», к имени Али чаще добавляли именно его - Али ибн Абу Талиб (р.а.). Кроме того, у него ещё было несколько собственных прозвищ - Хайдар («лев»), Муртада («заслуживший довольство»). Последнее ему дал сам Пророк Мухаммад (с.г.в.).

Биография Али

Дата рождения 4-го праведного халифа приходится примерно на 599 год (по Милади). Согласно некоторым источникам, он родился внутри Каабы, что является экстраординарным событием, так как история иного подобного случая не знает. Отец Али - Абу Талиб - был братом отца Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) - Абдуллаха . После того, как Мухаммад (с.г.в.) потерял своих родителей, он воспитывался в семье Абу Талиба. Когда он женился на Хадидже (р.а.), Али (р.а.) уже стал воспитываться в их семье.

Али является первым ребёнком, принявшим ислам. Он сделал это в десятилетнем возрасте. Некоторые источники в связи с этим называют его и первым мужчиной, кто уверовал в миссию Мухаммада (с.г.в.). Однако в данном вопросе есть определённые разногласия - кто-то отдаёт пальму первенства Зайду ибн Харисе (р.а.), другие говорят об Абу Бакре (р.а.).

В отношении наследия Али (р.а.) у мусульман, к сожалению, нет единого мнения. Споры о его роли в становлении ислама и развитии уммы после смерти Пророка (с.г.в.) перетекли в масштабный , проявления которого с новой силой можно наблюдать в настоящее время.

Достоинства четвёртого праведного халифа

1. Во время переселения Пророка Мухаммада (с.г.в.) из Мекки в Медину Али (р.а.) для спасения своего двоюродного брата решил принести себя в жертву и улёгся спать на его место. К счастью, ему удалось избежать смерти, однако сам факт такого действия говорит о степени уважения, которое Али (р.а.) проявлял к Посланнику Всевышнего (с.г.в.).

2. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) воспитывал Али (р.а.) . Между ними были родственные связи сразу по нескольким линиям. С одной стороны, они приходились друг другу двоюродными братьями. С другой - Али (р.а.) женился на дочери Пророка (с.г.в.) - Фатиме. Кроме того, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) часто подчёркивал уровень познания Али (р.а.) вопросов религии, его умение понимать самые глубокие и, соответственно, непростые проблемы вероисповедания.

3. В сборнике хадисов имама Муслима можно встретить изречение, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.) сравнивает Али (р.а.) с Харуном (а.с.), который был наместником Мусы (а.с.). Существенное отличие здесь в том, что Мухаммад (с.г.в.) является Заключительным посланником, после которого учение Всевышнего уже не будет подвергаться коррекции посредством новой пророческой миссии. Этот хадис часто используется шиитами для обоснования своего видения Али (р.а.) как наследника Мухаммада (с.г.в.) и главного претендента на пост халифа. Некоторые шииты занимают весьма радикальную позицию и отвергают право занятия поста главы государства мусульман тремя предшествовавшими Али (р.а.) праведными халифами. Однако большинство исламских богословов не согласны с этой позицией. Они отмечают, что Харун (а.с.) был наместником Мусы (а.с.) при его жизни. Если следовать этой логике, то правом на халифат должен обладать в большей степени Абдулла ибн Мактум , которого Пророк Мухаммад (с.г.в.) часто оставлял вместо себя за управляющего в Медине. Примечательно также, что Харун (а.с.) умер раньше Мусы (а.с.). То есть в данном случае строить прямую аналогию с Али (р.а.) и Мухаммадом (с.г.в.) нельзя.

5. Али (р.а.) был в числе тех десяти мусульман, кому Райская обитель была обещана ещё (согласно хадисам от Ахмада, Тирмизи, и ибн Маджи).

Смерть Али

Али ибн Абу Талиб (р.а.) умер в возрасте 63 лет, став жертвой нападения со стороны хариджита Абдуррахмана ибн Мулджима . Это произошло в пятницу, в 21-й день месяца Рамазан. В момент убийства четвёртый праведный халиф ислама занимался тем, что будил мусульман на утреннюю молитву. Его погребли в городе Эн-Наджаф (мусульманское кладбище этого города представлено на фото) , который находится на территории современного Ирака. В настоящее время на месте его могилы находится мечеть, носящая имя самого Али (р.а.). Его правление длилось 4 года.

© Издательство «Исток», 2011

* * *

Предисловие

Исследование, перевод и издание преданий, касающихся жизни и деятельности знаменитых личностей исламской цивилизации, является одной из областей, требующих пристального внимания, как отдельных мусульманских учёных, так и современного российского исламоведения в целом. Плохое знакомство с тем огромным духовным и научным наследием, которое оставили после себя выдающиеся мусульманские ученые, имамы и сподвижники Пророка ислама (с1
(с) – здесь и далее по тексту сокращённая форма фразы: «Салла Аллаху ‘алейхи ва алихи! », что в переводе с арабского языка значит: «Да благословит Аллах его и род его!». В соответствии с исламской традицией, данную словесную формулу благопожелания необходимо произносить после упоминания имени пророка Мухаммада (с). – Примеч. ред .

), зачастую является причиной неправильного понимания этого культурно-исторического феномена.

С целью более полного, всестороннего освещения жизни великих представителей ислама издается первая книга, посвящённая жизни и деятельности одного из самых великих имамов, ближайшего сподвижника пророка Мухаммада (с), мужа его дочери

Фатимы и отца его наследников – ‘Али ибн Абу Талиба (а2
(а) – здесь и далее по тексту сокращение от фразы «‘алейхи (-ха, -хим) ас-салам», что в переводе с арабского языка значит: «Мир ему (ей, им)!». В соответствии с исламской традицией, данную словесную форму благопожелания необходимо произносить после упоминания имен пророков и наследников из рода Мухаммада. – Примеч. ред.

Согласно общепринятому преданию от пророка Мухаммада, ‘Али ибн Абу Талиб является «вратами города знаний Пророка», что подчеркивает величие знаний этого бесспорно выдающегося и во многом загадочного человека. Предание гласит, что всякий, кто желает войти в «город знаний Пророка», должен пройти через данные «врата», то есть изучение научного и духовного наследия ислама невозможно без изучения жизни ‘Али.

Исследование трудов различных учёных, посвященных жизни ‘Али ибн Абу Талиба, показывает, что одним из наиболее достоверных, доступных пониманию и полных произведений об имаме является объёмный труд мусульманского учёного Фазл Аллаха Компани.

Текст приводится в некотором сокращении, не затрагивающем исторических данных, приведенных автором книги – такое решение было принято с учетом интересов современного читателя.

Надеемся, что эта книга будет интересна ему и поможет осмыслить величие этой исторической личности.

Часть первая.

‘Али при жизни Пророка

Дай силы мне и твёрдость духа, о, Единый!

Ведь путь далёк, а я вступаю на него впервые.

1 – Рождение и родословная


К Ка‘абе прикованы взоры сегодня:
Она озарилась светом господним.
Сегодня взоры верующих обращены на Ка‘абу,
Которая озарена Божьим светом.
Явился из киблы путеводитель, в котором
Воплощены душевные стремления монотеистов.
Разве ветер принёс с поля запах цветов?
Откуда же в воздухе утренний аромат?
Разве антилопа открыла мешочек с мускусом?
Откуда же в воздухе мускусный аромат?
От радости влюблённые не чуют под собою ног.
Мистики испытывают неведомое блаженство.
Наполнилось небо блестящими звёздами, и будто
Это слёзы радости блестят на щеках неба.
Фатима, дочь Асада, родила сына-льва.
О, как боятся этого льва лисицы!
Пришёл тот светоч, озаривший людские души.
Пламя любви от его лица горит повсюду.
Дошла до угнетённых мира радостная весть,
Что видно приближение кортежа Справедливости.
Его прекрасное лица сравнимо с ярким солнцем.
Его прекрасное чело сравнимо с лунным светом.
Величием и знанием он превосходит мир.
И нет границ его щедрости и доброты.
Склоняет голову пред указанием судьбы
Тот, чьим преданным рабом судьба является.
Лишь он достоин управлять людьми,
Ведь он превыше, и умнее, и достойнее.
С опорой на Али могущественней стал ислам.
С его мечом и ветвь монотеизма обогатилась.
Склонит покорно голову перед престолом Божьим
Тот, кто всегда готов скрестить свой меч с врагом.
Из уважения свой взор на киблу обрати ты.
Там все равны: и нищий, и богач 3
Из сборника стихов Касима Раса.

Как считают историки, ‘Али родился в пятницу, 13 раджаба 4
Раджаб – название седьмого месяца мусульманского лунного календаря.

Тридцатого года ‘ам ал-фил 5
‘Амал – фил (араб.) – год Слона. В этом году абиссинцы под предводительством Абрахи верхом на слонах направились к Мекке, чтобы разрушить Ка‘абу. Однако Аллах покарал их. Сам Абраха умер последним. Арабы Хиджаза сочли тот год благословенным и назвали его годом Слона. Пророк ислама родился в том же году. С тех пор в течение 71 года, т. е. до 18 года хиджры (639 г.), календарное исчисление мусульман производилось относительно года Слона. В 18 году хиджры, на шестом году правления халифа ‘Умара, по предложению имама ‘Али вместо года Слона мусульмане начали свой календарь с года переселения (хиджры).

(21 октября 598 г.) в Ка‘абе, т. е. в Божьем храме. Рождение это было удивительным. Один учёный – исследователь, худжжат ал-ислам вал-муслимин 6
Худжжатал – исламвал – муслимин (араб., букв: «довод ислама и верующих мусульман») – звание для авторитетного мусульманского богослова-теолога в высших учебных исламских академиях.

Сказал:

О, тот, чьё рожденье озарено Ка‘абы светом!

О, единственная жемчужина раковины этой!

Что ж удивительного, что в Ка‘абе ты родился?

Господний дом и в твой дом превратился.

Отцом его светлости был Абу Талиб, сын ‘Абд ал-Муталлиба ибн Хашима ибн ‘Абд Манафа, а матерью – Фатима, дочь Асада ибн Хашима. Таким образом, родословная ‘Али со стороны обоих родителей восходит к Хашимидам7
До рождения ‘Али у Абу Талиба было три сына: Талиб, ‘Акил и Джа‘фар.

Однако рождение этого младенца не было обычным, подобным рождению других детей, а сопровождалось удивительными духовными переменами, происходившими в его матери. Мать этого младенца была верующей и исповедовала ортодоксальную религию Ибрахима. Она постоянно молилась Богу и просила Его облегчить её роды, так как, будучи беременной этим ребёнком, чувствовала, что озарена Божьим светом. Как будто ей было сказано, что этот ребёнок резко отличается от других детей.

Шейх Садук, а также Фаттал Нишабури передают, что Йазид ибн Ка‘наб рассказывал: «Я вместе с ‘Аббасом ибн ‘Абд ал-Муталлибом и несколькими людьми из рода ‘Абд ал-‘Узза сидел рядом с Божьим храмом, когда к нему подошла Фатима, дочь Асада, мать повелителя правоверных имама ‘Али. Она была на девятом месяце беременности и испытывала родовые схватки. Подойдя к храму, она воскликнула: «Господи! Я верую в тебя и в то, что сказано ниспосланными тобой пророками в их книгах. Я подтверждаю слова своего великого предка Ибрахима. Он построил этот священный храм. Ради того, кто построил этот храм, и ради ребёнка, который находится в моём чреве, облегчи мои роды!» Йазид ибн Ка‘наб говорил: «Мы своими глазами увидели, как раздвинулась задняя стена Божьего храма. Фатима вошла в храм и скрылась из наших глаз. Затем стена вновь сдвину лась. Мы тщетно старались открыть замок на двери Божьего храма. Тогда мы поняли, что всё случившееся произошло по воле Господней. Через четыре дня Фатима вышла из Божьего храма и, держа в объятиях новорожденного ‘Али, сказала: «Я обладаю превосходством над всеми предыдущими женщинами, ибо Асийе тайно верила в Бога тогда, когда верить в Бога запрещалось. Марйам, дочь ‘Имрана, своими руками трясла сухую пальму, чтобы отведать свежих фиников (а когда в Бейт ал-мукаддасе 8
Бейт ал-мукаддас (араб., букв.: «священный дом») – город Иерусалим.

У неё начались родовые схватки, Господь приказал ей покинуть это место, ибо оно было местом богопоклонения, а не родильным домом). А я вошла в Божий храм и отведала райских плодов, а когда хотела выйти из храма, услышала послание господнее, гласившее: «О, Фатима, дай младенцу имя ‘Али, ибо он воистину ‘Али (великий. – Пер. )». Великий Господь сказал: «Я выбрал ему имя, подобное Своему. Я дал ему Своё воспитание и обогатил его разум Своей наукой. Он уничтожит всех идолов в Моём храме и на верху Моего храма прочтёт азан (призыв к молитве. – Пер.) и будет восхвалять Меня. Счастлив тот, что будет любить его и подчиняться его приказам, и несчастен тот, кто будет враждовать с ним и не выполнит его приказаний»9
См.: Мухаммад ибн ‘Али ибн Бабавайх ал-Куми (известный как шейх Садук ). Ал-Амали. Собрание 27, хадис 9. Шейх Мухаммад ибн ал-Фатал ан-Нишабури. Рауда ал-ва‘изин. Т. 1. С. 76; ‘Аллама Маджлиси . Бихар ал-анвар. Т. 35.С. 8; ‘Али ибн ‘Иса ал-Арбали. Кашф ал-гамма фи ма‘рифа ал-а’имма. С. 19

Чести родиться в Ка‘абе, подобно имаму ‘Али, не удостоился в прошлом и не удостоится в будущем никто. Ибн Сабаг Малики в книге «Фусул ал-мухимма» говорит: «До его светлости ни один человек не родился в Ка‘абе, этой чести Всевышний Господь удостоил лишь ‘Али, чтобы люди узнали и восхваляли его»10
Ибн Сабаг Малики . Фусул ал-мухимма. С. 14.

В девятом томе книги ‘аллама 11
‘Аллама – с арабского языка означает «высокообразованный, эрудированный человек, признанный и выдающийся учёный».

Мухаммада Бакир Маджлиси «Бихар ал-анвар ал-джами‘а ад-дурар ахбар ал-а’имма ат-тахар» о выборе имени ‘Али для его светлости говорится следующее: «Когда Абу Талиб взял младенца из рук его матери, то прижал его к своей груди, он взял Фатиму за руку, пошёл к Абтах (место между Меккой и Миной. – Пер. ) и, обращаясь к Всевышнему Господу, произнёс следующую молитву: „О, Господи! Владыка тёмной ночи и светлой луны! Поведай нам, как назвать этого младенца!“ В ответ он услышал: „Вам двоим (Абу Талибу и Фатиме) дан непорочный и избранный младенец. Его имя – ‘Али. Это имя происходит от имени Господа, Величайшего из великих“».

Великие учёные в своих книгах указывают на этот факт. Мухаммад ибн Йусуф Ганджи Шафи‘и, изменив несколько слов в упомянутых строках, в книге «Кифайат ат-Талиб» пишет, что в ответ на свою молитву Абу Талиб услышал следующие слова: «О семейство избранного Пророка! Вам, двоим дан непорочный и избранный младенец. Его имя – ‘Али. Это имя происходит от имени Господа, Величайшего из великих»12
См.: Сулайман б. шейх ал-Гандузи ал-Ханафи ал-Балхи . Йанаби‘ ал-маудат. Гл. 56. С. 255; Йусуф Ганджи Шафи‘и . Кифайат ат-Талиб. С. 406.

В некоторых преданиях говорится, что Фатима, дочь Асада, после рождения ребёнка (до того как Господь приказал ей назвать сына ‘Али) дала младенцу имя Хайдар (лев. – Пер. ), и запеленав ребёнка, она передала его отцу, сказав: «Это Хайдар». Поэтому его светлость в сражении Хейбар, обращаясь к известному иудейскому богатырю, сказал:

«Я тот, кого мать назвала Хайдаром. Я сильный лев». Когда его светлости было дано имя ‘Али, имя Хайдар стало одним из его эпитетов. Самыми известными среди них были Хайдар, Асад Аллах (лев Бога. – Пер. ), Муртаза (избранный. – Пер. ), Амир ал-му’минин (повелитель правоверных. – Пер. ) и аху расул Аллах (брат Божьего Пророка. – Пер. ), а куньей 13
Кунья (араб.) – составная часть арабского имени, обозначающая «отец такого-то».

– Абу ал-Хассан (отец Хассана. – Пер. ) и Абу Тураб (отец земли. – Пер. ).

Также из преданий следует, что Фатима и Абу Талиб уже в период невежества были верующими и при выборе имени для своего сына обратились к Господу. Фатима, дочь Асада, была для великого Пророка (с) подобно матери. Она стала одной из первых, кто уверовал в его светлость и переселился с Мухаммадом в Медину. Когда Фатима умерла, великий Пророк (с) сделал из своей рубашки для неё саван и прочёл молитву над её останками. Затем он лёг в её могилу, дабы освободить её от загробных мук, и помолился за неё14
См.: Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Йа‘куб Исхак Рази ал-Кулайни . Фуру‘ ал-кафи. Т. 2. Гл. «Тарих»; Шейх Садук. Ал-Амали. Собрание 51, хадис 14.

Абу Талиб также был монотеистом. После ниспослания Аллахом Пророку его миссии Абу Талиб уве ровал в него, но из благих намерений скрывал свою веру, ибо был главой и предводителем племени Курайш. В книге «Ал-Амали» шейх Садук повествует о том, как однажды какой-то человек спросил Ибн ‘Аббаса: «О, кузен Божьего Пророка (с), скажи мне, был ли Абу Талиб мусульманином?» Тот ответил: «Конечно, ведь он говорил, что мекканские язычники поняли, что наш сын (Мухаммад, да благословит Аллах его и род его!) не отвергается нами и не обращает внимания на пустые слова». Абу Талиб напоминает нам историю семи спящих отроков, которые скрыли от других свою веру, и вели себя как язычники, и Аллах удостоил их двойной награды. Его светлость имам Джа‘фар ас-Садик также сравнил Абу Талиба с семью спящими отроками, скрывавшими свою веру под показным язычеством. Господь дважды вознаградил их (один раз за их веру и второй раз за то, что они скрыли свои религиозные убеждения)15
Шейх Садук. Там же. Собрание 89, хадисы 12,13. См. также: Ан-Нишабури. Рауда ал-ва‘изин. Т. 1. С. 139.

Существует множество стихов, написанных Абу Талибом и восхваляющих великого Пророка (с). Из этих стихов явствует, что Абу Талиб исповедовал ислам. Обращаясь к его светлости, он говорил:

«Ты призвал меня к своей религии, и я понял, что ты воистину желаешь мне добра. Ты и ранее был правдив и честен, и религия, которую ты предложил людям, – наилучшая»16
См.: ‘Аллама Мухаммад Бакир Маджлиси . Бихар ал-анвар. Т. 35. С. 134.

Однажды имаму Джа‘фар ас-Садику сказали, что некоторые из мусульман полагают, что Абу Талиб был язычником, на что тот ответил: «Это ложь. Как же он мог быть язычником, когда говорил: „Разве вы знаете, что мы признали Мухамада пророком (с), как признали Моисея?“ Его имя упоминается в предыдущих небесных книгах»17
См.: Ал-Кулайни. Фуру‘ ал-кафи. Т. 2. Гл. «Тарих».

Шейх Сулайман Балхи, автор книги «Йанаби‘ алмауда» отзывается об Абу Талибе следующим образом: «Абу Талиб, глава и предводитель племени Курайш, оказывал помощь и поддержку Пророку (с), очень любил его. Он вырастил посланника Аллаха (с), был воспитателем его светлости, признал его пророческую миссию и сочинил множество стихотворений в его честь»18
Ал-Балхи . Йанаби‘ ал-мауда. Гл. 152. С. 52.

. (В религиозных книгах приведены многочисленные аргументы, доказывающие набожность Абу Талиба. Например, в книге «Абу Талиб благочестивее Курайша»).

Итак, рождение ‘Али в Ка‘абе еще больше возвеличило семейство Хашимидов, и арабские и иностранные поэты сочинили множество стихов на эту тему. В завершение этой главы приводится несколько строк из стихотворения Саййида Хумайри: «Мать родила его в Божьем храме, и мечеть «Ал-Харам» стала его пристанищем. Его лучезарная мать, непорочная и облачённая в чистую одежду, родила непорочного младенца в святом месте. В ночь, когда не было зловещих звёзд, а светили луна и звезда счастья и радости. Роженицы (мира) не смогли, подобно ей, облачить ни одного младенца в одежды (т. е. не смогли родить такого младенца), помимо Амины, родившей Мухаммада (с)»19
См.: Ан-Нишабури. Рауда ал-ва‘изин. Т. 1. С. 81.

2 – Раннее воспитание Его Светлости

Абу Талиб, отец ‘Али, пользовался большим почётом и уважением среди курайшитов. Он уделял огромное внимание воспитанию своих детей и вырастил их благочестивыми и набожными. По традиции арабов, он с детства обучал своих детей правилам верховой езды, борьбы и стрельбы.

Великий Пророк ислама (с) потерял отца, ещё не родившись на свет, и поэтому воспитывался у своего деда ‘Абд ал-Муталлиба. После смерти Абд ал-Муталлиба его сын Абу Талиб вырастил сына своего брата, став для него хорошим отцом.

Жена Абу Талиба и мать ‘Али Фатима, дочь Асада, также была для Пророка (c) доброй и ласковой матерью, и во время её смерти посланник Аллаха (с) был огорчён не менее ‘Али. Пророк (с) лично прочитал молитву над её останками и облачил её в свою рубашку.

Великий Пророк (с) вырос в доме своего дяди Абу Талиба. Он проявлял к нему глубокое уважение и хотел, выполняя долг признательности, каким-либо образом отблагодарить его за заботу и помочь.

Как раз в то время, когда ‘Али пошёл шестой год, в Мекке наступила беспрецедентная засуха. Абу Талиб был обременён многочисленным семейством, прокормить которое в год засухи было делом непростым. Пророк (c) взял шестилетнего ‘Али к себе, чтобы вырастить и воспитать его. Таким образом, Пророк (c) и его жена Хадиджа стали ласковыми родителями для ‘Али, подобно тому, как Пророк (с) некогда находился под опекой своего дяди Абу Талиба и его жены Фатимы.

Ибн Саббаг в книге «Фусул ал-мухимма» и ‘Аллама Маджлиси в книге «Бихар ал-анвар ал-джами‘а ад-дурар ахбар ал-а’имма ат-тахар» пишут, что в год, когда в Мекке наступила засуха, посланник Аллаха (с) сказал своему дяде ‘Аббасу ибн ‘Абд ал-Муталлибу, богатому человеку: «Твой брат Абу Талиб обременён многочисленной семьёй и находится в трудном положении. Никто, кроме его племени, не достоин оказать ему помощь. Давай пойдём к нему и снимем тяжесть с его плеч. Пусть каждый из нас возьмёт к себе в дом одного из его сыновей. Абу Талибу будет легче прокормить семью». ‘Аббас сказал: «Да, клянусь Богом, это будет добрым и благородным поступком». Затем они встретились с Абу Талибом и поведали ему о своём намерении. Абу Талиб ответил: «Оставьте мне Талиба и ‘Акила (согласно другому преданию, одного ‘Акила) и делайте, что хотите». ‘Аббас забрал к себе Джа‘фара, Хамза – Талиба, а великий Пророк (с) – ‘Али20
Ибн Сабаг Малики. Фусул ал-мухимма. С. 15; ‘Аллама Маджлиси . Бихар ал-анвар. Т. 35. С. 118.

Здесь необходимо отметить, что ‘Али не шёл ни в какое сравнение с другими детьми Абу Талиба. Когда Пророк (с) забрал ‘Али из отцовского дома, помимо родственных отношений, между ними существовало сильное притяжение друг к другу, будто пылинка соединилась с солнцем и капля воссоединилась с морем. ‘Али был очень рад, что Пророк выбрал именно его, ибо «лишь посланник знает цену ‘Али, лишь ювелир знает цену драгоценного камня».

Конечно, такому учителю, как Пророк (с), в честь которого ниспослан коранический айат «Обладатель мощи»21
??? ? ???? ? ? ? ?? ? ? ? ? ? ?? – «Обладателем мощи» (Коран, 53: 6 (сура Ан-Наджм («Звезда»)) . Здесь и далее по тексту цитаты из Корана даны в переводе М.-Н. О. Османова. М. – СПб.: Диля, 2008.

Нужен такой ученик, как ‘Али.

‘Али с детства ощутил любовь Мухаммада (с) и испытывал бесподобное чувство близости к Пророку (с), прочное и нескончаемое.

‘Али, подобно тени, следовал за Пророком (с) и находился под непосредственным влиянием его светлости. Во всем он придерживался убеждений Пророка (с) и в течение короткого времени перенял у него все его моральные качества, черты характера, манеру поведения и привычки.

Жизнь людей подразделяется на несколько этапов, и на каждом этапе человек совершает поступки, свойственные его возрасту. ‘Али, вопреки поведению большинству детей, никогда не проявлял интереса к играм и забавам и всегда избегал их. С детских лет он думал о величии, и его поведение выдавало в нём духовное совершенство и пример Божьего величия.

‘Али находился под опекой Пророка (с) до восьмилетнего возраста. Затем он вернулся в отцовский дом, однако это возвращение не уменьшило влияние Пророка (с). Это общение имело видимый официальный характер, и ‘Али большую часть своего времени проводил с Пророком (с). Его светлость отдавал ‘Али всю доброту и ласку Абу Талиба, которая сохранилась в его сердце, и в своём воспитании передавал Али все свои наилучшие моральные качества и духовное совершенство. Таким образом, детство ‘Али до десятилетнего возраста (когда Господь ниспослал Пророку его миссию) прошло под опекой и защитой его светлости. Именно это раннее воспитание стало причиной того, что ‘Али раньше других отозвался на призыв Пророка (с) и до конца своих дней был готов к борьбе и самопожертвованию на пути истины.

3 – Имам ‘Али в период начала пророческой миссии Мухаммада (с)

Прежде чем начать эту главу, необходимо кратко указать на ниспослание Господом пророческой миссии Мухаммаду (с), чтобы затем продолжить повесть о жизни ‘Али, сыгравшего в этом важном деле значительную роль.

Пророк (с) с юношеских лет постоянно избегал порочного общества того времени. Уединившись, он молился и думал о системе бытия и общих законах, господствующих в мире, а также о тайне сотворения всего живого. Однажды в сорокалетнем возрасте на горе Хира (месте уединения и молитв посланника Аллаха) душа Пророка озарилась Божьим светом. В его разуме открылась дверца в мир сотворения и тайн бытия, его язык стал проповедовать истину. Аллах возложил на него обязанность наставлять людей на истинный путь. Мухаммад (с) видел истинную суть вещей и повсюду искал ее. Сердце его бушевало, но язык молчал, однако лучезарное лицо свидетельствовало о внутренней борьбе:

Не знаю, что творится в моём усталом сердце.

Язык безмолвен, но чувство во мне бушует.

Иногда он делился своей тайной с Хадиджей, но скрывал её от других. Хадиджа помогала и успокаивала его. Так прошло некоторое время. Однажды на вершине горы Хира он услышал голос, говоривший: «Читай, о Мухаммад!»

«Возвещай [Откровение] во имя Господа твоего, Который сотворил [все сущее], сотворил человека из сгустка [крови]. Возвещай, ведь твой Господь – Наищедрейший самый, Который научил [человека письму] посредством калама, научил человека тому, чего он не ведал [ранее]»22
Коран, 96: 1-5

Когда разум Мухаммада (с) озарился Божьим светом из потустороннего мира, тело его пронзила дрожь. Он спустился с горы и увидел отблески этого света повсюду, куда ни обращал свой взор. Взволнованный и поражённый, он вернулся домой и, дрожа, сказал Хадидже, чтобы та укутала его во что-нибудь. Хадиджа немедленно укрыла его, и Мухаммад (с) уснул. Когда он проснулся, ему был ниспослан следующий айат:

«О завернувшийся [в одеяния свои]! Встань и увещевай! Превозноси своего Господа, очисти одежды свои, избегай [того, что велечет] наказание, не оказывай милости в надежде получить большее [взамен] и терпи [притеснения неверных] ради твоего Господа»23
Коран, 74: 1-7

Однако распространить подобный призыв было делом нелёгким, ибо он противоречил всем убеждениям арабского племени и других народов и унижал все социальные ценности и религиозные святыни в глазах людей мира, в частности, арабов. Услышав о том, что кто-то поднял знамя противоборства, люди высмеивали даже его близких и родных.

Всё время, когда его светлость был охвачен изумлением и благодарил Господа за эту великую честь, большие прекрасные глаза ‘Али внимательно наблюдали за Пророком (с). С первых же дней ниспослания Мухаммаду (с) пророческой миссии ‘Али принял ислам и стал последователем Пророка (с), хотя был десятилетним ребёнком. ‘Али был первым мужчиной, примкнувшим к его светлости, и этот факт подтверждается всеми историками и писателями. Так, Мухиб ад-дин Табари в книге «Заха’ир ал-‘укба» со слов ‘Умара пишет:

«Я был рядом с Абу ‘Убайдом, Абу Бакром и другими людьми, когда Божий Пророк (с) похлопал ‘Али ибн Абу Талиба по плечу и сказал: «О, ‘Али, ты первым из правоверных уверовал в Господа, ты первым из мусульман обратился в ислам. Ты для меня как Харун для Моисея»24
Мухиб ад-дин Табари . Заха’ир ал-‘укба. С. 58; Также см.: Ибн Сабаг Малики . Фусул ал-мухимма. С. 125.

Также существует предание: Пророк (с) принял свою миссию в понедельник, а ‘Али обратился в ислам во вторник (на следующий день)25
См.: Мухиб ад-дин Табари . Заха’ир ал-‘укба. С. 59; Шейх ал-Балхи . Йанаби‘ ал-мауда. С. 60; ‘Абд ал-Малик ибн Аййуб ал-Хумайри ибн Хишам . Ас-сират ан-набави. Т. 1. С. 245.

Сулайман Балхи в двенадцатой главе книги «Йанаби‘ ал-мауда» со слов Анаса ибн Малика говорит, что Пророк (с) сказал:

«Семь лет ангелы восхваляли меня и ‘Али, так как за это время только из наших уст возносились к небу слова свидетельства о единстве Господа»26
См.: Шейх ал-Балхи . Йанаби‘ ал-мауда. Гл. 12. С. 61; Мухаммад ибн Мухаммад На‘ман (известный как шейх Муфид или Ибн Му‘аллим ). Ал-иршад ал-‘уйун. Т. 1. Гл. 2. Хадис 2.

Сам имам ‘Али, в стихотворении, отправленном в ответ на письмо Му‘авийи, в котором тот расхва ливал себя, указал на своё превосходство в исламе и сказал:

«Я принял ислам раньше всех вас, в то время как был ребёнком и ещё не достиг зрелого возраста»27
См.: Ибн Сабаг Малики. Фусул ал-мухимма. С. 16.

Помимо этого, в день, когда великий Пророк (с) по Божьему приказу собрал всех своих родственников и официально призвал их принять ислам, никто, кроме десятилетнего ‘Али, не отозвался на призыв его светлости. Пророк (с) в тот день убедился в правоверности ‘Али и представил его присутствовавшим на том собрании как своего наследника и преемника. Дело обстояло так:

Когда был ниспослан коранический айат «Увещевай своих ближайших родственников»28
Коран, 26: 214.

Божий Пророк (с) собрал в доме Абу Талиба детей ‘Абд ал-Муталлиба, число которых достигало около сорока человек (и для того, чтобы сотворить чудо в знак доказательства истинности своего призыва) приказал принести на обед на всех одну баранью ногу, десять сиров (мера веса, равная приблизительно 75 г. – Пер. ) пшеницы и три килограмма молока, в то время как некоторые из гостей съедали за один раз в несколько раз больше этого количества пищи.

Абу Талиб, сын Абд аль-Муталиба, отец его светлости повелителя правоверных Али (ДБМ), дядя Пророка (ДБАР). С точки зрения шиитов, Абу Талиб был верующим в посланническую миссию Мухаммада (ДБАР) и всегда помогал Пророку в его миссии.

Семья Абу Талиба.

Абу Талиб родился в семье Абд аль-Муталиба, великого человека своего времени. Абд аль-Муталиб был последователем школы Ибрахима-халила (ДБМ) и был единобожником, свидетельством чему является большое количество преданий и других известных исторических фактов. Приведём некоторые из них.

Абраха, правитель Йемена, с армией слонов, двинулся на Мекку, с целью разрушить Каабу. По пути они захватили верблюдов Абд аль-Муталиба, тогда Абдаль-Муталиб пришел к Абрахе с требованием возвращения ему его верблюдов. Абраха удивившись, спросил: «Почему ты не требуешь не трогать Каабу – вашу святыню, а говоришь о каких-то верблюдах?». Абд аль-Муталиб сказал: «Я являюсь покровителем и господином этих верблюдов, а у Каабы есть свой Господин, который её сохранит!» Затем Абд аль-Муталиб вернулся в Мекку и у священной Каабы прочитал следующие слова: «О Господи! О Аллах! Я не надеюсь ни на кого кроме Тебя! О Аллах, сохрани от врагов Каабу!».

Эта речь Абд аль-Муталиба ясно и наглядно доказывает нам, что он был монотеистом и следовал религии Пророка Ибрахима (ДБМ). Якуби в своей книге “Тарих” приводит следующее: «Абдаль-Муталиб отстранялся от того, чему поклонялись большинство мекканцев и был единобожником».

Теперь посмотрим, что говорит этот великий человек – Абд аль-Муталиб о своём сыне Абу Талибе.

Абу Талиб с точки зрения отца.

Из истории и достоверных преданий, дошедших до нас, Абд аль-Муталиб был осведомлен о пророческой миссии Мухаммада (ДБАР). Когда Сейф ибн Зей Язн взял правление в свои руки, данное ему Хабани, Абдаль-Муталиб, тогда еще молодой, прибыл к Сейфу. Тот от имени Хабани дал Абдаль-Муталибу награду. Абд аль-Муталиб сказал: «Имя ему Мухаммад (ДБАР). Его отец и матьуйдут из жизни в молодом возрасте, и покровительство над ним возьмёт его дядя» (“Сире Халаби”, т.1, стр.136-137, издательство Бейрут).

Из всего выше приведенного становится ясно, что отдав его под покровительство своего сына - Абу Талиба, Абд аль-Муталиб знал будущее Мухаммада (ДБАР). Следовательно, Абд аль-Муталиб обладал не просто верой, но и до пророческой миссии Мухаммада (ДБАР) предвещал о его пророчестве.

Доказательство веры Абу Талиба

Поведение, мудрость и знание Абу Талиба.

Учёные и исследователи хадисов приводят предание о мудрости и знаниях, которыми обладал Абу Талиб. Посредством глубокого изучения этих преданий, можно легко убедиться в искренней вере Абу Талиба в Аллаха и пророческую миссию Мухаммада (ДБАР). Мы остановимся лишь на некоторых из этих преданий. Абу Талиб говорит: «Люди должны знать одно, что Мухаммад (ДБАР) – Пророк подобно Мусе и Исе (ДБМ). И подобно им является ведущим путём истины, путём спасения…» (Хадж, стр. 57; так же «Мустадрак» Хакима, том 2, стр. 623, издательство Бейрут). Так же: «Или вы не знаете, что Мухаммад (ДБАР) Пророк подобно Мусе (ДБМ), о котором упомянуто в книгах прошлых. Люди его любят и нельзя притеснять тех, в сердцах которых Аллах вложил любовь» («История» ибн Касира, том 1, стр. 42; “Шарх Нахдж аль-балаге”, том 14, стр. 72). Так же: «Всевышний Аллах возвысил своего Мухаммада (ДБАР) и поэтому лучшим из творений Аллаха является, Он (Ахмад). Аллах сам избрал его имя, чтобы люди уважали и почитали его» (“Шарх Нахдж аль-балаге”, Ибн Аби аль-хадид, т.14, стр.78, так же «История» ибн Асакири”, т.1, стр.275; «История» ибн Касира, т.1, стр.266; “Тарих Хамса”, т.1, стр.254). Так же: «О Посланник Аллаха! Пока я жив, никогда враги не тронут тебя. Ты призвал меня к своей религии, и я знаю, что ты мой доброжелатель и в своем призыве тверд и решителен. Я прекрасно осведомлён, что религия Мухаммада (ДБАР) - лучшая религия в мире» (“Хазинет”, Багдади, т.1, стр.261; «История» ибн Касир, т.3, стр.42; “Шарх Нахдж аль-балаге”, ибн Аби аль-Хадид, т.14, стр.55; “Фатх аль-бари”, т.7, стр.155-156; “Аль-Исбат”, т.4, стр.116).

Так же он говорит: «О свидетели мои пред Аллахом! Свидетельствуйте о моей вере в религию Мухаммада (ДБАР), Посланника Аллаха. И всякие вступают на путь заблуждения, я же на пути истины!» (“Шарх Нахдж аль-балаге”, Ибн Аби аль-хадид, том 14, стр. 78).

Мы знаем, что Абу Талиб постоянно выступал на защиту Посланника Аллаха (ДБАР) перед знатью курайшитов. В книге “Муташабихат аль-Куран” ибн Шахр Ашуб Мазандарани в комментарии суры “Аль-Хадж” пишет, что Абу Талиб сказал: «Четверо лучших помошников Пророка (ДБАР) – это Али, Аббас, лев Аллаха – Хамза и Джафар (мои сыновья). И вы – дорогие мои, пусть я буду выкупом для вас! Всегда вставайте на защиту Посланника Аллаха (ДБАР) перед врагом». Всякий внимательный исследователь без труда поймет, что Абу Талиб является одним из последователей религии Ислама, который был убежден в правильности и истинности Ислама. Одно то, что во имя защиты Посланника Аллаха (ДБАР) Абу Талиб жертвовал не только своими детьми, но и жизнью, положением в обществе, является наглядным доказательством его веры и искренности.

К сожалению, некоторые из исследователей и писателей поддались идеологической обработке правителей, отошедших от Ислама и принялись за приведение в своих книгах лжи об Абу Талибе, тем самым стремясь принизить роль Хашемитов и рода Абд аль-Муталиба в Исламе. Надо полагать, нет нужды в разъяснениях, какую они преследуют цель. Все историки, описавшие историю Ислама и жизнь Посланника Аллаха (ДБАР) признают жертвенность Абу Талиба во имя защиты Посланника Аллаха (ДБАР).Для сохранения от врагов Ислама, Абу Талиб пожертвовал тремя долгими годами своей жизни, переселившись в пустыню Шатаб. Абу Талиб, перенося все трудности, выпавшие на долю мусульман, указал своему сыну Али (ДБМ), всегда и во всём следовать за Посланником Аллаха (ДБАР).

Ибн Аби аль-хадид в “Шарх Нахдж аль-балаге” приводит следующее: «Абу Талиб сказал Али (ДБМ): “Посланник Аллаха (ДБАР) призвал тебя к добру и благочестию, поэтому следуй всегда его пути”».

Ясно, что такая жертвенность Абу Талиба во имя Ислама и его Пророка (ДБАР), является доводом истинности веры Абу Талиба в Ислам и Посланника Аллаха. Так Ибн Аби аль-хадид, один из известных ученых, пишет: «Если бы не было Абу Талиба и его детей, народ никогда бы не принял Ислам. Это он, давший Пророку (ДБАР) в Мекке свою защиту и покровительство и выступавший на защиту Посланника Аллаха (ДБАР), и умерший на пути защиты Ислама.

Завещание Абу Талиба, как свидетельство его веры.

Известные ученые и исламские мыслители подобно Халби Шафаи, в своей истории, а так же Мухаммад Даяри Бакри в книге “История пяти”, последние слова Абу Талиба перед смертью описывают следующим образом: «О знать Курайша! Будьте друзьями и последователями религии Мухаммада (ДБАР) и защищайте его приверженцев. Клянусь Аллахом, что, каждый кто последует за светом его религии, будет счастлив! Если бымоя жизнь не подошла к концу, то я бы продолжал защищать его» (“История пяти”, т.1, стр.301).

Любовь Пророк (ДБАР) к Абу Талибу, как доказательство веры Абу Талиба.

Его светлость Посланник Аллаха (ДБАР) в различных периодах своей жизни, говоря о своем дяде Абу Талибе, всегда говорил о большой любви к нему. Так его светлость (ДБАР) сказал Акилю Ибн Аби Талибу: «Я люблю тебя по двум причинам. Первая - потому, что ты мой родственник, а вторая - потому что, я знаю, что мой дядя (Абу Талиб) любит тебя» (“История пяти”, том 1, стр. 163).

Халби в своей книге приводит следующий хадис: «Посланник Аллаха сказал: “Когда был жив Абу Талиб, неверные курайшиты не могли сильно тревожить меня”» (“Сире Халби”, том 1, стр. 391).

Ясно, что любовь к Абу Талибу - ясное доказательство веры Абу Талиба. Аллах говорит в Коране: «Мухаммад (ДБАР) – Посланник Аллаха, и те, которые с ним яростны супротив неверных, милостивы между собой» (48:29). В другом месте священного Корана мы читаем: «Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в Последний день, чтобы они любили тех, кто противился Аллаху и Его посланнику (ДБАР), хотя бы они были их отцами, или сыновьями, или их братьями или их родом. У этих написал Аллах в их сердца веру…» (58:22).

Следовательно, любовь Пророка (ДБАР) не может быть к человеку, у которого отсутствует вера в Аллаха и Его Посланника. Любовь же Посланника Аллаха (ДБАР) к Абу Талибу очевидна. На этом основании мы говорим, что Абу Талиб был мусульманином и умер в религии Ислама.

Вывод сподвижников Посланника Аллаха (ДБАР)

Многие из сподвижников Пророка (ДБАР) свидетельствуют о вере Абу Талиба: «Человек, в присутствии повелителя правоверных Али(ДБМ), неоправданно обвинил Абу Талиба. Его светлость Али (ДБМ) так разгневался, что это стало видно на его лице, затем он сказал: «Молчи! Да придержит Аллах твой язык. Клянусь Аллахом, который ниспослал нам своего Пророка Мухаммада (ДБАР), что отец мой Абу Талиб будет заступником в Судный день, так как Аллах дал ему положение заступника». В другом месте Его светлость Али (ДБМ) сказал: «Клянусь Аллахом! Абу Талиб Абд-аль Манаф ибн Абдаль Муталиб был правоверным мусульманином и скрывал свою веру перед знатью Курайша, чтобы они не проявляли вражды к Бани-Хашему (роду Пророка ДБМ)» (“Аль Хадже”, стр. 24).

Эта речь имама Али (ДБМ) наглядно доказывает нам веру Абу Талиба. Абу Зарр Гаффари говорит об Абу Талибе: «Клянусь Аллахом! Кроме которого нет Бога! Абу Талиб не ушел из жизни, кроме как приняв Ислам, как свою религию» (“Шарх Нахдж аль-балаге”, Ибн Аби аль-хадид, том 14, стр. 71). Так же Аббас ибн Абд аль-Муталиб и Абу Бакр ибн Аби Кафар приводят, что: «Абу Талиб не ушел из жизни, кроме как сказав, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад (ДБАР) – Посланник Аллаха.

Ахл-аль-бейт (ДБМ)

Все непорочные имамы семьи Пророка (Ахл аль-бейт) (ДБМ) подтверждают веру Абу Талиба в пророческую миссию Мухаммада (ДБАР).

Имам Багир (ДБМ) сказал: «Если веру Абу Талиба поставить на одну чашу весов, а веру всех людей на другую, то вера Абу Талиба перевесит!» (“Шарх Нахдж аль-балага”, Ибн Аби аль-хадид, т.14, стр.68). Имам Садиг (ДБМ) приводит от Посланника Аллаха (ДБАР): «Люди пещеры скрывали свою веру, открыто показывая, что они неверующие, и Аллах даст им за это две награды. Абу Талиб, так же скрывал свою веру, открыто показывая о своём неверии, Аллах и ему даст за это две награды» (“Шарх Нахдж аль-балага”, Ибн Аби аль-хадид, том 14, стр. 70).

Из всего выше сказанного мы можем вывести следующее:

  • Истинная крепкая вера в Аллаха и посланника (ДБАР);
  • Помощь и защита Посланника Аллаха (ДБАР) от врагов и жертвенность на пути Ислама;
  • Огромная любовь Пророка (ДБАР) к Абу Талибу;
  • Место заступничества в Судный день, данное Абу Талибу.

Вера Абу Талиба признана Пророком (ДБАР), сподвижниками Пророка, имамом Али (ДБМ) и имамами Ахл аль-бейт (ДБМ). Значит, слова тех, кто обвиняет Абу Талиба, являются беспочвенными. Фундамент этих доводов, о, якобы неверии Абу Талиба, был заложен в период династии Омейядов, все усилия которых были направлены против Дома Пророческого (ДБМ).

Исследование некоторых хадисов.

Некоторые писатели и исследователи хадисов, подобно Бухари и Муслиму, приводят предания от Сафьян ибн Саид Сури, Абдаль Малик ибн Амира, Абдаль Азиза ибн Мухаммада Даравази, Лейса ибн Саидао том, что Посланник Аллаха (ДБАР), якобы сказал: «Я видел Абу Талиба в скопище из огня, затем его перевели на более мелкое место», а так же: «Возможно в Судный день моё заступничество (Абу Талибу) будет и тогда его выведут из огня, глуибна которого достигает его ног так, что мозг его будет закипать» (“Сахих”, Бухари, том 5, раздел “Рассказы о Абу Талибе”, стр. 52).

Рассматривая этот “хадис”, мы хотели бы прежде всего обратить внимание на:

  • Передатчиков хадисов (как известно одним из условий достоверности хадиса являются передатчики хадиса).
  • Противоречия этого предания книге Аллаха и Сунне Пророка (ДБАР).

Как было сказано выше, передатчики хадиса это Сафьян ибн Саид Сури, Абдаль Малик ибн Амир, Абдаль Азиз ибн Мухаммад Даравази, Лейс ибн Саид. Известнейшие и авторитетные исследователи хадисов и науки “Риджал” (хадисоведения) суннитского толка описывают биографию вышеназванных людей следующим образом:

1. Сафьян ибн Саид Сури.

Абу Абдулла ибн Ахмед ибн Усман Захаби, известный ученый хадисовед (суннитского толка) говорит: «Сафьян ибн Саид Сури приводит вымышленные хадисы, из слабых преданий».

Это высказывание Захаби наглядно доказывает нам, что Сафьян не является тем, кому можно доверять и принимать его предания.

2. Абдаль Малик ибн Амир.

Снова Захаби о ибн Амире пишет: «Его жизнь была долгой и его память подверглась расстройству». Абу Хатам говорит: «Он (то есть ибн Амир) не имел возможности запоминать и хранить хадисы по той причине, что память ему изменила» (“Мизан аль-и ¢ тидал”, том 2, стр. 660). Ахмад ибн Ханбал говорит об Абдаль Малике ибн Амире: «Он слаб и полон ошибок (в передаче хадисов)». Ибн Майн говорит: «Хадисы его смешались, правдивые с ложными…». Ибн Хараш также заявлял, что: «Шииты тоже недовольны им…». Ахмад ибн Ханбал считал его очень слабым в передаче хадисов.

Из всего выше сказанного можно вывести следующее, что ибн Амир был слабым и его хадисы не принимаются. Забывчивость, слабая память и смешивание всех хадисов, как истинных, так и ложных, подтверждают его недостоверность предания.

3. Абдаль Азиз ибн Мухаммад Дараварди.

Ахмад ибн Ханбал: «Всякий раз, когда он приводит хадис на память, его речи беспочвенны и бессвязны (не имеют достоверности). Абу Хатам: «Его словам нельзя доверять» (Там же, стр. 634). Абу Зара, так жев книге “Сий-а аль Хафиз”, приводит его, как человека с плохой памятью и плохим запоминанием хадисов.

4. Лейс ибн Саид.

Исследовав книги “Риджал” становится ясно, что все предания, в которых упомянуто имя Лейса, считаются слабыми, недостоверными, часто отвергаются и не принимаются. (“Мизан аль-Истиглал”, том 3, стр. 420-423). Яхья ибн Маин так говорит о Лейсе: «Он из тех, кто в передаче хадисов проявляет небрежность и халатность» (Предыдущий источник, стр. 423). Набати так же признает его слабым в передаче хадисов, представив его в своей книге как ненадёжного («Шейх аль-Абтах», стр. 75; «Мизан аль-и ¢ тидаль», том 3, стр. 423). То, что Бухари ссылается на этих людей и принимает у них хадисы, для нас не удивительно, ведь он не приводит хадисы от правоверных людей, таких как Абдулла ибн Хасан или Али ибн Джафар и других надёжных и богобоязненных людей. Бухари даже от имама Хасана Муджтаба и имама Хусейна (ДБМ) названных Пророком (ДБАР) имамами рая, не приводит хадисы, однако принимает хадисы, переданные врагами рода Пророческого (ДБАР) – хариджитами, такими как Амран ибн Хатан, который сказал об ибн Мулджаме (Да пошлёт Аллах ему проклятие), убийце имама Али (ДБМ) следующее: «Удивительный удар, исходящий из богобоязненности!? Он не имел другой цели, как рая от Аллаха!? Я вспоминаю его каждый день и думаю, что его дело - лучшее из дел всех людей!?».

Абдаль Хусейн Шарафуддин, приведший это в своей книге “Иджтихад” пишет: «Клянусь Господом Каабы и Посланником Аллаха (ДБАР), что когда я дошел до этого места, что Бухари берет предания от людей, восхваляющих убийцу Али (ДБМ), и в то же время не использует хадисы от непорочных имамов семьи Пророка (ДБМ), не думал, что всё это может дойти до такого…».

Надо сказать, что данный хадис противоречит Корану и Сунне. Так в данном хадисе говорится, что Пророк (ДБАР) мечтал о заступничестве Абу Талибу, сказав: «Возможно, заступничество моё будет…». В то время, как Священный Коран и Сунна Пророка (ДБАР) говорят, что заступничество будет только для правоверных мусульман. Следовательно, если Абу Талиб был неверующим, то Пророк (ДБАР) не смог бы говорить о заступничестве, тем самым, противореча Корану. Таким образом, мы убеждаемся в том, что этот хадис далек от достоверности.

Священный Коран говорит: «А те, которые не верили, им – огонь геенны. Их там не порешат, так что они умрут, но и не будет облегчено им наказание» (35-36). Сунна Пророка (ДБАР) так же говорит, что заступничество не объемлет неверных. Абу Зарр Гаффари от Посланника Аллаха (ДБАР) приводит, что его светлость сказал: «Моё заступничество только для тех, кто не присоединял к Аллаху в поклонении никого!».

Опираясь на эти слова, можно с уверенностью сказать, что хадис, где Абу Талиб представлен как неверующий, является ложным.

Из всего выше сказанного мы выводим, что хадис, приведенный Бухари и Муслимом в своих «Сахих»ах, является недостоверным, так как в корне противоречит Священному Корану и Сунне Пророка (ДБАР).

Фильм о четвертом праведном халифе, повелителе правоверных Али ибн Абу Талибе.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ‘АЛИ
‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, являлся сыном дяди посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мужем его дочери Фатимы, да будет доволен ею Аллах, одним из праведных халифов и одним из десяти, которым был обещан рай. Имя его отца − ‘Абд Манаф бин ‘Абд аль-Мутталиб бин Хашим бин ‘Абд Манаф. ‘Али получил прозвище “Абу-с-сибтейн” (отец двух внуков), то есть отец внуков пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, аль-Хасана и аль-Хусейна. Кунья ‘Али − Абу-ль-Хасан (отец аль-Хасана). Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, дал ему прозвище “Абу тураб”. Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды, когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл в дом Фатимы, он не нашёл там ‘Али и спросил: «А где же сын твоего дяди?» (Фатима) ответила: «Мы повздорили, и он рассердился на меня и ушёл, отказавшись спать у меня днём». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел одному человеку: «Посмотри, где он». (Через некоторое время этот человек) вернулся и сказал: «О посланник Аллаха, он спит в мечети». Тогда посланник Аллаха, & , пришёл туда (и увидел), что накидка ‘Али упала с его бока, а сам он лежит, испачкавшись в пыли. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал стряхивать с него пыль, приговаривая: «Вставай, о Абу Тураб, вставай, о Абу Тураб!»

КАК‘АЛИ ПРИНЯЛ ИСЛАМ
‘Али был первым ребёнком, принявшим ислам. В то время он жил на попечении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который воспитывал его и заботился о нём, чтобы помочь своему дяде облегчить бремя забот о детях. ‘Али остался жить в доме Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и после начала пророчества. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, призвал его к исламу, и ‘Али уверовал в него, когда ему было 8 или 10 лет.

КАЧЕСТВА ‘АЛИ
‘Али, да будет доволен им Аллах, отличался своими знаниями и умом и приобрёл известность своим красноречием, смелостью, мужеством преданностью и неуклонным выполнением взятых на себя обязательств. Он чуждался блеска этого мира, любил уединяться по ночам и предпочитал простую одежду и грубую пищу. Он с уважением относился к религиозным людям, был близок с неимущими и обращался к миру этому с такими словами: «Жизнь твоя коротка, общество твоё презренно, а значение твой ничтожно. Ах, ах, сколь мало припасов, сколь далёк путь и сколь он безлюден!»

ЗАСЛУГИ ‘АЛИ
Заслуги ‘Али, да будет доволен им Аллах, многочисленны, на что указывают слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Ты от меня, а я от тебя», а также слова ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер, оставаясь довольным им».
Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что в день Хайбара он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует (нам) победу».
(Сахль, да будет доволен им Аллах, сказал
− (Услышав это, сподвижники пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) поднялись (со своих мест и разошлись, и каждый) надеялся на то, что (знамя вручат) ему, а наутро они направились (к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует,) и каждый из них хотел, чтобы (знамя) вручили ему, однако он спросил: «Где ‘Али?» Ему сказали, что у него болят глаза, и он велел позвать ‘Али к себе. (Когда он явился, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) поплевал ему на глаза, и он сразу же выздоровел, будто с ним ничего и не было.

А потом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вручил ‘Али знамя, и через него Аллах даровал мусульманам победу.

Как и другие достойнейшие сподвижники, ‘Али, да будет доволен им Аллах, был готов жертвовать ради исламского призыва собственной жизнью и своим достоянием. Он был первым, кто намеревался в случае необходимости пожертвовать собой ради посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Именно он, зная о том, что многобожники сговорились убить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, улёгся в его постель в ту ночь, когда пророк покинул Мекку вместе с Абу Бакром. ‘Али принимал участие во всех военных походах мусульман, за исключением похода на Табук.

ПРАВЛЕНИЕ ‘АЛИ
После убийства ‘Усмана мусульмане избрали халифом ‘Али, который стал отказываться от этого и выразил желание быть вазиром, а не халифом. Однако другие сподвижники настаивали на своём, стремясь выйти из трудного положения, в котором они оказались. Дело в том, что после несправедливого убийства ‘Усмана мятежники не только стали хозяевами положения в Медине, но и угрожали убить членов совета (шура), виднейших сподвижников и всех мухаджиров, которых сумеют схватить, если не найдут никого, кто согласился бы стать халифом. Они говорили: «Берегитесь, о жители Медины! Мы даём вам два дня и клянёмся Аллахом, что если вы не решите этот вопрос, то на следующий день мы непременно убьём ‘Али, Тальху, аз-Зубайра и многих других людей!» Когда ансары и мухаджиры стали настаивать, ‘Али счёл своим долгом выполнить их просьбу и подчинился. В субботу 19-го зу-ль-хиджжа он явился в мечеть и поднялся на минбар, после чего мухаджиры и ансары принесли ему присягу. Среди присягнувших были аз-Зубайр бин аль-‘Аввам и Тальха бин ‘Убайдуллах.

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ,ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВЛЕНИЮ ‘АЛИ
Аллаху было угодно, чтобы смута продолжалась и после убийства ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, когда новые её волны, поднятые с помощью козней и хитростей врагов ислама, стали испытанием для мусульман, однако в предустановлении Аллаха проявляется Его мудрость, и Ему ведомо предопределённое И
После принесения присяги ‘Али предпринял следующие шаги:
1. ‘Али сместил тех наместников ‘Усмана, на которых жаловались люди, а также тех из них, кто был не согласен с политикой нового халифа.
2. ‘Али решил отложить наказание убийц ‘Усмана до тех пор, пока его власть не укрепится, и он не заручится поддержкой мусульман из разных провинций Халифата

ОТНОШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СПОДВИЖНИКОВ К ШАГАМ ‘АЛИ
Некоторые наместники подчинились приказу о смещении, но нашлись и такие, которые отнеслись к этому неодобрительно. Среди них был наместник Шама Му‘авийа бин Абу Суфйан, хотя он и признавал преимущество ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими.
Причина его неподчинения заключалась в том, что он настаивал на необходимости воздаяния преступникам равным (кисас) до принесения присяги, что и положило начало разногласиям. Таким образом, всё, что случилось между ‘Али и Му‘авийей, явилось результатом попыток найти самостоятельное решение, а не следствием борьбы Му‘авийи за власть. Вот почему приверженцы сунны и согласия считают, что оба они получат награду, но награда того, кто был прав, будет двойной, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда».
Результатом использования ненавистниками ислама этих разногласий стали две достойные сожаления битвы между мусульманами, в которых представители каждой из сторон отстаивали то, что представлялось им правильным.
Первой была так называемая “верблюжья битва”, состоявшаяся в 36 г. х./56 г. Причиной её явилось то, что ‘Аиша, Тальха и аз-Зубайр, да будет доволен всеми ими Аллах, в сопровождении множества людей направились в Басру, желая добиться примирения и прекращения смуты, которая возникла после избрания халифом ‘Али. Они поступили так, ибо в Коране сказано: «Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей друг с другом
Узнав о том, что ‘Аиша направляется в Басру, ‘Али во главе своих войск выступил ей навстречу, желая добиться примирения. Указанием на это служит то, что, когда кто-то спросил ‘Али: «Чего ты хочешь и куда ты направляешься?» − он ответил: «Что касается наших желаний и намерений, то они состоят в примирении, если с этим согласятся те, кто находится вместе с ‘Аишей». Этот человек спросил: «А если они не согласятся?» ‘Али сказал: «Мы выслушаем их оправдания, воздадим им должное и уйдём». Этот человек спросил: «А если они не согласятся?» ‘Али сказал: «Мы не станем их трогать, пока они не тронут нас». Этот человек спросил: «А если они не оставят вас в покое?» ‘Али сказал: «Мы будем защищаться от них». Этот человек сказал: «Тогда прекрасно!» Через некоторое время состоялась встреча ‘Али с ‘Аишей и теми, кто был вместе с ней. На этой встрече они достигли взаимопонимания, после чего обе армии мирно провели ночь в своих лагерях. Однако те, кто разжигал огонь смуты, а именно ‘Абдуллах бин Саба’ и его приспешники опасались, что, если стороны окончательно придут к согласию, это создаст угрозу для их безопасности. На рассвете они разделились на две группы, одна из которых атаковала лагерь ‘Али, а другая − лагерь ‘Аиши. В обоих лагерях люди, которые решили, что их обманули, схватились за оружие, и между ними разгорелся жестокий бой. Он продолжался, пока верблюду, на котором в паланкине сидела ‘Аиша, не подрезали поджилки. Её сторонники рассеялись, и бой закончился. Что касается ‘Аиши, то она вернулась в Мекку после того, как ‘Али, который снабдил её всем необходимым, пешком проводил её до предместий Медины, а брат ‘Аиши, Мухаммад бин Абу Бакр, и его дети провожали её в течение дня пути.
Второй из битв, явившихся результатом вышеупомянутых разногласий, которые были использованы ненавистниками ислама, стала битва при Сиффине. Ранее мы уже упоминали о причине этих разногласий. Перед битвой при Сиффине сторонники ‘Али и Му‘авийи, да будет доволен Аллах ими обоими, в течение шести месяцев обменивались посланиями, и этот факт служит убедительным доказательством того, что и тот, и другой стремились не к сражению, а к примирению. Началу битвы предшествовали следующие события:
1. Стычки между сторонами, которые происходили из-за источников воды. В борьбе за эти источники, находившиеся под контролем воинов Му‘авийи, победили сторонники ‘Али, которым удалось оттеснить сирийцев. Однако после этого ‘Али, да будет доволен им Аллах, разрешил воинам Му‘авийи брать воду.
2. После этого столкновения между сторонами продолжались с переменным успехом. Никто не мог добиться решающей победы, хотя некоторое преимущество было всё же на стороне ‘Али. Несмотря на длившееся не один день сражение, воины противоборствующих сторон встречались друг с другом по ночам и вели беседы.

ЗАВЕРШЕНИЕ СРАЖЕНИЯ И КРОВОПРОЛИТИЯ
Люди, придерживавшиеся искренних намерений, опасались, что в результате всех этих событий мусульмане уничтожат друг друга, хотели спасти их и добивались прекращения сражения. Об этом долго размышлял ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, и в конечном итоге ему в голову пришла мысль о третейском суде. Он поделился своими соображениями с Му‘авийей, который был весьма рад этому предложению. После этого его воины прикрепили свитки Корана к копьям и подняли их. Воины ‘Али перестали сражаться с ними, и бой прекратился, когда же было вынесено решение третейского суда, все воины вернулись к себе домой.

ГИБЕЛЬ ‘АЛИ, да будет доволен им Аллах
‘Али, да будет доволен им Аллах, умер 17-го рамадана 40 г. х./661 г., получив смертельную рану, которую нанёс ему один из хариджитов по имени ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам, решивший, что благодаря убийству повелителя правоверных он приблизится к Аллаху. Во время хаджжа в 39 г. х. ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам встретился в Мекке с двумя своими единомышленниками, и они стали вспоминать всё, что произошло между мусульманами, говоря: «О, если бы нам удалось убить предводителей заблудших и избавить от них страну!» ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам сказал: «Я избавлю вас от ‘Али». Его сообщник аль-Бара бин ‘Абдуллах сказал: «Я избавлю вас от Му‘авийи», а ‘Амр бин Бакр заявил: «А я избавлю вас от ‘Амра бин аль-‘Аса». После этого они условились, что всё это произойдёт в одну ночь, и ‘Абд ар-Рахману бин Мульджаму удалось смертельно ранить ‘Али, да будет доволен им Аллах, отравленным мечом, когда ‘Али шёл на утреннюю молитву, восклицая: «Молитва, молитва!» Что же касается его единомышленников, то им не удалось убить ни Му‘авийу, ни ‘Амра бин аль-‘Аса. Да окажет Аллах повелителю правоверных великую милость и да воздаст Он ему благом!

ГОД ОБЪЕДИНЕНИЯ
После смерти ‘Али иракцы принесли присягу аль-Хасану бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими. Через некоторое время до Му‘авийи дошли слухи о том, что аль-Хасан собирает войска, чтобы продолжить войну с ним, и решил на всякий случай тоже собрать свои силы. В “Сахихе” аль-Бухари сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал:
− Аль-Хасан повёл на Му‘авийу свои отряды, подобные горам. ‘Амр бин аль-‘Ас воскликнул: «Поистине, противостоять им могут только подобные им!» В ответ на это Му‘авийа сказал: «Эй, ‘Амр, если эти перебьют тех, а те − этих, кто же тогда у меня будет заниматься всеми делами?» После этого он направил к аль-Хасану ‘Абд ар-Рахмана бин Самуру и ‘Абдуллаха бин ‘Амира, курайшитов из рода бану ‘абд шамс. Он велел им: «Ступайте к этому человеку, поговорите с ним и предложите заключить мир». Они явились к аль-Хасану и стали говорить с ним, склоняя его к миру. На это аль-Хасан бин ‘Али сказал им: «Поистине, мы − потомки ‘Абд аль-Мутталиба, и нам достались богатства, а эта община скоро захлебнётся в собственной крови!» Тогда они сказали: «Му‘авийа предлагает тебе то-то и то-то и просит тебя принять его предложения». Аль-Хасан спросил: «А кто мне поручится за это?» Они ответили: «Мы», после чего он уже ни о чём их не спрашивал, пошёл на уступки и согласился заключить мир.
Так закончилась смута, и Аллах привёл мусульман к примирению, что стало возможным благодаря уму и благочестию аль-Хасана бин ‘Али, да будет доволен им Аллах. Всё это послужило подтверждением слов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые приводятся в “Сахихе” аль-Бухари. Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Я видел (находившегося) на минбаре посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рядом с которым (стоял) аль-Хасан бин ‘Али, и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) смотрел то на людей, то на (Аль-Хасана), говоря: «Поистине, этот мой сын является сайидом, и может случиться так, что через него Аллах приведёт к примирению две большие группы мусульман».