Какой признак отличает православные храмы от остальных. Особенности священных строений, или чем отличается храм от церкви

В 11-м веке на Руси, после принятия христианства, стали появляться первые монастыри и храмы. В суровые времена средневековья монастырские стены служили надежной защитой от нашествий врагов, внутри стен были расположены кельи, а в центре было место храма, в восточной части которого располагается алтарь с жертвенником и престолом. С запада к храму примыкал притвор - там некрещеные могли слушать литургию. Все храмы освящались архиереями специальным чином в честь какого-либо святого.

Истинно верующие люди служили и в рядах Красной Армии во времена Великой Отечественной - все знают, что многие солдаты прижимали к сильно бьющимся сердцам под шинелями святые образа, которые дарили бойцам отвагу и веру и не давали морально погибнуть в страшное время. Человек, по-настоящему уверовавший в Бога (в любой его ипостаси), не предаст Господа, какой бы политический строй ни царил и что бы ни происходило. Все православные свято чтут традиции, соблюдают посты, посещают храмы. Кто-то говорит «церковь», «приход», «часовня»… Чем отличается храм от церкви - попробуем разобраться!

Общие понятия

Говоря «церковь» и «храм», имея в виду непосредственно здания, где совершаются религиозные обряды, культы и традиционные для религии действия, мы можем поставить между этими понятиями знак равенства. Тем не менее необходимо понимать, что храм - это общее понятие места совершения обрядов, вне зависимости от конфессии. Церковью же называется только христианский храм, так же как исламская - мечеть, синагога - в иудаизме и так далее. Одним словом, храм - это собирательное понятие, церковь - более узкое, ограниченное рамками христианства, - это основное, чем отличается храм от церкви.

Храмы

По сути, церковь-храм-часовня - это одно и то же, но храм является понятием собирательным; когда говорят о храме, подразумевают общее определение церковного здания, храмом могут быть названы и часовня, и церковь, и собор, и приход, причем любых религий, например, древнегреческий или буддийский храмы. А такого типа зданий, как храм, не существует. Помимо этого, слово «храм» имеет некое возвышенное значение (церковь - Божий храм), называя так церковь, хотят придать ей больше уважения.

Православные церкви

Церковь и часовня представляют собой два основных типа церковных зданий в православии, а разницей служит лишь то, что в часовнях не проводятся литургии, являющиеся основными службами православия, часовни не имеют алтаря.
Некоторые церкви имеют особый статус и называются соборами, это более почетный статус, означающий высокопоставленность этого православного здания.

Среди церквей имеются так называемые домовые храмы - церкви, расположенные при каких-либо учреждениях и предназначенные. Например, для учащихся того или иного учебного заведения или рабочих на предприятии, а также для пациентов больницы. Эти церкви строятся на территориях данных учреждений, встраиваются в здания, вписываясь в их структуру или фасад, а иногда размещаются внутри (церкви в аэропорту).

Другие русские церкви и храмы - крестовые церкви, в которых совершаются богослужения для главы Епархии. Эти здания находятся обычно при архиерейских домах или в самом здании Епархии. Также среди церквей выделяются крестильные церкви - это храмы, главным образом предназначенные для обрядов крещения. Вообще эти обряды проводятся в любых храмах, а также в обычных домах и даже в открытых водоемах. Крестильная церковь - это особое здание, расположенное в подклете или приделе основного храма.

Соборы

Собор - это особый статус церкви, присваиваемый Патриархом по причине какого-то особенного ее положения. Например, кафедральный храм, в котором проводит службы правящий архиерей, автоматически приобретает статус собора, так же как и главная церковь населенного пункта. Интересно то, что во внешнем виде нет ничего, чем отличается храм от церкви, имеющей статус собора, - присвоение этого ранга никак не сказывается на облике и устройстве священного здания. Если церкви был присвоен статус собора, он остается с ней навсегда.

Часовни

Итак, мы рассказали, чем отличается храм от церкви, что представляют собой соборы, но нередко мы сталкиваемся с таким понятием, как часовня. Это маленькая церковная постройка для богослужений суточного круга. Литургии в ней не проводятся. Они обычно располагаются в местах, где есть необходимость в помещении для молитвы - кладбища, аэропорты, вокзалы, а также на местах захоронений или над святыми источниками.

Иерархический принцип и структура должны соблюдаться в любой организации, в том числе и в РПЦ, которая имеет собственную церковную иерархию. Наверняка каждый человек, посещающий богослужения либо иным образом вовлечённый в деятельность церкви, обращал внимание на то, что каждый священнослужитель имеет определённый чин и статус. Это выражается в разном цвете одеяния, виде головного убора, наличии либо отсутствии украшений, праве проводить те или иные священнодействия.

Иерархия священнослужителей в РПЦ

Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:

  • белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
  • чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).

Чины в белом духовенстве

Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.

Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине - обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.

В его обязанности входит:

  • Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
  • Подготовка одеяний священников;
  • Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
  • Разжигать огонь в кадиле;
  • Подносить полотенце к губам во время причащения;
  • Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.

В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.

Псаломщик (иначе - чтец) - ещё один представитель белого низшего духовенства. Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина. За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.

Иподиакон - помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь. При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата. Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.

Церковные саны православной церкви

Вышеперечисленные служители церкви не имеют священного сана, а, следовательно, не являются церковнослужителями. Это обыкновенные люди, живущие в миру, однако желающие стать ближе к Богу и церковной культуре. На свои должности они принимаются с благословения церковнослужителей, находящихся выше рангом.

Диаконская степень церковников

Диакон - низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача - быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия. Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается. Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.

Протодиакон - главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние - орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).

Пресвитерская степень служителей

Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:

  • Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
  • Проведение причащения;
  • Нести заветы православия в людские массы.

Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.

Протоиерей - титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств - епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.

В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии - возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.

Протопресвитер - высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.

Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.

Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.

Чины чёрного духовенства

Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).

Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:

Соответствующий чин белого духовенства Чин чёрного духовенства Комментарий
Алтарник/Псаломщик Послушник Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни.
Иподьякон Монах (инок) Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом.
Диакон Иеродиакон Монах в сане диакона.
Протодиакон Архидиакон Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона.
Иерей Иеромонах Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники - через монашеский постриг.
Протоиерей Изначально - настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей.
Протопресвитер Архимандрит Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством.

Епископская степень священнослужителей

Епископ принадлежит к разряду архиереев. В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов. Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.

Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Является руководителем местной церкви - епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.

Митрополит - высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.

Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.

Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.

Патриарх - высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх. Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях. Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.

Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом. Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода. Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.

Кандидат на патриарший престол должен быть архиереем РПЦ, иметь высшее богословское образование, в возрасте не моложе 40 лета, пользоваться доброй репутацией и доверием церкви и народа.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, V класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

    Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?

    Чинопоследование

    Таинство

    Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?

    Александровский

    Андреевский

    Владимирский

    Георгиевский

    Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?

    Благовещение

    Крещение Господне

  1. Рождество Христово

    Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?

    На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?

    Воскресение

  1. Понедельник

    Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?

    Двенадцать

  1. Одиннадцать

    Четырнадцать

    С греческого языка это слово переводится как «книги»:

  1. Евангелие

    В Крыму был построен красивейший собор в память российского погибшего императора Александра II. Храм был двухпрестольный: нижний престол освящен во имя святого вмч. Артемия, в день памяти которого, 20 октября, скончался император Александр III, а верхний – в честь святого покровителя обоих императоров. О каком храме идет речь?

    Владимирский собор (Херсонес Таврический)

    Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

    Собор святого Александра Невского (Ялта)

    Храм Воскресения Христова (Форос)

    Как называется день накануне Рождества Христова?

  1. День молитвы

    Сочельник

    Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?

    Вверху всегда есть крест

    На входе в храм над дверью всегда Вифлеемская звезда

    Строение храма всегда кубической формы

    Храм всегда обнесен оградой

ЗАДАНИЕ 2.
2.1. Прочитайте фрагмент текста из книги Софьи Куломзиной «Священная история в рассказах для детей». Ответьте на вопросы.

«Вокруг Иоанна собиралась большая толпа людей. Он говорил им, что недостаточно видеть в себе народ Божий, который Бог особенно любит. Нужно жить так, как велит Бог.

Что же нам делать? - спрашивали люди. И Иоанн учил их, что надо оставить все дурные дела, раскаяться в содеянном зле, нужно быть добрыми и отзывчивыми, делиться всем, что послал Бог, с другими, никого не обижать, не требовать себе самим ничего лишнего... Чтобы подтвердить, что они действительно хотят очистить себя от всего плохого, люди крестились: входили в воду реки Иордана, омывались ею, а Иоанн молился при этом Богу.

Когда Иоанна спрашивали: - Ты ли тот Спаситель, Которого мы ждем? - он отвечал:

Нет, я не Христос. Я крещу вас в воде, но стоит среди вас Кто-то, Кого вы не знаете. Идущий за мной сильнее меня.

На другой день после того, как Иоанна спрашивали “кто он?”, увидал он вдруг Иисуса Христа среди людей, толпившихся на берегу Иордана.

Он сразу узнал Его, и, когда Иисус Христос захотел принять крещение, Иоанн стал отказываться. Он говорил:

Я крещу людей, чтобы они пожалели обо всем плохом, что совершили. Это я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня. Я не смею даже развязать ремня на обуви Твоей.

Но Иисус сказал:

Мы призваны всё совершить по правде Божией.

И послушался Иоанн и крестил Иисуса Христа. Когда Иисус Христос выходил из воды, увидел Иоанн, что из отверстого неба Дух Святой, как голубь, сошел на Него. И услышал он голос Божий:

Ты Сын Мой, Которого Я люблю, в Котором Мое благоволение...

В тот день воистину произошло откровение Святой Троицы: Бог Отец с неба сказал о Сыне Своем, Который крестился в Иордане, и Дух Святой явился в виде голубя. Вот почему и день, когда мы празднуем Крещение Господне (19-го января по новому стилю), называется Богоявлением. В этот день во всех храмах Божиих освящают воду. А мы приносим домой святую “богоявленскую” воду, храним ее дома, пьем ее с молитвой к Богу, и помогает она при всех недугах».

Вопросы

Ответы

Почему праздник Крещения Господня называют Богоявлением?

На какое число приходится праздник (по новому стилю)?

Как звали пророка, крестившего Спасителя?

Какое значение имеет слово «благоволение»?

Что пророк сказал Спасителю, когда Он пришел к нему креститься?

Описываемое событие было до или после того, как Иисус Христос начал учить людей? Обоснуйте свое мнение.

Какая традиция существует в праздник Крещения?

* Какой двунадесятый праздник в календаре предшествует Крещению?

2.2. Какая из приведенных икон является иконой описываемого праздника?

Ответ: __________

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами!

Да прийдет Царствие Твое,

Твоя да будет Воля с нами,

Как в небесах, так на земли!

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою,

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

Избави нас...

А.С. Пушкин

Целя недуг, врачуя муку,

Везде Спасителем Он был,

И всем простер благую руку,

И никого не осудил.

То, видно, Богом Муж избранный!

Он там, по oнпол Иордана,

Ходил как посланный небес,

Он много там свершил чудес,

Теперь пришел Он, благодушный,

На эту сторону реки,

Толпой прилежной и послушной

За Ним идут ученики…

Алексей Толстой

Какая православная молитва легла в основу стихотворения А.С. Пушкина?

____________________________________________________________________________________

Кто оставил данную молитву людям?

____________________________________________________________________________________

О Ком пишет в своем стихотворении Алексей Толстой?

____________________________________________________________________________________

Какая логическая связь присутствует в двух приведенных стихотворениях?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Именно он благословлял Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

Погиб на дуэли.

Ему принадлежит знаменитая поэма «Бородино».

Недалеко от села Радонеж основал монастырь, со временем ставший лаврой.

В юношестве он поступил в кавалерийскую школу, по окончании которой начал служить в Гусарском полку.

До принятия монашества его звали Варфоломей.

Ему принадлежат стихотворные строки «Белеет парус одинокий…»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов

Цель урока: Дать общее представление о внутреннем устроении православного храма.

1. Познакомить с новыми понятиями и закрепить понятия, данные на предыдущих уроках: иконостас, алтарь, престол, лампада, подсвечник.

2. Продолжать формировать представление детей о храме как общем доме для молитв и святыни для православных людей.

3. Формировать представление об общих элементах всех православных храмов: иконостас, алтарь, иконы, лампады. Подсвечники.

4. Формировать интерес к изучению православной культуры.

5. Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

6. Продолжать формировать представление о культурном единстве России, о православии как объединяющем явлении отечественной культуры, связывающем судьбы и творчество многих поколений россиян с современной жизнью в России.

7. Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Новые слова и понятия: Иконостас. Лампада. Подсвечник. Прихожане. Священник. Крестное знамение.

Иллюстративный ряд: Фотоснимки интерьеров православных храмов, фрагментов богослужения, храмовых предметов, буклет “Храмы Пыталовского района” Н.А. Цветкова, иллюстрации учебника А.В. Бородиной “Основы православной культуры: Мы и наша культура”, плакаты, презентация.

Предварительная подготовка к уроку: Желательно до урока провести экскурсию к храму города, зайти в храм; провести перед этим с детьми беседу о том, как следует вести себя в храме. До начала урока организовать выставку работ “Мой храм”.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Выставка творческих работ.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Объяснение нового материала (беседа с использованием выставки, иллюстраций учебника и презентации).
  6. Физкультминутка.
  7. Подведение итогов.
  8. Рефлексия.

    Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке
Пойдём мы с вами в храм.
И будем все внимательно
Следить за тишиной.

2. Выставка творческих работ

На доске записано:

“В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации. Это тема об ожидающей нас судьбе”. Н. Бердяев

Прочитайте, что записано на доске. Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Что такое храм? (Дом Божий)

Что такое крест? (Это символ спасения человека и заботы о других людях, добровольно ради Христа взятые на себя каждым христианином)

По каким признакам мы отличаем православные храмы от других зданий? (Маленькие и большие храмы, белокаменные и расписные – все имеют на главках крест)

Давайте рассмотрим нашу выставку. Расскажите, в каком храме вы были. Что особенно вас удивило, что запомнили? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить? (Высказывания детей)

3. Сообщение темы урока

Сегодня мы продолжим разговор о храме. Мы с вами узнаем, что находится в храме.

4. Физкультминутка

Поработали мы дружно, А теперь вставать нам нужно, Тише, тише, тишина: В нашу комнату пришла.

5. Изучение нового материала

В храме действительно очень красиво, но эта красота особенная – духовная, храм украшен святостью, то есть иконами и росписью с образами Господа, Божией Матери, святых, ангелов, а внешняя красота – орнаменты, позолота, оклады дополняет, украшает образы святых трудами рук людей, живущих ныне на земле. Как люди ведут себя в храме? Храм предназначен для молитв, и люди приходят в храм помолиться, все стараются не мешать друг другу, не толкаются, не разговаривают без крайней нужды. Когда ходили в храм вспомните, как прихожане берут благословение у священника, как ставят свечи, как осеняют себя крестным знамением. Подумайте, о чём бы каждый из нашего класса хотел попросить Господа, но вслух об этом не говорите. Ребята, вы не должны рассказывать и не любопытствовать о том, с чем человек хочет обратиться к Богу. То, что касается только отношений Господа и каждого человека, может обсуждать только со священником в духовной беседе или на исповеди, либо с родителями. Вмешиваться в чужой духовный мир или раскрывать свой на обозрение всех присутствующих – не принято, это признак невоспитанности. У православных людей красота и переживания внутреннего мира должны находить выражение в творчестве, в добросовестной работе, хороших поступках, заботе о друзьях, близких.

А сейчас мы поговорим о внутреннем устроении храма и храмовых предметах. (С использованием презентации). Иконостас – Перегородка с иконами, закрывающая алтарь от средней части храма. Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери называются Царскими Вратами, потому что только через них священник выносит Чашу со Святыми Дарами (Тело и Кровь Христовы, то есть Сам Господь, Царь Славы). На Царских Вратах изображается сюжет Благовещения и четверо евангелистов. Другие врата, северные и южные, несут на себе изображения архангелов Гавриила и Михаила или первых диаконов и называются диаконскими, потому что через них обычно проходят диаконы. Священники проходят через эти врата во время богослужения очень редко, а епископы почти никогда, так как во время богослужения они символически изображают Христа Спасителя и потому проходят через Царские Врата. Иконы на иконостасе располагаются в определённом порядке, по ярусам (чинам). Справа от Царских Врат находится икона Спасителя, а слева – Божией Матери. Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображён святой или священное событие, которому посвящён храм). Это местный ярус. Иногда икона Спасителя здесь заменяется иконой Троицы. Над местным ярусом располагается второй, праздничный чин, на котором отображены главные православные праздники. Третий ярус называется апостольским, потому что на нём представлены апостолы. Четвёртый ярус содержит изображения святителей, то есть святых епископов, а пятый – пророков. В середине иконостаса часто помещается икона, называемая “Деисис” (иногда говорят “Деисус”), то есть “Моление”, она изображает Спасителя на престоле с Божией Матерью и Иоанном Крестителем, стоящим перед Ним. Эта икона символизирует совершенную молитву, так как Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча являются представителями-ходатаями за род человеческий, а молитва их – совершенной. Непосредственно над Царскими Вратами располагается икона “Тайная вечеря”, потому что через эти врата выносят Святые Дары. Весь алтарь находится на возвышенном месте, которое выходит в среднюю часть храма и называется здесь солеёй. Перед Царскими Вратами от солеи к середине храма отходит выступ – амвон, на котором диакон или священник произносят ектинии и читают Евангелие.

По обеим сторонам от солеи расположены клиросы, где стоят певчие и чтецы. Даже при строгом соблюдении установленных правил и сформировавшихся традиций в устроении православных храмов каждый из них отличается от других не только с наружи, но и внутри.

6. Физкультминутка

Нас ждёт работа впереди,
Но чтобы справиться смогли,
Отдохнуть мы все должны.
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клён.

7. Подведение итогов урока Работа по учебнику А.В. Бородиной “Основы православной культуры: мы и наша культура” и по плакатам.

8. Рефлексия

Давайте мы из геометрических фигур составим свой храм интересов: ели урок вам понравился то крепите красные фигурки, а если есть у вас вопросы ко мне, то жёлтые фигурки.

Любому православному христианину важно иметь представление о том, что такое храм и церковь, в чем разницамежду понятиями. Хотя знание отличий не имеет значения для вечного спасения души, но предполагает определённую образованность человека, которая может пригодиться при ответе на многочисленные вопросы людей, делающих первые шаги в церкви.

Сущность понятий «храм» и «церковь»: какие отличия?

Храм - русское слово, произошло от древних «хоромы», «храмина» - так обозначались жилые помещения больших размеров. В современном понимании храмом называют архитектурное здание, посвящённое Богу, в котором совершаются богослужения и . Форма построения дома Божия глубоко символична и может иметь вид:

Сооружение, похожее на корабль, напоминает о храме, как о ковчеге спасения среди бушующего житейского моря, ведущего в жизнь вечную. Форма креста указывает на средство и инструмент нашего спасения. Круг символизирует вечность. Звезда означает сияющий свет истины среди тёмного небосклона, который просвещает людей.

Храм, как правило, увенчан более чем тремя куполами и имеет несколько алтарей, разделённых на приделы, освящённые в чью-либо честь. Именуется храм во имя святого или праздника, которому посвящён центральный престол.

В день в храме можно служить столько литургий, сколько приделов, и, соответственно, каждую Евхаристию должны приносить разные священники.

Церковь (с греч. Дом Господень) имеет более широкое значение. В православной традиции понимается как:

  • религиозное здание;
  • сообщество всех верующих во Христа.

Религиозное сооружение с одним приделом, где может совершаться одна литургия в день. Церковь имеет меньшие размеры и более скромное убранство по сравнению с храмом: до трёх куполов и одного служащего пастыря.

Второе значение - Церковь как Тело Христово. Объединяет в себе:

  • Церковь Небесную Торжествующую (Божия Матерь, Ангелы, святые и все спасённые христиане);
  • Церковь Земную Воинствующую (христиане, борющиеся за своё спасение на земле).

Церковь Христова - единый богочеловеческий живой организм всех христиан, усопших и живущих, связанных Таинствами, Благодатью, единым Евангельским Духом. Начальник этой Церкви - Сам Христос. Спаситель невидимо управляет cвоей паствой в лице духовенства и мирян. Он совершает Крещение, принимает Исповедь, причащает верующий народ Своими Телом и Кровью.

Молитва «Символ веры» именует Церковь как Святую, Соборную и Апостольскую. Господь более 2 000 лет назад установил Церковь и сказал, что она будет стоять до скончания века, и врата ада не одолеют её. А все слова Спасителя исполняются с точностью, и нам не нужно переживать и бояться перемен. Бог всё держит под контролем.

Собор (от славян. собрание, съезд) в православной традиции имеет несколько значений:

  • Собор Апостольский - первое в истории собрание апостолов в Иерусалиме.
  • Собор Церковный - собрание духовенства с целью разработки правил вероучения, богослужения и дисциплины, стратегии борьбы с сектантством.
  • Главный храм города или монастыря, предназначенный к служению правящего архиерея с большим числом священников.
  • Собор Святых - церковный праздник, объединяющий святых одной территории или прославившихся единым подвигом.

В данном контексте мы рассматриваем третье значение собора - как главного храма местности. Отличие собора от церкви и храмазаключается прежде всего внушительными размерами первого. В нём проводятся ежедневные богослужения не менее чем тремя священниками. В соборе совершаются служения высшего духовенства: патриархов, архиепископов. Для этой цели может быть в наличии специальная кафедра и, соответственно, собор именуется Кафедральным. В церкви не устанавливается трон для предстоятеля.

Собор богаче и масштабнее украшается, а алтарей может быть, как в храме, несколько. Звание «собор» присваивается храму пожизненно, даже если кафедра архиерея переносится в другой храм. В каждом крупном российском городе есть величественные соборы, завораживающие взгляд, которые для верующих становятся молитвенным пристанищем, а для туристов - местной достопримечательностью.

Главное назначение соборов, храмов, церквей состоит в возможности человека общаться со своим Создателем и близкими по духу мирянами. Приносить Богу искренне покаяние, просить очищения души от страстей и грехов, за всё и радоваться.

Всем верующим христианам и интересующимся религиозной наукой будет полезно знать о характерных особенностях понятий "собор", "храм" и "церковь", в чем разницамежду ними и каковы общие черты, чтобы ожидания от участия в богослужении соответствовали полученным впечатлениям.