Мученик уар житие. Православная церковь чтит память святого мученика уара

Мученик за Христа

Святой мученик Уар

Святой мученик Уар жил в древности, в те великие времена, которые утвердили христианскую веру в мире. Продолжатели апостольской проповеди несли людям слово Истины, не страшась гонений и преследований власти. Слово проповеди они скрепляли своей кровью. Быть христианином в то время означало — быть вне закона, т.е. быть преступником, а значит – идти на смерть. Апостол и нам подтверждает:

«Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Рим. 6; 3).

Полезные материалы

И кстати, времена гонений на христиан повторялись регулярно в истории, они и сейчас не закончились, взгляните на события в соседней, не чужой нам стране. А тогда, вся сила римского государства была направлена на искоренение движения последователей некоего «иудейского проповедника». Христианство выстояло против свирепой ненависти властей, руководимых темной силой, исполняя слова Спасителя:

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).

Кровь мучеников свидетельствует всему миру об истинности веры в Христово Воскресение.

Где и когда жил святой

Это было в Египте в самом начале IV века. Нарушавших указ императора о принесении жертвы римским богам влекли в темницы и на мучения.

Интересный факт

Мученик в христианстве (по-гречески μάρτῠρος - свидетель ) это человек, принявший мучения и смерть за Христа, исповедуя свою веру, т.е. тот, кто засвидетельствовал своей кровью Истину.

Тайный христианин

В это время в Александрии был один из воинов по имени Уар, который тайно служил узникам за веру. Он за золото подаваемое страже входил ночью в темницы, чтобы омыть и перевязать раны мучеников, принести воды и пищи, целовал оковы на ногах верных учеников Христовых, говоря:

«Блаженны вы, добрые и верные рабы Господа, имеющие войти в радость Господа своего, потому что вы стояли за Него даже до крови (Евр.12:4). Блаженны вы, добрые подвижники, коим плетутся на небе рукою Вышнего венцы, потому что «терпением проходите предлежащее нам поприще» (Евр.12:1).

Открытое исповедание веры

Святой мученик Уар

Уар был офицером Тианской гарнизонной когорты и охранял с войсками порядок в одной из римских провинций – в Египте, он должен был строго исполнять приказы и выполнять требования государственного закона о преследовании христиан. Его судьба сложилась так, что выбор — жизнь или Христос — коснулся его непосредственно:

«сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10:39).

Открыто сказать о своих убеждениях означало потерю должности, звания, позор, заключение и истязания. Ум говорил: уклонись, не объявляйся. Тело трепетало от предчувствия боли, но в душу глазами мучеников, залитыми кровью, смотрел Христос. Уар просил христиан в темнице наставить его словом веры, укрепить молитвой.

Семеро, скованных кандалами, учителей наставляли Уара:

«Если ты боишься временной муки, то не избежишь вечной; если страшишься исповедать Христа на земле, то не будешь насыщаться видением лица Его на небе. Иди же, брат, и шествуй с нами путем мученичества ко Владыке, взирающему на наши подвиги; пострадай вместе с нами, ибо другую такую дружину ты найдешь не скоро».

Исповедничество и смерть

Когда скончался один из семи заключенных, не первый день терзаемых за Христову веру, Уар заступил место скончавшегося и стал одним из исповедников. Шагнув на Голгофу за Христом, он не поддался на уговоры и призывы к «здравому смыслу», не повернул из малодушия и страха боли. Его мучали страшно, строгали

«его тело железными ножами и скребками, а потом, прибив его гвоздями к дереву вниз головою, сдирали со спины его кожу, а по чреву его до тех пор били суковатою палкою, пока оно не расторглось и все внутренности не выпали на землю».

Мучение св. Уара. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Святой просил своих собратьев-исповедников, которые плакали, глядя на его муки, помолиться о его душе, отходившей принять венец из рук Господа. Через пять часов мучений он скончался, а вслед за ним приняли смерть и остальные шестеро христиан.

Посмертные события и судьба мощей

Тело святого мученика Ура, брошенное за городом в пищу зверям, подняла Клеопатра, женщина благочестивая, имевшая высокое положение в Александрии по должности своего покойного мужа. Клеопатра похоронила тело мученика у себя в доме и с молитвой возжигала над могилой свечи, чтя его подвиг и уповая на его предстательство пред Господом за ее семью.

У Клеопатры был единственный сын Иоанн, с которым они, забрав тело святого мученика и своего покровителя, вернулись из Египта на родину в селение Эдра, близ горы Фавор в Палестине.

На родине Клеопатра похоронила Уара и всегда служила его могиле каждением. А когда и другие стали приходить на могилу мученика и приносить больных, которые получали там исцеление, Клеопатра решила построить святому. К этому времени сын Клеопатры подрос и собирался поступать на военную службу. Перед освящением храма Клеопатра принесла ко гробу святого воинскую амуницию будущего солдата и просила Уара испросить у Бога для ее сына высокое звание, почетный чин и то самое лучшее, что будет в Божией воле для нее самой и сына.

Потом был праздник в честь освящения храма, но в разгар торжества сын занемог, а после праздника скоропостижно скончался. Несчастная мать побежала на гроб к мученику с воплем: «Так-то отплатил ты мне, угодник Божий, за то, что я столько потрудилась для тебя?»… «Кто закроет мне очи по смерти?», — рыдала и билась она. Когда же она изнемогла от слез и страданья, то уснула тут же на мощах святого и увидела сон.

Во сне сын ее Иоанн вместе с Уром в сияющих одеждах и золотых венцах приблизились к ней, она бросилась к ним. Уар же обратился к ней со словами:

«Не ты ли сама просила меня здесь, чтобы я испросил для тебя у Бога то, что Ему угодно и полезно тебе и твоему сыну? Итак я просил Всеблагого Бога, и Он соблаговолил по неизреченной Своей благости на то, чтобы твой сын был принят в Небесное Его воинство; и вот сын твой, как ты видишь, теперь стал одним из предстоящих престолу Божию. Если же хочешь, возьми его обратно и пошли его на службу к царю земному и временному».

Иоанн тоже просил Уара, но просил не слушать мать и не отдавать его на землю из славы Ангельской, в которую облек его Господь на Небе. Клеопатра умоляла и ее забрать с собой, но Уар пообещал, что ее примут сюда в свое время. С тех пор женщина раздала все свое имущество и постоянно пребывала в молитве в храме с святого Уара, где был похоронен и ее сын. Оба они в Небесном сиянии являлись ей на молитве в утешение каждое воскресение и укрепляли. По прошествии времени и сама она отошла ко Господу.

День памяти

Память всех этих святых — мученика Уара, мучимых вместе с ним семи христианских учителей, блаженной Клеопатры и ее сына Иоанна — совершается Церковью 19 октября по-старому стилю, 1 ноября по-новому ст.

Как изображают в. Уара на иконах

Святой мученик Уар

Традиционно на иконах мучеников изображают с крестом в руках, это символ крестного стояния за веру, следования за Христом и жертвенности. Еще один отличительный признак, присутствующий на иконах мучников – красный цвет в одеянии. Красный цвет это и цвет пролитой крови, и знак победы над смертью.

Мученика Уара на иконах также изображают с крестом и в воинском облачении, обычно в плаще красного цвета. Изображение может быть поясное или в рост, может также подкрепляться житийными картинами по краям(клеймами). Рядом с мч. Уром иногда изображают других мучеников, пострадавших с ним – семерых христианских учителей.

Необычная икона «Явление мученика Уара Клеопатре» хранится в Архангельском соборе московского Кремля. На иконе XVIII века коленопреклоненная Клеопарта и мученик Уар с Ианном на руках, икона почиталась москвичами как чудотворная, к ней в Кремль горожане приходили со своими больными детьми и молились об исцелении.

Почитание в России

Особое почитание святого мученика Уара на Руси связано с именем святого благоверного царевича Димитрия. Младший сын Ивана Грозного родился 19 октября 1582 года в день памяти святого мучника Уара, по рождению его имя было Уар. После гибели отрока в результате дворцовых интриг его тело было положено в царской усыпальнице в Архангельском соборе в Кремле в приделе мученика Уара.

В 1606 г. тело отрока из Углича привезли еще и для того, чтобы убедить всех в смерти наследника, т.к. появились самозванцы, и началось смутное время. Народ жалел погибшего отрока, на его мощах молились о детях и свершались исцеления, молились также и мученику Уару. В смутное время оккупации поляками, когда осквернялись храмы и монастыри, люди безвременно погибали от врагов, от голода и болезней, Патриарх Гермоген благословил в утешение родителей, потерявших детей своих некрещеными, совершать молебствие мученику Уару об облегчении их посмертной участи.

Сейчас Архангельский собор является музеем, богослужения совершаются не часто, но один из его престолов (в северном приделе) посвящен мученику Уару.

О чем молятся святому

Мученик Уар, как и другие святые мученики за веру Христову, имеет перед Господом особое дерзновение молиться за нас грешных. Из жития мч.Уару известно, что он молил Бога за родственников Клеопатры, погребенных с ним. Отсюда появилась традиция считать Уара молитвенником об умерших без таинства Крещения. Особая «специализация» этого святого связана как раз с тем, что Церковь молится только за своих членов.

Ради редких исключений церковные люди, знавшие каноны и строгость устава, обращались к мученику Уару. В старину таковыми «исключениями» являлись только младенцы, которых по скоропостижности отдельных случаев не успели крестить, т.е. умершие у крещеной матери в родах или в утробе от какой-то природной причины. Весь народ был крещен, и можно было понять горе матери, потерявшей дитя, которое без крещения осталось вне Церкви в одиночестве и сени смертной .

Желание такой матери молиться об умершем ребенке, с которым вместе, будучи беременной, она причащалась, Церковь поддерживала и утешала ее молебствиями к мч. Уару, тем более, что народ свидетельствовал о пользе такой молитвы и утешении, получаемом через этого святого.

Позже, когда жизнь изменилась (но не церковные каноны), к святому мученику Уару стали обращаться не только с молитвой о младенцах, но и о других некрещенных.

Конечно, трудно упрекнуть людей, родившихся при советской власти, где слово Божие было под запретом, а потом, так и не успев огласиться, погибших на фронте или умерших в блокаду. Кого-то крестили тайно, но многие все же оставались некрещеными, и народ страдал, лишенный веры и Таинств, и уповал на мч. Уара, молясь ему за некрещеных, за повесившихся пьяниц, за сошедших с ума сектантов. О частной молитве за некрещеных или отпавших святой прп. Феодор Студит говорил: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

  • Что касается общественного богослужения, то с древности существует каноническое церковное правило о недопустимости молитвенного общения с еретиками, язычниками и иноверцами, это относится к живым и к мертвым. Церковь молится только за своих чад — живущих православных христиан, а также «в вере усопшыя, и надежде жизни вечныя» . Раньше даже кладбища были отдельными для православных и инославных. Умершие вне Церкви и без крещения — не являются ее членами, и не могут быть поминаемы на Литургии и на заупокойных службах.
  • Прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Без Крещения никто не может надеяться на вечное спасение – хотя бы он был благочестивейшим из благочестивых».

О чтении канона св. мч. Уару за умерших не крещенными, без покаяния и т.д.

Святой мученик Уар

  • В Церкви на Проскомидии поминаются только крещеные, поэтому подавать в лавке записки за некрещеных, а тем более за самоубийц запрещено. Для личной молитвы христианина препятствий нет.
  • Церковь не запрещает человеку молиться за своих близких, даже если они умерли в нечестии, за бывших сектантов или самоубийц. Для домашней молитвы устава нет, но необходимо и дома уважать правила и каноны святой Церкви, догматы веры, отеческие установления и Тайну Божиего спасения.

Для домашней молитвы, желая облегчить загробную участь усопших и призывая в помощь святого Уара, можно использовать текст канона мученику из уставной службы в день его памяти. В этом каноне читаем такое обращение к святому: «да́ждь моли́твами твои́ми на́м разреше́ние грехо́в, жития́ исправле́ние, Уа́ре, и все́х неудо́бных избавле́ние». После каждой песни канона можно прибавлять свою молитву. Совершая таким образом молитву дома, мы не нарушим святых правил.

Существует и другой текст канона «Мученику Уару, емуже дана быть благодать умолити за умерших Клеопатрины прародители, несподобльшияся прияти святаго крещения» в котором так сформулирована просьба к Уару о его молитве к Господу: «умоли Его еже помиловати удаленныя и веры, и Крещения отчужденныя умершия наша сродники».

Молиться об удаленных веры, чуждых святого Крещения, не знавших или даже не желавших знать Христа Спасителя, на общественном церковном богослужении запрещено: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам»(Мф.15:26). Такое прошение противоречит Евангелию: вспомним, что говорил Авраам богачу, просившему послать к нему Лазаря омочить язык

«между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26).

Однако, все определяет вера:

«Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». (Мф.15:27).

Но следует помнить, что отпевание некрещеного человека Церковь не совершает, не может быть речи и о так называемом «посмертном Крещении».

Молиться за некрещеных можно лишь испросив благословения

В любом случае, начинать домашние молитвы за некрещеных самостоятельно без благословения не следует. Прежде чем начать такой молитвенный труд на келейной молитве необходимо посоветоваться с опытным священником и получить благословение. Не всегда нами задуманное нам по силам.

  • Чтобы не повредить себе, будем слушать святых старцев. Оптинский старец Леонид (в схиме Лев) так наставлял одного своего ученика молиться за отца-самоубийцу: «Вручай, как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, - по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго».

Милостыня

Наиболее полезно для душ усопших, да и для своей, подавать милостыню. Как говорит Священное Писание:

«милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» (Тов. 12:9).

Храмы и особо почитаемые иконы мч. Уара в Москве и других городах

  • Архангельский собор Московского Кремля (северный придел). Москва, Кремль, Соборная площадь. Икона мч. Уара XVIII века, чтимый образ, считавшийся по соборным преданиям чудотворным.
  • Храм Святителя Николая в Кузнецах. Адрес: Москва, Вишняковский пер., д. 15 (ст. метро «Павелецкая», «Новокузнецкая»). Каждую субботу в храме служатся молебны святому мученику Уару.
  • Храм Живоначальной Троицы в Вешняках (приход свт. Николая в Кузнецах). Адрес: Москва, ул. Пятницкая, д. 51, ст. метро «Третьяковская», «Добрынинская», проезд трол. № 25. Храм Свято-Тихоновского Богословского Института, где также есть чтимая икона мученика Уара, перед которой каждую субботу после литургии совершается молебен.
  • Храм святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше. Адрес: Москва, ул. Ибрагимова, д. 6., м.«Семёновская», здесь в правом приделе находится чудотворная икона святого мученика Уара.
  • Церковь святого мученика Уара на Домодедовском кладбище. Адрес: Московская обл., Домодедовский р-н, Домодедовское кладбище.
  • Храм мученика Уара. Адрес: г. Химки, Машкинское шоссе, стр. 1. Метро «Планерная», далее авт. № 268-к до остановки «Машкинское кладбище»; от ст. метро «Речной вокзал» на маршрутном такси до магазина ОБИ, оттуда пройти пешком 5 минут до храма; от ж/д станции Химки на авт. № 28 или № 42 до остановки «Машкинское кладбище».
  • Храм святого мученика Уара. Адрес: Московская обл., Мытищинский р-н, пос. Вешки, ул. Подсолнечная, д. 175. Метро «Алтуфьево», далее автобусом №303, время в дороге 15 минут. Молебны, в т.ч. св. мученику Уару, совершаются по воскресеньям в 11.00, после Божественной Литургии.
  • Часовня-храм святого мч. Уара. Адрес: г. Балашиха, мкр. Никольско-Архангельский, ул. Окольная, влад. 4.
  • Храм св. мч. Уара. Адрес: Ивановская обл., Южный р-н, с. Мугреево-Никольское.
  • Церковь св. мч. Уара. Адрес: Иркутская обл., Боханский район, с. Тихоновка.
  • Часовня св. мч. Уара. Адрес: Мурманская обл., Терский р-н, село Варзуга.
  • Троице-Георгиевский епархиальный женский монастырь, собор Святого Уара великомученика. Адрес: г. Сочи, село Лесное, ул. Будённовская.

Заключение

Раньше молитва за некрещеного была исключительным случаем, но в советское время, да и сейчас, к сожалению, многие оказались вне Церкви. Церковь молится только за тех, кто внутри нее находится, за верных своих чад. Человеку, не веровавшему в Воскресение и загробную жизнь, для кого слова «спасение души» были пустым звуком, зачем нужна посмертная молитва?

О церковной молитве за некрещеного своего родственника обычно хлопочут близкие, которые и сами не живут христианской жизнью. В Таинстве Крещения мы делаем выбор – с кем мы: со Христом, или с другими силами. Еще усерднее, чем о некрещеных, мученику Уару стоит молиться о нас, кто, дав в Крещении святые обеты, нарушает их, изменяя Христу, уклоняясь в суету мирской жизни.

Отдав жизнь за Христа, святой мученик Уар смело шагнул навстречу выбору, делом веры и кровью своей ответил на вопросы:

«Отрицаеши ли ся сатаны…?». «Отрицаюсь!». «Сочетаваеши ли ся Христу?». «Сочетаваюсь и верую Ему, яко Царю и Богу».

Его истинная вера устояла в страшном испытании. Без веры невозможно спастись учит нас Церковь, Сам Господь говорит:

«Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет» (Мк.16:16).

Дела веры – жизнь во Христе. А суд всех в руках Божиих.

Канон и молитва за умерших без святаго Крещения, для келейного чтения

Песнь 1
Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи, чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.

Припев (при келейном чтении): Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Умолен буди, Господи, святым Твоим Уаром мучеником и облецися в милость и щедроты; и сия даже до ада излиются, Человеколюбче, и ущедрят, яже от нас просимыя богатным Твоим милосердием.

Мучениче Христов великий, озлобленныя и безпомощныя воспомяни, седящия во мраце тьмы непросветимыя, и не престани, припадая ко щедрому Господу, дондеже утешит я богатным Своим милосердием.

О роде Клеопатры дивныя умолити возмогл еси, славный страстотерпче, убо и днесь, возмогая, возможеши свободити от мук, иже от нас воспоминаемыя, аще прилежно о них ко Господу помолишися, тебе бо ради утешит я Владыка богатным Своим милосердием.

Богородичен: Безпомощным Благая Помощнице, призри от славы Своея, Владычице, ко мраку адову и виждь беды умиленных, пред Тобою нами воспоминаемых, и не престани о них умоляя Своего Сына и щедраго Господа и Владыку, дондеже утешит я богатным Своим милосердием.

Песнь 3
Ирмос: Утверждей в начале Небеса разумом и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, Едине Человеколюбче.

Лик святых Сил Небесных подвигни с собою на молитву, мучениче, и сотвори дело пречудно, и велико, и честно, паче же радость неимущим надежды и утешения не уповающим, горьким нашим неверно умершим прародителем и еже с ними воспоминаемым, еже даровати сим от Господа прощение и велию милость.

Изрядный страстотерпче и Христу любимый, увеждь, коль желательна свобода мучимым и отрада, сице убо и наша сродники, и иже с ними неверия ради, вечныя муки притяжавшия, меры не обрящут своим радостем, аще изпросиши сим от Господа прощение и велию милость.

Уаре, добропобедный страдальче, милостив буди и к нашим молением, и зри удрученных несказанную нужду, и сам, от жалости понужден, неотступно молися к Человеколюбцу Владыце, да подаст им прощение и велию милость.

Богородичен: Всемирная надеждо, Богоприятное селение, наше к Богу примирение, Марие Владычице, приими прошения настоящаго предстояния и не престани моляся к Сыну Своему и всяческих Господу, да подаст безнадежным Тебе ради прощение и велию милость.

Седален
Аще молишися за весь мир, великомучениче, и не престаеши, прося всем милости и всяким преступником всеми образы люто Владыце досадившим и непрестанно досаждающим, иже мертвыми делы себе до конца умертвившим и ничтоже приобретшим, яко зло сотворшим, такоже, страстотерпче, предстани и о наших умерших сродницех, яко возможная начиная, не отступи, моляся и припадая к милующему всех Господу, да простит и помилует, иже во тьме седящия и люте зело огорченныя.

Ин седален
Радости вечныя насельниче, Небесному покою тезоименитый, Уаре великий, дерзая, да дерзнеши воспомянути пред Господем умиленныя четы наших прародителей, аще бо и не в гробе оных полагаем тя, усердным же прошением к жалости, еже от них, совокупляем тя. Темже припади и молися, не отринет бо предстояния твоего Владыка, но от безмерныя благостыни преклонен, пошлет преогорченным избавление и велию милость.

Песнь 4
Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив, тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Ельма убо, страстотерпче, всех любиши с верою к тебе прибегающих, темже и любим быти от молящих тя благопоспеши. Что же ино с желанием прославити тя Человеколюбный сотворит, не поданием ли просимыя милости умиленным и всякия отрады лишенным вечным узником, тако и впредь, о доблий мучениче, неоскудей о сих моляся.

Зима люта и спасения безплодие облежит в нечестиих умершия и плач безотраден, зде убо вочтени суть, иже от нас воспоминаемыя. Ты же, страстотерпче, соединити сих к роду праведных потщися и не оскудей о них моляся.

Адова мрачная темница во веки да не обымет прародители и сродники наша и вся, воспоминаемыя с ними: тебе, дивному страдальцу, силу неверия и греховную мощь низложившу, тако и впредь сих еже с Клеопатриным родом простити не оскудей, мучениче, моляся.

Богородичен: Тобою, Пречистая, познахом славити всяческих Содетеля, и от Тебе Плотоносца непрелестна Спаса величати навыкохом, и Тя, Владычицу, хвалим, и Тебе покланяемся, и молим, помилуй умершия в неверии наша сродники и еже избавити сих не оскудей к Сыну моляся.

Песнь 5
Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго, но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Всяко дарование, мучениче, и всяка милость от милостиваго Господа изливаемы, аще и предивны, и пречудесны суть, слагаеми же к прощению в нечестии умерших, величество преизящно сему оставляют. Темже и днесь великая сотворити потщися, Владыку, мучениче, умолити.

Не отвратися, Господи, от нашего умиления, ниже помяни множество грехов наших, паче же помяни древния Своя милости, и ради щедрот Твоих, и ради Уара страдальца добляго, не оскудей в богатстве безмернаго Твоего милосердия, но излей милости и прощение, еже от нас воспоминаемым.

Есть убо, великомучениче, и достизает человеколюбие Владычне и к сущим в мори далече, темже предстани и днесь и, припадая, умоли Его еже помиловати удаленныя и веры, и Крещения отчужденныя умершия наша сродники и всем, иже с ними воспоминаемым, даровати прощение и велию милость.

Богородичен: Предстани, Владычице, нашему изнеможению и буди выну в нуждах, помогая нам всюду и присно, Ты бо еси Христианская Надежда и Упование, темже не отрини наша прошения, но сотвори совершена и исполнена неисписанною Твоею благодатию.

Песнь 6
Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

Шатания вражия да не возрадуются, души в корысть получивши, ты же, мучениче, теплыми своими молитвами разруши хотения его, умоляя Господа еже простити нами воспоминаемыя и от вечныя муки тоя и нас избавити.

Начало нашему подвигу Клеопатрина рода прощение, отсюду убо виновное восприяхом возставити тя на молитву, и о еже нами поминаемых не презри, великомучениче, и не отрини грешных предстояние, но, потщався, испроси у Владыки Христа оным прощение и от горьких мук избавление.

Иже неверия ради срете конец зол, и чаяние благих весьма погибе прогневания Божия ради, ты же, страстотерпче, дерзновение прием, радость отпущения вместо страшнаго томления от Небеснаго Царя изпроси и, извед от горести, соблюди во Владычней милости.

Богородичен: Кая, Владычице, злоба превозможет Твоя Матерния молитвы? Воистину убо, аще предстанеши и днесь, моля за просимыя Тобою, сотвориши оным радостное прощение, избавление и велию милость.

Кондак, глас 4
Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша.

Икос
Воспомяни наша глаголы, светлый жителю Небесный, Христов славный великомучениче Уаре, вечному покою тезоименитый, и великими твоими страдании непроходимое и светлое покоище приобретый от непреходныя темницы, и томления непрестаннаго, и нужды, потщися богоприятными твоими молитвами избавити рабы умиленныя, ихже ради молим тя, предстояще и во усердии взывающе, исполни наша прошения, святе, и Христа Бога моли непрестанно за души наша.

Песнь 7
Ирмос: Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи радованною ногою, яко во цветнице ликующе, пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Яко же солнце, Господи, всех просвещаеши, и всем дождь независтно изливаеши, и прогневающим Тя милость непрестанно даруеши, и ныне послушай Уара, Твоего страдальца, и пролей милость Твою до конца оныя отчужденным сродником нашим и яже с ними неверным, Человеколюбче.

Ныне, якоже и прежде, щедр буди, Господи, и умолен явися, Владыко, якоже о Клеопатре содея, сице и о нас, Милостиве, сотвори; посли Своя щедроты и милосердие ко еже нами воспоминаемым, Источник бо еси милости неисчерпаемый.

Аще пророк, восперяяся, поет милости Твоя, Господи, во веки, убо неоскудевша Тя в щедротах веруем, яко милосердия Твоего пределы неизмеримы, и от пучины во глубину потопшим излияти милости Тя умоляем, исполни убо ради мученика сие, о Владыко наш.

Богородичен: Гору Тя сказует премудрый во пророцех, мы же тому и еже от Тебе Каменю Богородия изыти без примешения мужеска, веруем; имже наше спасение и от глубин адовых возведение получихом, Владычице, возведи и днесь от ада воспоминаемыя нами, да Тя, Всемилостивую, непрестанно величаем.

Песнь 8
Ирмос: Мусикийским органом согласующим и людем безчисленным покланяющимся образу в Деире, три отроцы не повинувшеся, Господа воспеваху и славословляху во вся веки.

Шары да будут словеса древния Твоя, милости, Господи, сказующия и нашу надежду воздвижущия, яко послушал еси святыя Твоя, Господи, еже помиловати неверныя умершия, ихже и днесь приводим Ти на молитву, да прошения их ради ущедриши инославно умершия, ведением и неведением Тебе, Владыко, досадившия.

Агнче Божий, Пречистою Своею Кровию нас искупивый, Феклино и блаженнаго Григория моление услышав, Мефодия со многими и Макария прием прошения, и отраду, и избаву зловерным подав умершим, и Златоустаго о сих молитися написати воздвигнув, приими убо, Владыко, с сими славнаго Уара и молитвами их воспоминаемыя от нас прости и помилуй.

Радость нам испроси, великомучениче, возвесилимся бо, аще обрящем твоими молитвами избавленныя от вечных мук наша сродники; всегда бо твоя молитвы Владыка слышит и прошения исполняет, ты же убо не оскудей о сих и ныне моляся, да тя выну прославляем.

Богородичен: Пренепорочная Владычице, обилуй множеством милосердия и щедрот, дивная и Безневестная Мати Царева, нам бо милости взыскающим, где инде сию обрящем, аще не к Тебе поспешим, припадающе, Ты бо Поток сладости преизобилен нам родила еси, Преблагословенная.

Песнь 9
Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее Небес, тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

О Бозе да возможеши, Уаре славный, Богоприятными твоими молитвами восприяти и излияти милости, иже до конца оныя отчужденным, Един бо есть щедрот и милосердия Родитель, и вся Ему возможна яко Владыце, к Нему же неотступно, страдальче, молися простити и помиловати яже от нас воспоминаемыя.

Дело соверши предивно, о великомучениче, и славе твоей прикладно, еже от Господа прощение и праведнаго Его гнева пременение испросити огорченным темнаго зловерия ради нашим прародителем и еже сих, в горести и во ожидании лютейших сущих, да возмеши в безстрашное избавление, идеже веси Владыка прощенныя положити.

И кое убо чудо явится сего дивнейши, кая слава знаменитейши, и кое милосердие таковаго больши, аще ты, мучениче, сожалев, умолиши милостиваго Господа отпустити грех нечестия, иже от нас поминаемых, и лютаго томления оных избавити.

Богородичен: Владычице милостивая, человеколюбивая и зло не помнящая, приими жалость нашего прошения и ходатайствуй неотступно о милости к милостивому Твоему Сыну и Владыце, еже помиловати и простити грех инославия умершим сродником нашим и яже с ними помянутым, отпущение и место сим милости неотъемлемо подати.

Светилен
Праведно убо да будет, Владыко Господи, простившему Ти Клеопатрины прародители, и днесь услышати молитву Уара Твоего великомученика и наше, многогрешных, предстояние: от мук избавити, иже с жалостию пред Тобою воспоминаемыя. Темже ускори, Щедрый, и потщися яко милостив помиловати сих, яко можеши, хотяй.

Молитва
О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

^sss^Святой мученик Уар^sss^

Святой мученик Уар жил в Александрии в IV веке и служил в римском войске. Он был тайным христианином. Не имея мужества открыто исповедать свою веру во время гонений, Уар по ночам обходил тюрьмы, ухаживал за мучениками и просил их молитв.

Однажды он узнал, что среди заключенных находятся семь христианских учителей. Их пытали, а потом связанных бросили в тюремную камеру, где несколько дней морили голодом. Подкупив сторожей, Уар вошел в тюрьму, освободил мучеников от оков, напоил и накормил.

“Помолитесь обо мне, угодники Божии, - просил он, - и я бы хотел пострадать за Христа, но боюсь пыток”. “Вспомни, что сказано в Евангелии, - отвечали мученики. - “Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным”. Пойдем, брат, с нами ко Христу мученическим путем - потерпим вместе”.

Наутро один из мучеников скончался от ран и святой Уар, вместо него представ перед наместником, сказал, что хочет пострадать с христианами. Его начали пытать: истязали, строгали железными ножами, затем, прибив к дереву вниз головой, сдирали со спины кожу, а по животу били суковатыми палками до тех пор, пока внутренности не выпали на землю. Когда святой Уар скончался, его тело выволокли из города и бросили на съедение псам.

Одна благочестивая вдова, по имени Клеопатра, тайно взяла тело мученика и погребла в своем доме.

Когда гонение прекратилось, Клеопатра уехала в Палестину, в селение Эдра. Она перенесла сюда мощи святого и положила их в семейной усыпальнице. Каждый день она молилась у гробницы мученика Уара. По ее примеру и другие христиане стали прибегать к его помощи и получали исцеления от мощей святого.

Блаженная Клеопатра, видя, что множество людей собирается ко гробу Уара, решила построить в его честь храм. Ее семнадцатилетний сын Иоанн готовился вступить в римское войско, и мать усердно молилась святому Уару, чтобы он был помощником юноше и испросил бы для него у Господа то, что будет Ему угодно, а Иоанну - полезно. Она надеялась, что, когда храм будет построен, сын получит в войске почетную должность.

В новой церкви мощи святого Уара положили под престолом. После совершения первой Божественной литургии блаженная Клеопатра устроила угощение и вместе с сыном прислуживала гостям. Внезапно у него начался сильный жар, и в полночь юноша скончался. Клеопатра побежала в церковь и стала укорять святого мученика: “Угодник Божий, вот как ты заплатил за мои труды! Лучше бы мне умереть самой, чем увидеть смерть сына”.

От крайней усталости и скорби блаженная Клеопатра заснула прямо в храме. Во сне ей явились мученик Уар и Иоанн в сверкающих одеждах и венцах.

Святой сказал: “Неужели ты думаешь, что я забыл твои благодеяния? Я умолил Бога, чтобы Он отпустил грехи твоим сродникам, с которыми ты положила меня в гробнице. Я взял твоего сына - он предстоит престолу Божию и служит Царю Небесному; если хочешь, чтобы он служил царю земному и временному, возьми его обратно”. Но юноша обнял его со словами: “ Нет, но лишай меня общения со святыми!” А матери сказал: “Что ты плачешь? Я причислен к воинству небесному и предстою Христу вместе с ангелами”.

Придя в себя, блаженная Клеопатра рассказала священникам о видении; вместе с ними она с честью погребла своего сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. После этого, раздав свое имение и отрекшись от мира, Клеопатра стала жить при церкви святого Уара, угождая Богу.

Святому Уару позволено читать молитвенные стихи за некрещеных. Мученика просят облегчить участь душ своих родных и близких, тех, кто умер в неверии и не принял Святого Крещения и не сумевших познать Подлинного Бога. Помимо всего, читаются молитвы о здоровье малолетних детей, а также о младенцах, которые умерли, не родившись не свет или же во время родов. Святому Уару разрешено читать молитвы за тех, кто не был крещен, однако нельзя просить за тех, кто покончил жизнь самоубийством.

Жизнь Святого Уара проходила в 4-ом столетии в Александрии. На тот отрезок времени правителем был римский император Максимиан. Умея прочную веру во Христа, однако, опасаясь язычников, Святой Уаур не в силах был раскрыть свою верование. Не имея достаточно отваги, чтобы открыто веровать во время преследований, свои ночи Уар проводил, обхаживая тюрьмы и ухаживая за пленниками.
Как-то раз он увидел, что в числе заточенных находятся 7 христианских учителей-пустынников. В течение долгого времени их истязали, а затем связали и бросили в стены темницы, где морили голодом. Подкупив охрану, Уар вошел в стены тюрьмы и высвободил заложников из кандалов и предоставил им питье и пищу.

К утру один из мучеников умер от обретенных ран и святой Уар, предстал перед глазами наместника, заявив, что хочет пострадать с христианами. После этих слов его начали пытать: терзали, строгали металлическими ножами, а потом, приколотив к дереву вниз головой, рвали со спины кожу и били суковатыми тростями по животу до тех пор, пока внутренности не вывалились на землю. После кончины, тело святого Уара вывезли за городскую черту и выбросили на съедение собакам.

Одна благочестивая вдова, имя которой Клеопатра, горестно наблюдала издалека за мучениями святого Уара. Когда тело мученика вывезли за город, Клеопатра под покровом ночи втайне перенесла его в свое жилье и погребла в спальне.
После завершения гонений, путь Клеопатры устремился в Палестину, в поселок Эдра. В старинной гробнице своих пращуров, Клеопатра под видом останков своего супруга перевезла и положила там мощи святого Уара. Ежедневно наведывалась она в гробницу, зажигала свечи и совершала каждение, а другие христиане, следуя её примеру, начали читать молитвенные стихи святому Уару и обретать исцеления.

Блаженная Клеопатра, видя, что масса людей скапливается у гроба Уара, приняла решение возвести в его честь храм. После того, как храм освятили, мощи святого Уара расположили под престолом, где была произведена Божественная литургия. После завершения службы, Клеопатра организовала небольшой пир для гостей и совместно с сыном прислуживала им. Неожиданно Иоанн занемог горячкой и в полночь испустил дух, оставив матерь в безутешной скорби. Рыдая, Клеопатра направилась к стенам храма и, прильнув к гробнице, принялась корить святого: «Вот как отплатил ты мне за все, что я совершила для тебя! Такое ты содействие оказал мне в тот момент, когда я возложила на тебя все свои чаяния? Кто похоронит моё тело? Пуще мне самой испустить дух, чем зреть мертвым моего сына. Верни его мне или сейчас же и меня забирай отсюда, ибо от горя моего безутешного жизнь моя стала тягостной».

От предельной утомленности и безутешности Клеопатра уснула прямо у гроба. Во сне явился ей мученик Уар, удерживавший на руках ее сына. Завидев их, Клеопатра ринулась к ногам святых, однако святой Уар поднял ее и произнес: «Отчего ты сетуешь на меня? Разве ты считаешь, что я позабыл все те добрые дела, которые ты изъявила мне? И в первую очередь я умолил Господа о родственниках твоих, которые не сподобились Святого Крещения, с коим ты положила меня в усыпальнице, дабы отпустили им прегрешения их. Твой сын ныне принадлежит Престолу Господнему, и служит Правителю нашему, однако, если ты желаешь, дабы он служил земному царю, прими же его обратно». Однако сын её, находившийся на руках мученика, молвил: «Нет, защитник мой! Не внимай словам матери моей, не отнимай у меня общение со святыми». Адресуясь к Клеопатре, святой Иоанн молвил: «Отчего плачешь ты, матерь моя? Я был причислен к войску Небесному и предстою Христу совместно с Ангелами». Клеопатра проговорила: «Заберите же и меня и позвольте мне остаться с вами». Однако святой Уар ответил: «Будучи здесь, ты все так же с нами; ступай же, а когда того изволит Бог, мы вернемся забрать тебя».

Молвив сии слова, они стали незримы. Очнувшись, женщина испытала неописуемую радость и поведала священнослужителям о сновидении. Совместно с ними она с почетом похоронила сына при усыпальнице святого Уара, уже не рыдая, а радуясь о Боге. После этого она распределила все свои пожитки среди нуждающихся, и начала жизнь при храме мученика Уара, днями и ночами не прекращая поститься и читать молитвенные стихи.

Находится в Xраме Троицы Живоначальной в Вишняках , г. Москва


В докладе на епархиальном собрании Москвы 2003 г. Святейший Патриарх Алексий II отметил: «В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения.

Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению»

Предстоятель Русской Церкви справедливо указал на то важное каноническое нарушение, которое, к сожалению, стало в последнее время уже довольно распространенным явлением.

Однако не житие святого мученика Уара дает основание к тем искажениям православного благочестия, о которых говорил Патриарх. Никто же не молится о язычниках, прибегая к помощи пророка Ионы, хотя корабельщики просили его: востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог, да не погибнем (Иона 1, 6).

Для указанной антиканонической практики, к сожалению, имеется текстуальное основание в последних изданиях богослужебных Миней .

Так, под 19 октября приведены две службы мученику Уару - уставная и неуставная. Первая (на которую указывает Типикон) составлена вполне привычно и традиционно. Святой мученик прославляется купно с пророком Иоилем. Главный мотив богослужения можно выразить тропарем канона: «даждь молитвами твоими нам разрешение грехов, жития исправление, Уаре» (Песнь 9, c. 469).

Вторая же служба - о которой Типикон вовсе не упоминает - начинается с довольно нетрадиционного и претенциозного названия: «Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения» .

По поводу такого названия следует заметить следующее.

Во-первых, представлена не просто служба в честь такого-то Божия угодника, как это бывает в Минее всегда, но заявляется определенная цель, как бы сверхзадача: прославить Уара именно как молитвенника за некрещеных «Клеопатриных прародителей» .

Для сравнения предположим, что некто захотел бы составить новую альтернативную службу «празднику Усекновения честной главы Иоанна Крестителя, емуже дана бысть благодать исцеляти от головной боли» - на том основании, что, дескать, молитва Предтече помогает при боли в голове. Либо кто-то составил бы новую службу «святителю Николаю, емуже дана бысть благодать избавление даровати воеводам неправедную смерть прияти имущим». Хотя Церковь такими словами и воспевает (Акафист, икос 6-й) Мирликийского чудотворца, это не дает оснований данный один-единственный эпизод из жизни святителя Николы делать определяющим в содержании и названии службы святому. Точно так же не следовало бы уже в названии службы обеднять обилие дарований славного мученика и чудотворца Уара.

Во-вторых, следует определенно сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещеные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не дает никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве. Заявлять об этом следовало бы, имея хоть какие-нибудь факты, свидетельствующие об их нечестии.

Вспомним, что говорит житие. После мученической кончины Уара Клеопатра тайно похитила его тело и вместо своего умершего мужа взяла «…мощи святого Уара, принесла их, как некую драгоценность, из Египта в Палестину и в своем селении, называемом Эдра, которое находилось около Фавора, положила с своими предками» . Через некоторое время святой Уар явился во сне Клеопатре и сказал: «Или ты думаешь, что я не чувствовал ничего, когда ты взяла мое тело из груды трупов скота и положила меня в своей комнате? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их» .

В-третьих, если даже допустить, что среди Клеопатриных сродников и были некрещеные и неверующие во Христа люди, они Промыслом Божиим оказались в склепе, освященном благодатью, исходящей от мощей святого Уара: «Земля на нейже терпеливейшее тело твое, мудре, лежит, Божественне освятися» (Канон, Песнь 9-я уставной службы, c. 469).Бог всесилен даже воскресить мертвых от прикосновения к мощам угодников Своих, как это было со святым пророком Елиссеем: повергоша мужа во гробе Елиссеове и впаде тело человека мертва, и прикоснуся костем Елиссеовым, и оживе, и воста на ноги своя (4 Цар. 13, 21).

Никому, правда, еще пока не пришло в голову составить новую службу «пророку Елиссею, емуже дана бысть благодать воставляти умершия на ноги своя» .

Заметим также, что если в фамильном склепе и находились некрещеные сродники, ни сама Клеопатра не молилась об их спасении Христу, ни у святого мученика Уара не просила об этом молитв. Ходатайство свое пред Господом мученик осуществлял, предстоя престолу Вседержителя, а вовсе не советуясь с живущими на грешной земле.

Рассмотрим содержание богослужебного текста неуставной службы мученику Уару по Минее .

Стихиры на «Господи, воззвах» малой вечерни утверждают про святого Уара, будто «егоже молитвами прощает умершия язычники Владыка Христос» . «Невернии избавляются умершия и от мест адовых свобождаются молитвами Уара мученика» .

Из такого более чем сомнительного тезиса вытекает следующее первое робкое прошение: «Приими жалость нашу, мучениче, да помянеши во тьме и сени смертней седящия осужденныя, яже от нас сродники, и Господа Бога да умолиши исполнити о них наша прошения» .

На велицей вечерни в стихирах на «Господи, воззвах»эта тема развивается с большим дерзновением: «умоли Христа Бога всяческих ущедрити наша сродники, веры и Крещения не достигшия , помиловати оных и спасти души наша» .

В конце стихир приведен «славник» объемом более чем на полстраницы, в котором содержатся такие «настоящия вопления» : «Воспомяни… веры и Крещения святаго православно не достигшия, но тако в недоумениих, яко и в прекословиих, обольщенныя и всеразлично падшия, услыши, великомучиниче, настоящия вопления, и умоли дати утесненным оным прощение, и отпущение, и от скорбных избавление» .

Тема вымаливания неверующих и некрещеных усиливается в стихирах «на литии».

«…Помяни наша сродники… яже инославием отчужденныя умершия, неверныя и некрещеныя , и моли Христа Бога даровати сим прощение и отпущение» .

«Еже за неправославных умоление , умерших уже многолетне… и ныне прилежно помолися, мучениче, от затвор адских избавити и от горести свободити непреходныя, иже… спасительнаго же порождения не приемшия и Православныя веры отчужденныя , ускори убо еже испросити оным от Христа Бога прощение и отпущение, и велию милость» .

В «славнике» стихир «на стиховне» вновь утверждается о Клеопатре, что «сия обретает своя неверныя сродники, молитвами славнаго мученика от горести вечных мук избавлены». Это дает составителю канона основание к молитвенному воззванию: «Темже и наша родители и ближники ихже, жалеюще, печемся яже веры и Крещения святаго отчужденныя …испросити у Христа Бога плачу их пременение, и от тьмы безконечныя милостивое избавление» .

В стихире по 50-м псалме содержится прошение: «…избавити наша неверныя сродники и прародители и всех, о нихже молимся, от лютаго и горькаго томления» .

В каноне службы тема молитвенного ходатайства к мученику Уару за некрещеных усиливается никогда не встречающимся в иных известных церковных текстах обращением с тем же прошением к Самой Божией Матери отмаливать всех без исключения некрещеных и инославных умерших.

«Избави теплыми Твоими молитвами от лютых мук неверныя наша и некрещеныя сродники… и подаждь оным избавление и велию милость» (Богородичен седален, c. 479).

«…Ходатайствуй неотступно о милости к милостивому Твоему Сыну и Владыце, еже помиловати и простити грех инославия умершим сродником нашим» (Песнь 9, c. 484).

Не только Пресвятая Богородица, но и ангельские чины подвигаются на молитву за неверных: «Лик святых Сил Небесных подвигни с собою на молитву, мучениче, и сотвори дело пречудно… неверно умершим прародителем и еже с ними воспоминаемым еже даровати сим от Господа прощение и велию милость» (Песнь 3, c. 478.

В союзники и помощники мученику Уару канон предлагает иных святых:

«Яко послушал еси святыя Твоя, Господи, еже помиловати неверныя умершия , ихже и днесь приводим Ти на молитву, да прошения их ради ущедриши инославно умершия » (Песнь 8, c. 483). Прошение это примечательно, поскольку обязывает не одного мученика Уара, но целый собор святых угодников Божиих просить о спасении некрещеных: «Агнче Божий, Пречистою Своею Кровию нас искупивый, Феклино и блаженного Григория моление услышав, Мефодия со многими и Макария прием прошения, и отраду, и избаву зловерным подав умершим, и Златоустаго о сих молитися написати воздвигнув, приими убо, Владыко, с сими славного Уара и молитвами их воспоминаемыя от нас прости и помилуй» (Песнь 8, c. 483).

Епископ Афанасий (Сахаров) отмечал , что здесь упоминается молитва святителя Григория Двоеслова о царе Траяне и молитва святителя Мефодия Константинопольского с собором отец о царе Феофиле - так что это были молитвы не «за язычников» или «за еретиков», а «за царя», согласно апостольской заповеди совершать молитвы за царя и за всех иже во власти суть (1 Тим. 2, 2). Молитвы остальных упомянутых в каноне угодников Божиих относятся, очевидно, к разряду «частных», а не «общественных».

Практически во всех тропарях канона, равно как и в Светильне, содержится одно и то же прошение «…веры, и Крещения отчужденныя умершия наша сродники и всем… даровати прощение и велию милость» (Песнь 5, c. 481).

Венчают службу стихиры «на хвалитех», где встречаются рефреном такие воззвания:

«…Егоже моли простити умершия инославно » .

«…Егоже моли послати милость умершим в неверии » .

Последней печатью «хвалитных» стихир является «славник» объемом полстраницы, содержащий, в частности, такие воззвания: «…Воспомяни воспоминаемыя выну наши деды и прадеды, и яже с ними вочтенныя, елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеныя . За сих убо предстани ко Христу Богу… и потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление» .

О канонической недопустимости
церковного поминовения неправославных

Каноническое сознание древней Церкви совершенно не допускало молитвенного общения с еретиками, иудеями и язычниками. Такой запрет на молитвенное общение относился как к живым, так и к умершим. Как справедливо отметил протоиерей Владислав Цыпин, «усопшие христиане остаются членами Церкви, и поэтому Церковь возносит за них свои молитвы как и о живых своих членах», поэтому «Церковь может, конечно, отпевать лишь тех, кто принадлежит лишь ей» .

Наглядно показать это можно, сравнив вышеприведенные цитаты из неуставного канона мученику Уару с церковным каноном из службы Троицкой родительской субботы, помещенной в Цветной Триоди. В этом богослужебном последовании буквально в каждой песне канона отмечается, что поминает Церковь лишь крещеных православных людей , в вере и благочестии окончивших свою земную жизнь.

«Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечнаго огня избавит я, в вере усопшыя, и надежде жизни вечныя » (Песнь 1).

«Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, праведным судом водрузивый пределы жизни, и в нетление от тли приемляй вся, усопшыя в надежди вечнаго воскресения » (Песнь 2).

«Присномутное жития море преплывшыя Христе, в нетленное твоего жития сподоби пристанище притещи, православным житием окормленныя » (Песнь 3).

«Отцы и праотцы, деды и прадеды, от первых и даже до последних, во благозаконии умершыя и благоверии, вся помяни Спасе наш» (Песнь 4).

«Огня приснопалящаго, и тмы несветимыя, скрежета зубнаго, и червия безконечно мучащаго, и всякаго мучения избави Спасе наш, вся верно умершыя » (Песнь 5).

«От века яже приял еси верныя Боже , род всякий человеческий, сподоби во веки с служащими Ти славити Тя» (Песнь 6).

«В страшное Твое пришествие, Щедре, одесную овец Твоих постави, православно Ти в житии послужившыя Христе, и преставльшыяся к Тебе» (Песнь 7).

«Сокрушивый первее сень смертную, возсияв яко солнце из гроба, сыны воскресения Твоего сотвори, Господи славы, вся умершыя в вере , во веки» (Песнь 8).

«Всякий возраст, старцы, и юныя младенцы, и дети, и ссущыя млеко, мужеское естество и женское, упокой Боже, яже приял еси верныя » (Песнь 9).

В богородичных тропарях этой службы, в отличие от неуставной службы мученику Уару, Церковь испрашивает ходатайство у Пречистой Девы Марии лишь за верных: «Струи живыя источник запечатанный, показалася еси Богородице Дево, без мужа бо Господа рождши, безсмертия верныя напояеши водою во веки» (Песнь 8).

Пространные и развернутые прошения об усопших читаются по Уставу на вечерне под День Святаго Духа - в особенности в третьей коленопреклоненной молитве, помещенной в Цветной Триоди. Но и в этой всеохватной молитве упоминаются исключительно православные христиане: «Услыши нас молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне , яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли» .

Согласно Служебнику, на проскомидии совершается поминовение «о всех в надежде воскресения жизни вечныя и Твоего общения усопших православных » . В чинопоследовании евхаристического канона литургии святителя Иоанна Златоуста содержатся следующие слова: «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших … и о всяком Дусе праведном в вере скончавшемся» , а также прошение: «И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя» . На литургии святителя Василия Великого предстоятель молится подобным образом: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими… и со всяким духом праведным в вере скончавшимся», и в завершение: «И помяни всех прежде усопших о надежде воскресения жизни вечныя » . О неверующих ни св. Иоанн Златоуст, ни св. Василий Великий молитв не возносили, памятуя слова евангельские: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16, 16).

Святые Отцы поступали в полном соответствии с учением апостольским: Кое бо причастие правде и беззаконию, или кое общение свету ко тме, кое же согласие Христови с велиаром, или кая часть верну с неверным, или кое сложение Церкви Божией со идолы? (2 Кор. 6, 14–16).

Митрополит Макарий (Булгаков) писал: «Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием , т.е. в общении с Церковью и с Господом Иисусом: потому что в сем случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову» . Он приводит выдержку из 5 Правила VII Вселенского Собора: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают, и… жестоковыйно возстают на благочестие и истину… в таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения ». В этой связи владыка Макарий замечает: «Умершие в смерт­ных грехах, в нераскаянности и вне общения с Церковью не удостоиваются ея молитв, по этой заповеди апостольской» .

Постановления Лаодикийского Поместного Собора однозначно запрещают молитву за живых еретиков: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем » (Правило 33). «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними » (Правило 37). Тот же Лаодикийский Собор запрещает членам Церкви молитвенное поминовение умерших, погребенных на неправославных кладбищах: «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время » (Правило 9). В толковании на это Правило епископ Никодим (Милаш) отмечал: «Данное правило Лаодикийского Собора воспрещает православному или, как сказано в тексте “церковным”, каждому принадлежащему к Церкви, посещать ради молитвы и богослужения такие еретические места, так как в противном случае его можно заподозрить в склонности к той или иной ереси и не считать православным по убеждению» .

В свете этого становится понятной древняя и повсеместная традиция отделять православные кладбища от прочих - немецких, татарских, еврейских, армянских. Ведь заупокойная молитва в кладбищенских храмах и часовнях совершается, согласно Служебнику, о «зде лежащих и повсюду православных » . За «зде лежащих иноверцев» Церковь не молится.

Подобным образом Церковь не молится и за самоубийц. Правило святого Тимофея Александрийского, приведенное в Книге правил, запрещает церковное поминовение тех лиц, кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца» (Ответ 14). Святитель Тимофей даже предостерегает пресвитера, который подобные случаи «непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению» .

Примечательно, что в то время, как Святые Отцы запрещают молиться за живых и мертвых еретиков, они положительно решают вопрос о возможности церковной молитвы за отступников, по немощи и малодушию не выдержавших испытания во время гонений: «или пострадавших в темнице и побежденных гладом и жаждею, или вне темницы на судилище измученных, строганием и биением и напоследок преодоленных немощию плоти». «За таковых, - постановляет святитель Петр Александрийский ,-когда некоторые по вере просят приношения молитв и прошений - праведно есть согласитися с ним» (см.: Книга правил, правило 11). Мотивируется это тем, что «сострадати и соболезновати плачущим и стенящим о преодоленных в подвиге… нимало не вредно ни для кого» [Там же].

Церковные канонические Правила не допускают возможности молиться за еретиков и язычников, но объявляют им анафему и тем самым лишают как при жизни, так и после смерти молитвенного общения с Соборной Апостольской Церковью.

Единственный случай литургического предстательства за некрещеных - молитвы и ектеньи за оглашенных. Но это исключение лишь подтверждает правило, так как оглашенные - это как раз те люди, которых Церковь не считает чужими по вере, поскольку они выразили сознательное желание стать православными христианами и готовятся к святому Крещению. При этом содержание молитв об оглашенных, очевидно, относится только к живым. Молитвенных чинов об умерших оглашенных не встречается.

Блаженный Августин писал: «Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, - но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным . Ибо для отшедших без веры , споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал» .

В Русской Православной Церкви Святейший Синод впервые разрешил в 1797 году православным священникам при сопровождении в известных случаях тела усопшего неправославного ограничиваться только пением Трисвятого . В «Настольной книге священно-церковнослужителей» указывается: «Запрещается погребение иноверцев по обряду Православной Церкви ; но если умрет иноверец христианского исповедания и не „будет священника или пастора ни того исповедания, к которому умерший принадлежал, ни иного, то проводить труп с места до кладбища обязан священник православного исповедания по правилам, в своде церковных законов означенным», согласно которым священнику следует усопшего „«провождать с места до кладбища в ризах и епитрахили и опускать в землю при пении стиха: Святый Боже » (Указ Святейшего Синода от 24 августа 1797 г.)» .

Святитель Филарет Московский в этой связи замечает: «По правилам церковным было бы справедливо, если бы Св. Синод и сего не разрешил. Разрешая сие, он употребил снисхождение и оказал уважение душе, имеющей на себе печать крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Более требовать нет права» .

Настольная книга поясняет также следующее: «Обязательность для православного священника погребения иноверца христианского исповедания обусловливается отсутствием духовнаго лица других христианских исповеданий, в чем православный священник и должен убедиться, прежде чем исполнит просьбу о погребении им иноверца (Церковный вестник. 1906, 20).

Святейшим Синодом в определении от 10–15 марта 1847 года было постановлено: 1) при погребении военных чинов римско-католическаго, лютеранскаго и реформатскаго исповеданий православное духовенство может, по приглашению, исполнять только то , что сказано в указе Св. Синода 24 авг. 1797 г. (провожать до кладбища с пением Трисвятого. - свящ. К.Б. ); 2) православное духовенство не имеет права отпевать таковых умерших по чиноположению Православной Церкви; 3) тело умершаго иноверца христианскаго исповедания не может быть вносимо пред погребением в православную церковь ; 4) полковое православное духовенство по таковым чинам не может совершать домовых панихид и включать их в церковное поминовение (Дело Архива Св. Синода 1847 г., 2513)» .

Такая норма благочестия, запрещающая отпевать инославных, соблюдалась повсеместно во всех поместных Православных Церквах. Однако в середине XIX века это положение было нарушено.»Константинопольский патриарх Григорий VI в 1869 году установил особый чин погребения усопших неправославных, принятый и Еллинским Синодом. Чин этот состоит из Трисвятого, 17-й кафизмы с обычными припевами, Апостола, Евангелия и малого отпуста» .

В самом принятии этого чина нельзя не усмотреть отступления от святоотеческой традиции. Данное нововведение проводилось у греков параллельно с принятием нового, изданного в Афинах в 1864 году так называемого «Типикона Великой Константинопольской Церкви», суть которого сводилась к реформированию и сокращению уставного богослужения. Дух модернизма, расшатывающий устои Православия, подвигал составлять подобные чинопоследования и в Русской Православной Церкви. Как отмечал протоиерей Геннадий Нефедов,»перед самой революцией в петроградской Синодальной типографии было напечатано особой брошюрой славянским шрифтом “Чинопоследование над усопшим неправославным”. Этот чин указывается совершать и вместо панихиды, с опущением прокимна, Апостола и Евангелия» .

Само это «Чинопоследование над усопшим неправославным» появилось в нашей Церкви как проявление революционно-демократических и обновленческих умонастроений, пленявших в начале XX века умы иных богословов и священнослужителей. Его текст совершенно не может быть оправдан с позиции церковно-канонической. Текст этого «Чинопоследования» в Требнике содержит ряд нелепостей.

Так, например, в начале «Чинопоследования» сказано: «Аще некия ради благословныя вины , прилучится священнику православному совершати погребение тела усопшаго неправославного » . Выше мы уже показали, что церковные каноны никакой «благословныя вины» здесь не допускают.

После обычного молитвенного начала «Чинопоследование» приводит Псалом 87, в котором содержатся, в частности, такие слова: Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели; еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней (Пс. 87, 12–13). Если уточнить, что церковно-славянское слово еда означает «разве, неужели», Псалом станет обличением читающим его над неправославным умершим.

После этого приводится Псалом 118, воспевающий ходящих в Законе Господнем (Пс. 118, 1). Святитель Феофан Затворник в толковании на этот Псалом приводит святоотеческое суждение: «Не те блаженные, которые пятнают себя грехом в развращении века, но те, которые непорочни в пути и ходят в Законе Господни» .

Справедливости ради следует отметить, что в изданиях Требника последних десяти-пятнадцати лет это «Чинопоследование» уже не печатается.

Правильной с точки зрения православного традиционного отношения к рассматриваемому вопросу следует считать позицию монаха Митрофана, издавшего в 1897 году книгу «Загробная жизнь». Приведем из нее несколько цитат.

«Наша св. Церковь об усопших молится так: “Упокой, Господи, души рабов Твоих, преставившихся в вере и надежде воскресения. Упокой, Господи, всех православных христиан”. Вот о ком молится Церковь и с кем она в неразрывном союзе и общении. Следовательно, нет союза и общения с умершими нехристианами и с неправославными … Для истинного христианина, кроме самоубийства, никакой род смерти не расторгает союза и общения с живым - с Церковью… О нем молятся святые, молятся и живые, как о живом члене единого живого тела».

«Испросим, все ли находящиеся в аде могут через наши молитвы получить освобождение? Церковь молится о всех умерших, но только умершие в истинной вере непременно получат освобождение от адских мук. Душа, пребывая в теле, обязана и сама заранее позаботиться о будущей своей жизни, должна заслужить, чтобы по переходе в загробную жизнь ходатайство живых могло доставить ей облегчение и спасение».

«Грехи, составляющие хулу на Духа Святого, то есть неверие , ожесточение, отступничество , нераскаяние и им подобные, делают человека вечно погибшим, и таким умершим ходатайства Церкви и живых нисколько не помогут, потому что они жили и умерли вне общения с Церковью . Да о таковых Церковь уже и не молится » .

Здесь автор, очевидно, имеет в виду слова Евангелия: Иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12, 32). Из этих слов Спасителя многие естественно заключали, что в принципе отпущение грехов возможно и по смерти грешника. Митрополит Макарий (Булгаков) в этой связи замечает: «О скончавшихся с хулою на Духа Святаго , или, что то же, в смертном грехе, и не раскаявшихся Церковь не молится , и вот потому-то, как сказал Спаситель, хула на Духа Святаго не отпустится человеку ни в сей век, ни в будущий» .

Преподобный Феодор Студит не допускал открытогопоминовения на литургии усопших еретиков-иконоборцев .

Приведем ряд высказываний Святых Отцов, в которых они, призывая к молитве за умерших, не допускали ее церковного совершения за скончавшихся вне церковного общения - еретиков и некрещеных.

Блаженный Августин : «Вся Церковь соблюдает это, как преданное от Отцев, чтобы за скончавшихся в общении тела и крови Христовой молиться , когда воспоминаются они в свое время при самом жертвоприношении» .

Святитель Григорий Нисский : «Это есть дело весьма богоугодное и полезное - при божественном и преславном таинстве совершать поминовение о усопших в правой вере » .

Преподобный Иоанн Дамаскин : «Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земный, ученики и божественные Апостолы Спасителя не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих тайнах совершать поминовение о верных усопших » .

Святитель Иоанн Златоуст : «Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к небу руками, и когда предлежит страшная жертва: как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли » .

О поминовении неправославных
в домашней молитве

В приведенных нами вначале словах Святейшего Патриарха Алексия на Московском епархиальном собрании 2003 года отмечалось, что лишь частная, домашняя молитва допускается и всегда допускалась за некрещеных, но «за богослужением мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения» . Это разделение на церковную и частную молитву существенно.

Капитальный труд «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» составил новомученик Афанасий (Сахаров), епископ Ковров­ский. В разделе «Канон мученику Уару об избавлении от муки в иноверии умерших» он пишет: «Древняя Русь при всей строгости своего отношения к умершим, находила возможным молиться не только об обращении живых к истинной вере, но и об избавлении от мук в иноверии умерших. При этом она прибегала к предстательству святого мученика Уара. В старинных канонах имеется специальный канон на сей случай, совершенно отличный от канона, помещающегося в октябрьской Минее под 19 числом» .

Однако этот раздел, равно как и разделы «Молитва о некрещеных и мертворожденных младенцах» и «Молитва о самоубийцах», владыка Афанасий помещает в главе IV - «Поминовение усопших на домашней молитве ». Он справедливо пишет: «На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении». «Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных» .

При этом об уставном общественном богослужении он замечает: «Все заупокойные последования точно определены в своем составе, точно назначено и время, когда они могут или не могут быть совершаемы. И этих установленных Святою Церковью пределов никто не имеет права преступать» .

Итак, в церковном собрании, возглавляемом священником или епископом, нет никакой возможности легально молиться за некрещеных (равно как за неправославных и самоубийц). Отметим, что в трактате епископа Афанасия разбирается как уставное богослужение, так и службы по Требнику (чинопоследование отпевания, панихиды). При этом в первых трех главах никаких упоминаний о службе мученику Уару нет. Примечательно, что сам Владыка пишет в начале IV главы: «Мы коснулись всех разнообразных случаев, когда Святая Церковь разрешает или сама призывает, иногда усиленно призывает к молитве об усопших. Но все доселе перечисленные случаи поминовения усопших совершаются с иереем» . Таким образом, рассмотренное нами чинопоследование бденной неуставной службы мученику Уару не может быть признано ни православным богослужебным текстом, ни чином Православного Требника.

О возможности частного поминовения в домашней молитве тех умерших, кто не может быть помянут в церковном собрании, высказывались многие Святые Отцы.

Преподобный Феодор Студит находил возможным за таковых поминовение лишь тайное: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню» .

Преподобный старец Лев Оптинский , не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» .

Преподобный старец Амвросий Оптинский писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует , а сестра и родные могут молиться о нем келейно , как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом» .

Приведенные нами свидетельства Святых Отцов заставляют, в полном согласии со словом Святейшего Патриарха Алексия II, ставить в нашей Церкви вопрос об упразднении из годового богослужебного круга не предусмотренной Типиконом неуставной бденной службы мученику Уару, как противоречащей каноническим церковным нормам.

По всей вероятности, только канон мученику Уару (но, разумеется, не последование «Всенощного бдения») можно в частных случаях «некия ради благословныя вины» рекомендовать для домашней келейной молитвы за умерших неправославных сродников с обязательным запрещением читать этот канон в православных храмах и часовнях на общественных богослужениях и требах.


ЛИТЕРАТУРА

1. Амвросий Оптинский, преп. Собрание писем к монашествующим. Вып. II. Сергиев Посад, 1909.

2. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995.

3. Булгаков С.Н. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М.: 1993.

4. Димитрий Ростовский, свят. Жития святых. Октябрь. 1993.

5. Журнал Московской Патриархии. 2004, № 2.

6. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб., 1857.

7. Минея. Октябрь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1980.

8. Митрофан, монах . Загробная жизнь. СПб., 1897; Киев, 1992.

9. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. Ч. 4. М., 1992.

10. Никодим (Милаш), епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

11. Служебник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977.

12. Требник. Ч. 3. М.: Изд. Московской Патриархии, 1984.

13. Феодор Студит, преп. Творения. Т. II. СПб., 1908.

14. Феофан Затворник, свят. Толкование на 118 Псалом. М., 1891.

15. Цыпин В., прот. Церковное право. М., 1996.

Уар был военачальником и тайным христианином. Он оказывал помощь многим гонимым и заключенным христианам. Вовремя казни семи христианских учителей открыл свою веру и был замучен. Уар - один из небесных покровителей воинов. Ему молятся в гонениях, тюремном заточении и искушениях, прося твердую веру и мужество.

***

Следует признать сомнительной ставшей уже распространенной в России практику чтения особого канона Уару за некрещеных.

Уже эти несколько слов Господа и свидетельства апостола и евангелиста Иоанна не дают никакой надежды на спасение некрещеных:

"Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие " (Ин.3:5).

"Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем " (Ин.3:36).

"Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " (Ин.6:53)

"Боязливых же и неверных , и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр.21:8).

Смотрите также ниже статью протоиерея Константина Буфеева.

***

Тропарь мученику Уару, глас 4

Воинством святых страстотерпец страждущих законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак мученику Уару, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и мучения венцем увязеся, и со Ангелы ликовствуеши: моли непрестанно за души наша.

Молитва мученику Уару

О, святый мучениче Уаре! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною. Приими наше прошение и молитвами твоими от вечных мук свободи нас. Аминь.