Странное мусульманское кладбище в Евлахе: все началось с распоряжения Хрущева. Ксения Павловна, чем ислам, который исповедуют цыгане-мусульмане, отличается от ислама их соседей - албанцев и славян

Один из самых часто задаваемых мне вопросов - какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера?
Люди, задающие его, обычно заранее настроены услышать какой-либо из следующих вариантов: "индуизм/язычие", "огнепоклоноство/солнцепоклонство" или просто "цыгане ни во что не верят".

А мне, как женщине честной, приходится рушить их мир, объясняя, что у цыган-мусульман мусульманская вера, а у цыган-христиан христианская, и в обоих случаях настоящая. И если цыгане-христиане довольно мобильны относительно христианских конфессий (мадьяры-католики не видят большой беды в том, чтобы перейти в лагерь евангелистов, потому что тут и там крест, например), то из христианство в мусульманство и наоборот переходят редко и неохотно, преимущественно переход совершают женщины в веру мужа. Правда, межрелигиозные браки у цыган редки.

Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя я много раз видела в тырнетике утверждения, что цыгане всегда исполняют религиозные обычаи той местности, где находятся. Однако же известны случаи, когда русские цыгане во Франции, бежав туда во время Гражданской войны с дворянами, годами не крестили детей, выискивая православные церкви - а уж выискав, крестили скопом всех и сразу, в большом количестве. Некоторым "новорожденным" на крещении было уже лет пятнадцать-шестнадцать, у них пробивались усы или отрастала грудь. Иногда на следующий день после крещения тут же и венчались свежеокрещённые (если это не шутка, конечно). Цыгане-ловари, десятилетиями живущие в России, переходят из католичества в православие медленно и осторожно и в основном за малым количеством католических церквей и из соображений, что "тут христианство и там христианство". Цыгане-мусульмане в Латинской Америке за сто лет после прибытия с Балкан не забыли ислам, до сих пор можно их там встретить.

Значит ли это, что у цыган разных религий нет ничего общего и никаких общих, исконных верований или суеверий?

Конечно, есть, хотя сейчас они частично размываются. Но традиционно - есть. И вот они:

4. Верования в скверну. Именно они сходят с развитием средств гигиены и ассимиляцией, остальные держатся гораздо крепче. Носителями скверны могут быть органы тазовой области, женские ноги и юбка, смерть, человеческие внутренности, некоторые виды больных людей (как ни странно, кроме туберкулёзников и иже с ними сюда порой входят умственно отсталые и психически больные), совершившие некоторые виды преступлений, ну и, понятное дело, фекалии.

Что касается одушевления сил природы (луна-вампир, вихрь-похититель) и верований в домовых и русалок, то при ближайшем рассмотрении практически всё это оказывается заимствовано, и особенно много - от славянского населения. Помимо этого, они явно занимают в мировоззрении цыган место меньшее, чем вышеперечисленные.

Кстати, что касается моей повести о Лилянке Хорват, то, если вы заметили, активно раскрыты только верования вокруг мертвецов и - немного - монотеизма. Однако у меня там заделка под следующую цыганскую тему - конечно же, Бахт. Первый, кто это заметил, была, кажется,

Комиссар по вопросам юстиции Евросоюза Вивиан Рединг вчера инициировала штрафную процедуру против Франции, которая организовала массовую высылку цыган из страны. Подавляющее большинство членов комиссии ЕС поддерживают Рединг.

Как сообщает Deutsche Welle, решение по данному вопросу должно быть принято 29 сентября. При этом штрафные процедуры могут быть начаты не только против Франции, но и против еще четырех стран, откуда также в последнее время высылают цыган.

Французский президент Николя Саркози назвал депортацию частью борьбы с преступностью. По его словам, в цыганских таборах процветает торговля людьми, проституция и эксплуатация детей.

Цыгане являются одним из самых преследуемых национальных меньшинств в Европе. Их часто лишают работы, возможности получить образование и качественную медицинскую помощь. Amnesty International сообщает, что уровень безработицы в некоторых цыганских общинах составляет 97 процентов.

В Европе и в России бытует мнение о природной «криминальности цыган», но, может быть, всё дело в неправильном подходе к взаимоотношениям с этим народом.

Взглянем на историю решения цыганского вопроса в Европе в те времена, когда на Балканах правила Османская держава.

Судьба восточной ветви цыган является доказательством тезиса о том, что так называемые врождённые свойства цыган преувеличены. Тяга к свободе, тяга к кочеванию не помешали появлению множества оседлых групп. А якобы врождённая криминальность опровергается широчайшим развитием ремёсел в их среде, когда на юго-востоке Европы управляло исламское Османское государство.

Сложившееся с тех пор разделение на восточноевропейских и западноевропейских цыган показывает, как сильно отличается развитие одного народа в различных исторических условиях.

Цыгане Сербии, Албании, Болгарии, Венгрии в XV столетии оказались под османским господством. Сразу же после появления турок на землях бывшей Византии, местные цыгане смогли найти с ними общий язык. Они даже вступили во вспомогательные воинские части османского войска или шли с армией, обслуживая её нужды. Значительное число цыган попало в Болгарию именно этим путём.

Султан Мухаммед II Фатих (Завоеватель), взявший Константинополь, обложил цыган налогом, но освободил от него кузнецов, ковавших оружие, а также тех цыган, которые жили в крепостях. Уже к этому периоду относятся сведения о том, что часть цыган приняла ислам. Число цыган-мусульман возросло в годы правления Сулеймана Кануни (Законника), которого европейцы именуют Великолепным. Переход цыган в ислам был частью общей тенденции среди народов Балкан.

Цыган-кузнец в османской Болгарии

Однако, наметилась закономерность. Кочевые цыгане, как правило, оставались христианами (и остаются ими до сих пор) оседлые же, селившиеся в городских предместьях и имевшие постоянные контакты с мусульманами, принимали ислам. Таковы этнические группы арлии и хорахая в Болгарии, Албании, Сербии и Турции. Для коренного населения Болгарии слово «цыган» даже стало синонимом слова «мусульманин».

В Османском халифате была хорошо продуманная система правления и прозрачный механизм сбора налогов. В 1541 году вступил в силу «Закон об управляющем цыганским санджаком». Под «санджаком» понималась определённая категория цыганского населения из ряда мест, занятая обслуживанием армии. В целом в этот период были предприняты немалые усилия по переписи цыган. В османских документах подробно описаны возраст, занятия и прочие необходимые для налогообложения данные. В регистр вносились даже кочевые группы.

Благоприятная в целом обстановка сказалась на структуре профессиональной специализации. В то время как таборы Западной Европы поневоле всё более отдалялись от ремёсел, балканские цыгане промывали золотой песок, делали кирпичи, пасли овец и даже работали на сезонных сельскохозяйственных работах. Перечень профессий был очень обширен. Документы из балканских архивов перечисляют кузнецов, лудильщиков, мясников, маляров, сапожников, сторожей, шерстобитов, скороходов, портных, и т.д. Таким образом, османская политика была более благоприятна для цыган, чем западноевропейские законы об изгнании.

В сущности, цыганам было позволено жить в соответствии с традиционными установками при невмешательстве государства во внутреннюю жизнь табора. Исламизация же не стала для этого национального меньшинства трагедией, а наоборот, способствовала развитию у них наилучших качеств личности.

Цыгане были полноценными членами общества

Исследователи отмечают, что если цыгане и попадали в трудное положение в Османском государстве, то не от плохих законов, а от их неправильного или злонамеренного толкования. Официально их не объявляли порабощённым народом.

Военные поражения Османского государства, во время которых под контроль Габсбургов перешли Венгрия, Словакия, часть Сербии и Трансильвания, имели большое значение для цыганской диаспоры. Австрийские власти, имевшие западную ментальность, распространили на цыган завоёванных земель действие репрессивного законодательства. Несомненно, такой подход был вызван всем предыдущим опытом истребления западной ветви цыган.

Эдикт австрийского императора Леопольда I от 1697 года ставит цыган вне закона. Началось массовое истребление кочевников, облегчаемое тем, что убийство цыгана отныне официально не считалось убийством. В 1701 году этот эдикт был подтверждён. В 1710 году императорский наместник в Чешском королевстве оглашает уже описанные ранее меры: казнь мужчин; плети и отрезание уха у женщин и детей. Карл VI в 1721 году приказывает вешать и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали. Такие расправы продолжались вплоть до резкого поворота политики при императрице Марии Терезии. При этой австрийской императрице физическое истребление предполагалось заменить принудительной ассимиляцией.

Западная школа цыганологов традиционно высоко оценивает деятельность Марии Терезии и её наследников, хотя это лишь следствие того, что гуманный мусульманский подход было выгодно замалчивать - ведь на его фоне политика императрицы выглядит лишь более мягкой формой уничтожения цыган. Если бы было выполнено всё то, что задумывалось Марией Терезией, цыганский народ в течение одного поколения перестал бы существовать, растворившись среди венгров.

Согласно декретам Марии Терезии от 1761 и 1767 года, а также декрету императора Иосифа II от 1783 года даже сам этноним «цыган» заменялся на «новый поселянин» или «нововенгерец». Кочевники были обязаны прекратить странствия и заниматься сельским хозяйством. Цыганам выдавались паспорта с новыми, не цыганскими именами (что означало получение гражданских прав), но им вменялось в обязанность забыть свои прежние имена и прозвища; было также запрещено пользоваться цыганским языком. Чтобы дети не испытывали влияния со стороны родителей, их предполагалось в двух-четырёхлетнем возрасте передавать на воспитание в крестьянские семьи. Цыганские дети должны были получить церковное воспитание и государственное образование. Молодёжь ждала воинская служба, взрослых - жизнь в отстроенных за счёт крестьян деревенских домах.

Под влиянием австрийского законодательства такой же поворот в репрессивной антицыганской политике произошёл в Испании. Испанский король Карл III в 1783 году издал закон, повторяющий основные вышеперечисленные положения. Скопирована была даже терминология - цыган предполагалось назвать «новыми кастильцами».

Результаты австрийского и испанского эксперимента оказались неожиданно удачными именно потому, что первоначальный замысел не удалось довести до конца. Комплекс ассимиляционных мер оказался слишком дорогостоящим и требовал чрезмерного напряжения духовных сил со стороны коренных народов. Если оказались неисполнимыми указы о казнях и изгнаниях (экономически дешёвые), то тем более невозможно было воспитать или перевоспитать сотни тысяч людей. В результате, цыгане, получив гражданские права и принципиальную возможность врасти в общество, через какое-то время оказались предоставлены сами себе. Когда исполнителям декретов стало ясно, что задача непосильна, они позволили кочевать тем, кто внутренне ещё не был готов к переходу на оседлый образ жизни. Именно от цыган, живших в пределах австрийской империи Габсбургов и Испании, ведут начало кочевые цыгане Центральной и Западной Европы, столь досаждающие местным обывателям.

Итак, каков итог? Гуманная, справедливая политика интеграции цыган в Османском государстве, основанная на шариате, привела к уходу их от маргинального поведения и сделала из них добропорядочных членов общества. Более того, многие цыгане, приняв ислам, остались мусульманами, несмотря на то, что Балканы уже 100 лет не управляются законами этой религии. И этот подход в корне отличается от той политики, что многие века проводили в отношении цыган западноевропейские правители: они либо физически уничтожали цыган, либо изгоняли из своих земель, либо принуждали к полной ассимиляции.

Использованные материалы

1. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864. Т. 3, № 3.

2. Немцов Ф. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1901/1902. № 6

3. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe’s gypsies. NY., 1972.

4. Марушиакова Е.; Попов В. Циганите в България. София, 1993

Павел Скрыльников

В полиэтничном и мультирелизиозном пространстве Балкан пересекаются множество этнокультурных общностей. Особую нишу занимают хораханэ рома – цыгане-мусульмане, обосновавшиеся в регионе еще во времена турецкого владычества. О том, как они встречают вызовы современного мира и воспринимают историю последних десятилетий, рассказала научный сотрудник Института философии РАН Ксения Трофимова , много лет исследующая цыганские общины в Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине и Косово.

- Ксения Павловна, чем ислам, который исповедуют цыгане-мусульмане, отличается от ислама их соседей - албанцев и славян?

Корректнее говорить об особенностях локализации ислама, контекстах, в которых формируются его традиции. Даже в одной семье представления об исламе могут очень разниться. В основном цыгане на Балканах придерживаются суннитского ислама, есть суфийские братства. При этом цыганскую среду отличает межкультурный характер и сохранение разнообразных традиций. Например, сохраняются паломничества мусульман к христианским святыням (и наоборот) - это культурный и социальный опыт поликонфессиональных Балкан.

Вокруг разных христианских святынь на Балканах формируются представления о чудесных свойствах храмов и мощей, которые оказываются значимы и за пределами христианской среды. Так, на протяжении многих лет христианские монастыри и церкви в Косово принимали паломников, в том числе мусульман. В СФРЮ паломничество приобрело условно легальный статус: например, в документальном фильме «GospaLetnicka» подчеркивалось, что оно символизирует единство югославских народов. Позже, во время войны в Косово центрами таких паломничеств вынужденно стали места, прежде находившиеся в тени. Например, католическая часовня святого Иосифа в столице Македонии Скопье, куда после землетрясения 1963 года, разрушившего местный костел, были перенесены уцелевшие статуи. Ранее она привлекала только тех, кто не мог отправиться в косовскую Летницу, но война сделала ее крупным центром паломничества цыган-мусульман, которым она остается и сегодня. А в Нише на юге Сербии такие паломничества ограничиваются клиром.

Конфессиональная идентичность цыган-мусульман открыта внешним влияниям, в том числе - исламским. Переломный момент для развития ислама в цыганской среде на Балканах - вторая половина ХХ века, когда они получают широкий доступ к светскому и религиозному образованию. Это способствует формированию в среде местных мусульман различных нормативных систем, которые также сильно связаны с позициями лидеров.

- Насколько тяжело женщине работать с такими респондентами?

Важнее то, что я - чужая. У цыган много конфессионально смешанных семей, но дифференциация своих и чужих важнее религии. Даже если бы я была цыганкой, я все равно была бы представителем другого сообщества. Но меня как исследователя помещают в центр внутренних конфликтов: каждый духовный лидер склонен монополизировать свое влияние, и каждому важно рассказать, что наследником подлинной традиции является именно он. Цыганская среда - это среда наследников, и вопросы аутентичности постоянно обсуждаются. В любом углу цыганского квартала можно услышать разговор на религиозную тему. Здесь на самых разных уровнях существуют различные трения, например, в отношении погребальных обрядов, критикуемых за «неисламскость», или суфийских телесных практик. Объектом критики может стать даже громкий зикр. Эту практику совершают в основном мужчины, но мне позволено ее наблюдать.

- А как в общинах цыган-мусульман осуществляется религиозное просвещение?

Наряду с обучением в медресе и высших учебных заведениях сегодня религиозное образование оказывается доступно как никогда прежде благодаря социальным сетям. Почти все лидеры, которых я знаю, обсуждают вопросы вероучения в Facebook. Это может быть видеочатом религиозных авторитетов, где комментарии являются площадкой для реакции со стороны слушателей.

В цыганских мечетях и суфийских текке на Балканах и в западной Европе на цыганском языке читаются хутбы, ведутся уроки, открываются школы Корана, реализуются разные социальные проекты. У них может быть различный формат: снимаются, например, мини-сериалы, касающиеся вопросов вероучения.

При этом имамы, которые направляются официальными исламскими объединениями служить в цыганских поселениях, чаще всего не являются выходцами из цыганской среды. В поселениях силами местных жителей строятся и открываются новые мечети, и им бывает сложно прикрепиться к официальным объединениям и найти официальное финансирование.

- Почему? Официальные объединения опасаются чего-то?

Возможно, связей с экстремистскими организациями или недостаточного уровня образования лидеров локальных общин.

- Что воспринимается цыганскими общинами и государствами как источник распространения экстремизма?

Сложно говорить о специфике экстремизма в цыганской среде - подобные идеи распространяются в разных сообществах. Многие цыганские поселения - это территория миссионерства для самых разных конфессий, духовных течений и толков, в том числе фундаменталистских. Пути их распространения обычно витиеваты, связаны с организациями из разных стран и регионов. Некоторые местные религиозные авторитеты включаются в активные дискуссии с последователями фундаменталистских идей. Но одно дело распространение идей, а совсем другое – практика. Активная критика традиции посещения гробниц святых и внешнего вида мусульманок еще не говорит о призывах к экстремистским действиям. Но ассоциативно фундаментализм воспринимается как потенциальная опасность для среды, спокойствие которой очень легко нарушить.

- А случаи участия цыган в террористических группировках известны?

Тема активно обсуждалась, когда в связи с ближневосточными военными конфликтами ряд балканских государств стали пытаться контролировать и пресекать участие в них своих граждан. На волне этого мониторинга обнаружилось, что среди воевавших были и балканские цыгане, единицы. Сведений о них было очень мало. Чуть больше информации было по болгарским кейсам, где, например, зафиксирована экстремистская деятельность местного цыганского имама.

- Как цыганская община воспринимает историю насилия последней четверти века?

Ключевой нарратив - «это была не наша война». Ни один из балканских конфликтов последних десятилетий они не воспринимают как межрелигиозный, только как межэтнический и политический. Участие в нем зависело от того, какие отношения у цыган развивались в макросреде. Брат одного из моих респондентов погиб, защищая Сараево, его имя высечено на памятнике защитникам города.

Боснийская война разделила группы цыган, и с теми, кто остался на территории, подконтрольной боснийским сербам и никак не воспрепятствовал конфликту, отношения были разорваны – об этом мне рассказывали пережившие блокаду. В Сараево христиане и мусульмане умирали вместе. Для сараевских цыган был важен не религиозный маркер, а то, по какую сторону военного рубежа находились другие цыгане.

Рассказы о косовском конфликте совсем иные: «их война» и «наша жизнь» четко разделены. Свидетельства косовских цыган-беженцев - это опыт постороннего, втянутого в военный конфликт. Многие вспоминают, как цыганские поселения оказывались под перекрестным огнем, как солдаты расстреливали гражданских, не глядя, кто перед ними. Беженцы воспринимают войну как борьбу за власть, из-за которой цыгане оказались меж двух огней и были вынуждены оставить свои дома. Огромный поток беженцев шел в Македонию, Сербию.

- Каковы основные ситуации, провоцирующие конфликт именно с цыганами-мусульманами?

Прежде всего, это стигматизация и дискриминация. На окраине Сараево существует небольшое поселение косовских цыган-переселенцев. В 2013 году я наблюдала одну семью, которая была сильно ограничена в доступе к воде и не могла часто купать детей. Подростки из этой семьи стремились включиться в сообщество, тянулись к религиозному просвещению. Но местный имам не пускал их в мечеть, мотивируя это тем, что дети недостаточно чисты. На мой взгляд, это хотя и редкий, но довольно показательный случай: вместо того, чтобы дать детям возможность приобщиться к религиозной жизни и тем самым интегрироваться в общину – он предпочел «умыть руки».

Часто встречается представление, что цыгане не могут быть хорошими мусульманами, что они «недомусульмане». В воспоминаниях присутствуют представления о напряжении, дистанции, агрессии. В Скопье бытует история о некоем цыгане, якобы убитом в мечети после пятничной молитвы за то, что он, обуваясь, задел кого-то.

В то же время высок уровень взаимного недоверия и в среде самих цыган-мусульман. «Как я могу молиться там, где каждый не доверяет друг другу? Где, приходя на молитву, заворачивают обувь в пакет и ставят перед своим ковриком?» - заметил один респондент в ответ на вопрос, посещает ли он намаз в цыганском поселении.

- А насколько такая ситуация нормальна для цыган?

Здесь очень разные нормы, разные представления о том, насколько ислам присущ цыганам исторически, или же сообщество цыган-мусульман только формируется. Кто-то делает акцент на том, что их семьи хранили ислам между войнами и в социалистический период, другие - на том, что ислам входит в среду только в последние двадцать лет. И религиозные лидеры из цыганской среды по-разному строят отношения со своим сообществом. Некоторые демонстративно дистанцируются от него, участвуя в жизни небольшой группы последователей, и отмечают, что зачастую отказываются от проведения обрядов в «загрязненной» среде, ведь далеко не все цыгане-мусульмане строго следуют религиозным предписаниям.

- Это проявление того самого представления о необразованности цыган?

Да. Подчеркивается, что множественные попытки религиозного просвещения не дают результата. Особенности погребальных обрядов, совместные паломничества - все это сталкивается с «нормативными» практиками ислама, как они предписываются духовными лидерами. Бывает, что имамы признаются в неэффективности собственной работы: например, когда многолетние попытки очистить погребальный обряд от элементов, которые они считают противоречащими исламу, ничем не заканчиваются. Случается и так, что лидеры отказываются от участия в похоронах, даже не спрашивая, каким образом проводится обряд - и община находит имама, который или легитимирует эти отступления, или закроет на них глаза.

Цыгане - один из древнейших народов мира, представляющий собой совокупность многих этнических групп индийского происхождения, которые проходили различный путь миграции, проникаясь культурой окружающих их народов. Первое письменное упоминание о цыганах на Кубани относится к 1839 году. Сюда этот кочевой народ пришел с территории Крыма несколькими веками ранее. В центре внимания автора статьи, кандидата богословия иерея Алексея Паркачева - настоятеля храма святителя Николая Чудотворца хутора Прикубанского Славянского района Краснодарского края - история жизни изучаемого народа на территории Кубани, а также религиозная принадлежность цыган и их отношение к вере.

Цыгане - один из древнейших народов мира и один из самых удивительных народов, который очень долгое время, не имея собственной письменности, задокументированной истории, не имея своей этнической территории, смог сохранить свою национальную идентичность. В Краснодарском крае представлена одна из самых больших цыганских общностей России. Интересна эта общность тем, что в ней представлены цыгане-мусульмане, что для России большая редкость. По большей части эта статья является обобщением автором тех устных сведений, которые он получил при общении с цыганами-мусульманами.

Цыганский народ - это совокупность многих этнических групп индийского происхождения, которые проходили различный путь миграции, проникаясь культурой окружающих их народов. Подавляющее большинство цыган в мире исповедуют христианство, но в средние века на землях Османской империи появились цыгане, исповедующие ислам. Цыган-мусульман часто можно встретить в Турции, на Балканах, в Палестине. Исторически так сложилось, что Кубань стала основным местом проживания цыган-мусульман России. Эта группа отличается от остальных цыган не только вероисповеданием, но также особым диалектом цыганского языка, традициями, укладом жизни.

Прежде чем говорить о том, как на Кубани появились цыгане-мусульмане, следует рассказать о происхождении цыган. Для историков изучение цыганской истории является огромной проблемой: из-за отсутствия письменности цыгане не записывали события своей истории, из-за кочевого образа жизни они не оставили археологических памятников. На основании лингвистического и генетического анализа удалось выяснить, что родиной цыган является центральная Индия, позднее предки цыган мигрировали на северо-восток Индии, где засушливый климат и малоплодородная почва обусловили кочевой образ жизни, занятие мелкой торговлей и ремеслами. Существует гипотеза, что примерно 400 лет предки цыган жили в Персии. Основанием для этой гипотезы послужили многочисленные персидские заимствования в цыганских диалектах. Первые скудные упоминания о цыганах появились в начале II тысячелетия в документах Византийской империи. Судя по ним, цыгане легко смогли интегрироваться в многонациональное византийское общество. Именно в Византии цыгане сформировались как народ, произошла консолидация разрозненных племен индийского происхождения . После падения Византии под натиском турок цыгане расселились по всей Европе, разделившись на множество этнических групп, при этом сохранились общие для всех цыган культурные и психологические черты. В XV веке через Румынию и северное Причерноморье цыгане пришли в Крым, откуда чуть позднее переселились на Кубань, которая была частью Крымского ханства. Согласно устной легенде, из Крыма приплыли три брата, которые положили начало трем родам кубанских цыган. Первое письменное упоминание о цыганах на Кубани относится к 1839 году, это указ атамана Черноморского казачьего войска генерал-лейтенанта А.Г. Рашпиля о расселении прибывших из Бессарабии и Новороссии цыган . Но этот документ не опровергает устное предание о том, что первые цыгане на Кубань пришли из Крыма несколькими веками раньше.

Первое письменное упоминание о цыганах Крыма встречается в труде турецкого путешественника Эвлии Челеби «Книга путешествий» 1666 г. В своем труде Эвлия Челеби причисляет цыган к неверным, а также указывает на то, что цыгане жили в шатрах и кибитках . Можно сделать вывод, что в середине XVII века цыгане в Крыму еще не были обращены в ислам и вели кочевой или полукочевой образ жизни. В 1783 г. Крымское ханство было присоединено к Российской империи, и у крымских цыган наступил новый период истории. Царское правительство неоднократно пыталось принудить цыган к оседлому образу жизни, так как кочевая жизнь считалась дурным примером для русских крестьян. Действительно, свободолюбивая и веселая жизнь кочевых цыган могла побудить крестьян к борьбе с гнетом помещиков и чиновников.

На Кубани у цыган сложились добрососедские отношения с казаками, так как цыгане были искусными кузнецами, изготавливали качественные подковы для лошадей, оружие и орудия сельхоз труда, что для казаков всегда было нужным. Кроме того, цыган и казаков объединяла любовь к лошадям, сильные цыганские жеребцы пользовались у казаков спросом. Однако между казаками и цыганами возникали конфликты, как правило, причиной тому служили кражи, совершаемые цыганами. Воровство в среде цыган-мусульман всегда сильно порицалось, но к ворам не применялась норма исламского права - отрубание рук. Автору довелось услышать, что некоторые цыгане-мусульмане становились казаками, но эта информация очень сомнительная, так как главным условием для приема в Кубанское казачье войско является исповедание православной веры. Достоверно известно лишь то, что из цыган в 1843 г. формировались военно-рабочие роты для обслуживания казачьих структур.

В 1920-е годы молодая советская власть проявила особый интерес к цыганам, применяя меры для содействия оседлому образу жизни. В 1926 г. принято постановление президиума ЦИК и СНК СССР «О содействии цыганам, желающим перейти к оседлому образу жизни», а в 1928 г. президиумом ВЦИК и СНК РСФСР принято ещё одно постановление «О наделении землей цыган, переходящих трудовому оседлому образу жизни». Согласно второму постановлению цыганам давалась земля и денежное пособие. Цыгане пользовались полученными средствами, но отказываться от кочевого образа жизни не спешили. В период коллективизации цыган также заставляли вступать в колхозы, до Великой Отечественной войны на Кубани было 20 цыганских колхозов . Тяжелым испытанием для цыган Кубани стал голод 1933 г., который заставил многих перекочевать в Абхазию и Грузию. Известно, что со времен Османской империи в Грузии было свое местное цыганское население, к которому кубанские цыгане относились с презрением .

Особого внимания заслуживает история цыган-мусульман в годы Великой Отечественной войны. Гитлеровская идеология провозглашала цыган неполноценным народом, и все цыгане подлежали физическому истреблению. Многим цыганам-мусульманам удавалось выдавать себя за татар, так как они могли говорить на крымско-татарском языке. Нередки случаи, когда цыгане имеют славянскую внешность, что позволяло некоторым выдавать себя за русских. Конечно, были случаи, когда цыган разоблачали, но среди немцев были те, кто сохранял человеческое достоинство.

Существует одно устное предание, насколько оно достоверно сказать сложно. Однажды в Крыму татарин увидел, как группу цыган немцы ведут на расстрел, он подошел к немецкому офицеру и сказал: «Эти люди татары, я могу доказать. Выберите из этой толпы любых трех мужчин». Немец послушал татарина, и тот попросил трех выбранных мужчин снять штаны, после чего сказал немцам: «Это обрезанные мусульмане, цыгане не могут быть мусульманами». К счастью, немцы не знали, что цыгане в Крыму исповедуют ислам, поэтому всех отпустили. К сожалению, крымским цыганам не удалось избежать после освобождения Крыма депортации вместе с крымскими татарами в Среднюю Азию и Сибирь, советское командование приняло их за татар, считая, что все цыгане в Крыму были уничтожены немцами, никакие оговорки цыганам не помогли.

После войны, в отличие от крымских татар, цыгане стали быстро возвращаться из депортации, преимущественно поселяясь на Кубани. В самом Крыму на сегодняшний день цыган-мусульман почти не осталось, большинство современных цыган Крыма - представители других этнических групп, которые переселились в Крым в послевоенное время. На сегодня в Краснодарском крае проживает самое большое количество цыган-мусульман России.

В наше время происходит процесс ассимиляции цыган-мусульман. В отличие от своих предков, подавляющее большинство цыган-мусульман не придерживаются религиозных предписаний, во многом это объясняется отсутствием мечетей. Теряются ценности, которые ранее были сформированы под влиянием ислама. Уже не редкость, когда цыгане-мусульмане принимают крещение в Православной Церкви. К своим крещеным родственникам цыгане-мусульмане относятся терпимо, лишь ограничивая их участие в определенных обрядах. Надо отметить, что браки между цыганами-мусульманами и цыганами-христианами крайняя редкость, к таким бракам с обеих сторон сохраняется очень пренебрежительное отношение, связанное с культурной разницей.

Цыгане-мусульмане в подавляющей своей массе не являются религиозными людьми, не знают пять основ ислама, не совершают намаз, не читают Коран, многие из них никогда в своей жизни не заходили в мечеть. Поразительно то, что, несмотря на номинальную приверженность исламу, цыганам мусульманам гораздо легче найти общий язык с мусульманами других национальностей, чем с цыганами-христианами. Многие собеседники автора вспоминали, что их бабушки и дедушки были набожными людьми. Возможно, что оскудение религиозных чувств было связано с окончательным переходом к оседлому образу жизни. Сегодня встречаются молодые ревнители исламской религии, есть цыганские имамы, но подавляющее большинство цыган не питает интереса к исламу.

Цыгане-мусульмане Кубани чаще всего не проводят разницы между исламом и христианством, не вдаются в вопросы догматики, но придерживаются строгого монотеизма, верят, что есть только один Бог (цыган. Дэл). Примечательно, что у цыган-мусульман не принято называть Бога Аллах. В культуре цыган глубокое духовное значение имеет небо: небо воспринимается как высшая духовная сущность, иногда отождествляемое с Богом. Во всех этнических группах цыган существует убежденность, что цыгане - дети неба, и Бог их любит по-особому. Цыганский флаг, изображение колеса кибитки на фоне голубой и зеленной полосы, также имеет символику неба, голубая полоса - небо, зеленная - земля, покрытая травой. Несмотря на формальную приверженность исламу, все-таки в культуре цыган ислам оставил заметный след. Например, жених перед свадьбой должен дать за невесту калым, иногда встречается многоженство, в семье муж имеет абсолютную власть, для женщин существуют ограничения в общении с неблизкими родственниками мужского пола, женщинам выдвигаются строгие требования в отношении внешнего вида, запрещаются мини-юбки, короткие платья, обтягивающая одежда, многие цыгане-мусульмане не вкушают свинину, не употребляют спиртных напитков.

Интересен тот факт, что цыгане-мусульмане Кубани празднуют Пасху. Как правило, цыгане-мусульмане не могут объяснить содержание праздника, для них Пасха - это культурная традиция, праздник, когда красят яйца и вместе собирается вся семья. Празднуют Пасху цыгане-мусульмане не в воскресенье, а в пятницу, так как в исламе пятница - священный день.

Традиционным занятием для всех цыган является гадание и магия, ислам это запрещает, но цыгане-мусульмане смогли переступить через религиозный запрет. Сами цыгане заявляют, что гаданием и магией чаще уже занимаются русские, для цыган это исчезающий род занятий, лишь немногое число цыган сегодня могут так прокормить себя. В отличие от других цыган, кубанские цыгане особое значение придают числам, популярна нумерология.

Самое важное место в жизни цыгана-мусульманина занимает семья, хранение любви и верности своей семье - основной закон жизни цыгана. Цыгане-мусульмане с одобрением относятся к ранним бракам, но современное российское законодательство допускает брак между несовершеннолетними только при определенных обстоятельствах, поэтому свадьбы обычно играют уже по достижении 18 лет. Кроме того, увеличивается количество лет, потраченных на образование, что тоже является причиной вынужденного отказа от раннего брака. Возраст 15-16 лет считается вполне приемлемым для создания семьи, бывают редкие случаи, когда и в 13 лет девушку выдают замуж. От жениха и невесты перед свадьбой строго требуется сохранение девственности, поэтому девушек ограничивают в общении с лицами мужского пола, не должно быть даже дружбы между девушками и юношами. Юноше подбирает пару его отец, присматривает девушку в округе, расспрашивает ее соседей, насколько она хозяйственная, каким рукоделием владеет, какой у нее характер и т.д. Когда с выбором невесты отец жениха определился, то идут свататься. Первым во двор дома невесты заходит отец жениха, который ведет с собой барана в качестве подарка, потом жених со своими друзьями, друзья держат над его головой накрытый стол, когда главы семейств договорились о свадьбе, то стол опускают на землю и начинается торжество.

Обязательным для жениха является уплата калыма: чем состоятельнее семья невесты, чем больше в ней хороших качеств, тем больше сумма калыма. Средний размер калыма - миллион рублей, в качестве калыма может быть передача в дар недвижимого имущества. Как правило, во время свадьбы отец невесты возвращает молодой паре сумму калыма, хотя имеет полное право оставить калым у себя. В наше время калым воспринимается как свидетельство того, что будущий муж обладает средствами, необходимыми для содержания семьи. После свадьбы молодая семья, как правило, поселяется в отдельном доме, жизнь с родителями после свадьбы считается нежелательной.

Институт семьи, пожалуй, является сферой жизни цыган-мусульман, где в наибольшей степени сохраняется влияние исламской традиции, в частности, в семьях цыган-мусульман выраженный патриархат, жена находится в подчинении у мужа, обязана во всем его слушаться; муж, в свою очередь, должен обеспечивать свою жену всем необходимым, заботиться о ней, не быть жестоким. Вне дома замужняя женщина обязана носить платок, как знак верности своему мужу. Допускается многоженство, но позволить себе больше одной жены могут только очень богатые цыгане. Развод считается страшным позором, оставившие мужа или жену навсегда становятся изгоями в цыганском обществе. Как и у прочих цыган, в семьях цыган-мусульман обычно много детей, хотя с каждым годом количество многодетных семей становится все меньше. Детям цыгане стараются ни в чем не отказывать, крайняя редкость - какие-либо наказания для детей, но при этом с раннего возраста детей приучают к труду, воспитывают в них любовь и глубокое уважение к родителям и старшим.

Изучение цыган-мусульман Кубани является очень актуальным для православной миссии. Миссионерская работа среди цыган имеет множество сложностей, но нельзя оставлять без внимания факт доброго отношения цыган-мусульман к православию. В нашем обществе существует много предрассудков в отношении цыган, но при близком знакомстве с цыганами можно увидеть, что их сердца широко открыты для Бога. Очень сложно от цыгана добиться соблюдения молитвенных правил, постов, каких-либо обрядовых предписаний, таков свободолюбивый нрав, однако, стоит удивляться широте и простоте цыганской любви после встречи со Христом.

Список источников и литературы

1. Деметр Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган - новый взгляд. - Воронеж, 2000 - 334 с.

2. Торопов В.Г. История и фольклор крымских цыган. - М.: Ин-т наследия, 2004 - 88 с.

3. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИ КК). Ф. 1774-А. Оп. 3. Д. 1654. Л. 68 - 69

4. Цыгане Краснодарского края. Сборник информационно-методических материалов. - Краснодар: ЮРРЦ, 2010 - 40 с.

БАКУ, 4 фев — Sputnik, Ильхам Мустафа. Одно из сельских кладбищ в Евлахском районе не похоже ни на одно другое традиционное мусульманское кладбище. А отличается оно тем, что мусульман хоронят здесь не по законам шариата.

Единых правил проведения захоронения в Азербайджане все еще не существует. Для того чтобы решить эту проблему, Кабинет министров АР собирается на днях утвердить новые правила захоронения и проведения траурных церемоний. Соответствующий документ находится на рассмотрении в Кабинете министров и получил заключение Управления мусульман Кавказа и Государственного комитета по работе с религиозными структурами.

Как известно, умершего мусульманина при захоронении укладывают в могилу лицом в сторону Каабы — мусульманской святыни в Мекке. Но несмотря на это, примерно 70 могил на кладбище в селе Юхары Гархун смотрят в противоположную сторону.

Сельскому кладбищу - почти двести лет, располагается недалеко от районного центра, поэтому многие похороненные в нем жили в самом городе Евлах.

© Sputnik / Ilham Mustafa

Как рассказал региональному корреспонденту Sputnik Азербайджан проживающий в селе Юхары Гархун молла Замеддин Салахов, все захоронения лицом в противоположную от Каабы стороны принадлежат цыганам - карачи.

Как известно, в районе проживает приблизительно две с половиной тысячи цыган. По словам Салахова, они являются представителями двух племен, но при этом оба племени придерживаются мусульманского вероисповедания.

Они появились в Евлахе в середине прошлого столетия, продолжает Салахов, разбили палатки возле села Юхары Гархун и хоронили своих покойников на сельском кладбище.

По его словам, во времена, когда у власти в СССР находился Никита Хрущев (в 1953-1964 годах он возглавлял Центральный комитет Коммунистической партии СССР, тем самым был фактически руководителем страны) цыганам запретили вести кочевой образ жизни и дали право осесть там, где они пожелают. И тогда эти самые цыгане решили обосноваться в городе Евлах: "После этого они все также продолжали хоронить своих умерших на кладбище в Юхары Гархун".

© Sputnik / Ilham Mustafa

Что касается самих могил, то, по словам Салахова, цыгане хоронят своих не по канонам ислама по незнанию: "В свое время их никто не научил, не показал, как правильно. С самого начала несколько человека похоронили неправильно, вот и всех остальных стали хоронить так же".

Молла говорит, что теперь местное духовенство объясняет цыганам, как правильно предавать тело земле. "Могилы надо копать таким образом, что, укладывая умершего на правое плечо, его лицо было повернуто в сторону Каабы. Однако у цыган в сторону священного камня повернут затылок", — говорит он.

По словам Салахова, многие цыгане прислушиваются к его словам, однако в некоторые продолжают хоронить по-своему, оправдываясь тем, что "буду хоронить так, как уже делали предки".