Принцесса горгона. Мифы и Легенды * Горгона Медуза

Медуза Горгона и Персей - одни из самых знаменитых персонажей древнегреческих мифов. Герою, убившему жуткое чудовище и спасшему от гибели красавицу Андромеду, приписывают основание города Микен и династии Персеидов. Медуза же символизирует отвратительное ужасное существо, воплощение страха и смерти, но одновременно - несчастную красавицу, по воле злого рока ставшую безвинной жертвой божественного проклятия. и Медузе Горгоне оставил заметный след в литературе, музыке и искусстве не только античного мира, но также средневековья и современности.

Происхождение Медузы Горгоны

Согласно легенде, Медуза была самой младшей из трёх сестёр, рождённых божествами водной стихии Форкием и Кето, в свою очередь бывших детьми Понта и Геи (богини земли). Старшие Горгоны - Сфено и Эвриала - унаследовали от родителей бессмертие, Медуза же была единственной из них, кому бесценный дар не достался.

Изначально эти персонажи мифологии древней Эллады были представлены в облике морских дев, гордых и прекрасных. Красавица Медуза, обладательница стройной фигуры и роскошных волос, казалось, рождена была для того, чтобы пленять мужские сердца. Однако, по одной из версий легенды, она стала жрицей Афины Паллады, богини войны, и дала вечный

Проклятие Афины

Обет, данный Медузой, не остановил Посейдона - всемогущего бога морей. Он явился красавице прямо в храме Афины и, ослеплённый желанием, взял её силой. Узнав об этом, богиня пришла в ярость. Однако виновной в случившемся, а также в осквернении святыни она посчитала не Посейдона, а несчастную Медузу. Безудержный гнев Афины пал заодно и на обеих старших сестёр девушки.

В результате проклятия богини красавицы-сёстры обратились в чудовищных крылатых тварей. Их кожа покрылась отвратительными морщинами, на теле появилась чешуя, выросли страшные когти и клыки, а волосы обратились в клубки Более того - с этого времени любой несчастный, имевший неосторожность встретиться с глазами с какой-нибудь из Горгон, немедленно обращался в каменное изваяние…

Осознав, что больше им нет места среди богов и людей, сёстры-Горгоны отправились в изгнание на западную оконечность обитаемой земли, где и поселились на отдалённом острове в мировой реке Океан. Впрочем, в скором времени они оправдали страшную молву, которая пошла о них по всему миру, загубив немало несчастных душ. Именно младшая из сестёр стала самой жестокой и кровожадной.

Многие герои пытались расправиться со страшным чудовищем - ведь тому, должна была достаться не только слава, но и бесценный трофей: её голова. Сила взгляда Медузы продолжила бы обращать существ в камень даже после её смерти. Однако не преуспел никто - до тех пор, пока совершать подвиг не отправился юный Персей, по иронии судьбы вовсе не ради трофея или славы.

Кто такой Персей

Легенда о Персее гласит, что у правителя Аргоса по имени Акрисий была единственная дочь Даная. Поверив предсказанию, что сыну Данаи суждено будет стать причиной его гибели, перепуганный Акрисий запер дочь в башне, собираясь уморить её голодом и жаждой. Однако красавицу заметил сам Зевс, глава олимпийских богов. Он проник в темницу к Данае в виде золотого дождя и сделал её своей женой. От этого брака на свет появился мальчик, получивший имя Персей.

Мифология гласит, что однажды Акрисий, услышав смех ребёнка, поднялся к дочери в башню и был подавлен и поражён, однако убить маленького полубога собственной рукой всё-таки не решился. Вместо этого он принял чудовищное решение: приказал посадить Данаю с младенцем в деревянный ящик и бросить в волны моря.

Однако Персею с матерью не суждено было умереть. Спустя какое-то время ящик вытащил на берег рыбак по имени Диктис - брат царя острова Серифа, Полидекта. При дворе Полидекта и вырос маленький Персей, прославившийся впоследствии как тот, кто убил Медузу Горгону.

Подготовка героя к походу

Однако жизнь Персея и его матери на Серифе тоже оказалась непростой. После смерти своей супруги Полидект задумал взять в жёны красавицу-Данаю. Однако та всячески противилась этому, а Персей был для матери надёжной защитой. Задумав извести юношу, коварный Полидект дал молодому герою задание: принести ему голову чудовища, известного всей Элладе как Медуза Горгона.

И Персей отправился в путь. Однако бессмертные жители Олимпа не могли допустить гибели сына самого Зевса. Быстрокрылый вестник богов-Гермес и воительница Афина приняли его сторону. Гермес вручил юноше свой меч, с лёгкостью рубивший любую сталь. Паллада же отдала Персею медный щит, блестящий, словно зеркало, и благословила в дорогу.

Долгими были странствия героя по дальним землям. Наконец достиг он мрачной страны, в которой жили охранявшие путь к Горгонам старые грайи, имевшие на всех троих один зуб и один глаз. С помощью хитрости Персею удалось выкрасть у грай их "сокровища", оставив их беззубыми и слепыми. В обмен на возвращение похищенных вещей грайям пришлось рассказать герою, как отыскать Горгон.

Дорога в нужную сторону пролегала через край, где обитали нимфы. Узнав, кто такой Персей и куда он следует, нимфы, желая помочь, подарили ему три волшебные вещи. Это была сумка, способная вместить всё, что угодно, крылатые сандалии, позволявшие летать по воздуху, и шлем владыки Подземного царства, Аида, дарующий невидимость тому, кто его наденет. Поблагодарив за помощь и дары, Персей полетел прямиком на остров, который занимали Горгоны.

Гибель чудовища

Судьба и боги благоволили герою. Персей оказался в логове чудовищ в то время, когда они крепко спали и не могли заметить его. Медный щит, подаренный Афиной, оказался очень кстати: глядя в отражение на нём, словно в зеркало, юноша сумел хорошо рассмотреть трёх сестёр, а главное - догадаться, которая из них Медуза Горгона.

И Персей ринулся в атаку. Хватило единственного верного удара мечом - и отсечённая оказалась у героя в руках. На землю хлынула алая кровь чудовища, из которой возникли ослепительно белый конь Пегас и золотой лук Хрисаор, без промедления взмывшие в небеса.

Взвыли от ужаса две проснувшиеся Горгоны. Кинулись они ввысь, чтобы найти и растерзать того, кто убил их младшую сестру. Но тщетно летали они над островом в поисках Персея - благодаря крылатым сандалиям юноша был уже далеко, унося в сумке страшную голову Медузы.

Спасение Андромеды

На своём долгом пути назад Персей оказался в Эфиопии, на территории царства Кефея. Там, на берегу океана, он увидел его дочь, прекрасную царевну Андромеду, прикованную цепями к скале. Девушка поведала герою, что её оставили здесь, чтобы принести в жертву морскому чудищу, ниспосланному Посейдоном из морских глубин. Эта исполинская рыба опустошала царство Кефея по приказу бога морей из-за того, что мать Андромеды, Кассиопея, прогневала морских нимф, заявив, что её красота гораздо совершеннее. Оракул поведал сражённому горем царю Кефею, что искупить вину его супруги можно, лишь принеся в жертву чудовищу их единственную дочь.

Сражённый горестной историей, а также красотой Андромеды, Персей не оставил несчастную девушку в беде. Дождавшись появления чудовища, он убил его в тяжёлом бою, а после отвёл спасённую царевну во дворец к её родителям и заявил о том, что хочет взять её в жёны.

Возвращение Персея

Отпраздновав свадьбу, Персей и Андромеда вернулись на остров Сериф, где застали Данаю прячущейся в храме Зевса от настырных домогательств Полидекта. В гневе Персей поспешил в царский дворец, где Полидект пировал со своими друзьями. Тот совсем не ожидал увидеть юношу живым, и принялся потешаться над ним: "Хвастун! Выходит, не исполнил ты моего приказа? Ну и где же твоя Медуза Горгона?"

И Персей, не простив оскорбления, в порыве ярости выхватил из сумки голову Медузы и показал царю. В тот же миг царь и его друзья обратились в камни.

Персей, однако, не остался на Серифе. Передав власть на острове Диктису, брату прежнего царя, он с матерью и Андромедой вернулся в родной Аргос. Услышав о возвращении героя, дед его, царь Акрисий, бежал в Ларису, на север страны. Персей же вступил на трон и правил долго и счастливо.

Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий.

Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами. Горгона наделена невероятно коварной красотой, завораживающей любого, кто взглянет на нее. В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками.

Согласно различным, зачастую противоречивым, источникам, Медуза - женское существо. Легенда о Медузе Горгоне окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. В эпоху Гомера Горгона была настолько известным персонажем, что он просто упоминает о ней в своих поэмах, не излагая ее истории, которая, как, видимо, он считает, прекрасно известна грекам. Зевс вселял ужас в своих врагов щитом Афины - эгидой, на котором была изображена голова Горгоны.

Ни один из античных авторов не упоминает о том, каким образом она обрела свои незаурядные способности. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

После Гомера значительный вклад в развитие образа Медузы сделал Гесиод (конец VIII-VII век до н. э.). В поэмах «Теогония» и «щит» упоминаются две из пяти сестер Горгоны - Стено и Эвриала - чудовища, живущие на краю мира, а также описывается смерть Горгоны от руки Персея. По сравнению с беглыми упоминаниями и намеками Гомера это уже огромная информация. Эсхил (525-456 годы до н. э.) добавляет к ней еще несколько деталей.

В «Прикованном Прометее» он говорит о сестрах Медузы - крылатых женщинах со змеями вместо волос и смертоносным взглядом. В двух других трагедиях Эсхила образ Медузы олицетворяет отвратительность зла и безжалостность человека.

Однако особенно интересные поправки к истории о Горгоне делает в «Двенадцатой пифийской оде» Пиндар. В отрывке о происхождении флейты он говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатленной криками сестер Горгоны в день ее смерти. Пиндар описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы Горгоны окаменевают от ее взгляда.

Свою лепту в развитие мифов о Медузе внес Еврипид (V век до н. э.) в «Ионе». Героиня этой поэмы Креза описывает два небольших полых амулета, доставшихся ей от отца - Эрихтония, который, в свою очередь, получил их от Афины. Каждый из амулетов содержит каплю крови Медузы. Одна из капель - благотворная, обладающая целительными свойствами, другая - яд из змеиного тела.

Здесь, как и у Пиндара, Медуза - существо двойственное. Наиболее известное, полное и значительное по своему воздействию на европейскую мифологию описание Горгоны сделано Овидием в четвертой и пятой книгах «Метаморфоз». В его истории главным персонажем становится смелый, дерзкий и жестокий герой Персей.

Для того чтобы подчеркнуть значимость победы Персея над Медузой, Овидий подробно говорит о происхождении и чудовищных способностях его змее волосой соперницы. Именно описанию Овидия в своем большинстве следовали писатели и художники последующих столетий.

Под пером Овидия история Медузы превратилась в легенду. Дочь Форция, сына моря и суши, и Цето, Медуза принадлежит к младшей тройне сестер Горгон (по Овидию, старших сестер Горгон - Грей - было две, они родились уже старыми, с одним глазом на двоих и с одним зубом в общем рту). Хотя у всех трех младших Горгон вместо волос змеи, только Медуза обладает чудесным даром завораживать людей взглядом (и в положительном, и в отрицательном смысле этого выражения) и только она одна из трех сестер смертна. Персей избегает ее прямого взгляда и отрубает спящей Медузе голову, глядя в ее отражение на своем отполированном щите. Из крови, хлынувшей из раны, «как из материнского чрева», появляются сыновья Медузы - Пегас и Хризаор. Их отцом, видимо, следует считать Персея. Персей прячет отрубленную голову в сумку, подаренную ему для этой цели Афиной. Сила Горгоны не действует, пока ее голова в этой сумке. На обратном пути в Эфиопию Персей трижды вынимает голову поверженной соперницы. В первый раз, в пустыне, он несет голову перед собой.

Из тех мест, куда капает кровь Горгоны, выползают змеи. Во второй раз Персей направляет взгляд Горгоны на ливийского царя Атласа, который не поверил рассказу воина о своих подвигах и отказал ему в гостеприимстве. За это Атлас был превращен в каменистую гору. Наконец, в третий раз Персей вынимает голову из сумки при встрече со своей возлюбленной Андромедой. Он кладет голову лицом вниз «среди папоротников и водорослей», и магический взгляд Медузы превращает водоросли в кораллы. Это превращение - самый чудесный эпизод в истории о Медузе. Овидий уже не упоминает об опасности, которую представляет голова Горгоны.

В завершение героического рассказа Овидий еще раз излагает родословную Медузы и упоминает о проклятии, наложенном на нее ревнивой и завистливой Афиной. Он рассказывает о том, что в юности Горгона была очень красивой и волосы были ее главной гордостью. Однако все изменилось после того, как Посейдон насильно овладел ею в храме Афины. Разгневанная осквернением своего святилища (а может быть, и из зависти к красоте Медузы), Афина направила на нее свой щит и, превратив роскошные волосы в змей, изгнала ее из своего храма на вечные времена. С тех пор на щите Афины изображена голова Медузы, устрашающая врагов. После Овидия единственным из классических продолжателей истории Медузы был Аполлодор. В «Библиотеке» он скрупулезно излагает все известные ему варианты легенды.

И хотя большинство последующих исследователей и писателей ссылались не на него, а на Пиндара, Овидия и даже на невразумительные упоминания Гомера, именно Аполлодор был лучшим комментатором истории о Медузе и сделал больше других для того, чтобы она стала известной последующим поколениям. Упоминания о Медузе можно также найти в «Симпозиуме» Ксенофана и в «Пантеоне» Лукиана.

Вопрос о том, можно ли связывать возникновение мифа о Медузе с универсальным поверьем о «дурном глазе», как это делали ранние исследователи, остается открытым. Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов, американских индейцев и эскимосов немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». В бразильских преданиях фигурирует птица, способная обращать в камень всякого, кто видит ее; некоему охотнику удалось обезглавить такую птицу, не глядя на нее, и затем использовать ее голову против своих врагов. Как видим, история Горгоны не ограничивается циклом легенд о Персее.

Неизвестно, когда возник обычай наносить на боевые щиты устрашающие рисунки, психологически воздействующие на противника и потому будто бы делающие его более уязвимым. Такие изображения зачастую служили и «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, медальонах для детей и домашних животных. Хотя миф о Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном глазе», именно благодаря ему в обиход вошли амулеты горгонейоны.

Изображения Медузы встречаются не только в древнегреческом и римском, но и в древневосточном искусстве. Один из хорошо сохранившихся примеров - предметов с таким изображением - знаменитая мраморная маска, датируемая V веком до н. э. и хранящаяся в художественном музее Монако. В отличие от большинства античных горгонейоно маска отражает негативные черты образа Горгоны, доведенные до карикатурного вида. С другой стороны, лик монакской Медузы без преувеличения можно назвать прекрасным - практически круглое, гладкое женское лицо с немного опущенными веками. Под ее подбородком сплелись две змеи. Именно эта Медуза привела в восхищение Гете, увидевшего ее во дворце Ронданини в Риме. «Изображение прекрасного лица, объятого предсмертной агонией, в благородной полупрозрачности желтого камня неописуемо удачно», - писал Гете/ Эту маску иногда называют Медузой Ронданини. Хорошо сохранившиеся изображения Медузы можно увидеть на древнегреческих амфорах. На ранних из них преобладают черты Медузы чудовища, гротескной воительницы, обезглавливаемой Персеем. Позднее, когда образ Горгоны перестал восприниматься однозначно негативно, интерес к сцене обезглавливания упал: стоило только Горгоне заслужить некоторую долю симпатий, публика перестала получать удовольствие от сцен ее смерти.

Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели. Медуза Горгона - одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии. Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам.

Доступ к таким источникам после падения римской цивилизации оказался довольно затрудненным. Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство. Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза - олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды.

Медуза последнее, самое сильное искушение Данте, путешествующего по аду. Он добивается искупления грехов, избегнув взгляда Медузы благодаря своему проводнику Вергилию, прикрывшему его глаза рукой. Как это ни странно, Медуза Данте выглядит совершенно непривлекательной на иллюстрациях к «Аду» такого крупного мастера, как английский художник Уильям Блейк (1757-1827): она смотрит на ворота города Дис невыразительным каменным взглядом, пока нечетко выписанный на рисунке Данте проходит мимо нее в сопровождении Вергилия.

Как и многие другие, эта иллюстрации Блейка имеет мало общего с содержанием произведения Данте, изобразившего «чудесный» ад, в котором чудовища превратились в ручных животных, а пламя не обжигает. Большинство средневековых упоминаний о Медузе содержат негативную оценку ее образа. Авторы часто противопоставляют ее Афине как символ зла и добра, пророка и добродетели, похоти и целомудрия. Изображенная на щите Афины Медуза в эту эпоху становится олицетворением беспорядка, ярости, сумасшествия и смерти.

Петрарка называет свою любовь к Лауре «грехом идолопоклонства» и сравнивает свою возлюбленную с Медузой: «Медуза и мой грех меня окаменили». Позднее, в «Триумфе целомудрия», Петрарка вводит образ, ставший популярным в любовной лирике эпохи Возрождения, - Лауры Афины - олицетворения добродетели и целомудрия, обороняющейся щитом с изображением Горгоны. Этот сюжет можно встретить у таких крупных поэтов средневековья, как Дю Белле (в поэмах, адресованных Маргарите де Валуа), Спенсер (в «Эпиталамионе», «Чудесной королеве»), Мильтон (в «Комусе»).

На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо - копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.

Медуза Челлини - непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Столь же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.

Любопытное описание Медузы содержится в «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла (1607). По характеристике автора, Медуза - существо с драконьим хребтом, зубами дикого кабана, ядовитой гривой, крыльями, человеческими руками и смертельным дыханием. По Топселлу, Медуза живет в Африке, в Ливии. Вопреки традиции, он утверждает, что Горгона - не человек и, более того, существо мужского пола, имеющее размер, средний между теленком и быком. Впрочем, это не единственное свидетельство о Горгоне как о «мужском существе». В таком же качестве она появляется в трагедии Шекспира: с Медузой разгневанная Клеопатра сравнивает Антония.

Возникновение нерационалистического течения в искусстве, начавшегося с «доромантиков» Руссо и Гете, вдохнуло в образ Медузы новую жизнь. Никогда еще с античных времен ей не уделяли столь пристального внимания. Романтики видели в ней не просто мифологическую Горгону по имени Медуза, а образ мрачной женщины, наделенной непреодолимо опасной красотой, истинное имя которой - Смерть. Восхищение поэтов и художников возвело ее в ранг музы. Она вдохновляла Эдгара По, Бодлера, Колриджа, Китса, Шелли, Россетти д"Аннунцио и других.

Шелли впечатлила картина из галереи Уффицы во Флоренции, которую ошибочно приписывали Леонардо да Винчи, на самом деле принадлежащая кисти неизвестного фламандского живописца. На ней голова Медузы окружена дымкой, в которой угадываются силуэты змей, летучих мышей и других зловещих существ. Ее полуоткрытый рот извергает ядовитое облако. В конце XIX века Медузе примерили новую маску. Созданное в 1895 году бельгийцем Фернандом Кнопффом полотно «Кровь Медузы» вошло в число классических произведений символизма. На нем нет крови, но запечатлено загадочное женское лицо с тонкими чертами.

Взгляд женщины направлен вперед. Ее зрачки расположены необычно близко к уголкам прозрачных глаз. Небольшая змея с открытой пастью, в которой виден ядовитый зуб, выползает из за высокого воротника платья женщины. Две другие змеи преданно расположились около ее висков.

На известной иллюстрации английского графика Бердсли к «Саломее» Оскара Уайльда «Награда танцовщицы» (1894) Саломея держит за волосы голову не Иоанна Крестителя, а Медузы. Две женщины, танцовщица и ее муза - Горгона, смотрят друг на друга в восхищении.

Новый взгляд на историю Медузы, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 - 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.

Среди современных литературных интерпретаций мифа о Медузе Горгоне, безусловно, заслуживает внимания пьеса Эмилио Карбаллидо «Медуза» (1958). Карбаллидо превращает древнюю легенду в экзистенциальную аллегорию. Персей получает задание убить чудовище - Медузу. В какой то момент герой понимает, что он - не меньшее чудовище, чем сама Медуза. Он пытается разобраться в себе и оправдать необходимость убийства, но в результате все больше отделяется от привычного ему общественного порядка. Медуза становится у Карбаллидо символом избавления от иллюзий. Она помогает юноше - герою пьесы уйти от стереотипного взгляда на несовместимость добра и зла.

Со времен Пиндара Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование. Она олицетворяет слияние в человеке хаоса и порядка, свободы и самоограничения, сознания и подсознания. Кое кто может предположить, что мифы - отражение заблуждений древности. Скорее они - зеркало человеческой души.

Миф о Горгоне Медузе. «Вместо волос у горгоны - шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень» - так описывает горгону древнегреческий поэт Гесиод (ок. 700 до н.э), в поэме «Теогония» («Происхождение богов»). Действительно, облик ее был ужасен, и слово «gorgos» в переводе означает «страшный, грозный». Горгона Медуза была дочерью морских божеств Форкия и Кето, и внучкой Геи, отождествляемой с землей и Понта, отождествляемого с морем. Но родилась она вовсе не страшным чудовищем, а прекрасной морской девой. Настолько привлекательной, что колебатель земли Посейдон решил возлечь с ней. Но место для этого выбрал не совсем удачное – храм Афины. Девственная воительница была вне себя, и мало того, что превратила красавицу в крылатое чудовище, еще и наделила ее ужасающей силой – превращать в камень все живое своим взглядом. Бедная Медуза, имя которой переводится как «покровительница, хранительница» была вынуждена скрывать от всех свой безобразный облик, и перебралась «на край земли», на затерянный отдаленный остров. Шли годы, но Афина все не могла успокоится, пока, наконец, не появился герой Персей, сын Зевса и Данаи, обронивший случайно обещание принести голову Медузы. Афина сопроводила его на этот подвиг, предупредив, чтобы он не глядел на Медузу, а лишь на ее отражение, и подарила ему для этого отполированный до блеска щит. Персею помог и Гермес, вручив ему серп, которым можно было отрезать голову Медузы. Затем Персей раздобыл крылатые сандалии, черную шапку-невидимку и волшебную сумку, для хранения отрезанной головы жертвы. Экипировавшись таким образом, Персей полетел в страну гипербореев, где среди окаменевших изваяний людей и животных увидел спящую горгону. Глядя в зеркальный щит на отражение Медузы, Персей одним взмахом руки, направляемым Афиной, отрезал серпом голову несчастной девы. Персей положил голову Медузы в сумку, надел шапку, сделавшую его невидимым и полетел на юг. Древние мифы рассказывают о том, что когда Персей пролетал над морем, то на месте, где капли крови горгоны упали в воду, выросли красные кораллы, называемые горгонарии. По преданиям античной Греции красные кораллы применялись в качестве амулета, защищающего от «дурного глаза», от отравлений и даже от подагры. Кровь горгоны Медузы, обладающая губительными и живительными свойствами, была собрана Афиной в два сосуда, и подарена прославленному врачевателю Асклепию, которому поклонялись как основателю медицины. Асклепий с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить. Интересно то, что Асклепий изображается всегда с посохом, обвитым змеей - порождением крови горгоны Медузы. Древнегреческий путешественник и писатель Павсаний упоминает о том, что в храме Асклепия в Эпидавре жили несколько прирученных змей. А изображение змеи, обвивающей чашу появилось в XVI веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу (1493-1541), и сегодня стало символом медицины. Голова Медузы, сохранила и после смерти способность превращать в камень все живое. И когда победитель Медузы приземлился рядом с дворцом титана Атланта, не оказавшим герою гостеприимства, Персей превратил его в гору, показав голову горгоны. Вскоре отрубленная голова Медузы была передана Афине, и та прикрепила ее к своему легендарному щиту – эгиде – получившему эпитет «горгонеон», а сама Афина стала называться Горгопа - богиня со страшным взглядом. Немного позднее, в Древнем Риме, изображение змеевласой головы Медузы стало одним из наиболее популярных на металлических украшениях, служивших воинскими знаками отличия. Чаще всего горгона изображалась на военных медалях, а затем и на украшениях конской сбруи, иногда на доспехах и щитах – дабы устрашать и повергать в ужас противника. Образ Медузы на воинских надгробных памятниках, возможно, играл охранительную функцию, призванную защищать могилу от разорителей. Персей же, женился на спасенной им Андромеде, родившей ему дочь. Малышке дали имя Горгофона – убийца Горгоны. Надо сказать, что имена Горгий, Горгоний и Горгодиан были распространены не только в Древней Греции, но и дожили вплоть до христианских времен. Отголосок древней легенды имеется и в названии озера в Мегариде – Горгопида, и в древнем названии города Анапы – Горгиппия. В средние века на стенах замков, храмов и соборов появились каменные изображения странных фантастических существ, называемых «горгулы». Считалось, что в случае опасности статуи оживают и расправляются с врагом. А жанр фэнтези превратил горгул в крылатые создания, которые умеют обращаться в камень, и в этом состоянии чрезвычайно быстро заживляют все раны.



В мифах и легендах Древней Греции существовало несколько горгон. Некоторые поговаривают, что это были три сестры, дочери божества Форкия (Форкиса). Горгоной являлось существо, внешне похожее на женщину со змеями вместо волос.
Наиболее известной из всех трех чудовищ была Медуза Горгона. Она обладала способностью превращения человека в камень.

История о ее происхождении

Медуза родилась из братского смешения морского хтонического божества Форкия и его сестры Кето. Горгона обладала способностью к превращению предметов в камень с помощью своего взгляда, но была единственной смертной из всех трех существовавших горгон.

Согласно самой последней версии мифа, написанной древнеримским поэтом Овидием в работе «Метаморфозы», Горгона Медуза была девушкой с красивыми волосами. Бог морей и океанов Посейдон овладел Медузой в храме Афины. Здесь девушка искала защиты от преследователя. Но Афина не только отказала просящей о помощи Медузе, но и превратила ее волосы в «гнездо змей».

Миф о Медузе Горгоне, павшей от руки Персея


Жил когда-то молодой юноша по имени Персей, смертный сын бога Зевса. Рос он и ставал все красивее, сильнее и быстрее. Его любили практически все за красоту и любезность к окружающим. Ненавидел его только сам царь Полидект. Он очень злорадствовал, когда юноша пришел к нему с просьбой взять его единственную дочь Данаю в жены. Чтобы окончательно добить сердце молодого Персея, Полидект поручил ему принести голову Медузы Горгоны. Только тогда Персей сможет жениться на его дочери.

Парень знал, на какой опасный подвиг подвергает его царь. Народ поговаривал, что жила Медуза на самом крае земли, в царстве богинь ночи и бога смерти Таната. Тело ее было укрыто крепкой чешуей, а на голове вместо волос извивалось змеиное гнездо. Но помимо этого, убить Медузу Горгону можно было. Ведь из всех трех дочерей темного божества Форка, она единственная была смертной.

Не забывая о своей гордости, Персей дал обещание царю Полидекту, что вернется только тогда, когда в руке его будет голова чудовища. Боги наблюдали за всем происходящим и придумали, как помочь Персею, пока он еще не подался в путешествие. К нему явились Гермес с Афиной и подарили ему шлем для невидимости и блестящий щит, похожий на зеркало.

Добрался Персей к месту обитания Медузы, но на его пути встали три Граи. Имели Граи на троих один глаз, который быстрый Персей отобрал и обещал вернуть взамен на способ перейти реку мертвых, Стикс. Подарили женщины ему сандалии с крылышками, но предупредили о том, что взгляд Медузы превращает человека в камень.

Сандалии несли его над землей до тех пор, пока он не увидел скалу, сияющую напротив солнца, словно золотой слиток. Приземлился Персей здесь и увидел трех спящих горгон. Он не знал как выглядит Медуза Горгона и замешкался. Но тут ему на помощь пришла Афина, которая пропела своим голосом о том, что его цель лежит крайней от моря.

Смотря на щит, как в зеркало, Персей подошел к ней и быстрым движением отсек ее голову. Две оставшиеся сестры тут же проснулись, но юноши уже не было видно. Он надел шлем и убежал от них. Пески Ливии помогли ему избавиться от преследователей, хоть и поплатились за это. Ведь там, где капала кровь с отсеченной головы, появлялось множество змей.

Голова Медузы


На этом миф Древней Греции о Медузе Горгоне не был полностью окончен. С помощью отрубленной головы Персей смог сделать еще множество подвигов и одержать победу над Кето (матерью горгон).

Древнегреческий географ Павсаний утверждал, что голова горгоны покоится под землей Аргоса, где народ циклопов сотворили для нее целый храм.