Романское Искусство

Романский стиль

Искусство раннего средневековья несет отпечаток переходности, в нем смешаны языческие и христианские мотивы. С утратой античных достижений основным стало декоративно-прикладное искусство.

О формировании определенного художественного стиля можно говорить приблизительно с 10 века. Тогда уже выразительно проступала особенность средневекового искусства - ведущая роль в нем принадлежала архитектуре. Именно она отображает основные эстетические идеи, диктует вид живописи, скульптуры, играет роль основной синтезы искусств.

 


Романское искуствоСтиль западноевропейского искусства 10-12 веков получил название "романский". Он возник в монументальной каменной архитектуре, а в то время все каменные сооружения назывались римскими, в отличие от варварских - деревянных. На формирование нового стиля повлияли и уровень строительной техники того времени (значительный практический опыт был накоплен, но сложные инженерные приемы не использовались), и реалии политической жизни (ведущая роль церкви, укрепление земельных владений феодалов, беспрерывные войны).

Наиболее характерные для романского искусства типы сооружений - замок (укрепленное жилище феодала) и храм, также очень крепкий снаружи. Основой планирования романского храма стала римская базилика (в переводе - царский дом) 0 обширное прямоугольное помещение, разделенное поперечными перегородками на несколько зал - нефов. Стены были массивными, тяжелыми, узкие окна расположились высоко над землей. Крыши сначала сооружали из дерева, но частые пожары заставили перейти к строительству каменных сводов. Перекрывать большие площади не умели, поэтому строили дополнительные опорные столбы. Характерная деталь - во внешнем виде строения четко просматривается его конструкция и внутреннее устройство. Помещения украшали скульптурами и фресками. Для романской живописи характерны очень яркие, контрастные цвета. В Европе в 11 веке наибольшей считалась церковь Клюнийского аббатства - резиденция ордена бенедиктинцев на юге Франции. До наших дней она не сохранилась, поскольку была разрушены в наполеоновские времена, когда романские сооружения совсем не ценились.

Всей Европой живым эхом средневековья остаются рыцарские замки, от одних остались только красивые руины, но немало выстояло и оставалось практически нетронутыми. Сначала замок был деревянной башней (донжон), разделенной на несколько этажей-ярусов, окруженной земляным валом, оградой и рвом. Выбирали неприступное место, которое господствовало бы над ландшафтом - гору, край обрыва, остров. Когда перешли к каменному строительству, замки постепенно превратились в сложные оборонные комплексы. Главный принцип их устройства - в создании группы препятствий для нападающих. Через ров, часто заполненный водой, в замок можно было попасть только через разводной мост. Главным укреплением были несколько рядов зубчатых стен с башнями. Обязательно в средине замка был колодец или создавался большой запас воды на случай осады. На отдельном дворе строили дом для владельца, церковь, хозяйственные помещения.



29.05.2017