Морские традиции и этика. Морской обычай Традиции моряков

В законах большинства стран мира нет уголовной ответственности за каннибализм. Вот такой вот юридический парадокс - людоедство есть, а преступления такого нет, и судят при каннибализме как за убийство, и/или надругательство над трупом.
А еще с незапамятных времён в Британии помимо писанного морского права (Admiralty law - формально закрепленные морские законы) существовует еще и морской обычай (Custom of the sea - неписанные морские законы, тоже являлись источником права).
И в их возникновении нет ничего романтического - чистый прагматизм. Например, морская традиция по которой капитан должен последним покинуть гибнущее судно, была создана необходимостью во время крушения не допустить паники на борту, если капитан сбежит с корабля первым. Женщина на корабле с изголодавшими в долгом плавании по женскому телу мужчинами, неизбежно приводила к беде. А разлагающийся труп в долгом плавании - это угроза инфекции, которую необходимо устранить, незамедлительно выбросив останки умершего за борт. Ну и так далее.

.
Существовал еще один древний морской обычай, согласно которому находящимся перед угрозой голодной смерти морякам дозволялся каннибализм. Необходимым условием для этого было единодушное согласие всех умирающих от голода, и бросание жребия кого убить и съесть первым. Жребий бросался до тех пор, пока не оставался последний выживший, или не приходило спасение.
В этой ситуации тоже брал был чистый прагматизм - лучше дать морякам хоть какой-то шанс выжить, чем неизбежно погибнуть всем. И это признавалось не только разумным, но и законным по морскому обычаю, а спасшиеся моряки не подвергались за такой свой вынужденный каннибализм абсолютно никакому судебному преследованию.
Вплоть до 1884 года не подвергались, когда одним судебным решением было установлено, что кушать людей в любом случае как-то неприлично.

19 мая 1884 года из Саутгемптона в море вышла яхта Mignonette («Резеда») с экипажем в составе капитана Томаса Дадли, его помощника Эдвина Стивенса, матроса Эдмунда Брукса и 17-летнего юнги Ричарда Паркера - яхта перегонялась из Англии в Австралию для её нового владельца.
5 июля 1884 года, у Мыса Доброй Надежды судно получило пробоину и через 5 минут затонуло. Экипаж покинул судно на спасательной шлюпке, успев прихватить из продовольствия лишь две жестяные банки с турнепсом. На этой консервированной репе, и случайно пойманной морской черепахе (около пяти-шести килограмм мяса с костями) четверо мужчин продержались две недели.

.
Впервые о необходимости бросить жребий по морскому обычаю капитан Дадли заговорил 16 или 17 июля - Стивенс был за, но Паркер и Брукс были против, и эту тему отложили. Воды тоже не было, моряки пили мочу, а юнга Паркер, видимо, еще и морскую воду, потому вскоре серьёзно занемог.
Дебаты о жребии активизировались 20 или 21 июля, и опять не привели к единодушному согласию. Когда 23 или 24 июля Паркер впал в забытьё, и уже не смог принять участие в голосовании, Дадли и Стивенс настояли на том чтобы зарезать умирающего юнгу до того как он сам умрёт, его кровь свернется и станет непригодной для питья.
Брукс промолчал, не высказавшись ни за, ни против, и на следующее утро 24 или 25 июля после прочтения молитвы, капитан Дадли аккуратно заколол Паркера перочинным ножом в яремную вену. Стивенс держал ноги юнги, а Брукс на время отвернулся. Когда Паркер был съеден чуть более чем наполовину, когда 29 июля, на 24-й день скитания по волнам, моряков подобрал проходящий мимо немецкий парусник Moctezuma.

.
Дадли, Стивенс и Брукс и не думали скрывать произошедшее когда немецкие моряки подняли их на борт, и когда 6 сентября их доставили в английский порт Фалмут - они чувствовали себя защищенными старинным законом морского обычая. Но когда о случившемся было доложено в Адмиралтейство, а оттуда в Министерство внутренних дел, то из Лондона поступило указание задержать людоедов и предать их суду. Там этот случай восприняли как отличную возможность навсегда покончить с этим варварским морским законом, установив его отменяющий судебный прецедент.
Тут возникла другая юридическая проблема - Habeas Corpus Act позволял обвиняемым не свидетельствовать против себя, а других доказательств против них не было, поскольку немецкие моряки поплыли дальше, а останки недоеденного Паркера по тому же морскому обычаю были давно похоронены в море.
Если все трое подсудимых отказали бы свидетельствовать против себя, то «на нет и суда нет», и тогда было принято решение одного из моряков оправдать, при условии что он даст показания против двух других. Поскольку матрос Эдмунд Брукс изначально был против жребия, затем воздержался и не принимал непосредственного участия в убийство, то он и был освобожден от уголовной ответственности.
А то, что Брукс тоже кушал Паркера, так каннибализм, напомню, сам по себе преступлением не является.

.
Дадли и Стивенс виновными себя не признали, и общественное мнение было в основном на их стороне. Более того, старший брат съеденного Ричарда Паркера, тоже моряк Даниил Паркер, сам явился на предварительные слушания суда, где перед присяжными и публикой демонстративно пожал руки всем подсудимым, сказав что он полностью на стороне моряков, поступивших по старинному морскому обычаю единственно верно.
7 ноября 1884 года жюри присяжных по совету судьи сэра Джона Хаддлстона вынесло довольно редкий для британского суда special verdict, по которому вынесение конечного решения «виновен / не виновен» было оставлено на усмотрение судьи.

.
Судья сэр Хаддлстон тоже не захотел единолично выносить спорное решение, передав дело в Высокий суд Лондона на коллегиальное рассмотрение Суда королевской скамьи. Который 4 декабря 1884 года признал подсудимых виновными в предумышленном убийстве, приговорив их к смертной казни через повешение, но с ходатайством о королевской пощаде.
Королева Виктория 12 декабря пощадила Дадли и Стивенса, заменив смертную казнь шестью месяцами тюрьмы, и 20 мая 1885 года они вышли на свободу. И приговор по делу «Королева против Дадли и Стивенса» (R v Dudley and Stephens) теперь считается в английском законодательстве очень важным судебным прецедентом, который устанавливает, что крайняя необходимость не включает в себя возможность убить и съесть человека даже ради спасения жизни других людей.

«Однажды я задумался о каннибализме, и муза облегчилась в моей голове» (с) Стивен Кинг

В 1982 году Стивен Кинг написал рассказ «Тот, кто хочет выжить» (Survivor Type), в котором выброшенный на пустынный остров в Тихом океане хирург, умирая от голода, съел сам себя - используя в качестве обезболивающего героин, он по частям ампутировал и поедал своё тело. А это вообще не преступление - есть самого себя ни одним законом мира не запрещено.
Почитайте, кто не читал, этот рассказ , короткий и он действительно страшный.

Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» — военно-образовательное учреждение, база которого на сегодняшний день располагается в пяти субъектах Российской Федерации.

Придание военно-морскому образованию и науке нового облика на рубеже 2010-2020-х годов реализовано путём присоединения к Военно-морской академии в 2009 году всех военно-морских учебных заведений и трёх центральных научно-исследовательских институтов. С 2012 года в состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» включены учебные центры по подготовке подводников в городе Обнинске Калужской области и городе Соновый Бор Ленинградской области. С сентября 2012 года началось присоединение к ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» Научно-исследовательского управления (морской авиации) 4-го Центрального НИИ МО РФ.

Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, памятник которому встречает каждого при входе в академию, оставил в своих мемуарах такую запись: «Подготовка кадров — это девять десятых создания большого флота». В настоящее время все должности постоянного состава в Военно-Морском Флоте комплектуются выпускниками ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Морские офицеры и старшины — золотой фонд России. Они служат на Балтийском, Северном, Тихоокеанском, Черноморском флотах и Каспийской флотилии, достойно несут славный Андреевский флаг по всем морям и океанам планеты. Со времен Навигацкой школы, созданной Петром Великим, за три с лишним века здесь была выращена плеяда военных моряков, ставших флотоводцами, командирами кораблей, соединений и объединений, учёными, чьи достижения и труды принесли славу Отечеству и удостоены высших знаков отличия государства.

Высочайшим Указом от 14 (25) января 1701 года «Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич» утвердил: «…быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению». В нашей стране военно-морское образование занимает исключительно важное положение. Единственным государством мира, где именно военно-морская школа дала начало и способствовала становлению всего светского образования, является Россия. Офицеры Военно-Морского Флота по праву гордятся этим историческим фактом.

За 311 лет система военно-морского образования прошла славный путь и на современном этапе представляет собой мощную системообразующую организацию, объединяющую подготовку офицеров и старшин по широкому спектру специальностей, различных уровней военной подготовки и научный центр Военно-Морского Флота. Каждое из структурных подразделений ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» внесло весомый вклад в укрепление обороноспособности страны, имеет свою уникальную историю и хранит собственные традиции. У каждого из них есть и свой годовой праздник, день рождения. Однако решением учёного совета ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» от 25 января 2012 года №1/12/6 день 10 февраля установлен в качестве годового праздника всего Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота.

ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» является прямым воплощением созданной в Вооруженных Силах Российской Федерации системы непрерывного военного образования военнослужащих на протяжении всей службы. Это позволяет готовить офицера на конкретную воинскую должность, оперативно наращивать необходимые военно-профессиональные знания, умения и навыки при назначении на новую воинскую должность или в случае изменения характера профессиональной деятельности.

Четыре военно-морских института в Санкт-Петербурге, Калининграде и Владивостоке обеспечивают полную военно-профессиональную подготовку офицеров по 22 специальностям. Их обучение проводится в течение пяти лет в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. Формирование у обучающихся необходимых военно-профессиональных компетенций обеспечиваются чётким соблюдением квалификационных требований к минимуму содержания и уровню подготовки военных специалистов ВМФ, согласованных директором Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации и утверждённых главнокомандующим ВМФ и другими заказчиками кадров.

Командиров кораблей, флагманских специалистов соединений ВМФ целенаправленно готовят в Военном институте (дополнительного профессионального образования). Обучение соответствует квалификационным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки военных специалистов ВМФ по дополнительным образовательным программам, согласованных директором Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации и утверждённых Главнокомандующим ВМФ и другими заказчиками кадров.

Подготовку офицеров высшего военного оперативно-тактического уровня ведут командно-штабной и командно-инженерный факультеты ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». На факультетах среднего профессионального образования всех четырех военно-морских институтов осуществляется подготовка профессиональных старшин по 24 специальностям.

ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» обеспечивает также профессиональную переподготовку увольняемых в запас военнослужащих по целому ряду гражданских специальностей.

Подготовка научно-педагогических кадров в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» организована в докторантуре, адъюнктуре, а также путём соискательства учёных степеней кандидата и доктора наук.

Все важнейшие вопросы строительства, подготовки и применения Военно-Морского Флота сегодня решаются только с участием научно-педагогического состава ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Среди наиболее значимых результатов научно-исследовательской деятельности — проекты программно-уставных и других руководящих документов, теоретические основы применения сил и средств (в том числе, высокоточного оружия) в составе межвидовых группировок сил (войск), научное обоснование основ развития отдельных видов вооружения и военной техники ВМФ, а также всех видов обеспечения. Специалисты ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» обеспечили военно-научное сопровождение работ по созданию всех новых подводных лодок, в том числе типа «Борей» и «Ясень», надводных кораблей, перспективных комплексов оружия и вооружения, в том числе «Булава», «Калибр» и других, а также образцов вооружения и военной техники межвидового значения. Эта многогранная деятельность ведётся при тесном взаимодействии с сотнями предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, Российской академии наук и другими.

Представители ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» на постоянной основе принимают участие во всех основных мероприятиях стратегической, оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации (Военно-Морского Флота). Среди них оперативно-стратегическое учение «Центр-2011», двустороннее командно-штабное учение Тихоокеанского флота, стратегическое командно-штабное учение «Кавказ-2012».

В 2011-2012 учебном году около 350 представителей ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» приняли участие в более 80 научно-технических, научно-практических и научных конференциях (симпозиумах, семинарах).

Стоявший у истоков академического военно-морского образования в России выдающийся русский ученый-мореплаватель адмирал Иван Федорович Крузенштерн говорил: «...мы успеем образовать офицеров, объемлющих все части наук, по морскому делу принадлежащим. И тогда наши офицеры, без сомнения, превзойдут многих отличнейших иностранных моряков теоретическими своими знаниями по новым наукам». ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» олицетворяет собой многовековую стабильную систему подготовки кадров ВМФ и научно-исследовательской работы, не только отвечающую современным требованиям, но и имеющую мощный потенциал для развития.

На основе широкого внедрения средств вычислительной техники и современных информационных технологий создана информационная система ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Все институты ВУНЦ ВМФ оборудованы абонентскими пунктами доступа к сети Интернет. Постоянно совершенствуется учебно-лабораторная и тренажерная база, разрабатываются современные учебно-методические комплексы. Единое информационное пространство, в которое включены все территориально распределенные учебные заведения и научные организации, позволяет командованию ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» эффективно управлять подчиненными структурами в повседневной деятельности, а главное — обеспечивать научно-педагогический состав, курсантов и слушателей средствами информационно-аналитической поддержки в рамках образовательного процесса и научных исследований.

Приоритетным в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» является внедрение современных образовательных интерактивных технологий обучения, повышающих качество образования в ВВМУЗе. Несколько сот аудиторий оборудованы современными интерактивными досками, подключенными к информационной системе ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Это позволяет проводить интерактивные лекционные и семинарские занятия, повышает их интенсивность и обеспечивает эффективное усвоение материала курсантами и слушателями.

Морской сайт Россия нет 28 октября 2016 Создано: 28 октября 2016 Обновлено: 28 октября 2016 Просмотров: 50495

Многое в моряках непонятно постоянно живущему на суше, и особенно - его легкомысленное отношение к тяжелым трудом зарабатываемым деньгам, далеко не большим; его поведение на берегу и многое-многое другое.

Моряк-профессионал формируется как таковой под влиянием многих причин: это и поверья (в общежитии называемые предрассудками), и морские легенды, обычаи, и своеобразный уклад жизни, и весьма выразительный, ядреный морской язык; песни, игры и прочее. Все это очень интересно, и можно было бы составить целую книгу. Здесь мы коснемся этого безусловно важного вопроса.

Поверья-предрассудки

Поверья возникали в результате наблюдения над разными явлениями природы моряками всех наций с первых дней мореплавания. Многое стало предрассудком в силу совпадения момента проявления скрытых сил природы с каким-либо несчастьем на судне или с членом экипажа. Много чудесного порассказано и в силу свойственного человеку желания преувеличить, особенно когда бывалый соленый моряк повествовал о долгих походах и происшествиях.

Тома написаны о морских предрассудках, начиная с похода аргонавтов, легенды сложены о плавающей скале-острове, о Летучем голландце. Такие чисто морские явления природы, как водяные смерчи, фосфоресценция воды, огни святого Эльма, ветры, штормы, морские чудовища не могли не породить большого числа легенд, поверий и обычаев, помогавших избежать ужасных явлений.

В числе таких поверий в Англии - невозможность. выхода в море в пятницу, и тем более в пятницу тринадцатого числа. Между прочим, тринадцатое число часто приходится именно на пятницу. В России роль пятницы отводится понедельнику, а тринадцатое число также не в почете.

Приведем несколько поверий, которые русские моряки соблюдают инстинктивно, в силу обычая: нельзя закуривать трем лицам от одной и той же спички - один из прикуривших обязательно скоро умрет; нельзя свистеть на палубе - этим накликается шторм; поскреби мачту, если, лежа в штиле, хочешь ветра. Адмирал Коломейцов указал еще на одно поверье. Во время штиля, чтобы получить ветер, надо было написать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая... Вскоре паруса наполнялись ветром.

К разряду таких поверий должны быть отнесены и поговорки: «Если дождик перед ветром - поставьте марса-фалы. «Если дождик после ветра-снова выбирайте их».

Было в обычае русского флота при проходе траверзе южного Гогландского маяка бросать Нептуну мелкую монету как дань за благополучное дальнейшее плавание, в особенности если корабль шел в дальний вояж.

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах и явившийся результатом драконовских мер наказания в далеком прошлом, а именно - признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранит свое нехитрое имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Стянуть же у офицера - совсем другое дело.

К большому огорчению, мы должны оговориться и выделить русского матроса эпохи броненосного флота из общего правила. Случаи кражи в матросской среде на кораблях русского флота были далеко не единичны и особенно - на судах внутреннего плавания. Мы объясняем это не только падением нравственности после японской войны, но и отсутствием правильного воспитания матроса, отсутствием того, что мы называем собирательно - школы морской жизни. Таким же общим международным морским обычаем является признание превосходства кормы корабля перед его носом. Бак - это дом матроса, и офицер там бывает только по службе; офицер дома - на юте, матрос туда не допускается. Этот морской обычай-традиция - одна из основ дисциплины, особенно на коммерческих судах. На этом обычае, строго говоря, в торговом флоте держится все.

Старый, моряк - строгий противник убийства чаек и вообще всякой морской птицы. Идет это также из далекого прошлого и является результатом веры в то, что Душа погибшего моряка переселяется в морскую птицу.

Традиции моряков

На палубу принято ступать правой ногой. А плюнуть на палубе - преступление.

В судовом журнале заранее не обозначается порт, в который следует корабль, пока он в него не прибудет.

Даже в наше время в стенки и настил ходовой рубки корабля закладываются различные вещи. Например, ботинки или схожие с ними по форме предметы. Все это является современным вариантом древнего обряда, по которому не следовало вверять судно воле морских божеств, не умилостивив их какой-либо жертвой. Изначально в жертву приносили живое существо - иногда даже мужчину или женщину - или кропили нос корабля кровью, а ныне жертвуют бутылкой шампанского. Именно ее обычно разбивают о нос каждого только что спущенного на воду корабля. При этом каждому известно, что корабль, о нос которого бутылка разбилась не сразу, считается обреченным.

Нельзя выходить на верхнюю палубу без головного убора.

Морские поверья

Кошка, особенно черная, считается у моряков счастливым животным. Однако кот, который в море начинает резвиться, "несет на хвосте ветер" и предвещает скорый шторм.

Неудачи будут преследовать корабль с мертвецом на борту, вот почему тело усопшего стараются побыстрее предать волнам.

Неудачи будут преследовать судно, сменившее название, поэтому моряки с неохотой нанимаются на такие суда.

Есть поверье, что души погибших в море перевоплощаются в морских птиц. Поэтому, бывалые моряки стараются не обижать чаек и другую летающую над водой живность. Также очень уважаемым животным на море является кит. Считается, что встреча с ним приносит удачу.

Самым почитаемым святым у русских моряков считается святой Никола Морской. Они верили, что только их Покровителю «Божья милость вперед дарована», то есть в критической ситуации он может помогать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом.

Женщина на корабле - к беде. Возникло, по-видимому, из-за того, что на английском языке слово "корабль" женского рода. Поэтому предполагалось, что она - корабль - будет ревновать членов экипажа корабля к появившейся на нем женщине.

Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих - плохая примета.

Первый гвоздь в киль корабля нужно забивать через подкову. Гвоздь желательно должен быть золотым (или монеткой золотой).

Кораблю с килем из брусьев ясеня, рябины, кизила будет сопутствовать благополучное плавание.

Корабль с килем из краденого дерева сгорит во время первого же выхода в море, если кража будет обнаружена. Если кража не будет раскрыта, то корабль ночью будет идти быстрее, чем днем.

Подкова, прибитая к мачте, защищает корабль от беды.

Хвост акулы, прибитый к бушприту, способствует увеличению скорости корабля.

- "Винное крещение" - разбивание бутылки о форштевень спускаемого на воду корабля. Если бутылка не разбивается с первого раза или пролетает вообще мимо корпуса - это сулит несчастья кораблю.

Преждевременное оглашение имени корабля крайне нежелательно.

Нельзя менять имя корабля.

День выхода корабля в море - пятница (день распятия Христа), особенно 13 числа, - несчастливый день.

День выхода корабля в море - первый понедельник апреля (день рождения первого в мире убийцы Каина и день убийства им своего родного брата Авеля) - несчастливый день.

День выхода корабля в море - второй понедельник августа (день гибели городов Содома и Гоморры) - несчастливый день.

Пассажиры - юристы (защищающие интересы судовладельцев) и служители культа - могут привести к бедам в плавании.

Покойник на корабле - к несчастью. Необходимо уложить его, коли он появился, поперек диаметральной плоскости корабля, а по прибытии в порт незамедлительно отправить на берег. И только после отправки тела покойного можно было сходить на берег.

Закон передачи бутылки с вином - против солнца, то есть соседу справа. Передача по солнцу - морская серость.

Бегство крыс с корабля - к его гибели.

Кривоногий моряк - к удаче.

Рождение на борту ребенка - к удаче.

Швабра или ведро, уроненные за борт, - к неудаче.

Огни Святого Эльма на мачтах корабля - к удаче.

Передача корабельного флага между ступеньками трапа - к неудаче.

Несчастье ожидает тех, кто использует вещи утонувших моряков или приносит на борт цветы перед выходом в море.

Съемка с якоря в понедельник, особенно 13 числа, сулит беду (на русском флоте).

Плюнуть на палубе - преступление.

Поскреби по мачте - и появится ветер во время штиля.

Во время штиля надо написать на бумажке имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая, - непременно появится ветер.

Признание неприкосновенности сундука или чемодана.

Признание превосходства кормы корабля перед его носом.

Нельзя убивать чаек или вообще всякую морскую птицу (души погибших моряков переселяются в них).

Для вызова ветра капитан должен бросать свою фуражку, а рулевой - сапог в сторону, откуда требовался ветер.

Средство от смерча - втыкание ножа с черной рукояткой в мачту в очетании со звоном оружия и заклинаниями.

Для вызова ветра - хлестать друг друга плетьми.

Морские легенды и мифы

Согласно мифологии древних греков у повелителя ветров Эола были четыре помощника – северный бурный ветер Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир. И чтобы не разгневать Эола с его помощниками, моряки обращались к повелителю ветров с молитвами и делали ему подношения. Но такие подношения и молитвы существовали не только в Европе, до сих пор в странах юго – восточной Азии моряки возносят молитвы своим древним богам, зажигают благовония и приносят дары, причем делают это с восточной щедростью и почтением, кидая в море серебряные или даже золотые монеты и украшения.

- «Огни святого Эльма», которые являлись ни чем иным как электрическими разрядами в виде светящихся пучков, возникающих на острых концах высоких предметов при насыщенности атмосферы электричеством. Такие «огни» большинство мореплавателей считало дурным знаком. Считалось, что степень грозящей судну опасности зависит от цвета огней. Но при этом, справедливости ради, можно отметить, что эти «огни» не всегда считались плохим предзнаменованием и даже, наоборот, принимались некоторыми моряками за знак благосклонности высших сил. Так общеизвестно, что Колумб в своем первом плавании через Атлантику смог предотвратить бунт экипажа одного из своих кораблей - «Санта – Марии» - благодаря указанию на «огни» как на знак благосклонности небесных сил к их затянувшемуся плаванию.

Интересна и история происхождения праздника Нептуна, отмечаемого и в наши дни на всех кораблях, пересекающих экватор.
Нептун считался у древних римлян богом морей. Но так было не всегда – сначала он почитался как божество рек и источников, а также «курировал» осадки и был покровителем лошадей. Уже намного позже под воздействием эллинских верований Нептун приобрел черты, характерные для древнегреческого бога морских стихий Посейдона, и мифологические сказания передали ему такой атрибут Посейдона как трезубец. Нептун стал почитаться как владыка морей и океанов, и именно с этого момента моряки стали просить у него разрешения на пересечение экватора, точнее даже не экватора, а определенной зоны, отмечаемой на картах в качестве границы между различными полушариями земли, так как само понятие «экватор» появилось только уже во времена Великих географических открытий. С этих времен дошло до наших времен и первое упоминание о празднике Нептуна в том виде, в котором он празднуется и поныне.

Отдельное место в морских легендах и преданиях занимают таинственные и ужасные обитатели морей и океанов и особенно их глубин. В древности те или иные те или иные опасные для мореплавания места также связывали с какими-то сверхъестественными существами. Классическим примером могут служить Сцилла и Харибда, мифические существа, которые, как гласят древнегреческая мифология и «Иллиада» Гомера, обитали по обеим сторонам узкого пролива (как полагают ученые, Мессинского) и губившие проплывавшие корабли.
Подобные морские чудовища являлись персонажами и других древних мифов, откуда они несколько позже перекочевали и в Библию. Однако большая часть мифов и легенд о морских чудовищах передавалась устно из поколения в поколение мореплавателей.

Суеверие у моряков-подводников

Большинство подводников уверено, что везение или невезение лодки закрепляются за ней вместе с номером. Отмечено, что трагедии часто случаются с субмаринами, оканчивающимися на "девятку".

Простое перечисление фактов только подтверждает эту теорию: 8 марта 1968 года подлодка К-129 Тихоокеанского флота затонула в период несения боевой службы у острова Гуам (поднята силами США в 1974 году). Погибли около 100 человек.

В 1970 году атомная подводная лодка Северного флота К-69 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

В том же году на АПЛ К-329, строившейся на заводе "Красное Сормово" в г. Горьком, произошел неконтролируемый пуск реактора, после чего возник пожар и последующий выброс радиоактивности.

В начале 1983 года атомная подводная лодка Северного флота К-449 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

В том же году 24 июня АПЛ Тихоокеанского флота К-429 затонула около побережья Камчатки, в бухте Крашенинникова. После подъема поставлена на ремонт. При окончании ремонта снова затонула у стенки завода. Погибли 2 человека. 6 октября 1986 года атомная субмарина Тихоокеанского флота К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула в Саргассовом море около Бермудских островов вследствие взрыва в ракетной шахте. 4 члена экипажа погибли.

Последняя авария - осенью 2003 года уже списанной К-159, следовавшей к месту утилизации в порт Полярный, унесшая жизни девяти человек.

Приметы и суеверия у моряков

Все моряки верят в примету относительно крыс, покидающих корабль, ибо им прекрасно известно, что крысы не терпят сырости, а потому, если грызуны бегут, это означает, что на корабле открылась течь.

Нельзя закуривать трем лицам от одной спички - один из прикуривших обязательно умрет.

Моряк с разноцветными глазами - к несчастью.

Уронить на борт ведро или швабру - дурная примета.

Нельзя свистеть на палубе - этим накликается шторм.

Женщина на борту традиционно считается дурным предзнаменованием для судна. Однако ребенок на корабле – к счастью.

Одни из самых древних морских суеверий связаны с татуировками. С помощью них моряки пытались снискать расположение богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя листками и подковы. У многих моряков распространены татуировки с изображением звезды между указательным и большим пальцами рук. Так, в американском ВМФ считается, что человек, на левой стопе которого изображены свинья и петушок, никогда не утонет.

В каждом порту знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

День выхода корабля в море - пятница, особенно 13 числа, - несчастливый день.

ВЕТЕР ПОПУТНЫЙ

Поморы в ожидании попутного ветра заговаривали имена всех ветров,делая при этом засечки на специальной палочке. Её кормчий бросал через голову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного.
Шведы в таких случаях произносили молитву, где просили помощи у всесильного духа короля Эрика. По преданию, он мог направлять ветры в ту сторону, куда направлял козырек своей шапки.
Такой ветер называли "шапочный", а головные уборы фасона "как у Эрика"были обязательным атрибутом одежды каждого уважающего себя шкипера-шведа. У новозеландских моряков бытовал обряд "кормления" нужного ветра.

ВЫСВИСТЫВАНИЕ ВЕТРА

С незапамятных времен мореходы и рыбаки стремились не только предугадать, какой будет ветер, но и пытались управлять им. Так родилось множество обрядов и магических средств, призванных уберечь судно от штормов или же вызвать нужный ветер. Например, в штиль "испытанным" способом заставить работать ветер было "высвистывание".
Греческая легенда о морском божестве Тритоне гласит, что он по велению отца - бога морей Посейдона - должен был с помощью раковины "высвистывать" волнение на море, а, когда нужно, успокаивать его. Таким же приемом пользовались и китайские мореходы, хотя с мифами древней Эллады они не были знакомы. Китайцы считали, что в морских раковинах обитают духи, повелевающие морской стихией. Особенно они дорожили редкими белыми раковинами "юсуань", имеющими завитки по часовой стрелке. Обычно они хранились в монастырях и по стоимости приравнивались к алмазам. Счастлив был тот моряк, которому разрешали брать с собой в море священную реликвию.

Шло время, раковинами пользоваться перестали, однако обычай "высвистывать" ветер продолжал жить, распространившись по всем морям и флотам. У русских моряков есть пословица: "Не посвистишь, так и ветра не будет". Но свистеть надо было с умом. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные "заговоренные" свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались лишь в крайнем случае.

"Высвистывали" ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда ждали его прихода. Количеством посвистов определялась сила ветра и его продолжительность. Простое бездумное посвистывание на судне строго каралось, так как, по мнению моряков, могло привести к непредсказуемым бедам.

Впрочем, на "высвистывание" ветра полагались не все мореходы. Наиболее предусмотрительные принимали надлежащие меры еще до выхода в море. Например, древние греки перед длительным плаванием обривались наголо, как бы отдавая свои волосы в дар богу северного ветра Борею.
Финны приобретали в портовых лавках чудодейственные веревочки с тремя заколдованными узлами. В нужный момент, развязывая определенный из них, можно было вызвать легкий ветерок, хороший крепкий ветер или злую бурю. Кто был победнее, мог купить простой амулет в виде медальона с изображением судна, идущего под парусами.

У соленых бродяг были и другие "проверенные" средства. Например, считалось, что приносило ветер бултыхание швабры за боротом судна, царапанье мачты ножом, обливание парусов водой, привязывание к вантам ботинка или выбрасывание за борт какого-нибудь предмета в дар морским богам.
Правда, бывало, что все эти действия, вместе взятые, так и не вызывали ни малейшего движения воздуха. Тогда оставалось последнее средство... хорошенько выпороть сопливого юнгу, да так, чтобы он визжал на весь океан.

КИТ

Существует поверие, что кит - счастливое животное. Беда ожидала тех. кто убивал китов, однако появление китов там, где их раньше не видели, сулило грядущие неприятности. Многие жены китобоев в различных странах лежали в постели и голодали, пока мужья находились в море, чтобы обеспечить им хорошую добычу.

ЛАБЕРЛАНД

У англичан Lubberland это мифическая страна изобилия, рай для моряков, умерших на земле, в отличие от Fiddlers Green - "Поющие кущи"-рай для моряков, погибших в море.

ЛЕСТНИЦА ИАКОВА (ЛЕСТНИЦА АНГЕЛОВ)

Такое прозвище носит трап с деревянными балясинами и тросовыми тетевами. Название такое он получил по оптическому явлению в небе, когда сноп солнечных лучей, проходящий сквозь прорывы в облаках и прочерчивающие свой путь сквозь туман благодаря рассеянию на каплях, из которых он состоит. Видны, когда Солнце скрыто за тяжелыми облаками, а воздух наполнен легким туманом. Лучи параллельны, но кажутся расходящимися из одной точки - Солнца.

МАЧТА

Считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны с которой необходим ветер.

ПАЛЕЦ

Всем с детства известно, что указывать пальцем на что-либо не только показывать вашу невоспитанность, но и является дурным тоном и некрасивым поступком. Особенно дурная примета показывать пальцем на небо - это может разгневать богов и принести шторм или штиль. И в каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

ПАРУСА

Если в море штиль, то чтобы появился ветер и паруса наполнились ветром, их обливали водой.

ПОДКОВА

Казалось бы, что подкова сугубо сухопутный талисман. Однако и море она имеет большое значение. Если подкову прибить к мачте, на двери каюты или под палубой, то "госпожа Удача" обязательно поможет вашему судну. Именно поэтому на мачте флагманского фрегата знаменитого адмирала Нельсона тоже была прибита подкова.
Причем надо заметить, вешают подковы разными способами. Русские концами вниз. Многие нации прибивают концами вверх, считается, что тогда удача не убежит (не выльется). А можно ее повесить и в среднем положении, тогда она будет символизировать букву "С" - первую букву в имени Христа (Christ).

ПРОТИВНЫЙ ВЕТЕР

Древние мореходы Индонезии представляли противный ветер в виде разгневанной женщины-бури. Лучшее средство избавиться от ее козней... раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная "ветреная дама" обязательно сворачивала в сторону.

СВИСТ

Почти на всех морях строго соблюдают положенное табу - свистеть в море нельзя. От этого может измениться ветер или начаться шторм. У многих народов свист вообще считается грехом, так как свистеть могут только черти.
Свист раздражает и гневит морских богов. У христиан нелюбовь к свисту связана с преданием, по которому одна легкомысленная женщина насвистывала, наблюдая, как кузнец изготавливал гвозди, которыми позднее были прибиты к кресту руки и ноги Иисуса Христа. Современные моряки знают и другую примету - "не свисти - денег не будет".

СЕРЬГА

Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу, носили моряки прошедшие мимо мыса Горн.

СВЯТОЙ НИКОЛАЙ

У русских моряков самым почитаемым святым, считается святой Никола Морской. Он не только "защищает бедных и неимущих", но и может оказать помощь судам, терпящим бедствие, прекратить шторм, исцелить матроса, упавшего с мачты, и прочее. Николу Морского называют "скорым помощником".
В рукописном памятнике "Устьянский правильник" этому дается следующее объяснение. Оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков "вперед Божья милость дарована", то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой была дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.

СВЯТОЙ АНТОНИЙ

У португальцев-католиков защитником моряков считается Святой Антоний. Моряки с благоговением относятся к нему, но вот с его образом в виде статуэтки обращаются довольно бесцеремонно. Во время бури ее привязывали к мачте, все туже и туже стягивая узлы, или купали на веревке в море, или же совсем выбрасывали за борт.

ТАТУИРОВКА

Татуировка - нанесение на тело рисунков с помощью вкалывания в кожу краски, было древним обычаем моряком. Таким способом они пытались снискать расположение у морских богов и благополучно вернуться на родину.
Удачу приносили следующие изображения - изображение моря (символа надежды), черной кошки, четырехлепестового клеверного листа, подковы и других символов, чаще всего в зависимости от почитаемости их какой-либо нацией. У многих моряков распространена была татуировка - изображение звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносились религиозные символы, у христиан - распятие.
Этим преследовалась цель получить покровительство богов, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам, можно было определить какой веры утопленник, а значит и по каким обычаям его хоронить.
Хитрые матросы делали на спине татуировку распятия, наивно полагая, что в случае наказания за какой-либо проступок, боцман не будет бить "двенадцатихвостой кошкой" по кресту - символу веры.

ЧАЙКА

Существует поверие, что морские чайки - это хранители душ людей, погибших при кораблекрушениях. Жалобный крик чаек - это требование усопших похоронить их по христианскому обычаю - в земле.

ШВАБРА

Считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер необходимо по-бултыхать шваброй за бортом судна, а еще лучше выбросить за борт старую швабру. После того как ветер подул, швабру убирают в трюм, чтобы не гневать богов и не спугнуть ветер. Плохая примета - нечаянное падение швабры за борт.

ШТИЛЬ

Кто не знает смелого и предприимчивого морехода Одиссея, героя многих древнегреческих мифов? В одном из них повелитель "бушующих и легковейных" ветров Эол подарил сыну Итаки попутный ветер и огромный мех с другими ветрами, запретив открывать его десять дней. Дарованный попутный ветер надувал паруса корабля, и, казалось, ничто не могло помешать морякам вернуться на родину. Однако их мечтам не суждено было сбыться. Любопытные спутники Одиссея развязали мех. Спрятанные там ветры, вырвавшись на волю, соединились в страшную бурю...

ШТОРМ

И в настоящее время шторм является самым опасным природным явлением для жизни моряка и его судна. В древние времена китайцы, чтобы уберечь себя в шторм придумали делать из бумаги кораблики и пускать их по бушующим волнам. Они надеялись, что злые духи моря набросятся на игрушки, а настоящие джонки уйдут от опасности.
Их соседи японцы в таких случаях приносили в жертву буре заранее припасенную рыжую кошку. Моряки Средиземноморья выливали за борт стакан вина, а эскимосы - стакан пресной воды.

Да что говорить, когда даже на суше мы нередко можем встретить человека, бросающего окурок в траву или оставляющего за собой не берегу неубранный мусор.

Если вас пригласили на лодку, помните

  • Главный человек на судне – это капитан. Все находящиеся на борту должны беспрекословно выполнять любые его распоряжения, не обсуждая правильность действий. Если вы сомневаетесь – можете высказать свою точку зрения после того, как вернётесь в порт и ошвартуетесь у стенки.
  • При заходе на судно необходимо снимать или переодевать обувь, чтобы не повредить палубное покрытие.
  • если вас ранее пригласили на яхту – перед тем, как ступить на палубу, поинтересуйтесь у капитана, разрешает ли он подняться на борт.
  • Не выбрасывайте мусор за борт – обертки от конфет, окурки. Уточните у капитана, можно ли курить, где это можно делать, а также место, где находится контейнер для мусора.
  • Не курите и не пейте спиртные напитки вне специально отведенных мест – с тикового покрытия красное вино практически не оттирается, а прожженная пеплом сигареты кожа может испортить настроение на весь отдых как капитану, так и его гостям.
  • Воздержитесь от чрезмерного возлияния алкоголем во время перехода – лучше отметить возвращение в марину, а на воде ограничиться бокалом шампанского, рюмкой коньяка или пинтой хорошего пива.
  • Не отвлекайте капитана во время движения и не просите «дать порулить». Когда это будет безопасно, судоводитель сам предложит постоять у штурвала под его наблюдением.
  • Если вы решили искупаться, сообщите об этом капитану. Он скажет, откуда это лучше сделать – со свим-платформы или позволит нырнуть с форпика. В любом случае, купание возможно только после того, как судно застопорит ход, а двигатели будут остановлены.

Морские традиции

Многие источники ошибочно приписывают суеверия моряков к традициям. Однако мы видим, что это не так. Суеверия не несут причинно – следственной связи, в то время как традиции – это не только дань уважения, но и положительные моменты, имеющие основу в виде реальных фактов. Поэтому оставим суеверия для вечерних разговоров за рюмкой виски, и вспомним некоторые традиции.

  • Одной из самых известных морских традиций считается разбивание бутылки шампанского о форштевень при спуске новой лодки со стапеля, или же при первом слиповании. Но для этого нужно быть уверенным в своих силах – ведь если бутылка не разобьётся или ударит мимо форштевня – это плохой знак. Вообще, в современном мире эта традиция видоизменилась в обливание палубы шампанским и распитие там же бокала вина. В этом случае гарантировано хорошее настроение, да и гелькоат или лак на скулах судна останется в целости.
  • Убирайте кранцы на ходу. Кранцы – вещь необходимая. Но не стоит ими приветливо помахивать в движении – положите их в корзины или раскрепите на леерах. По приближении к стоянке их можно опять выпустить, чтобы они защищали борта от повреждений. Если вы стояли у ржавого причала или шлюзовались – сразу же уберите кранцы, а при первой возможности помойте их с порошком – слизь из камеры шлюза или грязь от причала, оставшиеся на кранцах, могут испачкать борт вашей или соседней лодки.
  • Помните, что правая сторона на море считается главнее. Отсюда следует традиция уважаемых гостей и дам располагать по правую руку от себя.
  • Пришвартовавшись к берегу, сначала надёжно закрепите все концы, швартовы и шпринги, постелите мат – половичок, и только потом сходите на берег.
  • При стоянке у причальной стенки в яхт-клубе принято пользоваться береговыми удобствами. Душ и туалет на территории ничем не хуже тех, что находятся у вас на борту.
  • Если вы ошвартованы около буя в акватории марины, переключите канализацию на сбор воды во внутренние танки. Поверьте, прокачной гальюн, сбрасывающий продукты вашей жизнедеятельности за борт, может испортить романтическое настроение не только вам, но и другим отдыхающим.
  • Не включайте громкую музыку, если поблизости есть другие люди. Безусловно, у вас хорошее настроение, драйв и прекрасная музыкальная система, но вкусы соседей могут отличаться от ваших, или же им просто хочется побыть в тишине.
  • По возможности вставайте на как можно дальше от других лодок – отдых на воде подразумевает уединение, и не факт, что вашим соседям понравится то, что вы встали вплотную к их яхте.
  • Подходя к другому судну, оставляйте достаточное расстояние между вами – швартоваться к борту можно только после получения приглашения и вывешивания кранцев.
  • Ещё существует традиция обмениваться взмахами руки при расхождении или обгоне. Во внутренних водоёмах этого правила в основном придерживаются яхтсмены и «гондольеры» - владельцы надувных моторных лодок. Первые – из-за традиций, вторые – от радости пребывания на воде.
  • Одна из принятых традиций – переговариваться по рации. Это лучше, чем кричать через всю марину: «Привет, Вася!», однако не стоит злоупотреблять – на внутренних водных путях достаточно вызвать знакомого на пятом канале, после чего предложить перейти на альтернативную частоту, благо в современной рации можно прошить все 65 каналов. Яхтсмены используют для общения 25 и 43 каналы.

Хорошая морская практика

О ней все говорят, но вы нигде не встретите её описания – ни в словаре Ожегова, ни в Википедии, ни в Энциклопедии. Но эта практика существует. Более того, в основных правилах судовождения – МППСС-72 – Правило № 8а ссылается именно на эту самую практику для предотвращения столкновений.

Давайте разберемся, что это такое, откуда взялась эта практика, и для чего бывает нужна.

В качестве краткого определения можно сказать, что хорошая морская практика – это здравый смысл плюс опыт поколений, помноженный на знания и примененный к месту .

Если говорить более пространно – это способность предусмотреть все варианты развития событий и принять единственно верное решение на основании требований правил, законов, навыков, здравого смысла, интуиции, своего и чужого опыта .

Говоря о , мы отдельно остановимся на применении хорошей морской практики к современным условиям швартовки, стоянки, движения, подготовки судна.

На стоянке

Издавна сложилось так, что на судне капитан – главный, именно он устанавливает порядки, он отвечает за жизнь находящихся на борту, и его слово не подлежит обсуждению. По правилам этики:

  • Если вы стоите на причале, а в это время к нему подходит катер или яхта – предложите свою помощь в швартовке, выразите готовность принять конец. Естественно, со измерьте это со своими силами – если вы не сможете правильно заложить конец на кнехт – лучше просто придержать его в руках в случае штиля и небольшого размер судна.
  • В темное время суток используйте приглушенное освещение – яркий свет прожекторов на палубе помешает другим судам, которые двигаются в темноте при сете звёзд.

В движении судна

Основное правило хорошей морской практики в судовождении гласит: «считай себя ближе к опасности ». Это значит, что не стоит недооценивать уровень той самой опасности. Лучше предпринять меры к предупреждению происшествия, которого не произойдёт, чем недооценить ситуацию и потерять над ней контроль.

По молодости я чуть не вышел на глисс на вёслах после того, как оказался между приближающимся теплоходом и толкачом на Волге. Решив проявить благородство, поздним вечером повёз на другой берег друзей, не взяв с собой ни рацию, ни запас бензина, ни сигнальные средства (расстояние менее 1 километра, больших судов в поле зрения не было). Когда возвращался обратно, на судовом ходу внезапно мотор заглох. Оказалось, остатки бензина из бака были перелиты друзьями в генератор, бензопилу и пущены на разжигание костра на берегу. Ракетница осталась в лагере, связи не было, из-за поворота показался сначала Волга-Дон, а затем с другой стороны – круизный теплоход. Хорошо, что были вёсла. В тот момент автор этих строк смог бы, наверно, обогнать «академичку» на четырехметровой ПВХ-лодке – настолько упорно хотелось грести и вернуться в лагерь единым куском.
  • Следует выходить на воду только на полностью экипированном судне: проверить заправку топливных и питьевых танков, исправность огней, средств радиосвязи и оповещения, спасательных и противопожарных средств, якорей и тендера – тузика.
  • Тузик на крупной яхте – это не только средство для того, чтобы сгонять на берег за добавкой спиртного – это ещё и основное спасательное средство, помимо спасательного плота. Помните об этом и всегда держите мотор тузика заправленным, а тузик – исправным и укомплектованным.
  • Не пренебрегайте . На моторном судне всегда крепите чеку аварийной остановки двигателя на одежду или на запястье, а на – цепляйтесь страховочными карабинами за леера и соблюдайте правило: «одна рука – для яхты, вторая – для себя ». Сообразно обстановке пользуйтесь жилетами. Современная экипировка достаточно удобна и практически не стесняет движений.
  • Если ваш поход имеет большую продолжительность во времени, вовремя сменяйте вахты. Однако смена вахты должна происходить только после завершения ответственных маневров и доклада обстановки заступающей команде.
  • Всегда ведите судовой журнал, даже выходя в подмосковные водоёмы. В случае чего – это будет ваш основной документ. И нужно стараться, чтобы по нему можно было определить ваше местонахождение в любой момент времени с приемлемой точностью.
  • Ещё одно правило, которое кажется очевидным, однако многие его игнорируют. При расхождении измените скорость до режима минимального волнообразования, старайтесь пройти как можно дальше от других судов. Иногда становится страшно, как сорокафутовые катера, именуемые сейчас моторными яхтами, проходят в переходном режиме между рыбаками на резиновых лодках. Или как происходит расхождение в том же Канале имени Москвы, когда от волны пятидесятифутовой «Принцессы» или «Першинга» у берега обнажается дно, а бедных яхтсменов с маленькими моторчиками чуть ли не выбрасывает на бетонную набережную.
  • Не стесняйтесь пользоваться радиосвязью, даже если у вас маленькая 17-футовая моторная лодка. Лучше, если о вашем присутствии будут знать на больших судах, и ваш маневр не будет неожиданностью для других. При вояжах в другой регион не забывайте уточнять, на каких частотах работают местные службы. Автор этих строк во время поездки на Чудское озеро был удивлён подозрительной тишине в эфире на 5 речном канале, и только после встречи с катером береговой охраны догадался включить морскую радиостанцию.
Конечно, все полезные наработки в одной статье не перечислить. Но если вы будете всегда действовать, основываясь на здравом смысле и знании Правил, это уже 70% успеха. Остальное придёт само вместе с опытом. Удачи и добра вам! Семь футов под килем!

Морской обычай (англ. The Custom of the Sea) - особый морской закон, согласно которому затерянным в море и умирающим от голода морякам разрешалось людоедство. Моряки должны были все единодушно согласиться и тянуть жребий, чтобы решить, кого должны были убить и съесть первым. Процедура должна была продолжаться до спасения или до последнего человека. Конечно, людоедство - табу во всех современных обществах, однако в системе романо-германского права обычай иногда выступает как дополнение к закону, или иногда преобладает над ним. В некоторых западноевропейских странах морской закон преобладал над нормой гражданского кодекса, обычно запрещает каннибализм (людоедство).

Исторические примеры
Случай с матросами китобойного судна «Эссекс»

12 ноября 1820, находясь на расстоянии почти тысячи километров от порта, китобойный корабль «Эссекс» был вдруг атакован китом, на которого ранее неудачно охотились члены экипажа. В результате этого необычного происшествия корабль был сильно поврежден, и капитан вместе с командой решили оставить его и плыть к побережью Южной Америки на трех лодках. 20 декабря 1820 20 человек, спаслись, увидели землю и скоро высадились на маленьком острове. Трое членов экипажа осталось на острове, а остальные 17 продолжали искать побережья Перу или Чили. 10 января умер первый из матросов из-за нехватки еды и особенно воды. Голодные и жаждущие - моряки уже не могли продолжать путешествие и остались посреди океана ожидая помощи. 20 января умер еще один человек, а 23 февраля еще один. В отличие от предыдущих, тело этого матроса не похоронили в море, как других, а съели. Тела еще трех других матросов были потреблены проголодавшимися. 1 февраля полностью закончилась еда и уцелевшие матросы решили воспользоваться морские обычаи и тянуть жребий чтобы определить, кого должны застрелить и съесть следующим. Сначала капитан отказался следовать этому обычаю, но страдая от сильного голода и под давлением команды согласился. Именно его 17-летний двоюродный брат вытащил роковой жребий и был убит и съеден следующим. Голодные матросы съели еще двух членов экипажа таким образом, пока 23 февраля они не были спасены английским судном.

Некоторые части этой реальной истории вошли в сюжет романа Моби Дик - классики американской литературы.
Дело Дадли и Стивенса

19 мая 1884 английский яхта Миньйонет с четырьмя членами экипажа отправилась из Англии в Австралию. Команда состояла из капитана Тома Дадли, Эдвина Стивенса, Эдмонда Брукса и подростка Ричарда Паркера.

5 июля около мыса Доброй Надежды из-за плохой погоды яхта затонула. Четверо членов экипажа спаслись на маленькой лодке. 12 дней они потребляли консервы и то, что могли поймать в океане. После восьмого дня без воды и пищи молодой Ричард Паркер первым потерял сознание и, возможно, был болен, потому что пил морскую воду. Дадли предложил убить Паркера, чтобы съесть его, пользуясь морскому обычаю. Другой член экипажа Брукс был единственным, кто не согласился. На следующий день Дадли и Стивенс убили парня и потребляли его тело следующие четыре дня, пока их не спас немецкий корабль. По возвращению в Англию члены экипажа были обвинены в убийстве. Судебный процесс над спасенными получил широкую огласку не только в Англии, но и за ее пределами. Обвиняемые не признавали себя виновными, ссылаясь на морской обычай и обстоятельства трагедии. Дело было направлено в Лондон, где Дадли и Стивенс были признаны виновными в убийстве, так как по мнению судей не существовало оснований для убийства и несмотря морской обычай решение не было единогласным.

Это дело стало одним из самых известных в английском юриспруденции - на нее ссылались еще несколько раз в Англии и Соединенных Штатах.