Мухаммад мир ему и благословение аллаха. Понимание жизни пророка, мир ему и благословение аллаха

Что мы знаем о Пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха? Разные люди ответят по-разному. Но одно бесспорно: то, что сообщения о его жизни собраны до мельчайших деталей и бережно сохранены до наших дней в книгах по его жизнеописанию. Любой желающий может открыть их и ознакомиться с жизнью Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха – жизнью последнего из Пророков Всевышнего, через которого было ниспослано последнее, заключительное послание – Коран, являющееся руководством для всех людей вплоть до Судного дня.

Но в начале хотелось бы поговорить о том, для чего нам нужно изучать сиру. В чем польза от его изучения для мусульман и для всех людей в целом?

Есть несколько причин для этого:

1. Во-первых, изучение жизни этого человека приводит к осознанию того, что он действительно был Посланником Всевышнего. Вся его жизнь от рождения и до смерти подтверждает это. Его нрав, его образ жизни, его поведение с окружающими его людьми… Все это заставляло людей с почтением и уважением относиться к нему, и даже его ярые враги признавали его отличительные качества и подтверждали прозвище, данное ему еще до пророчества – «аль-Амин» — надежный, верный. Нам же достаточно слов Всевышнего в Коране, где говорится о нем: «Поистине, ты обладаешь великим нравом» .

2. Во-вторых, изучение жизни Пророка Мухаммада , мир ему и благословение Аллаха, и жизни Пророков вообще, служит назиданием для тех, кто возгордился в своем сердце и не хочет признавать господства Единого Бога и покориться Ему. Изучая жизнь пророков можно проследить одну закономерность – Истина всегда побеждает. Как говорится в Коране «Явилась истина и исчезла ложь. Поистине, ложь исчезающа» .

Это назидание и напоминание для людей. Изучить… Поразмыслить… Одуматься… На примере тех народов, которые противостояли и враждовали с божьими Посланниками и что с ними стало в итоге. Именно на их примере, чтобы самим не становиться примером для других.

Верующие же могут увидеть, что трудности, которые они встречают на своем пути – это закономерность. Таков был путь всех Пророков и тех, кто последовал за ними. И нам следует также, как и им проявлять терпение и стойкость на пути Аллаха.

3. Жизнь Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, является примером подражания для верующих. В Коране говорится: «В Посланнике Аллаха был для вас наилучший пример» . Действительно, когда мы начнем изучать его жизнь мы увидим каким он был в детстве и юности, каким он был мужем и отцом, каким был соседом и членом общества, каким он был правителем. И во всех этих качествах он проявлял себя с наилучшей стороны. И любой человек сможет найти для себя пример для подражания.

С другой стороны, зачастую мусульмане не знают, как им поступить в той или иной ситуации. Особенно это касается нашего времени, когда трудности и испытания окружают верующих. Перед нами возникает вопрос «что делать?» Именно подробное изучение жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, с извлечением из нее уроков и мудростей, даст ответ на этот вопрос. Мы сможем увидеть, как вел себя Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а вместе с ним и его сподвижники в той или иной ситуации: в трудные времена и когда они были сильны, во время войны и мира.

4. Важность изучение сиры еще и в том, что жизнь Пророка является живым воплощением Корана. Как говорила жена Пророка Айша , да будет доволен ею Аллах, «Его нравом был Коран» .

Действительно, Коран был ниспослан для того, чтобы ему следовали, а не только для чтения. В нем исцеление, наставление и руководство для людей. И читая жизнь Пророка, мир ему и благословение Аллаха, каждый мусульманин сможет увидеть насколько он близок к Корану и следует ему.

5. Также сира является и толкованием Корана. Она помогает правильно понимать его. Сира помогает раскрыть причину ниспослания тех или иных аятов, а знание об этом защищает от неправильного использования Корана и совершения ошибок.

6. Познание жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, увеличивает любовь к нему. Ведь невозможно полюбить того, кого не знаешь. Любовь к Пророку – это условие полноценности и совершенства имана (веры). В хадисе говорится «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока я не стану более любимым для него, чем его дети и его родители, и все люди (на свете)»

Кого-то, может быть, удивят такие слова. Как можно полюбить другого человека, например, больше собственных родителей? Но поразмыслив, мы поймем, что родители стали причиной нашего появления в этот свет, они стали причиной только этой жизни. Пророк же является тем, кто гарантирует жизнь вечную. Также любовь к нему дает усердие в следовании его пути, подражание ему, а не вымышленным персонажам фильмов или звезд шоу-бизнеса, которые в основе своей зовут к греху.

Любовь к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, является гарантией того, что в будущей, вечной жизни мы окажемся вместе с ним. Как говорится в хадисе «Каждый человек с тем, кого он полюбил».

7. Также важность изучении сиры заключается в том, что хорошее знание жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, является защитой Ислама от нападок со стороны неверующих. На протяжении всех веков враги Ислама пытались подкопаться под эту религию. И конечно же они пытались бить по основам Ислама, которой является и личность Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Для этого они придумывали массу лжи. Его называли одержимым, душевно больным, эпилептиком, слабым на женщин и т.д.

Хорошее знание сиры помогает с легкостью отметать эти и другие виды лжи. Более того, беспристрастное изучение жизни Мухаммада заставляет честного человека сказать«Поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха!»

Самое любимое творение Аллаха из всех Его творений – это наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), которого мы обязаны почитать и следовать Его сунне (указанный путь). Если говорить о следовании, то во всем трудно следовать сегодня, однако, разве мусульманин ищет легкости в этом бренном мире?

Тот покой и наслаждения, которые ожидают правоверного мусульманина, несравненно лучше для него, чем наслаждение и лёгкость, которые он получит в этом бренном мире.

Говоря о лёгкости, Аллах даровал очень много простых и легких методов, посредством которых человек достигнет Его довольства, ради Своего любимца и любимца всех творений – Мухаммада (мир ему и благословение).

Есть одно особое действие, вид поклонения, которое Аллах принимает неукоснительно, как бы и в какой бы форме человек его не совершил – это чтение салавата (благословение) на Пророка (мир ему и благословение). Из-за любви Аллаха к Своему Посланнику Он принимает благословение мусульманина на Мухаммада (мир ему и благословение).

Самое главное, что Сам Аллах в Коране благословил Своего Посланник, так же благословили Пророка и Ангелы, как Всевышний сказал:

إن الله و ملائكته يصلون على النبي، يأيها الذين آمنوا صلوا عليه و سلموا تسليما

Смысл: «Поистине, Аллах и Его Ангелы благословляют Пророка. О, те, которые уверовали! Благословляйте и приветствуйте Его (Пророка) » (сура «Аль-Ахзаб», 56 аят). Так же в этом аяте мы видим, как Всевышний повелел уверовавшим благословлять Посланника (мир ему и благословение).

Соответственно, Аллах, обращаясь к уверовавшим, обращается ко всем мусульманам, независимо, к какому шариатскому мазхабу (школа, учение) из четырёх истинных мазхабов он принадлежит.

Достоинств салавата очень много, Пророк (мир ему и благословение) сказал:

من صلى علي صلاة صلى عليه الله بها عشرا

Смысл: «Кто благословил меня один раз, того человека Аллах благословляет десять раз » (Имам Муслим). В данном случае благословение Аллаха обозначает Его прощение, то есть десять прощения от Аллаха этому человеку.

В другом хадисе сказано:

من سره أن يلقى الله وهو عنه راض فليكثر من الصلاة على رسول الله صلى الله عليه وسلم

Смысл: «Тот, кто хочет обрадовать себя встречей с Аллахом будучи довольным им, тот пусть побольше благословляет меня » (ад-Дайлями и Ибн Ади). Человек, который желает то, о чём сказано в хадисе, пусть же следует написанному.

Также учёные говорят, что, если человек благословляет Пророка (мир ему и благословение) стоя, то Аллах прощает его грехи до тех пор, пока тот не сядет, если же сидя благословляет, то прощает грехи, пока не встанет, если же человек будет благословлять Пророка (мир ему и благословение) стоя и сидя, то Аллах просит ему все грехи.

Благословение во сне

Рассказывают, что если человек во сне благословит Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то Аллах прощает грехи, пока тот не проснётся, как в случае с матерью Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) со своей матерью зашли к Пророку (мир ему и благословение), разговор был долгим. Наступила ночь, и мать Абу Бакра (да будет доволен им Аллаха) заснула там.

Когда уже собирались уходить, Посланник (мир ему и благословение) неожиданно спросил: «Как твое состояние? » Тот ответил: «Хорошо, однако, тут моя мать, я ничего от неё не скрываю (то, что Абу Бакр принял Ислам, тогда как Его мать ещё находилась в многобожии). О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), помолись за неё, чтобы Аллах раскрыл её сердце для Ислама! »

В этот момент Пророк (мир ему и благословение) сделал дуа, и те, которые находились рядом с матерью Абу Бакра слышали, как он шепчет слова шахады, и вдруг, проснувшись, она громко произнесла: «Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и Мухаммад раб Его и посланник».

Один из последователей суфизма рассказал, что у него был сосед, который любил выпивать, сколько бы ему не делали наставления, тот не принимал. Однажды, этот сосед сильно выпил и скончался. Через некоторое время суфий видит покойного во сне в дорогой одежде и на почтенном уровне, суфии спросил его: «Чем ты удостоился таких степеней?» тот ответил: «Однажды, к концу жизни, я посетил маджлис (исламское собрание) и там один из выступавших рассказал хадис: «Тому, кто громко благословит Меня, будет Рай»,– далее проповедник произнёс салават громко, я так же громко повторил за ним, за это Аллах простил мне предыдущие грехи» (ар-Равзуль-Фаик, 11 стр).

Если человек произнёс один раз салават и Аллах одарил его Раем, подумайте, какое великое вознаграждение ожидает того, кто постоянствует в этом! Как же иначе, каждое благословение доходит до Пророка (мир ему и благословение), и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) просит за того, кто благословит его!

Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

حياتي خير لكم، تُحدثون، ويحدث لكم، ووفاتي خير لكم، يُعرض عليَّ أعمالكم، فما رأيت من خير حمدت الله عليه، وما رأيت من شر استغفرت الله لكم

Смысл: «Моя жизнь для вас добро - вы мне рассказываете, и я вам рассказываю, моя смерть тоже для вас добро - ваши деяния показывают мне, если ваши деяния благие, то я восхваляю Аллаха, а если же плохие, то прошу у Аллаха прощения для вас » (Хафиз аль-Хайсами сказал: «Этот хадис передал аль-Баззара, его цепочка передатчиков надежная»), подобных хадисов много.

Благословение Пророка (мир ему и благословение) на письме

Мы написали про то, какое воздаяние будет тому, кто произнёс салават вслух, а что будет тому, кто просто написал на бумаге, и есть ли разница произносить или писать. Да, в размере воздаяния, конечно, есть разница, однако в самом вознаграждении нет, получают воздаяние тот, кто произнес, а также и тот, кто написал на бумаге. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

من صلى علي في كتابه لم تزل الملائكة تصلي عليه ما دام اسمي في ذلك الكتاب

Смысл: «Тот, кто благословил Меня на письме, того Ангелы благословляют до тех пор, пока Мое имя на этом письме » (ат-Табарани и другие от АбуХурайры).

Форма благословления.

Минимальная и простая форма следующая, но лучше совершенную форму:

اللهم صل على محمد

«Аллахумма салли аля Мухаммад » - это самая малая форма. Но лучше всего из минимальной формы сказать следующую форму:

اللهم صل على محمد و على آل محمد

«Аллахумма салли аля Мухаммад ва аля али Мухаммад » - эта форма пришла в достоверном хадисе, переданном имамом аль-Бухари.

Что касается совершенных форм, то их очень много, но приведём одну для примера, очень известную:

اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ ، وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ ، كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ ، كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ ، وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ ، إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

«Аллахумма салли аля Мухаммад ва аля Али Мухаммад кама салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим иннака хамидун маджид » (этот вид салавата передан в достоверных книгах хадисов).

Пусть каждый верующий благословляет Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ведь эта радует его, и Всевышний будет доволен. В хадисе аль-Кудсий Аллах сказал: «О, Мухаммад! Все ищут Мое довольство, а Я ищу твоё довольство», значит довольство Пророка (мир ему и благословение) – довольство Аллаха.

Если человек самостоятельно не может систематически, постоянно благословлять Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то нужно найти метод для этого. Самый лучший метод – вступление на путь суфизма, это величайший путь к очищению своего сердца и души от духовных пороков и достижения довольства Аллаха.

Суфийский наставник (шейх, учитель) обучает нас поминанию Аллаха, а также благословлению Пророка (мир ему и благословение), давая дневное задание и вечернее (вирд). Вступивший в тарикат мусульманин уже как задание благословляет Посланника Аллаха (мир ему и благословение) утром и вечером, не менее двухсот раз в сутки (в качестве вирда).

Мы говорили, что один салават спас человека от наказания могилы, а какое вознаграждение и высокое положение ожидает того, кто не менее двухсот раз благословляет нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)!

Да поможет Аллаха нам во всем благом.

От Ибн ‘Аббаса (Аллах доволен ими обоими) сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

«Воспользуйся пятью вещами прежде, чем случится пять других:
➡ молодостью прежде старости,
➡ здоровьем прежде болезни,
➡ богатством прежде бедности,
➡ свободным временем прежде занятости,
➡ жизнью прежде смерти!»

(аль-Хаким:4/341, Ибн Абу Шайба:34319. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захабий и шейх аль-Альбаний. См. “Сахих ат-таргъиб”:3355, «Сахих аль-джами’»:1077).

Когда человек начинает понимать религию Ислам, это меняет его жизнь. Путь ислама переворачивает всю жизнь человека. Некоторые люди произносят шахаду одни, некоторые переходят в Ислам целыми семьями. Если муж и жена, у которых есть маленькие дети, решают принять ислам или начать соблюдать, то, скорее всего, их дети станут мусульманами. Для тех, у кого дети постарше, тем более подростки, переход может оказаться более сложным.

Иногда подростки полностью и с открытым сердцем следуют примеру родителей, другие принимают ислам с некоторой осмотрительностью, и много таких, кто вообще не хочет перемен. Впрочем, членам семьи, которые решили принять ислам и тем, кто присоединился к ним на пути к тому, чтобы стать правоверными мусульманами, следует помнить Сунну, в которой Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил о молодежи. Она облегчит переход в новую веру и сделает его более позитивным для всей семьи.

Когда Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Всевышнего) получил первое откровение в пещере на горе Хира, ему тогда было сорок лет. Пророк обладал определенными лидерскими качествами. Значительная часть последователей Ислама в то время были молодыми людьми. Пророку Мухаммеду пришлось выполнить самую важную миссию, которая может быть возложена на человека: изменить убеждения язычников-арабов, отвратить их от безбожных занятий, жестоких привычек, развращенного поведения и убедить их принять религию ислам как образ жизни.

История ислама открывает нам, что это была трудная попытка изменить культуру черствых сердцем язычников, которые давно сроднились со своими традициями. Но Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) пришел с посланием Аллаха, и его целевая аудитория, в то время была по большей части молодежью.

Анас бин Малик (да благословит его Аллах) был одним из молодых людей, которые росли рядом с Пророком. Анас (да благословит его Аллах) упоминает, что Пророк никогда не позволил себе ни одного неуважительного слова ни в его адрес, ни в обращении с другими членами этого молодежного сообщества. Он трудился для Пророка и взрослел, учась религии и наукам на примерах поступков и поведения Пророка. В свое время Анас был признан одним из лучших рассказчиков хадисов.

Пророк никогда не оставался безразличным к делам молодёжи своего времени. В одном хадисе Пророк (мир ему и благословение) призывает сподвижников приобрести знание по обучению чтению Корана от четырёх молодых сподвижников: Ибн Умму Абда, Муаз бин Джабала, Убаю Ибн Кааба и Салима – вольноотпущенника Абу Хузайфы.

Пророк Мухаммед имел и других молодых спутников, которые тянулись к нему. Он часто шутил, называя Али ибн Аби Талиба «Абу Турааб» (отец пыли), за то, что тот спал на пыльной земле. Он также был хорошо знаком с его семьей, особенно его младшей дочерью Фатимой, и, как известно, при всех восхищался ею. Много раз, когда Фатима входила в комнату, где находился Пророк, он устремлялся к ней, брал ее за руки, целовал и провожал на место. Известно, что Фатима отвечала ему взаимностью. Но, насколько бы ни были светлыми и радостными отношения Пророка с молодыми людьми, он непрестанно готовил их к тому, чтобы они стали лидерами будущего.

Нет сомнений в том, что жена Пророка Аиша (да благословит его Аллах), занимала высокое положение уже в молодом возрасте, потому что она пережила своего мужа почти на полвека и стала учителем, каких до неё не знала история. И до наших дней мусульмане во всем мире читают её повествования и относятся к ней с высочайшим уважением как к одной из самых достопочтимых женщин ислама.

Другая жена Пророка Хафса (да благословит её Аллах), дочь Умара (да благословит его Аллах), была назначена хранительницей свитков Священного Корана, а это огромная ответственность для молодой женщины. Это доказывает, что хотя многие соратники Пророка во времена его жизни были подростками, они были готовы к зрелости.

Как добился этого Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего)?

Али говорил, что молодые люди в возрасте от четырнадцати до двадцати одного года нуждаются в дружбе, к ним нужно относиться как к друзьям.

Учим ли мы свою молодежь таким же образом? Заслуживаем ли мы доверие дружбой с ними, уважаем ли их мнение, помогаем ли им в трудностях как добрые друзья? Или мы продолжаем ругать их за ошибки, наказывать за незнание, относиться с высокомерием, игнорировать их, когда они нуждаются в помощи, оправдываясь тем, что это просто «подростки с их вечными проблемами»?

Сегодня молодёжь впитывает в себя все болезни нашего общества: наркотики, проституция, воровство, а всё начинается с прогулов школы, низкого уровня образования, от одержимости поп-культурой, а через неё желание денег, славы, доступных женщин. Чрезмерная подверженность мнению ровесников создаёт трудность молодому мусульманину оставаться верным исламским принципам.

Родители подростков, принадлежащие к религии Ислам, должны понимать, что процесс образования выходит далеко за стены школы. Молодежь, находившаяся рядом с Пророком, была постоянно в окружении добронравных взрослых кристальной честности. У взрослых молодые люди учились заключать торговые сделки по шариату, заниматься дааватом (призывом), учить неграмотных людей, выполнять работу по дому и т.д.

Неправильно отбирать у молодежи право принимать собственные решения, участвовать в жизни общества, учиться на примерах реальной жизни, открывать свои собственные интересы и черты, которые помогут преуспеть во взрослом мире.

Пророк также настойчиво наставлял молодых мусульман, уважал её взгляды, и разрешал молодым сопровождать его даже в самых опасных ситуациях. Молодежь, окружавшая пророка, занимала активную позицию в жизни мусульманского общества.

Сегодня родители не должны смотреть на подростков как на детей с какими-то странными гормональными выбросами.

Мусульманам из числа молодежи важно знать, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) относился к подросткам вокруг него: всегда готовый на похвалу за добрые дела и мягко предостерегающий против дурных поступков.

Принять ислам всей семьёй – непросто, особенно, если в семье есть взрослые дети, и здесь им важно показать, как ценят то, что они делают, способствовать развитию их индивидуальности, независимости и автономии в принятии решений.

Самый лучший вариант для семьи, которая пришла в ислам или начала соблюдать, это совместное и взаимное обучение родителей и детей на пути к тому, чтобы стать хорошими мусульманами. Даже если старшие дети решат не следовать примеру родителей в выборе веры, к ним все равно следует относиться с любовью и уважением в свете заповедей Сунны, потому что со временем они могут открыть для себя красоту веры, то, насколько важное место она отводит молодежи.

Пророк Мухаммед считал молодежь важной частью общества. Он способствовал тому, чтобы они учились и взрослели, участвуя в торговых сделках, как Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), ученых дискуссиях, как Али (да будет доволен и м Аллах); переговорах с другими народами, как Усама ибн Зайд (да будет доволен и м Аллах), возглавивший мусульманскую армию, в которой были и мужчины, годившиеся ему в деды, и пятнадцатилетние подростки.

Девушки тоже не были в стороне. Дочь Пророка Рукайя (да будет доволен ею Аллах) участвовала в организации первой хиджры в Абиссинию во время самых серьезных гонений на мусульман. Асма (да будет доволен ею Аллах), дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), рисковала жизнью, помогая Пророку(мир ему и благословение Всевышнего) и Абу Бакру, когда им пришлось покинуть Мекку. Ее могли убить, но непоколебимая решимость, основанная на любви к Аллаху и страхе перед ним, помогла ей выполнить ее долг и защитить Пророка и её отца, когда их преследовали курайшиты.

Узнавая ислам, человек меняет своё отношение к людям, и к старикам, и к детям, и к подросткам. Многие считают, что подростки слишком молоды, чтобы принимать собственные решения, поэтому их удел «наслаждаться жизнью», ходить на вечеринки, сплетничать о знаменитостях и т.д. На самом деле молодежь нужно поощрять к тому, чтобы они были сильными и активными членами общества. Сегодня молодёжь не знает трудностей, которые приходилось испытывать спутникам Пророка, но ей определенно известны искушения и внутренние противоречия.

Существует много способов сделать молодых людей активными участниками общины: им только нужна дружеская поддержка взрослых, которые хотят вырастить из них богобоязненных людей и не допустить, чтобы они попались в ловушку шайтана. И здесь нужно действовать в соответствии с Сунной. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) всегда проявлял доброту и терпение к молодым, относился к ним с уважением, ценил их мнение, разрешал самостоятельно принимать решения.

Новым мусульманам также важно, чтобы их подростки могли обрести близких им по духу товарищей, независимо от возраста и культуры. Как только молодой мусульманин обретает ощущение принадлежности к исламу и умме, у него формируются правильные приоритеты, и он, Инша Аллах, сможет достичь настоящего счастья в обоих мирах.

Религия Ислам уделяет огромное внимание подрастающему поколению, так как его здоровье – это и есть здоровье общества. Всё зависит только от нас самих, изменяя себя и своё окружение, мы сможем достичь блага.

Жены пророка, мир ему и благословение Аллаха, должны занимать особое положение в сердце каждого верующего, ведь с одной стороны они — пророка, мир ему и благословение Аллаха, а с другой — у них есть особое достоинство, о котором сообщил сам Всевышний Аллах. Он сказал (смысл): «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены – их матери» . [Сонмы, 6] Поэтому их называют матерями верующих, или матерями правоверных. Каждая из них является в духовном смысле матерью для всех верующих. А кто как не мать заслуживает того, чтобы ее ребенок знал о ней, вспоминал о ней и обращался с молитвой за нее?

Для знакомства с ними обратимся к «Краткому жизнеописанию» от хафиза Абдульгани аль-Макдиси, одного из больших мухаддисов ханбалитского . В этой книге он предоставил самую основную информацию о женах пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха в виде краткой биографической справки о каждой из них.

Предваряя слова хафиза Абдульгани, стоит упомянуть, что верующему в Исламе разрешается иметь до 4 жен одновременно, но на пророка, мир ему и благословение Аллаха, данное ограничение не распространялось, и у него было более 4 жен. В чем мудрость этого исключения в конце можно будет прочитать объяснение имама, хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни .

Жены пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха

Писал имам, Абдульгани ибн Абдульуахид аль-Макдиси аль-Ханбали (544 — 600 г.х.) в главе «Его жены, мир и благословение Аллаха ему и им» :

«Первой, на ком женился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, была Хадиджа бинт Хувейлид ибн Асад ибн Абдуль-‘Узза ибн Кусай ибн Киляб.
На ней он женился в 25 лет.
Она оставалась с ним пока Великий и Могущественный Аллах не отправил его с посланнической миссией, а после этого стала его надежным советником и поддержкой.
Она умерла за три года до хижры (переселения) — это самое надежное из мнений. Также есть версии, что это произошло за пять лет до хиджры, и что это произошло за четыре года до хиджры.

Затем его женой стала Сауда бинт Зам’а ибн Кейс ибн Абду-Шамс ибн Абду-Уадд ибн Наср ибн Малик ибн Хисль ибн ‘Амир ибн Люай. Он женился на ней в Мекке перед хиджрой. До этого она была замужем за Сакраном ибн ‘Амром, братом Сухейля ибн ‘Амра.
Будучи замужем за ним (пророком, мир ему и благословение Аллаха) она состарилась, и он хотел дать ей развод, но она подарила день своей близости Аише, и он оставил ее в женах.

Также , мир ему и благословение Аллаха, женился на Аише бинт Абу Бакр ас-Сыддик в Мекке за два года до хиджры. И есть версия, что это произошло за три года до хиджры.
А жить с ней стал уже после хиджры, в Медине, когда ей было девять лет. Через семь месяцев (после прибытия в Медину). И есть версия, что это произошло через 18 месяцев.
Когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, умер, ей было 18 лет.
Она умерла в Медине и согласно ее завещанию была похоронена на кладбище аль-Бакы’. Это произошло в 57 году от хиджры. И есть версия, что это был 56 год, но первый вариант более надежный. Молитву над ней возглавил Абу Хурейра.
Из всех, на ком женился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, только она была девственницей. Ее кунья: Умм ‘Абдуллах.
Передается, что она забеременела от пророка, мир ему и благословение Аллаха, и у нее был выкидыш, но это не является достоверным.
____________

От переводчика: следует учесть раннее половое созревание у девушек в южных широтах, а также то, что супружеская жизнь с наступлением полового созревания — это обычная практика в те времена. Это касалось не только девушек, но и парней. В малые годы мальчики становились мужчинами во всех смыслах этого слова. И ранний брак не считался чем-либо предосудительным, а иначе первыми бы выступили с осуждением этого многочисленные критики из враждебных народов и племен. Кроме того, сама Аиша, да будет доволен ею Аллах, всю жизнь была рада этому замужеству и гордилась им.
____________

Также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, взял в жены Хафсу бинт Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ею и ее отцом.
До него она была замужем за Хунейсом ибн Хузафа, сподвижником посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он умер в Медине, а до этого участвовал в сражении при Бадре.
Передано, что , мир ему и благословение Аллаха, дал ей развод [аль-Бухари, 5122], но пришел к нему Джибриль и сказал: «Аллах повелевает тебе вернуть Хафсу (в жены). Она много постится и выстаивает молитвы, она будет твоей женой в Раю» .
И передал ‘Укба ибн ‘Амир аль-Джухани, сказав: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дал развод Хафсе бинт Умар. Эта новость дошла до Умара, он обсыпал голову песком и сказал: «После такого не обратит Аллах внимание на Умара и его дочь». На следующий день к пророку, мир ему и благословение Аллаха, спустился Джибриль и сказал: «Великий и Могущественный Аллах повелевает тебе вернуть (в жены) Хафсу из сострадания к Умару» . [ат-Табарани в «аль-Кабир» 23/188]
Она умерла в 27 год от хиджры. И есть версия, что в 28-ой, в год открытия Африки.

Также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, взял в жены Умм Хабибу бинт Абу Суфьян. Ее имя: Рамля бинт Сахр ибн Харб ибн Абду-Шамс ибн Абду-Манаф.
Со своим мужем Убейдуллахом ибн Джахшем она переселилась в Эфиопию, там он стал христианином, а она продолжила быть в Исламе.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, женился на ней, когда она была в Эфиопии. Ее махром у ан-Наджаши было 400 динаров. По ее вопросу посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправил в Эфиопию ‘Амра ибн Умейя ад-Дамри, попечителем ее замужества выступил ‘Усман ибн ‘Аффан. И есть версия, что это был Халид ибн Саид ибн аль-‘Ас.
Умерла она в 44 год от хиджры.

И женился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на Умм Саляме. Ее имя: Хинд бинт Абу Умейя ибн аль-Мугира ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн Махзум ибн Якза ибн Мурра ибн Ка’б ибн Люай ибн Галиб.
Ее мужем до него был Абу Саляма: Абдуллах ибн Абдуль-Асад ибн Хиляль ибн Абдуллах ибн Умар ибн Махзум.
Умерла она в 62 году от хиджры и была похоронена на кладбище аль-Бакы’. Она умерла позже остальных жен пророка, мир ему и благословение Аллаха. И есть версия, что последней умерла Маймуна.

Из тех, кого взял в жены посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Зейнаб бинт Джахш ибн Риаб ибн Я’мар ибн Сабира ибн Мурра ибн Кабир ибн Ганам ибн Дудан ибн Асад ибн Хузейма ибн Мудрика ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Ма’д ибн ‘Аднан.
Она — дочь его тети по отцу Умеймы бинт Абдуль-Мутталиб.
Была до него замужем за его вольноотпущенником Зейдом ибн Хариса, но он дал ей развод, и Аллах с небес выдал ее замуж за , мир ему и благословение Аллаха, так что пророк, мир ему и благословение Аллаха, не проводил с ней процедуру заключения никяха.
Достоверно передается, что она говорила другим женам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Вас выдали замуж ваши отцы, а меня замуж выдал Аллах с высоты семи небес» . [ , 7420]
Она умерла в Медине в 20-й год от хиджры и была похоронена на кладбище аль-Бакы’.

Женился также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха на Зейнаб бинт Хузейма ибн аль-Харис ибн Абдуллах ибн ‘Амр ибн Абду-Манаф ибн Хиляль ибн ‘Амир ибн Са’са’а ибн Муавия.
Ее прозвали Умм аль-Масакин (ар.: «мать нуждающихся») из-за того, что она часто кормила нуждающихся.
До этого она была женой Абдуллаха ибн Джахша. И есть версия, что ее мужем был Абдуллатыф ибн аль-Харис, но первый вариант надежнее.
[Пророк, мир ему и благословение Аллаха,] женился на ней в третий , и она пробыла с ним лишь немного: два или три месяца. [Затем умерла.]

Также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, женился на Джувейрии бинт аль-Харис ибн Абу Дырар ибн Хабиб ибн ‘Аиз ибн Малик ибн аль-Мусталик аль-Хуза’ии.
Она была взята в рабство во время похода против Бану аль-Мусталик. При разделе трофеев оказалась в доле Сабита ибн Кейса ибн Шаммаса. Он заключил с ней договор о самовыкупе из рабства. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, оплатил стоимость ее выкупа и женился на ней в шестой год от хиджры.
Умерла она в месяц раби’ аль-авваль 56 года от хиджры.

Еще посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, взял в жены Сафию бинт Хуей ибн Ахтуб ибн Абу Яхья ибн Ка’б ибн аль-Хазрадж ан-Надырию. Она из потомком Харуна ибн ‘Имрана — брата Мусы ибн ‘Имрана, мир им обоим.
Ее взяли в рабство в Хайбаре в седьмой год от хиджры. До этого была замужем за Кинаной ибн Абу аль-Хакыком. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, убил его [т.е. убила его армия во время военного похода на Хайбар], освободил Сафию и сделал ее освобождение брачным даром [садак, махр].
Умерла в тридцатый год . И есть версия, что в пятидесятый.

Также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, женился на Маймуне бинт аль-Харис ибн Хазн ибн Буджейр ибн аль-Харм ибн Рувейба ибн Абдуллах ибн Хиляль ибн ‘Амир ибн Са’са’а ибн Муавия.
Она приходится тетей по матери Халиду ибн аль-Уалиду и Абдуллаху ибн ‘Аббасу.
Женился на ней посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, у Сарифа и там же начал с ней супружескую жизнь. Там она и умерла. Сариф — водоем в девяти милях от Мекки.
Она была последней, на ком он женился из матерей верующих. Умерла в 63 году от хиджры.

Это те, с кем у него были супружеские отношения. Всего одиннадцать. Еще было семь, с которыми состоялось заключение брака, но не было супружеских отношений».

См. «Мухтасар ас-сира», с. 105-116.

Хафиз аль-Малики писал: «А что касается тех, насчет которых образовалось разногласие, будь это те, с кем он начал супружеские отношения, а затем расстался с ними, или те, с кем он заключил брак, но не было супружеских отношений, или те, к кому он посватался, но никях с ними не состоялся, — о них и о причинах расставания с ними образовалось разногласие с множеством мнений, и необходимо воздерживаться от категоричных насчет любой из них» . См. «Аль-Истиаб» 1/90.

Мудрость многочисленности жен пророка, мир ему и благословение Аллаха

Хафиз Ибн Хаджар писал: «О мудрости многочисленности его жен из слов обладателей знания набирается десять выводов. И некоторые из них уже упоминались.

  • Первый из них: таким образом приумножается число тех, кто видит его скрытую сторону и будет отвергать то, что надумывали о нем многобожники, якобы он колдун или что-то еще.
  • Второй: чтобы посредством таких семейных уз с ним распространилось почетное положение на различные арабские рода.
  • Третий: чтобы увеличилась их сплоченность.
  • Четвертый: возложение на него дополнительных трудностей в служении Аллаху. Ведь на него возложена задача не отвлекаться на то, что ему нравится, от приложения максимальных усилий в донесении призыва.
  • Пятый: чтобы через жен распространились его семейные связи и умножилось количество его помощников против тех, кто воюет с ним.
  • Шестой: передача тех шариатских положений, о которых могут не узнать мужчины. Ведь то, что происходит с женой, в основном скрыто от посторонних.
  • Седьмой: познание его не публичных прекрасных нравов. Он женился на Умм Хабибе, тогда как ее отец враждовал с ним. Женился на Сафие после того как (мусульманами) был убит ее отец, дядя и муж. Если бы он не был самым совершенным из творений в своих нравах, то они бы выражали к нему неприязнь. Но сложилось так, что он был любимее для них, чем все их семьи.
  • Восьмой: уже было подробно расписано о проявлении , которое заключается в множестве половых актов [с разными женами за одну ночь] при малом количестве еды и питься, многочисленности постов и непрерывных двухдневных постов. [ , мир ему и благословение Аллаха,] велел держать пост тем, кто не имеет возможности жениться, и указал, что приумножение поста ослабляет половое влечение. Но эта естественная закономерность перестала действовать в отношении него, мир ему и благословение Аллаха.
  • Девятый и десятый: как уже цитировалось от автора «аш-Шифа», это сохранение их (жен) целомудрия и забота о них.

И Аллах лучше знает» . См. «Фатх аль-Бари» 9/115.

Празднование мавлида

В Медине у одного человека был сын, настолько нехороший, что когда он умер, отец не пришел провожать его в последний путь. После отец увидел сон, где его сын в Раю. Удивленный, он спросил, как тот попал в наилучшую обитель при таком неблагочестивом образе жизни. На что сын ответил: «Однажды я отправился с людьми на окраину города, когда Пророк (мир ему и благословение) возвращался из очередного похода. У одного из сподвижников, которые были с Пророком (мир ему и благословение) в этом пути, я спросил: «Как чувствует себя Пророк?» - он ответил – «Хвала Аллаху, он цел и невредим» - и это меня искренне обрадовало. Я просто обрадовался тому, что Пророк (мир ему и благословение) целый и невредимый возвратился домой. Вот из-за этой радости Аллах осчастливил меня, простив мне мои проступки».

Месяц раби-уль авваль - это месяц, в котором родился Пророк (мир ему и благословение), и если и мы обрадуемся его рождению, то есть надежда на то, что Аллах нам простит наши грехи. В Коране говорится (смысл): «Скажи им, по благости Аллаха и его милости – этому пусть они радуются» (сура «Юнус», аят 59).

Никто из нас не может знать, в какой группе людей он окажется в Судный День. Но Аллах уже в мирской жизни дает нам возможность выбрать, где и с кем мы будем находиться в Судный День. Ведь в хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «В Судный день человек будет находиться с теми, кого он любит».

Многие из нас успели заметить, что исламские праздники очень часто совпадают c другими праздниками. В один год Курбан-байрам (праздник жертвоприношения) совпал с празднованием Нового года. В 2009 году 12 раби-уль-авваль (день в котором родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) совпал с 8 марта.

Никто из нас не может знать, в какой группе людей он окажется в Судный День. Но Аллах уже в мирской жизни дает нам возможность выбрать, где и с кем мы будем находиться в Судный День. Ведь в хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится:«В Судный день человек будет находиться с теми, кого он любит»

У каждого есть возможность понять, чему он отдает предпочтение и радуется больше - наступлению месяца раби-уль-аввал или же какому-нибудь другому празднику, который приходится на эти дни?. Всевышний сделал день в котором родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) днем радости мусульман. Как известно, рождение Пророка (мир ему и благословение) приходится на 12 ночь, перед утренним намазом - это время, когда Пророк (мир ему и благословение) появился на свет. В это время намного возрастает вероятность того, что наши мольбы будут приняты Аллахом, чем в другие дни.

Однажды шейха Мухаммад ибн-Аляви ибн-Аббас аль-Малики из Мекки (да смилуется над ним Аллах) спросили: «Почему наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) родился в месяце раби-уль авваль, а не в таких высокочтимых месяцах, как раджаб, шаабан и др?». Шейх Алави ответил: Если бы Пророк (мир ему и благословение) родился в месяце рамазан или же раджаб, то люди могли бы подумать, что Аллах украсил рождение Пророка (мир ему и благословение) этим месяцем. А разве что-нибудь может его возвысить? Всевышний сделал так, что Пророк (мир ему и благословение) родился в месяце раби-уль авваль, чтобы рождением нашего Пророка (мир ему и благословение) украсить этот месяц.

Аллах возвысил также и имя нашего Пророка (мир ему и благословение) еще до того, как мы появились на этот свет. Когда Адаму (мир ему) вложили (нур), сияние Пророка (мир ему и благословение) в позвоночник, все ангелы смотрели на спину Адама (мир ему). Тогда он попросил Всевышнего перенести это сияние ему на лоб, чтобы ангелы смотрели на него спереди. Потом он попросил дать возможность самому увидеть этот нур, тогда Аллах перенес этот нур на ногти его больших пальцев. И тогда Адам (мир ему) поцеловал свои пальцы и провел ими по своим глазам, произнося при этом: «О, радость моих очей, я - Расуляллах». Говорится также, что если отец дает своему сыну имя Мухаммад, то отцу желательно вставать, когда сын заходит. Настолько Аллах возвысил это имя.

Также, если на каком-нибудь собрании, где обсуждаются различные вопросы, будет присутствовать человек, носящий имя Мухаммад, то в этом будет благодать. Поэтому, когда мы решаем какие-то вопросы и нужно принимать решение, мы в надежде получить благодать этого имени, включаем человека по имени Мухаммад. Тогда благодатным будет это совещание и решение, вынесенное на нем. Настолько достойно имя Пророка (мир ему и благословение)!

Всевышний послал нашего Пророка (мир ему и благословение) милостью для миров. Милостью верующим и неверующим, покорным и грешникам, милостью к животным, деревьям, растениям, камням. Он послан Пророком не только к людям, но и джиннам, ангелам, и остальным.

По поводу милости к неверным стоит привести в качестве примера случай. Произошло это в день взятия Мекки, когда Пророк (мир ему и благословение) уставший, прислонился спиной к дому, в тени которого решил немного отдохнуть. Тут же спустился ангел Джабраил (мир ему) и сказал: «О, Посланник Аллаха, не касайся спиной этого дома и не пользуйся его тенью, поскольку в этом доме живет женщина, которая тебя ненавидит, и для того, чтобы не слышать твой голос, когда ты будешь говорить, она закрыла окна, двери, заткнула уши и сидит внутри. Поэтому отойди от этого дома». Как только он отошел, ангел Джабраил (мир ему) вернулся и говорит: «Поскольку твоя спина коснулась этого дома, Аллах открыл врата своей милости для ее сердца, и она примет Ислам». Тут открылась дверь и из дома выбежала женщина, бросилась к Пророку (мир ему и благословение) и сказала: «О, Посланник Аллаха, до этого дня не было на свете человека для меня ненавистнее тебя, не знаю, что случилось, но с этого момента нет человека, которого я люблю больше, чем тебя». Вот наглядный пример того, как Аллах даже неверующим открывает врата милости.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) услышал голос антилопы, за которой гнался охотник: «Помоги, о, Посланник Аллаха!». Антилопа обратилась к нему и сказала: «О, Посланник Аллаха, дай мне возможность вернуться к своим детенышам и накормить их, потом я предстану перед охотником, а если я не вернусь, пусть я буду хуже, чем тот человек, который, услышав твое имя, не читает салават (т. е. «Салляллаху алейхи ва саллям»)». Тогда Пророк (мир ему и благословение) стал в залог вместо антилопы. Она же побежала к детенышам и начала торопить их, а, узнав, что Пророк (мир ему и благословение) остался в качестве залога, они отказались и сказали: «Как ты могла прийти к нам, оставив под залог самое дорогое создание Аллаха?». Когда антилопа вернулась, бедуин был в изумлении, он не смог ничего сделать с животным и принял Ислам. Потом со временем, когда однажды, этот бедуин находился рядом с могилой, в коей покоится благословенное тело Посланника Аллаха (мир ему и благословение), к нему подошла антилопа и по воле Аллаха заговорила. Он (бедуин) сказал: «Я думаю, что это детеныш той самой антилопы, вместо которой Пророк (да благословит его и приветствует) стал в залог».

Милосердие и благородство любимца Аллаха, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) видно и из того, как он учит нас милосердному отношению к жертвенному животному: «Не показывайте одному животному, как режут другое, накормите и напоите его и точите нож, как следует».

Рассказ про ястреба и ласточку

Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) прилетела ласточка, а за ней ястреб. Ласточка просила у него (мир ему и благословение) защиты, так как ее ждут птенцы. Ястреб ответил, что у него тоже есть птенцы, которых он тоже должен кормить: «Это моя дичь, я не могу оставить ее. Ты ведь Пророк, посланный милостью ко всем. Как ты можешь ее спасти, а моих птенцов оставить голодными?». Пророк (мир ему и благословение) обладал безграничным милосердием и предложил этому ястребу свое мясо. И провел ножом по своему телу, чтобы отрезать ему кусок от своего тела, но нож не резал. И тогда ласточка и ястреб превратились в ангелов Джабраиля и Микаиля (мир им). Пророк (мир ему и благословение) понял, что это были ангелы, которые пришли к нему, чтобы проверить его. И сказали они: «Поистине ты послан, как милость для миров».

Когда Аллах создал нур (свет, сияние) Пророка (мир ему и благословение), он находился в жемчужине. Когда нур взяли из жемчужины и передали пророку Адаму (мир ему) и его потомкам, эта жемчужина рассыпалась, и из нее был создан рис. Во всем, что мы употребляем в пищу, есть полезное и вредное для здоровья, кроме риса. В нем же только польза и исцеление.

И в каждом Божьем творении есть нур Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Мавлид

Собрания людей, где восхваляется Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), рассказываются об особенностях и превосходствах, дарованные Всевышним только Любимцу Аллаха (мир ему и благословение), выражается радость от того, что мы являемся из его уммы – среди людей стали называться мавлидами. Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже собирались и восхваляли его, рассказывали о нем, радовались ему, только такие собрания они не называли мавлидами. Смыслом жизни сподвижников был Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), везде и всюду они говорили о нем и восхваляли его. И как нелепы слова тех, кто говорит, что нельзя собираться для совершения мавлида!

Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), совершил переселение из достопочтенной Мекки в лучезарную Медину, то жители Медины встретили его, распевая известный всем нашид «Тала‘аль бадру алайна» , и Пророк (мир ему и благословение), не запретил им это. Это еще один пример того, как сподвижники выражали радость любимцу Аллаха.В месяце, в котором Пророку (мир ему и благословение) была дарована земная жизнь, часто проводятся мавлиды. Празднование мавлида – это одно из благочестивых и богоугодных поступков в Исламе. В нем повествуется о жизни Пророка (мир ему и благословение) в стихотворной форме, объединяющий в себе истигфар (просьба о прощении грехов), зикр (поминание Аллаха), салават (прославление Пророка), чтение Корана. Впервые такие собрания стали носить официальный характер в местности Ирбиль, правитель которой был очень богобоязненным мусульманином.

Совершение таких маджлисов одобрено такими выдающимися авторитетными учеными, поборниками сунны, борцами с новшествами, как Аль-хафиз ибн Хаджар Аскаляни, Аль-хафиз ас-Сахави, Аль-хафиз ас-Суюты (да смилуется над ними Аллах).

Проведение мавлидов несет в себе очень много пользы - проявление любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), это собрание мусульман для выражения своей радости, усиление уз братства и любви между мусульманами, раздача милостыни, способ получения знаний о Пророке (мир ему и благословение) и др.

Аль-Хафиз ас-Суюты, говоря об отношении Шариата к проведению мавлидов, сказал: "Основой для проведения мавлидов является сбор людей, чтение отдельных сур, рассказы о тех знаменательных событиях, которые происходили в жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение). И это является одобряемым с точки зрения Шариата, т. к. это проводится для возвеличивания Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)". Также в хадисе сказано “Основоположнику благого для Ислама запишется вознаграждение и за тех, кто будет следовать ему до Судного Дня” (имам Муслим).

Но есть и противники, не признающие и отрицающие дозволенность подобных собраний и мероприятий, которые опираются на хадисы, понятые ими неправильно. В хадисе сказано: “Не возвеличивайте меня также чрезмерно, как это делают христиане по отношению к пророку Исе (мир ему)”. Истинно верующий мусульманин не должен называть Пророка Мухаммада (мир ему) сыном Бога. Именно так следует понимать этот хадис, а не подразумевать под ним запретность прославления и возвеличивания Пророка (мир ему и благословение) вообще.

Никто из мусульман никогда не относился к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) так, как христиане относятся к пророку Исе (мир ему) и никогда мусульмане не называли Мухаммада недопустимыми эпитетами, как сын Бога и т. д. И каждый мусульманин знает, что такое недопустимое возвеличивание кого-либо из рабов Аллаха выводит человека из веры. Поэтому обвинения в адрес мусульман, что они слишком возвеличивают Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) бессмысленны и беспочвенны.

Немало тех, кто говорит, что запрещено собираться для восхваления Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Они считают, что такое собрание – новшество, запретное в Исламе. Но сами празднуют свои дни рождения и ходят к другим на такие торжества. И получается, что человек запрещает выражать радость рождения любимца Аллаха – Мухаммада (мир ему и благословение), а сам празднует свое рождение и рождение близких и друзей.

Невежество людей иногда не знает границ. Некоторые запрещают мероприятия, где люди собираются для восхваления Посланника Аллаха (мир ему и благословение), поминания Всевышнего, (назови это мавлидом или любым другим словом, просто в народе такие собрания получили название мавлид), но они не запрещают собрания людей, где они сидят перед телевизором и обсуждают все, что показывают там.

А что касается упреков по причине того, что мавлиды исполняются в стихотворной форме, то ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: “В стихах есть мудрость” (передал имам Бухари). Однажды Кахб ибн Зухайр исполнил назм (красноречивое повествование в стихотворной форме) перед Пророком (да благословит его и приветствует), за что он подарил ибн Зухайру свой плащ. Также сообщается о том, как халиф Умар (да будет доволен им Аллах) вошел в мечеть в то время, когда там читал стихи поэт Хасан бин Сабит (да будет доволен им Аллах). На осуждающий взгляд Умара Хасан сказал: “Я имел обычай декламировать стихи в мечети в присутствии того, кто был лучше тебя”, подразумевая Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Имеется огромное количество хадисов о том, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) читали стихи в его присутствии. Имам Шафии говорил: “Стихи - суть речение, и то благое, что сказано, хорошо, а что сказано плохо, то плохо”.

И после всего вышесказанного складывается определение понятию мавлид. Мавлид - это повествование о жизни Пророка (мир ему и благословение), о его поступках, величайших его качествах и великих достоинствах. В этом суть и идея мавлида, которая существовала и во времена Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Иное дело, что не было термина, обозначавшего его, но при жизни Пророка (мир ему и благословение) не было и таких терминов, как, например фикх (исламское право), тафсир (толкование Корана), нахв (грамматика) и т. д.

Посему величайшую ошибку совершают те, кто считают проведение мавлида недопустимым.

Да воскресит нас Аллах и соберет в Судный День под знаменем нашего любимца Посланника Аллаха! Амин.