Библия. Ветхий завет

Завет Бога с Аврамом

Как ни славна была победа Аврама, но она могла повлечь за собой мщение со стороны потерпевшего поражение царя, и потому теперь Аврам более чем когда-либо нуждался в поддержке. И сказал Господь Авраму: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика » (Быт. 15.1). В ответ на жалобу Аврама о том, что он до сих пор бездетен, Господь обещал ему рождение наследника и повторил обетование о многочисленном потомстве. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков » (Быт. 5.5). И «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность » (Быт. 15.6). Вновь подчеркивается вера Аврама и теснейшая связь веры с праведностью, что позволило потом апостолу Павлу говорить об Аврааме как об отце всех верующих, которым, как и Аврааму, вменилась праведность по вере в пришедшего Спасителя (см. Рим., гл. 4).

Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени через рассечение животных. В это время напал на Аврама глубокий сон, и во сне Господь открыл праведнику дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12–16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Но из страны порабощения они возвратятся опять сюда, в свою землю, которую Бог дает им и которая по обетованию Божию будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.18). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя в знак заключения завета.

Но прошло более двадцати лет, Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять, а наследник у Аврама еще не родился. И тогда Господь вновь обратился к Авраму и подтвердил их завет: «…Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1–2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и не одного народа, но многих народов, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». И ему и его потомкам отдается ханаанская земля в вечное владение. Но, более того, Господь обещает Аврааму быть его Богом: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму.

Завет состоял, в первую очередь, из обетований Божиих, но от Авраама и его потомков также требовалось нечто, что стало бы видимым знаком этого завета, напоминанием о заключении завета с Богом. Этим знаком по повелению Господа стало обрезание, которое необходимо было совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения, в том числе над детьми слуг и рабов, которые, живя среди народа Авраама, также принимают участие в завете. Обрезание имеет важное прообразовательное значение, указывая на таинство Крещения, которое также вводит человека в завет с Богом, но только уже завет Новый.

Обращаясь вновь к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». При этих словах Авраам «пал… на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе:…неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16–17). По словам прп. Ефрема Сирина, «Авраам посмеялся, не потому что усомнился… Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость; тогда Авраам посмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит сие с ними. Посему-то и говорит ему Бог: воистинну, се Сарра жена твоя родит тебе сына ». И имя было определено для сына Авраама – Исаак, что с еврейского языка как раз и означает «он воссмеется, возрадуется», указывая на радость родителей по поводу рождения Исаака. И с ним также Господь обещает поставить завет: «и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19). Более того, было указано точное время рождения Исаака – ровно через год после этого обетования (Быт. 17.21).

В тот же день Авраам в знак завета с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Завет Бога с Авраамом В земле Ханаанской Бог явился Аврааму в видении ночью и сказал ему: «За твою веру Я дам тебе великую награду». Авраам на это сказал: «Господи! Чем Ты наградишь меня, когда детей у меня нет и чужому достанется имение мое?» Господь ответил: «Нет, не чужой

Из книги Иудаизм автора Барановский Виктор Александрович

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

2. Завет с Адамом, завет с Ноем и вечный завет Завет с Адамом тесно связан с Божьим обетованием в Быт. 3:15, которое называется протоевангелием (первой проповедью Евангелия). Согласно этому Евангелию в его высшем значении, Христос - Семя победит лукавого (Рим. 16:20). Завет с Ноем

Из книги Рукописи из кельи автора Феофан Затворник

3. Завет с Авраамом, Синайский завет и завет с Давидом Завет благодати с Авраамом (Быт. 12:1–3; 15:1–5; 17:1–14) имеет фундаментальное значение для всего хода истории спасения (Гал. 3:6–9, 15–18). Через семя Авраама, под которым понимаются не только его бесчисленные потомки, но и

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

1. Завет Бога с еврейским народом Завет сей окончательно утвержден на Синае, но приготовление к нему начато с первого приближения Божия к Израилю в Египте. Положительная религия сходит с неба, но селение ее на земле всегда есть сердце. В нем она насаждается, им усвояется и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Завет Бога с Ноем 21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: "И обонял

Из книги Бытие и Исход из Торы автора Мельников Илья

Подтверждение завета Бога с Аврамом 7. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение "Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского..." Хотя Моисей и не говорит прямо того, чтобы выход Аврама из Ура Халдейского вместе

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

18. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: "В этот день заключил Господь завет с Аврамом…" Еврейское название завета "берит", происходящее от глагола, означающего "резать,

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Глава 17 Бог возобновляет завет Свой с Аврамом 1. Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; 1. "Аврам был девяноста девяти лет..." "Для чего Бог медлил столько времени? - задается вопросом святой

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Божий завет с Аврамом 1 После этого Господь обратился к Авраму в видении:- Не бойся, Аврам.Я - твой щит;награда твоя будет весьма велика.2 Но Аврам сказал:- О Владыка a, Господь, что Ты можешь мне дать, если я остаюсь бездетным, и мое имущество унаследует b Элиезер из

Из книги автора

ИСХОД И ЗАВЕТ БОГА С ЕГО НАРОДОМ Центральными событиями книги Исход являются чудесное освобождение Израиля из египетского рабства и образование Богом государства с теократическим образом правления под руководством Моисея. Свое правление Моисей осуществлял

Из книги автора

Всемирный потоп и завет Бога с Ноем Зло быстро распространилось в мире; не избежали его и потомки Сифа. Они стали смешиваться с потомками Каина и повторять их злодеяния. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца

Из книги автора

Завет Бога с Аврамом и Обетование сына После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот

Из книги автора

21. Завет Бога с Ноем. 21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:“И обонял

Из книги автора

7. Подтверждение завета Бога с Аврамом. 7. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.“Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского…”Хотя Моисей и не говорит прямо того, чтобы выход Аврама из Ура Халдейского

Из книги автора

Глава 17. 1. Бог возобновляет завет Свой с Аврамом. 1. Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;1. “Аврам был девяноста девяти лет…”“Для чего Бог медлил столько времени? – задается вопросом

Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени при посредстве рассеченных животных. Во время напавшего на Аврама глубокого сна Господь открыл ему дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12-16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Из страны порабощения они возвратятся опять в обетованную землю, которая будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.6). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя.

Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять. Господь явился Авраму в пятый раз и сказал: «... Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1-2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета, Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». Но удивительно другое: Господь называет Себя Богом Авраама: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму. Ханаанская земля отдается в вечное владение Аврааму и его потомкам. Видимым знаком этого завета по повелению Господа должно быть обрезание, которое необходимо совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения. Прообразовательное значение обрезания состояло в том, что оно указывало на новозаветное таинство Крещения.

Обращаясь далее к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». Но при этих словах вера Авраама поколебалась: он «пал... на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: ...неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16-17). Господь же ответил ему: «именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19).

В тот же день Авраам в знак союза с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Значение понятий «Ветхий Завет», «Библия»
Библия - слово греческое, на русский язык переводится словом «книги». Она была названа так, потому что содержит в себе много книг. Библия - это собрание книг, на

Священное Писание как одна из форм Священного Предания
«Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные

Происхождение мира и грехопадение прародителей
Библейское повествование о творении мира и человека Священная Библия на первых своих страницах (Быт. 1-2 гл.) сообщает нам тайну пр

Грехопадение прародителей и его последствия, понятие о первородном грехе, обетование о Спасителе (Быт. 3.15)
Но также в раю людям явился и искуситель - в виде змея, который «был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3.1). В это время Ева находилась возле дерева познания добра и зла. Змей обратил

Начало Истории падшего человечества. всемирный потоп.завет Бога с Ноем
Духовно-нравственное состояние допотопного человечества. Каин и Авель. Каиниты и сифиты. «Адам познал Еву, жену свою; и она зача

Всемирный потоп
Тем не менее, зло стало быстро распространяться в мире; не избежали его и потомки Сифа. Они стали смешиваться с потомками Каина и повторять их злодеяния. «И увидел Господь [Бог], что велико разв

Завет Бога с Ноем
Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: «И благословил Бог Ноя и сыновего, и сказал им: плоди

Сыновья Ноя. История Хама. Благословение Сима и Иафета
После потопа опять началась обыденная жизнь с ее обычными заботами и трудами. Ной был примером благочестия, трудолюбия и других добродетелей для своих сыновей. Но слаб человек в борьбе с грехом, да

Вавилонское столпотворение и рассеяние народов
Но люди расселились по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одним большим семейством и говорили на одном языке. Желая вернуться на родину своих отцов, люди стали переселяться в Сена

Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю
Чтобы отдалить праведника от идолопоклоннической среды, Господь повелевает Фарре с Аврамом и их родственниками переселиться с юга Месопотамии, из города Ура Халдейского, в Палестину, землю Ханаанск

Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры
После подтверждения завета с Богом Авраам становится «другом Божиим» и живет в постоянном и тесном общении с Ним. Однажды, Господь явился Аврааму с двумя Ангелами в образе человеческом. В знойный д

Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу
Наконец, пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было сто, а Сарре девяносто лет, когда у них на стоянке в Вирсавии родился давно о

Исав и Иаков. Покупка первородства у Исава и хитрость Иакова
Исаак был единственным наследником всех обетований Божиих, которые были даны его отцу Аврааму и были повторены Богом ему самому (Быт. 26.3-5,24). Исааку было шестьдесят лет, когда жена его Ревекка

Лестница Иакова
Исав воспылал гневом и грозил убить Иакова, но, щадя любимого отца, он решил исполнить свою угрозу после его смерти. Ревекка, опасаясь за жизнь Иакова, сказала ему: «Исав, брат твой, грозит убит

Женитьба Иакова. Его возвращение домой. Встреча с Исавом
Поселившись у своего дяди Лавана, Иаков семь лет работал на него, чтобы взять в жены дочь Лавана - Рахиль. Однако Лаван, воспользовавшись восточным обычаем, по которому невеста во время заключения

История Иосифа. Благословение Иакова
Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его. Однажды братья пасли ста

Призвание Моисея
Прошло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Но вот, наконец, настало время, когда Моисей должен был исполнить свое призвание. Однажды он пас овец у подножия горы

Казни египетские
На границе Египта Моисей встретился с Аароном, которого Господь послал ему навстречу. Моисей открыл своему брату волю Божию и показал знамения. Когда они пришли в землю Гесем, то, прежде всего, соб

Праздник Пасхи
Наступил весенний месяц Авив (месяц колосьев, впоследствии названный Нисаном). «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяце

Дарование Синайского законодательства
В первый день третьего месяца после исхода из Египта израильтяне расположились станом в пустыне напротив горы Синай. Моисей взошел на гору, чтобы вознести благодарственную молитву Богу Авраама, Иса

Золотой телец
Пока Моисей с Иисусом Навином были на горе, среди евреев началось волнение, что показывает их духовную слабость и маловерие, ничем не отличающие евреев от других племен. «Когда народ увидел, что

У границ Ханаана. Посылка соглядателей. Сорокалетнее путешествие в пустыни
Как когда-то столб облачный и огненный вел евреев из Египта, так и теперь облако Господне над скинией указывало, когда народу Израильскому надо было отправляться в путь. «Когда поднималось облак

Завоевание Земли обетованной
Через сорок лет странствий по пустыне израильтяне подошли к границе Земли обетованной. Из всех, кто 40 лет назад вышел из пустыни, только двое дожили до этого момента и вошли в Землю обетованную –

Чудесный переход через реку Иордан
После смерти Моисея Господь явился Иисусу Навину и сказал: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым» (Н

Падение Иерихона
Перед тем, как начать военные действия, Иисус Навин сам решил осмотреть стены города Иерихона. Когда он с этой целью приблизился к городу, вдруг недалеко от себя он увидел человека с обнаженным меч

Битва у Гаваона
В период завоевания Земли Обетованной чудесная помощь Божия проявилась также в битве с объединенными силами хананеев у Гаваона. Разгорелся страшный бой, наголову разбитые хананеи в панике бежали, о

Религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина, наказания Божии, дарование судей
После смерти Моисея и Иисуса Навина не нашлось среди израильтян человека, равного им по значению. Израильские племена рассеялись по Ханаану, мирным путем или с оружием в руках занимая предназначенн

Самсон
Когда евреи опять начали увлекаться идолопоклонством, национальное единство их стало слабеть, и они вскоре попали под власть филистимлян. Закаленные в боях воины, закованные в железо, которое мало

Самуил
Подростком мать привела Самуила в Силом и отдала первосвященнику Илию для служения Господу. Самуил остался жить при Скинии и воспитывался здесь под руководством первосвященника. Он был добрым и бла

Первый царь - Саул
Однажды Господь сказал Самуилу: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян

Царствование Давида
Самуил болезненно переносил разрыв с Саулом и долго скорбел о нем. Однажды явился ему Господь и сказал, чтобы он отправился в Вифлеем, в дом Иессея и помазал Его Сына Давида на царство. Когда Самуи

Соломон - мудрый судья и правитель
В момент вступления на престол Соломону было всего двадцать лет, но он оказался энергичным и мудрым правителем. Начав правление с усердной молитвы к Богу, он получил от Бога великий дар мудрости и

История и падение Северного царства, появление самарян
Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в двух горо

История и падение Южного Царства
Южное царство, в которое входили только два колена – Вениаминово и Иудино, было малочисленным, но имело большое преимущество перед Израильским царством. На его территории находился Иерусалим – цент

Пророк Илия
Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных с

Пророк Елисей
Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась,

Пророк Иона
Вскоре после Елисея в Израильском царстве явился новый пророк по имени Иона. В это время за Евфратом быстро возвышалось и крепло могущественное Ассирийское царство, которое было во враждебных отнош

Пророк Исаия
Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия. Он был потомком царя Давида и находился в родственных отношениях с иудейскими царями. Исаия пророчествовал при царях Иоафаме, Ахазе и

Пророк Иеремия
Пророк Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине VII века до н.э. К пророческому служению он был призван в ранней молодости. В продолжение сорока лет он нес

Вавилонский плен
Вавилон в это время был величайшим и богатейшим городом мира. Попав в водоворот вавилонской жизни, некоторые евреи привыкли к ней и забыли о своей родине. Но для большинства народа память об Иеруса

Пророк Иезекииль
Иезекииль был пророком и священником. Свою молодость он провел в Иудее. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он в 597 году до н.э., за одиннадцать лет до разрушения Иерусалима, был уведен в пле

Пророк Даниил
Другим великим пророком, жившим во время вавилонского плена и поддерживавшим веру в Истинного Бога среди иудейского народа, был Даниил, который происходил из царского рода и еще мальчиком отведен б

Друзья пророка Даниила в печи вавилонской
Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил – подверглись тяжелому испытанию веры. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открыти

Падение Вавилонского царства. Возвращение из плена
После смерти Навуходоносора начался упадок Вавилонского царства. В 539 году до н.э. пало царство Вавилонское. На его развалинах новый царь Кир воздвиг могучую Мидо-Персидскую монархию. За неполные

Сооружение второго храма
Повседневная жизнь в разрушенном Иерусалиме была чрезвычайно тяжелой. Репатриантам пришлось прежде всего позаботиться о кровле над головой и очистить улицы города от развалин. Вот почему жертвенник

Деятельность священника Ездры
С момента восстановления храма прошло сорок три года. В Вавилоне жил тогда иудейский ученый священник по имени Ездра. Люди, приезжавшие из Иерусалима, привезли ему тревожные вести о том, что иудеи

Деятельность Неемии
Хотя Ездра провел много полезных реформ, которые сыграли громадную роль в религиозной и гражданской жизни иудейского народа, но он все-таки не смог поднять Иерусалим из руин. Этот город все еще явл

Период греческого владычества
Царство Персидское клонилось к своему закату, а в это время на политическую арену выступило Македонское царство, во главе с его знаменитым царем и полководцем Александром, прозванным Македонским (п

Иудея под властью царей сирийских. Антиох IV Епифан
Недовольные политикой очередного египетского царя, иудеи помогли сирийскому царю Антиоху Великому овладеть Иерусалимом. Но если сам Антиох Великий покровительствовал иудеям, последующие сирийские ц

Период римского владычества
Римляне, завоевав весь мир, овладели также и еврейским народом. Римский полководец Помпей ввел свои легионы в Иудею и в 63 году до н.э. взял Иерусалим и увел в плен иудейского царя Аристовуля. С эт

Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя
Вавилонский плен, явившийся Божиим наказанием за все беззакония и идолопоклонство, которым бесстыдно предавался избранный народ, послужил для него важным уроком, заставившим его глубоко задуматься

Фарисеи
Наибольшее значение в религиозной жизни евреев имела секта фарисеев. Самое слово фарисей (перушим) значит «обособленный» или «отдельный». Члены этой секты считали себя особо избранными, лучшими пре

Саддукеи
Противниками фарисеев были саддукеи, получившие название от своего вождя Садока. Саддукеи более походили на политическую партию, чем на религиозную секту. Выражаясь современным языком, эту

Иудейские рассеяния
Вавилонский плен, кроме того, что он послужил духовному возрождению евреев, имел еще и другое, более важное и глубокое значение для всего человечества. До него избранный народ жил более или менее о

Состояние языческого мира
Это необычайное взаимообщение народов в составе Римской империи имело влияние религиозно-нравственное состояние языческого мира. В Риме пришли в столкновение между собой всевозможные языческие куль

История праведного Иова
Истинная религия и благочестие не ограничивались тесным кругом избранного рода. Отдельные праведники жили и в других местах древнего мира. Таким праведником был Иов, жизнь которого описыва

Обетования Божии Адаму и Еве, Аврааму
Страшно было наказание наших прародителей за преступление заповеди Божией; но как милосердный Отец, Бог не оставил Своих согрешивших чад без утешения, и тогда же дал им обетование, которое светлой

Исаия и другие пророки
По мере религиозно-нравственного падения народа, все явственнее и громче повторились ему обетования о Спасителе. В это время один за другим выступают пророки, которые и словом, и делом предсказываю

Ветхозаветные прообразы
Апостол Павел, определяя значение Ветхого Завета, истории его лиц и обрядов, говорит, что все это служило «тению» или предъизображением новозаветных лиц и событий (Евр. 10.1). Значение предъизображ

Пасхальный Агнец
Ветхозаветная Пасха (Исх.12) является прообразом новозаветной Пасхи, а ветхозаветный агнец – прообразом новозаветного Агнца, Господа Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является жертвой Бо

Медный змий
За ропот на Бога и Моисея во время странствий по пустыне избранный народ постигло очередное наказание: в лагере появилось огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерло много людей. Израиль

Ноев Ковчег
Ковчег, в котором патриарх Ной спасся от вод всемирного потопа (Быт. 6-8), предъизображает Пресвятую Деву. Много лет строился ковчег, и род человеческий долго приготовлялся к принятию Спасителя и р

Жезл Ааронов
Чудо с жезлом Аарона относится к периоду сорокалетнего странствования израильского народа по пустыне. Жезл Арона был положен в ковчег завета вместе с жезлами всех колен израилевых после бунта Корея

Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре – девяносто. Они очень любили своего единственного сына.

Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воле Божией. Бог явился Аврааму и сказал: «Возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собой сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь.

На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горой, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Когда они шли, Исаак спросил Авраама: «Отец мой, у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения?» Авраам ответил: «Господь усмотрит Себе агнца». И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но Ангел Господень позвал его с Неба и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня». И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.

За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.

Принесение Исаака в жертву было прообразом или предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей. Исаак, являясь прообразом Спасителя, за две тысячи лет до Рождества Христова предызобразил, по воле Божией, Иисуса Христа. Он так же, как Иисус Христос, безропотно шел на место жертвы и на себе нес дрова для жертвоприношения, как Иисус Христос нес на Себе крест.

Гора, на которой Авраам приносил в жертву Исаака, получила название горы Мориа. Впоследствии на этой горе был построен царем Соломоном, по указанию Божию, Иерусалимский храм.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Быт. 21, 22.

Как ни славна была победа Аврама, но она могла повлечь за собой мщение со стороны потерпевшего поражение царя, и потому теперь Аврам более чем когда-либо нуждался в поддержке. И сказал Господь Авраму: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика » (Быт. 15.1). В ответ на жалобу Аврама о том, что он до сих пор бездетен, Господь обещал ему рождение наследника и повторил обетование о многочисленном потомстве. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков » (Быт. 5.5). И «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность » (Быт. 15.6). Вновь подчеркивается вера Аврама и теснейшая связь веры с праведностью, что позволило потом апостолу Павлу говорить об Аврааме как об отце всех верующих, которым, как и Аврааму, вменилась праведность по вере в пришедшего Спасителя (см. Рим., гл. 4).

Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени через рассечение животных. В это время напал на Аврама глубокий сон, и во сне Господь открыл праведнику дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12–16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Но из страны порабощения они возвратятся опять сюда, в свою землю, которую Бог дает им и которая по обетованию Божию будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.18). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя в знак заключения завета.

Но прошло более двадцати лет, Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять, а наследник у Аврама еще не родился. И тогда Господь вновь обратился к Авраму и подтвердил их завет: «…Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1–2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и не одного народа, но многих народов, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». И ему и его потомкам отдается ханаанская земля в вечное владение. Но, более того, Господь обещает Аврааму быть его Богом: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму.

Завет состоял, в первую очередь, из обетований Божиих, но от Авраама и его потомков также требовалось нечто, что стало бы видимым знаком этого завета, напоминанием о заключении завета с Богом. Этим знаком по повелению Господа стало обрезание, которое необходимо было совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения, в том числе над детьми слуг и рабов, которые, живя среди народа Авраама, также принимают участие в завете. Обрезание имеет важное прообразовательное значение, указывая на таинство Крещения, которое также вводит человека в завет с Богом, но только уже завет Новый.

Обращаясь вновь к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». При этих словах Авраам «пал… на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе:…неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16–17). По словам прп. Ефрема Сирина, «Авраам посмеялся, не потому что усомнился… Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость; тогда Авраам посмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит сие с ними. Посему-то и говорит ему Бог: воистинну, се Сарра жена твоя родит тебе сына ». И имя было определено для сына Авраама – Исаак, что с еврейского языка как раз и означает «он воссмеется, возрадуется», указывая на радость родителей по поводу рождения Исаака. И с ним также Господь обещает поставить завет: «и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19). Более того, было указано точное время рождения Исаака – ровно через год после этого обетования (Быт. 17.21).

В тот же день Авраам в знак завета с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

То, что Бог вступил в отношения с Авраамом исключительно по Своему изволению, было очевидно уже во время Его первого обращения к патриарху. Это не было кроткое предложение покинуть землю отцов в обмен на благословение. Напротив, слово Божие звучало как торжественное повеление: “пойди из земли твоей, от родства твоего” (Быт. 12:1).

Так же властно прозвучали Его слова при учреждении заветной печати обрезания. Бог провозгласил Аврааму: “Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; И поставлю завет Мой между Мною и тобою.” (Быт. 17:1, 2). Ничто в этих повествованиях не наводит на мысль о “соглашении” или “договоре”. Господь Бог полновластно утверждает условия Своего завета с Авраамом.

Безусловно, самый замечательный отрывок в патриархальных повествованиях, имеющих непосредственное отношение к понятию завета — это загадочное описание церемонии заключения Авраамова завета в 15 главе Книги Бытия. Этот рассказ со всей определенностью указывает, что по своей сути завет — это “узы на крови, которыми Бог по изволению Своему связывает Себя с творением”.

Этот этап исполнения Божьего обязательства совершить искупление уместнее всего определить как “завет обетования”. Бог всевластно подтверждает заветные обетования Аврааму.

Формальное заключение завета с Авраамом

Причиной формального заключения Божьего завета с Авраамом стал вопрос патриарха, вызывающий глубокое сочувствие. Авраам спрашивает в тревоге: “Владыка Господи, по чему мне узнать, что я буду владеть ею?” (Быт.15:8). Авраам верит Божьему слову. Но он просит твердой уверенности.

Бог даровал Аврааму великодушные обетования. Но патриарх старел. Жена его оставалась бездетной. Во дни Авраама было принято принимать разумные меры на случай бездетности родителей. Г931 Можно было “усыновить” одного из тех, кто служил семье. Такой приемный “сын” становился законным наследником.

Следовало ли бездетному Аврааму толковать обетование Божие таким образом, что ему придется прибегнуть к этой предусмотренной законами процедуре? Неужели его наследником неминуемо станет “этот Елиезер из Дамаска” (ст. 2, 3)?

Господь недвусмысленно возвещает о Своих намерениях. Никто иной, кроме сына чресл Авраамовых, не унаследует данных ему обетований (ст. 4).

Но как мог Авраам увериться в этом? Если ли способ подтвердить слово обетования?

Господь милостиво дает патриарху такое подтверждение, скрепляя узы завета соответствующим обрядом. Он повелевает Аврааму представить Ему определенных животных (ст. 9). В дальнейших пояснениях патриарх не нуждается. Он хорошо знает этот ритуал. По обычаям своего времени Авраам рассекает животных пополам и располагает куски друг против друга. Птиц он умерщвляет, но не рассекает.

В это время, говорит повествование, жертвенное мясо привлекает хищных птиц, которые пытаются склевать приготовленную Авраамом жертву. Патриарх считает необходимым вмешаться и отгоняет их (ст. 11).

Когда Авраам впадает в провидческий сон, Бог поясняет ему ход событий, которые должны предшествовать полному осуществлению Его обетований. Авраам не должен отчаиваться. Он не должен беспокоиться из-за отсрочки в исполнении обетований. Бог позволяет ему охватить взглядом историю, которая в конечном итоге приведет семя Авраамово к владению землей обетованной. Это видение побуждает патриарха терпеливо ждать.

В течение 400 лет потомков Авраама будут угнетать в чужой стране. По окончании этого срока они выйдут из земли с большим имуществом. И, наконец, вступят в землю обетованную (ст. 13, 14).

Зачем такой длительный период лишений и испытаний? Почему Аврааму самому немедленно не вступить во владение обетованной землей?

Только милосердие Божие к грешному человечеству дает подобающий ответ на этот вопрос. Такое промедление объясняется благодатью Божьего долготерпения к нынешним обитателям той земли. Поскольку “мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась” (ст.16), потомкам Авраама придется вынести 400 лет изгнания с земли обетованной.

В заключение этих пророчеств Авраам становится свидетелем поистине потрясающего зрелища. “Дым как бы из печи” и “пламя огня” проходят между рассеченными животными (ст.17).

Что же означает этот поражающий воображение обряд? Почему видимые знаки Божественного присутствия проходят “между рассеченными животными”?

Все поясняет следующее предложение: “В этот день заключил Господь завет с Авраамом” (ст.18). Рассечение животных и прохождение между их частями означает “заключение” (буквально “рассечение”) завета.

Рассекая животных и проходя между их частями, участники завета дают клятву верности в жизни и в смерти. Эти действия означают, что участники завета призывают на себя проклятие в том случае, если нарушат его. Они заявляют, что если нарушат свои заветные обязательства, то пусть их тела будут рассечены на части, как тела ритуальных животных.

Внебиблейские аналогии подтверждают, что подобные обрядовые действия при заключении завета означают именно призывание на себя проклятия. Недавно стали известными несколько примеров символического заклания животных при заключении завета. Один сирийский текст, относящийся к восемнадцатому-семнадцатому векам до рождества Христова, представляет собой запись соглашения, по которому некто Абба-АН дарует некий город Яримлиму: “Абба-АН связан с Яримлимом клятвой, и он перерезал горло овцы.” Другие тексты, принадлежащие к культуре Мари и датируемые восемнадцатым веком до Р.Х., упоминают о заклании осла при заключении завета. Похоже, что само выражение “закалать осла” выступало в роли специального термина, обозначавшего заключение завета.

Поскольку клятва верности до смерти являлась неотъемлемой частью церемонии заключения завета, то при этом стороны связывали себя “узами на крови.” Стороны, которые вступали в завет, принимали на себя в этих отношениях обязательства жизни и смерти.

В случае Авраамова завета Бог-Творец связывает Себя со Своим творением-человеком торжественной клятвой на крови. По Своему изволению Всемогущий принимает на Себя обязательство исполнить данные Аврааму обетования. Это Божье обязательство призвано избавить Авраама от сомнений. Бог торжественно дал обетование и скрепил его клятвой, призывающей проклятие на нарушителя. Исполнение слова Господня несомненно.

О. Палмер Робертсон,

Христос Божьих заветов, Copyright 1980, ISBN: 0-87552 — 418 – 4, Перевод Елены Бога, Редактор Елена Шустова