Почему Аллах создает умственно неполноценных людей? Зачем Аллахﷻ создал людей? Кто сотворил Аллахаﷻ? Как узнать истинного Бога? Шейх Закир Найк Для чего аллах создал людей.

Имена и атрибуты Всевышнего Аллаха делятся на две группы. К первой группе причисляют божественные имена и атрибуты, непосредственно относящиеся к Его святой сущности. К подобным атрибутам, например, относятся знание, могущество, неизменность, власть, владычество Аллаха. Ко второй группе причисляют божественные имена и атрибуты, относящиеся к Его действиям. Их ещё называют атрибутами действий Аллаха. К ним, например, относятся господство, способность творить, наделение творений пропитанием, воля, милосердие Господа. В исламском богословии различными путями доказано, что обе группы божественных имён и атрибутов являются атрибутами совершенства, присущими Всевышнему Аллаху. Посредством этих атрибутов Он непрерывно доводит до всего сущего свои бесконечные блага и милости. И такой атрибут как способность творить требует, чтобы Он беспрерывно творил и никогда не прекращал своей созидательной деятельности. В Коране в связи с этим сказано: «Каждый день Он занят делом».

Ещё одна тема, которой необходимо уделить внимание при ответе на вышеизложенный вопрос, заключается в следующем. Всевышний Аллах мудр, а как известно мудрый никогда не совершает бесполезных и напрасных действий. Сотворённое мироздание является гармоничной и упорядоченной системой, тянущейся к определенной цели. Данная цель берёт своё начало в возвышенных устремлениях, рвущихся к священной сущности Всевышнего Творца. В этой гармоничной системе нет и следа хаоса, беспорядка или каких-либо проявлений путницы. Все части упорядоченного мироздания, несмотря на то, что не обладают речью, словно говорят:

«Нет в пределах мира большой или малой путницы,

Я принимаю это без лишних вопросов».

В соответствии с аятами Корана Мудрый Творец не сотворил все существа и явления понапрасну, и Он не сделал этого забавляясь. Всё сотворённое мироздание, его основы и начала базируются на прочной истине. И эта истина гласит, что в мироздании, которое является наилучшей упорядоченной системой, даже самое мелкое явление и самое незначительное создание имеет возвышенную цель и стремится к ней. И существование каждого подобного явления и создания не лишено смысла.
«В этом мироздании пользу содержит каждое явление,
Хотя мы и не можем постигнуть до конца его Создателя».

Не следует упускать из виду того, что главной и конечной целью сотворения бытия, а также создания всех явлений и существ был человек. Иными словами, Всевышний Аллах создал огромное мир для того, чтобы сотворить человека, ибо он является наилучшим и совершенным божественным творением, тогда как его Господь является наилучшим творцом. На фабрике бытия не было создано существа подобного человеку. В одном из священных хадисов содержатся слова Аллаха: «О сын Адама! Всё, что окружает тебя, Я создал для тебя. А тебя Я сотворил для себя».

После рассмотренных тем, являющихся своего рода попыткой подготовить читателя для восприятия ответа, вернёмся к нашему вопросу и скажем: Какой бы не была цель сотворения человека, в конце концов она возвращается к нему самому, а не к Аллаху, ибо Он самодостаточен и ни в чём не испытывает нужды. Тогда как творения, одним из которых является человек, беспрерывно испытывают нужду в своём Творце, как сказано об этом в Коране: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный».

Пророк Муса (да будет мир с ним) обращался к своему народу: «Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный».

Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) в одной из своих проповедей говорил: «Поистине, Аллах, превелик Он и достохвален, сотворил тварей и, сотворивши их, был свободен от того, чтобы нуждаться в их подчинении, и в безопасности от того, чтобы опасаться их неподчинения. Поскольку не причиняет Ему ущерба неподчинение неподчиняющихся и не приносит Ему прибыли подчинение подчиняющихся». Из этих слов имама следует, что подчинение повелениям Аллаха и отстранение от грехов несёт пользу и выгоду самому человеку.

Священная книга мусульман не обошла стороной такую важную тему, как цель сотворения человека, и эта тема описана в ней различными словами и выражениями. Многочисленные аяты Корана указывают на разнообразные стороны цели человеческого сотворения. В одном из них сказано: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». Во втором аяте говорится: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий». Божественные испытания, о которых упоминается в данном аяте, носят воспитательных характер, вследствие чего они способствуют совершенствованию человека. В третьем отрывке небесного писания сказано: «Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого». То есть Аллах сотворил людей для того, чтобы они принимали Его милость и достигали совершенства.

Все эти аяты, используя различные слова и выражения, на самом деле говорят об одном – о воспитании, наставлении и совершенствовании человека. Из всего этого нетрудно сделать вывод, что конечной целью и важнейшей причиной сотворения человека является достижение им совершенства, подлинного счастья, высочайших нравственных и человеческих качеств, а также нахождение пути к вечному царству божественного света. И достичь этого возможно только посредством познания, постижения, богослужения и основанного на собственной воле поклонения Единому Господу. По этому поводу говорится: «Поклонение Господу – это бесценная драгоценность, внутренним содержанием которой является господство». Это выражение означает, что каждый, кто завладеет бесценной драгоценностью, то есть начнёт искренне поклоняться Господу, получит власть над всеми, кроме естественно Аллаха.

В хадисе, переданном Имамом Садиком (да будет мир с ним), мы можем прочесть: «Однажды Имам Хусейн (да будет мир с ним) вышел к своим соратникам и обратился к ним: «Воистину, Всемогущий и Всеблагой Аллах создал своих рабов для того, чтобы они познали Его, а познав, поклонялись Ему. Начав поклоняться Ему, они утратят потребность поклоняться чему-либо кроме Него».

Сура «Милосердный», аят 29

Аль-манхадж аль-кува, т.5 стр.516; Ильм аль-йакын, т.1 стр.381

Сура «Ангелы», аят 15

Сура «Ибрахим», аят 8

Нахдж аль-балага, проповедь 193

Сура «Рассеивающие», аят 56

Сура «Власть», аят 2

Сура «Худ», аяты 118 и 119

Мисбах аш-шариа фи хакикатиль-убудийа

Аль-мизан, т.18 стр.423

Вопрос #45529: Почему было создано человечество?

Почему было создано человечество?

Ответ

Вся хвала Аллаху.

Во первых.

Одним из величайших атрибутов Аллаха является Мудрость, и одним из Его величайших имен является Имя аль Хаким (Самый Мудрый). Необходимо отметить, что Он ничего не создал просто так, превыше Он всего этого. Напротив, Он создал вещи с великой и мудрой причиной, и для возвышенных целей. Те кто знает их, те их знают. А кто не знает, те не знают. Аллах сказал в своей святой Книге, что Он не создал человечество просто так, и Он не создал небеса и землю просто так. Аллах сказал (перевод смысла):
«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона» (23:115-116)

«Мы не создали небо, землю и все, что между ними, забавляясь» (21:16)

«Мы не сотворили небеса, землю и то, что между ними, забавляясь. Мы сотворили их (небеса и землю) во истине, но большинство их не знают этого» (44:38)

«Ха. Мим. Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Знающего. Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, во истине и на определенный срок. Но те, которые не веруют, отворачиваются от того, от чего их предостерегают.» (46:1-3)

Также как было доказано существование шариатской мудрости за созданием, также доказана мудрость с точки зрения причины. Мудрый человек не может принять беспричинное создание вещей, и мудрый человек считает себя выше того, чтобы совершать беспричинные поступки, так что же тогда говорить об Аллахе?

Таким образом, мудрый верующий подтверждает, что существует мудрость Аллаха в творении, и кяфиры отрицают это. Аллах сказал (перевод смысла):
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне.» (3:190-191)

И Аллах сказал описывая отношение куффаров к мудрости Его создания (перевод смысла):
«Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!» (38:27)

Шейх Абдуррахман ас Сади сказал:
«Аллах сообщает нам о совершенстве мудрости в создании небес и земли, и что Он не создал их понапрасну, т.е. ради забавы, без полезной цели.
«Так думают только те, которые не веруют» в своего Господа, потому что они думают о том, что не подходит Его величию.
«Горе же тем, которые не веруют, от Огня» Аллах создал небеса и землю в Истине для Истины. Он создал их так, чтобы Его рабы могли понять полноту Его знания и силу и величие Его возможностей, и что Он единственный кому следует поклоняться, а не тем кто не способен создать даже атом на небесах или земле. И им следует знать, что Воскрешение истина, и что Аллах будет судить добро и зло между людьми. Тот кто невежественен в мудрости Аллаха, не должен думать, что Аллах будет одинаково их судить.

Так Аллах сказал (перевод смысла):
«Неужели Мы приравним тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, к тем, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы приравним богобоязненных к грешникам?» (38:28)

Это не похоже на нашу мудрость и наш суд.» Тафсир Саади, стр 712

Во вторых:

Аллах не создал человека для еды, пить и размножения. В этом случае мы были бы животыми. Аллах оказал честь человеку и поднял его намного выше Его созданий, но многие люди упорствуют в куфре (неверии), и они не ведают или отрицают истинную мудрость в создании, и все что их беспокоит это получение удовольствий в этом мире. Жизнь этих людей подобна жизни животных, и они более заблуждены.

Аллах сказал (перевод смысла):
«А неверующие пользуются благами и едят, подобно скоту. Их обителью будет Огонь.» (47:12)

«Оставь их – пусть они едят, пользуются благами и увлекаются чаяниями. Скоро они узнают» (15:3)

«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами.» (7:179)

Хорошо известно, что тот кто создает лучше знает о создании, чем кто либо еще, и Аллаху лучшие примеры (16:60); Он тот Кто создал человечество и Он знает лучше других мудрость которая скрыта в создании человечества. Ни кто не будет оспаривать это относительно мирских понятий. Все люди уверены, что их физические возможности были созданы для определенной причины. Глаз для зрения, ухо для слуха и т.д. Разве может быть так, что физические органы человека созданы с определенной целью, а сам он без цели? И не готов ли он ответить Тому Кто создал его, когда Он говорит ему о причине его создания?

Аллах сказал, что цель создания небес и земли, жизни и смети, для того чтобы испытать человека. Кто подчиняется Ему, тому Он даст награду, и кто ослушится Его, того Он накажет. Аллах сказал (перевод смысла):

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (67:2)

Среди результатов этого испытания – заявление об Именах и Атрибутах Аллаха, таких как Аль Рахман (Милостивейший), аль Гафур (Прощающий), аль Хаким (Наимудрейший), аль Тавваб (Принимающий Покаяние), аль Рахим (Милостивый) и другие Имена Аллаха.
Одной из великих мудростей в сотворении человечества является испытание – приказ утверждать Его Единство и поклоняться только Ему, без придавания Ему сотоварищей.

Аллах сказал об этой причине создания человечества (перевод смысла):
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.» (51:56)

Ибн Кясир сказал:
Т.е. Я создал их для того, чтобы Я мог приказывать им поклоняться Мне, а не потому что Я нуждаюсь в них. Али ибн Аби Тальха сказал, передавая от ибн Аббаса: «только для того, чтобы они поклонялись Мне» добровольно или недобровольно. Это мнение было одобрено ибн Джариров. Ибн Джурайдж сказал: т.е. только для того чтобы они узнали Меня. Аль Рабии ибн Анас сказал: только для того, чтобы они поклонялись Мне – т.е. для поклонения»
Тафсир ибн Кясир 4:239

Шейх Абдуррахман ас Саади сказал:
«Аллах создал людей для поклонения Ему и для того, чтобы научить их Его Именам и Атрибутам, и чтобы они подчинялись. Кто подчиниться Ему и будет делать то, что ему предписано, тот будет среди преуспевших, но кто отвернется от этого, тот будет из потерпевших урон. Он соберет их в Следующем Мире, и Он накажет или даст награду за то, что Он им приказывал или запрещал.

Так, Аллах говорит о том, как мушрики отрицали награду или наказание (перевод смысла):
«Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше. Если ты скажешь: «Вы будете воскрешены после смерти», – то неверующие скажут: «Это – не что иное, как очевидное колдовство!» (11:7)

т.е. если бы вы поговорили с этими людьми о Воскрешении после смерти, они не поверили бы вам, напротив они бы отрицали ваши слова и отрицали бы то сообщение что вы принесли. «Это – не что иное, как очевидное колдовство»

Тафсир Сади, стр 333

Аллаху известно лучше.

С именем Всемилостивого, Милостивейшего Аллаха!

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем тем, кто следует прямым путем!

Для чего вы живете? Этот вопрос глобальнее вопроса о том, к чему вы стремитесь в рамках этой жизни. Ведь любая цель этой жизни ограничена самой жизнью. Однако, зачем же нам сама жизнь? Какое предназначение у самой жизни? Просто исчезнуть безрезультатно?

Человек никогда не станет разбрасываться тем, что ему дорого и любое богатство он будет использовать в тех целях, которые принесут ему пользу и удовлетворение нравственное или телесное. Но жизнь ценнее любого из мирских благ, ведь всякое благо в этой жизни лишь её часть. К чему же тогда вся жизнь?

Есть несколько ответов на этот вопрос:

1. Жить ради самой жизни

2. Жить ради детей

3. Жить ради чего-то мирского (богатство, карьера, слава и т.д.)

4. Жить ради будущей жизни со Всевышним Аллахом

Жить ради самой жизни.

Некоторые люди заявляют, что нужно радоваться жизни. Однако, при этом они призывают сделать из жизни потеху. Такие люди не ограничивают себя ничем, кроме как своими желаниями. Наиболее сильные приверженцы этого мышления делают множество необдуманных поступков, часто они экстремалы. Такие желают взять от жизни больше. Они не заботятся о своем здоровье, оправдывая это тем, что нет смысла умирать здоровым. О таких Аллах сказал: "Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть ? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помянете назидание? ". (Коран, 45:23) Их суждения сами по себе противоречивы, ведь если их цель умереть больным, то чем сильнее они окажут себе вред, тем ближе станут к своей цели. Однако, они так не поступают, так как это противоречит их другой цели - взять от жизни больше. А для этого нужно иметь крепкое здоровье. Именно поэтому на самом деле такие люди являются беспечными. Ведь в итоге никаких плодов это мышление не приносит, так как жизнь такого человека исчерпала себя безо всякой пользы для самого человека, так как всё то, что он хотел и делал - исчезло.

Жить ради детей или жить ради чего-то мирского (богатство, карьера, слава и т.д.).

Дети или богатство, карьера или слава - всё это из мирского. Умирая, человек не заберет с собой ничего из этого и ничто ему уже не поможет. Какая же польза тогда от жизни такого человека? Где её плоды? Тут могут возразить те, кто живет ради детей, накапливая богатство для них, работая усердно ради них и т.д. Конечно, желание обеспечить детей - похвально и это очень важно. Но речь идет о чрезмерности в этом, когда человек ставит это для себя целью всей своей жизни. Истинная цель и желание обеспечить детей не могут противоречить друг другу. Да, такой человек после смерти оставляет богатство своим детям, и это плоды. И дети сами являются плодами. Однако, можно ли быть уверенными в постоянстве этих плодов? Конечно же нет. Никто из нас не знает когда мы умрем и когда умрут наши дети. Никто не знает когда будет утеряно наше богатство и богатство наших детей. Но знает каждый из нас, что оно когда-нибудь всё же исчезнет. А поэтому эти плоды лишь временны. И более того, эти плоды не способны принести пользу самому человеку, который отдал всю свою жизнь ради чего-то мирского. И это есть лишь временное обольщение.

Жить ради будущей жизни со Всевышним Аллахом.

Эта цель является самой лучшей, ведь тот, кто устремился к Аллаху - обрел успех. Аллах Тот, в Ком можно и нужно быть уверенным, на Кого можно положиться, возложить все свои надежды. Он Тот, Кто не теряет деяний и Тот, Кто приумножает благо для правоверных. Аллах сделает плодами жизни такого человека вечную жизнь рядом с Ним Самим. И такой человек в течении своей мирской жизни стремился к Аллаху своим сердцем и своими делами. Он делал только то, что любимо Аллаху и оставлял всё то, что Ему ненавистно. А ведь Аллах повелевает только добро и запрещает только зло: " Он повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, делает дозволенным благое и запрещает скверное". (Коран, 7:157).

И Аллах пожелал указать путь для достижения благ этого мира и благ следующего мира, облегчив это Своими приказами и запретами и дозволением чего-либо, как Он Сам об этом сказал: "Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения" . (Коран, 2:185) Аллах не желает людям затруднения и желает им облегчения . Он удивительным образом облегчил Своим рабам пути, ведущие к Его довольству, и поэтому все Божьи повеления, в принципе, просты и необременительны. Именно поэтому истинная цель никогда не противоречит благу. Наоборот, истинная цель достигается только совершением благого. Например, воспитание, содержание и обеспечение детей является благом в этом мире, а если это делается еще и с искренним намерением обрести Довольство Аллаха, то это дело будет благом и в будущей жизни. Вот так вот Аллах облегчил путь к благам обоих миров! И это лишь один пример из огромного множества!

И именно поэтому Всевышний сказал: "Он – Тот, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше" (аль-Мульк 67: 2). Хафиз Ибн Касир писал: “Всевышний сказал: «и увидеть, чьи деяния окажутся лучше», и не сказал: «чьих деяний окажется больше»” . См. “Тафсир Ибн Касир” 4/248.

Таков смысл создания всего человечества и каждого человека в отдельности. И необходимо знать, что . Пречист наш Создатель и бесконечно далек от всего этого!

И основой всем благим деяниям являются две цели - познание Всевышнего Аллаха и служение Ему. Ведь невозможно жить ради Аллаха не зная о Нем и не служа Ему искренне.

Цель первая:

О ней Всевышний Аллах поведал нам, сказав: "Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель, (Его) повеление нисходит между ними (т.е. Его религиозные повеления, выраженные в виде Священных Писаний, ниспосланных Его посланникам, а также повеления, посредством которых осуществляется управление этой Вселенной); чтобы вы знали, что Аллах может абсолютно все и что Аллах объемлет знанием всякую вещь" . (Коран 65:12) Аллах сообщил о том, что Он сотворил весь этот мир вместе со всеми Его обитателями, включая всех нас, поддерживает его жизнедеятельность и управляет им, а также направил Своих посланников и ниспослал Свои религиозные законы, выраженные в виде Священных Писаний (Откровений) – все это Он сделал для того, «чтобы вы знали, что Аллах может абсолютно все и что Аллах объемлет знанием всякую вещь», т.е. для того, чтобы люди, изучая Его Писания и размышляя над удивительными творениями этого мира, познавали своего Господа, познавали совершенство Его высочайших качеств, совершенство Его всеобъемлющего знания и абсолютного могущества.

Великие удивительные многообразные создания этого мира, начиная от микроскопических бактерий и заканчивая громадными галактиками во Вселенной, подобны открытой книге, повествующей нам о нашем Творце, пребывающем вне этой Вселенной и скрывшем Себя от нас. Каждый образец природы отражает прекрасные качества ее Совершенного Непревзойденного Творца. Каждый миг, куда бы вы ни обратили свой взор, повсюду вы можете видеть шедевры Его неподражаемых творений – свидетельство Его совершенного безукоризненного Знания и божественной Мудрости.
Такими же совершенными, как этот мир, являются и законы нашего Господа, выраженные в виде Священных Божественных Писаний, с которыми были направлены Его посланники к человечеству, последним из которых является Великий Коран. В Коране Господь Бог рассказал о Себе, о Своих высочайших прекрасных качествах, открыв людям путь к подробному познанию своего Создателя.


Цель вторая:
Но знание о нашем Создателе не является окончательной целью нашего сотворения и существования. Знание о совершенстве нашего Господа нужно для того, чтобы человек мог отличить лживых фальшивых божеств от настоящего Бога. Для того, чтобы человек не возвеличивал и не обожествлял творения, а возвеличивал и обожествлял только их Творца. Для того, чтобы человек не унижался и не преклонялся перед творениями, а покорялся и поклонялся только их Творцу. Это и является второй и наиглавнейшей целью сотворения человека. Доказательством на это являются следующие слова нашего Господа Бога: "Я сотворил джиннов (джины – разумные существа, созданные Аллахом и скрытые от человеческих глаз) и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне" . (Коран 51:56) Только один Аллах по праву достоин обожествления и поклонения, потому что Он – наш Создатель, Прекрасный и Совершенный со всех сторон, а все, что помимо Него – создано и преисполнено недостатков. Воистину, наш Создатель – Обладатель неисчислимых наивысших совершенных божественных качеств.

И всё это также является проявлением благодарности Всевышнему Аллаху за все блага, которыми Он наделяет Своих рабов. И Всевышний Аллах сказал: "Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их! Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный" . (Коран, 16:18) Нет у Аллаха сотоварищей. Он сотворил вас и все остальные творения, и вы не должны приобщать к Нему сотоварищей в поклонении. Напротив, вы обязаны искренне служить только Ему одному. Попытайтесь просто сосчитать милости своего Господа, не думая о том, как отблагодарить Его за них. Вам никогда не сделать этого! Но при этом никто из нас не способен полноценно отблагодарить Его так, как это подобает, потому что даже то, что мы желаем Его отблагодарить - это также из милостей Его, которыми Он нас одарил. Он вывел нас на прямой путь из мраков заблуждения и неблагодарности. И несмотря на это Он одаряет Своих рабов зримыми и незримыми щедротами каждый миг, при каждом вздохе. Некоторые из этих щедрот люди узнают, а некоторые из них так и остаются непознанными. Наряду с этим Аллах оберегает Своих рабов от всевозможных опасностей, которые тоже невозможно сосчитать . Среди Его прекрасных имен - Прощающий и М илосердный. Он одаряет людей великими благами, но довольствуется самой малой благодарностью. Такова Милость Аллаха, который является Сам Благодарным и не теряет благих дел своих творений.

"Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне" . (Коран, 2:152) Всевышний повелел Своим рабам поминать Его и обещал почтить их за это щедрым вознаграждением. Этим вознаграждением является то, что Аллах поминает каждого, кто поминает Его. Всевышний сказал устами Своего посланника: «Кто помянет Меня про себя, того Я помяну про Себя. А кто помянет Меня в обществе, того Я помяну в еще более прекрасном обществе». Самой совершенной формой поминания Аллаха является поминание языком и в сердце одновременно. Благодаря этому человек лучше познает Аллаха, начинает сильнее любить Его и получает большее вознаграждение. А поскольку поминание Аллаха является высшим проявлением благодарности, вслед за повелением поминать Аллаха последовало повеление благодарить Его в самом широком смысле. Мусульмане обязаны благодарить Аллаха за то, что Он облагодетельствовал их многочисленными щедротами и уберег их от всевозможного зла, причем выражать такую благодарность следует в душе, признавая добродетель Господа, на словах, восхваляя Его за щедроты и милости, и на деле, выполняя Его повеления и не нарушая Его запреты. Подобная благодарность помогает рабам сохранить полученные блага и даже приумножить их. По этому поводу Всевышний возвестил: "Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны , то ведь мучения от Меня тяжки". (Коран, 14:7) Повеление благодарить Аллаха после упоминания религиозного знания, нравственной чистоты, праведных деяний и других духовных благ, свидетельствует о том, что эти блага являются самыми достойными и прекрасными. Более того, только они могут называться настоящими благами, поскольку они остаются даже тогда, когда все остальные блага исчезают. И если человек приобрел знания и вдохновлен на совершение праведных поступков, то он обязан благодарить Аллаха, дабы Всемогущий Господь по своей щедрости приумножил его блага, избавил его от самолюбования и помог ему еще лучше благодарить Его. Затем Всевышний Аллах запретил Своим рабам проявлять неблагодарность , которая является полной противоположностью благодарности. Под арабским словом куфр ‘неверие’, ‘ неблагодарность ’ в данном случае подразумевается неблагодарность , отрицание милости и использование дарованных щедрот не по назначению. Согласно другому толкованию, оно имеет более широкий смысл и подразумевает любые проявления неблагодарности , самым ужасным из которых является неверие в Аллаха. В этом случае оно распространяется на приобщение к Аллаху сотоварищей и другие менее тяжкие грехи.

Из выше написанного стало ясным то, что все блага, которыми окружен человек Аллах создал для него. Всевышний Аллах сказал: "Воистину, Мы создали над вами семь небес одно над другим. Мы никогда не находились в неведении о творениях" . (Коран, 23:17) Всевышний Аллах поведал о том, что наделил человека жилищем и многочисленными милостями, которые текут к нему со всех сторон. Аллах сотворил семь небес одно над другим и сделал кровлей для людей. А наряду с этим они приносят творениям много другой пользы. Они украшены звездами, солнцем и луной, а также содержат в себе источники многочисленных благ.

И в заключение хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем тем, кто следует их прямым путем!

«Он (Аллах) превосходно создал все, что сотворил, и начал создавать человека из глины» (Коран, сура 32, аят 7).

Сотворение человека в Исламе, как и сотворение всего живого и неживого, это великая милость Всевышнего. Аллах создал и соразмерил мироздание, сотворил человека и наделил его разумом. Великий сотворил человека законченным и сделал его самостоятельным существом.

О Своем намерении он сообщил Ангелам: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (сура Аль-Бакара, аят 30).

Всевышний ниспослал Земле откровение (вахью): «О земля, Я создам из тебя людей. Одни из них будут покорными Мне, а другие заблудшими. Те, кто восстанет против Меня, пойдут в Ад, а покорные Мне – в Рай».

Затем Великий Создатель отправил архангела Джабраила (Мир Ему) за глиной. Но земля, увидев Джабраила (Мир Ему), взмолилась: «Прошу защиты, ради Величия Того, Кто послал тебя, не забирай даже малую толику меня». Джабраил (Мир Ему) сжалился и по воле Всевышнего вернулся назад. Тогда Творец отправил Микаила (Мир Ему), но и он не смог выполнить поручения Всевышнего. В третий раз был послан Азраил (Мир Ему).

Он спустился на землю, услышал ее стоны, также сжалился над ней, однако не ослушался Создателя. «Я прошу защиты у Того, Кто отправил меня к тебе, от того, чтобы я стал восставшим против Него».

Сказав эти слова, Азраил взял глину. Он предстал перед Создателем с глиной различных пород, собранной с гор и долин: нежной и грубой, красной и черной. Затем, по велению Великого, Азраил смешал глину с разными водами: сладкими и солеными. Так, в зависимости от оттенка глины и места ее происхождения были сотворены представители разных наций, хорошие и плохие, белые и черные.

Творец создал из куска глины тело Адама (Мир Ему), которое велел положить возле ворот Рая. Лежащее на дороге тело заметили ангелы, удивленно взиравшие на доселе невиданное совершенное творение Господа. Но непоседливый сатана (иблис) начал завидовать Адаму (мир Ему) и стал задавать вопросы Ангелам: «Как вы поступите, если Всевышний возвеличит его над вами?». «Мы покоримся воле Аллаха», – вторили Ангелы. Отчаявшись и ненавидя Адама (Мир Ему), сатана дал клятву уничтожить его и выбрал путь непокорности Создателю.

Всевышний, пожелавший вдохнуть жизнь в Адама (Мир Ему), велел руху (душе) войти через мозг в его тело. Рух вошел в него и через тысячу лет пустился к глазам – они открылись, и Адам (Мир Ему) увидел, что он сотворен из замешанной глины. Рух спустился к ушам – и Адам (мир Ему) услышал тасбихи ангелов, перешел к носу – и Адам (Мир Ему) чихнул.

Когда душа дошла до языка, первый человек, вторив «Алхамдулиллах», восхвалил Великого Создателя. Так рух оживил все органы, а Создатель соединил вместе кости, мясо и кровеносные сосуды Адама (Мир Ему) в прекрасном человеческом облике. Нарядив в роскошные одежды, Творец ввел Адама (Мир Ему) в Рай, сделав его первым человеком и праотцом всего человеческого рода. Из Адама была сотворена и жена его Хавва.

Согласно теории происхождения человека в Исламе, он не эволюционировал, как это утверждают сторонники Дарвина. Напротив, человек был создан совершенным, ростом в 60 локтей, а затем начал уменьшаться в размерах.

Был только один Аллах, и больше ничего не было. Затем Аллах создал мир и живых тварей, чтобы облагодетельствовать их Своей величайшей Милостью.
Все люди, все живое и неживое, включая планеты, звезды, галактики, вся Вселенная, вся природа, то есть все, что существует, кроме Самого Аллаха, – сотворены Аллахом.
Среди первых творений Всемогущего Аллаха были аль-Лавх аль-Махфуз (Хранимая Скрижаль), длина которой равна расстоянию между небом и землей, а ширина - от востока до запада, и на которой записана судьба всего сущего, Калам (Перо), ‘Aрш, Курс, небеса и земля. После этого были сотворены ангелы из чистого света и джинны из огня. Потом Аллах сотворил человека из праха (земли), «сотворил его лучшим сложением» и сделал его Своим наместником на земле. Звали первого человека Адам (мир ему). Из его же плоти была сотворена и супруга для него. Первую женщину звали Хава’ (Ева). Адам и Хава’ являются прародителями всех людей, живущих и проживавших когда-либо на Земле.
Сотворение мира не было для Аллаха необходимым или обязательным, Он сотворил мир исключительно по Своей воле, по Своему желанию. То есть Аллах не нуждается в Своих творениях, Он не зависит ни от кого и ни от чего, а все творения Аллаха нуждаются в Нем, в Его Милости, они не могут существовать без Творца ни на мгновения.
Аллах не похож на Свои творения, и Его творения не похожи на Него. Поэтому нельзя представить Аллаха, придать Ему какой-то образ. Аллаха можно только познать через Его имена, атрибуты, качества, изучая их и помня о них всегда.
Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве, т.е. у Него нет ни временных, ни пространственных, ни других границ или ограничений. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться пространственными ориентирами, такими как верх, низ, правая сторона, левая сторона, вперед, назад. Бессмыслен вопрос «Где Аллах?», ибо ответ на вопрос «Где?» указывает на место в пространстве, т.е. на творение Аллаха, а Он, как известно, не нуждается в Своих творениях. Поэтому нельзя утверждать, что Аллах находится на каком-то конкретном месте в пространстве, например, на небесах или на ‘Арше, или что Он везде, ибо такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творения. Когда говорят, что Аллах наверху, на небесах, имеют в виду Его Величие, Верховность, Непостижимость, Недосягаемость и то, что Он Своим Могуществом правит и управляет всеми творениями.

Новые слова: аль-Лавх аль-Махфуз, Калам, ‘Арш, Курс.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему Аллах создал этот мир?
2. Существуют ли для Аллаха временные и пространственные ограничения? Обоснуйте ответ.
3. Можно ли представить Аллаха?

‘Арш – самое большое творение Аллаха, созданное Им из нура. Оно включает в себя все сотворенное Всевышним Аллахом.

Курс – также одно из величайших творений Всевышнего Аллаха, созданное Им из нура.