Надевая штаны, вполне можно обойтись без истихары на чётках. Что такое истихара и как она совершается

В переводе с арабского языка истихара означает просить добро, пользу. В религиозном понятии истихара – попытка лица, который не может принять окончательное решение относительно какого-либо вопроса, узнать ответ на этот вопрос способами, допустимыми шариатом. Истихара совершается в основном Кораном, четками и ругой (жребием).
У истихары есть несколько важных условий. Во-первых, нельзя совершать истихару относительно вопроса, о котором есть четкие указания в шариате. То есть, если относительно какого-либо вопроса в Коране, сунне есть точное указание или же мутждaхиды издали категорическую фетву, нужно следовать этому указанию или же фетве; в таком случае истихара неуместна. Во-вторых, не допускается совершать истихару относительно греховного поступка. Истихара совершается для выбора одного из двух допустимых деяний. В-третьих, не у всех и не при любых условиях есть право совершать истихару. Потому что совершающий истихару, словно пытается узнать ответ на свой вопрос у Аллаха. Поэтому истихару надо совершать с исполнением указанных условий (правилами и молитвами). Кроме того, человек, совершающий истихару, должен обладать достоинствами, которые позволят ему получить ответ от Аллаха. В-четвертых, совершающий истихару с помощью Корана, должен в определенной степени иметь религиозное образование, чтобы смог понять значение соответствующего аята, чтобы смог различить - это положительный, или отрицательный ответ, смог адекватно оценить результат.
О допустимости истихары существуют достаточно хадисов и преданий, как в шиитских, так и в суннитских источниках. Известно, что истихару совершали такие великие личности Ислама как Имам Зейнуль-абидин (а), Имам Мухаммад Багир (а), Имам Джафар Садык (а). Даже 33-я молитва «Сахифатус-Саджадиййа», состоящая из молитв Имама Зейнуль-абидина (а), называется «Дуа истихара». Указания шиитских имамов относительно истихары, нашли свое отражение в книгах Сейида ибн Тавуса «Фатхуль-абваб», Алламе Маджлиси «Бихаруль-анвар», Шейх Аббас Гуми «Мафатихуль-джинан». В источниках ахли-сунны указывается, что Его Светлость Пророк Мухаммад (с) учил своих сподвижников истихаре так же, как учил аятам Корана (Сахихуль-Бухари, книга «Тахаджуд», стих XXV bab, хадис 1162; книга «Товхид», стих X, хадис 7390; Сунанут-Тирмизи, «Абвабуль-витр», стих XVIII, хадис 480; Сунану Ибн Маджа, «Абвабу игаматис-салават, стих 188, хадис 1383; Сунану Ибн Маджа, «Китабун-никах», стих XXVII, хадис 3255; Сунану Абу Давуд, «Китабуль-витр», стих XXXI, хадис 1538 и т.д.).
Что касается правил истихары, об этом есть богатая и разнообразная информация. В книгах описывается несколько вариантов истихары с помощью Корана. Самый простой способ следующий. После троекратного прочтения суры «Ихлас» и трех салаватов Пророку и его потомкам, говорится: «Астахируллаха бирахматихи хийаратан фи афийа» (Əs¬təxirüllahə birəhmətihi xiyərətən fi afiyəh) (Прошу добра у Аллаха по Его милости в здравии). После следует открыть Коран, прочитать первый аят правой страницы и определить его смысл. Если человек затрудняется определить положительное или отрицательное значение аята, он должен обратиться к специальным книгам по истихаре. В тех книгах указывается, какое значение имеют аяты на каждой из страниц Корана. Даже в некоторых Коранах на правых (нечетных) страницах указывается результат истихары.
Различны способы истихары и с помощью четок. Один из них заключается в следующем. Надо по 10 раз прочитать суры «Фатиха» и «Гадр», а затем молитву, которая начинается словами «Аллахумма инни астахирука ли-илмика...», которая приводится в книгах молитв. Затем отделяют горсть бусинок и считают парами. Если в конце останется одна бусина, результат положителен, а если две – отрицателен.
Желающий совершить истихару жребием должен взять 6 кусков бумаги. На трех из них пишется: «Бисмиллахир-Рахманир-Рахим. Хийаратан миналлахиль-азизиль-хаким ли-фулан ибн фулан, ифаль» (Bismillahir-Rəhmanir-Rəhim. Xiyərətən min¬əllahil-əzizil-həkim li-fülan ibn fülan, ifəl) (Для такого то лица, от Всевышнего. Делай это). Вместо выражения «фулан ибн фулан» совершающий истихару пишет свое имя. На остальных трех бумагах пишется та же самая молитва, однако в конце вместо «ифаль» пишется выражение «ла тафаль» (не делай этого). Потом эти бумаги помещаются под саджаде, совершается намаз в два раката – намаз истихара или же хаджат. После окончания намаза совершается земной поклон, во время которого 100 раз необходимо повторить: «Астахируллаха бирахматихи хийаратан фи афиях». Потом надо сесть на колени и прочитать эту молитву: «Аллахумма хир ли фи джамии умури фи юсрин минка ва афия» (Allahümmə xir li fi cəmii ümuri fi yüsrin minkə və afiyəh) (Аллах мой, во всех моих делах даруй мне мир и благословение). Затем бумаги для жребия перемешиваются и выбираются поочередно. Если трижды последовательно выпадет бумага с надписью «сделай это», значить это дело можно совершить. Если трижды последовательно выпадет бумага с надписью «не делай это», значит надо воздержаться от этого дела. Если бумаги будут выпадать вперемешку, результат оценивают после 5-ой: какая составляет преимущество, так и поступают.
В религиозных источниках указывается также намаз истихара. Человек, не способный принять категорическое решение по какому-либо вопросу совершает намаз в 2 раката с намерением истихары. Совершается он так же, как и утренний намаз. После окончания намаза произносится тасбихат Ее Светлости Фатимы (с.а.), совершается земной поклон и 100 раз произносится: «Астахируллаха бирахматихи хийаратан фи афийа». Затем Аллах вдохновляет человека на правильный выбор. Человек должен выслушать свое сердце и сделать правильные выводы.

Хвала Аллаху господу миров.
В Дагестане распространен такой вид истихара как истихара на четках. В основном им занимаются суфии. Также это дело является чрезвычайно распространенным у шиитов. По крайней мере, если ввести в Гугл "истихара на четках" (на арабском конечно же), то представится прекрасная возможность прочитать множество трудов шиитов о том, как делать истихара на четках. Найти что либо от суннитских авторов мне так и не удалось, за одним исключением которое приведу чуть позже.

Как же мы можем узнать, есть ли в Исламе такой обряд как истихара на четках?
В первую очередь конечно же, надо обратиться к словам Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. В этих двух источниках мы не обнаруживаем ни единого упоминания о таком обряде. То чему нас научил пророк, это молитва и дуа читаемое после молитвы. Ничему другому он нас не научил.

Некоторым может показаться, что в этом вопросе имеется слабый хадис, или же более того, хадис о котором есть разногласие ученых в его достоверности. Такое мнение может возникнуть в ходе просмотра видеозаписи с ТВ-Чиркей, в которой говорится примерно следующее

"Есть цепочка хадисов которая доходит до нас но некоторые алимы посчитали эту цепочку слабой и просто оставили этот метод"

Из этих слов кажется, что имеется какая то цепочка, которую некоторые, а не все алимы посчитали слабой. Ну или на худой конец имеется хадис, которые все ученые посчитали слабым. Но таких хадисов нет. Желающие их найти, могут попытаться. Но боюсь, они их не найдут.

То есть ясно, что разногласие ученых о степени достоверности хадисов к этому вопросу никакого отношения не имеет. Об истихара на четках нет ни достоверного, ни хорошего, ни слабого хадиса. Честно говоря, я даже вымышленного хадиса по этому поводу не встречал.

Теперь посмотрим, учили ли этой истихаре кто либо из сподвижников пророка? Опять таки обнаруживаем, что никто из них к этому не призывал. Когда покупал фрукты на базаре, с легкостью обходился бех истихары на четках.

Да и следующее поколение мусульман - табиины, прекрасно обходились без этого вида истихары, и довольствовались тем, что пришло от пророка. А как привел шейх накшбандийского тариката Мухаммад Амин Курди: "Все благое в следовании за праведными предками, а все плохое в нововведениях последующих"

Тут возникает вопрос. Может быть основатели мазхабов или их ученики, или ученики их учеников призывали делать истихара на четках? Опять таки в их книгах нет ни слова об этом "прекрасном" изоретении последующих поколений.

Что же приводят в доказательство своей истихара на четках?

Слова в книге "Фатх аль-Аллам" написанной автором умершим в 1916 году, да помилует его Аллах и введет в рай.

"Некоторые дозволили ее (истихара на четках), а некоторые запретили" Правда в указанной видеозаписи, эти слова из книги постарались несколько смягчить и было сказано: "некоторые разрешили, а некоторые не разрешили". Но гланол "منع" следует переводить как запретили, в чем может убедиться каждый кто возьмет арабско-русский словарь. Но сути дела это не меняет.

Теперь можно задаться вопросом, может быть в указанной книге рассказывается что такое это истихара на четках? Опять таки, и в ней мы ничего подобного не обнаруживаем.

В принципе у человека может возникнуть вопрос, кто эти ученые, упоминаемые в книге "Фатх аль-Аллям" которые дозволили неизвестно как совершаемую истихара на четках? Ответ на этот вопрос также повисает в воздухе.

Кроме того, уважаемые последователи этой книги, цитируя эти слова, тем самым лишают себя права критиковать мою позицию, поскольку я поддерживаю тех ученых, которые, как указано в их же доводе запрещают совершать истихара на четках. Однако по неясным мотивам, они за этой частью ученых следовать запрещают. И если кто говорит, что эта истихара запрещена, то он по их мнению не умный.

Как мы видим, по настоящее время сторонники истихара на четках не привели ничего, кроме слов одного из поздних авторов, что некоторые ученые дозволяли, а некоторые ученые запрещали истихара.

Также мне очень интересно, откуда придуман тот вид истихара на четках который делают у нас в Дагестане
Единственное где я смог найти способ совершения истихара на четких это море шиитских книг и дагестанский опыт. Причем шииты начали раньше.

Шиит-рафидит аль-Маджлиси в книге «Бихар аль-Анвар» 91\250: «Я слышал, что мой отец, передавал от его шейха аль-Бахаи, что он говорил: «Мы слышали в разговорах между нашими шейхами, что Имам(?) говорил о истихаре чётками следующее: «Их следует взять, и произнести «Салават» на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,- 3 раза. Затем взять чётки и отсчитать по паре, если останется в конце одна, то следует совершить дело, если останется пара, то следует воздержаться»".

Также для желающих понять суть вещей может показаться интересным толкование ибн Касира на следующий аят: "Воистину алкоголь, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются нечестью из поступков сатаны, так отдаляйтесь же от них"

Разъясняя что такое гадальные стрелы ибн Касир пишет, что у арабов в джахилии был колчан, куда они ставили стрелы на одних из которых написано: "Мне велит" мой господь, на других "Мне запрещает мой господь" на третьих "будут проблемы".

Передает Ибн Абу Хатим ар-Рази аш-Шафии (3 век) в своем тафсире, с иснадом от Саид ибн Джубейра: "аль-Азлям- (гадальные) стрелы,- это две стрелы по средством которых люди времен джахилии определяли свой удел в различных ситуациях. На одной из них было написано "приказал мне мой Господь это", на другой "Отстранил меня мой Господь от этого". Если они желали что-то, то пользовались ими: если выпадало та на которой написано"приказал мне мой Господь это", то делали это, если та на которой написано "Отстраняет меня мой Господь от этого", оставляли это дело. Это и есть "аль-Азлям"- (гадальные) стрелы". Тафсир 90 аят Сура аль-Маида. 1198 стр.

Говорит Имам аль-Куртуби (умер в 671 г.) в своем тафсире 90 аята суры аль-Маида: ""аль-Азлям"- (гадальные) стрелы у арабов были трех видов:
1-Это три (предмета) которые, каждый из них делал для себя. На одном из них написано "Делай", на другом "Не делай", третий предмет оставался пустым. Они клали их в кожаный мешочек и брали с собой. Если кто-то из них желал что-то сделать, он засовывал руку в этот мешочек- все предметы были на ощупь одинаковые - и вытаскивал одну из них и действовал в соответствие с тем что в ней указывалось. Если выпадал тот предмет (стрела), что был пуст, то он проделывал это снова. Это именно то, что поделал Сурака ибн Малик ибн Джуъшум, перед тем как начать преследование Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он уходил с Абу-Бакром в хиджру (в Медину).
Это подобно тому, что запретил Аллах, как слова астрологов (гадающих по звездам\ гороскопы) и: "Не выходите, так как (сейчас) такая то звезда (находится в определенной фазе), выходите, когда взойдет эта звезда. Сказал Аллах: "Ни один человек не знает, что он приобретет завтра". Лукман 34 аят.
2- Это семь стрел, которые были у (идола) Хубль внутри Каабы…
3- Это стрелы для азартных (игр). Это десять (предметов) семь из них с надписями о определенной доле а три пустые. Они использовали их для своих азартных игр… "аль-Истикъсам"- в этом, это определение удела (участи, доли), как мы и пояснили. Это является поеданием имущества людей без права,- это запрещено. Таким же образом, любая азартная игра с голубями, нарды, шахматы и т.п. из игр, является способом определения своего удела (истикъсам), как в случае с (гадальными) стрелами.
Все это является запрещенным. Это так же является видом гадания и притязанием на познание скрытого Знания".

Говорит Абу-Бакр ибн аль-Араби (468-543 г.) в своей книге "Ихкам аль-Къуран" 2\31: "Пункт десятый: Слова Аллаха: "…и определение удела (гадания) по стрелам". (аль-Маида 3 аят). Смысл этого: Определение того что полагается вам, и считать это своей судьбой, своим чаяньем и пользой для себя,- это запрещено и является порочным действием со стороны того кто это делает. Это притязание на желание познать скрытое Знание. Никому из творений Аллаха не дозволено подобное притязание к скрытому Знанию (аль-Гъойб). Аллах закрыл (путь) к этому после Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оставив лишь (путь) в вещем сне.
А если спросят: Можно ли определение этого по средством Корана?
Мы скажем: Это не дозволено. Коран не для того, чтоб посредством него искать скрытое Знание. Аяты его пояснены, слова в нем указывают на запрет искания скрытого Знания. Не занимайтесь подобным!".

Далее Ибн аль-Араби говорит: "Пункт двенадцатый: (Гадальные) стрелы: У одних это были стрелы, у других камешки у третьих карточки. Одна из них была пуста, а на второй написано "Делай" или что-то в этом роде. На третьей" Не делай". Они мешали их в колчане (мешочке) и вытаскивали одну. Если она была пуста, то проделывали это заново, пока не выпадало "Делай" или "Не делай".

قال القرافي رحمه الله : " وأما الفأل الحرام فقد قال الطرطوشي في تعليقه إن أخذ: الفأل من المصحف وضرب الرمل والقرعة والضرب بالشعير وجميع هذا النوع حرام ; لأنه من باب الاستقسام بالأزلام . والأزلام أعواد كانت في الجاهلية مكتوب على أحدهما افعل وعلى الآخر لا تفعل وعلى الآخر غفل فيخرج أحدها , فإن وجد عليه افعل أقدم على حاجته التي يقصدها أو لا تفعل أعرض عنها واعتقد أنها ذميمة , أو خرج المكتوب عليه غفل أعاد الضرب فهو يطلب قسمه من الغيب بتلك الأعواد فهو استقسام أي طلب القسم ، الجيّد يتبعه , والرديء يتركه , وكذلك من أخذ الفأل من المصحف أو غيره إنما يعتقد هذا المقصد إن خرج جيدا اتبعه أو رديئا اجتنبه ، فهو عين الاستقسام بالأزلام الذي ورد القرآن بتحريمه فيحرم ." انتهى من "الفروق" (4/ 240).
Вот слова которые приводит Имам аль-Къурафи от Имама ат-Туртуши (это ученые маликиты жившие 5-6 века). Они запрещают использовать для этого Коран, и другие вещи.

В чем разница между истихарой на четках (которую как разъяснили на Чиркей ТВ можно делать со всем считаемым, например со стрелами) и гадальными стрелами мне не ясно. Думаю не предвзятый читатель вряд ли также найдет какую нибудь разницу.

Шейх Рушди аль-Калям

Вопрошающий: Некоторые люди совершают истихару на четках, каково решение относительно этого действия?

Шейх: Существуют некоторые весьма ошибочные виды истихары, особенно это касается практики совершаемой на четках с использованием определенных слов. Я лично видел, как некоторые люди произносили слова: Аллах, Мухаммад, Абу Бакр, Абу Джахль. Если завершалось на слове Абу Джахль, то получается ты прославляешь (поминаешь) Абу Джахля. Существуют шариатские тексты, указывающие на дозволенность использования чёток, камушек, бобовых зерен, и любые вещи которыми можно совершать зикр, включая и сегодняшние электронные счетчики, все это — дозволено.

Вопрошающий: Нет, я имею виду именно истихару на четках!

Шейх: Что кассается истихары, то четки разрешены для поминания, а чтобы делать на ней истихары, то это — запрещено (харам). Это не дозволено…

Что такое истихара? [Сподвижники говорили:] «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал нас истихаре подобно тому, как обучал нас суре Корана». Так что нам брать? Нам необходимо брать то, чему обучил нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. У нас есть много последователей тарикатов, которые практикуют это. Некоторые совершают [истихару на четках] словами: «Аллах», «Мухаммад», «Абу Джахль». Если завершается на словах Аллах или Мухаммад, то это считается положительным результатом, а если завершается на слове Абу Джахль, то считается — порицаемым.

Другой спрашивающий: Кто и как это делает?

Шейх: Они берут за край четок и затем начинают их перебирать до конца произнося эти слова, [включительно] и Абу Джахль.

Хвала Аллаху Господу миров.

Благословения и приветствия Аллаха лучшему из созданий Пророку Мухаммаду, также его семейству, сподвижникам и всем.

Одним из действий вызвавший недопонимание среди мусульман является истихара на четках. Многие до конца не изучив этот вопрос стали обвинять верующих, совершающих это действие в ширке, гадании, нововведении и т.д. В этой статье, ин шаалла, будет доказано что, истихара на четках, в том виде, в котором ее обучают ученые никак не является гаданием или запретным.

Что же представляет собой истихара на четках?
Известно, что человек часто оказывается в сомнениях по поводу совершения того или иного действия. Наиболее лучшим вариантом в данном случае будет совершить намаз-истихара, которому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучал своих сподвижников. Но для совершения намаза не всегда бывают условия. В таком случае берут любые считаемые предметы, имеющиеся рядом. Обычно этим служат четки. Взяв четки в руки фиксируют пальцы в двух местах таким образом, чтобы между ними оказалось некоторое неизвестное количество бусинок. Затем отчитывают с одной стороны в другую в любом количестве. При этом предварительно оговаривается что если выпадет, такое-то число, будет совершено действие, а если выпадет другое число, то не будет. Эта истихара по смыслу и действию похоже на бросание жребия, и оно не является гаданием. Ибо гадание — это стремление узнать тайное, которое ведомо только Аллаху. В данном случае то, что отличает ее от гадания это намерение человека. Например, если некто желает приобрести машину и сделав намерение «купить ему машину или нет» совершит вышеуказанный способ, то это будет одним из видов бросания жребия. Ну а если он сделает это действие с намерением «является ли эта машина плохой или хорошей» , то это уже будет гаданием. Потому что гадание, как мы уже сказали, есть стремление узнать тайное, которое знает только Аллах.

Является ли истихара на четках гаданием, которое совершали мушрики?
Некоторые невежественные деятели сравнили истихару на четках с гаданием, которое совершали мушрики в доисламский период. В Коране имеется аят, где Аллах запрещает гадальные стрелы. В тафсирах к этому аяту говорится что гадальные стрелы это две или три стрелы, которые хранились в мешочке, на одной из них было написано «делай», а на другой «не делай». И если кто-то желал совершить какой-либо поступок, то он засовывал руку в мешочек и вытаскивал одну из них. А затем поступал в соответствии с тем что выпало.

Теперь эти деятели заявили, что истихара на четках это тоже самое что вытворяли Мекканские мушрики. Проведя такую аналогию, они умалчивают об одном очень важном обстоятельстве, что в корне отличает данную истихару от гадания на стрелах. По этой причине многие мусульмане поверили им, обманувшись их сладким речам.

Проводить подобную аналогию значит вступить на путь хариджитов, которые известны тем что относят аяты Корана, ниспосланные относительно мушриков к мусульманам, потому что:
Во-первых, многобожники не просто совершали это действие, а совершали это возле своих идолов и были убеждены что результат от этого есть помощь от их идолов. Низамуддин ан-Найсабури (ум. в 850 г.) пишет в своем тафсире «Гараибуль-Куран» следующее:

وأما بمعنى طلب الخير والشر فوجهه أنهم كانوا يجيلونها عند أصنامهم ويعتقدون أن ما خرج من الأمر أو النهي هو إرشاد الأصنام وإعانتها فلذلك كان فسقاً وكفراً

«Что касается гадания на стрелах в смысле прощения блага и добра, то способ его: это то что они (мушрики) совершали это возле своих идолов и были убеждены что результат от этого виде повеления и запрета есть наставление и помощь идолов. Поэтому это стало нечестием и куфром» . [Низамуддин ан-Найсабури, «Гараибуль-Куран», т. 3, стр. 121] .

Имам Фахруддин ар-Рази (ум. в 606 г.) пишет в «Мафатихуль-гайб»:

وقال قوم آخرون أنهم كانوا يحملون تلك الأزلام عند الأصنام ويعتقدون أن ما يخرج من الأمر والنهي على تلك الأزلام فبإرشاد الأصنام وإعانتهم ، فلهذا السبب كان ذلك فسقاً وكفراً ، وهذا القول عندي أولى وأقرب

«Сказала другая группа людей что они (мушрики) несли эти стрелы к идолам и были убеждены что результат который показывает эти стрелы, из повеления и запрета, является наставлением и помощью идолов. По этой причине это было нечестием и куфром. Это мнение по мне более предпочтительное и близкое к истине». [Фахраддин ар-Рази, «Мафатихуль-гайб», т. 5, стр. 465] .

Шихабуддин аль-Алюси (ум. в 1270 г.) в «Рухуль-маани» разъясняет разницу между хорошим предзнаменованием (тафауль), чем по сути и является истихара на четках и гаданием на стрелах:

واستشكل تحريم ما ذكر بأنه من جملة التفاؤل ، وقد كان النبي صلى الله عليه وسلم يحب الفأل .

وأجيب بأنه كان استشارة مع الأصنام واستعانة منهم كما يشير إلى ذلك ما روي عن ابن عباس رضي الله تعالى عنهما من أنهم إذا أرادوا ذلك أتوا بيت أصنامهم وفعلوا ما فعلوا فلهذا صار حراماً ،

«Посчитали сомнительным запретность упомянутого тем что оно из видов хорошего предзнаменования, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил добрый знак.
На это ответили тем что это было прося совета и помощи у идолов, как на это указывает то что передается от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что они (мушрики) когда желали совершить это шли в обитель их идолов и совершали это там. Поэтому это стало запретным» . [Шихабуддин аль-Алюси, «Рухуль-маани», т. 4, стр. 372] .

Также Мухаммад Сайид Тантави (ум. 1431 г.) разъясняет разницу между ними в «ат-Тафсируль-васит»:

فإن قيل إن الاستقسام بالأزلام هو لون من التفاؤل ، وكان صلى الله عليه وسلم يحب الفأل الحسن فلم صار فسقاً؟

فالجواب أن هناك فرقا واسعاً بين الاستقسام بالأزلام وبين الفأل؛ فإن الفأل أمر اتفاقي تنفعل به النفس وتنشرح للعمل مع رجاء الخير منه بخلاف الاستقسام بالأزلام فإن القوم كانوا يستقسمون بالأزلام عند الأصنام ويعتقدون أن ما يخرج من الأمر والنهي على تلك الأزلام بإرشاد من الأصنام فلهذا كان الاستقسام بها فسقا وخروجا عن طاعة الله . وفضلا عن هذا فإن الاستقسام بالأزلام طلب لمعرفة علم الغيب الذي استأثر الله به ، وذلك حرام وافتراء على الله تعالى

«Если скажут: гадание на стрелах это из видов хорошего предзнаменования, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) любил добрый знак. Так почему оно стало нечестием?
Ответ: там есть большая разница между гаданием на стрелах и добрым знаком. Добрый знак есть дело случайное, из-за которой побуждается и раскрывается душа для совершения действия, вместе с надеждой обретения блага от этого. В отличие от гадания на стрелах, мушрики гадали на стрелах возле идолов и были убеждены что результат который получается от этих стрел, как повеление и запрет есть наставление идолов. Поэтому гадание на стрелах было нечестием и непослушанием Аллаху. В добавок к этому, гадание на стрелах есть стремление узнать тайное, которое знает только Аллах. А это является запретным и клеветой на Всевышнего Аллаха» . [Мухаммад Сайид Тантави, «ат-Тафсируль-васит», т. 1, стр. 1170] .

Таким образом проясняется отчетливая разница между истихарой на четках и гаданием мушриков. А разница заключается в убеждении человека. От того что совершение чего-то подобно запретному, не значит, что само это действие является запретным. И ярким примером для этого является жертвоприношение Аллаху, что несомненно является дозволенным действием и жертвоприношение, например, джинам, что несомненно запрещено. Два одинаковых действия, разнятся в дозволенности и запретности по причине убеждения человека, совершающего эти действия.

Бурхануддин аль-Букаи (ум. в 885 г.) пишет в своем тафсире «Назму ад-дурар»:

فهذا الاستقسام الذي حرمه الله لأنه يكون عند الأصنام ويطلبون ذلك منها ، ويظنون أن الذي أخرج لهم ذلك هو الصنم ، وأما إجالة السهام لا على هذا الوجه فهو جائز ، هو وتساهم واقتراع لا استقسام

«Это гадание, которое запретил Аллах, потому что они совершали это возле идолов и просили это у них, полагая что тот, кто вывел им этот результат − идол. А что касается использования стрел не в таком виде, то это дозволено. Это будет бросанием жребия, а не гаданием» . [Бурхануддин аль-Букаи, «Назму ад-дурар», т. 2, стр. 330] .

Во-вторых, мушрики использовали стрелы с целью узнать тайное, которое известно только Аллаху. Абу Мухаммад Макки аль-Кайси (ум. в 437 г.) пишет в своем тафсире «аль-Хидая иля булюги ан-нихая»:

وكانوا يستعملون ذلك في نكاحهم وجميع أمورهم، وكانوا إذا شكوا في نسب أحد [منهم] ذهبوا به إلى هبل وبمائة درهم، فأعطوها صاحب القداح الذي يضرب بها، ثم قرّبوا صاحبهم وقالوا: يا إلهنا، هذا فلان (بن فلان) أَخْرِجْ لنا الحق فيه، ثم يقولون لصاحب القداح: اضرب، فيضرب، فإن خرج عليه " منكم " كان من أوسطهم، (وإن خرج عليه " من غيركم " كان حليفاً)، وإن خرج [عليه] " ملصق " كان لا نسب له ولا حلف، وإن خرج " لا " أخّروه عامهم ذلك وأتوا به عاماً آخر

«Мушрики использовали это в своих бракосочетаниях и во всех делах. Когда они сомневались в родословной кого-либо из них, они шли с этим человеком и со ста дирхемами к Хубалю (один из идолов - прим. пер.). Отдавали деньги хозяину стрел, который гадал ими, а затем приближали своего товарища и говорили: о наше божество, это такой-то сын такого-то, дай нам знать истину о нем. Потом говорили хозяину стрел: гадай. И он гадал, если выходила стрела на которой написано «из вас», то этот человек был из них. Если выходила стрела, на которой написано «из других», то он был союзником. Если выходила стрела, на которой написано «усыновленный», то не было у него ни родословной, ни союза. Ну а если выходила стрела, на которой написано «нет», то они откладывали это и приходили на следующий год» . [Макки аль-Кайси, «аль-Хидая иля булюги ан-нихая», т. 3, стр. 1587] .

Является ли истихара на четках запретным?
Истихара на четках в своей основе не является богослужением (ибадой) чтобы на нее распространялось правило: «основа в богослужении − «остановка» в вынесении решении» . Следовательно, на нее распространяется правило: «основа в вещах − дозволенность» . И данная истихара будет дозволенной до тех пор, пока не найдется текст Шариата, запрещающий ее. А виду того что пока еще никто не предоставил такой довод, особенно среди тех, кто громче всех кричит о ее запретности, то мы никак не можем вынести решение о ее запретности. Более того, истихара на четках имеет твердую основу, а именно бросание жребия, дозволенность которой несомненна.

И мы еще и еще раз напоминаем, что нет в Шариате такого довода на запрещение чего-либо как «отсутствие совершения деяния праведными предшественниками» . Довод на запрет чего-либо устанавливается если это запретил Всевышний Аллах в Своей Книге или Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своей Сунне. А если нет указания на запрет — значит нет и самого запрета.

Именно поэтому ученые дозволили это, как об этом передает шафиитский ученый, знаток акиды, имам Ибрахим аль-Баджури аш-Шафии (ум. в 1276 г.), да смилуется над ним Аллах, в своем «Хашият» на «Шарх Ибн Касим аля матн Аби Шуджаъ»:

وأما الإستخارة على نحو سبحة فبعضهم جوزها وبعضهم منعها

«Что касается истихары к примеру, на четках, то некоторые ученые дозволили ее, а некоторые запретили» . [Аль-Баджури, «Хашият аль-Баджури», т. 1, раздел «ахиру фасли вуджуби салати»] .

Тут важно отметить, что ученые запретившие истихару запретили ее из-за ошибок и нововведений, которые совершают люди вовремя истихары, как об этом будет сказано чуть ниже. Однако, является далекими чтобы они запретили данную истихару в основе, т.к. трудно представить, чтобы ученые противоречили основным правилам науки усуля.

А что касается заявлений некоторых что данную истихару совершают шииты, то спешим их оповестить что в Исламе для запрещения или дозволения какого-либо действия нет такого довода как «совершение действия шиитами» . Дозволенность или запретность действия зависит от ее соответствия или противоречия Шариату, а не от поступков шиитов.

Некоторые ошибки, связанные с истихарой на четках.
Вместе с тем многие из тех, кто совершают эту истихару допускают ряд ошибок, превращающих ее в запретное новшество. Именно не правильное понимание истихары теми, кто ее совершает послужило причиной ее порицания теми, кто ее не совершает. Эти ошибки следующие:

1. Убеждение что истихара на четках есть Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или в своей основе является желательным действием.

2. Убеждение что истихару надо совершать только в определенном виде, придавая тем самым определенным числам некоторое символическое значение. Нет проблем совершать истихару постоянно в определенном виде, главное не быть убежденным что именно такая форма ее совершения предписана Шариатом.

3. Убеждение что результат от истихары это есть повеление или запрет Аллаха. Никто не может знать посредством каких-то чисел что повелевает Аллах и что запрещает. Результат от истихары относительно человека дело случайное, из-за которой побуждается и раскрывается сердце для совершения действия, вместе с надеждой обретения блага от этого.

4. Убеждение что перед или после истихары обязательно читать определенные молитвы. Опять-таки нет проблем читать молитвы перед или после ее совершения, главное не быть убежденным в их обязательность или желательность.

И самое главное, совершением истихары на четках мусульманин не должен пренебрегать Сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, намазом-истихары. Что к сожалению, наблюдается сегодня.

В итоге мы приходим к выводу что истихара на четках не является ни гаданием ни запретным. И порицать ее совершение именно в том виде, в котором мы описали является не правильным. Истихара на четках дело каждого мусульманина, кто желает может ее совершать, а кто не желает может не совершать.

Да поможет нам Аллах отличить истину от лжи и следовать этой истине.

И хвала Аллаху Господу миров!

В течение жизни мы сталкиваемся с «трудностями» и не знаем, как поступить в противоречивой ситуации. Испытываем сомнения по поводу принятия решений. Человек задумывается будет ли «благим» совершение того или иного деяния. В такие моменты мы прибегаем к помощи Аллаха. Приступая к таким делам, как, например, женитьба, покупка дома, поиск работы, отправление в путешествие, мы ищем Божьего указания. В таких важных моментах каждому мусульманину предписано совершать намаз Истихара.

Что такое Истихара?

В арабском переводе Истихара – поиск блага, выбора в деле. Выбор между двумя деяниями, кому нужно принять одно из правильных, предпочтительных перед Аллахом решений. Говорят: «Попроси помощи у Аллаха и Он даст тебе выбор».

Кому и когда совершать намаз Истихара?

Совершение Истихары является желательным тому, кто пожелал совершить какое-либо определенное действие. Если мусульманин колеблется в выборе между несколькими вариантами решений, молящийся внимательно выслушав и взвесив советы «опытных» останавливается на чем-то одном и совершает намаз Истихару. После намаза со спокойной душой следует намеченной цели. Прочитавшему Истихару не следует сомневаться в исходе своего дела. Во всяком случае, какой бы из вариантов не осуществился — он будет благим. Если дело получилось, как хотелось, то хорошо, а если же не удалось, то Аллах защитил нас от бессмысленности.

Истихара совершается к конкретному делу. Если мы, например, просим для себя счастья, успеха, здоровья, благополучия, новую работу, семейную жизнь, то мы совершаем обычную мольбу (дуа).
У намаза Истихара нет «временных рамок», его можно совершать когда угодно и где угодно (кроме мест, где не дозволяется произношение имени Аллаха и не дозволенных для намаза времен). Но желательным и предпочтительным все же является последняя треть ночи. Также лучше его читать до прочтения витр-намаза в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение Всевышенго), переданными от Абдуллы сына Умара (да будет доволен ими Аллах): «Делайте Витр последним вашим намазом ночью» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Как совершать намаз Истихара?

Когда собираешься что-то сделать и искренне хочешь, чтобы Аллах указал тебе правильное решение, то для этого нужно сначала совершить омовение (вуду) и дополнительную молитву в 2 ракаата. После совершения молитвы следует прочитать особую Мольбу (Истихара).
Сообщается, что Джабир бин Абдулла (мир ему) сказал:

— Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) учил нас тому, что следует просить помощи у Господа во всех делах, подобно тому, как он учил нас той или иной суре из Корана, и говорил: «Если кто-то из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два ракаата, а потом скажет:

اَللَّهُمَّ إِنِّيْ أَسْتَخِيْرُكَ بِعِلْمِكَ، وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ، وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيْمِ، فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلاَ أَقْدِرُ، وَتَعْلَمُ وَلاَ أَعْلَمُ، وَأَنْتَ عَلاَّمُ الْغُيُوْبِ. اَللَّهُمَّ إِنْ آُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ – وَيُسَمَّى حَاجَتَهُ- خَيْرٌ لِيْ فِيْ دِيْنِيْ وَمَعَاشِيْ وَعَاقِبَةِ أَمْرِيْ (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاقْدُرْهُ لِيْ وَيَسِّرْهُ لِيْ ثُمَّ بَارِكْ لِيْ فِيْهِ، وَإِنْ آُنْتَ تَعْلَمُأَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ شَرٌّ لِيْ فِيْ دِيْنِيْ وَمَعَاشِيْ وَعَاقِبَةِ أَمْرِيْ (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاصْرِفْهُ عَنِّيْ وَاصْرِفْنِيْ عَنْهُ وَاقْدُرْ لِيَ الْخَيْرَ حَيْثُ آَانَ ثُمَّ أَرْضِنِيْ بِهِ
«Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакдирукя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюби! Аллахумма, ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи.»
Общий смысл этой молитвы: «О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и Твоим могуществом и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Ты знаешь все о сокрытом! О Аллах, если знаешь Ты, что это дело (и человеку следует сказать, что он намерен сделать,) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или:…рано или поздно), то укажи на него мне, облегчи его для меня, а потом дай мне Своё благословение на это; если же Ты знаешь, что это дело окажется вредным для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то уведи его от меня, и уведи меня от него и открой для меня благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им».
Не испытал сожалений никто из тех, кто просил помощи у Творца, а потом советовался с верующими, сотворёнными Им, проявляя осмотрительность в своих делах, ибо Аллах Всевышний сказал: «…И советуйся с ними о делах, а решившись на что-либо, уповай на Аллаха» («Семейство Имрана», 159.)

Сколько раз совершать намаз Истихару?

Перед каждым важным делом Истихару достаточно совершить один раз.
После обращения человека Всевышний «вдохновляет» мусульманина, наставляя его на праведный путь. Молящий должен прислушаться к своему сердцу и сделать правильный выбор. Если же с первого раза ему не удалось увидеть «знаки», то «человеку следует продолжать чтение этой молитвы до тех пор, пока он не почувствует». Имеется хадис, переданный Ибн аль-Сунни, в котором говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда тебя беспокоит какой-нибудь вопрос, соверши Истихару, молясь Твоему Господу, затем посмотри, какое первое ощущение возникло в твоем сердце. Если после этого дуа сердце будет склонно делать то, из-за чего совершили истихара, то совершение этого будет лучше; если сердце не будет склонно, то это дело откладывают. Если же ни к чему не будет склонно сердце – то повторяете более семи раз».
Некоторые же ученые посоветовали повторять намаз до тех пор, пока «откроется», какое из двух дел лучшее.
Не сбивается тот, кто делает Истихару!
Дорогие братья и сестры, после того как мы вверили себя Всевышнему, обратились к нему с нуждой, прочитав намаз «Истихара» и ду’а, нам остается сделать то, к чему лежит сердце. Благим для каждого из нас и хорошим «знаком» считается, если Аллах облегчил совершение определенного дела, проблема решилась — легко и непринужденно. И напротив существование препятствий на пути – признак отстранения от неправедных дел, поступков. Таким образом, Аллах показывает нам, что этого не надо делать, нельзя совершать. В обоих случаях должны быть довольными, ведь совершая Истихару, мы даем Всевышнему выбрать для нас то, что лучше. Если даже на тот момент нам покажется, что это не так. Пусть Аллах всегда нас охраняет и ведет по пути добра и блага!

Подробный желательный порядок совершения намаза Истихара

  1. Сделать омовение для намаза.
  2. Необходимо сделать намерения для намаза-истихара прежде чем начать его.
  3. Совершить два рака’ата. Сунной является чтение в первом рака’ате после «Фатихи» суры «Кяфирун», а во втором после «Аль-Фатиха» суру «Ихляс».
  4. В конце намаза произнести салям.
  5. После саляма поднять руки с покорностью к Аллаху, осознавая Его величие и могущество, сконцентрироваться на ду’а.
  6. В начале ду’а произнести слова восхваления и возвеличивания Аллаху, затем произнести салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Будет лучше, если произнести салават Ибрахиму, мир ему, так, как он произносится в ташаххуде: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кяма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахим. Ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кяма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахим. Филь ‘алямина иннакя Хамиду-м-Маджид!» или любой другой выученной формой.
  7. Затем прочесть ду’а-истихара: «О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и укрепить меня Твоим могуществом…» до конца.
  8. После произнесения слов «… если Ты знаешь, что это дело », нужно назвать свою цель. Например: «… если Ты знаешь, что это дело (мое путешествие в такую то страну или покупка автомобиля или женитьба на дочери такого-то и т. д.) – затем завершить ду’а словами «…что это дело будет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей)». Эти слова повторяются дважды – там, где говорится про благой и нехороший исход: «… А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей) …»
  9. Затем прочитать салават Пророку, мир ему и благословение Аллаха, как и до этого и салават Ибрахиму, мир ему.
    10. На этом намаз-истихара завершается, исход дела остается за Аллахом, а за человеком – упование на Него. Самому стоит устремиться к своей цели и отбросить всякие мечты и все что гнетет и одолевает. Не стоит отвлекаться на все это. Нужно устремиться к тому последнему, в чем увидел добро.

Правила при совершении намаза Истихара

  1. Приучи себя к истихаре в каждом деле, каким бы незначительным оно ни было.
  2. Усвой, что Всевышний Аллах направит тебя к тому, что будет лучше. Будь уверен в этом во время ду’а и размышления о нем и пойми эту великую мысль.
  3. Не действительно истихара, прочитанная после ратибатов обязательных (фард) намазов. Напротив, необходимо чтобы это были два отдельных рака’ата, прочитанных специально для истихары.
  4. Если ты желаешь сделать истихару после добровольных ратибатов, намаза-духа или других навафиль-намазов, то это дозволено, но с условием, что намерение сделано до вступления в намаз. А если же ты начал намаз, и не сделал намерение на истихару, то это не правильно.
  5. Если тебе понадобилось сделать истихару в запретное для молитвы время, то потерпи до того пока это время пройдет. А если дело может завершиться до того, как закончится запретное время, то соверши намаз в это время и испроси помощи (истихару).
  6. Если тебя от намаза отделяет запрет на совершение намаза (как например менструация у женщин), то следует подождать пока пройдет причина запрета. А если дело может завершиться до того, как закончится запретное время, а дело не терпит отлагательств, то следует попросить помощи (истихару) только прочитав ду’а, не совершая намаз.
  7. Если ты не выучил наизусть ду’а-истихара, то можешь прочитать ее с листа. Но лучше будет выучить.
  8. Разрешено прочитать ду’а-истихара до завершения молитвы, до саляма после ташаххуда. Также как разрешено ее прочесть после намаза.
  9. Если ты испросил помощи (истихару), то претворяй желаемое и будь последовательным в этом.
  10. Если для тебе ситуация не прояснилась, то можно повторить истихару.
  11. Не добавляй к ду’а-истихара ничего и не убавляй из неё ничего. Соблюдай точно рамки текста.
  12. Не позволяй своим страстям управлять собой в том, что ты изберешь. Возможно, что наиболее правильное решение заключается в том, что противоречит твоему желанию (как, например, в женитьбе на дочери такого-то или покупки понравившейся тебе машины и т. д.). Более того, человеку, совершившему истихару нужно оставить свой личный выбор. Иначе в чем смысл поиска помощи у Аллаха? Он будет не до конца искренен в своем обращении (ду’а).
  13. Не забудь посоветоваться со знающими и благочестивыми людьми. Объедини свою истихару и консультацию.
  14. Не просит помощи (истихару) один за другого. Однако, очень возможно, когда мать взывает к Аллаху за своего сына или дочь чтобы Аллах избрал для них благое - в любое время и в любом намазе, в двух положениях:
    первое – в земном поклоне, второе – после ташаххуда, салавата за посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха в форме салавата за Ибрахима, мир ему.
  15. Если есть сомнение в том, было ли намерение на истихару и после того, как намаз уже начался, стало ясно, что намерения не было, а он уже в намазе, то делается намерение на общий намаз. А затем, совершается отдельный намаз для истихары.
  16. Если дел много, правомерно ли совершить один намаз за все дела или для каждого дела свое истихара? Правильнее и лучше для каждого дела делать отдельную истихару. Но если их совместить, то в этом не будет ничего плохого.
  17. Нет истихары в нежелательных делах, не говоря уже о запретных.