Описание жизни хадиджи жены пророка. Была ли Хадиджа (а) замужем до создания семьи с Пророком (с)

Когда Пророкﷺ покинул этот мир, он оставил после себя 9 жён. Всего у него было 12 жён. Некоторые алимы говорят, что их было 11. Они не считают женой Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророкуﷺ правитель Египта Мукавкис. Мы причисляем её к жёнам Пророкаﷺ следуя за достоверным словом учёных.

Итак, перечислим жен Пророка ﷺ:

Причины, по которым Пророк

взял много жён

До 25 лет Пророкﷺ не был женат. В 25 лет онﷺ отправился в Шам с торговым караваном, который принадлежал Хадидже, разыАллаху анха. Когда онﷺ вернулся оттуда, Хадиджа, разыАллаху анха, сама пожелала выйти замуж за него, и онﷺ взял её в жёны. С 25 лет и до 50 Пророкﷺ жил с Хадиджей. Она была старше Пророкаﷺ на 15 лет. Она была курайшиткой с очень чистой родословной, скромной женщиной, которая никогда не поклонялась идолам. Она никогда не унижала никого и не оскорбляла. Курайшиты прозвали её Тахира (Чистая) за её характер.

Когда Пророкуﷺ исполнилось 50 лет, Хадиджа, разыАллаху анха, умерла. Пророкﷺ не женился после её смерти до тех пор, пока ему не исполнилось 52 года. В этом же году умер его дядя – Абу Талиб. И этот год Пророкﷺ назвал «годом печали». Между смертью Хадиджи, разыАллаху анха, и Абу Талиба был всего месяц. Когда они оба умерли, Пророкуﷺ стало трудней доносить до людей повеления Аллаха. Курайшиты причиняли всё больше вреда Пророкуﷺ и сподвижникам, разыАллаху анхум.

Всех остальных жён Пророкﷺ взял с 52 до 60 лет. Онﷺ женился на них согласно повелению Аллаха, а не из-за жажды плотских удовольствий. Иначе онﷺ бы стремился к удовольствиям тогда, когда был моложе. Если бы онﷺ следовал своим страстям, то не женился бы на женщине старше его на 15 лет и не прожил бы с ней 25 лет. У негоﷺ не было ни одной наложницы, хотя это было очень распространено среди курайшитов.

После того, как Пророкуﷺ исполнилось 60 лет, он уже не женился из-за следующего аята:

قال تعالي في سورة الاحزا ب

52[ لَا يَحِلُّ لَكَالنِّسَاءُ مِنْ بَعْدُ ]

Сура аль-Ахзаб, аят 52 (33:52)

«Тебе [о Пророк!] после этого не дозволяется больше жён или разводиться с ними, чтобы заменять их другими жёнами ».

В чём же мудрость того, что в течение 8 лет – с 52 до 60 – Пророкﷺ взял в жёны этих женщин?

  1. Во-первых, за короткое время матери правоверных, да будет доволен ими Аллах, сохранили для уммы огромное количество шариатских хукмов – то есть решений тех или иных вопросов. Множество хадисов передали Айша и Хафса, разыАллаху анхума. Умар сказал так о матерях правоверных: «Передавайте другим слова этих вали, Аллах приставил к их устам специальных ангелов, и матери правоверных, когда говорят, говорят лишь правду».
  2. Во-вторых, Пророкﷺ женился для того, чтобы после его смерти умму соединяли крепкие связи, чтобы она была единой. Поэтому онﷺ взял в жёны дочь Абу Бакра Айшу и дочь Умара Хафсу, разыАллаху анхума. Пророкﷺ выдал свою дочь Фатиму, разыАллаху анха, замуж за Али, разыАллаху анху. Умар взял в жёны дочь Али и Фатимы – Умм Кульсум, разыАллаху анхум. Это было сделано для того, чтобы призыв Ислама был крепок.
  3. В-третьих, ещё одна мудрость заключается в том, что Пророкﷺ заботился о вдовах. Большая часть сподвижников, которые совершили хиджру в Эфиопию, погибли на обратном пути, и их жены остались одни, они жили среди курайшитов-мушриков, и некому было о них заботиться. Пророкﷺ беспокоился за умму и поэтому позаботился о вдовах. Пророкﷺ женился на этих женщинах, несмотря на то, что они были старше него, не обращая внимания на людские разговоры. Это пример для нас – надо, прежде всего, быть в ладах со своей совестью и быть мужественными, а не прислушиваться, кто чего говорит. В наше время всё наоборот – человек больше боится пересудов, а не Корана и хадисов. Это показывает, как несовершенен наш иман и как плохо мы соблюдаем религию Аллаха. После того, как Хадиджа, разыАллаху анха, умерла, первой женщиной, которую Пророкﷺ, взял в жены была Савда ибн Зам’, разыАллаху анхума. Савда, разыАллаху анха, была замужем за Сакрама инб Амра , они вместе совершили хиджру в Эфиопию. Через какое-то время они вышли в обратный путь, и по дороге её супруг умер. Она осталась одна среди курайшитов-мушриков, никто о ней не заботился. Пророкﷺ женился на ней, несмотря на то, что она была старше него, чтобы защитить от мекканских мушриков одним уже фактом того, что она вышла замуж за Пророкаﷺ.
  4. В-четвертых, необходимо было разъяснить Шариат. Приёмным сыном Пророкаﷺ был Зайд ибн Харис . Он был слугой, которого дядя Хадиджи подарил Пророкуﷺ. Дядя сказал Хадидже, разыАллаху анха, чтобы та выбрала одного из купленных им юношей для работы и прислуживания. Хадиджа, разыАллаху анха, выбрала Зайда ибн Хариса. Расскажем о нём немного. Он вместе с матерью поехал в соседнюю общину, на которую именно в этот момент напало другое племя. Его отобрали у матери и продали в рабство. Отец с матерью горевали, не зная, куда делся их сын. Однажды, совершая таваф вокруг Каабы, Зайд ибн Харис и люди его общины узнали друг друга. Он рассказал, что он живёт у Мухаммада ибн Абдуллаха – это было до того, как на Пророкаﷺ была возложена его миссия. Когда его отец узнал, что сын в Мекке, он пришёл со своим братом к Пророкуﷺ и сказал: «Вы, курайшиты из рода Хашима, милосердны к паломникам, прошу тебя отпустить моего сына, а я заплачу тебе сколько скажешь». Тогда Пророкﷺ, ещё не был посланником. Онﷺ ответил отцу Зайда : «Я дам тебе то, что ещё лучше того, что ты просишь ». Тот спросил: «Что же это? » Пророкﷺ сказал: «Мы дадим Зайду право выбора: если он выберет тебя – уйдёт с тобой; если меня – останется со мной ». Отец Зайда согласился. Когда Зайда спросили, с кем он останется, он ответил, что выбирает Мухаммадаﷺ. Его отец воскликнул: «О Зайд, ты выбираешь рабство вместо свободы?! » Зайд ответил: «О отец, я вижу в Мухаммаде прекрасный нрав, которого не вижу в других ». Это, как мы уже сказали, было до того, как на Пророкаﷺ была возложена его миссия. Зайд посредством фитры, которую в него вложил Аллах, понял, что Мухаммадﷺ, станет Пророком в будущем. Хадиджа, разыАллаху анха, благодаря проницательности, которую ей дал Аллах, выбрала из многих других юношей Зайда ибн Хариса, разыАллаху анху. Пророкﷺ называл его сыном, курайшиты так и называли Зайда – Зайд ибн Мухаммад. Пророкﷺ женил его на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахш, разыАллаху анха. Позже он велел им развестись, и Аллах велел Пророкуﷺ взять в жёны Зайнаб, разыАллаху анха. Почему так произошло? Так мусульмане узнали, что, согласно Исламу, приёмные дети не могут считаться детьми. И если приёмный сын развёлся с женой, его приёмный отец может жениться на этой женщине.
  5. В-пятых, Пророкﷺ взял в жены Сафию, разыАллаху анха, она была дочерью главы племени иудеев, которого звали Хуяй. Он женился на ней после того, как она приняла Ислам, тем самым показав сподвижникам и всей Умме, как надо уважать тех, кто принял Ислам.
  6. В-шестых, этими браками Пророкﷺ устанавливал крепкие связи между племенами и родами. Пророкﷺ взял в жёны Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророкуﷺ правитель Египта Мукавкис. Марият родила Пророкуﷺ сына Ибрахима. Пророкﷺ женился на Джувайрийи бинт Харис из бану Мусталак для того, чтобы новые люди пришли в Ислам. Люди этого племени были очень сильны в военном деле. Когда сахабы узнали, что Пророкﷺ взял в жены Джувайрийю, разыАллаху анха, они освободили людей из бану Мусталак, которые попали в плен к мусульманам. Сподвижники сказали: «Люди из племени супруги Пророка не должны быть нашими пленниками ». После того, как люди бану Мусталак были освобождены, люди этого племени, которое никак нельзя было покорить, все вместе приняли Ислам. Поэтому сказано, что Джувайрийя бинт Харис, разыАллаху анха, принесла больше всего баракята своему народу.

Все эти женщины, кроме Айши, разыАллаху анха, были замужем до того, как их взял в жены Пророкﷺ. Те, кто придерживается других религий, могут сказать, мол, ваш Пророкﷺ оставил после своей смерти 9 жен. Если это скажут иудеи, мы у них спросим, сколько жён было у Якубаﷵ, отца Юсуфаﷵ? А известная история, которая произошла между Юсуфомﷵ и его братьями — она произошла из-за того, что они были сыновьями одной матери или двух разных матерей? Затем мы спросим, сколько жен было у Сулеймана, Дауда, Ибрахима, алейхим ссалям?

Если сегодня мусульмане будут знать свою религию, это поможет им бороться с ложью, которую распространяют об Исламе.

Когда алим Мустафа Ас-Сибаи приехал в английский городок Орландо, один из местных жителей сказал ему, что Пророкﷺ оставил после себя 9 жён и что, мол, это недостаток. Алим ответил: «Вы считаете, что Даудﷵ и Сулейманﷵ исповедовали вашу религию. Сколько же у них было жён?» Наш Пророкﷺ оставил после себя 9 жён, а у Даудаﷵ и Сулейманаﷵ, как передают, их были десятки. Почему же вы об этом не говорите?» И человек не нашёл что ответить.

Обсуждать то, что делают пророки и посланники, нельзя – Аллах нам не дозволил этого.

Много веков назад жил учёный – имам Бакиляни. В то время правитель Византии пригласил к себе исламских учёных, и имам Бакиляни был среди них. Правитель Византии знал, что мусульмане не склоняют голову перед правителями других религий. Он приказал впустить гостей во дворец через очень низко устроенную дверь, так, чтобы мусульмане вошли, как бы поклоняясь правителю, сидевшему на троне. Когда имам Бакиляни увидел эту дверь, он понял, что задумали византийцы, и сказал алимам входить в дверь спиной. Когда они вошли, правитель сказал им: «Супругу вашего Пророка Айшу пристыдили». Он имел в виду то, что лицемеры обвинили Айшу, разыАллаху анха, в прелюбодеянии. Тогда имам Бакиляни сказал: «Такое говорили о двух женщинах – о Марьям и об Айше. Первая родила ребёнка, вторая – нет. И обеих Аллах очистил в Коране от обвинений в прелюбодеянии». Когда правитель Византии услышал такой ответ, он замолчал.

Браки Пророкаﷺ делятся на два вида:
  1. Те, которые он заключил как простой человек;
  2. Те, которые он заключил как Пророк.

Расскажем про первый вид брака.

Такой брак один, и это брак с Хадиджей, разыАллаху анха. Пророкﷺ взял в жёны Хадиджу, разыАллаху анха, до того, как ему было послано откровение (вахью). С другими женами Пророкﷺ жил восемь лет, а с Хадиджей, разыАллаху анха, он прожил двадцать пять, причём около десяти лет после ниспослания откровения. Других жён Пророкﷺ взял, уже будучи Пророкомﷺ, исполняя повеления Аллаха.

Итак, первая супруга Пророкаﷺ — Хадиджа, разыАллаху анха.

Родословная Хадиджи бинт Хувайлид, разыАллаху анха:

По отцу: Хадиджа, разыАллаху анха, – дочь Хувайлида, сына Асада, сына Абдульгузза, сына Кусайя. По отцовской линии родословные Хадиджи, разыАллаху анха, и Пророкаﷺ сходятся на общем предке Кусайе.

Подобно тому, как Всевышний Аллах возвеличил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его общину, сподвижников и родных, так Он возвысил над всеми женщинами и его первую супругу Хадиджу (да будет доволен ею Аллах). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Аллахом, не заменил Он мне ее (Хадиджу) другой женой, которая была бы лучше нее: она уверовала, когда другие не веровали; верила мне, когда другие считали меня лжецом; обеспечивала меня из своего имущества, когда остальные лишили меня его (имущества); и Аллах наделил меня детьми от неё, а не от других женщин».

По отцовской линии род Хадиджи пересекается с родом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Их общими предками были Кусайю по отцовской линии, а по материнской –Луайю, то есть с обеих сторон Хадиджа приходилась Мухаммаду (мир ему и благословение) родственницей.

Хадиджа бинт Хувайлид (555-619, Мекка) - первая и до своей смерти единственная жена Пророка Мухаммада, остальных жён Пророк брал уже после того как она покинула этот мир. После смерти Хадиджи ни одна из последующих жён Мухаммада (мир ему и благословение) не смогла занять ее место в сердце Мухаммада. В хадисе, приводимом аль-Бухари, сказано: «Лучшей женщиной мира этого в своё время была Марьям, дочь ‘Имрана, а лучшей женщиной этой общины является Хадиджа».

Хадиджа была женщиной высокой, умной, белокожей, очень красивой и решительной, честной, деятельной, самой знатной и уважаемой среди курайшитов. Она была очень щедрой и отзывчивой, всегда помогала малоимущим, своим родным и близким, а также оказывала помощь молодым людям, которым не хватало средств для организации свадьбы. Хадиджа обладала безупречным характером.

До выхода замуж за Любимца Аллаха (мир ему и благословение) Хадиджа была замужем дважды: за Абу Халой ибн Маликом из рода Бану Усайд, родила ему сына Хинда ибн Абу Халу и дочь Зайнаб бинт Абу Хала; до Абу Халы она была замужем за Усаййиком ибн Абидом и родила ему также сына Абдуллаха и дочь Джарию. После того, как она во второй раз стала вдовой, к ней сватались достопочтенные и уважаемые представители арабской элиты всего Аравийского полуострова, но она всем им отказывала и выбрала Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Хадиджа занималась торговлей, вела её красиво, честно и широко. Нанимала людей и за определенную плату отправляла их с товаром для продажи в Шам.

О честности, справедливости, о высоких и благородных чертах характера Мухаммада (мир ему и благословение) тогда говорили все, и, конечно, слышала о них и Хадиджа. Когда Мухаммаду исполнилось 25 лет, Хадиджа предложила ему отправиться с её торговым караваном в Шам, пообещав заплатить ему в два раза больше, чем другим. Мухаммад отправился в Сирию вместе со слугой Хадиджи Майсара. Майсара был премного восхищен его прекрасными чертами характера, чистотой нравов и некоторыми чудесами (му‘джизатами), которые он видел. Слуга рассказал Хадидже обо всех достоинствах и высоких моральных качествах Мухаммада. Узнав обо всём этом, Хадиджа почувствовала симпатию к нему и поведала своей подруге Нафисе бинт Манийя о своем желании выйти замуж за Мухаммада. Нафиса пошла к нему и заговорила о том, что Хадиджа желала бы выйти за него замуж. Он решил принять её предложение и рассказал обо всём братьям своего отца, которые посватали её за него, встретившись с дядей Хадиджи Амром ибн Асадом. Амр выдал Хадиджу за будущего Пророка и Посланника Аллаха в присутствии представителей рода хашимитов и старейшин племени Курайш, получив за неё по одним данным двадцать, по другим - шесть молодых верблюдиц в качестве свадебного дара (махра).

Через два с лишним месяца состоялась свадьба. На то время Мухаммаду исполнилось 25, а его любимой жене – 40 лет.

Женитьба на Хадидже стала важным событием в жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ведь она оказала ему огромную поддержку, когда он начал призывать людей к Исламу, и она стала первым человеком, который поверил в Аллаха. Кроме того она отдала всю свою собственность, которая составляла тысячи динаров, на распространение этой религии.

Еще при жизни ей был обещан Рай ангелом Джибрилем: «Однажды Джибриль явился к Пророку и сказал: «О Посланник Аллаха, Хадиджа идет и несет посуду, полную яств и питья. Когда она подойдет к тебе, приветствуй ее от имени ее Господа и от меня и порадуй ее благой вестью о том, что в Раю для нее уготован дом из золотого камыша, в котором нет ни шума, ни трудностей » (аль-Бухари).

Хадиджа нежно и преданно любила Посланника Аллаха и сумела не только окружить его своим вниманием и заботой, но и стать для него верным другом - единственным другом, способным всегда понять, разделить его радости и тревоги, поддержать и ободрить в трудную минуту. Она родила Мухаммаду шестерых детей: аль-Касима, Зайнаб, Рукаю, Умму Кульсум, Фатиму и Абдуллаха. Мальчики умерли в раннем детстве, девочки все дожили до начала осуществления Мухаммадом его пророческой миссии, приняли Ислам и переселились из Мекки в Медину, и все они скончались ещё до смерти Пророка, за исключением Фатимы, которая пережила его на шесть месяцев.

Преосвященная Хадиджа прожила в браке с Посланником Аллаха в мире и согласии четверть века и скончалась в Мекке в возрасте 65 лет на десятом году пророчества за три года до хиджры и была похоронена на кладбище аль-Муалла.

Не успел Посланник Аллаха оправиться от удара, постигшего его в связи с кончиной своего дяди Абу Талиба, как в месяце Рамазан того же года умерла и мать правоверных Хадиджа, и этот год для Посланника Аллаха стал «годом скорби», так как они были надежной опорой для него в тяжелые времена гонений и мучений.

Пророк Мухаммад очень любил Хадиджу, называя ее наилучшей женщиной и до конца своей жизни вспоминал ее имя с преданностью и огромной любовью.

Как сказал один из мудрецов: «За каждым великим мужчиной стоит женщина, которая помогает ему, будь то мать или жена». Три женщины сыграли немалую роль в жизни трёх мужчин, представляющих великие религии: Асия в жизни Мусы (мир ему), Марьям – в жизни Исы (мир ему) и Хадиджа – в жизни Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Все они заботились о пророках до посланничества и поддержали в период пророчества. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) собрал их в тексте хадиса и произнёс: «Много мужчин достигло совершенства, из женщин стали совершенными только Марьям, дочь "Имрана, Асия, жена фараона, Хадиджа, дочь Хувайлида, Фатима, дочь Мухаммада».

Да будет доволен Аллах Хадиджей – матерью всех правоверных, ее семейством, и да одарит Всевышний Аллах нас ее благодатью и заступничеством в День Великого Суда. Амин!

Зумруд Исаева

Дети Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, от Хадиджи, разыАллаху анха.

Хадиджа, разыАллаху анха, родила Пророку Зайнаб, Рукию, Умм Кульсум, Фатиму, Касыма и Абдуллаха, которого называли Таййиб-Тахир. В некоторых риваятах говорится, что Тахир и Таййиб – это два сына. Все они родились в Мекке до ниспослания Откровения. Все дочери уверовали в посланническую миссию Пророка , и все они совершили Хиджру. Зайнаб, разыАллаху анха, совершила хиджру в Медину, Рукия, разыАллаху анха, сначала совершила хиджру в Эфиопию вместе с супругом Усман-асхабом , а оттуда они приехали в Медину. Она заболела в день газавата при Бадре и умерла. Умм Кульсум, разыАллаху анха, совершила хиджру в Медину, когда умерла её сестра Рукия, разыАллаху анха. Усман-асхаб женился на Умм Кульсум, разыАллаху анха. Фатима, разыАллаху анха, соврешила хиджру в Медину, где Пророк выдал её замуж за Али-асхаба . Внуки Пророка и предводители молодых Рая – Хасан и Хусейн – родились у Али и Фатимы, разыАллаху анхума. Все сыновья Пророка от Хадиджи, разыАллаху анха, умерли в детстве ещё до ниспослания Откровения, во времена джахилийи. Когда Пророк уединялся в пещере Хира, Хадиджа, разыАллаху анха, носила ему еду и воспитывала детей. В «Фатхуль-а’лам» написано, что Хадиджа, разыАллаху анха, услышала разговоры курайшитов-мушриков о том, что Пророк женился на ней из-за её богатства. Услышав это, она подошла к ним, когда они собрались вокруг Каабы и воскликнула: «Я отдала все свое имущество Мухаммаду: если он пожелает, пусть оставит меня, если пожелает – пусть отпустит». В это время Хадиджа, разыАллаху анха, воспитывала 10 детей. Они все жили в доме площадью 25 кв.м., разделённом на три комнаты. Кроме детей от Пророка у Хадиджи был сын Халат, ещё она воспитывала племянника Зубайра ибн Авама, своего двоюродного брата Али-асхаба и Зайда ибн Хариса. И Аллах сделал для них этот дом просторным. Арабский поэт написал:

سم الخياط مع الاحباب واسعة وسع الفلاة مع الاعداء ضيقة

Когда любимые рядом,

И в тесноте - простор.

Когда вокруг враги,

И в широком поле - теснина.

Хадиджа, разыАллаху анха, не только занималась домом и детьми. Когда курайшиты-мушрики устроили мусульманам экономическую блокаду, она помогала мусульманам. Аллах дал Хадидже, разыАллаху анха, силы помогать Пророку и его сподвижникам. Это было время, когда из-за голода сахабы ели шкуры животных и траву. Блокада продолжалась 3 года (по некоторым риваятам – два), но ни один сподвижник не отошел от Ислама.

وذكر ابن اسحق في اول هذا الخبر قال وقد كان أبو جهل فيما يذكرون لقى حكيم ابن حزام ومعه غلام يحمل قمحا يريد به عمته خديجة وهى مع رسول الله صلى الله عليه وسلم في الشعب فتعلق به وقال اتذهب بالطعام إلى بنى هاشم فقال له أبو البخترى طعام كان لعمته عنده افتمنعه ان يأتيها بطعامها خل سبيل الرجل فأبى ابو جهل حتى نال احدهما من صاحبه فأخذ ابوالبخترى لحى بعير فضربه به فشجه ووطئه وطئا شديدا .

Ибн Исхак пишет, что, когда Абу Джахль встретился с Хизамом ибн Хакимом, рядом с ним был юноша, который нёс на себе мешок зерна для Хадиджи, разыАллаху анха, которая приходилась ему четвероюродной сестрой. Абу Джахль спросил у юноши: «Ты несёшь еду людям из рода бану Хашим?» Тогда один из мушриков, который был рядом, Абульбухтури, обратился к Абу Джахлю: «Абу Джахль, он несёт свою собственную еду четвероюродной сестре Хадидже, разве ты станешь ему мешать? Оставь его». Абу Джахль решил всё-таки помешать юноше, и между Абульбухтури и Абу Джахлем произошла стычка. Абульбухтури силой усмирил Абу Джахля.

О том, как люди в прошлом переносили трудности, дагестанский поэт написал:

Чем чище сердце раба,

Тем больше испытаний ему посылает Аллах,

Ведь в битве при Ухуде

Убай выбил зуб Пророку и пролилась его кровь,

Ведь воины Язида отрезали голову нашего саййида Хусейна

В битве при Кербеле и отправили её в Шам.

Разве Абу Ханифа, известный, как имам Аазам,

Не погиб в тюрьме халифа Мансура?

И разве не пробыл много лет в тюрьме

Пророк Юсуф, которого Аллах создал очень красивым?

Разве не распилили пророка Закарию на кусочки?

Разве не убивали авлия – приближенных к Аллаху?

Арабы говорят:

عند الامتحان يكرم المرء او يهان

«Мужчина возвышается и унижается в испытаниях».

Сегодня многие смельчаки уходят, столкнувшись с первыми трудностями. Но сподвижники были не такими – Ислам был у них в сердце, они приняли Ислам с любовью. Когда человек так принимает Ислам, он будет держаться за него, даже если погибнет из-за этого. Самое удивительное, что родственники Пророка , которые ещё не были в Исламе, тоже несли на себе тяжесть этой блокады, потому что чтили родственные отношения. А разве сегодня мы, мусульмане, чтим так родственные связи, как те мушрики? Многие братья по вере в ссоре из-за денег или клочка земли. Нам должно быть стыдно называть себя мусульманами! Кроме шахады, которую мы произносим, у нас нет других благих дел. Мы гоняемся за деньгами! Мало кто по-настоящему принял Ислам, и от того, что мы не можем показать красоту Ислама, люди бегут от него. Если бы мусульмане распространяли Ислам не словами, а хорошими поступками, в мире бы были только мусульмане. Сахабы знали, что такое Ислам. Уже на 12-ый год после смерти Пророка сахабы принесли Ислам на землю Дагестана. Наши предки приняли Ислам и не отошли от него, когда ушли те, кто его нам принёс. Наши предки не оставили эту религию, потому что понимали по-настоящему, что такое Ислам. Они знали, что Ислам – это закон, который установил Аллах. Только Ислам может сделать человека счастливым, а материальное – сколько бы его ни дал Аллах – не осчастливит человека. Ислам укрепляет родственные связи, делает человека совестливым, устанавливает между супругами особую связь. Наши предки знали, что такое Ислам.

В истории Ислама было много женщин, которые, подобно Хадидже, разыАллаху анха, стойко переносили трудности. К Майсуне из Дамаска пришли женщины, чтобы выразить соболезнования по поводу гибели её братьев в войне против монголов. Она спросила женщин о цели их визита. Они ответили, что пришли соболезновать. Она ответила: «Я не опечалена, а рада, что мои братья погибли на пути Аллаха», – и показала мешок, где лежала её срезанная коса. Она предложила этим женщинам сделать то же самое с их косами, отнести их на пятничный намаз имаму мечети Омейядов, чтобы тот бросил косы перед мужчинами и призвал их к войне с монголами, захватившими исламские земли. Так женщины хотели сказать, что, мол, если не будете воевать вы, то воевать выйдем мы, женщины. Мужчины вышли в бой, и была большая битва, в которой они одержали победу над монгольским войском. Женщины в прошлом были особенными, Аллах одарил их красотой нрава. У них было прекрасное воспитание, и они по-настоящему стремились к высокому положению перед Аллахом, морально поддерживали мужчин там, где им нужна была поддержка. Тогда женщины берегли свой дом, как могли, довольствуясь тем, что дал Аллах, они не гонялись за благами этого мира и не поддавались страстям.

Пророк не забыл, что сделала Хадиджа, разыАллаху анха, для распространения Ислама и для сподвижников. Арабский поэт сказал:

ان الكرام اذا ما ايسروا تذكروا من كان ياءتيهم في بيتهم الخشن

Разбогатев, щедрые вспоминают тех,

Кто был рядом в трудные времена.

Имам Ахмад передал, что Айша, разыАллаху анха, сказала: «Пророк не выходил из дому, не упомянув Хадиджу и не похвалив её. Однажды он вновь упомянул её, и мне стало обидно. Я сказала: «Она была просто пожилой женщиной. Аллах дал тебе лучшую жену, чем она». Пророк разгневался и сказал: «Клянусь Аллахом, Он не дал мне лучшей жены, чем Хадиджа! Она уверовала в Аллаха тогда, когда все Его отрицали. Она поверила мне тогда, когда все называли меня обманщиком. Она помогала мне своим имуществом тогда, когда все отказали мне в этом. И Аллах одарил меня через неё потомством, от других женщин Он мне не дал детей»».

Аллах одарил Хадиджу, разыАллаху анха, шестью качествами. Именно из-за них она стала супругой Пророка . Что это за качества?

Во-первых, глубокая мудрость и чистота рождения. Во- вторых, большая осмотрительность. В-третьих, она занимала высокое положение среди курайшитов. В-четвёртых, у неё был совершенный ум. В-пятых, она не поклонялась идолам и соблюдала религию Ибрахима, алейхи ссалям. В-шестых, она была известна среди курайшитов как Тахира, то есть Чистая.

Пророк искал богобоязненную, и Аллах дал ему супругу, у которой (к тому же) были и другие похвальные качества. Чаще всего жизнь детям портят их же родители. Причин тому несколько:

1.Отсутствие исламского воспитания. Многие не понимают смысл хадиса: «Обучайте детей намазу с 7-летнего возраста, а с 10 лет, если они откажутся совершать намаз, наказывайте их».

2.Родители выдают детей замуж или женят их не по Шариату. Они опираются в этом на свой нафс и не следуют повелению Пророка : «Если к вашей дочери посватается человек с благим нравом и крепкой религией, выдайте дочь за него! Если вы не сделаете этого и станете изучать его род и оценивать его богатство, на земле распространятся нечестие и смута».

- حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ سَابُورَ الرَّقِّيُّ حَدَّثَنَا عَبْدُ الْحَمِيدِ بْنُ سُلَيْمَانَ الْأَنْصَارِيُّ أَخُو فُلَيْحٍ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ عَجْلَانَ عَنْ ابْنِ وَثِيمَةَ النَّصْرِيِّ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ)َقال رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا أَتَاكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ خُلُقَهُ وَدِينَهُ فَزَوِّجُوهُ إِلَّا تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الْأَرْضِ وَفَسَادٌ عَرِيضٌ…………………..(وَالْحَدِيث قَدْ أَخْرَجَهُ التِّرْمِذِيّ وَرَجَّحَ إِرْسَاله ثُمَّ أَخْرَجَهُ مِنْ حَدِيث أَبِي حَاتِم الْمُزَنِيِّ وَقَالَ فِيهِ إِنَّهُ حَسَن .حا شية السندي علي ابن ماج

Если так делать, то большинство мужчин и женщин останутся без семьи и займутся прелюбодеянием. Тогда опекуны женщин буду опозорены и разгневаны, а это приведёт к смуте и убийствам.

Хадиджа – первая, кого Пророк, солляллаху алейхи ва салля обучил омовению и намазу.

Ибн Хишам передаёт от Ибн Исхака: «Когда намаз стал обязательным, Джибриль, алейхи ссалям, спустился в Мекку, чтобы обучить Пророка омовению. Он совершил на глазах Пророка омовение и затем Пророк сделал то же самое перед Джибрилем, алейхи ссалям. Затем Джибриль, алейхи ссалям, встал впереди, и Пророк совершил за ним намаз. После этого Джибриль, алейхи ссалям, ушёл, и Пророк пришёл к Хадидже, разыАллаху анха, обучил её омовению, и затем она совершила за супругом намаз».

Из этой истории мы узнали, что первым человеком, совершившим намаз за Пророком была женщина. Есть правило, о котором Всевышний упомянул в Коране:

«Самые лучшие из вас – самые богобоязненные».

Нет разницы, мужчина это или женщина, белый цвет кожи или черный.

Хаким передаёт в «Мустадраке», что Афиф ибн Амр, который до Ислама был другом Аббаса, занимался торговлей. Когда Амр прибыл в Мекку, он остановился у дяди Пророка Аббаса, разыАллаху анху. Когда настал полдень, он увидел мужчину, который сначала посмотрел на солнце, а затем совершил намаз. Затем пришли женщина и юноша тоже стали молиться. Амр спросил у Аббаса: «Кто эти люди?» Аббас ответил: «Мой племянник Мухаммад ибн Абдуллах объявил себя пророком, за ним следуют только его жена и этот юноша. Эта женщина – его супруга, Хадиджа бинт Хувайлид, а этот юноша – сын дяди Мухаммада, Али ибн Абу Талиб». Позже Афиф говорил: «Если бы я принял Ислам тогда, то был бы четвертым человеком, принявшим Ислам».

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ وَأَبُو كُرَيْبٍ وَابْنُ نُمَيْرٍ قَالُوا حَدَّثَنَا ابْنُ فُضَيْلٍ عَنْ عُمَارَةَ عَنْ أَبِي زُرْعَةَ قَالَ سَمِعْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ قَالَ

أَتَى جِبْرِيلُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ هَذِهِ خَدِيجَةُ قَدْ أَتَتْكَ مَعَهَا إِنَاءٌ فِيهِ إِدَامٌ أَوْ طَعَامٌ أَوْ شَرَابٌ فَإِذَا هِيَ أَتَتْكَ فَاقْرَأْ عَلَيْهَا السَّلَامَ مِنْ رَبِّهَا عَزَّ وَجَلَّ وَمِنِّي وَبَشِّرْهَا بِبَيْتٍ فِي الْجَنَّةِ مِنْ قَصَبٍ لَا صَخَبَ فِيهِ وَلَا نَصَبَ

Муслим передал хадис от Аби Зур’а, который слышал, как Абу Хурайра рассказывал: «Джибриль пришёл к Пророку и сказал: «О Посланник Аллаха! Хадиджа, которую ты возьмёшь в жены, – она подобна сосуду, в котором много и еды, и питья. Передай Хадидже салам от Аллаха и обрадуй её тем, что для неё в Раю Аллах построил дом». Хадиджа, разыАллаху анха, когда Пророк призвал её к Исламу, сразу уверовала, не споря и не противясь, поэтому Аллах приготовил для неё в Раю дом, где не шумно и где не повышают голос. В некоторых книгах по хадису написано, что этот дом построен из яхонта.

ثَبَتَ فِي تَفْسِيرقَوْله تَعَالَى : (إِنَّمَا يُرِيد اللَّه لِيُذْهِب عَنْكُمْ الرِّجْس أَهْل الْبَيْت) قَالَتْ أُمّ سَلَمَة " لَمَّا نَزَلَتْ دَعَا النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَاطِمَة وَعَلِيًّا وَالْحَسَن وَالْحُسَيْن فَجَلَّلَهُمْ بِكِسَاءٍ فَقَالَ : اللَّهُمَّ هَؤُلَاءِ أَهْل بَيْتِي " الْحَدِيث أَخْرَجَهُ التِّرْمِذِيّ وَغَيْره ، وَمَرْجِع أَهْل الْبَيْت هَؤُلَاءِ إِلَى خَدِيجَة ، لِأَنَّ الْحَسَنَيْنِ مِنْ فَاطِمَة وَفَاطِمَة بِنْتهَا ، وَعَلِيّ نَشَأَ فِي بَيْت خَدِيجَة وَهُوَ صَغِير ثُمَّ تَزَوَّجَ بِنْتهَا بَعْدهَا ، فَظَهَرَ رُجُوع أَهْل الْبَيْت النَّبَوِيّ إِلَى خَدِيجَة دُون غَيْرهَا

Она первой приняла Ислам и получит награду за всех женщин, которые приняли Ислам после неё, согласно хадису: «Кто положит начало какому-то благому делу, тот получит и награду тех, кто последует по этому пути».

А в наше время многие родители не дали детям исламского воспитания, бросили их, позволили им делать, что захотят. Даже животные не бросают своих детёнышей и защищают их от других животных. А ведь Аллах не отправлял к животным пророков, он не дал им разума, как людям!

Расскажем о порядках в семье у тех, кто получил исламское воспитание. Около 500 лет назад жил большой учёный Ибн Хаджар Аскаляни, который написал «Фатхуль-Бари» и другие великие книги. У него было 4 дочери. Когда он приходил после урока домой, то прежде всего пересказывал изученный урок своей жене. А она, в свою очередь, рассказывала его четырём дочерям. Так и он, и его жена, и все его 4 дочери стали большими учёными. Аллах дал им это из-за их усердия. И они получили баракят хадиса: «Если тот, кому Аллах послал двух дочерей, воспитает их подобающим образом, Аллах введёт его в Рай». Один из сподвижников спросил: «О Посланник Аллаха, а если он воспитает одну дочь?» Пророк ответил: «[Он] тоже войдёт в Рай».

Муслим передаёт от Айши, разыАллаху анха, что после смерти Хадиджи, разыАллаху анха, когда в доме Пророка забивалось какое-то животное, какую-то его часть он обязательно отправлял тем, с кем Хадиджа, разыАллаху анха, поддерживала дружеские отношения.

Имам ан-Навави, рахимахуллах, пишет в шархе к «Сахиху» Муслима: «Из этих хадисов ясно, как супруги должны относиться друг к другу, как они должны сохранять взаимную любовь и соблюдать права друзей, как при жизни, так и после смерти [кого-либо из супругов]».

Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна

Мухаммед и Хадиджа

Мухаммед и Хадиджа

Мухаммед принадлежал к племени курайш. После смерти своей жены Хадиджи, в 622 году, притесняемый в Мекке язычниками, он переселился из Мекки в Ясриб, который после этого стал называться Мединой (эта дата - хиджра (переезд) - является началом мусульманского календаря), а затем вместе со своими приверженцами завоевал Мекку. К моменту смерти Мухаммеда в 632 году в ислам был обращен уже весь Аравийский полуостров, а вскоре после смерти пророка его преемники («наместники», халифы) завоевали обширные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, частично Европу, распространяя ислам, арабскую культуру и язык, а впоследствии также и накопленные (в том числе античной цивилизацией) научные знания, которые оказали непосредственное влияние на развитие науки в целом; данное культурно-языковое и религиозное пространство сохраняется, за исключением Европы, до настоящего времени.

До Мухаммеда Хадиджа была замужем. От этого брака был сын и дочь. Муж умер, она опять вышла замуж, там тоже родились сын и дочь. Она всегда помогала своим родственникам, неимущим людям, а также оказывала помощь тем, у кого не было средств на проведение свадеб. К ней сватались достопочтенные и уважаемые представители арабской элиты всего Аравийского полуострова, но всем им она отказывала.

Хадиджа была одной из самых знатных и богатых женщин племени курайш. Она занималась тем, что предоставляла свои деньги купцам, которые за определенную плату вели на них торговлю. Хадиджа была женщиной умной и решительной и ни родственникам мужа, ни отцу, зарившимся на ее имущество, распоряжаться им не позволила. Услышав о благом нраве и надежности Мухаммеда, она предложила ему свои деньги для торговой поездки в Сирию, доверив ему более крупную сумму, чем она обычно давала другим. Мухаммед отправился в Сирию вместе со слугой Хадиджи Майсуром.

До Сирии добрались без всяких приключений. Остановился Мухаммед, как и в прошлый раз, не доходя Дамаска, на самой границе Византии - права торговать беспошлинно по всей империи ромеев у курайшитов не было. Не спеша он осмотрелся, у надежных людей разведал про цены в Дамаске, Петре, Пальмире и в Газе, что на берегу Средиземного моря, и в самом Константинополе, богатейшем городе мира, столице. Отблагодарив надежных людей подарками, не торопясь, стал торговать. Он так пекся о выгоде, как будто свое кровное добро продавал, а не Хадиджи, и за все сумел взять хорошую цену. На вырученные деньги так же не спеша и с толком накупил Мухаммед ромейских товаров, которые хорошо идут на мекканских ярмарках: отличного качества ножи и мечи, пестрые красивые ткани, медную посуду, бусы, серьги, кольца, ручные и ножные браслеты - из позолоченной бронзы, из цветного стекла, но сделанные с полным пониманием вкусов арабских женщин; здесь эти безделушки были дешевы, а дома, в оазисах и пустынях, ценились высоко.

Мухаммед во всем отчитался Хадидже, передал ей все привезенные товары. Хадиджа их быстро распродала, и оказалось, что полученная прибыль намного превышает обычную. Мухаммеду Хадиджа заплатила щедро и справедливо, вдвое больше договоренной суммы, и с тех пор стала охотно давать ему торговые поручения. К тому же Майсур рассказал ей о высоких качествах и достоинствах Мухаммеда.

Хадидже нужно было замуж - не только для того, чтобы устроить свою семью, иметь дом. Нужен ей был и заступник, защитник ее самой и ее богатства - главным образом не от чужих людей, а от собственных родственников. То, что Мухаммед беден, ее не смущало - вполне достаточно, что богата она, Хадиджа. Главное же - Хадиджа полюбила Мухаммеда, что, учитывая все его достоинства, никого не удивило. Посланный Хадиджей Майсур завел с ним разговор о браке. «Не может быть!» - с сомнением в голосе воскликнул Мухаммед, одновременно и пораженный и обрадованный. Мухаммед рассказал своим дядьям о предложении Хадиджи. Затем при участии своего дяди Абу Талиба, братьев и Мухаммеда в доме Хадиджи состоялась церемония, на которой дядя Асад просил руки Хадиджи для своего племянника Мухаммеда.

Свадьба состоялась через два с лишним месяца после возвращения Мухаммеда из Сирии. В это время ему исполнилось двадцать пять лет, ей же - сорок.

Свадьбу сыграли в доме Хадиджи, гостей - главным образом бесчисленных родственников Мухаммеда и Хадиджи, - не скупясь, угощали вином, мясом, фруктами и сладостями. У ворот дома зарезали верблюда, и мясо его раздали бедным. Музыканты играли на тамбуринах, рабыни Хадиджи веселили гостей темпераментными танцами. Среди родственников Мухаммеда самым почетным был, конечно, Абу Талиб, умный и сдержанный глава хашимитов. Самым интересным лицом из родственников Хадиджи, присутствовавших на свадьбе, был ее двоюродный брат Варака - бобыль и богоискатель-ханиф. В прошлом Варака немало поскитался по белу свету, побывал и в Византии, и в Персии, и в Йемене. Он умел читать и писать и слыл знатоком различных религиозных систем. Мухаммед, с его определенным интересом к религиозным проблемам, Вараке очень понравился, и он, пожалуй, единственный среди родственников Хадиджи, сразу и безоговорочно одобрил ее выбор.

После женитьбы Мухаммед поселился в доме Хадиджи. Этот одноэтажный глинобитный дом был ничем не примечателен. Но при доме был «сад» - росло большое абрикосовое дерево, в тени которого стояла легкая беседка, в некотором роде роскошь в безводной и знойной Мекке.

Хадиджа, нежно и преданно полюбившая Мухаммеда, очень скоро признала его полное нравственное и духовное превосходство. Она сумела не только окружить его вниманием и заботой, но и стать его верным другом - единственным другом, способным всегда понять, разделить его радости и тревоги, поддержать и ободрить в трудную минуту.

Когда Мухаммеду стали сниться странные сны, после которых он чувствовал страх и неуверенность, Хадиджа думала, что надо обратиться к знахарям, но он воспринимал это как знак того, что перед ним должен открыться другой мир. Однажды ночью к нему явился некто и велел: «Читай». Мухаммед ответил: «Я не умею читать». Явившийся произнес первые пять аятов Корана, и Мохаммед запомнил их. Откровения приходили к Мухаммеду в течение двадцати трех лет. Хадиджа была первой, кто поверил пророку. Она убедила мужа, что это шло от ангела, а не от демона.

Первые годы Мухаммед проповедовал учение тайно. Первая публичная проповедь прошла неудачно, его осмеяли и не приняли. Только поддержка жены помогла пророку не упасть духом и продолжать дело духовного служения. Он проповедовал, и число его сторонников стало расти.

Мухаммед полюбил Хадиджу искренне и глубоко, на всю жизнь. Для него она стала самой прекрасной женщиной, единственной и неповторимой. Брак пророка и Хадиджи продлился около двадцати пяти лет, на протяжении всего этого времени она морально и материально поддерживала Пророка. Собственность Хадиджи, которая составляла тысячи динаров, была использована для распространения ислама.

Хадиджа была матерью всех детей Мухаммеда, за исключением Ибрахима, которого родила ему наложница Мария, египтянка из коптов. Все мальчики умерли в раннем детстве, девочки все дожили до начала осуществления Мухаммедом его пророческой миссии, приняли ислам.

Когда Хадиджа умерла, горю Мухаммеда не было границ. Он рыдал на могиле жены и молился за нее. Он сказал: «В дни, когда никто не верил и люди обвиняли меня во лжи, только она меня поддерживала; в дни, когда никто нечего мне не давал, только Хадиджа помогала своим состоянием; когда от других жен у меня не было детей, Аллах подарил их мне и Хадиджа».

Только после смерти Хадиджи Мухаммед снова женился. Много лет спустя одна из его новых жен, прекрасная Айше, спросила Пророка: «Ну а теперь кто лучше - я или Хадиджа? Она была вдова, старая, утратившая все свои прелести; ты любишь меня больше, чем любил ее?» На это Мухаммед немедленно ответил: «Нет, клянусь Аллахом! Она уверовала в меня, когда никто другой не хотел верить. Она была единственным другом, который у меня был в этом мире!»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Жизнь Мухаммеда автора Панова Вера Федоровна

Глава 5 ХАДИДЖА - Мекканские богоискатели - ханифы- Почему потребовалась новая религия- Влияние иудаизма и христианства- Шансы на избранничество- Зовы- Ночные молитвы Мухаммеда- Посты- Нравственная чистота Мухаммеда- Предложение богатой вдовы

Из книги Позывной – «Кобра» (Записки разведчика специального назначения) автора Абдулаев Эркебек

Разведчик Мухаммед Один из курсантов-узбеков передает мне привет от какого-то Мухаммеда и загадочно улыбается.- Какого Мухаммеда? - морщу лоб.- Того самого, которому вы помогли в 1984 году.- Не помню.- Написали рекомендательную записку.Я схватил собеседника за

Из книги Ограниченный контингент автора Громов Борис Всеволодович

Мухаммед Наби Подразделениям 40-й армии и правительственным войскам под Кандагаром противостояли в основном вооруженные формирования «Движения исламской революции Афганистана». Лидером этой партии является Мухаммед Наби (Мухаммеди).Он родился в 1937 году в уезде Бараки

Из книги Самые знаменитые влюбленные автора Соловьев Александр

Мухаммед и Хадиджа: посланник Аллаха и лучшая из женщин 595 год от Рождества Христова (хотя по такому календарю время тогда мерили единицы) походил на любой иной год. В Европе умирали короли (король Дейра в Шотландии, в числе прочих). В Азии рождались царедворцы (Ким Юсин,

Из книги Содружество Султаны автора Сэссон Джин

Глава девятая ОПОРОЧЕННЫЙ ПРОРОК МУХАММЕД Через несколько дней после отъезда Омара из Саудовской Аравии в Египет Карим сказал, что им с Асадом нужно ехать в Нью-Йорк. Неотложные дела компании требовали их присутствия там. Зная, что я все еще переживала по поводу

Из книги 100 великих политиков автора Соколов Борис Вадимович

Мухаммед, пророк, основатель ислама (570–632) Основоположник ислама, признаваемый мусульманами пророком, Мухаммед родился в семье Абдаллаха, принадлежавшего к бедному роду хашимитов арабского племени курайшитов, жившего в районе Мекки. Он рано остался сиротой и вынужден

Из книги Брем автора Непомнящий Николай Николаевич

Мухаммед (Мехмед) II Завоеватель, султан Турции (1432–1481) Султан Мехмед II Завоеватель, при котором Оттоманская империя превратилась в великую державу, более всего известный захватом Константинополя, родился 30 марта 1432 года в Эдирне (Адрианополь). Его мать Ума-хатун была не

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

Бабур Захиреддин Мухаммед (1483–1530) Бабур родился 14 февраля 1483 года в семье правителя Ферганы, одного из многочисленных потомков Тамерлана, которые вели друг с другом бесчисленные междоусобные войны. В 11 лет, после смерти отца, он стал формальным правителем этого

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

Мухаммед-Али - вице-король Египта Когда после завершения Наполеоновских войн эти места покинули британские оккупационные войска (позаботившись для усиления своего влияния об установлении собственной администрации), Египет снова попал под сюзеренитет Османской

Из книги автора

МУХАММЕД (МОХАММЕД) (род. в 570 г. - ум. в 632 г.) Многие люди, которым мир обязан достижениями в различных областях человеческой деятельности, страдали эпилепсией - к примеру, Александр Великий, Юлий Цезарь, Сократ, Блез Паскаль. Правда, эпилепсия их легендарна, отсутствует

Из книги автора

Ибн-Баттута, Мухаммед ибн-Мухаммед, ибн-Ибрагим (1302–1377) Возвращаясь в Танжер, Ибн-Баттута избрал тоже довольно сложный маршрут: из Мекки на восток, через весь Аравийский полуостров, далее вдоль берегов Персидского залива по южному Ирану (Персии) до пролива Ормуз. Здесь Ибн

Пророк ближе к верующим, чем они сами [друг к другу], а его жены — их матери. Сура Аль-Ахзаб

У пророка Мухаммада было — по разным источникам — от девяти до пятнадцати жен, в то время как ислам позволяет иметь лишь четырех законных жен. Этот факт до сих пор является причиной для богословских споров и нападок со стороны тех, кто хочет представить Мухаммада как любвеобильного и похотливого человека. Однако именно в случае с пророком все было не так просто: во-первых, он вступал в свои многочисленные браки еще до вступления в силу так называемого Коранического запрета. Во-вторых, есть много доказательств того, что его женами были вдовы умерших сподвижников — следовательно, эти браки были скорее с целью обеспечить женщинам социальную защиту. Так или иначе, некоторые из жен пророка Мухаммада заслуживают отдельного рассказа.

Самой первой, любимой и самой главной как для самого пророка, так и для всего ислама была женщина по имени Хадиджа. Мухаммад женился на ней в 25-летнем возрасте — в то время как самой Хадидже было на момент их брака уже сорок лет. Ко времени встречи с пророком женщина была дважды вдовой, у нее было четверо детей: два мальчика и две девочки. Хадиджа бинт Хувайлид была одной из самых знатных и богатых женщин племени Курайш. Она занималась торговлей — точнее, предоставляла свои деньги купцам, которые вели на них торговлю.

Одним из таких "торговых представителей" женщины и стал Мухаммад: прослышав про его честность и надежность, она отправила молодого человека в Сирию, доверив весьма внушительную сумму денег. Поездка оказалась удачной, а сопровождавший Мухаммада слуга Хадиджы Майсара поведал хозяйке о достоинствах и высоких качествах нового торговца, чья личность настолько впечатлила Хадиджу, что она решила выйти за своего нового подчиненного замуж. Свадьбу сыграли через два месяца после судьбоносной поездки в Сирию — и началась долгая, по-настоящему счастливая супружеская жизнь.

Мухаммад любил свою жену не только как женщину, он высоко оценивал ее роль в своей пророческой миссии. Известно его высказывание, в котором говорится: "Наилучшей женщиной [времени миссии Христа] была Мария [то есть, Богородица]. А наилучшей женщиной времени моей миссии является Хадиджа". Известно также, что еще при жизни супруге Мухаммада было обещано вечное блаженство: "Однажды Джабраил явился к пророку и сказал: о, посланник Аллаха, Хадиджа принесла приправу к хлебу. Когда она подойдет к тебе, приветствуй ее от имени Аллаха и от меня и порадуй ее благой вестью о том, что в раю ее ждет дом из полой жемчужины, где не будет шума, и где не будет она знать усталости".

Если заняться тщательным психоанализом, то можно предположить, что больше всего донимало Хадиджу при жизни: шум и усталость, что неудивительно. Огромное состояние женщины все ушло на проповедь ислама, а сама она была первой, кто принял новое учение — и, соответственно, первые гонения тоже пришлись на ее долю.

У супругов было шестеро детей, но все мальчики умерли в младенчестве, лишь девочки дожили до зрелых лет. (Стоит отметить, что все дети пророка, кроме Ибрахима, были рождены именно в браке с Хадиджей.) Обещанный рай Хадиджа получила в возрасте 64 лет — именно поэтому 619 год назван пророком "годом скорби", ведь он потерял не только любимую жену, но верную подругу и сподвижницу. Лишь после смерти первой супруги Мухаммад позволил себе брать новых жен — но хранил память о Хадидже всю жизнь.

Вторая любимая жена пророка Аиша говорила: "Я ревновала Пророка только к Хадидже, которую я не застала. Когда пророк, например, резал барана на мясо, он [порой] говорил: "Отправьте это друзьям Хадиджи!" Однажды я не выдержала и воскликнула: "Опять Хадиджа?!" Пророку это очень не понравилось, и он сказал: "Всевышний наделил меня сильной любовью к ней". Ни одна из новых жен Мухаммада не смогла занять в его сердце место Хадиджи — умной, сильной и преданной женщины.

Второй женой пророка Мухаммада стала Сауда бинт Зама, вдова его сподвижника, одного из первых мусульман. Саида была старше пророка, не обладала ни красотой, ни состоянием. Она стала хранительницей домашнего очага, и именно с ней Мухаммад совершил Хиджру — переселился из Мекки в Медину.

Следующей по счету женой после Сауды стала Аиша бант Абу Бакр. Мухаммад посватался к девочке, когда ей было всего семь лет, а по достижению ею девятилетнего возраста заключил брак. Надо понимать, что это не было супружество в физиологическом смысле с первых же лет — Мухаммаду было политически важно совершить эту женитьбу, чтобы укрепить связь с двумя своими ближайшими сподвижниками. С детства находясь на попечении пророка, Аиша была самой преданной мусульманкой и самой осведомленной о жизни Мухаммада женщиной, именно она передала потомкамсамое большое количество хадисов (изречений, описаний или действий) о пророке. Как-то Аишу несправедливо обвинили — но сам Аллах ниспослал аяты, говорящие о невиновности женщины. Более того, считается, что свидетельством ее благочестия является тот факт, что Аллах посылал Мухаммаду откровения, когда тот находился с Аишей наедине — но этого никогда не происходило с другими женами. Именно на ее руках Мухаммад и умер.

Четвертой женой пророка стала Хафса бин Умар, вдова его сподвижника, погибшего в битве при Бадре. Девушке в этот момент было 18 лет, она не обладала ни красотой, ни положительным характером, часто доводила Мухаммада своими скандалами. В силу возраста, Хафса сдружилась с Аишей, но и та не смогла оказать влияния на поведение и характер подруги.

Зайнаб бинт Хумайза умерла всего через несколько месяцев после своего замужества, поэтому о ее жизни известно очень мало — лишь то, что за доброе сердце и заботу о несчастных она получила в народе имя "Уммуль-масакин" — мать бедных.

Следующей женой стала Умм Салама бинт Абу Умая, очередная вдова, заботу о которой Мухаммад взял на себя. Умм Салама пережила своего мужа на долгих пятьдесят лет.

Особых слов заслуживает Зейнаб бинт Джахш. Во-первых, изначально она была женой приемного сына Мухаммада Зайда. Во-вторых, Зайд развелся с ней, а пророк взял ее в жены, вызвав бурю негодований — и за развод, и за "инцест". Впрочем, Аллах тут же сообщил Мухаммаду новое откровение, оправдавшее эти действия. Недовольны были не только мужчины — новый брак доставил неприятные минуты и женщинам — женам Мухаммеда Аише и Хафсе.

Девушки решили действовать сообща — вот что говорит об этом Аиша: "Посланник Аллаха привык пить мед в доме Зайнаб, дочери Джахша, и оставался с ней там. Мы с Хафсой договорились втайне, что если он придет к одной из нас, то мы должны сказать ему: "Похоже, ты съел магафир (тип дурно пахнущей смолы), когда я понюхала, от тебя пахло магафиром". Мы так и сделали, и он ответил: "Нет, но я пил мед в доме Зайнаб, дочери Джахша, и больше никогда не сделаю этого. Я поклянусь в этом, а ты никому не расскажешь об этом".

Джувайрия бинт аль-Харис была дочерью вождя Бану Мусталак, которую захватили в плен. Брак с девушкой был для Мухаммада очередным политическим приемом: после свадьбы остальные мусульмане освободили всех пленниц и пленников этого племени, ведь теперь они стали родственниками супруги пророка.

Для женщины по имени Райхана бинт Зейд пророк Мухаммад тоже не был первым мужем — но, в отличие от остальных, Райхана сначала была лишь наложницей. Ей был предложен статус законной жены в том случае, если она примет ислам, но женщина отказалась. Несмотря на то, что позже Райхана все же стала мусульманкой, умерла она фактически в статусе невольницы.

Сафия бинт Хуяй была дочерью иудейского вождя. В молодости она жила в Медине и своей поразительной красотой привлекала множество поклонников. Ее первым мужем был известный поэт, вторым — высокопоставленный "чиновник" одного из племен. В ходе очередной из битв муж и отец Сафии были убиты, а сама она взята в плен. Увидев женщину, Мухаммад пленился ею и сделал сначала своей наложницей, а потом и вовсе освободил из рабства. Как и Райхана бинт Зейд, Сафия получила предложение принять ислам и стать законной женой пророка — или же она могла сохранить свою религию и, став свободной, покинуть Мухаммада. Сафия осталась с Мухаммадом, став его законной супругой.