Оракулы в древней греции. Дельфийский оракул: как люди доверяли свои судьбы предсказателям

Дельфийский храм Аполлона Пифийского стоял в величественной местности, на круглой скале, на высоте 2.000 футов над долиной Плиста. Конусообразный камень, на который изливалась в этом храме кровь жертвенных животных, считался центром земли (подробнее – см. в статье Дельфийский храм Аполлона). Под храмом была пещера оракула, где из узкой расселины выходил темный газ, производивший наркотическое действие. Над этою расселиной был искусственный грот первобытной постройки, сложенный из пяти огромных камней, и время основания самого храма относится к незапамятной древности. Легенда говорила, что строителями храма были два художника из города Орхомена. У Гомера уже говорится о сокровищах, находящихся за «каменным порогом» бога Аполлона на скалах пифийских полей (Илиада , IX,405). При Дельфийском храме, имевшем оракул, посещаемый множеством народа, возникло в давней древности жреческое государство, подобное тем, какие существовали при храмах на Востоке, и сложившееся, быть может, под влиянием понятий, приобретенных дорийскими переселенцами на Крите и в Малой Азии и переданных ими дорийцам, оставшимся в Греции.

Значение этой жреческой общины в истории Греции огромно. Дельфийским храмом управляла коллегия пяти «святых» или верховных жрецов , которые избирались из самых древних и знатных дельфийских фамилий; сан их был пожизненный. Под их заведованием находились два жреца, совершавшие богослужение, и несколько «пророков», находившихся при пифии, устами которой давал свои ответы оракул, и записывавших её слова. Пифия избиралась из благородных дельфийских фамилий. Прежде, в этот сан выбирали девушку, впоследствии пожилую женщину; по вступлении в сан, она должна была вести святую, чистую жизнь, потому что её устами давал откровения Аполлон. Сначала был лишь один день в году, назначенный для того, чтобы вопрошать оракула. Позже когда число спрашивающих увеличилось, возросло и число дней, в которые оракул давал ответы.

Пифия дельфийского оракула готовилась к прорицанию постом, омовениями, обрядами очищения, жевала лавровые листья, облачалась в длинную одежду и с распущенными волосами садилась на золотой, устланный лавровыми ветвями треножник, поставленный над щелью, из которой шел газ. Действие газа скоро вызывало в ней бред; она в этом состоянии произносила отрывочные слова, а стоящие около неё пророки записывали их, и составляли на основании их ответы, изложенные стихами. Смысл стихов был темный, поддававшийся разным толкованиям. Составив ответ, пророки отдавали его вопрошавшему, который дожидался в комнате над гротом. Итак, ответы пифии не были продуктами пророческой экзальтации; пифия утрачивала самосознание; её личный разум угасал; тем чище передавали её уста голос божества; – так понимали греки пророчествование пифии. Состояние, в какое приводил ее газ, было тяжелое, болезненное. И собственно говоря, ответы, получаемые спрашивающими у оракула, принадлежали не пифии, а её помощникам.

Дельфийская пифия. Художник Джон Кольер, 1891

Пещера пифии была соединена темною, наполненной благоуханием галереею с тем отделом храма, который был самым священным, и в котором находились камень, обозначавшей середину земли, и жертвенник с неугасимым огнем. Вопрошающий оракула приносил на этом жертвеннике какое-нибудь животное, обыкновенно козу; к вопрошению оракула и, жертвоприношению он приготовлялся омовениями и обрядами очищения. После, когда храм стал богат, в священнейшем отделе его стояла золотая статуя Аполлона. Дельфийский храм, посещаемый множеством поклонников, сделался центром обширного рынка; обильные приношения, накопляясь в храме, образовали огромную массу богатств. Храму принадлежали земли, возделываемые подвластными ему поселянами или рабами, и дававшие большой доход. В начале VI века до Р. Х. после Первой Священной войны в собственность храму были отданы все земли города Криссы. Это был целый округ, доходивший до моря, на берегу которого, при устье Плиста, была пристань, местечко Кирра.

Дельфийский оракул, у которого греки спрашивали совета во всех важных делах, был теократическим учреждением, имевшим большое влияние на ход развития государственной и народной жизни эллинов. Он укрощал дикость буйных нравов силою гуманности, содействовал отмене приношения людей в жертву, обуздывал самоуправство, смягчал междоусобицы, кровомщение, другие грубые обычаи, помогал развитию земледелия и всех мирных занятий, требовал, чтобы виновные в убийстве искупали свой грех покаянием; он пробуждал и укреплял чувство национального единства, поставив догматом веры общность происхождения всех греков от Девкалиона и Эллина . Он охранял выработавшиеся у греков религиозные понятия и богослужебные обряды от нововведений и искажений, придавал верованиям и богослужению общий национальный характер. Праздники, совершавшиеся при храме дельфийского оракула, давали основу для правильного счета времени. Оракул содействовал расширению греческой культуры на страны варваров, посылая колонии , указывая пути для торгового мореплавания, поддерживал связи колоний с родиною и её религиозными учреждениями; он возвышал и освящал государственную жизнь, влагая религиозный элемент во все общественные дела. Жреческая корпорация, органом которой служил оракул, обладала многосторонними знаниями, богатым запасом житейского опыта; к ней шли сведения со всех краев обширного греческого мира; поэтому она была в состоянии давать разумные советы, которые были принимаемы с уважением, как откровение Аполлона. Греческий народ и в счастье и в несчастье сохранял полное доверие к ответам дельфийского оракула, исполнял его советы с наибольшим послушанием. Уважение к дельфийскому оракулу стало уменьшаться у греков лишь в поздние времена, когда жреческая корпорация храма стала за золото служить орудием интриг.

Эллинам не было причин раскаиваться в своем доверии к советам дельфийского оракула. Святые мужи на светлой высоте Парнаса стояли в стороне от распрей между племенами и государствами, зоркость их взгляда на политические дела не была омрачена личным участием в борьбе и вообще они имели точные сведения о положении государств; потому они могли судить правильнее и беспристрастнее, чем большинство политических деятелей, ослепляемых страстями, запутанных в раздоры, неспособных смотреть на дела с точки зрения национальных интересов. Дельфийская жреческая коллегия обладала тою рассудительностью, которая передается от поколения поколению в духовных корпорациях. Дельфийские жрецы были проницательны, практичны, хорошо знали людей, умели понимать трудные житейские вопросы. Но они с большим тактом воздерживались от решительных суждений, уклонялись от резкого вмешательства во внутренние дела государств, не вступались за слабых, не запрещали войн. Советы и повеления, которое давал их оракул, были религиозными наставлениями о том, как отвратить от государства гнев богов, или внушениями о надобности установить тот или другой закон.

Но успешнее всего действовал дельфийский оракул, когда давал советы основывать колонии; влияние дельфийских жрецов на ход колонизации было самое благотворное. Дельфийский оракул внушал грекам основывать колонии в Сицилии, в Южной Италии , в Галлии , в Ливии . Первым делом колонистов обыкновенно было – построить на берегу жертвенник Аполлона; все колонии считались принадлежащими Аполлону и постоянно посылали приношения в дельфийский храм. Служение Аполлону в главном его святилище было общее всем греческим племенам и государствам, потому слова пифии повсюду принимались с верою; быстрое развитие колоний свидетельствовало о практичности повелений оракула, который не столько пророчествовали о будущем, сколько давал советы о том, как следует поступить в данных обстоятельствах. Действуя с замечательною верностью своим принципам, дельфийская жреческая корпорация умела в продолжение многих веков поддерживать авторитет своего оракула. Неизменность характера его деятельности среди изменчивости всего кругом него внушала доверие к нему, казалась свидетельствующею о божественности его. В греческих государствах было много волнений и смут, затемнявших чувство справедливости, пробуждавших мучительные сомнения; тем радостнее принимали греки божественные советы дельфийского оракула, разрешавшие их недоумения. Когда люди не знают, как им поступить, то всякое решение – отрада для них.

Легендою о происхождении всех греков от Девкалиона и Эллина дельфийская жреческая корпорация много содействовала развитию общего национального чувства в греках всех племен. Легенда говорила, что союз амфиктионов установлен сыном Девкалиона, Амфиктионом; имя «греки», которым называли эллинов западные племена, легенда производила от имени сына Пандоры , дочери Девкалиона. Таким образом, дельфийские жрецы выработали понятие о национальном единстве всех греческих племен, идею общего отечества, общности происхождения, и камень в дельфийском храме, обозначавшей середину земли, обозначал также, что этот храм – центр национальной жизни эллинов.

Происхождение

Как и другие оракулы, пифия давала предсказания в строго определённые дни - только в седьмой день месяца, притом на зиму святилище закрывалось. Чтобы гарантировать благосклонность пифии, вопрошающие должны были приносить в Дельфах обильные жертвы . Люди попроще поэтому обращались не к пифии, а к бродячим прорицателям. Дельфский оракул был закрыт в 393 году по приказу императора-христианина Феодосия Великого как оплот язычества.

Сивиллы и мантика

Уникальность оракулов состояла в том, что они воспринимались как врата, через которые можно было напрямую общаться с божеством, задавать ему вопросы. В эпоху эллинизма конкуренцию оракулам стали составлять сивиллы - прорицательницы, разбросанные по окраинам греческого мира. В отличие от оракулов, они не отвечали на обращённые к ним запросы, а в экстазе пророчили предстоящие людям бедствия. Изречения сивилл заносились в особые книги , к которым в Древнем Риме обращались только с особого разрешения сената .

В отличие от оракулов, сивиллы могли представлять собой общее наследие всех индоевропейских народов - подобные предсказатели известны у кельтов , они описаны в «Рамаяне » и «Махабхарате », у славян ту же функцию выполняли вещие волхвы , у германцев - Вельва и Веледа .

От оракулов и сивилл следует отличать жрецов, которые занимались мантикой , - толкованием знаков, ниспосылаемых богами . В Древнем Риме к их числу относились авгуры , толковавшие поведение птиц, и гаруспики , гадавшие по внутренностям жертвенных животных.

Смотри также

Примечания

Литература

  • Е. В. Приходько. Оракулы в греческой литературе // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: 1994. С. 191-197.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Оракул" в других словарях:

    - (лат. oraculum, от orare говорить, испрашивать). 1) прорицатель; загадочное изречение, неопровержимо высказанное. 2) изречения богов. 3) человек, изрекающий что либо, подобно оракулу, словам которого дают особенную веру. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

    Храм бога, в котором жрецы предсказывали будущее и давали ответы на затруднительные вопросы обращающихся к оракулу людей. Иногда “оракул” сам ответ жрецов. Наибольшей известностью в Греции пользовался Пифийский оракул Аполлона в городе Дельфы.… … Энциклопедия мифологии

    См … Словарь синонимов

    ОРАКУЛ, оракула, муж. (лат. oraculum). 1. В античном мире храм, куда обращались за предсказаниями жрецов от имени божества (ист.). Дельфийский оракул. 2. Само прорицающее божество (ист.). «Как вдруг о чудо, о позор! заговорил оракул вздор, стал… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. oraculum, oro – говорю, прошу) – у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, якобы исходившее от божества и передававшееся жрецами вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. Перен. – оракул – человек, все … Энциклопедия культурологии

    оракул - а, м. oracle m. <лат. oraculum изречение, пророчество, прорицание. БАС 1. 1. У древних греков, римлян и народов древнего Востока прорицание, якобы исходящее от божества и объявленное жрецом. БАС 1. Несмысл приемлет слова сии за оракул. 1783. В … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Оракул - (oracle), место, обычно в святилище, где древн. греки, римляне и нек рые народы Востока обращались к своим божествам за советом или предсказанием. К самым знаменитым О. античного мира относятся: Дельфы, Дидимы на побережье М. Азии, Додона в Эпире … Всемирная история

    - (латинское oraculum, от oro говорю, прошу), у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передаваемое через жрецов вопрошавшим, а также определённое место, где оглашалось предсказание. В Греции наибольшей известностью пользовались… … Современная энциклопедия

    - (лат. oraculum от oro говорю, прошу), у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передававшееся жрецами от имени божества вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. В переносном смысле человек, все суждения… … Большой Энциклопедический словарь

    ОРАКУЛ, а, муж. 1. В античном мире и у народов Древнего Востока: жрец прорицатель воли божества, дававший в непререкаемой форме ответы на любые вопросы. 2. перен. О том, чьи суждения признаются непререкаемой истиной (ирон.). | прил. оракульский,… … Толковый словарь Ожегова

    Муж., лат. прорицатель, предвещатель, вещий; | прорицалище, место, заведенье, где предсказывают. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Книги

  • Оракул , Фад Роман Алексеевич , Впервые! Оракул от Романа Фада с Мандалой и фирменным королевским амулетом, усиливающим действие всех предсказаний! Оракул от Романа Фада - это уникальная книга-гадание, которая поможет вам… Категория:
Дельфийский оракул находился при храме Аполлона в Дельфах, и был одним из главных оракулов в эллинском мире.

Изначально оракул принадлежал Гее, и охранялся драконом Пифоном (по другой версии драконихой), поэтому место называлось Пифо, что в переводе с греческого означало подвергать гниению.

Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна, что в переводе с греческого означало лавр.

Второй пророчицей была Феба. От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе.

Феба передала его своему внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы.

Аполлон убил охранявшего вход в подземелье дракона Пифона, который преследовал его мать Лето, и овладел оракулом.

После поражения дракона Аполлон сжег его тело и собрал пепел в саркофаг в виде кубка. Затем Аполлон установил траурные игры в честь Пифона.

Заняв место Пифона, Аполлон не хотел или не мог сам заниматься вещеванием, так как для этого нужно было постоянно находиться в подземелье и бдительно следить за состоянием Земли. Поэтому он отправился искать жрецов для своего храма.

В море он увидел корабль идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал об их предназначении.

В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону, и он был назван Дельфийским, в честь образа дельфина, в котором Аполлон им явился.

Но не стоит так буквально воспринимать, что Аполлон сделал своими жрецами первых встречных моряков.

Если проанализировать исторические сведенья, то подобные ритуалы – пророчество получаемые от главной жрицы, проводились именно на Крите.

В таком случае, Аполлон перенес в Дельфы магический ритуал с острова Крит.

Жрецы Аполлона начали получать пророчества не от богини Земли Геи, и даже не от самого Зевса, а от его сына Аполлона.

Но Аполлон не вершил судьбы людей подобно Зевсу, поэтому не мог видеть будущее и не мог вещать будущее.

Аполлон как настоящий маг, чародей - «метатель солнечных лучей» вызывал в земле испарения, с помощью которых Пифия, земная женщина, заменившая Пифона, испытывала необходимый для прорицания транс.

Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. До принятия сана она могла быть замужем и иметь детей. От неё требовалось преданность Аполлону и некоторые способности.
Весь ритуал пророцания проводился как театральное представление по определенному сценарию.

"Перед пророчеством Пифия, омывшись в Кастальском источнике, надев золототканую одежду, распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей. Затем она спускалась в центральную часть храма - адитон, где пила из источника, жевала лавр, садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, принималась пророчествовать. Впадая в наркотический экстаз, Пифия произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и истолковали жрецы храма".

В древности прорицания давались один раз в год в день рождения Аполлона - 7 Бисия (середина февраля - середина марта), когда он возвращался от гипербореев.

С VI в. до н. э. прорицания стали даваться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев.

Ещё позже стали даваться ежедневно, кроме особых нечистых дней.

Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением.

Храм находился на южном скалистом склоне Парнаса на высоте 700 м над уровнем моря.

Склоны окрестных гор изобиловали источниками, наиболее известным из которых является Кастальский, окружённый лаврами посвящённые Аполлону.

Этот храм и его оракул являлись классическим образцом магического искусства, на котором развилось пифагорейство.

Поэтому на фронтоне храма был написан девиз пифагорейцев: «познай самого себя», «ничего сверх меры» и также загадочное изображение буквы «Ε».

О значение этой надписи существует трактат неопифагорейца Плутарха (I-II в.в. н. э.) «О надписи „Е" в Дельфах».

В этом трактате приводятся следующие версии о смысле символа.

1. «Е» означает число «5», поскольку (пифагорейские) мудрецы хотели этим сказать, что их всего пять (Фалес, Солон, Питтак и Хилон), а тираны Клеобул и Периандр Коринфский не заслуживают имени мудрецов;

2. «Е» означает вопросительную частицу др. греч. "εἰ" и указывает, что к Аполлону обращаются с вопросами;

3. буква «Е» означает второе лицо от глагола др.- греч. "εἰμι" - "εἷ", то есть «ты еси», ибо при входе в храм бог встречает входящих словами «Познай себя», а отвечать ему следует «ты еси», утверждая в нём тем самым истинное и чистое бытие;

4. «Е» означает греческий союз др.- греч. "εἰ" («если») и указывает на присущую Аполлону диалектику;

5. «Е» может соответствовать пифагорейской пятёрке. Для посетителей были доступны: жертвенник Посейдону, статуи двух Мойр, Зевса - Мойрагета, Аполлона и железный трон поэта Пиндара.

Во внутренней части храма (адитон), недоступной для посетителей, находились - золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним саркофаг с пеплом Пифона.

Посреди амфитеатра была площадка с расселиной в скале, из которой поднимались испарения ядовитого источника. Здесь же стоял золотой треножник, на котором во время прорицания восседала пифия.

Археологические раскопки, проводимые с конца XIX века, показали, что Касталийское ущелье было заселено с середины II тысячелетия до н. э. А религиозные традиции и обряды Дельф уходит корнями в Микенскую культура, которая существовала на поберезье Средиземного моря и в частности на осторове Крит.

Мифы о Пифоне свидетельствуют о доаполлоновском культе, о догреческих истоках оракула. Ещё Гомер в Илиаде пишет о «храме Феба пророка в Пифосе, утёсами грозном».

Павсаний (Описание Эллады) рассказывает о четырёх последовательно построенных дельфийских храмах: из лаврового дерева, из воска и перьев, из меди и камня.

Каменный храм, построенный в середине VII века до н.э. Агамедом Трофонием сгорел в 548 г. до н. э. и был заменён новым, построенным дельфийскими амфиктионами, который был разрушен землетрясением в 373 г. до н. э.

Нынешние руины являются остатками сооружения 369-339 г.г. до н.э.

В связи с тем, что Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций и основанных на новых землях городов, то перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу.

Благодаря этому храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, которую в изрядной степени контролировали жрецы оракула.

В подданство Дельфийского оракула принимались вновь создаваемые храмы в разных концах Средиземного моря.

Дельфийский храм заключил политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма.

У Дельфийского храма были налажены отношения с этрусской династией Тарквиниев в Риме через посредство куманского храма. После падения этой династии (510 г. до н.э.) дельфийские жрецы, способствуя перенесению оракулов Куманской Сивиллы (сивиллиных книг) в Рим, смогли провести постепенную эллинизацию римской религии.

Расцвет Дельфийского оракула относится к VII-V векам до н. э., когда он выступал посредником в межполисных конфликтах.

Еще со времен римского владычества в Дельфийском храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья.

Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу.

В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами от многих царей Древнего мира. Например, царь Мидас преподнес в подарок храму золотой трон. Лидийский царь Крез также был поклонником дельфийского Аполлона.

Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы изменили Спарте и приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидской империи.

Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 г. до н.э., а при императоре Феодосии (391 г. н. э.) его окончательно закрыли.


Люди в Древней Греции считали, что их жизнь предначертана заранее. Однако каждому хотелось узнать, что их ждет в будущем. За ответом греки отправлялись к оракулам. На протяжении несколько сотен лет глас этих прорицателей был решающим во всем, начиная от бытовых неурядиц и заканчивая вопросами градостроительства и развязывания войн.




Оракулом в древности называли ясновидящего или же предсказания, произнесенные им. Самым известным в Древней Греции был Дельфийский оракул в храме Аполлона. Там служили пифии-прорицательницы. Поначалу пифиями назначали девственниц, но после скандала с соблазнением одной из них посетителем, юных жриц заменили на зрелых женщин, дабы не портить репутацию.



Пифия заблаговременно готовилась к предсказаниям: три дня соблюдала пост, совершала омовение в источнике и облачалась в дорогую одежду. Жрица усаживалась на огромный золотой треножник, установленный над разломом в земле, откуда шел пар, окружавший женщину плотной дымкой.



В дополнение к пару, выходившему из недр земли, вокруг пифии зажигались благовония. Та, овеянная дурманом, впадала в экстаз и начинала вещать. Предсказания пифии больше напоминали несвязное бормотание, которое потом расшифровывали жрецы. «Не обжигай сосудов в печи» означало «не сжигать людей в башне». «Найдешь своего коня» - посетителя, услышавшего это предсказание, смерть настигла в городке под названием Иппос (в переводе «Конь»).

Удивляло, с какой точностью оракулы предсказывали исход грядущих политических событий. Современные скептики высказываются в пользу того, что у провидцев была обширная сеть информаторов, которые следили за политической обстановкой в стране.




Но как быть с теми людьми, которые приходили к оракулам с насущными вопросами. До наших дней дошло более 500 записанных пророчеств, и большинство из них были невероятно точными. Однажды Александр Македонский отправился к оракулу за пророчеством. Ему пришлось ждать очень долго. Когда же подошла его очередь, пифия отказалась принимать его, т. к. месяц не подходил для предсказаний. Тогда завоеватель уничтожил всех охранников, стащил с треножника жрицу за волосы и потянул к выходу, пока та не воскликнула: «Отпусти меня, те непобедим!» И удовлетворенный Александр покинул храм мирно.



Храм в Дельфах просуществовал до 390 г. н. э. Римский император Феодосий I, исповедовавший христианство, уничтожил его как оплот язычества. Тем не менее, люди продолжали искать ответы в предсказаниях. Эти

Оракул Древней Греции. Легендарные пророчества были запечатлены не только в греческих мифах, но и в исторических хрониках. По свидетельствам древних, все сделанные Дельфийским оракулом предсказания сбывались.

Среди многочисленных храмов, посвященных различным божествам, греки с наибольшим почтением относились к храму Аполлона близ города Дельфы. На протяжении почти двадцати столетий сюда стекался народ со всего света. Но приходили в храм не только для того, чтобы вознести хвалу великому богу солнца. Все знали, что именно здесь, в Дельфах, находится великий оракул, способный предсказывать будущее, видеть прошлое и толковать настоящее. За советом к Дельфийскому оракулу обращались как простые пастухи, воины и торговцы, так и цари, императоры и полководцы. Легендарные пророчества были запечатлены не только в греческих мифах, но и в исторических хрониках. По свидетельствам древних, все сделанные Дельфийским оракулом предсказания сбывались.

Тайна рождения оракула.

Как говорит легенда, на склоне горы Парнас в Дельфах была глубокая темная пещера, где обитал ужасный змей Пифон. Томимый неутолимой жаждой крови, он разорял близлежащие селения, убивал каждого, кто попадался ему на глаза. Бог Аполлон сразился с чудовищем и, победив его, основал на горе Парнас храм. Древние греки считали, что дух Пифона остался в парнасской пещере для того, чтобы помогать избранным предсказывать будущее. Потому местные жители стали называть храм Аполлона Пифийским, а его жриц – пифиями.

Другое предание гласит, что Дельфийский оракул появился благодаря… козам. Греческие пастухи, пасшие свои стада на парнасских склонах, однажды заметили, что козы, щипавшие молодую зелень около странной расселины в скале, вели себя очень необычно. Они подпрыгивали, перебирали копытцами, словно танцуя, и издавали звуки, больше похожие на человеческое пение, нежели на блеяние. Пастухи решили узнать причину столь странного поведения коз. Приблизившись к скале, они почувствовали сильный и резкий запах. Через несколько минут «исследователи» сами лихо отплясывали на лугу и напевали какую-то бессмыслицу. Остальные пастухи, удивленные поведением товарищей, заподозрили несчастных в помутнении рассудка. Каково же было их удивление, когда «бессмыслица», которую пропели пастухи, ходившие к расселине, оказалась правдой, точно исполнившимся предсказанием.

По округе тотчас же разнесся слух, что у горы Парнас можно самому пообщаться с богами и узнать будущее. Люди толпами шли к расселине, чтобы испытать на себе ее действие. Были и такие, которые в трансе прыгали со скал и разбивались на смерть. Пора было остановить это безумие: проход к горе оградили стеной, а около расселины построили храм, посвященный богу-предсказателю Аполлону. Отныне вещать волю богов под воздействием испарений таинственной расселины должен был только один человек – специальная жрица.

Проходили века, одна пифия сменяла другую, продолжая вещать о прошлом и будущем. Неизменным оставалось лишь одно – точность и правдивость предсказаний.
Предсказывать будущее в храме Аполлона считалось необыкновенной привилегией и большой удачей. Естественно, что желающих испытать на себе действие «волшебного» газа из расселины и получить почетное место нашлось много. Однако было замечено, что испарения действуют на всех по-разному, и не все могут настроиться на общение с божеством. Первоначально вещать пробовали жрецы храма, но большее, чего они могли добиться, был эффект опьянения. Войти в глубокий транс не удавалось никому… из мужчин.

Тогда поиски начались среди женщин. Результат превзошел все ожидания. Как выяснилось, больше всего газ влиял на впечатлительных молоденьких девушек. Таким образом, на место прорицателя стали приглашать юных греческих дев. Этой традиции придерживались до тех пор, пока не случился первый скандал в стенах храма Аполлона: юную пифию соблазнил и похитил один из путешественников, пришедших за советом. Репутация Дельфийского оракула висела на волоске. Предприимчивые жрецы нашли выход из ситуации. Они решили увеличить возрастную планку при выборе новой пифии. С этого самого момента роль предсказателя стали исполнять старые греческие девы.

Подготовка к общению с богами.

Накануне торжественного дня, когда пифия должна была вещать о грядущих и прошедших событиях, она отправлялась в уединенную комнату, где на ложе из лавровых листьев проводила целую ночь. Поутру предсказательница, закрывшись от посторонних взглядов белой накидкой, под чуткой охраной жрецов отправлялась к священному Кастальскому источнику. Обнажившись, она окуналась в прозрачные воды, чтобы очиститься и быть готовой внимать воле богов. Затем пифия шла к ручью Кассотис, где, сделав согласно традициям несколько глотков воды, она набиралась мудрости, чтобы толковать слова Аполлона людям. Вернувшись в храм, пророчица несколько часов проводила в молитвах перед алтарем Гестии. В это время жрецы сжигали на алтаре фимиам, ладан, ветви сосны и белену, чтобы подготовить пифию к «сеансу божественных откровений». Когда же предсказательница ослабевала настолько, что не могла стоять на ногах, ее относили в подземную залу храма, где, собственно, и происходило общение с Аполлоном. Эта потайная комната храма соединялась с вышеупомянутой расселиной. Жрецы усаживали пифию на золотой треножник с высокой спинкой, к которой был прикреплен огромный конус из золотых пластинок. Конструкция кресла предсказательницы была такова, что газ скапливался внутри конуса, и пифия вдыхала его на протяжении всего «сеанса».

Самые известные пророчества.

В 546 году до нашей эры лидийский царь Крез объявил войну персидскому правителю Киру II. Прежде чем отправить войска в бой, Крез послал гонца к Дельфийскому оракулу, чтобы узнать, чем закончится сражение. Пифия дала такой ответ: «Когда ты перейдешь реку Калис, погибнет великая армия». Так и случилось! Только разбитым оказалось войско Креза, а не Кира II.
Когда пифию посетил известный греческий философ Аполлоний из Тианы, он задал ей вопрос: «Сохранятся ли в памяти потомков мои труды и поступки?» Предсказательница дала утвердительный ответ, но добавила, что сам он будет проклят, а рукописи его будут гореть. Пифия не ошиблась: греки долгое время почитали Аполлония, и его философская школа пользовалась небывалой популярностью. Но в эпоху раннего христианства отцы церкви прокляли философа и повелели сжигать все его труды.

Теория предсказаний.

Ученые долгое время считали, что предсказания Дельфийского оракула нельзя воспринимать всерьез. В состояние транса пифия входила благодаря действию газа, просачивающегося из расселины, над которой был построен храм Аполлона. Следовательно, пророчества предсказательницы – всего лишь бессмыслица, произносимая под влиянием сильнодействующего вещества, а вовсе не истина, внушенная божеством. Современные ученые разработали другую версию феномена Дельфийского оракула. Исследователи считают, что нашу планету окружает энергетическое информационное поле, где запечатлено не только все, что происходило, но и все, что должно случиться. Эта оболочка Земли представляет собой невероятное количество информации. Она закрыта от обычного человека, так как большинство людей не смогло бы контролировать потоки поступающей информации и не выдержало бы такой нагрузки. Но ученые убеждены, что при правильной подготовке любой желающий мог бы «подключиться» к этому информационному полю. Почему бы не предположить, что пифии Дельфийского оракула в храме Аполлона были именно такими специально подготовленными людьми? Конечно, нельзя говорить об этом с полной уверенностью, но история знает примеры того, как в древности использовались технологии, заново открытые уже в XXI веке.

Фото: TottoBG flickr.com/20213501@N05