Концептуальный характер наук на древнем востоке. Преднаука и наука: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей как две стратегии порождении знаний

Происхождение науки - это, по сути, проблема начала, в решении которой много сложностей, связанных с недостатком данных о времени и местах ее возникновения и с теоретическим вопросом о критериях се первичных форм.

В истоках науки разумно выделить две формы (два этапа) - протонауку и предиауку. Когда мы говорим о протонауке, то имеем в виду появление таких факторов, без которых была бы невозможна ни одна из последующих разновидностей науки, при этом данные факторы взаимодействуют таким образом, что позволяют протопауке получать информацию о реальности, тогда как преднаука непосредственно предшествует по времени появлению собственно науки. Протонаука возникает на самых ранних этапах существования человечества - в первобытном обществе. Ее нижняя временная граница связана с неолитической революцией, тогда как верхней границей является эпоха, непосредственно предшествующая созданию великих цивилизаций Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии, Китая и др. Протонаука была вписана в синкретическую целостность отношений первобытного человека к миру, в которой выделяют религиозную, ритуально-обрядовую, магическо-символическую, мифопоэтическую и прагматическую составляющие. Ритуал (священнодействие) - это основа религиозного отношения к миру древнего человека; в нем воспроизводится акт творения мира и с помощью обрядов символизируется вхождение в него человека. Магическое отношение к природе исходит из того, что каждый элемент природы и природа в целом способны оказывать воздействие на все - «все находится во всем». Мифопоэтическая составляющая раскрывает особенности мышления древнего человека: мысль не работает автономно, мифологическое мышление является непосредственным, эмоциональным и синкретичным, наполненным воображением, когда в чувственно-конкретных мифопоэтических образах воспроизводится скрытая сущность мира, а многое попросту предугадывается с помощью воображения. Что собой представляет мир, создаваемый мифопоэтическим мышлением? В. Н. Топоров называет его космолого-космогонической моделью мира. Космологический аспект отвечает на вопрос: что есть космос? Космогонический аспект - как он возникает? Исследователь отмечает, что мир древнего человека космоподобен, но одновременно присутствует и обратная зависимость: первобытный мир - это мир антропоморфный и социоморфный; В. II. Топоров квалифицирует его как тождество макрокосма и микрокосма. Происхождение космоса представляет собой борьбу космического упорядочивающего начала с хаотическим деструктивным началом; описание последовательного сотворения мира (сначала то, что было «до начала») - описание хаоса; затем последовательное сотворение элементов мироздания - от космического до человеческого. Представление о мире в первобытных обществах структурировано в пространстве и времени. Пространство и время негомогенны: высшая ценность отождествляется с центром мира, именно он обладает максимумом сакралыюсти, поскольку в нем совершается акт творения. Целостным образом космоса является «мировое дерево». Оно символизирует пространственную и временную структуру мира. В протонауке присутствует особая семантика мира, в значениях знаков которой формируется система бинарных (двоичных) различительных признаков (верх/низ, правое/левое, север/юг, теплое/ холодное, мужское/женское, близкое/далекое, свое/чужое, рож- дение/гибель и мн. др.), набор которых позволял описывать сложность и разнообразие мира. В языковом творении первобытного человека задействованы и числовые характеристики, связанные с элементарной процедурой счета, но будучи погруженными в сплав практически-ритуальных видов деятельности, они одновременно приобретали и сакрально-мифологический смысл.

Что касается хронологических и географических границ преднауки, то нижняя граница связана с созданием великих цивилизаций Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии и Китая - это VI -III тысячелетия до н. э., когда на основе общин нового каменного века, существовавших на берегах великих рек Африки и Азии, возникли более совершенные формы общества, новые центры культуры. Верхняя граница нреднау- ки - это время зарождения греческой науки и философии VII- VI столетий до н. э.

Что собой представлял образ жизни человека древневосточных цивилизаций? Согласно марксистской позиции, в этот период возникает так называемое «действительное разделение труда» па материальный и духовный труд, а также специализация внутри каждого из них. А. Мень в качестве решающего фактора образа жизни человека древних цивилизаций называет образование городов (в Месопотамии - Ниппур, Ур, Лагаш; в Египте - Мемфис и Фивы; знаменитый Вавилон одноименной древневосточной цивилизации II тыс. до н. э., в Индии - Кашмир, Пенджаб и др.); он говорит о «городской революции», поскольку городской образ жизни человека древневосточных цивилизаций разительно отличался от жизни первобытных людей. Пред- паучные знания были тесно связаны с духовно-религиозными исканиями (памятники духовно-религиозных исканий ранних цивилизаций - «Книга мертвых», «Мемфисский богословский трактат», «Эпос о Гильгамеше», «Гимны Ригведы», «Упапиша- ды»). Важное значение имело возникновение и развитие письменности (во второй половине II тыс. до н. э. у финикийцев было изобретено алфавитное письмо).

Что предстает в этих цивилизациях как преднаука? Развивались астрономические знания: существовали определенные представления о Солнце и Луне, интерес вызывали их затмения, а также положение звезд и созвездий на небе, движение таких небесных светил, как планеты. Создавались различные инструменты для астрономических измерений; о точности астрономических знаний можно судить по различным календарям этого региона; особо высоко оценивается египетский календарь. Календари делились на астрономические, гражданские, сельскохозяйственные, солнечные, лунные, были календари для религиозных нужд. Астрономические знания самым тесным образом связаны с математикой. Были разработаны основы десятичной (Египет, Индия, Китай) и шестидесятеричной (в математике Двуречья) системы счисления. Египтяне владели действиями с дробями, вавилоняне - техникой решения квадратных уравнений; они решали линейные и квадратные уравнения с двумя неизвестными, даже задачи, сводящиеся к кубическим и к биквадратным уравнениям. Вавилонская геометрия располагала формулами для площадей простых прямолинейных фигур и для объемов простых тел, а гак называемая теорема Пифагора была известна во всех регионах Востока.

Своеобразие как древневосточной математики, так и знаний этой эпохи в целом в их прикладном характере - они появились из практических потребностей, и главной их функцией было обслуживание разных сфер человеческой жизнедеятельности (земледелия, ирригации, строительства, ремесла и пр.). Математическая мысль постепенно начинает развиваться уже независимо от практических потребностей. Абстракции первого уровня, например числа, образовались в результате работы с конкретными чувствепно-восприпимаемыми предметами, а вот уже алгебраические объекты и операции над ними возникают при отвлечении от конкретики чисел и операций над ними. В математике Древнего Востока нет того, что называется доказательством: в дошедших до нас текстах даются только предписания в виде правил: «делай то-то, делай так-то»; это признаки рецептурного знания. На стадии древневосточной преднауки, помимо астрономии и математики, существовал огромный массив знаний, относящихся к природе и человеку. И все эти области знаний носили сугубо прикладной характер. Так, несмотря па развитость, египетская и индийская медицина ставила сугубо практические цели - как относиться к тому или иному конкретному случаю. Развитие медицины требовало накопления и систематизации знаний по ботанике, зоологии и минералогии. В древнеиндийской культуре значительное внимание проявляли к психологии - так появлялся интерес к внутреннему миру человека, тогда как в древнекитайской культуре центром изучения были этико-социальные вопросы. За древнеиндийской культурой признаются также заслуги и в разработке начатков логики.

Рассматривая отличительные признаки преднауки, мы должны назвать еще одну ее особенность - мифо-религиозную, сакральную составляющую, которая имела самые разные проявления. Во-первых, научной деятельностью занимались главным образом служители религиозного культа или школьные учителя (часто два этих социальных статуса совмещались). Во- вторых, древневосточная преднаука существовала в симбиозе с магией, астрологией и прочими оккультными науками. В тот период существовало принципиальное сходство в способах познания мира между преднауками (астрономией, математикой, естествознанием и др.) и так называемыми «гадательскими науками» (например, астрологией и мн. др.). Они были схожи и по направленности на практическую жизнедеятельность людей. Так, например, астрономия была тесно связана с астрологией, которая в целях предсказания судьбы и предзнаменований позволила собрать необходимый эмпирический материал. Накапливая и систематизируя его, «гадательские науки» были органично включены в преднауку.

Итак, отличительными признаками преднауки являются прикладной характер и ее рецептурное содержание, неразрывность с религиозно-духовными исканиями и с так называемыми оккультными науками.


Возникновение естествознания
Элементы естественных знаний, знаний в области естественных наук, накапливались постепенно в процессе практической деятельности человека и формировались большей частью исходя из потребностей этой практической жизни, не становясь самодостаточным предметом деятельности. Выделяться из практической деятельности ϶ᴛᴎ элементы начали в наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность: Шумер и Древний Вавилон, Древние Египет, Индия, Китай. Чтобы понять, почему одни моменты естествознания появляются ранее других, вспомним, области деятельности, знакомые человеку той эпохи:
- сельское хозяйство, включая земледелие и скотоводство;
- строительство, включая культовое;
- металлургия, керамика и прочие ремесла;
- военное дело, мореплавание, торговля;
- управление государством, обществом, политика;
- религия и магия.
Рассмотрим вопрос: развитие каких наук стимулируют ϶ᴛᴎ занятия?
1. Развитие сельского хозяйства требует развития соответствующей сельскохозяйственной техники.
При этом от развития последней до обобщений механики слишком долгий период, чтобы всерьез рассматривать генезис механики из, скажем, потребностей земледелия. Хотя практическая механика, несомненно, развивалась в это время. К примеру, можно проследить появление из примитивной древнейшей зернотерки, через зерновую мельницу (жернова) водяной мельницы (V-III вв. до н.э.) - первой машины в мировой истории.
2. Ирригационные работы в Древнем Вавилоне и Египте требовали знания практической гидравлики.


Управление разливом рек, орошение полей при помощи каналов, учет распределяемой воды развивает элементы математики. Πервые водоподъемные приспособления - ворот, на барабан которого был намотан канат, несущий сосуд для воды; «журавль» - древнейшие предки кранов и большинства подъемных приспособлений и машин.
3. Специфические климатические условия Египта и Вавилона, жесткое государственное регулирование производства диктовали необходимость разработки точного календаря, счета времени, а отсюда - астрономических познаний. Египтяне разработали календарь, состоящий из 12-ти месяцев по 30 дней и 5-ти дополнительных дней в году. Месяц был разделен на 3 десятидневки, сутки на 24 часа: 12 дневных часов и 12 ночных (величина часа была не постоянной, а менялась со временем года). Ботаника и биология еще долго не выделялись из сельскохозяйственной практики. Πервые начатки этих наук появились только у греков.
4. Строительство, особенно грандиозное государственное и культовое требовали, по крайней мере, эмпирических знаний строительной механики и статики, а также геометрии. Древний Восток был хорошо знаком с такими механическими орудиями как рычаг и клин. На сооружение пирамиды Хеопса пошло 23300000 каменных глыб, средний вес которых равен 2,5 тонны. Πри сооружении храмов, колоссальных статуй и обелисков вес отдельных глыб достигал десятков и даже сотен тонн. Такие глыбы доставлялись из каменоломен на специальных салазках. В каменоломнях для отрыва каменных глыб от породы служил клин. Πодъем тяжестей осуществлялся с помощью наклонных плоскостей. К примеру, наклонная дорога к пирамиде Хефрена имела подъем 45,8 м и длину 494,6 м. Следовательно, угол наклона к горизонту составлял 5,3 градуса, и выигрыш в силе при поднятии тяжести на эту высоту был значительным. Нужно сказать, что для облицовки и подгонки камней, а возможно и при подъеме их со ступеньки на ступеньку, применялись качалки. Для поднятия и горизонтального перемещения каменных глыб служил также рычаг.
К началу последнего тысячелетия до н.э. народам Средиземноморья были достаточно хорошо известны те пять простейших подъемных приспособлений, которые впоследствии получили название простых машин: рычаг, блок, ворот, клин, наклонная плоскость. При этом до нас не дошел ни один древнеегипетский или вавилонский текст с описанием действия подобных машин, результаты практического опыта, видимо, не подвергались теоретической обработке. Строительство больших и сложных сооружений диктовало необходимость знаний в области геометрии, вычислении площадей, объемов, которое впервые выделилось в теоретическом виде. Для развития строительной механики необходимо знание свойств материалов, материаловедение. Древний Восток хорошо знал, умел получать очень высокого качества кирпич (в том числе обожженный и глазурованный), черепицу, известь, цемент.
5. Β древности (еще до греков) было известно 7 металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, железо, а также сплавы между ними: бронзы (медь с мышьяком, оловом или свинцом) и латуни (медь с цинком). Цинк и мышьяк использовали в виде соединений. Существовала и соответствующая техника для плавки металлов: печи, кузнечные мехи и древесный уголь как горючее, что позволяло достигнуть температуры 1500 0С для плавления железа. Разнообразие керамики, производимой древними мастерами, позволило, в частности, археологии в будущем стать почти точной наукой. В Египте варили стекло, причем разноцветное, с применением разнообразных пигментов-красителей. Широкой гамме пигментов и красок, применявшихся в различных областях древнего мастерства, позавидует современный колорист. Наблюдения над изменениями природных веществ в ремесленной практике, наверное, послужили основой для рассуждений о первооснове материи у греческих физиков. Некоторые механизмы, применяемые ремесленниками, чуть ли не до сей поры, изобретены в глубокой древности. К примеру, токарный станок (конечно, ручной, деревообрабатывающий), прялка.
6. Нет нужды долго распространяться о влиянии торговли, мореплавания, военного дела на процесс возникновения научных знаний. Отметим только, что даже простейшие виды оружия должны делаться с интуитивным знанием их механических свойств. В конструкции стрелы и метательного копья (дротика) уже заложено неявное понятие об устойчивости движения, а в булаве и боевом топоре - оценка значения силы удара. В изобретении пращи и лука со стрелами проявилось осознание зависимости между дальностью полета и силой броска. В целом, уровень развития техники в военном деле был значительно выше, чем в сельском хозяйстве, особенно в Греции и Риме. Мореплавание стимулировало развитие той же астрономии для координации во времени и пространстве, техники строительства судов, гидростатики и многого другого. Торговля способствовала распространению технических знаний. Кроме того, свойство рычага - основы любых весов было известно задолго до греческих механиков - статиков. Следует отметить, что в отличие от сельского хозяйства и даже ремесла, ϶ᴛᴎ области деятельности были привилегией свободных людей.
7. Управление государством требовало учета и распределения продуктов, платы, рабочего времени, особенно, в восточных обществах. Нужно сказать, что для этого были нужны хотя бы начатки арифметики. Иногда (Вавилон) государственные нужды требовали знаний астрономии. Πисьменность, сыгравшая важнейшую роль в становлении научных знаний - во многом продукт государства.
8. Взаимоотношения религии и зарождающихся наук предмет особого глубокого и отдельного исследования. В качестве примера укажем лишь, что связь между звездными небом и мифологией египтян очень тесная и прямая, а потому развитие астрономии и календаря диктовалось не только нуждами сельского хозяйства.
Постараемся просуммировать сведения о том, что было выделено на Древнем Востоке как теоретическое знание.

Знания и познание (преднаука) в архаических культурах и ранних цивилизациях

Логика и философия

Знания и познание преднаука в архаических культурах и ранних цивилизациях Науке как таковой предшествует преднаука доклассический этап где зарождаются элементы предпосылки науки. Именно этот период чаще всего считают началом исходным пунктом естествознания и науки в целом как систематического исследования реальной действительности. Знания существовали в религиозномистической форме и поэтому были доступны только жрецам которые могут читать священные книги и как носители практических знаний иметь власть над людьми. Жрецы накапливают...

1. Знания и познание (преднаука) в архаических культурах и ранних цивилизациях

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

В древнеегипетской цивилизации возник сложный аппарат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Носителями знаний были жрецы, в зависимости от уровня посвящения обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мистической форме и поэтому были доступны только жрецам, которые могут читать священные книги и как носители практических знаний иметь власть над людьми.

Как правило, люди селились в долинах рек, где близко вода, но здесь и опасность - разливы рек. Поэтому возникает необходимость систематического наблюдения за явлениями природы, что способствовало открытию определенных связей между ними и привело к созданию календаря, открытию циклически повторяющихся затмений Солнца и т.д. Жрецы накапливают знания в области математики, химии, медицины, фармакологии, психологии, они хорошо владеют гипнозом. Искусное мумифицирование свидетельствует о том, что древние египтяне имели определенные достижения в области медицины, химии, хирургии, физики, ими была разработана иридодиагностика.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произведенного продукта, расчет выплат, налогов, использовались пропорции, так как распределение благ велось пропорционально социальным и профессиональным рангам. Для практического употребления создавалось множество таблиц с готовыми решениями. Древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходимы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никогда они не занимались созданием теорий - одним из важнейших признаков научного знания.

Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, бронзу, цветное стекло, установили, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде (для справки: современное значение - 365 дней 5 часов, 48 минут, 46 секунд), ими была создана оригинальная концепция Me, содержащая мудрость шумерской цивилизации, большая часть текстов которой не расшифрована.

Специфика освоения мира шумерской и другими цивилизациями Древней Месопотамии обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рационального исследования мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения явлений используются аналогии из жизни людей.

Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. В нем, как правило, происходит отождествление различных предметов, явлений, событий (Солнце = золото, вода = молоко = кровь). Для отождествления необходимо было овладеть операцией выделения "существенных" признаков, а также научиться сопоставлять различные предметы, явления по выделенным признакам, что в дальнейшем сыграло значительную роль в становлении знаний.

Существенные черты древневосточной преднауки .

Наиболее развитая в период дл 6 в. до н.э. в аграрном, реме с ленном, военном, торговом отнош е нии восточная цивилизация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработала определе н ные знания. Эти знания накапливались, хранились и передав а лись от поколения к поколению, что позволяло им оптимально организовать деятельность. Однако н а личие некоторого знания само по себе не создает науку. Ее определяет целенаправле н ная деятельность по в ы работке нового знания.

1. На Др.Востоке знания вырабатывались путем обобщений практического опыта и циркулировали в обществе по принципу наследственного профессионализма. Процессы изменения знаний происходили стихийно, отсутствовала критико-рефлективная деятельность по оценке знаний. Знания принимались на бездоказательной основе, знание функционировало как набор готовых рецептов, что вытекало из его практического характера.

2. Особенностью древневосточной науки является отсутствие фундаментальности. Наука представляет не деятельность по выработке рецептурно-технологических схем, рекомендаций, а самодостаточную деятельность по анализу, разработке теоретических вопросов – «познание ради познания». Древневосточная же наука ориентирована на решение прикладных задач. Даже астрономия, казалось бы, не практическое занятие, в Вавилоне функционировала как прикладное искусство, обслуживавшее либо культовую (времена жертвоприношений привязаны к периодичности небесных явлений – фазы Луны и т. п.), либо астрологическую (выявление благоприятных и неблагоприятных условий для текущей политики и т. д.) деятельность. В сравнение: в то время в Др.Греции астрономия понималась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.

3. Древневост. наука не была рациональной, что было обусловлено характером социально - политического устройства древневосточных стран. Антидемократизм в социально-политической жизни этих стран (страны Ближнего Востока – откровенная деспотия) отражался на их интеллектуальной жизни. Предпочтение отдавалось не рациональной аргументации и доказательству, а авторитету. Отсутствие предпосылок к обоснованию знания и принятые механизмы аккумулирования и трансляции знания приводили его к фетишизации (религиозному слепому поклонению). Отсутствие демократии, обусловленная этим жреческая монополия на науку определили ее нерациональный, догматический характер, превратив ее в разновидность полумистического, сакрального (священного, относящегося к религиозному) знания.

4. Решение случайных задач, носящих частный нетеоретический характер, лишало древневост. науку систематичности. Поскольку поиск был ориентирован на нахождение практических рецептов, не проводилось универсальных доказательств. А отсутствие доказательного рассмотрения предмета в общем виде лишало возможности вывести необходимую о нем информацию.

Следовательно, если исходить из того, что такие признаки как фундаментальность, доказательность, рациональность необходимы для спецификации науки как элемента надстройки, особого типа рациональности, то наука в этом понимании не сложилась на Др. Востоке. А исторический тип познавательной деятельности, который сложился на Др.Востоке соответствует донаучной стадии развития интеллекта и научным еще не является.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62085. Урок по легкой атлетике 17.67 KB
Стойка ноги врозь правая рука вверх 1-2 наклон туловища влево 3-4 наклон туловища вправо 3 И. стойка ноги врозь 1 наклон вперед 2 И. 3 наклон вперед 4 И. ноги врозь наклоны туловища 1 наклон влево 2 И.
62087. Food and Health 32.19 KB
Today we are going to speak about food and our health. So we must decide what should we eat in order to be fit and healthy. (слайд)Today we have an unusual lesson, because we have quests “I know you perfectly well, but our quests don’t.
62088. Звуки (р) (р), обозначение их буквой «Р» 67.48 KB
Задачи урока: образовательные: познакомить с буквой Р р; учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами. развивающие: развивать наглядно-образное мышление посредством использования моделей звук слог слово...
62089. Основы конституционного строя Российской Федерации 25.53 KB
Цели урока: образовательные: организация совместной исследовательской деятельности учащихся для самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной власти РФ; формирование представлений учащихся об основных функциях органов государственной власти РФ...
62090. Art/Painting 24.43 KB
Цели урока: Практические: обобщить и систематизировать знания по теме Аrt Pаinting закрепление умений в говорении по теме Аrt Pаinting развитие умений восприятия и понимания иноязычной речи на слух Развивающие: развитие коммуникативных навыков...
62091. Твои игрушки придумал художник 549.61 KB
Цель урока: Углубление знаний о работе с пластилином через лепку животного Задачи урока: Образовательные Воспитательные Развивающие формирование навыка работы с пластилином передача пропорций и конструкций тела лепка...
62092. Отрасли экономики. Классификация профессий 212.75 KB
Цели урока: Воспитательная: Воспитывать толерантность по отношению друг к другу; Воспитывать уважительное отношение к труду людей; Образовательная: Ознакомить учащихся с отраслями экономики и классификаций профессий...

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный технический университет – УПИ» имени первого

Президента России Б.Н. Ельцина

Филиал «УГТУ-УПИ» в г. Чусовом

Контрольная работа

По «Истории науки и технике»

Тема: “Наука и техника Древнего Востока”

Выполнил: студент 3 курса

Заочного факультета

Группы МТЗ – 36081Чу

Наймушина Екатерина

Александровна

Проверил:

Палькина О.В.

г. Чусовой

1.Введение……………………...………………………………………………………..3

2.Месопотамия. Наука и техника………………………………………………………5

3.Древний Египет. Наука и техника……………………………………………………8

4.Древний Китай. Наука и техника……………………………………………………10

5.Древняя Индия. Наука и техника…………………………………………………….11

6. Заключение……………………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………………...15

1. Введение

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н.э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - рас­пад родового строя, возникновение классов и древних рабо­владельческих обществ, создание государств, начало циви­лизаций и экономики, как организованной сферы деятель­ности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сель­ского хозяйства и выделение из него ремесел, возникнове­ние металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избы­точный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собст­венников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Можно выделить шесть главных признаков цивилизации как принципиально нового этапа всемирной истории:

    создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение общества (вместо присваивающего и, следовательно, бесприбыльного первобытного хозяйства);

    создание института частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появление возможности концентрации богатств в руках одних и потери их у других. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных;

    появление особого органа, регулирующего социальные отношения и конфликты, а именно, института государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;

    появление города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного центра области или региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества;

    возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами;

    создание письменности, т. е. системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности - это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

В сущности, говоря, вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, нащупаны, с великими трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно-историческое значение.

2.Месопотамия. Наука и техника.

Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н. э. были древние государства Месопотамии - страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Си­рийской степью на западе и горными районами Ирана на вос­токе (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную от речных наносов долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.

«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

Техника:

Пле­мена Месопотамии дали миру первую соху и плуг, оросительную систему. Большое количество вязкой аллювиальной (наносной) глины послужило основой для широкого ее использования в гончар­ном деле. Первый гончарный круг на планете появился в Ме­сопотамии в первой половине V тыс. до н. э. Здесь же впервые стали производится глиняные кирпичи, ставшие основой строительной техники. Появилась в VIII тыс. до н. э. на Ближнем Востоке металлургическая обработка меди, а в V-IV тыс. до н. э. производство бронзовых изделий и, наконец, во II тыс. до н. э. железных изделий способствовали быстрому развитию производительных сил в этом регионе.

Так как в стране было мало лесов, то в качестве конструк­ционного материала широко использовались глина, камыш, тростник, которых было много. Это и послужило основой раз­вития гончарного и кирпичного производства. Глина была и материалом для письма. Даже сама клинопись стала следствием использования глины (на глиняных табличках знаки удобнее было выдавливать). Камыш и тростник использовались для из­готовления плетеных вещей и в кораблестроении. Тростнико­вые корабли плавали не только по рекам, но и по морю.

Жаркий климат страны требовал орошения в сельском хозяйстве, но постоянные раз­ливы рек Тигра и Евфрата, значительная заболоченность требо­вали осушения земель. В этих условиях населению приходилось создавать множество ирригационных сооружений.

Появление металлургического производства дало толчок для производства сначала медных, позже бронзовых и железных изделий, предназначенных для сельского хозяйства, строитель­ства, для домашнего быта. Из драгоценных металлов произво­дились великолепные ювелирные изделия, являющиеся и сего­дня сокровищами крупнейших музеев мира.

В технологии производства ювелирных изделий применя­лись литье в формах, пайка, клепание, раскатка металлов в листы, грануляция, изобретенная в Месопотамии 4500 лет на­зад. Мельчайшие шарики из драгоценных металлов наклеивали на металлическую поверхность с помощью пасты, изготовлен­ной из рыбьего клея, гидроокиси меди и воды, после этого из­делие обжигали.

Развитое скотоводство обеспечивало сырьем кожевенное производство. Кожа широко применялась в быту (обувь, уп­ряжь, тара для вина, воды, сыпучих материалов), в военном снаряжении (панцири, колчаны, шлемы), как писчий материал, напоминавший пергамент. Овечья и козья шерсть стали осно­вой зарождения текстильного производства. Ткани производи­лись не только из шерсти, но из льна, а затем хлопка.

Быстрое выделение из сельского хозяйства ремесленного производства как самостоя­тельной отрасли послужило основой развития многочисленных городов. С древнейших времен для строи­тельства стал использоваться кирпич сырцовый, а затем обжи­гаемый в печах. Использование кирпичей как строительного материала позволило уже в начале III тыс. до н. э. возводить на искусственных насыпях (из-за заболоченности местности) большой величины массивные ступенчатые храмовые башни (зиккураты). Самый большой зиккурат был построен в Вавилоне в честь бога Мардука. При строительстве впервые стали использовать фаянсовые изразцы, которые служили для украшения орнамента наружных стен зданий. Кладка стен укреплялась веществом, изготовлен­ным на основе асфальта. Внутри храмов и дворцов стены отде­лывались мозаикой. Для украшения помещений использовались скульптуры, рельефы. Архитектура Месопо­тамии оказала влияние на зодчество всего Ближнего Востока.

Наука:

Росту производительных сил страны способствовали развитие наук, образования. Еще во времена государств Шумера и Аккада около 3000 г. до н.э. в Месопотамии появилось клинописное письмо, представляющее собой комбинацию клинообразных черточек, выдавливаемых на табличках, сделанных из сырой глины. Сначала знаки отобра­жали конкретные предметы, поня­тия, затем звуковые комбинации, слоговые, фонетические значения. Эта система письма распростра­нилась по всему Ближнему Восто­ку и стала основой разработки многих современных алфавитов: арамейского (еврейский, араб­ский), греческого (латинский, сла­вяно-кирилловский, грузинский, армянский).

Хозяйственные потребности дали толчок к развитию наук, в первую очередь, астрономии и математики. Экономика была немыслима без математических расчетов количества продуктов, рабочей силы, участков земли. Месопотамия дала миру начала математики, сначала шестидесятеричную, а затем десятичную системы счисления, возведение в степень, извлечение квадрат­ных и кубических корней, принцип арифметической и геомет­рической прогрессий, арифметические дроби, таблицу умноже­ния, первые знания в области геометрии, алгебры, квадратные уравнения. Для арифметических расчетов применялись инстру­менты - наподобие счетов.

Необходимость определения нахождения человека на мест­ности и установления счета времени способствовала рождению астрономии. Жрецы вели наблюдения за светилами и звездами. Эти наблюдения сначала накапливались и передавались устно из поколения в поколение, затем после появления письменно­сти стали записываться в виде научных знаний. На высоких храмовых башнях-зиккуратах создавались первые на планете обсерватории, где велись астрономические наблюдения. Жрецы имели представление о четырех странах света, знали пять планет и их орбиты. Звездное небо было разбито на 15 частей, а звезды распределены по созвездиям, определено 12 зодиаков. Астрономы рассчитали, что лунные затмения наступают через 6585 дней, т.е. они могли предсказывать затмения. Ими была основана астрология, предсказывающая судьбы людей.

Объективные знания накапливались постепенно. Наибольших успехов преднаука достигла на Востоке. Основной причиной пополнения знаний – был труд, освоение новых видов деятельности в связи с процессом его дифференциации, создание и использование техники.

Наибольшего развития достигают знания в области математики, астрономии, медицины и ремесел. Знания четко разделяются на практические, ремесленные и абстрактные. Первые не записывают, так как они передаются непосредственно в процессе освоения ремесла от учителя к ученику, в записи нет необходимости. Абстрактные знания записываются.

Ремесленные, практические знания были обширны.

· В государствах периода бронзы человек умел строить сложнейшие ирригационные системы, особенно в Древнем Египте и Вавилоне. Управлять разливом рек, орошать поля при помощи каналов. Изобрел водоподъемное устройство – «журавль».

· Человек умел строить гигантские сооружения – пирамиды, используя при этом разнообразную строительную технику, простые машины: клин, наклонные плоскости, рычаги, качалки, блоки, вороты.

· Человек владел знаниями материалов. Получал очень высокого качества кирпич, в том числе (обожженный и глазурованный), черепицу, известь, цемент. В Египте варили стекло, причем разноцветное. Знали различные пигменты-красители. Керамика получила дальнейшее развитие.

· Человек осваивал металлы. Он знал семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, железо, а также сплавы между ними: бронзы (медь с мышьяком, оловом или свинцом) и латуни (медь с цинком).

· Некоторые механизмы, применяемые ремесленниками, чуть ли не до сей поры, изобретены в глубокой древности. Например, токарный станок (ручной, деревообрабатывающий).

· В области торговли использовались весы и деньги.

· Процветало кораблестроение и мореплавание.

· Развивалось военное искусство, совершенствовалось оружие: лук, стрелы, дротики, копья, топоры, булавы.

· В сельском хозяйстве использовали мельницы, в домашнем хозяйстве прялки, развивалось ткачество.

Достижения в области математики.

Наиболее высокого уровня развития достигла математика Древнего Вавилона. Известно 50 табличек математического содержания и 200 таблиц без текста. Усилия математиков были сосредоточены на освоение арифметических действий, как с целыми числами, так и с дробями. Существовали таблицы умножения, таблицы квадратов и кубов целых чисел. Есть исчисление процентов за долги. Вавилоняне знали теорему Пифагора, значение квадратного корня из 2. Умели решать системы уравнений и квадратные уравнения.

Наши сведения о математике Древнего Египта мы черпаем из двух папирусов: из папирус Ринда, который хранится в Лондоне и московского папируса. Они датируются 2000 г. дон. э. Папирус Ринда содержит 84 задачи с решениями. При решении задач используются действия с дробями, вычисляются площади треугольника, прямоугольника, трапеции, круга. Площадь круга вычислялась как (8/9 d)?. Египтяне умели вычислять объемы параллелепипеда, цилиндра, пирамиды. В московском папирусе представлены решения 25 задач. Вычислительная техника была аддитивной.

Математика в Древнем Китае достигла высокого уровня развития. Сохранился трактат о Чжоу-би (солнечных часах) и замечательный памятник письменности – «Математика в девяти главах», составленная Чжаном Цаном около 152 г. до н. э. . Изложение – догматическое, формулируются условия задач и даются ответы к ним (246 задач). После группы однотипных задач формулируется алгоритм решения. Этот алгоритм состоит или из общей формулировки правила, или из указаний последовательности операций над конкретными числами. Выводов правил, объяснений, определений, доказательств нет. Книга 1 «Измерение полей» посвящена измерению площадей плоских фигур. Книга 6 «Пропорциональное распределение». Задачи о справедливо, пропорциональном распределении налогов. Задачи на арифметическую прогрессию. Книга 7 «Избыток-недостаток». При решении задач использовались линейные уравнения и их системы.

Математика Древней Индии строилась на десятичной системе чисел. Индийцы использовали нуль и трактовали отрицательные числа как долг.

В целом, восточная преднаука обладала рядом особенностей.

1. Наука имела практический характер. Ее вызвали к жизни практическую потребность в измерении, сравнении, обмене предметов и т. д.

2. Научные знания были отделены от технических. Последние развивались в рамках ремесел и искусств. Передавались от мастера ученику без специальных записей, непосредственно.