Инспиративное (интуитивное) знание. Уровни интуитивного познания Средства мышления

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Интуитивное познание.
Рубрика (тематическая категория) Регилия

Важнейшую роль в познавательном процессе играет интуиция – сложное явление. Интуиция относится к иррациональным способам познания. В истории философии проблема интуиции не осталась без внимания. Пример: Платон, Аристотель, Августин, средневековые мистики, Декарт.

В 20 веке возникло философское течение – интуитивизм (Анри Бердсон – французский философ)

Интуиция (intuitus – взгляд) – внутреннее озарение, духовное видение, созерцание, наитие, предчувствие; это способность прямого непосредственного постижения истин без предварительных логических рассуждений и доказательств.

Характерные черты: 1. непосредственность (сущность явлений постигается сразу – ʼʼмоментальный скачок умаʼʼ, когда одним махом проскакиваются логические ступени и доказательства)

2. внезапность (озарение может прийти неожиданно, случайно в любом месте). Пример: немец. химик Кекуле увидел во сне змею, схватившую себя за хвост наутро он вывел циклическую формулу бензола. Свившаяся в кольцо змея явилась символическим выражением замкнутого углеродистого кольца;

Менделœеев во сне увидел периодическую систему.

3. неосознанность – человек не может понять, каким путем он пришел к результату. Не умея объяснить это, люди склоны были приписывать это действию высших сил. Пример: Декарт стал на колени и молился, когда к нему пришла идея аналитической геометрии.

В современной науке имеется объяснение сферы интуиции – бессознательная; на бессознательном уровне переработка информации происходит гораздо быстрее, чем на сознательном, ᴛ.ᴇ. подсознание за короткий срок может проводить большую работу. Скрытая работа мысли на подсознательном уровне происходит при отключенности от проблем (во время сна, прогулки и т.д.)àвременное отключение от решения проблем и переключения на другие виды деятельности оказываются полезным.

Интуитивное познание присутствует в разных сферах человеческой деятельностиàделœение на научную, врачебную, художественную и т.д.

Интуитивная способность по значению соспоставима с рациональным и чувственным познанием.

Для формирования и проявления интуиции необходимы следующие условия:

1. основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы. Интуитивное озарение посœещает людей не случайно, а тех кто долго и основательно работал в своей области знания.

2. поисковая ситуация состояния проблемности: ученый не просто работает в своей области, а прилагает напряженные усилия для решения конкретной задачи.

3. наличие ʼʼподсказкиʼʼ. Подсказка – неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ событие или факт, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служит как бы пусковым механизмом или толчком для интуиции. Пример: яблоко, упавшее на голову Ньютона.

Значение интуитивного познания: интуиция как бы поставляет готовые решения сознанию, позволяет предвидеть явления, составляет важнейшую пружину творчества.

Интуитивное познание. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Интуитивное познание." 2017, 2018.

Знание каждого человека о самом себе нельзя отрицать. Даже софисты не могли отрицать самого человека как мыслящего и познающего субъекта. Необходимо сделать небольшое разъяснение о том, что необходимо понимать под человеком. Его познание самого себя начинается не путём эмпирических или позитивистских методик, не путём каких-либо общих категорий, а исключительно «своим» путём. Другими словами, человек становится частью этого знания, и здесь нет никаких преград, есть абсолютный монизм между, познающим и познаваемым, это - одно целое.
Однако познание некоторых внешних качеств человека, таких как цвет, физическое строение, другие особенности тела отличаются от данного познания. Познание их является опосредованным.
Под таким познанием можно понимать единое целое. Но, например посылка: «Я есть», или «я существую» состоит из двух частей, двух различных понятий «я» и «есть», «я» и «существую». Знание о самом себе есть нечто инспиративно-априорное, не имеющее посредника между познающим и познаваемым. В исламской философии доказано, что человеческая душа не имеет материального утверждения или неких особенностей, указывающих на такую материальность, а является исключительно духовной субстанцией. Каждая духовная субстанция знает о себе самой. Также наше познание о психике, чувствах, эмоциях не имеет посредников.
Когда мы испытываем страх, мы испытываем это чувство без каких-либо посредничеств, как, например, познание посредством какого-либо понятия о страхе. Когда мы испытываем к кому-либо или чему-либо любовь, это чувство мы испытываем без посредников. Когда мы, принимаем какое-то решение, мы это решение принимаем самостоятельно. Не имеет никакого смысла, чтобы мы принимали решение, любили и ненавидели без того, чтобы сами об этом ничего не знали.
Поэтому мы говорим, что мы не можем отвергнуть существование нашего сомнения касательно чего-либо, никто не может отрицать, что имеет их, или же он сомневается в существовании своего же сомнении.
Другим источником и основой интуитивного знания может являться знание о самом себе, или знания о своих внешних чувствах. Знание о моей силе интеллекта или воле не нуждается в посредничестве, и определенных понятиях. Например, чувства мы не берём вместо воли к физическому действию, или для размышления не прибегаем к помощи воли к действию.
Среди того, что познаётся посредством интуитивного знания, могут быть сами понятия и определенные категории, которые не могут иметь посредников в виде других понятий и представлений. Если бы было так, что всякое знание приходило бы посредством определённых категорий и понятий, тогда мы могли бы сказать, что знание есть всякое понятие, приходящее посредством определённых чувств и категорий, не имеющих конца.
Возможно, здесь возникнет вопрос: если допустить, что интуитивное знание есть само познаваемое то мы должны, будем допустить, что общие или частные понятия в нашем сознании, будь то о внешнем мире или о самом себе, как имеют посредников в познании, так могут и не иметь их. Так как эти категории имеют прямую связь с инспиративным личностным знанием, значит, они имеют непосредственное определённое единство с ним. Но, с другой стороны, на том основании, что внешний мир познается исключительно посредством чувств, как возможно, чтобы знание было интуитивным и в то же время опосредованным?
В ответ мы скажем, что понятия общего или частного значения есть, по сути, отражение внешнего мира. Таким образом, они, как средства познания внешнего мира, могут быть названы частью эмпирических знаний.
Но с другой стороны на том основании, что личностное «я» познаёт эти понятия непосредственно, то можно назвать это и личностным инспиративным знанием. Эти две особенности существенно отличаются друг от друга. Как инспиративное знание оно не имеет посредников и как таковое присутствует подле нас.
Особенность эмпирического характера же указывает на внешний мир. Это можно проследить на примере зеркала. Мы можем смотреть на него с двух сторон. С одной стороны непосредственно смотреть на само зеркало, подобно тому, кто покупает его в магазине. Такой человек смотрит на зеркало, его внешний вид, но не на самого себя в этом зеркале. Второй - тот, кто хочет непосредственно посмотреть на себя, ему нет дела до того, какое оно (зеркало). Человеческое воображение также может привлечь внимание сознания - в таком случае у нас есть непосредственное знание о нашем воображении. С другой стороны, когда мы используем его как средство познания внешнего мира, мы получаем знание эмпирическое. Тайна достоверности инспиративного знания
На основании того, что было сказано относительно инспиративного знания и его отличия от эмпирического, мы понимаем, почему знание о себе самом или знание о собственном душевном состоянии не может быть ошибочным и соответствует реалиям внешнего мира. Дело в том, что сама реальность непосредственно присутствует пред тем, кто его познаёт. Это - в противовес эмпирическим знаниям, где зачастую человеческое воображение становится посредником между самим человеком и познаваемым объектом. Уверенности в том, что даёт нам эмпирическое знание, в действительности соответствует реалиям внешнего мира, нет и быть не может.
Всегда существует вероятность того, что в случае познания внешнего мира между познаваемым объектом и познающим субъектом будет определённое посредство, т.е. познание будет происходить через эти посредства (например, органы чувств), существует вероятность ошибок и не соответствия познания действительности. В случае, когда нет никаких посредств между познаваемым и познающим, т.е. существует определённый монизм между ними, то вероятности ошибок нет. Ибо не задаётся вопрос о том, соответствует ли знание познаваемому, так как познаваемое и есть само знание о нём. Инспиративно-априорное и эмпирическое знания
Здесь нам необходимо указать на важный момент, что человеческое воображение подобно машинальному аппарату запечатлевает инспиративное знание, формируя некоторые понятия и категории, затем ведёт их опредёлённые сопоставление. Например, всякий раз, когда мы испытываем страх от чего-либо, наше воображение запечатлевает страх в сознании. После исчезновения причины страха воображение может снова вернуть данное состояние, воспроизведя его в сознании. Немаловажно, что сознание человека может формировать общие понятия и категории данного состояния, приписывая к этому другие понятия общего характера, может «переводить» их в некоторые предложения подобно: «Я боюсь», «Я испытываю страх». Таким образом, с невероятной скоростью появления данного психического состояния на основании определённого знания о прошлом и способностью снова возвращать данное состояние, человек может точно различать и распознавать причины их появления.
Все эти действие в человеческой психике происходят очень быстро. Но их близость становится причиной того, что происходит путаница. Человек может думать, что так же, как он посредством инспиративного, интуитивного знания познал страх, он может познать и причины этого страха. В то время как то, что он познал посредством инспиративного знания, есть только общая композиция выходящая за рамки понятий и категорий. Таким образом, давать какие-либо оценки относительно данного действа было бы ошибкой. В то время как возвращать данное состояние в себе есть ничто иное, как проявление эмпирического знания.
У нас возникает вопрос: почему часто именно в результате, полученном от инспиративного знания мы, имеем негативный результат? Например, человек может чувствовать голод, и считает, что ему необходима пища, в то время как его аппетит ложен, что обычно происходит в результате расстройства желудка. Важно понять то что, посредством инспиративного знания человек испытал само чувство голода, ошибка же была в толковании и на основании чувств и тех понятий, которые человек испытывал ранее, т.е. чувство голода, которые и стали причиной того ошибочного состояния. Что касается познаний мистиков, то на более высоком уровне иногда и их открытия истин также могут быть ошибочными именно по этим приведённым выше причинам. Поэтому необходимо быть очень внимательными в распознании результатов интуитивного знания.

Стремление различать два вида, или метода, познания - интуитивное и логическое - появилось уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове επιβολή. Термины для обозначения двух видов познания появились у Филона Александрийского , а затем у Плотина , различа­вшего επιβολή (непосредственное, мгновенное постижение (узрение, озарение)) и διεξοδικός λόγος (последовательное, диску­рсивное познание, с помощью логических умозаключений).

Перевод понятия επιβολή на латинский язык термином «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», "проникать взгля­дом (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием.

В XIII веке немецкий монах Виль­гельм из Мёрбеке (1215-1286) повторил перевод Боэция , и термин «интуиция» стал частью западноевропейской философской терминологии.

Англичане, французы, итальянцы, испанцы переводят Anschauung термином «интуиция» (франц., англ. - intuition, итал. - intuizione, исп. - intuicion). На русский Кантовское Anschauung переводится также термином «созерцание» для передачи смысла непосредственного постижения, недискурсивности, мгновенного «узрения».

Интуиция с точки зрения философии

В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее - подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли - истина.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство .

Интуиция в принятии решений с точки зрения психологии

Формирование интуитивного решения протекает вне прямого сознательного контроля.

В психологической концепции К.Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно-важных решений.

Интуиция - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Еще одно трактование интуиции - это прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.

Компьютерная имитация интуиции

Адаптивные программы и алгоритмы искусственного интеллекта , основанные на методах обучения автоматических систем, демонстрируют поведение, которое имитирует человеческую интуицию. Они производят знание из данных без логического оформления путей и условий его получения, в силу чего это знание является пользователю как результат «непосредственного усмотрения». Элементы такого интуитивного анализа встроены во многие современные автоматические системы, такие, как например, системы компьютерного сервиса, шахматные программы и др. Обучение таких систем требует от учителя выбора оптимальной стратегии обучения и заданий.

Для имитации интутивного принятия решений удобны нейроподобные устойства, называемые нейронными сетями и нейрокомпьютерами , а также их программные имитаторы. М. Г. Доррер с соавторами создал нестандартный для компьютерных методик интуитивный подход к психодиагностике , заключающийся в выработке рекомендаций с исключением построения описанной реальности . Для классической компьютерной психодиагностики важное значение имеет формализуемость психодиагностической методики, в то время как опыт, накопленный исследователями в области нейроинформатики, показывает, что при помощи аппарата нейронных сетей можно удовлетворить потребности практикующих психологов и исследователей в создании психодиагностических методик на базе их опыта, минуя стадию формализации и построения диагностической модели.

Развитие интуиции

Множество авторов предлагают различные тренинги для развития интуиции, однако стоит помнить, что некоторые из них экспериментально не доказаны, т.е. являются «размышлениями» авторов на тему. Одна из ипостасей интуиции основана на жизненном опыте, поэтому единственый способ развить её - накопление опыта в определенной области знаний. «Позитивные мысли и убежденность, что вы заслуживаете не просто ответа, а самого лучшего ответа, подвигают интуицию на позитивную деятельность.» - один из таких тренингов основанных на аффирмации или самовнушении с целью снятия барьеров. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов, а также определение формулы бензола, разработанное Кекуле, сделанные ими во сне, подтверждают ценность жизненного опыта и багажа знаний для развития интуиции, для получения интуитивного знания.

Иногда тренерами предлагаются, например, и такие упражнения для развития интуиции, которые являются скорее упражнениями на развитие ясновидения или яснослышания. Вот одно из таких упражнений: :

«Перед началом рабочего дня постарайтесь представить каждого из ваших сотрудников. Почувствуйте, что прячется за словами, и о чем умалчивается. Перед тем, как прочесть письмо, интуитивно представьте себе, о чем оно и как оно подействует на вас. Прежде чем снять телефонную трубку, постарайтесь интуитивно угадать, кто звонит, о чем и как этот человек будет говорить. …»

Идеальным способом для развития интуиции является всем известная игра "прятки". Менее предпочтительна игра "жмурки", т.к. в ходе игры ведущий использует обоняние и слух, т.е. 2 и 5 чувств "подсказывают". Зато в "прятках" все 5 чувств бессильны и включается шестое чувство.

Другие значения

Термин «интуиция» широко используется в различных оккультных , мистических и паранаучных учениях и практиках.

Смотри также

Литература

  • Интуиция // Большая советская энциклопедия

Ссылки

  • Статьи по развитию интуиции на сайте Мирзакарима Норбекова

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Интуитивное знание" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Знание (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия

    Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в … Википедия

    Скрытое, молчаливое, имплицитное (от лат. implicite в скрытом виде, неявно; противоположное explicite), периферийное в отличие от центрального, или фокального, т.е. находящегося в фокусе сознания. Эмпирич. базис личностного молчаливого… … Энциклопедия культурологии

    ЗНАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто … Философская энциклопедия

    ЗНАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто… … Философская энциклопедия

Интуитивное знание

При помощи глаз ваш мозг получает едва различимые образы объекта. За микросекунду мозг анализирует различия и делает вывод о расстоянии до объекта. Даже с калькулятором в руках ваше сознание с трудом бы выполнило подобные вычисления. В любом случае ваш интуитивный разум уже знает ответ. Конечно, мы знаем, что это слишком сложно понять нашему сознанию.

Бессознательное научение. То, что вы знаете, но не знаете о том, что вы это знаете, влияет на вас больше, чем вы полагаете. Это «сухой остаток» более чем 300 экспериментов по изучению силы нашего бессознательного научения (или «неосознанного» обучения, как чаще предпочитают называть его исследователи познавательного процесса, чтобы не смешивать это понятие с идеей Фрейда о бурлящем бессознательном). Некоторые из этих экспериментов Павла Левицкого и его коллег из лаборатории по изучению бессознательной обработки информации Университета Талса получили финансовую поддержку грантами Национального научного фонда на сумму более $1 миллиона. Эксперименты Левицкого обнаружили, что способный к решению множества задач бессознательный рассудок не только стремится к упорядочению деталей. Он быстр, подвижен, восприимчив и удивительно способен к «обнаружению сложных информационных схем».

Пример: вы понимаете, какая из нижеследующих фраз звучит лучше: «большой красный сарай» или «красный большой сарай», однако наш разум с трудом может сформулировать правило, известное нам интуитивно. «Таким же образом, - говорят Левицкий, Томас Хилл и Мария Кржыжевская, - казалось бы, простой акт распознавания формы и размера объекта, а также его расположения в трехмерном пространстве требует серии изощренных геометрических преобразований и расчетов, которые выходят далеко за рамки того, что большинство реципиентов могут сформулировать или просто понять. Не пытайтесь просить профессиональных шахматистов объяснить их следующие ходы, или спрашивать у поэтов, откуда они взяли эту метафору, или влюбленных, почему они влюблены. Они знают лишь то, что они делают это».

Эксперименты в Университете Талса показали, что бессознательное научение может предвосхищать паттерны, «которые слишком сложны для осознанного познания». В ходе одного исследования часть студентов смотрела (а другая часть не смотрела), как цифра «6» прыгала по экрану компьютера из одной его четверти в другую. Это выглядело как случайный процесс: никто не заметил закономерности. Однако те, кто видел перемещение цифры «6» по экрану ранее, находили ее быстрее, когда «6» была спрятана на экране, заполненном другими цифрами. Не зная, как это происходит, они демонстрировали лучшую способность отслеживать цифру. Когда перемещение цифры становилось действительно случайным, результаты ухудшались.

Левицкий повторил эксперимент с участием своих догадливых коллег профессоров-психологов, которые знали, что он изучает бессознательное научение. Они тоже начинали находить цифру быстрее, и они тоже не знали, почему. Когда экспериментаторы включали случайное перемещение и результат ухудшался, профессора начинали строить догадки о причинах ухудшения (возможно, угрожающие подпороговые стимулы?). Студентам, которые демонстрировали бессознательное научение, Левицкий даже предложил по $100 в случае, если они разгадают схему. Некоторые провели много часов над ее расшифровкой и все равно не добились успеха.

Бессознательное научение, несмотря на свою удивительную тонкость, может формировать крайне устойчивые стереотипы. В ходе другого эксперимента Левицкий показывал студентам измененные на компьютере человеческие лица: удлиненные, нормальные и укороченные - и говорил студентам, что некоторые из этих людей профессора, которые ставили оценки справедливо, а другие - несправедливо. После просмотра части «несправедливых» преподавателей с удлиненными лицами и «справедливых» преподавателей с укороченными лицами студенты оценивали «справедливость» 20 новых лиц. Не подозревающие о своем бессознательном научении (студенты говорили, что они просто угадывали), они продолжали делать выводы о справедливости по пропорциям лица, полагая, что длиннолицые преподаватели несправедливы, а коротколицые справедливы. Также в реальной жизни первые впечатления, сформированные на основе ограниченных данных, могут сохраняться при отсутствии вспомогательных фактов. Однажды родившись, стереотипы продолжают существовать.

В одном из своих ранних экспериментов, в котором участвовали студенты Варшавского университета, Левицкий показал, насколько быстро формируются наши бессознательные ассоциации, влияющие на наше поведение. Когда студенты решали, какая из двух женщин (помеченных буквами «А» и «Б») выглядит более приветливо, они с равной частотой выбирали и ту и другую. Другие студенты, которые встречались с дружелюбной и симпатичной женщиной-экспериментатором, похожей на женщину «А», выбирали женщину «А» в шесть раз чаще. В повторном исследовании женщина-экспериментатор вела себя враждебно по отношению к половине испытуемых. Позже, когда испытуемым надо было отдать результаты теста одной или другой женщине, они избегали ту, которая была похоже на экспериментатора Возможно, и вы можете вспомнить моменты, когда вы интуитивно реагировали позитивно или негативно на человека, напоминающего вам знакомого.

Накопление опыта. В 1998 г. чемпион мира по шахматам Рон (Суоки) король Барбадоса поставил рекорд, сыграв одновременно с 385 игроками за 3 часа 44 минуты. Пока его противники могли неторопливо планировать свои действия, король мог выделить не более 35 секунд на каждую из игр - беглый взгляд на доску для каждого хода. Тем не менее он смог обыграть всех 385 игроков. Как ему это удалось? И как механики, врачи-терапевты и инструктора по плаванию (все, кто был исследован) зачастую способны моментально определить проблему?

По сравнению с новичками эксперты знают намного больше. В результате классического исследования Уильям Чейз и Герберт Саймон обнаружили, что профессиональные шахматисты, в отличие от всех нас, могут зачастую воспроизвести расположение фигур на шахматной доске, взглянув на нее лишь мимоходом. В отличие от слабого шахматиста, который держит в голове всего лишь несколько схем, хороший игрок помнит около 1 тысячи, а профессионал окало 50 тысяч схем. Профессиональные шахматисты могут также воспринимать шахматную доску по частям, разбивая на кластеры, которые они видели ранее. Беглый взгляд на доску - это все, что необходимо для распознавания множества раскладов. Исключение составляют случаи, когда фигуры расположены случайным образом и память профессионалов несколько проигрывает по сравнению с памятью новичков. Таким образом, профессиональный шахматист может играть на интуиции, тратя от 5 до 10 секунд на ход, не тратя времени на анализ альтернативных решений и без существенной потери качества игры. В своей книге об интуиции «Разум сильнее машины» («Mind Over Machine») философ Хьюберт Дрейфус и профессор-разработчик Стюарт Дрейфус пишут об испытании шахматиста международного класса Хулио Каплана: его просили озвучивать координаты хода во время быстрой игры против чуть более слабого гроссмейстера. «Даже притом что его аналитический ум был целиком занят произнесением координат, Каплан более чем выстоял против гроссмейстера в серии игр. Точно так же как вы можете распознавать тысячи лиц, Каплан мог распознавать и реагировать на тысячи шахматных позиций».

Точно так же терапевты и механики часто могут выполнять предварительную диагностику, как бы рассуждая: «Это напоминает мне симптомы, которые я видел ранее, когда проблема была X». Диагноз продиктован не логикой - другие заболевания могут вызывать подобные симптомы. Но это быстрый и обычно верный способ.

Еще более быстры и поразительно точны профессиональные операторы, определяющие пол цыплят. Птицеводы вынуждены ждать 5-6 недель до появления взрослых перьев, чтобы отделить петухов от кур. Производители яиц хотели бы покупать и выращивать только куриц, и конечно же, их заинтересовало то, что один японец обладает необъяснимой способностью определять пол у суточных цыплят. Даже птицеводы не мог> г т отличить пол у только что вылупившихся цыплят, тогда как японские эксперты могут сделать это с первого взгляда. Производители яиц из разных стран отправили некоторых своих сотрудников па обучение к японским экспертам. Через месяц обучения и стажировки лучшие американские и австралийские операторы практически соответствовали японским и могли определить пол у 800 цыплят из 1000 за час с точностью 99%. Но не спрашивайте их, как они это делают. Любой эксперт, определяющий пол цыплят, скажет вам, что разница между патами слишком мата для разъяснения.

Люди с синдромом саванта наглядно демонстрируют то, что психолог из Университета Альберты Каролин Евчук называет «интуитивное мастерство в условиях общего дефицита». Несмотря на низкие интеллектуальные показатели, страдающие синдромом саванта могут назвать нам день недели, на который придется или приходилась любая названная дата, вычислить квадратный корень быстрее калькулятора или нарисовать по памяти пейзаж в мельчайших деталях. Все это они выполняют бессознательно и не могут объяснить, как у них это получается. Один подросток, способный рассчитывать календарь, просто объяснил: «используйте мой мозг». Они умеют, сами не зная как.

Когда опытные шеф-повара говорят, что при смешивании ингредиентов они «просто используют опыт и интуицию», они формулируют «теорию поведения эксперта, которая возникла в последние годы, - замечает Саймон. - В повседневной речи мы используем слово интуиция для описания мгновенных действий (решение проблемы или нахождение ответа на вопрос), при совершении которых эксперт не в состоянии подробно описать ход мысли или другой процесс, благодаря которому был найден ответ. Ситуация содержала ключевой элемент, открывший эксперту доступ к информации, спрятанной в его памяти, а эта информация, в свою очередь, и обеспечила нахождение ответа Интуиция - это распознавание, ни больше ни меньше». Хотя мы не знаем, что именно они чувствуют, операторы, определяющие пол цыплят, интуитивно различают едва уловимые патовые признаки.

В то же время у экспертов знания систематизированы.лучше, чем у новичков, и таким образом, что это позволяет пользоваться ими эффективнее. Новички воспринимают информацию отдельными частями, эксперты видят более широкую и информационно насыщенную картину. Студенты-медики могут знать типичные признаки разных болезней, а эксперты видят связь между болезнями и соответствующими симптомами. Каждый из нас в чем-то эксперт, и наши знания организованы так, что позволяют нам творчески обрабатывать информацию.

Эксперту, вооруженному систематизированными знаниями, требуется время, чтобы определить проблему точно. При этом они зачастую идут одновременно обоими путями: от конечной цели к текущему состоянию дел и от текущего положения к желаемому. Кроме того, их экспертиза избирательна. Кардиологи превосходят военных врачей и психиатров при решении кардиологических проблем. Но ни один из mix недостаточно хорош при выборе кандидатов на стажировку и постоянную работу. Подбор персонала лежит вне области их экспертных возможностей.

В любой области, тем не менее, мы можем столкнуться с гением. До 1997 г. Гарри Каспаров мог победить компьютер «Deep Blue», содержащий тысячи классических шахматных партий (и таким образом владеющий лучшими ходами последнего столетия) и способный просчитывать 200 миллионов ходов в секунду. Как кто-то заметил, это как играть в слова с человеком, у которого в руках Оксфордский словарь. Благодаря интуитивному расчету и креативности Каспаров утвердил величие разума.

Неявное знание. Академический ум и мотивация помогают объяснить, почему некоторые люди добиваются успеха в жизни и работе. «Жизненная мудрость - "практический ум" - тоже имеет значение, - замечает психолог из Йельского университета Роберт Стернберг. - Большинство интуитивного опыта и практического умения усвоено как "неявное знание". Например, успех управленца меньше зависит от академических способностей, которые можно оценить тестом на интеллект (предполагается, что оценка средняя или выше средней), чем от развитой способности справляться с задачами, управлять другими людьми и самим собой. Большая часть подобных знаний неформулируема и не может быть объяснена непосредственно. Это скорее скрытое, чем явное знание». «Мы знаем больше, чем мы можем сказать», - заметил Майкл Полани, физический химик, ставший впоследствии философом.

Неявное знание - это невыраженное знание, приобретенное посредством опыта, не специально. Словарь философии разума говорит, что неявное знание «как правило, недоступно для осознания», оно интуитивно. Неявное знание - это методическое знание. В отличие от эксплицитного знания - «знаю что », неявное знание - «знаю как ». Исследуя менеджеров, продавцов, учителей и военных офицеров, Стернберг и его соратники Ричард Вагнер и Джозеф Хорват выяснили некоторые невербализуемые знания, способствующие успеху. К примеру, они разработали тест практического интеллекта менеджеров, который выявляет неявное умение составлять эффективные напоминания, мотивировать людей, распределять задания, понимать людей и продвигать по служебной лестнице. Специалисты с более высокими показателями по этому тесту обычно получали более высокую зарплату и имели более высокие профессиональные показатели, чем их коллеги с более низкими оценками по тесту.

Хьюберт и Стюарт Дрейфус описывают, как накопление неявного знания, основанного на опыте, помогает в работе японских компаний, которые, как они считают, управляются лучше, чем американские:

«Японские работники больших корпораций обычно работают в одной и той же компании на протяжении всей своей карьеры, поднимаясь по служебной лестнице, и зачастую, достигая верхнего руководящего уровня, досконально знают все аспекты организации компании. С другой стороны, американские менеджеры часто меняют место работы, чтобы форсировать продвижение по карьерной лестнице. Что же типичный американский менеджер приносит с собой в новую компанию? К сожалению, не так уж и много практических знаний, которые он предположительно приобрел на базе конкретного опыта работы в предыдущей компании. Не бывает двух компаний с одинаковым персоналом, проблемами и философией».

Телесная одаренность. Маленькое упражнение: скажите слова «БОТ» и «ПОТ». Чувствуете ли вы, как по-разному ваш рот произносит начало каждого слова? Легко, не так ли? А как насчет разницы между «БОТ» и «ПОТ»? Можете ли вы научить кого-нибудь, как вы это делаете? Осознавали ли вы эту разницу до того, как вас спросили? Осознаете ли сейчас?

Разница между звуками «б» и «п» не совсем уловима (контролируется мозжечком, похожим на маленький кочешок цветной капусты, подвешенный позади мозга). Чтобы произнести звук «б», вы размыкаете губы, когда ваши голосовые связки вибрируют. Чтобы произнести звук «п», ваши губы размыкаются примерно за одну тринадцатую секунды до того, как голосовые связки начинают вибрировать. Разница ничтожна. Но интуитивно, без усилий, мгновенно, не думая, вы делаете это (если только мозжечковый импульс не нарушен и четко регулирует момент, в противном случае вы можете сказать «пот» вместо «бот», но никогда не скажете «дот»).

Или рассмотрим сложную простоту нашей естественной улыбки. Наше тело интуитивно знает, как улыбаться, приподнимая щеки. Однако когда нас просят улыбнуться в камеру, мы вынуждены делать специальное движение, и растянутый в улыбке рот выглядит совсем не так, как теплая улыбка которой мы приветствуем друга. Какая ирония, что действие, которое мы без усилий выполняем по нескольку раз в день, так трудно исполнить по заказу. Это хорошо знает каждый фотограф.

Все это скромные примеры интуитивной одаренности тела. Как мы узнаем в главе 7, атлеты демонстрируют удивительное интуитивное знание физики и математики. Майкл Джордан, бросая баскетбольный мяч, неосознанно и постоянно производит серию расчетов силы, направления движения, эффектов гравитации, параболических кривых и аэродинамических сил сопротивления. Он знает, как интерпретировать комплексы движений девяти остальных игроков, и интуитивно понимает, когда и куда двигаться и кому передать мяч.

Когда искусный скрипач читает с листа часть произведения, его тело и пальцы интуитивно знают, как действовать, и реагируют на поступающую визуальную, акустическую и тактильную информацию. Мои коллеги опытные скрипачи Михай и Дебора Крэйовину, объясняют, что с годами практики можно научиться видеть определенный тон и при «безошибочной интуиции» просто знать, куда ставить пальцы на струну, когда их перемещать, как сильно зажимать, под каким углом и с каким нажимом перемещать смычок, а также как двигать телом, чтобы сохранить равновесие и восстановить силы. Все это происходит одновременно без траты времени на отдельные рассудочные решения по каждому элементу и с поистине идеальной точностью (99% - это еще недостаточно хорошо). Интуиция скрипача труднодостижима. Это естественное изящное автоматическое действие, выработанное за тысячи часов тренировок.

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Интуитивное и логическое как режимы функционирования когнитивной системы В своем движении Пономарев не остановился на модели интуитивного и логического знания. Он пошел дальше и установил феномен интуитивного и логического режимов функционирования когнитивной

Из книги Интуиция автора Майерс Дэвид Дж

Интуитивное обучение детей Есть вещи, которые, как мы знаем, мы знаем, но мы не знаем, каким образом мы узнаем их. Давайте вспомним, как вы усвоили язык. Если вы закончили среднюю школу, то вы знаете около 80 тысяч слов (скорее всего, эта цифра является заниженной, поскольку вы

Из книги Супермозг [Тренинг памяти, внимания и речи] автора Лихач Александр Владимирович

Интуитивное чувство Пешеход, не торопясь, направился к переходу, остановился на обочине тротуара, посмотрел налево, направо, пропустил идущий автобус, собрался уже переходить улицу, но внезапно охватившее его волнение не позволило ему сделать шаг. Это спасло пешехода от

автора Теппервайн Курт

Интуитивное восприятие Переключимся на восприятие, отвлечемся от обычного зрения и попробуем «вглядеться» закрытыми глазами.Обратим внимание на то, что располагается над нами. Усилить внимание можно, проделав такое упражнение:ОптимизацияЯ открываю венечную чакру,

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Интуитивное познание человека Нет ничего особенного в понимании с первого взгляда. Если полагаешься на интуицию, то первое впечатление не обманет. По закону обнаружения сущности характер, талант, настроения человека очевидны для того, кто восприимчив к соответствующим

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Друзья – «интуитивное внесение ясности» Кто только не разочаровывался в друзьях. Но разочарование просто свидетельствует о неверности оценки. Истинную дружбу не всегда разглядишь. Настоящий друг не тот, кто всегда готов уделить вам время, кто умеетпростить и понять.

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Интуитивное истолкование рукопожатия Протяните кому-либо руку. Рукопожатие должно быть совершенно обычным, не затягивайте его. Тут же отдайте себе отчет в своих впечатлениях. Как вы ощутили контакт с этим человеком, как он себя чувствует, какого рода энергией он

автора Бауэр Иоахим

Интуитивное понимание:

Из книги Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов автора Бауэр Иоахим

Интуитивное понимание не требует языка, но:

Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

Интуитивное питание Коней на переправе не меняют, а ослов можно и нужно менять. А. Лебедь Пусть кто угодно рассказывает мне о том, что питаться надо по часам и строго пять раз за день, но сама я НИ РАЗУ В ЖИЗНИ не видела человека, который бы соблюдал до такой степени режим

Из книги Философское чтиво, или Инструкция для пользователя Вселенной автора Райтер Майкл

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Интуитивное мышление Интуитивное мышление – это мышление подсознательное. Оно включается автоматически в привычных ситуациях. Например, во время вождения машины шофер переключает передачи автоматически, без участия сознания.Интуиция хорошо работает в тех случаях,

автора

Знание В слове «знать» корень «зна». Среди чакр в йоговской традиции имеется Аджна-чакра – чакра Зна, она – двухлепестковая, то есть в ней соединены противоположности.Знать – зна – знание. Знание – это среда, в которой существуют изначальные Знания. Среда Знания

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Не-знание Одна женщина рассказала мне, что, лёжа как-то ночью дома в постели, она вдруг поняла, что ничего не знает о любви. Следующие слова она говорила пылко и взахлёб:«Я поняла, что ничего, совсем ничего не знаю о ней, не знаю, что такое любовь, не знаю, что я делала эти

Из книги Как полюбить собственное тело автора Дюфрен Трой

Трудности и обязательства: знание себя, знание других Между знанием себя и знанием других существует тесная связь. Составляя мнение о себе самих, мы одновременно формируем представление о других людях. Мы отмечаем то, что видим в них, то, как мы чувствуем себя с ними, какие

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Познание

Виды познания:

Житейское познание.

Научное познание.

Художественное познание.

Чувственное познание.

Рациональное познание.

— понятие;

— суждение;

— умозаключение.

Понятие

Суждение

Умозаключение

умом или мышлением.

Интуитивное познание.

Интуитивное познание делится:

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

— в достоверном обобщении фактов;

— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

— восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

— понятие;

— суждение;

— умозаключение.

Понятие — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение — мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение — это связь понятий.

Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.

Интуитивное познание. Интуитивное познание — это неосознанно полученное непосредственное знание.

Интуитивное познание делится:

— на чувствительное (интуиция — мгновенное чувство);

— рациональное (интеллектуальная интуиция);

— эйдетическое (зрительная интуиция).

24. Научное познание. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое как стадии познавательной деятельности.

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

— в достоверном обобщении фактов;

— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

— восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

— понятие;

— суждение;

— умозаключение.

Понятие — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение — мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение — это связь понятий.

Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.

Интуитивное познание. Интуитивное познание — это неосознанно полученное непосредственное знание.

Интуитивное познание делится:

— на чувствительное (интуиция — мгновенное чувство);

— рациональное (интеллектуальная интуиция);

— эйдетическое (зрительная интуиция).

24. Научное познание. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое как стадии познавательной деятельности.

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

— в достоверном обобщении фактов;

— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

— восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

— понятие;

— суждение;

— умозаключение.

Понятие — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение — мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение — это связь понятий.

Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.

Интуитивное познание. Интуитивное познание — это неосознанно полученное непосредственное знание.

Интуитивное познание делится:

— на чувствительное (интуиция — мгновенное чувство);

— рациональное (интеллектуальная интуиция);

— эйдетическое (зрительная интуиция).