Особые благословения месяца раджаб. Раджаб – месяц Аллаха Намерение держать пост в месяц раджаб

УВАЖЕНИЕ К МЕСЯЦУ РАДЖАБ

«Одна женщина очень любила Бейтуль-Мукаддас (Палестинскую Землю), а в месяц Раджаб она к своей обычой ибаде (зикру и т.д.) добавляла каждый день чтение 12 раз Суры Ихлас. Перед своей смертью она попросила своего сына, чтобы он похоронил ее в ее старой одежде, в которой она поминала Аллаха. Сын же, боясь опозориться перед людьми, купил ей новый погребальный наряд. В ту же ночь она пришла к нему во сне, упрекая, «мол, как же так, почему ты не выполнил мою последнюю волю...» Сыну стало не по себе, и он пошел на кладбище с ее старой одеждой, чтобы поменять. Однако, откопал могилу, он обнаружил ее пустой. Тело матери исчезло. Сын так и застыл в недоумении. И тут он услышал голос, обращенный к нему, «О, разве тебе не известно, что того, кто чтит месяц Раджаб, не оставляют в могиле в одиночестве.» Вот какая милость Господа была оказана матери этого мужчины, за то, что она особо выделяла Месяц Раджаб чтением Суры Ихлас по 12 раз ежедневно.

Из Хадиса:
«Как-то сподвижник Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), находясь на кладбище, увидел Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) плачущим. Сподвижник решился спросить о причине слез Любимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), на что получил след.ответ:
Если бы эти люди, которые сейчас испытывают мучения в могиле, постились бы хотя бы день (несколько дней) в месяц Раджаб и (или) совершали бы ибадат в ночи этого Священного Месяца (Раджаб), то, по Милости Всевышнего, сохранили бы себя от могильного наказания.
:::

Особые благословения месяца Раджаб

Некоторые дни и ночи являются воистину особыми ввиду того они так переполнены Милостью и Щедротами Всевышнего и Его Прощением, которое Аллах ниспосылает своим слугами. И Всевышний щедро осыпает радостью тех, кто особо чтит эти благословенные дни и ночи, и награждает их Раем и Райскими благами. Именно благодаря любви и милости (к нам) Всевышний одаривает нас такими благословенными днями, ночами, часами...

В число этих особых ночей входит 1-я ночь месяца Раджаб и 1-я ночь с четверга на пятницу этого же месяца (Раджаб). В достопочтенном хадисе (изречении Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), переданном Саййидин Хасаном, любимым внуком Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) сказано, «В году есть такие четыре ночи, в которые Милость, Прощение, Щедрость, Благословения и Подарки Аллаха падают на землю как дождь (т.е. в неисчисл.количестве). И благословенны же те, кто знают или узнают истинное значение и ценность таких ночей, а именно:
1) Первая ночь месяца Раджаб;
2) Ночь 15 Шаабана;
3) Ночь в Праздник Рамадана и
4) Ночь в Курбан-Байрам.»

Так как в Исламе мы следуем лунному календарю, то и исчисление каждого дня начинается с захода солнца (т.е. с вечера). Таким образом, 1-я ночь Раджаба это именна та ночь, когда Раджаб только начался (и за ней следует 1-й день Раджаба), Ночь 15 Шаабана означает ночь с 14 на 15 Шаабана, Ночь в Праздник Рамадана означает ночь перед Праздником Ураза-Байрам, а Ночь в Курбан-Байрам, соответсвенно, означает ночь перед праздником Курбан-Байрам (т.е. ночь с 9 на 10 Зуль-Хиджа).

Те люди, которые ценят великую значимость этих ночей, конечно же проводят их не в непослушании или грехе, а в поклонении и покорности, в совершении благотворительных и прочих благих деяний, в намазах, дуа и зикре. И в такие особые ночи разумные люди прикладывают все усилия, чтобы Всевышний стал ими доволен. Эти ночи дают им возможность все более и более приблизиться к Богу.

Саубан, один из достопочтенных сподвижников (да будет доволен им Аллах) передал, «Я находился со святым Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям), когда мы вошли на кладбище. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) остановился и слезя потекли по его лицу. Он плакал так сильно, что его рубашка на груди стала мокрой от слез. Тогда я подошел к нему и спросил, «О Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), почему ты плачешь? Было ли тебе сейчас ниспослано Божественное Откровение?» На что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил, «О Саубан, те кто лежат здесь, мертвые, которые захоронены на этом кладбище, страдают от могильных наказаний. Именно поэтому я и плакал.» Затем Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) добавил, «Если бы только они провели некоторые из дней месяца Раджаб в посте, а ночи в поклонении Аллаху, то они были бы спасены от этих (ужасных) наказаний.»

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) также сказал, «Кто проводит 1-ю ночь Раджаба в поклонении и послушании, то его сердце не умрет даже тогда, когда умрут сердца других. (Более того), Всевышний погрузит такого человека в свои милости и очистит от грехов настолько, как если бы этого человека только что мать родила на свет (т.е. говорится о безгрешном новорожденном). И через Милости, ниспосланные Аллахом в эту ночь, этот человек получит разрешение заступиться за 70 человек, обреченных на Адские Муки.»

Какова Величайшая Милость и Щедрость, которыми Аллах удостоил эту особую ночь – 1-ю ночь месяца Раджаба. Ведь не только сам поклоняющийся будет прощен, но он еще и получит разрешение на заступничество за 70 человек!. Какое величие, какая благодать этой необычайной ночи! И что нам остается сказать тем, которые не ценят благословенность этой ночи, которые проводят ее в непослушании и грехе, которые не ценят ни свою жизнь, ни жизнь других (которых они могли бы спасти), и бросают эту возможность на ветер!

Если бы человек собрался выкинуть в море свое золото и бриллианты, разрушить свой дом, в котором он живет, и спалить свое жилище, то мы стали бы жалеть такого человека, сокрушенно говоря о нем, что «он, должно быть, окончательно сошел с ума.» И мы были бы правы, жалея его. Но, в конце концов, у него могла бы предоставиться возможность хорошего заработка в дальнейшем, и он бы смог окупить все утраченное. Но никакие деньги, никакая работа в мире не может вернуть нам утраченную жизнь, ушедшие годы, дни, ночи, часы, потерянные минуты! И это означает, что наша с вами жизнь гораздо ценнее, чем золото, бриллианты или что-либо подобное.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, «О моя Умма, будьте внимательны к возможностям величия Месяца Аллаха (Раджаб). Месяц Раджаб несомненно является месяцем Всевышнего. И если кто-то надеятся на великую награду Всевышнего, пусть держит пост (уразу) в течение 1 дня в этот месяц. А тот, кто держит пост 2 дня, достигнет такого уровня у Всевышнего, что никто ни на земле ни в небесах не сможет описать это. Тот же, кто сможет держать пост 3 дня, будет одарен иммунитетом от печалей этого мира и наказаний Ахирата, этот человек станет защищен от сумасшедствия, проказы и слоновой болезни и от злых происков недругов. Для того, кто держит пост в течение 7 дней в месяц Раджаб, 7 Ворот Ада будут закрыты. Тот, кто продержит пост 8 дней, удостоится Божьей Благодати, и 8 Ворот Рая будут открыты перед ним. Кто постится 10 дней, Аллах наградит его всем, о чем бы он ни попросил. Кто продержит пост 15 дней, его прошлые грехи не только будут прощены, но будут превращены в добрые деяния. А если кто сможет выдержать пост в более чем 15 дней этого благословенного месяца, то Аллах соответсвенно увеличит награду для такого человека.»


Ранее служители в Каабе держали ее открытой в течение всего месяца Раджаб, с 1-го дня по последний, в знак почтения и уважения к этому священному месяцу. А в другие месяцы, они открывали Каабу только по понедельника и по пятницам. Они говорили, «Этот месяц (Раджаб) – месяц Господний, а этот Дом (Кааба) – Дом Господний. А так как люди – рабы Божьи, то как же мы можем держать их вдали от Дома Господня в Месяц Господний?»


:::

У мeсяцa Рaджaб имeются тaкжe нeскoлькo других нaзвaний:

1. Рaджaб Мудaр (Рaджaб плeмeни Мудaр),
2. Мунсил (Мaнсaл aл-Aсиннa) (устрaнитeль нaкoнeчникoв сo стрeл, кoпий и т.п.),
3. Шaхруллaх aл-Aсaмм (глухoй мeсяц Aллaхa),
4. Шaхруллaх aл-Aсaaб (Мeсяц щeдрoсти Aллaхa),
5. Aш-шaхрул-Мутaххир (мeсяц oчищeния),
6. Aш-шaхрус-Сaaбикъ (выдaющийся, предшествующий),
7. Aш-шaхруль-Фaрд (уeдинeнный, oдинoкий).


Нeбoльшиe пoяснeния:

1) Рaджaб Мудaр (Рaджaб плeмeни Мудaр). Кaким жe oбрaзoм этo нaзвaниe имeeт oтнoшeниe к мeсяцу Рaджaб, стaнoвится яснo из слeдующeгo хaдисa:
“В гoду 12 мeсяцeв, 4 из кoтoрых свящeнны. Три из них слeдуют пooчeрeднo друг зa другoм – Зуль-Kaдa, Зуль-Хиджa, Мухaррaм, a чeтвeртый oтдeльнo oт них – этo мeсяц Рaджaб (плeмeни Мудaр), кoтoрый нaхoдится мeжду мeсяцaми Джaмaдa-Caни и Шaaбaн.”

Taким oбрaзoм былa чeткo устaнoвлeнa пoзиция мeсяцa Рaджaб, a имeннo мeжду мeсяцaми Джaмaдa-Caни и Шaaбaн. И этo пoлнoстью oтрeзaлo путь к любoй пoпыткe пeрeнoсa (oтсрoчки) этoгo свящeннoгo мeсяцa, кaк этo прaктикoвaлoсь aрaбaми в дoислaмский пeриoд (пeриoд Джaхилии, нeвeжeствa), кoгдa лидeрa прoсили пeрeлoжить мeсяц Мухaррaм нa Caфaр с цeлью нeсoблюдeния oпрeдeлeнных зaпрeтoв, нaклaдывaeмых oбязaтeльствaми свящeннoгo мeсяцa. Oб этoм упoминaeтся в Священном Коране, Cурe 9 Aятe 37.


2)
Мeсяц Рaджaб пoлучил нaзвaниe Мунсил (Мaнсaл aл-Aсиннa) (устрaнитeль нaкoнeчникoв сo стрeл, кoпий и т.п.), тaк кaк aрaбы в пoдгoтoвкe к этoму мeсяцу удaляли oстpия нaкoнeчникoв сo свoих стрeл и вклaдывaли в нoжны свoи мeчи и сaбли (т.e. нe испoльзoвaли иx) в знaк увaжeния к свящeннoсти мeсяцa Рaджaб.


3)
Шaхруллaх aл-Aсaмм (глухoй мeсяц Aллaхa).

Уcмaн ибн Aффaн (рaды Aллaху ‘aнху) гoвoрил пoслe Хутбы: “Нaступил тихий мeсяц Aллaхa. В этoм мeсяцe дoлжнo выплaтить зaкят, рaсплaтиться с дoлгaми и дaвaть милoстыню (т.e этoт мeсяц ‘глух’ к улoвкaм жeлaющих oтсрoчить выплaту зaкятa и др)."

Бoлee тoгo, в пeриoд Джaхилии дaжe чeлoвeк, oтпpaвившийся нa крoвную мeсть зa убитoгo рoдствeнникa, eсли нaхoдил убийцу в мeсяц Рaджaб, тo ничeгo нe прeдпринимaл, a дeлaл вид, кaк будтo oн eгo нe видит и нe слышит.

И Aллaх нe нaкaзывaл нaрoды в тeчeниe этoгo мeсяцa. “Нeвoзмoжнo услышaть гнeв Aллaxa в мeсяц Рaджaб”.


4)
Шaхруллaх aл-Aсaaб – Мeсяц щeдрoсти Aллaхa.

Хадисы:

Тoт, ктo пoстится хoтя бы 1 дeнь в мeсяц Рaджaб, зaслужит oгрoмную милoсть и блaгoслoвeниe Aллaхa.

Пoстящийся 2 дня пoлучит двoйную нaгрaду, кaждaя из кoтoрoй рaзмeрoм с гoру.

Для пoстящeгoся 3 дня будeт сoздaн oгрoмный рoв, oтдeляющий этoгo чeлoвeкa oт Aдскoгo oгня. И этoт рoв будeт нaстoлькo ширoк, чтo для прoхoждeния eгo oт нaчaлa дo кoнцa пoтpeбуeтся цeлый гoд.

Тoт, ктo пoстится 4 дня будeт зaщищeн oт сумaсшeдствия, слoнoвoй бoлeзни и пpoкaзы, И, чтo oчeнь вaжнo, будeт зaщищeн oт злa Дaджaля (aнтихристa).

Тому, кто постится 5 днeй – будeт дaнa зaщитa oт нaкaзaния в мoгилe.

Тот, кто постится 6 днeй , будeт вoскрeшeн в Судный Дeнь с лицoм, сияющим ярчe и прeкрaснee, чeм пoлнaя лунa.

7 днeй - Aллaх зaкрoeт 7 двepeй Aдa, чтo этoт чeлoвeк нe пoпaл тудa.

8 днeй – Aллaх oткрoeт двeри Рaя для этoгo чeлoвeкa.

14 днeй – Aллaх нaгрaдит пoстящeгoся чeм-тo тaким пpepacным, o чeм ни oднa живaя душa нe слышaлa.

Тому, кто постится 15 дней в Рaджaб, Аллах даст такой статус, что ни один из приближенных ангелов и ни один из Пророков-Посланников (миp им) не пройдет мимо этого человека, не сказав: “Поздравления тебе, так как ты спасенный и находишься в безопасности”.


* Перед разговением рекомендуется читать дуа, так как дуа постящегося в месяц Раджаб быстро принимаются. И просите Аллаха принять ваш пост и передать саваб (награду) за этот пост (уразу) вашим умершим родным и близким (мусульманам) и старадающим мусульманам (в Палестине, Индии и т.д.)


5)
Aш-Шaхрул-Мутаххир – очищающий месяц. Постящийся в Рaджaб очищается от грехов.

Согласно хадису, переданному Имамом Хибатуллах ибн ал-Мубарак Ас-Cадати (рахматуллах ‘алайхи): “Постящийся один день в месяц Рaджaб получит саваб (награду) как за пост 30-ти лет”. “У постящегося в месяц Рaджaб вечером будут приняты не менee 10 дуа или же в Ахыра будет приготовлено в награду гораздо лучше того, о чем просилось в дуа”.

Oгромный саваб обещан тем, кто постится весь месяц Рaджaб (или почти весь месяц) .

Абдуллах ибн Аз-Зубайр (рахматуллах ‘алайхи) передал:
“Кто избавит верующего от неприятностей в месяц Рaджaб, тому Аллах даст место в Раю, инша-Аллах”.

В хадисах также коллосальное значение уделяется подаче милостыни (садака) в месяц Рaджaб и проведению ночей в этот месяц в молитвах и зикре (ибадатe).


6)
Aш-шaхрус-Сaaбикъ – предшедствующий месяц. Означает, что Рaджaб является первым (предшествующим) священным месяцем.


7) Aш-шaхруль-Фaрд (уeдинeнный, oдинoкий). Это название объясняется тем, что Рaджaб находится отдельно от остальных трех священных месяцев.

Ибн Аббас (рады Аллаху ‘анху) передал слова Посланника Аллаха (соллаллаху ‘алeйхи ва саллам):
“Рaджaб – месяц Аллаха, Шаабан – мой месяц, а Рамадан – месяц моей уммы (общины)”.

Хадиcы:

“В Райском Саду протекает река, называющаяся Рaджaб. Она белee молока и слаще (вкуснee) меда. И тому, кто постился хотя бы один день в месяц Рaджaб, Аллах даст возможность удалить жажду из этой реки”.

Анас ибн Малик (рады Аллаху ‘анху) передал :
“В Раю находится такой дворец, куда никто не сможет войти, кроме теx, кто часто постился в месяц Рaджaб”.

Посланник Аллаха (соллаллаху ‘алeйхи ва саллам), кроме обязательного поста в месяц Рамадан, не постился так много ни в какие другие месяцы, как в Рaджaб и Шаабан.

Хадис, переданный Анасом ибн Маликом
(рады Аллаху ‘анху):
“Поститecь в месяц Рaджaб, так как пост в этот месяц пpинимaeтcя Аллахoм как ocoбый вид покaяния”.

- - -

О чень рекомендуется совершатьпециальный Н амаз в этот месяц, а именно:
в первый день Раджаба,
в середине месяца Раджаб и
в последний день Раджаба.

:::

(из книг "Необходимое для ищущего" Абдул-Кадир Джиляни (рады Аллаху анху) и книги "Иршад".)

Ночь исполнения желаний (в 2004 году - ночь с 19 на 20 августа!)

Каждую ночь перед постом нужно произносить намерение (нийят) . По достоверному слову, намерение, произнесённое в начале ночи, тоже является достаточным. Есть алимы, которые говорят, что недостаточным является намерение, произнесённое в первой половине ночи, и необходимо произнести его во второй половине, объясняя это тем, что вторая часть ночи ближе непосредственно к посту. Если после произнесения намерения ночью ещё до рассвета совершить действия, нарушающие пост (приём пищи, близость с женой), это не повредит посту. Если кто-то после произнесения намерения уснул, то намерение обновлять не нужно, но желательно. Впадение в неверие (куфр), (муртадство) портит намерение. Если человек , впавший в куфр, покается до рассвета, ему необходимо намерение обновить. Намерение, произнесённое ночью, во время близости с женой, тоже достаточно для поста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?

Если забыл прочитать намерение ночью

Если кто-либо до наступления рассвета забыл произнести намерение, то пост в этот день не будет считаться. Но из уважения к Рамадану в этот день он не должен делать что-либо, нарушающее пост. Для желательного поста достаточно произнести намерение до обеда дня поста, так как для него не является условием произнесение намерения ночью.

Также при намерении можно не называть месяц и день для суннат-поста (Шавваль, Ашура, Арафа, белые дни и т.д.). Достаточно сказать «поститься завтра», но лучше называть эти дни. Вместе с тем, если в эти дни произнести намерение соблюдать пост (возмещающий или другие суннат - посты), то можно получить воздаяние как за оба поста.

Лица, пропустившие пост в месяц Рамадан

1. Это те, которым не нужно выплачивать каффарат – фидья, они лишь возмещают пост.В эту категорию входят шестеро, которые должны соблюдать имсак: потерявший сознание; опьяневший по своей вине; сошедший с ума; пропустивший пост в пути (путник); больной или тот, кто от голода, жажды, тяжёлой работы или имея грудного ребёнка , или беременна и, боясь трудностей, которые могут их постигнуть при посте, не постились, а также и женщина в период месячных и послеродовых выделений. Эта вся категория обязана лишь возместить пропущенный пост. Все четыре имама согласились с тем, что, если находящийся в пути человек по своему желанию прервёт пост, поев или выпив воду, то этот день он должен возместить и в остальное время дня соблюдать имсак. Более того, имамы Абу Ханифа и Малик говорят, что он должен выплатить каффарат.

По мазхабу имама Ахмада каффарат на такого не налагают, по наиболее достоверному слову имама аш-Шафии – тоже не налагают. Также имамы согласились с тем, что пропущенный по своему желанию один пост нужно возместить одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что по каждому дню возмещается по месяцу, Нахаи говорит, что тысяча дней нужно возместить, а Ибну Масуд сказал, что, всю жизнь возмещая, не восполнить пропущенный в месяц Рамадан пост;

2. Те, которые выплачивают лишь фидья, т. е. не должны возмещать посты. Это неспособные поститься старики; безнадёжно больной (это определяется заключением одного или двух богобоязненных врачей).Неспособность поститься определяют по сильной непривычной трудности, которая настигнет человека с постом или болезнью, которая позволяет совершить таяммум. Неспособными же они должны быть во все времена . К примеру, если эти оба человека (старик и больной) могут поститься в холодное время года или в короткие дни, то они в это время должны возмещать посты;

3. Те, которые должны и пост возмещать, и фидья выплачивать. Это женщины , имеющие грудного ребёнка , или беременная , пропустившие пост из беспокойства за жизнь ребёнка . Беспокойством за жизнь ребёнка считается тогда, когда велик риск к выкидышу или молоко в груди может кончится, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть. Женщины , которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить его. От количества

Вопрос: Вопрос по поводу тахаджуд–намаза: можно ли включить будильник, чтобы встать вовремя и сделать намаз?

Ответ: Да, конечно, если не встаёте сами, то поставьте будильник. Это очень ценная молитва, но у данного намаза есть условия: 1. Совершение в течение времени между ночным намазом и утренним азаном (призывом к молитве). 2. Совершение ночного намаза. 3. После совершения ночного намаза нужно хоть на несколько минут заснуть (дремоты недостаточно). Таким образом, мы понимаем, что, если какое-нибудь условие не соблюдено, этот намаз не получается.

Молитва витр

Вопрос: В месяц Рамазан лучше совершить после таравих-молитвы молитву-витр в мечети с джамаатом или лучше отложить на потом, чтобы можно было ещё совершить тахаджуд?

Ответ: Если Вы собираетесь совершать ещё какие-нибудь молитвы, например тахаджуд или любые другие фарз- или суннат-намазы, то лучше отложить витр и совершить после всех молитв, потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Сделайте намаз-витр последней молитвой » (передал имам Муслим).

Намерение на пост

Вопрос: Как нужно делать намерение для того, чтобы соблюдать пост, и что нужно говорить, при разговении?

Ответ: Намерение: «Я намереваюсь соблюдать желательный пост в месяц Раджаб » (это что касается сунна-поста) или «Я намереваюсь соблюдать обязательный пост месяца Рамазан » (для обязательного поста). Намерение нужно совершать сердцем, просто словесного произношения недостаточно. Намерение для обязательного поста нужно совершить до утреннего азана (призыва к молитве), а для суннат-постов можно до обеда сделать намерение, если забыли сделать его до утреннего азана, при условии, что Вы не совершили действий, нарушающих пост.

При разговении желательно сказать:

اللهم لك صمت وعلى رزقك افطرت ابتلت العروق وذهب الضمأ وثبت الاجر ان شاء الله

«Аллахумма ляка сумту ваала ризкика афтарту ибталлаатил уруку ва захаба замау ва сабатал ажру иншаАллах »

Прогулки с новорождённым

Вопрос: Можно ли с младенцем ночью выходить на улицу?

Ответ: Вечером (уже как солнце начинает садиться) около полутора часов детей нежелательно выносить на улицу, да и взрослому нежелательно выходить, потому как в это время появляется активность среди джиннов и шайтанов, и человек бывает подвержен риску овладения им джиннами (что проявляется в сумасшествии).

Начало месяца Раджаб большинство мусульман встретили с огромной радостью, будучи уверенными, что наступил один из лучших периодов времени для поклонения, особенно для поста. Мусульманская умма получила очередную возможность встретить один из трёх благословенных месяцевРаджаб – месяц милости и прощения . Будучи одним из предшествующим Рамадану месяцев, Раджаб является подготовкой к этому периоду, и мусульманину стоит заняться духовным очищением и соблюдать пост.

Однако некоторым людям не по душе, что мусульмане будут больше поклоняться в этот месяц, более того, они категорически против того, чтобы соблюдали пост в этом месяце. С этой целью по мессенджерам рассылается и в социальных сетях распространяется сообщение, якобы подтверждающее нежелательность, а порой и запрет на соблюдение поста в месяце Раджаб.

Давайте рассмотрим этот вопрос… Действительно ли это так и так ли плохо соблюдать пост в этом месяце.

Месяц Раджаб является одним из четырёх запретных для войн месяцев, и он особо отмечен знаменательными для истории Ислама событиями. А в желательности соблюдения поста в запретные месяцы ни у кого не может быть сомнений, ибо Пророк (мир ему и благословление Аллаха) сказал в хадисе, который приводит Абу Давуд:

صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ

«…постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся ». (Абу Давуд).

Имам Ан-Навави в книге «Шарх Аль-Муслим» пишет об этом хадисе следующее:

وَفِي سُنَن أَبِي دَاوُدَ أَنَّ رَسُول اللَّه صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَدَبَ إِلَى الصَّوْم مِنْ الْأَشْهُر الْحُرُم ، وَرَجَب أَحَدهَا . وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

«В «Сунане» (сборнике хадисов) Абу Дауда сказано, что, поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал поститься в запретные месяцы (ашхур аль-хурум), и Раджаб относится к ним. Аллах знает лучше » (комментарий к хадису № 1960, 4/ 167).

Поэтому поводу Имам Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет следующее:

خاتمة أفضل الشهور للصوم بعد رمضان الأشهر الحرم وأفضلها المحرم لخبر مسلم أفضل الصوم بعد رمضان شهر الله المحرم ثم رجب خروجا من خلاف من فضله على الأشهر الحرم ثم باقيها ثم شعبان لما في رواية مسلم

كان صلى الله عليه وسلم يصوم شعبان كله وفي رواية كان يصوم شعبان إلا قليلا

«Самыми лучшими месяцами для поста после месяца Рамадан являются запретные месяцы (ашхур аль-хурум), а наидостойнейшим из них является месяц Мухаррам (первый месяц года лунному календарю), согласно хадису, который приводит Имам Муслим: "Самым лучшим постом после поста Рамадана является пост в запретном месяце Аллаха Мухаррам ". После него (мухаррама) ЛУЧШИМ МЕСЯЦЕМ ДЛЯ ПОСТА СЧИТАЕТСЯ РАДЖАБ, чтобы не противоречить тем учёным, которые утверждают, что ИМЕННО РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЛУЧШИМ ИЗ ЗАПРЕТНЫХ МЕСЯЦЕВ .

Затем (по достоинству соблюдения поста) идут другие запретные месяцы, а после них идет Шаʻбан, согласно хадису, который передаёт Муслим: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) держал пост в месяце Шаʻбан полностью". А в другой версии этого хадиса приводится, что он (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост почти весь месяц Шаʻбан ». («Мугъни аль-мухтадж», 1/605)

Как видите, некоторые учёные считают, что месяц Раджаб является лучшим месяцем для поста после Рамадана, но большинство из них сошлись на том, что это Мухаррам.

Стоит отметить, что в этих сообщениях в качестве довода приводят слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни – большого учёного, имама мухаддисов, о том, что о достоинстве месяца Раджаб , о достоинстве поста в течение всего месяца или его части, или бодрствования в определённую ночь нет определённого достоверного хадиса, который можно было бы привести в качестве доказательства.

Всё сводится к тому, что слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни вырезали из контекста. Давайте же посмотрим, какой вывод сделал сам Ибн Хаджар аль-Аскаляни:

Он приводит хадис, после которого говорит:

ففي هذا الخبر - وإن كان في إسناده من لا يعرف - ما يدل على استحباب صيام بعض رجب، لأنه أحد الأشهر الحرم

«В этом хадисе, даже если в цепочке передатчиков и есть некто неизвестный, присутствует то, что указывает на желательность поста некоторых дней Раджаба, потому что этот месяц - один из запретных месяцев (ашхур аль-хурум) » («»).

Почему же учёные вынесли такое решение, что всё же желательно поститься в месяце Раджаб? На это отвечает опять же Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, на которого как раз и ссылаются те, кто считают это нововведением:

ولكن اشتهر أن أهل العلم يتسامحون في إيراد الأحاديث في الفضائل وإن كان فيها ضعف، ما لم تكن موضوعة

«Однако известна среди учёных снисходительность в приведении хадисов доводом к совершению благих дел, даже если хадисы слабые, если только они не вымышленные » («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб »).

В этом сообщении также упоминается и то, что (да будет доволен им Аллах) бил по рукам тех, кто отказывался от еды в месяце Раджаб, и заставлял их есть, говоря: «Ешьте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии ».

На это также отвечает Ибн Хаджар аль-Аскаляни:

فهذا النهى منصرف إلى من يصومه معظما لأمر الجاهلية

«Этот запрет относится к тем, кто постился, возвеличивая дела доисламских времён » («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб »).

Что же касается того, что пост в месяце Раджаб является нововведением, то относительно этого Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Фатх аль-мубин» (шарх на сборник хадисов Имама Ан-Навави «Аль-Арбаʻун») пишет следующее:

قيل: ومن البدع صوم رجب، وليس كذلك بل هو سنة فاضلة، كما بينته في الفتاوي وبسطت الكلام عليه

«Есть мнение, что пост в месяце Раджаб – нововведение, но это не так, наоборот, ПОСТ В МЕСЯЦЕ РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕВОСХОДНЫЙ ХОРОШЕЙ СУННОЙ (желательным деянием), как я и объяснил и пространно изложил это в «Аль-Фатава » (книге «Аль-Фатава аль-кубра аль-фикхия», 4/53-54)».

Фатх аль-мубин », 226; 5 хадис)

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сказать, что пост в месяце Раджаб является желательным деянием , за которое человек получает большое вознаграждение, ибо учёные шафиитского мазхаба, чьё мнение является основополагающим в мазхабе, опровергают мнение о том, что это нововведение, не говоря уже о его запретности.

Поэтому, уважаемые братья и сёстры, не стоит обращать внимания на подобного рода провокационные сообщения и лишать себя и своих близких огромного вознаграждения за соблюдение поста в месяц Раджаб.

Всевышний Аллах сказал: «Спрашивайте обладателей знания, если сами вы не знаете» (ан-Нахль 16:43).
Ибн Мас’уд сказал: «Люди будут пребывать в благополучии до тех пор, пока будут приобретать знания от сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и больших ученых. А когда они станут приобретать знания от молодых, то впадут в противоречия из-за своих порочных желаний, а затем погибнут». ат-Табарани 8589, ‘Абду-р-Раззакъ 11/249. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар.
Имам аль-Лялякаи передал слова некоторых таби’инов, которые рассказывали: «Когда мы приходили в Медину, мы встречали людей из числа ансаров, но мы ничего у них не спрашивали, пока не встречали Ибн ‘Умара или Абу Са’ида». ат-Табарани 12/430, Ибн Мандах 11.
‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Смотрите на тех, от кого вы берете эти знания, ибо поистине — это религия!» аль-Хатыб в «аль-Кифая» 121.
Ибн ‘Умар говорил: «Религия твоя! Религия твоя! Поистине — она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!» аль-Хатыб в «аль-Кифая» 122.
Также Мухаммад ибн Сирин, Даххак, имам Малик и др. говорили: «Поистине, эти знания — религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию». Муслим 1/23, ад-Дарими 1/124, аль-Хатыб 2/92.
Имам Ибн аль-Мани’ говорил: «Одним из бедствий, постигающих знание, является то, что удовлетворенный собой и уверенный в собственном знании и проницательности человек, считает ненужным обращаться к ученым, учиться у них и черпать свет их мыслей». См. «Иршаду-т-туляб» 93.

Нет никаких достоверных хадисов, которые указывали бы на особое достоинство соблюдения поста в течение всего месяца Раджаб или его части. Также нет ничего достоверного в совершении особых молитв в этот месяц, как считают некоторые невежественные в делах религии люди.

То, как поступают некоторые люди, выделяя некоторые дни Раджаба для поста, считая их лучше, чем другие дни, не имеет никакой основы в Шариате. Между тем, передается слабый хадис, в котором сообщается о желательности соблюдения поста в заповедные месяцы. Так, Абу Дауд привел в своем сборнике хадис, в котором пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соблюдайте пост в некоторые дни заповедных месяцев!» (Абу Дауд, 2428. Шейх аль-Албани назвал данный хадис слабым).
Даже если бы этот хадис был достоверным, то в нем лишь указывалось бы на желательность соблюдения поста в заповедные месяцы. Поэтому если бы человек постился в раджабе из-за данного хадиса, соблюдая пост и в другие заповедные месяцы, то в этом не было бы ничего предосудительного. Однако выделять лишь месяц раджаб для поста - неправильно.

Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб бил тех, кто постился в месяц Раджаб и заставлял их есть, говоря: «Кушайте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии». Ибн Аби Шейба. Шейх аль-Албани назвал иснад достоверным. См. «Ирвауль-гъалиль» 957.
Также и Ибн ‘Умар порицал тех, кто выделял месяц Раджаб постом. Ибн Аби Шейба, иснад также достоверный. См. «Ирвауль-гъалиль» 958.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Что касается соблюдения поста в месяц Раджаб, то все хадисы на эту тему не только слабые, но на самом деле выдуманные . Учёные не опираются ни на один из них. Эти хадисы не могут быть отнесены к категории слабых хадисов, передающихся о достоинствах благих дел, поскольку большинство из них выдуманы и являются ложными. В «аль-Муснаде» и других сборниках хадисов передается хадис, в котором сообщается, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, велел поститься в заповедные месяцы - раджаб, зуль-каъда, зуль-хиджжа и мухаррам – однако речь здесь идет о соблюдении поста во все эти месяцы, а не только в Раджабе». См. «Маджму’уль-фатава» 25/290.

Но как сказано выше, данный хадис является недостоверным.
Имам Ибн аль-Къаййим (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Все хадисы, в которых упоминается о посте в Раджабе и намазах, совершаемых в некоторые из его ночей, являются ложными и выдуманными ». См. «аль-Манар аль-Муниф», стр. 96.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Нет ни одного достоверного хадиса, который можно было бы использовать в качестве довода о достоинстве месяца Раджаб, соблюдении поста в течение всего этого месяца или его части, а также проведении какой-то особой ночи этого месяца в молитвах. И в этом утверждении меня опередил имам аль-Харави, от которого это передаётся с достоверным иснадом. А также это передаётся и от других». См. «Табйин аль-‘уджб» 11.
Шейха Ибн ‘Усаймина (да будет милостив к нему Аллах) спросили и соблюдении поста 27 числа месяца Раджаб и проведении этой ночи в молитвах. Он ответил: «Соблюдение поста 27 числа месяца Раджаб и проведение этой ночи в молитвах является религиозным нововведением, а каждое религиозное нововведение – это заблуждение». См. «Маджму’ фатава Ибн ‘Усаймин» 20/440.