«Отношение христианина к природе». Урок орксэ "отношение христиан к природе" Отношение христианина к окружающему миру природе

Тема урока: Отношение христианина к природе.

Цель урока: Знакомство схристианским отношением к природе как к творению Божиему.

Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с христианскими представлениями о Боге, как Творце мира; понять, почему изучение и сохранение природы является христианским служением.

Развивающая: осознать, что в основе христианского отношения к природе лежит ответственность христиан за творение перед Творцом.

Воспитывающая: уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе.

Форма урока: урок-беседа.

Ключевые понятия урока: экология, ковчег.

Ход урока.

1.Введение в тему.

Мысль о том, что мир, созданный Богом, принадлежит в первую очередь Ему, а человеку даёт утешение и надежду звучит в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» (звучит на фоне музыки)

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под сенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль в утра час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, –

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога… (М.Ю. Лермонтов)

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об отношении христианина к природе.

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

Как вы понимаете слово ответственность?

За что каждый из вас отвечает?

Кто отвечает за вашу семью?

Кто отвечает за мир природы?

2.Изучение нового материала.

1. Работа с текстом учебника стр.84 абзац 1,2.

2.Осмысление статьи учебника. Акцентуация внимания на том, что, по представлениям христиан, Бог выше человека, а человек выше природы. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир.

Вопрос — Что, по мнению великого русского учёного М.Ломоносова Бог дал людям?

На доске выписаны слова:

БОГ ДАЛ ЛЮДЯМ ДВЕ КНИГИ:

Книгу природы Библию

в них запечатлены

природные законы заповеди

3.Работа с текстом (абзац 3 и 4).

4.Беседа по вопросам:

– Был ли великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов –верующим человеком? Как вы это поняли?

(Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несёт великое христианское служение.)

Почему необходимо познавать мир?

Ответы учащихся — развитие науки и познание мира — это доброе дело для христианина.

– Подумайте: удаётся ли человеку делать мир более удобным и безопасным для себя? Что вы думаете по следующему поводу: каковы условия такого преображения мира, когда человеку становится в нём удобнее и безопаснее? (Ответы учащихся)

– Что обязан человек выбрать, преобразуя природу: выгоду и большие экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении природы и преумножении её богатств? (Ответы учащихся) Что в конечном итоге будет выгоднее человечеству и почему? (Ответы учащихся).

Учитель-К сожалению, в последнее столетие человек слишком увлёкся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе храм Божий. Люди вели хозяйство так жадно и бездумно, что по сути отравили нашу планету. Однажды мир уже пострадал из-за человека…

5.Работа с дополнительной информацией о Ноевом ковчеге (рассказ ученика)

Вопрос — О чём предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?

(Ответы учащихся.)

Учитель : Христианин полагает : Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и приумножим его красоту. Истинный хозяин на Земле – Бог, а не человек , который «ходит под богом».

Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира? Львы могли бы охранять саванну, волки - лес и степь, акулы — море, орлы- горы, в том числе и от человека.

6. Работа с текстом, стр.85. Ответы у чащихся.

Бог выше человека, но человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы, потому что у него есть совесть, разум, свобода и ответственность. У океанов и вулканов, планет и звезд, облаков и водопадов этого нет.

У человека есть образ Божий. И именно поэтому на нем лежит ответственность за мир. Кому больше дано, с того больше спросится.

Вопрос учителя – Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?

7.Последствия влияния человека на природу (презентация).

8.Вопрос — Ребята, а что делается для сохранения природы?

Ответы учащихся:

В 1948 году был учрежден Международный союз охраны природы. Союз проводит огромную практическую и просветительскую издательскую деятельность в рамках ЮНЕСКО, его представительство есть в Москве.

Широкую известность получила международная общественная организация «Гринпис» (Зеленый мир). «Гринпис» борется против ядерных испытаний, выступает в защиту животного мира, против загрязнения среды промышленными отходами.

Всемирный фонд дикой природы вкладывает средства в проекты, направленные на защиту животных, находящихся под угрозой исчезновения.

В России действует Всероссийское общество охраны природы.

9.Ребята, среди нас есть представители и мусульманской веры. А как мусульмане относятся к природе? (ответ ученика)

10. Физминутка.

Раз — подняться, повернуться

Два — нагнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре — руки шире

Пять — руками помахать

Шесть — за парты сесть опять.

11.Вопрос учителя – Что может сделать маленький человек, ребёнок, школьник или даже дошкольник, для христианского отношения к природе?

Работа в тетрадях.

Продолжи правила поведения в природе:

Не шуметь

Не ломать ветки деревьев

Не мусорить

Не срывать цветы

Ходить по тропинкам

12.Христианское милосердие должно распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка «Блажен, иже и скоты милует» (Блажен человек, который и животных милует). В православии есть святые, которые покровительствуют животным.

Презентация. Иконы. «Святые, которые покровительствуют животным»

Вопрос – В чём проявляется милосердие к животным? Есть ли у вас домашние питомцы?

13.Работа с раздаточным материалом.

Когда ты просишь у родителей щенка или котёнка, о чём следует думать? Какой дорожкой ты пойдёшь? Вычерти свою дорожку, закрасив квадраты цветными карандашами: Вставить текст в квадраты.

я хочу щенка и думаю

О том, что со щенком или котёнком весело играть, и я готов к этому;

О том, что от щенка или котёнка может быть много грязи, и я готов к этому;

О том, что щенка или котёнка можно ласкать или даже тискать, и я готов к этому;

О том, что за щенком или котёнком придётся убрать нечистоты, со щенком надо гулять, а котёнка приучить к туалету и я готов к этому;

— о том, что породистым красивым котёнком или щенком можно похвастаться, погордиться перед друзьями, и я готов к этому;

О том, что собаки и кошки живут меньше людей, и придёт час, когда бывший щенок станет старой больной собакой, а котёнок – старым немощным котом, и они потребуют ухода и терпения, и я готов к этому

А помнишь ли ты о том, что щенку надо помочь выполнить его назначение служить человеку. Овчарке (Что необходимо делать?….) – охранять, гончей ….– гнаться за зверем, травить…, догу – ….устрашать, быть телохранителем, спаниелю ….– приносить дичь. А для этого собаку надо учить. Ты готов? И только маленькие собаки созданы для забавы. (Слова, выделенным синим, надо напечатать «вверх ногами»).

А знаешь ли ты о том, что кошка – самое независимое из домашних животных и не любит, когда её заставляют делать то, чего она не хочет? Ты готов уважать её свободу?

Может быть, ты хочешь взять в дом лисёнка или бельчонка? Подумай, стоит ли это делать, если назначение лисицы ловить мышей и других грызунов, которые вредят посевам на полях? А что делают белки? Белки, питаясь плодами различных пород деревьев и активно двигаясь по лесу в разных направлениях, разносят семена и таким образом становятся природными «лесоводами», «насаживают» молодой лес.

3.Закрепление изученного материала.

1. Впиши буквы, обозначенные цифрами, в лепестки цветка и узнай, что он хочет тебе сказать.

2. Работа с тренажером (диск). Разгадай кроссворд.

1То, с чем человек должен соизмерять свою земную жизнь.

2)Качество, необходимое ребёнку в общении с родителями.

3)Человек, спасшийся во время мировой катастрофы.

4)Качество человека, позволяющему ему быть ближе к Богу.

5)место человека по отношения к природе по замыслу Бога.

4.Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание-урок 26.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по курсу ОРКСЭ

«Отношение христианина к природе»

  1. ФИО – Зубова Анна Владимировна
  2. Место работы – МОУ СОШ пгт. Горнореченский
  3. Должность – учитель начальных классов
  4. Предмет – ОРКСЭ
  5. Класс – 4 «Б»
  6. Тема и номер урока – «Отношение христианина к природе», № 26
  7. Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М: «Просвещение» 2012 г.

Цель урока : Знакомство с христианским отношением к природе, как к творению Божиему, помощь учащимся в осознании общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир; привлечение внимание учащихся к экологическим проблемам современности, на возможности личного участия в решении проблемы.

Задачи:

Формирование осмысленного взгляда на связь природы и человека, особой роли человека в мире.

Воспитание осознанной общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир.

Освоение христианского представления о сотворении природы, понимание служения природе как творению Божиему.

Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.

Понятия урока: экология, ковчег, милосердие.

Планируемые результаты:

Предметные:

Моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;

Воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;

Анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.

Метапредметные:

Регулятивные:

Организовывать рабочее место;

Осуществлять контроль выполненных действий;

Оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Ориентироваться в материале учебника;

Осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;

Выдвигать гипотезы и их обосновывать;

Устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

Развивать личную ответственность за сохранение природы;

Развивать этические чувства;

Уметь вести себя в дискуссии;

Ориентироваться на успешную деятельность.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания:

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).

Воспитание гражданственности;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Межпредметные связи (области): окружающий мир, история, литература, экология.

Ресурсы, необходимое оборудование:

Мультимедийная установка;

Презентация к уроку;

Раздаточный материал;

Выставка рисунков «Природа вокруг нас»

Доска;

Учебник, тетрадь.

Орг. момент. Учитель рассказывает притчу.

Однажды в природе произошёл такой спор:

Если б не я, - похвастался дождь, обильно поливший сад и поле, - то на земле ничего не росло бы!

Если б не я, - обиженно возразила земля, - то и расти было бы не на чем!

А если бы не я…- с вызовом начало солнце.

Но тут послышались звуки церковного колокола, зовущего людей в храм на службу.

И все они пристыжено замолчали.

Почему они замолчали? (Потому что вспомнили, что если б не Бог, то вообще ничего б нигде не было! )

Кем является Бог? (Творцом для всего мира).

Что сотворил Бог? (Людей, животных, природу).

Давайте, вспомним, как это происходило, посмотрим мультфильм «Сотворение мира».

Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке?

Слайд 1

Тема нашего урока «Отношение христианина к природе».

Мы узнаем, о том что делает человека выше природы, и о том какую ответственность несёт человек за сохранение природы.

Что такое природа? (Это всё что нас окружает, но не сделано руками человека)

Чем является природа для человека и других живых существ? (наша планета Земля – наш дом)

А чтобы в доме всегда было чисто и уютно, что нужно делать?

Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой?

К сожалению, в последнее столетие люди вели хозяйство так жадно и безумно, что, по сути, отравили нашу планету. Воздух, вода, почва, потеряли свою чистоту. Некоторые виды животных исчезли с лица Земли. Люди перестали видеть в природе родной дом, прекрасный храм Божий.

Стихотворение «Чудесный дом» читает наизусть ученик. Слайд 2

Вот какой чудесный дом,

Много есть соседей в нём.

Только кто его построил?

Кто порядок в нём устроил?

Так старательно, умело

Кто людей, зверюшек сделал?

Кто посеял в нём цветочки?

Кто деревьям дал листочки?

В реки кто воды налил?

Кто в них рыбок поселил?

За весной послал к нам лето?

Кто же, кто придумал это?

Кто всё так устроить мог?

Ну, конечно, только Бог!

Слайд (портрет и слова)

Великий русский учёный М.В.Ломоносов сказал, что «Бог дал людям две книги – книгу природы и Библию».

Что такое Библия и что содержит эта книга? (Библия – главная книга христианина, в ней содержатся законы, данные Богом – заповеди).

Ребята, как вы думаете, что Бог вложил в книгу природы? (природные законы).

М.В.Ломоносов считал, что «Христианин, изучающий законы природы несёт великое христианское служение».

Задание (слова на слайде)

Ребята, мы знаем, что человек – часть живой природы, но он имеет те отличительные черты, которые делают его выше природы. Назовите те понятия, которыми обладает только «Человек» (на слайде слова «Сила», «Совесть», «Умение маскироваться», «Свобода», «Разум», «Быстрота реакции», «Ответственность».)

Слайд Проверка: РАЗУМ, СВОБОДА, СОВЕСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Всегда ли человек ведёт себя ответственно по отношению к природе?

- Как вы понимаете, что такое ответственность? (Это значит, держать ответ за свои слова, действия, поступки)

Мы видим результат безответственной деятельности человека.

Слайды: МУСОР, ЗАГРЯЗНЕНИЕ, ОТРАВЛЕНИЕ и т.д.

Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность перед планетой. Поэтому современная наука экология не просто изучает природу, но и ищет способы защитить её от нас.

Однажды мир уже пострадал из-за безответственного отношения человека к природе. О том, как Бог решил наказать людей за бессердечие, говорится в Библейской истории (притчу о Ное и его ковчеге рассказывает ученик, получивший предварительное задание)

Слайд

Одн Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он говорил людям, что начнется потоп и истребит весь мир, призывал их покаяться от злых дел. Но никто не хотел слушать его. Ной заполнил свой ковчег только животными. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.

Что сделал Ной для современного человека?

у - О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе.

Физ. минутка - Игра (если считаете, что это неправильно, то берётесь руками за голову и покачиваете головой; если считаете, что верно, то хлопаете в ладоши)

Оставлять после себя мусор; заботиться о домашних животных; посадить деревце; выгнать из дома старого кота; покормить бездомного котёнка; бросать фантики от конфет где прийдётся, найти нового хозяина брошенному котёнку; стрелять в птиц из рогатки; насыпать в кормушку для птиц корм; морить голодом домашнего питомца; ломать ветки деревьев; заступиться за щенка, которого обижают другие ребята

Работа в группах Слайд

Задание № 1

Вставьте подходящие по смыслу слова:

Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Появились экологические проблемы. Бессердечное человечество было наказано всемирным потопом . Корабль, на котором спасся Ной с семьёй назывался ковчег. Христианин должен изучать законы природы. В отличие от природы и животного мира у человека есть ответственность, разум, совесть, милосердие В надежде, что мы сохраним и приумножим красоту мира Бог вручил нам его.

Задание № 2

Назови правила поведения в природе

  • Не шуметь
  • Не ломать ветки деревьев
  • Не мусорить
  • Не срывать цветы
  • Ходить по тропинкам

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Задание № 3

Когда ты просишь у родителей щенка или котёнка , о чём следует думать?

я хочу щенка и думаю

О том, что со щенком или котёнком весело играть, и я готов к этому;

О том, что от щенка или котёнка может быть много грязи, и я готов к этому;

О том, что щенка или котёнка можно ласкать или даже тискать, и я готов к этому;

О том, что за щенком или котёнком придётся убирать туалет, со щенком надо гулять и я готов к этому;

О том, что породистым красивым котёнком или щенком можно похвастаться, погордиться перед друзьями, и я готов к этому;

О том, что собаки и кошки живут меньше людей, и придёт час, когда бывший щенок станет старой больной собакой, а котёнок – старым немощным котом, и они потребуют ухода и терпения, и я готов к этому

Задание № 4

Пословицы рассыпались, соедини их стрелочками:

Срубить дерево – пять минут под ноги гляди.

Без воды - там нет букашек.

Где много пташек, вырастить сто лет.

По лесу ходи соловьи прилетят.

Был бы лес, земля пустырь.

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями.

Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба . Преподобный полюбил своего лесного друга и стал делить с ним последний кусок, а иногда и весь свой обед отдавал зверю. Дикий зверь слушался Преподобного и был кроток с ним.

К келье святого Серафима Саровского приходили звери: медведи, волки, зайцы, лисицы, подползали даже змеи, ящерицы. Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка, в котором он хранил недельный запас хлеба. Сколько зверей ни приходило к старцу, хлеба всегда и на всех хватало.

Недалеко от монастыря святой Герасим Иорданский встретил льва, страдавшего от попавшей в лапу занозы. Старец вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал. Лев остался жить со старцем. Лев прожил со старцем 5 лет, и когда святой Герасим Иорданский скончался, лев умер от тоски на его могиле.

Не научившийся любить животных не умеет, не способен любить людей. В Библии сказано: «Блажен человек, который и животных милует».

Так как христианин несёт ответственность за окружающий мир, то какими качествами он должен обладать? (доброта, любовь, милосердие)

В чем проявляется милосердие к животным? (человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. И, конечно, пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним).

Есть ли у вас домашние питомцы?

Рассказы о домашних питомцах.

Что мы школьники можем сделать (что в наших силах?), чтобы сохранить природу? решил наказать людей

Рефл е ксия

Песня «Это называется природа»

не только природе. Оно еще и в душе хулигана создаетолько природе. Оно еще и в душе хулигана создает привычку к злобе и разрушению.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ «ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНИНА К ПРИРОДЕ» Подготовлена учителем начальных классов ГБОУ СОШ №777 Киселёвой И.А.

Ничто не возникает само по себе. Окружающий нас мир, исполненный гармонии и красоты, свидетельствует о своем великом и мудром Творце.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма была над бездною. И Дух Божий веял над водою.

И был вечер, и было утро: день первый. И сказал Бог: да будет свет. И появился свет. И увидел Бог, что свет хорош. И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день второй. И создал Бог свод, и отделил воду под сводом от воды над сводом. И стало так. И назвал Бог свод небом.

И был вечер и было утро: день третий. И назвал Бог сушу землею, а воду под небом морями. И произвела земля зелень: травы, дающие семена, и деревья, приносящие свои плоды с семенами.

И был вечер и было утро: день четвертый. И создал Бог два великих светила и звезды. И поместил их Бог на небосводе.

И был вечер и было утро: день пятый. И сотворил Бог рыб и разных водных пресмыкающихся. И сотворил Бог птиц.

И был вечер и было утро: день шестой. И создал Бог диких зверей разных видов, и скот, и всех мелких животных. И сотворил Бог человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину сотворил Он.

И увидел Бог всё, что Он создал, и что всё это очень хорошо. Бог поручил людям беречь и возделывать сотворённую Им землю.

Что ты выбираешь? Небо, созданное творцом Или?

Что ты выбираешь? цветущую землю Или?

Что ты выбираешь? Чистую воду Или?

Что ты выбираешь? Жизнь на земле Или?

Я выбираю!

Мы за сохранение Земли, сотворённой словом Создателя, и видит Бог, что это хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОРКСЭ "Отношение христианина к природе".

Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики на тему "Отношение христианина к природе".К конспекту урока прилагается презентация....

Конспект урока ОПК "Отношение христианина к природе"

В конспекте представлен материал к уроку, используя разные формы работы с учащимися. В процессе урока раскрывается смысл правильного отношения к природе человека....

Вы узнаете:

Что делает человека выше природы

Какую ответственность несет человек за сохранение природы

Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца.

Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию - заповеди.

Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.

Развитие науки и познание мира - это доброе дело для христианина.

Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из наших первых уроков мы говорили о том, что культура - это такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным.

К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств для себя, а не для всех. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм.

Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли.

Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин (Владыка) на земле - Бог, а не человек, который « ходит под Богом ».

Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека - есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов - нет. У человека есть « образ Божий », т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано - с того больше спросится. Волк и заяц - это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.

Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил.

Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас. Экология - это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей.

Для христианина вся природа - это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев - тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению.

Христианское милосердие может распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка - « блажен, иже и скоты милует » (Притч.12, 10. церк-слав.перевод).

Милосердное отношение к ним проявляет себя, в частности, в том, что человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. И, конечно, пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним.

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: « Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот ».

Врезка Библейская история

Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью - праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский - « Ной звал людей, а пришли одни скоты ». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка « каждой твари по паре ». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.

(С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища)

ВОПРОСЫ и задания

1. В чем проявляется милосердие к животным? Есть ли у тебя домашние питомцы и какие у тебя обязанности перед ними?

2. Что Бог вложил в Библию, а что в « книгу природы »?

3. О каких книгах Ломоносов говорил, что они написаны Богом?

4. Чувствуют ли животные доброе сердце человека? Встречались ли вам такие случаи?

5. Вам знакомо слово « экологический кризис »? Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?