Пение ангелов. Пение ангелов на святой горе афон

Паломник не горе Афон остановился в одном из монастырей. Ночью он услышал доносящееся из храма песнопение. Он подумал, что началась служба и спустился к храму. Но двери храма были заперты на ключ. Тогда он заглянул в окно и увидел поющих Ангелов. Сбегав за магнитофоном, он через окно записал голоса Ангелов.Тип песнопения - медленный древневизантийский на первый глас.

(15,8 МВ)

С точки зрения рациональной проверки, думаю, для человека невозможно на полном голосе петь такие длинные распевы и к тому же при этом еще делать такие короткие паузы, которые необходимы для человека, чтобы вдохнуть воздух. Оценку этого события с духовной точки зрения можно посмотреть в комментарии магистра богословия протоиерея Димитрия Предеина.

(18 МВ)

В интернете есть обсуждение этого исполнения. Якобы это поет преподаватель византийского пения Димитриос Сурландзис. Вот сайт: http://www.ieropsaltis.com/psalt_Sourlantzis.htm - третья снизу "Τριάδι, τον τρισάγιον...". На мой взгляд голос совершенно не тот. Вот некоторые комментарии http://m-kleopas.livejournal.com/7995.html:

"Песнопение то же, но диапазон совсем не тот. Далеко не тот. Я показывал ту запись "оригинала" людям с консерваторским образованием, вердикт был один: человек так спеть не может, так как нет абсолютно затухания на слабых лёгких, в момент, когда воздух в них заканчивается. Такое возможно сделать только в одном случае, когда есть 2 вокала, которые абсолюно одинаковы по голосу и второй вокал подхватывает первый. Но в том варианте вокал один. У ΔΗΜΗΤΡΙΟΣ"A голос похож, сильно, но это не тот голос. Человек, обладающим мало-мальским слухом, это определит. Спаси Вас Господи за вариант такого прекрасного песнопения ΣΟΥΡΛΑΝΤΖΗΣ"a

orthofox

Попробовал сегодня завысить частоты и изменить скорость воспроизведения с помощью Jet Audio. Получилось почти один к одному с "оригиналом".

Н а мой взгляд на компьютере сейчас можно подделать все что угодно, это совершенно не аргумент. Так вообще ничему веры не будет. Кроме того, любой вариант этого византийского исполнения, даже женский голос, можно на компьютере "подтянуть" до оригинала, поскольку это стандартное песнопение, нужно только изменить высоту голоса и скорость. К тому же до какого "оригинала" "подтягивали" сам оригинал? А еще слово "почти" в компьютерном эксперименте однозначно говорит о том, что эксперимент не удался и поет не Димитриос Сурландзис. Конечно, была ли вообще обработка на компьютере может показать только дорогостоящая экспертиза, но на мой взгляд верно заключение людей с консерваторским образованием (см.обсуждение), вердикт был один: человек так спеть не может, то есть никакой обработки не было и песнопение не подделано.

Прот.Николай Баринов

Святая гора Афон… По легендам, эту гору испросила под свое покровительство у Иисуса Пресвятая Богородица во время путешествия в эти земли. Сейчас – это особая единица Греческой Республики, управляемая сообществом 20 православных монастырей, находится на полуострове Халкидики. Горы и богатая растительность создают прекрасный пейзаж, которым восхищаются паломники. По уставу посещать Святую гору Афон могут лишь мужчины. История, с которой связано написание Юрием Кузнецовым картины «Пение ангелов», произошла всего лишь несколько лет назад.


Один молодой человек, прибывший на Афон с паломнической поездкой, остановился в гостинице при монастыре. Он проснулся ночью, через окно до него доносились звуки, как будто в храме шла служба. Юноша удивился и решил узнать, что происходит. Заглянув в окна церкви, он увидел ангелов. Они пели. Паломник кинулся в свою комнату, взял магнитофон и вернулся, чтобы записать дивные звуки.




Так появилась удивительная запись, облетевшая затем весь мир. Множество людей слушали ее, восторгались, сомневались, верили и не верили. В любом случае пение не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы раз услышал его. Несмотря на то что в записи присутствуют шумы (напомним, что она делалась на бытовой магнитофон через окно храма), от нее невозможно оторваться. На ней мы слышим Херувимскую песню, исполняемую древним канон ическим византийским пением.


Даже неспециалисты могут заметить то, что отличает это пение от человеческого. В нем нет перерывов на вдох. Так могут петь только ангелы.

Они, обладающие личностью и умом, свободны от законов нашей физической природы. Для ангелов нет времени и пространства. Люди не могут почувствовать их присутствие. Но иногда ангелы становятся видимыми для нас. Они свободны в своих поступках, нам остается лишь догадываться, что значит то или иное явление.

Так, отвечая на вопрос журналиста в интервью на православном канале «Союз» о пении на Афоне, священник соотнес это явление с ситуацией, сложившейся в церковной культуре. Она касается, в частности, богослужебного пения. В настоящее время в Греции внедряется партесное пение, когда мелодия разделяется на несколько голосов. Каждый из них исполняет свою партию, что существенно отличает это пение от традиционного, сложившегося в древности. Возможно, что ангелы, певшие на византийском распеве, указывают служителям церкви, что же выбрать: партес или древнее византийское пение.

Для нас же пение ангелов может стать впечатлением, пробуждающим душу. Оно дарит свет в дни, когда мы все меньше верим в чудо. Дивные звуки пробудили талант живописца, теперь вы сможете не только услышать, но и увидеть пение ангелов на Афоне таким, как воспринял его художник-иконописец Юрий Кузнецов.

Рассказы о том, что гору Афон посещают ангелы, еще недавно могли вызвать у многих лишь скептическую улыбку. Однако в последние годы появились доказательства, превращающие легенду в фактически состоявшееся чудо.

Как ни странно, понятие о том, что такое ангелы, до сих пор довольно туманно: неизвестно доподлинно, энергетическая это сущность либо очеловеченный образ, призванный защищать население планеты и сохранять в людях веру. Об ангельской сути спорят даже профессиональные теологи, что уж говорить об обычных людях!

Единственное, в чем сходятся ученые: ангелы — божественные посланники, несущие смертным волю Господа и обладающие сверхъестественными возможностями. Собственно, слово «ангел» в переводе с греческого и означает «посланник», или «вестник».

Убеждение, пришедшее к нам из далеких языческих времен и впоследствии использованное христианством, относит этих чудесных существ к далеким людским предкам, некогда прожившим праведную жизнь и получившим потому возможность хранить потомков и помогать им там, где сами они не справляются.

Существует также гипотеза, согласно которой за безгрешность душ ангельский чин обретают дети, умершие в раннем возрасте. Видеть их могут такие же малыши, хотя со временем они утрачивают эту способность. Однако кем бы ни были эти таинственные существа, свидетельства очевидцев говорят о том, что их способности поистине удивительны.

На собственном опыте убедилась в этом женщина из небольшого английского городка. Автобус, на котором она утром отправилась на работу, спускался с высокого холма и внезапно у него отказами тормоза. Внизу поворот ограждала стена из кирпича, и как раз к ней автобус мчался, набирая скорость. Женщина поняла, что авария неизбежна, но вдруг увидела движущихся за оконным стеклом удивительно красивых существ в светлых одеждах.

Они оказались на пути автобуса, и тот внезапно остановился у самой стены, а едва это случилось, неведомые спасители исчезли. Участница чудесного события сразу подумала, что ее спасли ангелы. Механики автобусного парка также сочли, что с пассажирами произошло чудо: тормоза автобуса не работали, и как ему удалось остановиться на спуске, осталось неизвестным.

Однако иногда случаются явления ангелов, которые нельзя объяснить срочной необходимостью спасения человеческой жизни.

Тайна ангельского пения

Такой случай произошел около 10 лет назад на горе Афон. Молодой паломник остановился в гостинице одного из афонских монастырей. Среди ночи он проснулся от звуков церковного пения необыкновенной красоты. Юноша подумал, что пропустил начало службы, и поспешно отправился к храму. К его удивлению, храмовая дверь была заперта. А заглянув в окно, юноша увидел внутри свет, хотя источник его был неясен — ни одна свеча не горела.

Более того, внутри церкви никого не было, и пение, казалось, разливалось в светящемся воздухе. Чудесные, совсем не похожие на человеческие голоса выводили древнее византийское песнопение — «Херувимскую песнь». Паломник понял, что просто обязан сохранить чудесное пение.

Он бросился назад в свою комнату, схватил магнитофон и бегом вернулся к храму, где все звучала божественная музыка, исполняемая невидимым ангельским сонмом. Запись, сделанная юношей, попала в Интернет и вызвала настоящие битвы между теми, кто верил в пение ангелов, и скептиками, отрицающими саму возможность подобного «концерта».

Споры о том, не подделку ли привез с Афона паломник, длились бы бесконечно, если бы в дело не вмешались эксперты. Полученная в результате анализа аудиоспектрограмма записи показала нечеловеческую природу исполнения старинного распева. Тембр таинственных голосов находится ровно посередине между мужским и женским. Распев же звучит настолько ровно и сильно, что с человеческим голосом его вообще сравнить невозможно.

Кроме того, нарастание амплитуды звуковой волны происходит не постепенно, как это бывает у людей, а с невероятной скоростью, почти мгновенно. Косвенным доказательством ангельской природы пения можно считать и то, что. распев в записи обрывается перед словами «всякое ныне житейское отложим попечение». Никаких земных, житейских забот («попечений») у ангелов нет и быть не может, а потому они закончили петь именно на этой части распева.

Не менее уникальным оказалось воздействие небесных голосов на каждого слушателя. Кто-то, послушав пение, отмечал, как легко и радостно становится на душе, другие же, наоборот, говорили, что ангельские голоса заставляют почувствовать тревогу и печаль. Случалось даже, что от неоднократного прослушивания записи у людей поднималось давление, учащалось сердцебиение.

Факты и гипотезы

В подробностях изучив звучание удивительных голосов, богословы задались причинами явления божественных посланников людям. Если обычно ангелы являются ради сохранения их жизней, то и чудесная церковная служба должна была принести некую важную весть. Какую именно — только предстояло выяснить.

Прежде всего, следовало исключить всякую вероятность того, что на Афоне пели не ангелы, а напротив, посланцы сатаны. Теоретически бесы как будто могли принять вид херувимов ради обольщения слушателей. Созданные ими химеры порой способны ввести слабых духом в душевное либо физическое расстройство, а некоторых — даже лишить жизни. С другой стороны, демонам для этого вовсе не обязательно было использовать церковное пение — ведь так они невольно лишний раз подтверждали истинность православия.

Теологи из нескольких стран устроили обширную дискуссию, в ходе которой установили: козни нечистого тут ни при чем. Всякое искажение христианского пения в записи отсутствует. А слуги дьявола лишены божественного певческого дара и способны разве что мерзко глумиться над священными распевами, издавая звуки, больше всего похожие на какофонию. Таким образом, записанная на Афоне пленка действительно сохранила голоса Господних вестников.

Что касается целей появления ангелов в афонском храме, то здесь мнения разошлись. Часть ученых считает, что пропетая в древней византийской манере часть богослужения должна была напомнить верующим о необходимости соблюдать старинные каноны церковного пения. Такое напоминание своевременно, поскольку христианство все больше склоняется к новой, многоголосой стилистике исполнения христианских служб. И есть вероятность, что эти новшества не по душе на небесах.

Нашлись приверженцы и у более общей версии: чудесным пением ангелы в который раз возвестили миру о своем существовании. А раз они в самом деле существуют, то не только люди воцерковленные, но даже закоренелые атеисты получат защиту и покровительство в тех случаях, когда спасти их может разве что чудо.

Впрочем, по сей день существуют и те, кто называет пение ангелов на Афоне фальшивкой. Противники «ангельской теории» заявляют, что на пленке звучит голос греческого певца Димитриоса Сурландзиса, обладающего редкой красоты тембром и известного исполнением православных песнопений. Правда, сам певец так и не подтвердил, что на записи «Херувимской песни» звучит его голос. Так что феномен ангельского пения продолжает считаться одним из самых дивных афонских явлений.

По вере вашей да будет вам

Список подобных явлений в монашеской республике гораздо обширнее, чем можно себе представить. К сожалению, увидеть их воочию смогут только мужчины — с VII века, когда на Афон пришли первые монахи-аскеты, женщинам на Святой Горе появляться запрещено (даже вьючные животные там лишь мужского пола). По преданию, так заповедала Богородица, оказывающая монахам свое небесное покровительство.

Как будто подтверждая постоянное незримое присутствие Богоматери, над самой вершиной горы постоянно висит облако: оно увеличивается или уменьшается, меняет цвет, но никогда не исчезает.

В каждой из 20 обителей хранятся святые мощи и чудотворные иконы. В одном только монастыре Ватопед находятся частица Животворящего Господнего Креста, пояс Богородицы, частицы мощей Дмитрия Солунского, Пантелеймона Целителя и других святых. В обители Симонопетра сохраняется нетленной благоуханная десница равноапостольной Марии Магдалины. Всякий истинно верующий, прикладывающийся к реликвии, может подтвердить, что рука святой до сих пор теплая.

В нескольких метрах от моря прямо из скалы бьет родник, найти который монахи смогли по Господнему указанию. Неподалеку от источника растет виноградная лоза, которой более 700 лет. Одна ягода с этой лозы может вылечить бесплодие у любой женщины, мечтающей о потомстве.

Ангельский глас, прозвучавший на Афоне, — лишь одно из бесконечного списка чудес Святой Горы. Верить в них или сомневаться — личное дело каждого, но гораздо радостнее сознавать, что мы живем в мире, где все еще совершаются настоящие чудеса.