Почему пост рамадан толка в жаркие дни. Почему мы постимся днем, а не ночью? Когда можно есть и пить в пост

Во время священного месяца мусульманского календаря, который называется по-арабски рамадан, или по-турецки рамазан, мусульмане обязаны соблюдать строгий пост – ограничить себя в питье, еде и интимной близости .

Следуя правилам Рамадана, зрелые люди отказываются от своих страстей. Так они отчищаются от негатива.

Заканчивается пост великим праздником Ураза-Байрамом.

Особенности и традиции поста Рамадан – что такое ифтар и сухур?

Постом верующие проверяют силу человеческого духа . Соблюдение правил Рамадана заставляет человека осмыслить свой образ жизни, помогает определить главные ценности в жизни.

Во время Рамадана мусульманин должен ограничить себя не только в еде , но и плотском удовлетворении своих потребностей, а также других зависимостях — например, курении. Он должен научиться контролировать себя, свои эмоции .

Соблюдая простые правила поста , каждый верующий мусульманин должен почувствовать себя неимущим и голодающим, так как имеющиеся блага зачастую воспринимаются, как обыденные.

В Рамадан запрещается ругаться. Появляется возможность помочь нуждающимся, больным и бедным. Мусульмане верят, что молитвы и месячное воздержание обогатят каждого, кто следует догмам Ислама.

Существуют два главных предписания поста:

  1. Следовать правилам поста искренне от рассвета до заката
  2. Полностью воздержаться от своих страстей и потребностей

А вот несколько условий, каким должен быть постящийся человек:

  • Старше 18 лет
  • Мусульманином
  • Не душевнобольным
  • Здоровым физически

Есть и те, кому пост противопоказан, и они имеют право не соблюдать его. Это — несовершеннолетние дети, пожилые люди и беременные, а также те женщины, у которых идет менструация, или они переживают время послеродового очищения.

Пост Рамадан имеет несколько традиций

Перечислим наиболее главные:

Сухур

В течение всего Рамадана прием пищи мусульмане проводят рано утром , еще до рассвета. Они верят, что Аллах за такое действие очень сильно вознаградит.

Во время традиционного сухура не стоит переедать , но следует съесть достаточное количество еды. Сухур придает сил на целый день. Он помогает мусульманам оставаться в рассудке и не быть злыми, так как часто голод вызывает злость.

Если верующий не совершит сухур, то его день поста остается в силе, но он не получит некое вознаграждение.

Ифтар

Ифтар — это вечерний прием пищи , который совершается тоже во время поста. Начинать разговление нужно сразу после захода солнца, то есть после последней дневной (или четвертой, предпоследней в эти сутки молитвы). Уже после Ифтар следует Иша — ночная молитва мусульман (последняя из пяти обязательных ежедневных молитв).

Что нельзя есть в пост Рамадан – все правила и запреты

Что кушать во время Сухура:

  • Врачи рекомендуют употреблять утром сложные углеводы – блюда из круп, хлеб из пророщенного зерна, салат из овощей. Сложные углеводы обеспечат организм энергией, притом, что они долго перевариваются.
  • Также подойдут сухофрукты – финики, орехи – миндаль и фрукты – .

Чего нельзя есть во время Сухура

  • Откажитесь от белковой пищи. Она долго переваривается, но загружает печень, которая без перерыва работает во время поста
  • Не стоит употреблять
  • Нельзя употреблять утром жаренную, копченую, жирную пищу. Они вызовут лишнюю нагрузку на печень и почки
  • Откажитесь от употребления рыбы во время Сухура. После нее захочется пить

Что не употреблять вечером после азана

  • Жирную и жареную пищу . Она навредит здоровью – вызовет изжогу, отложиться в лишних килограммах.
  • Исключить из питания продукты быстрого приготовления – различные каши в пакетах или лапша. Ими вы не наедитесь и буквально через час или два захотите вновь провести трапезу. Кроме того, такие продукты вызовут аппетит еще больше, так как содержат соль и другие специи.
  • Нельзя кушать колбасу и сосиски . Лучше их исключить из вашего рациона на время поста Рамадан. Колбасные изделия влияют на почки и печень, утоляют голод лишь на несколько часов, а также способны развить жажду.

Несмотря на запреты и жесткие правила, есть и польза от поста :

  • Отказ от плотских страстей
    Человек должен понять, что он – не раб своего тела. Пост – серьезная причина, чтобы отказаться от интимной близости. Только воздержась от греховного, человек может сохранить свою чистоту души.
  • Самосовершенствование
    Соблюдая пост, верующий внимательнее относится к себе. Он рождает в себе новые черты характера, такие как покорность, терпимость, послушание. Ощущая нищету и обделенность, он становится выносливее, избавляется от страха, все больше начинает верить и познавать то, что ранее было скрыто.
  • Благодарность
    Пройдя через отказ от пищи, мусульманин становится ближе к своему Творцу. Он осознает, что неисчислимые блага, которые посылает Аллах, даны человеку не просто так. Верующий обретает чувство благодарности за посланные дары.
  • Возможность познать милосердие
    Пост напоминает людям о бедных, а также призывает быть милосердными и помочь нуждающимся. Пройдя через это испытание, верующий вспоминает о доброте и человечности, а также о том, что перед Богом все равны.
  • Экономность
    Пост приучает людей быть экономными, ограничивать себя и обуздывать свои желания.
  • Укрепляет здоровье
    Польза физическому состоянию здоровья человека проявляется в том, что пищеварительная система отдыхает. За месяц кишечник очищается полностью от шлаков, токсинов и вредных веществ.

Расписание священного Рамадана до 2020 года — когда начинается и когда заканчивается пост Рамадан?

В 2015 году пост Рамадан начнется 18 июня и закончится 17 июля.

Вот следующие даты священного Рамадана:

2016 год – с 6 июня по 5 июля.
2017 год – с 26 мая по 25 июня.
2018 год – с 17 мая по 16 июня.
2019 год – с 6 мая по 5 июня.
2020 год – с 23 апреля по 22 мая.

Нарушение поста Рамадан – действия, прерывающие мусульманский пост Рамадан, и наказания

Стоит отметить, что правила поста Рамадан действуют только в дневное время суток. Некоторые поступки, совершенные во время поста, считаются запрещенными.

К действиям, прерывающим мусульманский Рамадан, относят:

  • Специальная или преднамеренная трапеза
  • Непроизнесенное намерение о совершении поста
  • Мастурбация или половой акт
  • Курение
  • Самопроизвольная рвота
  • Введение ректальных или вагинальных лекарств

Однако снисходительно относятся к похожим действиям . Несмотря на схожесть, они не нарушают пост .

К ним причисляют :

  • Непреднамеренная трапеза
  • Введение лекарств с помощью уколов
  • Поцелуи
  • Ласки, если они не приводят к семяизвержению
  • Чистка зубов
  • Сдача крови
  • Месячные
  • Непроизвольная рвота
  • Несовершение намазов

Наказания нарушившим пост Рамадан :

Те, кто непреднамеренно нарушил пост по причине болезни, должен в любой другой день провести пропущенный день поста.

За половой акт, совершенный в светлое время суток, верующий обязан отстоять еще 60 дней поста, либо накормить 60 нуждающихся.

Если пропуск поста разрешен шариатом , необходимо совершить покаяние.

Пост в месяц Рамадан является одним из столпов ислама. Всевышний Аллах предписал нам поститься в одном из двенадцати месяцев года и сделал этот месяц самым благодатным временем во всём году. Следовательно, главной причиной, по которой мы держим пост в дневное время, а не ночью, считается то, что таково было указание на это нашего создателя Всевышнего Аллаха.

Кроме того, в соблюдении поста в дневное время сокрыта глубокая мудрость, которая отсутствует в соблюдении поста ночью. Так как основной целью соблюдения поста при воздержании от еды, питья и прочих телесных наслаждений является воспитание своего эго, а для того чтобы достичь этой цели, необходимо соблюдать пост днем, а не в ночное время.

Соблюдение поста кардинально отличается от других тем, что Всевышний Аллах отнес его к Себе, ибо всевышний Аллах сказал, как об этом поведал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ، الْحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ، قَالَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ: إِلَّا الصَّوْمَ، فَإِنَّهُ لِي، وَأَنَا أَجْزِي بِهِ

«Вознаграждение за каждое благое деяние человека (потомка Адама) увеличивается минимум в десять раз и может достигать семисот раз. Всевышний Аллах сказал: « Кроме вознаграждения за пост, ибо, поистине, он (совершается) для Меня, и Я воздам за него (человек держит пост только ради Меня) »». (Ибн Маджа)

И Всевышний Аллах в священном Коране говорит:

إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُمْ بِغَيْرِ حِسَابٍ

[Смысл]: «Поистине, терпеливым (тем, которые терпели ради довольства Аллаха) дается их награда в Вечной жизни без счета и без ограничения ». (Сура Аз-Зумар, 10)

А пост – половина терпения, как об этом сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

الصَوْمُ نِصْفُ الصَبِر

« Пост – половина терпения ». (Тирмизи)

Следовательно, вознаграждение за него превосходит все пределы определения размеров и счета.

О постящемся Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

قَالَ رَبُّكُمْ عَزَّ وَجَلَّ : عَبْدِي تَرَكَ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ وَشَرَابَهُ ، ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِي ، وَالصَّوْمُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ

Всевышний Аллах сказал: «Мой раб ради Меня оставил свои желания и наслаждения, свою еду и питье. Пост соблюдается для Меня, и Я воздам за него ». (Имам Ахмад)

Человеку, который будет соблюдать пост весь световой день, воздается бессчетно, его награды безмерны, ибо пост – ради Аллаха и чтим, потому что относится к Нему. Даже если человек исполняет все свои поклонения ради Аллаха, то Всевышний Аллах отнес соблюдение поста к себе, подобно тому как Он почтил Каабу отнесением ее к Себе, тогда как вся земля вместе со всем содержимым является Его владением и собственностью. И это сделано так по двум причинам:

Во-первых , пост – это воздержание и отказ от того, чего желает нафс (эго) человека . И такое воздержание само по себе есть нечто скрытое, в нём нет действия, которое можно увидеть воочию. Другие обряды и поклонения обычно совершаются прилюдно, а воздержание и отказ постящегося видны лишь Всевышнему Аллаху, ибо пост – скрытое действие, которое совершается одним лишь терпением.

Во-вторых , пост – это средство для преодоления врага Аллаха, ибо орудие шайтана – это плотские страсти, а они усиливаются от еды и питья . Следовательно, воздержание от еды и питья расслабляет позиции шайтана, и постящийся может с лёгкостью победить его.

Помимо воздержания от явных действий, которые нарушают пост, имеются также и сокровенные условия поста, без соблюдения которых постящийся не получает вознаграждения за свой пост. Более того, такой пост не принимается Всевышним Аллахом.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

كم من صائم ليس له من صيامه إلا الظمأ

«Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь голод и жажда ». (Ад-Дарими)

Человек, который соблюдает пост и воздерживается от еды, питья, совокупления и других действий, нарушающих пост, но одновременно нарушает его совершением грехов, подобен человеку, который при совершении омовения трижды протирает положенные органы омовения, но пренебрёг самым важным – промыванием этих органов водой. Следовательно, его омовение и намаз будут отвергнуты из-за незнания сути омовения.

Как известно, почти все люди большую часть ночи проводят во сне, поэтому, если бы пост соблюдался ночью, вышеприведённый смысл соблюдения поста оказался бы нераскрытым. Нам вменено в обязанность поститься днём, так как в другое время многие люди, не испытывая истинного голода и жажды, не ценят те блага, которыми их одарил Всевышний Аллах.

Одним из пяти столпов Ислама является пост в священный месяц Рамадан. Мусульмане всего мира стараются в эти благословенные дни больше совершать добрые дела, проявлять милосердие к окружающим, усугублять свою молитву.

С внешней же стороны мусульмане следуют четким предписаниям Священного Корана: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны… Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (2, 183-187).

Между тем, сегодня мусульманам нередко приходится слышать насмешки в сторону их религии из-за формы поста, принятого в ней. «Что у вас за пост такой? Почему вы не едите днем, зато ночью предаетесь страстям? Что, Аллах ночью не видит? Разве это воздержание?».

Конечно же, никто не обязывает мусульман отвечать на подобные кощунственные выпады. В 109-й суре Корана в этой связи говорится: «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!». Понятно, что такого рода споры ни к чему хорошему не приведут. А вот разъяснить, по крайней мере, почему пост в Исламе соблюдается именно таким образом, я думаю, будет уместно.

Одними из ключевых слов в вышеприведенных аятах можно назвать следующие: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь». Исходя из этих слов, можно предположить, что пост мусульман ничем не должен отличаться от аналогичного поклонения христиан и иудеев.


И в действительности, если мы внимательно проанализируем как иудейские, так и христианские источники, то увидим, что изначально пост являлся полным воздержанием от пищи, питья (и некоторых других вещей) в светлое время суток до наступления темноты. Именно полное воздержание, а не исключение из своего рациона определенных видов пищи животного происхождения.

Вот как описывается пост в Иудаизме: «В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение, ношение обуви и половые сношения, а также различные виды работы; некоторые спали на земле, что напоминает ритуалы траура… Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные – в течение суток… Пост рассматривался как акт раскаяния, ритуальное выражение сожаления, подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. Иногда целью этого ритуала была подготовка к общению с Богом… Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моисей постился 40 дней…» (Еврейская газета, июль 2006, №7(47) «Пост в иудаизме»).

Изначально у иудеев не существовало фиксированных дней поста, каждый сам назначал себе пост, либо его назначали старейшины для своего народа. Исключением был лишь пост в день, когда весь народ просил у Бога прощения за грехи и отпускал в пустыню козла (см. Книгу Левит, 16). Этот праздник называется Йом-Кипур. И уже после вавилонского плена появляются дни поста, установленные в память о трагических событиях в истории еврейского народа.

В Христианство посты перешли из религии Ветхого Завета. Большую часть жизни провел в посте пророк Яхья (у христиан Иоанн Креститель); Иисус, перед тем как выйти на общественное служение с пророческой миссией, также ушел в пустыню и «там сорок дней он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни…» (Евангелие от Луки: 4, 2).

В первое время формирования Христианства был известен лишь Великий Пост, уже позже появились Рождественский, Успенский и пост в честь апостолов Петра и Павла. Известны также и однодневные посты, связанные с определенными днями недели и важными событиями в истории Христианства.

Сами христиане заявляют, что Великий пост берет начало от того сорокадневного поста Иисуса в пустыне. Естественно, по человеческой немощи христианам не предписывается полное воздержание от еды и пищи в течение всех сорока дней поста, а лишь в первые два. В остальное же время христиане, следуя своему уставу о посте, должны воздерживаться от пищи и питья в дневное время. И лишь после наступления темноты им разрешается употребление пищи.

К сожалению, сегодня большинство христиан не знают своих же предписаний о посте. Изначально не было разграничений на постную и скоромную пищу: «В древние времена христиане, и даже монахи, вкушали любую пищу в любое время года… Словом же «пост» древние христиане называли период времени, когда они вообще ничего не ели и особо усердно молились. Если в древних уставах о посте говорится: «Постимся до вечера», - это означает «до захода солнца ничего не едим и усердно молимся» («Сретение». Православное приложение к газете «Карелия» N 22 (62) декабрь ´99, «Как поститься в рождественский пост»).

Действительно, если мы откроем книгу «Типикон», т.е. устав, то там, в разделе о постах ясно сказано, что христиане во время поста не едят и не пьют никакую пищу, до совершения вечерни. После этого они уже имеют право употреблять немного пищи, необходимой для поддержания сил в человеке.

Но именно после вечерни, т.е. службы, которая совершается вечером и заканчивается после того, как сядет солнце. В Великий пост вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных даров, которая так же совершается вечером.

Уже позже христиане перенесли совершение вечерни на утро, а совершение утрени на вечер. Исходя из этого, они по окончании вечерни, совершенной утром (около 10 часов утра), уже могут есть пищу.

Конечно, это внутреннее дело христиан - менять древнейшие установления о посте. Но факт остается фактом – издревле люди, верующие в Единого Бога и соблюдающие Его установления, понимали под постом полное воздержание от пищи и воды в светлое время суток.

Почему именно пост заканчивается вечером и наступает утром? На этот вопрос, скорее всего, никто не даст ответа, кроме Самого Аллаха. Такова Его воля.

Конечно же, во всех трех монотеистических религиях основным смыслом поста является не телесное воздержание, а совершенствование в молитве и добрых поступках. Еще пророк Исаия в Торе изрек такие слова от Всевышнего: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». (Ис. 58, 6-7).

Именно выполнение дел милосердия, повышенное внимание к духовной жизни отличает истинно постящегося человека от лицемерно выполняющего пищевые предписания, неважно, является ли он иудеем, мусульманином или христианином. И поэтому нынешний Рамадан для каждого из нас, верующих в Аллаха, должен послужить еще одной возможностью стать отзывчивее к проблемам ближних и показать всему миру, что Ислам действительно является той единственной религией истины, которая несет в мир не разрушение, а мир и покорность воле Всевышнего.

Патология исламофобии
Ответ Владислава Сохина
Юрию Максимову

За последний месяц мало кто не дал свою оценку тому факту, почему я, бывший православный священник, по собственному желанию попросил православную церковь более не считать меня ни священнослужителем, ни христианином и принял Ислам. Конечно, для России такой случай пока необычный, но он отнюдь не второй, как пытаются сегодня представить многие СМИ. Кроме Али Вячеслава Полосина и меня, Ислам приняли еще трое служителей Русской Православной Церкви, а также большое количество христиан.

Но для мусульман не важна статистика, мы не бывшие комсомольские функционеры, которые сегодня от имени Христианства пытаются устроить этакое «соцсоревнование»: кто в какую церковь больше неофитов приведет. Ислам – не какая-то церковь и не секта, а мировая истинная религия, и для Ислама важно не количество, а качество.

Суеверы, как и лицемеры, нам не нужны. Не мы оказываем Богу милость тем, что принимаем Ислам, а Бог оказывает милость тем, что принимает нас в Ислам.

Поэтому умме дороги те люди, которые сами ищут истину, сами обретают знания. Мы не уподобляемся тем христианским горе-миссионерам, которые веками насильно обращали и сейчас обращают людей в Христианство, суля им какие-то материальные блага, или поскорее крестят тысячи людей, которые не знают даже Символа веры, молитвы «Отче наш» и никогда не читали Нового Завета.

Поэтому и злоба к тем, кто добровольно и осознанно, опираясь на багаж знаний, выбирает Ислам, со стороны некоторых функционеров религиозных учреждений особая. Поэтому и не скупятся профессиональные сочинители пасквилей копаться в грязном белье, приводя немыслимые доводы о том, почему человек по доброй воле перестал себя ассоциировать с «религией большинства». Целые «исследования» на тему «исподнего» пишут.

Не удержался от искушения покопаться в грязном белье и преподаватель Московской Духовной академии Юрий Максимов. На типично миссионерском сайте, где призыв в пользу своей религии является каплей в море грязных оскорблений религий своих соотечественников-иноверцев, он разместил статью «Анатомия измены». В ней, по его словам, он «с Божьей помощью» дал «исчерпывающие ответы» и опровергнул «все претензии и вопросы христианству», опубликованные мной ранее. Как-то вспомнились слова евангельского Иисуса Христа (мир ему): «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14: 11).

Но на самом ли деле он ответил на все вопросы «бывшего священника», а вместе с ним и многих мусульман? Или еще больше погряз в присущей ему ненависти к Исламу, к Иудаизму и к другим религиям, чтобы услышать вожделенный звон монет, летящих в его ковчежец?

Максимов упрекнул меня в том, что я по семейным обстоятельствам получил часть духовного образования заочно. Но для того оно и создано и благословлено церковью. Получается, что Максимов, вместо того, чтобы быть «послушной и смиренной овцой» в «стаде Христовом», восстает против священноначалия, отвергает его установления. И гордыня Максимова этим отнюдь не ограничивается.

Одним из первых аргументов против меня он приводит мою молодость и быстрое продвижение по церковной лестнице. Максимов в своем отстаивании порочности раннего посвящения в сан священника, не заметив, шагнул слишком далеко – он даже забыл о том, что и нынешний патриарх Алексий II, вопреки правилам церковных соборов, стал священником в 21 год!

А если иметь в виду его обвинение в адрес Али Вячеслава Полосина, что тот нарушил церковные каноны, став в 1990 народным депутатом России, то, думаю, он последовал примерам покойного патриарха Пимена и нынешнего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, ставших народными депутатами СССР в 1989 году (Алексий II тогда был митрополитом, через год стал патриархом, после чего был депутатом еще полтора года).

(смысл): «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время . А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься . А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время . Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения.

Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны… Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах . Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (сура "аль-Бакара", аяты 183-187).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: shutterstock.com

МОСКВА, 16 мая — РИА Новости, Наталия Федотова. Рамадан — священное время для мусульман. Верующие считают, что в дни этого месяца открываются небеса и Бог точно услышит их молитву. От рассвета до заката мусульмане не принимают ни пищу, ни воду, чтобы исполнить повеление Всевышнего, ставшее одним из пяти столпов ислама, воздержаться от запретного и почувствовать, как приходится бедным, не имеющим еды, а иногда даже питья. О предписаниях Рамадана, его особенностях в современном мире, о прихожанах Московской соборной мечети и истории соблюдения поста православной верующей в мусульманской стране — в материале РИА Новости.

Рамадан — пост для сильных

Рамадан — священный месяц поста по лунному календарю — длится 30 дней. Он выпадает на разные месяцы григорианского календаря, по которому живет весь светский мир, и может наступать весной, как в этом году, а может — летом, осенью или зимой. Это переходящий пост ("савм" — по-арабски). Заключается главным образом в воздержании от еды и питья в светлое время суток, а также в воздержании от интимных отношений и вредных привычек. Для мусульман с момента совершеннолетия он обязателен.

"Согласно богословскому заключению ученых совета улемов Духовного управления мусульман России и Совета муфтиев России, месяц Рамадан в этом году наступает с заходом солнца 15 мая. Первым днем поста считается 16 мая, когда верующие начинают воздерживаться от еды и питья до захода солнца. Последний день поста — 14 июня, а Ураза-байрам — праздник прекращения поста — мусульмане отметят 15 июня", — поясняет муфтий Москвы, главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов.

По его словам, к определению начала месяца Рамадан есть несколько подходов. При одном решающим фактором выступает появление на небе новой луны в каком-то уголке мира. При другом — засвидетельствование новолуния в своей местности. Или за основу берутся астрономические расчеты. Из-за этого в отдельных регионах пост могут начинать с разницей в один день. Во избежание разногласий верующие в этом вопросе ориентируются на местное духовное управление, религиозного руководителя.

Рассуждая о сути поста, муфтий цитирует Коран: "О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными. Пост продолжается считаные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот (пусть) перенесет пост на другие дни. Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни (по причине старческой немощности или неизлечимой болезни), должны накормить бедняка. Кто сделает больше (чем накормит бедняка), то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься (например, путник, которого не затруднит пост в пути) — это наилучшее для вас, если бы вы только знали!" (Св. Коран, 2:183-184).

Пост, по мнению собеседника агентства, это еще и "очищение организма, вслед за которым проявляются другие положительные эффекты, такие как похудение, оздоровление, избавление от определенных заболеваний и омоложение".

Важна не только духовная и оздоровительная, но и социальная роль поста. "В это время, когда человек испытывает голод и жажду, он входит в состояние людей, которые не имеют доступа к пище и воде. <…> Пост заставляет более милосердно относиться к людям, входить в их положение, давать больше милостыни. В Коране написано: "Богатство, состояние человека не уменьшится от того, что он дает милость, а только увеличится", — отмечает экскурсовод Московской соборной мечети Вера Репина.

Неизменность предписаний

Мусульмане должны строго выполнять все предписания религии в Рамадан. По учению ислама, даже если человек, пропустивший один день поста в священный месяц, будет усиленно поститься все последующие дни, он не сможет восполнить ту награду, которая дается Всевышним за соблюдение заповеди.

При этом ни о каких послаблениях или изменениях в практике поста в исламе с учетом реалий сегодняшнего "потребительского" времени быть не может. "В исламе, — поясняет муфтий Ильдар Аляутдинов, — все предписания направлены на принесение пользы человеку, как духовной, так и физической. Пост полезен в духовном и социальном плане, а также с точки зрения медицины… Всевышний не возлагает на человека сверх его возможностей, как неоднократно говорится в Коране и Сунне".

Действительно, при современном темпе жизни пост, на первый взгляд, может показаться затруднительным. Один из распространенных страхов — длинный световой день в летний период времени, когда пост длится около 20 часов и лишь три-четыре часа отводятся на пополнение жизненных сил. Однако, как показывает практика, верующим успешно удается преодолеть психологический и физический дискомфорт в первые дни Рамадана. "Пост необычайно легок в это благословенное время", — отмечает муфтий.

Послабления поста в исламе касаются путников, больных, беременных и кормящих матерей, стариков и детей. Если есть проблемы со здоровьем или реальная угроза жизни, пост искупается так называемой фидьей-садакой. Это установленный размер суточного питания в денежном или продуктовом эквиваленте. В 2018 году Совет улемов ДУМ России определил, что фидья-садака составляет минимум 250 рублей и увеличивается в зависимости от дневного рациона человека. Средства за каждый день поста, пропущенный по уважительной причине, отдаются на пропитание нуждающимся лично или через соответствующие организации.

"Пересмотреть нужно не предписания Всевышнего — они мудры и неизменны на все времена, а образ жизни верующего в течение года. Это и физическая активность, и периодическая практика поста, и спорт, и здоровое питание, и, конечно же, отказ от вредных привычек. Тогда пост окажется легким, необременительным, комфортным, заряжающим хорошим настроением и, что важнее всего, — дарующим довольство Всевышнего", — добавляет муфтий Москвы.

"Быть оптимистами и нести свет"

"Когда человек держит пост, его молитва принимается Господом. Поэтому это чудесное время. Рамадан — месяц прощений и щедрости. Мы ждем его с трепетом и радостью. Это очищение души от грехов и непристойных дел", — рассказывает 29-летняя прихожанка Московской соборной мечети Айгуль.

Мы сидим без обуви на голубом ковре в женской части мечети, и беседа получается по-женски доверительной.

"В этот период люди стараются больше следить за своим физическим здоровьем, за питанием. Это важно, так как душа и тело связаны. <…> На ифтар (вечерний прием пищи после молитвы. — Прим. ред.) рекомендуются вода, фрукты, овощи, салаты, орехи. Мясо, тесто утяжеляют пищу, дают нагрузку на пищеварительный тракт. Поэтому акцент надо делать на здоровом щелочном питании", — говорит Айгуль.

Во время поста мусульмане стараются больше молиться и читать Коран, восхваляя Создателя.

"Молитва должна идти от души, со слезами. Нельзя отчаиваться — это грех. Жизнь многогранна: бывает черная полоса, бывает белая, но, проходя эти жизненные уроки, мы становимся сильнее, мудрее. Господь, проводя через какие-то испытания, делает нас грамотнее. Поэтому мы должны благодарить Его и быть довольными. Мы должны быть оптимистами и приносить свет в жизнь", — продолжает собеседница.

Еще одна прихожанка мечети, 21-летняя Фатима, подчеркивает, что ислам — это не только запреты. "Надо соблюдать аурат (закрывать определенные части тела — кисти, ноги. — Прим. ред.), но физические упражнения, танцы, плавание приветствуются — движение обеспечивает приток крови к мозгу. Женщине дается множество возможностей быть социально активной, целеустремленной, самостоятельной, материально независимой", — добавляет Фатима.

Переходя к теме благотворительности, девушки приводят слова из Корана: "Соревнуйтесь в благих деяниях".

"Мы стараемся проявлять сострадание и милосердие к тем, кто нуждается в нас, оказывать поддержку родным, близким. В Сирии сейчас война, голод, дети не могут учиться. Огромная благодарность фонду "Закят" (благотворительный фонд при мечети. — Прим. ред.), они регулярно отправляют гуманитарную помощь в Сирию. Мусульмане России пытаются помочь. Прихожане жертвуют средства, кто сколько может. Это то, чему нас учит ислам — религия мира и добра, — сопереживанию нашим близким. Кем бы ни был человек — христианин, иудей, мусульманин, — мы должны проявлять милосердие ко всем людям", — поясняет Айгуль.

В фонде "Закят" много волонтеров. Нуждающимся там помогают с жильем, оплачивают операции.

При мечети на Поклонной горе, построенной в честь погибших воинов-мусульман, каждый год устраивается "Шатер Рамадана", где угощают всех: и постящихся мусульман, и просто пришедших с улицы. Каждый вечер там в рамках просветительских программ рассказывают о регионах, где исповедуют ислам, — в России и за рубежом. Так что можно прийти на вечер Чечни, Татарстана, Узбекистана, Турции.

"Будем молиться, чтобы Аллах даровал кому мужа, кому здоровье. Люди молятся, и ждут, и уповают на милость и прощение Господа", — заключает Айгуль.

Рамадан глазами православной петербурженки

Отец Екатерины — ливанец, а мама — петербурженка. Она никогда не была мусульманкой, но, учась в Ливане в школе, соблюдала Рамадан из уважения к людям, у которых жила.

"Когда я была там, в нулевых годах, Рамадан проходил зимой. Зимой поститься проще, потому что вечер наступает раньше. Во время дневных часов — с рассвета и до заката — ты ничего не ешь и не пьешь, даже глоток нельзя сделать. Зимой это с пяти утра и до пяти вечера, то есть двенадцать часов", — вспоминает Екатерина.

Для чего постятся? "Чтобы почувствовать себя так же, как и бедные люди, которым нечего есть и иногда даже нечего пить. В те дни как-то особенно ощущалось чувство общности", — отвечает она.

Соблюдающие пост мусульмане говорят, что во время месяца Рамадан небеса открыты и все твои молитвы будут услышаны. Можно поститься за кого-то, если, например, родственник больной или у тебя есть какое-то желание или просьба к Богу, то своим постом и молитвой ты должен показать свою верность.

Когда Рамадан только начинается, все друг друга поздравляют и говорят: "Рамадан, карим!" ("Доброго Рамадана!" — Прим. ред.) Ведь Рамадан должен проходить с радостью.

Солить на глаз

"В Ливане в дневные часы, чтобы забыть о голоде и жажде, можно умыться водой. Дети после того, как приходят из школы (при желании постятся с семи лет), могут лечь спать, чтобы скоротать часы", — отмечает Екатерина.

С заходом солнца постящиеся разговляются. "В древние времена пророк Мухаммед разговлялся лабаном (вид кефира) и финиками, сейчас же разнообразие еды поражает воображение. Обычно каждый день готовится свежая еда. При этом все блюда заправляются на глаз, так как попробовать на соль, или доварилась ли картошка в супе, невозможно", — объясняет собеседница агентства.

Обычный ифтар у нее был такой: свежевыжатый апельсиновый сок (в Ливане урожай апельсинов дважды в год, поэтому они недорогие и очень вкусные), салат (фаттуш или табулле), суп и второе. Затем чай или кофе со сладостями.

Во время Рамадана готовят особенные сладости. Они очень калорийные, чтобы восполнить потери энергии за день, — и в период поста это не так пугает женщин.