Кто такой иисус христос по библии. Евангельская история Евангельская история жизни иисуса христа

Личность Христа содержит одну из самых поразительных тайн христианства – тайну богочеловека . Во все эпохи миру было легче принять противоположную идею – человекобога. Но Христос не становится Богом. Во Христе Бог воплощается в теле человека (вочеловечивается) из любви к людям, при этом, нисколько не умаляя ни Божественной, ни человеческой природы, Иисус Христос – настоящий Бог и настоящий человек.

Рождению Мессии предшествовало чудесное событие: «послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария». Ангел сообщил ей волю создателя: «зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус». Мария же сказала ангелу: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя, посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим».

Святой Дух наполнил Собой человеческое естество еврейской девушки, обручённой с плотником Иосифом из города Назарета, мужем из рода Давидова. Этот род восходил к праведному царю Давиду, который управлял Израилем в эпоху его наивысшего могущества.

Иосиф, получив в вещем сне предупреждение от ангела, принял волю Бога и с тех пор оберегал девственность Марии. Христиане верят, что она осталась девой и после рождения Сына.

Мария стала Матерью Христа. Евангелия подчёркивают Его человеческую природу. Однако те же Евангелия именуют Иисуса Сыном Всевышнего, Сыном Божиим. Для христиан это служит указанием на полноту воплощения Бога во Христе. Православная традиция называет Марию Богородицей, тем самым утверждается реальность чуда, соединившего конечное с бесконечным, тленное – с вечным, земное – с небесным.

Спаситель принимает «облик раба», человека и внешне приниженного, зависимого простолюдина из порабощённого чужестранцами народа. Спасителю, когда он появляется на свет, даже не находится места в человеческом жилище. В те дни, исполняя указ римского императора Августа о переписи населения Иудеи, каждая семья должна была прийти в город, откуда родом её глава. Немало семейств происходило из рода Давидова, чьим городом считался Вифлеем, поэтому местные гостиницы были переполнены. Пришедшие в Вифлеем Мария и Иосиф смогли найти приют только в пещере, служившей хлевом, там Мария и родила Сына. Первыми о рождении Спасителя узнали тоже простые люди – пастухи. Именно они, а не мудрецы и священники, удостоились известия о Нём свыше и поспешили поклониться Ему.

Правитель Иудеи Ирод Великий узнал от пришедших в Иерусалим волхвов (астрологов) о рождении Мессии, Царя Иудейского – на это указывала таинственная звезда. Ирод, захвативший трон наперекор обычаю и воле народа, видел в Божественном младенце угрозу своей власти. Первосвященники сообщили правителю, что пророчества говорят о рождении Мессии в Вифлееме. Ирод послал туда волхвов всё разведать и доложить ему. Но, принеся Спасителю свои дары – золото как царю, ладан (смолу для благовонных курений) как Богу, смирну (ароматную мазь для натирания тела покойного) как смертному человеку, волхвы получили во сне повеление не возвращаться к Ироду и отправились на родину другим путём. Разгневанный Ирод отдал чудовищный приказ: уничтожить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до двух лет. Спасая Иисуса, его мать и Иосиф бегут в Египет – страну былого рабства иудеев.


О детских и юношеских годах Христа сведений почти нет.

В возрасте 30 лет Иисус принял крещение в водах реки Иордан у жившего в пустыне праведника и подвижника Иоанна, прозванного Крестителем. Так обозначен у иудеев (и у многих других народов) обряд погружения в воду, знаменующий очищение души от греха, подобное очищению тела водой.

После крещения Иисус удалился в пустыню, которая считалась у иудеев обиталищем смерти и злых сил: там нет воды, а потому нет жизни. В пустыне, не принимая пищи, Иисус провел 40 дней. Пост был с давних пор известен как средство подчинения плоти духу, а духа – Богу, и тем самым как победа над злом. Сын Божий преподал пример такой победы. По окончании поста началось открытое служение Иисуса Христа. Он отправился в странствие по Палестине, «проповедуя Евангелие Царствия Божия».

Проповедуя, Христос часто пользовался притчами – образными рассказами, в которых слушатель мог узнать себя. Евангельские притчи – не просто житейские иллюстрации некоторых нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что происходит с тобой?

Притча– это иносказательный рассказ, в котором неявно присутствует ключ к разгадке некоторой тайны или поучение. Притча не навязывает мнение или оценку, она вообще не совместима с пассивным восприятием, в центре её – загадка, требующая раздумий, усилий ума и сердца. Притча – это язык, с помощью которого знакомые всем вещи открывают тайны неведомого мира .

Приход Мессии в мир сопровождался необыкновенными событиями, ими же была наполнена и его земная жизнь. Иисус совершил множество исцелений, однако не для того, чтобы славой целителя добиться популярности в народе. В случаях самых необыкновенных (исцеление прокажённых, воскрешение из мёртвых) он прямо запрещал рассказывать о том, что совершил. Иисус пришёл не затем, чтобы исцелять плотские болезни, а чтобы поразить корень всякого недуга – духовное зло. Но из милосердия и сострадания Он не мог отказать страждущим. Молва бежала впереди него, исцеления сделались частью его проповеди.

В те времена истинной причиной болезни считались личные грехи или грехи предков. «Прощаются тебе грехи твои», – говорил Иисус паралитикам, слепым, прокажённым, и люди исцелялись, одновременно принимая проповедь Христа.

Иудеи, попавшие под власть Рима, ждали Мессию как героя, который защитит и утвердит истинную веру на все времена. Тем труднее оказалось узнать Мессию в бродячем проповеднике из полуязыческой Галилеи.

Первыми отказались от Христа те, кто, по меркам мира сего, составлял элиту общества. Они принадлежали к разным религиозно-политическим течениям. Одно из таких ведущих течений представляли фарисеи .Они считали себя хранителями подлинных национально-религиозных традиций. Идейными противниками фарисеев были саддукеи .И фарисеев, и саддукеев, враждовавших друг с другом, отличало презрение к невежественному простонародью. Появление проповедника, которого считали сыном плотника из провинциальной Галилеи, было встречено ими в штыки. Фарисеи и саддукеи оказались главными гонителями Христа, а впоследствии и христиан. Они упорно «искали, где бы уловить его», не останавливаясь перед клеветой, подкупом, лжесвидетельством. Иисус предвидел это и несколько раз предупреждал учеников о том, что он будет предан, претерпит истязания, будет убит и на третий день воскреснет. Однако не слышат Его те, кто признал в нём Мессию.

Христос въезжает в Иерусалим. Вечерняя трапеза, которую Иисус совершил с учениками в канун иудейского праздника Пасхи, вошла в историю христианства как Тайная вечеря – последняя трапеза Иисуса и Его учеников, совершившаяся накануне распятия и крестной смерти Спасителя. На Тайной вечере Иисус последний раз вкусил пасхального агнца и вина, умыл ноги Своим ученикам, дал новую заповедь взаимной любви, установил Таинство Евхаристии (иначе Таинство Причащения, в котором верующий под видом хлеба и вина причащается Самого Тела и Крови Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную), предсказал предательство Иуды и отречение Петра и беседовал с апостолами.

Основное внимание евангелисты уделяют последним дням земной жизни Иисуса Христа. В Посланиях апостолов смерть и воскресение Христа гораздо важнее всей Его предшествующей жизни. И в самих Евангелиях рассказ о событиях пасхального цикла занимает место, совершенно несравнимое с описанием предшествующих лет жизни Христа.

Страдания Христа начинаются с того момента, когда Он с апостолами направляется в Гефсиманский сад, находившийся за городом, чтобы провести последние часы своей жизни в молитве к Отцу. Христос молился, а апостолы в это время уснули. Во время молитвы кровь, как капли пота, стекала по лицу Христа. Это явление известно медикам. Если человек переживает состояние крайнего психического напряжения, то иногда (крайне редко) такое бывает. В подобном состоянии человек теряет слишком много сил. Именно во время молитвы Христа берут под стражу.

Иисуса, преданного его учеником Иудой, схватили стражники Синедриона – Совета старейшин, который управлял Иудеей во главе с первосвященником. Синедрион заседал в Иерусалиме, в его состав входил 71 судья. Иисуса привели в дом первосвященника и второпях судили, прибегая к лжесвидетельству и клевете. Римский прокуратор Понтий Пилат не видел за Иисусом вины, которую на него возлагал Синедрион: развращение народа, призыв к отказу платить подати кесарю, претензии на власть над иудейским народом. Однако первосвященник Каиафа настаивал на казни. И, в конце концов, Пилат дал согласие.

Первосвященники и служители вынесли Христу приговор: «по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». Значит, даже те, кто отнюдь не симпатизировал проповеди Христа, отмечали, что Он приравнивал Себя к Богу, т. е. утверждал своё богоравное достоинство. В глазах правоверных иудеев, исповедующих строгое единство Бога, это действительно выглядело кощунством.

Голгофа – невысокий холм за стенами Иерусалима (сейчас в самом городе и весь застроен храмами) – была традиционным местом публичных казней. Именно для этого на вершине холма постоянно возвышалось несколько столбов. По обычаю приговорённому к распятию полагалось самому нести балку, служившую поперечной перекладиной креста. Такую балку нёс и Христос, в Евангелии она упоминается как крест. Но он слишком обессилел и не смог нести её до Голгофы.

До этого Христа уже один раз подвергли наказанию – бичеванию – ударам пятихвостым бичом со свинцовыми шариками на конце каждого ремня. Иисус получил 39 таких ударов, потому что иудейский закон запрещал наносить более 40 ударов – это считалось смертельной дозой. Закон был нарушен. Христа подвергли наказанию дважды, в то время как любое право, в т. ч. и римское, запрещает наказывать человека дважды за одно и то же деяние. Бичевание – первое и само по себе достаточно страшное наказание. После него выживал не каждый. Второе наказание – распятие. Видимо, Понтий Пилат действительно пытался отстоять жизнь Иисуса, и надеялся, что вид проповедника, избитого до полусмерти, удовлетворит толпу. Однако этого не случилось. Толпа требовала казни, и Иисуса повели на Голгофу. Избитый и обессилевший, он несколько раз падал по дороге, и напоследок стража заставила встретившегося им крестьянина по имени Симон взять крест и донести его до Голгофы. А на Голгофе Иисуса Христа распяли: ноги прибили к столбу, вкопанному в землю, а руки – к перекладине, которую он нёс на себе.

Что же такое распятие? Марк Тулий Цицерон в своих сочинениях называл эту казнь самой ужасной из всех казней, придуманных людьми. Во время распятия тело человека повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки подняты выше уровня плеч и человек висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. Из-за этого напряжения кровь приливает к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы постепенно деревенеют и сдавливают грудную клетку. Они не дают расширяться диафрагме, поэтому человек не может набрать в лёгкие воздуха и начинает задыхаться. Такая казнь могла длиться сутки и более. В большинстве случаев осуждённых просто привязывали, а иногда прибивали к кресту. Кованые гранёные гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем, и в ноги. В Евангелии сказано, что страдания Христа продолжались около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко прибегали к такому приёму: распятому перебивали голени мечом. Человек терял последнюю точку опоры и задыхался. Стражники, охранявшие Голгофу в тот день, торопились закончить своё страшное дело до заката солнца, потому что после заката наступал великий праздник – иудейская Пасха, и тела трёх казнённых не должны были нависать над городом. В Евангелии от Иоанна отмечено, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе с Христом, но самого Христа не коснулись, ибо видели, что он уже мёртв. «Но один из воинов копьём пронзил ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода».

Иисуса успели снять с креста до захода солнца, наскоро обвили погребальными пеленами и уложили в гробницу – небольшую пещеру, высеченную в скале недалеко от Голгофы. Вход в гробницу завалили тяжёлым камнем и поставили стражу, чтобы ученики не выкрали тело. Прошли сутки и ещё одна ночь. Когда же наутро ученики Христа направились к гробнице, чтобы обмыть Его тело и завершить погребальные обряды, они обнаружили, что камень отвален, стражи нет, гробница пуста. Их сердца исполнились нового горя: мало того, что Учителя убили, теперь даже тело его исчезло. Но как раз в этот момент явился им ангел, который возвестил: «Христос воскрес!»

Евангелие описывает несколько встреч с воскресшим Христом. Он явился только тем, кто веровал и успел принять его.

Что же произошло на кресте и вслед за распятием? Христос неоднократно говорил, что именно ради этого момента он пришёл в мир. Последний враг, с которым сражается Христос, – это смерть. Для людей это означает, что отныне смерть человека становится не более чем эпизодом его жизни. Поскольку Христос нашёл путь выхода из смерти, то, если человек последует за Ним, образно говоря «ухватится за Его одежды», Христос проведёт его через коридоры смерти, и смерть окажется не тупиком, а просто дверью. Именно поэтому апостолы говорят, что смерть Иисуса Христа есть важнейшее событие в их личной жизни.

Рождение церкви

Слово «церковь» происходит от греческого «kiriake » – «дом Господень». Но в славянском и русском текстах Священного Писания «церковь» соответствует также греческому слову «ekklesia» – «собрание (призванных)». Главой Христианской Церкви считается сам Христос, церковь есть тело Его.

Вопреки ожиданиям Синедриона, смерть Иисуса из Назарета не остановила распространение Его проповеди. В Галилее, Самарии и в самом Иерусалиме сотни видевших и слушавших Иисуса поверили, что Бог, наконец, послал Своему народу Мессию, и старались жить согласно Его заповедям, поддерживая друг друга в вере. Созданные ими сообщества стали первыми ростками христианской церкви. Ранняя церковь состояла из отдельных общин. Каждая из них возглавлялась епископом (смотрителем), которому помогали пресвитеры (старейшины) и диаконы (слуги), позже диаконами стали называть священнослужителей низшего сана. Так было положено начало церковной иерархии.

В жизни ранней церкви и каждого её члена особое место занимали два таинства – крещение и евхаристия .Они и положили начало христианскому богослужению.

Крещение в христианстве происходит из обряда, который Иоанн Креститель исполнил над Иисусом в реке Иордан. Оно означало для того, кого крестят – крещаемого, – очищение от грехов прошлой жизни и вступление в Церковь. Таинство крещения во все времена совершается один раз на протяжении жизни. Вначале крещение проводилось на открытом воздухе, в ручьях и реках, позже – в специальных помещениях (крещальнях, или баптистериях).

Евхаристия (греч. «благодарение» ) – причащение, главное таинство Церкви, совершающееся в память о воскресении Христа. Во время этого таинства, по мнению христиан, происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Через причащение, считают христиане, возможно мистическое общение с Богом.

Конфликт с Римом

Вначале римские власти не усматривали разницы между иудеями и христианами. И те, и другие отказывались участвовать в жертвоприношениях местным богам и римскому императору, считавшемуся по законам империи равным богам. Таким образом, иудеи и последователи Христа оказывались нарушителями общегражданского законодательства.

Однако если в I в. римские власти не требовали, чтобы иудеи приносили жертвы богам Рима (римляне признавали и разрешали все национальные религии), то от христиан этого не требовали лишь в первые годы, пока не начали отличать их от иудеев. Затем христиан стали воспринимать как опасную секту, и Рим уже требовал от них отказаться от важнейшей из 10 заповедей: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других Богов пред лицом Моим». Почитать римских богов христиане не могли, и как только власти поняли это, начались гонения.

Для христиан гибель и мученичество становились актом благодарения, евхаристическим соединением с Христом. Память о жертвах сохранилась благодаря письменным памятникам раннего христианства – спискам мучеников, в которых указывались перенесенные ими страдания. Такие списки велись в местных церквах и назывались мартирологами (греч. «каталог свидетелей» ). Мартиролог стал основой церковного календаря.

Уже в конце II в. некоторые общины стали отмечать дни памяти христианских мучеников. При этом годовщина смерти того или иного мученика праздновалась как день его рождения, поскольку считалось, что именно в этот день он родился для новой вечной жизни.

По-видимому, тогда же появились первые христианские иконы (греч. «изображение» , «образ» ) – изображения Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в., хотя церковное искусство, в том числе и иконопись, существовали с первых веков христианства.

Первые храмы

Вначале христиане посещали синагоги, но после разрыва с иудаизмом доступ туда оказался для них закрыт. Долгое время у христиан не было специальных культовых помещений, и молитвенные собрания проходили в самых разных местах, чаще всего в домах богатых верующих, но иногда в пустующих амбарах или ремесленных мастерских, а то и просто под открытым небом.

Христианские храмы называли по-разному: домами Божиими, божницами или церквами. Первые христианские храмы имели форму базилики (царский дом). В своём плане христианская базилика представляет собой прямоугольник, который в длину в два раза больше, чем в ширину. Внутреннее пространство базилики разделяется в длину двумя или четырьмя рядами колонн на три или пять продолговатых частей, которые называются нефами . На восточной стороне прямоугольника, по числу нефов, устроено соответствующее количество (три или пять) алтарных полукружий. В противоположной алтарным полукружиям части базилики помещается притвор и портик, составленный из колонн. Средний неф шире и выше боковых, и между его колоннами, в стенах, над кровлей боковых нефов, помещаются окна, которые освещают базилику. В последующее время базиличный тип храма долго сохраняется на Западе (до XI в.) и приобретает новые черты: здание приняло форму латинского креста, появились купола, как правило, одного диаметра. На Востоке базилика в дальнейшем была вытеснена крестово-купольным храмом.

При римском императоре Константине I Великом (306–337) Церковь развернула интенсивное строительство храмовых зданий, т. к. именно этот император объявил христианство государственной религией. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве. Так, в частности, в 315 г. Константин отменил казнь через распятие. На Босфоре Константин основал новую столицу империи, которую одновременно освящали в соответствии с языческими и христианскими обрядами, назвав её Константинополем. Сам Константин принял крещение незадолго до смерти. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.

Одна из заслуг Константина – созыв I Вселенского Собора в городе Никее в 325 г. Вселенские Соборы – это собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских Церквей, на которых формулировались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. До разделения Церквей на Западную (католическую) и Восточную (православную) в 1054 г. было проведено семь Вселенских Соборов. После разделения Церквей общехристианские Соборы не проводились, хотя Католическая Церковь называет Вселенскими созываемые ею соборы.

Тайна христианских символов

Христианское искусство изначально было очень символичным. Символ в христианском искусстве соединяет два мира – видимый и невидимый (естественный и сверхъестественный). В жестокие времена гонений первые христиане узнавали друг друга по этим тайным знакам. Тайна символа есть одновременно умолчание и раскрытие его глубокого смысла.

Рыба – один из самых ранних и наиболее распространённых символов, олицетворяющих самого Христа. Греческое слово «рыба» состоит из букв, которые складываются в следующую фразу: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», а это и есть то, во что верят христиане, за что отдавали свою жизнь первохристианские мученики.

Агнец известен со времён Ветхого Завета. Обряд иудейской Пасхи включал заклание и вкушение пасхального агнца (молодого первородного ягнёнка без «пятна и порока»). Так было заповедано евреям Богом накануне их Исхода из египетского плена, а потом это вошло в празднование Пасхи как воспоминание об Исходе. Постепенно агнец становится символом искупления, смирения, кротости и послушания Христа. Вначале Христа изображали в виде агнца, а в VII в. Трулльский собор постановил «писать Христа в человеческом образе».

Голубь – образ, также пришедший в христианское искусство из Ветхого Завета. В книге Бытия рассказывается, как голубь принёс Ною зелёную ветвь и этим оповестил его об окончании всемирного потопа и о том, что Божий гнев сменился на милость. С тех пор голубь с оливковой ветвью в клюве стал символом мира.

Павлин – символ бессмертия, поэтому изображение этой птицы часто встречается на надгробных памятниках.

Феникс – птица волшебная, пришедшая из древних египетских мифов. Согласно легенде, она умирает раз в 500 лет, сжигая себя на жертвенном огне, и каждый раз вновь возрождается из пепла. Для христиан этот символ был напрямую связан с воскресением Христа и воспринимался как образ грядущего воскресения мёртвых.

Виноградная лоза – евхаристический образ, а также символ божественного избранничества. Виноград в Священном Писании является символом Земли обетованной, которую дал Бог своему избранному народу в удел. Виноградное вино на Тайной вечере становится Кровью Христовой, которую Иисус отдаёт за жизнь мира, в искупление грехов.

Лилия – символ невинности и чистоты, символ любящей Бога души. По преданию, архангел Гавриил в день Благовещения пришёл к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Богоматери, Её чистоты, невинности и преданности Богу.

Якорь – с раннехристианских времен знак надежды и спасения.

Добрый пастырь – такое название получило изображение Христа в образе юноши с овечкой на плечах.

М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010 - 448 с.

Евангельская история охватывает библейские события от Рождества Господа Иисуса Христа до Его Вознесения. Великие события, изложенные четырьмя евангелистами - Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, даны в единой хронологической последовательности с опорой на толкования преимущественно древних святых отцов, и в первую очередь - святителя Иоанна Златоуста. Для иллюстрирования издания была осуществлена компьютерная реставрация более 150 мозаик и фресок XI–XVI вв. Издание снабжено таблицами и алфавитным указателем.

Формат: pdf

Размер: 29 Мб

Скачать: yandex.disk

Оглавление
СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА 3
Евангелие Господа Иисуса Христа 3
Глава 1. ЯВЛЕНИЕ В МИР ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 4
§ 1. Благовестив Захарии о рождении Предтечи 4
§ 2. Благовестив о вочеловечении Сына Божия 5
§ 3. Свидание Пресвятой Девы Марии с праведной Елисаветой 10
§ 4. Рождество Иоанна Предтечи 11
§ 5. Архангел открывает Иосифу тайну о Боговоплощении 12
§ 6. Рождество Христово 14
§ 7. Обрезание и Сретение Господне 16
§ 8. Поклонение волхвов 19
§ 9. Бегство Святого Семейства в Египет. Избиение Вифлеемских младенцев 21
§ 10. Возрастание Иисуса Христа в Назарете. Двенадцатилетний Иисус в храме 23
Глава 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 28
Глава 2.1. Общественное сужение Господа Иисуса Христа от начала до первой Пасхи 28
§11. Проповедь Иоанна Крестителя 28
§ 12. Явление Иисуса Христа народу. Крещение Господне 32
§ 13. Сорокадневный пост и искушение от диавола 34
§ 14. Посольство синедриона к Иоанну Предтече. Свидетельство Иоанна об Иисусе как Искупителе 39
§ 15. Первые ученики Христа 41
§ 16. Первое чудо Иисуса на браке в Кане Галилейской 43
Глава 2.2. Первая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 45
§ 17. Путешествие в Иерусалим и первое изгнание торгующих из храма 45
§ 18. Беседа Иисуса Христа с Никодимом 47
§ 19. Проповедь Иисуса Христа в Иудее и последнее свидетельство о Нём Иоанна Крестителя 49
§ 20. Заключение Иоанна Крестителя в темницу 50
§ 21. Отшествие Господа в Галилею, Его беседа с самарянкой 52
§ 22. Пришествие Иисуса в Галилею и начало проповеди 56
§ 23. Заочное исцеление сына царедворца 57
§ 24. Чудесный улов рыбы и призвание к апостольскому служению рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна 57
§ 25. Проповедь в Капернаумской синагоге и исцеление бесноватого 59
§ 26. Исцеление тёщи Петра и многих больных 60
§ 27. Проповедь в Назаретской синагоге 61
§ 28. Исцеление прокажённого 63
§ 29. Возвращение в Капернаум и исцеление расслабленного, спущенного через кровлю 65
§ 30. Призвание апостола Матфея 67
Глава 2.3. Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 70
§ 31. Исцеление расслабленного при Овчей купели 70
§ 32. Учение Господа Иисуса Христа о Его равночестии Богу Отцу, о всеобщем воскресении и суде 72
§ 33. Срывание колосьев и истолкование Закона о субботе 75
§ 34. Исцеление сухорукого в субботу 76
§ 35. Избрание двенадцати апостолов 79
§ 36. Нагорная проповедь 82
§ 37. Заочное исцеление слуги сотника в Капернауме 105
§ 38. Воскрешение сына наинской вдовы 107
§ 39. Посольство Иоанна Крестителя из темницы к Иисусу Христу 108
§ 40. Грозный приговор над нераскаянными городами и призыв труждающихся к успокоению 110
§ 41. Вечеря в доме фарисея Симона, прощение грешницы 112
§ 42. Исцеление слепого и немого бесноватого. Обличение фарисеев в хуле на Духа Святого 114
§ 43. Ответ Господа искавшим от Него знамения с небес. О плотском и духовном родстве 116
§ 44. Учение Господа Иисуса Христа о Царстве Божиемв притчах 119
§ 45. Ответы Господа желавшим следовать за Ним 126
§ 46. Укрощение морской бури 128
§ 47. Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской 129
§ 48. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира 131
§ 49. Исцеление двух слепых и немого бесноватого 133
§ 50. Неверие жителей Назарета 135
§ 51. Проповедь Иисуса в Галилее и Его скорбь о недостатке делателей на жатве 136
§ 52. Послание двенадцати апостолов на проповедь 137
§ 53. Усекновение главы Иоанна Крестителя 142
§ 54. Насыщение пяти тысяч пятью хлебами 145
§ 55. Хождение Иисуса Христа по водам 147
§ 56. Беседа Иисуса Христа о Хлебе жизни 149
Глава 2.4. Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 155
§ 57. Обличение иудеев в нарушении заповедей Божиих ради преданий старцев 155
§ 58. Заочное исцеление дочери хананеянки 157
§ 59. Исцеление глухого косноязычного и многих больных 159
§ 60. Насыщение четырёх тысяч семью хлебами 160
§ 61. Ответ фарисеям, требовавшим знамения с неба, предостережение от закваски фарисейской 161
§ 62. Исцеление слепого плюновением 163
§ 63. Исповедание апостолами Иисуса Сыном Божиим. Обетование о Церкви 164
§ 64. Предречение Иисуса о страданиях, смерти, воскресении и Втором пришествии. Учение о несении креста 166
§ 65. Преображение Господне 168
§ 66. Исцеление отрока, бесновавшегося в новолуния 172
§ 67. Чудесный статир 175
§ 68. Беседа о том, кто больший в Царстве Небесном 176
§ 69. Учение о борьбе с соблазнами 178
§ 70. Притчи о заблудшей овце и потерянной драхме. Суд Церкви и сила соборной молитвы 179
§ 71. Прощение обид. Притча о немилосердном должнике 182
§ 72. Отшествие Иисуса из Галилеи в Иудею 184
§ 73. Послание на проповедь семидесяти учеников 186
§ 74. Иисус в Иерусалиме на празднике Кущей 187
§ 75. Прощение грешницы 192
§ 76. Беседа с иудеями в храме 194
§ 77. Исцеление слепорождённого 199
§ 78. Притча о добром Пастыре 203
§ 79. Господь Иисус Христос на празднике Обновления. Учение о единосущии Сына и Отца 206
§ 80. Возвращение семидесяти учеников с проповеди 209
§ 81. Притча о милосердном самарянине 211
§ 82. Посещение Марфы и Марии 213
§ 83. Притча о неотступном прошении 214
§ 84. Обличение книжников и фарисеев на обеде у фарисея 215
§ 85. Притча о безрассудном богаче 217
§ 86. Притчи о бодрствующих рабах и благоразумном домоправителе 219
§ 87. Огонь Христов и разделение среди людей 221
§ 88. Призыв к покаянию в связи с убиением галилеян по приказу Пилата и с падением Силоамской башни 221
§ 89. Притча о бесплодной смоковнице 222
§ 90. Исцеление скорченной женщины в субботу 223
§ 91.0 тесных вратах в Царствие Божие 224
§ 92. Намерение Ирода убить Христа. Скорбь Иисуса об Иерусалиме 226
§ 93. Вечеря в доме начальника фарисейского 227
§ 94. Учение о самоотвержении 230
§ 95. Притча о блудном сыне 231
§ 96. Притча о неверном управителе 234
§ 97. Притча о богаче и Лазаре 237
§ 98. Учение о святости брака и девстве. Благословение детей 239
§ 99. Наставление о силе веры и притча о рабах, ничего не стоящих 243
§ 100. Исцеление десяти прокажённых 244
§ 101. Откровение о наступлении Царства Божия и Втором пришествии 246
§ 102. Притча о судье неправедном 247
§ 103. Притча о мытаре и фарисее 248
§ 104. Наставление богатому юноше 250
§ 105. Беседа с апостолами о воздаянии 252
§ 106. Притча о виноградарях, получивших равную плату 253
§ 107. Отшествие в Иудею, весть о болезни Лазаря 256
§ 108. Предсказание о смерти и воскресении. Просьба Иоанна и Иакова Зеведеевых 258
§ 109. Исцеление двух слепцов близ Иерихона 261
§ 110. Обращение мытаря Закхея 262
§111. Притча о десяти минах 263
§ 112. Воскрешение Лазаря 266
§ 113. Решение синедриона убить Иисуса 269
§ 114. Вечеря в Вифаниив доме Лазаря 271
Глава 3. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 276
Глава 3.1. Воскресный день 276
§ 115. Вход Господень в Иерусалим 276
§ 116. Мессия в Иерусалимском храме, изгнание торгующих 279
Глава 3.2. Великий Понедельник 282
§ 117. Проклятие бесплодной смоковницы 282
§ 118. Встреча с эллинами, речь о прославлении и глас Божий с неба 283
Глава 3.3. Великий вторник 288
§ 119. Иссохшая смоковница, поучение о силе веры 288
§ 120. Вопрос синедриона о полномочиях Христа 289
§ 121. Притча о двух сыновьях, посланных отцом в виноградник 290
§ 122. Притча о злых виноградарях 292
§ 123. Притча о званных на брачный пир царского сына 295
§ 124. Вопрос фарисеев о дани кесарю 298
§ 125. Вопрос саддукеев о воскресении 300
§ 126. Беседа о наибольшей заповеди в Законе и вопрос о Мессии, Чей Он Сын 301
§ 127. Обличение книжников и фарисеев, восьмикратное «горе» 304
§ 128. Лепта вдовицы 308
§ 129. Беседа с учениками на горе Елеонской о разрушении Иерусалима, о Втором пришествии и кончине мира 308
§ 130. Притча о десяти девах 316
§ 131. Изображение Страшного суда 318
Глава 3.4. Великая Среда 322
§ 132. Тайное совещание синедриона об убиении Христа 322
§ 133. Вечеря в доме Симона прокажённого 323
§ 134. Соглашение Иуды с врагами Христа 324
Глава 3.5. Великий Четверг 327
§ 135. Приготовление к Тайной вечере 327
§ 136. Тайная вечеря 328
§ 137. Прощальная беседа на Тайной вечере 339
§ 138. Завершение прощальной беседы Первосвященнической молитвой 350
§ 139. Повторное предсказание об отречении Петра и рассеянии учеников 353
§ 140. Гефсиманский подвиг: моление о чаше 355
§ 141. Взятие Господа воинами 359
§ 142. Суд синедриона 362
§ 143. Троекратное отречение Петра 367
Глава 3.6. Великая Пятница 370
§ 144. Окончательный приговор синедриона 3 70
§ 145. Суд Пилата 372
§ 146. Иисус перед Иродом 3 76
§ 147. Окончание суда Пилата 377
§ 148. Погибель Иуды 385
§ 149. Крестное шествие на Голгофу 388
§ 150. Распятие 391
§ 151. Покаяние разбойника 395
§ 152. Богоматерь у Креста 397
§ 153. Смерть Иисуса 398
§ 154. Погребение Христа 403
Глава 3.7. Великая Суббота 406
§ 155. Сошествие Спасителя в ад 406
§ 156. Поставление стражи у гроба 408
Глава 4. ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 412
§ 157. Воскресение Христа 412
§ 158. Явления Господа воскресным утром Марии Магдалине, жёнам-мироносицам и Петру 415
§ 159. Ложь синедриона и подкуп стражи 418
§ 160. Явление Господа двум ученикам на пути в Эммаус 422
§ 161. Явление Господа апостолам (без Фомы) в день Воскресения 424
§ 162. Явление Господа апостолам в восьмой день. Уверение Фомы 426
§ 163. Явление Господа в Галилее на море Тивериадском. Восстановление Петра в апостольском чине 428
§ 164. Явление Христа на горе в Галилее 433
§ 165. Вознесение Господне 437
Учение и чудеса Господа Иисуса Христа, пророческие предсказания об Иисусе Христе 440
Рекомендуемая литература 442
Алфавитный указатель 442

- 3809

Митрополит Волоколамский Иларион на открытии Международного симпозиума исследователей Нового Завета 26 сентября отметил, что многочисленные альтернативные биографии Иисуса Христа оказывают пагубное воздействие на широкую публику, подрывая доверие к Евангелиям.

Рассматриваются самые невероятные версии: что Иисус избежал смерти на кресте и умер в индийском Кашмире в возрасте 120 лет, или что он был женат на Марии Магдалине, или что он был вождём воинствующих иудейских националистов и многие другие.

Последние десять лет подобная литература, выдающая откровенные фальсификации под маской истины в последней инстанции, просто заполонила российский книжный рынок. В отличие от серьёзных академических работ по библеистике эти популистские изложения пользуются значительной популярностью среди читающей публики, - сообщил священник Алексей Андреев , выпускник богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Это честный призыв к отделению зёрен от плевел - вымысла больного воображения от реальной истории.

Иисус Христос - радикальный экстремист, мятежник

Нон-фикшен-сенсацией 2013 года стала новая биография Христа - "Фанатик: жизнь и времена Иисуса из Назарета", - написанная религиоведом иранского происхождения Резой Асланом. Книга, в оригинале называющаяся Zealot: The Life and Times of Jesus of Nazareth (зелоты - социально-политическое, религиозное течение в Иудее, возникшее во второй половине I века до н.э.), в рейтинге бестселлеров интернет-сервиса Amazon обошла даже произведения Джоан Роулинг.

Продюсер поттерианы и "Гравитации", англичанин Дэвид Хейман уже готовит экранизацию сенсационного бестселлера Аслана. Сценарий к картине напишет Джеймс Шеймус, известный своей работой над "Горбатой горой", "Крадущимся тигром, затаившимся драконом" и "Ледяным штормом".

Аслан пишет в своей книге, что для понимания реального исторического Иисуса необходимо понять ту беспокойную эпоху, в которую он жил. Он рисует портрет пылкого бунтаря, еврейского националиста, "ревностного революционера, которого, как и всех евреев в ту эпоху, захлестнула волна религиозной и политической неразберихи в Палестине первого века".

Автор предупреждает, что эта идея станет для многих читателей-христиан настоящим потрясением. Реальный Иисус, пишет Аслан, "мало похож на образ доброго пастыря, культивировавшийся раннехристианской общиной".

Иисус был харизматическим лидером, игравшим на недовольствах евреев для создания массового движения, считает автор. Однако на посту руководителя повстанческого движения он потерпел неудачу: ненавистный ему режим не был свергнут, а его самого схватили вместе с двумя другими повстанцами и казнили.

Тот новый мировой порядок, который он рисовал в своём воображении, - пишет Аслан, - был настолько радикален, опасен и революционен, что единственной возможной реакцией со стороны Рима мог стать арест и казнь [его последователей] за подстрекательство к бунту.

Но вскоре после этого последователи Иисуса пришли к убеждению, что их предводитель восстал из мёртвых и его дело всё же не закончилось провалом. В отличие от других зелотских движений, которые прекращались после смерти их вождей, движение Иисуса не только продолжило существовать, несмотря на сильное противодействие, но и расцвело, вскоре вобрав в себя и много неевреев.

Как отметил телеведущий американского телеканала CBS Джон Дикерсон, написанная Асланом книга является не историческим описанием жизни Иисуса, а мнением образованного мусульманина об основателе христианства.

Книга "Фанатик" является разрушительной для тех учений об Иисусе, которые на протяжении 2000 лет предлагало христианство, - эмоционально заявил Дикерсон. - Уже много столетий существуют умозаключения сторонников ислама о том, что Иисус был фанатичным пророком, который не был Богом, что христиане его не поняли, что христианские Евангелия не являются фактическими событиями, а жизнь Иисуса - лишь миф.

В свою очередь, американский библеист с мировым именем Крейг Эванс говорит, что книга Резы Аслана "пестрит ошибками, огрехами и преувеличениями".

- "Фанатик: жизнь и времена Иисуса из Назарета" воскрешает теорию о том, что проповедь и смерть Иисуса наилучшим образом объясняются, если принять во внимание современное ему движение еврейских зелотов на рубеже веков. В этом не много нового, - пишет Эванс. - Наиболее полное представление этой идеи было дано британским исследователем Брэндоном в 1967 году. Я сильно сомневаюсь, что свежий взгляд Аслана на эту идею завоюет существенную поддержку - по крайней мере, не среди исследователей.

Книга действительно вызывает множество дискуссий, касающихся различных утверждений автора: например, о том, что Иисус родился не в Вифлееме и не был сыном Божьим.

Однако Аслан уверен, что, имея докторскую (Ph.D. - скорее адекватна российской степени кандидата наук) степень по социологии религии, он обладает необходимой квалификацией для написания произведений на тему истории религии.

Я являюсь учёным, специалистом по религии, который изучает христианство уже два десятилетия и который является при этом мусульманином, - утверждает Аслан. - Я не мусульманин, который пишет об Иисусе. Я эксперт с учёной степенью в области истории религии.

Иисус Христос был женат на Марии Магдалине

Более того, он якобы имел от этой новозаветной героини двух детей. Так утверждает книга "Потерянное Евангелие" английского профессора Барри Уилсона и режиссёра-документалиста Симчи Якубовича, вышедшая в Англии в 2014 году.

Авторы "Потерянного Евангелия", стремясь повторить успех одной из самых продаваемых книг последнего десятилетия - "Кода да Винчи", - утверждают, что обнаружили доказательства любовных отношений Христа и Марии Магдалины в древней рукописи из Британской библиотеки.

То, чего боялся Ватикан, и то, что только подозревал Дэн Браун, сбылось, - заявляется в самом начале книги. - Иисус был женат на Марии Магдалине, и у них были совместные дети.

"Потерянное Евангелие" написано на основе древней рукописи на ближневосточном языке, родственном арамейскому. Рукопись состоит из 29 глав и относится приблизительно к 570 году нашей эры. Древний документ хранился в архивах Британской библиотеки около 170 лет, куда он попал после того, как Британский музей купил его в 1847 году у некоего продавца, утверждавшего, что он нашёл рукопись в монастыре Святого Макария в Египте.

Авторы книги заверяют, что в рукописи, рассказывающей о жизни ветхозаветного Иосифа Прекрасного и его жены Асенефы, на самом деле речь идёт об Иисусе и Марии Магдалине. Шифровка под ветхозаветную историю якобы понадобилась для того, чтобы скрыть "истинное Евангелие" от гонений на христиан в начале нашей эры.

Чтобы доказать идею о том, что Мария Магдалина была женой Иисуса, Якубович ссылается на Новый Завет. Он описывает её решение прийти к его телу в воскресенье после распятия.

В Евангелиях говорится, что она пошла туда омыть и помазать его тело, - пишет он. - Но она всего лишь одна из его последователей и всё же собирается работать с его обнажённым телом? Женщины не мыли раввинов и вообще мужских тел. Только мужчины делали это, из женщин - только жёны.

За два года до написания книги профессор Гарвардского университета Карен Кинг заявила, что нашла небольшой фрагмент папируса, предположительно, также из Египта, получивший название "Евангелие от жены Иисуса". Однако в 2016 году выяснилось, что этот документ - подделка.

Лондонская публика встретила книгу неоднозначно, отреагировала на публикацию и официальная Англиканская церковь.

Представители Церкви утверждают, что это не что иное, как хитрый маркетинговый ход. По их мнению, выпустив книгу накануне Рождества, авторы надеются на то, что она повторит успех легендарного "Кода да Винчи", - сообщает интернет-издание seeker.com. - Священнослужители Англиканской церкви уже поспешили назвать "Потерянное Евангелие" ещё одним источником дезинформации о хронике библейских событий и жизни Иисуса Христа.

Иисус Христос жил в Индии

Идея странствий Христа на Восток до сих пор привлекает любителей эзотерики и мистики всех мастей, в том числе и в нашей стране. Немецкий писатель Хольгер Керстен является самым известным автором книг, посвящённых индийскому следу Христа.

Его книга "Иисус жил в Индии", опубликованная в 1983 году в Германии, имела бешеную популярность не только на родине автора, но и за её пределами. Русский перевод книги вышел в 2007 году, но интерес к ней до сих пор жив, её можно встретить на полках книжных магазинов страны.

"Иисус жил в Индии" - научно-популярная книга, представляющая внушительное (что типично для германской школы) исследование свидетельства о жизни Христа на Ближнем Востоке до распятия, а также в Индии. В тексте много христианских апокрифов, отсылок к работам Елены Блаватской и Николая Рериха (создателей собственной религиозной концепции, якобы объединившей все мировые религии и одновременно отвергавшей их как ныне утратившие изначальное знание).

Автор опирается на опубликованное в начале ХХ века русским журналистом Николаем Нотовичем "Тибетское евангелие", а также на книгу основателя религиозного течения "Ахмадия" Мирзы Гулама Ахмада (1835-1908) "Иисус в Индии". Ахмадизм также претендует на синтез христианства и ислама, причём последним и окончательным пророком объявлен сам Гулам Ахмад.

Хольгер Керстен во многом повторяет гипотезу Ахмада, что Иисус выжил после казни благодаря сговору между членами иудейской секты ессеев, с которыми он был связан, и Пилатом. Оставаться в Палестине ему было опасно, поэтому он отправился на восток, к десяти "потерянным" еврейским племенам ("коленам израилевым"), уведённым в плен ассирийским царём Саргоном II в 722 году до н.э. и затем достигшим Индии. На чужбине многие из них впали в идолопоклонство, и перед Иисусом якобы стояла задача вернуть им веру в единого Бога.

Проделав путь из Иудеи через современные Сирию, Персию, Афганистан и Пакистан, Христос добрался до индийского Кашмира. Везде, где он бывал, посещал общины иудеев, проповедуя и исцеляя. Иисуса называли пророком Йузу Асафом, или "вождём очищённых", поскольку он вылечил многих прокажённых. После долгой земной жизни он якобы умер в Кашмире как обычный человек.

Это утверждение является серьёзным вызовом как для христианства, так и для ислама. Многие кашмирцы и ахмадийцы по сей день верят, что гробница пророка Йузы, известная как Роза-бал, находится в индийском городе Сринагаре.

Мавзолей представляет собой небольшое одноэтажное кирпичное здание, увенчанное остроконечной пикой. На ограде висит деревянная табличка с надписью: "Зиярат святого Йузу Асафа и Саида Насир-у-Дина" (ещё один праведник, похороненный в этом же месте), - недавно описал это здание побывавший в Сринагаре Влад Сохин, путешественник и журналист.

Внутри мавзолей разделён на два помещения: маленький притвор и большая зала. Между ними решётка и дверь, запертая на большой замок, - пишет Сохин. - В центре её находится сама гробница. Она огорожена деревянным каркасом с окнами, через которые видно длинное надгробие, покрытое тканью. По свидетельствам учёных, занимавшихся историей этого захоронения, под ракой находится каменная плита.

Многократные попытки исследователей узнать, что под плитой, не увенчались успехом. По сей день на их запросы с просьбой открыть могилу и провести над захоронёнными останками анализ ДНК власти Сринагара отвечают отказом.

В 1985 году немецкий индолог и тибетолог Гюнтер Грёнбольд опубликовывал обширное научное исследование "Иисус в Индии: конец легенде", в котором подвергнул критике положения Керстена. Он указал на то, что тот пользовался работой Нотовича, которая уже в 1894 году была признана подлогом. Керстен также умолчал о том, что Иисус у Нотовича был в Тибете и Индии до, а не после распятия.

Жизнь Иисуса Христа до сих пор является предметом размышлений и пересудов. Атеисты утверждают, что его существование - миф, а христиане убеждены в обратном. В 20 веке в изучение биографии Христа вмешались ученые, которые привели веские аргументы в пользу Нового завета.

Рождение и детство

Мария – будущая мать святого младенца, была дочерью Анны и Иоакима. Они отдали трехгодовалую дочку в Иерусалимский монастырь, как Божью невесту. Таким образом девочки замаливали грехи родителей. Но, хотя Мария и дала клятву вечной верности Господу, в храме имела право жить только до 14 лет, а после обязана выйти замуж. Когда пришло время, архиерей Захарий (духовник) отдал девчушку в жены восьмидесятилетнему старику Иосифу, дабы она не нарушила собственный обет плотскими утехами.

Иосиф огорчился такому повороту событий, но ослушаться священнослужителя не посмел. Новоявленная семья стала жить в Назарете. Однажды ночью супруги увидели сон, в котором им явился архангел Гавриил, предупредивший о том, что скоро дева Мария забеременеет. Также ангел предупредил девушку о духе Святом, который снизойдет для зачатия. В эту же ночь Иосиф узнал, что рождение святого младенца спасет род человеческий от адских мук.

Когда Мария носила ребенка, Ирод (царь Иудеи) распорядился о переписи населения, поэтому подданным надлежало явиться по месту рождения. Так как Иосиф родился в Вифлееме, то супруги направились туда. Молодая жена тяжело перенесла путь, так как находилась уже на восьмом месяце беременности. Из-за скопления народа в городе они не нашли себе пристанища, поэтому вынужденно отправились за городские стены. Поблизости нашелся только хлев, выстроенный пастухами.


Ночью Мария разрешается от бремени сыном, которого называет Иисусом. Местом рождения Христа считается город Вифлеем, находящийся неподалеку от Иерусалима. С датой рождения дела обстоят не однозначно, так как источники указывают противоречивые цифры. Если сопоставить время правления Ирода и кесаря Рима Августа, то это произошло в 5-6 веке.

В Библии указано, что младенец родился в ночь, когда в небе зажглась ярчайшая звезда. Ученые полагают, что такой звездой стала комета, пролетавшая над Землей в период с 12 года до нашей эры, по 4 год до нашей эры. Конечно, 8 лет – это не малый разброс, но за давностью лет и противоречивыми трактовками Евангелия даже такое предположение считается попаданием в цель.


Православное Рождество празднуется 7 января, а католическое – 26 декабря. Но, согласно религиозным апокрифам, обе даты неверны, так как рождение Иисуса пришлось на 25-27 марта. При этом 26 декабря праздновался языческий день Солнца, поэтому православная церковь перенесла Рождество на 7 января. Духовники хотели отучить прихожан от «плохого» праздника Солнца, узаконив новую дату. Этого не оспаривает и современная церковь.

Восточные мудрецы заранее знали о том, что на Землю скоро спустится духовный учитель. Поэтому, увидев в небе Звезду, последовали за свечением и пришли к пещере, где и обнаружили святого младенца. Войдя внутрь, волхвы поклонились новорожденному, как царю и преподнесли дары – смирну, золото и ладан.

Моментально слухи о новоявленном Царе дошли и до Ирода, который, разгневавшись, приказал уничтожить всех младенцев Вифлеема. В работах древнего историка Иосифа Флавия нашлась информация о том, что в кровавую ночь было убито две тысячи малышей, и это отнюдь не миф. Тиран так боялся за трон, что даже убил собственных сыновей, что уж говорить о чужих детях.

От гнева правителя святому семейству удалось спастись бегством в Египет, где они прожили 3 года. Только после смерти тирана супруги с ребенком вернулись в Вифлеем. Когда Иисус подрос, то стал помогать нареченному отцу в плотницком деле, чем впоследствии и зарабатывал на жизнь.


В 12 лет Иисус приезжает с родителями на Пасху в Иерусалим, где 3-4 дня ведет духовные беседы с книжниками, толковавшими Святое писание. Наставников мальчик поражает познаниями Законов Моисея, а его вопросы ставят в тупик не одного учителя. Потом, согласно арабскому Евангелию, мальчик замыкается в себе и скрывает собственные чудеса. Евангелисты даже не пишут о дальнейшей жизни ребенка, объясняя это тем, что земские события не должны отражаться на духовной жизни.

Личная жизнь

Начиная со Средневековья, не утихали споры о личной жизни Иисуса. Многих волновало - был ли он женат, оставил ли после себя потомков. Но церковнослужители постарались свести эти разговоры к минимуму, так как божий сын не мог пристрастится к земному. Раньше существовало множество Евангелий, каждое из которых трактовалось по-своему. Но церковнослужители постарались избавиться от «неправильных» книг. Даже есть версия, что упоминания о семейной жизни Христа не вписаны в Новый Завет специально.


В других Евангелиях упоминается супруга Христа. Историки сходятся во мнениях, что его женой была Мария Магдалина. А в Евангелии от Филиппа есть даже строки о том, как ученики Христа приревновали учителя к Марии за поцелуй в губы. Хотя в Новом завете эта девушка описывается, как блудница, ставшая на путь исправления и последовавшая за Христом из Галилеи в Иудею.

В то время незамужняя девушка не имела права сопровождать группу странников, в отличии от жены одного из них. Если вспомнить, что воскресший Господь первым делом явился не к ученикам, а к Магдалине, то все встает на свои места. В апокрифах есть указания и на женитьбу Иисуса, когда он свершил первое чудо, обратив воду в вино. Иначе зачем бы ему и Богоматери переживать за еду и вино на свадебном застолье в Кане?


Во времена Иисуса неженатые мужчины считались странным явлением и даже богопротивным, поэтому холостой пророк никак не стал бы Учителем. Если Мария Магдалина - супруга Иисуса, тогда возникает вопрос о том, почему именно ее он выбрал в суженые. Здесь, вероятно, замешаны политические веяния.

Иисус не мог стать претендентом на Иерусалимский трон, будучи чужаком. Взяв в супруги местную девушку, принадлежащую княжескому роду Вениаминова колена, уже становился своим. Рожденный четой ребенок стал бы видной политической фигурой и однозначным претендентом на престол. Возможно, поэтому возникли гонения, а впоследствии и убийство Иисуса. Но церковнослужители представляют сына Божьего в другом свете.


Историки полагают, что это и явилось причиной 18-летнего пробела в его жизни. Церковь постаралась искоренить ересь, хотя пласт косвенных доказательств так и остался на поверхности.

Подтверждает эту версию и папирус, обнародованный профессором Гарвардского Университета Кэрин Кинг, в котором четко написана фраза: «Иисус сказал им: моя жена…».

Крещение

Бог явился пророку Иоанну Крестителю, который жил в пустыне, и повелел ему заняться проповедью среди грешников, а желающих очиститься от греха - крестить в Иордане.


До 30 лет Иисус жил вместе с родителями и всячески им помогал, а после на него снизошло озарение. Он сильно возжелал стать проповедником, рассказывая людям о божественных явлениях и смысле религии. Поэтому отправляется на реку Иордан, где принимает крещение от Иоанна Крестителя. Иоанн сразу понял, что перед ним тот самый отрок – сын Господа, и, недоумевая, возразил:

«Мне надобно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне?»

Затем Иисус отправился в пустыню, где скитался 40 дней. Таким образом, готовил себя к миссии по искуплению греха рода человеческого через акт самопожертвования.


В это время Сатана пытается помешать ему через искушения, которые с каждым разом становились изощреннее.

1. Голод. Когда Христос проголодался, то искуситель произнес:

«Если Ты Сын Божий, повели этим камням стать хлебами».

2. Гордыня. Дьявол вознес мужчину на вершину храма и молвил:

«Если Ты Сын Божий, бросайся вниз, ведь Тебя поддержат ангелы Божии и Ты не преткнёшься о камни».

Христос отверг и это, сказав, что он не намерен испытывать силу Божью ради собственной прихоти.

3. Искушение Верой и богатством.

«Я дам Тебе власть над царствами земли, которая предана мне, если поклонишься мне» - посулил Сатана. Иисус ответствовал: «Уйди от Меня, сатана, ибо написано: Богу нужно поклоняться и только ему служить».

Сын Божий не сдался и не искусился дарами сатаны. Обряд Крещения придал ему силы для борьбы с греховными напутствиями искусителя.


12 апостолов Иисуса

После скитаний по пустыне и борьбы с дьяволом Иисус находит 12 последователей и передает им частичку собственного дара. Путешествуя вместе с учениками, он несет слово Божье в народ и свершает чудеса, дабы люди уверовали.

Чудеса

  • Обращение воды в прекрасное вино.
  • Исцеление парализованного.
  • Чудесное воскрешение дочери Иаира.
  • Воскрешение сына Наинской вдовы.
  • Усмирение бури на Галилейском озере.
  • Исцеление Гадарийского бесноватого.
  • Чудесное насыщение люда пятью хлебами.
  • Хождение Иисуса Христа по водной глади.
  • Исцеление дочери Хананеянки.
  • Исцеление десяти прокаженных.
  • Чудо на Геннисаретском озере – наполнение пустых сетей рыбой.

Сын Божий наставлял людей и объяснял каждую из своих заповедей, склоняя к Божьему учению.


Популярность Господа росла с каждым днем и массы людей спешили увидеть чудодейственного проповедника. Иисус завещал заповеди, которые впоследствии стали основами христианства.

  • Люби и почитай Господа Бога.
  • Не поклоняйся идолам.
  • Не употребляй имя Господа в пустых разговорах.
  • Шесть дней трудись, а седьмой - молись.
  • Уважай и почитай родителей.
  • Не убей другого или себя.
  • Не нарушай супружеской верности.
  • Не кради и не присваивай чужое имущество.
  • Не лги и не завидуй.

Но чем больше Иисус завоевывал людскую любовь, тем больше его ненавидела знать Иерусалима. Вельможи боялись, что пошатнется их власть и сговорились убить посланника Божьего. Христос триумфально въезжает в Иерусалим на ослике, тем самым воспроизводит легенду иудеев о торжественном пришествии Мессии. Народ восторженно встречает Нового Царя, кидая под его ноги пальмовые ветви и собственные одежды. Люди ожидают, что скоро закончится век тирании и унижения. При таком столпотворении фарисеи побоялись арестовать Христа и заняли выжидающую позицию.


Евреи ожидают от Него победы над злом, покоя, обеспеченности и устойчивости, однако Иисус, напротив, предлагает им отказаться от всего мирского, стать бездомными странствующими, которые будут проповедовать слово Божье. Осознав, что ничего не переменится во власти, люди возненавидели Бога и посчитали обманщиком, разрушившим их мечты и надежды. Немаловажную роль тут сыграли и фарисеи, подстрекавшие бунт против «лжепророка». Окружающая обстановка становится все напряжённее, а Иисус шаг за шагом приближается к одиночеству Гефсиманской ночи.

Страсти Христовы

Согласно Евангелию, Христовыми страстями принято называть муки, перенесенные Иисусом в последние дни своей земной жизни. Священнослужителями составлен список очередности страстей:

  • Вхождение господа в Иерусалимские врата
  • Вечеря в Вифании, когда грешница омывает ноги Христа миром и собственными слезами, а вытирает своими волосами.
  • Омовение ног своих учеников Божьим сыном. Когда Он с апостолами пришел в дом, где надобно было есть пасху, то слуг для омовения стоп гостей не нашлось. Тогда Иисус сам вымыл ноги своим ученикам, тем самым преподав им урок смирения.

  • Тайная вечеря. Именно здесь Христос предрек, что ученики откажутся от него и предадут. Вскоре после этого разговора вечерю покинул Иуда.
  • Дорога в Гефсиманский сад и моление Отцу. У Масличной горы он взывает к Создателю и просит избавления от грозящей участи, однако не получает ответа. В глубокой печали Иисус идет прощаться со своими учениками, ожидая земных мук.

Суд и распятие

Спустившись с горы глубокой ночью, сообщает им, что предатель уже близко и просит своих последователей не уходить. Однако в тот момент, когда пришел Иуда с толпой римских воинов, все апостолы уже крепко спали. Предатель целует Иисуса, якобы приветствуя, но тем самым показывает стражникам истинного пророка. А те заковывают Его в кандалы и ведут в Синедрион для свершения правосудия.


Согласно Евангелию, это произошло в ночь с четверга на пятницу седмицы перед Пасхой. Первым Христа допрашивал Анна – тесть Каиафы. Он ожидал услышать о колдовских штучках и магии, благодаря которым за пророком ходят толпы народа и поклоняются, как божеству. Ничего не добившись, Анна отослал пленённого к Каиафе, у которого уже собрались старейшины и религиозные фанатики.

Каиаф обвинил пророка в богохульстве за то, что тот назвал себя сыном Божьим и отправил к префекту Понтию. Пилат был справедливым человеком и пытался отговорить собравшихся от убийства праведного человека. Но судьи и духовники стали требовать распять виновного. Тогда Понтий предложил решить судьбу праведника людям, собравшимся на площади. Он огласил: «Я считаю невиновным этого человека, выбирайте сами, жизнь или смерть». Но в тот момент возле суда собрались только противники пророка, кричавшие о распятии.


Перед казнью Иисуса долго избивали плетьми 2 палача, истерзав его тело и сломав переносицу. После публичного наказания, на него надели белую рубаху, которая тут же пропиталась кровью. На голову водрузили терновый венок, а на шею – табличку с надписью: «Я - Бог» на 4 языках. В Новом же завете говорится, что надпись гласила: «Иисус Назорей - Царь Иудейский», но вряд ли бы такой текст уместился на маленькой доске, да еще на 4 наречиях. Позднее римские священники переписывали Библию, пытаясь умолчать позорный факт.

После экзекуции, которую праведник перенес, не издав не звука, ему надлежало нести тяжелый крест на Голгофу. Здесь руки и ноги мученика прибили гвоздями к кресту, который вкопали в землю. Стражники сорвали с него одежду, оставив только в набедренной повязке. Одновременно с Иисусом наказывали двух преступников, которых повесили по обоим сторонам наклонной перекладины распятия. Утром их отпустили, а на кресте остался только Иисус.


В час смерти Христа земля содрогнулась, словно сама природа взбунтовалась против жестокой казни. Умершего похоронили в гробнице, благодаря Понтию Пилату, который очень сочувствовал невиновно-казненному.

Воскрешение

На третий день после гибели мученик воскрес из мертвых и во плоти является своим ученикам. Он дал им последние наставления перед своим вознесением на небо. Когда стражники пришли проверить на месте ли покойный, то обнаружили только открытую пещеру и окровавленную плащаницу.


Всем верующим было объявлено, что тело Иисуса похитили его ученики. Язычники спешно засыпали землей Голгофу и Гроб Господень.

Доказательства существования Иисуса

Ознакомившись с библиями, первоисточниками и археологическими находками, можно найти реальные доказательства существования Мессии на земле.

  1. В 20 веке во время раскопок в Египте был обнаружен древний папирус, содержащий стихи из Евангелия. Учеными было доказано, что рукопись относится к 125-130 годам.
  2. В 1947 году на побережье Мертвого моря нашли древнейшие свитки библейскими текстами. Эта находка доказала, что части первейшей Библии наиболее близки к ее современному звучанию.
  3. В 1968 во время археологических изысканий на севере Иерусалима обнаружили тело распятого на кресте мужчины - Иоанна (сына Каггола). Это доказывает то, что тогда таким способом казнили преступников, и в Библии описана правда.
  4. В 1990 в Иерусалиме нашли сосуд с останками умершего. На стенке сосуда на арамейском наречии выгравирована надпись, гласящая: ««Иосеф, сын Каиафы». Возможно, это сын того самого первосвященника, который подверг Иисуса гонениям и суду.
  5. В Кесарии в 1961 г была обнаружена надпись на камне, связанная с именем Понтия Пилата, префекта Иудеи. Его называли именно префектом, а не прокуратором, как всех последующих преемников. Такая же запись есть и в Евангелиях, что доказывает реальность библейских событий.

Наука смогла подтвердить существование Иисуса, подтвердив фактами сказания Завета. И даже известный ученый в 1873 году сказал:

«Крайне трудно представить, что эта необъятная и чудесная вселенная, так же, как и человек, возникла по воле случая; это кажется мне главным аргументом в пользу существования Бога».

Новая религия

Еще предсказал, что на рубеже веков возникнет Новая религия, несущая свет и позитив. И вот его слова начали воплощаться в жизнь. Новая духовная группа зародилась совсем недавно и еще не получила признания общественности. В научный обиход термин НРД был введен, как противопоставление словам секта или культ, которые заведомо несут в себе негативный оттенок. В 2017 году в РФ насчитывается более 300 тысяч человек, привязанных к какому-либо религиозному движению.


Психологом Маргарет Телер составлена классификация НРД, состоящая из десятка подгрупп (религиозные, восточные, по интересам, психологические и даже политические). Новые религиозные течения опасны тем, что доподлинно неизвестны цели предводителей этих групп. А также основная масса групп новой религии направлена против Русской православной церкви и несет в себе скрытую угрозу для христианского мира.

Ортодоксальные иудеи Иерусалима были непримиримы в своей вражде к учению Христа. Означает ли это, что Иисус не был евреем? Этично ли подвергать сомнению непорочное зачатие Девы Марии?

Сыном Человеческим часто называл себя Иисус Христос. Национальностьродителей, по заключению богословов, прольет свет на принадлежность Спасителя к той или иной этнической группе.

Следуя Библии, все человечество произошло от Адама. Позднее люди сами разделили себя на расы, народности. Да и Христос при жизни, учитывая Евангелия апостолов, никак не комментировал свою национальность.

Страна Иудея, где родился Иисус Христос, Сын Божий, в те давние времена была провинцией Рима. Император Август повелел провести перепись населения. Он хотел выяснить, сколько жителей в каждом из городов Иудеи.

Мария и Иосиф, родители Христа, проживали в городе Назарете. Но им пришлось вернуться на родину предков, в Вифлеем, чтобы внести свои имена в списки. Оказавшись в Вифлееме, супруги не смогли найти себе приют — так много народа пришло на перепись. Они решили остановиться за городом, в пещере, которая служила убежищем для пастухов во время ненастья.

Ночью Мария родила сына. Завернув малыша в пеленки, она уложила его спать туда, где кладут корм для скота — в ясли.

Первыми о рождении Мессии узнали пастухи. Они пасли стада в окрестностях Вифлеема, когда им явился ангел. Он вещал, что родился спаситель человечества. Это радость для всех людей, а знаком для опознания младенца будет то, что он лежит в яслях.

Пастухи тут же отправились в Вифлеем и набрели на пещеру, в которой и увидели будущего Спасителя. Они поведали Марии и Иосифу о словах ангела. На 8 день супруги дали имя ребенку — Иисус, что в переводе означает «спаситель» или «Бог спасает».

Был ли евреем Иисус Христос? Национальность по отцу или по матери определялась в то время?

Вифлеемская звезда

В ту самую ночь, когда родился Христос, в небе появилась яркая, необычная звезда. Волхвы, изучавшие движения небесных тел, отправились вслед за ней. Они знали, что появление такой звезды говорит о рождении Мессии.

Волхвы начали свой путь из восточной страны (Вавилонии или Персии). Звезда, перемещаясь по небу, указывала мудрецам дорогу.

Тем временем многочисленный люд, пришедший в Вифлеем на перепись, разошелся. И родители Иисуса вернулись в город. Над тем местом, где находился младенец, звезда остановилась, и волхвы зашли в дом вручить дары будущему Мессии.

Они поднесли золото как дань будущему царю. Подарили ладан, как Богу (ладан и тогда употреблялся в богослужении). И смирну (благовонное масло, которым натирали умерших), как смертному человеку.

Царь Ирод

Местный царь Ирод Великий, подчинявшийся Риму, знал о великом пророчестве — яркая звезда на небе знаменует рождение нового царя иудейского. Он призвал к себе волхвов, священников, прорицателей. Ирод хотел знать, где находится младенец-Мессия.

Лживыми речами, коварством он пытался выведать местонахождение Христа. Не добившись ответа, царь Ирод задумал истребить всех младенцев в округе. 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет были убиты в Вифлееме и его окрестностях.

Однако древние историки, в том числе Иосиф Флавий, не упоминают об этом кровавом событии. Возможно, это связано с тем, что численность убитых детей была гораздо меньше.

Считается, что после такого злодейства гнев Божий покарал царя. Он умирал мучительной смертью, съедаемый червями заживо в своем роскошном дворце. После его жуткой кончины власть перешла к трем сыновьям Ирода. Были поделены и земли. Области Перея и Галилея достались Ироду Младшему. В этих землях около 30 лет провел свою жизнь Христос.

Ирод Антипа, тетрарх галилейский, в угоду своей жене Иродиаде обезглавил Иоанна Крестителя. Сыновья Ирода Великого не получили царского титула. Иудея управлялась римским прокуратором. Ему подчинялся Ирод Антипа и прочие местные правители.

Мать Спасителя

Родители Девы Марии долгое время были бездетны. В то время это считалось грехом, такой союз был знаком гнева Божьего.

Иоаким и Анна жили в городе Назарет. Они молились и верили, что у них обязательно появится ребенок. Спустя десятилетия им явился ангел и провозгласил, что супруги скоро станут родителями.

По преданию, Дева Мария родилась 21 сентября. Счастливые родители поклялись, что это дитя будет принадлежать Богу. До 14 лет воспитывалась Мария, мать Иисуса Христа,в храме. Уже с юных лет она видела ангелов. По легенде, архангел Гавриил опекал и охранял будущую Богородицу.

Родители Марии умерли к тому времени, когда Деве надо было покинуть храм. Священники не могли ее оставить у себя. Но и отпускать сироту им было жалко. Тогда священники обручили ее с плотником Иосифом. Он больше являлся опекуном Девы, чем ее мужем. Мария, мать Иисуса Христа, оставалась девственницей.

Какая была национальность у Богородицы? Ее родители были уроженцами Галилеи. А значит и Дева Мария была не иудейкой, а галилеянкой. По конфессиональному признаку она принадлежала к закону Моисея. Ее жизнь в храме также указывает на воспитание в вере Моисея. Так кем был Иисус Христос? Национальность матери, жившей в Галилее языческой, остается неизвестной. В смешанном населении области преобладали скифы. Возможно, что свой облик унаследовал Христос от матери.

Отец спасителя

Богословы с давних времен ведут полемику о том, стоит ли считать Иосифа биологическим отцом Христа? Он по-отечески относился к Марии, знал, что она невинна. Поэтому весть о ее беременности потрясла плотника Иосифа. Закон Моисея строго карал женщин за прелюбодеяние. Иосиф должен был забить камнями свою юную жену.

Он долго молился и решил отпустить Марию, не держать ее возле себя. Но Иосифу явился ангел, возвестивший о древнем пророчестве. Плотник понял, какая большая ответственность лежит на нем за сохранность матери и ребенка.

Иосиф по национальности является евреем. Можно ли считать его биологическим отцом, если у Марии было непорочное зачатие? Кто отец Иисуса Христа?

Существует версия, что римский солдат Пантира стал биологическим отцом Мессии. Кроме того, есть вероятность, что у Христа было арамейское происхождение. Это предположение связано с тем, что проповедовал Спаситель на арамейском языке. Однако в то время этот язык был распространен на всем Ближнем Востоке.

Иудеи Иерусалима не сомневались, что где-то существует реальный отец Иисуса Христа. Но все версии слишком сомнительны, чтобы быть правдой.

Облик Христа

Документ тех времен, описывающий внешность Христа, носит название «Послание Лептула». Это отчет римскому сенату, написанный проконсулом Палестины Лептулом. Он утверждает, что Христос был среднего роста с благородным лицом и хорошей фигурой. У него выразительные сине-зеленые глаза. Волосы, цвета спелого ореха, расчесаны на прямой пробор. Линии рта и носа безукоризненны. В беседе он серьезен и скромен. Поучает мягко, дружески. В гневе страшен. Иногда плачет, но никогда не смеется. Лицо без морщин, спокойное и сильное.

На Седьмом Вселенском Соборе (VIII век) был утвержден официальный образ Иисуса Христа.На иконах следовало писать Спасителя в соответствии с его человеческим обликом. После Собора началась кропотливая работа. Она заключалась в реконструкции вербального портрета, на основе которого был создан узнаваемый образ Иисуса Христа.

Антропологи уверяют, что в иконописи используется не семитский, а греко-сирийский тип внешности: тонкий, прямой нос и глубоко посаженные, большие глаза.

В раннем христианском иконописании умели точно передавать индивидуальные, этнические черты портрета. Самое раннее изображение Христа было найдено на иконе, датированной началом VI века. Она хранится на Синае, в монастыре святой Екатерины. Лик иконы схож с канонизированным обликом Спасителя. Судя по всему, ранние христиане причисляли Христа к европейскому типу.

Национальность Христа

До сих пор встречаются люди, которые утверждают, что Иисус Христос — еврей.При этом огромное количество трудов выпущено на тему неиудейского происхождения Спасителя.

В начале I века нашей эры, как выяснили ученые-гебраисты, Палестина распалась на 3 региона, которые различались по своим конфессионным и этническим признакам.

  1. Иудея во главе с городом Иерусалимом была населена ортодоксальными иудеями. Они подчинялись закону Моисея.
  2. Самария находилась ближе к Средиземному морю. Иудеи и самаряне были давними врагами. Запрещались даже смешанные браки между ними. В Самарии находилось не более 15% иудеев от общего числа жителей.
  3. Галилея состояла из смешанного населения, часть которого сохраняла верность иудаизму.

Некоторые теологи уверяют, что типичным иудеем был Иисус Христос. Национальность его не подлежит сомнению, так как он не отрицал всю систему иудаизма. А только был не согласен с некоторыми постулатами Моисеева закона. Тогда почему так спокойно реагировал Христос на то, что иудеи Иерусалима называли его самарянином? Это слово было оскорблением для истинного иудея.

Бог или человек?

Так кто же прав? Те, кто утверждают, что Иисус Христос — Бог?Но тогда какую национальность можно требовать от Бога? Он вне этнической принадлежности. Если Бог — основа всего сущего, в том числе и людей, о национальности вообще говорить не приходится.

А если Иисус Христос — человек? Кто его биологический отец? Почему он получил греческое имя Христос, которое означает «помазанник»?

Иисус никогда не утверждал, что он — Бог. Но он и не является человеком в обычном смысле этого слова. Его двойственная природа заключалась в обретении человеческого тела и божественной сути внутри этого тела. Поэтому как человек Христос мог чувствовать голод, боль, гнев. И как сосуд Божий — творить чудеса, наполняя вокруг себя пространство любовью. Христос говорил, что совершает исцеления не сам от себя, а только с помощью Божественного дара.

Иисус поклонялся и молился Отцу. Он полностью подчинил себя Его воле в последние годы жизни и призывал народ уверовать в Единого Бога на небесах.

Как Сын Человеческий он был распят во имя спасения людей. Как Сын Божий он воскрес и воплотился в триединстве Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.

Чудеса Иисуса Христа

Около 40 чудес описано в Евангелиях. Первое произошло в городе Кане, куда Христа с матерью и апостолами пригласили на свадьбу. Он превратил воду в вино.

Второе чудо Христос совершил излечив больного, недуг которого длился 38 лет. Иудеи Иерусалима озлобились на Спасителя — он нарушил правило о субботе. Именно в этот день Христос работал сам (излечил больного) и заставил работать другого (больной сам нес свою постель).

Спаситель воскресил умершую девочку, Лазаря и сына вдовы. Исцелил бесноватого и укротил бурю на Галилейском озере. Христос насытил пятью хлебами народ после проповеди — их собралось около 5 тысяч, не считая детей и женщин. Ходил по воде, исцелил десять прокаженных и иерихонских слепцов.

Чудеса Иисуса Христа доказывают его Божественную сущность. Он имел власть над бесами, болезнью, смертью. Но никогда не совершал чудеса во славу свою или для сбора приношений. Даже на допросе у Ирода Христос не явил знамение как свидетельство своей силы. Он не пытался защитить себя, а просил только искренней веры.

Воскресение Иисуса Христа

Именно воскресение Спасителя стало основой для новой веры — христианства. Факты о нем являются достоверными: они появились в то время, когда еще были живы очевидцы событий. Все зафиксированные эпизоды имеют небольшие расхождения, но не противоречат друг другу в целом.

Пустая гробница Христа свидетельствует о том, что тело забрали (враги, друзья) или Иисус воскрес из мертвых.

Если бы тело забрали враги — они не преминули бы поглумиться над учениками, таким образом остановив зародившуюся новую веру. Друзья же мало верили в воскресение Иисуса Христа,они были разочарованы и подавлены его трагической смертью.

Почетный римский гражданин и еврейский историк Иосиф Флавий упоминает в своей книге о распространении христианства. Он подтверждает, что на третий день Христос явился живым своим ученикам.

Даже современные ученые не отрицают того, что некоторым последователям Иисус являлся после смерти. Но они объясняют это галлюцинациями или другим феноменом, не оспаривая подлинности свидетельств.

Явление Христа после смерти, пустая гробница, бурное развитие новой веры являются доказательством его воскресения. Не существует ни одного известного факта, отрицающего эту информацию.

Назначение Богом

Уже с первых Вселенских соборов церковь объединяет человеческую и божественную природу Спасителя. Он является одной из 3 ипостасей Единого Бога — Отца, Сына и Святого Духа. Такая форма христианства была зафиксирована и объявлена официальной версией на Никейском Соборе (в 325 году), Константинопольском (в 381 году), Эфесском (в 431 году) и Халкидонском (в 451 году).

Однако споры о Спасителе не прекращались. Некоторые христиане утверждали, что Иисус Христос — Бог.Другие уверяли, что он только Сын Божий и полностью подчинен его воле. Основную же идею о триединстве Бога часто сравнивают с язычеством. Поэтому споры о сущности Христа, так же как и о его национальности, не утихают по сей день.

Крест Иисуса Христа является символом мученической смерти во имя искупления грехов человеческих. Имеет ли смысл дискуссия о национальности Спасителя, если вера в него способна объединить разные этнические группы? Все люди на планете — дети Бога. Человеческая природа Христа стоит над национальными характеристиками и классификациями.