Почему умирает главный герой поэмы мцыри. Почему погиб Мцыри? Духовное родство поэта и его героя

Поэма М. Ю. Лермонтова посвящена вечным темам: свободе, одиночеству, силе человеческой личности. Главный герой – Мцыри, молодой монах, который готовится к постригу, – совершает побег за несколько дней до этого события. Спустя какое-то время молодого беглеца приносят в монастырь в беспамятстве, на грани жизни и смерти. Почему погиб Мцыри, поможет разобраться материал нашей статьи.

Духовная гибель

Мальчик, некогда привезённый русским генералом в монастырь был тяжело болен. Монахи выхаживали его, воспитывали и готовили к дальнейшей жизни в стенах монастыря. В душе Мцыри всегда жила мечта о свободе, он, сын Кавказа, верил, что однажды вернётся на родину. Глубокая тоска по дому и свободолюбие не давало покоя молодому человеку. После неудавшейся попытки добраться на Родину, герой умирает духовно. Он смиряется с тем, что никогда не увидит родную землю, свою семью. Мцыри решает не принимать пищи, чтобы приблизить свой конец.

Физическая смерть

Физическая смерть настигла Мцыри не столько от ран барса, который встретился ему в лесу, сколько он того,что молодой человек был сломлен духовно. Неистовая тоска по дому, воспоминания из детства, встреча с красавицей у реки – всё это взбудоражило сознание молодого горца. Он совершил попытку изменить свою судьбу, но потерпел провал. Разбитые мечты и надежды, осознание того, что он никогда не вернётся домой, нежелание быть монахом – множество причин – сломили волю этого человека к жизни. Он умер духовно раньше, чем физически.

Исповедь Мцыри, его рассказ о трёх счастливых днях на свободе – самые сильные, проникновенные, глубокие строки поэмы М.Ю. Лермонтова. В нашей статье подробно раскрыт ответ на вопрос: “почему умер Мцыри”.

Поэма Лермонтова «Мцыри» была написана в 1840 году. Путешествуя по Военно- Грузинской дороге, поэт встретил монаха, который некогда служил в монастыре, теперь уже упраздненном. Монах рассказал Лермонтову свою историю. Этот рассказ произвел огромное впечатление на поэта, и он изложил историю, рассказанную монахом Бэри, в поэме.

В центре поэмы образ Мцыри.

Однажды русский генерал, который направлялся в Тифлис, проезжал мимо мона­стыря. Он вез с собой больного пленного мальчика.

Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник.

Это и был Мцыри. Сравнивая ребенка с серной, Лермонтов дает понять, что дитя не приживется в обители. Серна - символ свободы, вольной жизни. Очень слабый физически, мальчик обладал могучим духом, огромной силой воли.

Без жалоб он Томился, даже слабый стон Из детских губ не вылетал, Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал.

Умирающего Мцыри спасает монах. Постепенно ребенок начал привыкать к «плену», он стал понимать чужой для него язык и уже хотел «во цвете лет изречь монашеский обет». Но в нем живет тоска по родине, свободе. Мысли его постоянно несутся туда, где

В снегах, горящих, как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ.

Мцыри решается на побег. Темной осенней ночью он убегает из монастыря и попадает в мир природы, «чудный мир тревог и битв», о котором мечтал с детства. Попавший в монастырь не по своей воле, Мцыри стремится туда, «где люди вольны, как орлы». Утром, пробудившись от сна, он увидел то, к чему так долго стремился: пышные поля, зеленые холмы, величественные горные хребты. В природе он видит ту гармонию, единение, братство, которого не дано ему было познать в человеческом обществе.

Кругом меня цвел божий сад. Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж листов...

Мцыри наделен способностью видеть, тонко понимать, любить природу и в этом находит радость бытия. Он отдыхает после монастыря, наслаждается природой. В то же утро он встретил молодую грузинку и был очарован ее песней. Страдая от голода и жаж­ды, он не пошел в ее саклю, потому что имел одну заветную цель - «пройти в родимую страну». Юноша долго шел, но вдруг «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Это привело его в отчаяние: впервые в жизни он заплакал. А вокруг него уже «миллионом черных глаз смотрела ночи темнота». Мцыри оказался во враждебной ему стихии. Из чащи леса выходит барс, который набрасывается на юношу.

Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье...

В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера Мцыри. Он побеждает и, несмотря на тяжелые раны, продолжает путь. Когда утром, голодный, израненный, выбившийся из сил, он увидел, что вновь пришел к своей «тюрьме», от­чаянию Мцыри не было предела. Он понял, что ему «на родину следа не проложить уж никогда». Умирающего Мцыри нашли монахи и вновь принесли в монастырь. Мечте не суждено было сбыться. Едва «блаженство вольности познав», он завершил жизнь. Раны от сражения с барсом были смертельны. Однако, даже не будь этой битвы с барсом, едва ли Мцыри мог прожить долгую жизнь Я думаю, что тоска по родине, неволя все равно истощили бы его силы и он умер бы не от ран, а от тоски. Жизнь для Мцыри в нево­ле - не жизнь. Он всеми силами стремился вырваться из своей тюрьмы - монастыря, доказать свое право на достойную, свободную жизнь. И если не смог осуществить свою мечту, то это не его вина. Мцыри с горечью признается себе, что

Как жил в земле чужой, Умру рабом и сиротой.

Но смерть для него - тоже освобождение от неволи. Когда над его головой уже ве­яли успокоительные сны смерти, носились ее фантастические видения, он вспоминает свой родной Кавказ и мечтает, чтобы ветер принес ему привет с милой его родины. Умирая, Мцыри все же остается непокоренным, гордым, как свободолюбивый дух его мужественного народа.

Жизнь Мцыри на воле

«Ты хочешь знать, что видел я на воле?»

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» была написана в 1839 году. Она стала результатом странствий поэта по Военно-Грузинской дороге.

Поэма рассказывает о жизни пленного мальчика с гор, которого однажды привез русский генерал и оставил в монастыре. Мальчика назвали Мцыри, что по-грузински означает «чужеземец».

Мальчик жил в монастыре и готовился стать монахом. Но однажды он исчез, и на­шли его, обессиленного и больного, только через три дня. Перед смертью он рассказал о своем бегстве и странствиях.

Только на воле Мцыри почувствовал, что настоящая жизнь - за монастырскими стенами. Ни буря, ни стихия не пугали его:

О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил...

Мцыри ощущал свою близость с дикой природой и наслаждался ею:

Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?

Беглец вслушивался в волшебные, странные голоса природы, которые как будто говорили о тайнах неба и земли. Он слышал голос молодой грузинки, мучился от голода и жажды, но не посмел подойти к сакле, так как стремился поскорее попасть в родные места. Он ушел от гор и углубился в лес. Но вскоре Мцыри понял, что заблудился, и, упав на землю «в исступлении рыдал», «И грыз сырую грудь земли,/ И слезы, слезы потекли».

Во время блужданий по лесу Мцыри встретил барса и сразился с ним. В этот момент он сам чувствовал себя диким животным:

И я был страшен в этот миг: Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков.

Казалось, что слова людей Забыл я...

Тяжело раненный барсом, он понял, что не сможет добраться до родных мест, что придется

Блаженство вольности познав, Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой.

Как бы подводя итог своим странствия, Мцыри признается перед смертью:

Увы! - за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял...

Поэма М. Ю. Лермонтова посвящена вечным темам: свободе, одиночеству, силе человеческой личности. Главный герой – Мцыри, молодой монах, который готовится к постригу, – совершает побег за несколько дней до этого события. Спустя какое-то время молодого беглеца приносят в монастырь в беспамятстве, на грани жизни и смерти. Почему погиб Мцыри, поможет разобраться материал нашей статьи.

Духовная гибель

Мальчик, некогда привезённый русским генералом в монастырь был тяжело болен. Монахи выхаживали его, воспитывали и готовили к дальнейшей жизни в стенах монастыря. В душе Мцыри всегда жила мечта о свободе, он, сын Кавказа, верил, что однажды вернётся на родину. Глубокая тоска по дому и свободолюбие не давало покоя молодому человеку. После неудавшейся попытки добраться на Родину, герой умирает духовно. Он смиряется с тем, что никогда не увидит родную землю, свою семью. Мцыри решает не принимать пищи, чтобы приблизить свой конец.

Физическая смерть

Физическая смерть настигла Мцыри не столько от ран барса, который встретился ему в лесу, сколько он того,что молодой человек был сломлен духовно. Неистовая тоска по дому, воспоминания из детства, встреча с красавицей у реки – всё это взбудоражило сознание молодого горца. Он совершил попытку изменить свою судьбу, но потерпел провал. Разбитые мечты и надежды, осознание того, что он никогда не вернётся домой, нежелание быть монахом – множество причин – сломили волю этого человека к жизни. Он умер духовно раньше, чем физически.

В своей поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов не дает прямого ответа на столь интересный вопрос. Поэтому читателю остается лишь, разобравшись в сути повествования и как бы «прочитав» душу главного героя, самому ответить на него.

Изначально, стоит вспомнить историю появления Мцыри в монастыре. Мальчика лишили свободы еще в детстве: сначала русский генерал увез его из родных краев, а потом монахи с благими намерениями приютили в монастыре. То есть «могучий дух» будущего мужчины, достойного воина и представителя своего народа, еще в юном возрасте обрекли блекнуть и никнуть в неволе. Несомненно, о сильном характере героя говорит его поведение в плену у русских:

Без жалоб он

Томился – даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал,

И тихо, гордо умирал.

Такая же гордость видится и в том, что монастырская жизнь изначально была чужда ему:

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок…

На мой взгляд, уже тогда в душе Мцыри зарождалась та «пламенная» страсть, которая потом за долгие годы «изгрызла» и «сожгла» его сердце. Казалось бы, герой приспособился к быту святой обители, но эти чувства, жажда свободы и желание вернуться на Родину, каждый день увеличивая свою власть, устремляя мечты юноши в «чудный мир тревог и битв», все же заставили его сбежать из монастыря.

О дальнейших событиях читатель узнает уже из уст самого героя, и это позволяет ему дать более точный ответ на поставленный вопрос, так как читатель буквально оказывается на месте Мцыри, видит мир его глазами и испытывает те же эмоции и переживания.

И тут сразу же выявляется первая причина неудачного побега: пленник был юн и неопытен, не приспособлен к жизни на воле («я мало жил, и жил в плену»). Герой сам осознает причину своей несостоятельности:

… угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах,

Душой дитя, судьбой монах.

Второй причиной стало то, что Мцыри, разрываемый сильными чувствами, в силу своего незнания реального мира и всех его опасностей не мог осознать одной простой истины: в монастыре он был в безопасности. Но он считал обитель тюрьмой, пленом, а монахов – надзирателями, лишающими его свободы, а на самом деле «в стенах хранительных» жили люди, которые «искусством дружеским» спасли ему жизнь в детстве и позже поборются за нее. Но Мцыри, не замечая этого, рвется на свободу. И суровая реальность вместе с природой готовят ему горькое разочарование. «Божий сад» сначала сулил счастье и даже помогал покинуть монастырь. Вспомните, герой бежал именно «в час ночной, ужасный час», когда гроза пугала жителей храма. Тогда он буквально воссоединился со стихией:

…О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Только вот потом начались сплошные трудности. Во-первых, «ни одна звезда не озаряла трудный путь» юноши, а с утра «злой дух», шагающий по просторам «грозящей бездны», испугал героя. Во-вторых, лес, который, по его мнению, должен был вывести его в родные края, встретил Мцыри колючим терновником, запутанным плющом и кромешной тьмой. Непроходимая чаща запутала героя и свела с могучим барсом, бой с которым обессилил его. Уже в последние минуты жизни Мцыри осознал коварность внешнего мира:

И, вновь собрав остаток сил,

Побрел я в глубине лесной…

Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!

Смеялась так, что вновь привела его под стены монастыря.

А третья и самая главная причина – это невообразимая, можно сказать нереальная тяга к свободе. И вроде бы простые, понятные многим желания: произнести не в пустоту священные слова «отец» и «мать», обрести «отчизну, дом, друзей, родных» и когда-нибудь свою «пылающую грудь» прижать к другой, «хоть незнакомой, но родной». Он был готов «рай и вечность» променять на «несколько минут» другой жизни. Но Мцыри настолько идеализировал у себя в голове этот мир, что его мечты просто не могли сбыться и в итоге разбились об суровые реалии внешнего мира.