Преподобный феодосий печерский. Феодосий Печерский: житие, чудеса, поучения

(~1008–1074)

Биография

3(16) мая, 14(27) августа (Перенесение мощей), 28 августа (10 сентября) (Собор преп. отцов Киево-Печерских), 2(15) сентября

Путь к монашеству

Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, / к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру / и, украсив житие твое пощением и светлостию, / в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, / в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Звезду Российскую днесь почтим, / от востока возсиявшую и на запад пришедшую, / всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны / содеянием и благодатию монашескаго устава, // блаженнаго Феодосия.

Ин тропарь преподобному Феодосию, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереев богодухновенное удобрение, / Феодосие премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин кондак преподобному Феодосию, глас 8

Наследник отцев был еси, преподобне, / тех последуя житию и учению, / обычаю и воздержанию, / молитве же и предстоянию. / С нимиже, имея дерзновение ко Господу, / прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти: // радуйся, отче Феодосие.

Тропарь преподобным отцам Киево-Печерским, глас 4

Мысленное солнце и светлую луну, / первоначальных Печерских, / со всем собором преподобных днесь почтим, / тии бо, церковную твердь озаряюще, / просвещают во тьме страстей бедствующих, / и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех, // и душам нашим просят избавления.

Кондак преподобным отцам Киево-Печерским, глас 8

Избраннии от всех родов угодницы Божии, / святии преподобнии Печерстии, / на сих горах добродетельми просиявшии, / вас земля не потаила есть, / но Небо отверзеся вам и райское селение. / Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас, / в памяти вашей приносим; вы же, яко имущии дерзновение, / ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте, // яко заступницы наши и к Богу ходатаи.

Тропарь преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 4

Звезды мысленныя, / просиявшия на тверди Церковней, / иноков Российских основание, / песньми, людие, почтим, / радостныя похвалы сим воздающе, / радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым, // присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Ин тропарь преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 3

Двоицу начальных российских светил почтим, / Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго: / тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских, / осветиша отечествия нашего вся концы, / и путь к Небеси правый многим показаша, / и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша, // и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших.

Кондак преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 8

Двоицу великих отец и правило иноков светлое, / умныя зари, онебесившия Российскую Церковь , / кто по достоянию хвалами воспоет? Тии бо Престолу Божию предстоят. / Но яко имущии дерзновение к Святей Троице, / Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне, / молитеся о молебная вам приносящих // и любовию песньми вас ублажающих.

Ин кондак преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 2

Твердыя столпы благочестия, / недвижимая иноческих законоположений основания, и необоримыя стены Российския восхвалим: / Антониа, возлюбльшаго Бога, и Феодосиа, возлюбленнаго Богом: / труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия, // Един во святых прославляемый.

П реподобный Феодосий Печерский, основатель первого общежительного монастыря на Руси, родился в начале XI века в местечке Василеве (Василькове) близ Киева. В святом Крещении он был наречен Феодосием. Детские и отроческие годы будущего подвижника прошли в городе Курске, куда переселились его родители. Преподобный Феодосий с детства полюбил Церковь Божию и ежедневно ходил в храм. Он сторонился игр со сверстниками, предпочитая слушать Священное Писание. Отданный в обучение грамоте, он, к удивлению близких, очень быстро преуспел в учении. В 13-летнем возрасте отрок лишился отца и остался на попечении матери. С того времени он стал вместе со слугами исполнять различную тяжелую работу, одевался в простые, грубые одежды без каких-либо украшений, за что получал нарекания от матери.

Часто размышляя о спасении своей души, он решил совершить паломничество в Святую Землю и стал усердно молиться Богу об исполнении своего желания. В то время в Курск прибыли странники, которые держали путь в Иерусалим. Он просил их взять его с собой и тайно покинул дом матери. Однако она узнала, куда ушел сын, и вернула его домой. Разгневанная мать повелела подвергнуть Феодосия телесному наказанию, а затем заковать в цепи и посадить под замок. Через некоторое время, взяв с сына обещание не убегать из дома, мать вернула ему свободу. Преподобный Феодосий стал трудиться для пользы Церкви Христовой. Божественная Литургия порой не совершалась из-за отсутствия просфор. Святой Феодосий стал сам покупать пшеницу, своими руками молол ее и выпекал просфоры, которые относил в храм и раздавал нищим. Этому богоугодному делу святой юноша посвятил два года. Сверстники посмеивались над ним, но преподобный Феодосий терпеливо переносил насмешки.

Враг рода человеческого возбудил против благочестивого дела мать святого. Она стала запрещать ему выпекать просфоры и даже наказывала его. Тогда святой Феодосий ушел в другой город недалеко от Курска к знакомому пресвитеру и там продолжал свои труды. Мать разыскала сына и вновь силой вернула домой.

За смирение и кротость юного Феодосия полюбил правитель Курска. Он неоднократно одаривал его богатыми одеждами, но святой Феодосий каждый раз отдавал их нищим, а сам продолжал носить простое платье. Для духовной борьбы со страстями святой Феодосий стал носить на теле железный пояс. От него тело кровоточило под одеждой. Но святой Феодосий с терпением и радостью переносил эти страдания.

В родительском доме преподобный Феодосий прожил до двадцати трех лет. Затем он тайно оставил дом и отправился в Киев, чтобы там принять иночество. В то время в Киеве, в пещере, совершал иноческий подвиг преподобный Антоний (+1073; память 10 июля). Когда к святому Антонию пришел юноша Феодосий, он, провидя в нем великого подвижника, с радостью принял его. В 1032 году по благословению преподобного Антония, преподобный Никон (+1088; память 23 марта)-ученик и сподвижник аввы Антония постриг святого Феодосия в ангельский образ с тем же именем. Святой Феодосий с усердием начал исполнять монашеские подвиги под руководством преподобного Антония. Ночи он проводил в славословии Бога, днем неленостно занимался рукоделием. Воздержанием и постом святой подвижник смирял душу, бдением и трудом смирял тело.

Через четыре года преподобного Феодосия отыскала мать. Она пришла в Киев и стала уговаривать сына вернуться домой, обещая не запрещать ему жить, как он хочет. Преподобный Феодосий, напротив, стал просить ее остаться в Киеве и принять монашеский постриг в одном из женских монастырей. По его усердным молитвам Господь смягчил сердце матери, и она постриглась в Киевском Никольском монастыре, где и скончалась в мире по прошествии многих лет. В 1054 году преподобный Феодосии был рукоположен в сан иеромонаха. Он ежедневно совершал Божественную Литургию и был для братии примером кротости, благоговейного служения Богу и трудолюбия. Нередко преподобный Феодосий выполнял работы за других иноков. В храм он приходил первым и уходил последним, молился с большим вниманием. Иногда в жаркую погоду он выходил из пещеры и, обнажив тело до пояса, занимался рукоделием и пел псалмы, несмотря на укусы комаров и оводов.

В 1057 году, после отшествия в другой монастырь игумена обители преподобного Варлаама (+1065; память 19 ноября), преподобный Антоний по просьбе братии поставил игуменом преподобного Феодосия. Став игуменом, святой Феодосий оставался образцом кротости и смирения. Он первым начинал всякое дело и старался всем быть слугой. Со времени его игуменства число братии увеличилось от 12 до 100 человек, так что в пещерных келлиях не все могли поместиться. По благословению преподобного Антония, святой игумен испросил у князя Изяслава близлежащую гору и в скором времени там был поставлен большой деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и сооружены келлии. Братия переселились на новое место. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь, оплот монашества и Православия на Русской земле.

В Печерской обители впервые на Руси был введен Устав Студийского монастыря. Преподобный Феодосий специально посылал инока в Константинополь в Студийский монастырь, чтобы переписать текст Устава обители и изучить образ жизни ее иноков.

Заботясь о духовном возрастании вверенной ему паствы, святой игумен ночами обходил келлии братии и, если находил собравшихся для праздных бесед иноков, стуком в дверь возвещал о своем присутствии. Утром же не обличал их, но косвенным образом старался наставить и возбудить в них покаяние. Если же кто не каялся, на того преподобный налагал епитимию. Таким образом преподобный учил братию молиться и не быть праздными.

Святой Феодосий строго пресекал самовольство иноков, все в монастыре делалось по благословению старших. Святой игумен запрещал монахам иметь лишнюю одежду, обходил келлии и все лишнее, не положенное по уставу, распоряжался убрать, воспитывая у братии нестяжательность.

Преподобный Феодосий был очень милосерд. Если случалось, что ослабевший духом инок уходил из монастыря, он со слезами молился о нем Богу, пока тот не возвращался. Для нищих и больных преподобный построил близ монастыря дом с храмом во имя первомученика архидиакона Стефана. Все необходимое для них отпускалось из монастыря. На это употреблялась десятая часть монастырских доходов. Кроме того, преподобный каждую субботу посылал воз хлеба заключенным в темницах. По молитвам святого братия никогда не испытывали в чем-либо нужды. Монастырские запасы часто пополнялись чудесным образом.

Слава о богоугодном житии преподобного Феодосия распространилась по всей Руси. Многие стали приходить к нему за наставлениями. Особенно почитал святого Киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. Видя такую честь, преподобный старался еще более смирять себя трудом. Святой игумен сам работал в пекарне, носил воду, рубил дрова. Одежда преподобного была бедной, под ней он носил грубую власяницу.

Известен такой случай из жизни смиренного подвижника. Однажды, возвращаясь от князя Изяслава, святой ехал на колеснице. Возница, видя его убогое одеяние, подумал, что это простой монах, и велел ему сесть вместо себя и управлять колесницей. Когда же он узнал, кто был ехавший с ним монах, то очень испугался наказания. Но святой Феодосий накормил его в монастырской трапезной и отпустил с миром.

Ежегодно на время Великого поста преподобный Феодосий переселялся в пещеру (где позднее был погребен) и там находился в безмолвии до Недели Ваий. В пещере преподобного искушали злые духи, иногда они даже наносили ему раны, несколько дней подряд не давали заснуть. С помощью благодати Божией преподобный победил бесов, и они стали бояться даже приблизиться к нему.

Преподобный Феодосий тайно от братии ходил к жившим в Киеве евреям и мужественно проповедовал среди них Евангелие Христово.

Со временем число братии обители так возросло, что в Печерском монастыре стало тесно. По молитве преподобного Феодосия Господь открыл место построения нового храма на соседнем с монастырем холме. Новый каменный храм был заложен в 1073 году, еще при жизни преподобного Феодосия, а закончено строительство храма и монастыря преемниками святого: игуменом Стефаном (1074-1078), Никоном (1078-1088) и Иоанном (избран в игумены в 1088 или 1089 году).

Преподобный Феодосий за несколько дней предсказал братии свою кончину. Он собрал иноков монастыря и в последний раз обратился к ним с наставлением. Со слезами святой Феодосий говорил об усердном посещении храма, о страхе Божием, о любви и послушании. Он благословил быть игуменом уставщика Стефана. Три дня святой был в сильном расслаблении. 3 мая 1074 года, в субботу, он мирно скончался на восходе солнца во время усердной молитвы к Богу.

Тело преподобного Феодосия было погребено в пещере, где он обычно молился. В 1091 году святые мощи были перенесены в Успенский храм и положены в притворе с правой стороны. Во время монголо-татарского нашествия они были скрыты под спудом у западных дверей того же храма. На Церковном Соборе 1108 года, при Митрополите Киевском Никифоре (1104-1121), преподобный Феодосий был причислен к лику святых. С того времени начали повсеместно чтить день преставления святого (3 мая) и день перенесения его честных мощей (14 августа).

До нашего времени сохранилось несколько творений преподобного Феодосия: шесть поучений и два послания, а также молитва о всех христианах. В своих поучениях преподобный Феодосий писал о монашеских обетах и обязанностях; особенно подробно он останавливается на обете нестяжания. В поучениях для народа он решительно восставал против различных языческих обычаев, которые в то время еще бытовали на Руси. Особенно сильно преподобный Феодосий вооружался против порочного греха пьянства.

Первое житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем (+1114; память 27 октября), учеником святого. В Иконописном подлиннике сказано: «Преподобный отец наш Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, начальник в Российской земле монашескаго общаго жития, подобием сед, власы просты, брада подоле Власиевы, на конце повилась мало косматками маленькими тонкими на двое, ризы преподобнические, багряные, темные, испод вохряная, схима на плечах, в руках свиток, а в нем написано: «Се обещаю вам, братие и отцы, яко аще и телом отхожду от вас, но духом всегда буду с вами».

Среди многочисленных святых Русской православной церкви особое место занимает преподобный Феодосий Печерский, икона которого открывает эту статью. Родившись вскоре после воцарения на Руси христианства, он стал одним из основателей отечественного монашества, указавшим путь к духовным высотам многим последующим поколениям иноков. Его память отмечается четырежды в год: 3 мая, 14 августа, 28 августа и 2 сентября.

Рождение и ранние годы праведника

Житие преподобного Феодосия Печерского повествует о том, что на свет он появился в 1008 году, в семье ратного человека из дружины Великого князя Владимира Святого. Начало его жизни прошло в селе Васильеве недалеко от Киева, но затем, когда отец получил перевод в Курск, вместе с ним туда отправилась и его семья.

От самого рождения Господь предназначил отрока к иноческому подвигу, поселив в нём любовь к церковной службе и ношению вериг, которые Феодосий ещё ребёнком постоянно носил вопреки желанию своей матери. Не чувствуя в себе тяги к играм и забавам своих сверстников, будущий подвижник все дни проводил в церкви и упросил родителей отдать его учиться грамоте к местному священнику.

Юный служитель Бога

Достигнув в короткий срок поразительных успехов, отрок поражал окружающих не только количеством прочитанных им священных книг, но и удивительно мудрым их толкованием, что выдавало в нём незаурядный ум и способности. Его религиозность приняла ещё более глубокие формы после того, как в четырнадцатилетнем возрасте Господь призвал в Свои Небесные Обители его отца, и юноша остался один под надзором матери - женщины, обладавшей строгим и властным характером.

Несмотря на свою горячую любовь к сыну, она не могла постичь глубинных стремлений его души, и к столь ранним проявлениям крайней религиозности относилась с недоверием. Желая Феодосию счастья, она вкладывала в это понятие лишь простой житейский смысл, суть которого сводилась к преуспеванию и благополучию в этом мире. Однако для юноши оно состояло в служении Богу.

Два побега из дома

Житие Феодосия Печерского содержит в себе любопытный эпизод из его юных лет. В нём рассказывается, как однажды Господь привёл на двор его матери группу странников, совершавших паломничество по святым местам. Поражённый их рассказами о монастырях и подвизающихся в них иноках, юноша, желая видеть всё своими глазами, тайно покинул дом и последовал за ними. Однако беглец вскоре был настигнут матерью, обнаружившей его отсутствие и пустившейся в погоню. За проявленное самовольство Феодосий был бит ею и на несколько дней заперт в избе.

Крутой перелом в жизни будущего подвижника наступил, когда в возрасте двадцати четырёх лет он окончательно решил покинуть родной дом и искать обитель, где бы его согласились принять послушником. Ещё с ранних лет Феодосий Печерский запомнил слова Иисуса Христа, говорившего о том, что любящий отца или мать больше, чем Его, недостоин Его. Это дало ему силы вторично решиться на побег. Улучив момент, когда матери не было дома, молодой человек, взяв в руки посох и запасшись краюхой хлеба, отправился в Киев.

Благословение Антония Печерского

Путь предстоял неблизкий, да и дорога была незнакома, но Господь послал ему попутный обоз, с помощью которого молодой странник добрался до Матери городов русских. Однако его надежды встретить радушный приём в какой-либо из её обителей оказались тщетны. К кому бы из настоятелей он ни обращался, везде встречал отказ. Одним не нравились лохмотья, в которые был одет Феодосий, других смущал его слишком молодой возраст.

Но не дал Господь поселиться отчаянию в сердце Своего смиренного раба и направил его стопы на берег Днепра, туда, где в земляной пещере подвизался в те годы великий праведник и подвижник, основатель Киево-Печерского монастыря старец Антоний (фото его иконы можно увидеть ниже). Наделённый даром прозорливости, он сумел разглядеть в бедно одетом молодом человеке истинный сосуд Духа Святого и благословил его на иноческий подвиг.

Подвиг пещерного отшельничества

Житие Феодосия Печерского, сообщая о принятии им монашеского пострига, указывает, что этот обряд был совершён над ним по повелению преподобного Антония в 1032 году настоятелем Киево-Печерского монастыря Никоном. С этого времени началось его приобщение к иноческой жизни, наполненной непрестанными молитвами и ночными бдениями, во глубине мрачных безмолвных пещер, освещаемых лишь тусклым мерцанием лампады.

По прошествии четырёх лет возле пещеры, в которой обретался Феодосий Печерский, неожиданно появилась его мать, которая все эти годы искала его и, наконец, нашла, ведомая голосом своего сердца. Однако, несмотря на искреннюю сыновью любовь, молодой пещерник поначалу отказался выйти к ней, говоря, что отныне у него, монаха, нет никого родных, кроме Господа Бога.

Лишь увещевания преподобного Антония, убедившего его в уместности такой встречи, заставили Феодосия покинуть на время своё убежище и выйти к матери. Увидев сына, несчастная женщина в слезах уговаривала его одуматься и вернуться домой, но он был непреклонен, и не только не поддался минутному соблазну, но после долгой беседы сумел уговорить мать саму отказавшись от мира, вступить на путь служения Богу. Когда же она, вняв его словам, затворилась в женской обители святителя Николая, Феодосий, пав на колени, благодарил Создателя за явленную Им милость.

Во главе Киево-Печерского монастыря

Суровая, наполненная непрестанными подвигами жизнь, которую вёл Феодосий Печерский, снискала ему глубочайшее почитание всей братии. Через несколько лет, проведённых в пещерном уединении, он был рукоположен в сан священника (иеромонаха), а ещё через некоторое время стал игуменом Киево-Печерского монастыря, основанного его духовным наставником и учителем, преподобным Антонием. Под его руководством жизнь в обители была поднята на ещё большую духовную высоту.

Возложив на себя ещё большие тяготы иноческого подвига, святой Феодосий Печерский ввёл в монастыре устав общежительной Студийской обители, основанной в V веке в Константинополе и отличавшейся необычайно строгими правилами. Основным её отличием являлся отказ монахов от личной собственности и полное обобществление имущества. Именно такой принцип, определивший всё дальнейшее направление развития иночества в России, и взял за основу святой Феодосий Печерский.

Невзирая на лица и звания

Строгость правил, установленных новым настоятелем, в равной степени распространялась как на насельников обители, так и на её посетителей, независимо от чинов и званий. Известен, например, случай, когда князь Киевский Изяслав Ярославович, приехав в обитель в неурочный час, был вынужден дожидаться у её ворот, пока наступит время впуска паломников. Гордый и заносчивый в повседневной жизни, он тем не менее смирил себя и покорно стоял среди прочих богомольцев.

Ярким свидетельством того, как мудро игумен умел строить отношения с людьми, является само житие Феодосия Печерского. Анализ его показывает, что, общаясь с представителями самых различных социальных слоёв, он всегда безошибочно находил нужный тон, руководствуясь Божьей заповедью о любви к ближнему, которая всегда встречала отклик в сердцах окружающих. И тому можно привести множество примеров.

Игумен с вожжами в руках

В связи с этим приходит на память эпизод, связанный с его посещением Киевского князя Изяслава, о котором уже упоминалось выше. Радушно принятый во дворце правител Феодосий Печерский, возвращаясь пешком в обитель и изрядно устав дорогой, попросился в телегу к мужику, ехавшему в том же направлении. Тот согласился, но, не ведая, что перед ним настоятель знаменитого монастыря, принимаемый и почитаемый самим князем, начал похваляться тем, что он труженик, в поте лица зарабатывающий хлеб, а его пассажир - попросту монах-бездельник.

В ответ на это, исполнившись истинно христианского смирения, Феодосий вызвался сам управлять лошадью, а мужику предложил всю дорогу спокойно отдыхать в телеге. Каково же было изумление этого простолюдина, увидевшего, как встречные вельможи останавливались и низко кланялись его добровольному вознице. Приехав в монастырь и выяснив в чём дело, мужик страшно испугался, но преподобный лишь с отеческой любовью благословил своего недавнего хулителя и велел накормить обедом, сделав его, таким образом, своим искренним почитателем.

Князь - узурпатор власти

Известно, что многие князья весьма высоко ценили духовную беседу с преподобным Феодосием и никогда не впадали в гнев за обличением их неправедных поступков, позволяя ему открыто высказывать своё мнение. Например, после того как Всеволод и Святослав Ярославовичи изгнали из Киева своего старшего брата Изяслава - законного наследника княжеского престола, Феодосий открыто обличал их в вероломстве и отказался поминать на молитве. Лишь спустя некоторое время ввиду ходатайства братии монастыря он изменил своё решение. Захвативший же власть в Киеве Святослав покаялся и сделал немалые вклады в церковную казну.

Кончина и последующая канонизация

Предвидя скорую кончину, святой Феодосий призвал всю монастырскую братию и, помолившись с ними, благословил на дальнейшие труды во спасение своих душ. Отдав несколько последних распоряжений, он мирно отошёл ко Господу 3 мая 1074 года. Его тело было погребено в пещере, ископанной им когда-то на берегу Днепра, где почивший праведник начинал своё служение Богу, благословляемый духовным наставником - преподобным Антонием.

Через пятнадцать лет после этого, желая перенести прах своего настоятеля в усыпальницу основанной им церкви Успения Пресвятой Богородицы и вскрыв для этого могилу, братия обнаружили его мощи нетленными. Это событие, а также чудеса Феодосия Печерского, явленные на месте его погребения, такие как исцеление недужных, дарование обильного чадородия, избавление от напастей и т. д., послужили поводом для его канонизации, совершившейся в 1108 году. Его первое житие было составлено незадолго до этого монахом Киево-Печерского монастыря - прославленным летописцем Нестором.

Следует заметить попутно, что и сегодня существует немало свидетельств о чудесах по молитвам ко святому, вознесённых вблизи мест его прежнего подвижничества. В связи с этим можно упомянуть многие записи, сделанные в книгах Киево-Печерской лавры. В них приводятся факты исцелений даже самых безнадёжных больных и обретения семейного счастья теми, кто потерял в этом последнюю надежду.

Литературные труды преподобного Феодосия Печерского

В качестве литературного наследия Феодосию Печерскому приписывается около двадцати различных произведений, но научно доказано его авторство лишь половины из них. В число творений, бесспорно принадлежащих его перу, вошли восемь наставлений духовного содержания, послание князю Киевскому Изяславу, а также молитва, которую составил Феодосий Печерский.

Поучения преподобного являются своего рода завещанием всем будущим поколениям православных иноков. В них он призывает вставших на путь служения Богу не поддаваться искушениям плоти и уклоняться от бесовских помышлений, вселяемых врагом рода человеческого в сердца иноков. Кроме того, во многих своих обращениях он призывает монахов сторониться лености, также насылаемой бесом и являющейся причиной большинства пороков.

Указывает он и на истинную причину раздоров и брани, возникающих порой между ними. В качестве их постоянного виновника святой указывает, опять же, на дьявола - извечного врага добра и любви. Поэтому каждый дурной помысел в отношении ближнего Феодосий учит рассматривать как очередное вражье наущение. В качестве одного из наиболее действенных средств в борьбе с лукавым он предлагает исповедь и покаяние, принесённое со всей искренностью и прямотой.

Память о преподобном Феодосии Печерском

На протяжении девяти столетий, минувших со дня смерти преподобного Феодосия, он является одним из наиболее почитаемых русских святых, житие которого относится к числу самых читаемых религиозных произведений. В его честь слагались акафисты и воздвигались храмы. Сегодня на территории Российской Федерации наиболее известным является храм Феодосия Печерского, находящийся в Крыму в селе Охотниково. Всего же их насчитывается тринадцать, часть которых находится в собственности монастырей. В самом Киеве церковь во имя этого святого была возведена на месте, где, по преданию, находилась его пещера.

Реабилитационный центр имени Феодосия Печерского

Кроме этого, в городе Курске уже много лет действует медико-социальный реабилитационный центр Феодосия Печерского. В нём осуществляется всесторонняя медицинская и психологическая помощь инвалидам, в том числе и детям. Расположенный в живописном месте, называемом Урочище Солянка, центр приобрёл заслуженную славу благодаря высокому профессиональному уровню медперсонала и качеству обслуживания больных.

Препп.Антоний и Феодосий Печерские. икона XVII в. Черниговщина.
Преподобный Феодосий Печерский, основатель первого общежительного монастыря на Руси, родился в начале XI века в местечке Василеве (Василькове) близ Киева. В святом Крещении он был наречен Феодосием. Детские и отроческие годы будущего подвижника прошли в городе Курске, куда переселились его родители. Преподобный Феодосий с детства полюбил Церковь Божию и ежедневно ходил в храм. Он сторонился игр со сверстниками, предпочитая слушать Священное Писание. Отданный в обучение грамоте, он, к удивлению близких, очень быстро преуспел в учении. В 13-летнем возрасте отрок лишился отца и остался на попечении матери. С того времени он стал вместе со слугами исполнять различную тяжелую работу, одевался в простые, грубые одежды без каких-либо украшений, за что получал нарекания от матери.
Часто размышляя о спасении своей души, решил совершить паломничество в Святую Землю и стал усердно молиться Богу об исполнении своего желания. В то время в Курск прибыли странники, которые держали путь в Иерусалим. Он просил их взять его с собой и тайно покинул дом матери. Однако она узнала, куда ушел сын и вернула его домой. Разгневанная мать повелела подвергнуть Феодосия телесному наказанию, а затем заковать в цепи и посадить под замок. Через некоторое время, взяв с сына обещание не убегать из дома, мать вернула ему свободу. Преподобный Феодосий стал трудиться для пользы Церкви Христовой. Божественная литургия порой не совершалась из-за отсутствия просфор. Святой Феодосий стал сам покупать пшеницу, своими руками молол ее и выпекал просфоры, которые относил в храм и раздавал нищим. Этому богоугодному делу святой юноша посвятил два года. Сверстники посмеивались над ним, но преподобный Феодосий терпеливо переносил насмешки.
Враг рода человеческого возбудил против благочестивого дела мать святого. Она стала запрещать ему выпекать просфоры и даже наказывала его. Тогда святой Феодосий ушел в другой город недалеко от Курска к знакомому пресвитеру и там продолжал свои труды. Мать разыскала сына и вновь силой вернула домой.
За смирение и кротость юного Феодосия полюбил правитель Курска. Он неоднократно одаривал его богатыми одеждами, но святой Феодосии каждый раз отдавал их нищим, а сам продолжал носить простое платье. Для духовной борьбы со страстями святой Феодосии стал носить на теле железный пояс. От него тело кровоточило под одеждой. Но святой Феодосий с терпением и радостью переносил эти страдания.
В родительском доме преподобный Феодосий прожил до двадцати трех лет. Затем он тайно оставил дом и отправился в Киев, чтобы там принять иночество. В то время в Киеве, в пещере, совершал иноческий подвиг преподобный Антоний (+ 1073; память 10 июля). Когда к святому Антонию пришел юноша Феодосий, он, провидя в нем великого подвижника, с радостью принял его. В 1032 году по благословению преподобного Антония, преподобный Никон (11088; память 23 марта) - ученик и сподвижник аввы Антония постриг святого Феодосия в ангельский образ с тем же именем в 1032 году. Святой Феодосий с усердием начал исполнять монашеские подвиги под руководством преподобного Антония. Ночи он проводил в славословии Бога, днем неленостно занимался рукоделием. Воздержанием и постом святой подвижник смирял душу, бдением и трудом смирял тело.
Прп.Феодосий, игумен Печерский.
Преп.Феодосий Печерский. Икона из Троицкой надвратной церкви. Киево-Печерская Лавра. XVIII в.
Через четыре года преподобного Феодосия отыскала мать. Она пришла в Киев и стала уговаривать сына вернуться домой, обещая не запрещать ему жить, как он хочет. Преподобный Феодосий, напротив, стал просить ее остаться в Киеве и принять монашеский постриг в одном из женских монастырей. По его усердным молитвам Господь смягчил сердце матери, и она постриглась в Киевском Никольском монастыре, где и скончалась в мире по прошествии многих лет. В 1054 году преподобный
Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха. Он ежедневно совершал Божественную литургию и был для братии примером кротости, благоговейного служения Богу и трудолюбия. Нередко преподобный Феодосии выполнял работы за других иноков. В храм он приходил первым и уходил последним, молился с большим вниманием. Иногда в жаркую погоду он выходил из пещеры и, обнажив тело до пояса, занимался рукоделием и пел псалмы, несмотря на укусы комаров и оводов.
В 1057 году, после отшествия в другой монастырь игумена обители преподобного Варлаама (+ 1065; память 19 ноября), преподобный Антоний по просьбе братии поставил игуменом преподобного Феодосия. Став игуменом, святой Феодосий оставался образцом кротости и смирения. Он первым начинал всякое дело и старался всем быть слугой. Со времени его игуменства число братии увеличилось от 12 до 100 человек, так что в пещерных келлиях не все могли поместиться. По благословению преподобного Антония, святой игумен испросил у князя Изяслава близлежащую гору и в скором времени там был поставлен большой деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и сооружены келлии. Братия переселились на новое место. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь, оплот монашества и Православия на Русской земле.
В Печерской обители впервые на Руси был введен Устав Студийского монастыря. Преподобный Феодосий специально посылал инока в Константинополь, в Студийский монастырь, чтобы переписать текст Устава обители и изучить образ жизни ее иноков.
Заботясь о духовном возрастании вверенной ему паствы, святой игумен ночами обходил келлии братии и, если находил собравшихся для праздных бесед иноков, стуком в дверь возвещал о своем присутствии. Утром же не обличал их, но косвенным образом старался наставить и возбудить в них покаяние. Если же кто не каялся, на того преподобный налагал епитимию. Таким образом преподобный учил братию молиться и не быть праздными.
Святой Феодосии строго пресекал самовольство иноков, все в монастыре делалось по благословению старших. Святой игумен запрещал монахам иметь лишнюю одежду, обходил келлии и все лишнее, не положенное по уставу, распоряжался убрать, воспитывая у братии нестяжательность.
Преподобный Феодосий был очень милосерд. Если случалось, что ослабевший духом инок уходил из монастыря, он со слезами молился о нем Богу, пока тот не возвращался. Для нищих и больных преподобный построил близ монастыря дом с храмом во имя первомученика архидиакона Стефана. Все необходимое для них отпускалось из монастыря. На это употреблялась десятая часть монастырских доходов. Кроме того, преподобный каждую субботу посылал воз хлеба заключенным в темницах. По молитвам святого братия никогда не испытывали в чем-либо нужды. Монастырские запасы часто пополнялись чудесным образом.
Св.прп.Феодосий Печерский. Икона иконостаса пещерной церкви Киево-Печерской Лавры.
Слава о богоугодном житии преподобного Феодосия распространилась по всей Руси. Многие стали приходить к нему за наставлениями. Особенно почитал святого Киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. Видя такую честь, преподобный старался еще более смирять себя трудом. Святой игумен сам работал в пекарне, носил воду, рубил дрова. Одежда преподобного была бедной, под ней он носил грубую власяницу.
Известен такой случай из жизни смиренного подвижника. Однажды, возвращаясь от князя Изяслава, святой ехал на колеснице. Возница, видя его убогое одеяние, подумал, что это простой монах, и велел ему сесть вместо себя и управлять колесницей. Когда же он узнал, кто был ехавший с ним монах, то очень испугался наказания. Но святой Феодосий накормил его в монастырской трапезной и отпустил с миром.
Ежегодно на время Великого поста преподобный Феодосий переселялся в пещеру (где позднее был погребен) и там находился в безмолвии до Недели ваий. В пещере преподобного искушали алые духи, иногда они даже наносили ему раны, по несколько дней не давали заснуть. С помощью благодати Божией преподобный победил бесов, и они стали бояться даже приблизиться к нему. Преподобный Феодосий тайно от братии ходил к жившим в Киеве евреям и мужественно проповедовал среди них Евангелие Христово.
Со временем число братии обители так возросло, что в Печерском монастыре стало тесно. По молитве преподобного Феодосия Господь открыл место построения нового храма на соседнем с монастырем холме. Новый каменный храм был заложен в 1073 году, еще при жизни преподобного Феодосия, а закончено строительство храма и монастыря преемниками святого: игуменом Стефаном (1074-1078), Никоном (1078-1088) и Иоанном (избран в игумены в 1088 или 1089 году).
Преподобный Феодосий за несколько дней предсказал братии свою кончину. Он собрал иноков монастыря и в последний раз обратился к ним с наставлением. Со слезами святой Феодосий говорил об усердном посещении храма, о страхе Божием, о любви и послушании. Он благословил быть игуменом уставщика Стефана. Три дня святой был в сильном расслаблении. 3 мая 1074 года, в субботу, он мирно скончался на восходе солнца во время усердной молитвы к Богу.
Тело преподобного Феодосия было погребено в пещере, где он обычно молился. В 1091 году святые мощи были перенесены в Успенский храм и положены в притворе с правой стороны. Во время монголо-татарского нашествия они были скрыты под спудом у западных дверей того же храма. На Церковном Соборе 1108 года, при Митрополите Киевском Никифоре (1104-1121), преподобный Феодосий был причислен к лику святых. С того времени начали повсеместно чтить день преставления святого (3 мая) и день перенесения его честных мощей (14 августа).
Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием. Икона 1288 г.
До нашего времени сохранилось несколько творений преподобного Феодосия: шесть поучений и два послания, а также молитва о всех христианах. В своих поучениях преподобный Феодосий писал о монашеских обетах и обязанностях; особенно подробно он останавливается на обете нестяжания. В поучениях для народа он решительно восставал против различных языческих обычаев, которые в то время еще бытовали на Руси. Особенно сильно преподобный Феодосий вооружался против порочного греха пьянства.
Первое житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем (+ 1114; память 27 октября), учеником святого. В Иконописном подлиннике сказано: «Преподобный отец наш Феодосии, игумен Киево-Печерского монастыря, начальник в Российской земле монашеского общаго жития, подобием сед, власы просты, брада подоле Власиевы, на конце повилась мало косматками маленькими тонкими на двое, ризы преподобнические, багряные, темные, испод вохряная, схима на плечах, в руках свиток, а в нем написано: «Се обещаю вам, братие и отцы, яко аще и телом отхожду от вас, но духом всегда буду с вами».
Преп. Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе - о терпении и любви, третье - о терпении и милостыне, четвертое - о смирении, пятое - о хождении к церкви и о молитве), одно к келарю, четыре так назыв. отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу «о казнях Божиих» и «тропарных чашах», два послания к вел. князю Изяславу [«о вере крестьянской и о латыньской» и «заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу»] и две молитвы (одна - «за вся христианы», другая - написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так назыв. разрешительная молитва).
Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор Летописец, ни печерский Патерик, занимавшиеся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных.
Два поучения прп. Феодосия обращены ко всему народу: одно «о казнях Божиих» за грехи, замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства.
Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пяток решается согласно с Студийском уставом; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках.
В историческом отношении поучения прп. Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так напр., новейшие научные исследования считают два поучения - «о казнях Божиих» и «о тропарных чашах» - не принадлежащими прп. Феодосию.

Тропарь, глас 8:

Возвысився на добродетель, / измлада возлюбив монашеское житие,/ к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру / и, украсив житие твое пощением и светлостию, / в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, / в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

(Минея май. Часть 1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002; Древо. Открытая Православная Энциклопедия).

Феодосий Печерский (ок. 1036 - 1074), игумен, преподобный, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества на Руси

Память - 3 мая, 14 августа (перенесение мощей), 2 сентября, в Соборах всех прпп. отцов Киево-Печерских, прпп. отцев Дальних Пещер, а также Киевских и Курских святых.

* * *

Для увеличения - нажмите на изображение


Сайда Афонина. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские

С реди пращуров, прославивших край наш Курский, Феодосий Печерский занимает самое почетное место.

Феодосий Печерский был вторым святым, торжественно канонизованным русской церковью, и первым ея преподобным. Подобно тому, как Борис и Глеб упредили в земном прославлении св. Ольгу и Владимира, св. Феодосии был канонизован ранее Антония, своего учителя и первого основателя Киево -Печерского монастыря.

Под влиянием подвижника Антония Феодосий Печерский стал основателем монашества на Руси.

На заре XI века (точно не установлено) в городе Васильеве, что неподалеку от Киева, в семье судьи появился младенец.

Священник дал ему имя Феодосий и предсказал, что новорожденный посвятит себя Богу.

И действительно, мальчик сильно отличался от ровесников, и это замечали многие в Курске, где вскорости после рождения Феодосия по велению князя поселилась семья. Стороной обходил Феодосий резвую детвору, одежду предпочитал неброскую, даже заплатанную, проявлял повышенный интерес к церкви.

Обеспокоенные родители уговаривали Феодосия отдаться детским забавам, одеться поприличнее, но мальчик не реагировал на эти уговоры и только просил обучить его божественной грамоте. Когда же, наконец, воля его была исполнена, Феодосий с жадностью пристрастился к религиозной литературе. Обнаружил к учебе блестящие способности, однако не кичился этим, сохраняя подчеркнутую покорность и послушание как в отношениях с учителем, так и в общении с соучениками.

Едва минуло Феодосию 13 лет, умер отец, и в доме еще энергичнее стала господствовать мать. Рано овдовев, она жила вольно, однако это не мешало ей "деражать в руках большую торговлю". Дом был - полная чаша, один из самых богатых в Курске. Верхний этаж занимала семья, внизу поварня, во дворе склады, мастерские, жилые избы, и все - за высоким бревенчатым забором с колючим гребнем из железных шипов. Семейное достояние умножалось.

Была мать тяжела на руку к рабам своим, не щадила и сына. Когда Феодосий уходил на работу в поле, мать считала это оскорблением ее чести и не подзатыльники ему отпускала, как Другие родители, наставляя детей, а избивала, порой жестоко, как и покорных ей взрослых людей.

Восхищенный земной жизнью Иисуса Христа, Феодосий мечтал совершить паломничество. Когда в городе появились однажды странники, попросил их взять его в попутчики, чтобы посетить места, связанные с жизнью Иисуса Христа.

Тайный уход юноши из дома был замечен, и мать, взяв с собой лишь младшего сына, отправилась в погоню за паломниками.

Немалый проделала она путь, прежде чем догнала блаженного Феодосия, "и схватила, и в гневе вцепилась ему в волосы, и, повалив его на землю, стала пинать ногами, и осыпала упреками странников, а затем вернулась домой, ведя Феодосия, связанного, точно разбойника. И была она в таком гневе, что и придя домой, била его, пока не изнемогла".

Феодосий был привязан и оставлен в уединении взаперти. Покормила и освободила его мать только через два дня, предварительно надолго усмирив ноги сына тыжелыми оковами, чтобы снова не сбежал из дому.

Любила она сына тяжелой любовью. Феодосий принимал ее как кару, только укрепляясь волей и мыслями о подвижничестве во имя Господа.

Когда же милосердие все-таки победило, оковы были сняты, а сыну разрешено "делать что захочет". И отрок снова зачастил в церковь. Как-то заметил, что литургии часто не бывает из-за отсутствия просфор. Очень печалился по этому поводу, пока не решил взяться за изготовление просфор для всех желающих. Лет с десяток ушло на это, но каждый день Феодосию "было внове это чудо - что из бледного теста, сыро пахнущего, сила огня и креста сотворит плоть Божию, спасение человеков".

Со светлой радостью покупали просфоры верующие ("Это уж Бог так пожелал, чтобы чистые просфоры приносились в церковь Божию от рук безгрешного и непорочного отрока").

На вырученные деньги Феодосий покупал зерно, сам молол и снова пек просфоры. Прибыль щедо раздавал нищим, будучи во многом сам на них похожим. По этому поводу и в связи с необычным занятием своим наслушался юноша множество обидных слов, какие обрушивали на него ровесники. Но знали бы добры молодцы куряне, над кем насмехаются - над человеком, кому суждено было войти в круг передовых просветителей и современного ему общества и грядущих поколений.

Мать все настойчивее отлучала Феодосия от необычного для юноши занятия, но Феодосии рассуждал иначе: "Иисус Христос дал ученикам своим хлеб со словами "Возьмите и ешьте, это тело мое, преломленное за вас и за многих других, чтобы очистились вы от всех грехов". Если уж сам Господь наш хлеб назвал плотью своею, то как же не радоваться мне, что сподобил он меня приобщаться к плоти своей". Мать же настаивала на своем:

Брось! Ну что за дело просфоры печь! И подкрепляла свое требование побоями. Однажды отчаявшийся юноша глухой ночью снова покинул родительский дом.

Приютил его священник в одном из близких к Курску городов. Видно, прозорливый был человек, коль внимательно отнесся к интересам юноши.

Феодосию позволили пребывать в церкви постоянно. Очарованные им, не раз дарили дорогие одежды, но юноша раздавал их нищим, а сам под ветхим одеянием стал носить изготовленный кузнецом железный пояс. Вгрызаясь в тело, пояс ежеминутно напоминал о смирении и подвижничестве. И укреплялась юношеская вера, и ободрялось и просветлялось сознание. Во имя любви к Богу Феодосий был готов к любым испытаниям.

На память читал он Евангелие: "Если кто не оставит отца и мать и не последует за Мной, то он меня недостоин... Придите ко мне все страждующие и обремененные, и я успокою вас. Возложите бремя мое на себя, и научитесь у меня кроткости и смирению, и обретете покой душам вашим..." И воспылал рвением и любовью к Богу, мечтая уйти в монастырь, в самый Киев.

Когда такой случай представился, три недели был Феодосии в пути. Добравшись до желанного Киева, обошел все монастыри, упрашивая принять его, пока не услышал о блаженном Антонии, живущем в пещере.

Антоний, прозорливо предчувствуя, что у юноши большое будущее, разрешил Феодосию остаться с ним.

Феодосий всецело отдался служению Богу, молился и постился неистово, как и бывшие рядом с ним преподобный Антоний и великий Никон. Затем были пострижены в монахи по их великой просьбе первый из княжеских бояр Иоанн, в монашестве Варлаам, и управляющий княжеским домом, нареченный в монашестве Ефремом. Узнав об этом, князь Изяслав страшно разгневался, но Никон пояснил: "По благодати Божьей я постриг их, по велению небесного Царя и Иисуса Христа, призвавшего их на такой подвиг".

Жизнь в пещере. Ржаной хлеб и вода. По субботам - чечевица или же одни только вареные овощи.

Постепенно число монахов увеличивалось. Одни обувь плели, чтобы в городе на вырученные за нее деньги зерна купить, другие огородом занимались. В церковь сходились дружно, отпевали положенные часы и совершали службу. И снова, поев немного хлеба, возвращались каждый к своей работе.

Феодосий Печерский всех превосходил смирением и послушанием. Был он ладно скроен и крепко сшит и взваливал на свои плечи самую тяжелую работу. Носил из леса дрова. Ночами бодрствовал, славя в молитвах Бога. Иной раз замечали, как ночью обнажал он свое тело до пояса, прядя шерсть для плетения обуви и распевая Давидовы псалмы. Оводы и комары нещадно кусали тело его, насыщаясь кровью. Изведав пытку эту, Феодосии раньше всех приходил к заутрене. Неуклонно возрастал его авторитет, и однажды монахи дружно "возвестили преподобному Антонию", что они "поставили себе игуменом" блаженного Феодосия, "ибо он и жизнь монастырскую уставил по чину, и божественные заповеди знал как никто другой". Произошло это в 1057 году. Хотя и стал Феодосии старшим над всеми, но не изменил своего обычного смирения, помнил о словах Господних, вещающих: "Если кто из вас хочет быть наставником другим, то пусть будет скромнее всех и всем слуга..."

И многие вельможи приходили в монастырь и отдавали ему какую-то долю своих богатств.

Игумен Феодосий употребил эти пожертвования, как и другие собранные в народе средства, на строительство церкви во имя святой и преславной Богородицы и приснодевы Марии. "И окружил стеной то место, и построил множество келий. И переселился туда "из пещеры с братией в год 6570 (1062). И с этого времени по божественной благодати возвысилось то место и существует монастырь славный, который и доныне называем мы Печерским..."

Прп. Феодосий составляет устав Печерского монастыря


Святой игумен Феодосий впервые на Руси ввел общежительный устав. Он был заимствован в Студийском монастыре (Константинополь) и стал впоследствии основным регламентирующим документом для всех древних русских монастырей. Деятельность игумена Феодосия во многом способствовала тому, чтобы Киево-Печерский монастырь стал центром русской культуры.

В период Великого поста Феодосии уединялся в своей пещере, затворившись, вплоть до Вербной недели, а в пятницу той недели, в час вечерней молитвы возвращался в церковь, поучал всех и утешал в подвижничестве их и посте. После вечернего пения садился подремать, потому как никогда не ложился, если же хотел поспать, то "садился на стульце и, подремав там немного, снова вставал на ночное пение и коленопреклонение".

Учил монахов свято следовать монастырскому уставу, не беседовать ни с кем после вечерней молитвы, уединившись в свою келью, молиться Богу, не допускать праздности. Заниматься ремеслом, распевая псалмы Давидовы, чтобы трудом своим кормить убогих и странников.

При монастыре Феодосии устроил станноприимный дом для нищих и убогих, коему отписывал десятую чать монастырского дохода. "Каждую неделю преподобный посылал в тюрьмы воз провизии".

Киево-Печерский монастырь привлекал великое множество верующих, и преподобный Феодосии стал духовным наставником многих князей и бояр. Исповедовавшись великому Феодосию, они не скупились на пожертвования, иные дарили полные населенные пункты, иные одаривали монастырь золотом и другими драгоценностями. И благой игумен вынашивал планы о строительстве большой церкви, так как деревянная стала мала для стекающегося в нее народа.

Милосердие Феодосия Печерского к страждущему. Гравюра XIX в.

Игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий (1036–1074) - организатор первой больницы на Руси. Он устроил при своей обители особый двор с храмом св. Стефана и принимал туда для жительства и лечения нищих, слепых, хромых и прокаженных, выделяя для их содержания десятую часть от всего монастырского имения. Больница Феодосия располагала штатом служителей и оказывала медицинскую помощь всему окрестному населению. Помимо этого, Феодосий раз в неделю отсылал воз хлеба тюремным узникам.


Сан игумена ни в чем не изменил образ жизи Феодосия. На работу он по-прежнему выходил прежде всех, в церковь являлся раньше других и последним из нее выходил. Одеждой служила ему власяница из колючей шерсти, которую он прятал под ветхой свитой. "Многие неразумные издевались над этой убогой одеждой, попрекая его".

Между тем влияние игумена распространилось и на политическую жизнь.

Своим образом жизни преподобный Феодосии подкреплял силы окружающих. Питался, как и прежде, только хлебом сухим да овощами вареными без масла, запивая водой. Но всех обратившихся в монастырь поддерживал и духовно, и материально.

Был Феодосий заступником не только обездоленного народа, но и в княжеских кругах было весомым его слово.

Узнав, что князья Святополк и Всеволод изгнали из Киева своего старшего брата Изяслава, Феодосии Печерский написал князю: "Голос крови брата твоего взывает к Богу, как крови Авелевой на Каина".

Разгневался князь! Но, поостыв, не посмел поднять руку на великого праведника и испросил разрешения приехать в монастырь, чтобы с ним помириться. "А что может, благой владыка, гнев наш против власти твоей? - отозвался Феодосий.- Но подобает нам обличать вас и поучать о спасении души. А вам следует выслушивать это". И продолжал настаивать, чтобы престол был возвращен Изяславу, которому был поручен отцом.

Находясь во главе монастыря, Феодосий постоянно общался с преподобным Антонием и получал он него духовные наставления. Он пережил старца лишь на один год, но успел заложить просторный каменный храм Успения Божией Матери.

На новостройке Феодосий работал с упоением, не чураясь самой черной работы, но строительство церкви было завершено уже после того, как душа оставила его тело. Игумен предсказал, когда он отойдет к Господу. И завещал: "... так вы узнаете о дерзновении моем перед Богом: если увидите, что процветает монастырь наш, - знайте, что я возле Владыки небесного; если же когда-либо увидите оскудение монастыря, и в нищету впадет он, то знайте, что далек я от Бога и не имею дерзновенья Ему молиться". И просил положить его тело в пещере, где он постился.

"На своего великого настоятеля Киево-Печерский монастырь осиротел в год 6582 (1074) месяца мая, на третий день, в суботу, как и предсказывал святой Феодосии, после восхода солнечного".

Православная Церковь почитает преподобного Феодосия Печерского как основателя монашества на Руси. Светское общество признает в Феодосии Печерском выдающегося древнерусского писателя, основателя знаменитого Киево-Печерского монастыря и реформатора его Устава, как влиятельного политического деятеля своего времени.

К сожалению, авторство произведений древнерусской литературы не всегда удается установить. Однако доподлинно известно, что Феодосий Печерский является создателем по крайней мере одиннадцати сочинений. Это два послания князю Изяславу Ярославичу - "О неделе" и "О вере крестьянской и латынской", 8 "Слов" и "Поучений" монахам, а именно: "О терпении и любви", "О терпении и смирении", "О душевной пользе", "О хождении к церкви и о молитве" верующим известна и его молитва "За всея крестьяны".

Куряне вправе гордиться, что на нашей земле сформировался родоначальник российской духовности и как человек, сумевший построить свою судьбу вопреки окружавшему его бытию.

"История и современность Курского края" под ред.пр. Б.Н. Королева, Курск, 1998 г.

Тропарь Антонию и Феодосию Печерским

Д воицу начальных российских светил почтим, Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго: тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских, осветиша отечествия нашего вся концы, и путь к Небеси правый многим показаша, и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша, и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших.

Тропарь Феодосию, игумену Киево-Печерскому, глас 8:

В озвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру, и украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах яко безплотен пребывал еси, в Российстей земли яко светлое светило просияв отче Феодосие: моли Христа Бога, спастися душам нашим.