Расследование РБК: на что живет церковь. Расследование РБК: на что живет церковь Участие коммерческих организаций в деятельности рпц

teh_nomad: Кому же? Для кого эти два благодетеля выделили такое несметное богатство? Детям, пенсионерам, студентам, медикам?

И миллиард рублей переходит РПЦ, вращайте барабан...

Ответы на такие вопросы в России не бывают хорошими :

"Русская православная церковь (РПЦ) получит из федерального бюджета 1 млрд 158 млн руб. в 2014г. и еще 600 млн - в 2015г. в качестве финансирования объектов епархиального управления. Средства выделяются в рамках федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и культурное развитие народов России". Соответствующая поправка была внесена депутатами Государственной думы при подготовке ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2014г. и плановый период 2015-2016гг. и одобрена в ходе заседания комитета по бюджету и налогам.

Еще 50 млн руб. будет выделено из бюджета на реставрацию Николаевского женского епархиального монастыря в Тверской области и 25 млн руб. - на завершение работ по реставрации Тульского кремля.

Также в одобренных поправках предусматривается выделение 2,1 млрд руб. на центры временного содержания иностранных граждан. При рассмотрении законопроекта нижней палатой в первом чтении эти средства предлагалось предусмотреть во время подготовки поправок.

Согласно поправкам, внесенным в проект закона, за счет перераспределения бюджетных ассигнований более 12 млрд руб. направляется в 2014г. на дошкольное образование и строительство детских садов. Эти средства предусматриваются по трем основным направлениям: это те деньги, которые остаются в регионах по итогам исполнения бюджета за предыдущий год, еще 10 млрд руб. регионы получат в рамках рассматриваемого бюджета и средства, в которых будут нуждаться регионы по мере исполнения бюджета 2014г.

На социальное развитие села дополнительно направляется в 2014г. 2,3 млрд руб. В 2014г. на физкультурно-оздоровительные комплексы выделяется 1,2 млрд руб., на реконструкцию спортзалов в сельских школах - 1,8 млрд руб.

На субсидии для приобретения жилья детям-сиротам будет дополнительно направлено 300 млн руб., на субсидии общественным организациям инвалидов - 165 млн руб. Как упоминалось ранее, 250 млн руб. предлагается выделить в 2014г. на разработку защиты системы ЕГЭ от "взломов". Российский научный фонд в 2014г. получит 11 млрд 396 млн руб. в качестве имущественного взноса.

Ладно, допустим, что и на строительство детских садов выделяют и на оздоровительные комплексы (правда меньше, чем РПЦ), но как же положение о том, что Россия светское государство?

Тем временем, культурное развитие уже шагает по России и будущие врачи сдают экзамены:


colonelcassad: Как сообщает РБК http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131118205003.shtml , среди одобренных поправок к бюджету на будущий год, фигурирует и поправка о выделение РПЦ государством 1 млрд. 758 млн. рублей в рамках целевой программы.

Русская православная церковь (РПЦ) получит из федерального бюджета 1 млрд 158 млн руб. в 2014 г. и еще 600 млн - в 2015 г. в качестве финансирования объектов епархиального управления . Средства выделяются в рамках федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и культурное развитие народов России". Соответствующая поправка была внесена депутатами Государственной думы при подготовке ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. и одобрена в ходе заседания комитета по бюджету и налогам.

PS. Мне по этому поводу вспомнились деятели, которые в спорах на тему ползучей клерикализации начинали рассказывать, что церковь не получает от государства денег и значит никакой клерикализации нет. Фактически же, несмотря на известную статью конституции http://www.az-design.ru/index.shtml?Projects&AZLibrCD&Law/Constn/KRF93/krf014 , государство финансирует за счет бюджета одно из религиозных объединений. Про то, что бюджет формируется не только за счет денег верующих, я думаю говорить излишне.
Шах и мат, аметисты!

Источники -

Чья наличность, акции, земли и недвижимость стоят больше 1 млрд евро. Какие активы принадлежат РПЦ? И отличаются ли ее предпочтения от вкусов зарубежных «коллег»?

Торговый центр Христа Спасителя

Привести в порядок пиджак в этой химчистке стоит, в общем, недорого - 385 рублей. Необычно само ее расположение - на территории храма Христа Спасителя (ХХС). Попасть туда можно с набережной Москвы-реки, минуя Трапезную. «Здесь собственная мини-химчистка, 15 храмов обслуживает, - пожимает плечами приемщица. - Почему бы заодно и обычным людям не воспользоваться?» Впрочем, это копейки. А вот корпоративы в залах ХХС являются настоящей золотой жилой. Так, аренда Трапезной палаты на 200 персон обходится в 70 тыс. рублей, еще 3–4 тыс. на человека - еда, алкоголь и банкетное обслуживание. Гулянки клерков в крупнейшем кафедральном соборе РПЦ продолжаются уже несколько лет. Например, в журнале блогера Максима Дементьева легко найти фотографии с празднования 125-летия Deutsche Bank, проходившего в Зале церковных соборов в 2006 году...

Бурной коммерческой деятельностью храма недавно заинтересовались в Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП). В ходе проверки здесь, помимо химчистки и «банкетных» залов, были обнаружены автомойка, шиномонтаж, автосервис, платная парковка, множество торговых ларьков. «Фактически на территории храма действует бизнес-центр , предоставляющий потребителям широкий спектр коммерческих предложений (...). Имеющаяся вывеска «Храм Христа Спасителя» не соответствует требованиям закона к торговым предприятиям», - категоричны в ОЗПП. Однако тяжбу против структур РПЦ организация проиграла: суд признал, что товары не продаются, а дарятся, ценники на самом деле вовсе не ценники и указана на них не цена, а рекомендуемый размер пожертвования.

Большинство людей все-таки волнует не отсутствие контрольно-кассовой техники, а моральная сторона вопроса. Представители церкви пытаются доказать: коммерцией занимаются не они, а Фонд храма Христа Спасителя , юридически с РПЦ не связанный. Аргумент неубедительный. Бизнес не может забыть, как в свое время приходили факсы из управ районов, в частности «Коньково», с требованием перечислить минимум 20 тыс. рублей в этот самый Фонд ХХС . Многие предприниматели соглашались, не желая ссориться с московскими чиновниками. Теперь же, когда работы завершены, кафедральный собор, построенный буквально всем миром, стремительно превращается в увеселительный, торговый и деловой центр. Не добавляет красоты и история с девушками из группы Pussy Riot, якобы оскорбившими православную святыню.

Но «банкетные» залы и автомойки - лишь вершина айсберга. Годовой оборот Фонда ХХС вместе с тремя «дочками» (ЧОП «Колокол», ООО «Венец-Ф» и ООО «Врата-4») не превышает 40 млн рублей. Правда, еще 372 млн фонд, по информации газеты «РБК daily», должен получить в текущем году из столичного бюджета. Коммерческие же доходы всех подконтрольных РПЦ предприятий, по самым скромным подсчетам, тянут на 600 млн рублей, а стоимость их активов приближается к 2,3 млрд.

Владельцы заводов, церквей, бутербродов

В тяге к коммерции церковь обвиняли не раз. В 90-е ее дочерние структуры были уличены в беспошлинном импорте сигарет и торговле водкой, а заодно и экспорте нефти при посредстве АО «Международное экономическое сотрудничество» . По данным ЕГРЮЛ, в период с 2003 по 2010 год РПЦ через ЗАО «АО Витал» владела четвертью «БМВ Русланд» (остальными 75% - австрийский «БМВ Остеррайх холдинг»), ввозившей в Россию престижные иномарки. Сейчас компания ликвидирована, а на ее месте (по адресу город Химки, улица Панфилова, владение 19, строение 1) расположилось ООО «БМВ Русланд Трейдинг», также на три четверти находящееся в собственности австрийцев. Его годовой оборот в 2010-м перевалил за 46 млрд рублей.

В целом инвестиционные предпочтения священнослужителей не отличаются оригинальностью: строительство, ресторанное и гостиничное дело, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство и производство продуктов питания. В столичном регионе «жемчужинами» бизнеса являются четырехзвездочная гостиница «Даниловская» и ОАО «Ритуальная православная служба» (на него вместе с аффилированными компаниями приходится не менее десятой части московского рынка ритуальных услуг), на Урале - камнеобрабатывающий и фарфоровый заводы, домостроительный комбинат, а Новосибирская епархия долгое время владела долей бутербродной сети «Подорожник». Особой рачительностью отличается Данилов ставропигиальный мужской монастырь в столице. Совокупный оборот принадлежащих ему предприятий в 2010 году достиг почти 180 млн рублей.

Не оставляет РПЦ равнодушной и финансовый сектор. Евгений Пархаев , генеральный директор художественно-производственного предприятия «Софрино» (ХПП «Софрино») , много лет поставляющего свечи, кресты, иконы и другую церковную утварь, одновременно является председателем совета директоров банка «Софрино». Последний знаменит церковным куполом на эмблеме и тесными связями с Московской патриархией. Не исключено, что деньги, зарабатываемые одноименным предприятием, и сформировали капитал кредитного учреждения. Другой околоцерковный банк - АКБ «Пересвет». Различные религиозные организации владеют 3,29% его акций, ровно столько же у другого крупнейшего собственника - ЗАО «Экспоцентр». Наконец, РПЦ принадлежит 0,23% ЗАО «Банкхаус Эрбе». Кстати, порицание роскоши и аскетизм - явно не маркетинговая политика «мошны» РПЦ. «Банкхаус Эрбе» специализируется на private banking для состоятельных клиентов, а «Софрино» первым стал выдавать кредиты на покупку яхт и оказывает спонсорскую поддержку яхтингу.

Какой процент в совокупном доходе церкви составляет деятельность коммерческих «дочек»? РПЦ не любит разговоров о своих финансах. Последнее масштабное исследование на этот счет было проведено еще в начале нулевых социологом Николаем Митрохиным (в настоящее время сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете). Тогда он оценил пожертвования, выручку от продажи свечей, иконок, крестиков, оказания услуг и чисто коммерческой деятельности в 500 млн долларов . Туда попал и так называемый безнал: подарки в виде строительных и иных материалов, безвозмездная помощь бизнеса, бесплатная работа прихожан. Годовой наличный оборот небольшой городской церкви начинается с 3 тыс. долларов, храма в райцентре - с 10 тыс., на кафедральный собор приходится не менее 80 тыс. В целом наличные доходы составляют 100–150 млн долларов, остальное - безнал.

Выручка коммерческих «дочек» РПЦ (тех, что раскрывают такую информацию, и без учета семинарий, гимназий и других образовательных учреждений) в 2010-м была оценена в 600 млн рублей, или 20 млн долларов, то есть 15–20% от оценки наличного оборота, проведенной г-ном Митрохиным. В пресс-службе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на запрос журнала «РБК» об экономической деятельности и доходах организации не ответили. Но если верить этим цифрам, РПЦ не слишком отличается от зарубежных «коллег». Центр изучения глобального христианства при Духовной семинарии Гордона - Конвелла (GCTS), занятый статистическими исследованиями, оценивает оборот всех христианских церквей в 2012-м в 569 млрд долларов. «Откуда эта цифра? По нашим расчетам, основанным на данных ООН и Всемирного банка, совокупный годовой доход всех христиан мира приблизительно равен 32 трлн долларов, - поясняет научный сотрудник центра Альберт Хикман. - Наш анализ показал: на религию приходится 1,78% этой суммы, что и есть 569 млрд». Доходы религиозных организаций эксперты делят на прямые и косвенные. Их соотношение - примерно 70:30. «Первые - это прямые пожертвования в пользу церквей. Вторые - выручка различных околорелигиозных фондов, поддержка со стороны государства, а также доходы от инвестиционных проектов церкви», - продолжает г-н Хикман.

Таким образом, каменоломни или бутербродные, подконтрольные епархии, не уникальная российская ситуация. Христианские организации всего мира, стремясь приумножить свои капиталы, делают инвестиции в реальный сектор. И зарубежные священнослужители в погоне за прибылью часто оказываются в центре скандалов.

Немецкое порно и "прачечная" Ватикан

Где граница между порнографией и эротикой? Этот нескромный вопрос очень занимает Католическую церковь Германии. Недавно выяснилось, что «дочка» издательства Weltbild, полностью принадлежащего духовенству, выпускает книги вроде «Возьми меня здесь и сейчас» или «Грязные рассказы». Католическая организация купила Weltbild более 30 лет назад и с тех пор вложила в компанию 182 млн евро. Средства были получены главным образом за счет так называемого церковного налога, в обязательном порядке взимаемого с прихожан. Ставка его составляет 8–9% от суммы, уплачиваемой немцами в качестве подоходного налога. В 1998 году Weltbild, желая расширить присутствие на рынке, приобрело пять издательских домов, в том числе 50% Droemer Knaur, известного своей порнографической продукцией. Если говорить о чисто финансовой стороне, стратегия оказалась успешной. Сейчас Weltbild имеет 1,7 млрд евро годового оборота и является крупнейшим игроком в секторе офлайн-продаж (20% германского рынка), а в интернет-торговле книгами уступает только Amazon.

Как церковь реагирует на обвинения в свой адрес? В 2009-м она предприняла осторожную попытку продать Weltbild, но купить его по заявленной цене желающих не нашлось. Тогда священнослужители перешли в агрессивное наступление, разместив на официальном сайте издательства пресс-релиз, где обвинили СМИ в целенаправленной атаке на них. Суть же защиты сводилась к тому, что данные книги относятся к эротике, а вовсе не порнографии, а кроме того, на них приходится менее 1% оборота издательского дома. Однако Папу Римского это не убедило: вскоре после опубликования пресс-релиза он раскритиковал инвестиционную политику немецких епископов. В результате некоторые епархии, в том числе Кельнское архиепископство, продали акции злосчастного издательства. «Мы не можем зарабатывать в будни на том, против чего проповедуем по воскресеньям», - объяснил это решение глава архиепископства кардинал Йоахим Мейснер. Впрочем, далеко не все последовали его примеру. Как минимум 70% акций по-прежнему находится в руках Католической церкви Германии, а Droemer Knaur радует читателей книжными новинками вроде «Грешных игр» или «Секса для экспертов».

Конечно, основную часть инвестиций служители Господа направляют все же не в сомнительные, а во вполне респектабельные виды бизнеса - недвижимость и государственные облигации. Как утверждают некоторые аналитики, Католической церкви принадлежит больше недвижимости, чем любой другой организации на планете. В 2006 году - а именно тогда Святой престол в Ватикане в последний раз подробно раскрывал финансовые показатели - девелоперская деятельность принесла 32,3 млн евро, или 25% всей прибыли. Еще около 14 млн (порядка 10% прибыли) дали дивиденды и купонные выплаты по принадлежащим церкви ценным бумагам. В 2008-м в прессу просочился секретный баланс Ватикана. Из документа следовало, что тот владеет 340 млн евро наличными, 540 млн в виде акций и облигаций, а также землей и недвижимостью во Франции, Англии и Швейцарии стоимостью 420 млн.

Финансовые дела Папы Римского тоже едва ли можно назвать безупречными. Недавно с большим скандалом был уволен глава Банка Ватикана Готти Тедески . При заключении контрактов он выбирал определенные строительные компании, несмотря на то что их расценки примерно в 2 раза превышали средние по Италии. Но одной лишь коррупцией дело не ограничивается. Глухая без окон башня средневековой постройки, финансовое сердце всей Католической церкви, Банк Ватикана пользуется неоднозначной репутацией в банковских кругах. Он отказывается соблюдать многие международные требования по раскрытию информации, и контролерам уже приходилось ловить учреждение на отмывании денег. В 2006 году предприимчивый итальянец по фамилии Бонаккорси получил от Евросоюза 250 тыс. евро субсидии на создание рыбной фермы, которую вовсе не собирался строить. Его сын священник положил эти деньги на депозит в Банке Ватикана, оформив как пожертвование. Никаких дополнительных бумаг от священнослужителей не требуется. После нескольких транзакций средства попали на счет родственника семьи Бонаккорси, члена сицилийской мафиозной группировки - это и привлекло внимание финансовой полиции.

Этот копеечный, в общем-то, случай иллюстрирует общую тенденцию. Недавно JP Morgan Chase закрыл у себя счета Банка Ватикана. Как пишут итальянские газеты, за 18 месяцев через них прошло 1,5 млрд евро, причем, несмотря на значительные обороты в течение дня, они всегда становились пустыми к закрытию, что и заставило банкиров заподозрить финансовые махинации. Ранее полиция Италии изъяла 23 млн евро, принадлежавшие Банку Ватикана, со счетов Credito Artigiano. Банк-посредник сам обратился к контролерам, когда представители Ватикана отказались сообщить причину перевода средств и имена получателей. Эта история также в числе причин отставки Готти Тедески.

Веру в дело

Обсуждая не всегда красивый, а порой и просто незаконный бизнес церкви, нужно отметить важный момент - влияние религии на экономику и экономический рост той или иной страны. Экономисты Роберт Барро и Рейчел Макклири в период с 1981 по 1998 год провели шесть международных исследований, которые легли в основу их работы Religion and Economic Growth. С одной стороны, получилось, что набожность людей позитивно влияет на динамику ВВП. Вера заставляет человека придерживаться высоких моральных принципов, положительно сказывающихся на производительности труда. По мнению авторов, речь идет о бережливости, этике в работе, честности и дружелюбном отношении к незнакомым людям, готовности оказать им поддержку. Другим следствием влияния религии на общество является стремление верующих получить образование, а также завести семью и детей.

С другой стороны, привычка граждан часто посещать церковь может, наоборот, иметь негативные последствия. Проведение религиозных обрядов требует ресурсов, которые отвлекаются из других секторов. Из исследования легко сделать вывод: если регулярные визиты в церковь одних прихожан способствуют тому, что туда начинают ходить и другие, а вера первых становится более интенсивной (и они проявляют еще больше трудолюбия, этики в работе и т.д.), то все неплохо.

Если же воскресные службы мало влияют на умы, то никакой пользы для экономики нет, а есть только ущерб, связанный с перераспределением ресурсов. Впрочем, такая логика едва ли понравится хоть кому-то из представителей официальных конфессий. Ведь если следовать ей, получится, что и имущество церкви можно использовать с большей, чем сейчас, пользой.

Оригинал этого материала
© "Русская служба BBC" , 30.08.2011

Несчитаные богатства Русской православной церкви

Юрий Маловерьян

[…] Оценить бюджет церкви сейчас крайне сложно, признается Николай Митрохин, научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы Бременского университета.

Митрохин - один из очень немногих российских исследователей, кто, не принадлежа к Русской православной церкви, пристально ее изучает. По его словам, в конце 90-х и начале 2000-х в РПЦ шла информационная борьба между двумя группировками, и в ходе этой борьбы в прессу просачивались документы, на основании которых можно было оценивать финансовые дела церкви.

"А теперь информация в гораздо большей степени закрылась: люди научились скрывать даже те куцые данные, которые можно было найти ранее", - говорит Митрохин.

Оценить бюджет РПЦ мешает и то, что его фактически нет: каждый из более 30 тысяч ее приходов - самостоятельное юридическое лицо, каждая из 160 епархий тоже имеет свой бюджет, а Московская патриархия - свой. […]

10 лет назад Митрохин оценил доходы РПЦ в целом примерно в 500 миллионов долларов. Теперь, полагает он, вместе с общим ростом экономики России, Украины и других стран русского православия "в долларах или евро цифры выросли чуть ли не на порядок". […]

Для участия в [...] коммерческих проектах церковь несколько лет назад создала Центр инвестиционных программ РПЦ. В 2007 году ЦИП, по сообщениям российской прессы, провел в Берлине, Брюсселе и Лондоне презентации своих проектов, которые включали инвестиции в строительство жилых и офисных зданий в Москве и других городах, а также создание агропромышленных предприятий при монастырях.

В РПЦ, как рассказал в феврале на архиерейском соборе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сейчас действует почти 800 монастырей.

[…] в последний год разгорелись споры о возвращении церковной собственности. Государство все постсоветские годы возвращало и православной церкви, и другим конфессиям храмы и монастыри - но, как правило, в бессрочное и безвозмездное пользование. В конце же 2010 года был принят закон, по которому все религиозные организации могут требовать - и получать назад - свое "имущество религиозного назначения", отнятое советской властью. Воспользовавшись этим законом, РПЦ может снова, как до революции 1917 года, стать крупнейшим или одним из крупнейших собственников в стране.

В начале 2010 года премьер-министр Владимир Путин на встрече с патриархом Кириллом сказал, что передаче церкви подлежат 12 тысяч памятников истории и архитектуры. Оценить их стоимость, по мнению редактора рубрики "Религия" научно-просветительского журнала "Скепсис", кандидата философских наук Александра Аверюшкина, крайне трудно.

По словам Аверюшкина, среди уже переданных и подлежащих передаче объектов - такие обладающие туристическим потенциалом объекты, как кремли некоторых древних городов, монастыри на Соловецких островах, на Валааме, в Верхотурье на Урале.

"Я этим летом был на Валааме, там идет достаточно серьезное строительство, его ведут монахи. И там плотным потоком идут экскурсионные группы - прежде всего паломнические", - рассказывает Аверюшкин.

Критики закона о возвращении имущества церкви, к которым принадлежит и философ Аверюшкин, жалуются, что по этому документу церковь может претендовать на любое здание, к которому когда-либо имела отношение - или даже не имела. В Калининградской области России - бывшей северной части Восточной Пруссии - РПЦ отдали бывшие немецкие кирхи и прочее имущество, исторически не имевшее ничего общего с православием.

Кроме того, в ходе подготовки закона, как и во время и после его принятия, его критиковали музейные работники и деятели искусства, которые опасаются, что передача РПЦ древних монастырей и крепостей ограничит доступ к ним обычных граждан, а передача древних икон или летописей просто подвергнет их опасности, потому что церковь, в отличие от музеев, не умеет как следует хранить такие экспонаты.

Музейщиков власти отчасти услышали: в закон была включена норма о том, что предметы и объекты из государственных музейного, архивного и библиотечного фондов передаче церкви не подлежат.

Околоцерковная хозяйственная деятельность — тема закрытая и мало изученная, хотя о ней ходит масса самых противоречивых слухов. Сами отцы церкви, по вполне понятным причинам, говорить об этом избегают. Поэтому рассказать о церкви как субъекте экономических отношений мы попросили директора Института изучения религии стран Балтии и СНГ, кандидата исторических наук Николая Митрохина.

-Что такое Русская Православная Церковь, как субъект экономической деятельности?

РПЦ – это гигантская корпорация, где под единой маркой действуют сотни тысяч самостоятельных экономических агентов. Начиная с небольших предприятий, создаваемых отдельными священниками и заканчивая общецерковными предприятиями.

каков масштаб ее деятельности, ее доля в российской экономике?

— В течение года РПЦ получает от своей хозяйственной деятельности такие же доходы, как средняя металлургическая компания. В общероссийских масштабах это, конечно, не много. Но помимо этого, церковь контролирует еще некоторое количество предприятий, имеющих более значимые обороты. Кроме того, существуют пожертвования от государственных и частных компаний на различные православные программы. И эта сумма уже в два – три раза больше тех средств, которые церковь зарабатывает самостоятельно.

— Почему так скудны официальные данные об экономике РПЦ?

Потому, что сами управляющие органы церкви не обладают внятной информацией о том, чем занимаются отдельные подразделения – епархии, приходы. Кроме того, церковь привычно скрывает все данные о своей экономической деятельности, потому, что многие источники ее средств противоречат тем ожиданиям, которые люди возлагают на церковь. Это и игра на финансовых рынках, и экспорт нефти, и получение от государства квот на ввоз некоторых товаров и т. д.

-Из каких же средств складываются общецерковные доходы?

Формально они должны складываться из поступлений из епархий и результатов деятельности синодальных отделов. Но по информации, официально оглашаемой на Архиерейских Соборах, доходы складываются из доходов от деятельности общецерковного предприятия «Софрино» и гостиницы «Даниловская». Плюс около 50% средств Московская Патриархия получает от некоторых операций на финансовом рынке, управляя временно свободными денежными средствами. А доходы от епархий составляют всего около 2,5 % от общей суммы. Бюджет же конкретных отделов Патриархии на самом деле никогда публично не раскрывался.

-И на что все эти деньги тратятся?

— По утверждению церкви, основной бюджет уходит на содержание трех учебных заведений общецерковного значения. Но сейчас самое крупное из них передано на баланс Троице-Сергиевой лавры, так что в данный момент средства расходуются, видимо, на проведение презентаций и «содержание» аппарата. А в случае каких-то экстренных расходов привлекаются спонсоры. Например, когда Патриарх едет в детский дом, деньги на подарки дает кто-то из православных предпринимателей.

— А как же восстановление храмов?

— Нет, этим занимается государство и окологосударственные компании. Почти все крупнейшие корпорации имеют специальные программы по строительству храмов. Сама церковь не способна ни строить храмы, ни поводить их серьезную реконструкцию.

— К чему, по вашему мнению, ведет ужесточение государственной налоговой политики в отношении церкви?

— К тому, чтобы в среднесрочной перспективе, священники стали государственными служащими, т.е. получали зарплату от государства. С одной стороны, церковь этого не хочет, с другой, ей необходимо получить государственную поддержку, иначе множество приходов скоро придется закрывать. Обеспечить себя за счет прихожан может только священник из крупного города, а тот, кто служит в деревне, кормится только с собственного огорода. И сколько лет он будет терпеть такую ситуацию? Я считаю, что религиозные организации должны выживать сами. Но пока мы видим, что государство финансирует большие церковные образовательные программы, православная энциклопедия выходит за счет государства, государство на грани того, чтобы начать полноценно финансировать преподавание основ православной культуры, и думаю, дело дойдет до того, что провинциальные священники охотно примут, как это было до революции, государственную зарплату.

— А должно ли, на ваш взгляд, околоцерковное производство облагаться налогами, наряду с обычными предпринимателями?

Думаю, нет. Есть сектор некоммерческих организаций, которые платят очень серьезные налоги: 36% единого социального налога, 13% с зарплаты. На мой взгляд, РПЦ, как и все религиозные организации – та же некоммерческая организация. Другое дело, что государство не должно мириться с тем, что где-то в провинции, как это было, например, в Тульской или Ивановской области, священник становится фактически владельцем спиртзавода и пытается его анонсировать как церковное предприятие, на средства которого строится храм. Сколько стоит возвести или реконструировать храм – никто точно сказать не может, не существует никаких критериев оценки. Восстановление этого храма может продолжаться десятилетиями, и что, все это время этот условный спиртзавод будет работать? Я думаю, надо отсечь подобные коммерческие предприятия от некоммерческих.

Может, государство, отказываясь передавать некоторые культовые здания в собственность церкви, стремится сохранить возможность воздействия на РПЦ?

— Церкви было передано около 15 000 объектов недвижимости в долгосрочную аренду – фактически в собственность. Инвентаризации доселе не проводилось, что с ними стало, никто не знает. Самый показательный случай произошел в Ульяновске. В доме, в котором до революции размещалось Епархиальное управление, открыли кафе. Когда это здание было передано церкви под обещание открыть здесь приют, кафе просто перезаключило договор аренды теперь уже с церковью. В определенных кругах есть надежда на то, что церковь получит в собственность землю, станет крупным земельным собственником и за счет средств, полученных от земли, будет себя финансировать. Но в этом случае возникает вопрос: почему церкви возвращают ее былую собственность, а людям, которые являются потомками дворянского, купеческого и казачьего сословий, нет. Тем более что церковь претендует на колоссальное количество объектов, которые до революции ей на самом деле не принадлежали. Они принадлежали церковно-приходским общинам или помещикам, или еще каким-то структурам.

Кроме того, существует огромное количество объектов собственности, которые церкви не нужны. Недавно, в Новгородской области я наткнулся на заброшенный монастырский комплекс во вполне приличном состоянии. Теоретически, епархия могла бы его потребовать, но что она с ним будет делать? Его надо восстановить, туда надо проложить дорогу, поселить монахов. А средств и монахов нет. Во Владимирской области, из 900 имеющихся храмов церкви передано около 400. А если ей передать еще пятьсот зданий (хотя она их, насколько известно, и не просит), где епархия возьмет средства, чтобы их восстановить? И так уже священники жалуются, что их все компании с порога отсылают: «Мы уже давали и на этот храм и на этот». А главное — кто туда будет ходить? Патриарх, на последнем Епархиальном собрании сказал, что количество прихожан уменьшается. И это не связано с открытием новых храмов.

А как развивается околоцерковное производство? Есть ли предприятия, составляющие хоть какую-то конкуренцию знаменитому «Софрино»?

Околоцерковное производство развивается и имеет разные формы: от некоторых успешных предприятий, которые имеют миллионные (в долларах) обороты, до бабушек и тетушек, которые шьют одно облачение в неделю. В принципе, это тоже околоцерковное производство. Или, к примеру, бригада столяров, которая ездит по епархии и делает иконостасы.

Есть множество крупных церковных компаний, которые по объемам производства сопоставимы с «Софрино», но они предпочитают себя не афишировать. Одна из самых известных в Москве находится в Новоспасском монастыре и специализируется на производстве маленьких деревянных иконок с наклеенными бумажными образами. Троице-Сергиева лавра считается крупнейшим производителем свечей и полиграфии. А «Софрино» — это просто брэнд, причем не самый популярный. Патриарх на каждом Архиерейским Соборе призывает епископов покупать софринскую продукцию, они, конечно, покупают понемногу, но реально предпочитают более дешевый товар.

— Говорят церковная продукция исключительно «экологически чистая».

— Всю свою продукцию РПЦ позиционирует как экологически чистую. В России это имеет перспективу. Брэнд «православное» вполне может стать синонимом «экологически чистого». Но на самом деле эту продукцию никто не проверял. Просто в России сейчас низкая конкуренция на рынке экологически чистых товаров. Как только она обострится, православных там «задавят» большие компании. Пример тому — история «Святого источника», которая начиналась, как чисто американская кампания. Производители просто платили определенную сумму местному епископу за помощь в уклонении от налогов, православную этикетку с его подписью и обещанием потратить часть денег на храмы. Год назад брэнд купила компании «Nestle». И теперь эта же вода рекламируется уже безо всяких кивков на РПЦ (тем более что епископ перестал выполнять свои обязательства), упор делается на известный брэнд. В каждом регионе есть бутылированая вода, которую выпускает какой-нибудь спиртзавод, просто наклеивая этикетку с изображением местного монастыря. Поэтому можно утверждать, что сейчас не меньше половины товаров, производимых как «православные», на деле к церкви никакого отношения не имеют.

-А как, по-вашему, выглядят перспективы развития экономики церкви?

— Здесь сложно делать какие-либо прогнозы. Пока ситуация относительно стабильная. Но с одной стороны, растет число людей, связывающих свою жизнь исключительно с церковью, с другой стороны, сокращается число непостоянных посетителей церкви, т.е. потребителей продукции околоцерковного производства.

-Какие факторы могут повлиять на улучшение финансового состояния церкви?

— Церковь должна налаживать свой внутренний менеджмент. Чтобы разные, как в самой церкви говорят, «жучки», то есть священники или околоцерковные деятели, получающие хорошие доходы, в большей степени тратили их на церковь. Но это станет возможным только с появлением механизмов, обеспечивающих прозрачность, разделение функций духовенства, поддержание корпоративного духа. Чтобы вороватый священник не платил «откат» секретарю епархиального управления, а изгонялся самими священниками. Это должно быть внутрицерковное понимание и решение, что дальше так жить нельзя. И хотя уже сейчас есть критика епископата, исходящая как из фундаменталистских, так и из либеральных кругов, но пока большинство эта ситуация устраивает. Так что в ближайшие годы какие-то изменения вряд ли возможны.

Людмила Мехонцева

Просмотры: 6 778

Когда-то Иисус Христос с позором изгнал торговцев из Иерусалимского храма, теперь же времена поменялись и бизнесмены вместе с политиками сами работают в храме.

Действительно, церковь превратилась в политический инструмент воздействия на народ, своего рода профессию, как учитель или бухгалтер. Это явление вовсе не ново: во все времена данное заведение часто преследовало корыстные цели, гоняясь за властью и деньгами. Еще в средневековье церковь часто объявляла охоту на неугодных власти людей. В это время Библия часто была под запретом, а истиной считалась лишь ее трактовка, излагаемая священнослужителями, которые активно этим пользовались для достижения своих целей.

Церковь также выступала сильнейшим инструментом политического давления на государство. Доказательство тому - крестовые походы, проводимые западноевропейскими державами, которые под лозунгом освобождения христианских святынь часто творили беспредел, убивая мирное население и завоевывая плодородные Восточные земли. Славянские священники не отличались таким насилием, зато устраивали немалые поборы с крестьян и купцов, даже того не стесняясь. Роль религии не утратила своей актуальности. Наоборот, в последние годы религию начинают буквально навязывать. Вводят уроки богословия, открывают кафедры теологии… Но для чего? Выгодны ли стране богобоязненные люди? Многие скептики считают, что возникающие с большой скоростью- церкви создаются далеко не для веры, а для зарабатывания денег.

Как же производится финансирование церкви? Во многом она содержится за счет средств государства, пожертвований паствы и вложений богатых бизнесменов. Имеется у РПЦ и собственный бизнес, причем довольно развитый. Что же это за бизнес, каковы отношения государства и церкви , как все же складываются церковные доходы, и куда тратятся все заработанные средства? Давайте разберемся!

Государственная поддержка

Российские власти существенно поддерживают церковь, пожалуй больше, чем какие-то другие учреждение. Так, за 2012 - 2015 годы РПЦ получила из российского государственного бюджета как минимум 14 млрд рублей. А на 2016 году в госбюджете уже заложено 2,6 млрд рублей.

Финансовая поддержка государства также включает контракты церковным деятелям на сайте госзакупок, предоставление грантов. К примеру, церковно-научный центр «Православная энциклопедия», учредителем которого стала патриархия, является довольно крупным получателем различных контрактов на сайте госзакупок. Это издательство выпускает 40 томный фолиант, который выпускается под редакцией самого патриарха Кирилла, настоятеля РПЦ. С 2012 года по настоящее время государственными вузами и школами на покупку данной книги было потрачено порядка 250 млн руб. Дочернее же предприятие центра - фонд «Православная энциклопедия» получил 56 млн руб от Министерства культуры на съемки фильмов «Укус змеи» и «Сергей Радонежский».

Кроме непосредственного финансирования церкви, православные организации получили 256 млн рублей президентских грантов, правда, косвенно. Проекты эти были созданы православными авторами, но сомнительно, что не было лоббирования их интересов. Имеется также православная грантовая программа, именуемая «Православная инициатива». Она финансируется «Росатомом» и проводится с 2005 года. В общей сложности за время своей работы организация инвестировала порядка 568 млн. руб. Часто на эти гранты поступают нечеткие заявки, часто из них не ясно, что хотят заявители, но гранты, все же, выделяются.

Правительство РФ оказывает финансирование перелетов патриарха Кирилла и приближенных к нему лиц и другую транспортную поддержку. Так, на совершаемое патриархом недавнее турне, в ходе которого он в сопровождении ста человек производил судьбоносные переговоры с главой римско-католической церкви на Кубе, отправился в Чили, побывал в Парагвае, в Бразилии, совершил высадку на остров Ватерлоо возле побережья Антарктиды, государство выделило правительственный самолет Ил 06-300. Этот лайнер использует Специальный летный отряд, именуемый «Россия». Предприятие это обслуживает лишь первых лиц государства! А каких денег обошлось это турне? Остается лишь догадываться!?

Но помощь властей на предоставлении транспорта не заканчивается. Президент России одним из своих первых приказов выделил патриарху личную государственную охрану, как важнейшей государственной персоне. К тому же государство предоставило церкви три из четырех имеющихся резиденций — в Переделкино, Даниловом монастыре и в Чистом Переулке (Москва).

Церковное имущество

Государственная поддержка привела к тому, что число церквей увеличивается бешеными темпами, они растут, как грибы в лесу. Так, в период с 2009 года по всей России возвели и реконструировали свыше пяти тысяч храмов. Росимущество отдает церквям объекты двумя способами: по договору безвозмездного пользования или же имущество передается в собственность. За последние четыре года православная церковь получила 265 объектов имущества в 45 регионах: 165 в безвозмездное пользование, 100 - в собственность. Площадь лишь 45 из них составила около 55 тыс. кв. м. Самый крупный объект — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.

При передаче в собственность недвижимости приход также получает прилегающих к храму участок земли, на котором можно строить различные церковные помещения, как то: дом причта, богадельню, лавку утвари, воскресную школу и т. д. Хозяйственные же объекты сооружать запрещено.

Выбирая безвозмездное пользование, русская православная церковь может рассчитывать на поддержку государства: субсидии и финансирование на восстановление и содержание храмов. За собственное имущество церковь отвечает самостоятельно.

Церковные деятели сетуют, что им предлагают часто разрушенные объекты, на реставрацию которых требуется немалая сумма денег, они же хотят получать целые хорошие здания. Это подтверждает тот факт, что в 2015 году Росимущество дала возможность церкви взять 1971 объект, а заявки поступили лишь на 212 таких сооружений. Вот такие они капризные!

Церковь - гигантская корпорация

Социолог Николай Митрохин считает, что РПЦ можно вправе назвать гигантской корпорацией, в состав которой входит множество (десятки тысяч) самостоятельных либо частично самостоятельных агентств. Как вы могли догадаться - это монастыри, приходы и даже отдельные священники.

Его слова имеют долю правды: каждый отдельный приход регистрируется как религиозное НКО или же юридическое лицо. Доходы церкви налогом не облагаются. То есть все средства от проведения церемоний, пожертвований, продажи религиозных книг и другой деятельности остаются в распоряжении РПЦ. В 2014 году, согласно составленной декларации по итогам года, доходы церкви, которые не подлежали обложению налогом на прибыль, составили порядка 5,6 млрд рублей.

Годовой доход церкви, полученный в 2000е годы, Митрохин оценил в 500 млн долларов. Еще в далеком 1997 году патриарх Алексей 2й, выступая с докладом на Архиереском соборе, сообщил, что большую часть средств, полученных РПЦ, они имеют от управления своими временно свободными деньгами, размещения их на депозитах, приобретения различных ценных бумаг, включая краткосрочные государственные облигации и от прибыли коммерческих предприятий.

В 2000 году архиепископ Климент в ходе интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» рассказал, как зарабатывает церковь. Онповедал, что экономика церкви складывается так: на 55% из заработка предприятий РПЦ, на 40% из пожертвований спонсоров, и лишь на 5% из отчислений епархии. Это было первое и единственное упоминание об экономике РПЦ, церковь о финансовых делах больше не распространялась.

В настоящее же время по данным протоиерея Всеволода Чаплина (который до декабря минувшего года руководил отделом взаимоотношений общества и церкви) пожертвований спонсоров стало меньше, отчисления же из епархий теперь могут составлять треть или даже половину церковных доходов.

Церковная экономика

Экономика церкви - довольно сложная штука, в которой имеется строгая система подчинения. Так, в России имеется 293 епархии и более 34,5 тыс храмов. Эти храмы (кроме строящихся и восстанавливаемых) отчисляют епархиям определенный процент от полученных пожертвований (от 10 до 50%) наличными или же банковскими переводами. Вышестоящие епископы отчитываются перед патриархией о собранных деньгах и 15% от полученного им отчисляют. Сколько конкретно средств это составляет не известно. Достоверно лишь, что 30 крупнейших епархий перечисляют патриархии от 10 до 20 млн руб в год каждая.

Как же складываются деньги приходов? Из пожертвований на совершение треб (венчания, крещения, освящение квартир, машин и прочих предметов) и служб (чтение акафистов, помилование). Во всех этих операциях большую роль играют свечи, на которых церковь зарабатывает немалые средства. У РПЦ имеются десятки мастерских по литью свечей не только из нового материала, но и из собранных из тех же храмов огарков. Цена этих свечей при изготовлении и продаже отличаются во много раз. К примеру, произвести самую востребованную четырех граммовую свечку обойдется 25 копеек, а продается она за 20 рублей.

Доходы храмов в России кардинально разнятся: от 5 тыс. до 3 млн рублей. Многие священники жалуются, что процент отчислений ежегодно увеличивается. Это связано в основном с ростом числа епархий. Для церквей на периферии эти отчисления даются очень сложно. Если же по какой-то причине храмы отказываются отдавать средства, им могут намекнуть, что настоятеля несложно и поменять за невыполнение обязанностей. То есть важным здесь становится не то, насколько священник компетентен в своей религиозной деятельности, а сколько денег он смог собрать. Некоторые настоятели жалуются, что кроме отчислений, архиерею при каждом его визите приходится отдавать и деньги в конверте, своего рода взятки.

Доходы от предприятий

Также одной из весомых статей поступлений церкви являются доходы от предприятий. Важнейшие из них — «Софрино» («Художественно-производственное предприятие» — ХПП), а также гостиница «Даниловская».

ХПП работает в одноименном поселке уже более 40 лет, а землю под ее строительство в далеком 1972 году выделил председатель Совмина Советского Союза Алексей Косыгин. С конца 80х им бессменно руководит Евгений Пархаев. Предприятие занимается выпуском церковной мебели, икон, гробниц, свечей (парафиновых и восковых), чаш, обеспечивая своими товарами до половины российских церквей. Кроме того, епархия заставляет храмы заказывать именно продукцию «Софрино». До июня 2014 года действовал и банк «Софрино», которым также руководил Пархаев, пока ЦБ не отозвал его лицензию. Этот банк выделил на восстановление храмов порядка 60 млн руб.

Руководит Пархаев и гостиницей «Даниловская». Это удобное и современное заведение, в конференц-зале которого проводятся собрания священников, миротворческие и религиозные конференции, концерты. Стоимость одноместного номера в гостинице с завтраками в будни составляет 6300 руб., апартаментов - в 2 раза больше (13 тыс.). В заведении предлагается ряд дополнительных услуг — бар, сауна, организация праздников и прокат машин. Доход гостиницы в 2013 составил 137,4 млн руб, в 2014 = чуть меньше,112 млн руб. Неплохо для церковного заведения, не правда ли?

Пархаев пришел в епархию в 1965 году, он участвовал в восстановлении знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Сейчас же живет он весьма нескромно, пользуясь привилегиями, которых лишены даже крупные священники. К примеру, свой юбилей 4 года назад он отметил очень пампезно: в зале Храма Спасителя. После гости отправились на его дачу в Подмосковье, где кроме гигантского коттеджа имеется теннисный корт и даже пристань с катерами.

Бизнес РПЦ

Чем только не интересуется РПЦ: ювелирными украшениями, лекарствами, сдачей в аренду конференц-залов, рынком ритуальных услуг и даже аграрным бизнесом. Так, патриархия является совладельцем ОАО «Ритуальная православная служба», выручка которой за 2014 год составила 58,4 млн руб.

Екатерининская епархия имела карьер «Гранит» (крупный гранитный карьер), а также компанию в сфере безопасности «Деркава». Вологодская епархия владела заводом железобетонных конструкций, а Кемеровская епархия является владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», а также совладельцем агентства «Европа медиа Кузбасс», «Новокузнечного компьютерного центра».

А вот Даниловский монастырь в Москве имеет несколько торговых точек на своей территории: магазин «Даниловский сувенир», монастырскую лавку. Купить тут можно православную литературу, футболки с христианскими принтами, кожаные бумажники, различную церковную утварь.

Сретенский же монастырь на своей территории имеет магазин «Сретение», кафе «Несвятые святые», а основной источник доходов монастыря - издательство. Монастырь также владеет землями сельскохозяйственного кооператива «Воскресный». Прибыль этого места за 2014 год составила порядка 14 млн руб.

А с 2012 года структурам церкви принадлежит здание гостиницы «Университетская» на окраине Москвы. В отеле расположен паломнический центр русской православной церкви. Цена стандартного одноместного номера - 3 тыс. рублей. Гостиница предназначена для расселения простого народа, имеется здесь и большой конференц-зал для проведения различных мероприятий.

Дела финансовые, церковные

РПЦ владеет 36,5% банка Пересвет, а еще 13,2% принадлежит близкой к РПЦ компании «Содействие». По состоянию на 1 января 2015 года прибыль банка составила 2,5 млрд рублей. Средства РПЦ также имелись в банках Эргобанк и Внешпромбанк, у которых в январе этого года отозвали лицензии из-за «дыр» в балансе. Банки эти были выбраны не случайно: в первом из них акционером (владевшим 20% акций) был православный бизнесмен, помогавший РПЦ, Валерий Мешалкин. Председателем правления второго банка была Лариса Маркус, близкая к руководству патриархии. Во Внешпромбанке осталось 1,5 млрд руб церкви, из Эргобанка РПЦ свои средства успела забрать до его закрытия. Зарплата сотрудникам патриархии переводится в Сбербанк и Промсвязьбанк.

Занимается РПЦ и венчурными инвестициями. В частности, банк Пересвет инвестирует средства через компанию «Сберинвест» (банк владеет 18,8% акций компании). А для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». «Пересвет» вложил в него 50 млн долларов, еще столько же инвестировали «Роснано». В 2015 году против компании «Пересвет» было возбуждено уголовное дело, инициатором которого стал «ФОНД Роснано Капитал С. А», дочерняя компания «Роснано». В иске сказано, что компания незаконно перевела средства на счета российских компаний, открытых в «Пересвете», со счетов «Наноэнерго». Директор же «Пересвета» утверждает, что у него с «Роснано» имеются неплохие энергетические проекты и причину судебной тяжбы он не понимает.

На что тратятся деньги — неизвестно

На что же тратятся заработанные средства РПЦ? Экономика эта не прозрачна: в госзакупках церковь не фигурирует, тендеры не объявляет, да и в церковной деятельности подрядчиков не нанимает.

Несомненно, часть денег идет на содержание духовных семинарий, оказание благотворительной помощи сиротам и другим социально-незащищенным группам населения, да и все синодальные отделы финансируются за счет денег РПЦ. К примеру, средние затраты на содержание Санкт-петербургской и Московской духовной семинарий оцениваются в 60 млн. руб. в год. Зарплата уходит также на обслуживание светского персонала патриархии, а это около 200 человек (средняя оплата их труда составляет 40 тыс. руб. в месяц).

Что же происходит с остальными деньгами? Неизвестно! Ясно лишь одно: среди других церквей также не принято распространяться о своих расходах и доходах.

Исключение, пожалуй, составляет немецкая епархия Римско-католической церкви. И то, составлять отчеты о своей деятельности они начали после громкого скандала по поводу строительства новой резиденции епископу Ламбургскому. Так, в 2010 году стоимость строительства оценивалась в 5,5 млн. Евро, а в 2013 году эта сумма возросла почти в два раза, составив 9, 85 млн. Евро. Церковный бюджет складывается из поступлений от собственности, пожертвований и церковного налога, который в обязательном порядке взимается с прихожан. Кельнская епархия по праву считается самой богатой. В 2014 году ее общий доход составил 772 млн Евро, из них львиная доля (589 млн Евро) приходилась на налоговые поступления. Но велики были и общие расходы. К примеру, за 2015 год они составили порядка 800 млн. Евро.

В 1942 году был создан банк Ватикана с целью управления финансами Святого престола. Первый финансовый отчет банк опубликовал в 2013 году. В нем говорится о том, что прибыль банка в 2012 году составила 86,6 млн Евро, а в 2011 - 20,3 млн Евро. Доход от торговой деятельности — 51,1 млн Евро.

Финансовая же пирамида Русской православной церкви за рубежом устроена так: 10% своих доходов приходы платят епархиям, которые в свою очередь 5% переводят в Синод. Но основной доход приходится от сдачи в аренду 20% здания Синода площадью 4 тыс. кв. м. частной школе в Манхэттене. Доход от аренды составляет около 500 тыс. долларов. Также важной статьей финансовых поступлений является Курская Коренная икона, которую возят по всему миру и демонстрируют за деньги. Церкви также принадлежит половина Гефсиманского сада и другие ценные участки земли, но РПЦ им финансово не помогает. Эта церковь более скромная, но расценки на требы у них выше российских.

В общем же возникла довольно темная ситуация с расходной статьей бюджета церквей, которую некоторые оправдывают тем, что все идет на святые дела, поэтому отчетность тут не требуется. Возможно, большая доля и идет, но, как видим, инвестиции в новый бизнес у церкви немалые, много денег уходит на депозитные вложения. Играет важную роль и человеческий фактор. «Попы», священники и другие работники церкви такие же люди, как и мы. Они выполняют свою работу. У них часто большие семьи, много детей, которых необходимо обеспечивать. Но имеются и искренне верующие церковные служители, отдающиеся работе настолько, что, порой, забывают о себе. Конечно, их меньшинство. А, учитывая, что такие люди довольно принципиальные, у верхов они оказываются редко.

Но необходимо помнить, что занимая подобную должность, церковные служители обязаны подавать пример прихожанам. И этому никак не способствует вымогательство, помощь лишь платежеспособным прихожанам (хотя и тут бывают исключения, когда услуги нищим производятся бесплатно), непристойное поведение (случалось множество инцидентов, когда «попы», будучи не совсем трезвыми, сбивали людей на улице и скрывались с места происшествия), помпезность и вычурность (часто работники церкви разъезжают на иномарках, строят себе новые виллы и коттеджи, некоторые имеют личные яхты). И возникает вопрос: есть ли святость у таких людей? К сожалению, многие люди остаются атеистами именно видя подобное поведение служителей церкви. У других же вера столь фанатична и слепа, что они готовы церкви отдавать последние деньги. Согласна, каждый человек может быть истинно верующим, даже религиозным, соблюдать библейские заповеди, которые проповедуют правильные вещи: порядочность, честность, милосердие, помощь окружающим, заботу о ближнем. Но делать это можно не посещая храмы, без посредников в виде нечестивых церковных деятелей, у себя дома. Ведь чем больше святости в душе человека, чем меньше грехов он совершил, тем меньше необходимости их искупать, платя за это немалые деньги.

Недавно вышло расследование РБК «На что живет церковь», где раскрыты некоторые тайны РПЦ. Естественно, частично данная информация уже была известна, но все-таки системное изложение показывает, что такое РПЦ на деле, что мотивирует попов, помимо «духовного окормления» прихожан.

Основной вывод: РПЦ – крупная корпорация, которая имеет доходы не только с прихожан, но и с реального бизнеса. Церкви принадлежат акции банков и фирм, есть вложения в крупные проекты.

Официально прибыль РПЦ за 2014 год составила 5,6 млрд рублей. Однако это прибыль только от продажи церковных товаров. Естественно, эта прибыль не облагается налогами, поскольку официально считается, что церковь вообще не ведет торговую деятельность, а эти доходы – пожертвования.

Несмотря на то, что РПЦ явно выделяется среди прочих «некоммерческих организаций», все же вряд ли ее статус изменят. И вряд ли в ближайшее время даже признают, что в церкви действительно ведут торговую деятельность.

Структура РПЦ такая: любой приход регистрируется как НКО. В данный момент приходов 34,5 тыс. Ежегодно приход отдает епархиям от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей. Понятно, что если приход не будет приносить достаточно денег, то его «реформируют», поскольку у центра имеются определенные запросы к торговым точкам.

Любая торговая точка должна перечислить епархии до 50% выручки. А епархия должна патриархии 15% всех доходов. Такая вот пирамида. Естественно, важнее всего перечислять деньги в епархию, и если такого перевода не будет, то возможны кадровые перестановки.

Важно заметить, что до сих пор отсутствуют данные о том, как формируется бюджет Русской православной церкви. В разные годы отдельные представители духовенства утверждали, что более 50% доходов РПЦ идет от коммерческой деятельности, 40% - «пожертвования» (от государства и от «спонсоров», в том числе олигархов), а 5% - отчисления от епархий. Получается, что доход от торговых точек – это лишь приятный «бонус» для патриархии (те самые 5,6 млрд).

От государства, например, РПЦ только за 2012-2015 гг. получила официально 14 млрд рублей. В бюджете на 2016 год для РПЦ заложено 2,6 млрд. И это не говоря уже о взаимодействии РПЦ с региональными властями или с министерствами (например, с Минкультом), где также отдельно поступают доходы.

Но самое главное в этой истории то, что никто и никак не может узнать, каким образом РПЦ расходует средства. Нет организаций, которые бы за этим следили. А ведь не так давно чиновники вообще позволили РПЦ не отчитываться Минюсту, ибо якобы у церкви нет иностранных спонсоров, а значит, и проверять ничего не нужно.

Легойда, представитель РПЦ, который занял место Чаплина, заявил по поводу расходов церкви:

«Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги - на церковные нужды».

Получается, что, например, «дача » патриарха Кирилла – это церковные нужды. Не говоря уже о «излишках», которые типичны для представителей духовенства. Да и расходы церкви – вещь интересная, ибо слишком легко тратятся большие деньги, которые очевидно не заработаны тяжелым трудом. Так, эксперты РБК считают, что на турне патриарха по латинской Америке пришлось потратить около 20 млн рублей.

Не совсем понятно, почему корпорация, которая, возможно, зарабатывает в год больше, чем X5 Retail Group, вообще не облагается налогами. Не ясно, для чего государство за счет налогоплательщиков вливает деньги в эту бизнес империю.

Совершенно очевидно, что структуре придется очень плохо в том случае, если власть будет соблюдать закон, то есть будет следовать принципам светского государства.