Роль огня в жизни человека. Значение использования огня

В чем заключается значение огня в жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение огня в жизни человека

Огонь уже настолько вошел в нашу жизнь, что мы не представляем себя без него. А вот если задуматься, так глобально, то что нам дает огонь?

  1. Тепло в холод

При помощью огня человек сможет согреться морозной зимой, или холодной ночью. Обогрев дома, жилища, какое бы оно не было – будь то пещера, чум или дом с печкой, всегда выполнялся при помощью огня. Трубы отопления, электро-обогрев, батареи, — это блага нашей цивилизации. А вот в каменном веке значение огня в жизни древнейших людей было неоцененным. Ведь он спасал жизни, давая тепло и отпугивая врагов.

2. Огонь — это сухая одежда

Будучи в тесной гармонии с природой, человек много своего свободного времени проводит под открытым небом. Если вдруг, польет дождь, тогда, логично, что одежда промокнет. Также контакт с водной средой, а именно озёрами, реками, морями, тоже может сделать нашу одежду мокрой. Остаться в такой одежде чревато простудой, причём очень сильной. Просушить одежду можно и на ветре, если на улице летняя пора или же при помощи огня, что более вероятно.

3. Огонь – это приготовленная пища

Сможете ли Вы, преодолев себя, съесть сырую или живую рыбу? А сырую птицу, например куропатку или курицу? Может и придётся скушать что-то в сыром виде в том случаи, если у Вас не будет огня. Поэтому он обеспечивает наличие вкусной еды.

4. Огонь – это свет

Помимо всего прочего огонь можно использовать как источник освещения в темноте.

5. Огонь – это надежная защита от хищников

Сложно представить животное, которое не боялось бы огня, особенно если взять горящую ветку и сунуть ее прямо в лицо зверю. Как правило, бегство будет моментальным.

6. Огонь – это сигнализатор

На протяжении истории человечества огонь часто использовался в качестве средства коммуникации. В темноте огонь видно вдали на несколько километров, а дым от огня виден далеко в светлое время суток. Было принято зажигать сигнальные огни, если нападал враг.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали какое значение имеет огонь для человека.

Цели: показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; познакомить детей с профессией пожарного; учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии; проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности; убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды; побуждать к творчеству; составить памятку, как вести себя при пожаре.

Оборудование: иллюстрации к легенде о Прометее или мультфильм, плакаты по противопожарной безопасности.

Ход классного часа

Беседа об истории овладения огнем

Загадка

Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены?

Без рук, без ног, а все съедает? (Огонь.)

Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только- только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.

Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Помогите мне: назовите сферы применения огня. (Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания, плавка металлов, изготовление стекла и стройматериалов, обжиг керамических изделий, теплоэлектростанции и др.)

Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к беде. Давайте вспомним стихотворение Самуила Маршака «Пожар».

(Ученики инсценируют стихотворение.)

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь,

Жжется, Леночка, огонь!»

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой.

В топку красную глядит,

А в печи огонь гудит:

«Нынче в печке места мало,

Разгуляться негде стало.

Маме, Леночка, не верь,

Приоткрой пошире дверь».

Приоткрыла дверцу Лена,

Соскочил огонь с полена.

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Пробежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок...

А сейчас немного статистики.

Ежегодно в мире происходит около пяти миллионов пожаров.

Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.

Каждый третий погибший - ребенок.

От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров - таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба - одна из самых мобильных.

Боятся степи, горные просторы

Его горячих, беспощадных лап.

Но есть такие люди, для которых

Он как прирученный - послушен, тих и слаб.

Они его к земле прибьют, потушат,

В горящий дом, бесстрашные, войдут.

За жизнь других они, не сомневаясь,

Свои жизни отдадут.

Таких людей, ведущих бой с огнем,

Мы нашими пожарными зовем!

Каждый час у нас на планете происходит семьсот пожаров и загораний. За год их бывает более пяти миллионов. Убытки от пожаров можно сравнить с потерями малых войн двадцатого века. Из десяти пожаров девять происходят по вине человека, каждый пятый пожар - из-за детской шалости с огнем. Наши пожарные постоянно ведут с ними бой.

Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году показала, что работники пожарной охраны с честью выдержали серьезный экзамен на зрелость, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом героизм и мужество. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны АЭС во главе с начальником караула Правиком. Его отряд первым ступил на линию огня. Из всех возможных решений Владимир Правик выбрал наиболее верное: направил свой отряд на крышу машинного зала. Они - герои! То, что они сделали, - подвиг! Дело в том, что именно в этом зале находились все турбины, через него шли многочисленные кабели высоковольтной линии, которые от огня могли превратиться в бикфордов шнур. Могли ли они отступить? Могли ли не делать того, что сделали, и сохранить себе жизнь? Да, могли. Могли временно отступить до прихода подкрепления. Но об этом никто не подумал. Это были люди с повышенным чувством ответственности, люди, давшие присягу. И они ступили в бушующее пламя, в смертельную радиацию не по при казу командира, а по закону совести. Они бросились спасать станцию и людей, не думая о своей жизни. Они ясно осознавали опасность, но как настоящие воины не жалели себя.

(Раздается телефонный звонок.)

- «У меня зазвонил телефон...» Кому из вас с детства не знакомы эти строчки Корнея Ивановича Чуковского? О чем эти детские стишки? Об играх с телефоном. А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону. А теперь признайтесь, шутники, кто вызывал пожарную команду для соседей? А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы? (Бесполезные затраты бензина. Изнашивается пожарный автомобиль. Но самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар и кому-то будет нужна помощь.)

Я знаю, что вы грамотные люди в вопросах противопожарной безопасности. Хотите это подтвердить? Тогда я предлагаю вашему вниманию викторину.

Вопросы (их подготовили и задают сами ученики):

1. Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?

2. Какие гвозди можно забивать между проводами?

3. Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?

4. Какими обоями разрешается оклеивать провода?

5. На каком рубильнике можно вешать одежду?

6. В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?

7. С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?

8. Для чего прибивают железную подкладку к полу возле дверцы печки?

(Учитель отмечает самого внимательного, самого находчивого, самого грамотного из участников викторины.)

А сейчас, ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте все вместе создадим памятку «Как вести себя при пожаре».

Дети и учитель составляют памятку. Составленную памятку ученики вклеивают в дневник.

Загадки

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его... (водой).

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те... (отнять).

Если где хранится мусор

Или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться -

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли

И быстро все... (убрали).

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может, два.

Ты его рукой не тронь -

Искусает всю ладонь... (огонь).

Что бывает, если птички

Зажигают дома спички? (Пожар.)

Летела мошка - осиновая ножка.

На стог села - все сено сгорело. (Спичка.)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход,

Остановишь - горе,

Продырявит море. (Утюг.)

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (Огонь.)

Мы были соснами и пихтами,

И вот бренчим в коробку впихнуты.

Мы были гордостью тайги -

А вот теперь ее враги. (Спички.)

В маленьком амбаре

Лежат сто пожаров. (Спички.)

Жевать - не жую,

А все поедаю. (Огонь.)

Как ножка воробьиная тонка,

Скользит по стенке коробка.

Скользнет - и высечет огонь,

Когда горит - ее не тронь,

Играть с ней - скверная привычка.

Опасная игрушка... (спичка).

Четыре солнца у бабушке на кухне,

Четыре солнца горели и потухли.

Готовы щи, компот, блины -

До завтра солнца не нужны. (Газовая плита.)

Запомни!

Чтобы не было пожаров,

Надо правила всем знать.

Их, конечно, очень много -

Выучим хотя бы пять.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

И в лесу костер опасен -

Для деревьев, птиц, зверей.

Будет лес для всех прекрасен

Без пожаров и углей.

Чтоб огонь не убежал,

Чтоб он место свое знал,

Ты ему создай преграду:

Из камней, земли ограду.

Уходя, засыпь землей

Или все залей водой.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться -

Ты костер не разжигай

Там, где зреет урожай.

Вдруг одежда загорелась -

Сразу на пол ты вались,

Сразу по полу катайся,

В одеяло обернись.

Всем давно понять пора:

Детям спички не игра!

Пусть и взрослым будет ясно...

Что с огнем шутить опасно!

Большой огонь или пожар - это огромное чудовище, пожирающее все вокруг своим пламенным языком. Этот огромный язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже целые улицы.

Как правило, дети боятся огня. А как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы огонь был совсем не страшным? Конечно, можно! Для этого нужно научиться управлять своим страхом. Для начала пусть каждый скажет себе: «Я сильный. Я не боюсь огня. Я могу управлять огнем. Я могу предотвратить пожар». А для того чтобы предотвратить пожар, нужно хорошо знать правила пользования предметами, от которых он может возникнуть.

1. Что, дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь.)

2. На крыше - столбом, в избе - скатертью. (Дым.)

3. Это-тесный-тесный дом: Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер

Может вспыхнуть как костер! (Коробок со спичками.)

4. Шипит и злится, воды боится; с языком, а не лает; без зубов, а кусает. (Огонь.)

5. Плывет электроход - то назад, то вперед. (Утюг.)

6. В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Коробок со спичками.)

7. Все ест - не наедается, а пьет - умирает. (Огонь.)

8. Красный бык стоит, дрожит, черный - на небо бежит. (Огонь и дым.)

9. Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра.)

10. Красная корова всю солому поела. (Огонь.)

11. Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай! (Пожарные.)

12. От маленькой меня не оберешься ты огня. (Искра.)

13. Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар.)

14. На столе, в колпаке да в стеклянном пузырьке поселился дружок - развеселый огонек. (Лампочка.)

Памятка

Если вы увидели пожар, то необходимо сообщить по телефону 01 следующую информацию:

2. Объект (квартира, склад, школа).

3. Что горит (что конкретно горит в квартире, школе).

4. Номер дома.

5. Номер подъезда.

6. Номер квартиры.

7. Этаж. Сколько всего этажей в здании.

8. Есть ли опасность для людей.

9. Фамилия.

10. Телефон.

После внимательного изучения памятки (30 секунд) каждый должен сделать «звонок пожарным». Работа идет в парах. Выслушать 2-3 пары.

Подведение итогов

Дополните фразу: «Теперь я знаю, что...»

Дополнительный материал для учителя

Краткая история пожарного дела

♦ В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах: «Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью».

♦ С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

♦ В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

♦ Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.

♦ 17 апреля 1918 года был подписан декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

Инсценировка

Ноль-один - зазвонил телефон,

Чей-то крик принесли провода,

Чей-то плач уловил микрофон -

Значит, где-то случилась беда... (Выходят Огонь и Спички.)

Я - огонь, я друг ребят.

Но когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом. (Кружится по сцене.)

1-я спичка.

Человеку друг - огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловаться,

То беды не миновать,

От огня несдобровать!

2-я спичка.

Знайте, в гневе он сердит:

Ничего не пощадит!

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома все кругом.

А взметнувшись до небес,

Перекинется на лес.

3-я спичка.

Огонь силен - он может сжечь деревню.

Он беспощаден, зол, напорист, груб.

И сгубит он столетние деревья

Быстрее, чем умелый лесоруб.

4-я спичка.

И там, где он проходит.

Сгорает лес, сгорает весь дотла.

Недаром поговорка есть в народе:

«Бояться как огня».

5-я спичка.

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда.

Это помните всегда!

Это помните всегда!

Помни!

(Можно раздать в виде памятки каждому ребенку.)

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но много может сделать зла.

Сам костер не разжигай

И другим не позволяй:

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

Не бери из печки жар -

Ведь он таит пожар.

Уголек, хоть невеличка,

Но опасен, как и спичка.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый -

Наш надежный старший друг.

Если же стряслась беда,

Что тогда нам делать?

Не теряться никогда,

Действовать умело.

Если слаб огонь, скорей

Ты водой его залей.

Если близко телефон

И тебе доступен он,

Роль огня в жизни человека.

· Повторить знания детей о временах года, роли солнца в смене дня и ночи, времен года.

· Познакомить с ролью огня в жизни человека, его отрицательной и положительной стороной.

· Учить правильно обращаться с бытовыми приборами, познакомить с номером телефона пожарной службы.

Предварительная работа:

Знакомство с детской энциклопедией «Мир вокруг нас», рассматривание схем «Смена времен года», «Смена дня и ночи»,д\и «Когда это бывает?», «Волшебная палочка», ведение дневника наблюдений за погодой.

Материал:

Мяч, схемы погоды, маска-шапочка «Солнце», картины с изображением огня, электроприборов, в\ф «Смешарики. Опасные игры», «Смешарики. Осторожное обращение с электроприборами».

Ход занятия.

I. «Прогноз погоды».

Каждое наше занятие мы начинаем с того, что отмечаем погоду. Главным метеорологом сегодня у нас работает________________.

(с помощью схем: солнце, облако, осадки, ветер ребенок на доске обозначает погоду дня)

Все согласны ? (принимаются дополнения и исправления)

II. Д/И « Волшебный мячик»

Воспитатель загадывае загадку:

Всюду снег, в снегу дома

Привезла его…ЗИМА.

Я люблю зиму, а кто еще любит зиму? (бросает мяч одному из детей с вопросом: «За что ты любишь зиму?». Ребенок возвращает мяч с ответом. Требовать полного ответа, если кто затрудняется, спросить сильного ребенка, а затем попросить повторить ответ того, кто не ответил)

    Какое время года наступит за зимой? Что происходит весной в природе? Какое время года наступит после весны? За что вы любите лето? Когда листья на деревьях становятся разноцветными? Что еще происходит в природе с наступлением осени? Почему происходит смена времен года? (земля вращается вокруг солнца) Почему происходит смена дня и ночи? (земля вращается вокруг своей оси)

Игра м/п «Смена дня и ночи»

III. Роль огня в жизни человека.

Дайте мне скорей ответ: что же дарит людям свет? (солнце, звезды, огонь…)

Конечно огонь! Ведь и солнце, и звезды – это все гигантские огненные шары, просто они так далеко от нас, что мы видим или небольшой шар (солнце), или маленькие точки (звезды). Не было бы солнца, не было бы жизни на нашей планете. Как вы думаете, почему? (было бы холодно и темно). Правильно. Если мы подставим солнышку свои ладошки, что почувствуем? (тепло). Представьте, что все небо затянуто тучами. Прошла неделя, а солнца нет. И вдруг оно вышло, когда все уже устали ждать, что мы почувствуем? (радость, станет веселее, все будут улыбаться…) Всем нам станет радостно, солнечно. С давних пор человек очень хотел себе завести дома маленькое солнышко. Вспомните сказки: перо Жар-птицы, Аленький цветочек (показ иллюстраций). Даже древнему пещерному человеку хотелось иметь маленький огонек (рассказ о том, как пещерный человек научился добывать огонь).

Физминутка.

Шли годы, пролетали целые столетия. Человек научился освещать себе дорогу факелом, палку с углублением, в которое наливали смолу. Потом люди поняли, что и масло не плохо горит. Так появились масляные лампады - глиняные или металлические «чайники» с маслом, сквозь носик которых пропущен фитиль. Эти лампады коптили много-много столетий. И только потом научились делать свечи. В русской избе зажигали лучину – тонкую сухую щепку. Она укреплялась над корытцем с водой, куда падали угольки (зачем?) Более ста лет назад люди научились получать из нефти керосин и изобрели керосиновые лампы. Наш русский инженер Лодыгин сделал первую электрическую лампочку, а вот выпускать на производстве стал Эдисон, поэтому ее и называют лампочкой Эдисона. Так человек научился бороться с темнотой. Но только ли для этого нужен нам огонь? Вспомните, где живет огонь у вас дома, для чего он нужен?

Это все добрые дела огня. Но огонь скрывает в себе страшную силу. Если он выходит из-под контроля – быть беде! Что за несчастье может случиться? (можно обжечься, прожечь дырку на рубашке, пожар и т. д.) . Что нужно делать в таких случаях, научат ваши друзья Смешарики.

IV. Просмотр в\ф «Смешарики. Опасные игры», «Смешарики. Осторожное обращение с электроприборами»

Почему беда случилась с Барашем и Лосяшем? Кто им помог? Вывод: «Спичкм детям не игрушка!»

Почему случился пожар у Нюши? Кто ей помог? По какому номеру нужно звонить в случае пожара?

«Золотой петушок»

занятие по экологии из блока «Стихия огня»

в подготовительной группе

Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях - в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.

Роль огня в жизни первобытного человека

Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.

Укрощение огня человеком - довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица - они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления - молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.

После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.

Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом - использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.

Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.

Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку - больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.

Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.

Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности - его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.

Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное - он дал человеку возможность освоения новых земель.

Роль огня в жизни современного человека

Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ - всего этого не было бы без маленькой искры.

На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его - плавит руду.

Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей - усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках - электрическая.

Огонь используется практически в любой человеческой деятельности - керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.


Роль огня в жизни человека.

Повторить знания детей о временах года, роли солнца в смене дня и ночи, времен года.

Познакомить с ролью огня в жизни человека, его отрицательной и положительной стороной.

Учить правильно обращаться с бытовыми приборами, познакомить с номером телефона пожарной службы.

Предварительная работа:

Знакомство с детской энциклопедией «Мир вокруг нас», рассматривание схем «Смена времен года», «Смена дня и ночи»,д\и «Когда это бывает?», «Волшебная палочка», ведение дневника наблюдений за погодой.

Материал:

Мяч, схемы погоды, маска-шапочка «Солнце», картины с изображением огня, электроприборов, в\ф «Смешарики. Опасные игры», «Смешарики. Осторожное обращение с электроприборами».

Ход занятия.

«Прогноз погоды».

Каждое наше занятие мы начинаем с того, что отмечаем погоду. Главным метеорологом сегодня у нас работает________________.

(с помощью схем: солнце, облако, осадки, ветер ребенок на доске обозначает погоду дня)

Все согласны? (принимаются дополнения и исправления)

Д/И « Волшебный мячик»

^ Воспитатель загадывае загадку:

Всюду снег, в снегу дома

Привезла его…ЗИМА.

Я люблю зиму, а кто еще любит зиму? (бросает мяч одному из детей с вопросом: «За что ты любишь зиму?». Ребенок возвращает мяч с ответом. Требовать полного ответа, если кто затрудняется, спросить сильного ребенка, а затем попросить повторить ответ того, кто не ответил)

Какое время года наступит за зимой?

Что происходит весной в природе?

Какое время года наступит после весны?

За что вы любите лето?

Когда листья на деревьях становятся разноцветными?

Что еще происходит в природе с наступлением осени?

Почему происходит смена времен года? (земля вращается вокруг солнца)

Почему происходит смена дня и ночи? (земля вращается вокруг своей оси)

Игра м/п «Смена дня и ночи»

Роль огня в жизни человека.

Дайте мне скорей ответ: что же дарит людям свет? (солнце, звезды, огонь…)

Конечно огонь! Ведь и солнце, и звезды – это все гигантские огненные шары, просто они так далеко от нас, что мы видим или небольшой шар (солнце), или маленькие точки (звезды). Не было бы солнца, не было бы жизни на нашей планете. Как вы думаете, почему? (было бы холодно и темно). Правильно. Если мы подставим солнышку свои ладошки, что почувствуем? (тепло). Представьте, что все небо затянуто тучами. Прошла неделя, а солнца нет. И вдруг оно вышло, когда все уже устали ждать, что мы почувствуем? (радость, станет веселее, все будут улыбаться…) Всем нам станет радостно, солнечно. С давних пор человек очень хотел себе завести дома маленькое солнышко. Вспомните сказки: перо Жар-птицы, Аленький цветочек (показ иллюстраций). Даже древнему пещерному человеку хотелось иметь маленький огонек (рассказ о том, как пещерный человек научился добывать огонь).

Физминутка.

Шли годы, пролетали целые столетия. Человек научился освещать себе дорогу факелом, палку с углублением, в которое наливали смолу. Потом люди поняли, что и масло не плохо горит. Так появились масляные лампады - глиняные или металлические «чайники» с маслом, сквозь носик которых пропущен фитиль. Эти лампады коптили много-много столетий. И только потом научились делать свечи. В русской избе зажигали лучину – тонкую сухую щепку. Она укреплялась над корытцем с водой, куда падали угольки (зачем?) Более ста лет назад люди научились получать из нефти керосин и изобрели керосиновые лампы. Наш русский инженер Лодыгин сделал первую электрическую лампочку, а вот выпускать на производстве стал Эдисон, поэтому ее и называют лампочкой Эдисона. Так человек научился бороться с темнотой. Но только ли для этого нужен нам огонь? Вспомните, где живет огонь у вас дома, для чего он нужен?

Это все добрые дела огня. Но огонь скрывает в себе страшную силу. Если он выходит из-под контроля – быть беде! Что за несчастье может случиться? (можно обжечься, прожечь дырку на рубашке, пожар и т.д.). Что нужно делать в таких случаях, научат ваши друзья Смешарики.

Просмотр в\ф «Смешарики. Опасные игры», «Смешарики. Осторожное обращение с электроприборами»

Почему беда случилась с Барашем и Лосяшем? Кто им помог? Вывод: «Спичкм детям не игрушка!»

Почему случился пожар у Нюши? Кто ей помог? По какому номеру нужно звонить в случае пожара?

МДОУ №9

«Золотой петушок»

занятие по экологии из блока «Стихия огня»

В подготовительной группе