Русский митрополит 15 века. Краткая история русской древлеправославной церкви до раскола

РУССКИЕ МИТРОПОЛИТЫ XV-XVI.

СВВ. МИТРОПОЛИТЫ ИОНА, МАКАРИЙ И ФИЛИПП

Вначале XVI века в идеологии московских вел. князей произошел резкий переворот, нарушивший традиционные отношения между Церковью и государством и вызвавший ряд тяжелых столкновений между светской и духовной властью.

Вел. князь Василий III (1505-30), сын греческой царевны Зои-Софьи Палеолог, воспринял с детства византийский идеал царской власти, который шел в разрез с русской исторической традицией, когда великие княз ья советовались обо всем с «Землею» (духовенством и боярами). Он стал править без «согласия советников», самовластно, и начал вмешиваться в церковные дела, не считаясь с церковными канонами. Его преемник, царь Иоанн Грозный, утверждал, что он ответственен перед Богом не только за жизнь, но и за души своих подданных.

В самом начале XVI века в московской митрополии боролись два церковных течения. Одно поддерживало вел. князя в его укрепления самодержавия и полноты власти и возглавлялось преп. Иосифом Валоцким и его учениками. В церковном отношении оно ограничивало свои интересы московской митрополией. Второе, во главе которого стоял преп. Нил Сорский, а впоследствии преп. Максим Грек, ратовало за вселенскость православия и независимость Церкви. Оно полагало, что Россия должна быть защитницей православных во воем мире и не ограничивать своих церковных интересов московским царством. Нил Сорский и его ближайший помощник, инок Вассиан Патрикеев, боролись против вмешательства светской власти в церковные дела.

На соборе 1503 года, на котором присутствовали преп. Иосиф и преп. Нил, были приняты меры к упорядочению церковной жизни и поставлен вопрос о церковных владениях. Собор решил его согласно с мнением преп. Иосифа и сохранил за монастырями их земли.

В следующем году, в Москве собрался третий собор против жидовствующих. Несмотря на призыв преп. Нила к милосердию, собор вынес очень суровые постановления против еретиков, многие из которых были казнены.

Одних из идеологов главенства Москвы и ее преемства от Византии был псковской наместник, дьяк Михаил Мунехин, очень образованный человек, бывший послом в Египте и много путешествовавший. Он привез в 1512 году в Москву Хронограф (изложение исторических событий с с амых давних времен). Автором этого изложения был инок Спасо-Елизерова монастыря, Филофей, который в начало царствования Иоанна Грозного более подробно развил свои мысли в «Послании к царю и вел. кн. Иоанну Васильевичу.

Идея преемственности царской власти из Византии возникла сразу после падения Царьграда, но касалась Православного Царства, которое должно было стать защитником православных на всем Востоке. По мнению Филофея, наоборот, Московское Царство, - третий единственное государство, оставшееся православным, так как Византия, так же, как и древний Рим, отпала от православия. Оно должно охранять свое православие, как два Рима начале, а 4-ому Риму не бывать. Вселенская идея защиты всего православного мира подменялась национальным замыканием в московском правовернии.

Отношения между Церковью и государством нарушились уже в 1521 г. Митрополит Варлаам, не понравившийся вел. кн. Василию Ш, был низложен и заточен в монастырь. На его место, не собирая собора епископов, князь поставил игумена Волоколамского монастыря, Даниила, последователя идей преп. Иосифа и вполне послушного княжеской воле.

В деле развода вел. князя с Соломонией Сабуровой, митрополит встал на сторону Василия Ш, постриг насильно царицу и благословил его брак с Еленой Глинской. Возвысил свой голос против такого нарушения церковных правил только преп. Максим Грек, сторонник преп. Нила.

ПРЕП. МАКСИМ ГРЕК И ЕГО ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1518 году прибыл в Москву, по приглашению вел. ки, Василия Ш, знаменитый на Востоке ревнитель православия и ученый Максим Грек, влияние которого в Россиив течение почти двух веков было очень велико.

Он родился в 1480 году в Арте (Греция) и получил блестящее образование в Италии, в Венеции, Падуе, Ферраре, Болонье и Флоренции, у самых знаменитых ученых того времени. Он сблизился с доминиканским монахом Саванароллой, а после его сожжения покинул Италию (1504), переселился на св. Гору Афон и стал ближайшим советником константинопольских патриархов. В 1518 году он прибыл в Москву по настоянию инока Вассиана и стал во главе переводчиков Св. Писания и богослужебных книг. В Москве он написал свои догматические, филологические и исторические труды, боролся с невежеством, суевериями и увлечением апокрифами и ратовал за восстановление добрых отношений между константинопольским патриархатом и московской митрополией.

Вокруг него сгруппировались все, кто искал истинного просвещения, и он вызвал в московском культурном классе большое умственное движение. Его непосредственными учениками были игумен Сергиевской Лавры Артемий и кн. Курбский. Максим Грек оказал также сильное влияние на митрополита Макария, свящ. Сильвестра и Адашева.

В 1525 году преп. Максим осудил развод вел. князя и по интригам врагов был сослан в Волоколамский монастырь. В 1531 году, после пристрастного процесса, его перевели в Отрочь монастырь, где он провел в очень тяжелых условиях много лет. Только в 1551 году ему было разрешено поселиться в Сергиевской Лавре. Там он прожил в почете 5 последних лет своей жизни.

Одновременно с Максим Греком, собором 1525 г. был осужден другой деятель просвещения, инок Вассиан, из древнего рода князей Патрикеевых, ученик преп. Нила Сорского, который боролся с вмешательством государства в церковные дела и требовал реформ в жизни и нравах духовенства, попавшего целиком в подчинение светским властям.

МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ И ЕГО ДЕЛО

В царствование Василия Ш и в правление во время малолетства Иоанна IV его матери Елены Глинской, отношения между Церковью и государством были нененормальными. От этого страдало в первую очередь духовное просвещение. Только благодаря авторитету и исключительной энергии избранного в 1542 году в митрополиты архиепископа новгородского Макария, Церковь вновь заняла в государстве подобающее ей место, и церковное просвещение нашло себе защитника.

Уже в Новгороде арх. Макарий окружил себя образованными сотрудниками и начал свою просветительную деятельность, которая была продолжением работы преп. Максима Грека. Были составлены 12 томов житий святых (Четьи Минея), Историческая Энциклопедия, украшенная богато исполненными миниатюрами (Титулярник) и Степенная книга (Сборник, прославлявший благочестие царей и цариц). По переезде в Москву он продолжал свою работу, благотворно влиял на молодого царя Ивана IV , выбрал для него достойных помощников н руководителей в лице новгородского священника Сильвестра и Адашева, в начал подготовку собора, чтобы провести необходимые реформы церковной жизни.

Для этого он созвал в Москве в 1647 и в 1549 годах соборы для канонизации русских святых, так как многие из них были прославлены местно, другие почитались, без того, чтобы Церковь признала их святость. Были пересмотрены все прославления святых, от св. Ольги и Бориса и Глеба в начале XI века до последних времен. На этом соборе впервые, благодаря митрополиту Макарию, было положено основание правильной канонизации.

В 1550 году царь Иоанн IV собрал в Москве земский собор для решения государственных дел. После него собрался в 1551 г. собор для устройства церковных дел, который по его актам, содержащим сто глав, называется Стоглавым. Все его постановления очень консервативны. Он не произвел никаких решительных перемен в церковном строе, а наоборот стремился к восстановлению древних обычаев. Из полезных мероприятий собора 1551 года надо отметить - правила против распущенности нравов части духовенства, определения относительно управления епархиями и учреждение «поповских старост» - благочинных.

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ. МИТР. ФИЛИПП

Митрополит Макарий умер в 1563 году, но уже раньше, особенно после смерти царицы Анастасии (Романовой) в 1560 г., отношение царя Иоанна к своим советникам резко изменилось. На процессе свящ. Сильвестра и Адашева, обвинявшихся в измене, только митр. Макарий выступил в их защиту и требовал, чтобы их вызвали на суд. Игумен Сергиевской Лавры, Артемий, был осужден за свое слишком снисходительное отношение к еретикам и бежал в Литву. Преемник Макария, митрополит Афанасий, бывший до этого царским духовником, после учреждения опричнины ушел на покой, и царь самолично вызвал на митрополию св. Германа, просветителя Казани, но за обличение опричнины изгнал его. В 1566 году царь пригласил на митрополичью кафедру игумена Соловецкого монастыря Филиппа, строгого подвижника, происходившего из древнего рода бояр Колычевых. Св. Филипп с самого начала стал обличать царя в жестокостях и распутстве и осуждать опричников. В 1568 году, видя, что все частные обличения не помогают, св. Филипп в Успенском соборе, в присутствии всего народа, обличил царя и отказался дать ему благословение. «Убойся суда Божия, сказал он, мы здесь приносим Богу бескровную жертву, а за алтарем льется кровь неповинная. Я пришлец на земли и готов пострадать за Истину. Где же моя вера, если я умолкну».

Царь созвал лжесобор из трех епископов, низверг св. Филиппа с митрополичьей кафедры и лишил его сана. Опричники ворвались в собор, когда святитель Филипп совершал литургию, сорвали с него облачения и увезли в цепях в тюрьму, а потом в тверской Отрочь монастырь. Год спустя, Иоанн Грозный, проезжая мимо монастыря, послал опричника Малюту Скуратова за благословением к св. Филиппу и, когда тот отказал, Малюта задушил его. Церковь причислила митр. Филиппа к лику святых и признала его священномучеником (память 9 января).

Даже после смерти Иоанна IV , отношения между Церковью и государством не сразу исправились. Хотя царь Федор Иоаннович был благочестив и кроток, Борис Годунов настоял на низвержении митрополита Дионисия, как приверженца кн. Шуйских.

Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.

Предавали суду инквизиции (пытали и казнили).

Проверяем свои знания

1. Как изменилось положение Русской православной церкви? Какие последствия это имело?

В 1448 году в жизни церкви произошло важное событие: впервые русский митрополит был избран в Москве на соборе (собрании) русского православного духовенства, а не назначен в Константинополе. Им стал рязанский митрополит Иона. А после падения в 1453 году Константинополя выборы митрополита стали внутренним делом Русской православной церкви. Она перестала зависеть от греческой и получила полную самостоятельность. Авторитет Русской православной церкви возрос. Но эти события имели ещё одну сторону: отныне Русскую церковь возглавлял не посланник из Византии, а подданный русского государя, что уже само по себе допускало возможность его вмешательства в церковные дела. В подборе кандидатуры митрополита великие князья играли активную роль.

2. Что было характерно для монастырской жизни?

В XV веке монастыри в России переживали расцвет. Появилось множество новых обителей в разных местах страны. В этот же период стали резко заметны различия между обителями. Одни из них были сказочно богаты, имели крупные земельные владения, занимались торговлей и ростовщичеством. Другие существовали в виде скитов и крохотных лесных пустыней. В пустынях иноки жили трудами своих рук и вели аскетический образ жизни.

Обогащались монастыри во многом за счёт пожертвований верующих.

Крупные средства монастырь тратил на благотворительность и строительство новых храмов.

3. Почему центром еретических движений был Новгород?

Новгород был центром международной торговли, местом встреч людей разных вер и учений. Новгородцы отличались независимым поведением, любовью к свободе. Занятия торговлей и ремеслом способствовали выработке у людей таких качеств, как самостоятельность, пытливость, инициативность. Кроме того, новгородские церковники были тесно связаны с мирской жизнью, потому что новгородский митрополит был избранником веча, вершил не только духовные, но и мирские дела.

4. В чём суть ересей стригольников и жидовствующих? Почему столь сурово расправились с жидовствующими?

Стригольники отвергали церковные обряды, осуждали возвеличивание духовенства. Они сравнивали поведение духовенства с требованиями Священного Писания и резко критиковали их за любое отступление. Уклоняясь от церковных обрядов, они возрождали старые языческие ритуалы и представления: поклонялись земле, обожествляли небо.

Жидовствующие использовали Ветхий Завет и сочинения иудейских авторов. Они утверждали, что Христос был только пророком, а не Сыном Божьим. Они отрицали Святую Троицу; выступали против поклонения иконам и крестам, рассматривая это как пережиток языческого идолопоклонства. Они утверждали, что отмаливать грехи нужно чистыми помыслами и благими делами, и потому возведение храмов считали бесполезным занятием. Особой критике еретики подвергали монахов, доказывая, что образ жизни, который они ведут, не является богоугодным делом, и потому монахам совершенно неведома истинная вера.

К жидовствующим еретикам православное духовенство отнеслось непримиримо. Ведь они не только выступали против Русской церкви, но и боролись за изменение православных основ всей русской жизни, пытались привнести и утвердить на Руси западноевропейские порядки.

5. Какие проблемы были в центре церковных споров?

В конце XV века начались неурядицы внутри русского православного духовенства. В центре разногласий встал вопрос о церковных богатствах.

Группировку церковников, получившую название нестяжатели, настаивали на ликвидации монастырского землевладения, считая, что монахи должны вести аскетический образ жизни, ничего не иметь и питаться лишь плодами собственного труда. Они считали также, что церковь должна быть независима от гражданских властей. Некоторые нестяжатели выступали за сильную великокняжескую власть, справедливо полагая, что только такая власть в состоянии лишить монастыри их вотчин.

Другие церковные деятели - иосифляне, защищали монастырские владения. Они считали, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Первоначально Иосиф Волоцкий был сторонником теории, по которой глава церкви приравнивался к солнцу, а царь - к луне. Лунный свет лишь отражение солнечного. Значит, власть царя только отражение власти патриарха.

Вначале великокняжеская власть поддержала нестяжателей. Иван III на церковном соборе поставил вопрос о лишении монастырей некоторых земельных владений. Но позже иосифляне пересмотрели своё отношение к царской власти. Они утвердили первенство царской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов, вменив в обязанности царя наказывать еретиков.

6. Что стало причиной появления теории «Москва - Третий Рим»?

Митрополит Зосима в одном из церковных трудов н сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновывал мысль о том, что Москва превратилась в новый Константинополь - «новый Иерусалим». Прославил Бог Константина, писал Зосима, а теперь «родственника его, в православии просиявшего, благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Константина новому граду Константинополю - Москве». Сочинение Зосимы вскоре было переработано в Троице-Сергиевом монастыре, где Москву сравнивали с «новым Римом».

Эта идея была положена в основу теории «Москва - Третий Рим». Наиболее полно она была сформулирована монахом одного из псковских монастырей Филофеем в посланиях Василию III.

7. Каковы были взаимоотношения между властью и церковью в конце XV - начале XVI века?

Русскую церковь возглавлял теперь подданный государя, что допускало его вмешательство в церковные дела. В конце XV века начались неурядицы внутри русского православного духовенства. Вначале великокняжеская власть поддержала нестяжателей. Иван III на церковном соборе поставил вопрос о лишении монастырей некоторых земельных владений. Но позже иосифляне заявили о первенство царской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов, вменив в обязанности царя наказывать еретиков. Василий III поддержал иосифлян.

Учимся быть историками

1. Используя материалы Интернета, подготовьте слайд-экскурсию по одному из российских монастырей.

Троице-Сергиев монастырь. Материалы для презентации: https://ru.wikipedia.org/wiki/Троице-Сергиева_лавра

2. Исследуйте происхождение выражения «подвести под монастырь».

В монастырь уходили, потерпев серьезную жизненную неудачу или финансовый крах. Там замаливали грехи и давали обет безбрачия. Если поступки, совершенные в миру, были слишком серьезным, замаливать их приходилось долго и мучительно. Сейчас, если кто-то кого-то «подводит под монастырь» - значит, откровенно «подставляет», навлекает неприятности.

Документ

1. Назовите причину низложения митрополита, присланного Византией.

Причиной стало заключение митрополитом Исидором унии между западной и восточной церквями.

2. Чем Иван III мотивировал необходимость выбора митрополита из числа русских священнослужителей?

«Требование это мотивировалось дальностью пути, непроходимостью дорог в Византию, нашествием татар».

3. Каковы были истинные мотивы?

Разногласия внутри восточной церкви, в частности принятием Константинополем унии с католической церковью.

После смерти в 1431 г. митрополита грека Фотия, который отстаивал единодержавие московского великого князя, русские церковные иерархи, учитывая пожелание Василия II, «нарекли» в митрополиты рязанского епископа Иону. Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру, ибо еще до его прибытия в Константинополь поставил на русскую митрополию смоленского епископа Герасима. Осенью 1433 г. Герасим вернулся из Константинополя в Смоленск, принадлежавший Великому княжеству Литовскому, а в Москву не поехал, «зане князи руския воюются и секутся о княжении великом на Руской земли».

В 1435 г. Герасим, обвиненный в измене, погиб в Смоленске. А Иона во второй раз отправился в Константинополь на поставление в митрополиты. Но вновь опоздал: еще до его прибытия патриархия утвердила митрополитом грека Исидора, видного церковного деятеля, широко образованного человека. В апреле 1437 г. новый митрополит прибыл в Москву.

Назначение Исидора своей целью ставило обеспечить принятие русской церковью предполагавшейся православно-католической унии. В этот момент Византии угрожала смертельная опасность со стороны Османской империи. Пытаясь спасти остатки своей державы, византийский император вступил в переговоры с римским папой о соединении церквей, чтобы затем получить поддержку европейских держав в борьбе с турками. Папа Евгений IV, в свою очередь, охотно откликнулся на предложение Византии, рассчитывая укрепить унией престиж папской власти.

Митрополит Исидор принял деятельное участие в заключении унии, которая была подписана во Флоренции в 1439 г. Папская курия и Константинопольская патриархия подписали акт о принятии православной церковью католических догматов и признании римского папы главой церкви при сохранении православных обрядов в богослужении.

По пути из Флоренции в Москву Исидор разослал пастырское послание об унии в польские, литовские и русские земли. Однако терпимое отношение к унии Исидор встретил только в Киеве и Смоленске. Весной 1441 г. митрополит прибыл в Москву с грамотой от папы Василию Темному. Но великий князь отказался признать акт о соединении церквей и объявил Исидора еретиком. Тот был арестован и заточен в Чудов монастырь. Оттуда митрополит бежал сначала в Тверь, затем в Литву и, наконец, в Рим.

Изгнание поставленного Константинополем митрополита и неприятие церковной унии 1439 г. имело важные последствия. С одной стороны, в церковных кругах складывалось убеждение, что греки предали православную веру ради своих корыстных целей, а с другой стороны, личность великого князя все больше ассоциировалась с образом истинного защитника веры, опоры православия.

В 1448 г. собор высшего духовенства в Москве утвердил на митрополичьем престоле ставленника Василия II Иону без санкции константинопольского патриарха. Этот акт ознаменовал конец зависимости русской церкви от Византии (автокефалию). Вместе с тем московская митрополия с этого момента оказалась в прямой зависимости от великокняжеской власти.
Церковь и ереси во второй половине XV века

К концу XV столетия положение русской православной церкви оказалось довольно сложным. После падения Константинополя в 1453 г. русская церковь окончательно стала самостоятельной и на ее отношения со светской властью извне никто уже не мог воздействовать. Наиболее дальновидные иерархи православной церкви стремились к укреплению великокняжеской власти и централизации государства как оплота самодержавства.

Вместе с тем внутри страны авторитет церкви был значительно поколеблен из-за обострения социальных противоречий. Протест социальных низов общества чаще всего выражался в религиозной форме. В наиболее крупных русских городах в XV в. появились так называемые еретики, деятельность которых была особенно опасна для церкви.

Новый подъем еретического движения произошел в конце XV в. в Новгороде и был связан с деятельностью приехавшего из Литвы в 1471 г. еврея Скария (отсюда название — ересь жидовствующих, из-за схожести с иудаизмом). Эта ересь получила широкое распространение среди низшего новгородского духовенства. Самыми упорными гонителями еретиков стали архиепископ Новгорода Геннадий и видный церковный деятель, игумен и основатель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (Иван Санин). По имени последнего стало называться целое направление религиозной мысли.

Московский кружок еретиков составляли дьяки и купцы, возглавляемые приближенным Ивана III думным дьяком Иваном Курицыным. Они выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что каждый человек без посредничества церкви может общаться с Богом. В 1490 г. на церковном соборе еретики были осуждены и прокляты. Сторонники ереси жидовствующих были высланы из Москвы, а в Новгороде их подвергли унизительной расправе.

В церковной среде не было полного единства по отношению к еретикам. Так, оппонентами иосифлян выступали так называемые нестяжатели во главе со старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским. Нестяжатели, например, считали, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться, и что подлинное служение церкви надо исполнять через аскетический образ жизни, «нестяжанием» земных богатств и владений. Некоторое время Иван III склонен был поддерживать нестяжателей.

Но на церковном соборе 1503 г. воинствующие иосифляне оказали упорное сопротивление в вопросе об отказе церкви от землевладения. А уже на следующий год новый церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Московский кружок Курицына был уничтожен. Так начал складываться союз светской власти с наиболее ортодоксальной частью церковников во главе с Иосифом Волоцким, который провозглашал «священство выше царства», а устои православия — условием существования самодержавия.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

Со времени своего основания в 988 году Русская Церковь, приняв Православие от греков, была митрополией Константинопольского Патриархата. Русский митрополит, носивший титул «Киевский и всея Руси», ставился в Константинополе греческим Патриархом. С XIV века русский митрополит жил в Москве.

Тяжелое время для Русской Церкви и всего Православного мира наступило в XV веке. Территория Византийской империи ограничивалась тогда одним Константинополем -- все ее бывшие земли были захвачены пришедшими с Востока турками-сельджуками, исповедовавшими ислам. Русь же поразили междоусобицы.

В 1431 году умер митрополит всея Руси Фотий, по происхождению грек. Собор русских епископов с одобрения великого князя Василия II предложил тогда поставить во главе Русской Церкви рязанского епископа Иону. Это не устроило Константинополь, где вынашивались планы заключить союз (унию) с Католической Церковью и признать власть папы -- в обмен на обещанную помощь Запада против турок.

Поэтому, когда святитель Иона приехал в Царьград, ему отказали в поставлении и вместо него поставили другого -- грека Исидора, одного из главнейших вдохновителей унии. В 1439 году на соборе во Флоренции ожидаемая уния была заключена. Ее одобрили все представители Константинопольской Церкви. Однако, когда в 1441 году Исидор, пожалованный папой в кардинальское достоинство, прибыл в Москву и объявил о соединении Церквей, его тут же по приказу великого князя Василия взяли под стражу. Собор русских епископов осудил Исидора как еретика, а Иону утвердил в качестве местоблюстителя. Русь осталась единственной православной страной во всем мире. Однако возведение Ионы так и не было официально утверждено Константинополем и потому с точки зрения церковного права не было легитимно.

Утверждение Ионы в митрополичьем достоинстве долго откладывалось из-за тяжелых обстоятельств княжения Василия II, с которым враждовали его братья Дмитрий Шемяка и Василий Косой. А в 1445 году великий князь Василий попал в плен к казанским татарам. Только в 1448 году, когда Василий II наконец утвердился в Москве, русские епископы 15 декабря провозгласили Русскую Церковь автокефальной и утвердили Иону в митрополичьем достоинстве.

В 1453 году Византийская империя перестала существовать, Константинополь пал под ударами сельджуков. Это событие было воспринято на Руси как наказание свыше за отступничество греков. И хотя впоследствии уния была все-таки в Греции отменена, Греческая Церковь попала в зависимость от турецкого султана, и признавать ее владычество на Руси уже больше не могли. Вместе с тем русские глубоко сочувствовали греческому горю, оказав разрушенному Константинополю значительную денежную помощь.

Такая помощь постоянно оказывалась грекам и впоследствии -- хотя Константинополь не признавал российскую автокефалию (высокомерно отказываясь вместе с тем признать и свою нетвердость в Православии, которая проявилась во время заключения унии). Кроме того, Греческий Патриархат посчитал законным отделение от Москвы Литовской (собственно Киевской) митрополии и таким образом содействовал разделению единой Русской Церкви на две митрополии.

В 1458 году уже давно бежавший из Москвы митрополит-униат Исидор по просьбе литовского великого князя Казимира был поставлен папой во главе русских епархий Литвы, ранее подчинявшихся Москве. Вместо престарелого Исидора управлял Церковью его бывший протодиакон митрополит Григорий, который, однако, в 1460 году предпочел вернуться в Православие, но при этом признал каноническую власть Константинополя (ставшего к тому времени вновь православным), а не Москвы.

Константинопольское непризнание автокефалии Русской Церкви продолжалось до 1593 года (то есть Москва в течение 150 лет находилась фактически в состоянии раскола с Греческой Церковью), когда на Руси уже было установлено патриаршество. Формальное запрещение с Русской Церкви Константинополем так и не было снято. В момент учреждения Московского Патриархата в 1589 году, совершавшегося при деятельном участии константинопольского патриарха Иеремии, об этом запрещении не вспомнили как «о не бывшем».

иерей Василий СЕКАЧЕВ

В начале XIV века митрополитом всея Руси был поставлен патриархом Константинопольским Афанасием не грек, а русский, уроженец Волыни, игумен Спасского монастыря Петр. В двенадцать лет он ушел из родительского дома и провел многие годы в подвигах и молитве. Он был искусным иконописцем, и две иконы Божией Матери его письма прославились потом чудесами.

В годы его правления в жизни Русской Церкви произошло два знаменательных события. В 1313 году хан Узбек принял магометанство, и все подчиненные ему татарские племена последовали за своим повелителем. Положение христиан ухудшилось, так как мусульмане, в отличие от язычников, не были веротерпимы. Тем не менее, митрополиту Петру удалось в Орде не только получить ярлык от нового хана, но и добиться для Церкви новых привилегий. Все духовенство и население, живущее на церковных и монастырских землях, вышло из ведения светского суда.

Предвидя великое значение Москвы, митрополит Петр переселился туда и перед смертию завещал князю Ивану Даниловичу Калите построить там каменную церковь Пресвятой Богородицы и для убеждения его сказал пророчески: «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». Церковь была заложена и быстро воздвигалась; святитель успел устроить в ней для себя гроб собственными руками близ жертвенника, но не дожил до окончания строительства.

Святитель Петр (†1326) вскоре после смерти был прославлен, а мощи его были открыты в 1389 году. При них приносили впоследствии присягу князья, и совершалось избрание русских митрополитов (память 21/3 января).

При преемнике святителя Петра, святителе Феогносте, усилились междоусобицы между князьями и обострились отношения с Литвой и западнорусскими князьями. После многих трудностей и испытаний митрополиту удалось примирить враждующих и получить в Орде подтверждение церковных привилегий.

После смерти святителя Феогноста на митрополичью кафедру был избран епископ владимирский Алексий, происходивший из знатного и богатого рода бояр Плещеевых. В 1354 году епископ Алексий отправился в Константинополь за посвящением, но патриарх поставил его в митрополиты только при условии, что впредь русские митрополиты будут из греков. Пребывание его в Москве должно было быть только временным, а кафедра оставалась за Киевом. В следующем же году в Константинополь прибыл кандидат, присланный великим князем литовским Ольгердом, по имени Роман. Он тоже был поставлен митрополитом для Литвы, и в Русской Церкви началось семилетнее смятение. И митрополит Алексий, и митрополит Роман не желали признавать себя возглавителями только части Русской Церкви и посылали всюду своих представителей. Тверское княжество признало митрополита Романа, чем еще более усилило смуту, кончившуюся только смертью последнего в 1362 году.

Святитель Алексий был человеком очень решительного характера и, когда остался единственным митрополитом на всей земле русской, принял на себя бремя умиротворения страны. Великий князь Симеон, сын Ивана Калиты, умирая, завещал слушаться митрополита Алексия во всем. Большим почетом митрополит Алексий пользовался и у татарских ханов, особенно после того, как по его молитвам исцелилась от слепоты жена хана, Тайдула. Он несколько раз ездил в Орду и отвращал от Руси ханский гнев.

В конце правления митрополита Алексия произошли новые смуты на юго-западе Руси. По настоянию короля польского Казимира, патриарх Филофей поставил особого митрополита, по имени Антоний, для Галицкого княжества. Великий князь литовский Ольгерд со своей стороны добился поставления третьего митрополита, серба Киприана, для Киева, Твери и Смоленска. На Руси оказалось три митрополита. Разделение продолжалось до 1389 года, когда во главе всей Русской Церкви стал митрополит Киприан (память 16/29 сентября). Святитель Алексий скончался в 1378 году и был погребен в основанном им в Кремле Чудовом монастыре. Мощи его были перенесены после Великой Отечественой войны в Московский патриарший собор (память 12/25 февраля).

При митрополите Киприане в Русской Церкви воцарился мир. Литва была в союзе с Москвой и не требовала особого митрополита. После поражения татар в 1380 году на Куликовом поле великим князем Димитрием Донским власть великих князей московских усилилась, и Москва стала тем центром, к которому стремилось все русское население и вокруг которого постепенно стали объединяться все северо-восточные княжества. При митрополите Киприане, который был строгим блюстителем благочестия, были проведены необходимые реформы церковной жизни и богослужения.