Сад в китайском стиле своими руками. Традиционный китайский сад

Китай - древняя страна с необычайно своеобразной культурой. Природа в жизни китайцев очень почитаема, а в конфуцианстве и даосизме объектом поклонения являются ее силы. Именно поэтому многие люди выбирают ландшафтный дизайн в китайском стиле как симбиоз единства с природой и взаимодействия «инь» и «ян» (мужского и женского начала) в фэн-шуй.

Видео — китайский сад

Китайский стиль: направления в ландшафтном дизайне

Китайские сады создаются для достижения гармонии и умиротворения с помощью медитации или просто прогулок по дорожкам сада. Многообразие человеческих характеров стало поводом для разветвления китайского стиля в ландшафтном дизайне.

Эмоциональные типы китайских садов:

  • «смеющийся» представлен красочным горизонтальным дизайном, что делает обстановку вокруг радостной и лучезарной. Яркие цвета преобладают во всех элементах декора от цветов до зданий;
  • «угрожающий» демонстрирует могущество разрушительных стихий. Такой вид приобретается благодаря высоким скалам, изломанным и искривленным деревьям и бурным водопадам;
  • «идиллический» предпочитают люди, жаждущие мира и покоя. Такая атмосфера достигается с помощью мягких красок, приглушенных тонов и большого водоема с ровной гладью воды.

Оформление сада в китайском стиле

Для создания сада в китайском стиле вам понадобится большая территория, на которой следует грамотно совместить возвышенности (горы) и низменности (ручьи или озера), всевозможные камни и множество цветов, чайные домики и лестницы. Независимо от эмоционального типа, который предпочтете именно вы, все сады в китайском стиле имеют схожие черты. Каждый объект ландшафтного дизайна в китайском стиле имеет центр, так называемую главную композицию, вокруг которой расположены дополнительные атрибуты.

Отличительные атрибуты сада в китайском стиле:

  1. Светлые каменные стены используются с целью . Главная функция невысоких внутренних стен — привлечь внимание к конкретному живописному месту.
  2. Отверстия разной формы в рост человека – «лунные ворота» и окна в стенах используются в качестве обрамления живых картин природы.
  3. - традиционный элемент в декорировании участка. Ворота с крышей строят из дерева, после чего красят в алый или коричневый цвет.
  4. – характерный компонент ландшафтного дизайна, ведь вода в Китае считается олицетворением женского начала.
  5. Камни — олицетворение мужского начала, поэтому различные по форме и размеру камни можно встретить по всей территории. В китайской философии камни также символизируют бессмертие, что объясняет популярность их использования.
  6. Изогнутые крыши беседок или чайных домиков, украшенные китайскими фонариками.
  7. Волнообразные дорожки, часто выложенные из гальки. Считается, что в китайском саду ровных тропинок не должно быть вовсе.
  8. Львы являются оберегом, поэтому их скульптуры размещают при входе.
  9. Китайским сад считает законченным и полным, если в нем есть животные. Например, в пруду могут плавать традиционные карпы кои.

Символическое значение для китайцев имеют слива, персик, ива, сосна, поэтому они обязательно должны присутствовать на территории сада. Из цветов предпочтение следует отдать пионам, нарциссам, орхидеям, розам и лотосам.

Для китайцев сад – райское место, поэтому они уделяли особое внимание его . Выбрав для своего китайский стиль, вы приобретете место для отличного времяпрепровождения наедине с природой и восстановления сил, энергии и бодрости.

Китайский сад, где же искать его истоки? История возникновения китайского сада насчитывает более трех тысяч лет. Первые упоминания о нем датируются временем создания Великой китайской стены. Китайским садом именуются огромные сады правящей династии, которые были разбиты, дабы произвести впечатление, и более мелкие сады чиновников, деятелей культуры и искусства.

Первоначально это были участки с естественной природной средой. В первом веке их начинают окультуривать, придавать пейзажные композиции. Первый расцвет ландшафтного искусства пришелся на 10-12 века, второй период – это 13-14век, в это время был заложен парк-дворец Ихэюань, Парк Безмятежного отдыха или Сохранения гармонии и Императорский сад в Пекине, с этого момента центром сада и его основным атрибутом становится вода: озеро, пруд, водопад, фонтан, ручьи. Развитие садового искусства продолжалось вплоть до 19 века.

Окончательное разделение на императорские и частные сады завершилось в 6 веке.

Кратко о философии китайского сада можно сказать следующее: это единение двух противоположных начал, мужского и женского, находящихся в постоянном равновесии и противоборстве. Они гармонично дополняют друг друга, одно не сможет существовать без другого. Они различны по своей сути, но в тоже время едины.

Китайский сад – это сама естественность природы, ее первозданность.

В китайском ландшафтном стиле человек не противопоставляется природе, не вмешивается в ее развитие, а лишь поправляет, корректирует отдельные моменты. Он существует в единении с ней, особенно это заметно с приходом в Китай буддизма, в этот период человек пытается добиться совершенства души при помощи медитаций, и помогает ему в этом сад, он дает духовное единение с природной средой.

Чтобы создать на своем участке земли пейзаж, который будет радовать глаз, мало наличия одних только инструментов, семян красивых цветов и саженцев диковинных деревьев или кустарников. Для этого необходимы чувство меры и вкуса, а также терпение. Но если ваша мечта – сад в китайском стиле, потребуется еще большая отдача. О подобных композициях говорят, что они отражают внутренний мир создателя. Вы готовы обнажить самое сокровенное, спрятанное в глубине души? Тогда ознакомьтесь с важными нюансами, которые используют в своей кропотливой работе китайские садовники.

Видео-экскурсия по саду в китайском стиле

Ищем вдохновение в природе

С чего нужно начинать? С полного релакса, желательно на фоне прекрасных природных пейзажей. Как известно, на духовную жизнь жителей Китая очень мощное воздействие оказывает буддизм. Его философия призывает черпать силы для ума и духа в природе. Поэтому китайские сады являются идеальными ландшафтами, воплощенными в миниатюре.

Здесь можно встретить горы и озера, деревья и кустарники. Все это соединяется в единую гармоничную картину, пропитанную энергетикой создателя. Единственное требование к ландшафту – чтобы он естественным образом сливался с жизненным пространством человека.

Гармония китайского сада

В таких пейзажах не найти английские газоны или другие элементы, нарочито пропорциональные, правильной геометрической формы. Потому что в Китае настоящим мастерством считается умение создать сад таким образом, чтобы не возникло сомнений в его естественности.

Китайский садовник своими руками творит вселенную в миниатюре, поэтому он может дополнять дизайн ландшафта символичными элементами, придавая им философский подтекст.

Так как китайские сады могут быть очень малы по площади, то их творцы соревнуются в умении создать иллюзию пространства. Для этого используется разнообразное сочетание элементов, которое позволяет многозначное «прочтение» перспективы и образов.

Вода – символ жизни в китайском саду

Самая плодородная земля без источника воды способна превратиться в безжизненную пустыню. Поэтому жизнетворная влага обязательно должна присутствовать в любом садике в китайском стиле в разных видах: пруды, водопады, ручьи.

Небольшой водопад в китайском садике

Вода – это символ покоя, мирной и тихой жизни. Традиционно водоем выполняют без облицовки и располагают его в центре композиции. Берега должны быть низкими, а течение – спокойным и медленным. Ведь оно собой олицетворяет течение жизни, являясь своеобразным символом вечности.

Так как вода – это зеркало, благодаря отражающей поверхности, то она, согласно буддизму, символизирует истинный совершенный дух. Поэтому в китайский сад включают как динамичные, так и статичные водоемы. У пруда с зеркальной поверхностью можно возвести павильон или беседку. В таком случае учитывается их участие в композиции не только реальной, но и зеркальной.

Дорожка через мини водоем

Бессмертие и мужское начало – камни

Жителям Поднебесной свойственно уважительное отношение к камням. Их считают одухотворенными, а также воплощением мужского начала Ян. Особенно трепетно относятся китайцы к природным шедеврам необычной формы или с разноцветной структурой. Таким камням они иногда поклоняются, с ними разговаривают, как с живыми существами.

Для китайского сада этот элемент является столь же неотъемлемым, как и вода. Из камней возводят «горы». Их используют как строительный материал или в виде скульптур. Если есть возможность найти камни с налетом времени (например, с прожилками, отверстиями, причудливых форм), то они станут символом бессмертия.

Вода и камни — основа китайского сада

Каменные экспозиции и изваяния можно размещать у водоемов, использовать в качестве оснований для архитектурных элементов. Гранитом выкладывают дорожки, площадки, а также его используют при изготовлении мостов. Не исключено применение каменной фигуры в качестве доминирующего элемента.

Растительный мир китайских садов

Самый главный принцип, которого придерживаются при построении композиции – круглый год китайский сад должен оставаться привлекательным. С таким условием и подбирают для него растительность.

Так как в Китае практически каждое растение несет свою смысловую нагрузку, то к использованию фауны в ландшафтном дизайне садоводы относятся очень трепетно. Например, растительный мир в целом должен отражать течение жизни, акцентируя внимание на событиях, которые являются важными для владельцев сада.

  • Деревья

Такие деревья, как вишня, слива, гранат, в период цветения символизируют силу характера. Сосна, которую можно встретить практически в любом китайском садике – это напоминание о бесконечности времени. Бамбук китайцы уважают за его способность прогибаться под порывами ветра, но не ломаться. Поэтому он олицетворяет стойкость и выносливость.

Садоводы Поднебесной с помощью специальных приемов придают деревьям особые формы, включая в композицию искусственно состаренные или искривленные стволы. С особенным пиететом принято относиться к многовековым растениям, которые окружают почетом, как и людей преклонного возраста. Поэтому такое дерево можно смело использовать в качестве одного из центральных элементов.

Беседка среди зелени

  • Цветы

Влияние буддизма чувствуется и в подборе цветочных вкраплений в единую картину сада. Символом чистой души, которая возносится над всем материальным, выступает лотос. Уважением среди китайцев пользуется древовидный пион. Его еще именуют царем цветов. Можно активно рассаживать розы и хризантемы, нарциссы и гортензии. Но при этом надо учитывать важный момент: любой цветок имеет своего спутника, рядом с которым его и принято сажать. На фото китайского сада можно подметить, что роза – соседка пионов, слива – спутница магнолий, хризантема – «подружка» бегоний.

Кстати, традиционных в нашем понимании газонов в китайском саду нет. Почву покрывают декоративные злаки или травянистые многолетники. Характерным элементом композиции являются также бонсаи. Сформированные опытными руками кустарники или деревья эффектно выглядят в контейнерах, размещенных на подставках.

Цветы в китайском саду

Не одну тысячу лет садоводы Китая шлифовали свое искусство. Это не означает, что сад в китайском стиле невозможно создать собственными руками, не имея подобного опыта. Для такой работы надо вооружиться терпением и призвать на помощь чувство гармонии, не бояться экспериментов. Стоит вспомнить китайскую мудрость, которая гласит, что не может быть двух идентичных садов, как и не бывает абсолютно одинаковых людей. И тогда результат порадует не только взгляд, но и душу.

Стили китайского сада

Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Несмотря на то что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых), тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово-паркового искусства – северной и южной.

Главной особенностью южной школы (экономический центр страны) является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размещались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущие кустарники. Малые сады устраивались при жилых домах. Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях в сотни гектаров, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.

В Древнем Китае традиционно устраивались сады при императорских дворцах и дворцах китайских вельмож, это были парадные сады или даже парки. Они создавались как величественный и умиротворяющий фон для созерцания и медитации. Садоводы старались скопировать самые впечатляющие особенности окружающего ландшафта, которые в меньших масштабах воссоздавали за садовой оградой. Посадки деревьев и кустарников были строго симметричными, тщательно подстриженными и стилизованными, каждая деталь что-нибудь символизировала. Многие такие сады сегодня являются местами настоящего паломничества туристов. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности.

Главная задача создателя такого парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый вид. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены.

Китайский сад может быть садом ученых, с лабиринтом дорожек для многочасовых прогулок ученых и философов, призванным настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад. По свидетельству самих китайцев, в садах ученых (или садах литературы) лучше всего воплощено мировоззрение китайского сада. Здесь нет официальной парадности. Все создано для отдыха и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня. Сад ученых отличается скорее скромной, тонкой элегантностью, нежели роскошью и величиной. Ярко-красный цвет деревянных построек создает контраст по отношению к зелени окружающей природы, белым поверхностям стен и элегантной серой черепице крыш.

Китайский сад может быть домашним садом (небольшие садики около частных домов), окруженным сплошной стеной из камня или бамбука (в Северном Китае его традиционно заменяют на хвойные растения).

Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей, где даже маленький фонтанчик маскируется под ручеек, бегущий среди скал. Здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой.

Планировку китайского сада определяют два типа созерцания: статическое и динамическое. В китайском саду должен быть поэтический уголок (обычно беседка на некотором возвышении, из нее открывается вид на сад), который является местом для «созерцания в спокойствии» – одной из двух различных традиционных китайских форм переживаний, связанных с садом. Такую же важную роль для китайских садовых оформителей играло и «созерцание в движении» – вторая форма переживания, которая подразумевает постоянно сменяющие друг друга пейзажи при прогулке по саду.

Китайский сад предполагает и воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. В китайской традиции огромное значение приобретает символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, водных ресурсов), но и архитектурных сооружений. Вне зависимости от принадлежности к той или иной школе сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире».

Главное в искусстве создания китайского сада – это умение в «меньшем увидеть наибольшее», и не просто увидеть, но и сказать об этом. В использовании ландшафтных компонентов прежде всего видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Этот способ мог выступать в виде контраста двух берегов одного ручья – оголенного и поросшего растительностью. Он распространялся и на цветочные композиции (контраст цвета, формы растений, линий и объема). Он мог быть, наконец, взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности (традиционный образ для Китая).

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический.

Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы и обрывы, изломанные деревья, как будто сраженные бурей. Сады угрожающего стиля вообще наполнены причудливыми и вычурными элементами – мрачными каменными композициями, деревьями неестественной формы, страшными статуями мифических существ. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.

В противоположность японскому саду с его мягкими тонами и плавными цветовыми переходами китайский сад ярок и многоцветен. В особенности это касается смеющихся садов. Несколько ближе к японским китайские сады идиллического стиля, но и они сохраняют описанные выше типично китайские особенности, к которым можно добавить еще одну. Если японский сад может быть сколь угодно мал и производить впечатление игрушечного, то китайский сад обычно более просторен.

И если в настоящий полноценный японский сад можно превратить маленький укромный уголок приусадебного участка, то под китайский сад лучше выделить весь участок и подготовиться к основательному преобразованию его рельефа и убранства (озеленению, посадке деревьев, устройству цветников и пр.).

Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.

Из книги Луна и цветущий сад автора Семенова Анастасия Николаевна

Закладка сада Готовитесь ли вы строить собственный сад, или вы садовод со стажем, вы знаете: все начинается с идеи. С проекта, планирования, закладки. Действительно, как лучше всего распланировать будущий сад? Такое решение стоит продумать тщательно, со всей

Из книги Дача. Что и как можно построить? автора Банников Евгений Анатольевич

Освещение сада Прежде чем выбрать светильники и определить их местоположение на участке, необходимо решить, что же делать – подсветку или освещение.Обычно освещают подъезд к дому, площадку перед воротами или калиткой, крыльцо, дорожку вокруг дома, беседку (рис. 42). Чтобы

Из книги Сезонный календарь для садовода автора Куропаткина Марина Владимировна

Закладка сада Прежде чем приступить к непосредственной закладке будущего сада, необходимо совершить множество действий, любое из которых очень важно. Следует отнестись к каждому пункту внимательно, так как через несколько лет могут появиться последствия ошибок,

Из книги Золотая книга богатого урожая автора Самсонов Сергей Анатольевич

Реконструкция сада Во взрослом саду следует время от времени проводить так называемую реконструкцию. Она заключается в удалении старых погибших растений и улучшении условий для молодых и зрелых. Перед ее началом следует тщательно продумать цели, ради которых она будет

Из книги Защита огорода и сада без химии и яда автора Звонарев Николай Михайлович

Растения для сада Как правило, в плодовом саду ведущее место занимают такие культуры, как яблоня, груша, вишня, слива, земляника, смородина, крыжовник, малина, виноград. В некоторых садах выращивают также облепиху и другие растения, обладающие целебными

Из книги Садоводу и огороднику Дона автора Тыктин Н. В.

Защита сада

Из книги Всё об обрезке и прививке деревьев и кустарников автора Горбунов Виктор Владимирович

Посадка сада Лучший срок посадки яблонь и груш - октябрь, косточковых культур - ранняя весна. Запоздание с весенней посадкой может привести к гибели деревьев из-за сильного иссушения.Для экономии времени весной необходимо все подготовительные работы: перекопку,

Из книги Большая книга дачника автора Петровская Лариса Георгиевна

Обрезка сада

Из книги Отличный урожай круглый год автора Серикова Галина Алексеевна

Планирование сада Азы общего планирования, без которых никак не обойтись начинающему дачнику, мы с вами усвоили. Теперь распланируем сад.Вы уже поняли, дорогие современные дачники и дачницы, что планирование – это основа всего. Создание красивого и продуктивного сада во

Из книги Китайский и японский сад автора Згурская Мария Павловна

Закладка сада У всех давно на слуху выражение, что человек должен сделать в своей жизни. И не кажется случайным, что, помимо постройки дома и рождения сына, говорится о том, что необходимо посадить дерево, и хочется дополнить: «Желательно не одно, а лучше настоящий сад».

Из книги Дизайн сада своими руками автора Красичкова Анастасия Геннадьевна

Ландшафтные компоненты китайского сада Основу сада составляет площадка для медитаций и физических упражнений, рядом с которой располагается небольшой пруд. Водаявляется неотъемлемым элементом китайского сада. В самых знаменитых садах она занимала более половины

Из книги 1001 ответ на важные вопросы садовода и огородника автора Кизима Галина Александровна

Стили японских садов Современный подход к классификации японских садов основан не только на поиске различий в структурной концепции сада, но и на философских учениях постижения мира разных буддийских школ. Сады Дзёдо. К середине X века идеи буддизма стали

Из книги Золотые сорта плодовых культур автора Фатьянов Владислав Иванович

Стили ландшафтного дизайна Стиль – это собирательный образ художественных деталей, использующихся в оформлении чего-либо, объединенный общим способом творческого выражения. Иными словами, стиль ландшафтного дизайна заключается в едином впечатлении, которое

Из книги Большая энциклопедия дачника автора Вечерина Елена Юрьевна

Есть ли противопоказания в употреблении китайского лимонника? Есть противопоказания! Не следует пить настой лимонника на ночь, он возбуждает нервную систему. Не следует его употреблять и

Из книги автора

Красавица Сада Этот позднелетний сорт получен С. И. Исаевым от скрещивания сортов Суйслепское с Боровинкой. Зимостойкость высокая, плодоношение наступает на 4-5-й год роста дерева, не всегда ежегодное. Урожайность обильная до 240 кг с дерева. При этом плоды часто мельчают.

Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий - даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, - это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.

Философия китайского сада

Китайское садово-парковое искусство в древности основывалось на своеобразной философии: природа рассматривалась как единство и борьба двух противоположных начал, находящихся в равновесии: мужского Ян и женского Инь. Они наполняют природу во всех ее проявлениях - при смене времен года, смене дня и ночи, в камнях, воде, растениях. Кроме этого, все элементы природы наделялись энергией и «дыханием» (понятие «ци») и находились в постоянном движении и развитии.

Человек при этом не противопоставлялся природе, как это имело место в западной культуре, а гармонично вписывался в нее, являлся частью единого целого, имел свой путь, жил в соответствии с основными законами Вселенной. Позднее, с приходом в Китай буддизма, который проповедовал преимущество Природы и ее сил над человеком, появилось понятие «Просветленная природа» - стремление к совершенству человека при помощи медитации, созерцания, духовного слияния с природой.

Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.


Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).


Основные элементы сада в китайском стиле

Атрибуты китайского стиля, которые применяются для создания садов, использовались европейцами еще в 19 веке, но зачастую без понимания их скрытой символики. Рассмотрим главные из них.

«Окна в саду» - небольшие проемы на уровне глаз в садовых стенах, которые выполняют ту же роль, что и лунные ворота. Они бывают двух видов: первые - в виде рамы, в которой запечатлена «садовая картина»,

вторые - сами по себе произведения искусства, имеют кованую или каменную решетку с красивым орнаментом или изображением дерева, сквозь них тоже видны «садовые картины».

Отверстия различной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, в виде лепестка) в человеческий рост во внутренних стенах, которые делят сад на зоны.

Их основное предназначение - открывать перед нами новые виды по мере продвижения по саду. В то же время «лунные ворота» служат необычными рамами для живых картин, приглашают посмотреть на них.


Входные ворота - обычно прямоугольной формы, всегда имеют крышу, часто окрашены в яркие цвета (красный, коричневый). Могут быть достаточно просто и скромно устроены в небольшом саду, но ворота в парки обычно имеют большие размеры, красивую, изогнутую в китайском стиле крышу и богато украшены.

Декоративный водоем - важнейшее украшение и атрибут китайского сада. Вода в виде озер, прудов, ручьев символизирует женское начало. Она представлена огромными озерами в парковых ансамблях и небольшими прудами в центре частных садов. Вокруг таких прудов, часто населенных ярко окрашенными карпами кои, строилась садовая композиция.

Камни олицетворяют сильное мужское начало Ян, их наделяют душой. Ландшафт китайского сада определяется двумя главными составляющими - камнями и водой. «Горы» из камней символизируют бессмертие - важный аспект китайской философии.

Купить декоративный камень>>

Для китайского сада используется более ста разновидностей камней, особенно ценятся старые, сложной формы, поднятые со дна моря камни.

Бонсеки - это миниатюрные композиции из камней или из камней и растений, воспроизводящие природный ландшафт в миниатюре. Они являются настоящим произведением искусства. Размещают бонсеки в саду на столах-подставках или на земле на фоне стены.

Беседки и павильоны - им в китайском саду отводится важная роль. Они выполняются в традиционной манере с изогнутыми крышами из бамбука, часто богато украшены. Размещают беседки и павильоны на берегу или в центре пруда.

Беседку, садовую мебель купить>>

Они также несут в себе скрытую символику и тесно связаны с окружающим ландшафтом.

Садовые павильоны служат для отдыха, созерцания и медитации.

Мосты обычно используют для пересечения водных пространств. Форма мостов самая разнообразная - горбатые мостики для узких каналов, зигзагообразные одноуровневые мосты для пересечения прудов, шаговые мостики из плоских небольших камней. Материалы для мостов - камень, дерево, бамбук.


Китайские фонари , изготовленные из дерева, стекла, металла, бумаги (красного цвета), служат как для украшения сада, так и несут функциональную нагрузку. Чаще всего они размещаются на стенах или внутри беседки под потолком.

Бамбук - одно из любимых растений китайцев и дешевый строительный материал, который широко применяется для изготовления всевозможных ограждений, ворот, беседок, циновок, решеток. Из-за его недолговечности конструкции из бамбука приходится часто обновлять.

Особого мастерства достигли китайцы в создании разнообразных твердых покрытий . Материалом для них обычно служит разноцветная галька, из которой создаются сложные узоры в виде волн, орнаментов, картин, изображающих растения, что подчеркивает связь дорожек с окружающим ландшафтом.


Каменные львы выполняют роль садовой скульптуры, их всегда размещают у входа в дом или сад в паре. Основное предназначение каменных львов - защита владельцев от неприятностей.


Растения - важная составляющая композиций

Один из главных принципов китайского сада: он должен сохранять свою красоту и привлекательность на протяжении всего года. Любое дерево, кустарник или цветок в китайском саду имеют свой смысл, связаны с сезонными явлениями или событиями из жизни владельцев. Приход весны всегда символизируется цветением вишни, сливы (олицетворяет силу характера), магнолий, граната, а также цветущими декоративными кустарниками - форзицией, рододендронами, хеномелесом (айва японская). Чуть позднее главным акцентом в саду становятся цветущие алые азалии. А осень знаменуется пронзительно-шарлаховой листвой разнообразных кленов.

Основное растение, присутствующее почти в каждом китайском саду, - сосна. Долго живущие вечнозеленые сосны напоминали китайцам о бесконечности времени. С помощью определенных приемов деревья формируют, понижая их высоту и придавая ветвям определенное расположение. О соснах бережно заботятся из поколения в поколение.

Кроме сосен, из хвойных высаживаются можжевельники и кипарисы.


Выращивают в садах лианы (глицинии), некоторые вечнозеленые кустарники (питтоспорум, магония падуболистная и др.), а также древовидные пионы, хризантемы. Бамбук олицетворяет выносливость и стойкость, так как его ветви изгибаются под ветром, но никогда не ломаются. Эти растения часто используются в садах. Искривленные старые или искусственно состаренные деревья - важный элемент китайского сада.

С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Его прекрасные и нежные лепестки являются символом чистоты души Будды, возвышающейся над материальным земным миром.

В традиционных китайских садах нет газонов, а в качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники (хосты, кислица), а также декоративные злаки.

Бонсаи - сформированные определенным образом деревья и кустарники - элемент, также характерный для китайского сада. Особенно эффектно смотрятся небольшие бонсаи из деревьев (около 0,5-1 м), высаженные в контейнеры и обязательно размещенные на подставке. Чаще всего это сосна, вишня или слива, клены, хеномелес и другие.

Текст и фото: Наталья Юртаева, ландшафтный дизайнер