Сознание как объект философского анализа. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования

Попытки объяснить феномен сознания предпринимались в глубокой древности. Древние люди связывали сознание не с деятельностью тела, а существованием души, то есть бестелесного начала, которое способно на время или навсегда покидать тело человека.

Основатель идеализма Платон утверждал, что душа бессмертна, а смертное тело является ее рабом. Вне тела душа находится в небесном мире идей.

В средние века на первый план выдвигалась идея мирового духовного начала, а человеческий разум рассматривался как искра божественного разума. Философы-материалисты рассматривали сознание как функцию человеческого тела. В своих крайних проявлениях метафизический материализм утверждал, что мозг вырабатывает мысли подобно тому, как печень вырабатывает желчь.

Таким образом, идеалисты утверждали абсолютную независимость мышления человеческого тела, а материалисты - полную зависимость духовного от телесного.

Происхождение сознания, его сущность и структура

Материалистическая диалектика, решая вопрос о происхождении сознания, опирается на теорию отражения.

Отражение - это свойство материальных систем в процессе их взаимодействия воспроизводить особенности друг друга. В неживой природе существует пассивное отражение, которое проявляется в форме механических и физико-химических изменений. С возникновением жизни и появлением простейших организмов и растений возникает раздражимость - способность живого избирательно реагировать на воздействия внешней среды.

У животных, благодаря наличию психики и нервной системы, существуют более сложные формы отражения, связанные с деятельностью органов чувств.

1. Ощущение - способность отражать отдельные свойства предметов (цвет, форма, запах и т.д.), в результате их воздействия на органы чувств.

2. Восприятие - способность к целостному охвату объекта во всей его полноте.

3. Представление - способность к воспроизведению объекта, который непосредственно не воздействует на органы чувств.

Как показали исследования физиологов, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга, то есть реакции на внешние воздействия, первые из которых передаются по наследству, а вторые формируются в процессе жизни.

Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов, то есть поведенческих реакций. Наличие у животных ощущений, восприятий и представлений является основой возникновения человеческого сознания. Эта основа имеет биологический, природный характер. В то же время, формирование сознания не возможно без участия социальных факторов. Эти факторы выделил Энгельс в своей статье "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". Решающим социальным фактором возникновения сознания он назвал труд. Труд начинается с использования предметов природы в качестве орудий деятельности. Следующий этап - создание орудий труда из природных форм. Простейшие трудовые навыки способствуют расширению кругозора и совершенствованию мозга. Потребность передачи опыта стала предпосылкой видоизменения гортани и формирования членораздельной речи. Язык стал важнейшим фактором познания мира, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного мышления.

Биологической предпосылкой сознания человека является его головной мозг. Он представляет собой сложную физиологическую систему, которая функционирует в другой целостной системе - человеческом организме. Между физиологическими и психологическими процессами, происходящими в мозгу человека, существует принципиальная разница. Физиологические процессы - материальны, психические - идеальны. Сознание не сводится ни к отражаемому миру, ни к физиологическим процессам головного мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, которая заключается в активном отражении действительности и ее конструктивно-творческом преобразовании. Структуру сознания можно представить как единство четырех основных сфер.

I - сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. Она включает в себя ощущения, восприятия, конкретные представления, которые дают информацию об окружающем мире, собственном теле, его взаимоотношениях с другими телами. Назначение этой сферы - выработка целесообразного и полезного поведения.

II - сфера логико-понятийная включает в себя общие понятия, аналитико-синтетические мыслительные операции, жесткие логические доказательства. Назначение этой сферы - достижение истины.

III - эмоциональная сфера состоит из эмоций, чувств, настроений, стрессов, аффектов. Ее назначение - реализация принципа удовольствия, то есть стремление к позитивно-эмоциональным состояниям и блокирование негативных.

IV - ценностно-мотивационная включает в себя духовные идеалы личности и высшие мотивы деятельности. Ее назначение - выработка поведения, соответствующего представлением человека о справедливости, правде, красоте.

Эту схему необходимо дополнить такими компонентами сознания, как воля, воображение, память.

Если эту схему соотнести с межполушарной асимметрией головного мозга, то функционирование I и II сферы будет соответствовать деятельности левого полушария головного мозга, а III и IV - правого полушария головного мозга. Такая "специализация" характерна для "правшей", у "левшей" она обратная.

Сознание способно не только отражать окружающий мир, но и обращаться к самому себе, то есть выступать как самосознание. Самосознание обеспечивает отделение человека от окружающего мира и соотнесение себя с другими любыми. Это происходит в результате самоанализа, который приводит к самооценке. Выделение себя из мира не означает полного разрыва с ним. Мир по отношению к человеку выступает как своеобразное зеркало, в которое он видит свое отражение.

Сознание можно определить как субъективный образ объективного мира. Это означает, что сознание принадлежит не окружающему миру, а человеку, субъекту. В то же время содержанием сознания является объективный мир, его различные стороны, свойства. Кроме того, субъективность сознания означает, что оно способно несколько отступать от действительности и образ, созданный сознанием, отличается от оригинала.

Наряду с сознанием в психике человека присутствуют и элементы бессознательного, которые исследуются с помощью психоанализа. К бессознательным видам деятельности человеческого мозга относят творческое озарение, интуицию, способность к формированию парадоксальных задач, вопросов, решений. Феномен сознания исследуется различными естественными и гуманитарными науками. Философский анализ сознания предполагает определение природных и социальных факторов его формирования, характер их взаимодействия, источник творческой способности личности, переделы возможностей человеческого интеллекта.


Понятие сознания. Сознание – предельно широкая и глубокая по объему категория философии, обозначающая субъективную реальность, идеальное отражение человеком, его мозгом и психикой внешнего мира; духовный мир человека, его осознанное переживание собственного бытия в мире, отношение к внешнему миру.
Человек – существо разумное, мыслящее, наделенное сознанием. При помощи сознания человек активно ориентируется во внешнем мире, познает его, вступает с ним в субъектно-объектные отношения. Благодаря сознанию существуют духовный мир личности, ее эмоции, переживания, тревоги и мечты, надежды, фантазии. Именно благодаря сознанию человек существует как Homo sapiens, существо разумное, мыслящее.
Сознание человека, внутренний мир его души является объектом изучения философии и многих специальных наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, психиатрии, физиологии высшей нервной деятельности. Науки рассматривают сознание, как фактор человеческой деятельности, как способ регулирования отношений природы и общества, как продукт социального общения. При этом сознание предстает в единстве познавательных (гносеологических), ценностных (аксиологических), волевых и коммуникативных (социальных) параметров.
Научный анализ человеческого сознания еще далек от своего конечного результата. Сам объект изучения – сознание человека, его внутренний мир, душа – столь сложен, что, несмотря на огромные успехи науки, здесь еще очень много белых пятен, много непознанного, неясного, скрытого от пытливого взгляда ученых.
Сознание является результатом, историческим продуктом социальной, общественной формы бытия. Ключ к пониманию сознания – в истории человека, человеческого социума, ведь сознание обуславливает активный, творческий характер социальной формы бытия, придает человеческой истории черты самодвижения. Сознание – высшая форма отражения окружающего мира, форма ориентации человека в окружающей среде и в самом себе, результат социального развития. Сознание отдельного индивида неотделимо, немыслимо без развития общественного сознания.
Проблема сознания – это, в конечном счете, вопрос о соотношении психического, физиологического и социального: если человек разумный – венец эволюции материи, то мысль – высшее свойство мыслящего материала головного мозга человека, коры его больших полушарий. Становление человеческого сознания связано с развитием речи, языка, этого практического сознания, носителя социального опыта человечества.
Проблема сознания в философии. Вопрос о сознании, его происхождении, сущности и развитии, трактовка этого вопроса в различных философских школах и направлениях различна. При анализе феномена сознания еще в античные времена философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов. В связи с этим существуют различные подходы к философскому анализу феномена сознания, такие как материализм, идеализм, дуализм, гилозоизм, пантеизм.
Большинство представителей материалистических философских систем рассматривают сознание как особую форму отражения. Если отражение – один из атрибутов движущейся, развивающейся, изменяющейся материи, то сознание, с материалистических позиций, – это высшая форма отражения в мозгу человека внешнего мира, итог эволюции живой природы, это способность самого сложного из известных сегодня материальных образований – человеческого мозга – отражать окружающий мир в форме идеальных образов.
Если материалисты рассматривают сознание в плане эволюции материи и усложнения форм отражения, то философы-идеалисты подходят к анализу сознания с диаметрально противоположной стороны, считая, что сознание – творец, демиург, что не природа в ходе своего развития порождает мысль, а наоборот, мысль порождает природу, что природа – система застывших, окаменевших мыслей или совокупность, комплекс ощущений мыслящего человека, субъекта.
Идеалистическая философия осмысливает сознание, духовное, идеальное как фактор, независящий от материального, предшествующий и даже порождающий его. Идеальное, говорят представители объективного идеализма, – это подлинное, вечное совершенное бытие, в отличие от бытия материального, которое, по их мнению, конечно несовершенно, иллюзорно. Дух, разум, идеальное предшествует материи или сосуществует с ней. Таков «мир идей» Платона, «абсолютная идея» Гегеля. В идеализме «мир идей», «абсолютная идея» активны; материя, природа – пассивны. Аристотель утверждал, что активный дух оформляет, одухотворяет, придает надлежащий вид инертной, аморфной, равнодушной к собственному существованию материи, наделяя ее внутренней формой, а значит сущностью и смыслом.
Несколько иначе решают проблему сознания сторонники другого философского направления – субъективного идеализма, считающие неправомерным тезис о существовании объективной реальности, независимой от воли, сознания разума субъекта: мир, в котором живет человек – суть комплекс, совокупность ощущений, представлений, переживаний, настроений, впечатлений мыслящего субъекта. Наиболее крупные представители субъективного идеализма – Д. Беркли, И. Г. Фихте, Д. Юм. Позиции, близкие этому течению, в наше время занимают некоторые сторонники неопозитивизма, критического рационализма, экзистенциализма.
Своеобразную позицию по вопросу сознания занимает такое философское направление, как дуализм, крупнейшим представителем которого в философии Нового времени был Декарт. Дуалисты утверждают, что в основе бытия существует два независимых, равнозначных, равноправных начала – материальное и духовное. Так, Декарт, в своей философской системе исходит из того, что причина движения – бог, творец всей природы и самого человека – в основе бытия которого два начала – бездушный и безжизненный телесный механизм с волевой, мыслящей и сознающей душой.
Своеобразную трактовку феномена сознания дает гилозоизм – философское учение, отрицающее грань между живой и неживой природой, полагающие всю материю в той или иной степени живой, одушевленной наделенной чувствами, психикой, душой.
Близкую к гилозоизму позицию занимают представители философии пантеизма, максимально сближающей друг с другом понятия «бог», «природа», «душа». Идеи пантеизма близки раннему суфизму, ярким представителем которого был выдающийся мыслитель средневекового Востока аль-Газали. В европейской философской традиции Нового времени идеи пантеизма развивали Джордано Бруно и Бенедикт Спиноза.
Пристальное внимание анализу сознания уделяют многочисленные течения современной, постклассической философии. Например, философия психоанализа, связанная с именами 3. Фрейда, К. Юнга. Э. Фромма, большое внимание уделила изучению бессознательного, его роли в духовном бытии субъекта, влиянию бессознательного на сознание, поведение личности.
Неотомизм – философия современного католицизма – исходя из теологической концепции божественного сотворения всего сущего, рассматривает душу, сознание человека как основу личности, формообразующую по отношению к телу индивида, смыслом и целью существования которого является созерцание большого блага, откровения божьего
Интересную трактовку сознанию дает современная философия существования – экзистенциализм. Так, немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс утверждает, что в центре философии лежит некое проявление сознания, как человеческая фантазия, отражающая поиск мыслью человека, его разумом смысла бытия. Французский экзистенциалист Ж. П. Сартр, полемизируя с концепцией бессознательного у 3. Фрейда, считал, что сознание – суть мера бытия психического, это осознание личностью собственного существования, свидетель своего бытия.

Сознание является предметом исследования философии, социологии и психологии. Материя и сознание – есть самые предельно широкие философские понятия. Других более предельных понятий нет. Посредством категорий «материя» и «сознание» субъект познания «сжимает» природу, общество и действительность вцелом до двух понятий материя и сознание . Затем возникает философское понимание: материя или сознание? В зависимости от того, кем является философ (материалист или идеалист) дается ответ: первична материя или первично сознание.

Материализм подчеркивает:

Сознание – есть свойство, продукт высокоорганизованной материи;

Сознание – объективный образ объективного мира (Ленин);

Сознание в гносеологическом, теоретико-познавательном плане идеально отражает материю. При этом сознание органически взаимодействует с материей.

Идеализм подчеркивает, что сознание само по себе по своим внутренним законам развивается и порождает материю.

Впервые в плоскость четкого деления, что первично, а что вторично, материя или сознание вопрос поставил Платон.

Платон (427-347 гг.): «Мир идей – есть подлинная реальность, а мир вещей – есть только тень мира идей».

Таким образом в философском плане сознание понимается как самая предельно широкая философская категория, которая рассматривается в сопоставлением категории «материя».

Сознание как предмет социологии означает рассмотрение сознания как отражение интересов и представлений тех или иных классов. Это позиция материалистов. Маркса.

Маркс: «Сознание – есть особое бытие». «Экономически господствующий класс господствует в обществе и духовно». Например данное положение применительно к дореволюционному российскому обществу можно понимать следующим образом: все общество разделено на 2 полярные части:

Прозападная знать, прозападное дворянство и либеральное прозападная интеллигенция;

Народ с почвенной культурой (от купца до крестьянина).

Также согласно определенным положениям, нормам Российской империи политические революционеры могли ехать в ссылку за свой счет (прозападный образ). Ленин так и сделал (в вагоне 1-го класса). Следовательно, знать отражает свое бытие в нормах и определенных положениях. В народе ведущими установками, ценностями был кулак; в городе – купец и лавочник, у которых были антизападные ценности и следовательно, их представления о жизни были полярны по отношению к знати.

Таким образом, социологическое понимание сознания трактуется во взаимосвязи с общественным бытием, социальным положением классов и слоев.

В психологии сознание определяет уровень организации внутреннего мира человека. Здесь сознание трактуется с точек зрения различных естественных дисциплин. Сознание в нейрофизиологии (установки доминантны) (Узнадзе) понимается как то, что удерживается вниманием личности; если что-то не удерживается, то это все уходит в подсознание, затем в бессознательное. Таким образом сознание в психологии понимается, как очень небольшая часть психики.

Сознание в психологическом плане в СССР изучали П.К. Анохин, который рассматривал сознание как функциональную систему.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Специфика мыслительной деятельности человека
Сущность мыслительной деятельности человека, мышление характеризуется формулой: субъект познания постигает объект познания по средствам категории. Мышление функционально аналогично

Сознание как система
Следует иметь в виду, что сознание представляет собой определенную систему. Выделяют следующие составляющие: 1) чувственность – ощущения, восприятие и представление; 2) акт вниман

Рассудок и разум как понятия. Антиномии Канта
В немецкой классической философии впервые были выделены уровни мыслительной деятельности – это рассудок и разум. Кант рассматривал рассудок, исходя из следующих положений: - рассу

Зигмунд Фрейд о психике. Метод свободных ассоциаций как психоаналитическая процедура
Зигмунд Фрейд – ученый врач, который создал психоанализ. Фрейд как ученый открыл, прежде всего, бессознательное, показал, что оно воздействует на сознание личности.

Экзистенциализм
1. Сёрен Кьеркегор – предшественник экзистенциализма. Историческими условиями возникновения Э. были: 1. Первая Мировая Война 1914-1918 гг., где же

Карл Ясперс как личность
Закончил в университет (юридический, медицинский факультеты). Работал психологом и ввел в употребление понятие «коммуникация». Ясперс считал, что в 20 в. нельзя создать такие философские системы, к

Философия истории Карла Ясперса
Карл Ясперс создал оригинальное учение о философии истории. Он ввел понятия «осевое время» (800-200 до н.э.) и «осевые народы» (китайцы, индийцы, евреи, греки, персы). Ясперс- решительный противник

Философское и религиозное, социологическое и психологическое понимание личности
Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» в общефилософском родовом смысле. Категория человек обозначает класс вещей. Человек родовое с

Неофрейдизм о личности
В 50-60 годах на западе возник неофрейдизм (Эрих Фромм и Карен Хорни). Неофрейдизм, упрощая, есть синтез Маркса и Фрейда, или сочетание бессознательного и классового. Неофрейдизм

Эмиль Дюркгейм об аномии
Дюркгейм – французский социолог и психолог. Фр.философия имеет свою специфику, уделяется большое влияние анализу ценностей общества. Согласно ему, устойчивость общества зависит от ценностей системы

Мировоззрение, как иерархическая система
Мировоззрение, как понятие, обозначающие определенное представление, понимание мироощущение общества, слоев и личностей о Мире и место роли человека в этом мире. Мировоззрение представляет иерархич

Специфика рациональной экономической структуры буржуазного крупного промышленного предприятия
Запад с 1500 года до сих пор является авангардом мира1500г. Запад стал опережать Китай. Запад обладал двумя преимуществами; 1. рациональная экономическая структура крупного

Специфика философского творчества Ницше
Ницше вместе с Шопенгауэром являются основоположниками неклассической философии. Специфика философского творчества Ницше; 1) Все философские тексты Ницше сознательно антисистемны, своего р

Ницше как философ
Ницше сам себя определял, как революционер духа, а свою философию, как истинную. По словам Ницше он произвел переоценку ценностей от Сократа до Гегеля и Шопенгауэра. Метод - философствовать молотом

Определение категорий
Категории есть философские понятия, а также основные родовые, ведущие понятия тех или иных дисциплин, к примеру математическое понятие ""множество"". Категории определяются двумя способами: 1) бин

Определение понятия жизнь
Жизнь – это предельно широкое понятие. В наше время понимание данного понятия определяется тем, что личности начинают искать смысл жизни. Следует иметь ввиду, что жизнь- родовое понятие. Его очень

Позитивизм как философия науки. Огюст Конт о трех стадиях интеллектуального развития человечества и личности
Позитивизм в переводе с французского означает «положительно». На философском языке позитивизм есть философия науки, согласно позитивизму только лишь конкретные науки могут дать достоверные знания о

Исторические формы позитивизма
Выделяют следующие формы позитивизма: 1)Позитивизм Канта, Дж.Стьюорта Милля (британская философия и логика) и Г. Спенсера. 2)позитивизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.

Специфика неопозитивизма. К.Поппер о познании и фальсификации научной теории
Неопозитивизм – есть философия науки. Неопозитивизм: 1) все повествовательные предложения, все суждения и понятия делятся на 2 типа: а)философские предложения и понятия. М. Хайдеггер «Ничт

Гносеология как философская дисциплина
В философии выделяют специальный раздел, специальную дисциплину, по имение гносеология. Гносеология от греч (гнозис – знания, логос- учение) учение о знании. Строго говоря, гносеоло

Эпистемология как дисциплина
Впервые вся проблематика научного познания в британской философии стала обозначаться греческим словом «эпистемология». Эпистемология исследует понятия, как эмпирический и теоретичес

Русская философия
1. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Митрополит Илларион, возглавлявший с 1051 по 1054 гг. митрополичью кафедру в Киеве, был Митрополитом Киевским и Всея

Ересь стригольников и жидовствующих
«Ересь» - отклонение от основных догматов христианства. В 325 г. в г. Никея, недалеко от Константинополя состоялся 1-й Вселенский собор, где был принят основной догмат христианства – вера в Иисуса

Философия славянофилов и западников
В 40-х годах 19 в. среди аристократии в Москве и профессуры Московского университета возникли различные кружки, литературные вечера и сформировалось 2 направления философии: западники и славянофилы

Становление философии
1. Специфика мифа как ранней формы мысли. Структуралистская теория мифа Клода Леви-Строса. Его работа «Структурная антропология». Миф - есть нерасчлененный, т.е. синкретич

Еврейско-ветхозаветный путь преодоления мифологии и становление религиозной философии
Специалисты (запад, Россия - Л.П.Васильев) выделяют 4 пути преодоления мифа и становления философии. Общее для этих путей заключается в том, что вместо мифа выделяется первоначало и первопричина де

Индоарийский путь преодоления мифологии и становление религиозной философии. Специфика буддизма
Индия до сих пор несет кастовую систему. Выделяют следующие касты: 1) каста брахманов (жрецов) 2) каста воинов (правителей) 3) каста торговцев, ремесленников. 4)

Китайский путь преодоления мифологии и становление религиозной философии
Специфика китайского этноса. Он не распался на сложных путях истории. Специфика китайской цивилизации: в основных структурных чертах китайская цивилизация до сих пор сохран

Цивилизация
1. Н.Я. Данилевский о цивилизации. «Россия и Европа». Впервые понятие цивилизация определил Н.Я.Данилевский в работе «Россия и Европа». По Данилевскому, цивилизаци

Тойнби о России как цивилизации. Тойнби о Петре Великом как личности и государственном деятеле
Тойнби уделил большое внимание России как цивилизации. Согласно Тойнби, Россия относится к православно-христианской цивилизации. Она имеет определенные достижения, своеобразия, явля

Греко-античный путь преодоления мифологии и становление философии
Выделяют Греко-античный путь преодоления мифологии и становления философии. Он сильно отличается от Китайского Индийского и Еврейского путей. В Греции было все по-другому. Там сформировала

Карл поппер (1902-1994 гг.)
Карл Поппер не разделяет точки зрения неопозитивизма, которая гласит, что роль философии есть логический анализ научных текстов. Неопозитивизм отрицает философию как мировоззрение и методологию. По

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, так как сознание - сложнейший комплекс мыслей и чувств, находящийся внутри нас. Оно невидимо, оно не существует как отдельный предмет или процесс, и поэтому познать и описать его с помощью научных приборов невозможно. Носителем сознания является человеческий мозг - самый сложнорганизованный материальный объект.

Сознание - это высшая функция человеческого мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и их результатов, в регулировании и самоконтроле поведения человека.

В философии сознание рассматривается через целый ряд взаимосвязанных проблем:

1) как существует сознание;

2) каковы его основные свойства;

3) как возникло сознание;

4) какова структура (устройство) сознания.

Решение первой из этих проблем связано с основным вопросом философии об отношения сознания к бытию, с определением места и роли сознания в мире.

Философия дала ряд вариантов ответа:

Субстанциализм (объективные идеалисты и дуалисты, представлявшие сознание в виде вечной самостоятельной субстанции - Бога, мирового разума, космической души; человеческое сознание - бессмертная частица или продукт этого мирового разума);

Функционализм (во-первых, материалисты XVIII-XIX вв., считавшие сознание особым веществом, автоматически выделяемым человеческим мозгом, во-вторых, диалектические материалисты XIX- XX вв., считавшие сознание не веществом, а функцией мозга, то есть сложной связью его нервных клеток, образующей формы мышления на основе чувственного отражения нашего опыта);

Субъективизм (феноменологи и экзистенциалисты, считавшие, что поскольку индивидуальное сознание человека всегда проявляется во внутренних образах, то мы только предполагаем, что вокруг нас есть внешний предметный мир; достоверно мы знаем только мир, созданный нашим собственным сознанием);

Психоаналитическая традиция (3. Фрейд , К. Юнг , Э. Фромм , по-ставившая перед философией проблему бессознательного, т. е. существования психических явлений, влияющих на сознание, но не контролируемых им.)

Каждая из этих тради-ций делает акцент на определенных свойствах сознания. Так, субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознания от природных, материальных струк-тур (от мозга и чувственного опы-та человека). Психоаналитический подход открыл феномен бессознательного, а субъективистский обра-тил внимание на особую значимость самосознания. Современное представление о сознании должно синтезировать эти различные аспекты анализа проблемы сознания.


Основные свойства сознания.

Диалектико-материалистический функционализм к основным свойствам сознания относит:

Общественно-исторический характер формирования сознания (пример Маугли доказывает, что у ребенка, выросшего среди животных, сознание не возникает);

Его интенциональность, т.е. направленность на объект;

Внутренняя активность, опережающий характер мысленного отражения ситуации, способность к творчеству и фантазии;

Его несубстанциональность, т.е. сознание не может существовать вне своего материального носителя - мозга, и не может действовать на мир само по себе, без речи и поступков людей (отсюда невозможны бессмертие души, телепатия , телекинез , экстрасенсорное воздействие, ясновидение, привидения и другие мистические явления);

Его идеальность - внутренние образы сознания не сводятся к группам возбужденных клеток мозга или группировкам молекул (непосредственно рассмотреть мысль или распознать какое-то чувство невозможно).

Функции сознания. К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, ценностная, творческая. Сознание человека позво-ляет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осу-ществлять акты самопознания, ставить цели и разрабатывать планы деятельности, ре-гулировать и контролировать отношения с действитель-ностью, давать оценки различным явлениям и формировать жизненные ценности, творчески изменять условия своей жизни.

Проблема генезиса (возникновения) сознания. Сознание и эволюция форм отражения. В процессе развития филосо-фии и науки было доказано, что вся материя обладает общим свойством - оставлять следы взаимодействия материальных тел. В материалистической философской традиции, начиная с французских материалистов XVIII в., это свойство получило название «отражение». Вне и независимо от взаимо-действия отражение не существует. Основой возникновения сознания стала эволюция различных форм отражения в неживой и живой природе.

Сейчас различают: 1) отражение в широком смысле , как всеобщее свойство (атрибут) материи, связанное с взаимодействием материальных тел, и 2) информационные взаимодействия в живой природе и в обществе (отражение в более узком смысле, предполагающее активное использование информации). В неживой природе след от воздействия одного объекта на другой не становится для последнего источником его собственной активности. Например, когда солнце нагревает камень, это не вызывает какой-то внутренней активности камня. При информационном взаимодействии внешнее воздействие приводит в активность внутреннюю программу самодвижения объекта (перегревшийся на солнце человек в отличие от камня может уйти в тень).

В живой природе выделяют следующие формы эволюции информационного взаимодействия:

Раздражимость - ответная реакция организма на воздействие окружающей среды (появляется у растений и одноклеточных живых организмов);

Чувствительность - способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства воздействующих на него предметов и явлений (появляется у низших беспозвоночных животных);

Нейрофизиологическое отражение - соединение ощущений в чувственный образ объекта, или представление (появляется у позвоночных животных, имеющих нервную систему и головной мозг);

Высшая психическая деятельность - развитие комплексов сложных услов-ных рефлексов, игровой и орудийной деятельности, памяти и эмоций (у млекопитающих с развитым головным мозгом);

Человеческое сознание.

Отличие сознания от психики живот-ных.

Основными отличительными признаками сознания являются:

Абстрактно-логическое мышление, связанное с умением вос-производить сущностные характеристики и связи действительно-сти, не данные непосредственно в восприятии;

Целеполагание как способность идеально конструировать жела-емый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;

Самосознание, определяющее возможность выделения себя извнешней среды;

Язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ори-ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

Сознание и язык. Сознание человека связано с языком как способом своего существования. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. У человека формируется речевое мышление - внутреннее проговаривание ситуации или текста, который он читает. Внутренняя речь имеет сокращенный вид по сравнению с внешней. В ней упускаются неосновные слова, восстанавливаемые по контексту, проговариваются лишь главные слова и темы. Таким образом, чтобы осознать собственные мысли, мы переводим их в слова. Тем самым идеальные образы сознания передаются нам посредством материального носителя - звуков речи и знаков письма. Развитие сознания и языка идут одновременно. Совершенствуя свой язык, человек одновременно совершенствует собственное сознание.

Структура сознания. Анализ структуры сознания первоначально строился на дан-ных психологии, которая вы-деляла следующие элементы сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление включает целый комплекс разных способностей: понятийное отражение свойств и взаимосвязей вещей и явлений, ориентация в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), творческое воображение, нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Философия чаще всего рассматривает структуру сознания и психики человека как трехуровневую, состоящую из сфер бессознательного (к нему примыкает подсознание), сознания и сверхсознания. Бессознательное - это врожденные инстинкты, а также неосознаваемые нами, глубоко спрятанные в памяти мысли и чувства. Подсознание - это автоматическое выведение ранее заученной информации (например, таблицы умножения, стихов, навыков плавания или езды на велосипеде). Сверхсознание понимается как высший этап творческого процесса отражения мира - интуиция (догадка, озарение). В отличие от подсознания деятельность сверхсознания не осознается ни при каких условиях, осознаются лишь ее результаты. Интуиция представляет собой эмоционально-рациональный процесс догадки или «прямого усмотрения» истины, не требующий специального логического обоснования.

Психоаналитическая философия выделяет три сферы человеческой психики: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, цен-ности и нормы культуры); «Я» (сознание); «Оно» (совокупность бессознательных инстинк-тов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. З. Фрейд считал, что нужно помочь людям осознать бессознательное и тем самым расширить сферу их свободы, избавить от власти «Оно». Он полагал, что следует расширять в нашей психике культурное «Сверх-Я».

  • 3. Материализм и идеализм как направления в философии, их разновидности. Рационализм и иррационализм как направления в философии.
  • 5. Философские учения Сократа, Платона и Аристотеля.
  • 6. Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм.
  • 7. Средневековая философия: период патристики. Философия Августина.
  • 8. Средневековая философия: период схоластики. Номинализм и реализм. Философия ф.Аквинского.
  • 9. Рационализм как философское направление эпохи Нового времени. Р.Декарт, г.Лейбниц.
  • 10. Эмпиризм как философское направление эпохи Нового времени. Ф.Бэкон, Дж.Беркли.
  • 11. Вопросы теории познания и этики в учениях Канта.
  • 12. Основные черты философии Гегеля.
  • 13. Особенности развития русской философии 19-20 веков.
  • 14. Позитивизм и его разновидности.
  • 15.Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше. Экзистенциализм: ж.-п.Сартр, а. Камю
  • 16.Понятие материи как субстанции. Современные представления о сущности и структуре материального мира.
  • 17.Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс, регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.
  • 18. Понятие пространства и времени, их характеристика. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени.
  • 19.Сознание как предмет философского исследования, различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание
  • 20.Бессознательное как предмет философского исследования: з.Фрейд, к.Юнг
  • 21.Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятие «знание» и «понимание».
  • 22. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.
  • 23.Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская.
  • 24.Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания.
  • 25. Понятие и специфика науки. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
  • 27.Эмпиричкские методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.
  • 26. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
  • 19.Сознание как предмет философского исследования, различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание

    Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Такой взгляд был у античных философов: Платон – разумная часть души я-я главной, формулировка идеального в противовес материальному (душа, опыт, познание, бессмертие души). Платин- не все в душе осознанно, человеческий разум – функция души. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

    Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

    Философские сознание: 1-познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. 2- творчески-конструктивная, проявляющаяся в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании предметов не существующих в природе. 3- регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. 4- прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их