Человек его главная философская проблема. Проблема человека в философии

Один древний мудрец сказал: «Для человека нет более интересного объекта, чем сам человек». Что же есть человек? На первый взгляд, этот вопрос кажется до смешного простым - кто не знает, что такое человек! Но это мнение глубоко ошибочно. Ведь человек является сложнейшим созданием природы, общества и самого себя. Это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Вот почему его изучают такие науки, как генетика, физиология, медицина, психология, социология, антропология и др. Ныне эти науки объединены в систему комплексного обществоведения. Важное место в этой системе занимает и философия. Сформировалась даже специальная дисциплина - философская антропология - философское учение о человеке.

В комплексном обществоведении философия выполняет, во-первых, мировоззренческую функцию, т.е. обосновывает сугубо философские проблемы о природе (сущности) человека, его происхождении, смысле жизни, судьбе и назначении, возможностях и границах его свободы и творчества; во-вторых, методологическую функцию, т.е. создает оптимальную стратегию изучения и совершенствования человека.

История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы. Каждая философская концепция (несмотря на определенные недостатки и историческую ограниченность) добавляла новые черты, открывала новые грани в познании человека.

В философии Древней Греции господствовал космологизм в понимании человека. Философы милетской школы утверждали: человек содержит в себе все основные элементы стихии, космоса. Демокрит подчеркивал: в какой мере Вселенная является макрокосмосом, в такой же мере и человек является микрокосмосом. Во второй половине V в. до н.э. в Греции появились софисты. Они сохранили унаследованный от древней философии целостный взгляд на человека и видение его как части природы, но уже стали рассматривать его в условиях социокультурного бытия. Устами Протагора они провозгласили тезис: «Человек - мера всех вещей...» Вслед за софистами проблему человека разрабатывал Сократ. Он поставил ее в центр своей философии. Девизом Сократа стал призыв, который был вычеканен на вратах храма Аполлона в Дельфах: «Человек, познай самого себя!».

Ученик Сократа Платон различал в человеке бессмертную душу (проявление мира вечного и идеального) и тело (проявление всего временного и суетного).

Иначе понимал природу человека Аристотель. Он рассматривал человека как «политическое животное», вершину мировой иерархии. С одной стороны, человек внутренне связан с природой, а с другой - противостоит ей, поскольку в нем есть душа - причина и начало человеческого тела.

Европейская средневековая философия, опираясь на христианскую традицию, выдвигала на первый план религиозно-моральные проблемы человеческого существования, разрабатывала проблему соотношения между Богом и человеком. Что же главное в этом соотношении? Важнейшим для человека является спасение, которое христианство понимает как восхождение несовершенной личности к совершенной - Богу. Понятие личности было введено Августином Блаженным. Он подчеркивал, что Бог есть сама личность, персона (от лат. - persona). А значит, и человек, созданный по образу и подобию Творца, тоже является личностью. Правда, вследствие грехопадения она утратила совершенство и целостность. Существенными составными или ипостасью личности являются воля, интеллект и память. Через них пролегают пути совершенствования человеческой души и единения ее с Богом.

Оригинальность эпохи Возрождения заключается в отбрасывании каких-либо принципов ограничения земного развития человека. Бог сместился на периферию человеческой жизни. Человек оторвался от него и теперь верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога» (Федор Достоевский). Приобретая статус действительно богоподобного существа, человек становится главным предметом духовных поисков. Он ищет опору прежде всего в себе, своей душе и своем теле. Превыше всего он ставит своеобразие и уникальность индивидуума. Оригинальность и отличие от других становятся важнейшим проявлением личности. Поэтому смысловым стержнем Ренессанса являются преисполненная пафоса идея о самодостаточности и автономности личности, вера в ее безграничные творческие возможности. Ренессанс - это вместе взятые теория и практика гуманизма.

Философы Нового времени считали истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому они сконцентрировали внимание на его всеобщей природе, социальной сущности, универсальности и т.п. Так, новоевропейская философия XVII в. особое внимание уделяла разуму как специфической особенности человека. Например, Р. Декарт связывал сущность человека с его мышлением: «Мыслю - следовательно, существую». Рационалистический подход к человеку объединялся у Декарта с натуралистическим: он рассматривал человека как реальную связь бездушного и мертвого телесного механизма с разумной душой, которая обладает волей и мыслит. Много внимания проблеме человека уделяли и такие философы Нового времени, как Спиноза, Гоббс, Дидро, Гельвеций, Ламетри.

Для немецкой классической философии определяющим являлось представление о человеке как о субъекте духовной деятельности, который создает мир культуры и является носителем общего идеального начала, духа, разума. Кант подчеркивал моральный характер природы человека, Фихте - роль деятельности в жизни человека, Гегель - духовность, Фейербах - любовь к ближнему. Фейербах рассматривал человека как природное существо, высшую ступень природного саморазвития. Чувства и сознание человека - также природные явления. Поэтому он говорил о человеке как о чем-то неизменном, абсолютном, а не как о конкретном историческом человеке.

Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактование его как производной от общества, как продукта и субъекта общественно-практической деятельности. Сущностью человека Маркс считал именно совокупность всех общественных отношений. Марксизм обосновал принципиальную незавершенность человека, его открытость миру, «незапрограммированость» раз и навсегда его сущности. Человек самосоздает и саморазвивает себя в процессе исторической и культурной жизни. Марксизму принадлежит трудовая теория происхождения человека, которая анализирует механизм трансформации биологического в социальное.

В начале XX в. в философии осуществился своеобразный антропологический поворот - проблема человека стала неотъемлемой частью исследований практически всех философских направлений, в частности и тех, которые раньше выводили ее за свои пределы. Появилось множество концепций человека. В зависимости оттого, что следует считать сугубо человеческим в человеке (природное, социальное или духовное), их условно объединили в три группы (схема 12.1).

Первая группа - биологизаторские концепции. Доминирующей чертой этих концепций является представление о человеке как преимущественно природном существе, жизнь и поведение, индивидуальные, общественные и духовные качества которого обусловлены природными (биологическими) факторами. К таким концепциям относятся: психологизм, натурализм, волюнтаризм, натуралистический дуализм.

Схема 12.1. Философские концепции человека

Психологизм. Здесь преувеличивается психологическая природа человека. Она рассматривается вне связи с конкретно-исторической системой общественных отношений. Например, сторонник этого направления австрийский философ Альфред Шюц утверждал, что люди по своей природе разные. Их необходимо рассматривать такими, какие они есть, не навязывая им один, общий для всех идеал.

Натурализм пытался объяснить сущность человека законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями). Преувеличение роли природных факторов характерно для современного социобиологизма. Его исповедовали такие известные ученые, как Нобелевский лауреат Жанн Моно (Франция), профессор Гарвардского университета Беррес Скиннер, австрийский физиолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц и др. Совершенствование человека, с их точки зрения, сводится к совершенствованию его генетических начал.

Волюнтаризм провозглашает первоосновой человеческого бытия волю. Как философская концепция волюнтаризм сформировался в трудах Артура Шопенгауэра, который провозглашал основой мира иррациональную свободу, недосягаемую для познания разумом. Его последователь Фридрих Ницше утверждал, что сущность человека - в неудержимой «воле к власти». Воля к власти - основа права сильного, наиболее значимый критерий любого типа поведения. Именно ею должен руководствоваться настоящий человек. На этой основе Ф. Ницше провозгласил культ сверхчеловека.

Натуралистический дуализм. К нему относятся религиозные учения, согласно которым человек состоит из двух уровней, обеспечивающих его существование в двух разных мирах, - материальном и духовном. Например, в индуизме души выступают самостоятельными сущностями по отношению к своим телесным оболочкам. Они способны после смерти переходить из одной оболочки в другую. Этот переход (реинкарнация) связывается с общим законом (кармой), который по совокупности добрых и плохих поступков определяет будущую судьбу человека.

Вторая группа - социологизаторские концепции. Они игнорируют природно-биологические факторы человеческого существования, которым отводится лишь роль предпосылки социальной жизни и которые не оказывают никакого влияния на особенности поведения, интеллект, творческие способности, социальные ориентации человека. К таким концепциям относятся следующие.

Конвенционализм. Элементы конвенционализма свойственны философии науки, или позитивной философии. Ее сторонники: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пауль Фейерабенд и другие - считали, что вся наука имеет определенный конвенциональный характер, т.е. характер определенного согласования, договора между учеными. Это относится и к науке о человеке. Жизнь человека и его поведение обусловлены нормами, которые являются следствием конвенций (соглашений) между учеными, произвольно принятых в обществах различного типа. Такие нормы можно описывать и конструировать, но вряд ли стоит давать им сравнительную оценку.

Социологизм. Это вульгарно-материалистическая концепция. Она, как и предыдущая, игнорирует природную основу человека. Представители этой концепции не замечают его «надсоциальной», духовной сущности. Отсюда берет свое начало известный тезис о формировании «нового человека», согласно которому при определенных социальных обстоятельствах из человека можно «вылепить» все что угодно, а его совершенствование зависит только от совершенствования общества.

Панлогизм. Сторонники этой концепции считают, что существует мировая логика, или мировой разум. Законы логики (мышления) являются универсальными закономерностями становления мира. Человек - средство воплощения в жизнь замыслов мирового разума. Высшая честь для человека - быть сознательным орудием в реализации этой цели.

Социологический дуализм. В современной антропологии вариантом социологического дуализма является учение Зигмунда Фрейда. Человеческую психику он рассматривал как сложное явление, в содержание которого входят бессознательное (сфера вытесненных аффективных взглядов), подсознательное (выполняет функции «цензуры», которая выборочно пропускает в сознание то, что для нее приемлемо) и сознательное (сфера знаний о себе самом и внешней среде). Основную же ее «массу» составляют заряженные огромной энергией бессознательные психические импульсы активности людей. Эти динамичные источники инстинктивного заряда мотивационной энергии несдерживаемы и аморальны, а также полностью иррациональны по своей природе. Именно они, а не разум, не сознание являются главными стимулами поведения и деятельности человека - вот главный вывод 3.Фрейда.

Третья группа современных концепций человека - спиритуализм (от лат. spiritualis - духовный). Она объединяет взгляды, согласно которым в основе сущности человека лежит его внутренний духовный мир (бескорыстный поиск истины, способность к моральному выбору, переживанию прекрасного, творчеству; наличие свободы воли и глубинного самосознания) и провозглашает первичность индивидуального «Я» как духовного стержня личности. К этой группе относятся: субъективный антропологизм, антропологический материализм, религиозный антропологизм, спиритуалистический дуализм.

Субъективный антропологизм. Его формы очень личные. Наиболее влиятельной является экзистенциализм (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, Габриэль Марсель). Представители экзистенциализма считали, что нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила, кроме самого индивида, не может за него осуществить превращение в человека. И именно он несет ответственность, если это превращение так и не произошло. Человек является своего рода «проектом», который живет, реализуется или не реализуется, и процесс обретения человеческой сущности продолжается всю жизнь, не теряя остроты, напряжения, драматизма. Свободный выбор индивида - его судьба, ответственность и его трагедия.

Антропологический материализм апеллирует к чувственности. Человек - универсальное существо, которому свойственны чувства, разум и воля. И этой универсальностью он отличается от других живых существ. Важное для данного учения - так называемый «туизм», т.е. понимание человека как существа, связанного с другим, себе подобным существом. Человеческая сущность выражается только в общении, единении человека с человеком, единстве, которое только опирается на реальность отличия между «Я» и «Ты». Антропологизму недостает исторического взгляда на человека. Поэтому он имеет абстрактный характер.

Религиозный антропологизм. Его содержание раскрывается в следующих положениях. Человек - существо-двойник: он содержит в себе и божественное начало, и природное бытие, но ни тем, ни другим не определяется полностью. Божественное начало освобождает человека от природной зависимости, а природа в свою очередь делает человека свободным относительно божества. Человек получает свободу только ценой полного подчинения Богу. Счастье человека невозможно без веры в Бога, а его назначение - свободное совершенствование мира на пути к идеалу, данному Богом.

Спиритуалистический дуализм. Эта концепция трактует человека в космическом понимании. Человек - средство космической эволюции, точка пересечения мировых потоков. Только через космическую эволюцию, благодаря ряду космических превращений, человеческая личность приобщается к абсолютному бытию. Приобщение, по мнению сторонников этой концепции, наблюдается благодаря наличию у человека особых, сверхъестественных свойств, с помощью которых становится реальностью общение с якобы существующим миром духов. Космическая эволюция, в свою очередь, функционирует только благодаря деянию Бога, и в то же время Бог является всего лишь моментом космической эволюции.

Таковы основные группы современных концепций человека. Они содержат как позитивные, так и негативные моменты. К позитивным следует отнести:

  • а) конкретно-научное направление исследования человека;
  • б) объективность научных исследований;
  • в) утверждение принципиального значения основных факторов существования человека.

Но негативные моменты односторонних подходов, особенно на современном этапе научного познания человека, наносят больший вред его объективно-научному изучению. К ним можно отнести прежде всего односторонность биологизаторского, социологизатор- ского и спиритуалистического подходов, разрывающих целостность изучения человека, что приводит к абсолютизации одной из сторон, составных частей человеческой сущности.

Известно, что человека невозможно познать, если подходить к нему как к автономному организму, существующему независимо от природы и общества. Он - природный и социальный, потому что одновременно является продуктом и природы, и общества, их главным действующим лицом. Задача состоит в том, чтобы синтезировать позитивный философский опыт исследования человека.

Как же возник человек? Откуда он берет свое начало? Эти вопросы чрезвычайно сложны. Несмотря на достаточно широкую систему исследований, проблему происхождения человека, впрочем, как и возникновения жизни на Земле, нельзя считать решенной. Собственно говоря, ныне не существует убедительной теории, которая была бы подкреплена бесспорными фактами и могла объяснить предысторию человечества. Размышления по этому поводу можно классифицировать как гипотезы. Чаще всего выделяют три гипотезы: религиозную, космическую и эволюционную.

Религиозная (теологическая) гипотеза происхождения человека основана на библейских историях о создании Богом мира и человека, грехопадении Адама и Евы, Всемирном потопе, о том, что завещал Бог людям, и регламентации жизнедеятельности человека, изложенной в его заповедях. Обратим внимание на то, что в Библии сказано: человек создан «из праха земного», ведь это можно прочесть и так: он имеет земную природу, а не занесен на Землю из Космоса.

Космическая гипотеза происхождения человека основана на предположении о том, что жизнь привнесена на Землю из Космоса, в том числе в ее цивилизованных проявлениях. Под Космосом здесь имеется в виду Вселенная, находящаяся за пределами нашей планетарной среды. Разновидностью космической гипотезы является предположение о том, что жизнь на Землю могла быть занесена космической пылью через атмосферу, которая благодаря благоприятным условиям географии и биологии планеты превратилась в современные формы живого. Есть также предположение о существовании внеземных цивилизаций, уровень развития которых позволяет преодолевать космическое пространство и время. Они были на Земле, оставили своих представителей, которые со временем превратились в землян и достигли нынешнего цивилизованного развития. Однако все эти предположения остаются гипотезами, поскольку не имеют экспериментально-практического подтверждения.

Эволюционная гипотеза происхождения жизни и человека появилась во второй половине XIX в. Сначала Чарльз Дарвин (1809 - 1882) предложил описание биологической предыстории человека, создав теорию естественного отбора. В соответствии с этой теорией под воздействием естественных факторов отбора, вследствие потребности адаптации к среде, Homo sapiens возник как прямое следствие эволюционного совершенствования живых существ. Затем Льюис Морган

  • (1818-1881) исследовал процесс становления человеческого общества и человека как общественного существа. Он дал такую картину поэтапного становления человечества:
    • 1) стадия австралопитеков (обезьянолюдей), способных к деятельности с помощью орудий (2-3 млн лет до н.э.);
    • 2) стадия питекантропов - период начальных производственных отношений (2 млн-200 тыс. лет до н.э.);
    • 3) стадия неандертальцев, которым присущи развитие языка как средства обмена информацией, формирование логико-понятийной формы отражения действительности (от 200 тыс. до 40 тыс. лет до н.э.);
    • 4) начало стадии человека современного типа (кроманьонца), связанной с развитием предметного сознания, родовой общности, частного хозяйства.

На основе этих исследований Ф. Энгельс (1820-1895) выдвинул теорию происхождения человека и общества. Он утверждал, что решающую роль в этом процессе сыграл труд как целенаправленная деятельность. Начальный труд привел к тому, что: а) организм предков человека начал приспосабливаться не только к условиям среды, но и к трудовой деятельности. В процессе продолжительного освоения трудовых операций у человеческого существа появилась прямая походка, произошла дифференциация функций передних и задних конечностей, развились руки, головной мозг; б) труд, который был совместной деятельностью, обусловил появление и развитие различных видов общения, членораздельного языка как средства общения и передачи трудового и социального опыта; в) благодаря трудовой деятельности сложились производственные отношения. Люди не могут производить материальные блага, не объединившись. На основе производственных отношений появились разнообразные идеологические отношения, формы общественного сознания, соответствующие учреждения и организации. Это означало, что сформировалось человеческое общество. Данная схема в определенной мере удовлетворяет научную любознательность, хотя, без сомнения, требует уточнений и является открытой для новых выводов антропологов, археологов, историков и других специалистов.

Раздел: «Философская антропология»

Философская антропология (от греч. anthropos – человек) – это философское учение о человеке во всей его полноте. Как самостоятельное философское течение ХХ века философская антропология возникает после работ немецкого философа Макса Шелера.

В конечном счете все философские проблемы концентрируются вокруг проблемы человека , поэтому она может быть названа центральной философской проблемой.

Лекция на тему: «Проблема человека в философии»

Проблема человека является одной из наиболее древних и сложных.

Человек скрывает в своем существовании большую тайну, которую пытаются разгадать тысячелетиями.

В античные времена внутренний мир человека сравнивали с Вселенной, называя человека микрокосмом. В средние века, вместе с утверждением представлений о едином личностном Боге, представление о человеке углубляется. С одной стороны, сохраняется представление о человеке, как об одном из видов сущего. С другой – человек рассматривается как личность, уникальное и бессмертное существо, наделенное свободой воли, являющееся образом и подобием Бога (принцип средневекового персонализма). Принцип гуманизма, оформившийся в эпоху Возрождения, подчеркивает творческие потенции человеческой природы. В Новое время образ человека вновь приобретает преобладающие черты разумности, рациональности. Немецкая классическая философия возвела рациональность в абсолют. В системе Гегеля, например, человек становится принципом, в котором мировой разум достигает самосознания.

В настоящее время проблему человека относят к комплексным проблемам, которые решаются системой разнообразных наук и научных средств.

Особое место в этой системе занимает философия, она призвана отыскивать ответы на следующие вопросы:

    Какова природа человека и его сущность?

    Каков смысл и предназначение человеческого существования?

    Каковы перспективы развития человека?

В ХХ веке наиболее популярными философскими концепциями человека были: марксистская, фрейдистская и экзистенциалистская.

    Марксистская концепция человека

Марксистская концепция человека стала складываться во второй половине XIX века в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса , которые исходили из трудовой теории антропосоциогенеза. Проблема природы (происхождения) человека решалась на основе эволюционной теории Дарвина и представлений о естественно-историческом процессе формирования человека в складывающемся обществе. Возникновение сознания человека происходило на основе трудовой деятельности и в связи с развитием языка.

К основным понятиям марксистской концепции человека относятся:

«человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек - это родовое название мыслящего существа (Homo sapiens – человек разумный). Это понятие указывает на отличия человека от животного: наличие сознания, обладание членораздельной речью (языком), изготовление орудий труда, ответственность за свои поступки и др.

Человек имеет биосоциальную природу, т.к., с одной стороны, он вышел из животного мира, с другой – сформировался в обществе; он имеет биологическую, телесную организацию и социальную (общественную) сущность. Спор о том, какое из начал – биологическое или социальное – является определяющим в жизни человеческого существа, продолжается среди философов и ученых на протяжении почти двух столетий.

К.Маркс в работе «Тезисы о Фейербахе» говорил: «...Сущность человека...есть совокупность всех общественных отношений».

С точки зрения марксизма, в человеке господствующим являются социальные черты, а не биологические, ведущим является сознание, а не бессознательное.

Индивид - это человек как единичный представитель человеческого рода. В это понятие особенности реальной жизнедеятельности человека не входят.

Личность – это конкретный человек с присущими ему социальными и индивидуальными чертами.

Характер личности главным образом определяется социальным окружением: каково общества – такова и личность.

Индивидуальность – это те специфические черты, которые присущи данному человеку, которые отличают его от других людей.

В советской философии получил распространение деятельностный подход к пониманию человеческой личности (психолог А.Н.Леонтьев).

Сущность этого подхода заключается в том, что личность формируется и проявляется в различных сферах деятельности: материально-производственной, общественно0политической, духовной и др. Социальная деятельность является всеобщим, универсальным признаком личности. Богатство личности выступает как богатство ее действительных отношений. В условиях тоталитарной системы марксистская теория человека сталкивалась с противоречиями реального социализма.

Общественный идеал марксизма – коммунистическое общество , в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Цель этого общества: снятие всех форм отчуждения человека, раскрепощение его сущностных сил, максимальная самореализация человека, всестороннее гармоничное развитие способностей человека на благо всего общества (К.Маркс).

Перестройка советского общества привела к отказу от марксистской концепции человека как государственной доктрины.

    Структура личности по Фрейду

Родоначальник фрейдистской концепции личности – австрийский психиатр конца XIX – первой половины ХХ века Зигмунд Фрейд . В отличие от марксизма в концепции Фрейда ведущую роль в человеке играют не рациональные мотивы, а влечения, переживания, эмоции.

Свою концепцию человека Фрейд создавал в рамках так называемого психоанализа , или иначе – науки о бессознательных психических процессах. В его творчестве выделяют два этапа.

Первый этап связан с такими работами конца XIX века, как «Исследование об истерии» и «Толкование сновидений», в которых Фрейд обобщил свои психотерапевтические исследования по методике «свободных ассоциаций» (вместо гипноза) и скрытой символике сновидений. На этой основе он представил структуру человеческой личности, состоящей из трех уровней.

Бессознательный – нижний уровень, предсознательный – средний уровень, сознательный – верхний уровень. По мнению Фрейда, бессознательное человека наполнено сексуальной энергией – «либидо » (лат.- влечение). Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, которые налагает общество. Сознание находится в состоянии постоянного конфликта, антагонизма с бессознательным, подавляя его сексуальные влечения.

Либидо является мощным мотивом деятельности человека. Так или иначе либидо прорывается сквозь цензуру сознания различными обходными путями, принимая символическую форму в виде обмолвок, описок, шуток, каламбуров и т.п., также – симптомов истерии, амнезии, катарсиса и пр. В конечном счете вся история человеческой культуры, которая включает обычаи, мифы, памятники литературы, искусства, науки, - все это есть прорыв и перевоплощение сексуальных сил.

Анализируя произведения литературы и искусства (Леонардо да Винчи, Шекспира, Гофмана, Гете и др.), Фрейд отмечает в них проявление «эдипова комплекса », согласно которому в детстве у человека существуют сексуальные влечения к своим родителям; последние сдерживаются системой воспитания и загоняются в область бессознательного.

Второй этап творчества Фрейда связан с его работами 20-х годов ХХ века: «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно» и др. После первой мировой войны он присоединяет к половому инстинкту еще инстинкт самосохранения и инстинкт разрушения в качестве основных побудительных сил поведения человека. На этом этапе Фрейд создает усовершенствованную концепцию структуры личности, которая включает в себя три компонента: Ид(Оно), Эго (Я),Супер-Эго(Сверх-Я).

С

Супер-Эго

(Сверх- Я)

труктура личности

Носитель моральных стандартов, критик и цензор

Следует принципу реальности, вынуждено

Служить требованиям Ид

Иррациональное, бессознательное,

подчинено принципу удовольствия

Эго зажато с двух сторон и постоянно пребывает в состоянии конфликта, от которого спасается с помощью вытеснения, сублимации, рационализации.

Вытеснение – непроизвольное устранение из сознания в область бессознательного запретных чувств, мыслей, стремлений к действию.

Сублимация – один из механизмов, посредством которых запретная сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Таким образом, согласно Фрейду, психический фактор оказывается определяющим для законов как телесной, так и общественной жизни.

Идеи о роли бессознательного в жизни человека развивал швейцарский психиатр и культуролог Карл Юнг , основоположник аналитической психологии. Он утверждал, что «личное бессознательное» опирается на «коллективное бессознательное », воплощенное в образах-схемах предельной степени общности – архетипах (личность и тень, мужское и женское, герои мифов и литературные герои – Дон Кихот, Дон Жуан и др.)

Архетипы, являясь суммарным опытом многих поколений, организуют все психические процессы индивида.

Экзистенциализм о существовании и сущности человека

В экзистенциализме , получившем широкое распространение на Западе в капиталистических странах, проблема человека является главной . Для представителей экзистенциализма основным вопросом философии служит вопрос о жизни и смерти человека, о самоубийстве и т.п.

Предшественниками экзистенциализма считаются датский философ и теолог XIX века Кьеркегор («бытие дает страх и отчаяние») и немецкий философ Ф.Ницше («освободить жизнь от подавляющего гнета разума»).

Экзистенциализм возник в начале ХХ века в России (Бердяев, Шестов) , после первой мировой войны получил распространение в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер ), а во время второй мировой войны перешел во Францию (Сартр, Камю, Марсель ). В рамках экзистенциализма различают религиозное и атеистическое крыло. Среда распространения экзистенциализма – творческая интеллигенция: поэты, писатели, художники, приверженцы экспрессионизма в искусстве.

Экзистенциализм, или философия существования, - одно из иррационалистических направлений в философии. Понятие «экзистенция»

(от лат. exsistentia – существование) в этой философии играет особую роль. Исходным для экзистенциалистов является не существование мира вещей, а существование человека. Существование человека предшествует его сущности, которую человек «лепит» сам.

Экзистенция человека – это нечто вроде его души. Экзистенция неуловима и не может быть познана: чем больше ее изучаешь, тем труднее ее понять. В силу своей иррациональности человек никогда не знает, чего он хочет; он не может понять себя и других и вследствие этого всегда одинок. Жизнь человека полна трагизма.

Экзистенциалистская концепция человека имеет субъективно-идеалистический характер: мир таков, каков человек, каковы его субъективные переживания. Различают «неподлинное» существование человека, когда он находится в зависимости от внешних условий природы и общества, и «подлинное» существование человека, когда он освобождается от внешних условий и ему открывается его экзистенция. Это так называемые «пограничные ситуации »: перед лицом смерти, страдания, чувство глубокой вины и раскаяния, религиозного экстаза, душевное заболевание. Лишь в пограничной ситуации человек обретает истинную свободу, выбирает сам свои поступки и действия.

Одиночество человека в мире ощущается им как страх перед лицом Ничто , которое только и может открыть человеку бытие, привести его к свободе.

Понятия «здесь-бытие», «бытие-в-мире», «бытие-к-смерти» и др., введенные немецким экзистенциалистом М.Хайдеггером для характеристики бытия человека, позволили сблизить позиции онтологии, гносеологии и философской антропологии.

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Исторические типы личности.

Размышления о совершенном человеке всегда были важной темой философско-антропологических исследований. Но в различных культурах делались свои акценты на главных качествах совершенного человека:

    В древнекитайской философии идеал «благородного мужа» включал высшие моральные качества, гуманность, милосердие, стойкость, почтительность к людям, скромность и бескорыстие (конфуцианство);

    В древнеиндийской философии совершенный человек постигает «собственную природу» мира, выполняет свой долг, свою карму;

    В античности совершенный человек – это человек, который живет по закону и праву; совершенная личность или «калокагатия» - это гармоническое сочетание возвышенной нравственности, внешней и внутренней красоты с общественно-политической зрелостью (Аристотель). Человек, наделенный здоровьем, пропорциональным телосложением, изящными движениями, силой, способностью к творчеству, к нравственному самосовершенствованию, отказавшись от внешних благ и углубившись в самого себя, обладает душевным спокойствием, мудростью;

    В средние века совершенный человек обладает совершенной разумной душой, стремящейся следовать Божьим заповедям;

    В эпоху Возрождения совершенный человек наделен склонностью к добру и любви, к установлению высоконравственных межчеловеческих отношений, способный ценить чужую жизнь и достоинство превыше всего (Т.Мор);

    В эпоху Просвещения идеал человека – это гуманный, добродетельный, рассудительный и просвещенный человек, следующий законам. «Путь к добродетелям через совершенствование законов» (Гельвеций);

    В немецкой классической философии совершенный человек – это единство духовного и телесного совершенства, всесторонний, совершенный образованный человек (Л.Фейербах).

    В русской философии совершенный человек – это гармоническое единство чувства и разума: справедливость, гуманность, отзывчивость, патриотизм, любовь к Родине, Богу, людям;

    В современной философской литературе отмечается, что формирование совершенного человека напрямую связано с совершенствованием социальной среды, в которой он развивается.

Нынешние условия, несомненно, накладывают свой отпечаток на человеческую личность. Мы можем говорить о влиянии на человека урбанизации, индустриализации, средств массовой коммуникации и усиливающейся мобильности. Формируются также личностные установки, качества, ценности, привычки, которые являются предпосылками для эффективного функционирования современного общества.

Сравнительное изучение различных стран позволило построить аналитическую модель современной личности . Ей присущи следующие черты:

    открытость экспериментам, инновациям и изменениям (готовность принять новое лекарство, прибегнуть к новому методу оздоровления, воспользоваться новым средством передвижения или средством информации, принять новый тип обучения молодежи и т.п.);

    готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма. Современный человек способен признавать существование разных точек зрения;

    ориентация на настоящее и будущее, а не прошлое, экономия времени, пунктуальность;

    уверенность современного человека в том, что он способен организовать свою жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия. Это относится к возможности покорения природы, и к контролю над политическими, экономическими и др. социальными проблемами;

    Планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни;

    Вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни (экономические законы, торговые правила, правительственная политика), позволяющие рассчитывать действия;

    Чувство справедливости распределения, т.е. вера в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и вкладу;

    Высокая ценность формального образования и обучения;

    Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью.

1. Человек как проблема для самого себя.

2. Человек как противоречивое единство природного, социального и духовного.

3. Человек как личность.

1. Проблема человека является центральной в философии, ибо она осмысливает не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Поэтому знание о человеке, которое дает философия, всегда ценностно нагружено. Человек для нее не вещь среди вещей, не объект среди объектов, а самосознающий субъект, способный к изменению внешнего мира и самого себя. В этом изменении всегда есть место свободе, творчеству, спонтанности.

Проблема человека была обозначена уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека – жизнь в согласии с этим миром.

В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий. Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым – в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в Бога.

Философия средних веков в больше мере, чем древняя, обратила внимание на внутренний, духовный мир человека. Тем самым создавались предпосылки для отрыва человека от внешнего, природного мира и постепенного противопоставления ему.

Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и безграничного индивидуализма.

В философии Нового времени человек исследовался с позиций механицизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке – это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте). История общества рассматривалась как история становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории – гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретения свободы.


Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и истории человечества. Центральные идеи марксизма – идея социальности человека, социальной сущности человека, понимаемой материалистически и конкретно-исторически: сущность человека – совокупность общественных отношений.

Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична, она обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл истории, добро и зло – все это важнейшие темы для этой философии. Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро и другие высокие духовные и нравственные ценности. Русская философия всегда была нравственно ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.

В зарубежной философии XX в. также имел место большой интерес к теме человека. Важное место в современной философии заняла тема глобальных проблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной ситуацией в мире.

В 20-30-х годах XX в. в Западной Европе возник экзистенциализм как «философия человеческого существования». Основной темой в этой философии стала тема существования человека в отчужденном мире общественных отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если он не желает умереть как личность, духовно. Мир и человек имеют будущее, только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным.

Сформировавшаяся в XX веке философская антропология поставила задачу создания целостного образа человека на основе синтеза специально-научного изучения различных форм бытия человека с философским его постижением. Ею был сделан вывод о том, что человек не столько биологическое и социальное, сколько духовное существо, способное различать собственную сущность и существование.

Таким образом, философия призвана осмыслить человека как существо трех миров – природного, социального и духовного. В отличие от других существ он способен преодолевать собственную биологическую видовую ограниченность, быть частью живого мира и возвышаться над ним. Отсюда следует открытость, незавершенность человека, постоянное саморазвитие его.

2. Соотношение и взаимодействие социального и биологического, приобретенного и унаследованного, культурного и природного в человеке составляет содержание биосоциальной проблемы.

Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела, физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности человека, на развитие его некоторых способностей – наблюдательность, формы реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и обеспечивают человеку возможность существования в мире.

Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, способности мыслить и целесообразно действовать. Они приобретаются им в обществе через приобщение к миру культуры как кристаллизации духовно-практического опыта человечества.

По вопросу о соотношении биологического и социального сложились две основные позиции. Согласно первой, природа человека всецело социальна. Согласно второй, она не только социальна, но и биологически нагружена: существуют биологически запрограммированные первичные социальные схемы поведения. Сторонники обеих точек зрения предоставляют серьезные аргументы для своих выводов. Сторонники первого, утверждая, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности»(А.Н. Леонтьев) ссылаются на эксперимент, поставленный самой природой. Речь идет о слепоглухонемых детях (родившихся или ставших таковыми в раннем детстве) из специальной школы в Загорске. До школы они вели даже не животный, а растительный образ жизни. У них были оборваны все важнейшие связи с миром, еще до освоения хотя бы малой части культурного содержания, необходимого для становления человека. Само по себе это содержание не формировалось. И только в школе, с использованием специальных методик, их постепенно приучали к орудийной деятельности, начиная с приема пищи и кончая сложными навыками письма. С разбивкой по операциям их учили членораздельной речи, чтению и письму с помощью азбуки Бройля. В результате формировались полноценные в духовном плане люди, и четверо из них окончили психологический факультет Московского университета.

Сторонники второй точки зрения ссылаются на данные социобиологии. Согласно социобиологии, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно млекопитающим. К таким формам основатель социобиологии Э. Уилсон относит взаимный альтруизм, защиту своего местообитания, агрессивность, закрепленные эволюцией формы сексуального поведения, семейственность. Однако здесь речь не идет о сознательном выборе на основе различения добра и зла. Когда биологи говорят об альтруизме, то они подразумевают социальное взаимодействие, которое расширяет эволюционные возможности там, где они сопровождаются повышением репродуктивного успеха. Признавая решающее влияние культурной эволюции, социобиологи обращают на то, что на формы нашего мышления и наших действий оказывает влияние и биологическое в человеке.

Природное в человеке – необходимое условие развития в индивиде его социальных и духовных качеств. Задача заключается в том, чтобы совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние гармонии. З. Фрейд первым охарактеризовал психику человека как поле боя между силами природы – инстинкта, сознания и культуры и выявил значение бессознательных психических процессов в жизнедеятельности человека (см. главу III настоящего пособия).

Сознание и самосознание человека, способность к целенаправленной деятельности формируются только в обществе, в процессе общения с себе подобными в системе определенных общественных отношений. Однако, общественные отношения, мир культуры не механически встраивается в субъективный мир человека, а избирательно, индивидуально. Если бы такой избирательности, индивидуальности не было, то само общество остановилось бы в своем развитии, ибо оно «штамповало» бы одинаковых людей и воспроизводило бы одни и те же структуры. Поэтому сущность человека не в совокупности общественных отношений, а в его духовности, в ценностно-смысловом самоутверждении.

Понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Со временем оно приобрело более широкий смысл. Дух – это сфера идеалов, высших ценностей. Дух – добрый или злой – всегда есть то, что выше человека, что управляет им. Власть духа над человеком настолько велика, что она может перевешивать воздействия и социальных, и природных сил, в том числе и инстинкта жизни. Во имя идеи, идеала, веры человек может идти на самоотверженные деяния, на смерть. Духовный мир человека – это целая Вселенная, которую он несет идеальным образом в себе. В ней человек моделирует различные варианты мироустройства и собственного жизнеустройства.

Понятие души тесно связано с понятием духа, но не тождественно ему. В духе человек поднимается и над собой, и над существующей системой ценностей, душа же есть непосредственно данное, сфера непосредственных переживаний, мыслей. Душа подвижна, а дух устойчив и основателен.

Человек, несомненно, является частью общества, но не механической частью. Вооружая человека совокупным опытом человечества, общество формирует человека как бы «под себя». Но как духовное существо, человек обнаруживает свою самоценность и может противостоять ему, нести в себе импульс преобразования общества. Общество, созидая человека, тем самым осуществляет свое изменение. Таким образом социальное бытие человека противоречиво: «он постоянно «замкнут» в обществе и постоянно выходит за его пределы, воспроизводит и преобразует его.» (В.С. Барулин. Социальная философия. Учебник. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 474).

3. Для исследования человека философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.

Понятие «человек» - понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека.

Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется понятие «индивид». Под «индивидуальностью» понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.

Личность – это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными качествами, ибо личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность – это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы.

Личность – это любой человек (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни. Индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

Проблема «личность и общество» рассматривается в двух основных относительно независимых, но тесно взаимосвязанных ракурсах.

Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной логике развития.

Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальные институты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечном счете производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный институт выражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с тем, он приобретает определенную и довольно ощутимую независимость, обладает собственной логикой развития, которая несводима к логике элементарных связей между людьми.

Второй ракурс проблемы «личность и общество»: как личность взаимодействует с другими людьми в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.

Взаимодействие личности и социальной среды в самом общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, о ее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.

В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних условий, обстоятельств своей жизни.

Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (личностью из предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность личности проявляется как в процессе восприятия, осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по-своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.

Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также природы как естественной основы существования общества.

При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.

Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна в пределах его компетентности и диапазона возможностей.

Необходимо формирование подлинно гуманистических ценностей, выработка привлекательного социального идеала, включающего как основной момент своего содержания идею о свободе личности. При этом свобода личности должна пониматься как взаимодействие гармонично развивающегося общества, в котором учтены интересы всех его членов, и обладающей максимумом возможностей для удовлетворения потребностей развития и самовыражения личностью. Развитие человека как личности происходит в творчестве. Благодаря творчеству происходит расширение и обогащение духовного мира и самого творца, и других людей. Однако творчество не следует связывать с безудержной жаждой преобразования природы и общества. Следует задуматься над тем, каковы будут последствия этих преобразований. Речь идет и взаимосвязи свободы, творчества и ответственности личности.

Достижение идеала свободы возможно лишь при условии совершенствования одновременно всех сторон личности и всех условий его социального бытия. Свободная экономика, объединившись с правовым государством, основным принципом которого станет социальная защита личности, обеспечение равенства всех субъектов прав и свобод по отношению к закону, незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, взаимная ответственность государства и личности создадут новый вариант демократического и гуманного общества, способного воплотить в действительность свободу личности и всестороннее развитие человека.

1. В чем сущность проблемы человека в философии? Как она решалась различными философскими направлениями?

Философия-сфера знания, которая облачено в определенные человеческие ценности. Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире. Человек-субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно меняется. В античной философии-образ космоцентричного человека отрыл для европейцев душу, но это понимание человеческой души отличалось от восточного понимания. Душой обладают животные, растения, душа пронизывает тело, поэтому в понимании древних греков человек мыслит всем телом-"в здоровом теле-здоровый дух"; поэтому древние греки большое значение уделяли тренировке тела.


В дальнейшем понимание души менялось. Платон определял человека, как воплощение бессмертной души. Аристотель: человек-политическое животное (социальная компонента человека). В средневековой философии: образ человека-теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир-момент движения к Богу, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский: человек-актер божественных трагедий и комедий. Воля выше интеллекта, выше разума человека-А. Августин. Фома Аквинский: в человеке нет субстанционной основы, кроме разумной души. Человек не может самостоятельно получать знания и открываются в откровениях.


Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела. Человек-венец природы, создан по образу и подобию Божию. Макиавелли: желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем. М. Монтень: все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапожника и душа монарха от рождения одинаковы.


Изменяется отношение к душе и в эпоху нового времени-механистический подход к душе человека. Человек-это машина, которая будучи приведена в движение чувственными ощущениями должна совершить то, что она совершает. Гольбах: все несчастья человека от незнания законов природы, всё, что в природе происходит за счет сил инерции движения и отталкивания в душе приобретает косность, любовное влечение и т.д. антропоцентричный образ человека, Бог смещается на границу сознания. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Философия должна определить сущность человека. Первоначально, человек-предмет сам по себе, предмет на который направлена сила извне. В Новое время выдвигались мысли о том, что человеком человек становится.


Проблема становления человека в условиях развития - проблема антропосоциогенеза. Многие философы высказывали сомнение в разумности человека. В человеке сильно животное начало. Ницше: человек не только творец, но и тварь, чтобы уничтожить тварь нужно освободиться от морали, выдвигающей идеи человека-бога. Н. Бердяев: человек-существо, подчиненное сверхчеловеческому началу, которое нельзя охватить разумом, присутствует творческое начало-человек должен стремиться к Богу через творчество.


Проблема человека - есть основная проблема философии. Человек может начать философствовать только с познания самого себя. Человек так и остался для себя загадкой. Платон: человек-животное двуногое, беспёрое. Человек является неким существом, а все существа делятся на диких и ручных. Человек - ручное животное.


Человек-существо умеющее изготавливать и употреблять орудия труда, но есть такие, которые за всю свою жизнь не изготовили ни одного орудия труда. Человек - Номо sapiens, человек-существо социальное. Каждый человек уникален - он то, что сам из себя делает. Проблема определяется природой человека, рассматриваемой в рамках философской антропологии. В институте человека открыто около 50 направлений изучения человека. Природу человека не определили.

Классификация:


· Субъективистский подход: человек - его внутренний субъективный мир.

· Объективный подход: Человек-носитель внешних объективных условий существования.

· Синтезированный подход: субъективный и объективный.


1,-Понятия "природа" и "сущность" человека некоторые понимали как синонимы, другие - нет. Сущность то, что делает человека человеком: разум, мораль, нравственность и т. д. Атеисты (Камю, Сатр) считают, что у человека нет природы, человек-существо, которое в момент появления не имеет сущности, человек существует настолько, насколько себя ощущает. Представители религиозного крыла, Хайдегер и Ясперс, считают, что сущность человека не может существовать без понятия Бога.


Человек-создатель культуры. Сущность человека проявляется тогда, когда он представляет то, что он есть сам по себе. Проявить себя он может в пограничной ситуации: болезнь,борьба и т. д. Человек приобретает сущность только после смерти, до смерти говорить о сущности не имеет смысла.


2,-Представители научного материализма и марксизма: бытие определяет сознание.


3,-Его начало заложено в психоанализе З. Фрейда, который пытался синтезировать различные стороны человеческой жизни, психики.


Концепции антропосоциогенеза должны были объяснить, как сформировались особенности человека, отличающее его от других животных. Биологическая природа человека проявляется в том, что ему присущи инстинкты: самосохранения,…


Как человек приобрёл социальные признаки?

Активная вулканическая деятельность, изменение климата на Земле, космические явления-всё это в совокупности повлияло на человека, который приобрел 4 признака:


· Тело-приспособленное для прямохождения.

· Кисть-развитая для тонких манипуляций.

· Развитие головного мозга.

· Голая кожа.


Как появились эти признаки - загадка?

3,5-5 млн. лет назад австралопитек - только умел прямо ходить, питекантроп (1,5 млн. лет назад) - еще умел изготавливать орудия труда, неандерталец (150 тыс. лет назад) - еще и пользовался орудиями труда.

Человек как существо ставшее (развившееся)-2 концепции:

Общая космологическая теория эволюции.

Синтетическая теория эволюции.


1,-разработана в рамках синергетики. Человек сам является процессом эволюции социального мира.


2,-человек продукт естественного отбора и мутаций. Возникновение человека связано с возникновением жизни.


В противовес существуют теории, которые связывают возникновение человека с божественным акт творения, т.е. для того, чтобы счастливым образом сложились все обстоятельства для возникновения человека нужно много времени, а времени существования Земли не достаточно.

Трудовая теория антропосоциогенеза

Сущность: наши предки прагоминиды ~ 5-8 млн. лет назад спустились с деревьев на землю и заселили жаркие саваны Южной Африки, где постепенно от собирания растений перешли к охоте на животных. Периодически приходилось вставать на задние ноги. В результате регулярной практики стали ходить на двух ногах, что позволило быстрее двигаться освободились передние конечности, стали заниматься трудовой деятельностью, возник коллективный труд Þ необходимость общения Þ возникновения речи Þ развитие сознания, таким образом труд создал человека.


В рамках развития эпистимологии (Карл Поппер и др.) подвергли критике трудовую теорию. Человека человеком сделала природа.


Другая теория: естественный отбор–предки жили на деревьях, потом спустились на землю.

Почему представители одного и того же вида агрессивны по отношению к соплеменникам? Когда предки спустились на землю все экологические ниши были уже заняты, предки вынуждены были стать санитарами природы–есть то, что осталось от других животных, даже трупы соплеменников. Пока проходил процесс становления притупление инстинкта было не так заметно, а когда он взял в руки палку, остро встала проблема человека как вида. Возникли внутренние нормы, которые должны были решить следующие проблемы: 1) проблема распределения пищи; 2) проблема, связанная с удовлетворением полового инстинкта.


Постепенно возникли нормы морали, частной собственности.


Человек является человеческим существом благодаря тонкой пленке, которая называется культура, она возникла в процессе воспитания и образования.


Третья теория–концепция "водяной обезьяны". Когда предки спустились на землю, то расселились по берегам водоемов. На отмели приходилось вставать на задние конечности руки освобождались, становились более чувствительными, а развитие рук напрямую с развитием головного мозга. Люди постоянно находились в воде, выходили на землю, лохматые дольше сохли Þ чаще болели Þ выживали "лысые". Так как они ели морепродукты нужна была определенная сноровка Þ развивалось сознание.


Биологический и социальный человек. Существуют две крайности:

1) социологизаторы;

2) 2) биологизаторы.


Биологическое представлено в человеке индивидуальностью, а социальное–обществом. Общество настолько является стабильным, насколько ему удается наладить консенсус между индивидуальным и социальным.

Индивидуальное в человеке - биологическое (более консервативно). Социальное - постоянно прогрессирует, прогресс человека продолжается на социальном уровне.


Философское понимание человека никогда не станет однозначным потому, что единый ответ на этот вопрос исключается предельной противоречивостью нашего бытия.


Высший акт самоутверждения личности заключается в жертвенности, в том, чтобы принять страдание и смерть, но не изменить своему человеческому призванию. Наше бытие и становится в высшей степени человеческим именно тогда, когда мы начинаем понимать, что "Я", личностное начало является чем-то большим, чем собственная жизнь. Таков парадокс: человек обретает себя как личность, только теряя себя как биологическую особь.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сущность человека как проблема философии

Среди сущностных определений человека есть немало знаменовавших целые эпохи в истории философской мысли˸ ʼʼчеловек - разумное животноеʼʼ, ʼʼчеловек - политическое животноеʼʼ, ʼʼчеловек - животное, делающее орудия трудаʼʼ, ʼʼчеловек религиозныйʼʼ, ʼʼчеловек разумныйʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Немецкий философ Макс Шелер (1874-1928 гг.) писал˸ ʼʼЧеловек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные ᴇᴦο определения вряд ли могут считаться удачнымиʼʼ. Человек является объектом исследования многих наук. Среди них - биология, физиология, психология, генетика, антропология, этнология. Так, в центре антропологии (учения о человеке) стоит проблема происхождения, становления человека современного типа, в центре психологии - закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, в центре генетики - законы наследственности и изменчивости организмов. Вместе с тем человек является и основным предметом философского знания. ʼʼЧеловек есть мера всех вещейʼʼ, - говорил древнегреческий философ Протагор.
Размещено на реф.рф
Что это за мера? В чем и как она проявляется? Данные вопросы обсуждаются около 2,5 тыс. лет и вызывают горячие споры. Философский подход в изучении человека состоит в том, что человек воспринимается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого потенциала природы и общества, как творец духовного мира. Когда Аристотель различал растительную, животную и человеческую души, то он показывал место человека в природной иерархии и ᴇᴦο зависимость от более низших материальных состояний. Возникают вопросы˸ почему сущностных характеристик человека так много? Почему они столь различны, хотя и имеют в виду один и тот же объект - человека? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА - ЧЕЛОВЕК

Человек представляет собой сложную систему, он многомерен. С научной точки зрения человек, как вы знаете, - это уникальный продукт длительного развития живой природы и одновременно результат космической эволюции самой природы. Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде. Он обладает уникальной способностью мыслить, благодаря которой существует духовный мир человека, ᴇᴦο духовная жизнь. Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком, лишь будучи включенным в социальные отношения. Данные истины позволяют говорить о сущности человека как единстве природного и социального. Нет ничего более очевидного и вместе с тем более сложного, чем человек. Современного человека от ᴇᴦο далеких предков отделяют сотни тысячелетий. Поэтому неудивительно, что многое из жизни рода человеческого на заре ᴇᴦο возникновения остается непознанным, таинственным, загадочным. Да и наш современник не дает оснований принимать ᴇᴦο за существо предсказуемое и открытое. Даже люди, умудренные жизнью, нередко осознают недостаточность своего знания ʼʼбратьев по разумуʼʼ, так как люди знакомые и незнакомые каждый день преподносят что-то непонятное, неожиданное в своем поведении и образе мыслей.