Виндельбанд в что такое философия. Виндельбанд (windelband) вильгельм - новейший философский словарь

Г.; состоял профессором в Страсбургском университете. Ученик Куно Фишера и Лотце , он примкнул к неокантианцам. Написал «Ueber die Gewissheit der Erkenntniss» (Берлин , ), «Ueber den gegenwärtigen Stand der psycholog. Forschung» (Лейпциг , ), «Die Geschichte der neuern Philosophie in ihrem Zusammenhange mit der allgemeinen Kultur und den besondern Wissenschaften» (т. 1 «Von der Renaissance bis Kant», Лейпциг, ; т. 2, «Von Kant bis Hegel und Herbart, die Blütezeit der deutschen Philosophie», Лейпц., ) и «Präludien, Reden und Aufsätze zur Einleitung in die Philosophie» (Фрейбург и Тюбинг . ; общедоступное изложение начал критической философии).

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Виндельбанд , Вильгельм (1848-1915), нем. философ-неокантианец и историк философии. На рус. язык переведены соч. Виндельбанда: «История древней философии», «История новой философии», «Прелюдии».

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

Вильгельм Виндельбанд (Wilhelm Windelband , 1848-1915)

Виндельбанд (Windelband ) Вильгельм (11.5.1848, Потсдам, - 22.10.1915, Гейдельберг), немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства . Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877), Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903). Виндельбанд известен своими трудами по истории философии («История древней философии», 1888; рус. пер. 1893; «История новой философии», Bd 1-2, 1878-80; рус. пер., т. 1-2, 1902-05), в которых философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций. В характерном для неокантианства духе Виндельбанд устраняет из учения Канта «вещь в себе », пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём. Философию Виндельбанд определяет как «... критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются В. как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», В. сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных. Разрабатывая методологию наук, В. расчленил науки на номотетические, имеющие дело с законами, и идеографические, изучающие единичные явления в их неповторимости. «Одни из них суть науки о законах, другие - науки о событиях» (там же, с. 320). Таким образом, закономерность как руководящий принцип В. исключает из исторического познания.

Сочинения : Geschichte und Naturwissenschaft, 3 Aufl., Strassburg, 1904: Über Willensfreiheit, 4 Aufl., Tübingen, 1923; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 15 Aufl., Tübingen, 1957; в рус. пер. - О свободе воли, М., 1905; Платон, 4 изд., СПБ, 1909; Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия, М., 1910.

ВИНДЕЛЬБАНД

ВИНДЕЛЬБАНД

(Windelband) Вильгельм (1848-1915) -нем. , историк философии, глава баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Лейпцигском, Цюрихском, Фрайбургском, Страсбургском и Гейдельбергском ун-тах. Автор знаменитых книг «История древней философии» и «История новой философии», по которым училось несколько поколений студентов различных европейских стран, в т.ч. и России. Как мыслитель известен своими работами в области философии истории, философии духа, теории познания. Основные работы в этой области: «Прелюдии. Философские статьи и речи», «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия», «Платон», «Философия культуры и » и др. В. первым стал различать науки не по предмету, а по методу: один наук - номотетические (прежде всего ) - рассматривает с т.зр. всеобщего и выражает свое о действительности в законах; др. класс - идеографические - изучает действительность с т.зр. единичного в его исторической неповторимости. Общие законы не выражают специфики и уникальности единичного существования. В. вообще отвергал применимости объективных законов к историческому познанию, к феноменам человеческого бытия. Смысл и имеют те феномены действительности, которые можно отнести к ценностям - к истине, благу, красоте, святости. В любых человеческих поступках, совершаемых во той или иной ценности, выявляется несводимость нашего существа к каким бы то ни было объективным (природным) закономерностям, выявляется индивидуальная . Все отдельные науки занимаются изучением того, что е с т ь, а изучает то, что должно быть, т. е. идеалы, ценности. Философия, т.о., является наукой о совести, долге и свободе, в узком смысле она является этикой, наукой о должном. В. попытался реализовать кантовскую идею о примате практического бытия над теоретическим и во имя этого резко противопоставлял природу и свободу, объективные законы и человеческие ценности. Дуализм реальности и ценности - человеческой деятельности. Его учение о разделении наук оказало большое влияние на европейскую 20 в.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ВИНДЕЛЬБАНД

(Windelband) Вильгельм (11.5.1848, Потсдам,- 22.10.1915, Гейдельберг) , нем. философ, глава баденской школы неокантианства. В трудах по истории философии («История древней философии», 1888 , рус. пер. 1893 ; «История новой философии», Bd 1 - 2, 1878-80, рус. пер. , т. 1-2, 1902-05) рассматривал филос. учения прошлого с кантианских позиций. Стремясь преодолеть кантовской философии, устранял « ». Определял философию как всеобщую науку о «ценностях». Исходя из кантовского различения теоретич. и практич. разума, В. противопоставлял философию как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях и познании должного, опытным наукам, опирающимся на теоретич. суждения и эмпирич. данные о «сущем». Ценности у В.- априорны, трансцендентальны, общезначимы; он различал логич., этич., зстетич. и религ. ценности, толкуя их как восходящие ступени. Признавая конечной целью историч.

прогресса человечества в соответствии с «этич. идеалом», В. сводил социальные проблемы к этическим. Выше этич. ценностей он ставил эстетические - как свободные от человеч. воли и заинтересованности. Дуализм мира действительности и мира ценностей (того, что есть, и того, что должно быть) В. объявлял «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу религ. ценностей.

В методологии наук В. противопоставлял естеств. (номотетические) и исторические (идиографические) науки (науки и науки о культуре) . В отличие от естеств. наук, изучающих , повторяемое, закономерное в явлениях, историч. науки, согласно В., имеют дело с единич. явлениями и событиями в их неповторимости и исключительности. Отвергая закономерность как руководящий историч. познания, В. заменял его процедурой «отнесения к ценностям». Учение В. о разделении наук оказало значит. влияние на бурж. философию, социологию и историографию.

Geschichte und Naturwissenschaft, Strassburg, 19043; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, Tub. , 195715; в рус. цер.- Прелюдии, СПБ , 1904 ; О свободе воли, М., 1905 ; Платон, СПБ , 19094; Философия в нем. духовной жизни 19 столетия, М.. 1910.

Л е х а н о в Г. В., О книге В. В., Соч., т. 17, М., }